Храм весты где находится

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Храм Весты

Храм Весты (лат. Aedes Vestae, итал. Tempio di Vesta) — развалины одного из древнейших храмов Римского форума, возведённого в честь богини Весты, хранительницы семейного очага. Основная функция сооружения заключалась в том, чтобы поддерживать огонь Весты, священного символа Римского государства и общества.

Содержание
содержание:
история и описание
фотогалерея
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Первое здание храма было построено в VII веке до н. э. и представляло собой постройку из обмазанных глиной камней, покрытых соломой и тростником. Строение в духе римских жилищ того времени простояло не долго. Затем Храм неоднократно перестраивался из-за регулярных возгораний, которые преследовали его на протяжении всего существования. После сильнейшего из них в 191 году реконструкцией лично руководила Юлия Домна (жена римского императора Септимия Севера). С тех пор Храм Весты больше не претерпевал значительных изменений.

Храм представлял собой сооружение круглой формы, по внешнему кругу которого были установлены 20 колонн в коринфском стиле. Диаметр здания, выложенного мраморными плитами, составлял около 15 метров. Внутри располагалось святилище для поддержания огня, а в крыше находилось отверстие для беспрепятственного выхода дыма. Храм входил в единый комплекс с Домом весталок, и резиденцией Великого понтифика.

Помимо своей главной функции — сохранения жертвенного огня, здесь находился тайник, где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привёз из Трои. Самыми важными из них были Палладиум (священная статуя-оберег, изображавшая Афину) и изображение богини мудрости Минервы.

Первыми жрицами, охраняющими священный огонь Храма Весты, были дочери царя. Их было четверо, и у каждой была своя миссия. Впоследствии жриц стало шестеро. Только девочки шести или десяти лет из знатных семей патрициев могли быть удостоены чести стать весталками. В течение 30 лет, соблюдая строгий обет девственности, они несли службу в Храме Весты. В конце этого срока весталки могли отказаться от служения и выйти замуж. Служительницы храма пользовались определёнными льготами, которых никогда не было у других женщин. Они освобождались от налогов, награждались гражданскими почестями и денежными подарками, могли свидетельствовать в суде и даровать помилование осуждённым. Нападение на весталку считалось святотатством и каралось жестокой смертью.

В 394 году, из-за запрета на проведение языческих культов и обрядов, Храм был закрыт и пришёл в упадок. Только в результате раскопок в 1877, итальянский археолог Родольфо Ланциани, обнаружил и смог определить развалины древнего строения как Храм Весты. В наше время античный памятник представляет собой небольшой фрагмент, когда-то изящного строения. Несколько внешних колонн, руины самого здания и портики, что остались от ограждения, служат напоминанием былого величия служителей богини Весты. Внешне Храм был очень похож на существующий по сей день Храм Геркулеса Виктора.

Храм Весты в Риме

Сложно найти город, более богатый на достопримечательности, чем Рим. Чтобы осмотреть только исторические места столицы Италии, понадобится не одна неделя. Причем, в Риме число интересных мест постоянно растет — по мере проведения новых археологических раскопок. Например, о существовании некогда богатейшего храма, посвященного богине домашнего очага Весте, мир узнал только в 1877 г. А ведь в свое время это было одно из важнейших культовых сооружений Римской империи.

От впечатляющего горожан своей красотой строения сегодня остались только руины, растворенные среди сокровищ знаменитого Римского Форума.

История

Римский Форум в античные времена был центром общественной и религиозной жизни города. Поэтому не удивительно, что его территория постепенно обрастала знаковыми зданиями, культовыми сооружениями и монументами. Храм Весты, расположившийся рядом с храмом Цезаря на юго-востоке Форума, стал одним из основных мест притяжения горожан.

По иронии судьбы этот огонь несколько раз полностью уничтожал храм Весты. В 191 г. после одного из таких разрушительных пожаров здание было подвергнуто перестройке, которой руководила Юлия Домна, супруга императора Септимия Севера. Именно тогда храм приобрел знакомый туристам внешний вид: поставленное на высокий подиум круглое здание из камня в форме толоса, с колоннами и металлическим куполом. Храм Весты закрылся в 394 г., когда римский император Феодосий I Великий запретил совершать языческие культы. Священный огонь был погашен, а институт весталок расформирован.

В 1877 г. храм по чистой случайности обнаружил в ходе исследований археолог Родольфо Ланциани. Ему удалось найти не только подиум, но и колонны, пилястры, а также множество монет той эпохи. Найденное изображения храма позволяют утверждать, что он был построен из белого мрамора и имел 20 колонн.

Что посмотреть

Сегодня Храм богини Весты на Римском Форуме — это живописные руины: сохранилась лишь небольшая стена когда-то масштабного здания, включающая в себя подиум и колонны, нескольких статуй, разрушенное жилище весталок и окружавший его двор портик.

Практическая информация

Храм Весты расположен на территории Римского Форума. Адрес: Рим, ул. Via della Salaria Vecchia, 5/6. Координаты GPS: 41.892422, 12.485328.

Ближайшая станция метро: Colloseo, линия B.

Храм Весты

В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвящённые Весте.

Внутри храма находился тайник (penus Vestae), где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привёз с собой из Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы. Существует мнение [3] , что penus Vestae находился в углублении 2,40×2,40 м в подиуме, попасть в который можно было только из святилища.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Мы находимся высоко на холме, с которого открывается вид на Рим. На Яникуле — одном из семи римских холмов, в небольшом дворике, перед очень скромным по размерам, но важным по значению зданием — Темпьетто. Это одно из сокровищ Рима. Это одно из самых любимых мною зданий во всём мире. Оно необычайно камерного размера. Даже сложно называть его зданием. Это мемориал. Темпьетто построен на месте распятия Святого Петра. Где, как Браманте и Церковь считали, был распят святой апостол Пётр. Верно, внутри есть отверстие, отмечающее след от креста, на котором произошло распятие. Св. Пётр был распят вниз головой. Отмечая это место и возводя здесь такое прекрасное здание, Церковь словно заявляла: папский престол восходит к Святому апостолу Петру — самому первому Папе, получившему этот титул от самого Христа. Интересно, что это творение Браманте, спроектировавшего его. Он станет одним из главных архитекторов ответственных за другие основные постройки в Риме, связанные с именем Св. Петра: например, Собор Св. Петра в Ватикане — место захоронения Св. Петра. Оба здания стали мемориалом, только это миниатюрный храм, а Собор Св. Петра, конечно, монументален. Традиция восходит к раннехристианским сооружениям, называемым «мартирий», или зданиям-памятникам, связанным с ранними христианскими великомучениками. Да, верно, это были сооружения округлой формы. Интересно, что Браманте заимствует как у раннехристианской традиции, так и непосредственно у античности. Собственно, в самом Риме, на Римском Форуме, можно увидеть небольшой округлый храм Весты, несколько похожим на это здание. Он тоже окружён колоннами. И древние греки, и древние римляне применяли круговой план строения. Браманте совершенно сознательно возвращается к нему. Он намеренно обращается к древности, к древнеримскому автору Витрувию, и его трактату «Десять книг об архитектуре» о правильных пропорциях в архитектуре, которым Браманте следует при создании Темпьетто. Архитектор был влюблён в идеальные геометрические формы античности, особенно Древней Греции. Это здание, радиальное по структуре. Круглой формы. Что необычно для традиционной крестообразной по плану церкви, прообразом которой служит древняя базилика. Это интересно, так как Браманте применил идеальные геометрические формы в строительстве другого здания — Собора Св. Петра, сначала планировавшийся как идеальной формы крест. Верно. Греческий крест с кругом и квадратом. Такой интерес к совершенным геометрическим формам существовал в эпоху Высокого Возрождения. Поговорим о связи идеальной древней геометрии и божественного, так как, думаю, это было существенно в период Высокого Возрождения. Если рисовать круг, какой бы вы ни были хороший художник, всегда будут некие недостатки. Но взгляд на круг, образуемый этим зданием, наталкивает на мысль о чём-то безупречном, совершенном. И в Древней Греции, и во времена Возрождения геометрия считалась средством воплощения небесного совершенства. Поэтому Браманте, подобно другим художникам Высокого Возрождения, интересовался таким чисто круговым планом строения. Здесь, безусловно, акцент на круге обуславливается важностью места — распятием Св. Петра. Осматривая эту постройку, мы видим ступени, ведущие со стилобата к круговой колоннаде, барабану свода и к куполу. Здесь явно акцент на центре, и это было бы ещё более верно, построй Браманте план дворика так, как он задумал — с окружающей сооружение колоннадой. Представляю себе эффект усиления: если бы храм был окружён ещё одной колоннадой с рядом ниш, расходящихся по радиусу — своего рода диалог пространства вокруг храма с самим сооружением, это создавало бы небывалый эффект. Все элементы, упомянутые вами: стилобат, ступени, колоннада и купол — восходят к античности. Архитектор воистину позаботился исполнить задуманное в совершенстве. Сами колонны дорического ордера. Но это не дорический ордер из Древней Греции, не тот, что у Парфенона. Это его римский вариант. Он называется тосканским. Мы видим подобные колонны на стороне первого уровня Колизея, где в отличие от греческого дорического ордена колонны без каннелюр. Это придаёт им больше прочности и массивности. И по закону дорического ордера можно увидеть триглифы и метопы на фризах над колоннами. Браманте действительно создаёт здесь образец истинного дорического ордера. Хотя иногда он допускает некоторые вариации. Например, у древних греков и римлян внутри колоннады не размещались бы пилястры в пару колоннам. Пилястры усиливали принцип лучеобразности, располагаясь по одной линии с настоящими колоннами. Таким образом, Браманте создаёт здесь настоящую гармонию. Что я высоко ценю в Высоком Возрождении — это величественность. Даже при небольших размерах зданию присуще чувство монументальности. Это в каком-то смысле архитектурный эквивалент образов Микеланджело в Сикстинской капелле. Подлинное ощущение героического с опорой на классическую античность и прославление гуманизма. Есть некая самоуверенность в Высоком Возрождении. Идея, что человек способен воспроизвести на земле образцы небесного совершенства. Несмотря на камерность, монументальность этого сооружения, я думаю, это исходит от высокого устремления.

Храм Весты - Temple of Vesta

Храм Весты находится в Риме.

Храм Весты , или Aedes (лат Aedes Vestae ; итальянский : Tempio ди Веста ), является древним сооружением в Риме , Италия . Храм расположен на Римском форуме недалеко от Регии и Дома весталок . В храме Весты находился священный огонь Весты, который был символом безопасности и процветания Рима. Самая узнаваемая особенность храма - его круглая опора. С тех пор, как поклонение Весте началось в частных домах, архитектура, кажется, отдает дань уважения архитектуре ранних римских домов. В храме использовалась греческая архитектура с коринфскими колоннами , мрамором и была центральная целла . Сохранившаяся структура указывает на то, что на подиуме диаметром пятнадцать метров было построено двадцать коринфских колонн . Наверное, на крыше было вентиляционное отверстие для выхода дыма.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Происхождение

Храм Весты был построен Нумой Помпилием , вторым королем Рима . Во время своего пребывания у власти он также построил настоящую Регию и Дом весталок и основал орден весталок. Веста была богиней-покровительницей домашнего очага. В честь Весты весталки выращивали священное зерно для сжигания в священном очаге храма. Римляне считали, что священный огонь Весты был тесно связан с судьбой города. Они считали, что угасание огня приведет к катастрофе, обрушившейся на Рим.

Жизнь в Храме Весты

За храмом Весты ухаживали весталки . Весталки были свободнорожденными, аристократическими женщинами, поклявшимися в безбрачии в служении Весте. Клятва весталок в девственности во время их 30-летнего пребывания на посту была тем, что отличало их от других римских женщин. В то время как целомудрие до брака считалось нормой в Риме, длительное целомудрие не было типичным, поскольку обычно предполагалось, что женщины будут рожать наследников от своих мужей. Если весталка становилась непристойной, это рассматривалось как разлад между Римом и его богами. Римляне считали, что такой разрыв между богами приведет к эпидемиям, трагедиям или военным поражениям. Весталы также были обязаны служить богине Весте и с детства и до зрелости ухаживали за священным огнем Весты . Девственница-весталка имела срок пребывания в должности, который обычно длился от 6 до 36 лет, после чего девственница-весталка имела возможность оставить священство и выйти замуж. Большинство женщин предпочли остаться в священстве после истечения срока их пребывания в должности. Этот выбор остаться в священстве мог быть результатом уважения и социальных привилегий, которые исходили от их положения. Большинство из них предпочли провести всю свою жизнь в качестве жрицы.

Весталок подчинялась строгим правилам и суровым наказаниям. За мелкие проступки весталок подвергали бичеванию розгами. За более серьезные преступления, такие как вступление в половую связь или разрешение священному огню погаснуть, весталок приговаривали к погребению в подземной камере и оставляли умирать с небольшим количеством еды или воды. Весталок тоже могли наказать, если с Римом случилось что-то плохое. Если весталка нарушала клятву безбрачия, связь Рима с богами считалась нарушенной, что приводило к наказанию Рима богами. Вера в то, что чистота весталок была связана с судьбой Рима, заставила некоторых весталок обвиняться в нарушении своих клятв и наказывать, когда в Риме произошла трагедия. Один из таких примеров произошел в 114 г. до н.э., когда Хельвия, дочь-Дева Л. Гельвия, была убита молнией. Смерть Хельвии была истолкована как знак того, что в Храме Весты были проблемы. Три весталки были приговорены к смертной казни за нарушение клятвы и целомудрие . За весталками внимательно наблюдали и жестоко наказывали, когда они нарушали свои клятвы или подозревались в нарушении клятв. Однако уважение и социальные привилегии, исходящие от их положения, побудили многих остаться в священстве.

Строительство

Храм Весты был уникальным по своему дизайну, так как он был круглым, а не прямоугольным, как многие другие храмы. Круглая форма храмов Весты была основана на примитивной круглой хижине . Некоторые исследователи утверждают, что круговой отпечаток храма Весты должен был символизировать землю, а куполообразная крыша символизировала небеса. Все храмы Весты были круглыми, а входы выходили на восток, чтобы усилить связь между огнем Весты и солнцем как источниками жизни. Храм Весты представляет собой место древней религиозной деятельности еще в 7 веке до нашей эры.

Археологи обнаружили, что храм Весты был построен на круглом фундаменте. Снаружи храм окружали двадцать рифленых колонн . Каждая колонна имела диаметр 0,52 метра при окружности основания 1,6 метра. Колонны были увенчаны коринфской капителью . Радиус храма составлял около 6,19 метра. Это измерялось от внешней линии архитрава до середины храма. Толщина внутренней стены составляет 0,60 метра, а внутренний диаметр храма - 8,6 метра. Храм находился на высокой платформе, и ко входу вели широкие ступени.

Место расположения

Это была одна из самых ранних построек, расположенных на Римском форуме, хотя ее окончательная реинкарнация была результатом последующей перестройки. Вместо культовой статуи в целле был очаг, в котором хранилось священное пламя. Храм был хранилищем завещаний и документов римских сенаторов и культовых объектов, таких как Палладиум . Палладий был статуей Афины (римской Минервы ), предположительно привезенной Энеем из Трои ; статуя воспринималась как одна из Pignora Imperii , или залог империума, Древнего Рима. Храм был закрыт во время гонений язычников в поздней Римской империи в 4 веке. Храм Весты, Атриум Весталок (Дом Весталок) и Регия - самые ранние свидетельства культа Весты. Первоначальный Храм Весты стоял на восточном конце форума рядом с домом Весталок и Регии . За этой группой зданий проходит Виа Сакра (Священный путь), ведущий в гору. Эта группа построек была уничтожена пожаром Нерона . В 575 г. до н.э. храм был перестроен на его нынешнем месте.

Реконструкции / разрушения храма в древности

Храм много раз перестраивался, потому что он много раз разрушался. Первое разрушение храма было совершено галлами в 390 году до нашей эры. Ливи пишет, что после того, как галлы сожгли храм, они вскоре вернулись и обнаружили, что весталки вновь зажгли свой священный огонь среди руин храма. По словам Овидия , второе разрушение в 241 г. до н.э. могло начаться из-за пожара в самом храме. Во время пожара весталкам не удалось собрать культовые предметы, и они были уничтожены вместе с Храмом Весты. Луций Цецилий Метелл , в то время Великий Понтифик , вошел в горящий храм, чтобы спасти палладий . Люций Цецилий был ослеплен пламенем, и считалось, что это было результатом нарушения им храма, запрещающего вход мужчинам. Пожары также произошли снова в 210 году до нашей эры и снова в начале первого века до нашей эры. Храм был снова перестроен во время правления Августа и Нерона . Наконец, он сгорел в 191 году нашей эры и в последний раз был восстановлен во время правления Септимия Севера .

1805 г. Иллюстрация храма Весты.

Самая заметная особенность руин, которые когда-то были храмом Весты, - это очаг.

С-Петербург - Древний Рим 8 Храм Весты

Культ богини Весты был в древнем Риме единственным женским жреческим культом. Веста в римской мифологии - богиня священного домашнего очага, которую очень почитали, её очаг горел в каждом доме. Весталки - жрицы храма набирались из 6-10-летних девочек, только из рода патрициев и без видимых физических недостатков; служить в храме они должны были 30 лет, при этом сохраняя девственность.

Весталки походили на будущих христианских монашек и одеждой: они заворачивались до пят в длинную, белого цвета ткань, именовавшуюся палой; пользовались головным покрывалом; талию весталки перетягивала веревка, на груди имелся медальон, а заплетенные в шесть косичек волосы поддерживались повязкой. За нарушение запрета девственности весталка замуровывалась заживо; так как кровь её считалась священной и не могла быть пролита, то её, как бы отдавали на волю богов. После окончания тридцатилетнего служения в храме весталка могла выйти замуж, но существовало поверье, что брак с весталкой приносит несчастье. Они были сказочно богаты, их имена знал весь Рим, но мужчин не прельщала столь выгодная партия.

Весталки считались неприкосновенными и обладали многочисленными привилегиями. Жрицам везде оказывались почёт и уважение, они имели право ездить на колеснице в любое время, хотя в Риме колёсный транспорт был запрещён, у них даже были личные места в цирке и театре.. Весталки могли помиловать встретившегося на дороге осуждённого на смертную казнь или решить судьбу поверженного гладиатора, если на представлении отсутствовал император.Они были единственными женщинами в Риме, которым разрешалось свидетельствовать в суде без присяги.

Главной обязанностью весталок было поддержание в храме Весты постоянного огня, как символа государственной надёжности и устойчивости, и священного символа единства Земли и Неба. Граждане города, видя по утрам дымок, поднимающийся к небу из храма Весты, знали, что в стране всё спокойно.

Хотя угасание огня храма Весты считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а, затем, от него зажигались огни очагов курий. Одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые. В частном доме богине Весте посвящался вход в дом - вестибул.

Впоследствии богиню Весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром. С огнём, как чистейшим природным элементом, её причисляли к пенатам Рима, так как магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и Весте. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием. Боги Янус с Вестой призывались при любом жертвоприношении.

Храм находился на священном участке Весты, его окружали другие здания, связанные с культом и государственной религией, для которых храм Весты являлся главным сакральным центром. В храме хранился палладий, который, как считалось, Эней привёз из Трои и другие священные предметы, бережно хранившиеся в так называемой кладовой Весты, в которую имели доступ только весталки, понтифики и Папа.

Храм был круглым с колоннами, конусообразной крышей и отверстием в куполе для выхода дыма. К нему был пристроен дом, где жили весталки. В храм и дом весталок имел право входить только один мужчина - верховный понтифик или Папа. Когда сегодня в Ватикане избирают нового Папу, то из трубы идёт белый дым, по которому все люди на улицах могут узнать, что выборы состоялись. Это, вошедшая в традицию, дань памяти богине Весте и весталкам.

На Сенатскую площадь в С-Петербурге выходит фасад всем известного здания Сената-Синода, которые представляют собой два дома, соединённых великолепной аркой, которая имела очень важное значение в истории древнего города, но о ней будет отдельный рассказ. Нам же она интересна скульптурной группой наверху, изображающей богиню Весту и весталку. При царях Романовых жертвенник со священным огнём отодвинули в сторону, а в центр, где он прежде находился, поместили щит с гербом Российской империи.

Фасад ансамбля зданий Сената-Синода, выходящий на Неву скруглён, украшен колоннами и увенчан крестом, стоящим на том самом месте, где в прошлом и находилась скульптурная группа Весты и весталки, которая сейчас на арке Сената-Синода. За этим полукружием прячется храм богини Весты или то, что от него осталось. На крыше есть отверстие, закрытое стеклянной конусообразной пирамидкой. Какое странное очередное совпадение, не правда ли? Там, где когда-то в здании был жертвенник или постоянно горящий огонь, непременно есть застеклённый купол, хотя не в наших северных традициях делать на крышах стеклянные купола или дыру в потолке. Конституционный суд расположился в доме, где жили весталки.

Сегодня в бывшем храме богини Весты находится действующая домовая церковь Александра Невского, это в её потолке застеклённое оконце в небо, очень любопытное оформление внутри этого храма: картины на религиозные сюжеты, но малоподходящие для церковного убранства и роспись потолка, вся наполненная римской символикой - одноглавыми орлами, символами богини Весты - чашей и скипетром над входом в алтарную часть и даже иудейская менора там присутствует. А ещё в этом здании личные покои Патриарха РПЦ и личные апартаменты главы государства.

Не так давно между Сенатом и Синодом под Галерной улицей был обнаружен подземный ход, что, в какой-то степени, подтверждает легенду о Тарпее, которая воспользовалась подземным ходом, чтобы привести в город сабинян. Одного не пойму, почему о нём до сих пор ничего не было известно историкам, которые постоянно нам внушают, что город молодой, но чуть что необычное случайно находится, то ничего не знают, откуда взялось - объяснить не могут и потому отмалчиваются.

И так же, как во времена древнего Рима, вход в церковь Александра Невского запрещён всем, кроме Папы-Патриарха. В канцелярии Конституционного суда на мой вопрос - можно ли попасть в храм, мне ответили категорическим отказом. Это только подтверждает то, что наши власти - светская и духовная, прекрасно знают подлинную историю Петербурга и этого сооружения.

На месте Сенатской площади во времена Древнего города была священная роща богини Весты, где проводились разные магические обряды и ритуалы. Как упоминают античные авторы, Тарпейская скала находилась на её территории. По диагонали от храма Весты стоит Регия - дом, где жил Великий Понтифик или Папа, уже знакомый нам дом со львами. Культ Весты, даже в частных домах, запретил император Феодосий, когда стало распространяться христианство, священный огонь был погашен, жрицы отпущены на волю.

Весталки совершали ритуальные действа и в Храме Мира, который находился на территории Адмиралтейства. Храм Мира начал строить один из величайших правителей Рима - Тит Флавий Веспасиан, в знак окончательной победы над Иудеей и наступления мира на всей территории Римской империи. Это был богато отделанный храм внутри форума Веспасиана-Адмиралтейства. В храме находились богатства из разрушенного храма в Иерусалиме, сокровища, добытые Нероном во время походов на Азию и Грецию и другие редкие сокровища, доставшиеся в качестве трофеев после очередной войны, в том числе золотая иудейская менора, почему-то нарисованная на потолке домовой церкви Александра Невского в здании Сената-Синода (а может,она именно там и хранится?).

"В то время воздвигли прекраснейший Храм Мира и поставили в нем статую Ромула. Обратившись к Аполлону, римляне вопросили, как долго продлится мир и получили ответ:" Пока не родит дева." Услышав это, они решили, что мир продлится вечно, ведь невозможно было поверить в рождение от Девы. На вратах храма поместили надпись: Храм Вечного Мира. Но в ту ночь, когда Дева родила, храм был разрушен до основания. Но в ту ночь не только храм был разрушен, но и загнулись все гомосексуалы." Золотая легенда

Посмотрите внимательно на скульптуры и барельефы Адмиралтейства: как обрамление над аркой, огромное количество римского оружия, сваленного в кучу за ненадобностью - мир наступил. По обеим сторонам арки две Виктории-Славы трубят о наступлении мира. На крыше сидит усталый римский воин с опущенным щитом и положенным рядом оружием, отдыхающий после сражения. Над главной аркой со шпилем раньше находился орёл, который теперь мало кому известен, так как сидит на Доме Книги очень высоко и почти не виден снизу. Орёл, как символ Римской империи, держит лапами поверженное знамя и оливковую ветвь - мир наступил! Очень эффектная и очень понятная скульптура, потому и убрали с глаз долой.

Римская империя считала себя хозяйкой земли, поэтому архитекторы и скульпторы часто изображали земной шар, как символ вселенской римской власти. Львы у Регии лапой держат земной шар, по обеим сторонам арки Адмиралтейства три девы, которых экскурсоводы называют нимфами (при чём здесь нимфы?) тоже держат земной шар. Выше я писала о том, что земной шар символ богини Весты. Держат земной шар три жрицы весталки, символизируя единство трёх миров: подземного, надземного и небесного.

В храме был алтарь Мира, но его описание в античной литературе не встречается. Символом Мира считается земной шар, вот это и учтём в наших поисках. Есть в Великом Новгороде выдающийся памятник 1000-летию Руси, очень странный памятник с компанией мало совместимых друг с другом деятелей и ангелом, держащим не православный крест.

На самом деле, это переделанный под царский заказ, алтарь Мира,стоявший в древности в храме Мира-Адмиралтействе, наверху земного шара перед Ангелом стоит коленопреклонённая Богородица. Вряд ли вокруг шара раньше были фигуры людей, это всё-таки алтарь, но украшения в виде цветочных венков или гирлянд, несомненно присутствовали. Вся композиция памятника требует отдельного рассказа, в ней заложено очень много скрытой информации, которая вся на виду, но очень хитро упрятана.
А теперь представьте себе памятник вообще без фигур, только земной шар и на нём маленький шарик - Держава, (отсюда пошёл этот символ); всё вместе напоминает пупок, который перевязали у только что родившегося младенца, это так называемый "Пуп Земли" или символический центр древней Державы.

Знаменитый Пергамский алтарь когда-то украшал внутренние стены храма Мира. На не долгий промежуток времени историческая справедливость восторжествовала и, после Победы в Великой Отечественной войне, алтарь вернулся в Ленинград, но затем снова был отдан немцам. В Петербурге осталась лишь копия, которую можно увидеть в Академии имени барона Штиглица.

Шпиль Адмиралтейства сегодня венчает кораблик, давно являющийся символом С-Петербурга, но ранее там был ангел, трубящий в трубу о наступлении мира на Земле. Сегодня этот ангел на шпиле Петропавловского собора в Петропавловской крепости, трубу у него из руки убрали, но её присутствие легко угадывается по положению руки и головы.

Сегодня попасть в Адмиралтейство невозможно - это засекреченный объект, принадлежащий Министерству обороны. Интересно, что там прячут его нынешние хозяева? Может быть в его подвалах, обшитых свинцовыми панелями, до сих пор хранятся пропавшие сокровища Храма Мира?

Адмиралтейство - это первое каменное строение С-Петербурга, именно с Адмиралтейской крепости начал создаваться город. Да-да,именно крепости; только крепостью, а не иначе, называют Адмиралтейство современники, пишущие про Петербург в далёком 18 веке. Попробуйте представить здание не оштукатуренным и покрашенным отвратительной жёлтой краской, а со стенами из природного камня. Но при Романовых все древние здания был тщательно оштукатурены и покрашены, как в детской книжке-раскраске.

Тремя лучами разошлись от Адмиралтейства первые улицы города: Невская, Адмиралтейская (Гороховая ныне) и Вознесенская перспективы. С этого места когда-то началось строительство города, самого совершенного в мире с точки зрения красоты, гармонии и здравого смысла.


На фото: полукружие - храм богини Весты
в здании Синода, где сейчас размещается Конституционный суд
стеклянная пирамидка на крыше закрывает отверстие для выхода дыма.

Храм Весты в Риме


Храм Весты (Tempio di Vesta) – один из древнейших в Риме храмов, посвященный богине-покровительнице домашнего очага и расположенный в Римском Форуме (Foro Romano) на юге Священной дороги (Via Sacra).

Храм играл роль главного очага «из дома царя», до наших дней сохранились отдельные разрушенные части храмового комплекса, включающего также Дом весталок и соединенного с Регией (Regia)– домом Великого Понтифика, главного священнослужителя римлян. Известен также храм Весты в пригороде Рима, Тиволи (Tivoli).

История

Современный Римский Форум сохранил остатки храма Весты, реконструированного после пожара, случившегося в 191 году. Восстановлением занималась Юлия Домна, жена императора Луция Септимия Севера, большая почитательница богини. При императоре Феодосии I было запрещено язычество (394 год), и культ Весты ушел в прошлое, а храм разрушился, и только его руины, найденные во время раскопок 1877 года, напоминают о том уважении, которое питали римляне к богине семейного очага.

Культ Весты

Храм Весты в Риме - Веста

Веста, дочь бога Сатурна – олицетворение домашнего очага, покровительница семьи, самая уважаемая из античных богинь. Она не вышла замуж ни за сватавшегося к ней Аполлона, ни за Меркурия и поклялась головой Зевса сохранить девственность. За нерушимость обета Зевс приказал почитать ее во всех храмах и первой приносить дары на семейных очагах, куда по традиции ставили и изображения других божеств. Саму Весту почти никогда не изображали: она всегда присутствовала среди семьи, собравшейся у очага, в виде горевшего там огня.

Огонь, постоянно горевший на жертвеннике в храме Весты, символизировал вечность Рима, незыблемость государства и его порядков.

Храм Весты в Риме

В «святая святых» храма был устроен тайник, где хранилась одна из самых важных городских святынь – Палладиум, деревянное изображение Афродиты, принесенное из Греции предком Ромула и Рема – Энеем. Раз в год в первый день нового года, огонь торжественно возжигался вновь либо при помощи увеличительного стекло от солнечного света, либо трением, чтобы он имел природное происхождение. За ним следили сначала царские дочери, а затем эта обязанность перешла к жрицам культа богини – весталкам.

Весталки

Шесть весталок – жриц Весты, избирали из числа девочек от 6 до 10 лет, дочерей свободных уважаемых граждан (патрициев), и оставляли при храме в течение тридцати лет. Первые десять лет вновь избранные учились, последние – обучали новеньких, и только десять лет занимались собственно служением. Имена многих весталок известны, их статуи веками украшали храм.

Храм Весты в Риме - Девы-весталки

Обязательным условием для весталок было сохранение девственности. Служительницу культа богини Весты, нарушившую обет, хоронили заживо на «поле злодеев», причем несли ее туда при полном молчании публики в закрытых носилках, а в могилу, куда ставили кровать, лампу и немного еды, она должна была сойти сама. Ее соблазнителя ждала не менее печальная участь: за святотатство его забивали розгами до смерти. Но после окончания срока служения весталка могла выйти замуж, и это было большой честью для ее избранника.

За 11 веков существования культа только тринадцать весталок нарушили обет, но это не значит, что остальные боялись уготованной отступницам смерти. Весталки пользовались в Риме огромным уважением, и где бы ни появлялись, им доставались самые почетные места, а одна только встреча с ними по пути к месту казни могла подарить осужденному жизнь.

Голова осла

Храм Весты в Риме - Руины

На лампах в святилищах Весты сохранились изображения ослиных голов в память о том, как осел своим криком разбудил спящую богиню и спас ее от позора – ею хотел овладеть полубог Приап, покровитель плодородия. В память этого события в Риме было установлено празднование: ежегодно 9 июня римляне приходили в храм Весты с дарами и не имели права в этот день заставлять работать своих ослов.

Как добраться

До храма Весты и Дома весталок в Риме можно легко добраться пешком от Колизея (Colloseo), который находится совсем рядом с Римским Форумом, от площади Венеции (Piazza Venezia), от Капитолийского музея (Museo Capitolino) на Piazza del Campidoglio. Ближайшая станция метро – Colloseo, линия B.

Храм весты где находится

ХРАМ ВЕСТЫ (aedes Ves­tae) (рис. 12, 13, 63) — един­ст­вен­ный храм Весты в Риме, в юго-восточ­ном кон­це Рим­ско­го фору­ма, у под­но­жия Пала­ти­на меж­ду Реги­ей и озе­ром Ютур­ны (Dion. Hal. 6. 13. 2) и, веро­ят­но, воз­ле Яну­со­вых ворот, вхо­див­ших в поме­рий горо­да Рому­ла. Храм нахо­дил­ся на свя­щен­ном участ­ке Весты, его окру­жа­ли дру­гие зда­ния, свя­зан­ные с куль­том и государ­ст­вен­ной рели­ги­ей, для кото­рых храм Весты в каком-то смыс­ле был насто­я­щим серд­цем. Неко­то­рые авто­ры при­пи­сы­ва­ли его осно­ва­ние Рому­лу, но боль­шин­ство — Нуме (Ovid., Fast. 6. 257— 260; Dion. Hal. 2. 66. 1; Fes­tus 320L; Plu­tarch, Nu­ma 11. 1). Храм был круг­лым; счи­та­лось, что пер­во­на­чаль­но он был спле­тен из пру­тьев и покрыт соло­мой, в сущ­но­сти, как при­ми­тив­ная ита­лий­ская хижи­на (Ovid., Fast. 6. 261— 266). Он не являл­ся инав­гу­ри­ро­ван­ным хра­мом (templum, A. Gel­lius 14. 7. 7; Ser­vius ad Aen. 7. 153); объ­яс­не­ние, буд­то это нуж­но было для того, чтобы сенат не мог заседать там, где соби­ра­лись вестал­ки, явно не соот­вет­ст­ву­ет дей­ст­ви­тель­но­сти. В хра­ме нахо­дил­ся свя­щен­ный огонь (Ovid., Fast. 6. 297— 298), пал­ла­дий, кото­рый, как пола­га­ли, Эней при­вел из Трои (Ovid., Tr. 3. 1. 29), и дру­гие свя­щен­ные пред­ме­ты и утварь, хра­нив­ши­е­ся в так назы­вае­мой кла­до­вой Весты (Pe­nus Ves­tae), кото­рая была закры­та шир­ма­ми и недо­ступ­на ни для кого, кро­ме веста­лок и пон­ти­фи­ков (Dion. Hal. 2. 66. 3— 6; Fes­tus 152L, 296L; Ser­vius ad Aen. 3. 12). Ста­туи боги­ни там не было (Ovid., Fast. 6. 295— 298).

Веро­ят­но, храм сго­рел око­ло 390 г. до н. э., когда Рим был раз­граб­лен гал­ла­ми, но свя­щен­ные пред­ме­ты успе­ли пере­не­сти в без­опас­ное место (Liv. 5. 40. 7— 10, 42. 1— 2; Plu­tarch., Ca­mil. 21. 1, 22. 6; CIL 6. 1272 = ILS 51 = A. Deg­ras­si, Inscrip­tio­nes Ita­liae 13. 3. 11). Он сго­рел в 241 г. до н. э., но Цеци­лий Метелл спас пал­ла­дий и свя­щен­ную утварь ценой соб­ст­вен­но­го зре­ния (Liv., Epit. 19; Dion. Hal. 2. 66. 4; Val. Max. 1. 4. 5; Plin., HN 7. 141; Oro­sius 4. 11. 9). В 210 г. три­на­дцать рабов спас­ли его от огня, опу­сто­шив­ше­го севе­ро-восточ­ную часть фору­ма; в награ­ду их осво­бо­ди­ли (Liv. 26. 27. 4). В 48 г. до н. э. ему угро­жа­ла опас­ность, и свя­щен­ные пред­ме­ты пере­нес­ли в дру­гое место (Cass. Dio 42. 31. 3). В 14 г. до н. э. храм сно­ва сго­рел, но свя­щен­ные пред­ме­ты были спа­се­ны и пере­ме­ще­ны на Пала­тин (Cass. Dio 54. 24. 2). Во вре­мя пожа­ра при Нероне в 64 г. он сго­рел сно­ва, но Нерон, по-види­мо­му, немед­лен­но вос­ста­но­вил его (Ta­ci­tus, Ann. 15. 41, Hist. 1. 43), и он изо­бра­жен на неко­то­рых неда­ти­ро­ван­ных моне­тах Неро­на ( Coins, Rom. Emp. 1. 213 №№ 101— 106). Веро­ят­но, храм был еще раз вос­ста­нов­лен, когда при Тра­яне пере­стра­и­ва­ли атрий Весты. Когда при Ком­мо­де, в 191 г., пожар уни­что­жил храм сно­ва, его вос­ста­но­ви­ла Юлия Дом­на, жена Сеп­ти­мия Севе­ра (He­ro­dian. 1. 14. 4; ср. Cass. Dio 72 [73]. 24). Он назван в ката­ло­гах рай­о­нов в VIII рай­оне и, в кон­це кон­цов, в 394 г. Фео­до­сий его закрыл.

Храм изо­бра­жен на ряде монет; самые ран­ние, веро­ят­но, — это моне­ты Квин­та Кас­сия, выпу­щен­ные око­ло 55 г. до н. э. ( Coins, Rom. Rep. 1. 482 №№ 3871— 3875; Crawford 428), где он име­ет любо­пыт­ную пара­бо­ли­че­скую кры­шу, увен­чан­ную фигу­рой со ски­пет­ром и пате­рой, а на кар­ни­зах — круп­ные анте­фик­сы в фор­ме голо­вы гри­фо­на; послед­ние, види­мо, слу­жи­ли опо­зна­ва­тель­ным при­зна­ком. Ясно, что в то вре­мя храм еще во мно­гом был похож с. 413 на при­ми­тив­ную хижи­ну. После рекон­струк­ции в пери­од Импе­рии купол хра­ма, види­мо, при­об­рел более обыч­ную фор­му и стал ниже, но фигу­ра на вер­шине оста­лась ( Coins, Rom. Emp. 5. 169— 170 №№ 96— 101). Храм изо­бра­жен и на релье­фах, преж­де все­го, на релье­фе в гале­рее Уффи­ци во Фло­рен­ции (Nash 2. 509), где он выглядит как зда­ние с купо­лом на доволь­но высо­ком поди­у­ме; ком­по­зит­ные колон­ны сто­ят каж­дая на сво­ем цоко­ле, кото­рые соеди­не­ны в поди­у­ме, а про­стран­ство меж­ду колон­на­ми закры­то решет­кой, за исклю­че­ни­ем двой­ных две­рей над узкой лест­ни­цей. Кры­ша име­ет фор­му при­плюс­ну­то­го кону­са в круп­ным вен­чаю­щим укра­ше­ни­ем на вер­шине; види­мо, это база малень­кой ста­туи. Это соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам монет и резуль­та­там рас­ко­пок.

Меж­ду 1883 и 1900 гг. на свет извлек­ли поди­ум и раз­лич­ные архи­тек­тур­ные фраг­мен­ты хра­ма, а часть внеш­ней сте­ны вос­ста­но­ви­ли на месте в том виде, какой она име­ла после пере­строй­ки, кото­рую выпол­ни­ла Юлия Дом­на. Поди­ум состо­ит из четы­рех сло­ев бето­на; самый ниж­ний — это круг­лый фун­да­мент, утоп­лен­ный в зем­лю, диа­мет­ром 15,05 м и тол­щи­ной 2,17 м. При­мер­но в цен­тре поди­у­ма нахо­дит­ся боль­шая тра­пе­цие­вид­ная полость дли­ной 2,3— 2,5 м, кото­рая углуб­ля­ет­ся на 5 м, до низа фун­да­мен­та. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что это хра­мо­вая яма для золы. Боль­шая часть поди­у­ма отно­сит­ся к прав­ле­нию Авгу­ста, но самый верх­ний слой дати­ру­ют прав­ле­ни­ем Севе­ров.

В ходе послед­ней рекон­струк­ции храм был постро­ен из бело­го мра­мо­ра; его под­ня­ли на три сту­пень­ки, над кото­ры­ми воз­вы­шал­ся поди­ум. Храм окру­жа­ло два­дцать кан­не­ли­ро­ван­ных колонн с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, диа­мет­ром 51 см и высотой 4,45 м, кото­рые сто­я­ли на осно­ва­ни­ях, высту­паю­щих из цилин­дри­че­ско­го поди­у­ма. Это­му соот­вет­ст­во­вал такой же ордер сте­ны цел­лы, кото­рый повто­рял­ся и во внут­рен­ней части цел­лы, а про­стран­ство меж­ду колон­на­ми было ограж­де­но решет­кой. Преж­де ордер, види­мо, был иони­че­ским, а ордер рес­пуб­ли­кан­ско­го вре­ме­ни на моне­тах раз­ли­чить невоз­мож­но. Антаб­ле­мент обык­но­вен­ный, фриз укра­шен жерт­вен­ной утва­рью. Пли­ний (HN 34. 13) утвер­жда­ет, что кры­ша издав­на была покры­та брон­зой. Внут­рен­няя обста­нов­ка совер­шен­но не извест­на.

Lug­li 1946, 202— 207; Nash 2. 505— 509; G. Fuchs, Ar­chi­tek­tur­darstel­lun­gen auf rö­mi­schen Mün­zen (Ber­lin 1969), 51— 57.

Храм Весты в Риме, Италия

Храм Весты в Риме, Италия

Зачем едут в Рим? Кто-то провести деловую встречу, кому-то надо приобрести хорошую брендовую вещь, но все это дела мирские. Большинство туристов спешат посетить столицу современной Италии с целью увидеть ее неповторимые достопримечательности.

Древние свидетели расцвета Римской империи – это настоящее достояние человечества. Они раскрывают тайны легендарного прошлого и приезжий, который хотя бы раз увидел их, уже никогда не сможет преодолеть нездоровый интерес к истории этой части света.

Посетив исторический центр Рима, не забудьте посмотреть на Храм Весты, расположенный на Римском форуме. С ним связано огромное количество удивительных фактов, которые граничат между правдой и вымыслом. Кто знает, возможно, именно вам удастся разгадать все его секреты.


Templo-di-Vesta-1
Храм Весты (Tempio di Vesta) в

В 241 г. до н.э. и в 210 г. до н.э. храм Весты снова горел. После пожара 241 г. до н. э. его удалось восстановить, а от разрушений в результате следующей трагедии на Римском Форуме его спасли 13 рабов. За это они получили свободу. Примерно через два столетия огненная стихия снова настигла языческую святыню и в результате очередной реконструкции появилось здание из мрамора. Оно снова горело в 64 г. н. э. и было восстановлено при императоре Нероне.

Развалины храма, которые мы можем видеть сегодня, сохранились от постройки, появившейся после пожара 191 года. Историки утверждают, что реконструкцией руководила жена Септимия Севера Юлия Домная. 394 год стал переломным: император Феодосий Первый запретил язычество и о храме Весты постепенно забыли. В 1877 году его раскопал архитектор Родольфо Ланциани.


Templo-di-Vesta-2
Круглый храм Весты на Тибре – одна из главных достопримечательностей Рима, которые напоминают о легендарном прошлом древнего города. Сейчас можно увидеть лишь отдельные элементы ранее величественного здания, а в период расцвета Римской империи он был местом почитания богини домашнего очага и пользовался небывалым успехов среди горожан.

В храме размещались святыни империи, привезенные из Трои. Самой важной из них была статуя Паллады, изготовленная из дерева. В разные периоды истории божество называли то Афиной, то Минервой, но люди всегда свято верили в то, что оно оберегает город, в котором находится. Так считается, что Паллада спасла Рим во время Троянской войны.

Для реликвий в храме отвели особое место, специальный тайник. Возможно, он находился глубоко в подиуме и имел размер 2,40 м на 2,40 м, но это скорее предположение. Войти к святыням можно было только через святилище.

Культ Весты римляне, вероятно, почитали еще со времен Ромула. При Нуме Помпилие (715-673 год до н. э.) появился храм, это служит прямым подтверждением того, что в этот период истории точно поклонились этой богине. В городе даже отмечали праздник Весты. Торжество проходило каждый год 9 июля. Босые римляне шли в храм, несли жертвы, просили, чтобы в семье и в городе все было хорошо. Считалось, что в этот день надо оберегать ослов, нельзя заставлять их работать. Такая традиция была обусловлена легендой о том, что именно это животное вовремя разбудило Весту, защитив от Приапа, который во сне хотел лишить ее девственности.

Dom-Vestaloc-Rome-1
Несмотря на то, что храм был построен в честь богини Весты, ее изображения там не было. Священный огонь – ее символ и язычникам хватало его постоянного наличия. Жительницы Дома Весталок в Риме были обязаны регулярно поддерживать его. Огонь тушили только лишь один раз в году, на римский Новый год, 1 марта. Если девушка недоглядела костер в любой другой день, ее жестоко пороли розгами. Это пророчило беду всему городу.

Весталками становились физически здоровые дочки свободных итальянцев 6-10 лет. На протяжении 30 лет они обучались (первые 10 лет), проводили специальные ритуалы, охраняли символы Рима и всей импе

Dom-Vestaloc-Rome-2
Весталки были в почете среди местных жителей. За оскорбление одной из них человека наказывали смертью, а тот, кто покусился на целомудрие такой жрицы, считался самым большим преступником. Им отдавали на сохранение особо ценные вещи и бумаги, они могли помиловать преступника или гладиатора, потерпевшего поражение. Этим девушкам по закону принадлежали дома с садами, они могли ездить по городу на колеснице или пользоваться местом в императорской ложе, их охраняли отряды ликторов с топорами. Кроме того, они имели неплохие материальные блага.

Взамен весталки обязаны были хранить девственность на протяжении всех годов службы. Если одна из них нарушала обет, ее ждала страшная смерть. Таких женщин хоронили живьем: несли на «проклятое» поле, расположенное за городом (возле современной площади Независимости), и зарывали в землянке с небольшим количеством еды и питья. Там также была приготовлена постель, стоял светильник. Смерть мужчины, который покусился на весталку, была другой: его забивали остальные хранительницы храма. По преданию даже Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, была весталкой. Встречается информация о том, что за 1000 лет только 20 хранительниц Священного огня нарушили обет целомудрия.

Девушка, которая 30 лет жизни отдала храму Весты, могла выходить замуж и вести такую же жизнь, как и остальные жительницы Рима. Вместе с тем, в народе было поверье, что брак с весталкой приводит к несчастью. Многие их остерегались.

Где находится Храм богини Весты и как до него добраться

  • Чтобы добраться до Храма Весты на метро, надо выйти на станции Colosseo (линия В) и проехать на автобусе до Via dei Fori Imperiali или Пьяцца Венеция.
  • К Форуму идет трамвай № 3. Трамвайная остановка называется Parco Celio.
  • Туда также едут автобусы под номерами 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Достопримечательность можно посетить:

Бесплатный вход для детей до 18 лет и людей, чей возраст превышает 65 лет.

Комбинированный билет «Колизей + Римский форум + Палатин»:

Храм богини Весты на фото


Ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, на которых запечатлены руины Храма Весты, расположенного на Римском форуме. Даже те останки, которые сохранилось до сегодняшнего дня, свидетельствовать о том, что это здание было невероятно красивым и по-настоящему грандиозным для своего времени.

Храм Весты - олицетворение мощи и незыблемости Вечного города

Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима. Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.

Храм Весты в Риме

Общий вид храма Весты

Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.

Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь.

Храм Весты в Риме

Вид храма со стороны храма Диоскуров

Культ Весты в Древнем Риме

Богиня Веста – покровительница домашнего очага и хранительница жертвенного огня (в греческой мифологии известная под именем Гестия). Ее культ в Риме по разным преданиям возник благодаря основателю и первому царю этого города Ромулу или, что вероятнее всего, его второму царю – Нуме Помпилию, правившему с 715 по 673 год до н. э., и построившему здесь посвященный Весте храм с жертвенником, огонь в котором символизировал силу и бессмертие Вечного города, незыблемость Римского государства и неизменность его порядков и устоев. Поэтому, чтобы Священный огонь не потухал, он постоянно поддерживался сначала дочерьми царя, затем шестью жрицами богини – девственницами-весталками.

Каждый год 9 июня в Риме отмечался праздник Весты, римляне босиком приходили в храм, приносили своей богине жертвы, просили у нее покровительства и заступничества для своего города и своих домашних очагов. В этот праздник было запрещено заставлять работать ослов, так как по преданиям крик этого животного разбудил богиню в тот момент, когда ей грозила опасность (ее намеревался обесчестить Приап).

В своих крайне редко встречающихся скульптурах богиня Веста представлена в виде молодой, богато одетой девушки с покрытой головой. Несколько чаще ее изображения можно было встретить на монетах: с палладиумом, факелом, скипетром, патерой (блюдом для жертвоприношений).

Храм Весты в Риме

Вид храма со стороны Дома весталок

Отголоски культа Весты сохранились и в наше время – древние римляне посвящали своей богине вход в свои дома, и мы тоже по традиции продолжаем называть это место вестибюлем.

Весталки – самые почитаемые жрицы Древнего Рима

Главной обязанностью весталок было поддержание жертвенного огня в храме Весты. Считалось, что пока он горит, с городом не может произойти ничего плохого. За потухшее пламя весталки жестоко наказывались плетьми. Лишь раз в год этот огонь намеренно гасился и тут же зажигался вновь – на Новый год (он отмечался тогда в Риме 1 марта), тогда же весталками обновлялись ветви лавра в храме. От нового пламени римляне зажигали огонь в очагах римских курий.

Помимо этого весталки отвечали за проведение посвященных богине ритуалов и были главными хранительницами священных символов города и государства. В дни празднования в честь Весты (весталии) они торжественно выносили из храма пепел от Священного огня и сбрасывали его в Тибр.

Для посвящения в жрицы богини Весты выбирали исключительно девочек благородного происхождения в возрасте 6-10 лет, без пороков и изъянов. Они должны были исполнять возложенные на них обязанности в течение следующих трех десятков лет: первый десяток обучались, второй – служили, третий – обучали других. Подчинялись они непосредственно верховному жрецу, который возглавлял Коллегию понтификов.

Храм Весты в Риме

Звание жрицы Весты приносило весталкам множество бонусов положения: они имели в Риме большой почет, уважение и влияние в обществе – им доверяли на хранение ценности и документы, они могли даровать жизнь осужденным на смерть и побежденным гладиаторам (в отсутствие на бое императора). Плюс такие материальные блага и привилегии, как дом с садом, приличное состояние, места в императорской ложе, передвижение по городу на колеснице и др. За особые заслуги весталкам ставились статуи, а за их оскорбление посягнувшему на их честь и достоинство грозила смертная казнь. Расплачивались они за то, что имели, обетом целомудрия на весь срок службы. За его нарушение весталкам полагалась жестокая смерть – лишившуюся девственности жрицу заживо хоронили (закрывали в специально вырытой землянке с небольшим количеством еды и питья), а ее сообщника пороли до смерти. Но по окончании 30 лет службы в храме весталки получали право жить обычной жизнью и при желании могли выйти замуж.

Существует легенда, по которой Рея Сильвия, мать основателей Рима Ромула и Рема, тоже была весталкой и поплатилась жизнью за то, что нарушила данный ею обет целомудрия.

Храм Весты в Риме

Первоначально (в VII в до н.э.) храм Весты на Римском Форуме был построен в полном соответствии с духом и стилем римских жилищ того времени – представлял собой глинобитное сооружение, покрытое соломой и тростником. История существования храма насчитывает множество случаев, когда он подвергался опасности разрушения, разграбления и пожаров, а потому неоднократно перестраивался и восстанавливался. Историками выделяется семь этапов в его существовании и, соответственно, семь вариантов самого строения. Первым считается храм из глины, вторым – из кирпича. Он был серьезно поврежден в результате пожара в 390 г. до н. э. и отстроен уже из камня в комбинации с деревом, но и ему не удалось избежать разрушения, виной которому – пожар 241 г. до н.э. Восстановленный в очередной раз, храм снова едва не сгорел в 210 г. до н.э., когда во время пожара пострадало множество зданий вокруг него. Своим спасением храм Весты тогда оказался обязан 13-ти рабам, получившим свободу за этот свой подвиг. В таком виде сооружение просуществовало более 200 лет, после чего снова пострадало в огне, а затем было перестроено на этом же месте, но уже в мраморе. Еще раз храм практически полностью сгорел в великом пожаре 64 г. н. э., после чего спустя всего лишь год был вновь восстановлен Нероном.

Храм Весты в Риме

И последний раз храм богини Весты после очередного сильного пожара в 191 году был подвергнут реконструкции, осуществленной Юлией Домной, женой римского императора Септимия Севера. С этого момента храм стал представлять собой то круглое каменное сооружение в форме толоса на высоком подиуме, с колоннадой и коническим куполом из металла, развалинами которого мы сегодня и любуемся на Римском Форуме. Храм Весты перестал действовать в 394 году, когда последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, наложил запрет на языческое вероисповедание. С того времени он медленно, но верно приходил в упадок.

Храм был обнаружен и идентифицирован итальянским археологом Родольфо Ланциани в результате раскопок 1877 года. В ходе дальнейших раскопок конца XIX века были обнаружены подиум и различные архитектурные фрагменты стен, колонн, пилястров, относящиеся к последней реставрации Юлии Домны. Эти находки вместе с монетами и рельефами, изображающими храм Весты, позволяют достаточно точно реконструировать это античное сооружение. Храм был беломраморным, имел 20 колонн в римско-коринфском стиле, соединенных между собой металлическими решетками, а также облицованный мрамором подиум и куполообразную крышу с отверстием посередине для выхода дыма от Священного огня.

Храм Весты в Риме

Храм и современность

Сегодня Священный участок богини Весты на Римском Форуме представляет собой античные развалины: вы сможете увидеть только небольшой архитектурный фрагмент некогда изящного и величественного здания храма, состоящий из подиума и нескольких колонн, сохранившихся после его последней реставрации 191 года, а также несколько статуй на пьедесталах, руины Дома Весталок и фрагменты некогда окружавшего двор портика. И только при наличии определенной доли воображения и знаний, которые мы постарались до вас донести этим материалом, вы сможете представить себе заполненный людьми форум, разъезжающих на колесницах весталок, величественное здание храма Весты и горящий в нем Священный жертвенный огонь, олицетворяющий собой незыблемость Вечного города и его традиций.

Читайте также: