Как буксировать заз 968м

Обновлено: 03.07.2024

Запорожец это недоразумение или нормальный советский автомобиль?

Так каким же автомобилем был Запорожец и все ли в нем было так плохо?

Почему не любили Запорожец

ЗАЗ 968М был наиболее доступным 4-х колесным транспортным средством в СССР. Так, например, после 1 января 1991 года, ЗАЗ 968М можно было приобрести по цене от 3900 руб . в то время как ВАЗ 21053 предлагался по цене 8350 руб.

Смущало "гаражных экспертов", владельцев Жигулей и Москвичей; заднее расположение двигателя на Запорожце, тем более, что воздушник ЗАЗика был шумным в работе, а крыльчатка вентилятора охлаждения издавала неповторимый свистящий звук. Кроме того, передний багажник Запорожца был символических размеров и ни как не уживался с образом семейного автомобиля.

Надежность Запорожца

Тут критики этого автомобиля были частично правы. Запорожец был не самым надежным автомобилем в СССР. Прежде всего не очень надежным был двигатель. Мотор работал в достаточно напряженном тепловом режиме и иногда перегревался. Кроме того, заявленный ресурс в 100.000 км. на практике был вдвое ниже и часто движок приходилось капиталить при пробеге в 50.000 км. Впрочем на даче или при наличии гаража сделать это рукастому автолюбителю было совсем несложно

Печка Запорожца

Особенно меня умиляет читать тех горе авторов, у которых никогда не было Запорожца, и которые с умным видом рассуждают о его печке, что она мол неэффективная, плохо прогревает салон и только ноги печёт. На самом деле печка в этом автомобили самая эффективная среди всех советских автомобилей. Дело в том, что она работает на бензине. После включения она очень быстро прогревает салон даже в морозную погоду. После старта, уже через минуту идет теплый воздух, а через 2-3 минуты в салоне уже вполне комфортная температура.

Недостаток этой печки лишь в том, что она работает на бензине, что увеличивает его общий расход, а электрика системы розжига со свечей, действительно, не очень долговечна. Впрочем, опять же, при правильной эксплуатации у рукастого автолюбителя проблем не будет.

День первый . Буксировка автомобиля в ремонтный бокс и осмотр ( к буксировке после покупки не относится )

Внимание ! Специальный новостной выпуск ! Всем доброго дня, утра, вечера, ночи или чего-нибудь еще !
Уберите от экранов детей, иначе, насмотревшись на меня, они начнут скупать Запорожцы в состоянии хлама, выносить из дома телевизоры, компьютеры, бытовую технику, ценные вещи и деньги и тратить их на покупку ЗАЗов ! Берегите своих детей ! В случае заражения данной странной болезнью "ЗАЗоводство" вскоре после проникновения первого Запорожца в Ваш гараж у них будет начинаться ломка, и единственный способ избавить ЗАЗовода от нее — это купить второй Запорожец … БЕРЕГИТЕСЬ ! Возможно . ваш ребенок — следующий …
Хе-хе ! Ну, это я так … Что-то разошелся . Просто все меня убеждают, мол, зря я купил эту машину, с одной бы разобраться … Ха ! Но кто меня остановит ? Я ж дебил, потому и спрос с меня не велик … Что касается того, в каком состоянии я приобретал автомобиль, официально и крайне ответственно заявляю : решение было принято в здравом уме, твердой памяти и вполне ясном сознании .
Ну, да ладно размышлений . К тому, что случилось с машиной .
Итак, изначально автомобиль был оставлен в гараже у Кирилла , но, разумеется, нужно было перегнать его в гараж, где будет меняться двигатель ( то есть туда, где сейчас лежит разобранный Синий Ушан ) . Все потому, что и гараж нужно было освободить по определенным причинам, да и тащить двиг через весь город, да еще и с коробкой и ящиком з\ч — удовольствие сомнительное …
И вот с раннего утра собрались мы тянуть машину в гараж . Сразу же отмыли ушана, и оказалось, что не так уж и плохо . Да, подгнил правый порог, но таки пол … пол есть ! Именно есть, а не просто призрачно существует . Единственное, что огорчает по-настоящему, так это то . что, когда вытаскивали машину, она повисла на пороге высотой 20 см, и пол слева, у водителя, замялся . Етишь …
Но, тем не менее, далее . Машину перегоняли в целом спокойно, отдельная благодарность Кириллу . который очень профессионально ехал в машине с одним только ручником . Хотя, конечно, пешеходы … Да, пешеходы ! Те, которые валили на красный, да еще в двадцати метрах от перехода, передаю пламенный привет ! Нет, я все понимаю : вы торопитесь, вам надо бежать, но если две машины на сцепке едут со скоростью 30 километров в час, вам машут руками, показывают из окна буксира назад и убедительно просят не перебегать дорогу, потому что в Запорожце нет тормозов, то, наверное, на то есть причины, правда ? Отдельный привет и тем, кто буксир пропустил, а как только он проехал . ломанулись через дорогу на, опять же, красный . Бараны вы, ребята ! Пять сэкономленных секунд стоят целой жизни ? А вот ну трос порвется и шарахнет ? Ведь напополам … Или под трос попадете, запутаетесь, упадете под машину — и все ? Никакие тормоза не спасут !
К счастью, добрались таки до гаража, только на спуске пришлось выскакивать на ходу и тормозить машину, потому что ручник уже не хотел держать … Ну, словом, полегоньку докатились, затолкались в гараж ( тоже не без веселухи : гараж на подъеме, туда еще попробуй затолкай ) … В общем, Кирюха — герой, наш буксировщик — тоже ! В первый раз тянул … Ну, пользуясь случаем, благодарю Богдана, Макса и Андрюху за то, что помогли мне в перегоне в первый раз .
А мы идем дальше ! Сегодня удалось заглянуть к машине ( пока еще ничего не сделали глобального, но все уж скоро, ребята . Ждите ! ) и сделать немного фото, т.к. до этого сел аккум в телефоне и не давал сфотографировать чистую машину . Ну, пока вкратце вот так :

Ну, немного про порог . Дурочка есть, но все варится !По крайней мере, ребята, не так все страшно, как вам рассказывали ( а заодно и мне )

Так, чего же еще-то я хотел вам рассказать ? Ах, да ! В нагрузку с машиной достались родная аптечка ( ее видно на капоте ) в отличном состоянии, с советским жгутом, бинтами и таблеточками … Хе ! Кто бы решился продегустировать ? … Досталась НОВАЯ поршня в масле, цилиндры ( новые ), шатуны и клапаны … В общем, полный комплект, и все — новье . Кроме того, новые стекляшки ( перед, зад ), текстолитовая шестерня, сцепа … Вот !
Ах, да, и вот еще что есть :

В общем, как вы помните,
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ !
И будьте уверены, что
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ !
ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ !

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке – Что нужно знать?

Что необходимо знать водителю при таком методе буксировки?

  • Любой автомобиль, даже буксируемый, считается полноправным участником дорожного движения. Соответственно, у буксируемой машины должны быть номерные знаки, а у водителя при себе должен находиться обычный набор документов: удостоверение, ПТС или свидетельство о регистрации, страховой полис. У буксируемой машины должны быть исправны рулевое управление и тормозная система.
  • До начала буксировки водители должны договориться о маршруте, подаваемых условных знаках (к примеру, для остановки) и скорости передвижения. Скорость автомобилей во время буксировки должна не превышать 50 км в ч. Во время гололеда, буксировка транспортных средств запрещена.
  • В любое время при буксировке на фарах буксирующей машины необходимо включить ближний свет, и на буксируемом транспорте нужно включить аварийную сигнализацию. Когда аварийная сигнализация по каким-то причинам не работает, то сзади автомобиля нужно прикрепить знак «аварийная остановка».
  • Для того чтобы случайно на повороте не сработала блокировка руля, на буксируемой машине необходимо включить зажигание. Также для сбережения заряда аккумулятора рекомендуют разъединить провода низкого напряжения и катушки зажигания.
  • Правительством Российской Федерации недавно были приняты поправки к ПДД, в которых отмечено, что буксировать автомобиль может только автолюбитель, водительский стаж которого превышает два года. За нарушения, согласно КоАП РФ ст. 12.21 ч.1, водителя могут предупредить либо оштрафовать на 500 рублей.

Какую длину должен иметь буксировочный трос?

Длина буксируемого троса (гибкой сцепки) регламентируется в пределах четырех – шести метров. Специалисты не рекомендуют использовать для буксировки слишком короткие троса. Обычно основной причиной, при которой требуется буксировка автомобиля, это поломка либо невозможность запуска двигателя. А при неработающем моторе, как правило, не работают и многие другие агрегаты, в том числе и усилитель тормозов. При короткой длине гибкой сцепки, при торможении, водитель буксируемой машины при надавливании на тормозную педаль, может не рассчитать с непривычки усилие нажима и врежется в свой буксир. Важно не особо переусердствовать, ведь при слишком длинной длине троса, могут возникать трудности на поворотах.

ЗАЗ ЗАЗ 1993 — отзыв владельца

Добрый день!
Решил написать о своем "суперкаре" ЗАЗ 968М, моей первой машине, которую мне приобрел отец, чтобы я учился ездить.
Стать владельцем Заза я захотел с того момента, как первый раз прокатился на "Запорике" друга. Меня покорила его проходимость, удобное и простое управление (руль крутится буквально двумя пальцами). Это первая машина с коробкой, на которой я первый раз проехал (до этого ездил только на автомате), с тех пор полюбил механику больше, чем автомат. Свой Запорожец у меня появился случайно. Увидели в газете объявление о продаже Запорожца, позвонили и нам сказали что продают два Запорожца! Договариваемся о встрече, приезжаем и видим, стоит "Запорик" белого цвета, тонированный, видно что парень такого же возраста как я ездил. Спрашиваем у хозяина, на ходу нет. он говорит что да, ездит, заводится. Завели, работает нормально, сильно не дымит. Ладно, решили что берем, спрашиваем про второй "Запорш", говорит, мол, сейчас отдолбим возле гаража, (на дворе был конец марта) и выкатим. Когда увидели второй, то стло сразу понятно. что он не ездил, и не ездил уже давно, мало того, после детального осмотра мы увидели, что он был угнан у кого то, потому что под рулем было много проводов, сломан замок зажигания, ключей от него не было. Ну ладно, бог с ним, будет носителем запчастей для белого Заза. Ну все, решили что берем обоих Запорожцев и в придачу полный багажник разных запчастей (коробка, пол двигателя, пол подвески и т. п.)в итоге получилось 10000 рублей, уламывали хозяина скинуть, а он ни в какую, ну и ладно. Погрузив оба Запорика на грузовики, повезли их в город, чтобы подлатать белого, а другого, (кстати забыл сказать, зеленого цвета) поставить на прикол в огород. В сервисе у отца провели более детальный осмотр: оказалось, что он малость подгнило днище, тормозов почти нет, убедились в этом на ходу (чуть не снес отцовскую машину)проблемы со стартером(самая геморная деталь Запорожца), ну и там по остальным мелочам. Вообщем поменяли тормозные цилиндры на задних колесах и прокачали тормоза, перенесли аккумулятор из багажника в подкапотное пространство ( плюсовая клемма была ооочень длинная, а теперь нормальная), почистили стартер, заработал нормально (чистить его надо чуть ли не каждый месяц)поменяли крестовины на полуосях (старым пришел конец) и прикупили два колеса НИИШП Раллии "лифтанули" зад проставками под пружины от Таза, так как в основном гоняем на нем на природу по бездорожью. После этого Запорожец поехал гораздо лучше, стал нормально тормозить и разгоняться. Не пожалел, что поставил зубастую резину, с ней он реально прет лучше какого-нибудь современного кроссовера, при дорожном просвете 202мм спереди и 175мм сзади, садится в основном из-за низкой задней части (на двигатель и коробку) благо всегда рядом лифтованный Уазик отца, который всегда выдернет.
Со временем мне чет поднадоело ездить только по выходным и решил перегнать своего Жужика на дачу, благо там можно спокойно без Дэпесов погонять (документов и прав естественно пока нет) каждый день. На даче и гараж есть, где его можно ремонтировать (за все время лесной эксплуатации Запорожец почти не ломался, за исключением постоянно ломающегося стартера и крякнувшей катушке зажигания(поменял)).На даче я научился нормально ездить, трогаться плавно, сейчас вообще не возникает никаких проблем. Серьезная поломка, (кстати болезнь Зазов) случилась однажды: еду и чувствую, что зад у машины виляет из стороны в сторону но не придел этому значения. На следущий день попросил друга забрать меня с вокзала, говорю, иди возьми машину, заберешь меня с вокзала, я бабке своей позвонил предупредил, чтоб она те машину дала. Ну все жду его и тут звонок: -Слышь, с машиной что то не то ее в повороте резко занесло и она не едет, передачу включаешь, а она стоит на месте и не двигается. Спрашиваю, где стоишь, друган говорит, что почти доехал, про себя думаю: на чем его до дачи тащить. Думаю, ладно пойду сам посмотрю, прихожу сажусь за руль, врубаю первую, все в точности так, как и говорил друг. Выхожу из машины, смотрю на заднее правое колесо. а оно повернуто влево! Понятно стало, что кронштейн рычага задней подвески отгнил от кузова и "ушел" в кузов, потянув за собой полуось из коробки, тем самым лишив машину передвигаться самостоятельно. Ладно, нашли на чем утащить до дома, притащили домой, закатили в гараж. На следующий день разобрал все, увидел что случилось и оставил пока до приезда корефана сварщика. В выходные мой жужик при помощи кувалды, куска металла и сварочника-полуавтомата встал на ход и бодро наматывал по дачным и деревенским дорогам. Но последствия этого этой поломки дали о себе знать через недели две: едем мы как всегда довольные на моем Жужике под музончик, и вдруг слышу внезапно появившийся скрежет из коробки, но ездить надо было поэтому поехал дальше. Проездил в результате неделю, так как скрежет был только при сбросе газа и езде взад , потом решил все-таки посмотреть в чем же дело. Снял полуось опять же справа и в руке у меня оказалась задранная обойма подшипника дифференциала. Короче решил менять полностью коробку, так как не хочется возиться с коробкой, ведь есть запасная, которую поставить два часа делов, но решил не спешить с ремонтом, потому что на дворе был конец августа и буквально через две недели уже на учебу, так что ремонт отложил до весны. Также весной планирую перекрасить его, затонировать по-нормальному, установить "майфун" с сабом ну и по мелочам. Вообщем машиной я очень доволен, езда на ней приносит мне удовольствие и массу кайфа, прохожие постоянно засматриваются похлеще, чем на двухсотый Кукурузер. В качестве первой машины Запорожец подходит как нельзя лучше, с ним научишься и машины делать самостоятельно и ездить нормально.
Удачи на дорогах,
Миха.

Глазами владельца. ЗАЗ 968М

Всех приветствую! Увидев единомышленника на страницах сайта, я решил тоже не молчать о своей машине. ЗАЗ-968 1974 года выпуска. С пробегом в 55 000. мощность 40 л.с, объём 1193 см3. Эта машина мне досталась в наследство от деда. Уже около года я эксплуатирую её, и у меня только самые лесные отзывы.

Самый главный «+» машины — это вместимость. Четверо едут абсолютно спокойно, пятеро — уже тесно, но терпимо. Сиденье водителя регулируется о «вперёд-назад» и наклон спинки, но и этих регулировок при высоком руле хватает вполне. Автономная печка позволят не зависеть от неожиданно сломавшегося двигателя. Любой ремонт можно провести самостоятельно, благо машина- конструктор и запчастями проблем нет.

После восстановления (машинка пылилась в гараже 8 лет) бала начата «беспощадная» эксплуатация:

Машинка в течение месяца на своих железных плечах перевезла около 2 тонн кирпичей, так как появилась срочная необходимость в перекладке печи в доме, а «уродовать» семейный форд отец отказался. В день машина проезжала по 30 км. К концу месяца, машина показала на удивление пристойный результат (чего я, по правде, не ожидал). Средний расход топлива АИ-76 составил+ 9,5 литров на 100 км на грунтовых дорогах, при использовании только 3-х передач. Это гораздо приличней, чем фактические 11 литров у форда фокуса (притом надо учесть, что фокус «кушает» более высокооктановый бензин!).

При «холостом» пробеге машинка показала удивительную динамичность: разгон до 100кмч за 40с, средняя скорость в 60кмч достигалась за полминуты. Руль достаточно послушен, тормозная педаль не мягкая, и не жесткая, хотя машина часто «сваливается в юз». Что касается комфорта, то Запорожец явно комфортней «классики»: есть куда деть ноги и голову. Подвеска достаточно мягкая.

В нагруженном до предела состоянии (около 400 кг. груза) машина ничуть не теряет в управлении, тормозной путь увеличивается на четверть, да динамика разгона падает.

На этом этапе произошли поломки: вышел из строя датчик температуры масла, и пришлось заменить высоковольтный провод. Очень удивился, но другого ремонта машина не потребовала.

Далее машина занималась перевозом стройматериалов вообще (без кирпичей): сухой цемент, доски, трубы для забора. Показала машинка аппетит в 8,7 литра на 100 км. При тех же условиях эксплуатации.

Из поломок — начала сказываться долгая стоянка. Вылетели 2 и 4 передачи, застучали клапана, перестал работать трос подсоса. Весь ремонт обошёлся в «2 бутылки водки».

Далее машина переехала в город, где ездит до сих пор под моим чутким руководством. Расход в городском цикле составляет около 7,5 литра на сотню. Машина динамична и не требует больших усилий на руль. Из минусов — маленький багажник. Из плюсов — высокая проходимость за счет «гладкого» дна и заднего расположения двигателя.

Рекламный проспект ЗАЗ 968М

В начале 60-х запорожский завод «Коммунар» начал выпуск забавных автомобилей ЗАЗ-965, очень похожих внешне на культовый Fiat 500. Несколько лет спустя знаменитый «горбатый» подвергся значительным изменениям, среди которых – новый кузов увеличенного размера (2-дверный седан) и модернизированный двигатель. Впрочем, и «ушастый» спустя некоторое время канул в Лету. В 1980 г. была представлена последняя модификация «Запорожцев» – ЗАЗ-968М, который без особых изменений продержался на конвейере вплоть до 1994 г.

Как бы там ни было, «Запорожец» всегда был самым доступным советским автомобилем. Понятно, что рассчитывать на какие-либо удобства при эксплуатации этого транспортного средства не приходилось, однако свою утилитарную задачу типа «едет, ну и чудесно» ЗАЗ-968М выполнял не хуже других отечественных автомобилей. А что касается проходимости, то благодаря особенностям заднемоторной компоновки только вседорожные монстры вроде УАЗа и КрАЗа могли соперничать с «мыльницей» в умении преодолевать многочисленные болотистые топи и снежные сугробы. В настоящее время «Запорожец» является не только транспортным средством, но и настоящим fun-мобилем – средством, с помощью которого можно поднять настроение и себе и окружающим. К тому же большинство хозяев желают как можно быстрее избавиться от этих симпатичных, но до ужаса непрестижных автомобилей. Поэтому сейчас любой желающий может приобрести хороший «Запорожец» по цене… велосипеда, а «убитые» экземпляры можно купить, сэкономив на паре фирменных кроссовок! Таким образом, даже небогатый студент, желающий получить беспрецедентную возможность начать «автомобильную» жизнь, может осуществить свою мечту по баснословно низкой цене, за которую трудно купить даже очень подержанный скутер. Правда, «Запорожец» требует постоянного внимания и круглосуточного ухода, но многих привлекает возможность повышать свою квалификацию механика с помощью этого достаточно простого и очень «ремонтопригодного» транспортного средства.

Кузов

Выглядит «Запорожец» вполне достойно: небольшой, пропорциональный, с забавным силуэтом и весьма разумной отделкой, но слово «дизайн» лучше к нему не применять. Правда, искушенный глаз узнает в его облике. NSU Prinz тридцатилетней давности, хотя в СССР подобные утверждения гневно отвергали, заявляя: «У советских – собственная гордость». Самая запоминающаяся деталь – аккуратные воздухозаборники на задних крыльях и низко опущенные задние арки. Любопытно, что окрашен «Запорожец» весьма прилично, а стойкость к коррозии удивляет – без каких-либо обработок значительной коррозии не наблюдается. Интересно, что большинство из них битые-перебитые, но повреждения кузова небольшие и никто на это внимания не обращает. Плохо, что на некоторых экземплярах двери сильно выступают за габариты дверного проема, вследствие чего даже двойной уплотнитель не может обеспечить нужную герметичность.

В настоящее время трудно найти в продаже кузовные детали для почти раритетного «чуда техники» из Запорожья, хотя намного проще купить на запчасти пару-тройку «недвижимых» «Запорожцев» и таким образом пожизненно обеспечить себя любыми запчастями. Кстати, у «эмки» (968М), в отличие от «ушастого», слабые и хлипкие бампера, которые деформируются даже от небольших ударов, а пластмассовые боковины отличаются чрезмерной хрупкостью. Кроме того, под декоративными молдингами неизбежно развиваются небольшие очаги коррозии, хотя на «глобальное» состояние кузова они не влияют. При покупке надо обязательно проверить дверные замки – многие владельцы не утруждают себя использованием ключей и в итоге «Запорожец» открывается чем угодно – ножницами, ключом от квартиры, где деньги лежат, ногтем великого Остапа и т.д.

Салон

Если снаружи «Запорожец» выглядит вполне полноценно, то внутри настоящий автомобиль он напоминает лишь отдаленно, и то только благодаря наличию кое-каких органов управления, а вовсе не уюта и комфорта. Хотя производитель в свое время определял пассажирский потенциал «Запорожца» как «четырехместный автомобиль особо малого класса». К тому же в отделке использован мрачноватый черный винил, поэтому зимой в «Запорожец» лучше не садиться. Но больше всего «достают» сиденья, которые буквально через год превращаются в подобие гамаков и нормальная посадка становится невозможной; если ездить на этой машине регулярно, то замена сидений становится неизбежной – проще всего подобрать их от какой-то «убитой» 2-дверной иномарки. Наиболее приятный момент – некоторые детали интерьера «жигулевские», а это положительно влияет на впечатления от салона. Правда, многие органы управления размещал человек с явно альтернативным типом мышления – «подсос», например, спрятан… между передними сиденьями. Из «опций» можно отметить обивку потолка, противосолнечные «козырьки», зеркало заднего вида, «бардачок» и хоть и лаконичную, но вполне информативную комбинацию приборов. А вот отопитель неработоспособный в принципе, и ездить на «Запорожце» зимой – все равно что кататься на кабриолете без крыши под проливным дождем.

Багажник у «Запорожца» по размерам напоминает хороший «бардачок» и в нем поместится даже не всякий сабвуфер. Однако хозяйственные владельцы легко выходят из положения, демонтировав переднее пассажирское сиденье либо же установив дополнительный багажник на крышу, который зачастую играет роль основного.

Двигатель

«Воздушники» объемом 1,2 л в зависимости от модификации развивают мощность от 41 до 50 л.с., при работе издавая жуткий грохот, хотя при исправной выпускной системе «голос» двигателя не поражает раскатами грома и «клубным» звуковым давлением. Ресурс двигателей небольшой (40-50 тыс. км), хотя чаще всего в этом виноваты сами владельцы, которые заливают в него любое масло (даже «отработку» из соседских машин!) и абсолютно не следят за его работой. Двигатели удивительно неприхотливы к топливу и спокойно работают на «семьдесят шестом» с примесями воды, керосина и нафталина, причем не утрачивают своих качеств даже после серьезных поломок (трещины поршней и т.д.)! Правда, у них очень напряженный тепловой режим, а также повышенная склонность к перегреву, которая летом проявляется постоянно. Часто течет масло через многочисленные сальники, хотя в этом отношении «Запорожец» не лучше и не хуже других машин.

Слабое место двигателя «Запорожца» – люфты в подшипниках коленвала, в приводе распредвала, в шестернях привода прерывателя-распределителя, из-за чего он работает неустойчиво, не развивает максимальную мощность и т.д.

Бензонасос, унифицированный с автомобилями ВАЗ, летом часто перегревается, и возникают паровые пробки, вследствие чего насос не работает.

Исправный двигатель не дает повода для нареканий, а вот неисправный… Правда, даже будучи «тяжело больным», мотор «Запорожца» будет работать, хотя более совершенные автомобили обычно «умирают», не выдерживая настолько издевательски-наплевательского отношения к себе. Курьезная неисправность – обрыв троса «газа», из-за которого приходится ехать только «на подсосе».

Выпускная система – проклятье «Запорожцев». При всей незатейливости конструкции она часто выходит из строя и тогда владелец, а также окружающие вынуждены слушать многодецибельный рев, который по эффекту сравним с работой мощнейших акустических систем!

Электрооборудование «Запорожца» не хуже «жигулевского» и лучше «восьмерочного». Чаще всего выходит из строя аккумулятор, причем по вине беспечных владельцев, подолгу «гоняющих» неисправный двигатель стартером.

Трансмиссия

4-ступенчатая механическая коробка передач «Запорожца» поначалу работает без нареканий, но со временем разбалтываются тяги, из-за чего переключение и быстрое включение нужной передачи становится крайне затруднительным. У некоторых авто из-за варварских условий эксплуатации (езда без масла) коробка «воет», передачи «вылетают», а у самых «экстремальных» экземпляров не работает задняя передача! При покупке надо убедиться, что все передачи включаются без чрезмерных усилий. Сцепление изнашивается довольно быстро, хотя «пробуксовка» возможна из-за негерметичных сальников двигателя и коробки, благодаря чему масло попадает на диск сцепления. Бывает, что срезаются шлицы полуоси, вследствие чего при включенной передаче автомобиль стоит на месте – в целях безопасности обязательна регулярная проверка состояния полуосей.

Подвеска и другие агрегаты

Подвеска не отличается исключительной надежностью – уже через 20-40 тыс. км многие узлы передней подвески требуют замены. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес и раньше положенного изнашиваются шины, причем у многих автомобилей ни о каких регулировках и речи быть не может!

После длительной эксплуатации появляются ощутимые зазоры в шарнирных соединениях подвески, а также сильный люфт рулевого управления, из-за чего при движении появляется неприятное виляние передних колес. Для устранения люфта необходимо дотянуть винт, крепящий механизм к брызговику, а также установить под головку регулировочного винта рулевого механизма более толстую шайбу. У подавляющего большинства автомобилей сильно разбиты рулевые тяги и ступичные подшипники, поэтому езда на скоростях свыше 60 км/ч становится небезопасной!

Часто износ задних колес вызван деформацией рычагов задней подвески, после чего схождение колес не соответствует норме.

Тормоза «Запорожца» не отвечают современным требованиям, однако для столь тихоходного транспортного средства их эффективности достаточно. Правда, часто подтекают тормозные цилиндры, а со временем ухудшается сцепление колодок с тормозным барабаном, из-за чего может возникнуть занос автомобиля при торможении. Иногда после большого пробега рабочая поверхность тормозного барабана становится овальной – об этом свидетельствуют рывки при торможении.

Выводы

При почти анекдотических особенностях «Запорожец» является не только материализовавшимся «приколом», но и довольно практичным средством передвижения, на котором можно и бесцельно кататься, и перевозить урожай овощей-фруктов с дачного участка. Причем его игнорируют не только угонщики, но и представители дорожной милиции! Многочисленные недостатки компенсируются фантастической ремонтопригодностью и ценой, которая оправдывает особенности «Запорожца» на все 100%.

Для освобождения замка крышки багажника следует рукоятку 26 (см. рисунок в части 1) потянуть на себя. После приоткрытия крышки и автоматического защелкивания ее на предохранительный крючок рукоятка возвращается в исходное положение под действием пружины. Приподняв крышку багажника, следует нажать на предохранительный крючок и, подняв крышку левой рукой, правой рукой вывести упор из-за отбортовки крышки и упереть в скобу на водосточном желобке. Для закрытия крышки упор следует установить на место, а крышку прихлопнуть в конце хода. Замок запрется.

Для отпирания замка капота моторного отсека следует открыть левую дверь и нажать на планку 10 тяги замка, расположенную на заднем торце дверного проема. Капот не имеет предохранительного крючка и в поднятом положении удерживается упором, устанавливаемым в скобу на капоте. В моторном отсеке слева в лотке установлена горловина топливного бака с пробкой 11.

Левая дверь запирается только снаружи, с помощью ключа.

Для открывания дверей изнутри кузова ручки 1 надо повернуть на себя от плоскости двери.

Изнутри двери блокируются кнопками 3 только при закрытых дверях. Во время открывания дверей за ручки 1 кнопки поднимаются.

Для прохода на заднее сиденье передние сиденья могут наклоняться вперед только при открытых дверях. При закрытых дверях сиденья блокируются специальными фиксаторами 7, установленными в порогах пола.

Перемещение сидений вдоль кузова осуществляется при опущенной вниз рукоятке 4. После перемещения рукоятку следует отпустить.

Наклон спинки на небольшой угол регулируется рукояткой 8 (при отвинчивании спинка опускается, при завинчивании — поднимается). Для наклона спинки на большой угол нужно поднять рукоятку 8, придать спинке желательный наклон и опустить рукоятку вниз.

Для кратковременного отдыха следует полностью откинуть спинку, уперев ее в подушку 9, заднего сиденья (положение Б).

Для устройства спальных мест необходимо поднять подушку 9 заднего сиденья, вывести ее из-под спинки, а затем установить предварительно вертикально. После переместить передние сиденья в крайнее переднее положение, полностью завернуть рукоятку 8 против часовой стрелки и, полностью подняв рукоятку, опустить спинку в положение В до упора. Подушку 9 установить наклонно, уперев ее в торец спинки переднего сиденья, а также спинку заднего сиденья.

Примечание. С января 1986 г. кнопка 21 и вентиляционный лючок не устанавливаются.

С 1986 г. аварийная сигнализация включается специальной кнопкой, которую следует зажать и отпустит (кнопка выдвинется в исходное положение). Отключается сигнализация повторным нажатием кнопки.

Внутренние ручки двери автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Плана тяги замка и пробка топливного бака автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Переднее сиденье автомобилей ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Раскладка сидений для отдыха и устройства спальных мест в автомобилях ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968М-005 Запорожец

Пять вещей, за которые любят и ненавидят ЗАЗ-968


Просто загуглите название этого автомобиля, добавив слово «отзывы», и вы наткнетесь не на сухие данные о заменённых запчастях, как в прочих случаях, а на эпичные рассказы, наполненные запахами солнечной ностальгии и копеечного «семьдесят шестого».

М ы уже не раз обращались к теме автомобилей-выходцев из СССР – в нашей рубрике побывал и брутальный Патриот, и миниатюрная Ока, и некогда модная «пятёрка»… но с таким количеством народной любви нам, пожалуй, пришлось столкнуться впервые. Скажем прямо, её довольно нелегко переложить в сухие факты, но мы постарались.

Тем более, что и покритиковать этот автомобиль находятся охотники, даже несмотря на то, что большинство всё же относится к нему снисходительно, как к не совсем обычному транспортному средству. И стоит предупредить заранее: матерых автомобилистов, особенно знакомых с ЗАЗом, это текст едва ли научит чему-то новому. А вот тем, кто не застал эпоху тех машин, он, может быть, поможет понять, каким был автомобильный мир ещё совсем недавно.

autowp.ru_zaz_968a__zaporozhets__4

Но не беда. Во-первых, значительная часть владельцев эксплуатирует эти машины только летом. А во-вторых, многие переводят-таки отопитель на охлаждающую жидкость или иным образом совершенствуют, ибо это – в самой природе зазоводов: если нечего ремонтировать (ну вдруг), надо что-нибудь улучшить. Поэтому у этой «ненависти» — только пятое место.

Тру стори: на одном Запорожце в буквальном смысле лопнула покрышка – прямо по протектору разошлась продольная прореха длинной сантиметров в 20. Новую покрышку предстояло ждать пару месяцев (дело было в начале 1990-х), а ехать в соседний город надо было прямо сейчас. Владелец «зашил» покрышку толстой стальной проволокой, собрал колесо и стартанул в место назначения с четырьмя членами своей семьи. Лёгкая «хромота», переходящая с ростом скорости в дикое подпрыгивание, и пикантное цокание проволоки по асфальту не помешали набрать скорость в 120 км/ч и успеть приехать вовремя… Сейчас сидящих в автомобиле посчитали бы сумасшедшими все, включая их самих, но тогда произведённый эффект заставил лишь ещё больше зауважать возможности машинки: «запор» реально пёр, причем иногда везя на себе до восьми (!) человек и кучу поклажи. Несмотря на вроде бы отнюдь не могучий мотор, подаривший машине большую часть её прозвищ, и несмотря на все проблемы, которые он мог подкинуть…

Кажется, мы, журналисты, описывая проблемы «немного б/у» иномарок, начали забывать, что такое «капризный мотор». Двигатели Запорожцев (от мотора-предтечи ЗАЗ-966 до поздних «безухих» вариаций ЗАЗ-968М, от 30 до 40 л.с.) не просто капризничали, они жестоко карали тех, кто относился к ним без должного внимания. В самом простом варианте такой мотор заходил с обычных для себя козырей – начинал источать масло, поначалу просто «потея» со всех сторон через прокладки, потом «сопливя» сальниками, а если это не срабатывало, то просто фонтанируя маслом и щедро заливая им всё вокруг.

В варианте посложнее он терял компрессию и мощность по десятку рандомных причин (коксование колец, подсос воздуха с выпуска и прочее), а в самом хардкорном режиме – распылял бензин прямо на свои горячие части и вспыхивал весёлым Инферно. Но если вести постоянную селекцию запчастей, подвергнуть тюнингу моторный отсек, содержать самого «монстра» в чистоте и, в идеале, спать с ним (разведясь с женой), он эволюционирует в отзывчивый, надёжный и почти не склонный к перегреву (вопреки стереотипу) агрегат.

К тому же этот монструозный V4, как известно, стоит сзади, что дарит машине суперлёгкий руль (преимущество сомнительное, но о рулевом управлении поговорим ниже), а главным образом, отлично загружает ведущие задние колеса. Если поставить хотя бы только назад «зубастые» колёса, то зацепа, в сочетании с практически плоским днищем и независимой подвеской «по кругу», хватает для покорения очень серьёзного бездорожья. Да что там, даже на сугубо летних шинах «жужику» были по колено любые заснеженные поля его советской Родины. Ползали на нём и по раскисшей грязи, летали по страшным ухабам – он терпел всё и проезжал везде… И пусть с полноприводниками ему всё же не тягаться, но он определённо был самым проходимым моноприводным автомобилем в СССР.

autowp.ru_zaz_968a__zaporozhets__2

Якобы повышенная склонность кузова Запорожца к коррозии – это, опять-таки, по большей части миф: едва ли эти машины гниют интенсивнее своих современников при схожих условиях. Другое дело, что условия эти схожими бывают далеко не всегда: Запорожцы были в куда большей степени «рабочей лошадкой» советского человека, нежели Москвич или Жигули, так что и грамотный антикор, и даже заводское фосфатирование, коему подвергались кузова Запорожцев до грунтовки и покраски, со временем сдают позиции.

zaz_968a_zaporozhets_3

Но большая опасность кроется в слабой силовой структуре: багажный и моторный отсеки представляют собой, по сути, объёмные жестяные конструкции без особых усилителей, бамперы никакой силовой функции не несут, да и «клетка» салона изгибается до значительного перекоса дверей просто при подъёме на домкрате. Существенные повреждения даже при малюсеньких «городских» тычках заставляют многих владельцев вваривать целые силовые каркасы в переднюю и заднюю части кузова. Совьет тюнинг!

Будучи заметно меньше Жигулей или Москвича, Запорожец, вроде бы, должен был получиться менее комфортным, но по плавности хода, как ни парадоксально, он оказался машиной, стоящей на полступени выше. Этот повод любить «пырзик» продолжает предыдущий: независимая подвеска по кругу (торсионы спереди, продольные рычаги и пружины сзади) подарила машине не только темперамент ралли-рейдового багги, но и плавность лимузина. И если тут есть преувеличение, то лишь совсем небольшое – такое же, как колебания кузова Запорожца при проезде раздолбанных рельс на полустанке п.г.т. Лихолетье.

autowp.ru_zaz_968ae__zaporozhets__4

Это ещё одно из мест конструкции (не последнее), где «запоршивец» приучал своего владельца к дисциплине, внимательности, пунктуальности, развитию шестого чувства и вере в высшие силы. Если вы не будете непрерывно заниматься с тормозами любовью (молитесь, чтобы только платонической), они «замироточат» так, что, появившись утром, полностью исчезнут уже к вечеру. Основная проблема – течи главного и рабочих тормозных цилиндров, окончательно побеждаемые лишь в мифах, а временно побеждаемые путём регулярной замены «резинок». Кроме того, после зимней стоянки в гараже вы наверняка будете вынуждены прокачивать тормоза во имя избавления от волшебно появившегося в системе воздуха, но удалить его получится на срок, не превышающий месяца.

zaz-968a_zaporozec

К прочим проблемам вроде локальных подклиниваний, заржавливаний и растрескиваний стоит добавить то обстоятельство, что тормоза за Запорожце, даже когда всё исправно – не очень, ибо «от природы» лишены вакуумника. И да-да, тут владелец ЗАЗа опять превращается в мастера тюнинга – вариантов самостийно обзавестись усилителем тормозов существует масса.

Самое время поговорить об этом аспекте владения «Дартом Зайзером»: в этой машине нет ничего, что не смогла бы отремонтировать пара пряморастущих рук при наличии желания, элементарного инструмента и пары приспособ. Известны случаи полного восстановления в гараже силами одного человека и всего за полгода, после того как в моторном отсеке «бомбануло» и «пригорело» (см. выше) так, что выжгло весь движок, проводку и половину салона. Эта машина, как мудрый сенсей, была строгой, но справедливой – и могла научить вас всему, что связано с автоделом. Благо, у владельца всегда под рукой оказывалось толково составленное руководство по ремонту, а также была в распоряжении помощь соседей по гаражу или старших товарищей.

«Тут шаровые тянуть надо, хотя…», — говорил, бывало, иной старший товарищ и надолго умолкал, задумчиво «смоля» у ворот гаража и глядя на потуги своего визави каким-то образом уменьшить люфт руля. Подтяжка шаровых опор, переборка червячного рулевого редуктора и прочие пляски с бубном позволяли ненадолго уменьшить свободный ход баранки градусов до 30, что было практически недостижимым идеалом для подавляющего большинства владельцев, которые годами ездили, привычно выбирая 90-градусный люфт при каждом манёвре. Невнимание к шаровым приводило ещё и к разбитию поворотных кулаков, что ставило передние колёса весьма спортивным «домиком», но практически искореняло какую-либо управляемость.

zaz-968m_zaporozec

Можно было бы сказать про то, что эти машины редко ходят больше 150 000 километров – не то чтобы они совсем «умирают», просто на большее, как правило, не хватает терпения и сил у владельца, даже если он не первый. Можно было бы ещё упомянуть про дикий шум в салоне, про двери, закрывающиеся только с сильного размаха, про трансмиссию, не любящую грубости и невнимательности, про тесноту в ногах у водителя или про отсутствие элементарных по нынешним меркам удобств. Но подобные вещи на фоне того, насколько этот автомобиль вообще «другой», из другой эпохи и для других людей — просто ерунда. Так что давайте под занавес насладимся парой высказываний хозяев этих машин. Думается, что эти комментарии довольно точно показывают и самих владельцев Запорожцев, и их время, и то, как быстро и незаметно оно уходит от нас.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться


Приходилось ездить на 968М моего приятеля, поэтому чуть добавлю: тесноты в ногах как раз не было и, если честно, посадка водителя намного удобней, чем у "классических" Жигулей -это раз. Два, не упомянули про колесные диски, которые у Запора оригинальные и из очень мягкого металла, постоянно гнулись в местах крепления болтами и колеса ходили ходуном. С другой стороны справедливо замечено: имея "прямые" руки -машинкой можно было пользоваться !)

Годные дополнения, спасибо.


Автору, очевидно, стоило бы оговориться, что под теснотой в ногах спереди имелась ввиду теснота по ширине, зажатость колёсными арками. А по длине - да, вытягивать ноги можно было дальше, чем в жигулёнке.

Из детства помню очень мягкий, аж укачивающий ход, а недавно на машине друга оценил вполне просторный салон, тесноты в ногах никакой. Сравнить бы "Запорожца" с ближайшим зарубежным аналогом NSU Prinz 4 и их общим прототипом Chevrolet Corvair первого поколения.

Хорошая мысль. Правда, сейчас-то и Запорожец без колхоза непросто для тестов найти. А уж Принца. :)


Какой колоритный дедушка))

Так ведь Запорожье)


Так и фото рекламное)


Запорожец, зэпр. Сколько у меня и моей семьи связано с ним воспоминаний. Был у нас зеленый 968М, инвалидка. Встречали меня в нем с роддома, в нем я лучше всего засыпал в люлке, под непередоваемое урчание его мотора. На нем мы ездили в лес за ягодами и грибами. Благодаря легкости и движку на задней оси, мы могли забраться намного глубже в чащу, чем наш дядя на своей пятерке. На нем я учулся водить. На нем отец несколько раз рулил, смотря в узкую щель, между панелью и кромкой капота, который мог внезапно открыться на ходу. Парадоксально, но с рождением второго ребенка, мне сейчас едва хватает моего теперяшнего универсала, а тогда семья с двумя пацанами с легкостью умещалась в этой зеленой "мыльнице", и с открытым у бати "кондеем", легко покрывали расстояние в 150 км. до деревни. Конечно, он не был пределом мечтаний и верхом надежности, и поэтому я помню как иногда отец упражнялся с кривым стартером. Как бегал рано утром на кухню сушить свечи на плите. Но больше было хорошего. Наверное человеческая память забывает плохое, и сохраняет только светлое.

. У отца так и не поднялась рука продать его или сдать на металлолом. Он был членом семьи, и доживает свой век в яблоневом саду, со все тем же черно-белым номером, 4202 МБ и все тем же багажником на крыше. Садясь в его красный "эко-кожанный" салон, до сих пор чувствуешь этот запах из детства. Я бы с радостью на нем катал по полевым дорогам на рыбалку и на речку своих детишек. Давал бы им "порулить", садя их к себе на колени, но ржавый и трухлявый до дыр кузов не оставляет ни единого шанса к возрождению.

Проходимость у него была просто ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ. У нас почти все владельцы ставили на них назад "зубастую" резину, и тогда он творил чудеса. Легкий перед,гладкое днище, отличная загрузка задней ведущей оси, очень приличный клиренс. Лично сам видел, как такое чудо , почти без проблем , шел за "Нивой". И насчет плавности хода тоже верно. Такой плавностью не обладала тогда не одна наша малолитражка. Я лишь один раз прокатился за рулем "Запора", километров 150, и первое ощущение после моих "Жигулей", что я еду на велосипеде. Очень пожалел тогда, что когда в свое время , в конце 80 х, мне пришел по записи " запорожец", я от него отказался , так как был записан на "Таврию" "Таврию " я так и не смог купить, и пришлось ездить на всяких б/у ных "Жигулях" . А так бы тогда смог поездить на новом авто, что сумел сделать только уже в 21м веке.

Машина была по своим временам и по своей задумке просто замечательная, но, как и большинство советского ширпотреба, делалась из самых дешёвых и непригодных для машиностроения материалов и на раздолбанных станках времён Великой Отечественной войны - отсюда и ржавчина уже на второй-третий год эксплуатации, и неприлично быстрый износ узлов и агрегатов. По поводу проходимости - я поставил на заднюю ось резину от ЛуАЗа и лазал в такую грязищу, куда мужики на Нивах боялись сунуться!

Имею ЗАЗ-968М. Так вот, хочу сказать: "Любовь №4" - это на самом деле миф №4. Сколько раз намертво застревал на мокрой траве, глине или в снегу. Особенно если есть хотя бы небольшой подъем - все, подняться дохлый номер, беспомощно шлифует. Однажды поневоле спать на природе в нем пришлось, пока на утро за мной не приехал знакомый на Уазике - понадеялся на "проходимость" ЗАЗа, заехал и не смог выбраться (а в процессе вытаскивания еще зяднюю панель кузова помял, ибо цеплять там больше не за что, а панель "сопливой" оказалась). В Сочи, где я сейчас живу, если в городе выпадает снег - все, город встает, ездить могут только полноприводные. И я не исключение - помогают только цепи на ведущие колеса. Так что по проходимости он ничуть не лучше других заднеприводных.

"Ненависть №3" - у 968/968А и 968М разный металл - у ушастых реально толще! А мой продавливается пальцем (как все современные) и гниет за милую душу. Покупал в 2006 с пробегом 500 км в состоянии как с конвейера еще в заводской консервации (20 лет в гараже стоял) - а в этом году все лето занимался проваркой днища - стало как решето, как и колесные арки. Московская соль (5 лет после покупки по Москве ездил) и сочинская сырость-влажность сделали свое дело. Хотя по сравнению с Жигулями и Москвичами, особенно поздними, наверное в этом отношении примерно одинаковы. В остальном - в целом согласен. Особенно донимает ублюдочная передняя подвеска и рулевое (по честному техосмотр по люфту практически нереально пройти, особенно на прилично поездившей машине, замена вкладышей - практически ежегодная повинность, и один фиг не помогает убрать люфт). Поставил бы туда макферсон и рейку - но ведь это внесение изменений в конструкцию, затрагивающее жизненно важные системы. Еще слабый родной генератор отметить стоит, который дает зарядку только после примерно 1500 об/мин двигателя. А учитывая еще огромное потребление родной печкой, особенно при запуске (а учитывая ее работу в режиме вкл-выкл, без возможности регулировать мощность - включать приходится часто). Многие колхозят дополнительный генератор. Печка тоже не подарок, особенно учитывая нынешние цены на бензин. Посмотрели бы как у Фольксвагена-Жука (и Транспортера с жуковским двигателем) с завода сделано: теплообменники на выхлопных. Получается по-сути как у родной печки, только горячие газы идут от двигателя, а не от отдельно горящего бензина. Я наварил рубашки на глушители (раздельные, кооперативные, из нержавейки), хочу подобную систему замутить. У двигателя больное место - т.н. "текстолитка" - текстолитовая ведомая шестерня привода распредвала. У меня дважды ее срезало, и оба раза в дальних поездках. Желательно по возможности хотя бы алюминиевую поставить, а в идеале т.н. "чугунная пара". Конструкция полуосей довольно ублюдочная - вечно разбиваются шлицы, и крестовины недолго живут (хоть и волговские, но ведь у Волги она до редуктора стоит - меньший момент передает). Еще поломка самих полуосей распространенная неисправность. Коробке 5 передачи очень не хватает - на трассе двиг перекручивается (90 км/ч - больше 3000 об/мин), особенно если поставить еще и современные покрышки (175/70). Ну и рассчитан под 76 бензин, которого в большинстве городов теперь не достать. Теоретически существует заводской вариант 50 л.с. под 93 бензин - но их было сделано исчезающе мало.

Читайте также: