Износ маховика ваз 2109

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

3 Признака неисправного маховика в автомобиле

Автомобильный маховик уменьшает вибрацию и удерживает шестерни при работе сцепления. Это очень важная часть автомобиля, особенно в двигателях с механической коробкой передач. Итак, каковы признаки того, что маховик вашего двигателя поврежден?

1. Проскальзывание передач

Проскальзывание передач - это неспособность автомобиля перейти на следующую передачу. Автомобиль также может перейти на следующую передачу, но вернуться к предыдущей передаче или медленно увеличивать скорость. Это может быть связано с плохим маховиком из-за измельчение пластины, усиленного трения и масляного загрязнения Когда это происходит, внутренняя часть маховика "проскальзывает" часть механизма.

Мягкая педаль и / или задержка включения после отпускания сцепления являются наиболее узнаваемыми признаками проскальзывания механизма.

2. Жгучий запах

Одним из основных показателей плохого автомобильного маховика является жгучий запах, похожий на сгоревший тост. Жгучий запах - это эффект слишком большого количества тепла в облицовке сцепления, что обычно вызвано ненужным приводом сцепления.

3. Вибрации сцепления

Когда вы чувствуете усиленное урчание или вибрацию, когда Вы используете сцепление, это может быть признаком плохого маховика.Обычно эти вибрации можно ощущать на полу автомобиля. Они возникают из-за отказа механизма пружинного маховика, что приводит к неспособности уменьшить тремор, когда водитель использует сцепление.

Другие вещи, которые нужно искать

Помимо этих трех основных симптомов, есть еще другие симптомы, которые могут указывать на проблему, хотя они не всегда являются прямым результатом отказа маховика.

Вы можете столкнуться с тем, что при включении передачи будет слышен скрежет шестерней. Поначалу будет не сильно ощутимо, но по мере того, как он становится все хуже, у вас может возникнуть проблема с включением первой передачи.

Существуют различные типы маховиков для различных марок и моделей транспортных средств, но эти симптомы останутся универсальными. Поврежденные и неисправные автозапчасти в конечном итоге означают проблемы для остальной части вашего автомобиля, поэтому научитесь распознавать эти признаки и быстро устранять проблему .

Маховику грустно и слезливо. Призываю мотористов за советом!

Мальчишки и девчёнки, вш-вш-вш-вш, а так же их родители, вш-вшв-вш… А фиг с ним, надоело. Перейдём к делу.

Итак, форсмажорная запись, имеющая к предыдущим записям отношение такое, как Валуев к политике.

Раскрою карты, уже через неделю-максимум две, пойдёт сборка мотора на новом конфиге(часть его светанулась в прошлой записи), НО! Дабы это событие состоялось, должен произойти ряд событий.

Во-первых, т.к. в прошлом сезоне во время могучего прыжка «придурков из хаззарда», Девятка пережевала вкладыш КВ, срезало шпонку на КВ, а затем и сам шкив срезало(когда разбирал мотор, по радио как раз играл трек «BINGO-BONGO», что как-бэ намекало).

Ах да, ещё одной приятной мелочью стал факт того, что ещё и КВ погнуло. О чем мне радостно сообщили в зеркальном цехе, когда приехал с этим КВ на проточку.

При выходе из сего злачного заведения не удержался и включил сутенёрскую походку номер 4 «кто твой папочка», ибо заслужил.

По приезду в гараж понял, что на сезон 2013 с меня «Девятки» хватит и пора бы уже заниматься другими делами. А чтобы неповадно было – стой грязной и. И. И перчатки ещё на крыше оставлю… Ггрязные. О!

КАРОЧИ. Наказана.

Но вот стукнул Март и благодаря агентурной сети из 2 млекопетающих: Леши( DeadAlone ) и Давида( gustavgun ), было по закупочной цене приобретено новое 75,6 колено. Первый раз, правда, привезли мне КВ с ржавыми шейками. Распаковал, поковырял ноготком для самоудовлетворения и с критическими суждениями о матушке поставщиков поехал на обмен.

Продавец тоже не удержался, применил уникальный деффектовочный метод «поковырять ноготком», после чего согласился на замену со словами… «Ну, Ваз же».

И впрямь. Как же я сам не догадался. Нет, догадки, конечно, были, но вот вывести такую логическую цепочку! Дедуктивный метод оценки качества товара и аргументации дефектов позавидует салон Порше.

Ладно, хватит ёрничать. Шучу, конечно. Спасибо продавцам за отсутствие геморроя с обменом и привет мамке упаковщика номер 17, который пожалел смазки на шейки того КВ(подозреваю, куда она ушла на самом деле).

Итак, КВ есть. Шкив, для сворачивания которого надо продать душу Дьяволу минимум 7 раз тоже на руках(попозже расскажу о нём подробней).

Дело за маховиком.

Собственно, чего я задумал то? Хочется сделать всё как у людей и отбаллансировать Колено в сборе с маховиком, шкивами, корзиной и т.п.

Но! Всё упирается в маховик, который после моего турне в фискальные массы(запись в БЖ: Дермовая суббота и конец сцепления) в конце 2012 года немного подустал(хотя, на 0.9 бар в 2013 году сцепа не буксовала ни йоты).
Но раз делать, так делать по хорошему!

Сегодня возил маховик в зеркальный цех, где мастер цокнул языком и сказал, что маховику мохнатка, мол вот эти следы на чугуне — это боль и унижение в Удмуртии и всё такое. КАРОЧИ. Точить бесполезно, повесь на шею и рэп читай.

Граждане мотористы со стажем, интересно ваше мнение. Так ли всё серьезно? Т.к. батя проработавший 100500лет на заводе и зная токарку от и до, сказал, что фигня. Выработки нет(не, на самом деле нет — по мурзилке сверяли) и что точнём, фигня делов.

Допустимый износ маховика и сцепления

Допустимый износ маховика

Маховик автомобиля является важнейшей частью двигателя. На него возлагается много задач, которые он безупречно выполняет до поры до времени. Ничто не вечно, и деталь эта тоже имеет свой ресурс. Узнаем, каков допустимый износ маховика.

Про маховик и сцепление

Как известно, исправный чугунный маховик гарантирует нормальное функционирование ДВС. Также элемент предназначен, как оплот муфты. И допустимые значения износа элемента должны вычисляться вкупе с другими элементами сцепления.

По этой причине, если мы говорим о маховике, то будем иметь в виду всю систему сцепления. Очевидно, что деталь эта непосредственно связана со сцеплением, является его опорой.

Рассмотрим функционирование и расположение элементов сцепления более подробно.

  • По всей внешней границе маховика надет бывает металлический обруч, зубья которого входят в сцеп с деталью стартера при заводе мотора. Обруч бывает стальной, прочный. Для повышения прочностных свойств, венец подвергается закалке высоким напряжением. Надевается изначально на балансир кривошипного вала после предшествующего и равномерного прогрева до температуры 180 градусов.
  • Сфера маховика, соприкасаемая с диском сцепления, подвергается большой нагрузке. Фиксируется деталь болтами на оконечность кривошипного вала, а болты обязательно контрятся особой шайбой, чтобы крепежи выдерживали такую нагрузку.

Внимание. Маховики должны проходить обязательный процесс статической балансировки (при этом дисбаланс не должен превышать более 0,1 Нм).

  • маховик также регулируется после посадки на кривошипный вал в сборе;
  • в процессе эксплуатации большей частью истиранию подвергается обратная плоскость маховика, которая соприкасается непосредственно с диском сцепления;
  • наиболее чаще изнашивается металлический обруч-венец.

Шлифовка маховика

Если изнашивается задняя плоскость маховика, то она перешлифовывается на станке с соблюдением основных правил. Если изнашивается венец, то он подлежит замене. Осуществляется замена обруча так: венец выбивается с детали.

В некоторых случаях, если венец сидит очень крепко, следует сделать так. Просверлить в основании обруча несколько отверстий так, чтобы обруч раскололся. При этом надо постараться не повредить чугунный материал самого маховика.

Новый обруч устанавливается либо «на холодную», либо «на горячую». Оба способа имеют как свои плюсы, так и минусы. Поставленный «на холодную» венец прослужит гораздо дольше, однако такая установка бывает сложна. И напротив, гораздо легче поставить венец «на горячую», но делать это нужно с большой внимательностью, иначе прогрев будет неравномерный.

Итак, вот как расположен маховик и элементы сцепления на схеме (речь об однодисковом сцеплении):

  • рычаг педали сцепления;
  • вал, передающий энергию нажатия;
  • вилка выключения муфты;
  • нажимной диск;
  • ведомый диск;
  • демпферная система, состоящая из пружин ведущего диска;
  • выжимной рычаг;
  • подшипник упорного типа;
  • феродо или накладки;
  • первичный вал КПП.

Таблица заводских допустимых размеров и зазоров основных деталей муфты

Признаки износа маховика

Главным признаком износа детали является поддергивание педали сцепления при нажатии. «Рывки» машины – первый признак того, что с маховиком или сцеплением что-либо не в порядке.

Еще одним явным признаком износа являются видимые внешние повреждения. Но увидеть их без разбора машины невозможно. По этой причине опытные водители советуют: если проводится ремонт автомобиля, снимается коробка, обязательно проверьте состояние маховика и сцепления.

Схема сцепления авто

Второстепенными признаками износа принято считать затрудненное переключение скоростей, пробуксовку автомашины, резкий или чересчур медленный старт и т.п.

От признаков износа маховика отличаются признаки износа сцепления. В этом случае, если диск сцепления отжил свой ресурс, в салоне автомобиля и под капотом будет явно ощутим запах гари.

Еще одним признаком износа диска является неполное задействование механизма. Решением проблемы в этом случае станет замена детали или прокладки. Если этого не сделать вовремя, в дальнейшем владельца ждет капитальный и дорогостоящий ремонт.

Современные автомобили часто оснащаются не стандартными механическими коробками, а роботами. На таких КПП о необходимости ремонта сцепления будет свидетельствовать неожиданное включение защитной системы.

Также на роботе признаком выхода из строя сцепления является затрудненное переключение скоростей.

Как проводится проверка

Если работа маховика или диска сцепления попадает под сомнение, надо провести следующие диагностические приемы:

  • диагностировать состояние плоскости маховика (зеркала) на наличие задиров, царапин или других следов износа;
  • осуществить проверку на биение – оно не должно превосходить две десятые миллиметра (в случае повышенного биения принимаются неотложные меры, иначе произойдет износ ведомого диска, будут наблюдаться рывки и дерганья в процессе задействования сцепления);
  • диагностируется искореживание диска муфты (НДС) и маховика (если наблюдается коробление, то оно устраняется путем шлифования).

Примечание. Самая малая дозволенная толщина НДС обязана быть не менее 20-21 мм. Тоньше этого диск быть не должен, иначе происходит ухудшение работы демпферной системы сцепления.

Нажимной диск сцепления

Вот еще, что следует проверить:

  • диагностировать зеркало НДС на гладкость (при этом допустима вогнутость не более 0.08 мм, а выпуклости вообще быть не должно);
  • проверяется чистота зеркала (должна быть не ниже 1.6 мкм);
  • тщательно диагностировать первый вальный подшипник (не допускается никаких заеданий);
  • отдельно проверять фрикционные накладки, которые обязательно надо менять при появлении на них трещин или значительном износе материала (головки фиксаторных заклепок не должны утопать относительно рабочей поверхности материала более 0.2 мм).

Зная допустимый износ маховика и элементов муфты, удастся предостеречь основные проблемы и сложности, несущие кардинальный характер.

Замена зубчатого венца на маховике двигателя

износ зубьев венца маховика

Износ зубцов зубчатого венца маховика двигателя автомобиля

Рассмотрим как заменить изношенный зубчатый венец на маховике двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107.

Износ зубьев венца является одной из причин невозможности запустить двигатель. Стартер попросту крутит вхолостую. Зубцам «бендикса» просто не за что зацепиться. Износ зубцов на маховике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 появляется обычно с двух сторон (так как коленчатый вал двигателя останавливается в основном в двух положениях).

Потому в ряде случаев целесообразно не заменять зубчатый венец на новый, а попросту провернуть его относительно маховика на 90 градусов подставив под «бендикс» стороны с целыми зубцами. Заводской венец может еще послужить, а вот новая деталь может попасться слишком мягкой и выйдет из строя за считанные месяцы.

Порядок замены зубчатого венца маховика на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Перед заменой следует снять коробку передач, «корзину» сцепления и сам маховик.

Это можно сделать при помощи газовой горелки, паяльной лампы, костра и т.п. Нагреваем именно венец, стараясь как можно меньше нагреть сам маховик.

Венец сбивается только в одну сторону (от буртика на маховике в который он упирается).

сбиваем зубчатый венец

Сбиваем зубчатый венец с маховика

нагреваем венец маховика горелкой

Нагреваем венец маховика горелкой

Легкими ударами молотка добиваемся посадки венца на маховик до упора в буртик. Нагретый венец сажается на маховик легко. Если с трудом, то следует его снять и еще немного подогреть. С силой забивать не нужно.

Все, замена зубчатого венца маховика произведена, осталось установить его на двигатель.

Примечания и дополнения

снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач и сцепление (см. разд. 5 «Трансмиссия»).

1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Снимите маховик с фланца коленвала.

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или…

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6.… фланца коленвала обнаружены риски и задиры.
Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование. Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм. Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.

статья про снятие, установка и дефектовка маховика на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 4.4. Маховик ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
1 — поверхность, прилегающая к фланцу коленвала; 2 — место проверки поверхности для крепления сцепления; 3 — место проверки биения опорной поверхности ведомого диска сцепления
ПРИМЕЧАНИЕ
Перед установкой маховика на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 нанесите на резьбу болтов его крепления герметик, предварительно обезжирив болты и резьбовые отверстия под них.
Установите маховик на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию, совместив отверстия на маховике и фланце коленвала (они расположены асимметрично).

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109

Отличаются количеством зубьев на венце Ваз 2101 — 129 зубьев, на венце Ваз 2110 — 128 зубьев.

Венец 2101-1005115 Ваз 2101-2107 Масса — 0,62 кг Диаметр наружный — 277,5 мм диаметр посадочный — 256,795 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 129 Модуль — 2,1166

Венец 2112-1005115 Ваз 2110-2170 Масса — 0,672 кг Диаметр наружный — 278,5 мм диаметр посадочный — 256,795 -0,07 мм Ширина — 12 мм Число зубьев — 128 Модуль — 2,1166 Вес маховика — 6,5 кг

Обычно маховик ВАЗ 2109 служит долго и ломается редко. Исключение — износ зубьев венца этого агрегата. Довольно часто эта поломка случается из-за некачественного материала венца, и в этом случае деталь подлежит замене.


Маховик в трансмиссии ВАЗ 2109

Маховик ВАЗ 2109 является частью трансмиссии этого автомобиля. Он расположен между двигателем и сцеплением. Этот агрегат является выходной точкой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и входной точкой привода авто, соединяется с ведущим валом коробки переключения передач (КПП). В машине маховик выполняет три функции:

  1. Повышает равномерность вращения коленчатого вала двигателя, сглаживает колебания величины крутящего момента, передаваемого с поршней камер сгорания через кривошипно-шатунный механизм на коленчатый вал ДВС. Дело в том, что при каждом обороте коленчатого вала происходит два взрывообразных акта сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах автомобиля, и если бы не маховик, коленвал бы сильно дёргался дважды за каждый свой оборот. Маховик сглаживает эти пульсации, накапливая и отдавая кинетическую энергию вращательного движения.
  2. Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Этот агрегат является первичным, ведущим диском механизма сцепления. При отпущенной педали сцепления ведомый диск прижимается к маховику, обеспечивает вращение выходного вала КПП и приводит во вращение ведущие передние колёса ВАЗ 2109.
  3. При запуске автомобиля маховик обеспечивает передачу крутящего момента от стартёра на коленвал двигателя. При повороте ключа зажигания в положение «стартёр» происходит зацепление шестерёнки стартёра с зубьями венца — таким образом раскручиваются маховик и коленвал. В цилиндры подаётся искра зажигания и двигатель запускается. Ключ зажигания возвращается в положение «зажигание» и шестерёнка стартёра выходит из зацепления с венцом.

С точки зрения эксплуатации именно венец является самым уязвимым местом. Наиболее распространённая поломка — износ его зубьев. Если износ достигает критического уровня, шестерёнка стартёра не входит в зацепление с венцом и запуск двигателя от аккумулятора становится невозможен. Приходится заводиться с толчка.

Как заменить венец маховика ВАЗ 2109

  1. Чтоб снять трансмиссию без слива масла и отключения приводов, необходимо снять два продольных рычага («сабли»).
  2. Демонтировать стартер, отсоединить кулису, две опоры КПП. Затем отсоединять провода массы датчика заднего хода.
  3. После отключения рычагов поперечного хода строек хватит для отсоединения коробки от двигателя.
  4. Снятую КПП отставить на пол. Теперь доступ к маховику и сцеплению свободен.
  5. Зафиксировать маховик (для этого есть специальный фиксатор), выкрутить его болты. Если специального инструмента нет, можно сделать что-то подобное своими руками. Как вариант – просверлить отверстия в направляющей северной стойки, болтами крепления корзины прикрутить ее к маховику. Это устройство дает возможность избежать проворачивания маховика.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

Монтаж элементов трансмиссии

Установка агрегатов на автомобиль проводится в порядке, обратном демонтажу. Маховик с новым венцом поместите на его штатное место на коленвал, используя нанесённые при разборке агрегата метки. Закрепите его монтажными болтами. Затяжку болтов рекомендуется выполнять динамометрическим ключом. Усилие затяжки должно составлять примерно 75 Нм. Схема затяжки — в шахматном порядке, это позволит избежать перекосов.

Установив отремонтированный агрегат, верните на место сцепление. Отцентрируйте ведомый диск. Установите остальные элементы трансмиссии. Если вы используете подъёмник, учтите, что затяжку креплений стабилизатора и поперечного рычага необходимо проводить после опускания автомобиля на землю. Эти элементы конструкции следует фиксировать под рабочей нагрузкой. Установите стартёр, подключите датчик заднего хода.

Всё готово — в путь с надеждой, что ваш ветеран не подведёт вас на дороге. Старайтесь не слишком нагружать уже довольно пожилой автомобиль. Помните, что последняя «девятка» сошла с конвейера АвтоВАЗа полтора десятка лет назад.

Не поддавайтесь искушению использовать тюнинговые примочки, такие как облегчённый маховик на ВАЗ 2109. Возросшими вибронагрузками он разнесёт вам двигатель и трансмиссию. С машиной такого возраста экспериментировать не стоит.

Если рассматривать устройство и принцип работы ДВС, то рано или поздно придется столкнуться с таким изделием, как маховик. По своему конструктивному исполнению он не представляет чего-то сложного, но выполняемые им функции чрезвычайно важны, и непонятно, каким образом можно обойтись без него.

Также ознакомьтесь

  • Самостоятельная замена ШРУСа ВАЗ 2110
  • Алгоритм замены сайлентблоков передней подвески ВАЗ 2109
  • Инструкция по замене масла в коробке ВАЗ 2108
  1. Перед снятием маховика нужно нанести метки, показывающие взаимное расположение маховика и коленчатого вала.
  2. Выколоткой и молотком сбить старый венец.
  3. Установить новый венец маховика ВАЗ 2109. Для этого новый венец нужно разогреть (как вариант, обернуть маховик бумагой, поджечь ее).
  4. После разогрева аккуратно надеть венец на маховик (необходимо устанавливать его внутренней фаской по направлению к маховику). Затем нужно установить деталь на место.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Сборку требуется выполнять в обратной последовательности. Затяжку болтов стоит выполнять с моментом 62-89 Н*м, а затягивать болты корзины – 19-31 Н*м. Чтоб избежать перекоса затяжки, нужно выполнять ее в шахматном порядке.

Самостоятельная замена венца маховика ВАЗ 2109


Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Для отцентровки ведомого диска нужно использовать удлинитель на 1/4 со слоем изоленты, доводящим до диаметра 15 и 20 миллиметров.

Что такое маховик в автомобиле?

По сути дела, маховик двигателя является составной частью нескольких самостоятельных систем. К его функциям можно отнести:

  • уменьшение колебаний при вращении коленвала ДВС. В этом случае маховик выступает как часть двигателя;
  • передачу момента на КПП от силового агрегата. Маховик кроме всего прочего является первичным диском сцепления;
  • передачу момента на коленвал от стартера. Через венец маховика от стартера поступает момент для раскручивания коленвала и запуска двигателя.

Для чего нужен маховик

  1. Как элемент ДВС. Основное, если так можно сказать, самое первое его применение. Понять выполняемые в этом случае функции поможет фото



Здесь: 1 – шейка шатунная, 2 – противовес, 3 – маховик с венцом 4 – коренная шейка, 5 – коленвал. Работа четырехтактного ДВС подразумевает, что энергия от сгорания топлива появляется неравномерно из-за того, что в разных цилиндрах этот процесс происходит в разное время. Такое ее поступление обуславливает изменяющийся во времени момент на валу ДВС. Для сглаживания этих пульсаций, а также любых неравномерностей при вращении коленвала, предусмотрено использование маховика, выступающего своеобразным аккумулятором кинетической энергии.



1 – маховик, 2 – сцепление в сборе. В данном случае от маховика сцепление получает крутящий момент, выдаваемый ДВС, а затем передает его дальше на КПП. Не касаясь того, как организовано взаимодействие маховик-сцепление, стоит только отметить, что здесь он выступает в двоякой роли – как оконечный элемент ДВС, на который поступает развиваемый крутящий момент, и как часть сцепления, этот момент получающий.



Принцип работы, в этом случае, следующий – при повороте ключа зажигания реле вводит в зацепление венец маховика и шестеренку на валу стартера. Стартер начинает крутиться, создаваемый им момент раскручивает маховик и, соответственно, коленвал двигателя. Он запускается, после чего венец маховика и стартер разъединяются. Теперь должно быть понятно, для чего нужен венец.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

Необходимые инструменты: ключ на «13», 2 ключа на «19»; монтажная лопатка; подходящая отвертка; бородок; молоток; чтобы снять .

Догадаться о необходимой замене крестовины карданного вала можно по характерным стукам и вибрации, доносящимся снаружи, когда автомобиль движется на .

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

Предварительно снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коробку передач и сцепление (см. разд. 5 «Трансмиссия»).

1. Отверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

2. Вместе с последним болтом, придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

3. Снимите маховик с фланца коленвала.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

4. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

5. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или…

Как правильно поставить маховик на ваз 2109

6.… фланца коленвала обнаружены риски и задиры. Проверить и отремонтировать маховик можно в мастерской, имеющей специальное оборудование. Неплоскостность поверхности 3 (рис. 4.4) прилегания ведомого диска сцепления не должна превышать 0,06 мм. Непараллельность поверхностей прилегания ведомого диска сцепления и поверхности 2 для крепления сцепления не должна превышать 0,1 мм. Биение маховика на поверхностях 3 и 1 не должно превышать 0,1 мм. Для удаления глубоких рисок и задиров поверхность 3 маховика можно проточить, при этом слой снимаемого металла не должен превышать 1 мм. Одновременно с поверхностью 3 необходимо проточить поверхность 2, выдерживая размер между ними (0,5+0,1) мм. При проточке выдержите параллельность поверхностей 3 и 1.

Обычный, демпферный маховик и другие его виды

Конструктивно различают такие виды его исполнения:

  • сплошной или обычный;
  • двухмассовый или демпферный;
  • облегченный.

Наиболее распространенным является сплошной маховик. По сути дела – это обычный металлический диск, на котором по торцу выполнен венец.

Для разных моделей автомобиля используется свое исполнение, обычно диаметр диска тридцать-сорок сантиметров. Как пример можно привести диск ВАЗ 2101, его вес равен 6,7 кг, а диаметр сцепления двести мм, тогда как для ВАЗ 2110 – вес 6,3 кг. Не существует единого варианта для любых моделей, на все ВАЗ, например, такие как 2112, 2114, 2110, применяется свое исполнение.


Что используют в автомобилях ВАЗ?

Нет ничего удивительного, что для машин ВАЗ, например таких, как 2112, 2114, 2110, как уже отмечалось, используются разнообразные маховики. В авто этого семейства применяют обычный, а не двухмассовый маховик. Правда, для представителя каждого семейства ВАЗ он свой, отличающийся весом и размерами диска сцепления.

Так, на всю классику ВАЗ ставится маховик от 2101, на Ниву и Шеви Ниву – от 21213. Восьмерки комплектуются изделиями от 2109. Десятки, Калины, Приоры, Гранты используют маховик от ВАЗ 2110. Все виды маховиков, от ВАЗ различных семейств, например таких, как 2112, 2114, 2110, отличаются различным посадочным местом, внешним диаметром и венцом. » alt=»»> Роль и значение маховика в ДВС переоценить трудно, да наверное, просто невозможно. Именно он сглаживает рывки, создает нормальные условия для работы трансмиссии и уменьшает вибрацию от мотора, передаваемую на кузов. С целью повышения его эффективности используются различные конструкции, хотя зачастую и исполнение в виде обычного диска вполне успешно работает в двигателе.

Как проверить венец маховика на дефекты

Маховик ВАЗ 2109 является частью трансмиссии этого автомобиля. Он расположен между двигателем и сцеплением. Этот агрегат является выходной точкой двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и входной точкой привода авто, соединяется с ведущим валом коробки переключения передач (КПП). В машине маховик выполняет три функции:

  1. Повышает равномерность вращения коленчатого вала двигателя, сглаживает колебания величины крутящего момента, передаваемого с поршней камер сгорания через кривошипно-шатунный механизм на коленчатый вал ДВС. Дело в том, что при каждом обороте коленчатого вала происходит два взрывообразных акта сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндрах автомобиля, и если бы не маховик, коленвал бы сильно дёргался дважды за каждый свой оборот. Маховик сглаживает эти пульсации, накапливая и отдавая кинетическую энергию вращательного движения.
  2. Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Этот агрегат является первичным, ведущим диском механизма сцепления. При отпущенной педали сцепления ведомый диск прижимается к маховику, обеспечивает вращение выходного вала КПП и приводит во вращение ведущие передние колёса ВАЗ 2109.
  3. При запуске автомобиля маховик обеспечивает передачу крутящего момента от стартёра на коленвал двигателя. При повороте ключа зажигания в положение «стартёр» происходит зацепление шестерёнки стартёра с зубьями венца — таким образом раскручиваются маховик и коленвал. В цилиндры подаётся искра зажигания и двигатель запускается. Ключ зажигания возвращается в положение «зажигание» и шестерёнка стартёра выходит из зацепления с венцом.

С точки зрения эксплуатации именно венец является самым уязвимым местом. Наиболее распространённая поломка — износ его зубьев. Если износ достигает критического уровня, шестерёнка стартёра не входит в зацепление с венцом и запуск двигателя от аккумулятора становится невозможен. Приходится заводиться с толчка.

Снятие и дефектовка маховика:

1. Перед началом работы снимите АКБ (смотрите статью как снять коробку передач) с автомобиля, слейте из коробки передач масло и снимите стартер.

2. Произведите снятие коробки передач и разборку сцепления.


3. Теперь, когда добрались до маховика, открутите крепящие его шесть болтов. Но для этого обратно поставьте один болт крепления коробки передач и вставьте одной рукой отвёртку в зубья маховика, чтобы он не прокручивался в процессе откручивания болтов.

4. Придерживая одной рукой маховик, – другой снимите с финальным болтом стопорную пластину болтов.


5. Теперь аккуратно с фланца коленчатого вала снимите маховик.

6. Далее можно приступить к осмотру (дефектовки) маховика и первым делом осмотрите зубья стального диска. Если они имеют грубые риски и прочие повреждения, тогда следует маховик заменить новым.


8. Также подобную дефектовку проведите с обратной стороны ведомого диска, а точнее смотрите на прилегающую часто – фланец коленчатого вала.

Если в 7 или 8 пунктах просматриваются подобные искажения, то маховик необходимо заменить новым или отремонтировать – прошлифовать на специальном оборудовании в автомастерской.


9. Чтобы произвести точную проверку или ремонт ведомого диска сцепления, – отправляйтесь с ним в автомобильную мастерскую, где имеется требуемое оборудование. Действия и рекомендации по ремонту маховика:

    Дефектовка прилегающей поверхности диска сцепления (3) не должно быть больше 0,06 мм.

Не параллельность верхней поверхности прилегания ведомого диска и нижней (2) для крепления сцепления не должна быть более 0,1 мм.

На плоскостях диска сцепления (1 и 3) биение не должно быть больше чем 0,1 мм.

При прочистке поверхности маховика (3) от ссадин и рисок следует знать, что максимально можно снять слой металла не больше 1 мм.

    Одновременно со стороной (3) следует прошлифовать и поверхность (2). Для этого между ними соблюдайте ступень с высотой 0,5±0,1 мм. При проточке соблюдайте параллельность прилегающих поверхностей (1 и 3).

10. Как с прочисткой поверхности маховика закончите, приступайте к его обратной установке. Первым делом обезжирьте болты и резьбовые отверстия под них, а после чего на их резьбу нанесите герметик. Монтируйте деталь обратно в порядке снятия, только совместите правильно отверстия на фланце коленчатого вала и маховике (они расположены асимметрично).

Демонтаж элементов трансмиссии

Ремонт и замена маховика ВАЗ 2109 являются процедурами средней сложности и могут быть выполнены своими силами при наличии определённого опыта. Кроме того, понадобится мастерская со смотровой ямой, стандартный набор слесарных инструментов, газовая горелка для прогрева венца при его установке, динамометрический ключ для тарированной по усилиям затяжки болтов.

Как снять маховик с минимальными усилиями? Конструкция коробки передач и сцепления ВАЗ 2109 позволяет при их демонтаже обойтись без слива масла и разборки КПП. Для снятия трансмиссии проделайте следующие операции:

  1. Снимите оба продольных рычага (их часто называют саблями), демонтируйте стартёр.
  2. Отсоедините обе опоры коробки и кулису. Не забудьте отсоединить контакты датчика заднего хода.
  3. Снимите отсоединённую от двигателя КПП. Откроется доступ к маховику. Перед демонтажом тщательно промаркируйте его текущее положение по отношению к коленчатому валу.
  4. Отвинчивая болты крепления маховика, желательно попросить кого-нибудь придержать его, чтобы избежать выпадения. Будьте осторожны, он весит около шести килограммов.

Как снять и установить маховик. Его дефектовка

Подробная процедура по снятию на автомобиле ВАЗ 2110 маховика, его дефектовка (определение дефектов и их устранение по возможности) и обратная установка.

Со временем значительного пробега нашего автомобиля начинаются проблемы со сцеплением, оно ухудшается. Обычно маховик не требует замены аж до 200-300 тысяч километров пробега машины и даже более, но если он начинает выходить из строя после 50 или 100 тысяч км., то тут нужно искать причину его быстрого износа (это может быть суровая езда, погодные условия или дефекты сцепления, которые следует устранить). Сама процедура по замене маховика не сложная, но требует определённых затрат по времени, ведь из-за этой детали придётся сделать демонтаж коробки передач и разобрать сцепление (читайте про ремонт сцепления на машинах ВАЗ).

Монтаж элементов трансмиссии

Установка агрегатов на автомобиль проводится в порядке, обратном демонтажу. Маховик с новым венцом поместите на его штатное место на коленвал, используя нанесённые при разборке агрегата метки. Закрепите его монтажными болтами. Затяжку болтов рекомендуется выполнять динамометрическим ключом. Усилие затяжки должно составлять примерно 75 Нм. Схема затяжки — в шахматном порядке, это позволит избежать перекосов.

Установив отремонтированный агрегат, верните на место сцепление. Отцентрируйте ведомый диск. Установите остальные элементы трансмиссии. Если вы используете подъёмник, учтите, что затяжку креплений стабилизатора и поперечного рычага необходимо проводить после опускания автомобиля на землю. Эти элементы конструкции следует фиксировать под рабочей нагрузкой. Установите стартёр, подключите датчик заднего хода.

Всё готово — в путь с надеждой, что ваш ветеран не подведёт вас на дороге. Старайтесь не слишком нагружать уже довольно пожилой автомобиль. Помните, что последняя «девятка» сошла с конвейера АвтоВАЗа полтора десятка лет назад.

Не поддавайтесь искушению использовать тюнинговые примочки, такие как облегчённый маховик на ВАЗ 2109. Возросшими вибронагрузками он разнесёт вам двигатель и трансмиссию. С машиной такого возраста экспериментировать не стоит.

Производитель: Россия. Артикул: 12859.

Применяется для фиксации шкивов (шестерен) при замене ремня (цепи) ГРМ. Так же подходит для фиксации шкивов (шестерен) распредвала и топливного насоса.

Осмотр венца

Итак, если поврежден бывает венец, то слышен шум или скрежет, идущий из-под машины. Завести машину либо вовсе не удается, или сделать это получается только после нескольких попыток.

Если зубья венца маховика сточены неравномерно, будут наблюдаются проблемы с зацеплением «прямозуба». Напротив, если они изношены по всей окружности одинаково, то маховик с венцом отслужит верой и правдой еще не один год.

Главной причиной неравномерного износа венца эксперты называют неправильную установку его на маховик. Если делается это «на горячую» и без опыта или знания нюансов, после остывания венец садится неравномерно.

Многие специалисты рекомендуют сажать венец прямо «на холодную», однако сделать такое не всегда получается. Приходится элемент подвергать высоким температурам, делая это умеючи. Важно равномерно нагревать венец по всей окружности, чтобы какая-то определенная часть его не перегрелась больше, а другая меньше.

В некоторых случаях, после проверки венца на износ, мастера решают ставить его наоборот. Другими словами, в целях экономии, венец снимается с маховика, ставится обратно, но уже другой своей стороной.



Установка венца

Однако делается это только в том случае, если все части венца при первичной установке были нагреты равномерно или устанавливался элемент «на холодную». В противном случае, смысла в такой процедуре нет, так как именно в сработанной части венца металл будет уже мягким, и через некоторое время он изъестся и здесь.

Особое внимание следует уделить компактности посадки зубчатого обода. Так, если венец перемещается на маховике, то и в этом случае его придется заменить.

Замена венца маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Я решил немного схитрить и снять трансмиссию более удобным и простым способом — не сливая масло и не отключая приводы. Для этого нужно полностью снять оба продольных рычага, которые чаще называют «саблями».
  2. Далее, снимите стартер и отсоедините кулису, обе опоры КПП и провода массы датчика заднего хода.
  3. Когда сняты рычаги, поперечного хода стоек достаточно для того чтобы отсоединить коробку от двигателя.
  4. Поставьте снятую КПП на пол, теперь у вас должен образоваться полный доступ к маховику и сцеплению.
  5. Чтобы открутить болты маховика нужно хорошо зафиксировать сам маховик. Для этого существует специальный фиксатор, если вы не имеете такового можно изготовить что-нибудь похожее. Я для себя изготовил самодельный аналог из направляющей, которая была взята из серверной стойки, в ней были проделаны отверстия. После, направляющая была прикручена к маховику при помощи болтов крепления корзины. За это импровизированное приспособление удерживайте маховик от проворачивания.
  1. Прежде чем снять маховик обязательно пометьте взаимное расположение маховика и коленвала.
  2. Сбейте старый венец, используя выколотку и молоток.
  3. Замена венца маховика ВАЗ 2109 производится следующим образом. Возьмите новый венец маховика и разогрейте. Я лично для этого использовал бумагу, ею обвернул маховик и поджег.
  4. После того как он достаточно разогрелся, аккуратно оденьте венец на маховик, внутренней фаской к маховику. Слегка постукивая по нему, посадите его на место. На все про все уходит не более 20 минут.
  1. Сборка ничем не отличается от разборки, единственное — она производится в обратном порядке. Затяжка болтов маховика должна быть с моментом 62 — 89 Н*м. Болты корзины затягиваются с моментом — 19 — 31 Н*м. Во избежание перекоса затяжка болтов происходит в шахматном порядке.
  1. Чтобы отцентрировать ведомый диск используйте удлинитель на 1/4, с подмотанным слоем изоленты до диаметра 15 мм и 20 мм.
  2. Затяжка крепежных болтов стабилизатора и поперечного рычага производится после опускания машины на землю, то есть под нагрузкой.

На этом у меня все, замена венца маховика ВАЗ 2109 завершена, двигатель и новый венец маховика — готовы к эксплуатации.


Снятие и дефектовка маховика:

1. Перед началом работы снимите АКБ (смотрите статью как снять коробку передач) с автомобиля, слейте из коробки передач масло и снимите стартер.

2. Произведите снятие коробки передач и разборку сцепления.

3. Теперь, когда добрались до маховика, открутите крепящие его шесть болтов. Но для этого обратно поставьте один болт крепления коробки передач и вставьте одной рукой отвёртку в зубья маховика, чтобы он не прокручивался в процессе откручивания болтов.

4. Придерживая одной рукой маховик, – другой снимите с финальным болтом стопорную пластину болтов.

5. Теперь аккуратно с фланца коленчатого вала снимите маховик.

6. Далее можно приступить к осмотру (дефектовки) маховика и первым делом осмотрите зубья стального диска. Если они имеют грубые риски и прочие повреждения, тогда следует маховик заменить новым.

8. Также подобную дефектовку проведите с обратной стороны ведомого диска, а точнее смотрите на прилегающую часто – фланец коленчатого вала.

Если в 7 или 8 пунктах просматриваются подобные искажения, то маховик необходимо заменить новым или отремонтировать – прошлифовать на специальном оборудовании в автомастерской.

9. Чтобы произвести точную проверку или ремонт ведомого диска сцепления, – отправляйтесь с ним в автомобильную мастерскую, где имеется требуемое оборудование. Действия и рекомендации по ремонту маховика:

    Дефектовка прилегающей поверхности диска сцепления (3) не должно быть больше 0,06 мм.

Не параллельность верхней поверхности прилегания ведомого диска и нижней (2) для крепления сцепления не должна быть более 0,1 мм.

На плоскостях диска сцепления (1 и 3) биение не должно быть больше чем 0,1 мм.

При прочистке поверхности маховика (3) от ссадин и рисок следует знать, что максимально можно снять слой металла не больше 1 мм.

Одновременно со стороной (3) следует прошлифовать и поверхность (2). Для этого между ними соблюдайте ступень с высотой 0,5±0,1 мм. При проточке соблюдайте параллельность прилегающих поверхностей (1 и 3).

10. Как с прочисткой поверхности маховика закончите, приступайте к его обратной установке. Первым делом обезжирьте болты и резьбовые отверстия под них, а после чего на их резьбу нанесите герметик. Монтируйте деталь обратно в порядке снятия, только совместите правильно отверстия на фланце коленчатого вала и маховике (они расположены асимметрично).

Ремонт маховика двигателей ВАЗ, проверка зубчатого обода, проточка, контролируемые поверхности маховика.

Маховик двигателей ВАЗ центрируется цилиндрическим выступом на фланце коленчатого вала и фиксируется в определенном положении установочной втулкой. Если маховик имеет цвета побежалости на поверхности под зубчатым ободом от нагрева при проскальзывании обода, следует проверить натяг обода на маховике. Обод маховика двигателей ВАЗ не должен проворачиваться на посадочном месте при крутящем моменте 590 Нм (60 кгсм). Или сдвигаться в осевом направлении под усилием 3,9 кН (400 кгс).

Ремонт маховика двигателей ВАЗ, проверка зубчатого обода, проточка, контролируемые поверхности маховика.

У зубчатого обода маховика двигателей ВАЗ изнашиваются боковины и разбиваются передние торцы зубьев. Иногда торцы зубьев расплющиваются настолько, что шестерня стартера не входит в зацепление. Разбиванию торцов зубьев способствуют и ошибочные включения стартера при работающем двигателе.

Сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления поверхности маховика двигателей ВАЗ должны быть ровными, без царапин и задиров. Сильный износ рабочей поверхности маховика с глубокими рисками, уменьшающими площадь контакта, обеспечит пробуксовку самого нового ведомого диска сцепления. Поэтому плоскость, сопрягаемую с ведомым диском, следует проточить. Снимая слой металла толщиной не более 1 мм.

Затем нужно проточить поверхность крепления сцепления. Выдержав размер 0,4-0,6 мм и обеспечивая параллельность всех поверхностей. Допускаемая непараллельность, замеренная по крайним точкам поверхностей, не должна превышать 0,1 мм. Далее необходимо установить маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность крепления к фланцу коленчатого вала, проверить биение плоскостей. Индикатор не должен показывать биения, превышающего 0,1 мм.

Контролируемые поверхности маховика двигателей ВАЗ.

Контролируемые поверхности маховика двигателей ВАЗ

Зубчатый обод можно заменить, а разбитые торцы зубьев — запилить. Сделав фаски примерно 1,5 х 45 градусов. Обод можно снять и вновь напрессовать наоборот. Направив в сторону стартера не разбитые торцы зубьев.

Одновременно следует повернуть обод по направлению вращения на 90 градусов, чтобы сместить наиболее изношенные сбоку зубья. Обычно бывают две зоны сильного бокового износа, образующиеся при прохождении поршнями верхних мертвых точек. Когда зубья обода испытывают наибольшее давление шестерни стартера. Перед напрессовкой зубчатый венец нужно нагреть до 180-200 градусов. При замене маховик балансировать не надо.

По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.

Читайте также: