Как пользоваться мотоблоком нива

Обновлено: 06.07.2024

Обработка почвы мотоблоком Нева-МБ2

Итак, какие операции по обработке почвы позволяет производить мотоблок: 1) культивацию почвы; 2) вспашку почвы; 3) нарезание гребней и грядок; 4) окучивание картофеля и корнеплодов; 5) выкапывание картофеля и корнеплодов. Разберем все эти операции по порядку и уясним себе некоторые нюансы возникающие в процессе работы.

1. Культивация почвы.

В зависимости от состояния участка подлежащего обработке можно рекомендовать по крайней мере две техники культивирования.

а) Например, для задерненого участка поросшего высокой травой рекомендую применять следующую последовательность действий. Перед началом обработки траву следует скосить и вынести за пределы обрабатываемого участка, в противном случае высокая трава будет наматываться на рабочую поверхность культиватора, что намного затруднит работу. Обработку почвы надо начинать заблаговременно, например, если Вы планируете посадки весной, то начинать надо летом предыдущего года, причем обработку производить в несколько этапов.

При первом проходе обработку следует производить четырьмя культиваторами на малой скорости, основная задача порезать дерн и разрыхлить почву для последующих проходов. После этого надо дать дерну просохнуть в течение как минимум двух недель. Вторую культивацию можно производить уже шестью культиваторами и на повышенной скорости, что значительно ускорит обработку почвы. Работы лучше производить в солнечную погоду, это позволит максимально избавится от многолетних сорняков. Таким образом, к весне следующего года у вас будет хорошо подготовлен участок для посадки таких культур, как картофель или белокачанная капуста.

б) Если участок постоянно обрабатывается, то вначале вносится необходимое количество органических и минеральных удобрений методом разброса по поверхности почвы, а затем почва культивируется шестью культиваторами, причем именно шестью, иначе под тяжестью мотоблока культиваторы будут проваливаться в мягкой земле, что значительно затруднит работу. В процессе обработки почвы режущие кромки культиватора частенько засоряются остатками травы и корней, чтобы очистить их достаточно дать задний ход и несколько раз провернуть их в земле, затем обработку можно продолжить.

Кроме того, для лучшего отвала почвы плуг необходимо установить с некоторым наклоном, примерно в 10 градусов, этим также регилируется и ширина отвала почвы.

3. Когда почва удобрена и прокультивирована, часто бывает необходимо нарезать гребни для посадки картофеля или других культур, в этом нам поможет тот же мотоблок. Оборудуем его следующим образом, оденем металлические колеса с грунтозацепами, по середине установим один окучник, не забудем о грузах и о ремне, который значительно облегчает работу. Перед началом работ поле делится на две равные части и по середине на двух колышках натягивается бечевка для обозначения первого ряда, помните, что от того как вы проведете первый ряд будет зависить успех всей работы. Далее по кругу против часовой стрелки нарезаются все остальные гребни, ориентиром для остальных рядов служит край уже нарезанного гребня.

4. При помощи мотоблока также можно произвести окучивание картофеля и корнеплодов. Для этой цели используется специальное навесное оборудование, а именно, высокие металлические колеса с грунтозацепами и окучники. Окучивание надо производить за три раза, первое, как только обозначатся рядки с посадками (можно использовать низкие металлические колеса), второе, примерно через неделю уже на высоких колесах, третье, незадолго до смыкания рядков, причем, при каждом последующем окучивании разворот окучников надо увеличивать и последнее окучивание производится при максимальном развороте окучников, это позволит сформировать красивые гребни и уничтожить максимальное количество сорняков.

5. Для выкапывания картофеля и корнеплодов служит специальное приспособление, называемое картофелекопалкой, оно применяется совместно с высокими или низкими металлическими колесами.

Мотоблоки типа Нева-МБ2 служат в сосновном для обработки почвы под пропашные культуры такие как картофель, корнеплоды, капусту, ими можно обработать почву под посадку плодово-ягодных культур и кустарников. Глубина обработки почвы до 25 см, это обстоятельсво не позволяет их рекомендовать для обработки почвы в междурядиях многолетних насаждений таких как садовая земляника, малина, смородина и других, в виду того что при этом сильно повреждаются корни растений. Для этих целей необходимо использовать более легкие мотоблоки и мотокультиваторы.

Подведя этоги можно сказать, что купить мотоблок НЕВА для оброботки земли, выгодное и прибыльное дело.

Как работать мотоблоком «Нева»


Из чего состоит обслуживание мотоблока «Нева»

Большинство общей информации и регулировок мотоблока дает инструкция по эксплуатации,особое внимание и аккуратность потребуется на начальном этапе введения нового мотоблока в эксплуатацию. Выполним настройку и регулировку «Невы» в следующей последовательности:

  • Настроим и «обкатаем» двигатель для мотоблока «Нева», если у вас на агрегате стоит импортный мотор, то большинство вопросов подготовки будет связано с правильным выбором масла, топлива и свечей зажигания. Если двигатель мотоблока новый, перед регулировкой потребуется доскональное изучение устройства мотора и порядка обслуживания так, как требует инструкция по эксплуатации «Невы»;
  • Выполним настройку и регулировку редуктора и трансмиссии мотоблока «Нева». Процедуру проверки состояния мотоблока потребуется проводить каждый раз перед началом работ;
  • Использование разнообразного навесного оборудования для «Невы» и регулировку его работы необходимо выполнять по возможности часто. Большинство случаев малоэффективной вспашки почвы связано с нарушениями регулировки плуга на мотоблоке.

Эксплуатация мотоблока «Нева» по инструкции

Эксплуатация мотоблока «Нева» с отечественным мотором

Если на вашем мотоблоке стоит «Калуга» ДМ-1К, перед началом работы внимательно присмотритесь к модификации мотора. Двигатель ДМ -1К-6,2, в отличие от ДМ-1К-7,5, рассчитан на использование неэтилированного бензина А-76, тогда как последний рассчитан исключительно на 92 октановое число.


Стоит обратить внимание на одну из наиболее часто встречающихся проблем в эксплуатации мотоблока «Нева 2К». Это регулировка карбюратора мотоблока «Нева 2К».На новой модели «Нева МБ 2С» регулировки должны быть выполнены на предприятии, и проблем быть не должно.

Поэтому приведенный ниже способ регулировки из инструкции более актуален для мотоблока Нева после длительной эксплуатации или после проведения капитального ремонта. Если при открытии воздушного дросселя обороты нестабильны, выполним следующие операции:

  1. Закручиваем до упора винт качества смеси на карбюраторе. При этом мы максимально увеличим содержание бензина в топливно-воздушной смеси;
  2. Заводим мотор и обедняем смесь, вывернув винт регулировки на один-полтора оборота, пытаемся добиться устойчивой работы на полностью открытой заслонке;
  3. Аналогичную процедуру проведем для работы на холостых оборотах. Поворачиваем винт и смещаем положение заслонки до минимальных устойчивых оборотов мотора.

Подобные регулировки выполняются при абсолютно чистой свече мотоблока и моторе, прогретом до рабочей температуры. При любом качестве бензина свечу необходимо периодически прожигать – давать мотоблоку поработать на высоких оборотах в течение 5-10 мин.

Если при эксплуатации «Невы» случайно сместилось положение центробежного регулятора, следует выставить его в первоначальное положение. Для этого по инструкции отпускаем гайку М8 крепления регулятора, оттягиваем привод заслонки до упора влево, и второй рукой вращаем центробежный регулятор до упора по часовой стрелке, после чего фиксируем положение закручиванием гайки.

Как регулировать привод на ремень мотоблока «Нева 2»

Неприятным моментом может быть обрыв или соскакивание ремня с ручья шкива. Чаще всего это происходит из-за ослабления эффективности работы натяжного механизма, последующей пробуксовки и потери сцепления. Можно снимать по инструкции, ослабляя и демонтируя компенсационный ролик. Проще всего удалить старый ремень и заменить новым, или натянуть старый ремешок на станине «Невы» с помощью универсального метода.


Двигатель крепится на раме с помощью четырех направляющих болтов. В раме мотоблока имеются сквозные направляющие пазы, через которые мотор, собственно, и крепится к раме. Необходимо гаечным ключом или головкой отвернуть на несколько оборотов пару болтов с каждой стороны и потянуть руками двигатель мотоблока на себя для натягивания, или от себя, если необходимо ослабить натяжение для замены ремней и выполнить фиксацию.


Правильность натяжения проверяют по степени прогиба. При легком надавливании пальцами на боковую поверхность ремня, он провисает на величину порядка 10 мм.


Как настроить плуг на мотоблоке

Плуг, как и любое прицепное устройство, крепится на заднюю часть станины с помощью сцепки или переходника, который может быть регулируемый или нерегулируемый. Настройка выполняется, как правило, в два захода.

Для корректной настройки работы плуга необходимо выставить мотоблок на грунтозацепы, под которые устанавливается пара подставок, высотой, равной предполагаемой глубине работы плугом. Эта величина может составлять в пределах 160-200 мм, примерно на 20 мм меньше расчетной глубины вспашки. Мотоблок должен стоять без крена в какую-либо сторону. По отверстиям в вертикальной стойке плуга выставляем высоту.


Далее регулировка плуга «Невы» выполняется так, чтобы полевая планка ровно прилегала к поверхности грунта, при этом стойка плуга должна сохранять вертикальное положение во всех плоскостях. После этого регулируют высоту превышения пятки над кромкой плуга. Стандартная величина составляет 30-40 мм.

Для универсальной сцепки регулировку выполняют,вращая винт при ослабленных гайках А и Б. Угол подъема или превышения важен для обеспечения самопогружения лемеха в почву. Поэтому возможно, что после двух-трех контрольных проходов борозды угол придется корректировать подбором оптимального значения.

На втором этапе нужно выполнить настройку угла отвала земли из-под режущей кромки. Операция достаточно простая, и зачастую ее можно выполнить одновременно с регулировкой стойки. Для этого необходимо наклонить блок «Невы» вправо по ходу агрегата, проще всего это сделать, подложив использованную ранее подставку под левое «колесо». Вся конструкция, в том числе стойка плуга, получит крен вправо. Для регулировки нам необходимо раскрепить болт на переходнике сцепки, выровнять стойку плуга в вертикальном положении и зафиксировать регулировку гаечным ключом.


Еще раз, проверив усилие затяжки регулировочных болтов, переходим к проверочной вспашке. Обычно после регулировки плуга требуется дополнительно поднять-опустить направляющие рукоятки мотоблока «Нева». Это можно сделать с помощью регулировочного крепления, находящегося по центру стоек. Ранее крепежный узел фиксировался «барашковыми» гайками, сейчас на «Неве» травмоопасные, но очень удобные гайки заменены пластиковыми головками. Рукоятки с рычагами необходимо отрегулировать на уровне пояса, так уменьшается нагрузка на руки и плечи.

Заключение

При вспашке лемех будет поднимать и отваливать грунт направо. Соответственно, при движении мотоблока будет возникать крен тоже вправо. Не старайтесь бороться и поднимать «Неву», необходимо просто поддерживать и направлять мотоблок строго по борозде. Иногда, при особо тяжелых грунтах, регулировки плуга быстро нарушаются, и пятка опускается вровень с положением режущей кромки. Чтобы удерживать плуг на заданной глубине,требуется значительные усилия, поэтому зачастую любители нагружают плуг «Невы» дополнительным грузом в пару десятков килограммов.

Мотоблок Нева МБ-1 - инструкция по эксплуатации, технические характеристики

Мотоблок Нева МБ-1 - инструкция по эксплуатации, технические характеристики

Мотоблок Нева МБ-1 в агрегате с прицепными и навесными орудиями используется для выполнения пахоты, культивации, рыхления, междурядной обработки почвы, кошения травы, снегоуборочных работ по очистке, работ по планировке площадных территорий, перекачки непитьевой воды и транспортировки грузов.

Производитель мотоблоков Нева - завод Красный Октябрь, город Санкт-Петербург. Это специализированное предприятие по выпуску мото-сельхозтехники. Первый мотоблок марки Нева был выпущен в 1984 году.

Усиленный редуктор мотоблока с развитым внутренним оребрением имеет обтекаемую агротехническую форму корпуса, уменьшающую сопротивление, оказываемое почвой при обработке.

Для удобства управления в мотоблоке МБ1/МБ1 Премиум используется двухстороннее разобщение полуосей (колес) позволяющее попеременно отключать левую или правую полуось выходного вала.

В модификации МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум наличие электростартера и генератора на двигателе позволяет облегчить его запуск, а также дает возможность использования фары в ночное время.

Мотоблок МБ1/МБ1 Премиум разработан в соответствии с действующими нормами безопасности. Запрещается изменять характеристики Вашего мотоблока.

Мотоблок в агрегате с прицепными и навесными орудиями используется для выполнения пахоты, культивации, рыхления, междурядной обработки почвы, кошения травы, снегоуборочных работ по очистке, работ по планировке площадных территорий, перекачки непитьевой воды и транспортировки грузов.

Мотоблок Нева МБ-1 с редуктором Multi Agro

Мотоблок МБ-1 предназначен для работы на приусадебных участках с легкими почвами в садах и огородах индивидуального пользования на сенокосах, расположенных на мелкоконтурных лесных и болотистых участках в пригородной зоне.

Нева МБ-1 имеет небольшие габариты и прост в эксплуатации. Мощный и экономичный четырехтактный двигатель позволяетиспользовать мотоблок на различных сельскохозяйственных работах. В комплекте с навесными орудиями он может пахать, рыхлить почву, бороновать, делать и прочищать борозды, окучивать и выкапывать корнеплоды, косить траву, опрыскивать растения и производить полив, перевозить грузы и убирать снег.

Работа на мотоблоке не требует специальной подготовки, но следует иметь в виду, что при работе с каждым навесным орудием нужны определенные навыки.

На заводе-нзготовителе мотоблок комплектуется культивато­ром, который предназначен для рыхления и переворачивания почвы. При использовании других навесных орудий для мотоблока необходимо руководствоваться дополнительными указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие.

Официальный сайт производителя мотоблоков Нева МБ-1 - www.motoblok.ru

Мотоблок Нева МБ-1 инструкция по эксплуатации 2015 год скачать

Мотоблок Нева МБ-1 инструкция по эксплуатации 1986 год скачать (инструкция для старого мотоблока)

Мотоблок "Нева МБ-1", МБ-1Д, МБ-1Р - инструкция по эксплуатации 1992 год. Новгород

Запчасти для МБ-1, запчасти для редуктора каталог 2015 года скачать

Мотоблок Нева МБ-1 технические характеристики

Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90) Средний
Габаритные размеры: длина * ширина * высота, мм не более МБ1: 1600x660x1300
МБ1 Премиум: 1600x660x1300
МБ1-ФС: 1650x660x1300
МБ1-ФС Премиум: 1650x660x1300
Масса, сухая, кг, не более МБ1: 75
МБ1 Премиум: 75
МБ1-ФС: 85
МБ1-ФС Премиум: 85
Тяговое усилие на транспортных колесах с грузом 20 кг., кгс, не менее 140
Угол поперечной статической устойчивости, градусов, не менее 15
Пределы температуры окружающего воздуха, С От минус 25 до плюс 35
Поступательная скорость (второе значение при перестановке ремня) передвижения на пневматических колёсах, при оборотах двигателя 2500 об/мин (макс, крутящий момент двигателя), км/ч МБ1/МБ1-ФС:
Первая передача 2,1/2,6;
Вторая передача 7,4/9,2;
Задний ход 1,8/2,3;
МБ1 Премиум/МБ 1-ФС Премиум:
Первая передача 1,9/2,4;
Вторая передача 3,7/4,6;
Третья передача 6,6/8,3;
Задний ход 1,6/2,0;
Поступательная скорость (второе значение при перестановке ремня) передвижения на пневматических колёсах, при оборотах двигателя 3600 об/мин (макс.мощность двигателя), км/ч МБ1/МБ1-ФС:
Первая передача 3,0/3,8;
Вторая передача 10,6/13,3;
Задний ход 2,6/3,3;
МБ1 ПремиумМБ1.ФС Премиум:
Первая передача 2,7/3,4;
Вторая передача 5,4/6,7;
Третья передача 10,0/12,6;
Задний ход 2,3/2,9;
Вал отбора мощности (BQM) (ГОСТ28524-90) Шкив боковой под клиноременную передачу, расположенный перпендикулярно к продольной оси симметрии МБ. Частота вращения равна частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Ходовая система Одноосная, колесная формула - 2x2
Дорожный просвет, мм 120
Муфта сцепления Постоянно выключенная, механизм включения - натяжной ролик для клинового ремня
Редуктор Механический, шестеренчато-цепной с двусторонним расцепителем полуосей
Число передач МБ1/МБ1-ФС ((2+1) *2):
Четыре передачи - переднего хода;
Две передача - заднего хода.
МБ1 ПремиумМБ1-ФС Премиум ((3+1)*2):
Шесть передач - переднего хода;
Две передачи - заднего хода.
Шина Пневматическая - 4,00*8; 16x6,50-8
Колея Переменная, регулируемая ступенчато
Ширина колеи, мм Нормальная 320 С удлинителями 570
Диаметр фрез-культиваторов, мм 360
Ширина захвата, м 6 фрез 1,2
4 фрезы 0,86
Глубина обработки почвы, см до 20
Рулевое устройство Штанговое, с возможностью промежуточных установок руля в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Фара противотуманная МБ1/МБ1 Премиум: — МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: 202А,3743
Лампа МБ1/МБ1 Премиум: —МБ 1-ФС/МБ1-ФС Премиум:
НЗ 12V 55W
Аккумулятор МБ1/МБ1 Премиум: — МБ1-ФОМБ1-ФС Премиум: DT 1218
Автопредохранитель МБ1/МБ1 Премиум: — МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: F133 10А
Двигатель МБ1/МБ1 Премиум: 4-х тактный, карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением
МБ1-ФС/МБ1-ФС Премиум: 4-х тактный, карбюраторный, бензиновый, одноцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением, электростартером и генератором
Тип топлива Чистый бензин АИ - 92, АИ - 95
Масло в двигатель Марки топлива, моторного масла и заправок - согласно Руководству на двигатель
Редуктор (применяемые масла и температура эксплуатации) Масло трансмиссионное SAE85W-90 API GL-5 (допускается применять масло ТМ-5 (от -25 до +35) ГОСТ 17479.2-85). Объем заправки л., 1,5.
Ремень А53
Давление воздуха в пневматических шинах: 4,00-8 - 1,5 +0,2 кгс/см 2
16x6,50-8 - 2-0,2 кгс/см 2

Некоторые технические характеристики для мотоблока МБ-1 старого образца

Ремень для мотоблока Нева МБ-1 старого образца (ремень переднего и заднего хода)

Модификации мотоблоков Нева МБ-1 в зависимости от установленного двигателя

Марка и тип двигателя

ЕХ21 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

ЕХ17 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

I/C 6,5 фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

I/C 6,0 Compact фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

I/C 6,0 фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, электростартером и генератором)

1/С 6,0 Compact фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

ЕХ21 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

ЕХ17 фирмы Subaru (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, с ручным стартером)

I/C 6,0 фирмы Briggs&Stratton (4-х тактный, одноцилиндровый с воздушным охлаждением, электростартером и генератором)

Редуктор мотоблока Нева МБ-1

Редуктор - механический, шестеренчато-цепной, маслонаполненный в алюминиевом корпусе. Смазка деталей редуктора обеспечивается разбрызгиванием масла. Валы шестерен вращаются в шариковых подшипниках.

Для модификаций МБ1/МБ1-ФС:

Редуктор обеспечивает мотоблоку две передачи вперед и одну назад. При перестановке приводного ремня в ручьях на ведущем и ведомом шкивах обеспечивается второй диапазон значений скоростей вращения выходных полуосей редуктора. Таким образом, есть возможность обеспечивать четыре передачи вперед и две назад.

Для модификаций МБ1 Премиум/МБ1-ФС Премиум (редуктор Multi Agro) :

Редуктор обеспечивает мотоблоку три передачи вперед и одну назад. При перестановке приводного ремня в ручьях на ведущем и ведомом шкивах обеспечивается второй диапазон значений скоростей вращения выходных полуосей редуктора. Таким образом, есть возможность обеспечивать шесть передач вперед и две назад.

Редукторная часть мотоблока "Нева" МБ1-Б МультиАГРО отличается от других изделий данного модельного ряда. В этой модели установлен редуктор МультиАГРО, разработанный специалистами компании-производителя. Благодаря новому редуктору мотоблок "Нева" МБ1-Б Мульти АГРО приобрел дополнительные функциональные свойства.

Среди преимуществ редуктора МультиАГРО можно отметить увеличенное количество передач. В мотоблоке "Нева" МБ1-Б МультиАГРО предусмотрены 3 передачи переднего и 1 передача заднего хода. Переставив же ремень на двухручьевом шкиве можно получить еще один набор передач, также имеющих функциональное назначение. Таким образом, для каждой агротехнической и хозяйственной операции можно подобрать подходящую скорость, тем самым повысив производительность выполняемой работы.

Помимо этого редуктор МультиАГРО характеризуется увеличенным передаточным отношением, что улучшает тягово-сцепные качества мотоблока.

Механизм сцепления - состоит из клинового ремня, натяжного ролика с рычагом, витой пружины возврата, троса и рычага управления, расположенного на руле. При нажатии на рычаг ролик перемещаясь создает необходимое натяжение приводного ремня, и вращение от двигателя передается на ведомый шкив редуктора.

Обкатка мотоблока Нева МБ-1

Длительная и надежная работа мотоблока обеспечивается при правильной эксплуатации, своевременном проведении технического обслуживания и правильной его эксплуатации в НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Первые 20 часов работы мотоблока являются периодом приработки деталей двигателя и трансмиссии. Перегрузка мотоблока в этот период НЕДОПУСТИМА.

Режим обкатки двигателя следует выполнять в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации двигателя.

Культивацию почвы в период обкатки проводите 4-мя фрезами за несколько заходов и на глубину не более 10 см за один проход.

Не перегружайте мотоблок при работе на тяжелых и каменистых почвах при работе с фрезами-культиваторами.

Используя мотоблок с транспортной тележкой для перевозки грузов, не перегружайте её. Масса перевозимого груза не должна превышать 200 кг.

В период обкатки замену масла в двигателе производите в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя, проверяйте и подтягивайте резьбовые соединения.

После наработки 20 часов проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводного ремня.

Регулировка натяжения приводного ремня производится регулировочным болтом в корпусе рукоятки сцепления. При выворачивании регулировочного болта происходит натяжение ремня. По окончании регулировки, необходимо законтрить регулировочный болт, для этого удерживая его в настроенном положении, притянуть гайку 1 к корпусу рукоятки (рис.8) ( смотри инструкцию по эксплуатации)

ВНИМАНИЕ! Помните, что при недостаточной или некачественной обкатке двигателя и трансмиссии значительно сокращается общий срок службы мотоблока.

Техническое обслуживание мотоблока Нева МБ-1

Для поддержания мотоблока в технически исправном состоянии в течение всего времени эксплуатации и его хранения выполняйте нижеперечисленные работы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПРОИЗВОДИТЕ В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С РУКОВОДСТВОМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (кроме двигателя).

Ежедневно перед началом работы проверять:

- Надежность крепления деталей и узлов мотоблока, при необходимости произвести затяжку резьбовых соединений (см. раздел 4);

- Состояние внешней изоляции высоковольтного и низковольтного провода;

- Состояние и натяжение приводного ремня, расслоение ремня не допускается;

- Отсутствие течи топлива и масла. В случае утечек устранить причину их образования и долить масло или топливо до необходимого уровня;

- Состояние навесного или прицепного оборудования, при необходимости произвести затяжку резьбовых соединений.

Каждый раз после окончания работы очистить мотоблок от пыли, грязи и насухо протереть.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ КАЖДЫХ 25 ЧАСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ (кроме двигателя).

Выполнить работы, предусмотренные предэксплуатационным обслуживанием.

1. Произвести смазку троса газа (троса управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя), для этого:

- снять ручку газа (ручку управления дроссельной заслонкой карбюратора) с рукоятки руля и, удерживая ее в вертикальном положении закапать под оболочку троса 5. 10 капель любого моторного масла;

- сделать несколько возвратно-поступательных перемещений ручкой газа.

2. Смазать трос сцепления (см. раздел 9 п.4).

3. Смазать трос расцепления колес, для чего нанесите несколько капель любого моторного масла в зазор между тросом и оболочкой со стороны рукоятки (см. рис.14).

ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕДУКТОРА ПОСЛЕ КАЖДЫХ 100 ЧАСОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ (кроме двигателя).

1. Произвести замену масла в редукторе. Эту операцию лучше выполнять сразу после работы мотоблока, когда масло легче сливается.

- установить мотоблок в вертикальное положение;

- подставить под редуктор емкость не менее 2 литров;

- вывернуть пробку-сапун, очистить ее от загрязнений;

- вывернуть винт слива масла, слить масло из редуктора;

- после слива масла ввернуть винт слива масла с прокладкой, затянуть винт. Масло утилизировать в пункт приема отработанных масел.

- залить свежее трансмиссионное масло 1,5 литра, соответствующей марки и температуры эксплуатации, через отверстие под пробку-сапун.

2. Очистить от загрязнений ось рычага натяжения приводного ремня и втулку.

3. Смазать моторным маслом ось рычага натяжения приводного ремня и втулки.

4. Проверить работоспособность механизма сцепления, отрегулировать натяжение приводного ремня.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ.

Работы проводите согласно Руководства по эксплуатации двигателя (глава "Техническое обслуживание").

При переходе к осенне-зимней эксплуатации (температура наружного воздуха ниже +4°С) заменить летние сорта моторных масел на зимние.

При переходе к весенне-летней эксплуатации (температура от +4°С до +35°С) заменить зимние сорта масел на летние (см. раздел "Перед началом работы" Руководства по эксплуатации двигателя).

Неисправности мотоблока Нева МБ-1

Расслоение приводного ремня.

Наличие посторонних твердых предметов или растительных остатков на валах.

Навесное оборудование для МБ-1

Навесное оборудование для мотоблока Нева МБ-1 представлено широкой линейкой от ЗАО Красный Октябрь и других производителей.

Мотоблоки Нева уже много лет востребованы и пользуются признательностью на сельскохозяйственном рынке. Мототехника надежная, долговечная и универсальная. Компания выпускает мотоблоки с 2002 года. За это время она разработала модельный ряд с различным видом навесного оборудования. За счет этого конструкция выполняет много разнообразных работ, такие, как обрабатывание грунта, или работой в животноводстве. Благодаря этим показателям мотоблоки Нева пользуются большим спросом на личных хозяйственных участках.

Информация о производителе


В 2002 году была сформирована компания «Красный октябрь – Нева». Она относится к предприятию ОАО «Красный октябрь», который функционирует в Санкт-Петербурге с 1891 года. Начинало оно с электротехники и строительства электростанции. Затем предприятие слилось с мотоциклетным заводом, и в конце 20-х годов стало выпускать автомобильные запчасти и мототехнику.

С 1940 года и по сегодняшний день организация работает в авиапромышленности. Она изготовляет двигатели для самолетов и ракет, а также их комплектующие. Параллельно с авиацией, предприятие вырабатывает моторы для мопедов. С 1985 года выпускают мини сельхозтехнику, такую как мотоблоки «Нева».

В 2002 году было специально создано дочернее предприятие для производства и выпуска современных мотоблоков Нева. Сегодня организация производит и выпускает мотоблоки, культиваторы, а также навесное оборудование и четырехтактные двигатели.

Конструкция и технические характеристики

Агрегат популярный, потому что он надежный с высокими показателями сборки. Брак, в процентах не превышает 1,5%. За счет качественных деталей и высоких технологических способов их обработки, устройство прочное и качественное.

Применяют 3 вида моторов: российских производителей (5-6,2 лошадиных сил), японских (6-7 л.с.) и американских (от 6 л. с.)

Корпус из алюминия, механический с шестеренчато-цепной системой или МультиАГРО, а также механизмом выключения одного вала

Ширина: 64-67 см. Высота: 130-135 см. Длина: 150-175 см

Дизель, бензин АИ-92 или АИ-95

На бензине – 70-108 кг, на дизеле – до 127 кг.

От 80 до 171 см.

2 задние и 2-4 передней. 6-8 на редукторе МультиАГРО

Рабочая температура окружающей среды

В комплектацию мототехники входит 4-6 фрезы, два крыла и валик на 6 фрез. Также есть две ступицы, которые предоставлены совместно с крепежными элементами. Предусмотрен сошник, аккумулятор, электростартер, авто предохранитель и инструкция по эксплуатации. Для каждой модели предоставлено свое руководство по использованию. Благодаря ему можно решить незначительные неисправности, знать, как правильно заводить технику, и как хранить и ухаживать за ней.

Преимущества и недостатки мотоблока Нева


Помимо простой и понятной конструкции все модели техники обладают следующими преимуществами:

  1. Мощные фирменные двигатели. Благодаря им производительность агрегата высокая, и техника устойчива к эксплуатации в сложных условиях.
  2. Режимы постоянной работы. За счет их владелец может выбирать и регулировать режимы и темп работы.
  3. Возможность устанавливать дополнительное навесное снабжение.
  4. Долговечность и износоустойчивость. Это достигается за счет обтекаемого корпуса и внешней защиты.
  5. Поворотливый. Когда отключаешь один из валов, техника приобретает хорошую управляемость и маневренность.

Но недостатки также присутствуют у мотокультиваторов:

  1. Небольшая глубина вспашки. Это происходит из-за незначительного веса конструкции. Для ее устранения на переднюю часть накладывают дополнительный вес 20-25 кг. Тогда вспашка будет достигать 25 см в глубину.
  2. Большие габариты. Если сравнивать с конкурентами, то с такими же характеристиками можно найти агрегат размерами меньше.
  3. Неустойчивость при неровном грунте. Решают вопрос заменой колес на высокие.

Описание известных моделей


Среди всех моделей мотоблоков Нева МБ значительным спросом пользуются несколько моделей. Их объединяет возможность обрабатывать до 25 соток, а также выполнение любой агротехнической операции. К популярным моделям относят:

  • МБ-2К;
  • МБ-2Б;
  • МБ-23;
  • МБ-2Н;
  • МБ-2С.

Основное отличие этих модификаций – двигатель, что устанавливают на них.


Считается базовой моделью, которая работает на 92-м бензине. Буква К в наименовании показывает, что на устройство устанавливают отечественный мотор «ДМ-1К». Если это полупрофессиональная модель, то его мощность 6,5 л.с. Если профессиональный – 7,5 л.с. За счет особых шариковых подшипников, что находятся в коленвале, мотоблок функционирует стабильно при любых перепадах нагрузки. Весит конструкция 100 кг, и обрабатывает почву со скоростью 12 км/час. Работает на 6 передачах – 4 передние и 2 задние.

Можно отдельно докупить навесное снаряжение, за счет которого устройство будет пахать, фрезеровать землю, садить, полоть, окучивать или выкапывать урожай. А если прикрепить лопату или щетку, то агрегат применяют при коммунальных работах.


Буква Б показывает, что используют иностранные моторы «Brigg&Stratton». Это американские производители, у которых мощность 6 и 7,5 л.с. Габариты агрегата совпадают с параметрами предыдущей модели, а весит до 102 кг. Благодаря возможности использовать дополнительное снаряжение, мототехника выполняет весь спектр земельных работ. Есть возможность дополнительно крепить тележку, на которой транспортируют до 450 кг груза.

Зимой устройство используют для уборки снега. Отличается модель небольшим расходом топлива, универсальностью во время работы в любую погоду и сезон.


Еще одна модель, что выполняет много функций. Она работает на американских и японских двигателях с мощностью от 8 до 10 л.с. Агрегат больше подходит для продолжительной напряженной работы. При этом, глубина обработки достигает 35 см. Устройство выпускается несколькими модификациями. Вес конструкции 103 кг, ширина захвата 80-170 см. Работает на 4 передних передачах и 2 задних.

У модели высокая маневренность, которая достигла за счет специального механизма разобщения установленных колес. Эту модель применяют на больших участках.


Буква Н означает, что в модели используют двигатель «Honda», у которых мощность 5,5 и 6,5 л.с. Несмотря на то, что мощность не значительная, у мотора предусмотрен высокий КПД с крутящим моментом, что делает модель надежной. Мотоблок этой модели легкий (89 кг). Устройство хорошо ведет себя при существенных нагрузках. Агрегат работает на двух передних и одной задней скорости.


В мотоблок вмонтирован японский двигатель «Subaru» с мощностью 6 и 7 л.с. Модель привлекает небольшими размерами (89 кг), с захватом в 170 см, и глубиной вспахивания – 25 см. Коробка многоступенчатая, как и в модели МБ-23. Есть функция выключения одного колеса, за счет чего увеличивается маневренность, и легче поворачивать. Функционирует на топливе АИ-92 и АИ-95.

С двигателем субару

Мототехника Нева, у которой за основу взят двигатель «Subaru» от японского производителя. Устройство надежное, эффективное и износоустойчивое. Благодаря высокой производительности двигателя и качественной подвески с редуктором, мотоблок считают лучшим в своем модельном ряде. Кроме того, техникой легко управлять, легко обслуживать и высокая возможность купить различные детали. Во время работы техника не употребляет много топлива. Работать можно при любых погодных условиях.

Редуктор агрегата

Есть два вида категорий мотоблоков Нева: с применением классического редуктора или МультиАГРО. С помощью шестеренчато-цепной детали происходит:

  1. Увеличение в 1,5 раза мощности агрегата. Это дает возможность сэкономить время и силы в процессе работы.
  2. Увеличение крутящего момента до максимума при скорости 1,8 км/час. За счет этого мотоблок используют при очистке снега и при скашивании газона.
  3. Возможность работать со скоростью 13 км/час.
  4. Возможность отключить одну полуось. Это увеличивает маневренность устройства, и упрощает управление.

Если говорить по отдельности про каждый редуктор, то классический вид обладает стандартным количеством передач. А это не дает возможности подстраиваться под тип почвы.

При редукторе МультиАГРО переключение передач осуществляют с помощью ручки агрегата. Количество передач будет больше, чем в предыдущем варианте. МультиАГРО позволяет использовать технику продолжительное врем без сбоев. За счет своей маневренности, он может обрабатывать сложные и труднодоступные участки.

Двигатель устройства

Мотоблок Нева работает на трех видах двигателей: от японского, российского и американского производителя. Выбор двигателя и модели техники зависит от того, какой вид работ необходимо будет выполнять, какую нагрузку возложат на мотоблок, и какой вид, и состояние земли.

Например, мотор ДМ-1 российского производителя с мощностью 5-6,2 л. с. используют как любители. Он не привередлив и прост в управлении. Обладает объемом 317, а коленчатый вал вращается со скоростью 1200-1400 оборотов за минуту. Российский мотор состоит из цилиндра, что установлен вертикально.

Из японских деталей на технику Нева устанавливают Subaru, Honda или Yamaha. Их мощность составляет 6-7,5 л.с. Их считают более надежные и безопасные, помимо этого, они обладают повышенным моторесурсом. Экологически японские модели безвредные и обладают высокой производительностью.

Двигатели американского производства Briggs& Stratton считают профессиональным классом. Их мощность 6-10 л.с. К его преимуществам относят меньшее использование масла, износоустойчивость и высокая работоспособность. Это происходит за счет наличия в комплектации чугунной гильзы для цилиндра, регулятора частоты вращения и кованого прочного коленчатого вала.

Навесное оборудование для мотоблока Нева


На мотоблок Нева предусмотрена большое разнообразие навесного оборудования и прицепов. Стандартный комплект состоит из почвофрезы и сошника. Дополнительно можно приобрести оборудование:

  1. Для перепахивания. Для этого покупают отдельно плуг и сцепку-крепление. А чтобы конструкция лучше сцеплялась с почвой, то необходимы колеса из металла, к которым крепят грунтозацепки.
  2. Для окучивания. В этом случае покупают окучники на 1 или 2 ряда, которые есть фиксированные и с возможностью регулировать.
  3. Для высадки картофеля. Предусмотрена специальная оснастка в виде картофелекопалок. С их помощью картофель высаживают, а затем обрабатывают междурядку и собирают урожай.

На мотоблок Нева используют два вида картофелекопалок: веерного типа и вибрационные. Они способны исправно выполнять свою работу на малых участках. Косилки, бывают сегментные и роторные. Помимо этого, на устройство устанавливают снегоуборочные конструкции. Можно еще прикрепить к мотоблоку телегу-прицеп, в которой можно транспортировать груз до 450 кг.

Все дополнительное оборудование для мотоблока указано на фото:

Отзывы владельцев

Алексей Владимирович, Казань

Много лет занимаюсь фермерством, поэтому мотоблок мне необходим. Уже 5 лет пользуюсь мототехникой Нева с двигателем отечественного производства. Нравится, что он недорогой в обслуживании, удобный в использовании, и расход топлива небольшой. Высаживаю, обрабатываю и выкапываю до двух га картошки, не сильно уставая.

Виталий Сергеевич, Самара

У меня небольшой приусадебный участок в 25 соток. Два года его обрабатывать мне помогает мотоблок Нева МБ-2Н. Он хорошо выполняет свою работу по обрабатыванию земли. Вот недавно обзавелся прицепом к нему. Теперь весь урожай перевожу, даже сено и мусор. Нравится его вес – 95 кг, мне с ним комфортно работать. Правда для жены он тяжеловат, но так как она им пользуется редко, то к минусам я это отнести не могу.

Мотоблок Нева – это отличный помощник на огородном и дачном участке. Он надежный, выносливый и долговечный. Сельхозтехника представлена на рынке большим модельным рядом, к которому прикрепляют разнообразное навесное приспособление. За счет этого мотоагрегат употребляют практически для любых работ на дачном участке, в саду и в огороде. При правильном использовании и уходе такая техника прослужит долго и продуктивно.

Обзор окучников для мотоблоков Нева. Его регулировка, отзывы владельцев

Отличительной особенностью мотоблока Нева является совместимость практически с любым видом навесного оборудование.

Окучники предназначены для образования борозд под дальнейшую посадку сельскохозяйственных культур. Также с их помощью иногда делают рыхление почвы и приваливание травы из междурядий к корням культур.

Окучивание мотоблоком Нева

Они все схожи в своём предназначении и конечном результате. Но отличаются производителями, конструкциями, размерами и функциональным предназначением.

Двухрядные окучники позволяют одновременно обрабатывать два междурядья с культурами. Он представляет собой стойку кронштейна, которая подсоединяется к сцепке. И две стойки с окучниками, которые крепятся к нему болтами. Можно регулировать ширину работы окучника и подгонять его под необходимые условия.

На сайте производителя представлено два варианта.

Двухрядный ОНД

Окучник навесной двухрядный ОНД

Этот окучник производится компаний ЗАО «НМЗ Энергия».

Он предназначен для работы лёгких и подготовленных почв. В частности для обработки земли в садах, теплицах или небольших огородах.

  • Максимальная глубина при окучивании составляет 120 мм, минимальная – 80 мм.
  • Глубину проникновения агрегата в землю можно отрегулировать ручным способом.
  • Ширина крыльев ОНД может быть в пределах от 25 до 43 см.

Окучник навесной двурядный ОНД имеет следующие габариты:

  • 72 см в длину,
  • 54 см в высоту,
  • 35 см в ширину.
  • При таких размерах вес ОНД составляет до 9,5 кг.

Принцип работы двурядного окучника приведён на видео:

Двухрядный СТВ

Окучник двухрядный СТВ

Он производится волжской компанией ЗАО «ВРМЗ».

Эта компания предлагает сразу два варианта изготовления окучников для мотоблока Нева. Основное отличие в них это ширина крыльев и расстояние между корпусами. То есть каждый может подобрать тот вариант, который ему больше подходит.

  • Масса моделей может быть 10 или 13 кг.
  • Ширина составляет от 86 см до 1 м. Длина модели может быть от 39 до 46 см. А высота от 46 до 68 см.
  • Расстояние между лемехами регулируемое и может быть от 21 до 65 см.
  • Максимальная глубина вспахивания может достигать 15 см.

Окучник двухрядный СТВ

Как мы видим, эта модель представляет широкий диапазон настроек. Поэтому каждый хозяин сможет подогнать окучивающие устройства под свои потребности.
Если ваш двухрядный окучник СТВ буксует, как вариант можно использовать решение с модернизированными грунтозацепами:

Однорядный СТВ НПД

Окучник СТВ НПД

Они предназначены для обработки только одного полевого ряда. Это более эффективно, если посмотреть со стороны простоты в управлении. Поскольку при работе с двухрядным окучником необходимо следить одновременно за работой двух рядов. А это не всегда удаётся и возможно совершить не правильное движение и повредить посеянные культуры.

Плюс расположение грядок не всегда ровное и бывают неровные линии при посадке. В этом случае велика вероятность повреждения культур. Однорядные окучники для мотоблока Нева намного проще в управлении, нежели двухрядные.

Поэтому ЗАО «ВРМЗ» предлагает своим клиентам широкий выбор однорядовых окучников. Различной конфигурации и размеров. Всего насчитывается более 15 различных моделей и конфигурации.

Вот их средние характеристики:

  • Габаритные размеры – 46 см в длину, 21 см в ширину и 65 см в высоту. Средний вес конструкции составляет 5 кг.
  • Глубина окучивание может достигать 15 см.
  • А ширина захвата окучника от 21 до 36 см.
Как правильно использовать?

Для его соединения с мотоблоком используется специальная сцепка.

После сцепления следует использовать специальные болты для регулировки глубины обработки и ширины окучника. Для этого необходимо учесть особенности почвы, которая планируется обрабатываться.

Глубина окучивания регулируется благодаря изменению угла наклона самого корпуса.

Если возникает необходимость угол наклона можно с лёгкостью отрегулировать уже во время проведения земледельных работ.

Рекомендуется использовать в комплекте с однорядным окучником специальные колёса с грунтозацепами. Они смогут придать дополнительную устойчивость мотоблоку.

Вот видео, о там как эксплуатируется однорядный окучник:

Дисковые однорядные

Окучник дисковый однорядный

Этот вид представляет собой конструкцию из стойки, диска и вала. Стока крепится на специальный кронштейн при помощи скобы. Эта скоба позволяет корректировать нахождение стойки в любом направлении. Вал оснащён сектором, он позволяет регулировать угол наклона диска. Диски установлены на вал, который приводится в движение при помощи подшипников скольжения.

ЗАО «ВРМЗ» предлагает следующие характеристики:

  • Масса может составлять от 5 до 10 кг.
  • Длина окучника колеблется в пределах от 24 до 27 см.
  • Ширину можно регулировать в диапазоне от 33 до 66 см.
  • Высота устанавливается в пределах от 54 до 70 см.
  • Максимальная высота гребня может достигать 20 см.
  • Угол наклона дисков регулируется от 27° до 35°.

ЗАО «ВРМЗ» не предлагает своим клиентам пользоваться тем, что есть. Они предлагают своим покупателям широкий диапазон настроек навесного окучника. Чтобы можно было скорректировать его работу для грядок конкретного размера.

Настройка и эксплуатация

Сначала он сцепляется с мотоблоком. Затем происходит настройка расстояния между корпусами окучника и их ширины.

Ширину можно регулировать путём разведения или сужения крыльев.

А ширина захвата контролируется путём ослабления болтов и перестановки корпуса окучников. После установки на необходимом расстоянии следует надёжно закрепить их обратно.

ВАЖНО! После настройки, корпуса должны находиться на симметричном расстоянии от оси. В противном случае мотоблок будет постоянно вести в одну сторону и работа будет невозможна.

Перед использованием, изначально необходимо произвести сцепку окучника с мотоблоком.

Затем отрегулировать угол наклона и расстояние между дисками для получения гребня необходимой высоты. Для этого необходимо использовать специальные болты согласно инструкции завода-изготовителя.

Диски углубляются в землю путём нажатия на ручку мотоблока при его движении.

Если возникла необходимость, возможно отрегулировать угол наклона и дисков и расстояние между ними прямо во время проведения работ.

Вот подробный видео-обзор дискового окучника для мотоблока Нева и пример его работы:

Самодельные варианты

Мотоблок Нева совместим с любым навесным оборудованием. Все, что необходимо это произвести его сцепку с корпусом оборудования.

Окучник является относительно простой конструкцией, которую многие люди могут собрать дома.

Самый простой тип окучника для сборки в домашних условиях это дисковые. Всё что необходимо для них это:

  1. Т-образная рама,
  2. 2 диска
  3. 2 стойки для них.

Для изготовления дисков подойдёт любая сталь толщиной от 2 мм. Но им необходимо будет придать выпуклую форму.

На раме делаются отверстия, которые будут необходимы для изменения расстояния между стойками дисков. Они крепятся к раме специальными болтами.

Вот подробная видео-инструкция, которая поможет разобраться, как сделать окучник для мотоблока Нева своими руками:

Отзывы владельцев

Перед покупкой товара люди пользуются интернетом и различными форумами, на которых владельцы окучников говорят своё мнения об их работе.

Нам удалось собрать некоторые из них:

Игорь пишет:

«Долго думал над тем, какой купить. Пролистав несколько дней интернет страницы, и сравнив характеристики, решил, что для меня идеальным вариантом будет двухрядный окучник. Он позволяет сэкономить время и не ходить по огороду дважды. Здоровье пока позволяет это делать. А те, кто говорят, что можно повредить грядки таким окучником, садите их просто ровно и всё будет хорошо»

А вот что говорит Павел:

«Думал я купить окучник. Ведь мой мотоблок Нева стоит уже давно и для меня он лучший друг при проведении различных работ. Посмотрев на его конструкцию, я задумался. А может сделать его самому? Благо металлолома всякого у меня дома было много. Путём поиска в гугле нашёл чертежи и инструкции как изготовить окучник в домашних условиях. Весь процесс его изготовления занял около недели, и то не спеша) И вот успешно пользуюсь уже второй год.»

Вы так же можете помочь другим читателям нашего сайта своими отзывами по применению и использованию этого вида навесного оборудования.

Если вы являетесь обладателем данной модели мотоблока в комплекте с каким либо вышеописанным навесным оборудованием к нему, вы так же можете оставить отзыв о своем опыте эксплуатации этого агрегата, или же задать любой интересующий вас вопрос по этой теме ниже в комментариях.

Читайте также: