Как определить возраст китайской вазы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Антикварные китайские вазы

Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.

Парные вазы со съемным верхом. Цветы и птицы. Эпоха Мэйдзи (1868–1912). Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 40 см. Антикварный салон «Восточная Zaграница», Москва

Невозможно определить место и время появления первых ваз. Но можно отметить, что самые совершенные и разнообразные по форме и декору изделия были созданы в Древней Греции и Китае. Первоначально их делали из обожженной глины и бронзы. Со временем начали использовать другие, более совершенные материалы и технологии.

Наиболее древние из известных китайских ваз были сделаны из глины и относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, а самые популярные из обращающихся на современном антикварном рынке предметов изготавливались из фарфора, и их возраст обычно не превышает трехсот лет. На самом деле китайцы научились делать фарфоровые вазы в IV–VI веках, и с тех пор объемы их производства неуклонно увеличивались, совершенствовалось качество, росла их популярность в мире. К сожалению, в мире сохранилось очень немного предметов, которые были созданы до XIV века, поэтому такие вазы представляют в большей степени музейный, чем антикварный интерес.

Немного в антикварном обороте и ваз времен правления династии Мин (1368–1644). Ценность их высока, что связано с удивительным качеством производимых в этот период изделий. Многие знатоки восточного искусства употребляют слово «Мин» как синоним для характеристики достоинств тонкого китайского фарфора. Большое значение для успешного развития фарфорового дела имела личная забота о производстве, которую проявляли императоры этой династии. С конца XIV века они не только делали большие заказы и следили за развитием производственных мощностей, но и лично контролировали качество рисунков. Забота правителей проявилась и в том, что они, в качестве особой милости, разрешили маркировать изделия императорским клеймом (подобная практика стала обычной со второй четверти XV века). Фарфор эпохи Мин обработан с особым искусством, и каждый предмет обладает индивидуальностью. В отличие от более ранних предметов, основные достоинства которых виделись в подчеркивании красоты фактуры нерасписанного фарфора, большая часть ваз этого периода украшена подглазурной росписью кобальтом. Обычно они расписаны тонко и изящно исполненным цветочным узором. Отличительная особенность этих ваз связана с достигнутым равновесием соотношения качества черепка, совершенства обжига, формы предмета и рисунка. Все это — свидетельство зрелости китайских мастеров, достигших в своем развитии высот подлинно классического искусства. В Древней Греции совершенное равновесие канона античных статуй V века до нашей эры было нарушено, так как новое поколение скульпторов желало придать своим работам больше экспрессии и движения. В Италии гармония соотношения частей и целого, свойственная архитектуре ренессанса, была разрушена благодаря поиску новых необычных форм и пропорций, осуществлявшихся мастерами маньеризма и раннего барокко. Нечто подобное произошло и в Китае.

Ваза. Китай. Втор. пол. XIX. Металл, перегородчатая эмаль. Выс. 33,5 см. Отдел «Евразия» галереи «Шон», Москва

Уже в XVI веке художники пошли по пути усложнения живописных композиций. Всю поверхность ваз заполнил броский нарядный узор. Помимо монохромной подглазурной росписи кобальтом художники все чаще и чаще стали использовать полихромные краски, наносившиеся поверх глазури.

Тенденцию все большего распространения фарфора среди разных слоев китайского населения можно проследить по появлению новых тем вазописи. На вазах появились иллюстрации к известным литературным произведениям, театральным постановкам и жанровые сценки. Широкое распространение получили предметы, украшенные благожелательной символикой, по-видимому, предназначенные для подарков. Ваза с изображением цветка или плода граната означала пожелание многочисленного мужского потомства; с летящими бабочками и пионами — знатности и долголетия. Изображение цилиня (в китайской мифологии чудесный зверь — единорог) — символ добра, счастья и богатства; рыбы — успеха в государственных делах и достатка; журавля — долголетия.

Как это обычно и бывает, увеличение спроса на фарфор привело к ухудшению качества изготавливаемых ваз. Приблизительно с 1560 года качество черепка, глазури и росписи изделий постепенно начинает снижаться. Заметно и то, что над изготовлением ваз работали мастера различного уровня. Например, изделия, выполненные для нужд императорского двора, были изготовлены и расписаны намного лучше, чем вазы, предназначенные для внешнего рынка.

К этому времени слава китайского фарфора вышла далеко за пределы страны. В XV веке начала складываться знаменитая коллекция ваз, принадлежащих турецким султанам, которая сегодня считается одной из лучших в мире. В XVI веке увлекся собиранием китайских ваз иранский шах Аббас I. Время от времени предметы попадали и в Европу. Красота и дороговизна фарфора в Европе стали основными побудительными мотивами попыток (продолжавшихся несколько столетий) раскрыть секрет изготовления фарфора. Благодаря этим поискам во Флоренции XVI века при дворе герцогов Медичи был изобретен мягкий фарфор. В XVII веке прославились фаянсовые изделия голландского города Делфта, расписанные синим кобальтом «под Китай». Лишь в 1710 году знаменитый алхимик Бетгер сумел разгадать секрет фарфоровой массы. Это событие произошло в городе Мейсене, и от него ведется летоисчисление истории европейского фарфора.

Ваза. Китай. 1920-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями и железной краской. Выс. 48 см. «Гала», Москва

Для европейско-китайских отношений новая эпоха началась в XVI веке, когда португальцы освоили морской путь, соединивший «два конца света». С этого времени китайские вазы стали регулярно привозить в Европу. Относительно невысокая их цена в Китае и баснословные деньги, за которые покупали вазы на Западе, служили причиной того, что этот вид торговли процветал. Купцы не оставались внакладе, несмотря на то, что лишь десятая часть груза достигала пунктов назначения. На протяжении XVI и XVII веков количество привозимых из Китая ваз непрерывно возрастало, однако спрос во много раз превышал предложение. О популярности фарфора среди европейской знати можно судить уже по тому, что на Западе нет ни одного известного дворца, в котором одно или даже несколько помещений не были бы отведены под китайские изделия.

В XVII веке первенство по торговле со странами Востока у португальцев перехватили новые торговые компании, к числу которых относится и голландская Ост-Индская компания. Ей принадлежит идея поставлять европейским дворам фарфоровые изделия, исполненные в Китае специально на заказ по рисункам и гравюрам западных художников. Таким образом, в Европе образовалась большая коллекция ваз, украшенных узнаваемыми европейскими сюжетами, но исполненными на «китайский манер». Существуют и изделия, украшенные геральдическими знаками знатных семей, специально изготовленные по заказу Ост-Индской компании в Китае. В свое время их было сделано так много, что они составили отдельную группу среди фарфоровых изделий. На сегодняшний день известно около трех тысяч вариантов европейских геральдических узоров, выполненных в Китае.

Деятельность Ост-Индской компании приходится на время правления династии Цин (1644–1911), а фарфоровые вазы было выгодно привозить до середины XVIII века. К этому времени в Европе уже было достаточно своих мануфактур, выпускающих изделия высокого качества. За время импорта китайских изделий в Европе собрались солидные запасы хорошего коллекционного фарфора, который и сегодня составляет основной фонд мирового антикварного оборота китайских ваз.

Ваза с круговой композицией «Сто играющих детей». Китай. 1910-е. Фарфор, надглазурная роспись эмалями, железными красной и черной красками, позолота. Выс. 96 см. «Гала», Москва

В истории Китая XVIII век — последний период, когда продолжалось развитие фарфорового дела в стране. В XVIII веке были созданы новые формы ваз, а их размеры увеличились. Мастера разработали новые знаменитые палитры раскраски фарфора, название которых происходит от преобладания того или иного тона в полихромной росписи. К таковым относятся изделия «зеленого семейства», «розового семейства» и «желтого семейства». Не менее активно продолжалось изготовление ваз, украшенных традиционной подглазурной росписью кобальтом. Изделия этого времени замыкают список вещей, интересуют серьезных коллекционеров китайского фарфора. С начала XIX века в Китае наступил период копий и повторов. Все это сопровождалось постепенным снижением качества самого черепка, схематизацией и ухудшением уровня вазописи.

Время упадка фарфорового производства совпало со временем европейского господства в Азии. В этот период многочисленные искатели приключений наводнили Азию в поисках достойных предметов для своей домашней коллекции. Не обошли они стороной и Китай. В Европу постарались вывезти то ценное, что можно было раздобыть в Китае. Естественно, по европейским обычаям, старались вывезти самые древние и самые ценные вазы. Тогда европейцы еще не знали, что китайцы с древнейших времен известны своей страстью к копированию старинных образцов фарфора. Попытаться купить в Китае действительно старинный фарфор по степени риска сравнимо с попыткой приобрести подлинную античную статую в знаменитой своими подделками, дореволюционной Одессе. Ведь еще в началеXVI века китайцы делали вазы в стилистике первой четверти XV и ставили на них старые клейма. Со временем эта тенденция не только не исчезла, а, наоборот, набрала еще большие обороты. Поэтому все недавно собранные европейцами коллекции оказались переполнены тем, что сейчас назвали бы фальшивками. Это породило большое количество проблем, связанных с определением подлинности, точнее, соответствия клейма, формы и узора на вазе действительному времени изготовления изделия. Помочь в решении этих проблем могут только опытные эксперты, имеющие большой опыт работы с подлинными вещами. У нас в стране единственная крупная коллекция описанных и проверенных вещей находится в Эрмитаже, поэтому в случае покупки вазы XVI века желательно сделать экспертизу у сотрудников этого музея. В ином случае можно получить подтверждение лишь того, что предмет действительно старый, а клейма, форма и роспись соответствуют указанному времени. Но ответственность за свидетельство, что сделан предмет в XVI или начале XVIII века, решатся взять немногие.

Отношения с восточным соседом у России всегда были «особые». Несмотря на общую границу, Китай для жителей наших столиц был значительно дальше, чем для голландцев или англичан. Мода на украшение интерьеров китайскими вещами в Россию пришла не с Востока, а с Запада. Первые в России комнаты, украшенные «на китайское дело», находились в Коломенском дворце царя Алексея Михайловича. Заполнены они были предметами, которые привозили голландские купцы.

Ваза. Китай. Период Канси (1662–1722)? Фарфор, роспись в гамме «зеленого семейства». Выс. 31 см. «Маленькая Япония», Москва

Единственным русским царем, который попробовал получать китайские изделия прямо из Китая, был Петр I. Он решил в 1720 году выписать мастеров для украшения своих дворцов непосредственно из Китая. Однако пекинский двор не удовлетворил просьбу «северных варваров». При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне китайские предметы стали непременной принадлежностью императорских дворцов, а расцвет моды на китайское искусство пришелся на правление Екатерины II. Подавляющее количество китайских предметов поставлялось к императорскому двору с Запада. Значительная часть этих изделий была сделана на европейских мануфактурах в стиле шинуазри.

Зависимость моды на китайский антиквариат от западных тенденций у нас в стране прослеживается и сегодня. К сожалению, по количеству предметов, их качеству и спросу на них (по отношению к развитым странам Европы) наш рынок вторичен. Основную массу его оборота составляют вазы XIX–начала XX веков — все то, что не представляет подлинной ценности для коллекционеров китайских древностей. Поскольку по китайскому законодательству вывоз культурных ценностей за пределы страны без особого на то разрешения запрещен, еще несколько лет назад вазы вывозили из независимого тогда Тайваня. Теперь основная масса вещей привозится из Европы, где за столетия торговли с Китаем осело большое количество изделий. О значительной антикварной ценности этих предметов говорить не приходится. Все их достоинства сводятся к декоративности. Антикварный рынок китайских ваз в России в большей степени похож на сеть магазинов по сбыту не очень качественной, но пользующейся большим спросом продукции.

В продаже представлены предметы, и вам обязательно предложат экспертизу. На самом деле в ней нет особой нужды, поскольку в этих экспертизах обычно подтверждается, что вазы действительно были изготовлены в период упадка фарфорового производства в Китае. Сам по себе жест с экспертизой абсурден, это все равно, что заказывать заключение экспертизы на кузнецовские чашки.

Основная проблема рынка китайских ваз связана с отсутствием спроса на действительно серьезные вещи. Круг подлинных ценителей восточного антиквариата у нас в стране очень мал, и естественным было их желание организовать место, где они могли бы найти интересующие их вещи. Исходя из этого, закономерно возникновение антикварного центра «Шон» в одном здании с московским музеем восточного искусства, объединившим лучшие галереи, занимающиеся ориентальным искусством. Там можно встретить больших знатоков китайского искусства, но интересные вазы бывают редко.

В статье намеренно был сделан акцент на развитие производства и историю коллекционирования фарфоровых ваз. Это связанно с тем, что история фарфора наиболее богата событиями и, в целом, соотносима с историей ваз из других материалов. Ввиду их отсутствия на рынке нам следует упустить вазы из бронзы. Зато много изделий, украшенных перегородчатой эмалью (клуазоне), по форме повторяющих вазы из фарфора. В Китае техника клуазоне зародилась в период правления династии Юань (1271–1368), но большинство ваз, существующих на отечественном рынке, были созданы уже в XX веке. Встречаются в антикварных салонах и вазы из стекла, но стекло никогда не было предметом большого увлечения китайцев. Исключением являются только резные вазы из горного хрусталя, представляющие большой интерес.

teahouse_nsk



Особенностью инвестиционной привлекательности современного рынка китайского антиквариата является ее недооценённость. В мире существует множество подлинников, неправильно определенных как имитации, например недооценка китайской императорской вазы крупнейшим аукционным домом в 2011 году. Эту вазу ожидалось продать на аукционе «Сотбис» всего за 800 долларов, но цены взлетели до астрономических 18 миллионов долларов. В каталоге ваза была датирована как «вероятно, республиканский период» или начало XX века. На торгах эта красивая фарфоровая ваза в гамме «розового семейства» вызвала взрыв эмоций - эксперты были убеждены, что аукционный дом допустил ошибку в оценке и эта императорская ваза относится к эпохе династии Цяньлун XVIII века.

Рекомендации по атрибуции и оценке рыночной стоимости античного китайского фарфора актуальны для российских оценщиков. Специалист по оценке китайского антиквариата должен знать как свои региональные, так и международные рынки. Справочники цен по антикварным ювелирным изделиям следует использовать только как справочники, а не как указатели точных цен. Крупные аукционные дома, такие как «Сотбис» и «Кристис», включают китайский фарфор в свои специальные каталоги. Поиск сопоставимых предметов в этих каталогах - хороший подход к началу определения текущих цен, но необходимо иметь в виду, что аукционные дома выпускают иллюстрированные каталоги, в которых указаны только цены реализации.

Больше всего информации о текущих ценах можно собрать, посещая антикварные салоны, регулярно проводимые в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве.

Существуют некоторые особенности при определении стоимости антиквариата. Так, оценку древнего изделия (украшения) следует начинать с оценки его внешнего вида, а затем оценивать качество изготовления, анализировать использованные технологии и особенности изделия.

Значительную часть ранних керамических изделий составляют танские изделия, выполненные в технике «сансай», которые могут быть ценными сами по себе. Денежная стоимость таких изделий довольно спорная и главным образом зависит от желания коллекционера приобрести изделие.

• редкость предмета относительно других известных предметов такого же вида;
• время, в течение которого предмет пребывал на рынке;
• материалы, использованные при изготовлении предмета;
• качества работы.

Необходимо иметь в виду, что азиатские коллекционеры ищут предметы более поздних династий (Сун, Мин, Цин), для западных же коллекционеров в последние годы представляют интерес и древние изделия, и предметы из захоронений.

Для того чтобы оценщик мог определить стоимость античного или антикварного изделия, ему необходимо знать культуру, социальные обычаи и моду соответствующей эпохи.

Основой оценки антикварного китайского фарфора является определение времени его создания и места изготовления. Если на изделии присутствует набор марок, то время и место изготовления определяются при помощи специальных справочников. При установлении древности марка является важнейшей характеристикой. В подделках марка часто не совпадает с подлинной, ведь фальсификаторы не обращали внимания на марки, а иногда просто не обладали нужной информацией. Если же марки и надписи отсутствуют, то диагностика ведется посредством изучения стилевых признаков.

Каждый предмет из фарфора должен быть тщательно изучен как со стилевой, так и с технической стороны. Бывает так, что предмет вовсе не имеет знаков или марок, хотя был скопирован абсолютно точно. В таком случае изделие следует подвергнуть основательному изучению с точки зрения стиля - стиль и форма должны соответствовать декору. Часто обнаруживаются противоречия между формой сосуда и его орнаментикой, в фигурном декоре - несоответствие в тематике, облачении фигур, пейзаже и стилистике сцен, несоответствие дна сосуда и его ручки эпохе (в разные периоды использовались разные формы дна сосуда и его ручек).

Рассмотрим отличительные особенности антикварного изделия на примере уплощенных ручек, которыми украшались вазы с середины XVIII века. Такие ручки выполнены в виде упрощенно-схематических тел драконов, в нижней части образующих своеобразный завиток. Эти прихотливые ручки являются важным стилистическим признаком сосудов второй половины правления Цяньлун. Основным атрибутационным признаком позднего Цяньлуна могут служить характерные плоские ручки в виде стилизованных извивающихся драконов (на горлышке или оплечье). В нижней части ручка как бы отрывается от тулова дракон и образует завиток. Обычно они покрываются контрастной по цвету эмалью. Также распространены ручки в виде голов слонов.

Если вы имеете дело с изделием с ручками и налепными узорами, то необходимо найти ответ на вопрос, соответствуют ли они периоду изготовления предмета. Затем следует проверить способ изготовления изделия.

Метод изготовления современной массовой продукции отличается от старинных технологий. Современное фарфоровое изделие изготавливается посредством заливки жидкой фарфоровой массы в поглощающую гипсовую форму, которую оставляют в кристаллизаторе в течение нескольких минут, пока слой скольжения не затвердеет. Затем избыток все еще жидкой глины выливают и оставляют изделие сушиться. Окончательно затвердевший элемент удаляется из формы и высыхает на воздухе. Это позволяет легко производить фарфоровые изделия с тонким телом. Старинные фарфоровые изделия, как и остальные керамические, создавались на гончарном круге. А если изделие имело квадратную или фигурную форму, то оно создавалось при помощи деревянных пластин. Еще влажные куски собирались с помощью небольшого количества глины кремообразной консистенции. Круглые и высокие старинные китайские фарфоровые сосуды, как правило, собирались из двух или трех горизонтальных секций и соединялись для придания им окончательной формы. Примерно через день изделие устанавливали на гончарный круг и обрезали с помощью токарных инструментов для придания ему окончательной формы. Ручки и шейка вазы изготавливались отдельно, а потом приставлялись к вазе.

Важным диагностическим признаком выявления древности является поиск следов шликерования (склейка или объединение двух или более секций необожженного керамического элемента с помощью жидкой глины - шликера). В подлинных старинных фарфоровых произведениях можно увидеть следы склейки сосуда (особенно такое соединение можно почувствовать внутри изделия). Как правило, шликерование можно обнаружить на плечах высоких ваз и в самых широких местах живота фляги.

Следующий шаг - поиск дефектов обжига. Исторически самая большая проблема для гончаров - поиск правильной температуры обжига. Если температура слишком высокая, то фарфор плавится и деформируется. Чтобы остановить деформацию, в глину добавляется каолин. В XV-XVI веках в изделиях содержание каолина было низким по экономическим причинам, поэтому часто можно увидеть деформированные формы.

На изделиях Переходного периода (XVII век) после обжига зачастую образовывались такие дефекты, как щербины, прыщи, пузыри, засорка, рыжий или желтоватый оттенок. Исследование таких дефектов помогает диагностировать фарфоровый предмет.

Не все старинные фарфоровые изделия имеют одинаковую художественную ценность. Необходимо научиться отличать хорошее от прекрасного, а прекрасное от исключительного. Единственный способ приобретения такого понимания - глубокое изучение стиля эпохи и исследование как можно большего количества фарфоровых изделий, декорированных эмалями. Также необходимо знать особенности технологии нанесения эмалей на фарфоровую форму. Эмаль - это сплав свинца, олова, различных окислов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Основным компонентом стекловидной эмали является очень рыхлая форма стекла, названного фриттой. Пигменты эмали в своем естественном состоянии представляют собой сухой порошок, который обычно смешивается с маслом, клеем или обычной водой. При нанесении росписи краски наносятся мягко, размашистыми мазками кисти. Если на фарфоровом предмете нанесена эмаль, то важно определить, в хорошем ли она состоянии, нет ли сколов и следов замены отдельных участков эмали лаком, а также проверить, насколько чисто и ясно выполнен рисунок и чисто ли выполнена работа в целом.

Следует обратить внимание на контуры рисунка, при этом необходимо помнить, что временные контуры могут использоваться на посуде для руководства декораторам, которые впоследствии сгорят при обжиге.

Необходимо иметь в виду, что в Китае некоторые глазури и эмали стали использовать лишь в первой трети XVIII века, например коричнево-шоколадная с люстровым оттенком. Впоследствии эта эмаль будет обрамлять клейма в изделиях с композициями в гамме «розового семейства». Тогда же распространяются блекловатые эмали редких оттенков: фисташково-зеленые, оливковые, цвета слоновой кости, розоватые. Соответственно, если в росписи присутствуют эмали (белая, розовая, фиолетовая, фиолетово-голубая), а марка указывает на правление династии Мин, то вещь явно подражательная, поскольку такие эмали появляются только на рубеже XVII-XVIII веков.

На рубеже XVII-XVIII веков свободная роспись кобальтом начинает соединяться с монохромными глазурями (технологическое достижение, полученное в результате двойного обжига). При этом глазури цвета «жженого сахара» включаются в декор в виде подчеркивающих форму сосуда поясов (часто встречаются изделия, в которых подобной глазурью выделяются отдельные детали). В европейских странах ее называли по-разному: «батавская коричневая», «капуччино», «сухой лист». Тогда же изделия с такой декорировкой входят в большую моду в Голландии, где их пропагандировал декоратор из Франции Даниэль Моро (1661-1752), поэтому по отношению к такому колориту также применяют термин «стиль Моро».

В период Канси светло-бежевый цвет глазури был наиболее распространенным, в ранний период Цяньлун глазурь имела более темный оттенок шоколада.

В отдельную группу можно выделить изделия Fahua или клуазонне - (фр. cloisonné - разделенный перегородкой, от фр. cloison - перегородка). Этот стиль украшения керамики или фарфора напоминает перегородчатую эмаль на металле, где ободок используется для оконтуривания зон украшения. По рисунку выкладывались глиняные жгутики, а образованные ими углубления заполнялись цветными глазурями - фиолетовой, желтой, синей и бирюзовой. Этот стиль декорирования возник в правление Юнчжена.

При оценке антикварных фарфоровых изделий с золочением оценщикам нужно знать и различать типы золочения.

Самая древняя техника золочения называется «лучшая позолота», «твердое золочение» или «огонь позолота». Золочение выполняется следующим образом: чистое золото смешивают с жидкой ртутью, наносят на изделие и обжигают при температуре около 730 °C. При нагревании ртуть испаряется, а золото остается на поверхности изделия в виде матового слоя покрытия. По выходе из печи позолоченный предмет имеет непривлекательный вид, и для придания изделию блеска и яркости его полируют. Согласно отчетности иезуитского миссионера из города Цзиндэчжэнь, составленной в 1712 и 1722 годах, позолота на китайском фарфоре выполнялась посредством измельчения пластинок золота в порошок и дальнейшего смешивания этого порошка с обычной бесцветной эмалью, поэтому позолота на изделиях, изготовленных до середины XVIII века, не имеет яркого блеска.

Другой способ золочения - «жидкое золото» был введен на Западе в 1850-х годах. При применении этого способа используется порошковое золото в виде жидкой суспензии, которая наносится на предмет. После обжига на изделии образуется блестящая металлическая поверхность, и полировка не требуется. Однако нанесенное на изделие таким способом золото очень легко стирается.

Еще одним диагностическим признаком является наличие характерного кракелюра (от фр. craquelé - потрескавшийся). Кракле - это узор тонких трещинок на поверхности. Они могут появиться при остывании после глазурного обжига или муфельного (живописного) обжига через год, а могут проявиться и через 100 лет. Трещины в глазури керамического (фарфорового) изделия возникают вследствие разницы между температурными коэффициентами линейного расширения черепка и покрывающего его глазурного состава. Кракелюр образуется, когда «рубашка» обожженного глазурного слоя «маловата» для черепка изделия. Специальные глазури-кракле образуются только на поверхности глазурного слоя, не доходя до черепка. Такие глазури покрывают многие монохромные изделия Сунского периода. Эффект повышался за счет втирания в трещины пигментов чайного, красного или черного цвета. Традиционно китайские ценители различали большие, жирные трещины, которые называли «коготь краба» (их заполняли черным пигментом), и гораздо более мелкую сеть трещинок, которая называется «рыбья икра» (на более позднем этапе втирали пигмент красного цвета).

Большой интерес у коллекционеров вызывает селадон - обозначение специфической группы китайских изделий из огнеупорной фарфоровидной керамической массы, декорированных шпатовыми глазурями, окрашенными оксидом железа в зеленый или серо-зеленый цвет. Такие изделия создавались в мастерских Яочжоу (на севере страны) и Лунцюань южной провинции Чжэцзян в начале Северной династии Сун (960-1127) и до первой половины XVII века. Селадоны имели различные оттенки - от бледно-зеленого до темно-серого. Селадоновые глазури относятся к семейству прозрачных глазурей, часто с выраженными (а иногда специально подчеркнутыми) трещинами. Также керамику селадон называют greenware. Для селадона характерны простота и изящество форм, глазурование «под нефрит», высокая практическая ценность и легко узнаваемый стиль. Celadon глазури могут быть получены в различных цветах, включая белый, серый, синий и желтый. Это зависит от нескольких факторов:

1) толщина наносимого слоя глазури;
2) тип глины, на которую наносится глазурь;
3) точный состав глазури.

В казенных (императорских) селадоновых печах создавали изделия «гуань», отличающиеся голубоватым оттенком глазури, поскольку в нее добавляли цинк. Селадоновые изделия цвета морской волны очень высоко ценились при дворе китайского императора на протяжении многих веков, особенно в период династии Юань, до тех пор, пока их не заменили расписанные кобальтом изделия. Селадон продолжали производить, но на более низком уровне. Селадоны, изготовленные в мастерских Лунцюань, были важной составляющей экспортной экономики Китая на протяжении более пятисот лет. Изделия цвета морской воды достигли совершенства в начале периода династии Мин. Они всегда был очень популярными. В период династии Гуансюй (1875-1908) японские дилеры, постоянно дислоцированные в старом Пекине, собирали селадоны Лунцюань для коллекционеров. Надо сказать, что подделки именно селадонов Лунцюань отличаются высоким качеством и имеют большое сходство с подлинными вещами.

Алгоритм оценки и диагностики антикварного фарфорового изделия следующий:

1) осмотр изделия;
2) определение состава (фарфор, фаянс, каменная масса);
3) диагностика периода изготовления;
4) изучение набора клейм и марок;
5) изучение стилевых признаков;
6) изучение особенностей технологии;
7) расчет базовой стоимости;
8) определение повышающих коэффициентов;
9) оценка износа изделия;
10) изучение рынка

После определения базовой стоимости с учетом анализа аналогов рекомендуется использовать повышающие коэффициенты и надбавки к базовой стоимости старинного фарфорового изделия, которые складываются из следующих показателей:

• наличие набора марок - 15 процентов;
• наличие легенды - 55 процентов;
• наличие документально подтвержденной истории предмета - 110 процентов;
• стилевые признаки - от 10 до 15 процентов;
• наличие особенностей, позволяющих выявить почерк мастера, - 15 процентов;
• оригинальность замысла - 10 процентов;
• уровень исполнения - 25 процентов;
• сложность моделировки - 30 процентов;
• новое в технологии - от 50 до 100 процентов;
• комплектность изделия - 5 процентов;
• типичность (характерная для времени бытования) - 15 процентов;
• редкость (для времени бытования) -20 процентов;
• уникальность - 50 процентов;
• редкость для музейных коллекций -15 процентов;
• повышенный антикварный спрос - от 15 до 100 процентов;
• музейное хранение - от 5 до 10 процентов.

Как распознать настоящий антиквариат The Village выяснил, почему не нужно спешить выкидывать вещи, которые кажутся старым хламом. Возможно, вы обладаете настоящим богатством и не знаете об этом

Антиквариатом принято считать все вещи старше пятидесяти лет. Но не всякая такая вещь может быть ценной. О том, как распознать, стоит ли чего-то старинная вещица, The Village рассказал руководитель школы реставрации и фарфора Пётр Сейбиль.

Пётр Сейбиль

Мебель

Чтобы понять, имеет ли цену предмет старой мебели, нужно попробовать разобраться в материалах и хотя бы приблизительно определить возраст вещи — это поможет понять, какого уровня перед вами вещь.

До революции далеко не каждый предмет был сделан качественно. Например, всё, что сделано из ДСП, точно не будет иметь никакой ценности. Если вы видите, что мебель сделана из редкого материала, то нужно понять, к какой эпохе относится производство предмета: сталинский ампир, к примеру, намного дороже ампира XIX века. Это объясняется тем, что в 1930–1940 годы хорошей мебели делали мало и часто по спецзаказу.

Вообще, антикварную мебель от стилизации непрофессионалу отличить довольно сложно — лучше для этого обратиться к специалисту. Но здесь встаёт вопрос: не обманут ли? Ни в коем случае не нужно звать оценщиков: денег с вас возьмут, цену вещи назовут маленькую, чтобы попытаться выкупить её у вас, если она действительно чего-то стоит.


Если вы не можете самостоятельно определить возраст вещи и материал, из которого она сделана, можно сфотографировать предмет, отнести фото в какую-нибудь антикварную лавку и попытаться атрибутировать её там. Как вариант — узнать не о цене, по которой её выкупят, а за сколько поставят на комиссию. Ещё один вариант — показать вещь реставратору: во-первых, вы узнаете реальное состояние, во-вторых, с большей вероятностью узнаете цену. И наконец, можно разместить фото предмета на интернет-форумах, где общаются реставраторы или коллекционеры. Пара комментариев может быть правдой.

Если у вас в руках оказалась антикварная вещь, состояние которой не очень хорошее, самое главное — не браться самостоятельно за её реставрацию, полагаясь на всякие лайфхаки и советы в передачах вроде «Квартирного вопроса». Можно легко испортить вещь, уменьшить её цену, с одной стороны, а с другой — раза в два увеличить стоимость нормальной реставрации.

Фарфор


Первое, что нужно сделать с фарфором, который вам кажется антикварным, — внимательно осмотреть клеймо, отпечатанное на нём (если клейма нет, то определиться с ценностью вещи сложнее, но такая вещь тоже может представлять интерес). Далее стоит обратить внимание на декорирование предмета. Белый фарфор — обычно самый дешёвый. Если же на предмете есть рисунок, то нужно определить, какого он вида: если это деколь (переводная картинка), то вещь не очень дорога, если деколь с прорисовкой — дороже, если это живопись (краска, мазки), то, скорее всего, вещь представляет большую ценность. Очень дорого стоит агитационный фарфор — со всякими советскими лозунгами. Важно ничего не выкидывать, даже если на предметах есть сколы. Особенно если это фарфоровый чайный сервиз — такие вещи более ценны в полных наборах.

Статуэтки

Статуэтки — самый распространённый предмет коллекционирования любителей антиквариата. Для того чтобы понять, когда статуэтка была сделана и на какой фабрике, нужно посмотреть на клеймо. Дальше нужно выяснить, что за предмет перед вами. Статуэток всегда выпускалось много, но раньше были определённые ограниченные серии, которые представляют большой интерес в кругу собирателей антиквариата. Например, серия с гоголевскими персонажами очень дорогая: одна такая статуэтка стоит от 15 до 35 тысяч рублей. Балерины тоже могут представлять большую ценность, если эта статуэтка изображает какую-то известную личность, а не абстрактную танцовщицу. А цена дореволюционных статуэток гарднеровского или кузнецовского заводов может доходить до нескольких тысяч долларов.

Самовары


Среди коллекционеров в цене жаровые (угольные) самовары. Здесь нужно сначала обратить внимание на форму предмета: «банка» (самый обычный, чаще всего — прямоугольный) — дешёвый, «рюмка» (сужающийся книзу) — дороже, «репка» (расширяющийся в центре, похож на репу) — ещё дороже. Остальные формы очень редки и, скорее всего, в ваших руках не окажутся. Однако, если форма вашего самовара необычна, можете радоваться: у вас в руках настоящий и очень дорогой антиквариат. Второе, что нужно сделать, — оценить комплектность вещи. Дороже стоит самовар, в котором сохранились даже самые мелкие детали. Если не всё на месте, какую-то деталь можно подкупить — например, на вернисаже в Измайлове. Хуже, если на тулове самовара присутствуют разрывы металла или трещины. Реставрация такого предмета дорогая. Делать её имеет смысл, если у самовара редкая форма. И последнее: не стоит обольщаться относительно количества медалей. На цену медали не влияют и говорят только о том, что данная модель в указанные годы получала награды на выставках.

Столовые приборы

Иконы и картины

Настенные часы


Настенные часы до революции висели не просто в каждом доме — в каждой комнате: как в богатых домах, так и в избах. Поэтому часы — штука распространённая и не слишком дорогая. Ходики с гирями, часы с кукушкой — признак деревенских или бедных мещанских интерьеров. Поэтому и сегодня они оцениваются дешевле. А вот часы с фарфоровыми циферблатами в закрытом корпусе — дороже. Главное в настенных часах — сохранность механизма. Прежде чем продавать их, лучше обратиться к мастеру и попытаться завести. Купить подходящий ключ взамен утерянного на вернисаже в Измайлово не проблема, а вот продать без ключа будет сложно. Советские часы спросом практически не пользуются. Так что, если перед вами пластмассовые часы с гирями-шишками, вряд ли сделка будет выгодной.

Пианино

Самое важное в пианино — состояние внутреннего механизма. Часто красивые старинные инструменты абсолютно бесполезны. Остаётся загадкой, почему при продаже автомобиля продавец не ленится заглянуть под капот, а расставаясь с фоно, не обращается к специалисту. Не повторяйте эту ошибку и вызовите настройщика: он сможет оценить уровень и сохранность предмета, подсказать стоимость, а часто и помочь найти покупателя. Даже если инструмент восстановить невозможно, но корпус декорирован красивой резьбой и бронзовыми канделябрами, обратитесь к реставраторам: возможно, они приобретут его на материалы.

Настольные лампы


Возраст настольных ламп часто можно определить по патрону. В старых антикварных лампах он фарфоровый. Однако лампа может быть керосиновой (тогда в конструкции присутствует резервуар для жидкости), а патрон заменён. Поэтому полагаться нужно на материал и уровень исполнения. Бронзовые лампы редко были дешёвыми, обратите внимание на проработку деталей: в дорогих вещах литьё должно быть ровным даже в мелких элементах. Хорошо, если в декоре ярко выражен стиль. Самый любимый у покупателей — модерн. Сохранность плафона — тоже важный признак. Старый плафон без сколов — большой плюс. Посмотрите на место крепления плафона к лампе — обычно оно закрепляется винтиками. Если сильно потёрто, с большой вероятностью это означает, что плафон оригинальный. Хорошим спросом пользуются настольные лампы в виде грибка с белым (а лучше зелёным) стеклом. А если на ней есть символика какого-нибудь военного ведомства или фигурка в основании — вещь ещё дороже.

Как определить возраст китайской вазы

Китай глазами тех,
кто там живет.

Вы здесь: Начало Блог

Как выбрать настоящий китайский фарфор?

Китайский фарфор

Настоящий китайский фарфор существует уже несколько тысяч лет. Разглашение секрета производства фарфора каралось лишением жизни. За настоящий китайский фарфор можно было приобрести практически все материальные блага. Фарфоровыми изделиями могли пользоваться только императорская семья и лица, приближенные к ней. О тайне изготовления фарфора в Европе не знали вплоть до ХVII века. Были мастера, которые пытались повторить рецептуру, но изделия получались далеко неидеальны. А были ли подделки?

Содержание статьи:
1. Определяем качество фарфора по звуку
2. Определяем качество фарфора по цвету
3. Определяем качество фарфора по текстуре
4. Определяем качество фарфора по декору
5. Определяем качество фарфора по наргеванию

Сейчас хоть европейский фарфор и популярен, но китайский остается на вершине пьедестала. Поэтому из поездки по Китаю стоит привезти фарфоровые изделия. Но выбрать качественные изделия не так просто, как это кажется на первый взгляд. Поэтому рассмотрим основные правила, благодаря которым Вы сможете выбрать настоящий китайский фарфор. Кстати, хорошим подарком будет китайский чай. Важно выбрать хороший китайский чай, чтобы не "отравить" себя и своих гостей :) Шутка.

качественный китайский фарфор

Аккуратно постучите по изделия деревянной палочкой. Настоящий качественный фарфор должен «петь», издавая звонкие и чистые звуки.

Поднесите изделие к яркому источнику света и внимательно осмотрите его. В нем есть большое количество примесей (кварца, каолинов и других), поэтому настоящий китайский фарфор имеет молочный или белый цвет, тонкий слой немного просвечивается. Некачественные подделки не пропускают через себя свет. Но несмотря на тонкость, качественный фарфор очень крепкий и выдерживает даже очень высокие температуры. Если в фарфоре присутствуют сероватые оттенки, то это означает, что производитель сэкономил и не придерживался пропорций во время изготовления.

Текстура

Погладьте изделие. На поверхности не должно быть сколов, «пузырьков», трещин. Изделие должно быть идеально гладким.

Декор

Современные производители предлагают огромный ассортимент фарфоровых изделий. Они отличаются и по форме, и по орнаменту. Качественные фарфоровые изделия всегда не полностью декорируются, на них остается пространство, не свободное от рисунка или орнамента. Это делается специально, что покупатель имел возможность оценить качество изделия по гладкости и чистоте оттенка. Поэтому если Вам предлагают полностью расписанную вазу, то это, безусловно, подделка.

Форма

Качественное фарфоровое изделие правильной формы. Если его поставить на ровную поверхность, то дно должно примыкать к нему плотно, нет зазоров.

Качественный китайский фарфор очень легкий, что связано с его составом. Поэтому если изделие тяжелое, то это подделка.

Нагревание

Если изделие уже приобретено, то можно проверить его подлинность путем нагревания. Налейте в него горячую воду. Качественное изделие практически не нагревается, поэтому оно не будет обжигать руки. Если из чашки постоянно пить чай, то в ней скапливается налет. Качественное фарфоровое изделие не темнеет. Последуйте этим несложным советам, и тогда Вы привезете из Китая настоящее произведение искусства.

Если в наследство вам досталась антикварная посуда, как определить ее ценность: старинный фарфор и узоры

Если вы унаследовали или приобрели некоторые предметы из антикварного фарфора, эта статья поможет вам узнать больше о своих сокровищах. Очень часто фарфоровый предмет сам по себе содержит множество подсказок. Умение их прочитать поможет в определении ценности посуды.

В статье рассказывается о том, как разобраться в деталях и особых отметках на фарфоре, а также о способах определения истории его создания.


Розочка с золотой каемочкой

Сначала нужно определить, какой фарфор вам достался. Есть несколько видов фарфора, которые отличаются технологией производства. Можно выделить три основных направления искусства керамики, зависящих от сырья и добавок.

Наиболее известным и популярным среди коллекционеров является костяной фарфор, который был изобретен в 1750 году в Англии путем добавления костной муки и золы к смеси пудры из камня и белой глины.

Фарфор из твердой пасты означает, что сделан он из каолиновой глины с добавлением кварца. Это сырье было известно еще в Древнем Китае. Там изделия из фарфора дополнительно покрывали цветными глазурями. Эту технологию китайцев позаимствовали немецкие, голландские и английские мастера.

Фарфор из мягкой пасты появился тогда, когда европейские мастера гончарных дел придумали смешивать каолиновую китайскую глину с местными глинами, прежде всего из предместий Лимож во Франции. Таким способом получали лиможский фарфор.


Немного солнца через фарфор

Чтобы выяснить, какой тип фарфора в вашем владении, поднесите изделие к свету и посмотрите его на просвет.

Костяной или китайский фарфор будет намного прозрачней, чем другие виды фарфора. Если вы видите много света сквозь изделие, скорее всего, у вас в руках фарфор с примесью костяной золы.

Изучите оттенок, который дает фарфор. Если проявился насыщенный оттенок слоновой кости, это, скорее всего, костяной фарфор. Если ваше изделие чисто белое, скорее всего, это твердый или мягкий фарфор.

Внимательно прослушайте звук. Вы можете отличить твердый фарфор от фарфора из мягкой пасты, удерживая изделие кончиками пальцев и слегка постукивая по краю монеткой. Если он дает высокий тон, у вас изделие, изготовленное из фарфора с жесткой пастой.


Как читать особые символы и знаки в виде штампов

В большинстве случаев найти штамп довольно легко. Просто переверните изделие и найдите отметки на обороте. Обычно можно увидеть символы и надписи, а иногда удается разглядеть объемный рисунок.

Используйте увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть надписи. В наше время можно сделать цифровую фотографию и увеличить ее на компьютере, чтобы легче прочитать символы. Получив хорошее изображение, воспользуйтесь веб-сайтом регистра марок фарфора и основных производителей. Так вы узнаете больше об изделии.


Дорогами узоров: на что укажет зеленая ветка

При определении ценности посуды обратите внимание на некоторые из наиболее важных деталей в декоре вещи.

Золотая или позолоченная окантовка - это первое, что можно заметить. В зависимости от сохранности изделия и его возраста, изменениям подвергается его позолоченный край. Он может быть потертым. Иногда край покрыт пятнами. Реже он находится в идеальном состоянии.

У большинства фарфоровых изделий основа белая или цвета слоновой кости, но существует ряд китайских узоров, выполненных цветной глазурью. Встречаются и цветные узоры. Рисунки могут включать черный, розовый, красный, синий и золотой цвета. Но чаще всего обратная или нижняя сторона фарфорового предмета белая.

Цвет играет важную роль в том, как определить ценность посуды. Также на стоимость влияет мотив и техника рисунка. Изображения варьируются от ботанических рисунков до пейзажей, бытовых сценок с изображением людей, зверей и птиц, но могут быть выполнены с фольклорными, национальными мотивами.


Привязанности и предпочтения коллекционеров

Некоторые образцы фарфоровых изделий выдержали испытание временем, несмотря на моду и совершенствование технологий производства. На протяжении веков они остаются популярными среди коллекционеров.

Например, синий итальянский фарфор похож на делфтский или голландский. Синий итальянский узор - это детальнее изображение пейзажей и архитектурных сооружений Италии. Такой фарфор изготавливался в Италии с 1816 года.


Знаменитый мейсенский фарфор также очень популярен. С середины 18 века в Мейсене (Германия) впервые в Европе начали производить фарфор. Мастера создавали узоры в азиатском стиле, изображая драконов и их символические образы.

Обычно на таких изделиях есть китайский дракон цвета хурмы на белом фоне с золотой окантовкой. Иногда дракона окрашивают в другие цвета, например в зеленый.


Великолепный и самый востребованный среди коллекционеров узор Flora Danica. Это изображения дикорастущих цветов Дании. Как правило, этот детальный рисунок, копия так называемого ботанического рисунка библиотек. Сегодня это один из самых дорогих коллекционных предметов из фарфора.

Производит впечатление и потрясающей красоты узор raffaelesco , представляющий собой затейливую разноцветную роспись, пестрящую мелкими деталями.

Узор появился в 1600-х годах и стал популярным на века. Цветочные мотивы и золотые драконы украшают красочный дизайн предмета из белого фарфора.


Ценность и красота не выходят из моды

Независимо от того, есть ли у вас популярный узор на фарфоровой тарелке или это редкий кувшин без штампов, доставшийся от прабабушки, старинный фарфор – это прекрасная часть истории, рассказывающая о культуре быта наших предков, о радости жизни и традициях питания и сервировки.

Читайте также: