Использование научных достижений для улучшения работы предприятия автоваз

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Совершенствование инновационной деятельности на предприятии ОАО "АвтоВАЗ"

Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что любое предприятие, существующее в современных рыночных условиях для достижения успеха должно осуществлять инновационную деятельность.
Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом. В соответствии с требованиями рынка инновации должны приносить прибыль компании. При решении вопроса о создании и внедрении той или новой техники и технологии необходимо принимать в расчет не только ее превосходство по сравнению с аналогом по технико-экономическим параметрам, но и учитывать возможные экономические результаты ее применения в производстве.

Содержание

Введение
Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
Сущность и виды инновационной деятельности
Инновационный процесс
Система показателей эффективности инновационной деятельности
Разработка проекта по совершенствованию инновационной деятельности на ОАО «АвтоВАЗ»
Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «АвтоВАЗ» за 2010-2012 гг.
SWOT-анализ предприятия и выявление основных проблем
Мероприятия по развитию инновационной деятельности на ОАО «АвтоВАЗ»
Идентификация и оценка рисков
Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ЕМЕЛИНА проект по ИМсм.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет сервиса»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Инновационный менеджмент»

НА ТЕМУ: «Совершенствование инновационной деятельности на предприятии ОАО "АвтоВАЗ"»

доцент Корнеева Е.Н.

    1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
      1. Сущность и виды инновационной деятельности
      2. Инновационный процесс
      3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
    2. Разработка проекта по совершенствованию инновационной деятельности на ОАО «АвтоВАЗ»
      1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «АвтоВАЗ» за 2010-2012 гг.
      2. SWOT-анализ предприятия и выявление основных проблем
      3. Мероприятия по развитию инновационной деятельности на ОАО «АвтоВАЗ»
      4. Идентификация и оценка рисков
      5. Оценка эффективности предложенных мероприятий

Список использованной литературы

Укажите страницы ………………………………………. 26

Объем работы – 40-45 стр., т.е. 50-80 % не достает

Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что любое предприятие, существующее в современных рыночных условиях для достижения успеха должно осуществлять инновационную деятельность.

Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом. В соответствии с требованиями рынка инновации должны приносить прибыль компании. При решении вопроса о создании и внедрении той или новой техники и технологии необходимо принимать в расчет не только ее превосходство по сравнению с аналогом по технико-экономическим параметрам, но и учитывать возможные экономические результаты ее применения в производстве.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую или социальную пользу. Производственное предприятие должно непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности, вводя различные новшества, в связи с наличием объективных внешних глобальных процессов.

Цель данного курсового проекта – усовершенствовать инновационную деятельность предприятия. За счет применения необходимых мер использованных в данном курсовом проекте.

Объектом исследования является ОАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти

Для достижения цели курсового проекта необходимо выполнить следующие задачи:

    • изучить теоретические основы инновационной деятельности предприятия;
    • проанализировать деятельность предприятия ОАО «АвтоВАЗ» за 2010-2012 гг. и выявить проблемы;
    • предложить мероприятия по улучшению инновационной деятельности.
    • подобрать и проанализировать учебно-методическую литературу по данной проблеме.

    При написании курсового проекта были использованы следующие методы исследования: подбор и анализ учебно-методической литературы по данной теме.

      1. Теоретические основы инновационной деятельности предприятия
        1. Сущность и виды инноваций

    Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия в том, что все существующее стареет. Необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки. Поэтому на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок.

    Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

    Сам по себе терми «инновация» произошел с латинского. А именно: «inovatis» (in – в, novus – новый), означает «обновление, новинка, изменение».

    Собственно в словаре менеджера такое понятие как «инновация» характеризуется как:

      1. Вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
      2. Новая техника, технология, являющаяся результатом научно-технического прогресса.

    Иными словами, можно сказать, что к инновациям причисляют все те корректировки, которые первый раз появились в организации или на предприятии, если они приносят конкретную экономическую или социальную пользу. Поэтому под этим термином «инновация» может пониматься не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других изменений:

      • Новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
      • Новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
      • Новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
      • Измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
      • Новые или улучшенные производственные системы.

      .По типу новизны для рынка инновации делятся на:

        • новые для отрасли в мире;
        • новые для отрасли в стране;
        • новые для данного предприятия (группы предприятий).

        Так же выделяются по месту в технологической системе предприятия:

          • на входе в воспроизводственные процессы предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
          • на выходе (изделия, услуги, технологии, информация);
          • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). 1

          Инновационная деятельность включает:

            • выявление проблем предприятия;
            • осуществление инновационного процесса;
            • организацию инновационной деятельности.

            Таким образом, изучая сущность и виды инноваций становится понятно, что рассмотренное имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения.

                1. Инновационный процесс

            Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается первым появлением на рынке нового продукта или услуги. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

            Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Его можно рассматривать с других позиций:

              • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
              • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

              Инновационный процесс имеет несколько этапов:

                1. В ходе первого этапа происходит выдвижение научно-технических идей. Завершаются научно-исследовательские работы обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей;
                2. На втором этапе выполнение прикладных научно-исследовательских работ связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР;
                3. На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов (предварительный план создания чего-либо, включающий расчёты, чертежи и т.д.)
                4. На четвертом этапе при запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё не известна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны.

              Финансирование работ по четвертому этапу инновационного процесса может привести к организации технического освоения неконкурентоспособного продукта, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трех этапах. Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект, потому как он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции.

              С другой стороны, если новшества, созданные на первых трёх этапах инновационного процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, немеющей зарубежных аналогов, то государство принимает частичное участие в финансирование этих работ.

              Поэтому, нновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

                  1. Система показателей эффективности инновационной деятельности

              Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей.

              К системе показателей предъявляются следующие требования:

                • Показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
                • Показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
                • Показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках и за конкретный период;
                • Важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например: прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
                • Показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
                • Показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
                • Проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

                Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости, коэффициент результативности и коэффициент конкурентоспособности инновационной организации.

                С помощью дополнительной литературы,сведений из интернета составьте по плану краткий рассказ о промышленном предприятии вашего края. Отметьте, как используются научные достижения для улучшения производства, условий труда и жизни его сотрудников и людей,живущих поблизости. Если подходящих примеров в вашем крае нет, поищите их в других районах России или предложите свой план успешной работы промышленного предприятия в согласии с законами природы и общественной жизни. 1. Название предприятия:
                2.Использование научных достижений для улучшения работы предприятия:
                3.Озеленение территории предприятия и близлежащих улиц:
                4.Рациональное использование отходов деятельности предприятия:
                5.Создание музея в соответствии с деятельностью предприятия:
                6.Возрождение забытого народного художественного промысла,реставрация памятника истории и культуры:
                7.Организация работы студий и кружков для детей:
                нужна Новосибирская Область

                2. Использование научных достижений для улучшения работы предприятия: развернута большая работа по созданию вагонов метро нового поколения, организовано строительство производственных корпусов для новых вагонов.

                3. Озеленение территории предприятия и близлежащих улиц: занимаются озеленением территории предприятия

                4. Рациональное использование отходов деятельности предприятия: Метровагонмаш использует в своем производстве лучшие практики бережливого производства

                5. Создание музея в соответствии с деятельностью предприятия: Музей компании ОАО «Метровагонмаш» посвящен работе Мытищинского вагоностроительного завода. Музей предприятия позволяет проследить весь его путь – от создания до сегодняшнего дня, увидеть продукцию, выпускаемую предприятием на протяжении 120 лет, узнать о легендарных людях, которые создали ее. Посетители здесь могут самостоятельно узнать интересные факты о метро, о нашем городе на мультитач столе.

                6. Возрождение забытого народного художественного промысла, реставрация памятника истории и культуры: К параду 9 мая готовятся не только военные, но и работники подмосковных предприятий. На заводе "Метровагонмаш" в Мытищах модернизируют технику, которая будет олицетворять мощь зенитных ракетных войск страны.

                7. Организация работы студий и кружков для детей: Сегодня Мытищинский вагоностроительный завод - это не только производство, техника, транспорт, КБ и вспомогательные службы, это еще и широко разветвленная сеть учреждений социальной инфраструктуры: детские сады, оздоровительные лагеря, санаторий-профилакторий, пансионат "Клязьма", Дом культуры, стадион, медсанчасть, магазины, столовые, библиотеки и т.д.

                8. Благотворительная деятельность по отношению к старейшим работникам предприятия: За большой вклад в развитие промышленности и многолетний добросовестный труд ряд сотрудников предприятия награждён почётными грамотами и благодарностями.

                Общие сведения о деятельности ОАО «АвтоВАЗ»

                В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

                Существующие методы выбора стратегий коммерческими фирмами не всегда отражают полную действительность, так как компания может осуществлять многие значимые виды услуг, которые невозможно не предоставлять. Для более подробного стратегического анализа допустимо применение известных в менеджменте инструментов выбора продуктовой стратегии, таких, например, как матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Данные инструменты совместно с осуществлением прогнозов развития спроса на услуги предприятия позволяют сделать обоснованный, грамотный выбор такого набора видов деятельности, который обеспечит наилучшее использование имеющихся мощностей и получение максимальной прибыли.

                Краткая характеристика предприятия «АвтоВАЗ»

                История создания ОАО

                Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» — автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Является одним из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в городах Тольятти и Ижевске. Технические возможности «АвтоВАЗ» позволяют выпускать до одного миллиона автомобилей и автокомплектов в год.

                Решение о строительстве крупного автомобильного завода в городе Тольятти Куйбышевской области (ныне — Самарская область) было принято советским правительством 20 июля 1966 года.

                20 июля 1966 года, председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин рутвердил строительство автомобильного завода в Тольятти. Подготовкой технического проекта, технологического оснащения и подготовкой персонала занялся концерн Fiat.

                03.01.67 г. ЦК ВЛКСМ объявил строительство автозавода «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой». Было отправлено на комсомольскую стройку тысячи комсомольцев-добровольцев.

                Из людей строивших автозавод и были сформированы первые трудовые коллективы и уже в 1969 году начался монтаж производственного оборудования. В состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» входили предприятия: Белебеевскийзавод «Автонормаль»; Димитровградский автоагрегатный завод; Скопинский автоагрегатный завод.

                19.04.70 г. с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Эти автомобили были собраны из оригинальных комплектующих, но имели конструктивные аналоги с Fiat-124.

                Первые автомобили Москва получила в 1970 году. Завод был построен в рекордные 3 года, хотя планировался срок стройки 6 лет.

                Первая очередь ВАЗа была принята в эксплуатацию 24.03.71 г., вторая 10.01.72г. и 22.12.73г. был принят завод с оценкой отлично. Завод выпускал 440 тысяч автомобилей в год. 16.07.71 г. был выпущен 100-тысячный «ВАЗ», 22.12.73г. – миллионный «ВАЗ». Завод выпускает автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока».

                Указом Президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

                В 1987—1994 годах были введены в строй основные мощности отраслевого научно-технического центра (НТЦ): инженерный корпус, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, дизайнерский центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

                07.09.01 г. открывается технический музей автомобильной и военной техники.

                В 2001 году «АвтоВАЗ» c «GeneralMotors» и «Европейским банком реконструкции и развития» создали совместное предприятие GM-AvtoVAZ для выпуска автомобиля ChevroletNiva и ChevroletViva.

                В 2008 году в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» входит Renault.

                Производственные объекты ОАО «АвтоВАЗ»:

                - металлургическое производство; прессовое производство;

                - производство ремонта и обслуживания оборудования;

                - участок окраски кузовов;

                - производство пластмассовых изделий;

                - корпус вспомогательных цехов.

                Общие сведения о деятельности ОАО «АвтоВАЗ»

                Организационно-правовой формой организации является - открытое акционерное общество. Открытое акционерное общество – это акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции без согласия других акционеров, в отличие от закрытого, акционеры которого таким правом не пользуются. Статус открытого сопряжен с определенными правами (как то: проводить открытую подписку на выпускаемые акции и свободно их продавать, котироваться на бирже, иметь неограниченное количество акционеров) и ограничениями (публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, ежегодно проводить внешний аудит). В форме открытых акционерных обществ чаще всего учреждаются большие компании.

                Организационная структура ОАО «АвтоВАЗ» достаточно сложная и относится к матричному типу организационных структур.

                За 2017 год численность работников компании «АвтоВАЗ» составляет 46 тыс. сотрудников.

                Высшим органом управления ОАО «АвтоВАЗ» является общее собрание акционеров. Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами совету директоров. Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган. Председателем правления является президент. Заместителем

                «АвтоВАЗ» – один из лидеров автомобильной промышленности России. Технические возможности «АвтоВАЗ» предусматривают выпуск до одного миллиона автомобилей и автокомплектов в год.

                Продукция «АвтоВАЗа» - легковые автомобили массового спроса в ценовом диапазоне 329 тыс. – 700 тыс. рублей. Стратегический альянс с лидерами автомобильной индустрии Renault и Nissan полезен для усовершенствования технологий и качества продуктов и процессов.

                Рыночная доля продаж LADA в России на 2017 год составляет около 20,5%. Это около 311,6 тыс. автомобилей, что на 17% больше, чем годом ранее.Реализацией автомобилей марки LADA занимается 428 официальных дилеров.

                Компания разрабатывает и реализует программные мероприятия по повышению эффективности производства, обеспечению стабильности поставок и качества комплектующих, улучшению качества автомобилей и усиления дилеров LADA. Главными задачами компании являются: доля LADA на российском рынке должна составлять не менее 20%, увеличение экспорта до 50%, положительный денежный поток, достижение 10% операционной прибыли, разработка и реализация новых моделей LADA в ближайшие годы.

                Аализ матрицы БКГ

                Выбор стратегии - это центральный момент стратегического планирования. Предприятие выбирает стратегию из вариантов - ограниченный рост, рост и сокращение.

                Маркетинговая привлекательность стратегий компании определяется объемом продаж, долей, занимаемой на рынке, величиной спроса на отечественные автомобили и вероятностью риска.

                Матрица БКГ используется для анализа актуальности продукции компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Проведем анализ портфеля выпускаемой продукции ОАО «АвтоВАЗ».

                Исходные данные представлены в табл. 3.3.

                Таблица 3.3 — Исходные данные для БКГ – анализа

                Наименование Объем реализации по годам, тыс.руб. Доля на предприятии 2017 г., %
                1 Калина 26.76
                2 Приора 150 210 151 781 137 427 21.42
                3 Гранта 1 581 71 077 121 418 16.67
                4 Веста 117 581 122 473 67 971 19.33
                5 Ларгус 12 852 20 559 7.22
                6 Лада4*4 60 832 31 656 8.60
                Итого 455 354 528 000 527 537 -

                Результаты расчетов расположены в табл. 3.4.

                Таблица 3.4 — Расчетные данные для БКГ – анализа

                Показатели Товары
                Калина Приора Гранта Веста Лада Ларгус Лада4*4
                Темп роста рыночной отрасли (ТРРО) 1,36 0,91 1,71 0,55 1,60 0,52
                Относительная доля рынка (ОДР) 1,57 1,45 1,32 1,57 0,15 0,25
                R(радиус), % 28,15 26,05 23,02 12,88 3,90 6,00

                Построим матрицу БКГ для ОАО «АвтоВАЗ»


                Рисунок 3.1 — Матрица БКГ для ОАО «АвтоВАЗ»

                По результатам БКГ-матрицы можно сделать следующие выводы:

                1. Продукция под номером 5 «LadaЛаргус» относится к категории «Вопросительные знаки», что означает высокий темп роста, но доля рынка невысока. Для увеличения доли требуются большие вложения, которые в будущем смогут превратить продукт в «Звезду». Для этих автомобилей характерен слабый спрос и неясные конкурентные преимущества. Продукция этой группы может оказаться очень перспективной, поскольку рынок расширяется, но она требует значительных средств для поддержания роста.

                2.К категории «Звезды» принадлежит продукция под номерами 1 «Лада Калина», 3 «Лада Гранта». Данные виды продукции занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегически важно их оберегать и укреплять с целью поддержания быстрого роста. Однако в силу развития отрасли появляются новые более качественные автомобили. Поэтому ОАО «АвтоВАЗу» весьма тяжело на данный момент времени сохранять свои позиции.

                3.Продукция 2 (Лада Приора) 4 (Веста) относятся к группе «Дойные коровы» эти продукты приносят прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке. Таким образом, производство продукции данного типа является своеобразным генератором наличных средств для всего предприятия, то есть для оказания финансовой поддержки развивающимся продуктам. Для данных продуктов подходит стратегия сохранения и по возможности увеличения доли рынка.

                4.Продукция под номерами 6 (Лада 4*4) относятся к группе «Собаки». Для них характерны низкий темп роста продаж и низкая доля рынка. Выпуск данных видов автомобилей с каждым годом становиться всё менее востребованным и более затратным для предприятия. Они приносят компании самую низкую долю прибыли. Поэтому перед руководством «АвтоВАЗа» стоит вопрос перевести ли эти автомобили в другую группу продукции или полностью вывести их с рынка.

                Согласно проведенному анализу можно сделать вывод, что у предприятия есть «Вопросительные знаки», которые являются весьма перспективной продукцией в будущем. Для того чтобы данный вид продукции продвигался на рынке, предприятию необходимо эффективное проведение рекламной компании для информирования населения о новшествах предприятия. Имеющиеся у предприятия «Звезды» занимают большую долю рынка и соответственно имеют высокие темпы роста продажи. Также у ОАО «АвтоВАЗ» есть «Дойные коровы», которые оказывают финансовую поддержку развивающемуся виду продукции и получаемую прибыль направлять на развитие «Вопросительные знаки» и «Звезд». Что касается группы «Собаки», то предприятию целесообразнее всего Ладу 4*4 вывести с рынка, и все денежные потоки направлять на развитие наиболее перспективных автомобилей, т.е «Вопросительные знаки» - Ладу Ларгус.

                Общая стратегия развития данной организации может быть сформулирована следующим образом: развитие и расширение производства, увеличение прибыли, объема продаж, повышение конкурентоспособности, обновление и расширение модельного ряда, за счет модернизации процесса производства, повышение престижности своей марки, использования новых технологий и внедрения нового, более совершенного оборудования. При этом деятельность компании должна быть ориентирована на улучшение ее сегодняшней позиции на рынке за счет взаимовыгодного партнерства с фирмами-конкурентами.

                Поэтому основным стратегическим направлением деятельности автоконцерна будет работа, направленная на улучшение позиций на автомобильном рынке России, прежде всего за счет производства автомобилей на высоком организационном и техническом уровне, обеспечивающем удовлетворение запросов потребителей.

                В качестве конкретных мероприятий реализации выбранной стратегии можно предложить следующие:

                Усиление контроля качества и произвести всевозможные изменения и усовершенствования тюнинга, минимизировать издержек и себестоимости продукции тем самым укрепить конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся салонах сопутствующих товаров (запасные части, инструменты), затем выйти на новые мировые рынки, заключить договора, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.

                Ситуация характеризуется изменением предпочтений российских потребителей автомобилей в сторону импортных машин. Все большей популярностью пользуются иномарки российской сборки. Чтобы успешно с ними конкурировать необходимо предложить более низкую цену при очень приличном качестве. Поэтому для увеличения спроса на свои машины «АвтоВАЗу» необходимо повысить международные стандарты качества производства, улучшив при этом такие потребительские характеристики, как надежность, экономичность, безопасность и комфорт.

                Необходимо выбрать такой вариант решения данной проблемы, который отвечал бы требованиям по времени, т.е. стал бы реализовываться в ближайшие время, потребовал бы минимальных затрат, т.к. «АвтоВАЗ» не располагает дополнительными финансовыми средствами и пока не готов к глобальным проектам. И по параметрам эффективности удовлетворил бы поставленной цели – повышение качество производства и как следствие рост объемов продаж на 5-7 %.

                Учитывая нынешнее положение автоконцерна, необходимо провести коренные изменения в структуре модельного ряда.

                В качестве стратегической линии смены модельного ряда автомобилей необходимо производить наращивание производства автомобилей LadaGranta. В 2011 году в ОАО «АвтоВАЗ» впервые начали выпускать седан LadaGranta, а в 2014 в кузове лифтбек. Еще одним направлением изменения в структуре модельного ряда является производство автомобиля LadaVesta, который впервые выпустили в 2015 году.

                АвтоВАЗу необходимо проводить более эффективную рекламную компанию, так как на сегодняшний день по активности рекламы и продвижения компания пока проигрывает своим конкурентам.

                Для этого дилерам автоконцерна необходимо проводить различные рекламные акции на ТВ, в СМИ, реализовывать программы стимулирования сбыта путем введения различных скидок, бонусов, продажи в кредит и в обмен на старые автомобили (trade-in).

                Заключение

                Эксперты утверждают, что «АвтоВАЗ» имеет много шансов удерживать и дальше немалую долю рынка. Однако для этого акционерам следует отказаться от амбициозных планов составить иномаркам технологическую конкуренцию и переориентироваться на ценовую. Ведь не самые качественные, но более дешевые, чем иностранные, автомобили пользуются устойчивым спросом не только в России, но и за границей.

                На сегодняшний день российский автомобильный рынок поделен в пользу «АвтоВАЗ». Однако современные тенденции угрожающе напоминают о том, что такое положение не вечно. Динамичное расширение производства иностранных марок автомобилей на территории России вместе с решением Правительства о максимальном снижении пошлин на импорт комплектующих для автосборочных предприятий, активной PR-кампанией, системами скидок, кредитов, обмена старых автомобилей на новые, системой послепродажного обслуживания, – угрожает коренным перераспределением рынка.

                10 главных достижений АВТОВАЗа за 45 лет


                С какого момента правильно вести отсчет истории Волжского автозавода? Официальные источники на этот счет непоколебимы — 20 июля 1966 года ЦК КПСС и правительство СССР приняли решение о строительстве завода. Спору нет, дата значимая, в следующем году полувековой юбилей! Но после рождения автозавода линия его жизни — это автомобили, поэтому о них и поговорим.

                Вначале посмотрите два документальных фильма, носящих одинаковое название "Автомобильный начинается". Вероятно, фильм задумывался как многосерийный, но до нас дошли лишь два эпизода — первый фильм 1967 года и рабочая версия варианта 1968 года, с одинаковой "обложкой"-началом и различным содержанием. В первом — чуть больше автомобиля-прародителя "копейки", FIAT-124, а во втором — людей, которые строили завод. Вглядитесь в эти машины, лица, пейзажи и почувствуйте, как всё начиналось.

                Запуск производства "копейки"

                Главная заслуга в том, что эта машина появилась в СССР, принадлежит Виктору Николаевичу Полякову, первому генеральному директору ВАЗа. 19 апреля 1970 года на конвейере в Тольятти собрали первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 — два белых, два синих и два вишневых. Многие до сих пор считают, что "копейка" — клон FIAT-124, однако это справедливо по большей части лишь в отношении великолепного итальянского дизайна.

                В конструкцию же было внесено порядка 800 изменений, в результате которых хрупкий итальянский автомобильчик превратился в крепкого покорителя российских просторов. Были изменены тормоза, подвеска, кузов, коробка передач. А предложенный итальянцами архаичный нижневальный мотор в итоге был заменен на прогрессивный верхневальный.

                autowp.ru_lada_1200_17.jpg

                Интересный факт: некоторые источники утверждают, что испытатели и инженеры начали работы по перерождению "фиатика" в Жигули задолго до официального решения о строительстве завода — еще в марте 1966 года, то есть договоренности с "Фиатом" существовали уже тогда! Запуск этой машины превратил автомобиль из заоблачной мечты во вполне осязаемый объект желания для миллионов советских людей — ВАЗ мог выпускать 220 000 "копеек" в год (неслыханный по тем временам показатель!), а после запуска всех трех ниток конвейера — 660 000 автомобилей ежегодно.

                Конструкция Нивы

                Работы по созданию полноприводной машины на ВАЗе начались практически с момента основания завода. Главным ее конструктором является Пётр Прусов, а дизайнером — Валерий Сёмушкин. К 1975 году внешность и конструкция были полностью отработаны, состоялся запуск производства ныне легендарного ВАЗ-2121 Нива. Эта машина рождалась сложно, потому что нужно было по-максимуму использовать узлы от "копейки", а вмешиваться в их конструкцию было нельзя ввиду итальянской лицензии.

                autowp.ru_vaz_2121_niva_predseriynyiy_1.jpg

                Автомобиль получился не без компромиссов, но совершенно уникальный по своим качествам — в мировом автопроме Нива положила начало классу компактных внедорожников. На ее базе была построена и Нива второго поколения — автомобиль ВАЗ-2123, который с 2001 года выпускается под именем Chevrolet Niva. А машина первого поколения сменила имя на Lada 4x4, продолжает производиться, постоянно модернизируется, лишаясь "врожденных недугов", и готовится к смене поколения.

                Работа над ВАЗ-2108

                "Восмерка" стала настоящим прорывом АВТОВАЗа, подарила ему революционную переднеприводную платформу, архитектура которой до сих пор используется в автомобилях Lada. Протащил на завод непопулярную на тот момент идею переднего привода Георгий Мирзоев (главный конструктор завода с 1975 по 1998 год), дизайн был рожден Владиславом Пашко, работавшим под руководством Марка Демидовцева, (руководитель дизайн-центра ВАЗа с 1970 по 1997 год), а конструкторские работы по машине возглавил Александр Миллер.

                autowp.ru_vaz_2108_-lada-_4.jpg

                Первый прототип "восьмерки" собрали 31 января 1978 года, но по-настоящему она начала рождаться в 1980 году, когда к проекту подключилась компания Porsche — совместный проект вошел в историю под названием Gamma. Немцы принимали участие во всех аспектах, помимо дизайна, который был чисто вазовским. Управляемость, приемистый двигатель, комфорт, технологичность — всё это плоды той большой совместной работы. Все сделанные после ВАЗ-2108 переднеприводные автомобили марки Lada по сути являлись эволюцией платформы "восьмерки", и только в 2015 году настало время "платформенной" революции. А с Porsche АВТОВАЗ сотрудничал и в дальнейшем.

                Микролитражная Ока

                Модель ВАЗ-1111 Ока (и ее версия с более мощным мотором, ВАЗ-11113) была создана на бешеном энтузиазме вазовской команды конструкторов и дизайнеров — только что был успешно завершен грандиозный проект "восьмерки", и людям хотелось сделать еще что-то столь же нетривиальное. Главным конструктором проекта был Юрий Кутеев, дизайн реализовал Юрий Верещагин. Инициатором проекта был всё тот же Поляков, который в 1975 году ушел с Волжского автозавода на должность министра автопрома СССР, а в 1982 году направил на ВАЗ приказ о разработке и организации производства автомобиля малого класса. Цель ставилась благая и дальновидная — обеспечить современным транспортом инвалидов и одновременно загрузить обязательным "соцзаказом" автозаводы страны — машинку должны были выпускать не только ВАЗе, но еще на КАМАЗе и на СМЗе (впоследствии СеАЗ). Так и получилось. Правда, на самом АВТОВАЗе Оку выпускали недолго. Началось производство в 1989-м.

                Интересно, что задуманный и спроектированный под людей с ограниченными возможностями (в частности, именно поэтому у «Оки» такие широкие двери), автомобиль обрёл и модификацию с обычными органами управления, которая быстро стала основной. К сожалению, рентабельным производство «Оки» не стало ни на одном заводе — её выпускали в слишком малых количествах, а для его увеличения ни у кого не нашлось резервов. Дольше всех продержался СеАЗ. В разные годы под «Оку» пытались организовать новое производство (например, планировали строить огромный завод в Елабуге), а саму конструкцию модернизировать и даже разработать второе поколение. Кажется, что в модельном ряду АВТОВАЗа до сих пор пустует именно эта ниша — компактного, неприхотливого, универсального, экономичного и недорогого автомобиля.

                autowp.ru_vaz_11113_oka_2.jpg

                Создание научно-технического центра и испытательного полигона

                Считается, что появление НТЦ инициировал Михаил Горбачёв, который в ходе визита на АВТОВАЗ оставил свой автограф под фразой: «Моё самое главное пожелание: ВАЗ должен стать законодателем в автостроении». Нужный импульс это действительно задало, но идею центра вазовцы вынашивали уже несколько лет — увидев, как процесс создания автомобиля обставлен в Porsche. По примеру центра «Порше», вазовский НТЦ должен был наниматься не только «внутренними» проектами, но и брать заказы со стороны. Подкативший развал Союза внёс в эти планы коррективы — на ВАЗе успели лишь помочь Ульяновскому автозаводу с внедорожником нового поколения, который через много лет эволюционировал в «Patriot».

                Да и строительство собственного полигона затянулось — один из главных объектов, динамометрическую дорогу, строили десять лет и сдали в эксплуатацию только в 1997-м. Зато в конце концов у вазовских испытателей исчезла нужда месяцами мотаться в подмосковный Дмитров! И как бы там ни было, а в 1980-90-х на АВТОВАЗе в рамках создания НТЦ появились мощные компьютеры, исследовательские лаборатории, испытательные комплексы, крупнейшая в Европе аэродинамическая труба. Значение всего этого невозможно переоценить: по сути, с этого момента АВТОВАЗ перестал быть просто сборочным конвейером и окончательно превратился в автопроизводителя, которому по силам самостоятельно разрабатывать новые модели.

                "Десятка", дитя переломной эпохи

                Второй крупный совместный проект АВТОВАЗа и Porsche получил название Gamma-2 — в работе над новой моделью снова вазовцы решили привлечь немецких коллег. Увы, финансовые возможности завода ввиду развала СССР были гораздо скромнее, нежели на этапе разработки "восьмерки", и для ВАЗ-2110 поршевцы отрабатывали преимущественно аэродинамику, получив, кстати, великолепный даже по нынешнем временам коэффициент Сх, равный 0,29. Впрочем, изначально созданный дизайнером Владимиром Ярцевым макет кузова был сам по себе достаточно аэродинамичным.

                autowp.ru_lada_110_8.jpg

                Но появлению этого дизайна предшествовали годы, работы стартовали еще в начале 1980-х, (были даже заднеприводные варианты "десятки"), а впоследствии проект столкнулся с "внешними" трудностями — денег сначала на проектирование, а потом на постановку в производство уже готовой машины не находилось. Остался в конструкции и ряд "сырых" решений, подпортивших репутацию автомобиля. Но в рамках того же проекта Gamma-2 на автомобилях Lada появился инжекторный двигатель — сначала, разумеется, на "десятке", а сразу после этого и на остальных моделях. Более того, сама "десятка", всё-таки запущенная в производство в 1996-м, впоследствии стала основой для модели, которая долгое время являлась лидером российского авторынка — Lada Priora.

                Первая Калина

                У Калины не менее сложная судьба — первые варианты ее дизайна, выполненные группой под руководством Сергея Синельникова появились осенью 1990 года. Проект носил название "А-93" — имелся ввиду год, когда машина должна была стартовать в серийном производстве на том самом новом заводе в Елабуге, куда планировали "пристроить" и Оку. Увы, страна, в которой всё это задумывалось, перестала существовать. Одно время казалось, что проект сможет финансировать придуманный Березовским альянс AVVA, но этого не случилось. Машину решили делать у себя, на ВАЗе, от оригинальной платформы отказались, в результате чего из-за применения "тележки" ВАЗ-2108 изначально очень компактный автомобиль (по сути развитие темы Оки) стал шире на 80 мм.

                autowp.ru_lada_kalina_sedan_14.jpg

                По ходу проектирования машина успела пережить не один редизайн, а название появилось почти случайно, когда во время одного из совещаний в дизайн-центре один из тогдашних вазовских управленцев, глядя на ярко красный концепт, произнес: "Ух ты какая, ягода-калина. ". Седан с индексом ВАЗ-1118 и названием Kalina (изначальное более правильное написание Сalina не прижилось, потому что русскоязычная публика на автосалоне в Москве так и читала: "Салина") пошел в производство в "созвучный" с цифрами индекса день — 18 ноября 2004 года. Машина, несмотря на долгий путь к конвейеру, получилась вполне удачной — ее критиковали, но она ежемесячно расходилось десятитысячными тиражами, в 2011 году в производстве появился построенный на модернизированной платформе седан Lada Granta, а в 2013 году первая Калина "передала эстафету" второму поколению модели.

                Запуск Lada Largus

                В 2008 году АВТОВАЗ и альянс Renault-Nissan подписали договор о стратегическом партнерстве. Многие тогда говорили о скором крахе бренда Lada, да и продолжают говорить (альянс в настоящее время владеет контрольным пакетом акций Волжского автозавода), однако этого пока не произошло. Зато в модельном ряду Lada в 2010 году появился автомобиль на платформе Renault B0, лицензией на которую теперь обладает АВТОВАЗ — это Lada Largus. В 2013 и 2014 годах модель получала премию "Автомобиль года в России" в номинации "Мини-фургон", а по итогам 2014 года Largus стал самым продаваемым универсалом и обладателем шестой строчки в рейтинге бестселлеров российского авторынка.

                lada_largus_2.jpg

                Изначально будучи автомобилем Dacia Logan MCV, Ларгус прошел адаптацию к росссийским условиям, подобно "копейке" много лет назад, хотя и в меньших объемах. Сейчас модель выпускается в трех модификациях — фургон, универсал и кросс-версия Largus Cross, и в ближайшем будущем продолжит развиваться. А сама платформа В0 еще сослужит АВТОВАЗу добрую службу: она не нова, но проста и надежна, и на ней будет базироваться пара новых кросоверов Lada — Xray и Xray Cross.

                Появление концепта XRAY

                В 2011 году дизайн-центр АВТОВАЗа возглавил англичанин Стив Маттин, ранее работавший в Mercedes-Benz и Volvo, и в судьбе Волжского завода наступил очередной крутой поворот, а точнее, излом в виде буквы Х, и не путайте чистокровный британский "икс" с похожей на него русской буквой. В 2012-м Маттин представил на Московском автосалоне концепт-кроссовер XRAY, который стал носителям новой "ДНК" фирменного стиля Lada.

                autowp.ru_vaz_lada_xray_concept_18.jpg

                Эта смелая работа, проведенная в кратчайшие сроки (на работу над концептом ушло всего порядка трех месяцев), заставила многих людей по-новому взглянуть на Волжский автозавод — впервые за долгие годы АВТОВАЗ сделал концепт не ради концепта. Новый стиль, заданный концептом XRAY, найдет отражение во всех моделях Lada, и само по себе это уже очень значимый факт, ведь никогда раньше у разных моделей ВАЗа не было "фамильного" сходства! В этом стиле будут и "перелицованы" действующие, и созданы новые модели. В первую очередь речь, собственно, о новом кроссовере Xray и седане Vesta.

                Сборка первой пилотной партии Lada Vesta

                "Первая весточка" нового фирменного стиля, модель Lada Vesta, встанет на конвейер завода "ИжАвто", принадлежащего АВТОВАЗу, 25 сентября 2015 года. Впервые со времени "восьмерки" Волжский автозавод решился на кардинальную смену платформы, и у Весты она (в отличие от тех же Largus и Xray) оригинальная, российской разработки. И более того, она послужит базой для более крупной модели С-класса.

                lada_vesta_concept_25.jpg

                Далеко не все верили в то, что такое возможно — чтобы АВТОВАЗ запустил принципиально новую модель. Но на Волжском автозаводе, если даже судить по этой статье, всегда любили делать невозможное. И теперь, пожалуй, сомнений уже не осталось, ведь в январе 2015 года на "ИжАвто" сварили первый кузов, а в феврале началась пилотная сборка седанов Lada Vesta. Уже в ноябре товарные машины будут в автосалонах.

                «Газпром» повышает эффективность деятельности за счет применения инноваций

                Правление ПАО «Газпром» одобрило Отчет о ходе реализации за 2017 год Программы инновационного развития компании до 2025 года.

                Было отмечено, что «Газпром» ведет последовательную целенаправленную работу по повышению эффективности инновационной деятельности. Действенным инструментом для определения основных задач и направлений работы в этой сфере является Программа инновационного развития до 2025 года. Ее реализация вносит весомый вклад в устойчивое и эффективное развитие ПАО «Газпром».

                Большое внимание уделяется выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и предынвестиционных исследований. На эти цели компания ежегодно направляет значительный объем средств. Только в 2017 году он составил 8,2 млрд руб. В прошлом году на объектах Группы «Газпром» внедрено более 325 результатов НИОКР, ожидаемый экономический эффект — свыше 310 млрд руб.

                «Газпром» совершенствует корпоративную систему управления интеллектуальной собственностью. В частности, разрабатывается Патентная стратегия ПАО «Газпром» до 2025 года. Она позволит оптимизировать работу компании в области правовой охраны создаваемых технических и технологических решений. «Газпром» ведет активную патентную работу. Например, в 2017 году компания получила более 200 патентов и подала свыше 250 новых заявок.

                Сформирована и с 2017 года реализуется Программа научных исследований и разработок, выполняемых институтами Российской академии наук в интересах ПАО «Газпром».

                Еще одно важное направление реализации Программы инновационного развития — сотрудничество с российскими институтами и университетами. В 2017 году утверждены четыре новых программы научных исследований и разработок, которые вузы делают для компании. «Газпром» активно участвует в разработке новых и улучшении существующих образовательных программ, которые отвечают стратегическим долгосрочным интересам компании. В 2017 году такая работа проведена по 72 программам.

                Кроме того, «Газпром» тесно сотрудничает в научно-технической сфере с компаниями смежных отраслей промышленности и зарубежными партнерами.

                Вопрос о ходе реализации Программы инновационного развития до 2025 года, включая вопросы эффективности освоения выделяемых на НИОКР средств, а также об утверждении актуализированной Программы будет внесен на рассмотрение Совета директоров компании.

                Справка

                Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 года была утверждена в июне 2016 года. Основная цель Программы — постоянное повышение технологического и организационного уровня развития компании для поддержания позиций глобальной энергетической компании и надежного поставщика энергоресурсов.

                Управление информации ПАО «Газпром»

                Контактная информация для СМИ

                Читайте также: