Как изменить звук иж юпитер 5

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Тюнинг "ИЖ Юпитер-5" своими руками: интересные идеи и пошаговое описание

Тюнинг «ИЖ Юпитера-5» владельцы начали производить с момента выпуска этого мотоцикла (1985 год). Это позволяло улучшить тяговые характеристики техники и придать ей оригинальный облик. Популярность указанной двухколесной машины настолько велика, что актуальность эксплуатации не угасает и сегодня. Рассмотрим детальнее, как можно усовершенствовать надежный и доступный байк отечественного производства.

Тюнинг "ИЖ Юпитер-5" своими руками

Тюнинг «ИЖ Юпитера-5» своими руками

Рекомендации

Проводя тюнинг «ИЖ Юпитера-5», двухсекционные «сидушки» можно изготовить самостоятельно. Из толстого пластика вырезают основание с приданием заготовке требуемой конфигурации. Конструкцию оклеивают тонким слоем поролона для мебели, затем обшивают будущее сидение кожей.

На следующем этапе изменяют хвостовую часть:

  • Из строительного пенопласта вырезают желаемую форму.
  • Полученную фигуру обклеивают слоями посредством эпоксидного клея.
  • После высыхания состава вырезают пенопласт, остатки удаляют при помощи растворителя.

Такой хвостовик прекрасно поддается грунтовке и окрашиванию. Заднюю часть рамы переваривают под получившуюся новую деталь. К внешнему тюнингу «ИЖ Юпитера-5» относится замена штатной резины на спортивные дорожные аналоги, установка новых зеркал. Это придаст современный вид байку и положительно скажется на улучшении обзора. Кроме того, монтируют приборную панель от китайских мопедов, пульты управления на руле, ксеноновые световые элементы, светодиодные поворотники и «стоп».

Оригинальный тюнинг мотоцикла "ИЖ Юпитер-5"

Тюнинг двигателя «ИЖ Юпитер-5»: с чего начать?

Многие владельцы рассматриваемого мотоцикла недовольны мощностью техники. Силовой агрегат имеет значительный потенциал для усовершенствования. Предварительно следует удостовериться, что мотор находится в нормальном состоянии (целые ребра цилиндров и посадочные гнезда под подшипники в картере).

Суть модернизации узла заключается в исправлении недоработок штатной версии двигателя, поскольку она изготавливалась серийно с прицелом на максимальное удешевление производства. Перед разборкой мотор необходимо отмыть, а после – заменить все отечественные подшипники зарубежными аналогами, так как после доработки мощность агрегата увеличится, что приведет к возрастанию нагрузок. В случае нарушения нормы зазоров между цилиндром и поршнями, потребуется расточка до разрешенного ремонтного размера. Затем приступают к обработке продувочных каналов.

Модернизированный мотор для "ИЖ Юпитер-5"

Дальнейшая модернизация мотора

Идеи по тюнингу двигателя «ИЖ Юпитер-5» предполагают обработку наждачной бумагой всех остаточных неровностей на агрегате. Подобным образом отделывают впускные и выпускные каналы в цилиндрах, доводя их до гладкого состояния. Аналогичным способом полируется днище и поверхность поршней.

Коленвал в штатном исполнении слишком тяжелый. Его распрессовуют, протачивают щеки до показателя наружного диаметра 125 мм. Затем полируют шатуны до зеркального блеска. Усовершенствованный коленчатый вал подлежит сборке и балансировке в обязательном порядке. Этот вид модернизации позволит увеличить скорость байка до 160 км/ч.

Форсировку двигателя «ИЖ Юпитер-5» продолжают путем повышения компрессии. Для этого способом торцевания на 1,5-2 мм уменьшают камеры сгорания. Операцию выполняют на токарном станке, головки в патроне фиксируются посредством оправок. На этом этапе важно обеспечить идентичную обработку поверхностей (объем обеих рабочих камер должен быть строго одинаковым). Возрастание степени сжатия влечет за собой переход на топливо АИ-95 с выставлением раннего зажигания (на несколько градусов). Лучше всего установить электронный аналог с автоматическим опережением. Это даст возможность достичь высокой оборотистости и образованию искры в нужный момент.

Тюнинг двигателя "ИЖ Юпитер-5"

Доработка системы выпуска и впуска

Тюнинг мотоцикла «ИЖ Юпитер-5» осуществляют улучшением впускной части. Главным минусом этой системы является отсутствие клапана лепесткового типа и наличие только одного карбюратора на моторе в штатном исполнении. Этот элемент не позволяет развить большие обороты и мощность. Оптимальным выходом станет монтаж пары одинаковых карбюраторов вместе с двумя лепестковыми клапанами по типу «домиков».

Понадобится изготовить новые впускные патрубки конкретно под каждый цилиндр с возможностью установки корпусов под «лепестки». Детали обеспечивают подачу топливной смеси только во внутреннюю часть, что позитивно сказывается на наполнении цилиндров с повышением показателя мощности. Карбюраторы можно взять от идентичных по объему двухтактных иностранных байков, отечественного «Урала» или К-68. Также потребуется подобрать жиклеры под объем силового агрегата мотоцикла.

Выполняя тюнинг «ИЖ Юпитера-5», многие владельцы считают, что уместно монтировать прямоток с красивой выхлопной трубой. Специалисты категорически не советуют этого делать. Такое решение приводит к увеличению расхода горючего и снижению мощности. Выпускная система должна состоять из пары резонаторов. Не допускается объединение двух выхлопных элементов в один узел. Если требуется сделать звук выпуска отработанных газов тише, устанавливают глушащие насадки.

Тюнинг "ИЖ Юпитер-5"

Модернизация подвески

Штатная подвеска рассматриваемого мотоцикла вполне надежна и обладает хорошей ремонтопригодностью. Однако и ее характеристики можно несколько улучшить. Для этого выполняют следующие действия:

  • Монтируют регулируемые газовые амортизаторы. Их несложно найти в специализированных магазинах. В итоге повышается комфортабельность езды и устойчивость техники на трассе.
  • Меняют переднюю вилку. Чаще всего этот процесс сопровождается переделкой крепления детали.
  • Выполняют монтаж эргономичного руля.

Модернизация мотоцикла "ИЖ Юпитер-5"

Установка обтекателя

Это одна из самых популярных процедур при проведении тюнинга мотоцикла «ИЖ Юпитер-5». Стоит отметить, что указанная задача довольно сложная, требует специфических навыков и знаний. На заводах работают группы инженеров, занимающиеся разработкой и созданием обтекателей. До недавнего времени для этого использовались способы плазового проектирования, сейчас применяются системы автоматической разработки. Готовые элементы проверяются в аэродинамических трубах на оценивание их поведения в воздушном потоке.

Самостоятельно сделать указанные детали весьма проблематично, поэтому работу лучше доверить специалистам. В подтверждение этого свидетельствуют многочисленные отклики пользователей, указывающие на ухудшение динамики байка и наличие неровностей на поверхности обтекателя. Процесс не только трудоемкий, но и требующий профессионального оборудования и подготовки.

"ИЖ Юпитер-5": тюнинг

Что говорят владельцы?

Как показывают отзывы, тюнинг «ИЖ Юпитера-5» своими руками провести вполне реально. Он не ограничивается манипуляциями, указанными выше. Поскольку изменение одного узла ведет к необходимости трансформации сопряженных блоков, пользователи рекомендуют усилить ходовую часть, произвести балансировку колесных ободов, укрепить маятник. Штатную раму советуют оснастить ребрами жесткости. Кроме того, при модернизации часто устанавливают дисковые тормоза, утолщенную фронтальную вилку, а также производят покраску мотоцикла в оригинальных цветовых сочетаниях. Если правильно и грамотно подойти к процессу тюнинга, результат может превзойти самые смелые ожидания.

иж юпитер-5 на литье

Переделывать надо с умом

тюнинг иж юпитер-5

В сети можно найти немало материалов на эту тему. Но относиться к ним следует с большой осторожностью. Некоторые рекомендации откровенно противоречат здравому смыслу, результат иных переделок может оказаться непредсказуем. Попробуем помочь советом тем, кто решил выполнить тюнинг Юпитера 5 своими руками.

Существует несколько направлений для внесения изменений в конструкцию популярной модели:

  • Коррекция внешнего вида мотоцикла.
  • Доработка или переделка подвески.
  • Тюнинг двигателя.

Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Коррекция внешнего вида мотоцикла

синий иж юпитер-5

Изменение внешности может происходить разными способами. Среди наиболее распространенных:

  • Установка обтекателя.
  • Замена топливного бака.
  • Переделка сидения.
  • Покраска мотоцикла.

Ранее для этого применялись методы плазовой разработки, а сегодня используются системы автоматического проектирования. Готовые детали продуваются в аэродинамических трубах, чтобы можно было оценить их поведение в воздушном потоке.

Не владеющий специфическими навыками человек, несмотря на все свои таланты, с высокой долей вероятности получит результат сомнительного качества. Поверхность обтекателя будет неровной, что хорошо заметно на размещённых в сети иллюстрирующих тюнинг Юпитер 5 фото. Аэродинамика мотоцикла может не улучшиться, а ухудшиться. Учтите всё это прежде, чем решитесь взяться за изготовление и установку обтекателя.

Замена топливного бака – вполне оправданное решение. Но не стоит пытаться изготовить сложную деталь самостоятельно. Это непростая задача даже для предприятий, имеющих специальное технологическое оснащение. Разумнее и проще подобрать уже готовый топливный бак с какой-нибудь другой модели мотоцикла.

Переделка сидения. Можно попытаться внести изменение в штатную конструкцию, перетянув её новым материалом вроде кожи или хорошего заменителя, и установив новый наполнитель. Но оригинальное сидение имеет значительную массу. Для уменьшения веса мотоцикла имеет смысл, как и в случае с топливным баком, подобрать деталь с другой техники.

Покраска ИЖ Юпитер-5 – дело хорошее. Тут можно дать развернуться своей фантазии. Но наилучших результатов удастся добиться, если знать законы сочетания цветов или посоветоваться с профессиональным дизайнером. В противном случае вместо стильного сочетания контрастных цветов можно получить расцветку типа «вырви глаз».

Если вы заинтересованы в том, чтобы лакокрасочное покрытие было долговечным, предварительно нанесите слой качественного грунта и откажитесь от использования нитрокраски, отдав предпочтение алкидным или полиуретановым эмалям.

Доработка и переделка подвески

иж юпитер-5 тюнингованный

Оригинальная подвеска мотоцикла ИЖ Юпитер-5 надёжна и обладает неплохой ремонтопригодностью. Восстановить её несложно, но лучшие результаты удаётся получить, внеся некоторые изменения в конструкцию.

Установка регулируемых газовых амортизаторов. Сегодня в продаже несложно найти подходящие по параметрам газовые амортизаторы, которые можно использовать в конструкции задней подвески для тюнинга ИЖ Юпитер-5. В идеале можно улучшить ездовой комфорт и улучшить устойчивость машины на трассе.

Замена передней вилки. Такое тоже возможно, но, скорее всего, потребует переделки её крепления.

Установка другого руля не возбраняется, если не ухудшает эргономику посадки наездника.

Тюнинг двигателя

Тюнинг ИЖ Юпитер-5 - своими руками


Устанавливавшийся на мотоцикл двухцилиндровый двухтактный мотор рабочим объёмом 347,6 куб. см. чаще всего имеет воздушное охлаждение. Число выпущенных в последние годы производства моделей, на которых использовалось жидкостное охлаждение, ничтожно. Мощность, которую развивает движок – 24 л. с. – можно увеличить, произведя некоторые несложные доработки:

Не забывайте о том, что возросшая мощность улучшит разгонную динамику мотоцикла, но не даст существенного прироста скорости. Для увеличения скорости придётся менять передаточные числа трансмиссии, подбирая другие звёздочки на коробку передач и заднее колесо.

Не тюнинг, а реставрация

оригинальный иж юпитер-5

Впрочем, модернизация – это не единственный путь для обладателей популярной модели. Ведь возраст многих мотоциклов уже перевалил за два десятилетия, а значит, что их уже можно отнести к разряду раритетных. Восстановление ИЖ Юпитер-5, его реставрация и доведения до оригинального состояния также вполне оправданы.

Легендарный мотоцикл, выглядящий так, словно он только вчера сошёл с конвейера, будет привлекать к себе взгляды не меньше, чем тюнингованная версия. Вот только как следует восстановить технику, выполнив её квалифицированный ремонт, часто оказывается гораздо сложнее, чем переделать на свой вкус.

Тюнинг ИЖ Юпитер-5 своими руками

Тюнинг ИЖ Юпитер-5 своими руками

Первый всенародный любимец был изготовлен еще в далеком 1985 году. Именно тогда сошел с конвейера первый мотоцикл ИЖ Юпитер-5. За прошедшие почти три десятка лет он не потерял своей актуальности для любителей мототехники. Отечественных байкеров, которым достаточно не просто купить Харлей-Дэвидсон в силу финансовых возможностей, вполне удовлетворяет детище отечественного мотопрома, тем более, что если применить умелые руки, немного старания, то с помощью тюнинга ИЖ Юпитер-5 можно сделать мотоцикл, который по свои техническим характеристикам если не превосходить своего заокеанского собрата, то по крайней мере, не уступать.

Владельцам иностранных марок намного проще, так как под рукой всегда есть каталог по тюнингу мотоциклов, а вот владельцам «Юли» остаётся только одно – засучить рукава и приступать к тюнингу ИЖ Юпитер-5 самостоятельно, своими руками, опираясь только на свой собственный опыт и технические возможности.

Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер-5 своими руками

Тюнинг_Иж

Практически все обладатели мотоцикла начинают преобразования с глушителя. Установленные хромированные «банки» могут придать солидности, но будут «душить» мотор. Поэтому при такой модернизации придется менять впуск. Правильно настроенный резонатор, имеющий отдельную глушащую часть, позволит двигателю не только свободно «дышать», но и при работе на определенных оборотах сможет обеспечить подхват.

Для «Юпитеров», у которых кубатура каждого цилиндра 175м 3 идеально подходят настроенные резонаторы от мотоциклов ковровского завода. Здесь уже все зависит от вашего желания – хотите, чтобы он «выстрелил» на верхах, то тогда вам подойдет резонатор от СМБ-2, мощности в «середине», то резонатор от «ЗиД-200».

Тюнинг_Иж

Глушащий насадок

Изготовить такой насадок можно из старого глушителя «пятого» или «четвертого» «Юпитера» или «четвертой»-«третьей» «Планеты». Использовать для изготовления насадки следует цилиндрический отрезок без перегородок. «Флейту» необходимо делать из теплоустойчивого материала, для этого может подойти соединительный патрубок глушителя от мотоцикла «Урал».

В нем надо будет просверлить отверстия, а свободное пространство между корпусом и трубкой следует заполнить стекловатой. Выхлопной патрубок можно оставить родной. Его следует только немного укоротить и соединение сделать сварное, а не болтовое.

Тюнинг_Иж

Следующим шагом будет усовершенствование системы впуска. Программой минимум будет установка карбюратора от мотоцикла «Планета-5»,где диаметр диффузора составляет 32мм. Для этого необходимо впускные окна во фланце патрубка и цилиндрах немного распилить. Для существенного повышения динамики разгона с одновременной синхронной работой цилиндров, понадобятся два карбюратора.

На мотоциклах иностранного производства карбюратор на каждый цилиндр устанавливаются уже давно и стали нормой. От штатного патрубка понадобятся фланцы, с помощью которых производится крепление к цилиндрам. Кроме этого, необходимо будет выточить две алюминиевые втулки, а от впускного патрубка «Планеты» потребуется отрезать привалочный фланец карбюратора.

Второй фланец можно будет взять от старого «юпитерского» карбюратора. Сварку деталей необходимо производить аргоном, после чего подогнать узел до полного совпадения зазоров. Если образовались небольшие щели, то их можно заполнить эпоксидкой или «холодной сваркой». Применяя эпоксидный клей в качестве наполнителя можно использовать алюминиевые опилки или пудру.

Для обеспечения равномерной тяги до разгона 100км/ч подходят К 65В от мотоцикла «Восход». Желательно произвести замену главных топливных жиклеров, игл и распылителей, ремкомплекты для этих карбюраторов стоят на рынке относительно не дорого. В поплавковой камере уровень топлива можно оставить прежний. Завершив с карбюратором, можно приступать к модернизации воздушного фильтра.

Остается одна из самых важных по своей значимости работ – доводка цилиндров и поршневой группы. Более формирован двигатель от «Юпитер-5», поэтому возни с ним будет намного меньше. На рисунке красные линии относятся к развертке доработанных цилиндров «Спорт», черные показывают стандартный вариант «Классик». Повышение мощности двигателя можно будет добиться за счет подрезки верхней кромки выпускного окна на 1,5-2мм.

Тюнинг_Иж

Чтобы повысить мощность мотора “Ю-5” за счет наращивания оборотов, подрежьте верхнюю кромку выпускного окна на 1,5-2 мм. Обязательное условие – одинаковый вес поршней, при этом окна должны совпадать с продувочными окнами в цилиндрах и ни в коем случае, не перекрывать их. С кромок поршневых колец необходимо будет снять фаску.

Потребуется облегчить поршневые пальцы, за счет проточки на конус на конце. С торца пальцев также необходимо снять фаску. «Хвостики» стопорных потребуется откусить, чтобы их не подрезал поршневой палец.

Для дальнейшей доработки потребуется найти коленвал, имеющий игольчатый подшипник верхней части. Такой вал можно найти на «жидкостном» «Юпитере». Такой вал является взаимозаменяемым с другими моделями. Чтобы была лучшая смазка подшипника, в головке необходимо будет просверлить два отверстия, диаметр которых должен быть в пределах 3-3,5мм., как это делают на «Планете». Как показывает практика, штатные алюминиевые сепараторы, установленные на заводе, не отличаются надежностью.

Головки цилиндров потребуется поджать, подрезав на токарном станке их концы. Объем камеры сгорания можно определить методом пролива, он должен находиться в пределах 19см 3 .Наращивать степень сжатия еще больше не рекомендуется, так как головки цилиндров могут потерять жесткость. После всех произведенных переделок, придется ездить на Аи-92. В конце потребуется отрегулировать угол зажигания и установить новые свечи Brisk OT“Jawa” или , PAL.

Такая доработка поможет увеличить мощность двигателя до 35-37 л.с., обороты двигателя при этом будут составлять 7100об/мин.

Тюнинг двигателя иж юпитер 5. Четыре цилиндра вместо двух. Возможно ли?

Иж Юпитер с 4 цилиндрами

Мне всегда хотелось иметь большой мощный мотоцикл с хорошими динамическими качествами, превосходящими если не японские мото, то хотя бы резвые автомобили. К сожалению, у меня имелся только ИЖ-Юпитер (не у всех есть деньги на японские мото). Аккуратный такой, надёжный, бодрый, по ижевским меркам, мой Ижик.

История создания одного Ижа.

Иж Юпитер с 4 цилиндрами

Иж Юпитер с 4 цилиндрами

4 цилиндра Иж Юпитер

Дальнейшая доработка состояла в изготовлении тормоза заднего колеса. Я сначала придумывал систему рычагов, но потом сделал привод тросиком.

4 цилиндра Иж Юпитер

Иж Юпитер с 4 цилиндрами

Вывод: такой самодельный мотор вполне может существовать, эта задумка осуществима в гаражных условиях (я доказал это себе и не только себе), но его можно сделать долговечнее и надёжнее, имея более богатый арсенал станков (минимум токарный, координатно-расточной). Из поломок у меня рвало шпонки на коленвалах (вытачивал и подгонял по разбитому отверстию), потом сорвало шпонку на маховике между валами (чуть допилил шпоночные пазы, выточил одну сплошную шпонку на два коленвала), были проблемы с запуском (быстро стерся заводной сектор на корзине сцепления), и сцепление хоть и было в отличном состоянии, всё равно его не хватает -по трассе идёшь сто километров в чес, резко даёшь газ, мотоцикл вяло ускоряется, хотя обороты сразу идут вверх. Пока это не вылечил. Может быть, решит эту проблему сцепление от японского мотоцикла) . Пока на этом остановился, но если будет время, обязательно вернусь к этой теме и всё доделаю, в голове множество идей, но то, что работает теоретически, не всегда работает на практике.

Тюнинг ИЖ Юпитер 5 своими руками

Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

ИЖ Юпитер 5 – легенда советского мотоциклостроения. Популярная модель среди всех возрастов от мало до велика. С высокими техническими и ездовыми параметрами. Мощь движка — 25 лошадиных сил, высшая планка скорости -140 километрам в час, этот байк впервые сошел с конвейера в 1985 году.

Хозяева такого двухколесного коня стремятся по полной программе апгрейдить свой мотоцикл. Его стоимость на родном рынке колеблется от 650 до 700 долларов. ИЖ Юпитер 5 просто создан для тюнинга. Но доводит его до ума имеет смысл вначале с его внешнего вида.

ИЖ Юпитер 5 тюнинг. Начало


Тюнинг иж юпитер 5 сам по себе не очень сложен. Вначале делается легче сама конструкция мотоцикла, ликвидируется все лишнее. Имеет смысл удлинить раму , это придаст стиля. Для произведения большего впечатления технических возможностей вместо стандартной панели приборов имеет смысл поставить снятую панель с «шестерки». Тахометр, спидометр и температурный датчик прекрасно подходят в стандартные дыры панели мотоцикла, подобный апгрейд меняет внешний вид аппарата, омолаживает его, особенно эффектно будет смотреть на панели приборов светодиодная подсветка.

Тюнинг юпитер 5 предполагает очень много изменений во внешности. К примеру, чтобы повысить комфортность можно произвести перетяжку сидений. Сменить ее либо на хорошую кожу, либо на качественный кожезаменитель. Также можно сменить руль на более представительный и удобный, сменить подножку, покрасить в другой цвет, поставить более большие спортивные диски и зеркала заднего вида.

Для улучшения безопасности когда производится тюнинг мотоцикла иж юпитер 5 монтируются новые защитные дуги и щитки, защищающие райдера от попадания грязи. Самостоятельно вполне реально создать собственноручно передний обтекатель и более стильные кофры спереди мотоцикла. Многие умельцы подгоняют стиль ИЖ Юпитер 5 под японскую модель Suzuki Bandit 650, в этом случае нужна большая и трудоемкая работа с деталями.

Движок ИЖ Юпитер обладает движок, который просто создан для механического тюнинга. По сравнению с заводским вариантом после доработок двигатель чудесным образом улучшает свои ходовые показатели.

Мото тюнинг

В этой статье хочу поделиться опытом создания защитных дуг на мотоцикл своими руками в гаражных условиях. В качестве подопытного взят Yamaha YBR-125. Если кто-то сомневается в своих силах, но подумывает изготовить дуги своими руками — обязательно посмотрите и почитайте, этот пост добавит уверенности и решимости. Методом проб и ошибок мы постарались разобраться и для себя понять технологию изготовления дуг. «Технологический процесс» (если можно так назвать постоянное повторение «порежь-погни-примерь-привари») полностью заснят на видео, и поделен на пять, относительно коротких, частей. Просмотр всего материала займет чуть более 15 минут (с перемотками и того меньше). Если после просмотра останутся вопросы — задавайте их в комментариях, с радостью отвечу!


По-хорошему, перед началом изготовления дуг надо не только определиться с желаемой формой, но и посчитать конструкцию в какой-нибудь софтине на предмет прочности. Только «по-хорошему» обычно плохо уживается с шилом в заднице и, вместо расчёта прочности, голова доверяет прошлому опыту. На старом мотоцикле брата (Honda CB-750) стояли дуги от учебной версии и они отлично выполняли свою защитную роль — при этом труба там была внешним диаметром около дюйма. Для дуг на легкий мотоцикл такой трубы будет более чем достаточно (это 12-14 миллиметров внутреннего диаметра и 3-4 миллиметра стенок). Такие трубы начнут деформироваться раньше труб рамы и, в то же время, обладают достаточным запасом по прочности. По уму надо покупать цельнотянутую холоднокатаную трубу — она и гнётся проще и прочность у неё выше, но мы не стали заморачиваться. Сгоняли на соседнюю металлобазу и купили шовную трубу.

Трубы гнули шестнадцатитонным трубогибом арбалетного типа одной популярной китайской фирмы. Инструмент, конечно, добротный, с кучей оснастки на самую ходовую трубу, но, с некоторыми минусами. В первую очередь, его жёсткость в поперечной плоскости мала: вертикальные стойки сделаны из полос без усилителей, из-за чего постоянно уходит плоскость заготовки, т.к. шпилек на осях упоров недостаточно для жёсткой центровки упоров относительно чаши центрального упора. Во вторую очередь, сама конструкция накладывает определённые ограничения на угол гибки и габаритные размеры детали. Из-за этих двух минусов сложные детали малого размера таким трубогибом гнуть получается не очень быстро и не очень точно.

Чтобы изготовить симметричные дуги и сделать (чем чёрт не шутит?) задел для копирования на будущее, необходимо предварительно подготовить шаблон боковых лопухов. В первой части видео пойдет разговор именно про изготовление шаблона дуг. Визуально, на мотоцикле определяем места верхнего и нижнего креплений. На Yamaha YBR-125 верхнее крепление дуг располагается в районе сигнала клаксона, нижнее — в районе фиксации двигателя на раме. Далее, прикидываем форму дуг, предусматриваем поверхность и точку опоры для скользячек, гнем трубу, отрезаем всё лишнее, зачищаем металл.

В итоге, на изготовление шаблона ушло примерно 90 сантиметров трубы. После изготовления шаблона можно будет заняться изготовлением самих боковых лопухов дуг и их подгонкой.

На бумаге схематично рисуется конструкция: дуги будут состоять из двух симметричных лопухов, соединяющихся в верхней части промежуточной дугой (работающей силовым элементов для полосы, работающей на крепёж). Снизу будут два боковых крепления на один из болтов переднего подрамника двигателя, соединённых с боковыми лопухами дуг примерно посередине каждого лопуха. По прикидкам такие крепления не должны упираться в выпускное колено. Сверху дуг, при этом, будет достаточно места для установки дополнительных элементов под защиту от скользячки (если будет желание такие установить на манер мини-дуг одной известной конторы) и для установки дополнительных креплений на задний подрамник двигателя, если покажется, что существующих креплений недостаточно.

Сама конструкция дуг позволяет широко варьировать как остающийся клиренс после их установки, так и их ширину: для этого достаточно боковые лопухи немного повернуть относительно верхней маленькой дуги вперёд, а сами боковые лопухи свести или развести до необходимой ширины. Конечно, для большего диапазона регулировок надо и сам шаблон сделать чуть более длинным в нижней части.

К верхней соединительной дуге привариваем трехмиллиметровую стальную полосу. В полосе сверлим два отверстия, через которые дуги будут притягиваться к раме мотоцикла простым ВАЗовским хомутом для выпускного тракта классической модели (его диаметр один в один с диаметром трубы рамы YBR; совпадение? не думаю! ).

Нижние крепления изготовим из той же трубы, только на одном торце сформируем посадочное ушко, спрессовав трубу в плоскость с нужным углом посадки. В качестве пресса используем пару «трубогиб — швеллер».

Для того, чтобы дуги встали правильно, нужно будет либо собирать кондуктор и сборочный стапель, либо смонтировать все детали на мотоцикл и приварить на нём прихватками, а потом проварить уже нормально, сняв «конструкцию» с мотоцикла. Борьба между желаниями «сделать всё правильно» и «сделать всё быстро» предсказуемо закончилась традиционным русским вариантом: за верхнее крепление притягиваем дуги к раме мотоцикла, у нижних креплениях сверлим отверстия в ушках, фиксируем нижние крепления на подрамнике и подтягиваем их к дугам с помощью струбцин. Прямо по живому прихватываем нижние крепления к дугам, стараясь не пожечь пластик мопедки и не приварить ненароком струбцины. Конструкцию снимаем с мотоцикла (перекрестив пальцы за прихватки) и уже в сторонке полностью провариваем все швы. Зачищаем металл — и дуги уже начинают походить на что-то приличное.

Стандартный болт крепления двигателе на переднем подрамнике коротковат для того, чтобы притянуть ушки креплений, поэтому заменяем его на более длинный. Гайку меняем на самоконтрящуюся.

Теперь устанавливаем дуги на мотоцикл и на верхнее крепление, и на нижнее. Дуги сидят крепко — как влитые. В качестве небольшого тестирования дуг заваливаем мотоцикл на бок, — и сразу видно, что мотоцикл дугами на 100% не защищен. Одних передних дуг точно не хватит (их надо ещё наращивать в ширину или ставить дополнительные задние дуги) для полной защиты от коцек. Но ноги райдера они защитят и, при падении на скорости, часть удара возьмут на себя, дефомировавшись. Мы подумали про третью точку крепления дуг к мотоциклу, но отказались, т.к. если дуги будут слишком жесткие, то появляется риск повреждения рамы. А этого совсем не хочется.

Перед покраской поверхность дуг полностью зачищается. В магазине стройматериалов покупаем краску для наружного применения с защитой от ржавчины. Краска так себе, но дуги — это рабочий элемент, и их один фиг придётся подкрашивать по мере появления затиров от чехла, коцек, потёртостей от падений и эта краска гарантирует повторяемость цвета, фактуры и стоит копейки. Возвращаемся в гараж, красим дуги на первый слой. Ждем 30 минут. Красим дуги на второй слой. Ждем трое суток до полного высыхания краски.

Устанавливаем покрашенные дуги на мотоцикл, — и так получилось, что через пару дней после установки дуг на мотоцикл, 12 мая 2020 в Перми было объявлено штормовое предупреждение. Пронесся ураган. Мотоцикл в это время был припаркован на открытой стоянке под уклоном и сильным ветром его уронило на левый бок. Из косяков — пара царапок на «хромучем» багажнике, царапки на пластиковой части левого зеркала, и отломленное крепление крышки аккумуляторного отсека (видимо от сотрясения, т.к. прямого контакта с дорожным покрытием не было). Главное, — пластик морды, всегда страдающий при таких падениях, цел. Таким образом, дуги себя окупили первым же падением.

Не бойтесь делать что-то своими руками, всё абсолютно реально. Нужны только инструмент, желание и немного времени. Даже не знаю, от чего больше получил удовольствие — от полученного результата или от процесса изготовления.

Кстати, да, точных размеров назвать не могу, их банально нет. Весь процесс проходил методом подгонки. Т.е. по такому технологическому процессу можно изготовить любые дуги любых размеров на любой мотоцикл. Изменятся детали, но суть останется той же. И самое ценное в этом то, что уходят боязни типа «я не смогу, это сложно», «получится откровенный колхоз», «нужен крутой инструмент». На самом деле, достаточно сварочника, болгарки и автомобильного домкрата на 5-8 тонн. «Нет трубогиба», «нет пресса», «кривые руки» — это всё отговорки для тех, кому не хочется хотя бы раз в жизни попробовать всё сделать самому, своими руками, и только после этого иметь законное основание на своё собственное мнение по вопросу. Как-то так.

ИЖ Юпитер 5. Тюнингуем движок


Иж юпитер 5 тюнинг по настоящему начинается с переделки движка. Первый этап перепрессовка коленвала и замена подшипников на модель от коленвала мотоцикла Ява. Есть вариант поставить подшипники игольчатого типа, от них более высокий эффект.

После замены подшипников нужно срочно их смазать и отполировать коленвал и впускные каналы коллектора двигателя, их вполне можно сделать больше. Кроме апгрейд мотоцикла включает в себя замену карбюратора с увеличенным диаметром диффузора на 32 миллиметра. К этому мотоциклу подходит карбюратор от других шедевров отечественного мотоциклостроения ИЖ Планета или мотоцикла Ява. Существуют специалисты которые увеличивают диаметр до 36 миллиметров, либо втыкают два карбюратора, по одному на каждый из цилиндров, в этом случае очень серьезно нужно подойти к процессу настройки.

ЭТО ВАЖНО! Мотоциклы для начинающих мотолюбителей

Поршневая система Юпитер 5

Юпитер 5 тюнинг это еще и доработка поршневой системы, такая работа изменяет мощь к лучшему. Прежде полируются поршневые «пальцы», обрабатываются шатуны, полируется головка блока цилиндров, ее нужно отскрябать от нагара. Под головки БЦ реально вставить медные прокладки от модели ИЖ Планета 5 и грамотно выставить угол опережения зажигания.

Когда закончили «мутузить»двигатель не забудьте поставить воздушный фильтр нулевого сопротивления для лучшего сгорания горючего. поставьте «банки» на глушитель или прямоток. Необходимо отполировать внутренность глушителя и модернизация проходит путем уменьшения сопротивление в камере выпуска.


Еще мастера-умельцы великого мотоциклетного дела советуют поменять стандартную систему зажигания мотоцикла ИЖ Юпитер 5 на бесконтактную. С «шестерки» и «восьмерки» берется и ставится на ИЖ коммутатор, датчик холла фирмы VAG или других зарубежных мотоаналогов, а катушку зажигания можно переставить с ОКИ. За счет мощной искры и меньшей нагрузки на штатный генератор мотоцикл станет функционировать ровнее и четче.

Улучшение технических характеристик

  • Двигатель

Двигатель Планеты-5 удобен для обработки. Разумеется, владельцам всегда хочется увеличить мощность. Для этого стоит перепрессовать коленвал, поменять оригинальные подшипники на подшипники от вторичного вала Явы.

При разборке стоит посеребрить верхнее кольцо и нижний сепаратор. После тюнинга двигателя его ресурс сокращается. Так что если вы используете мотоцикл для езды с обычной скоростью, не стоит ничего менять в двигателе, так как это сильно сокращает срок службы покрышек и заднего сцепления.

Для увеличения объема цилиндра следует срезать его верхнюю часть и расточить гильзу до 76 мм. После прокачки двигателя, Планета может разгоняться до 160 км/ч.

Заводское сцепление ИЖ Планеты-5 неплохо справляется с обычными нагрузками. Если вы ездите много, а водите агрессивно — стоит задуматься над заменой сцепления. При повышенной нагрузке из строя быстро выходят диски, поэтому стоит заменить один из них на утолщенный металлический. Это приведет к более сильному сжатию пружин, при котором не будет проскальзывания и сцепление будет выжиматься тяжелее.

Продвинутые механики могут поменять систему наддува. Производя тюнинг мотоцикла ИЖ Планета, не забудьте заменить воздухофильтр на заграничный. Качественная очистка воздуха увеличит мощность вашего «железного коня» и не позволит двигателю перегреться.

Смазка поршня усилит трение боковой стенки о зеркало цилиндра.

Таким образом, потратив некоторое количество времени и средств на тюнинг мотоцикла ИЖ Планета-5, вы получите отличного «железного друга». «Планета» изначально имеет хорошие технические характеристики — отличную тягу, высокую мощность, устойчивость к любым видам дорог.

Добавьте к этому приемлемую цену, легкость в обслуживании и доступность необходимых деталей, плюс ваши умения и фантазию — и вы получите мотоцикл, который долгие годы будет верой и правдой служить вам в условиях российского бездорожья.

[sc:ads5]

Тюнинг глушителя ИЖ Юпитер

Каждый мотоциклист и владелец ИЖа начинает апгрейл с глушителя. Новые солидные, красивые хромированные «банки» придают вальяжности и серьезности, но будут ограничивать работу движка. При таких манипуляциях необходимо менять впуск. Грамотно отрегулированный резонатор, обладающий глушащей частью, даст возможность движку не только свободно «дышать», но и при действии на определенных оборотах сможет гарантировать хороший подхват.

Для «Юпитеров», у которых кубатура каждого цилиндра 175м3 прекрасно подходят отрегулированные резонаторы от мотоциклов ковровского предприятия. Подходит резонатор от СМБ-2, мощности в «середине», или резонатор от «ЗиД-200».


Произвести насадки можно из старого глушителя «пятого» или «четвертого» «Юпитера» или «четвертой»-«третьей» «Планеты». В работе следует использовать цилиндрический отрезок без перегородок. «Флейту» необходимо делать из теплоустойчивого материала, подойдет для этого всего соединительный патрубок глушителя от мотоцикла «Урал». Там нужно сделать сверлом отверстия, а пустое пространство между корпусом и трубкой забить стекловатой. Выхлопной патрубок можно оставить заводской. Его нужно только немного обрезать и сварить, а не закручивать болтами.

Тюнинг двигателя иж юпитер 5. Четыре цилиндра вместо двух. Возможно ли?

иж юпитер-5 на литье

Тюнинг Иж Юпитер 5 – создание современной внешности

Итак, начнем с самого интересного! Как говорится: встречают по одёжке… Заводской облик мотоцикла имеет довольно унылую внешность. Если вам по вкусу спортивные мотоциклы, придется потрудиться над приданием новых форм мотоциклу. Стандартный бензобак уродлив, к тому же очень тяжелый. Эта часть байка сразу бросается в глаза, поэтому ставим обтекаемый бак от спортивного мотоцикла. Как правило, таких полно на разборках. Эта деталь носит характер не только внешнего преображения, но и улучшит чувство контроля, потому что позволяет коленями лучше держаться в седле. Подлежит замене и громоздкое сиденье. Это положительно скажется на весе мотоцикла, стандартное сиденье очень тяжелое.

Двух секционные новые сиденья можно сделать самому:

  1. Достаточно вырезать из листа толстого пластика основание, придать ему задуманную форму.
  2. Оклеить тонким слоем мебельного поролона, затем обшить эко кожей сидения.

Следующей процедурой будет изменение хвостовой части:

  1. Сначала, из строительного пенопласта вырежьте желаемую форму хвоста.
  2. Затем при помощи эпоксидного клея и стеклоткани обклейте форму слоями.
  3. После высыхания формы – вырезаем пенопласт, остатки удаляются растворителем.

Хвост из стеклоткани отлично поддается грунтовке и покраске. Дерзайте! Ну а заднюю часть рамы придется переварить под новый хвост, в зависимости от его формы и размеров. Хорошим улучшением станет замена старой резины на дорожную спортивную. Установка новых зеркал придаст современный вид, а главное улучшит обзор. Приборную панель можно поставить от китайского мотоцикла или мопеда, а так же пульты управления на руле. Не лишним станет установка ксенона в фару и замена всех лампочек, поворотников и стоп-сигнала на светодиодные. Пример Иж Юпитер 5 тюнинг фото:

ИЖ Юпитер 5 тюнинг

Установка обтекателя

Это одна из самых популярных процедур при проведении тюнинга мотоцикла «ИЖ Юпитер-5». Стоит отметить, что указанная задача довольно сложная, требует специфических навыков и знаний. На заводах работают группы инженеров, занимающиеся разработкой и созданием обтекателей. До недавнего времени для этого использовались способы плазового проектирования, сейчас применяются системы автоматической разработки. Готовые элементы проверяются в аэродинамических трубах на оценивание их поведения в воздушном потоке.

Самостоятельно сделать указанные детали весьма проблематично, поэтому работу лучше доверить специалистам. В подтверждение этого свидетельствуют многочисленные отклики пользователей, указывающие на ухудшение динамики байка и наличие неровностей на поверхности обтекателя. Процесс не только трудоемкий, но и требующий профессионального оборудования и подготовки.

Тюнинг двигателя Иж Юпитер 5

Многих владельцев Юпитера не устраивает мощность своего мотоцикла. В этой части статьи мы рассмотрим Юпитер 5 тюнинг двигателя. На самом деле двигатель Ижа имеет большой потенциал для увеличения мощности. Для начала убедитесь, что двигатель в более или менее нормальном состоянии, ребра цилиндров целые, посадочные места подшипников в картере не разбиты. В первую очередь тюнинг данной модели заключается в устранении «косяков» от плохого качества изготовления деталей серийной промышленности прошлых лет, так как в то время старались максимально удешевлять производство. Не забудьте отмыть двигатель перед разборкой. Разобрав двигатель, советуем заменить все подшипники на европейские или японские аналоги, ведь обороты после тюнинга мотоцикла Иж возрастут и увеличатся нагрузки. Если зазоры между поршнями и цилиндром не соответствуют норме – понадобится расточка до ближайшего ремонтного размера. Затем приступаем к обработке продувочных каналов. Как правило, это ступеньки на стыках между нижней частью цилиндра и поверхностью картера.

Переходы в стыке продувочных клапанов фото

Они создают сопротивление, и ненужное завихрение топливной смеси, это уменьшает скорость потока и не даёт получить максимальную мощность от двигателя. Сделать это можно при помощи шарошек и дрели.

После этого надо сгладить наждачной бумагой остаточные неровности. Так же наждачной бумагой обработайте впускные и выпускные каналы в цилиндрах, сгладив все неровности от литья. Причем впускной канал достаточно обработать до ровной шероховатой поверхности, а выпускной канал до максимально гладкого состояния для лучшего движения выхлопных газов, и для предотвращения отложения нагара. Дно и поверхность поршней аналогично надо отполировать до блеска. Для повышения степени сжатия, головки цилиндров Юпитера нужно торцевать на 1,5-2мм, чтобы уменьшить камеры сгорания. Делается это на токарном станке, головки крепятся в патроне при помощи оправок. Важно соблюсти одинаковую обработку поверхностей – объем обеих камер сгорания должен быть строго одинаковый. Повышение степени сжатия повлечет за собой переход на 95ый бензин, а зажигание выставляется на несколько градусов раньше. Старое контактное зажигание крайне рекомендуется заменить электронным с автоматическим опережением. Оно позволит достичь высоких оборотов, а искрообразование в нужный момент. При желании новое зажигание можно собрать самому. Коленчатый вал тоже подлежит доработке. Стандартный «коленвал» слишком тяжелый и предназначен для езды с коляской и загруженным мотоциклом. Придется распрессовать его, и проточить наружный диаметр щёк до 125 мм в диаметре, затем отполировать шатуны до зеркальной поверхности. Доработанный коленчатый вал подлежит сборке, и обязательной балансировке. Такой тюнинг Иж Юпитер 5 позволит разгоняться до 160 км/ч.

Технические характеристики.

Планета 5

Серийная Планета 5 имела следующие основные характеристики:

  1. база – 1,45 м;
  2. рама – сварная, трубчатая;
  3. размеры;
  4. Длина – 2,20 м,
  5. Ширина – 0,81 м,
  6. Высота – 1,20 м,
  7. масса – 160 кг;
  8. максимальная нагрузка – 175 кг;
  9. двигатель – двухтактный одноцилиндровый;
  10. вариант охлаждения – воздушный;
  11. диаметр цилиндра – 72 мм;
  12. рабочий объем – 345 куб. см
  13. мощность двигателя> – 22,0, л.с.;
  14. максимальная скорость – 120 км/ч;
  15. расход топлива – 5,0 л (90 км/ч)
  16. соотношение смеси масла и бензина (А 76) – 1/30;
  17. напряжение АКБ – 12 вольт;
  18. сцепление – многодисковое;
  19. коробка передач– четырехступенчатая.

Данные параметры и показатели двигателя обеспечивали мотоциклу высокие тяговых характеристики на малых оборотах, что позволяло осуществлять уверенное движение, прежде всего на сельских дорогах.

Доработка системы впуска

Впускная система так же относится к тюнингу двигателя Иж Юпитер 5. Главным недостатком впускной системы является отсутствие лепесткового клапана и наличие только одного карбюратора на стандартном двигателе. Один карбюратор не позволяет развивать большие обороты и соответственно мощность. Отличным решением будет установка двух одинаковых карбюраторов совместно с двумя лепестковыми клапанами «домиками».

Карбюраторы совместно с двумя лепестковыми клапанами «домиками» фото

Для этого потребуется изготовить новые впускные патрубки под каждый цилиндр по отдельности с корпусами под лепестковые клапана. Они обеспечивают движение топливной смеси только во внутрь, что положительно сказывается на наполнении цилиндров и повышении мощности. Карбюраторы можно поставить от аналогичной по объему зарубежной 2 тактной техники, но если бюджет ограничен – то подойдут отечественные К68 от мотоцикла Урал. При этом надо будет подобрать жиклеры под объем двигателя Иж Юпитер 5.

В завершение статьи хочется отметить, что тюнинг этой модели не кончается на выше изложенных методах. Тюнинг Иж Юпитер – это сложная цепочка, где одно изменение конструкции, повлечёт за собой другое. Позаботьтесь об усилении ходовой части, отбалансируйте обода мотоцикла, сделайте усиление маятника. Стандартная рама на этом мотоцикле хлипкая, требует усиления ребрами жесткости. Хорошо, если будут установлены дисковые тормоза, а передняя вилка потолще. Тюнинг Иж Юпитер 5 это увлекательное занятие, и если подойти к этому процессу серьезно, то результат может превзойти ожидания!

Модернизация подвески

Штатная подвеска рассматриваемого мотоцикла вполне надежна и обладает хорошей ремонтопригодностью. Однако и ее характеристики можно несколько улучшить. Для этого выполняют следующие действия:

  • Монтируют регулируемые газовые амортизаторы. Их несложно найти в специализированных магазинах. В итоге повышается комфортабельность езды и устойчивость техники на трассе.
  • Меняют переднюю вилку. Чаще всего этот процесс сопровождается переделкой крепления детали.
  • Выполняют монтаж эргономичного руля.

Что говорят владельцы?

Как показывают отзывы, тюнинг «ИЖ Юпитера-5» своими руками провести вполне реально. Он не ограничивается манипуляциями, указанными выше. Поскольку изменение одного узла ведет к необходимости трансформации сопряженных блоков, пользователи рекомендуют усилить ходовую часть, произвести балансировку колесных ободов, укрепить маятник. Штатную раму советуют оснастить ребрами жесткости. Кроме того, при модернизации часто устанавливают дисковые тормоза, утолщенную фронтальную вилку, а также производят покраску мотоцикла в оригинальных цветовых сочетаниях. Если правильно и грамотно подойти к процессу тюнинга, результат может превзойти самые смелые ожидания.

Улучшение ходовых качеств

Вишенкой на торте, а в нашем случае – последним штрихом тюнинга становится улучшение ходовых качеств. К этому вопросу, некоторые из тюнеров подходили ранее, когда пилили раму своего мотоцикла или поднимали хвост будущего кроссовика. Остальным в первую очередь, стоит избавиться от родной резины. Из ее преимуществ можно отметить только износостойкость, за что вы платите своей безопасностью. Она одновременно универсальна и бесполезна. Грунтозацепы практически бесполезны, попадая в кашу, в нормальных условиях на трасе она шумная, но относительно держит дорогу, на мокрой трассе превращаясь в убийцу.

Поэтому не задумываясь выкидываем и приобретаем шоссейную, кроссовую или универсальную резину, исходя из ваших требований. Второй пункт – подвеска. Если с задними амортизаторами все в общем понятно, они чрезвычайно надежные и плюс ко всему имеют настройки жесткости, то передняя вилка не течет только у тех, кто выбрал другую марку. Выйти из положения можно двумя способами. Первый – залить более густое масло. Второй – провести полную переборку перьев с заменой всех деталей. Оба варианта долго не живут, поэтому самые требовательные владельцы попросту меняют вилку на импортную, остальные терпят все недостатки своего железного коня.

Как улучшить штатную электросистему?

Как мы уже сказали, штатная проводка не вызывает особых нареканий из-за своей монолитности, способности выдерживать окислы и ржавчину в местах соединений, при этом не теряя работоспособности. Именно поэтому полная замена проводки — процедура сомнительная, а вот модернизация отдельных частей имеет смысл. Под отдельными частями, мы подразумеваем такие функциональные элементы, как головной свет, индикаторы, лампы поворотов и стопов, систему зажигания, генератор. О каждом из элементов поговорим отдельно.

Стайлинг

Выбор, с чего начать тюнинг стоит исключительно за вами, мы рекомендуем сперва обратить внимание на внешний вид мотоцикла. Сейчас существует длинный список всевозможных стилей и направлений, под которые уже были переделаны данные мотоциклы. Это – кафе рейсер, ретро стиль, рэт байк, кросс эндуро, чоппер, спорт. В эти и многие другие стили переделывается Планета 5, идеями наполнен весь интернет, а самыми популярными мы решили поделиться с вами.

В другом нашей инструкции, Вы можете узнать как произвести тюнинг ИЖ Юпитер 5 своими руками.

Проблемы, связанные с проводкой

Практика показывает, что если мотоцикл хранился в сухом гараже и не подвергался сомнительным переделкам, то схема проводки Юпитер 5 живет очень долго. Время от времени нужно менять некоторые расходники, вроде ламп и катушек зажигания, а в остальном она функционирует достаточно стабильно. Однако это не всегда так и проблемы случаются, например:

  • обрывы проводов;
  • замыкание электросети;
  • выход их строя отдельных ответвлений цепи;
  • слабый свет от ламп накаливания;
  • неправильная работа индикаторов;
  • пропуска зажигания;
  • снижение мощности мотора;
  • полный отказ работы системы.

Описанные выше проблемы могут возникать как по причине естественного износа элементов проводки, так и после некомпетентного вмешательства в цепь. Универсального решения проблемы в данном случае нет и чтобы узнать, что стало причиной поломки следует запастись терпением и иметь некоторые элементарные знания технической части мотоцикла. Прежде всего следует обзавестись мультиметром или собрать примитивный индикатор сети с помощью 12 вольтовой лампочки, чтобы «прозвонить» проводку на предмет обрывов. Найдя работающий неправильно узел цепи или обрыв проводки его нужно будет устранить, заново проверить работоспособность сети и так далее, до полного восстановления работы.

Читайте также: