Как генри форд повысил производительность труда

Обновлено: 05.07.2024

Экономика в лицах Генри Форд и производительность труда

Его создателем был Генри Форд (1863-1947) — отец массового ав­томобилестроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера ро­дилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справ­ляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое.

И тогда весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемен­та по сборке зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Рань­ше сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый сборщик за смену (9 ч.) собирал около 40 магнето.

По новой системе, каждый сборщик должен был выполнять лишь одну или две операции (т. е. специализировался в еще большей мере, чем раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), преж­де чем заготовка магнето переходила в руки его соседа.

Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с 20 мин. до 13 мин. 10 сек. А когда Форд додумался заменить прежний низ­кий стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин. Легко подсчи­тать, что производительность труда при этом возросла в 4 раза!

Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 ч. до 93 мин., т. е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обес­печило рост производительности труда и всего завода Форда в целом. Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в два раза, число ра­ботников удалось сохранить прежним.

Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупней­шую автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возмож­ность людям найти новый способ повышения уровня благосостояния.

Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпус­кать свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, про­давать их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не оставалось ничего иного, как тоже внедрять конвейер на своих предпри­ятиях.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и вы­годностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами:

1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ орга­низации жизни обычно называют натуральным хозяйством или само­обеспечением);

2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у дру­гих на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго спосо­ба. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать до­полнительно произведенные одними блага для обмена на блага, изго­товленные другими, то в результате можно получить в свое распоряже­ние больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоя­тельным изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение создан­ных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного об­мена.

Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга — нематериальное благо, имеющее ферму полезней людям деятельности.

Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и за­ниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем пря- мохождение или способность мыслить. Великий шотландский эконо­мист Адам Смит (1723—1790) остроумно подметил: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с дру­гой собакой. »

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важ­нейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет

людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство стра­ны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказа­лось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться уве­личения объема доступных им экономических благ.

Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли- продажи товаров и услуг за деньги.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

Как генри форд повысил производительность труда

preview-650x390-650-1439880392.jpg

Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» – завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день. Что же сделал Г. Форд для персонала, что позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах?

Генри Форд впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. На одном из заводов бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги. Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.

Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни». Он впервые осознал необходимость повернуться лицом к труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения. »

Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства. В 1914 г. он установил заработную плату на уровне $ 5 в день. В те времена подобная сумма вдвое превышала средние показатели оплаты труда.

Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
Увеличив эффективность производства, сборочные линии потребовали снижения текучести кадров, повышения интенсивности труда и ответственности рабочих

4.jpg

Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.
Фордовских изделий в 20-е годы бегало по дорогам Америки больше, чем других фирм вместе взятых
На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.
В кустарном производстве работник прямо руководствуется инструкциями и указаниями хозяина, а как добиться слаженной работы разнородного многотысячного коллектива, где за каждым нужен "глаз да глаз"?
И Форд в который раз делает удивительный ход – объявляет об участии рабочих с января 1914 года в прибыли "Ford Motor Co". Тем самым в производственном процессе участвуют уже тысячи "хозяев" и каждый на рабочем месте проявляет инициативу, руководствуясь интересами компании. Рационализаторы, нашедшие как увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии. Растущая производительность труда с лихвой окупает выплачиваемые дивиденты.
«У нас каждый рабочий – партнер по бизнесу. Неудивительно, что я делаю деньги, имея 20 тысяч партнеров, которые мне помогают, а не 20 тысяч таких работничков, которые к концу дня то и дело посматривают на часы».
Одновременно он объявляет акционеров "трутнями и нахлебниками, которым не стоит давать ни единого цента", и направляет сэкономленные на этом деньги на развитие компании.
Постоянный рост производства и уменьшение издержек наряду с гениальной простотой и невероятной надежностью "Жестяной Лиззи" – ключ к успеху Форда
Для обеспечения непрерывности конвейера, запрещалось на рабочем месте разговаривать на отвлеченные темы, курить, смеяться, принимать пищу. Был предусмотрен один 15 минутный перерыв на ланч и туалет. За соблюдением порядка следили патрулировавшие цеха «шпики».
Генри Форд собрал вокруг себя не просто едва ли не самых талантливых специалистов в самых разных областях. Они были еще и из той редкой породы людей, для которых не существовало слово «невозможно».
Платя в два раза больше, чем на любых других предприятиях, Форд смог привлечь лучших работников в свою фирму, собрать вокруг себя наиболее талантливых специалистов в самых разных областях и создать у них чувство преданности к компании. Это были люди, знающие сотни материалов, идущих на изготовление автомобилей; люди, которые умели строить, руководить, рекламировать.
Одним из них был Джон Р. Ли, занимавшийся в кампании проблемой кадров. Он обнаружил заметное негативное влияние плохих бытовых условий и личных проблем на эффективность труда работников. Сделанный им анализ и подтолкнул Форда к открытию прямой зависимости успеха компании от тех, кто в ней работает.
Рабочим компании покупка машины обходилась существенно дешевле без дилеpcких «накpуток», полагались рассрочка и разные льготы.
Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе
Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.
Форд хорошо понимал зависимость успеха компании от ее работников
Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.
Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.
Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям – вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить – никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.
Созданная новая система трудовых отношений на фордовских заводах воспроизводила образ семьи. Ты для своей семьи всячески стараешься, ограничивая свои свободы, но зато и она тебя защитит, в беде никогда не оставит. Генри Форд видел себя в естественной роли «отца» семьи, у которого есть право воспитывать, наказывать и поощрять работников.

История успеха Генри Форда

История успеха Генри Форда кажется невероятной. Юноша без высшего образования из семьи простого фермера стал известным изобретателем, построил автомобильную империю. Благодаря усилиям Форда машина из предмета роскоши превратилась в доступное средство передвижения.

Форд-младший кормил кур и доил коров, но не любил сельское хозяйство. Корову он называл «самой примитивной машиной». Генри проявлял огромный интерес к любым механизмам. Мальчик самостоятельно разобрался в принципах работы часов, подаренных отцом. Огромное впечатление на него произвел паровоз и экипаж с мотором. Юный изобретатель предлагал новшества для облегчения работы на ферме, например, провести водопровод, но отец его не понимал.

1876 году умерла мать Генри, которую он очень любил. В 16 лет Форд-младший уехал в Детройт и на 4 года устроился учеником в механическую мастерскую. Окончив обучение, молодой человек вернулся на ферму, но продолжал мечтать об изобретениях.

1876 году умерла мать Генри, которую он очень любил. В 16 лет Форд-младший уехал в Детройт и на 4 года устроился учеником в механическую мастерскую. Окончив обучение, молодой человек вернулся на ферму, но продолжал мечтать об изобретениях.

Генри Форд часто применял свои таланты в повседневной жизни и работе. Например, он придумал угольные брикеты для мангалов. Изобретение молотилки для зерна на бензине позволило ему получить работу в «Электрической компании Эдисона». Форд продал патент молотилки Эдисону, после чего был приглашен на должность инженера-механика в 1891 году. Через некоторое время Гарри дослужился до главного инженера.

Томас Эдисон был кумиром Форда. Впервые они встретились на конгрессе в 1887 году. Эдисон поддержал молодого изобретателя в стремлении разработать доступный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Даймлер и Бенц уже собрали машину с подобным мотором, но Генри решил пойти своим путем.

Первую модель автомобиля Форд создает в 1893 году. Машина имела двухцилиндровый двигатель и облегченные колеса. Ходят слухи, что авто было настолько велико, что не могло выехать из гаража. Во время испытаний агрегат проехал 96 км на 12 литрах горючего без дозаправки, развил скорость до 32 км/час. Для налаживания производства требовался собственный завод. Генри пытался привлечь покупателей, но машина не вызывала у них интереса.

В 1899 году Форд уволился из компании Эдисона, нашел соучредителей и основал «Детройтскую автомобильную компанию». Как ни прискорбно, совет директоров не воспринимал всерьез его идею на счет создания доступного для всех средства передвижения. Через 2 года Генри пришлось покинуть эту компанию.

Ford Motors Company
Собрав первую модель качественного и недорогого автомобиля, Генри Форд ищет способ прорекламировать его. Он участвует в автогонках. Победа приносит ему известность, первых покупателей и инвесторов.

В 1903 году изобретатель зарегистрировал Ford Motors Company. Успех пришел не сразу. Первые годы велись судебные разбирательства. Конкуренты утверждали, что Форд нарушил патентное и лицензионное законодательство, но новоиспеченный промышленник доказал, что его двигатель имеет другую конструкцию.

Миссией Ford Motors стало создание надежного, недорогого и практичного автомобиля. В 1908 году в продажу поступил «Форд-Т», в народе авто называли «Жестяная Лизи». Это была качественная, удобная и самая недорогая машина в то время. Подход «дешево и хорошо» принес заводу огромные прибыли. «Форд-Т» выпускался на протяжении двух десятилетий и стал символом Америки. За 6 лет с конвейера сошло более 10 миллионов фордовских машин!

В лидеры рынка Форду удалось выйти после стандартизации деталей и внедрения сборочного конвейера в 1913 году. Сборка выполнялась на уровне пояса рабочего с использованием установок, внедренных Генри. Благодаря новшествам производительность завода увеличилась на 40–60%. Сроки сборки автомобилей сократились в несколько раз, что позволило снизить цену на 300-400 долларов. Это существенно, учитывая, что средняя зарплата рабочего в то время составляла 100 долларов.
Управленческие решения Форда

В 1914 году Генри Форд поднял заработную плату работников до 5 долларов в день. Высокий уровень зарплат поддерживался даже в кризисные времена. Это позволило повысить мотивацию сотрудников и увеличить производительность труда. Текучесть кадров снизилась, и компания сэкономила на обучении персонала. Для семей сотрудников был построен комфортабельный поселок. Благодаря верным управленческим решениям промышленник перетянул к себе лучших специалистов с других заводов.

Форд не только заботился о своих сотрудниках, но и устанавливал жесткие требования. На заводах была внедрена система бонусов за здоровый образ жизни. Рабочие-трезвенники ежедневно получали прибавку в размере 25-75 центов к заработной плате. Генри без разговоров увольнял пьющих людей или утаивающих деньги от семьи.

Конфликты с профсоюзами вынудили Форда отойти от дел в 1930-е годы. Он передал Ford Motors Company своему сыну Эдселу. Идеи Форда обсуждались по всему миру, активно внедрялись в промышленности и предпринимательстве.

Одним из самых удачных событий в жизни Генри Форд считал встречу со своей любимой. Женитьба на Кларе Брайант состоялась в 1887 году. Супруги прожили вместе всю жизнь. Клара была надежным другом и музой Форда. Ее советы не раз заставляли Генри поменять свое мнение или взглянуть на ситуацию под другим углом.

В 1891 году родился Эдсел, единственный и обожаемый ребенок в семье. Сын был полной противоположностью отца, любил музыку, живопись. По настоянию Форда он занял место в совете директоров, в 1930-е годы принял в управление компанию. «Автомобильный король» требовал от Эдсела жесткости, создавал для него каверзные ситуации, отменял решения, увольнял нанятых им людей. Сын не решался спорить с авторитетным отцом и со всем соглашался. В возрасте 49 лет Эдсел умер от рака желудка. Генри Форд до «гробовой доски» не мог смириться со смертью сына.

Интересные факты о Генри Форде

Форд любил беседовать с индийским монахом садху. С 26 лет Генри верил в реинкарнацию, что публично подтвердил в интервью журналу San Francisco Examiner. Промышленник активно интересовался ведической культурой и был вегетарианцем.

Во время Первой мировой войны Форд вел антивоенную пропаганду и много на нее жертвовал. Генри приобрел корабль «Оскар-2» и поплыл в Европу, чтобы убедить враждующие стороны прекратить войну. Миссия мира была провалена, но обернулась неожиданными дивидендами – продажи машин выросли. В результате Генри решил заняться разработкой военной продукции.

Гангстеры Бонни и Клайд «рекламировали» машины Ford Motors Company. Преступники угоняли Форды при совершении налетов, так как эти авто были самыми быстрыми. Клайд предпочитал «Песчаную пустыню» со стальными дверями, которые отлично защищали от пуль. Фото расстрелянной машины гангстеров после их последней битвы с полицией разлетелось по всему миру.

«Темный» след на биографию Генри Форда наложили обвинения в антисемитизме. Еще до прихода Гитлера к власти в 1920 году газета Форда опубликовала антиеврейскую книгу «Протоколы сионских мудрецов». Позже при поддержке Генри распространялась книга «Международное еврейство». Через 7 лет Генри в открытом письме признал, что публикация книг была ошибкой.

В 1938 году Форд получил Железный крест – один из высших орденов рейха. Это был знак расположения гитлеровского режима, награда за идеи. Известно, что промышленник вкладывал деньги в развитие немецкой промышленности, производил военную технику. Но это делали и другие американские компании, например, вклад General Motors был куда больше. В 1940-е годы Генри пересмотрел свои взгляды и отказался от антисемитских настроений.

Почему Генри Форд ввел своим работникам 40-часовую рабочую неделю

Сегодня работники считают само собой разумеющимся, что стандартная рабочая неделя имеет 40 часов, распределенных на пять дней. Разумеется, существуют различные варианты этой формулы, и определенный процент работников также работает сверхурочно. 40-часовая рабочая неделя - сравнительно недавняя практика.


Генри Форд с моделью T 1921 года.

В США большинство людей работали по 10 и 12 часов в сутки, особенно на производстве. Так как же появилась нынешняя модель?



Мистер и миссис Генри Форд на своей первой машине, квадрицикл Форда.

В конце 19 века продолжительность рабочего дня становилась все более и более серьезной проблемой для растущего рабочего движения.

Первый серьезный толчок к восьмичасовому ограничению рабочего дня был в 1884 году, когда рабочие требовали ввести закон к 1 мая 1886 года. Крайний срок не был соблюден, поэтому рабочие лидеры начали призывать к демонстрациям.



Генри Форд

Иногда эти демонстрации, которые должны были быть мирными, перерастали в столкновения, например, на митинге на площади Хеймаркет в Чикаго 4 мая 1886 года произошел взрыв, в результате которого несколько человек погибли.



Площадь Хеймаркет



Форд Мотор Ко

Другие компании начали подражать политике Ford в отношении рабочего времени, когда увидели, что прибыль Ford Motor Company почти удвоилась в течение последующих двух лет.

Причины, по которым Форд внес эти изменения, имели и другие, менее ориентированные на сотрудников мотивации. В интервью 1926 года Генри Форда, опубликованному в журнале World's Work , предполагается, что его мотивация также была обусловлена капиталом.



Слева направо: Генри Форд, Томас Эдисон и Харви Файерстоун.

В интервью Форд заявил, что свободное время не должно рассматриваться как «потерянное время» и не должно быть только для привилегированного класса; он считал, что работникам нужно свободное время, чтобы на самом деле иметь возможность покупать и использовать потребительские товары, что увеличит бизнес.

Сын Генри Форда, Эдсел, позже сказал New York Times, что «Каждый человек нуждается в отдыхе и отдыхе больше, чем один день в неделю . Компания Ford всегда стремилась продвигать идеальную семейную жизнь для своих сотрудников. Мы считаем, что для того, чтобы жить правильно, каждому мужчине нужно больше времени проводить со своей семьей ».



Эдсель Форд

Джонсон Хур, пишущий для BeBusinessed , отмечает, что действия Форда дали толчок американскому рабочему движению, стимулируя рост и развитие большего числа профсоюзов, поскольку они сплотились вокруг идеи пятидневной рабочей недели с восьмичасовой сменой.

Действия Форда и огромные усилия со стороны новых профсоюзов достигли пика в 1937 году, когда работники General Motors устроили сидячую забастовку во Флинте, штат Мичиган.

Почему Генри Форд ввел своим работникам 40-часовую рабочую неделю


Линия сборки Ford, 1913 г.

Забастовка объединила два профсоюза, General Motors и федерального правительства, в конечном итоге, был принят Закона о справедливых стандартах труда (FLSA) 1938 года.

Закон не только охватывал продолжительность рабочей недели. Он также касался оплаты сверхурочных, устанавливал ограничения на детский труд и устанавливал минимальную заработную плату, и все это было революционным отходом от стандартной практики, возникшей во время промышленной революции.

Было ли решение Форда изменить условия труда и продолжительность рабочей недели вызвано прежде заботой о своих сотрудниках или желанием продать больше автомобилей, важен конечный результат; это проложило путь для более справедливых и более благоприятных условий труда для рабочих.

Экономика в лицах Генри Форд и производительность труда

Его создателем был Генри Форд (1863-1947) — отец массового ав­томобилестроения, человек талантливый и жесткий. Идея конвейера ро­дилась у него после того, как созданная им компания по производству автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справ­ляться с заказами, которые за один год увеличились вдвое.

И тогда весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемен­та по сборке зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Рань­ше сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый сборщик за смену (9 ч.) собирал около 40 магнето.

По новой системе, каждый сборщик должен был выполнять лишь одну или две операции (т. е. специализировался в еще большей мере, чем раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), преж­де чем заготовка магнето переходила в руки его соседа.

Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с 20 мин. до 13 мин. 10 сек. А когда Форд додумался заменить прежний низ­кий стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин. Легко подсчи­тать, что производительность труда при этом возросла в 4 раза!

Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 ч. до 93 мин., т. е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обес­печило рост производительности труда и всего завода Форда в целом. Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в два раза, число ра­ботников удалось сохранить прежним.

Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупней­шую автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возмож­ность людям найти новый способ повышения уровня благосостояния.

Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпус­кать свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, про­давать их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не оставалось ничего иного, как тоже внедрять конвейер на своих предпри­ятиях.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и вы­годностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами:

1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ орга­низации жизни обычно называют натуральным хозяйством или само­обеспечением);

2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у дру­гих на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго спосо­ба. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать до­полнительно произведенные одними блага для обмена на блага, изго­товленные другими, то в результате можно получить в свое распоряже­ние больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоя­тельным изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение создан­ных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного об­мена.

Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга — нематериальное благо, имеющее ферму полезней людям деятельности.

Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и за­ниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем пря- мохождение или способность мыслить. Великий шотландский эконо­мист Адам Смит (1723—1790) остроумно подметил: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с дру­гой собакой. »

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важ­нейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет

людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство стра­ны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказа­лось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться уве­личения объема доступных им экономических благ.

Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли- продажи товаров и услуг за деньги.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

Как генри форд повысил производительность труда

Несколько слов о Человеке Дела

Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру. Его лозунгом было «автомобиль для всех» – завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Ford Motor Company существует и по сей день.

Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

Генри Форд любил говорить: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни». Он впервые осознал необходимость повернуться лицом к труду. Говоря о своём успехе, он скромно заметил: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения. »

Проблемы мотивации труда персонала и Генри Форд

Г. Форд, будучи всего лишь руководителем компании, а не профессиональным экономистом, впервые на практике выяснил, что оплата труда является главным, основным фактором в отличие от капитала, технологий, инвестиций, определяющим развитие экономики, ВВП, предприятий всех отраслей экономики через их прямые и латентные связи и всей социально-экономической системы государства.

Обратите внимание, ещё столетие назад Г. Форд открыл и доказал на практике то, что никак не могут понять экономисты либерального, монетарно-виртуального толка. Именно труд, оплата труда, внешняя и внутренняя мотивация персонала определяет монетарно-фискальную политику в государстве, а не наоборот (либералы это давно поняли, просто у них задача стоит противоположная той, что решал Г. Форд. – Д.Б .). По его мнению, в реальной экономике роль банков, инвестиций, капитала, по сравнению с оплатой труда персонала, ничтожна. Он утверждал, что если этого не понимать, то кризисы, революции, войны неизбежны.

Для этого обратимся к книге одного из основателей современной американской экономики Г. Форду («Моя жизнь, мои достижения»). Попытаемся отобразить социально-экономическую политику Г. Форда и его концепцию трудовой мотивации персонала в период расцвета деятельности его предприятий. С этой целью рассмотрим динамику основных экономических показателей автомобильных заводов Форда за период 1910-1921 г.г.

Как видно из Рис.1.1., за исследуемый период 1910-1921 г.г. Г.Форд снизил средние цены на свои автомобили (учтены цены на другие транспортные средства) с 950 до 387,5 долл. США, т.е. в 2,5 раза. Такое снижение цен естественно привело к росту совокупного спроса на автомобили Г. Форда, что позволило ему увеличить выпуск автомобилей с 19 до 1250 тыс. шт. в год, т.е. в 67 раз. При этом объём реализации вырос с 17,7 до 484,4 млн. долл. США или более чем в 27 раз.

Таких успехов, по мнению Г. Форда, он достиг не из-за широкого внедрения конвейерной технологии, всеобщей механизации труда, при которой «…никто из наших людей не переутомляется на работе», а реализации его главной цели «…уделять максимум внимания заработной плате, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность». По его мнению: «…Решение вопроса о заработной плате устраняет девять десятых проблем, а техника разрешает остальные», но не наоборот: «…Предприятие, которое скверно платит, всегда неустойчиво».

Им впервые были заложены практические основы теории трудовой мотивации, которую в дальнейшем развили Питирим Сорокин и А. Маслоу. Он пишет, что, когда «…мы в состоянии давать высокую оплату» персоналу на своих предприятиях, то «…этим выбрасывается много денег, которые содействуют обогащению лавочников, торговых посредников, фабрикантов и рабочих других отраслей, а их благосостояние окажет влияние и на наш сбыт. Высокое повсеместное вознаграждение равносильно росту всеобщего благосостояния…» Или в соответствии с экономической теорией, приводит к увеличению совокупного спроса и росту ВВП.

Г. Форд впервые озвучил, что рост оплаты труда на его заводах напрямую развивает всю экономику и инфраструктуру страны, в частности, оптовую и розничную торговлю, сельское хозяйство, строительство, промышленность, финансово-инвестиционную систему. Это обеспечивает устойчивое функционирование всех государственных институтов.

Что же сделал Г. Форд для персонала, что позволило резко поднять трудовую мотивацию, и, как следствие, значительно повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции и добиться потрясающих успехов на его заводах? Для этого ещё раз обратим внимание на Рис.1.1. роста динамики выпуска автомобилей. Как видно из Рис.1.1., более высокий темп роста выпуска автомобилей наметился, начиная с 1913-1914 г.г. Спад производства автомобилей в 1917-1919 г.г. был связан с выполнением военных заказов для правительства США.

Всё очень просто. Он поднял минимальную оплату труда на своих заводах в 5 раз по сравнению с другими отраслями американской экономики. Чтобы понять, сколь высока была эта минимальная оплата труда, приведём простой пример. Любой сотрудник, только поступив к Г.Форду на работу и получив всего лишь минимальную оплату труда в 1914-1916 г.г., мог за 3 месяца работы приобрести его знаменитый автомобиль модели «T». Одновременно с повышением оплаты труда он сократил рабочий день с десяти до восьми часов, а рабочую неделю до 48 рабочих часов.

Каждый работник Г. Форда получал не только заработную плату, но и свою долю прибыли. Те же из них, кто, благодаря росту сбережений, что является прямым следствием роста оплаты труда, вкладывали их в акции предприятий Г.Форда, имели ещё более высокие доходы.

Рассмотрим ещё один важный социально-экономический фактор деятельности любого предприятия – текучесть кадров – также влияющий на затраты. Г. Форд отмечает, что, благодаря повышению оплаты труда, были значительно уменьшены затраты, связанные с текучестью кадров.

Так, в 1914 году, когда вступил в действие первый единый социально-экономический план развития коллектива «…у нас было 14000 служащих, при такой численности раньше текучесть кадров ежегодно составила бы около 50 тыс. человек… В 1915 году мы должны были нанять только 6508 человек, и большинство из них было приглашено потому, что наше предприятие расширилось. При старом движении рабочего состава и наших новых потребностях мы были бы теперь вынуждены ежегодно нанимать около 200 000, что было бы почти невозможно…»

При этом он обращает внимание и на другие сопутствующие социально-экономические факторы, такие как затраты на обучение и адаптацию новых сотрудников.

Почему Генри Форд платил своим работникам высокую зарплату

Предприниматель считал, что чем больше получает работник, тем больше он может потратить на приобретение полезных ему товаров. Это в свою очередь обеспечит заработок работникам других предприятий, которые впоследствии смогут стать клиентами завода «Форд» и, таким образом, выплаченные работниками деньги снова вернутся в компанию. Форд считал, что зарплата – это выплачиваемая вперед прибыль организации. При этом он допускал, что по окончании года прибыль может быть больше запланированной. Он начал распределять дивиденды от прибыли между работниками. Форд считал, что каждый работник, даже если это мальчик на посылках, является компаньоном предпринимателя, поскольку тот зависит от его помощи. «Шеф является компаньоном своего рабочего, а рабочий товарищем своего шефа; поэтому как о том, так и о другом, бессмысленно утверждать, что он является единственно необходимым», – говорил Форд. Однако размер оплаты труда и выплачиваемых премий, безусловно, зависел от выполняемой работы. Следуя своему знаменитому «конвейерному» принципу, Форд ввел систему, согласно которой выполняемые работниками функции были замерены хронометрическим способом и тарифицированы. Он считал, что зарплата должна обеспечить работнику в первую очередь достойную жизнь. Если работник имел семью, то, соответственно, он должен был получать больше, так как ему необходимо заботиться о жене и детях. При этом работник должен был действительно заботиться о своей семье. За соблюдением этого условия следила заводская социальная служба, инспекторы которой проверяли, действительно ли работник проживал вместе со своей семьей и обеспечивал ее всем необходимым. Впрочем, холостые работники также могли претендовать на повышенную оплату, если вели здоровый образ жизни. Генри Форд любил повторять: «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается».

Генри Форд: люди чаще сдаются, чем терпят поражение

Генри Форд известен нам, как американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.

Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения.

Капитализация основанной Фордом компании «Ford Motor Company» достигает $64 млрд в 2013 году.


Генри Форд известен нам также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства, например, на чикагских бойнях в XIX веке.

Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную, то есть нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации, продукцию — автомобиль.

Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм.

Биография

Родился в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях Детройта. Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт. В 1891—1899 годах исполнял обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Форд Мотор Компани, которая первоначально выпускала автомобили под маркой Ford A.

«Форд мотор компани» столкнулась с конкуренцией синдиката автомобилестроителей, претендовавшего на монополию в этой сфере.

В 1879 г. Дж. Б. Селден запатентовал проект автомобиля, который не был построен; он содержал лишь описание основных принципов. Первый же выигранный им судебный процесс о нарушении патентного права побудил владельцев ряда автомобилестроительных компаний приобрести соответствующие лицензии и создать «ассоциацию законных фабрикантов». Судебный процесс против «Форд мотор компани», инициированный Селденом, длился с 1903 по 1911 г. «Законные фабриканты» угрожали вызовом в суд и покупателям автомобилей Форда. Но тот действовал мужественно, публично обещая своим покупателям «помощь и защиту», хотя финансовые возможности «законных фабрикантов» намного превышали его собственные. В 1909 г. Форд проиграл процесс, но после пересмотра дела суд решил, что ни один из автомобилестроителей не нарушал права Селдена, так как ими использовался двигатель другой конструкции. Монопольное объединение тут же распалось, а Генри приобрел репутацию борца за интересы потребителей.

Наибольший успех пришёл к фирме после начала выпуска модели Ford T в 1908 году. В 1910 году Форд построил и запустил самый современный завод в автомобильной промышленности — хорошо освещенный и хорошо вентилируемый «Хайленд парк».

На нём в апреле 1913 года начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера. Первой сборочной единицей, собранной на конвейере, стал генератор. Принципы, опробованные при сборке генератора, применили ко всему двигателю в целом.

Один рабочий изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты. Когда сборка была поделена на 84 операции, производимых 84 рабочими, то время сборки двигателя сократилось больше, чем на 40 минут.

При старом способе производства, когда автомобиль, собирался на одном месте, на сборку шасси уходили 12 часов 28 минут рабочего времени. Была установлена движущаяся платформа и различные части шасси поступали или при помощи крюков, подвешенных на цепях, или на небольших моторных тележках. Срок изготовления шасси сократился более чем вдвое.

Через год (в 1914 году) компания подняла высоту сборочной линии до пояса. После этого не замедлили появиться два конвейера — один для высоких и один для низких ростом.

Эксперименты распространились на весь производственный процесс в целом. Через несколько месяцев работы сборочного конвейера время, необходимое для выпуска модели Т сократилось с 12 часов до двух и менее.

С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля.

В 1914 году ввел самую высокую в США минимальную заработную плату — 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 года не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах.

В 1914 году заводы корпорации начали работать круглосуточно в три смены по 8 часов, вместо двух смен по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек.

«Повышенная зарплата» в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.

В годы Первой мировой войны Форд с группой пацифистов по своей инициативе приплыл в Европу на корабле «Оскар-2» как посланник мира, убеждая всех как можно скорее прекратить войну. Он был жестоко высмеян европейскими газетами и вернулся в США.

Весной же 1917 г. Форд изменил свое отношение к войне. Заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей развернулось производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти», а в самом конце войны — легких танков и даже подводных лодок. При этом Форд заявил, что не собирается наживаться на военных заказах и возвратит государству полученную им прибыль. И хотя нет подтверждения, что это обещание было Фордом выполнено, оно было одобрено американским обществом.

В 1925 году Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Кроме этого Форд начал субсидировать фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её и сам занялся производством авиалайнеров. Первым продуктом его предприятия стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Наиболее успешной оказалась модель Ford Trimotor (Форд Тримотор) по прозвищу «Жестяной Гусь» (англ. Tin Goose), пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный моноплан, производившийся серийно в 1927—1933 компанией Генри Форда Ford Airplane Company. Всего было выпущено 199 экземпляров. Ford Trimotor находился в эксплуатации до 1989 года.

В 1928 году Форду вручена Медаль Эллиотта Крессона института Бенджамина Франклина за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство.

Он оставался руководителем компании до 1930-х годов, когда из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами он передал дела своему сыну Эдселу, но после его смерти в 1943 году вновь вернулся на пост главы фирмы. В 1945 году Генри Форд окончательно передал управление компанией своему внуку Генри Форду II. Скончался 7 апреля 1947 года в возрасте 83 лет.

Взгляды и убеждения

Форд был одним из первых, кто реализовал на практике идеи капитализма благосостояния (англ. welfare capitalism), направленные на улучшение условий жизни рабочих и на сокращение текучести кадров, из-за которой многие подразделения нанимали по 300 человек в год для заполнения 100 рабочих мест. Акцент делался на эффективности — то есть на найме и удержании лучших сотрудников.

На тот момент в Детройте ставки заработных плат уже были довольно высоки, однако действия Форда вынудили его конкурентов еще более увеличить их, дабы не лишиться лучших сотрудников. В понимании самого Форда, компания таким образом делилась прибылью с работниками, что позволяло им, например, приобретать выпускаемые фирмой автомобили. В конечном счете упомянутая политика оказала положительное влияние и на экономику в целом.

На участие в прибыли могли рассчитывать сотрудники, проработавшие в компании более 6 месяцев и не отступавшие от определенных правил поведения, установленных «общественным департаментом» компании.

В частности, под понятие неподобающего поведения подпадали злоупотребление алкоголем, азартные игры, невыплата алиментов и т. п. В штате департамента насчитывалось 50 специалистов, следивших за соблюдением указанных корпоративных стандартов. Позднее, в 1922 году, Форд отстранился от наиболее навязчивых форм контроля над сотрудниками, признав, что вторжение в личную жизнь людей, пусть даже и с целью повышения их благосостояния, уже не соответствует требованиям времени.

Мысли Генри Форда о бизнесе

  • Успешные люди вырываются вперед, используя то время, которое остальные используют впустую.
  • При наличии энтузиазма вы можете достичь всего. Энтузиазм — это блеск ваших глаз, стремительность походки, крепость рукопожатия, непреодолимый прилив энергии и воли для претворения в жизнь ваших идей. Энтузиасты — это борцы. Энтузиазм — краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности.

Неудача есть лишь возможность более разумно попытаться еще раз.

  • Спрашивать: “Кто должен быть боссом” — все равно, что спрашивать: “Кто должен быть тенором в этом квартете”. Конечно тот, кто может петь тенором.
  • Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать что вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придет внезапно. Так было всегда.
  • Мысли о будущем, постоянные размышления о том, как сделать больше, порождают такое состояние ума, при котором ничто не кажется невозможным.

Любой клиент может получить автомобиль выкрашенный в тот цвет, в который он хочет — до тех пор пока этот цвет — чёрный.

  • Мудрые люди настолько умны и практичны, что абсолютно точно знают, почему нереально то или иное; они почему-то склонны к ограничениям. Именно поэтому я предпочитаю не иметь дел с дипломированными специалистами. Если бы у меня возникло желание разделаться с конкурентами нечестными способами, обязательно посоветовал бы им парочку специалистов. Они обычно дают так много полезных советов, что у них не остается времени на работу.
  • Свобода — это право работать разумное количество времени и получать за свой труд соответствующее вознаграждение для обеспечения приличного уровня жизни, право иметь возможность распоряжаться своей собственной жизнью.
  • На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днем он должен думать о ней, а ночью — она ему сниться.
  • В привычке копить легко дойти до абсурда. Лучше научить ребёнка правильно расходовать деньги, чем экономить их. Молодые люди должны учиться вкладывать, а не откладывать. Им следует вкладывать заработанные деньги в себя же, чтобы повышать свою ценность и полезность; после того как они достигнут вершин полезной деятельности, придёт время и для того, чтобы откладывать большую часть доходов в качестве гарантированного обеспечения будущего. Принцип пользования является единственно верным.

Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.

  • Я избрал следующий лозунг: “Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам”. С того дня, как на улице показался первый автомобиль, я был уверен в его необходимости. Эта уверенность привела меня прямым путем к одной цели — построить автомобиль для широкого пользования.
  • Почему-то всегда думают прежде всего о том, как бы сделать производство подешевле, а не как бы упростить сам товар. А начинать надо именно с него.
  • Чем острее жажда денег, тем меньше шансов их получить. Но если работаешь с мыслью об общественном благе, чувствуя свою правоту и получая от этого удовлетворение, деньги появляются сами собой.
  • Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Я считаю, что нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права. В цивилизации нет места тунеядцам.

Если ты будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды.

  • Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую — ту, которая ведет через труд.
  • Поставьте перед определенным числом людей определенную задачу, и со временем они ее выполнят; но не спрашивайте заранее, может ли быть выполнено то, чего вы хотите, ибо в этом случае вам ответят лишь целым рядом доводов, доказывающих неосуществимость вашей цели.
  • Вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости. Такие дураки живут достаточно долго, чтобы доказать, что они вовсе не дураки, или же начатая ими работа продолжает жить и доказывать это.
  • Каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу.

Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра.

  • Если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.
  • Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Все находится в движении и с самого начала было предназначено к этому. Жизнь течет. Мы живем, быть может, постоянно на одной и той же улице и в том же доме, но человек, который живет там, с каждым днем другой.
  • Лучший друг — тот, кто поможет нам проявить лучшее, что заключено в нашей душе.
  • Я старался прожить свою жизнь так, как это хотелось бы моей матери.
  • Каждый раз, когда я вижу Alfa Romeo, я снимаю шляпу.
  • Лучшая машина — новая машина.
  • Человек умирает тогда, когда перестаёт меняться, а похороны — просто формальность.

Антисемитизм и поддержка нацистов

В 1918 году Форд приобрёл газету The Dearborn Independent, в которой с 22 мая 1920 года публиковались антисемитские статьи, а также по частям полный текст Протоколов сионских мудрецов.

Изолируйте 50 самых богатых евреев — и войны прекратятся.

В ноябре 1920 года подборка статей из «Дирборн индепендент» была опубликована отдельной книгой под названием «Международное еврейство», которую позднее активно использовала нацистская пропаганда.

16 января 1921 года 119 видных американцев, включая 3 президентов, 9 госсекретарей, 1 кардинала и множество других государственных и общественных деятелей США, опубликовала открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда.

В 1927 году Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок:

Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершённые мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения.

Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера. Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба». Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала у Гитлера интервью в 1931 году и отметила портрет Генри Форда у него над рабочим столом.

«Генри Форда я считаю своим вдохновителем», — отозвался Гитлер об американском автомобильном магнате.

Тема влияния Форда и его книги на немецких национал-социалистов исследована Нейлом Болдуином в книге «Генри Форд и евреи: конвейер ненависти». Болдуин указывает, что публикации Форда были важнейшим источником воздействия на молодых нацистов в Германии. Аналогичного мнения придерживается автор книги «Генри Форд и евреи» Алберт Ли.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Читайте также: