Илона маска выгнали из тесла

Обновлено: 05.07.2024

Илон Маск вынужден покинуть пост главы совета директоров Tesla


Комиссия по ценным бумагам и биржам США и основатель Tesla Илон Маск урегулировали свой спор по делу о мошенничестве. Об этом сообщает CNBC News.

По данным телеканала, в рамках достигнутых договоренностей Маску придется покинуть пост главы совета директоров Tesla. При этом комиссия позволила Маску сохранить пост руководителя Tesla.

Как отмечается, основателю Tesla также придется выплатить административный штраф в размере $20 млн. Аналогичную сумму взыщут и с Tesla. При этом деньги распределят между пострадавшими инвесторами. Кроме того, компания должна назначить двух независимых директоров.

Илон Маск — американский предприниматель, входящий в список 50 богатейших людей планета по версии журнала Forbes.

Он является руководителем космической корпорации SpaceX, нейротехологической компании Neuralink и разработчиком электрокаров Tesla, а также сооснователем Paypal.
В настоящее время Илон Маск владеет 22% акций Tesla.

В прошлом месяце Маск заявил о планах сделать Tesla частной компанией и выкупить все акции на бирже по фиксированной цене в $420.

Стоимость акции в $420 была установлена якобы «из-за значимости этого числа в культуре марихуаны», сообщало ранее агентство Bloomberg со ссылкой на содиректора отдела безопасности комиссии Стивена Пейкина.

Параллель с марихуаной и желание выкупить акции, по мнению SEC, должны были произвести впечатление на подругу Маска.

Назначая сделку предприниматель подчеркнул, что финансирование проекта «обеспечено».

После твита цена акций Tesla выросла. По данным Reuters, после твита котировки Tesla на бирже подскочили на 6,5%, до $363,4 за акцию. Это заявление и реакция на него привели к значительным нарушениям в работе рынка ценных бумаг, утверждает регулятор. SEC говорит также, что Маск «не обсудил и тем более не согласовал ключевые условия сделки, включая цену, с любым потенциальным источником финансирования».

При этом Илон Маск впоследствии отказался от своих планов выкупить акции.

Комментируя поданный против него комиссией по ценным бумагам и биржам США судебный иск, бизнесмен заявил, что считает обвинения в мошенничестве необоснованными, и добавил, что он очень разочарован и опечален этими претензиями.

«Я всегда действовал в интересах правды, прозрачности и инвесторов. Честность — это самая важная ценность в моей жизни, и факты докажут, что я никоим образом это не нарушил»,

— сказал бизнесмен в интервью CNBC.

При этом в августе группа акционеров Tesla подала против Маска коллективный иск, пожаловавшись на понесенные финансовые потери. Истцы утверждали, что посты бизнесмена принесли им убытки.

В частности, один из акционеров заявил, что твиты бизнесмена вводили в заблуждение, из-за чего продавцы акций Tesla были вынуждены закупать бумаги по искусственно завышенным ценам, чтобы покрыть свои позиции. Также другие истцы отмечали, что неосторожные высказывания Илона Маска приводили к резким колебаниям курса.

В сентябре Илона Маска обвинил в биржевых махинациях еще и глава исследовательской компании Citron Research.

Между тем, если бы Маск не смог урегулировать свой спор с комиссией по ценным бумагам и биржам США, ему грозило бы отстранение от руководства компанией и даже тюрьма. Об этом, в частности, заявлял телеканалу CNBC бывший председатель комиссии Харви Питт.

Неудачи Маска и Tesla прокомментировал бывший вице-президент General Motors Боб Лутц. По его словам,

Маск — «неплохой парень, который не умеет управлять автомобильной компанией».

ИЛОНА МАСКА УВОЛИЛИ ИЗ КОМПАНИИ TESLA

Он не сможет занимать в ней ближайшие три года руководящие посты. Такое решение вынес суд Нью-Йорка. Кроме того, Маск должен будет заплатить штраф в размере 20 миллионов долларов, сообщает CNBC.

В июле гендиректор компании заявил, что хочет выкупить все ее акции, чтобы сделать компанию частной. Это привело к повышению стоимости акций на несколько дней. Основатель и глава аналитической компании Citron Research Эндрю Лефт заподозрил Маска в биржевых махинациях. Акционеры Tesla подали в суд на основателя компании.

  • Ключевые слова: ,
  • спасибо ₽
  • хорошо
  • 3
  • 17 октября 2018, 00:07

Andrey Z., вкладывают в основном в результаты, которые летают и ездят.

  • 17 октября 2018, 07:30
  • 17 октября 2018, 00:11

  • 17 октября 2018, 00:21
  • 17 октября 2018, 01:22

Оксана Разяпова, Дырявые ракеты у нас говорите?

Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю. НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде — она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа [1] . Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Илона Маска выгнали из Tesla: виноваты наркотики, мошенничество и длинный язык

В последние дни вокруг Илона Маска происходило слишком много событий, которые уже привели к тому, что его уволили из кресла председателя совета директоров Tesla. Причиной тому стали иск от Комиссии по ценным бумагам и биржам, из-за попытки манипуляции фондовым рынком. С чего все началось и как Илон Маск оказался в такой ситуации?

Начало скандала вокруг Илона Маска

Маску не впервые попадать в скандалы или создавать их вокруг себя, и почти все были из-за неосторожных высказываний. Мы уже рассказывали о том, как он разрушил свою репутацию во время спасательной операции в Таиланде.

Теперь он снова попал в неприятную историю. Началось все еще 7 августа, когда гендиректор и председатель совета директоров Tesla опубликовал у себя в Twitter пост, где рассказал, что планирует выкупить свою долю компании и превратить ее в частную . Это означает, что он хочет убрать акции фирмы с публичной биржи и оставить постоянных владельцев (то есть только себя, потому что он хочет выкупить остальные части). Принимать важные решения в управлении будет только Илон Маск.

Общественность, руководители в компании и множество экспертов отреагировали негативно на эту новость.

Зачем Маск решил убрать компанию Tesla из биржи? Бизнесмен позже пытался объяснить, что суть этого решения была в том, чтобы сделать форму более успешной и прибыльной. Сложность всего положения в том, что выступления Маска, его достаточно спорные высказывания вызывают критику, что негативно отражается на всей работе Tesla. При этом фирма должна постоянно тратить время на то, чтобы готовить множество отчетов для регулирующих органов. Кроме того, те предприниматели, которые имеют хотя бы минимальную долю акций в компании могут контролировать управление и принимать решения, из-за чего они постоянно вмешиваются в работу и только вредят.

А в том случае, если убрать Tesla из биржи, то все руководство ляжет на совет директоров и самого Маска, а соответственно будет возможность более эффективно управлять фирмой.

Несмотря на критику, Илон Маск заявил, что уже продумал пути, которыми могут пойти нынешние акционеры. Они могут или продать акции по выгодной цене, или же остаться в компании после того, как она станет частной.

Заявления Маска вызвали подозрение о мошенничестве

Чтобы разобраться в причине резкой критики Илона Маска, необходимо понимать отношение к Tesla у всего мира. Власти США, как и большинство развитых стран, положительно относятся к самой компании, несмотря на периодические сбои в работе и относительной убыточности. То же думают о фирме и большинство предприятий и бизнесменов - Tesla полезная и перспективная, даже несмотря на то, что не приносит прибыли. Поэтому она все еще продолжает пользоваться спросом и многие готовы покупать акции фирмы.

После заявления о приватизации компании, Илон Маск опубликовал пост, в котором сказал, что уже есть инвесторы, что готовы выкупить почти все акции. На это потребуется около 85 миллиардов долларов. Покупателем должен был выступать фонд в Саудовской Аравии, который уже имеет 5% акций компании.

Но сам инвестиционный фонд передумал делать покупку, что очень не понравилось SEC.

Из-за заявления Маска выросла стоимость акций компании, а это мошенничество, чтобы искусственно поднять цену и попытка дестабилизировать фондовый рынок.

Не нужно было курить марихуану

Комиссия буквально через несколько дней воспользовался критикой в сторону Илона, чтобы поспособствовать его увольнению, также представили еще один факт, что негативно влияет на Tesla - моральный облик самого Илона Маска . Связано это с употреблением марихуаны.

Через месяц после заявления Маска о выкупе компании, он пришел на шоу Джо Рогана. Частью программы часто является употребление марихуаны, на что приглашенный бизнесмен отреагировал положительно. И хотя в Калифорнии законом разрешено курить ее, но многим не понравились действия Илона. Там же он рассказал, что редко курит марихуану, потому что она плохо влияет на производительность и продуктивность бизнесмена.

Маска уволили из Tesla

Илон Маск уже давал комментарии по поводу иска о мошенничестве. Он сказал, что “опечален” такими заявлениями и всегда действовал только в интересах компании Tesla. Но суд все равно предложил ему заключить сделку и признать свою вину, а в таком случае Маск сможет заплатить штраф и уйти из фирмы на два года. Он отказался.

Лично бизнесмен выплат 20 млн., и еще такую же сумму снимут с Tesla. Все средства пойдут инвесторам, которые понесли убытки. Но при этом Маск все еще остается гендиректором предприятия, а значит - продолжает участвовать в управлении Tesla.

Илон Маск уволен по требованию SEC. Tesla оштрафована на 20 миллионов долларов

Генеральный директор Tesla Илон Маск уйдет с поста главы совета директоров производителя электромобилей и выплатит штраф в размере 20 миллионов долларов по требованию, выдвинутому Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC). Маск останется генеральным директором и будет в совете, но уже не в качестве председателя.


Это соглашение не даст разразиться кровавой и вредной бойне между Маском, компанией и акционерами Tesla.

Маск уходит в отставку

Маск уйдет с поста председателя правления Tesla в течение 45 дней после подписания соглашения, которое было представлено в субботу. Он согласился не искать переизбрания и не принимать назначения на пост председателя в течение трех лет. На его место будет назначен независимый председатель.

Также Tesla выплатит штраф в 20 миллионов долларов. Штраф и обвинение против Tesla выдвигаются из-за невозможности затребовать раскрытие информации и процедур, связанных с твитами Маска. Впрочем, Маску не придется признавать или отрицать обвинения SEC в рамках соглашения.

Tesla также согласилась назначить двух независимых директоров в совет и создать новый комитет независимых директоров, а также ввести дополнительные меры контроля и процедуры, чтобы наблюдать за коммуникациями Маска. Вероятно, Маску придется вести себя более сдержанно в твиттере — а он привык анонсировать новые продукты, функции и обновления именно там. По крайней мере, с Tesla такого больше не будет.

Все это поможет предотвратить дальнейшее нарушение рынка и причинение вреда акционерам Tesla. Теперь Tesla ждет корпоративный контроль, а акционеры, требовавшие смирить Маска и сместить взбалмошного управленца с поста главы совета директоров, будут удовлетворены.

Но пойдет ли это на пользу Tesla? Расскажите в нашем чате в Телеграме.

Смерть за твит: уничтожат ли американские власти Илона Маска и Tesla


Фото Ray Tamarra / GC Images
Фото Ray Tamarra / GC Images

У Tesla уже давно существуют как преданные поклонники, так и ненавистники. Вторые считают, что акции Tesla не стоят ничего и компания вот-вот разорится. Правда, считают они так уже не первый год и конкретно на Tesla потеряли больше, чем на любой другой компании в истории. Но поскольку для них она предмет антикульта, а не разумного анализа, они продолжают швырять свои деньги в пасть Молоху и по-прежнему «шортят» ее акции, на чем теряют еще больше, отчего злятся еще больше — и так по кругу. А если бы идея Маска была реализована, шортселлерам пришлось бы купить проданные ими акции по более высокой цене и влететь в большие убытки. Кто-то запаниковал и купил акции по цене выше той, по которой продал, — и понес убытки. Их SEC в своем иске обозначает как потерпевших и называет «инвесторами», что юридически неверно. Шортселлера нельзя называть инвестором. Строго говоря, он вообще не владеет акциями компании, лишь заимствует право на их продажу. Твит Маска напрямую не мог привести к падению цен акций, а значит, интересы именно инвесторов — реальных владельцев акций — не затронул. Зато в случае отстранения Маска как раз они и пострадают. Иск SEC уже нанес удар по инвесторам — акции Tesla упали на 13%. Зато шортселлеры, конечно, остались в плюсе.

Почему же SEC защищает шортселлеров? Вероятно — и это самое реалистичное объяснение, — ее сотрудники просто наломали дров, не разобравшись. Бывает, SEC — всего лишь еще одно государственное ведомство, а работники госведомств, как известно, иногда ошибаются. На этот вариант указывает и ряд мелких деталей из иска. Например, она делает смехотворную ошибку, утверждая, что Илон Маск «соосновал Tesla в 2003 году и с того времени был главой совета директоров и ее крупнейшим акционером». Каждое утверждение в этом предложении — ложь, выдающая элементарное незнание предмета со стороны составителей иска.

Компанию в июле 2003 года основали совсем другие люди, Марк Тарпенниг и Мартин Эберхард. Маск не имел к ней вообще никакого отношения вплоть до февраля 2004 года, когда он и стал главой совета директоров компании и крупнейшим акционером. Иск, содержащий даже такие ошибки в описании обвиняемого, — это хороший знак для компании. Его вряд ли делали в спешке — готовился он полтора месяца. Выходит, его готовили не самые толковые работники. Требования сырых исков и не самых грамотных обвинителей не так часто удовлетворяются судом.

Что будет, если SEC отстранит Маска? Чтобы понять хотя бы приблизительный масштаб катастрофы, нужно прояснить, что именно Маск сделал для Tesla. Когда он пришел в компанию в 2004 году, единственное, что было у Tesla, — одна модель электромобиля, причем нацеленная на довольно узкий рынок спортивных машин. Именно Маск выработал и еще в 2006 году озвучил совсем иной план: «Сделать спорткар. Потратить деньги от его продаж на то, чтобы создать более доступную по цене машину. Потратить деньги от продаж этой машины на то, чтобы создать еще более доступную машину. Попутно обеспечить возможности по выработке электричества из альтернативных источников». Маск принес в компанию план сделать платформу Model S и Model 3, а также заняться выпуском солнечных батарей. Эти планы были крайне амбициозны — в 2006 году никто вообще не верил в существование доступных электромобилей. Разногласия по поводу этих сверхамбициозных планов привели к тому, что Эберхард, один из основателей компании, покинул ее в 2007 году.

Если вынуть из Tesla то, что принес Маск, то останется только Tesla Roadster — модель, которая устарела и больше не выпускается

Более того, Tesla на самом деле никогда ее даже не выпускала — шасси Roadster прибывало из Великобритании, где его делал Lotus. То есть собственное производство у компании появилось уже через годы после того, как Илон выжил из компании ее основателей. До него Tesla не производила электромобилей. Сегодня она — их самый крупный производитель.

Приведем цифры: в августе 2018 года стоимость Tesla Model 3, проданных на американском рынке, достигла $1 млрд. Это больше, чем у любого другого производителя легковых автомобилей (в США в понятие легкового авто, или passenger car, не входят пикапы и кроссоверы). Те, кто был лидером по продажам в этом секторе раньше, — Toyota Camry и Honda Accord — сегодня сильно уступают новичку. Немыслимое еще десять лет назад достижение. Японские производители потратили десятки лет напряженнейших усилий, чтобы занять первые места на американском рынке легковых авто. Ни один американский производитель уже давно и в сладком сне не мог себе представить, что сможет попасть даже в первую пятерку по количеству продаваемых моделей. Tesla Model 3 попала туда всего за 13 месяцев.

Маск и сейчас продолжает принимать и утверждать все решения по архитектуре автомобилей. В 2019 году должна быть представлена Model Y — кроссовер на платформе Model 3 по схожей цене. В 2019 году запускается производство электрогрузовика Tesla Semi. А через пять лет, как заявил Маск, компания создаст электромобиль с ценой от $25 000. Это стоимость типичного бюджетного автомобиля в США. Очевидно, что его продажи должны быть много больше, чем у машин на платформе Model 3. Увы, ни один из этих проектов без Маска нормально запустить не удастся.

Этот предприниматель отличается от большинства бизнесменов тем, что его стиль руководства, по словам сотрудников Tesla, больше напоминает манеры спецназовца, чем бизнесмена

Когда Маск сталкивается с проблемой, то решает ее любой ценой и регулярно делает то, что другие считают нереальным. Самый свежий пример — запуск в производство Model 3. Организацию массового производства машины курировал крайне талантливый человек — бывший вице-президент Tesla по инженерным вопросам Даг Филд, до Tesla работавший в Apple. Филд принес концепцию предельной автоматизации предприятия и отказа от ручного труда. С лета 2017 года по весну 2018 года он пытался запустить конвейер на основе такой автоматизации, но ничего не добился. В мае 2018 года Маск взялся решать вопрос сам. Через три месяца производство Model 3 выросло в три раза. Маск вернул (там, где это было нужно) ручной труд и предпринял все возможные меры, чтобы форсировать производство. Жесткость, которую Маск проявил при реализации этих мер, вызвала едкую критику в деловой прессе США. Другие бизнесмены на его месте так бы не поступили. А многие даже не стали бы браться за такие задачи. Например, ознакомившись с запланированными Tesla параметрами электрогрузовика Semi, глава грузового подразделения Mercedes заявил, что они невозможны с точки зрения законов физики. И это притом что прототипы Semi уже бороздят Соединенные Штаты в рамках испытаний и показов заказчикам. То есть у Tesla уже электрогрузовик, а Mercedes пока даже не понимает, как американскому конкуренту вообще удалось его создать.

Илон Маск принес в Tesla еще одну вещь, о которой Мартин Эберхард даже не заикался: постоянно совершенствуемый автопилот. В ближайшие месяцы планируется целиком беспилотный пробег группы Model 3 от Тихого океана к Атлантике через все США, а со следующего года — активация автопилота в городе. Маск честно признавал, что проект Model 3 столь амбициозен, что поставил всю компанию на грань выживания. Автопилот тоже ставит Tesla на грань выживания. Либо автопилот снизит смертность за рулем в разы, как утверждает Маск, либо какие-то невидимые глазу программистов недочеты приведут к серии аварий и непоправимому ущербу для компании. Маск на такой риск пойдет, но нормальный деловой человек — нет.

Tesla уже давно не стартап, у нее в третьем квартале этого года будет не менее $5 млрд продаж. В компаниях такого размера не рискуют всем, не достигают поставленные цели любой ценой. Без Маска все начатые им крупные проекты будут развиваться медленнее. И это будет для Tesla началом конца. Сегодня ее машины разгоняются быстрее любых других серийных авто в мире, имеют самый большой запас хода среди всех электромобилей и самый высокий спрос в каждом сегменте, где компания что-то выпускает. Поэтому ее продажи обгоняют BMW, Audi, Lexus и Mercedes. Но происходит это не потому, что упомянутые компании делают плохие машины, а потому, что Tesla возглавляет человек с методами спецназовца, склонный преодолевать трудности любой ценой. Если SEC сможет заменить его обычным бизнесменом, тот будет действовать так же размеренно, как и его коллеги из BMW, Audi, Lexus и Mercedes. Только вот у этих его коллег куда больше денег, заводов и инженеров. Ведя дела «как обычно», Tesla не сможет обгонять их на технологическом фронте, как она это делает сейчас.

Грамотный адвокат может завернуть обвинение SEC только на основании упомянутой выше фактической ошибки в описании Маска. Тогда иск доработают и направят вновь. Главный вопрос в другом: удовлетворит ли его суд? Наверняка судья попытается удовлетворить его в части, касающейся штрафа за твит. Но едва ли стоит ждать отстранения Маска от руководства компанией. Дело в том, что Комиссия по ценным бумагам почти во всех своих исках к главам компаний включает требование запретить им занимать руководящие посты. Но суд редко удовлетворяет такие требования. Это крайне серьезное ограничение свобод бизнесмена и сокрушительный удар по самой компании. Часто после такого запрета корпорации не помогает смена руководства, и она банкротится. Толкать к банкротству компанию с квартальными продажами более $5 млрд — это как раз то, что в России называется «кошмарить бизнес». Далеко не все американские судьи являются фанатами такого образа действий.

Как правило, решение об отстранении принимается, только если доказан факт явного мошенничества и заведомого обмана. Доказать такое будет непросто. Маск не продавал акции на пике цены после твита. В самом иске отмечается, что у него еще до твита были встречи с представителями суверенного инвестфонда Саудовской Аравии, которые предлагали Маску превратить компанию в частную в обмен на строительство завода Tesla на Ближнем Востоке. Фонд владеет крупным пакетом акций Tesla, там сидят неглупые люди. Они тоже понимают, что без Маска акции Tesla едва ли не в два раза ниже текущей цены. Едва ли они не были готовы выкупить акции по цене $420 за бумагу.

Так или иначе из-за иска SEC в ближайшие месяцы акции Tesla будет сильно лихорадить. Куда сильнее, чем после твита Илона Маска. И убытки реальных инвесторов, а не спекулянтов от этого будут куда больше. Разница лишь в том, что Маска за его твит поведут в суд, а SEC за ее иск — нет. Ведь некому надзирать за надзирателем.

Акционерам Tesla посоветовали уволить Илона Маска, чтобы не платить $55 млрд

Инвесторам Tesla предлагается проголосовать за увольнение исполнительного директора Илона Маск (Elon Musk) из совета директоров компании, поскольку накапливается недовольство в связи со сделкой по его бонусам, которые могут привести к выплате руководителю рекордных $55,8 млрд.

Компания Pirc, являющаяся влиятельным советником акционеров, в том числе пенсионных фондов Великобритании, во вторник рекомендовала, чтобы инвесторы проголосовали против соглашения Tesla о выплате вознаграждения руководителям, поскольку оно несправедливо обогащает исполнительного директора.

Компания-советник призвала инвесторов проголосовать против переизбрания Илона Маска в совет директоров из-за соглашения о выплате вознаграждения, и предупредил, что оно представляет собой серьёзный риск нанесения ущерба репутации компании и её акционерам. Pirc также напомнила, что частые спорные заявления господина Маска в Twitter стоили Тesla миллионов долларов, а также приводили к ненужным репутационным издержкам.

В прошлом году господину Маску был предъявлен иск на $190 млн за клевету и унизительные твиты о британском спелеологе Верноне Унсворте (Vernon Unsworth), который помог спасти 13 человек, попавших в тайскую пещеру. Суд присяжных постановил, что твиты не достигли юридического уровня клеветы, и Илон Маск не был признан ответственным за ущерб.

В 2018 году регулятор США по ценным бумагам и биржам (SEC) оштрафовал Илона Маска и Tesla на $20 млн за твиты, в которых он написал о планах по превращению компании в частную — это привело к значительному росту курса акций. В рамках урегулирования спора с SEC господин Маск был вынужден отказаться от своей должности председателя совета директоров Tesla. Pirc отметила, что этот эпизод вызвал обвинения в злоупотреблениях на фондовом рынке, а SEC утверждала, что Илон Маск солгал инвесторам.

Инвесторов также призвали проголосовать против переизбрания Робин Денхольм (Robyn Denholm) на пост председателя совета директоров Tesla. Она сменила Илона Маска, когда он был вынужден уйти в отставку в ноябре 2018 года. Pirc считает, что она должна покинуть свою должность из-за прежней роли в одобрении соглашения о чрезмерных выплатах Илону Маску. Общее годовое собрание акционеров Tesla должно было состояться 7 июля, но компания в воскресенье отложила голосование до сентября.

Провалы Tesla: от переносов Cybertruck до нелепых ошибок электроники


Выпуск пикапа Tesla Cybertruck переносится

Электрический пикап Tesla Cybertruck с экстравагантным дизайном был представлен еще в 2019 г., однако серийное производство модели так и не началось. Изначально старт выпуска автомобиля ожидался в конце нынешнего года, однако судя по информации на сайте Tesla, это произойдет не раньше 2022 года. О причинах переноса этих сроков официально неизвестно. По неофициальным данным, всему виной стала как раз необычная внешность пикапа, которая сразу после премьеры подверглась серьезной критике. В итоге глава Tesla Илон Маск пообещал немного пересмотреть дизайн модели, но не менять его радикально, сохранив основные пропорции кузова.


Конфликт Илона Маска с инженерами Tesla

Репортера The Wall Street Journal Тим Хиггинс в своей новой книге, выдержки из которой публикует Business Insider, рассказал о серьезном конфликте между Илоном Маском и группой инженеров Tesla во главе с Дагом Филдом. Причиной разногласий стало желание главы автопроизводителя выпустить электрический кроссовер Tesla Model Y без традиционного руля. Специалисты не оценили новаторских планов своего начальства, а сам Филд высказал обеспокоенность тем, что Маск вмешивается в малейшие нюансы их работы при создании машин. В итоге электрокар фактически был спроектирован «за спиной» Илона Маска с традиционным рулевым колесом. Однако этот конфликт обернулся для Филда потерей рабочего места — он покинул Tesla в 2018 году.


Массовый отзыв в Китае

Этим летом Tesla объявила о масштабном отзыве электрокаров в Китае. Причиной сервисной акции стали проблемы с адаптивным круиз-контролем, которые могли привести к аварии. Отзывная кампания затронула в общей сложности 285 тыс. автомобилей Model 3 и Model Y. Причем к их числу относятся как импортированные машины, так и собранные в Китае. Впрочем, ехать в сервисные центры владельцам электрокаров не понадобится — Tesla пообещала выпустить специальное обновление ПО, которое сможет решить проблему. Если у владельца электрокара не получится самостоятельно установить программу, его пригласят в сервис. Столь масштабный отзыв не обошелся для американцев без последствий. По данным экспертов, сервисная акция стала одной из причин резкого сокращения поставок электрокаров (-69%) на местный рынок.


Проблемы с военными

Массовый отзыв стал не единственной проблемой Tesla в Китае. Местное Министерство обороны запретило парковать американские электрокары вблизи военных баз или на территории проживания сотрудников ведомства. Такое решение было принято по «соображениям национальной безопасности». Китайские военные считают, что машины Tesla, оборудованные камерами и датчиками, могут использоваться для сбора секретной информации. Какое наказание ожидает нарушителей этих правил, не уточняется.


Суд в Норвегии

Не лучшим образом складываются дела у Tesla и в Норвегии. В этой скандинавской стране суд обязал компанию Илона Маска выплатить владельцам американских электрокаров по 16 тысяч долларов. Причиной разбирательств стала слишком медленная зарядка батарей у машин на станциях Supercharger после обновления программного обеспечения. Кроме этого, водители пожаловались и на снижение запаса хода у своих электрокаров.

Пока речь идет только о моделях Tesla Model S и Model X, которые комплектуются батареей на 85 киловатт-часов. Всего же в Норвегии на данный момент насчитывается около 10 тысяч владельцев американских электрокаров. Причем похожие иски против Tesla сейчас рассматривают в судах и ряда других стран.

Как Илон Маск за 2 месяца чуть не потерял Tesla

От странного твита до исключения из совета директоров.

Кажется, для Tesla началось не очень хорошее время. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) добилась отстранения Илона Маска от места в совете директоров и оштрафовала компанию на $20 миллионов. Но всё не так просто, как кажется.

7 августа: роковой твит

Илон Маск сообщил в Твиттере, что рассматривает возможность превращения Tesla из публичной компании в частную. Чтобы это сделать, предпринимателю нужно выкупить все акции компании у других акционеров. Но Маск сказал, что деньги на это у него уже есть — $420 за акцию.

Shareholders could either to sell at 420 or hold shares & go private

— Elon Musk (@elonmusk) 7 августа 2018 г.

Я рассматриваю возможность выкупить акции Tesla по $420. Деньги уже есть.

Акционеры могут продать все акции за $420 или оставить их себе и перейти в приватную компанию.

Цена, названная Маском, была выше на 22,8 % на момент закрытия торгов в понедельник. Получается, что стоимость всех акций для Маска составила бы $71 миллиард, хотя её рыночная стоимость — $58 миллиардов.

В качестве инвестора должен был выступить инвестиционный фонд Саудовской Аравии, но почти сразу передумал.

Кстати, этот твит Маск написал за рулём, когда ехал в аэропорт.

9 августа: выходит комиссия

Через два дня этим высказыванием заинтересовалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Она захотела выяснить, насколько законны твиты, написанные Илоном Маском.

Если вам кажется, что это смешно, то уберите ухмылку. Илон Маск — публичное лицо, являющееся генеральным директором и председателем совета директоров публичной компании. Любое его высказывание в интернете о Tesla рассматривается под микроскопом: нельзя раскрывать коммерческие тайны и нарушать права акционеров.


Так как Маск решил сообщить о своих намерениях сделать Tesla частной компанией, минуя бюрократические вопросы с SEC, комиссию это заинтересовало.

Похожее уже происходило с основателем Netflix Ридом Хастингсом в 2013 году. Он опубликовал в Facebook деловую информацию о компании, и SEC проверила законность высказывания. Оказалось, что все акционеры знали о намерении Рида, и никакого наказания он не получил, так как всё сделал по закону.

24 августа: «Мы остаёмся публичной компанией»

Илон Маск сообщает в блоге Tesla, что компания не будет становиться частной. Предприниматель собрал отзывы инвесторов и решил, что это никому не нравится.

Несмотря на то, что большинство акционеров, с которыми я говорил, сказали, что они останутся в Tesla, если мы станем частной компанией, общее настроение можно описать так: «Пожалуйста, не делайте этого».

Илон Маск

Маск признал, что переход к частной компании будет трудоёмким, из-за чего он потеряет много времени. Кроме того, с таким статусом Tesla не сможет быть финансово устойчивой и нарастить производство Model 3.

28 сентября: суд с SEC

Спустя почти два месяца SEC завершила расследование и обвинила Маска в мошенничестве. Комиссия потребовала уволить Маска с поста генерального директора Tesla, так как он ввёл в заблуждение людей, сообщив в Твиттере о приватизации компании.

В иске сказано, что Маск перед своим заявлением ни с кем эту идею не обсуждал и не имел никаких подтверждений сделки с инвесторами. Кроме того, после этого твита цены на акции Tesla выросли с $341 до $379.


В этот же день стало известно, что следователи предлагали Маску сделку: если он заплатит штраф и покинет пост генерального директора Tesla на два года, то ему даже не нужно будет признавать вину. Совет директоров поддержал его, так как инвесторы были полностью уверены в предпринимателе.

29 сентября: «уволен»

Все вопросы между SEC и Tesla урегулировали в досудебном порядке. Компания согласилась отстранить Маска от поста председателя совета директоров на три года. Это условие нужно выполнить в течение 45 дней — до 13 ноября. Кроме того, Tesla должна заплатить штраф в размере $20 миллионов, которые будут распределены между пострадавшими инвесторами.

В течение этих 45 дней Tesla должна найти замену Маску и нанять ему адвоката, чтобы тот следил за всеми его высказываниями в Твиттере. Интересно, что Маск может остаться генеральным директором компании.

1 октября: игнор

На заключении сделки с SEC история не окончилась. В распоряжении CNBC оказались письма сотрудников, в которых Маск призывает всех игнорировать решение комиссии и сосредоточиться на прибыли, чтобы скептики убедились, что ошибаются в прогнозах перспектив Tesla.

Игнорировать все отвлекающие факторы. Ещё один хардкорный уикенд, и мы победим.

Спасибо за то, что вы потрясающие.

Илон Маск

Из рассылки сотрудникам Tesla

Мы очень близки к достижению прибыльности и доказательству того, что скептики ошибаются. Но, чтобы быть уверенными, мы должны хорошо поработать завтра (воскресенье, 30 сентября).

Если мы сделаем всё возможное завтра, то добьёмся эпической победы, превосходящей все ожидания.

Вперёд, Tesla!!

Спасибо за вашу работу.

Илон Маск

Из рассылки сотрудникам Tesla

Что будет дальше, пока непонятно. Tesla в любом случае надо выполнить условия SEC, чтобы продолжить работать, и как будет вести себя Маск в этой ситуации, предсказать сложно. Если вам интересна дальнейшая судьба Tesla, то ждите 13 ноября, когда придёт преемник Маска в совет директоров.

Акционерам Tesla посоветовали уволить Илона Маска, чтобы не платить $55 млрд

Инвесторам Tesla предлагается проголосовать за увольнение исполнительного директора Илона Маск (Elon Musk) из совета директоров компании, поскольку накапливается недовольство в связи со сделкой по его бонусам, которые могут привести к выплате руководителю рекордных $55,8 млрд.

Aly Song / Reuters

Aly Song / Reuters

Компания Pirc, являющаяся влиятельным советником акционеров, в том числе пенсионных фондов Великобритании, во вторник рекомендовала, чтобы инвесторы проголосовали против соглашения Tesla о выплате вознаграждения руководителям, поскольку оно несправедливо обогащает исполнительного директора.

Pirc считает, что выплата может привести к судебному иску против компании: «Совет директоров, в том числе исполнительный директор Илон Маск, вознаграждают себя чрезмерными компенсационными пакетами в течение трёхлетнего периода, которые позволяют руководству обогащаться за счёт компании».

Компания-советник призвала инвесторов проголосовать против переизбрания Илона Маска в совет директоров из-за соглашения о выплате вознаграждения, и предупредил, что оно представляет собой серьёзный риск нанесения ущерба репутации компании и её акционерам. Pirc также напомнила, что частые спорные заявления господина Маска в Twitter стоили Тesla миллионов долларов, а также приводили к ненужным репутационным издержкам.

В прошлом году господину Маску был предъявлен иск на $190 млн за клевету и унизительные твиты о британском спелеологе Верноне Унсворте (Vernon Unsworth), который помог спасти 13 человек, попавших в тайскую пещеру. Суд присяжных постановил, что твиты не достигли юридического уровня клеветы, и Илон Маск не был признан ответственным за ущерб.

Stephen Lam / Reuters

Stephen Lam / Reuters

В 2018 году регулятор США по ценным бумагам и биржам (SEC) оштрафовал Илона Маска и Tesla на $20 млн за твиты, в которых он написал о планах по превращению компании в частную — это привело к значительному росту курса акций. В рамках урегулирования спора с SEC господин Маск был вынужден отказаться от своей должности председателя совета директоров Tesla. Pirc отметила, что этот эпизод вызвал обвинения в злоупотреблениях на фондовом рынке, а SEC утверждала, что Илон Маск солгал инвесторам.

Pirc также напомнила о проблемных твитах Илона Маска, отказывавшегося поначалу принимать меры по борьбе с пандемией: «Господин Маск был явным противником карантинных мер против Covid-19 и, как сообщается, требовал, чтобы сотрудники возвращались на работу во время карантина, без достаточных мер предосторожности и защиты, даже несмотря на протесты рабочих. Эта проблема усилилась, когда стало известно, что несколько сотрудников Tesla дали положительный результат на Covid-19 после возвращения на работу».

Инвесторов также призвали проголосовать против переизбрания Робин Денхольм (Robyn Denholm) на пост председателя совета директоров Tesla. Она сменила Илона Маска, когда он был вынужден уйти в отставку в ноябре 2018 года. Pirc считает, что она должна покинуть свою должность из-за прежней роли в одобрении соглашения о чрезмерных выплатах Илону Маску. Общее годовое собрание акционеров Tesla должно было состояться 7 июля, но компания в воскресенье отложила голосование до сентября.

Читайте также: