Из приведенного списка выберите марки отечественных автомобилей volkswagen

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Иномарки, которые выпускаются в России

Российский автопром занимает лидирующие позиции по продажам в стране. В 2019 году было реализовано свыше 362 тысяч LADA. Самые популярные модели – Granta и Vesta. Они занимают первую и вторую строчку в рейтинге продаж соответственно. Несмотря на лидирующие позиции отечественного автопрома, многие сограждане относятся к нему весьма скептически.

1. Тойота Мотор

Расположение : г. Санкт-Петербург

Выпускаемые автомобили: Toyota Camry и Toyota RAV4

В Петербурге расположен завод полного цикла. Начиная от штамповки и сварки и заканчивая сборкой и контролем качества. Производственная мощность предприятия может достигать до 100 тысяч автомобилей в год.

2. Ниссан Мануфэкчуринг Рус

Расположение : г. Санкт-Петербург

Выпускаемые автомобили: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano

Открылся завод в 2009 году. Всего за это время по официальным данным выпущено более 300 тысяч автомобилей. Использовано 400 миллионов деталей и потрачено и потрачено больше 28 тысяч рабочих часов.

3. Рено Россия

Расположение: г. Москва

Выпускаемые автомобили: Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana, Nissan Terrano

Современная история Renault в России началась еще в начале 90-х, когда компания открыла офис. И уже через несколько лет было принято решение о создании совместного предприятия «Автофрамос», где собирались 3 модели. Позже началось строительство завода полного цикла специально под Логан. И уже в 2014 году предприятие переименовали в «Рено Россия», так как доля Рено в бизнесе составила 100%.

4. Хендэ Мотор Мануфактуринг

Расположение : г. Санкт-Петербург

Выпускаемые автомобили: Hyundai Creta, Hundai Solaris, Kia Rio, Kia Rio X-Line

Это второй, после АВТОВАЗа, завод по объему производства. В прошлом году на долю Хендэ пришлось 14.2% выпущенных авто в стране. Завод с полным производственным циклом включает в себя штамповку, сварку, окраску и сборку. Сегодня на предприятии работает более 2 тысяч специалистов.

5. Автотор

Расположение: г. Калининград

Выпускаемые автомобили:

  • BMW 3
  • BMW 5
  • BMW 7
  • BMW X1
  • BMW X3
  • BMW X4
  • BMW X5
  • BMW X6
  • Genesis G70
  • Genesis G80
  • Genesis G90
  • Genesis G90 limo
  • Hyundai Sonata
  • Hyundai Santa Fe
  • Hyundai Tucson
  • Hyundai Elantra
  • KIA K900
  • KIA Picanto
  • KIA Optima
  • KIA Mohave
  • KIA Sorento Prime
  • KIA Sorento XM
  • KIA Sportage
  • KIA Ceed
  • KIA Cerato
  • KIA Stinger
  • KIA Soul
  • KIA Seltos

Коммерческие автомобили:

  • фургон глубокой заморозки
  • хлебный фургон
  • удлинение базы и заднего свеса
  • рефрижератор
  • гидроборт Palfinger
  • гидроборт Dhollandia
  • борт-тент
  • борт стальной алюминиевый
  • фургон изотермический, фургон промтоварный
  • Hyundai HD20 Palfinger12000A
  • Hyundai HD120

Пожалуй, это самый большой завод по количеству выпускаемых моделей. За 20 лет существования, здесь произведено около 1 миллиона 800 тысяч автомобилей. Над их созданием трудится около 30 тысяч человек. Предприятие является одним из самых крупных в Калининградской области.

6. Фольксваген Груп Рус

Расположение: г. Калуга, г. Нижний Новгород

Выпускаемые автомобили: Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Skoda Kodiaq.

Помимо производства автомобилей, в Калуге расположен завод по изготовлению бензиновых двигателей 1,6 MPI серии ЕА211. На долю Фольксваген Групп Рус в 2019г. пришлось 8,8% от всех выпущенных машин в России.

7. ПСМА Рус

Расположение: г. Калуга

Выпускаемые автомобили: Peugeot 408, Citroen C4 Sedan, Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Pajero Sport; коммерческие фургоны Pe uge ot Expert, Citroen Jumpy, пассажирские микроавтобусы Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller и Opel Zafira Life.

Завод в Калуге начал свою работу в 2010г., а уже через 2 года перешел на полный цикл производства. Мощности предприятия рассчитаны на 125 тысяч автомобилей в год.

8. Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус

Расположение: г. Владивосток

Выпускаемые автомобили : Mazda CX-9 , Mazda CX-5 , Mazda 6

Предприятие работает на Дальнем Востоке с 2012г. и постепенно наращивает обороты. В 2019г. выпущено более 32 тысяч машин. Это на 5,3% больше, чем в 2018г.

9. Форд Соллерс

Расположение: г. Елабуга

Выпускаемые автомобили: семейство автомобилей Ford Transit , а также различные его модификации.

Раньше Форд Соллерс помимо Транзита выпускал и легкие коммерческие автомобили. В 2019 году произошла реструктуризация предприятия, в результате чего производство легковых автомобилей прекратилось с закрытием двух заводов. Сейчас имущество выставлено на продажу.

10. Вольво Груп

Расположение: г. Калуга

Выпускаемые автомобили: грузовые авто Volvo FH, Volvo FM, Volvo FMX

Изначально производство грузовиков было налажено в Зеленограде. Он просуществовал там недолго – всего 6 лет. Но для повышения производственных мощностей его не хватало, поэтому было принято решение построить новое предприятие в Калуге «с нуля». Новый завод функционирует с 2009г. На нем трудится порядка 600 человек. Представительство Вольво в России выпускает не только грузовики. Но и занимается сваркой и окраской кабин с 2014г.

11. Haval

Расположение: Тульская область

Выпускаемые автомобили: Haval H2, Haval H9, Haval F7, Haval F7x, Haval H5.

Завод Haval в Росии начал выпуск автомобилей год назад – в мае 2019г. Общая площадь около 216 гектаров. Здесь расположились цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также цех производства компонентов. На открытии присутствовали лидеры двух стран – Президент России В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин. Это событие стало важным шагом в развитии российско-китайских отношениях.

12. АВТОВАЗ

Расположение: г. Тольятти

Выпускаемые автомобили: Datsun on-DO, Datsun mi-DO, Renault Logan, Renault Sandero

С 2014г. АВТОВАЗ входит в состав альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, поэтому на производственной площадке предприятия выпускают не только отечественный автомобили, но и иномарки. Сразу 4 модели производят на предприятии.

13. Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус

Расположение: Московская область, Татарстан

Выпускаемые автомобили: Mercedes-Benz E-Klasse , Mercedes-Benz GLC Coupe, Mercedes-Benz GLE Klasse, Mercedes-Benz GLS Klasse, грузовые автомобили.

Завод в подмосковном индустриальном парке по производству легковых автомобилей открылся в 2019г. Производственная мощность - более 20 тысяч автомобилей в год. Грузовики Mercedes-Benz собирают в Татарстане, на производственных площадях КАМАЗа.

Самой популярной иномаркой отечественной сборки стала Kia Rio. В отечественном автопарке на начало года насчитывается 815 тысяч таких машин. На втором месте Hyundai Solaris – 798 тысяч машин. Тройку лидеров замыкает Renault Logan – 707 тысяч авто. В ТОП-10 автомобилей локальной сборки также вошли Ford Focus (648 тыс. шт.), Chevrolet Niva (637 тыс. шт.), Volkswagen Polo (486 тыс. шт.), Renault Duster (408 тыс. шт.), Renault Sandero (337 тыс. шт.), Skoda Octavia (308 тыс. шт.) и KIA Ceed (274 тыс. шт.). Кстати говоря, Chevrolet Niva теперь не иномарка, и вовсе не Chevrolet. Напомним, что АВТОВАЗ выкупил акции GM-AVTOVAZ, после чего совместное предприятие стало 100% аффилированной компанией тольяттинского автогиганта.

На каком автомобиле передвигаетесь вы? Знаете ли о том, где он был произведен? Расскажите о своем авто у нас в комментариях – довольны ли вы качеством сборки?

Лучший отечественный автомобиль: какую российскую машину купить

Эксперты в области транспортной техники регулярно составляют рейтинги самых популярных автомобилей, сравнивая их надежность, дизайн, цены и другие показатели. Лидерами неизменно оказываются японские, немецкие и другие импортные авто.

Российский транспорт уступает иномаркам по техническим характеристикам, качеству сборки, внешней презентабельности. Однако ситуация в отечественном автопроме постепенно меняется. Внедряются новые технологии, перенимается опыт улучшенных систем безопасности и качества сборки.

Но по-прежнему остается невыясненным вопрос: какая из отечественных машин самая лучшая? Мы обсудим характеристики 10 наиболее продаваемых российских автомобилей.

фото 1

Плюсы и минусы российской автотехники

Упадок, который пережил российский автопром в 90-е годы ХХ века, постепенно уходит в прошлое. По данным статистики за 2019 год, в России было продано 363 658 автомобилей Лада, 63 910 – ГАЗ, 38 892 – УАЗ. Нельзя сказать, что отечественная техника безупречна - минусов все еще предостаточно, но у российских авто есть свои преимущества:

  • хорошая проходимость по плохим дорогам;
  • простота конструкции, возможность самостоятельного обслуживания и ремонта;
  • наличие в продаже любых деталей по сравнительно низкой стоимости;
  • возможность тюнинга, замены конструктивных элементов (коробки передач, мотора) или облицовки салона;
  • невысокая цена по сравнению с иномарками, низкие расценки на ТО и ремонт авто.

Отечественные машины легче продать, хоть и за небольшие деньги, поскольку для значительной части населения цены на импортные автомобили все еще заоблачно высоки.

Недостатками российских машин пока еще являются гораздо меньшая надежность конструкции, слабые скоростные и эксплуатационные характеристики, недостаточно качественная отделка, низкая шумоизоляция автомобильного салона.

ТОП 10 лучших отечественных авто

В ТОП 10 включены автомобили, отличающиеся лучшими конструкционными и эксплуатационными характеристиками, большей комфортностью и надежностью. При выборе учитывались отзывы автолюбителей и специалистов СТО. Во внимание принималась проходимость авто, а также приспособленность техники к российским климатическим условиям.

ГАЗ 31105 (Волга)

фото 2

Автомобиль, который в советские времена считался элитным, сегодня воспринимается как обычное недорогое, но надежное и вместительное транспортное средство. Оно пользуется особым спросом у дачников и людей старого поколения. Достоинства: массивность и прочность конструкции по сравнению с популярными моделями ВАЗ или китайской автотранспортной техникой, улучшенный внешний и внутренний дизайн. Комплектация по-прежнему оставляет желать лучшего. Выпуск машины прекращен в 2009 году, однако она все еще популярна на вторичном рынке. Сегодня ее стоимость составляет от 185.000 рублей.

Лада Нива 4х4

фото 3

У машины — бензиновый или дизельный двигатель 1.7 л, мощностью 83 л. с. с механической трансмиссией и просторный кузов «универсал» с высокой посадкой. Расход по городу и на трассе — около 9.5 л/100 км. Авто оснащено кондиционером, подогревом зеркал и передних сидений. Водители отмечают хорошую проходимость по бездорожью, качество лакокрасочного покрытия, высокую ремонтопригодность. Из недостатков: некачественное уплотнение стекол, шумы и скрипы в салоне, частые и мелкие поломки в функциональных узлах. Цена машины — 519.000 рублей.

Лада 4х4 Урбан

фото 4

К плюсам данной модели относят простоту конструкции, качественное изготовление кузова. Установлен бензиновый двигатель 1.7 л (83 л.с.). Благодаря надежной подвеске, авто имеет хорошую проходимость (можно развить скорость до 80 км/час на ухабистой дороге). Расход топлива 9 л/100 км (за городом) и до 12 л/100 км в городе. Недостатками владельцы считают плохую освещенность салона в ночное время, слабую звукоизоляцию (мешает шум мотора, кондиционера, трансмиссии). Часто возникают поломки в сцеплении, коробке передач. Купить машину 2020 года выпуска можно за 625.000 рублей.

Лада Приора

фото 5

Это бюджетный автомобиль с расходом топлива на трассе 5.5 л/100 км и 6.4 л/100 км — по городу. Установлен бензиновый двигатель 1.6 л мощностью 106 л. с. Имеется климат-контроль, роботизированная механическая коробка передач, датчик дождя и света. Производится обогрев боковых зеркал, лобового стекла, а также передних сидений. Впечатление портит недостаточно прочная пластиковая отделка салона, слабая изоляция от шума. Последний выпуск «Приоры» состоялся в 2018 году, поскольку АвтоВаз приступил к реконструкции устаревших моделей.

Лада Ларгус

фото 6

Машина имеет кузов «универсал», механическую трансмиссию, передний привод. Мощность бензинового двигателя объемом 1.6 л составляет 106 л.с. Расход топлива на трассе - 6.7 л/100 км. Достоинствами автомобиля считают вместимость кузова и багажного отделения, наличие кондиционера, крепкую подвеску, малый расход бензина. Все остальные эксплуатационные показатели – средние. Машине не хватает динамики, управляемость «как у автобуса» (по выражению одного из владельцев), что создает проблемы при маневрировании, сиденья неудобные, шумоизоляция и герметика салона оставляют желать лучшего. Стоимость новой Лады Ларгус - 830.900 рублей.

Лада XRAY Cross

фото 7

Это модель с повышенной комфортностью и улучшенной безопасностью, приспособленная для эксплуатации в условиях российского климата. Машина имеет увеличенный до 215 мм дорожный просвет. Используются составные бамперы с легко заменяемыми элементами, а также оригинальные колесные диски. Усовершенствованы амортизаторы, рулевая рейка и усилитель руля. Имеется багажник с тройным дном (для укладки запаски, дополнительным пространством для вещей). Улучшена конструкция обогреваемых сидений. Бензиновые двигатели объемом 1.6 л (106 л. с.) или 1.8 л (122 л.с.) с механической коробкой передач способны разгонять машину до 186 км/час и потребляют около 7 литров топлива на 100 км. Машина хорошо стартует, не пробуксовывает на снегу. Цена зависит от комплектации, составляет от 641.000 до 874.000 рублей.

Лада Гранта

фото 8

Переднеприводной седан с бензиновым двигателем на 1.6 л мощностью 114 л. с. с механической трансмиссией. Экономичен (расход топлива по трассе - 5.5 л/100 км, при езде по городу - 8.8 л/100 км). Имеется кондиционер, обогрев лобового и заднего стекла, боковых зеркал и передних сидений. В отзывах автолюбители пишут об отсутствии освещения в бардачке, неказистой отделке салона, слишком жесткой подвеске (при езде ощущаются неровности). Однако в целом для бюджетной машины, «Лада Гранта» - вполне адекватна. Купить ее можно от 650.000 рублей.

Лада Веста

фото 9

«Универсал» снабжен механикой и передним приводом. Объем бензинового мотора составляет 1.6 л (мощность до 106 л. с). Расход на трассе - 12 л/100 км.

Автомобилисты отмечают следующие «плюсы» модели: маневренность, легкость управления, хорошую комплектацию (круиз-контроль, подогрев стекол и зеркал, удобная конструкция сидений, наличие аудиосистемы и блютуза), достойное освещение салона;, приятный экстерьер. «Минусом» является малый объем багажника. Машина с комплектацией «Люкс» обходится в 800.000 рублей.

УАЗ Хантер

фото 10

Машина с кузовом типа SUV и откидным задним бортом рассчитана на дальние поездки по бездорожью, имеет бензиновый двигатель мощностью 128 л. с. и объемом 2.7 л. Расход топлива на 100 км гораздо меньше, чем можно было ожидать - 11.2 л. Авто быстро разгоняется, едет плавно. «Плюсы» внедорожника: удобство водительского сиденья , хороший обзор дороги, привычное расположение приборов на передней панели, приемлемая цена (600.000 рублей). Некоторые водители отмечают недостаточно четкую работу коробки передач в начале движения, дрожание боковых зеркал (под воздействием встречного воздушного потока) при езде со скоростью больше 85 км/час.

УАЗ Патриот

фото 11

Мощный внедорожник с бензиновым двигателем на 2.7 л и мощностью 150 л. с. с механической 5-ступенчатой трансмиссией, полным приводом, системой антиблокировки колес ABS и электронной регулировки тормозной силы EBD. В комплектацию входит ГУР (гидроусилитель руля), бортовой компьютер, крепеж для детских кресел, стальные диски для колес. Производится подогрев зеркал и их поворот с помощью электропривода. Стоимость последней модификации — 911.000 рублей.

В заключении, отметим, что в отзывах многие автолюбители отмечают: неприхотливые российские авто служат им верой и правдой по 10-15 лет, а их техобслуживание обходится намного дешевле, чем эксплуатация импортной техники. Некоторые автовладельцы предпочитают именно недорогие отечественные авто, которыми пользуются 2-3 года, а затем продают и обновляют машину. Это выгоднее, чем покупать иномарку с пробегом: за те деньги, которые уходят на Ладу или УАЗ, можно купить лишь потрепанную импортную машину с сомнительной историей и плачевным техническим состоянием.

Российский автопром – уже давно не только АвтоВАЗ. Какие в России есть автозаводы и что они выпускают?

Российский автопром – уже давно не только АвтоВАЗ. Какие в России есть автозаводы и что они выпускают?

Вопреки мнениям обывателей, на заводах в России производятся не только отечественные марки автомобилей, но и Volkswagen, и BMW, и многие другие марки. Кроме того, в стране производится достаточно много автобусов, грузовиков и спецтехники. Мы попытались собрать воедино все данные об автопроизводстве в России и сделать выводы – насколько российский рынок развит и привлекателен для крупных брендов.

Как себя чувствует автопроизводство в России

Вопреки мнениям некоторых скептиков, автопроизводство в России существует: отрасль дает более 90% всех продаваемых в стране автомобилей, и уже очень давно не ограничивается продукцией АвтоВАЗа и УАЗа. Государство уже долго ведет политику импортозамещения, и она дает некоторые результаты – производителям становится выгодно открывать заводы в России, чем импортировать готовые автомобили.

Что касается статистики, то за последние 10 лет она выглядит примерно так:

blank

Кроме того, в России сокращается выпуск троллейбусов – если в 2010 году их выпустили 406, то в 2019-м – всего 74. Одна из причин – переход на производство электробусов (хотя выпускаемые троллейбусы оснащаются функцией автономного хода).

Но все же график показывает – кризис на российском авторынке начался даже раньше, чем наступил коронавирус (который обрушил и так падающее производство). 2019-й стал важным годом для автопроизводителей – Минпромторг подписал несколько новых специнвестконтрактов, по которым компании обязуются локализовать производство в России до определенного уровня, а государство компенсирует им утилизационный сбор и помогает с льготами.

Это не помогло некоторым игрокам – компания Ford предпочла остановить производство на заводе во Всеволжске и вообще оставить в России только сегмент легких грузовых авто. Годом ранее закрылись «Дервейс» и «Ставрополь-Авто», которые специализировались преимущественно на китайских брендах.

Лидерами по продажам в легковом сегменте в 2019 году стали такие модели, как:

  • Lada Granta – 135,8 тысяч единиц;
  • Lada Vesta – 111,5 тысяч единиц;
  • KIA Rio – 92,5 тысяч единиц;
  • Hyundai Creta – 71,5 тысяч единиц;
  • Hyundai Solaris – 58,7 тысяч единиц.

Тем не менее, кризис был заметен уже в прошлом году – так объем продаж падал, а примерно 5% от всех проданных легковых автомобилей приобретал бизнес (это и Lada Largus, и «Соболь», и Volkswagen Multivan), помогло этому и развитие каршеринга в Москве и регионах.

Развития рынка альтернативного транспорта пока незаметно – электромобилей в России около 6300 единиц (0,014% от общего числа), а природный газ в разных формах используют порядка 2% от всех автомобилей (и почти половина из них – это торговые и газовые компании).

В 2020-м ситуация для автопроизводителей стала намного хуже – началось все с проблем с поставками комплектующих из Китая и затем стран Европы, а сейчас основное негативное влияние на рынок оказывает падение доходов населения из-за вынужденного простоя экономики весной.

Легковые автомобили

За последние 20 лет, как считается, в России было окончательно разрушено советское автопроизводство и построено новое. Еще в начале 2000-х российские автомобили с огромным трудом могли конкурировать даже с подержанными иномарками. АвтоВАЗ продолжал выпускать давно устаревшую «классику», не лучше дело шло и на УАЗе, и на ГАЗе, а в Москве вообще закрылся АЗЛК.

В пиковый 2002 год в Россию ввезли 500 тысяч иномарок, а внутри страны произвели менее 1 миллиона новых автомобилей. Сейчас же при примерно том же объеме продаж (1,7 миллиона) более 90% приходится на автомобили, произведенные в России. И это уже давно не только АвтоВАЗ и УАЗ, в России есть много современных заводов, которые принадлежат крупным зарубежным автомобильным компаниям.

Так, в 2019 году на долю заводов зарубежных компаний пришелся достаточно серьезных объем автопроизводства:

blank

То есть, хоть на АвтоВАЗ в целом и приходится почти 550 тысяч произведенных автомобилей, это далеко не единственный производитель в стране, и к нему вплотную подходят предприятия в особой экономической зоне Санкт-Петербурга. При этом остальные изначально российские предприятия заметно отстают – ГАЗ уже выпускает Skoda и Volkswagen, а объемы на УАЗе составляют лишь порядка 1% от общероссийского производства.

Итак, помимо всем известных Laga Granta, Vesta, Largus и XRay, на крупнейших заводах в России производятся такие модели авто:

Кроме того, открываются и новые заводы – например, в Тульской области открылся завод китайской компании Haval, который будет производить автомобили с высокой степенью локализации (вплоть до сборки кузовов и окраски), а недалеко от Москвы запущен завод Mercedes, который приступил к производству автомобилей E-class.

Дальнейшее же развитие российского автопроизводства будет зависеть от того, в какую сторону двинется ситуация с коронавирусом. Так, Китай постепенно запустил свою экономику, но в других странах компании все еще опасаются нового локдауна и не спешат с расширением производства и выводом новых моделей. Примерно то же происходит и в России – пока для бизнеса важнее «пережить» кризис, а о развитии речь пойдет, вероятно, после 2021 года.

Общественный транспорт

Правительство готовится запустить масштабную программу комплексной модернизации городского транспорта – в 104 городах планируется обновить автобусы, а в 15 – еще и электротранспорт. На все это нужны огромные деньги – около 5,4 триллионов рублей (примерно четверть годового федерального бюджета), а единственный адекватный вариант финансирования – через лизинг.

Однако программа обсуждается уже долго, а в этом году по ней еще и ударил вызванный пандемией кризис. Тем не менее, российские производители выпускают внушительное количество автобусов, троллейбусов и трамваев. Так, по автобусам в 2019 году в ГИБДД зарегистрировали почти 14 тысяч новых транспортных средств, и почти все из них (12 278 штук) были произведены на территории таможенного союза ЕАЭС (то есть, в 5 странах с едиными границами, включая Россию). Причем в эту статистику не попали каркасно-панельные автобусы «Газель NEXT» и вахтовые автобусы, выпускаемые на грузовых шасси.

Производителей автобусов не так много – только 12 компаний выпустили более 100 автобусов в год, и из них 7 российских, 4 китайских и 1 белорусская:

Кроме того, в России активно покупают продукцию Минского автозавода (377 машин в 2019 году), а также автобусы китайских брендов YUTONG, HIGER, KING LONG и ZHONGTONG.

Городской электротранспорт выпускают еще меньше компаний. Например, производителей троллейбусов в России всего 3:

  • Транс-Альфа из Вологды – на конвейере находятся одна основная модель, это ВМЗ 5298.01 «Авангард», которая может выпускаться как с возможностью автономного хода, так и без нее (но батарейный блок занимает значительную часть салона, снижая вместимость машины);
  • Транспортные системы – компания арендует мощности завода «Тролза» в Энгельсе и выпускает модель ПКТС-6281 «Адмирал». Это тоже троллейбус, который может выпускаться в модификации с автономным ходом или без него;
  • Уфимский трамвайно-троллейбусный завод – открытое на базе Башкирского троллейбусного завода производство, которое выпускает модель УТТЗ 6241.01 «Горожанин», которая построена на базе кузова «НефАЗа» и может быть с автономным ходом (электробус) или без него (обычный троллейбус).

То есть, в России серийно выпускается всего 3 модели троллейбуса, при этом массовым такое производство не назвать – города заказывают менее 500 машин в год, так что заводы просто запускают сборку под конкретный контракт. А с учетом того, что Москва полностью отказалась от троллейбусов, рынок для них сужается еще сильнее.

С трамваями дело обстоит не лучше – хоть моделей в производстве и больше, объемы заказов примерно похожи. Например, в 2018 году все заводы произвели 215 трамвайных вагона, а годом ранее – всего 175. При этом общий парк такой техники насчитывает 7,7 тысяч вагонов, которые часто уже настолько устарели, что их остается только списать.

Производят трамваи тоже всего 3 завода:

Пока же государство в лице Минпромторга делает ставку на газомоторное топливо, трамваи, электробусы и троллейбусы остаются на заднем плане. Тем более что за автобусы, которые используют газ в качестве топлива, государство готово давать крупные субсидии (до 3 миллионов рублей за единицу) – это приводит к тому, что все больше городов заменяют изношенные трамваи и троллейбусы не на современные аналоги, а именно на газовые автобусы.

Грузовики и спецтехника

В СССР и России производство грузовиков было одной из важных отраслей промышленности – это не только КамАЗы, но и продукция ГАЗ, «Урал», ЗиЛ и не только. В 90-е годы появилась «Газель», которая буквально спасла малый бизнес, дав дешевый малотоннажный грузовик Правда, модельный ряд российских грузовиков долгое время был достаточно ограничен, и современные седельные тягачи транспортным компаниям приходилось закупать за границей.

Сейчас все иначе – благодаря льготам, субсидиям и другим видам поддержки от государства производить грузовые автомобили стало выгодно и внутри страны. Соответственно, картина по производителям грузовых автомобилей выглядит следующим образом:

blank

Как видно, лидируют ГАЗ, КамАЗ и УАЗ, а также «Соллерс» (который сохранил производство Ford Transit). При этом в России выпускаются и грузовики Volvo, Scania, и менее известные марки.

Модельный ряд у лидеров такой:

  • Камский автозавод – больше всего выпускал трехосных грузовиков для бездорожья КАМАЗ-43118, самосвалов КАМАЗ-65115 и магистральных грузовиков КАМАЗ-5490;
  • Горьковский автозавод – примерно 2/3 всего выпуска пришлись на модели «Газон NEXT», также много произвели и классических «Газонов»;
  • «УРАЛ» – в структуре производства лидируют двухосные бортовые грузовики «Урал-43206», «Урал-4320», «Урал-М» и NEXT.

При этом грузовиков иностранных марок за прошлый год в России выпустили больше 28 тысяч штук, и больше всего – 5240 – выпустили на заводе Volvo в Калуге.

Основную часть выпуска грузовых автомобилей разбирает бизнес – «Газпром», «Россети», «Роснефть», «Итеко» и другие, но некоторая часть идет и на экспорт.

Что и куда идет на экспорт

Минпромторг России активно поощряет импортозамещение и локализацию автопроизводства в России – например, участвовать в льготных госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» могут только те модели, которые набирают определенное количество условных баллов за локализацию. Это фактически протекционизм, к тому же это поощряет экспорт.

Такая политика принесла свои плоды – в 2019 году российские автопроизводители экспортировали за границу продукции на 4 миллиарда долларов, что на 17% больше показателя прошлого года. На сегмент легковых авто и легких грузовиков пришлось 44% экспорта, а основная масса вывезенных за границу машин направилась в страны СНГ.

Например, АвтоВАЗ за год поставил за границу порядка 50 тысяч автомобилей, основными рынками стали Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, еще почти 16 тысяч экспортированных автомобилей пришлось на Renault. А Volkswagen отправил за границу почти 25 тысяч произведенных в России автомобилей.

По моделям экспортный рейтинг будет таким:

На 2020 год у производителей были большие планы, но как и во всем остальном, их разрушил коронавирус. Так, рост экспорта до 4,2 миллиардов долларов мог загрузить российские заводы, которые без него работали бы с неполной загрузкой из-за спада спроса на внутреннем рынке. Однако сейчас спад будет во всех странах мира, а восстанавливаться рынки начнут не раньше, чем в 2021 году.

Сравнение отечественных и импортных грузовиков и автобусов 1960-х

Устройство советской экономики – плановой, не рыночной, отрицающей предпринимательство и частную собственность, определяло специфику модельного ряда грузовиков, фургонов, автобусов и прочего транспорта, во всем остальном мире именуемого коммерческим. Грузовики, как правило, были внушительной грузоподъемности, а автобусы – большой вместимости. Народное хозяйство не гналось за быстротечной модой, а сервисная сеть не стремилась заработать на частных ремонтах и поставках запчастей. Поэтому вся техника строилась с большим запасом прочности, с расчетом на долговечность и высокую ремонтопригодность, с возможностью многократных капитальных ремонтов основных узлов и агрегатов. Был и еще один существенный аспект, накладывавший отпечаток на функционал советского «комавто» – большинство нелегковых автомобилей конструировалось с учетом требований Министерства обороны, которое было готово забрать всю технику в свое подчинение в случае войны.

РАФ-977ДМ – Volkswagen Transporter T2
Редкий в СССР представитель класса микроавтобусов РАФ-977 в 1960-е был нарасхват. Удачная модель стала первым комфортабельным микроавтобусом, освоенным промышленностью, поэтому она примеряла на себя самые различные роли. В базовом, пассажирском исполнении салон микроавтобуса рассчитан на 10 пассажиров. Кроме того, производились туристические варианты, скорая помощь, грузопассажирская версия и цельнометаллический фургон под маркой ЕрАЗ.

Наш микроавтобус отличался хорошей для своего времени разгонной динамикой, плавностью хода и надежностью. К недостаткам можно отнести низкую антикоррозионную стойкость и малую для своего размера грузоподъёмность. На отечественных дорогах машина часто эксплуатировалась с перегрузом, что и стало основной причиной довольно быстрого вымирания 977-й модели. Конструктивно автомобиль опирался на широкую унификацию узлов и агрегатов с горьковской Волгой ГАЗ-21. В основании советского «вэна» лежит рама, интегрированная в днище. Кузов обшит стальными панелями, а вот центральный фрагмент крыши выполнен из алюминия.

Самый массовый микроавтобус западного мира 1960-х – Volkswagen Type 2 – встал на конвейер в 1967 году. Transporter выпускался как фургон, скорая помощь и даже пикап. Отечественный автомобиль и иномарка оснащались бензиновыми моторами схожей мощности – 72 л.с. с 2,445 л у РАФа и 71 л.с. с 2,0 л у Фольксвагена. А вот конструктивно моторы серьезно отличались. На Фольксвагене был «воздушник», неприхотливый и дешевый в содержании. На РАФ устанавливался мотор с водяным охлаждением – это был «волговский» агрегат, более сложный, но долговечный и хорошо отработанный в производстве. Стоит отметить, что на последних модификациях VW Т2 тоже прописался двигатель с водяным охлаждением, лучше подходящий микроавтобусу.

Максимальная скорость конкурентов составляла 115 и 120 км/ч, соответственно. В базовом исполнении обе машины оснащались 4-ступенчатыми механическими трансмиссиями. Правда, «немец» опционально мог получить трехступенчатый «автомат». В пассажирском исполнении РАФ мог перевозить до 850 кг, а Volkswagen Type 2 – 870 кг. РАФ был снят с производства в 1977 году с появлением новой ГАЗ-24 и микроавтобуса на ее базе – РАФ-2203, а Volkswagen Type 2 со многими модернизациями продержался на конвейере в Бразилии до 2013 года.

УАЗ-452 – Volvo L3314N
Полноприводный микроавтобус с армейской родословной УАЗ-452 появился в 1965 году как рестайлинг модели 450. «Буханка» получила силовой агрегат от ГАЗ-21 (2,445 л, 70 л.с.), четырехступенчатую механическую коробку передач и двухступенчатую «раздатку» с жестким подключением переднего моста. Одним словом, это был более вместительный и практичный вариант «брезентового» вездехода ГАЗ-69, сохранивший его выдающуюся проходимость, неприхотливость и ремонтопригодность. На базе микроавтобуса выпускались вариант скорой помощи УАЗ-452А и бортовой грузовик УАЗ-452Д. Автомобиль производился почти без изменений до 1979 года, затем последовала череда усовершенствований, касающихся трансмиссии и силового агрегата.

Volvo создавался для армий НАТО как «всепролазный» фургон, способный передвигаться по бездорожью европейской части СССР – в случае, если бы евроатлантическим союзникам удалось вторжение на территорию Союза. Автомобиль принят на вооружение в 1962 году. Полноприводный микроавтобус выпускался как с полностью металлическими бортами, так и с тентом вместо верхних фрагментов боковин кузова. Поначалу фургон имел по паспорту грузоподъемность на уровне 500 кг, но вскоре этот показатель возрос до 700 кг, УАЗик же перевозил до 1 тонны грузов.

Volvo оснащался 65-сильным бензиновым двигателем, а «буханка» – мотором мощностью 70 л. с. Автомобили объединяет рамная конструкция и рессорная подвеска всех колес. По мощности отечественный внедорожник явно выигрывает, а вот по геометрической проходимости вперед выходит иномарка – чего стоят только портальные редукторные мосты «натовца» и его клиренс в 380 мм, против 280 мм нашего УАЗика.

ЛиАЗ-677 – Mercedes-Benz O302
Новый автобус вагонной компоновки появился в 1967 году. В сравнении с ЗИЛ-158В, которому он пришел на смену, ЛиАЗ казался революционным. Он отличался от предшественников и многих конкурентов большими накопительными площадками и значительной площадью бокового остекления, которая добавила естественного света в салоне. Автобус по ходу выпуска неоднократно модернизировался. Менялась оптика, двери, со временем появились бамперы, что было связано, в первую очередь, с ужесточающимися международными требованиями безопасности. Производство ЛиАЗ-677М было свернуто в 1994 году. Всего на заводе в Ликино собрали 194 183 автобуса, 7 133 из которых отправились на экспорт в страны Восточного лагеря.

Конкурирующая марка Mercedes-Benz в 1965 году представила модель О302. Машина существовала в городской и междугородной версиях. Немецкие автостроители также гордились тем, что их машина в 60-х была одной из первых с большими боковыми окнами и удобным высоким салоном. При этом и наш, и немецкий автобусы были высокопольными. Длина ЛиАЗа составляла 10 530 мм, а «Мерса» – 9 600 мм. На ЛиАЗ устанавливался 7,0-литровый бензиновый мотор мощностью 176 л.с., а поклонники Mercedes могли выбирать между 6- и 12-цилиндровым агрегатами мощностью 130 и 170 л.с., соответственно. Всего было выпущено 32 000 автобусов модели O302, большая доля из которых выполнена именно в городской версии.

МАЗ-500 – Škoda-706 MT
МАЗ-500 – это семейство советских грузовых бескапотных автомобилей, производство которого стартовало в 1965 году. Автомобиль пришел на смену устаревшему капотному МАЗ-200. Решение о переходе на бескапотную компоновку обуславливалось несколькими факторами: это и лучшая обзорность, и более эффективное использование длины рамы, и упрощенный доступ к силовому агрегату. Интересно, что нескольким партийным чиновникам не понравилась новая компоновка грузовика, и прогрессивную техническую мысль чуть не зарубили на корню.

«Пятисотый» получился универсальным: самосвалы отлично работали на стройках с «коротким плечом» пробега, а седельные тягачи массово использовались на магистральных рейсах до появления КамАЗов. Из отличительных особенностей – гидроусилитель руля, бездисковые колеса, телескопические амортизаторы и некоторые другие детали. Максимальная скорость автомобиля с полной загрузкой составляла 75 км/ч. МАЗ-500 существовал в виде бортового грузовика, седельного тягача и самосвала, служил шасси для автокранов и другого строительного оборудования.

В дружественной Чехословакии с 1966 года был налажен выпуск Škoda-706 MT схожей компоновки и почти аналогичной грузоподъемности (7500 кг у МАЗа и 7750 у Шкоды). Чехословацкие машины имели два варианта кабин (со спальным местом и без него). Под кабинами находились моторы аналогичной мощности – 180 л.с. – и 5-ступенчатые механические трансмиссии.
Интересно, что несмотря на существование в СССР своего МАЗ-500, государство закупало чехословацкие седельные тягачи в паре с прицепами-рефрижераторами (вспоминаем фильм «Кавказская пленница») и самосвалы Škoda-706 MT. И дело было не в том, что 500-е были чем-то плохи – просто Союзу не хватало машин такого класса.

МАЗ-543 – Berliet T12
Вопрос о создании четырехосного полноприводного большегрузного тягача встал перед конструкторами и военными во второй половине 50-х годов. Группа инженеров Минского автозавода и специалистов из профильных войсковых ведомств разработали универсальное полноприводное шасси к 1962 году, в котором машину и приняли на вооружение. Публичный показ нового тягача состоялся 7 ноября 1965 года на параде на Красной площади в составе ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус». Автомобиль создавался для транспортирования различного рода армейского вооружения и специальных установок (мобильных штабов, пекарен, прачечных и пр.) по всем видам дорог на территории всего СССР при температуре от -40 до +50 градусов по Цельсию.

Несмотря на шокирующие размеры, тягач отличается неплохой маневренностью благодаря двум управляемым передним осям. Интересно, что кабина экипажа изготовлена из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. В салоне имелся мощный отопитель и система принудительной вентиляции с повышенным давлением. Автомобиль оснащался дизельным двигателем мощностью 525 л.с. и объемом 38,8 литра. В принципе, на момент создания прямых аналогов он не имел.
Для схожих задач в 1962 году во Франции был создан Berliet T12. Также четырехосный полноприводный тягач проектировался для буксировки прицепов с ракетами и танками. Машина оснащалась 12-цилиндровым 550-сильным дизельным мотором. Но автомобиль оказался слишком сложным и дорогим в производстве, поэтому ему на смену пришли более скромные трехосные тягачи. Советских же МАЗов 543-го семейства было выпущено более 11 тысяч штук.

Подводя итог
Такими были 60-е годы прошлого столетия для отечественного автопрома: продуктивными, прогрессивными, во многом новаторскими. Появлялись не только новые автомобили, но и новые концепции, новые классы и типажи, необходимость которых была продиктована определенными целями. Были и сложности, и проблемы, обусловленные своеобразием рынка и экономическими особенностями, но, как правило, они успешно преодолевались. И вновь оглядываясь назад, мы с гордостью в душе понимаем: нам есть, что вспомнить.

Половина водителей-новичков выбирают отечественные марки

Девушка в автомобиле Lada Vesta на стенде ОАО «АвтоВАЗ» на выставке в Москве

Первый автомобиль у большинства россиян был отечественного производства, выяснил в ходе опроса один из крупнейших российских классифайдов «Дром.ру». 47% россиян (из 17,3 тыс. опрошенных) заявили, что выбрали первой машину российских автокомпаний. Вторую строчку по популярности у водителей-новичков занимает продукция японского автопрома причем с правосторонним расположением руля (39%), японские леворульные машины (5%) стоят на третьей ступени востребованности.

Далее следует машины немецкого (4%) и корейского (2%) автопрома, а также другие марки (3%).

Примечательно, что праворульные машины на время обучения вождению часто выбирают не только на Дальнем Востоке, где традиционно силен импорт из Японии, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму и Воронежской области, подчеркивается в исследовании портала. В этих регионах подержанные машины из Японии в целом выбирают 10-15% водителей-новичков, что в 2,5-3,5 раза выше, чем спрос, к примеру, на немецкие автомобили.

«Первая машина – карбюраторная «девяточка» 1997 года, на тот момент ей было всего 11 лет. Сыпалась постоянно, чаще стояла сломанная, чем ездила. Рекорд езды без поломок – месяц. Но сколько же эмоций она подарила.

Но опыт владения девяткой все равно считаю очень нужным, и начинать путь автолюбителя рекомендую именно с «тазика», – приводит пресс-служба «Дрома» комментарий одного из респондентов.

Статистика рынка автомобилей с пробегом демонстрирует значительное снижение у россиян интереса к отечественным подержанным автомобилям. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», за последнее время спад спроса на подержанную продукцию «АвтоВАЗа» идет опережающими темпами. К примеру, в 2019 году на вторичном авторынке было перепродано 1,35 млн автомобилей Lada, снижение составило 3,4% к предыдущему году.

Причем продажи автомобилей из Тольятти падали быстрее рынка, который сократился лишь на 0,7%.

В 2020 году отрицательная динамика спроса у отечественного бренда усилилась: всего было продано 1,28 млн, что уже на 4,7% ниже показателя годичной давности. В прошлом году впервые за историю авторынка самым востребованным автомобилем на вторичном рынке стала не модель «АвтоВАЗа», а иномарка.

Хетчбэк «ВАЗ-2114» лидировавший на протяжении последнего десятилетия уступил место Ford Focus.

На первый взгляд снижение интереса потребителей к конкретным подержанным автомобилям может показаться незначительным для автопроизводителя, который торгует исключительно новыми машинами, но в действительности — это мощный удар по имиджу бренда и продажам запчастей, отмечает автоэксперт Сергей Ифанов. Он полагает, что очень часто выбор таких автомобилей как УАЗ или Lada связна не с приверженностью бренду, а продиктован финансовой ситуацией покупателя.

«Если мы говорим про первый автомобиль, то его очень часто берут по принципу «не жалко», случись ДТП.

На самом деле это устоявшийся в народе миф, потому что отечественные машины уже давно состоят более, чем наполовину из иностранных комплектующих, поэтому и цены на ремонт у них несильно отличаются от иномарок.

Иностранные автокомпании уделяют много времени поддержке собственного сообщества и марочных клубов и, конечно, этого нельзя добиться, если сами автомобили не соответствуют должному уровню качества, соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Почему покупать отечественные авто выгодно

Выгодная покупка: 14 машин, которые продают без «допов» и наценок

Практически во всех странах, где есть собственный автопром, на внутренних рынках лидируют национальные бренды. По словам экспертов, не последнюю роль в выборе машины играет патриотизм автомобилистов. Однако решающими факторами в пользу “родного” бренда становятся более привлекательная по сравнению с импортом цена, а также развитость дилерских сетей местных марок на территории страны.

Структура автомобильных рынков в странах с собственным автопромом показывает, что практически везде лидерами продаж являются отечественные автопроизводители. Безусловный рекордсмен по этому показателю – Япония, где национальные бренды занимают свыше 90% автопродаж. Высокую долю на внутренних рынках имеют также производители Кореи и Индии – порядка 70%. В Америке производители из “детройтской тройки” (General Motors, Ford, Chrysler) контролируют 45% рынка, причем General Motors и Ford возглавляют рейтинг самых продаваемых марок. А вот крупнейший на сегодня мировой авторынок – китайский – в силу особенностей своего развития стал исключением из правил – в Поднебесной доминируют иностранные бренды (в основном это автомобили, собранные на СП с мировыми автопроизводителями), а доля собственно китайских марок составляет чуть более 30%.

В Европе самые патриотичные автомобилисты живут в Германии: на крупнейшем европейском авторынке семь из десяти автомобилей продаются под местными марками (на них приходится соответственно более 70%), причем они же составляют “пятерку” лидеров рынка. На втором месте по доле национальных брендов – Франция, где Renault, Peugeot и Citroen также являются “бестселлерами” и занимают свыше 55% автопродаж. Россия замыкает “тройку” самых патриотичных автомобильных держав Европы – под отечественными марками (Lada, ГАЗ, УАЗ и “Иж”) в нашей стране продается каждый третий автомобиль (33,6%). Правда, столь высоким результатом российский автопром обязан исключительно АвтоВАЗу, который занимает 27,5% рынка. Чуть меньший показатель на счету Румынии, где один-единственный бренд Dacia занимает 33,2% местного рынка. На пятом месте среди самых “патриотичных” авторынков Европы – Италия, здесь национальные бренды занимают 31,3% автопродаж.

По мнению партнера по оказанию услуг в области налогообложения предприятиям сектора розничной торговли и производства промышленных товаров PricewaterhouseCoopers Натальи Щербаковой, лидерство национальных брендов определяется мерами государственной поддержки, потребительской лояльностью к местным маркам, усилиями автопроизводителей по продвижению своих брендов на внутренних рынках, соотношением цены и качества. “В России ценовой фактор особенно важен, поэтому наряду с поддержкой государства он играет значительную роль”, – отмечает Н. Щербакова.


Поддержка отечественного автопрома в том или ином виде присутствует везде

Мало кто знает, но в ряде европейских стран с национальным автопромом существуют пошлины, прикрывающие внутренний рынок от импорта, говорят эксперты. Правда, они незначительны и составляют порядка 10% (для сравнения, в России в настоящее время – 30%). По словам аналитиков, поддержка отечественного автопрома в том или ином виде присутствует везде, ведь эта отрасль занимает в среднем порядка 7% в ВВП стран-автопроизводителей. Причем наименьший показатель на счету России – всего 2%, а наибольший вклад в экономику государства вносит автомобильная промышленность Бразилии – 12%.

Патриотизм автомобилистов также подкрепляется удобством приобретения и обслуживания машин отечественных марок, ведь наиболее развитую дилерскую сеть автопроизводители имеют в собственных странах. Кроме того, высокую долю продаж на внутреннем рынке во многом обеспечивают корпоративные и государственные закупки, говорят эксперты. Таким образом, чиновники, конечно же, не наши, негласно подают пример “покупай отечественное”.

Как отмечают маркетологи АвтоВАЗа, национальные бренды, как правило, создавались в периоды, когда рынки были закрыты от внешнего доступа – для ввоза в страну автомобилей были политические или экономические препятствия. Между тем создание на территории стран иностранных производств снижает долю национальных производителей. Хотя есть примеры, когда интернациональный бренд замещается на национальный. Так, в Великобритании Opel продается под национальной маркой Vauxhall. Или Renault сохранила бренд Dacia, и он стал интернациональным.

В России доля отечественных марок стремительно снижается и за последние годы упала почти в три раза – по данным агентства “Автостат”, с 80,3% в 2003 году до 27,1% – в 2009-м. При этом в прошлом году впервые с начала “бума иномарок” российские автопроизводители смогли несколько “отвоевать” рынок. И в нынешнем году отечественные бренды продолжили отыгрывать позиции – по данным АЕБ, за пять месяцев 2010 года они увеличили свою долю до 33,6%. По словам экспертов, всплеск продаж традиционных отечественных машин обусловлен исключительно вмешательством государства. Прежде всего, повышение пошлин в январе 2009 года сделало иномарки малодоступными для массового потребителя в нижнем и среднем ценовом диапазоне. В то же время практически вся продукция отечественного автопрома сосредоточена в бюджетном сегменте, который по-прежнему остается одним из самых массовых. К тому же в нынешнем году спрос на продукцию российских автопроизводителей подстегивается госпрограммами по утилизации и субсидированию автокредитов, обеспечивающих около 15% рынка.

Преимуществом отечественных брендов над иномарками можно считать развитые еще с советских времен дилерские сети. И хотя уровень продаж и техобслуживания оставляет желать лучшего, а качество самих автомобилей не улучшается, это во многом компенсируется инертностью российских потребителей, считают эксперты. Показательно, что рост рынка иномарок обеспечивают в основном крупные города, а также традиционно потерянные для “Жигулей” Дальний Восток и Сибирь. Однако, по мнению экспертов, российские автомобилисты в будущем неизбежно будут пересаживаться на автомобили иностранных брендов, и прежде всего на бюджетные модели, такие как Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan.


Показательно, что рост рынка иномарок обеспечивают в основном крупные города

Согласно прогнозу агентства “Автостат”, уже в будущем году отечественные марки вновь начнут терять рынок и к 2014 году их доля упадет всего до 12%. А движущей силой российского авторынка станут иномарки местного производства – через пять лет они составят более половины всех реализуемых в России автомобилей. Как говорят в “Автостате”, увеличение доли иномарок будет происходить на фоне полного отсутствия разработок новых отечественных моделей, места которых на конвейерах российских предприятий займут зарубежные автомобили, пусть даже под отечественными марками.

По мнению Н. Щербаковой, успех российских брендов будет определяться результативностью усилий по модернизации производства и обновлению модельного ряда при сохранении ценовых преимуществ. Как говорят эксперты, будущее отечественного автопрома во главе с АвтоВАЗом видится в кооперации с зарубежными партнерами по производству перелицованных бюджетных иномарок. При этом, считают аналитики, конкурентоспособными такие автомобили смогут быть только при обеспечении надлежащего качества и привлекательной для массового покупателя цены. В противном случае весь традиционный российский автопром будет неуклонно снижать производство, объемы которого сравняются с количеством машин, выбывающих на утилизацию по возрасту.

Читайте также: