Гост на сжиженный газ для заправки автомобилей

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

V. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами

29. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

30. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.

32*. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице П.6.4.

Таблица П.6.4

№ п/п Наименование объектов, до которых определяется расстояние Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АГЗС
с подземными резервуарами с СУГ с надземными резервуарами с СУГ
1 Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10) 80 100
2 Лесные массивы:
хвойных и смешанных пород
лиственных пород

60
40

100
60
3 Жилые и общественные здания 100 300
4 Места массового пребывания людей 100 300
5 Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей 50 100
6 Торговые киоски 60 100
7 Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
I, II и III категории
IV и V категории
50
30
100
60
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) 50 100
8 Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 80 100
9 Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 100 100
10 Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007-76* 100 100
11 Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) По ПУЭ
12 Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 50 100

Примечание. Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей П.6.3 при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытие первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийный сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы.

33. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по таблице П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50 % по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в таблице П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.

34. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.

Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:

  • автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
  • обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;
  • защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;
  • отвечающими требованиям п. 19.9 приложения 6.

35 * . Трубопроводы с СУГ и его парами, проходящие по территории АГЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, допускается размещать выше уровня планировочной площадки и выполнять одностенными при защите указанных трубопроводов теплоизоляцией, отвечающей требованиям п. 20 настоящих норм, обеспечения условий проветривания теплоизолированных трубопроводов и исключения возможности их повреждения транспортными средствами.

36 * . Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 м 3 , единичная - 10 м 3 . Общую и единичную вместимость подземных резервуаров хранения СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

37 * . На АГЗС допускается не предусматривать:

  • оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;
  • датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п. 20.9 приложения 6;
  • защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;
  • системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложения 6;
  • противопожарный водопровод высокого давления;
  • автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по п. 19.3 приложения 6;
  • дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по п. 19.11* приложения 6.

38 * . Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п. 25 приложения 6, но не менее 200 м 3 , расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м.

Указанные водоемы или резервуары допускается не предусматривать при условии размещения АГЗС вне территории населенных пунктов и на расстояниях от окружающих объектов не менее 300 м.

Автотранспорт - правила, нормы, положения

Баллоны для газов выпускаются промышленностью для применения в производственной и бытовой сфере.

1. В соответствии с ГОСТ 949-73 с последующими изменениями предусмотрен выпуск баллонов из углеродистой и легированной стали малого объема (до 12 л) и среднего объема (от 20 до 50 л) с рабочим давлением до 19,6 МПа (200 кг/см2), предназначенных для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов при температурах от минус 50 до плюс 60°С. Диаметр баллонов от 70 до 219 мм.

2. В соответствии с ГОСТ 9731-79 предусмотрен выпуск баллонов из углеродистой и легированной стали большого объема на давление не более 24,5 МПа
(250 кгс/см2), предназначенных для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 60 °С.

Исполнения – одногорловые и двугорловые.

Наружный диаметр от 325 до 465 мм.

3. ГОСТ 12247-80 распространяется на изготовление баллонов из легированной стали на рабочее давление 31,4 и 39,2 МПа (320 и 400 кгс/см2), предназначенных для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 60 °С. Баллоны должны изготавливаться в двугорловом исполнении.

Объем выпускаемых баллонов – 80, 100, 130, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 650, 800 и 1000 литров. Наружный диаметр от 325 до 600 мм. Длина корпуса баллонов – от 1430 до 5050 мм. Баллоны объемом более 500 литров выпускают по соглашению между изготовителем и потребителем.

4. ГОСТ 15860-84 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 Мпа». ГОСТ распространяется на стальные сварные баллоны с запорными устройствами объемом 5, 12, 27 и 50 литров на давление до 1,6 МПа, предназначенные для транспортирования и хранения сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана и их смесей).

Краткая характеристика баллонов.

Объем баллона, л Наружный диаметр, мм Высота баллона, мм Масса сжиженного пропана, кг
5 222 295 2
12 250 485,425 5
27 299, 292 590 11,4
50 299, 292 1015 21,2

Толщина стенки – от 2 до 3 мм, масса порожнего баллона от 4 до 22 кг.

5. ГОСТ Р 51753-2001 устанавливает общие технические условия на производство

баллонов высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах.

Стандарт распространяется на баллоны вместимостью от 20 до 500 л, рассчитанные на рабочее давление не более 40,0 Мпа (400 кгс/см2). Баллоны устанавливаются на газобалонные автомобили и вместе с другим оборудованием предназначены для транспортирования, хранения и использования в качестве моторного топлива сжатого природного газа по ГОСТ 27577 (газ метан, СН4).

Данный ГОСТ предусматривает производство баллонов 4-х типов:

6. ГОСТ Р и Правила ЕЭК ООН в части использования баллонов под сжиженный газ для применения его на автомобилях в качестве моторного топлива.

6.2. Правила ЕЭК ООН № 67 в части применения специального оборудования на автотранспортных средствах, двигатели которых работают на сжиженном нефтяном газе, предусматривают применение различных конструкций баллонов. По разработанным производителями спецоборудования техническим условиям осуществляется выпуск следующих видов баллонов для сжиженного газа:

7. ГОСТ Р 55559-2013 Баллоны композитные для сжиженных углеводородных газов на рабочее давление 2,0 МПа. Общие технические требования. Методы испытаний.

4.1 Сжиженные газы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям сжиженные газы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 2.

Таблица 2- Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов

Норма для марки

1 Массовая доля компонентов, %:

сумма метана, этана и этилена

сумма пропана и пропилена, не менее

в том числе пропана

сумма бутанов и бутиленов:

сумма непредельных углеводородов, не более

2 Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более

3 Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре:

По ГОСТ Р 50994 или ГОСТ 28656

плюс 45°С, не более

минус 20°С, не менее

минус 30°С, не менее

4 Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более

По ГОСТ 22985 или ГОСТ Р 50802

в том числе сероводорода, не более

По ГОСТ 22985 или ГОСТ Р 50802

5 Содержание свободной воды и щелочи

6 Интенсивность запаха, баллы, не менее

По ГОСТ 22387.5 или 8.3

1 Допускается не определять интенсивность запаха при массовой доле меркаптановой серы в сжиженных газах марок ПТ, ПБТ и БТ 0,002% и более, а марок ПА и ПБА — 0,001% и более. При массовой доле меркаптановой серы менее указанных значений или интенсивности запаха менее 3 баллов сжиженные газы должны быть одорированы в установленном порядке.

2 При температурах минус 20°С и минус 30°С давление насыщенных паров сжиженных газов определяют только в зимний период.

3 При применении сжиженных газов марок ПТ и ПБТ в качестве топлива для автомобильного транспорта массовая доля суммы непредельных углеводородов не должна превышать 6%, а давление насыщенных паров должно быть не менее 0,07 МПа для марок ПТ и ПБТ при температурах минус 30°С и минус 20°С соответственно.

4.3 Маркировка

4.3.1 Маркировка сжиженных газов — по ГОСТ 1510 с указанием манипуляционного знака «Беречь от солнечных лучей» по ГОСТ 14192, знака опасности по ГОСТ 19433, класса 2, подкласса 2.3.

4.3.2 Сигнальные цвета и знаки безопасности должны применяться в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

4.4 Упаковка

4.4.1 Сжиженные газы наливают в цистерны, металлические баллоны и другие емкости, освидетельствованные в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными в установленном порядке, и ГОСТ 15860.

Изобутан (i-C4Н10)

Изобутан — углеводород класса алканов, изомер нормального бутана (формула i-C4H10). Компонент попутного нефтяного газа, производится СИБУРом в результате газопереработки ПНГ и последующего газофракционирования ШФЛУ. Как представитель углеводородных газов пожаро- и взрывоопасен, не имеет запаха.

Пропан, не более 1.5%
Изобутан, не менее 97%
Сумма бутиленов, не более 0.5%
N-Нормальный бутан, не более 2.0%
Сумма углеводородов C1-C2 Не нормируется
Сумма углеводородов C5 и выше Отсутствует
Массовая доля сероводорода имеркаптановой серы, %, не более 0.005%
Содержание свободнойводы и щелочь Отсутствует
Внешний вид Жидкость
Упаковка цистерны 26 и 33 тонны
Условия хранения в соответствии с ГОСТ 1510-84
Срок годности 6 месяцев с даты производства
Транспортировка Ж/д, авто- и водным транспортом

Применение

  • Сырье для производства изобутилена, изопрена, который является мономером для синтеза синтетических каучуков
  • Алкилирование
  • В качестве хладагента

5 Аппаратура

5.1 Пробоотборники типов ПУ и ПГО

Принципиальные схемы пробоотборников типов ПУ и ПГО приведены на рисунках 1 и 2 соответ ственно.

Т — корпус. 2 — штифт. 3 — винт. 4 — уплотнительное кольцо: 5 — запиравшая втулка; в — заглушка; 7 — резиновая прокладка. 8 — штуцер

Рисунок 1 — Принципиальная схема пробоотборника типа ПУ

Т. Т2 — заглушки; 2,4 — прокладки, 3, 8 — впускной и выпускной вентили. S — нижнее днище; в — корпус: 7 — верхнее днище. 9 — сливная трубке: J0 — патрубок: 11 — резиновая мембрана: 13 — штуцер

Рисунок 2 — Принципиальная схема пробоотборника типа ПГО

5.2 Принцип работы уплотнительного кольца пробоотборников типа ПУ

При повороте запирающей втулки 5 (см. рисунок 1) по часовой стрелке происходит сначала уплот-нение торцевых поверхностей штуцера корпуса и втулки, а затем, при дальнейшей деформации кольца. отверстие в кем перекрывается. Запирающая втулка 5 имеет шесть равнорасположенных по окружности резьбовых отверстий для установки винта 3. Винт 3 ограничивает ход вращательного движения запирающей втулки 5 за счет упора в штифт 2 на корпусе пробоотборника в момент перекрытия проходного отверстия в уплотнительном кольце 4.

Винт 3 может быть ввернут в любое из шести резьбовых отверстий запирающей втулки таким образом, чтобы в момент перекрытия проходного отверстия в уплотнительном кольце 4 винт упирался в штифт 2 с одной стороны. При повороте запирающей втулки на один оборот против часовой стрелки должно открываться проходное отверстие в уплотнительном кольце, винт 3 при этом упирается в штифт с другой стороны.

Таким образом, происходит открытие и закрытие пробоотборника и фиксация запирающих втулок. Для надежной герметизации штуцеров пробоотборник снабжен заглушкой 6.

5.3 Поршневой пробоотборник постоянного давления

Пробоотборники поршневого типа постоянного давления*, принципиальная схема которых показана на рисунке 3. рекомендованы для отбора проб СУГ с низкой температурой кипения (метан, этан, этилен).

Пробоотборник представляет собой цилиндр с движущимся поршнем, отделяющим пробу СУГ от компенсирующего (буферного) газа. При этом давление по обе стороны поршня одинаковое.

Линии подачи СУГ и компенсирующего газа оборудуют вентилями. Пробоотборник снабжают магнитным индикатором и градуировочной шкалой, позволяющими определить объем СУГ. штоком поршня. перемешивающим устройством и продувочным вентилем для повышения качества и безопасности пробоотбора.

1.3— отверстия для подсоединения мемом втрое. 2 — рабочая камера с образцом СУГ: 4 — отверстие для подачи компенсирующего (буферного) таза; 5 — камера компенсирующею (буферного) газа; в — поршень. 7 — отверстие для выпускного «лапана б — отверстие для подачи СУГ при отборе или взятии на измерение

Рисунок 3 — Принципиальная схема поршневого пробоотборника

Пропан


Пропан – бутан технический ГОСТ 52087-2003 применяется в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях.

Основными компонентами сжиженного углеводородного газа являются пропан С3Н8 и бутан С4Н10. Главным образом промышленное производство сжиженного газа осуществляется из следующих источников:

— попутные нефтяные газы;

— конденсатные фракции природного газа;

— газы процессов стабилизации нефти и конденсата;

— нефтезаводские газы, получаемые с установок переработки нефти.

Углеводороды, входящие в состав попутного нефтяного газа, при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, но при увеличении внешнего давления меняют свое агрегатное состояние и превращаются в жидкость. Это свойство позволяет добиться высокой энергетической плотности и хранить сжиженный углеводородный газ (СУГ) в сравнительно простых по конструкции резервуарах.

Давление СУГ в баллоне.

В закрытом резервуаре СУГ образует двухфазную систему. Давление в баллоне зависит от давления насыщенных паров (давления паров в замкнутом объеме в присутствии жидкой фазы) и характеризует испаряемость сжиженного газа, которая, в свою очередь, зависит от температуры жидкой фазы и процентного соотношения пропана и бутана в ней. Испаряемость пропана выше, чем бутана, поэтому и давление при отрицательных температурах у него выше.

Опыт многолетней практичес­кой эксплуатации показывает: — при низких температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с повышенным содержанием пропана, так как при этом обеспечивается надежное испарение газа, а следовательно, и стабильная подача продукта;

— при высоких положительных температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с пониженным содержанием пропана, иначе в резервуаре и трубопроводах будет создаваться значительное избыточное давление, что может отрицательно повлиять на герметичность газовой системы.

Кроме пропана и бутана, в состав СУГ входит незначительное количество метана, этана и других углеводородов, которые могут изменять свойства смеси. Так, этан обладает повышенным, по сравнению с пропаном, давлением насыщенных паров, что может оказать отрицательное влияние при положительных температурах.

Изменение объема жидкой фазы при нагревании

Пропан-бутановая смесь обладает большим коэффициентом объемного расширения жидкой фазы, который для пропана составляет 0,003, а для бутана — 0,002 на 1°С повышения температуры газа. Для сравнения: коэффициент объемного расширения пропана в 15 раз, а бутана — в 10 раз, больше, чем у воды. Техническими нормативами и регламентами устанавливается, что cтепень заполнения резервуаров и баллонов зависит от марки газа и разности его температур во время заполнения и при последующем хранении.

Для резервуаров, разность температур которых не превышает 40° С, степень заполнения принимается равной 85%, при большей разности температур степень заполнения должна снижаться. Баллоны заполняются по массе в соответствии с указаниями ПБ 03-576-03 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Максимальная допустимая температура нагрева баллона не должна превышать 45°С, при этом упругость паров бутана достигает 0,385 МПа, а пропана — 1,4–1,5 МПа. Баллоны должны предохраняться от нагрева солнечными лучами или другими источниками тепла.

Изменение объема газа при испарении.

При испарении 1 л сжиженного газа образуется около 250 л газообразного. Таким образом, даже незначительная утечка СУГ может быть очень опасной, так как объем газа при испарении увеличивается в 250 раз. Плотность газовой фазы в 1,5–2,0 раза больше плотности воздуха. Этим объясняется тот факт, что при утечках газ с трудом рассеивается в воздухе, особенно в закрытом помещении. Пары его могут накапливаться в естественных и искусственных углублениях, образуя взрывоопасную смесь.

Варианты поставки

Мы можем предложить Вам различные варианты поставок ПБТ:

поставка пропан-бутана технического ГОСТ 52087-2003 в баллонах

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 400-80 Термометры стеклянные для испытаний нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 1770-74 Посуда мерная, лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 10679-76 Газы углеводородные сжиженные. Метод определения углеводородного состава

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14921-78 Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб

ГОСТ 15860-84 Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия

ГОСТ 18300-87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 22387.5-77 Газ для коммунально-бытового потребления. Метод определения интенсивности запаха

ГОСТ 22985-90 Газы углеводородные сжиженные. Метод определения сероводорода и меркаптановой серы

ГОСТ 28656-90 Газы углеводородные сжиженные. Расчетный метод определения плотности и давления насыщенных паров

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50802-95 Нефть. Метод определения сероводорода, метил- и этилмеркаптанов

ГОСТ Р 50994-96 (ИСО 4256-78) Газы углеводородные сжиженные. Метод определения давления насыщенных паров

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья» (АО «ВНИИУС»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 52 «Природный и сжиженные газы»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2018 г. No 53)

Топливо СУГ – применение сжиженных газов


Общее сокращение СУГ объединяет несколько видов сжиженных углеводородных газов, используемых в различных областях промышленности. Наибольшую известность СУГ получили в автотранспортной сфере – как альтернатива бензиновому и дизельному топливу. Для заправки авто чаще применяются смеси пропана и бутана. Также в качестве топлива используется метан – справедливости ради, его нельзя назвать сжиженным газом, поскольку это только сжатый под большим давлением, компримированный природный газ (КПГ).

Такие виды топлива заметно выгоднее, оптимально безопасны при правильном подключении системы ГБО (газобаллонного оборудования). Кроме того, после отработки сжиженные газы, а также метан, наносят минимальный ущерб экологии, в отличие от дизтоплива и бензина. Владельцев автотранспорта привлекает и отсутствие дорогостоящих технических проектов для монтажа газовой топливной системы.

Стоит учесть, что газовые пропан-бутановые смеси на АЗС стоят почти в два раза дешевле бензина, а расход СУГ только немногим выше жидких топлив с расчётом на идентичный пробег:

✔ Зимний состав – 1,25 л газовой смеси против 1 литр бензина;

✔ Летний газ – 1,19 л СУГ против 1 литра бензина.

Совокупность всех свойств и возможностей этих смесей вызывает вполне обоснованный интерес водителей к переходу на альтернативный вид топлива. Условным ограничением может стать пока ещё не такая широкая сеть автозаправок, продающих углеводородное топливо. Но владельцы топливных карт и авто с газовым оборудованием успешно пользуются информацией с АЗС-локатора – все точки со сжиженными газами и маршруты к ним по территории России можно найти буквально за секунды, а число газозаправочных станций постоянно увеличивается.

Характеристики сжиженных газов

Применение газовых смесей как топлива для авто нельзя назвать новым явлением в автомобильной сфере. Российская часть истории применения такого ресурса длится уже более 80 лет, и к настоящему времени заслужила право называться безопасной. Метан, пропан и бутан – главные игроки сегмента газового топлива, и все эти три вида объединяют общие характеристики:

✔ Отсутствие запаха – для установки на авто топливным газам намеренно придают ароматический маркер, с помощью которого можно быстро обнаружить утечку;

✔ Устойчивость к воспламенению – при равных концентрациях бутан возгорается при +429 С, пропан при +466 С, метан при +537С, в то время как бензин и дизтопливо воспламеняются уже при t +250-300;

✔ Предельно полное сгорание газов – одновременно достигается высокий топливный КПД и минимизируется объём вредных выбросов в атмосферу;

✔ Низкое образование нагара – сохранение качества поршней в цилиндрах, свечей, камеры сгорания мотора;

✔ Высокое октановое число сжиженных газов – у метана 110, у пропан-бутановой смеси 100.


Официальные стандарты качества для СУГ

Опасения водителей о взрывоопасности газового оборудования происходят чаще от некорректной, произведенной с нарушениями установки системы ГБО, отсутствия контроля состояния баллонов. Технические регламенты и условия, разъясняющие порядок и нормы переоборудования можно найти, например, в ТР ТС 018/2011, прил. №9 О специализированных транспортных средствах (работающих на сжиженных углеводородных газах), также в Правилах ЕЭК ООН №115 относительно разных классов транспортных средств.

С помощью пропан-бутанового или метанового состава достигается баланс между экономичностью, надёжностью и возможностью применения в разных климатических условиях:

✔ Бутан в сжиженном виде и метан не морозоустойчив, но невосприимчив к жаркому климату;

✔ Пропан летом реагирует на высокие температуры и может привести к повышению давления в газовом баллоне;

В смеси же пропан и бутан, на фоне индивидуальных температурнозависимых характеристик дополняют друг друга, газы в разных объемах образуют стабильную, надёжную субстанцию, которая и снабжает топливную систему автомобиля. В зависимости от сезона на АЗС продаются зимние и летние газовые смеси с разными пропорциями содержимого. Например, для зимних сортов СУГ объём бутана составляет 40%, в летних 60%.


СУГ для автомобилей – газобалонное топливо

Если следовать точности определения, в категории СУГ нужно учитывать только пропан и бутан – именно они являются сжиженными газами. Несмотря на «метанизацию» автотранспорта и правительственные субсидии для всех, кто решит перейти с бензина и дизеля на газовое топливоснабжение категории КПГ, внимание автовладельцев к пропан-бутановым СУГ остаётся по-прежнему высоким. Споры между приверженцами метанового топлива и пропан-бутановой смеси решить невозможно, поскольку обе группы топлива имеют внушительный список достоинств, но также и ряд ограничений.

Выбор той или другой газовой схемы топливного снабжения необходимо делать с учетом вида автотранспорта, интенсивности и дальности его эксплуатации. На случай активных поездок на дальние расстояния владельцы большегрузных авто чаще ориентируются по объёму расходов на топливо, поскольку размер затрат на установку ГБО довольно быстро. И напротив, если возникает вопрос перевода легкового авто с небольшой или средней степенью использования в городе, основным параметром станет не цена затрат на установку и последующие заправки машины газом, а конструкция двигателя и топливной системы авто.

Марки сжиженных углеводородных газов

Сегодня разработаны и активно применяются в различных сферах деятельности четыре вида СУГ, и только два их вида применяются по климатическим условиям (согласно ГОСТ Р52087-2003):

✔ ПБА – пропан-бутан автомобильный (разрешен к применению при t окружающей среды не ниже минус 20С);

✔ ПА – пропан автомобильный.

Кроме автомобильной сферы применение сжиженным природным газам находится в промышленности, системах отопления, для коммунально-бытовых нужд и др. В этих областях применяются технические марки топлива: ПБТ, БТ и ПТ (пропан, бутан и пропан-бутан технические).

Что касается именно топливных систем для автомобилей, упомянутый ГОСТ подробно описывает актуальность смесей в зависимости от климатических условий и регионов.

ГОСТ 27577-87



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством газовой промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.И.Гриценко, д-р. техн. наук; В.П.Булычев, канд. хим. наук (руководители темы); Ю.Н.Васильев, д-р. техн. наук; Л.С.Золотаревский, канд. техн. наук; Л.А.Гнедова; В.Б.Перетряхина

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.12.87 N 104

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка



5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 08.07.92 N 657

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июле 1992 г. (ИУС 9-92)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2001 год

Поправка внесена изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2001 год


Настоящий стандарт распространяется на природный сжатый газ, применяемый в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и предназначенный для заправки автотранспортных средств.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в пп.1.2 (таблица, показатели 4, 5), 1.3, разд.2, пп.3.1, 3.2 и 3.3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



1.1. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей по технологии, не допускающей изменения компонентного состава и утвержденной в установленном порядке.

1.2. По физико-химическим показателям сжатый природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.

1. Объемная теплота сгорания, низшая, кДж/м

2. Относительная плотность к воздуху

3. Расчетное октановое число газа, не менее

4. Концентрация сероводорода, г/м, не более

5. Концентрация меркаптановой серы, г/м, не более

6. Масса механических примесей в 1 м, мг, не более

7. Суммарная объемная доля негорючих компонентов, включая кислород, %, не более

8. Концентрация паров воды, мг/м, не более


Примечание. Значения показателей установлены при температуре 20 °С и давлении 0,1013 МПа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


1.3. Избыточное давление сжатого природного газа в момент окончания заправки баллона автомобиля должно быть от 19,0 до 19,6 МПа.

1.4. Температура газа, заправляемого в баллон, должна быть не выше 40 °С.

При температуре окружающего воздуха 35 °С температура заправляемого газа должна быть не более чем на 5 °С выше температуры воздуха.

1.5. Требования безопасности

1.5.1. Сжатый природный газ относится к веществам 4-гo класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.5.2. Предельно допустимая концентрация углеводородов сжатого природного газа в воздухе рабочей зоны равна 300 мг/м в пересчете на углерод (ГОСТ 12.1.005).

Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м, сероводорода в смеси с углеводородами С-С - 3 мг/м.

1.5.3. Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему): нижний - 5%, верхний - 15%; для природного газа конкретного состава пределы воспламенения определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

Категория и группа взрывоопасной смеси - IIA-T1 по ГОСТ 12.1.011 .

1.5.4. Максимальное давление взрыва смеси газа с воздухом, находящейся при абсолютном давлении 0,1013 МПа и температуре 20 °С, равно 0,72 МПа (7,2 кгс/см) (по метану).

1.5.5. Для тушения при возгорании газа должны применяться углекислотные, пенные и порошковые огнетушители, песок, земля, асбестовая кошма, специальные огнегасящие вещества типа "хладон" и т. д.

1.5.6. При производстве, хранении, транспортировании и использовании сжатого природного газа необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором СССР и правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

1.5.7. Меры и средства защиты работающих от воздействия природного газа, требования к личной гигиене работающих, оборудованию и помещению регламентируются Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утвержденными Госгортехнадзором, и Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ПРИЕМКА



2.1. Приемка газа, поступающего на АГНКС - по ГОСТ 5542.

2.2. Периодичность контроля сжатого газа на АГНКС по показателю 8 таблицы должна быть не менее одного раза в сутки. Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки автомобиля. Температуру сжатого природного газа при заправке определяют по требованию потребителя.

Результаты испытаний распространяются на объем поступающего на АГНКС газа между данным и последующим испытаниями.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний сжатого природного газа по концентрации водяных паров проводят повторное испытание. Результаты повторных испытаний распространяются на объем газа между данным и последующим испытаниями. При получении неудовлетворительных результатов при повторных испытаниях заправка баллонов сжатым газом должна быть прекращена до устранения причин, вызвавших отступление, и получения положительных результатов контрольного испытания.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ



3.1. Давление газа в баллоне автомобиля после заправки определяют манометрами не ниже класса точности 2,5 по ГОСТ 2405 или другого типа, установленными на газозаправочных колонках АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Метод измерения количества отпускаемого газа и применяемые измерительные средства должны обеспечивать измерение с относительной погрешностью ±5%.

3.3. Определение температуры газа, заправляемого в баллон

В заправочной линии определяют контрольно-измерительный участок, в котором с помощью регулятора давления и дросселирующих устройств устанавливают давление от 20,4 до 21,2 МПа.

В измерительном участке должен быть установлен термометр по ГОСТ 28498 или датчик температуры, обеспечивающий измерение температуры с погрешностью, не превышающей 3 °С.

Через 1,5-3,0 мин после начала пропускания газа через контрольно-измерительный участок считывают показания прибора.

Колебания давления в контрольно-измерительном участке перед испытанием не менее 1,5 мин не должны превышать ±0,3 МПа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. Расчетное октановое число () вычисляют по формуле

где - октановое число -го горючего компонента сжатого газа;

- объемная доля -го горючего компонента сжатого газа в смеси;

- количество горючих компонентов сжатого газа, определенных анализом.

Октановые числа горючих компонентов сжатого газа приведены в приложении.

Заправка автомобилей сжиженным газом

Операторы должны быть аттестованы на знание «Правил безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ДНАОП 0.00-1.07-94) и «Правил безопасности систем газоснабжения» (ДНАОП 0.00-1.20-98).

На АЗС производится заправка только баллонов автомобилей, оборудованных для работы на сжиженном газе. Заправка бытовых баллонов не допускается.

Въезд на территорию АЗС и заправка автомобилей (автобусов, маршрутных такси), в которых находятся пассажиры, запрещается, за исключением легкового автотранспорта.

Порядок заправки автомобилей определяется строго по Инструкции.

Перед заправкой оператор АЗС обязан проверить в путевом (маршрутном) листе водителя грузового автомобиля, автобуса, маршрутного такси наличие штампа «газобалонного оборудование исправно», а также срок очередного освидетельствования газобаллонной установки.

У владельцев частного автотранспорта оператор обязан проверить срок очередного освидетельствования, указанный на табличке баллона, и избыточное давление по манометру.

Оператору АЗС необходимо помнить, что ответственность за техническую исправность газобаллонного оборудования всех видов автотранспорта, а также освидетельствование газовых баллонов несут владельцы, собственники автотранспортных средств.

Баллоны подлежат освидетельствованию один раз в два года.

Наполнение баллонов автомобиля СУГ разрешается только при выключенном двигателе автомобиля.

Наполнение баллона оператор производит только в присутствии водителя.

На пульт дистанционного управления задается заказанная доза отпуска, оператор присоединяет заправочный пистолет к заправочному устройству автомобиля и включает пусковую кнопку на колонке.

Плавно приоткрывая запорный клапан пистолета, необходимо проверить герметичность соединения. При наличии утечки газа отсоединить и вновь присоединить заправочный пистолет. Если при этом не будет обеспечена герметичность соединения, прекратить заправку.

При заправке газобаллонных автомобилей необходимо соблюдать следующие требования:

-не оставлять заправочную колонку и автомобили без надзора;

-не случать металлическими предметами по арматуре и газопроводам, находящимся под давлением;

-не производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей на территории АЗС;

-следить за давлением газа по манометру колонки, не допуская его превышения, а также за стеклянным смотровым окном для контроля наличия газовой фазы в отпускаемой дозе;

-если двигатель заправленного газом автомобиля при запуске дает перебои (хлопки), его следует немедленно заглушить и откатить автомобиль от заправочной колонки на расстояние не менее 15 м.

Оператор обязан прекратить заправку при выравнивании давления между баллоном и резервуаром по показаниям манометров, что свидетельствует о наполнении 85 % ёмкости. При заправке газового баллона до максимального уровня происходит автоматическое прекращение подачи газа в результате срабатывания отсечного клапана. Переполнение баллона запрещается.

При появлении паров газа из неправильно подсоединенной заправочной струбцины до баллона автомобиля не разрешается заводка двигателя, при этом место заправки должно проветриваться не менее 10 минут.

При появлении утечки газа в технологических системах газового модуля заправка останавливается, выключается электроэнергия, заправляемый автомобиль эвакуируется без заводки двигателя в безопасное место, затем принимаются меры по ликвидации утечки.

После окончания заправки необходимо осторожно отсоединить заправочный пистолет, поскольку в этот момент происходит выброс газа.

Заправив баллон, не забудьте завернуть пробку, закрывающую заправочное устройство.

При заправке оператор должен находиться в специальной одежде и перчатках, во избежание попадания струи газа на тело, что может вызвать обмораживание.

При заправке категорически запрещается наполнять газом баллоны автомобилей с просроченным сроком освидетельствования;

-наполнять баллоны автомобиля путем понижения в них давления за счет выброса паровой фазы в атмосферу;

-держать в непосредственной близости от ГРК легко воспламеняющиеся вещества (бензин и др.);

-выполнять заправку путем переливания или перекачки газа из одного баллона в другой.

ГОСТ 27577-87



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством газовой промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.И.Гриценко, д-р. техн. наук; В.П.Булычев, канд. хим. наук (руководители темы); Ю.Н.Васильев, д-р. техн. наук; Л.С.Золотаревский, канд. техн. наук; Л.А.Гнедова; В.Б.Перетряхина

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.12.87 N 104

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка



5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 08.07.92 N 657

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июле 1992 г. (ИУС 9-92)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2001 год

Поправка внесена изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2001 год


Настоящий стандарт распространяется на природный сжатый газ, применяемый в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и предназначенный для заправки автотранспортных средств.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в пп.1.2 (таблица, показатели 4, 5), 1.3, разд.2, пп.3.1, 3.2 и 3.3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



1.1. Природный топливный сжатый газ получают из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей по технологии, не допускающей изменения компонентного состава и утвержденной в установленном порядке.

1.2. По физико-химическим показателям сжатый природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.

1. Объемная теплота сгорания, низшая, кДж/м

2. Относительная плотность к воздуху

3. Расчетное октановое число газа, не менее

4. Концентрация сероводорода, г/м, не более

5. Концентрация меркаптановой серы, г/м, не более

6. Масса механических примесей в 1 м, мг, не более

7. Суммарная объемная доля негорючих компонентов, включая кислород, %, не более

8. Концентрация паров воды, мг/м, не более


Примечание. Значения показателей установлены при температуре 20 °С и давлении 0,1013 МПа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


1.3. Избыточное давление сжатого природного газа в момент окончания заправки баллона автомобиля должно быть от 19,0 до 19,6 МПа.

1.4. Температура газа, заправляемого в баллон, должна быть не выше 40 °С.

При температуре окружающего воздуха 35 °С температура заправляемого газа должна быть не более чем на 5 °С выше температуры воздуха.

1.5. Требования безопасности

1.5.1. Сжатый природный газ относится к веществам 4-гo класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.5.2. Предельно допустимая концентрация углеводородов сжатого природного газа в воздухе рабочей зоны равна 300 мг/м в пересчете на углерод (ГОСТ 12.1.005).

Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м, сероводорода в смеси с углеводородами С-С - 3 мг/м.

1.5.3. Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему): нижний - 5%, верхний - 15%; для природного газа конкретного состава пределы воспламенения определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

Категория и группа взрывоопасной смеси - IIA-T1 по ГОСТ 12.1.011 .

1.5.4. Максимальное давление взрыва смеси газа с воздухом, находящейся при абсолютном давлении 0,1013 МПа и температуре 20 °С, равно 0,72 МПа (7,2 кгс/см) (по метану).

1.5.5. Для тушения при возгорании газа должны применяться углекислотные, пенные и порошковые огнетушители, песок, земля, асбестовая кошма, специальные огнегасящие вещества типа "хладон" и т. д.

1.5.6. При производстве, хранении, транспортировании и использовании сжатого природного газа необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором СССР и правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

1.5.7. Меры и средства защиты работающих от воздействия природного газа, требования к личной гигиене работающих, оборудованию и помещению регламентируются Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утвержденными Госгортехнадзором, и Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ПРИЕМКА



2.1. Приемка газа, поступающего на АГНКС - по ГОСТ 5542.

2.2. Периодичность контроля сжатого газа на АГНКС по показателю 8 таблицы должна быть не менее одного раза в сутки. Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки автомобиля. Температуру сжатого природного газа при заправке определяют по требованию потребителя.

Результаты испытаний распространяются на объем поступающего на АГНКС газа между данным и последующим испытаниями.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний сжатого природного газа по концентрации водяных паров проводят повторное испытание. Результаты повторных испытаний распространяются на объем газа между данным и последующим испытаниями. При получении неудовлетворительных результатов при повторных испытаниях заправка баллонов сжатым газом должна быть прекращена до устранения причин, вызвавших отступление, и получения положительных результатов контрольного испытания.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ



3.1. Давление газа в баллоне автомобиля после заправки определяют манометрами не ниже класса точности 2,5 по ГОСТ 2405 или другого типа, установленными на газозаправочных колонках АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Метод измерения количества отпускаемого газа и применяемые измерительные средства должны обеспечивать измерение с относительной погрешностью ±5%.

3.3. Определение температуры газа, заправляемого в баллон

В заправочной линии определяют контрольно-измерительный участок, в котором с помощью регулятора давления и дросселирующих устройств устанавливают давление от 20,4 до 21,2 МПа.

В измерительном участке должен быть установлен термометр по ГОСТ 28498 или датчик температуры, обеспечивающий измерение температуры с погрешностью, не превышающей 3 °С.

Через 1,5-3,0 мин после начала пропускания газа через контрольно-измерительный участок считывают показания прибора.

Колебания давления в контрольно-измерительном участке перед испытанием не менее 1,5 мин не должны превышать ±0,3 МПа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. Расчетное октановое число () вычисляют по формуле

где - октановое число -го горючего компонента сжатого газа;

- объемная доля -го горючего компонента сжатого газа в смеси;

- количество горючих компонентов сжатого газа, определенных анализом.

Октановые числа горючих компонентов сжатого газа приведены в приложении.

Читайте также: