Как работает автомат на приоре

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Отличная статья про Приору, её робот — КПП, НО НЕ ТОЛЬКО…

Отличная статья про новую Приору,
её роботизированную КПП,
НО НЕ ТОЛЬКО об этом но и про подвеску, фейслифтинг и её новые модификации для продолжения конвейерной жизни до 2018 года!

Сергей ЗНАЕМСКИЙ
Фото автора
— Время смены передач? Одно из лучших в мире!
Сидящий справа Владимир Петунин, руководитель вазовских трансмиссионщиков, горд: в Тольятти начинается выпуск Лады Приоры с коробкой передач АМТ, то есть «автоматизированной механической трансмиссией». Первый серийный «робот» отечественной разработки!
Как там говорят, если женщина не стала красивой к тридцати… Вазовской «десятке», чтобы похорошеть, понадобилось 20 лет конвейерной жизни, и как жаль, что такой интерьер Приора получает лишь под занавес своего пути
Короткий джойстик на центральном тоннеле, рычажок круиз-контроля, нарядный пластик, широкий сенсорный дисплей под козырьком передней панели… Садясь в рестайлинговую Приору, я не верю своим глазам! Но не ногам и не спине. В новых креслах, даже с удлиненными салазками, мне все так же неуютно и тесно, как когда-то в «десятке».
— Расскажите подробнее, что именно не устраивает? — оживляются вазовцы. — Мы теперь во всем прислушиваемся к реакции потребителей.
А как у нас потребители реагируют на Приору? Правильно — отказываются покупать.
Прошлогодний фейслифтинг подарил автомобилям семейства ВАЗ-2170 новый интерьер, 106-сильный «шестнадцатиклапанник», калиновскую мультимедийную систему, ESP и предпусковой подогреватель, но, увы, положения на рынке не спас. За последние полтора года Приора, растеряв две трети покупателей, скатилась с первой строчки национального рейтинга продаж на девятую.
Но вазовцы, вопреки первоначальным планам, решили не отправлять Приору на заслуженный отдых в 2015 году, а продлить ее жизненный цикл еще на три года. И теперь перекроенную «десятку», как рублевскую свекровь, ждет очередная — уже шестая, если вести счет с 1995 года, — молодость.
В планах — фирменный передок «от Стива Маттина», предполагающий замену передних крыльев, фар, капота и бампера. Вдобавок — новые дверные петли, замки и ограничители, шумоизоляционные маты из материала Thinsulate компании 3M. Возможно, еще раз изменятся кресла. А в подвеске появятся газонаполненные амортизаторы и более толстые стабилизаторы от Гранты Люкс, которые призваны сделать шасси собраннее и уменьшить крены.
«Короткая» рулевая рейка, наконец, распространится на все модификации, а сама баранка будет новой — фирмы Takata c электроподогревом и кожаной оплеткой. Причем АвтоВАЗ грозится включить в оснащение не только заднюю видеокамеру, но и встроенный видеорегистратор.
Впрочем, все это Приора обретет в лучшем случае через год. Зато уже сейчас, с сентября, у дилеров появятся Приоры с трансмиссией АМТ — всего на 20 тысяч рублей дороже машин с «механикой»! То есть доплата за «робот» вдвое меньше, чем за «автомат» Jatco на Калинах и Грантах.
Энергичный и интеллигентный Владимир Петунин на АвтоВАЗе аж с 1980 года и поучаствовал практически во всех тольяттинских трансмиссионных экспериментах. На вопрос о быстродействии он отвечает с дипломатической виртуозностью: «Скорость переключений «робота» ограничивают не электромеханические приводы, а возможности синхронизаторов. В нашей трансмиссии они многоконусные на первой и второй передачах — не все бюджетные коробки передач могут этим похвастать. Поэтому и время смены передач — на мировом уровне». Но — точного времени переключения все-таки не называет
По залу опытных образцов лаборатории разработки и доводки силовых агрегатов в пятидесятом корпусе Волжского завода я иду словно по усыпальнице вазовских инноваций. Вот полноприводная Калина с вискомуфтой, вот такой же экспериментальный универсал Приора 4х4, агрегаты для автомобилей Проекта С…
Могла среди них оказаться и белоснежная роботизированная Приора. Ведь вазовский «робот» — это яблоко от яблони все того же Проекта С.
Принципиально новая механическая коробка передач ВА3-2116, которую команда Владимира Петунина разработала почти десять лет назад для новой Лады гольф-класса, была, как и весь проект, заморожена еще в 2009 году. Однако багаж наработок трансмиссионщики применили для создания переходной механической коробки передач 2180 — со старым «восьмерочным» набором шестерен, но современным тросовым приводом и внешним механизмом выбора передач, в конструкции которого изначально была заложена возможность автоматизации.
Немногие отличия АМТ 2182 от обычной приоровской «механики» 2180 — это пара полуторакилограммовых электроактуаторов ZF и оригинальная задняя крышка с датчиком оборотов первичного вала. «Роботы» выпускаются на одной линии с обычными коробками передач, но актуаторы монтируются в последнюю очередь (у трансмиссии на фото уже установлен тот, что отвечает за выбор передач, но еще отсутствует привод сцепления). АМТ рассчитана на эксплуатацию при температурах от –40ºС до +50ºС. Вся электромеханика — необслуживаемая и невосстанавливаемая, но в остальном «робот» ремонтируется так же, как «механика»
Идею «робота» разморозили лишь в конце 2010 года, когда в Тольятти начиналась работа и над автомобилями Datsun с трансмиссией Jatco, — АМТ рассматривалась как бюджетная альтернатива японскому «автомату», которую искали и сами вазовцы, и японцы.

— Образцом для нас поначалу была коробка Dualogic автомобильчика Fiat 500, но электрогидравлика Magneti Marelli выходила слишком сложной, — вспоминает Владимир Петунин. — А потом мы познакомились с электромеханическим «роботом» ZF на автомобиле Peugeot 207…
В Тольятти мне удалось проехать и на Приоре с доработанной тросовой «механикой», которую с мая этого года ставят на все переднеприводные Лады (в версии 2180 для Приоры и 2181 для Гранты и Калины). Как объясняют вазовцы, поставщики только теперь освоили выпуск нового, а не переходного механизма выбора передач, с которым трансмиссия наконец-то достигла заложенных изначально еще Проектом С параметров по четкости и перемещению рычага: продольный ход сократился еще на 20 мм — до 110 мм, а поперечный на 10 мм — до 55 мм
Вазовская трансмиссия АМТ 2182 создана как раз по упрощенному, «французскому» рецепту — пять передач, одно сцепление Valeo, унифицированные с исходной «механикой» 2180 корпус и набор шестерен. Плюс электроактуаторы ZF: на месте обычного механизма выбора передач и на внешнем конце вилки сцепления.
В итоге «робот» всего на пять килограммов тяжелее исходной трансмиссии и не требует перенастройки шасси. А главное, может выпускаться на существующих мощностях механосборочного производства, отчего и обходится АвтоВАЗу вдвое дешевле, чем закупка «автомата» Jatco. Теоретически «робот» без проблем агрегатируется с вазовскими двигателями на автомобилях всех трех собственных переднеприводных платформ, так что следом версию АМТ получат Гранта, Веста и автомобили Datsun.
Причем обычного «автомата» на Приоре, в отличие от тех же Гранты с Вестой, не появится. Во-первых, это потребовало бы затратной переделки шасси, а во-вторых, базовая Приора-седан уже сейчас стоит те же 380 тысяч рублей, что и неплохо оснащенная Гранта с «гидромеханикой». Добавьте лишнюю тысячу долларов, которую берут за «автомат», плюс допоснащение в нагрузку… Надежды на успех такой Приоры нет даже у самих вазовцев.
А с «роботом», как говорит Петунин, расчет прежде всего на тех водителей-новичков, которые, подыскивая первый автомобиль, боятся «механики» и выбирают подержанные иномарки с «автоматом». Но почему же тогда АМТ решено использовать только с самым мощным и дорогим из тольяттинских моторов?
Вазовцы объясняют, что не желали жертвовать динамикой — как и при адаптации «автомата» Jatco. Но мне кажется, что дело не в этом. А в том, что маркетологи Лады взяли стратегический курс на удорожание бренда и все больше пытаются зарабатывать именно на машинах с «полным фаршем».
Так что на Приоре и на Гранте «робот» будет работать только в паре со 106-сильным шестадцатиклапанным двигателем ВАЗ-21127 и стоить такие машины в комплектации Норма будут минимум 428 тысяч рублей. И будущая Веста АМТ тоже будет только с мотором ВАЗ-21129 — доработанной версией того же «шестадцатиклапанника».
Полупрозрачная накладка рукоятки — предсерийный образец, на товарных машинах пластик иной. Парковочного положения P у селектора нет. При выключении зажигания «робот» остается в нейтрали, но с сомкнутыми дисками сцепления. Чтобы оставить машину на передаче, селектор нужно перевести в положение А или R, перед тем как заглушить двигатель. «Выжать» сцепление при следующем запуске автоматика не забудет. При этом «робот» имеет «защиту от дурака» — не даст включить заднюю передачу на ходу
Ногу — на тормоз, ключ — на старт, селектор — в положение «А». На холостых оборотах Приора стоит на месте, пока не тронешь акселератор. И даже если педаль нажата в пол, «робот» не бросает сцепления, а смыкает диски без рывка. Зато затем позволяет бодро докрутить мотор почти до 5000 об/мин — и переключает передачу.
Между первой и второй… Перерывчик, конечно, чувствуется — как у любого «робота» с одним сцеплением, допускающего разрыв потока мощности. Но перерывчик, как и положено, небольшой: Приора едва успевает чуть клюнуть носом, прежде чем снова продолжить ускорение. Хотя если разгоняться не на всю катушку или загодя сбрасывать газ, передачи будут сменяться почти как по маслу.
И коробка уже почти не воет, ведь в основе «робота» — доработанная трансмиссия 2180, в которой с этого лета изменен профиль зубьев на шестернях второй передачи: пик уровня трансмиссионного шума в салоне при 1500—3500 об/мин снизился с 55 до 35 дБ.
В рваном городском ритме моменты переключений ощутимее, но логику выбора передач «робот» выдерживает безошибочно. И я охотно верю в то, что с настройкой трансмиссии вазовцам негласно помогали спецы из компании Porsche, связи с которыми сохранились и после перехода волжского завода под крыло альянса Renault-Nissan.
В кикдауне тольяттинский «робот» может спрыгнуть сразу на пару ступеней вниз, но выдающимся адаптивным «интеллектом» он не наделен, поэтому коли уж собрался обгонять, жми до конца, иначе электроника может воспринять сброс газа как повод вернуться на высшую передачу. Либо выходи на обгон в «ручном» режиме, благо покачивать джойстиком удобно, а «робот» научен делать перегазовки при переключениях вниз и держать передачу вплоть до отсечки.
Правда, скорость смены передач от этого не меняется. Равно как и сам темперамент Приоры: 100 км/ч с «роботом» она набирает примерно за те же 11,5 с, что и с «механикой». Зато расход топлива на 0,1—0,2 л скромнее — у вазовских испытателей выходило примерно 6,7 л/100 км, а на дальних перегонах — еще на литр меньше.
Впрочем, это ли определит успех «роботизации» среди обычных владельцев Лад? Как долго протянут актуаторы на наших дорогах, насколько быстро автоматика «сносит» сцепление, во что выльется ремонт «робота»?
Круиз-контролем с ограничителем скорости оснащаются и «механические» Приоры. Увы, управление этими функциями возложено на мелкие кнопки правого подрулевого рычажка
Нормативный срок службы трансмиссии АМТ — 10 лет, но заводская гарантия, как у любой вазовской коробки передач, включая и «автомат», — только на три года или 50 тысяч километров. Хотя упрощенная конструкция дает некоторые преимущества перед традиционной «гидромеханикой»: Ладу с «роботом», например, можно заводить в любой мороз, тогда как электроника трансмиссии Jatco блокирует запуск при температуре ниже минус 27ºС. К тому же Приору АМТ при поломке можно без страха буксировать — в выключенном состоянии «робот» остается на нейтрали.
«Живучесть» сцепления? Мне показалось, что автоматика обращается с дисками даже аккуратнее обычного водителя. Во всяком случае на уклоне Приора научена трогаться без бросков и затяжной пробуксовки сцепления даже когда машина уже катится назад.
А вот реальный ресурс актуаторов и блока электронных «мозгов» — пока загадка. Тем более что ремонту эти компоненты не подлежат и всевозможные неполадки будут лечиться исключительно заменой актуаторных блоков.
Поначалу АвтоВАЗ планирует «роботизировать» лишь 20 тысяч коробок передач в год — это примерно восемь процентов от всего объема производства собственных трансмиссий. Для сравнения: японским «автоматом» за два года было оснащено примерно 44 тысячи автомобилей: 34 тысячи седанов Гранта (12% от всего спроса) и 10 тысяч Калин (18% от спроса).
Ну а дальше масштабы «роботизации» определит только спрос. Правда, самая дорогая «люксовая» Приора АМТ будет стоить почти полмиллиона. Поможет ли это вернуть популярность? Зато Гранте и автомобилям Datsun версия АМТ сулит новую публику.
Плюс — «роботизацию» всей страны?
Обновленная корпоративная культура АвтоВАЗа — это удивительная смесь из желания наладить жесткую индустриальную дисциплину и одновременно стать дружелюбнее и ближе к потребителю. В итоге рождается совершенно умилительная эпоха гласности а-ля Лада. Вот, например, вазовцы приглашают простых автовладельцев познакомиться с результатами борьбы против трансмиссионного шума — и пускаются в скрупулезную лекцию о трансмиссионных гармониках, зацеплениях и пятнах контакта шестерен. А меня в Тольятти отвели с экскурсией на линию производства коробок передач — прямо на пост, где проходит экспресс-испытание каждой новой трансмиссии, в том числе и АМТ. Кстати, с оборудованием для «обучения» электроники «робота» помогала компания Porsche. А ознакомительную лекцию мне помимо оператора-испытателя устроили седовласый директор производства коробок передач Станислав Додин, молодой начальник цеха испытаний Сергей Воронин и директор всего проекта Приора Николай Фофанов
Паспортные данные
Автомобиль Лада Приора
Тип трансмиссии механическая, пятиступенчатая КП 2180 механическая, пятиступенчатая, роботизированная, АМТ 2182
Двигатель ВАЗ-21127 ВАЗ-21127
Тип бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 1596 1596
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 106/78/5800 106/78/5800
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 148/4200 148/4200
Максимальный рабочий входящий крутящий момент для трансмиссии, Нм 180 180
Размерность сцепления, мм до 215 мм
Привод включения сцепления тросовый электрический
Длина корпуса коробки передач, мм 399 399
Передаточные числа I-V передачи 1 вариант 1 вариант
главная пара 3 варианта 3 варианта
Синхронизаторы многоконусные для первой и второй передачи, одноконусные для остальных передач
Привод механизма переключения тросовый электрический
Масса коробки передач (сухая), кг 32,6 37,5
Объем масла в коробке передач, л 2,0 2,0
Рубрика: Первая встреча
Год публикации: 2014
АР №: 15

Тест Lada Priora с «роботом»: робототехника

Идея автоматизировать механическую коробку родилась около пяти лет назад. В проекте модернизации агрегатов для переднеприводных моделей, включая внедрение коробок с тросовым приводом ВАЗ‑2180 и 2181 (подробнее — ЗР, 2013, № 1), пятым пунктом стояла именно такая задача: разработать и роботизированную версию.

Сделать нечто подобное можно было и на базе старой коробки от ВАЗ‑2108, но в российских условиях конструкция оказывалась неработоспособной. Одна из причин в том, что механизм переключения передач и так почти лежит на дороге, а к нему еще надо как-то приспособить исполнительное устройство. И даже если не собьешь узел на какой- нибудь кочке, то через пару-тройку лет его прикончат грязь и соль.

Первые реальные шаги сделали совместно с «Маньети Марелли» — крупнейшим итальянским поставщиком электроники для автомобилей и мотоциклов. За образец планировали взять трансмиссию «Фиата‑500», но у нее есть серьезный недостаток: исполнительный гидроагрегат довольно громоздкий, разместить его в моторном отсеке «Лады» проблематично. Предпочтение отдали более гибкой системе немецкой фирмы ZF. Она состоит из двух отдельных электромеханических устройств (актуаторов): одно выжимает сцепление, а другое переключает передачи. Разработали три компоновочных варианта — соответственно для «Приоры», «Калины»/«Гранты» и перспективной «Весты». Запускать решили на «Приоре».

КТО ВЫ, МИСТЕР РОБОТ?

Робот базируется на серийной механической коробке ВАЗ‑2180. Начинку почти не трогали: тот же картер, валы и дифференциальная группа — однако в задней крышке появился датчик оборотов первичного вала, внедрены дополнительные кронштейны для установки исполнительных механизмов и оригинальная вилка сцепления, обеспечивающая нужное усилие выжима.

Можно ли поставить робот вместо механики на старую машину? Вроде вполне резонный вопрос, но идея нецелесообразна по своей сути. Помимо дополнительных элементов, необходимых для автоматизированной трансмиссии, придется менять контроллер двигателя, жгуты проводов, приборный щиток. Кроме того, чтобы разместить исполнительный механизм переключения, придется переделывать патрубки системы охлаждения. В общем, дорого и хлопотно. Хотя ничего невозможного нет.

Итак, ZF разработал всё «железо» — исполнительные механизмы, контроллер коробки передач, селектор. В обязанности немецкой фирмы входила также задача объединить компоненты в единое целое и настроить систему. На языке специалистов — подготовить базовую карту переключения. АВТОВАЗ отвечал за калибровку двигателя: надо было научить 16‑клапанную 106‑сильную «четверку» ВАЗ‑21127 общаться с роботом.

Результат превзошел ожидания — автомобиль вполне сносно поехал даже с базовыми калибровками. Но для комфортного передвижения требовались более тонкие настройки силового агрегата. Задача-максимум — приблизиться по характеристикам к классическому автомату, но при этом сохранить расход топлива, как у машины с механической коробкой. Плавность переключений изначально не вызывала нареканий, но в некоторых режимах коробка работала неидеально: автомобиль дергался в пробках, недостаточно динамично разгонялся. Настройкой занимались совместно: специалисты ZF корректировали калибровки робота, а в Тольятти подгоняли параметры двигателя.

Десятки тысяч километров накрутили испытатели по дорогам России и за ее пределами. Робот пытали жарой на юге Италии, а потом 40‑градусными морозами в Сургуте. Горные испытания проходили в Жигулевских горах, на Алтае и на самом высоком австрийском перевале Гроссглокнер. Специалисты фирмы ZF провели в своих лабораториях дополнительную серию климатических, коррозионных и вибрационных испытаний.

Я, СЕЛЕКТОР И ДВЕ ПЕДАЛИ

— Прежде чем заводить, нажми на тормоз, — наставляет Владимир Петунин, идейный вдохновитель и руководитель проекта. — Это защита от дурака: двигатель пускается только в «нейтрали» и при нажатом тормозе.

Кстати, машина сама напомнит, если водитель не поставил ногу на тормоз, — на приборном щитке есть сигнальная лампочка. Там же отображается выбранный режим трансмиссии.

— Теперь переводи селектор в А — и поехали. Сразу скажу: ожидал худшего. В моей голове издавна сидит установка, что робот с одним сцеплением не может конкурировать в плавности переключения и расторопности с классическим автоматом. Но современные конструкции далеко ушли от первых образцов. Автоматизированная коробка «Приоры» совсем не вызывает раздражения. Задержки при переключениях неизбежны, но они терпимые. И со ступеньки на ступеньку коробка переходит плавно. Можно, конечно, изменить прошивку и добавить коробке расторопности, но при этом езда станет дерганой и синхронизаторы долго не проживут.

— Попробуй ручной режим. Он более резкий.

Действительно, коробка под моим управлением стала переключаться чуть быстрее. Но мне больше по душе плавный автоматический режим — немного поигравшись с переключениями, я снова возвращаю селектор в положение А.

Коробка хорошо понимает команды. При резком нажатии на газ довольно быстро подтыкает пониженную и дольше удерживает передачу, давая двигателю раскручиваться до оборотов максимальной мощности. Попробовал трогаться на подъеме: далось легко, поскольку на небольшом уклоне машину не надо удерживать ручником. При нажатии на газ сцепление быстро, но без рывка замыкается и автомобиль не успевает откатиться. Нам удалось даже потолкаться в затяжной пробке, — абсолютно беспроблемно.

Для сравнения я прокатился на «Ситроене-DS3». Именно его коробку взяли за образец, настраивая робот «Приоры». Разницы в поведении с трансмиссией «француза» я не почувствовал. А коли так, разработчиков можно поздравить — хорошая работа!

РОБОТ ПРОТИВ «ДЖАТКО»

Первыми из ВАЗов автоматическими трансмиссиями обзавелись «Гранта» и «Калина» — четырехступенчатым гидромеханическим автоматом «Джатко». А на «Приору» уже с сентября начали устанавливать робот, и, судя по всему, некоторое время эти два направления будут развиваться параллельно. И у робота, и у автомата хватает как достоинств, так и недостатков. Несмотря на современную систему управления и хорошо подобранные настройки, роботизированной механике с одним сцеплением тяжеловато тягаться с классическим автоматом в комфорте езды. Но и у робота есть козырь — он экономичнее. А это немаловажно для покупателя бюджетного автомобиля. Посмотрим, чья возьмет.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Владимир ПЕТУНИН, руководитель проекта по автоматизированным трансмиссиям

Автоматизированная трансмиссия — это бюджетная конструкция, которая лучше всего подходит для недорогого автомобиля. Несмотря на это, главная цель, которую мы ставили при создании робота, — добиться максимального ездового комфорта и приблизиться по характеристикам к более дорогим и сложным агрегатам. На мой взгляд, команда прекрасно справилась с поставленной задачей.

ПЛЮС Простой и недорогой способ избавиться от третьей педали и при этом сохранить расход топлива, как у механики

МИНУС Уступает более дорогим агрегатам в комфорте и быстродействии

Lada Priora: наконец-то с «автоматом»

Вот и настал этот день: я за рулем отечественной Lada Priora с «автоматом». Нога по-привычке ищет педаль сцепления, но ее нет, только тормоз и газ.

Для начала оговорюсь, что по моему личному мнению ничего лучше «механики» для легкового авто не существует. Даже самые совершенные «автоматы» неспособны реализовать все оттенки тонких, я бы даже сказал интимных отношений опытного водителя с автомобилем. Но в наше время подросло уже целое поколение автолюбителей, которым тонкости этих отношений совершенно неинтересны. Более того, появилась целая плеяда потребителей, которые просто не умеют пользоваться «механикой», и признаются в этом без всякого стыда. Совсем как в Америке. Вот для таких водителей Priora с «автоматом» — настоящая находка.

В общем, гладко было на бумаге… На практике Priora с АМТ — аппарат, требующий некоторого времени для привыкания. Мне для того, чтобы освоить первоначальные тонкости, потребовалось пару дней и 300 км пробега — в принципе, совсем немного, учитывая, что обычный «автомат» и DSG потребовали в свое время значительно больше времени. Не говоря уже об аналогичных по конструкции роботах, к большинству которых я так и не смог приспособиться, а вслед за мной — и большинство потребителей.

Следует подчеркнуть, что я говорю именно о тонкостях, тронуться в путь на Priora с АМТ несложно, и никакой предварительной подготовки для этого не требуется. Ставишь рычаг в нейтраль, нажимаешь на педаль тормоза, заводишь двигатель. Переводишь рычаг, скорее напоминающий по легкости включения джойстик или селектор, от себя, на задний ход, или на себя, в «драйв» — и можно ехать, достаточно нажать на газ.

Есть еще режим «механики», как у всех более привычных «автоматов», но и в этом случае передачи за вас переключает робот.

Теперь о тонкостях и особенностях, на изучение которых ушли два дня тест-драйва в Минске, с перерывами на брифинги, презентации, экскурсии и обеды-ужины.

Во-первых, требует привыкания педаль газа, у всех вазовских машин она традиционно короткая, особенно по сравнению с иномарками, что очень удобно на механике, но может озадачить на первых порах на АМТ. Если на обычном автомате вы попросту можете вдавить педаль газа в пол и наслаждаться страданиями умной техники, которая в поте лица отрабатывает экстренный разгон, то на АМТ такой номер не пройдет. Дело в том, что, несмотря на помощь робота, коробка, по сути, остается механической, и в этом кроются ее главные преимущества, о которых чуть позднее. А что произойдет с авто, которому ввалили по полной на первой передаче? Те, кто еще не забыл, ответят правильно: машина дернется и всего скорее заглохнет, поскольку воткнуть вторую передачу в таком режиме не так-то просто. Примерно то же самое происходит и с АМТ, но умный робот скорее всего все-таки переключит передачу — с паузой и последующим рывком. В общем, чтобы ехать нормально, приходится внимательно дозировать газ, и тогда и в городе, и на трассе АМТ не доставляет никаких хлопот.

Во-вторых, неизбежные провалы при разгоне и переходе на более высокую передачу поначалу вызывают некоторое раздражение. Лекарство все то же: более точная работа газом, привыкание к повадкам робота. Но на трассе, особенно в режиме обгона, эта проблема, как ни странно, теряет свою остроту. Дело в том, что при резком нажатии педали газа уже едущего с приличной скоростью авто автоматически включается режим, известный большинству как кикдаун. Так что на обгонах в Белоруссии у меня проблем не возникало.

Есть у АМТ в сравнении с привычными автоматами и целый ряд неоспоримых преимуществ. К примеру, она позволяет вылезти из грязи в раскачку, переключение на задний ход и в драйв облегчено, так как жесткой фиксации передач здесь нет, а сам ход селектора и легкий, и короткий. Инструкция также сообщает, что в положении «нейтраль» Priora с АМТ можно буксировать сколько годно, в отличие от АКПП, для которых любая буксировка всегда болезненна. Более того, АМТ даже позволяет заводить Priora с толкача, что в принципе невозможно на АКПП.

Но главный козырь АМТ с точки зрения производителя совсем в другом. На АМТ, как и на всю остальную Priora, за исключением «расходников», дается гарантия 3 года или 100 тысяч км пробега, а это значит, что потребители больше не будут донимать завод претензиями на дефекты трансмиссии, которые они сами же и спровоцировали, в кооперации с разбитыми дорогами. Сбудется ли эта розовая мечта, нам знать не суждено, но надеждами своими представители завода делились с журналистами на презентации.

Кстати, Priora с АМТ весит всего на 5 кг больше обычной, а по цене дороже на 20 тысяч рублей — разница для регионов немалая, но и не запредельная.

Еще одна смелая заявка — экономия бензина, опытный водитель, по заявлениям представителей администрации АвтоВАЗа, способен сократить расход на 20 процентов. Два дня я проверял это заявление. Весь первый день изображал водителя неопытного и расточительного и получил расход в 8 с лишним литров на сотню — и это преимущественно по трассе, но — с включенным во всю ивановскую при жаркой погоде кондиционером. На второй день для чистоты эксперимента отключил кондиционер но открыл окна, ездил почти как ангел, никогда не нарушавший ПДД, и вышел на фантастическую цифру в 5−6 л на 100 км — при том, что расход в смешанном режиме для Priora с механикой — 6,8 л. Так что сэкономить при желании можно.

Но главный секрет обаяния Priora с АМТ в другом — это «механический» характер коробки, которая по всем другим параметрам управляется как полноценный «автомат». Нет потери мощности, и с места авто рвет в карьер так шустро, что на грунтовке срывает землю. Нет пауз и рывков в режиме одной передачи, и до очередного переключения едешь, уверенно управляя газом, как на механике. В сочетании с прекрасными внедорожными свойствами и энергоемкой подвеской Priora с АМТ становится очень приятным авто, за рулем которого с предельной ясностью осознаешь простую и банальную истину: российским водителям, особенно вне хороших шоссе, идеально подходит только российский, русский автомобиль.

А ведь белорусские дорожные «безобразия» — просто автобан и детские шалости по сравнению с теми «покрытиями», которые ожидают наездников за Волгой и за Уралом. И очень может быть, что именно Priora с АМТ позволит значительному числу современных россиян испытать то незабываемое ощущение независимости от качества дорожного полотна, которое испытал и я на узеньких и местами изрядно подпорченных дорожках Белоруссии.

Приора автомат: изучаем функциональные возможности коробки передач

КПП автоматическая - переключатель

Выбор

КПП автоматическая - переключатель

Ручка переключателя автоматической КПП

Преимуществом автоматизированной трансмиссии является удобство использования, из-за чего водитель не отвлекает свое внимание от дорожной обстановки на потребность постоянно переключать передачи механической коробки. Но вместе с тем, у авто с этой трансмиссией снижается динамика и увеличивается расход топлива. Однако и при этих недостатках все больше автолюбителей предпочитают машины, оснащенные автоматической коробкой переключения передач.

За рубежом автомобили с автоматом выпускаются длительное время, а вот авто отечественного производства, оснащенных АКПП, практически не наблюдалось. За всю историю было несколько представителей с автоматом, но выпускались эти авто малой серией, и для большинства были недоступны.

Планы на будущее

В 2013 году Лада 2170 прошла модернизацию, направленную на улучшение внешнего вида, повышение комфортабельности и шумоизоляции. Следом за появлением рестайлинговой Приоры, конструкторы заявили, что в ближайшем будущем этот автомобиль будет оснащаться, кроме МКПП, и АКПП собственной разработки.

Современный автомобиль

Машина нового поколения

Но сначала в свет выйдут Приоры с автоматом на 4 диапазона японского производства, которым комплектуются Калина и Гранта. И только со временем будет осуществлен переход на АКПП своего производства.

Предположительно, что автомат собственного производства будет построен на основе механической коробки передач 2112. Данная коробка, после всех внесенных изменений, получит индекс 2180, и будет рассчитана на работу с более мощными силовыми установками.Это косвенно указывает на то, что новая Приора получит более мощные силовые агрегаты.

Также указывается, что на базе коробки 2180 и будет построен автомат, которым и планируется в дальнейшем оснащать Приору. Сама АКПП тяжелее по весу, чем «механика», поэтому с установленным автоматом получит более мощные пружины подвески и немного увеличенный клиренс. Управление автоматом будет производиться при помощи селектора, который займет место рычага переключения передач механической коробки.

Полный обзор и технические показатели Приоры с установленным автоматом произвести пока невозможно. Но вполне предполагаемо, что Лада 2170 АКПП будет несколько уступать по динамике разгона автомобилю, оснащенному «механикой». Расход топлива тоже будет несколько больше.

Несмотря на это, предполагается, что данный автомобиль будет пользоваться спросом. Причиной тому частично будет цена на данное авто. В своей ценовой категории вряд ли найдется автомобиль с АКПП и с таким количеством опций.

Что можно сделать сейчас?

Тем же, кто не хочет ждать, когда появится новая Приора с установленным автоматом, некоторые СТО уже сейчас дают возможность установки на это авто коробки-автомат.

Специализированные СТО предлагают установить на Приору одну из двух АКПП.

Коробка Страна производитель Примерная стоимость установки
ZF Германия до 75-85 тыс. руб
от автомобилей Toyota Япония 45 тыс. руб. и выше

Обе они являются 4-диапазонными. Если взять во внимание автоматическую коробку от Toyota, кроме самой коробки на авто устанавливается специальная переходная пластина на двигатель, заменятся стартер и маховик, добавляются кронштейны крепления коробки, в салон выводится селектор, заменяются внутренние шарниры равных угловых скоростей, дорабатывается растяжка передней подвески.

Проблемой установки данной КПП является невозможность вывода на приборную панель датчика включенной передачи и отсутствие самодиагностики, поскольку она не подключается к бортовому компьютеру.

Установка немецкой ZF не сильно отличается. На авто заменяются и дорабатываются все элементы, чтобы коробка села на место и функционировала должным образом.

Владельцы авто с установленными автоматическим трансмиссиями отмечают, что плавность хода автомобиля улучшается.

Некоторое автосалоны производят установку данной трансмиссии на новые авто самостоятельно, и только после этого их продают. Такой вариант более приемлемый, чем замена трансмиссии на уже приобретенном авто.

Самым же лучшим вариантом будет подождать, когда в салоны начнут поступать рестайлинговые ВАЗ 2170 с заводской роботизированной трансмиссией.

Единственной проблемой, которой интересуются многие автовладельцы, является надежность автомобиля. Если зарубежные авто с АКПП давно и прочно зарекомендовали себя как очень надежные, то утверждать такое об отечественных машинах пока не приходится. И если на Приоре с коробкой-автомат начнут возникать неполадки в работе трансмиссии, спрос на автомобиль будет невысоким. Большинство предпочтут подержанную машину зарубежного производства, у которой проблемы с трансмиссией возникают значительно реже, чем отечественный ВАЗ 2170 с вечно ломающейся АКПП.

АКПП на Lada Priora

В последнее время, во время приобретения автомобиля большинство будущих владельцев предпочитают останавливать выбор на машинах с АКПП. Объясняется это тем, что автомат довольно-таки прост в управлении, и зачастую даже такие минусы, как повышение расхода топлива, не являются столь критичными.

Относительно недавно начался запуск в продажи автомобилей модели Лада Приора, оборудованных автоматической коробкой передач. Стоит отметить, что ранее ставить автомат на Приору не планировали, и использовалась обычная МКПП. Однако после проведения рестайлинга инженеры все же решили изменить свое мнение, и в итоге выпустили обновленную модель.

Приора

Особенности конструкции

Конструкция автомата подразумевает наличие в коробке четырех режимов. Название режимов и их обозначение представлены в виде таблицы.

ОбозначениеРежим
AПередний
NНейтральный
RЗадний
MРучной

Необходимо сразу уточнить, что это не полноценная коробка автомат, а лишь автоматизированная ее версия. Дело в том, что известную коробку передач производства Jatko установить в Ладу Приору не получится из-за слишком больших размеров. Да и к тому же, у автомобиля слишком низко расположен двигатель, что также вызвало трудности при попытке установить именно автоматическую коробку передач.

Плюсом конструкции, которая используется на Ладе Приоре, является небольшой вес агрегата. Так, например, можно заметить, что АКПП легче механики на целых 5 кг. Этот момент уже позволяет исключить необходимость калибровки подвески.

АКПП на Приоре

Расход топлива

Что касается расхода топлива, то производители говорят о таком показателе, как 7 л на 100 км. Однако большинство владельцев данного автомобиля указывают цифры, значительно отличающиеся от данного показателя.

Так, например, некоторые говорят о расходе в 6,5 л на 100 км. Если же говорить о численных пределах, то расход топлива, согласно усредненному мнению большинства, составляет от 6,8 л до 7,3 л на 100 км. При этом стоит отметить, что наибольший расход топлива происходит при включенном кондиционере при городском режиме.

В условиях трассы расход будет практически минимальным.

Виды поломок в АКПП на Ладе Приоре

Известно несколько видов возможных неисправностей в работе АКПП, установленной на Ладе Приоре. Среди них стоит особое внимание уделить трем наиболее популярным. Самые распространенные виды поломок представлены в таблице.

НеисправностьОписание
Выход из строя кулисы рычагаПодобная поломка происходит не так часто. В результате возникновения неисправности кулисы рычага становится невозможной дальнейшая эксплуатация коробки передач, а именно – смены режимов работы. Причина, вызывающая поломку, заключается в затрудненном передвижении селектора автоматической трансмиссии.
Утечка маслаДовольно-таки распространенная проблема автоматики – вытекание масла из-под уплотнительных прокладок. Чтобы избежать возникновения подобной неисправности, владельцу автомобиля необходимо проводить регулярный осмотр своего транспортного средства, и при необходимости обращаться за помощью к профессионалам на СТО.
Выход из строя блока управленияТоже не такая распространенная проблема, как, например, подтек масла, но встречаемая при эксплуатации АКПП. Первым признаком неисправности блока станет неправильный выбор оборотов устройства для переключения передачи или блокировка трансмиссии.
Неисправность проводкиВ процессе эксплуатации Приоры и, соответственно, коробки передач, может пострадать проводка. Результатом возникшей неисправности станет затрудненная работоспособность АКПП или полный выход из строя целого узла. Причины, по которым возникает данная проблема, заключаются в окислении контактов проводки, наличии в ней разрывов. Также проблемой может стать нарушение изоляции проводов.
Неисправность гидроблокаТоже довольно-таки распространенная поломка в АКПП на Приоре, которая может быть вызвана возникшим внутри гидроблока загрязнением. Дело в том, что в процессе эксплуатации транспортного средства внутри гидроблока скапливается различный мусор, пыль и другие виды грязи, которые впоследствии влияют на его стабильную работоспособность.

Любой из вышеперечисленных случаев требует незамедлительного ремонта или полной замены какого-либо элемента конструкции. В противном случае, можно довести до того, что выйдет из строя вся система автоматической коробки передач, и потребуется менять полностью КПП.

Как обнаружить и устранить поломку?

О наличии поломки можно узнать по тому, как начала вести себя АКПП. Характерный признак возникновения внутри коробки передач какой-либо неисправности – это неприятный посторонний шум, слышимый в процессе эксплуатации автомобиля. Среди причин, вызывающих шум, можно отметить:

  • Износ комплектующих элементов.
  • Выход из строя блока управления.
  • Другие проблемы.

Что касается цен на коробку передач, то в среднем придется отдать за новый агрегат порядка 30-50 тыс. руб. При этом минимальная цена в основном соответствует варианту приобретения ранее используемого агрегата.

В любом случае, выгоднее будет обратиться за заменой в специализированные технические центры, несмотря на необходимость оплаты их услуг. Самостоятельно с проблемой справляться не рекомендовано, так как процесс демонтажа автоматической коробки передач довольно-таки сложен и требует определенных знаний об устройстве подобной системы. Квалифицированные мастера смогут разобрать агрегат, а также собрать его, не вызывая никаких дополнительных повреждений.

Замена масла в КПП

Отдельное внимание необходимо уделить такому моменту, как замена масла в АКПП Лады Приоры. Несмотря на некоторые заверения о том, что масло менять в процессе эксплуатации не нужно, это далеко не так. Многие производители четко регламентируют, через какое время рекомендуется осуществить замену масла. Так, например, в случае Лады Приоры этот показатель составляет 75 тыс. км, которые успеет пройти автомобиль.

При этом стоит заметить, что не всегда можно опираться на показатель в виде величины пробега.

Подготовительные работы

Перед тем, как приступить непосредственно к процессу замены масла, необходимо провести ряд подготовительных работ. В первую очередь, нужно собрать необходимые инструменты и материалы. К ним стоит отнести:

  • гаечные ключи на различные диаметры;
  • новое масло;
  • шприц. Рекомендуется, чтобы он был оснащен прозрачной трубкой;
  • канистра;
  • чистая салфетка.

Когда все необходимое будет подготовлено, можно приступать к замене масла в АКПП.

Основной процесс

Замену масла можно выполнить своими руками, но при этом потребуется найти подходящее место, чтобы было удобно выполнять данный процесс. Для этого нужно поставить машину в гараже, оснащенном ямой, и приподнять транспортное средство с помощью подъемника или эстакады.

Таким образом, будет открыт доступ к дну автомобиля, и владелец может приступить к основным работам. Последовательность действий по замене масла представлена ниже:

  • Прежде всего, посредством отвертки или гаечного ключа потребуется снять крепление брызговика силового агрегата.
  • Следующее действие заключается в демонтаже крышки сливного отверстия. Под него впоследствии нужно будет поставить пустую емкость объемом в 5 литров для того, чтобы получилось вместить используемое до этого масло.
  • Когда масло будет слито, потребуется проверить его состояние. Если жидкость нормальная, то об этом сообщит ее светлый цвет и отсутствие запаха гари, а также примесей и мусора внутри. При обнаружении проблемы рекомендуется полностью заменить масло на новое.
  • Перед тем, как залить масло, необходимо почистить всю конструкцию. Для этого в заливное отверстие нужно влить специальное чистящее средство. Приобрести можно любой очиститель, тем более, что современный рынок буквально пестрит разнообразными вариантами. Вливать необходимо около 1,5 литра чистящего вещества.
  • Когда жидкость поступит в агрегат, необходимо немного приподнять переднюю часть автомобиля. Сделать это можно посредством домкрата или другого подъемника.
  • Как только щуп покинет контрольную горловину, нужно будет влить новое масло. Особенность рассматриваемой модели автомобиля в том, что залить масло можно только с помощью шприца, о котором было упомянуто ранее.

Процесс займет длительное время, поэтому владельцу автомобиля стоит быть готовым к этому. Следить за количеством поступившего масла можно с помощью щупа.

Lada Priora

Наконец, после замены масла необходимо собрать конструкцию в обратном порядке, опустить автомобиль и проверить его работоспособность. Если посторонние звуки исчезли, и техника не вызывает никаких сложностей в управлении, значит, проблема решена, и можно эксплуатировать транспортное средство дальше.

В результате следует сказать, что обновленная Лада Приора – это довольно-таки популярный автомобиль в нашей стране. Однако версии, оснащенные автоматизированной коробкой передач, основными характеристиками которой являются маленькие размеры и небольшой расход топлива, не так часто можно встретить на дорогах.

Коробка автомат на Приору

Приобретая автомобиль, покупатели все чаще отдают предпочтение моделям с АКПП. Автомат — это удобно и практично, и даже некоторое снижение динамики и повышение топливного расхода можно принести в жертву возможности не дергать постоянно надоевший рычаг механической коробки.

Коробка автомат на Приору

Но будет ли стоять на Приора автомат коробка собственного производства? Предполагалось, что вначале модель выпустят с 4-диапазонным автоматом Jatco японского изготовления. И только со временем, будет осуществлен переход на АКПП своего производства. В итоге, все получилось несколько иначе и, надо сказать, весьма оригинально.

Коробка автомат на Приору

Lada Priora — это, наверное, наиболее противоречивая автомодель в АвтоВАЗовской линейке. Так почему не поэкспериментировать с автоматической КПП? И Лада Приора автомат коробка таки увидела свет в 2014 году. Из автомобиля попытались убрать педаль сцепления, однако трансмиссия от Гранта ей не подошла, и штатную КП 2180 дооборудовали механизмами знаменитой компании ZF, которые переключают передачи и выжимают сцепление.

Коробка автомат на Приору

У робота — 4 режима: А (вперед), N (нейтральный), R (назад) и M (ручной режим). Конечно, это не полноценный автомат коробка на Приору, а «всего лишь» АМТ (автоматизированная трансмиссия), однако конструкторы объясняют ситуацию тем, что Jatco на авто попросту не помещается: движок Lada Priora уж больно низко расположен. Что, собственно, и не дает адекватно установить автомат. Впрочем, по утверждению создателей, робот намного экономичнее и доступнее, что, собственно, уже доказано на практике. И не стоит забывать, что сборка роботизированной коробки — дело «рук» известной фирмы ZF.

Коробка автомат на Приору

Еще одно преимущество робота — его небольшой вес: АМТ лишь на 5 кило тяжелее базовой МКП, что исключило необходимость калибровки подвески. Но насколько надежен будет автомобиль с роботизированной коробкой? Этим вопросом задаются многие, однако дать однозначный ответ пока рано. Время покажет, насколько эффективна автомат коробка Приора и как поведет себя трансмиссия. Будем надеяться, что проблем не возникнет и спрос на модель останется высоким.

Особенности автоматической коробки на Приоре

Лада Приора – это отечественный бюджетный автотранспорт. Его выделяет яркая автомобильная оптика, радиаторная решетка. Автомобиль может оснащаться 16-клапанным силовым агрегатом с объемом 1.6 литра. Изначально машина комплектовалась механикой, с 2014 года стал встречаться автомат.

Виды АКПП на Приору


Следует отметить, что на моделях Lada Kalina и Lada Granta можно встретить японский автомат (4 ступени) от производителя Jatco. Работает данная трансмиссия с двигателем, который имеет объем 1.6 л. с мощностью 98 л.с.

Из-за своих габаритов гидромеханическая трансмиссия Jatco не умещается под капотом Приоры. Специально для данной версии авто была разработана АМТ коробка, которая сочетает свойства механической и автоматической КПП.

Некоторые владельцы Приоры решали осуществить свап МКПП на б/у АКПП с Toyota Corolla. Как правило, такую услугу заказывают в дилерских центрах, так как для успешного выполнения данного мероприятия требуется изготавливать дополнительные запчасти, нужна помощь квалифицированных токарей.

Преимущественные особенности АКПП


Модель Приора с коробкой автомат находится в предпочтении у водителей-новичков. Основной фактор того, почему многие делают выбор в пользу приобретения машины с данной КПП – удобство ее использования. Благодаря ей водитель не отвлекает свое внимание от дороги, также отсутствует необходимость в постоянном переключении скоростей, что свойственно для механической коробки.

Автоматическая коробка управляется при помощи ЭБУ. Это повышает комфорт поездки, отмечается оперативное переключение скоростных режимов. Скоростная коробка обеспечивает четкость смены передач. Ее составляющие элементы имеют хорошую защиту от внешнего воздействия.

Особенности эксплуатации Лады Приоры с АКПП

Lada Priora позиционируется как выносливый, простой в устройстве, экономичный автомобиль. Встречающаяся коробка автомат представляет собой ту же механику, но имеющая электронный блок управления. Также, присутствует привод сцепления, чей ресурс около 40000 км пробега. Лада Приора не поддерживает установку с иных моделей КПП ВАЗ, например, «Калина». Это связано с тем, что Приора имеет другую компоновку, придется переделывать автомобиль, менять дизайн кузова, расположение двигателя. В силу конструктивных особенностей АКПП не рекомендуется осуществлять буксировку, на машинах, где она установлена.

При эксплуатации машины в ручном режиме, водитель сам переключает скорости. Для этого используется рычаг селектора. Выжим сцепления осуществляет автоматика.

Одна из распространенных проблем с АКПП на Приоре – перегрев коробки, например, в результате пробуксовки, когда машина застряла в снегу. Также, перегрев может быть вызван некачественным трансмиссионным топливом. Делать выбор следует в пользу масел, которые рекомендует производитель. Жидкость должна обеспечивать полноценную смазку всех трущихся деталей внутри коробки.

При износе втулок, уплотнительных элементов, сальника будет отмечаться течь из коробки.

При соблюдении правил по эксплуатации, первые проблемы с данным типом трансмиссии могут возникнуть после 100000 км. Ремонт КПП следует доверять профессионалам. Полноценная диагностика скоростной коробки необходима, если стали отмечаться проблемы с ее функционированием.

За рулем машины с такой коробкой нельзя резко стартовать с места. АКПП чувствительна к агрессивной манере вождения. Несвоевременное принятие мер по устранению возникших неполадок в системе трансмиссии отрицательно сказывается на качестве езды.

Таким образом, встречающаяся на Ладе Приора автоматическая коробка автомат отличается ремонтопригодностью. Определить выявить характер возникшей неисправности представляется возможным путем осуществления компьютерной диагностики. Основной минус коробки – дороговизна обслуживания. При сравнении с механикой, динамика Приоры с АКПП хуже, трата топлива выше.

Читайте также: