Иж свап николай зайцев

Обновлено: 05.07.2024

Иж свап николай зайцев

В 1949 году легендарный автомат АК-47 был принят на вооружение в Советском Союзе. Создатели оружия подали списки на представление к государственной награде, однако Сталинскую премию получил только один человек – сам Михаил Калашников. Его главный помощник навсегда остался в тени всемирно известного конструктора. Заслуги Александра Зайцева долгое время не афишировались даже его коллегами.

Герой войны

Александр Зайцев родился 1924 году в деревне Ямново Ковровского уезда Владимирской губернии. Его отец, как и большинство крестьян, занимался не только земледелием. Он освоил валяльный промысел, чтобы обеспечить своей семье достаточный уровень жизни. Семейство было большим – шестеро детей. После смерти отца в 1930-х годах поднимать детей в одиночку была вынуждена мать Елена Алексеевна. После окончания школы в 1939 году Александр поступил в Ковровский механический техникум по специальности «ремонт и обслуживание путевых и строительных машин». В начале 1943 года он получил диплом и направление на работу в Карелию, где должен был трудиться в железнодорожных мастерских Кандалакши. Однако главной целью Александра Зайцева было попасть на фронт и с оружием в руках защищать родину. Вместе с бывшими однокурсниками он подал прошение о зачислении в армию. Вплоть до 9 мая 1945 года Зайцев служил радистом в Заполярье, ходил в разведку, зимой преодолевал опасные длинные переходы на лыжах, трижды был ранен и проходил длительное восстановление в госпитале. После окончания Великой Отечественной войны служба для него не закончилась: Зайцева отправили на Дальний Восток, где он принимал участие в боевых действиях против Квантунской армии.

Секретная разработка

Из армии Александр Зайцев демобилизовался весной 1946 года, приехал в Ковров и поступил на работу в отдел главного конструктора Ковровского оружейно-пулеметного завода. Через полгода сюда направили Михаила Калашникова для изготовления опытных образцов автомата и подготовки их к полигонным испытаниям. Первоначальные испытания оружия руководство сочло неудовлетворительными: возникли сомнения, стоит ли вообще пытаться усовершенствовать автомат. И все же в помощь Калашникову организовали группу конструкторов и технологов, руководителем которой по рекомендации главного конструктора был назначен Александр Зайцев. Впоследствии он вспоминал, что Михаил Калашников из-за недостатка времени сомневался в успехе, но ему удалось склонить коллегу к основательной переработке уже существующего образца. В это время Зайцев становится «правой рукой» Калашникова, берет на себя значительную часть работы и составляет подавляющее большинство чертежей. В 1948 году прошли испытания на полигоне в Ижевске, и оружие получило утверждение на серию. Правда, Александр Зайцев предпочел вернуться в родной Ковров и продолжил трудиться на уже знакомом ему заводе, вместо того чтобы переехать вместе с Михаилом Калашниковым.

Подвела фамилия

На следующий год автомат, получивший название «АК-47» был принят на вооружение в Советской армии. Михаил Калашников получил Сталинскую премию первой степени. Имени Александра Зайцева даже не оказалось в наградном документе, хотя он тоже приезжал в Москву с подачей списков. Более того, изначально оружие планировалось назвать «автомат Калашникова-Зайцева», однако такой вариант показался руководству несерьезным. Зять Зайцева, Виктор Баранов, вспоминал, что наградные списки утверждал чиновник, которому ужасно не понравилась фамилия Александра Алексеевича. «Автомат — грозное современное оружие. Как это в его названии будет фигурировать Зайцев? Это значит «зайчик»? Несерьезно. Вот «калаш» — это да!», – сказал он. Так судьбу премии решила нелепая случайность, и Александр Зайцев за свой труд не получил признания от государства. Михаил Калашников, напротив, стал главной оружейной «звездой» эпохи.

В 1967 году пути Калашникова и Зайцева снова пересеклись. Главное артиллерийское управление выдало задание на разработку нового автомата под вновь спроектированный боевой малокалиберный патрон 5,45x39 мм с уменьшенным импульсом отдачи. Испытания прошли на Алабинском полигоне и в Забайкалье. По их итогам в финал вышли два автомата —АК-47 и СА-006, созданный тремя конструкторами из Коврова: Константиновым, Гараниным и Зайцевым. По многим показателям СА-006 показал себя лучше, и после испытаний было принято решение поставить на производство оба автомата. Автомат Калашникова собирались производить в Ижевске, а коллективное изобретение ковровских оружейников – в Туле. Увы, осуществить этот план помешали немыслимые траты на переоснащение уже налаженного производства. В результате Военно-промышленная комиссия приняла на вооружение все тот же «калаш», и работа Зайцева была отложена до лучших времен. Вернувшись домой, конструктор с досадой сообщил близким: «Мы проиграли, потому что наш автомат – оружие XXI века».

Несмотря на череду неудач с признанием его трудов, Александр Зайцев не утратил интереса к работе и пользовался уважением среди сослуживцев. По воспоминаниям сотрудников, он был очень демократичным руководителем конструкторского бюро, ценил мнение каждого, но в то же время главную ответственность за успех или провал разработок неизменно брал на себя. За время его работы в должности начальника коллектив участвовал в конкурсе на укороченный вариант автомата со складывающимся прикладом (АКСУ), велись работы по модернизации РПГ-7, была разработана установка под автомат Калашникова для оснащения старых позиций на границе с Китаем. Александр Зайцев сконструировал пусковую установку к системе «Туча», предназначенную для запуска дымовых завес с объекта бронетанковой техники. Под его руководством создали радиолокационное устройство «Фара» для пулеметов: оно позволяло в ночное время различать движущиеся предметы и подавать звуковой сигнал прямо в наушники стрелка.

ИНЖЕКТОР В ИЖ КАБЛУК! СВАП И ПЕРВЫЙ ЗАПУСК!

Привет из 2021. Иж уже не на инжектор, а на вольво моторе.

Позови своего брата и на гонку евонная тачка против черкана

Вы крутые и самые лчшее

А ведь они не думали что на нём когда то будет Вольво мотор

Я может приеду в ваш город Псков

Вы мои самые любимые блогеры

Вы самые лучшие блогеры

варик тунинга ижеги
паснавить диски новиэ
изаленьу на фари
паставить кожаниэ седухи
новиэ зеркала
тонер
новиэ бампера
новая магниьола и динаники

Кто рад что Игорь вернулся ставь лайк

Ураааааа Игорь вернулся

А какже питочек онже так мала пропыл

ГОУ в следующей серии дисули на ижогу!!

Задуйте ее в чёрный матовый

Сделайте бассейн в иж

Сделайте на багажнике наклейку

Кто выдел там белая четырка стояла новый проект?

Скажите названия трека 0:05

Токо с этими проводами там надо всё подключать конечно это сложно но Игорь сделает и вы тоже по помогите Игорю

Я думаю на инжекторном двигателе иж за ведётся

Не убивайте её пж

*Ребят, го сделайте какой нибудь стильный пикап на дисках и развале ну в общем типо Стэнс. Смотрю ваш канал с той самой зелёной шестерки. Очень хочу увидеть классную Ижогу*

Не ну это БАН.
Кайф пацаны, молодцы

А Диски от приоры

Уберите крышу будки, варите дугу, ставьте люстру! И кенгурятник с фарами. Будет чётко😎

Паша, не свети в глаза, пожалуйста

Оставьте ИЖогу такой, какой она есть, не разрисовывайте ее хуями и не пилите крышу) Пусть будет реальная техничка с кузовом, которая может пойти бочком по снегу))

Очень добрый комментарий для вас доставлен.

Пацаны пажалуста Паха и Макс купите ваз 2115 я и все маи друзья которые вас смотрят будуд благодарны спасибо тошто услышали меня

Вы очень крутые так держать

Загрузите её музлом и участвовать на ней на саревнованиях

Го из нее грамотный седан сделаете?

Кстати в Иж можно кинуть автозвук чтоб норм так шпарило!!

Бедный родной движок-полуконченый ну инжектор пободрее, а куда вы дените её движок?

Надо шеснарь в ижогу

снимите батл кто за батл ставь лайк

Не сжигайте его

Ура игорь лайк кто ждал

Я ЗАБЫЛ КОГДА БЫЛО НАШЫ БУДНИЙ

0:41 "Она заводиться едет, но греется и печка холодным дует." Господи. Из за этого нужно ставить другой мотор? Для полного счастья поменять помпу, термостат и залить новый антифриз.


Валодька


Просмотр профиля

дай мыло скину инфу по свапу электрики


VVS Просмотр профиля Simru


Просмотр профиля beastie


Просмотр профиля Валодька


Просмотр профиля


Simru


Просмотр профиля Simru


Просмотр профиля beastie


Просмотр профиля

Рабочий купи на экзисте,покупал за 1500.
Вот маф конечно придется поискать.

С электрикой проблем быть не должно,в плане завести,а вот что с приборкой будешь делать.

Xelly


Просмотр профиля Simru


Просмотр профиля

Вот Simru


Просмотр профиля РустамЪ


Просмотр профиля MeLbl4


Просмотр профиля

Свап 16v в ИЖ 2126 за 2.5 дня. Гонки на картодроме.

Мне надоело дышать маслом. Мне надоел расход в литр масла на сотню.
Мне надоел факт того, что каждый мой приезд — это экологическая катастрофа.
Мне надоел грохот ГБЦ.
Мне надоели кукареки в чате "вот я сеялку дострою и полетит", "вот я лянчу заведу и полетит", и прочие кококо.

Я сказал что поставлю шеснарь — я поставил шеснарь.
Ну а теперь подробнее, о том как это было…

Пятого сентября(суббота) — запилил, выковал молотком, отчеканил выхлоп.

Седьмого сентября(понедельник) — скатался к нашему сварщику, заварили щели.

Девятого сентября, вечером(ближе к ночеру) приезжаю на дачу.
Всё. День X. Таль висит, машина в гараже, капот снят…

Спать мы не ложимся. Чашечка кофе из шаурмячной, выпитая где-то часов в девять вечера — не отпускает.
Достав мотор, подготовил 21124 к установке — поменял переднюю крышку на своём генераторе на шеснаресовместимую(у меня от нивы, "новый") и шкив, сцепление перекрутил, лапы…

Мотор сходу не встал. Пришлось скинуть кардан, плясать с коробкой… Оказалось что просто кардан перекосило, и ничего не задвигалось нормально.
Начал собирать навесное.

Прилёг поспать часика на четыре, на диване. Ну и параллельно поработал так сказать.

По проводке — пришлось удилинить пару заводских "кузовных" проводов(возбуждение генератора, давление масла), и перепиновать один разъём — ДМРВ. Остальное я сделал заранее.

Поспал ещё часика четыре, но уже на кровати, как человек.

НЕ ЗАВОДИТСЯ! Крутит и спотыкается сам в себя.
Я думою. Думою. Я поменял весь мотор, мозги(16кл блок с 8кл прошивкой), прозвонил проводку, а он крутится и упирается также как прошлый.
Ну явно дело или в модуле, или…
Меняем пары проводов местами. Завёлся! ОРЁТ, ОРЁТ ОЧЕНЬ ГРОМКО.
В режиме "бомбардировщик мессершмидт" проехался до пляжа и обратно с целью "прогреть". Льёт, взрывается, орёт, не едет.
Также великий противоотливной поддон клубтупо, предположительно, течёт по шву в районе правого уха. Капает маслом. Ну хоть не обрабатывает антикором мне днище, как старый мотор…
Надо будет посмотреть и замазать.

Ладно, придётся варить выхлоп. Достаём электродный сварочник, вручаю его отцу, варим следующую конструкцию…

Переход на стандартную трубу выполнен в стиле жиги-отрыги:
Труба 51ая разрезана вдоль. Внутрь неё вставлено полукольцо из обрезка этой же трубы, работающее как наполнитель. И этой конструкцией, с помощью хомута, обжимается стандартная 46(или меньше?) труба ижа.
Почти не сечёт. Есть отверстие, через которое убегает выхлоп и делает "зззз", но это лечится поксиполом, или просто переделкой нормально, чем я и займусь в следующие выходные.

*заехал в гараж, порофлить над с посонами, которые меняли тормозные диски и мучали бордовый иж.
Попутно отказала лампочка давления масла. Ну и ладно.

Еду и понимаю, что льёт и не едет. Залился на тысячу рублей 98ым бензином на шелле. По приезду — в баке сухо. 15-20 литров на сотню! Ты там офигел Э?!
Оказывается забыл воткнуть ДК. Возможно это бы помогло, но…

Прямо на парковке кидаю Я7.2, найденный под столом, на котором ездил предыдущий мотор. На ДМРВ ему пофиг, работает по ДПДЗ. И тут всё поехало! Правда отсечка 5000.
Залил 95ого на местном Таифе, литров 20.
Будем считать это "обкаткой". На гонках. Потому что почему бы и нет. Тем более что датчик температуры перестал врать на приборке, да и мотор не греется.

Попутно подтянул ремень генератора(ну ему один день, прослаб, это нормально)

Осталось доделать:
выхлоп(банки фортлюфт, 51 труба от и до, гофра.);
прошивка;
устранить течи.

Затем будем распирать передние стаканы, задние стаканы, и готовиться к зиме пустём установки более мягких пружин, сбора зимних колёс, замены ГТЦ на нормально-крепящийся с бачком.
Надо также разобраться с адским скрежетом спереди справа, с текущими сальниками полуосей, и с мёртвыми резинками заднего моста.

Общие впечатления — это стоило того.
Он не вибрирует, не гремит, не шумит. Он легче. Он на 2.5 цилиндра в базе, он ниже(из-за крышки). Места под капотом стало больше. Моторный щит не пострадал в процессе, привет владельцам жигулей.
Потанцевала больше — мотор-то стоковый, валы-объём-выхлоп — всё доступно. Мощность приходит стабильно, а не взрывом как раньше. На второй передаче по суху — можно ехать боком на блокировке на 195 мишлене на 2 атмосферах, при необходимости. Можно разворачиваться по заднеприводному.

Надеюсь, когда карантин полностью спадёт — у меня получится оформить его в документы.

ИНЖЕКТОР В ИЖ КАБЛУК! СВАП И ПЕРВЫЙ ЗАПУСК!

Привет из 2021. Иж уже не на инжектор, а на вольво моторе.

Позови своего брата и на гонку евонная тачка против черкана

Вы крутые и самые лчшее

А ведь они не думали что на нём когда то будет Вольво мотор

Я может приеду в ваш город Псков

Вы мои самые любимые блогеры

Вы самые лучшие блогеры

варик тунинга ижеги
паснавить диски новиэ
изаленьу на фари
паставить кожаниэ седухи
новиэ зеркала
тонер
новиэ бампера
новая магниьола и динаники

Кто рад что Игорь вернулся ставь лайк

Ураааааа Игорь вернулся

А какже питочек онже так мала пропыл

ГОУ в следующей серии дисули на ижогу!!

Задуйте ее в чёрный матовый

Сделайте бассейн в иж

Сделайте на багажнике наклейку

Кто выдел там белая четырка стояла новый проект?

Скажите названия трека 0:05

Токо с этими проводами там надо всё подключать конечно это сложно но Игорь сделает и вы тоже по помогите Игорю

Я думаю на инжекторном двигателе иж за ведётся

Не убивайте её пж

*Ребят, го сделайте какой нибудь стильный пикап на дисках и развале ну в общем типо Стэнс. Смотрю ваш канал с той самой зелёной шестерки. Очень хочу увидеть классную Ижогу*

Не ну это БАН.
Кайф пацаны, молодцы

А Диски от приоры

Уберите крышу будки, варите дугу, ставьте люстру! И кенгурятник с фарами. Будет чётко😎

Паша, не свети в глаза, пожалуйста

Оставьте ИЖогу такой, какой она есть, не разрисовывайте ее хуями и не пилите крышу) Пусть будет реальная техничка с кузовом, которая может пойти бочком по снегу))

Очень добрый комментарий для вас доставлен.

Пацаны пажалуста Паха и Макс купите ваз 2115 я и все маи друзья которые вас смотрят будуд благодарны спасибо тошто услышали меня

Вы очень крутые так держать

Загрузите её музлом и участвовать на ней на саревнованиях

Го из нее грамотный седан сделаете?

Кстати в Иж можно кинуть автозвук чтоб норм так шпарило!!

Бедный родной движок-полуконченый ну инжектор пободрее, а куда вы дените её движок?

Надо шеснарь в ижогу

снимите батл кто за батл ставь лайк

Не сжигайте его

Ура игорь лайк кто ждал

Я ЗАБЫЛ КОГДА БЫЛО НАШЫ БУДНИЙ

0:41 "Она заводиться едет, но греется и печка холодным дует." Господи. Из за этого нужно ставить другой мотор? Для полного счастья поменять помпу, термостат и залить новый антифриз.

ИНЖЕКТОР В ИЖ КАБЛУК! СВАП И ПЕРВЫЙ ЗАПУСК!

Привет из 2021. Иж уже не на инжектор, а на вольво моторе.

Позови своего брата и на гонку евонная тачка против черкана

Вы крутые и самые лчшее

А ведь они не думали что на нём когда то будет Вольво мотор

Я может приеду в ваш город Псков

Вы мои самые любимые блогеры

Вы самые лучшие блогеры

варик тунинга ижеги
паснавить диски новиэ
изаленьу на фари
паставить кожаниэ седухи
новиэ зеркала
тонер
новиэ бампера
новая магниьола и динаники

Кто рад что Игорь вернулся ставь лайк

Ураааааа Игорь вернулся

А какже питочек онже так мала пропыл

ГОУ в следующей серии дисули на ижогу!!

Задуйте ее в чёрный матовый

Сделайте бассейн в иж

Сделайте на багажнике наклейку

Кто выдел там белая четырка стояла новый проект?

Скажите названия трека 0:05

Токо с этими проводами там надо всё подключать конечно это сложно но Игорь сделает и вы тоже по помогите Игорю

Я думаю на инжекторном двигателе иж за ведётся

Не убивайте её пж

*Ребят, го сделайте какой нибудь стильный пикап на дисках и развале ну в общем типо Стэнс. Смотрю ваш канал с той самой зелёной шестерки. Очень хочу увидеть классную Ижогу*

Не ну это БАН.
Кайф пацаны, молодцы

А Диски от приоры

Уберите крышу будки, варите дугу, ставьте люстру! И кенгурятник с фарами. Будет чётко😎

Паша, не свети в глаза, пожалуйста

Оставьте ИЖогу такой, какой она есть, не разрисовывайте ее хуями и не пилите крышу) Пусть будет реальная техничка с кузовом, которая может пойти бочком по снегу))

Очень добрый комментарий для вас доставлен.

Пацаны пажалуста Паха и Макс купите ваз 2115 я и все маи друзья которые вас смотрят будуд благодарны спасибо тошто услышали меня

Вы очень крутые так держать

Загрузите её музлом и участвовать на ней на саревнованиях

Го из нее грамотный седан сделаете?

Кстати в Иж можно кинуть автозвук чтоб норм так шпарило!!

Бедный родной движок-полуконченый ну инжектор пободрее, а куда вы дените её движок?

Надо шеснарь в ижогу

снимите батл кто за батл ставь лайк

Не сжигайте его

Ура игорь лайк кто ждал

Я ЗАБЫЛ КОГДА БЫЛО НАШЫ БУДНИЙ

0:41 "Она заводиться едет, но греется и печка холодным дует." Господи. Из за этого нужно ставить другой мотор? Для полного счастья поменять помпу, термостат и залить новый антифриз.

Зайцев Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Зайцев родился 27 января 1922 года в селе Ломакино Гагинского района Горьковской области (ныне Нижегородской области) в большой многодетной семье сельских тружеников.

В 1930 году семья переезжает в город Горький и поселяется в доме на улице Полевой. В 1930 году Николай поступает в 1 класс школы №16. В школьные годы увлекался фотографией, разведением голубей.

В 1940 году Николай Зайцев успешно оканчивает школу, получает аттестат зрелости и поступает в Нижегородский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. (Ныне это Нижегородский технический университет им. Р.Е. Алексеева)

Когда Николай в 1945 году с отличием окончил учебу в институте и получил диплом инженера-механика, Ростислав Евгеньевич Алексеев пригласил его работать в свою научно-исследовательскую гидродинамическую лабораторию (НИГЛ) на заводе «Красное Сормово». Н. А. Зайцев согласился и ни разу не пожалел об этом. В лаборатории собрались такие же, как Ростислав Евгеньевич, энтузиасты создания быстроходных судов, которые строили и испытывали новые модели. В 1945 г. основное внимание было приковано к катеру на подводных крыльях А5. Интересная работа полностью увлекла молодого инженера.

Николай прошел все ступени творческого роста: работал в должностях конструктора, конструктора I категории, заместителя начальника НИГЛ. В 1958 г. он назначается заместителем главного конструктора Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) завода «Красное Сормово». Через два года, когда ЦКБ по СПК отделилось от завода, он сохранил за собой эти высокие и ответственные должности.



Зайцев Н. А. с родителями Дом в деревне Ломакино, где родился Зайцев Н. А.

Многолетние исследования в области гидродинамики подводного крыла, знание особенностей конструкции корпуса и силовых установок скоростных судов позволили работникам НИГЛ создать первый образец торпедного катера на подводных крыльях. Достижения гидролаборатории были отмечены по достоинству — в 1951 г. Р.Е. Алексеева, Н.А. Зайцева, Л.С. Попова и И.И. Ерлыкина наградили Сталинской премией.

В 1960 г. Н. А. Зайцев награжден Большой серебряной медалью ВДНХ СССР.



Первое судно "Ракета" На борту "Метеора"

В дальнейшем уникальные знания были использованы в создании пассажирских судов на подводных крыльях. За период с 1956 по 1967 г.г. коллективом ЦКБ была создана замечательная серия скоростных пассажирских судов: «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Вихрь», «Беларусь», «Чайка». Первые три типа серийных судов на подводных крыльях составили основу скоростного флота России. Вскоре эти суда стали популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. В этом, несомненно, была заслуга и Н.А. Зайцева — одного из руководителей коллектива Центрального конструкторского бюро. В 1962 г. за создание серийных пассажирских судов большой группе работников конструкторского бюро, в том числе и Н.А. Зайцеву, была присуждена Ленинская премия. В 1966 г. Н.А. Зайцев был награжден «Орденом Трудового Красного Знамени».

Деятельность Н.А. Зайцева была очень обширной. Много времени он уделял исследовательской работе. У него более двадцати печатных трудов, рукописей, чертежей. Самым весомым трудом является монография, написанная в соавторстве с А.И. Москаликом «Отечественные суда на подводных крыльях». Она вышла в 1964 году в Ленинградском издательстве «Судостроение». На соискание ученой степени доктора технических наук Николай Алексеевич представил доклад «Проектирование и строительство судов на подводных крыльях».

После его смерти Генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро Р. Е. Алексеев сказал: «Честный и надежный, говорить много не любил, привык верить людям, мягкая душа. Однако ему хватало и принципиальности, ни перед кем не заискивал. Он был нашей совестью, когда коллектив насчитывал десятки человек, и остался таким в многотысячном учреждении».

Коллеги называли Н.А. Зайцева творческим воплотителем замыслов и идей главного конструктора Центрального Конструкторского Бюро Р. Е. Алексеева. Он умело воплощал их в чертежах и конструкциях. В ЦКБ и поныне вспоминают, как золотое время, тандем Р.Е. Алексеев – Н.А. Зайцев.


Много времени и сил отдавая работе, тем не менее, Николай Алексеевич находил время для увлечений. Еще в студенчестве он увлекся яхтами, стал профессиональным яхтсменом. Его соперником был Р.Е Алексеев. В 1945 году Зайцев и Алексеев становятся победителями 6 Поволжской парусной регаты. В 1946 году они принимали участие в первенстве СССР по парусному спорту. Николай Алексеевич любил и лыжные гонки. Очень увлекался туризмом, был заядлым охотником и рыбаком.
Н.А. Зайцев за границей

В 1946 году Н.А. Зайцев женился на Егоровой Валентине Михайловне. В 1948 году у них родилась дочь Светлана. Он был очень счастлив в семейной жизни, предан своей жене и дочери.



Семья Н. А. Зайцева Правнуки Н.А. Зайцева

К сожалению, не все свои творческие планы он сумел реализовать, уйдя из жизни в 45 лет. Работа отнимала гораздо больше времени, чем отдых. Физические и нервные перегрузки сказались на здоровье. 3 декабря 1967 года в очень морозный день оборвалась короткая, но удивительно яркая, как комета, жизнь Николая Алексеевича.

Его именем названы:

1968г. – Метеор «Инженер Зайцев»

1982г. - улица Зайцева в V микрорайоне Сормовского района Нижнего Новгорода.

14 сентября 1998г. при библиотеке открыта музейная экспозиция, посвященная Н.А. Зайцеву и его соратникам.

2015г. - МАОУ «Школа №79 им. Н.А. Зайцева»


Метеор "Инженер Зайцев"



Лыжные соревнования на приз Н. А. Зайцева Открытие музея. Сентябрь1998 г.

Литература о Н. А. Зайцеве:

Книги:

Зайцев Н.А. // Нижегородский некрополь. – Н. Новгород : Курьер, 1992. – С. 45.

Иванов В.А. Прощай, Т – 1 : [ о Н.А. Зайцеве и его взаимоотношениях с Р.Е. Алексеевым] / В.А. Иванов // Он опередил время / В.А. Иванов. - Н. Новгород : Кварц, 2006. – С. 64 – 67.

Ильин В. Звездный час / В. Ильин // Адмирал скоростного флота / В. Ильин. –М. : Изд – во полит. лит – ры, 1983. – С. 58 – 67.

Кессарийский Э. В споре с ветром испытай себя : [ спортивные увлечения Н.А. Зайцева] / Э. Кессарийский // Притяжение спорта / Э. Кессарийский . – Горький : Волго – Вятское кн. изд – во, 1984. – С. 40 – 43.

Статьи (в обратной хронологии):

Чернигин, Ю. Школу назовут именем инженера : [школа № 79] [Текст] / Ю. Чернигин // Красный Сормович. - 2015. - 27 февр.-5 марта (№ 7). - С. 4.

Новожилова, Ю. Он научил суда летать : [Н.А. Зайцев] [Текст] / Ю. Новожилова // Красный Сормович. - 2014. - 5-11 дек. (№ 45). - С. 10.

Ботманова, В.Н. Нас согревают наши встречи // Красный Сормович. - 2012. - 23-29 нояб. (№ 46). - С.10.

Баев, С. Конструкторы крылатых кораблей // Красный Сормович. - 2012. - 20-26 апр. (№ 15). - С. 9.

Финюкова, М. Он верил в мечту и в суда, что на крыльях летели // Красный Сормович. - 2012. - 24 февр.-1 марта (№ 7). - С. 9. - фот.

Финюкова, М. Именем знаменитого земляка // Красный Сормович. - 2011. - 14-20 окт. (№ 40). - С. 9.

Чнегова, Н.П. Первый соратник Алексеева : [о музейной экспозиции в ЦРДБ им. Зайцева, посвященной инженеру Н.А. Зайцеву] // Красный Сормович. - 2011. - 20-26 мая (№ 19). - С. 10.

Быкова, Е. Знаменитого конструктора сормовские школьники вылепили из пластилина : [в ЦРДБ им. Н. Зайцева Сормовского района прошел конкурс на проект памятника конструктору Н. Зайцеву] // День города. - 2010. - 3-9 февр. (№ 7). - С. 14.

Чнегова, Н. Музею - 10 лет! : [музей в центральной районной библиотеке им Н.А. Зайцева] // Красный Сормович. - 2008. - 26 сент.-2 окт. (№ 38). - С. 5.

Бирюкова, Н. Окрыленный мечтой : [день памяти Н. Зайцева в ЦРДБ им. Н. Зайцева Сормовского района] // Красный Сормович. - 2008. - 14-20 марта (№ 10). - С. 14.

Белухина Г. Здесь каждый читатель - желанный : [библиотека имени Н.А. Зайцева] // Красный Сормович. - 2007. - 1-7 июня (№ 21).

Маскалик, А.И. Соратник Алексеева : [Н.А. Зайцев] // Нижегородская правда. - 2007. - 27 янв. (№ 9). - С. 2.

Зайцева, В. Порой он хотел уйти в бакенщики и зажигать на Волге огни. Николай Зайцев был душой и сердцем команды Ростислава Алексеева // Красный Сормович. - 2005. - 1-7 июля (№ 26). - С. 10.

Финюкова, М. Десятый сормовский музей // Красный Сормович : [архив]. - 1998. - 26 сент.

Соловьева, Л. Чтобы помнили // Красный Сормович : [архив]. - 1998. - 7 сент.

Лихачев, В. Они были первыми : [о конструкторах судов на подводных крыльях] // Красный Сормович : [архив]. - 1997. - 3 дек. - С. 1, 4.

Гамзин, М. У истоков судостроения : [Н.А. Зайцев] // Нижегородский рабочий : [подборка статей]. - 1997. - 3 дек.

Костров, П. Сорок лет крылатому флоту // Красный Сормович : [архив]. - 1996-1997. - 3 сент.

Финюкова, М. Рядом с ним всем было тепло : [Н.А. Зайцев] // Красный Сормович : [архив]. - 1994. - 24 февр. - С. 2.

Зайцев, Н.А. На крыльях - к победам в труде и спорте! : [о культурно-оздоровительной работе на заводе Красное Сормово] // Агитатор. - 1965. - № 21. - С. 46-48.

Паруса белеют всюду : [о соревнованиях яхтсменов]. Вып. 1. // Спортивный альманах. - 1949. - Вып. 1. - С. 143-144. - ил.

Зайцев Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Зайцев родился 27 января 1922 года в селе Ломакино Гагинского района Горьковской области (ныне Нижегородской области) в большой многодетной семье сельских тружеников.

В 1930 году семья переезжает в город Горький и поселяется в доме на улице Полевой. В 1930 году Николай поступает в 1 класс школы №16. В школьные годы увлекался фотографией, разведением голубей.

В 1940 году Николай Зайцев успешно оканчивает школу, получает аттестат зрелости и поступает в Нижегородский индустриальный институт на кораблестроительный факультет. (Ныне это Нижегородский технический университет им. Р.Е. Алексеева)

Когда Николай в 1945 году с отличием окончил учебу в институте и получил диплом инженера-механика, Ростислав Евгеньевич Алексеев пригласил его работать в свою научно-исследовательскую гидродинамическую лабораторию (НИГЛ) на заводе «Красное Сормово». Н. А. Зайцев согласился и ни разу не пожалел об этом. В лаборатории собрались такие же, как Ростислав Евгеньевич, энтузиасты создания быстроходных судов, которые строили и испытывали новые модели. В 1945 г. основное внимание было приковано к катеру на подводных крыльях А5. Интересная работа полностью увлекла молодого инженера.

Николай прошел все ступени творческого роста: работал в должностях конструктора, конструктора I категории, заместителя начальника НИГЛ. В 1958 г. он назначается заместителем главного конструктора Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) завода «Красное Сормово». Через два года, когда ЦКБ по СПК отделилось от завода, он сохранил за собой эти высокие и ответственные должности.



Зайцев Н. А. с родителями Дом в деревне Ломакино, где родился Зайцев Н. А.

Многолетние исследования в области гидродинамики подводного крыла, знание особенностей конструкции корпуса и силовых установок скоростных судов позволили работникам НИГЛ создать первый образец торпедного катера на подводных крыльях. Достижения гидролаборатории были отмечены по достоинству — в 1951 г. Р.Е. Алексеева, Н.А. Зайцева, Л.С. Попова и И.И. Ерлыкина наградили Сталинской премией.

В 1960 г. Н. А. Зайцев награжден Большой серебряной медалью ВДНХ СССР.



Первое судно "Ракета" На борту "Метеора"

В дальнейшем уникальные знания были использованы в создании пассажирских судов на подводных крыльях. За период с 1956 по 1967 г.г. коллективом ЦКБ была создана замечательная серия скоростных пассажирских судов: «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Вихрь», «Беларусь», «Чайка». Первые три типа серийных судов на подводных крыльях составили основу скоростного флота России. Вскоре эти суда стали популярными не только в нашей стране, но и за рубежом. В этом, несомненно, была заслуга и Н.А. Зайцева — одного из руководителей коллектива Центрального конструкторского бюро. В 1962 г. за создание серийных пассажирских судов большой группе работников конструкторского бюро, в том числе и Н.А. Зайцеву, была присуждена Ленинская премия. В 1966 г. Н.А. Зайцев был награжден «Орденом Трудового Красного Знамени».

Деятельность Н.А. Зайцева была очень обширной. Много времени он уделял исследовательской работе. У него более двадцати печатных трудов, рукописей, чертежей. Самым весомым трудом является монография, написанная в соавторстве с А.И. Москаликом «Отечественные суда на подводных крыльях». Она вышла в 1964 году в Ленинградском издательстве «Судостроение». На соискание ученой степени доктора технических наук Николай Алексеевич представил доклад «Проектирование и строительство судов на подводных крыльях».

После его смерти Генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро Р. Е. Алексеев сказал: «Честный и надежный, говорить много не любил, привык верить людям, мягкая душа. Однако ему хватало и принципиальности, ни перед кем не заискивал. Он был нашей совестью, когда коллектив насчитывал десятки человек, и остался таким в многотысячном учреждении».

Коллеги называли Н.А. Зайцева творческим воплотителем замыслов и идей главного конструктора Центрального Конструкторского Бюро Р. Е. Алексеева. Он умело воплощал их в чертежах и конструкциях. В ЦКБ и поныне вспоминают, как золотое время, тандем Р.Е. Алексеев – Н.А. Зайцев.


Много времени и сил отдавая работе, тем не менее, Николай Алексеевич находил время для увлечений. Еще в студенчестве он увлекся яхтами, стал профессиональным яхтсменом. Его соперником был Р.Е Алексеев. В 1945 году Зайцев и Алексеев становятся победителями 6 Поволжской парусной регаты. В 1946 году они принимали участие в первенстве СССР по парусному спорту. Николай Алексеевич любил и лыжные гонки. Очень увлекался туризмом, был заядлым охотником и рыбаком.
Н.А. Зайцев за границей

В 1946 году Н.А. Зайцев женился на Егоровой Валентине Михайловне. В 1948 году у них родилась дочь Светлана. Он был очень счастлив в семейной жизни, предан своей жене и дочери.



Семья Н. А. Зайцева Правнуки Н.А. Зайцева

К сожалению, не все свои творческие планы он сумел реализовать, уйдя из жизни в 45 лет. Работа отнимала гораздо больше времени, чем отдых. Физические и нервные перегрузки сказались на здоровье. 3 декабря 1967 года в очень морозный день оборвалась короткая, но удивительно яркая, как комета, жизнь Николая Алексеевича.

Его именем названы:

1968г. – Метеор «Инженер Зайцев»

1982г. - улица Зайцева в V микрорайоне Сормовского района Нижнего Новгорода.

14 сентября 1998г. при библиотеке открыта музейная экспозиция, посвященная Н.А. Зайцеву и его соратникам.

2015г. - МАОУ «Школа №79 им. Н.А. Зайцева»


Метеор "Инженер Зайцев"



Лыжные соревнования на приз Н. А. Зайцева Открытие музея. Сентябрь1998 г.

Литература о Н. А. Зайцеве:

Книги:

Зайцев Н.А. // Нижегородский некрополь. – Н. Новгород : Курьер, 1992. – С. 45.

Иванов В.А. Прощай, Т – 1 : [ о Н.А. Зайцеве и его взаимоотношениях с Р.Е. Алексеевым] / В.А. Иванов // Он опередил время / В.А. Иванов. - Н. Новгород : Кварц, 2006. – С. 64 – 67.

Ильин В. Звездный час / В. Ильин // Адмирал скоростного флота / В. Ильин. –М. : Изд – во полит. лит – ры, 1983. – С. 58 – 67.

Кессарийский Э. В споре с ветром испытай себя : [ спортивные увлечения Н.А. Зайцева] / Э. Кессарийский // Притяжение спорта / Э. Кессарийский . – Горький : Волго – Вятское кн. изд – во, 1984. – С. 40 – 43.

Статьи (в обратной хронологии):

Чернигин, Ю. Школу назовут именем инженера : [школа № 79] [Текст] / Ю. Чернигин // Красный Сормович. - 2015. - 27 февр.-5 марта (№ 7). - С. 4.

Новожилова, Ю. Он научил суда летать : [Н.А. Зайцев] [Текст] / Ю. Новожилова // Красный Сормович. - 2014. - 5-11 дек. (№ 45). - С. 10.

Ботманова, В.Н. Нас согревают наши встречи // Красный Сормович. - 2012. - 23-29 нояб. (№ 46). - С.10.

Баев, С. Конструкторы крылатых кораблей // Красный Сормович. - 2012. - 20-26 апр. (№ 15). - С. 9.

Финюкова, М. Он верил в мечту и в суда, что на крыльях летели // Красный Сормович. - 2012. - 24 февр.-1 марта (№ 7). - С. 9. - фот.

Финюкова, М. Именем знаменитого земляка // Красный Сормович. - 2011. - 14-20 окт. (№ 40). - С. 9.

Чнегова, Н.П. Первый соратник Алексеева : [о музейной экспозиции в ЦРДБ им. Зайцева, посвященной инженеру Н.А. Зайцеву] // Красный Сормович. - 2011. - 20-26 мая (№ 19). - С. 10.

Быкова, Е. Знаменитого конструктора сормовские школьники вылепили из пластилина : [в ЦРДБ им. Н. Зайцева Сормовского района прошел конкурс на проект памятника конструктору Н. Зайцеву] // День города. - 2010. - 3-9 февр. (№ 7). - С. 14.

Чнегова, Н. Музею - 10 лет! : [музей в центральной районной библиотеке им Н.А. Зайцева] // Красный Сормович. - 2008. - 26 сент.-2 окт. (№ 38). - С. 5.

Бирюкова, Н. Окрыленный мечтой : [день памяти Н. Зайцева в ЦРДБ им. Н. Зайцева Сормовского района] // Красный Сормович. - 2008. - 14-20 марта (№ 10). - С. 14.

Белухина Г. Здесь каждый читатель - желанный : [библиотека имени Н.А. Зайцева] // Красный Сормович. - 2007. - 1-7 июня (№ 21).

Маскалик, А.И. Соратник Алексеева : [Н.А. Зайцев] // Нижегородская правда. - 2007. - 27 янв. (№ 9). - С. 2.

Зайцева, В. Порой он хотел уйти в бакенщики и зажигать на Волге огни. Николай Зайцев был душой и сердцем команды Ростислава Алексеева // Красный Сормович. - 2005. - 1-7 июля (№ 26). - С. 10.

Финюкова, М. Десятый сормовский музей // Красный Сормович : [архив]. - 1998. - 26 сент.

Соловьева, Л. Чтобы помнили // Красный Сормович : [архив]. - 1998. - 7 сент.

Лихачев, В. Они были первыми : [о конструкторах судов на подводных крыльях] // Красный Сормович : [архив]. - 1997. - 3 дек. - С. 1, 4.

Гамзин, М. У истоков судостроения : [Н.А. Зайцев] // Нижегородский рабочий : [подборка статей]. - 1997. - 3 дек.

Костров, П. Сорок лет крылатому флоту // Красный Сормович : [архив]. - 1996-1997. - 3 сент.

Финюкова, М. Рядом с ним всем было тепло : [Н.А. Зайцев] // Красный Сормович : [архив]. - 1994. - 24 февр. - С. 2.

Зайцев, Н.А. На крыльях - к победам в труде и спорте! : [о культурно-оздоровительной работе на заводе Красное Сормово] // Агитатор. - 1965. - № 21. - С. 46-48.

Паруса белеют всюду : [о соревнованиях яхтсменов]. Вып. 1. // Спортивный альманах. - 1949. - Вып. 1. - С. 143-144. - ил.

"Николай Зайцев" стал третьим именным самолетом в военно-транспортной авиации

"Присвоение почетных наименований - единичные случаи по России. Должны быть очень большие заслуги, чтобы появился именной самолет", - заявил журналистам командующий 61-й Воздушной армии Верховного главного командования военно-транспортной авиации, генерал-лейтенант Виктор Денисов на торжественном присвоении имени генерала-майора авиации Николая Зайцева псковскому самолету Ил-76МД.

"Мы взяли пример с дальней авиации. После них первые именные самолеты у нас появились в Брянской области - "Руслан" Ан-124, есть еще в Твери - "Василий Семененко". Больше именных самолетов нет, есть самолеты, носящие названия городов, где базируются наши полки, дивизии. Все города заслуженные: Смоленск, Великий Новгород, Псков, Иваново, Оренбург. Мы стараемся, чтобы это не стало слишком часто и не стало обыденно, а было заслужено", - подчеркнул Виктор Денисов.

По его словам, инициаторами присвоения самолету имени "Николай Зайцев" выступили ветераны 334-го Псковского полка и ветераны 3-й гвардейской Смоленской дивизии из Витебска. "Напомню, что генерал-майор Зайцев пять лет командовал полком в Пскове, а потом шестнадцать - дивизией в Витебске. Инициативу ветеранов поддержал межрегиональный совет "Труженики неба". Военный Совет принял решение, чтобы присвоение состоялось, - вы же видите насколько Николай Зайцев заслуженный человек", - добавил он.

Николай Зайцев, имя которого присвоено самолету Ил-76МД, с первых дней войны находился на фронте. Совершил более 500 боевых вылетов. В послевоенные годы принимал активное участие в становлении и развитии военно-транспортной авиации. Воспитал целую плеяду летчиков, которые и поныне являются гордостью ВВС.

За доблесть и мужество, проявленные на фронтах ВОВ, безупречную службу в Вооруженных Силах в послевоенное время, общественную деятельность Николай Зайцев награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского, орденом Почета Республики Беларусь, многими орденами и медалями иностранных государств.

Читайте также: