Как место действия вымышленный г бряхимов на волге позволяет обострить усилить конфликт

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Как место действия вымышленный г бряхимов на волге позволяет обострить усилить конфликт

ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ

История русского и советского театра со всей очевидностью свидетельствует, насколько важным, определяющим для успешного и плодотворного развития театрального искусства является признание ведущей роли драматургии, ее примата в решении основных вопросов актерской и режиссерской практики.

Наиболее яркие страницы сценической культуры прошлого связаны с поиском и воплощением тех глубин идейного, общественно значимого и художественного, которые выносил на свет творческий гений драматурга. Именно тогда, когда искусство живого слова, жеста, действия — искусство актера — шло от острейших жизненных проблем, решаемых драматургом в подлинно художественной форме, — именно тогда и рождалось «чудо сцены», надолго оставлявшее след в жизни человека.

В тесном слиянии драмы и исполнительского мастерства заключалась и заключается сила неповторимого эмоционального воздействия, которое делает древнейшее искусство театра вечно молодым, неразрывно связанным с воспитанием эмоций, чувств. В. И. Ленин отмечал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[1]. Другими словами, эмоциональная сфера активно воздействует на все сферы духовного мира человека, на глубину его убеждений, на его нравственный, эстетический облик. И здесь театру наряду с другими видами массового искусства принадлежит своя большая и неповторимая роль.

Как составная часть театрального искусства, драматургия всегда определяла его духовную наполненность, взлеты или падения.

Передовая русская эстетическая мысль именно так и рассматривала взаимоотношения драмы и театра. Достаточно вспомнить статьи В. Г. Белинского: «Мочалов в роли Гамлета» («…благодаря гению Шекспира раскрывается гений г-на Мочалова!»), «Об Александрийском театре», «И мое мнение о Каратыгине». Герцен в «Письмах о французском театре» утверждал, что господствовавшая манера игры современных ему французских актеров определялась популярной тогда драматургией Скриба.

Примерно в эти же 40-е годы прошлого века в России все более утверждалось новое, антиклассицистское, реалистическое направление театра, во многом определявшееся возрастающим влиянием пьес Островского. Позднее великий драматург справедливо отметит: «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которой прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия»[2].

О влиянии А. П. Чехова на становление и развитие искусства Московского Художественного театра написано чрезвычайно много. Это влияние новаторской драмы Чехова исследовано полностью и всесторонне.

Знаменательно, что уже в начале века один из известных критиков отмечал: «Ненависть Станиславского к «штампам», из которой родилась вся его теория сценической игры, вся его «система», — она, может быть, даже незаметно для него самого выросла из чеховских спектаклей»[3].

Представляется очевидным, что драматургия является первоосновой и для искусства современного театра. Неповторимость произведений драматурга должна рассматриваться как данность, долженствующая определять направление работы театра при воплощении пьесы. Велика роль такого понимания взаимоотношений театра и драматурга, когда мы обращаемся к классике.

В данном случае основополагающими для понимания существа этой проблемы должны быть положения В. И. Ленина о классическом наследии и его роли в деле воспитания человека новой, социалистической формации. Поэтому ленинская мысль о необходимости освоения и развития «лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма…»[4] является направляющей в предлагаемой читателю книге.

Особенно важно для практики современного театра умение ответственно и вместе с тем бережно подойти к появлению нового драматургического произведения. «Настоящий талант встречается редко. Талантливое произведение литературы или искусства — это национальное достояние»[5] — эти слова Л. И. Брежнева должны стать основополагающими для поступательного развития нашего театрального дела. Не навязывать автору готовых рецептов, идущих от уже привычного, бывшего и до него драматургического и театрального опыта, а суметь разгадать его собственную художественную индивидуальность, его своеобразие — вот в чем состоит задача. Анализ произведения драмы, помогающий театру в решении этой задачи, может иметь серьезное практическое значение.

Еще в 1911 году К. С. Станиславский писал: «Литературный анализ не входит в область моей компетенции.

Я могу только пожелать, чтоб кто-нибудь из специалистов пришел на помощь артистам и выработал бы, создал бы метод, облегчающий и направляющий литературный анализ пьесы и роли… Необходимо пойти за автором по проложенному им пути для того, чтобы не только понять, но и пережить задачи и намерения поэта…

Артист, подобный мастеру, должен знать строение пьесы: он должен уметь сразу угадывать главные двигательные центры литературного организма пьесы, в которых узлом завязаны все нервы поэтического создания поэта»[6].

Эти пожелания Станиславского прозвучали в то время, когда чрезвычайно популярны были теоретические установки Г. Фрейтага («Техника драмы»). У Фрейтага, как отмечали современники, были последователи не только в области теории, но его положениями увлекались и практики театра[7].

Жанр так называемой «хорошо скроенной драмы» победно шествовал по сценам Европы и России; помимо Э. Скриба, достаточно вспомнить популярную тогда драматургию Э. Ожье или Дюма-сына…

Станиславский утверждал, что схематизм господствующих в то время «теорий» нанес огромный вред художественной практике: «По этому заготовленному трафарету в первом акте должна была быть завязка или экспозиция, во втором — развитие, в третьем — кульминационный пункт, в четвертом — событие, подготавливающее развязку, и в пятом — развязка и мораль…»[8].

Отношение Станиславского к подобным регламентирующим, схематическим положениям оставалось неизменным на протяжении всей его жизни.

О несостоятельности схематической теории Г. Фрейтага и его последователей написано немало, и можно было считать тему исчерпанной, если бы не… С полным основанием один из теоретиков восклицает: «Художественная практика последнего столетия опровергла схемы Г. Фрейтага как догматические и нормативистские. Но и в наши дни в науке о драме, правда, в иных формах, тоже продолжается борьба между теми, для кого на первом месте именно «техника», и теми, кто думает о теории»[9].

Действительно, казалось бы, нормативистские теории типа Фрейтаговской должны были бы отмереть вместе с уходом из широкой практики современного театра драматургии Дюма-сына и т.п. Но на самом деле этого не произошло. Свидетельством тому может служить весьма типичное высказывание специалиста: «…драма интриги остается в арсенале современного театра. Она оказывается здесь к услугам всякого рода поверхностности и безыдейности. Ее влияние продолжает сказываться на наших теоретических представлениях о природе драмы. Таковы, например, укоренившиеся взгляды на композицию пьесы как на определенную схему развития действия. Они восходят к Фрейтагу и его последователям…»[10].

Охарактеризуйте место действия бесприданицы? Островский. Охарактеризуйте место действия бесприданицы? Островский

В 1878 году А. Н. Островский закончил драму “Бесприданница”,
где под именем губернского города Бряхимова изображена Кострома.
И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же,
как и в других городах.
Место первого действия-городской бульвар на высоком, обрывистом берегу
Волги - любимое место прогулок у жителей Бряхимова.
Направо-вход в кофейную, налево-деревья,
в глубине низкая чугунная решетка, за ней-вид на Волгу, на большое
пространство: леса, села и проч.
И характер Ларисы становится здесь окончательно ясен. Это белая чайка над
Волгой, сраженная своим поэтичным и искренним чувством к недостойному
человеку, холодным цинизмом людских отношений, где любовь и семья-только
сделка, жестокий расчет, только купля-продажа.
На центральной площади города Кострома находилась известная в свое время гостиница "Лондон". Это название часто обыгрывалось местными шутниками. А. Н. Островский в пьесе "Бесприданница" переделал "Лондон" в "Париж".
Молодой и богатый купец Вожеватов предлагает впервые попавшему в волжский
город актеру Робинзону:

Вожеватов (тихо) . Хочешь ехать в Париж?
Робинзон. Как в Париж? Когда?
Вожеватов. Сегодня вечером.. . Как же такому артисту да в Париже не побывать.
После Парижа тебе какая цена-то будет!
Робинзон. Руку!
Вожеватов. Едешь?
Робинзон. Еду!
Особенных развлечений в Бряхимове не было, разве что прогулки по вечерам после чаепития. Так же очень популярно было ходить в ресторан и заказывать с утра шампанское в чайниках.

Действие пьесы «Бесприданница» происходит в более позднее время и дает возможность проследить за изменениями, произошедшими в жизни купеческого сословия за сравнительно небольшой период. В основе сюжета – влюбленность Ларисы в Паратова. Вымышленный город Бряхимов, как и Калинов, располагается на берегах Волги, но заметны отличия в образе жизни жителей – они не сидят по домам, а свободно гуляют по бульвару, чувствуют себя гораздо привольнее, чем прежде. Эпоха патриархального уклада рухнула, буржуазный век отбрасывает некую тень на город – он постепенно теряет свое типично русское лицо, становится все менее определенным. Купцы отныне не консервативные бородачи, а абсолютно новые люди, манеру разговора и моду перенимающие у дворян. Они ведут свои коммерческие дела так, как это принято в просвещенной Европе. Но, несмотря на видимый поворот в сторону прогресса, все теперь продается и покупается, даже люди. Отношение не как к человеку, а как к товару, бытует относительно и Ларисы, и Робинзона, а покупателями становятся купцы.

Москва-Бряхимов: перекличка сюжетов в русской литературе

Как я уже отмечала, в сценарий чудесного фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», включено множество эпизодов из разных произведений русской классики .

Как мне кажется, звучат там и отголоски судьбы еще одной литературной бесприданницы, героини романа И.С.Тургенева «Дым» Ирины Осининой-Ратмировой.

Хотя «Дым» написан на десять лет раньше «Бесприданницы», и действие происходит в Москве, а не в условном волжском городе Бряхимове, параллелей очень много. Настолько, что можно рассматривать историю Ирины как альтернативный жизненный путь Ларисы Огудаловой при чуть иных обстоятельствах.

Ирина Осинина – редкостная красавица, представительница древнего, но «захудалого» дворянского рода. ( в отличие от Огудаловых, никаких вопросов к чистоте крови здесь нет)

Некоторые сцены быта Осининых кажутся целиком перенесенными в «Жестокий романс». Очень напоминает сцену с кухаркой, правда?

В отличие от Ларисы Огудаловой, Ирина образование получила. Правда, на последнем курсе «оставила институт, откуда мать ее взяла по неприятности с начальницей. Неприятность произошла от того, что Ирина должна была произнести на публичном акте приветственные стихи попечителю на французском языке, а перед самым актом ее сменила другая девица, дочь очень богатого откупщика. Княгиня не могла переварить этот афронт; да и сама Ирина не простила начальнице ее несправедливости.»

На Ирину возлагает огромные надежды ее семейство. Так же, как Харита Игнатьевна на Ларису.

Прямо скажем, надежды эти были куда как выше, чем у Хариты Игнатьевны . Возможный брак дочери с молодым, по уши влюбленным, довольно богатым и не совсем безродным человеком родителей не радовал. "Мадам Литвинова -- и только? Я ожидал другого".

И когда другой случай подвернулся, то и родители, и сама Ирина им воспользовались. С этого момента сюжетные линии двух произведений кардинально расходятся.

Прав был делец Кнуров – «Есть границы, за которые осуждение не переходит. самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.» А здесь речь шла даже не о связи с богатым дельцом, а об особах вблизи самого трона! Имя Ирины «произносилось с любопытством, с уважением, с завистью, как произносилось некогда имя графини Воротынской» . Хотя уж дела там творились – куда до них провинциальному Бряхимову!

Наконец, согласно неписанным правилам высшего света, фаворитке подбирают подходящего мужа. Муж этот ни в малейшей степени не питает иллюзий относительно прошлого, да и настоящего, своей супруги. Но даже ему бывает тяжеловато.

Ну, знал, на что шел! Хотя и в этой среде были «предложения, от которых нельзя отказаться». Если уж отказываться, то надо было круто менять жизнь. Например, как это сделал князь Степан Касатский ( герой повести Л.Толстого «Отец Сергий»), оказавшись женихом бывшей возлюбленной императора.

Так что в обстоятельствах сделок с живым товаром могут страдать не только «маленькие люди» вроде Карандышева, но и баловни фортуны!

«Бесприданница» А. Н. Островский Кратко

Александр Николаевич Островский
Пьеса «Бесприданница» Краткое содержание

«Бесприданница» — одно из самых значимых драматических произведений русской литературы второй половины XIX века. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков. Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора. Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью.

Очень краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»

Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы. Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае. Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.

Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито. Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку. Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает.

Действующие лица пьесы:

  • Огудалова Харита Игнатьевна
  • Огудалова Лариса Дмитриевна
  • Кнуров Мокий Парменыч
  • Вожеватов Василий Данилыч
  • Карандышев Юлий Капитоныч
  • Паратов Сергей Сергеич
  • Робинзон
  • Гаврило
  • Иван

Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям

Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.

Действие I. Возле кофейни

Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.

Действие II. Дом Огудаловых

Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.

Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.

Действие III. Обед в доме Карандышева

Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке. Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями. Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.

Действие IV. Гибель Ларисы

Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой. Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту. Лариса берёт у него пистолет, чтобы её смерть выглядела самоубийством, и умирает.

Краткая характеристика героев пьесы «Бесприданница»:

Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей. Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.

Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»

Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.

Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива. Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение. Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.

Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.

Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»

Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.

Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»

Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего

он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной. Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.

Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:

  • Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова. Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь
  • Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы
  • Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек
  • Робинзон — настоящее имя Аркадий Счастливцев, бездарный актёришко, мот и жигало
  • Гаврило — хозяин кофейни
  • Иван — слуга Гаврило, работающий в кофейне

Кратко об истории создания и особенностях композиционного построения пьесы Островского «Бесприданница»

В 70-х годах XIX века Островский служил на должности мирового судьи, по работе сталкивался с разными громкими процессами и неплохо ориентировался в криминальных сводках. Для любого писателя это кладезь идей. Литераторы предполагают, что сюжет «Бесприданницы» автор почерпнул из реальной истории трагической смерти молодой женщины, которую погубил супруг. Начав писать пьесу в ноябре 1874 года, Островский затянул с её завершением аж на 4 года. Первым опубликовал произведение журнал «Отечественные записки». Премьеры театральных постановок провалились и слава настигла «Бесприданницу» лишь после смерти её автора.

Композиция пьесы выстроена в строгом классическом стиле, который способствует постепенному нарастанию тревожности, накалу страстей. Всего один день её временной интервал. Завязка утро, развитие — день и кульминация вечером того же дня.

Интересно в пьесе использование системы образов. Персонажи «Бесприданницы» обладают «говорящими» именами:

  • Лариса — «чайка»
  • Харита — «прелестная» плюс цыганское происхождение
  • Паратов — от «паратый», то есть «хищный»
  • Кнуров— от «кнур», то есть «дикий кабан»
  • Юлий Карандышев — словно соединяет «Гая Юлия Цезаря» и простенькую неизвестную фамилию, то есть несовместимы его желания и возможности

В пьесе автор подчёркивает, что в мире, которым управляют богатства и жажда наживы, а на людей вешают «ярлыки», нет места истинной свободе и чувствам. Пока человечество обожествляет финансы, каждый из людей: и богатый, и бедный, заложник социальных штампов. Ведь не только бедная бесприданница не может выйти замуж за того, кого любит, но и богатые купцы не могут себе позволить жениться на женщине ради только одних чувств, если она принадлежит к «неподобающему» сословию.

Литература. 10 класс (25 стр.)

Афиша дает возможность автору высказать свое отношение к действующим лицам драмы, что проявляется в «значимых» фамилиях и именах.

«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Слово кнур по словарю В. И. Даля означает боров, кабан, хряк, который держится вдали от стада. Такая характеристика, скрытая в фамилии, подтверждается уже в первом действии.

«Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев…» В лексике охотников паратый– это хищный, ловкий зверь. Островский подчеркивает, что за блестящей внешностью «идеала мужчины», как характеризует его Лариса, скрывается черствый, бездушный человек. «Что такое «жаль», этого я не знаю, – говорит он Кнурову и Вожеватову. – У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Действие происходит «в настоящее время в большом городе Бряхимове на Волге». В «настоящее время» – значит, в 70-е годы XIX века.

Конец 70-х – 80-е годы XIX века – время бурного роста российской буржуазии. Потомки бывших купцов стали крупными дельцами, большей частью получили хорошее образование, владели иностранными языками. Они давно уже не занимаются мелкой торговлей, их капиталы вложены в заводы, мануфактуры, пароходные компании, они члены различных акционерных обществ. Кнуров ничем внешне не напоминает купцов из ранних пьес Островского. На сцене он появляется с французской газетой, собирается ехать в Париж на промышленную выставку. Что делать в Бряхимове такому дельцу, как Кнуров? Этот «идол», как называет его буфетчик Гаврила, чаще «молчит», а «разговаривать ездит в Москву, Петербург да за границу».

Во вступительной ремарке автор дает описание места действия: «Городской бульвар на высоком берегу Волги; с площадкой перед кофейной… низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.». «Чугунная решетка» – важная для автора деталь. Город Бряхимов противопоставлен окружающему его пространству (лес, села), на которое «через чугунную решетку» смотрят бряхимовцы, приходя на бульвар. Сюда приходит и Лариса. Первые слова, которые она произносит в пьесе: «Я сейчас все на Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне!» Но Ларисе так и не удается вырваться на «ту сторону»: ей мешает «чугунная решетка».

В начале пьесы Островский создает атмосферу сонного и безмятежного спокойствия: знойный летний полдень, застывшая речная ширь, тихая пустая кофейня. Однако за внешним спокойствием таятся сильные страсти, глубокие драмы.

Уже в первом действии возникает мотив тоски, который начинает звучать в драме с появлением Ларисы. К главной героини имеет прямое отношение и мотив купли-продажи, зарождающийся тоже в первом действии (Кнуров: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку». Вожеватов: «Всякому товару цена есть… Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам»). В последнем действии драмы они будут разыгрывать Ларису в орлянку и даже не станут прикрывать свою сделку маской порядочности. Лариса досталась Кнурову, на что Вожеватов отвечает: «Я не в убытке, расходов меньше».

Так раскрывается Островским подлинная сущность лучших представителей «чистой публики» Бряхимова, способных выгодно все продать и все купить, для них нет «ничего невозможного», а люди, стоящие ниже их по материальному положению, – лишь предмет их «забавы» или купли-продажи.

Первое появление Ларисы на сцене сопровождается авторской ремаркой: «…в глубине садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль на Волгу». Величавые просторы Волги, зеленые дубравы Заболотня – это не только чудесное обрамление драмы «Бесприданница», они часть души Ларисы, символ красоты, добра, которые искала она в мире корысти и зла. Несколько раз на протяжении двух первых действий обращается она к Карандышеву с просьбой «увезти ее отсюда», ей так хочется «отдохнуть душой», ее одолевают тяжелые предчувствия.

К. С. Станиславский считал очень важным начинать анализ пьесы с определения крупных событий, поскольку событие является ключом к постижению тайны анализа пьесы. Событие – это то, что «все меняет, вызывает новые чувства, новые мысли, заставляет по-иному всматриваться в жизнь, меняет ее русло». События врываются в людские судьбы, как вихрь, поворачивая нормальное течение жизни, внося беспокойство в человеческие сердца. Таким первым событием в драме «Бесприданница» является приезд в город Бряхимов Паратова. Его приезд будоражит затаенные чувства Ларисы, а первый разговор с ним рождает надежды на возможное счастье, на перемены в ее жизни, что предопределяет дальнейшие поступки героини. Лариса верит каждому слову Паратова, а в его голове возникает замысел: во время обеда, на который он приглашен Карандышевым, унизить, уничтожить жениха в глазах Ларисы. И никто не думает о самой Ларисе. В последнем действии она будет говорить с отчаянием и болью: «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Кульминация драмы – обед у Карандышева. Это центральное событие пьесы. Поведение на нем всех действующих лиц является поворотным моментом в судьбе Ларисы.

Главное дело драматурга, по словам самого Островского, – «показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-либо событие и почему именно так, а не иначе». Чем было вызвано решение Ларисы покинуть дом своего жениха и уехать со званого обеда в ее честь с Паратовым и всей компанией на пикник за Волгу?

Чувство стыда вызывает у Ларисы и ее матери этот нищенский обед в доме жениха. «Что за обед, что за обед! А еще зовет Мокия Парменыча! – восклицает Лариса. – …стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь».

Во время обеда реализуется заговор Паратова и Вожеватова в отношении тщеславного, торжествующего Карандышева: «…накатить его хорошенько и посмотреть, что выйдет». Своими репликами, поведением «знатные люди» города унижают Карандышева, издеваются над ним и добиваются того, что в глазах Ларисы он становится «ничтожеством», неспособным постоять за себя, ответить на оскорбления.

Ларисе, гордой и самолюбивой, невыносимо наблюдать сцену глумления над человеком, который должен стать ее мужем. Позднее она скажет: «Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!»

У Кнурова, Вожеватова и Паратова возникает новый замысел – уговорить Ларису поехать с ними за Волгу. В сцене, следующей за исполнением романса Ларисой, Паратов со страстью в глазах говорит ей, что презирает себя за быстрый отъезд, бегство, он уверяет, что «благородные чувства еще шевелятся в нем», что для него главное – «слушать ее очаровательный голос и забывать весь мир».

Лариса побеждена, ей кажется, что рядом с «ничтожеством» – «идеал мужчины», человек смелый, решительный, с чувством собственного достоинства, благородный, готовый пасть к ее ногам («разве можно быть в нем неуверенной»). Всей ситуацией в доме Карандышева Лариса уже психологически подготовлена к бегству из дома жениха, а слова любимого человека – «Сейчас или никогда» – утверждают ее решение. Это кульминация драмы.

Последние явления раскрывают трагизм положения Карандышева, вернувшегося в пустую комнату. Эта заключительная сцена унижения человека обличает жестокость, духовную нищету «знатных людей» города, для которых втоптать человека в грязь, разбить его жизнь ничего не значит – «так смешнее». Последний монолог сразу отрезвевшего Карандышева звучит как обличение: «Да, это смешно… Я смешной человек… Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его. Как мне жить!»

«Жестоко, бесчеловечно жестоко!» – с этими словами Карандышева будут перекликаться в четвертом действии слова Ларисы, узнавшей от Паратова, что он обручен: «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!»

Четвертое действие возвращает нас к декорациям первого акта: та же площадка перед кофейной, та же у решетки скамья, на которую опускается Лариса, вернувшаяся вместе со всеми из-за Волги.

Карандышев, считавший своим долгом быть защитником Ларисы, становится ее убийцей («Так не доставайся ж ты никому!»). Пулю Карандышева Лариса воспринимает с благодарностью: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние…» Умирая, Лариса ни на кого не жалуется: «…Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть…»

Лариса гибнет не в результате любовной интриги, а в силу законов темного бряхимовского царства, где деньги властвуют надо всем. Именно Карандышев находит слова, которые определяют, чем была Лариса для компании кнуровых и вожеватовых: она – «вещь».

Как место действия вымышленный г бряхимов на волге позволяет обострить усилить конфликт

Один из главных героев: «Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Тут все, казалось бы, весьма благозвучно, но для охотников паратый — это сильный хищный зверь.

После блестящего Паратова идет персонаж странный. Имя, отчество и фамилия его образуют нарочито гротесковое сочетание: «Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник». Имя римского императора дано человеку с очень обиходным, прозаическим отчеством. А фамилия? У Даля карандыш — коротышка, недоросток. В фамилии явно содержится нечто уничижительное. % Было бы, однако, неосторожно на этом основании делать слишком далеко идущие умозаключения о Юлии Капитоныче. «Карандышева, — с недоумением писал один автор, — случалось, играли как положительного героя. А значение слова, послужившего для образования фамилии этого персонажа, говорит об его отрицательных свойствах». П. А. Марков в статье «Морализм Островского» находит в именах его героев выражение «динамической сущности образа». Это верно, разумеется, по отношению далеко не ко всем именам и героям. Но в данном случае, как увидим, сочетание имени, отчества и фамилии говорит скорее о сложности фигуры, а вовсе не о «положительных» и не об «отрицательных» ее свойствах.

Один из персонажей назван Робинзоном. Как он попал сюда, в эту афишу и в эту компанию? Тут драматург воздерживается от каких-либо пояснений. Наши сомнения на этот счет должна разрешить пьеса.

Кончается афиша ремаркой: «Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге». Большинство пьес Островского, как известно, посвящены русской жизни до- и пореформенной эпох (хотя были у него и пьесы исторические, и сказка «Снегурочка»). Но мы нигде, за исключением «Бесприданницы», не найдем у него специальной пометы, без всяких околичностей связывающей происходящее в пьесе с сегодняшним днем. На этот раз драматургу было очень важно подчеркнуть актуальное значение конфликта, его связь с противоречиями и острыми проблемами 70-х годов.

Волга. Впечатления, полученные еще во время поездок по великой реке в 1845 и 1848 годах, а затем уже во время «литературной экспедиции» 1857 года, всегда жили в творческом сознании драматурга. Впервые они отразились в «Грозе». Волга там на устах у всех. Ею восторженно любуется Кулигин. А Катерина, желающая птицей полететь в заволжские просторы, принимает смерть в ее водах.

Слова, которыми Паратов полушутя аттестует себя: «мужчина с большими усами и малыми способностями», были услышаны и записаны Островским во время его путешествия по Волге в 1857 году. Двадцать лет хранил их писатель, чтобы затем вложить в уста своего героя. Деталь? Да, но весьма показательная для понимания сложного процесса, именуемого творчеством художественным.

Ремарки в начале каждого действия — своеобразное продолжение афиши. Два действия — первое и последнее — проходят на высоком берегу Волги с видом не только на реку, но и на «большое пространство: леса, села и проч.». Время последнего действия — «светлая летняя ночь». Второе протекает в доме Огудаловой, в комнате с «приличной» мебелью, где стоит фортепьяно, а на нем лежит гитара. Место третьего — кабинет Карандышева. «Комната, меблированная с претензиями, но без вкуса».

В афише указано: место действия — город Бряхимов. Ремарки уточняют: драма будет разыгрываться сначала в виду Волги и Заволжья, потом в комнате с фортепьяно, затем в претенциозно убранном кабинете с дешевым ковром на стене и развешанным на нем оружием, завершится же все на высоком волжском берегу.

Глава III. Первое действие

Исходная ситуация и ее обострение. Начало завязки (замыслы Кнурова и Вожеватова, Карандышева и Паратова; противоречивые устремления Ларисы; благоразумный купчик и отчаянный барин ищут шутов; мотивы, их меняющаяся тональность).

В 1864 году Ф. М. Достоевский в письме брату Михаилу, мотивируя необходимость публиковать «Записки из подполья» не по главам, а полностью, в одной журнальной книжке, пояснял: «Ты понимаешь, что такое переход в музыке. Точно так и тут. В первой главе, по-видимому, болтовня, но вдруг эта болтовня в последних главах разрешается неожиданной катастрофой». Не только «Записки из подполья», но и «Идиот» ведь тоже начинается с «болтовни» и завершается катастрофой.

Обращение Достоевского к приемам музыкальной композиции глубоко знаменательно. Какие «переходы», подобные музыкальным, имеет в виду писатель? Разумеется, речь идет о переходах мотивов и тем из одной тональности в другую. В музыке от этих переходов — постепенных либо внезапных — в новую тональность зависит динамическое становление мотивов, приобретающих новые смыслы. Используя опыт музыкальных построений, Достоевский придает огромное значение не только сюжету, событиям и их связям. Особое значение приобретают связи сверхсюжетные. Мотивы как бы образуют некое ядро произведения. Подвергаясь трансформациям, они складываются в главные, доминирующие, ведущие темы, как это происходит в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых» и других его романах.

Образ « жестокого мира» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» (ЕГЭ по литературе)

Прошло двадцать лет после грозы, разразившейся над городом Калиновом, и А. Н. Островский вновь переносит действие пьесы на берега Волги в город Бряхимов. Такой город существовал когда-то в древности, но во времена Островского такого географического места уже не было. Вымышленным названием автор хочет подчеркнуть, что события, разворачивающиеся в пьесе «Бесприданница», могли произойти в любом городе России.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он стремится придать своему произведению размах эпичности и указать на типичность протекающих в Бряхимове общественных явлений.

И снова, как и в пьесе «Гроза» ведущей является тема красоты в «жестоком мире», той самой красоты, что «ведёт в омут». Из первой ремарки мы узнаём, что ещё выше берег Волги, чем в Калинове: «так высоко, что умрёшь прежде, чем долетишь». А это значит, что идеал ещё более недосягаем, а судьба героини более трагична, чем судьба Катерины. Мир более жесток.

В описании места действия появляется новая деталь – «чугунная решётка», за которой открывается вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла. Эта чугунная решётка символична. Она указывает на то, что ещё более утрачено людьми чувство истинной красоты, ещё более усилено чувство несвободы, если на Волгу можно смотреть только через решётку.

Появляется кофейня – новое веяние времени. Но из диалога хозяина кофейни буфетчика Гаврилы и его слуги Ивана мы узнаём, что бульвар пуст даже по праздникам. Как тут не вспомнить слова Кулигина из «Грозы»: «Бульвар сделали, а не гуляют». За 20 лет быт бряхимовцев не изменился, они продолжают жить по старинке: поздняя обедня, обед с пирогами и щами, трёх-четырёхчасовой послеобеденный сон, а затем чай из самовара «до третьей тоски».

А что же купечество? Изменилось ли оно за 20 лет? Попробуем сравнить купеческий мир Калинова и Бряхимова.

Вот на бульваре в гордом одиночестве «проминает» себя Мокий Пармёныч Кнуров. Как всегда, Островский наделяет своего героя «говорящим» именем. Оно многое может рассказать о герое и его характере. Имя «Мокий» в переводе с греческого означает «осмеивающий» и подчёркивает высокомерие и чувство превосходства богатого купца над другими. Отчество «Пармёныч» переводится как «твёрдо стоящий» и указывает на уверенность героя в своей силе и могуществе. «Для меня невозможного нет», «Хорошо тем, у кого деньги есть» - эти высказывания «миллионщика» показывают, что его уверенность и сила проистекают от капитала. Фамилия «Кнуров» образована от слова «кнур», которое в словаре Даля истолковывается как «боров, хряк» и указывает на животное начало в герое, его бездуховность, безнравственность.

От своего неграмотного и невежественного собрата Кнурова отличает европейская образованность, например, он читает французскую газету. Ограниченному существованию Савёла Прокофьевича противопоставлен широкий кругозор Кнурова, имеющего широкие международные связи, совершающего поездки за границу и собирающегося на выставку в Париж. Дикой собирает своё состояние по копейкам, обсчитывая мужиков. Из-за нежелания расставаться с деньгами скупой и алчный Дикой раздражителен и вспыльчив. «Миллионщика» Кнурова отличает спокойствие и невозмутимость. Он уверен, что за деньги можно купить всё, даже любовь и красоту. Самодурство Дикого проявляется в его своеволии и самоуправстве. Его жизненное кредо заключено в двух фразах: «Кто мне запретит??» и «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». В отличие от «значительного лица» Калинова Мокий Пармёныч боится людского осуждения, соблюдая лишь внешние приличия: например, он пьёт шампанское из чайника. Но в то же время, предлагая Ларисе стать его содержанкой, он говорит ей, чтобы она не боялась людского осуждения. он обещает ей такое содержание, которое заставит замолчать любого ревнителя нравственности. В душе Дикого ещё живёт тусклый свет нравственности. Во время поста, обидев мужика, пришедшего за расчётом, Савёл Прокофьевич просит у него прощения, кланяясь в ноги. Для Кнурова же характерна полная бездуховность.

Ещё один достойный преемник «миллионщика» - молодой купец Василий Данилович Вожеватов. Фамилия этого героя образована от слова «вожеватый» - то есть тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приятный в общении. «Пожилой человек с громадным состоянием» Кнуров – представитель «крупных дельцов последнего времени. Он ни с кем не разговаривает в Бряхимове, «разговаривать» ездит в столицу. Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, одетый, как европеец. Разговорчивость его объясняется молодостью. «…малодушеством занимается, ещё мало себя понимает; а в лета войдёт, такой же идол будет», - говорит слуга Иван.

Жестокость и безнравственность этих купцов проявляется в отношении к бесприданнице Ларисе. Узнав о том, что Паратов обманул девушку, они разыгрывают её в решку.

Мы видим, что мир патриархальных купцов сменяется царством хищных, цепких и умных дельцов, обладающих большей жестокостью и безнравственностью. Положение красоты в мире золота и чистогана становится ещё более трагичным. Гибель талантливой, чувствительной Ларисы в этом жестоком мире предопределена.

Ещё один представитель «жестокого мира» - блестящий барин Паратов. В фамилии этого героя скрестились значения двух слов: «парад» и «барат». Барат – обмен товара на товар, «баратерия» - обман по счетам торговли. Промотавшийся барин продаёт своё судно «Ласточку» дёшево и заявляет покупателю Вожеватому: «Что такое жаль, я не знаю». Судохозяин продаёт свою свободу за золотые прииски невесты. Вновь увлечённый Ларисой, он даёт ей обещание и обманывает вверившуюся ему девушку, расчёт и стремление к выгоде побеждают. Этот герой любит «парадировать», то есть «щеголять, франтить напоказ». Он едет на полном ходу на «Ласточке», стремясь обогнать пароход «Самолёт». Разгорячившись, подбрасывает в топку дрова. Но машинист останавливает барина, опасаясь, что котёл взорвётся. Встречая блестящего барина, бряхимовцы в честь него палят пушки. За ним едет коляска с четырьмя иноходцами в ряд. В городе царит ажиотаж: «Барин приехал!» Привыкший жить на широкую ногу, Сергей Сергеевич Паратов не жалеет денег, живёт на широкую ногу.

Стремление к материальным благам характерно и для Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. «Любит и сама пожить весело». А средства у неё невелики», - говорит о ней Вожеватов. Средством для добывания денег становятся её дочери. Её дом, по выражению Карандышева, похож на цыганский табор, она держит его открытым, надеясь привлечь богатых женихов. Эта вдова средних лет одета изящно, но смело и не по летам, что оправдывает её имя. Харита – значит «любезная, прелестная», но этим именем чаще всего называли цыганок в хоре, а Игнатами каждого из цыган. Фамилия этой бойкой женщины произведена от глагола «огудать» - «обольстить, обмануть, надуть, провести». она и добывает деньги обманом. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения подарок за 500 рублей. Огудалова говорит Кнурову, что хочет сделать дочери подарок, и тот даёт ей за подарок Вожеватого тысячу рублей. Такую уловку она проделывает и с Паратовым. Но тот знает о хитрости этой женщины и говорит ей: «Тётенька, тётенька! Ведь уж человек с трёх взяла. Я тактику-то вашу помню». Он обещает привезти подарок «получше».

Используя красоту своей дочери, Огудалова вымогает деньги у богатых женихов. Она не останавливает Ларису, когда та убегает от своего небогатого жениха Карандышева к Паратову, не возражает Кнурову, когда тот собирается сделать Ларису своей содержанкой.

В этом мире красота и любовь покупаются, и никто не способен пожалеть бедную девушку, в ней видят только красивую игрушку или вещь. Поэтому гибель Ларисы неизбежна.

Мир, изображённый в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», жесток, потому что он основан на власти денег, в нём отсутствуют тёплые человеческие взаимоотношения. Героиня искала в этом мире настоящую любовь и не нашла.

«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Жестокий романс»

Величайшее произведение выдающегося российского драматурга Александра Островского — пьеса «Бесприданница». Краткое содержание истории вызывает палитру эмоций — от сочувствия до отвращения. Сюжет драмы «Бесприданница», кратко изложенный ниже, в этом убедит.

«Бесприданница»: краткое содержание

Полный текст пьесы Островского «Бесприданница» читать отнюдь не легко. Автор очень откровенно показал горькую судьбу героини и порочность общества. Однако ознакомиться с шедевром русской драматургии все-таки стоит.

Если хотите проникнуть в глубокие замыслы, скрытые автором в пьесе «Бесприданница», краткое содержание по действиям быстро введет в курс сюжета:

  • «Бесприданница»: Паратов приезжает в город.

Первое действие отсылает читателя в город на Волге Бряхимов. Возле кофейни двое состоятельных купцов Кнуров и Вожеватов ведут разговор: в город возвращается судовладелец и «блестящий барин» Паратов. Он уехал год назад так стремительно, что забыл попрощаться со своей возлюбленной. Лариса Огудаева — одна из первых красавиц в городе, но, увы, из бедной семьи и совсем без приданого.

Мать Ларисы хотела выдать дочь замуж и приглашала в дом самых разных женихов. Одного из них арестовали прямо во время такого визита, и Лариса заявила, что пойдет за первого встречного. Ее давний воздыхатель, бедный чиновник Карандышев, тотчас посватался к девушке.

Во время этого разговора в кофейню явились Огудаловы с Карандышевым. Последний приглашает купцов на званый обед в честь невесты. Лариса фамильярничает с другом детства Вожеватовым, провоцируя жениха на ревность. А когда в разговоре упоминают Паратова, Карандышев говорит о нем с ехидством и завистью, а девушка — с нескрываемым восхищением. Тем временем раздаются звуки пальбы в честь прибытия Паратова, а Карандышев и Лариса уходят.

Вскоре в кофейню возвращаются все те же купцы, Паратов и провинциальный актер Робинзон (так его назвал Паратов, когда забрал с безлюдного острова). Прибывший барин рассказывает о скорой женитьбе и богатом приданом — золотых приисках. В честь этого он приглашает собеседников на мужской пикник. Однако те вынуждены отказаться, поскольку обедают у Карандышева.

Город на Волге Кинешма — вероятный прототип Бряхимова

  • «Бесприданница»: Лариса встречает Паратова.

Во втором действии автор «Бесприданницы» переносит нас в дом к Огудаловым. К матери Ларисы приходит Кнуров и сетует, что Карандышев — неподходящий жених для ее дочери. Он предлагает свое покровительство и просит купить для невесты самый изысканный наряд — оплату счетов он возьмет на себя.

Купец уходит, и Лариса рассказывает матери, что ждет скорейшего отъезда с мужем из города. Но Карандышев не торопится: он хочет задержаться в городе и показаться всем с красавицей женой, потешить свое самолюбие. Вместе с тем он долго и с презрением рассуждает, что город сошел с ума от приезда «промотавшегося кутилы» Паратова.

Тем временем к Огудаловым прибывает сам Паратов. Мать Ларисы любезно его принимает, и тот рассказывает, что вынужден был уехать спасать остатки имения. Оставшись с Ларисой вдвоем, Паратов упрекает девушку, что так скоро забыла о нем. Лариса отвечает, что все еще любит, чем удовлетворяет самолюбие Паратова.

Знакомство гостя с Карандышевым начинается с конфликта, но мать Ларисы его улаживает. Паратова приглашают на обед, и он признается Воржеватову, что планирует поиздеваться над Карандышевым.

  • Пьеса Островского «Бесприданница»: званый обед.

Третье действие переносит читателя на званый обед к Карандышеву. Его тетка жалуется слуге, что прием отнимает много сил и средств, но радуется, что удалось купить дешевого вина под видом дорогого.

Лариса и ее мать обсуждают, что гости недовольны качеством блюд и напитков. Паратов, Кнуров и Воржеватов подсылают Робинзона споить Карандышева. Не замечая насмешек, хозяин важничает и приносит еще выпивки.

К пикнику все готово. Купцы предлагают взять Ларису, и Паратов берется ее уговорить. Он просит девушку спеть, хоть Карандышев и пытается возражать. Всех впечатлило пение красавицы, и Паратов признается, что почти готов бросить все ради нее. Лариса едет на пикник, в тайне надеясь вернуть возлюбленного.

Когда Карандышев вернулся с очередным напитком, в доме никого не осталось. Узнав, что Лариса уехала на пикник, он злится, хватает пистолет и едет на ее поиски.

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой

  • Краткое содержание: бесприданница Лариса погибает от руки жениха.

Вожеватов и Кнуров возвращаются с пикника, попутно рассуждая о судьбе Ларисы. Очевидно, Паратов не женится на ней, девушка оказалась в компрометирующем положении. Купцы решают, что один из них повезет Ларису в Париж, и, чтобы избежать ненужной конкуренции, бросают жребий. Девушка достается Кнурову.

Возвращаются Паратов и Лариса. Она хочет знать, будет ли теперь его женой. Паратов обескураживает ответом: он обручен и не может расстаться с невестой.

Лариса остается одна. К ней подходит Кнуров с предложением о Париже и полном содержании. Вскоре появляется Карандышев: он рассказывает Ларисе, что купцы разыграли ее между собой, словно вещь. Девушка принимает такое сравнение: если и быть вещью, то дорогой. Она хочет ответить Кнурову согласием вопреки уговорам Карандышева.

Оскорбленный жених стреляет в Ларису. На звук выстрела сбегаются купцы и Паратов. Умирая, девушка говорит, что сама выстрелила и ни на кого не держит зла.

«Бесприданница»: анализ произведения

«Бесприданница» — одно из главных произведений в творческом наследии Островского. Оценить художественную ценность пьесы помогут некоторые факты, приведенные ниже:

  • История создания «Бесприданницы».

Считается, что сюжет пьесы основан на реальных событиях. Во время ее написания Островский работал мировым судьей и имел дело со всеми громкими преступлениями Кинешемского уезда. История убийства молодой жены местным жителем Иваном Коноваловым могла лечь в основу «Бесприданницы».

Островский работал над пьесой долго, около четырех лет, отвлекаясь на создание других произведений. Все прочило успех: первые слушатели были в восторге, пьесу готовили к публикации и постановке на сцене. Однако премьеры в Москве и Петербурге провалились с треском: общество не оценило свое уродливое отражение в «Бесприданнице». Лишь после смерти писателя пьеса обрела успех.

Александр Николаевич Островский, портрет

  • «Бесприданница»: тема и персонажи.

Что хотел сказать пьесой Островский? «Бесприданница» — это обличение пороков общества, для которого материальные блага важнее духовности.

Суть пьесы раскрыта в названии: судьбу главной героини решает наличие приданого, а не моральные качества. Человеческие отношения больше напоминают товарные — вот что хотел донести автор этим трагичным сюжетом.

История разворачивается вокруг личной драмы молодой девушки Ларисы. Она красива и талантлива, отлично поет и танцует. Но отсутствие приданого делает ее положение в обществе унизительным. Девушка мечтает о настоящей искренней любви и наивно находит свой идеал в том, кто на самом деле им не является.

Все остальные персонажи то и дело стараются продемонстрировать свое состояние — даже если такового нет. Мать Ларисы и Карандышев пытаются скрыть нищету, пускают пыль в глаза: дают светские ужины, обустраивают дома с претензией на роскошь. Более состоятельные Паратов и купцы не упускают возможности потрясти купюрами. Они убеждены: все в этом мире можно продать или купить.

  • Жанр и композиция произведения.

«Бесприданница» — классический пример социально-психологической драмы. В произведении отражен конфликт личности и общества. Установки социума пагубно влияют на судьбу человека, толкают его на страдания, отказ от личного счастья и даже гибель.

История имеет классическую структуру и делится на четыре акта:

  1. Первое действие — завязка. Читателя знакомят с главными героями, их прошлым и настоящим.
  2. Второй акт — развитие событий. Лариса встречает Паратова и убеждается, что любит только его.
  3. В третьем действии происходит кульминация: девушка бросает жениха и уходит с возлюбленным.
  4. В четвертом акте узнаем развязку: Лариса гибнет, но прощает всех обидчиков.

Примечательно, что история укладывается в короткий промежуток времени — сутки, отчего сюжет кажется более драматичным.

Если хотите усвоить сюжет и идеи драмы «Бесприданница», фильм 1936 года с точностью расскажет о раскрытых в ней событиях. Также по мотивам пьесы Эльдар Рязанов снял знаменитую ленту «Жестокий романс».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: