Как работает иж 56

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Итак, история берет свое начало в 1946-1947 годах.
Через несколько дней после окончания Великой Отечественной войны на Ижмашзавод приехал заместитель наркома вооружения Новиков и узнал о задумке воссоздать там былое мотоциклостроение. Директор предприятия Гиндинсон сообщил, что уже началась подготовка нового производства, однако завершить ее только своими силами вышло бы не ранее, чем через год. Надо было сделать это быстрее. Сначала хотели сделать 125 кубовый мотоцикл на базе немецкого DKW, но на самом ижмаше это восприняли как нечто обидное, как шаг назад, т.к. последняя их модель-иж 9 имел 350 кубовый двигатель. Тем более такие мотоциклы на базе DKW 125 начали выпускать в Коврове и в Москве. Какое-то время порешав и подумав, решили делать мотоцикл с 350 кубовым двигателем той же марки DKW на базе мотоцикла NC350. Так же на завод привезли оборудование из Германии, для ускорения процессов создания мотоцикла. Так родился мотоцикл Иж 350

Интересно, что на некоторых элементах первых 350 имелась эмблема AUTOUNION (немецкое объединение, куда входила фирма DKW). А было это потому : в начале производства использовались немецкие запчасти от самого DKW, которые не успели использовать по их прямому назначению в Германии. Всего было выпущено 126 267 штук Иж 350. Сейчас же этих мотоциклов сохранилось очень мало, в основном они хранятся где то в сараях, гаражах. И никто не знает об их ценности…

После модели 350 на ижмаше начали проектировку нового мотоцикла, который послебыл назван Иж 49. А родился он так: некоторые модели 350 переделывались для гонок и в основу Иж 49 как раз легли усовершенствованные агрегаты Иж 350.
Вот как был устроен ИЖ-49: Раму, силовой агрегат и фару применили от прототипа ИЖ-350. В бензобак встроили инструментальный ящик. На месте багажника поставили сидение пассажира. Кроме того, в конструкцию ввели множество небольших усовершенствований – все это и дало более совершенную модель.
Мощность Иж 49 была 10,5 л.с. Да, конечно не максимум, что можно выжать из 350 кубов, но ездить он мог достаточно быстро. Я нашел интересный рассказ про Иж 49 и про два Урала м-72 — "Весной 1957 г. из Ленинграда в путешествие, почти в 10000 км, отправились три смельчака – А.Коломыцев, В.Кушпиль и Ф.Субботин, на ИЖ-49 и двух М-72. Маршрут проходил через Москву, Казань, Свердловск, Петропавловск, Балхаш, Фрунзе, Ташкент, Бухару, Сталинабад, Хорог, Ош с возвратом в Северную Пальмиру. Асфальта не хватило даже на полпути, в основном ехали по грунтовым и даже песчаным дорогам. Все машины оснастили инерционно-масляным воздушным фильтром. На Сибирском тракте дважды ломалась казавшаяся сверхпрочной рама ИЖ-49, зато мотор на всем маршруте сохранял хорошую компрессию. «Ижак» проигрывал М-72 в быстроте движения на затяжных подъемах (двигатель перегревался при скорости 60 км/ч и более), зато опережал на коротких и очень крутых участках, благодаря лучшей приспособляемости движка и более удачному выбору передаточных отношений коробки перемены передач. Перевал Ак-Байтал, на высоте 4655 м, «сорок девятый» преодолел своим ходом, а вот М-72 пришлось тащить на буксире грузовиком ЗИС-150. Карданным валам ирбитских машин понадобился ремонт, тогда как цепь ИЖ-49 безотказно отработала весь маршрут, причем в самых тяжелых условиях без дополнительной смазки.
Участники пробега, высказывая ряд соображений, предлагали карданный вал М-72 заменить цепью"
Поэтому можно сказать, что мотоцикл получился удачный. Иж 49 было выпущено более 500000 штук. Но сейчас это редкий мотоцикл. В основном 49 сейчас стоят также как и 350 в сараях и гаражах, доживают свое…

И вот мы подошли к герою всех моих записей: мотоциклу Иж 56. Итак, переход на новую модель решили провести как модернизацию ИЖ-49 без уменьшения выпуска мотоциклов, на тех же производственных площадях, причем таким образом, чтобы, завершив его, увеличился объем выпуска. Конструкторы заменили штампованную раму, унаследованную еще от DKW NC350, на облегченную из цельнотянутых тонкостенных труб. Шел 1955 г., станкостроительная отрасль еще не полностью удовлетворяла огромные запросы страны, поэтому возможности для коренного технического перевооружения мотоциклостроения пока не сложились. Приходилось изыскивать внутренние резервы – переделывать устаревшие станки в автоматы и полуавтоматы, создавать специальные агрегатные станки, совмещавшие выполнение нескольких операций. Вот такими делами приходилось заниматься конструкторам ижмаша, но все эти старания были не напрасными. В 1956 г на ижмаше завершили проектирование нового мотоцикла и назвали его Иж 56. Двигатель усовершенствовали: вместо литого чугунного цилиндра применили составной из сплава, что позволяло двигателю лучше охлаждаться и снизить вес самого мотоцикла. Да и мощность выросла до 13 л.с. В 1956 г. началось освоение серийного производства 56, два года его строили одновременно с ИЖ-49, постепенно снижая выпуск последнего. На 56 решили сделать маятниковую заднюю подвеску, вместо той, что стояла на 49 и 350. Миллионным мотоциклом завода стал именно Иж 56! Обращаясь мысленно в те времена, понимаешь, что ИЖ-56 стал первым мотоциклом нового поколения ижевского завода, "папой" прославивших завод «Планет».

Советский мотоцикл Иж-56 – мотоцикл, созданный с оглядкой на немецкие модели, но уже на чисто советском оборудовании

Крупносерийное производство мотоциклов на Ижевском мотозаводе началось только после 1946 года. Я не хочу сказать, что мотоциклы Иж проявились только в 1946 году, были опытные Ижики и до войны, причём были они очень интересными, пару образцов превосходили даже американские Харлеи, но серийными они так и не стали.

Помешала Великая Отечественная война, когда она началась, советскому производству было уже не до мотоциклов, ладно бы их уже серийно производили, как тяжёлые мотоциклы с коляской на Московском мотозаводе, но, когда началась война, заводы перешли на изготовление военной продукции, а всё ценное было эвакуировано куда подальше от линии фронта.

Ну а после войны, когда в руках Советского Союза оказались некоторые немецкие заводы, оборудование с которых было отдано в счёт репараций, производство мотоциклов в СССР стало налаживаться. Например, мотоцикл Иж-56, про который я вам сегодня хочу рассказать, был правнуком немецкого мотоцикла DKW NZ 350.

Почему правнуком? Да потому, что первым крупносерийным мотоциклом Иж стал Иж-350 – полная копия немецкого мотоцикла DKW NZ 350, на немецком же оборудовании и с помощью немецких инженеров созданного и запущенного в серийное производство. Соответственно, это сынок DKW NZ 350. В 1951 году появился мотоцикл Иж-49 – внук немецкого мотоцикла, всё ещё созданный на немецком оборудовании, но улучшенный в соответствии с духом времени.

А вот мотоцикл Иж-56 хотя и создавался на шасси Иж-49, но это уже был чисто советский мотоцикл, созданный на советском оборудовании. И проблема была не в том, что немецкое оборудование было устаревшим, не таким уж мотоцикл Иж-56 был совершенным и современным, а дело в банальном критическом износе немецкого оборудования 1940-х годов. Кстати, о том, что Иж-56, который начали серийно выпускать с 1956 года, создан на советских станках, в 1956 году писали во всех газетах и журналах технической направленности.

Когда мотоцикл Иж-56 появился в продаже, предыдущую модель, то есть Иж-49, ещё 2 года с производства не снимали, ждали, пока производство Иж-56 будет налажено в серьёзном количестве.

Советские мотоциклисты, обрадованные появлением нового, более современного советского мотоцикла, поспешили в магазины покупать себе новую технику, но оказалось, что мотоцикл Иж-56, особенно первых годов выпуска, был слишком сырой и недоработанный, да и качество сборки и подгонки деталей не дотягивала до ИЖ-49. Конечно, постепенно производитель избавил своё детище от множества недоработок, но всё равно, более современный Иж-56 так и не смог по показателям надёжности и качества сравняться со своим предшественником Иж-49.

Ну а теперь немного про технические характеристики мотоцикла Иж-56. Начать стоит с того, что рама у этого мотоцикла была из трубчатых профилей и штампованного швеллера, который использовался для поддержки двигателя. Мотоцикл получил совершенно новые крылья, более глубокие и широкие, что куда эффективнее защищало мотоциклиста от летящей из-под колёс грязи.

Сиденье у мотоциклов Иж-56 встречается уже двух типов, возможно, что даже трёх типов. Первый вариант состоял из двух отдельных сидений, причём водительское было классическим, типа конского, что ли, а пассажирское сиденье было мягким, как половинка от единого длинного сиденья. Второй вариант был именно единым длинным сиденьем, мягким, типа как на более современных Ижах, вроде Планеты и Юпитера разных моделей. Ну и третий вариант – это два раздельных «конских» седла для водителя и пассажира. На счёт существования данного варианта я не уверен, но видел я их пару раз, как вживую, так и на фото, возможно, что это их просто сейчас так доработали, не знаю точно.

Кроме обновлённых крыльев, мотоцикл Иж-56 получил боковые контейнеры, закрывающиеся на ключик и защитный кожух на цепи.

Двигатель Иж-56 имел рабочий объём 350 кубиков и мощность в 13 л.с. Двигатель Иж-56, как и его предшественники, конструктивно был построен на базе немецкого движка DKW NZ 350, модернизирован, конечно, но всё равно, простой и ремонтопригодный.

В любом случае, как я уже и говорил, до надёжности Иж-49 мотоцикл Иж-56 не дотянул. Да и вообще, качество мотоциклов Иж именно с модели Иж-56 потихоньку начало падать. Да, мотоциклы совершенствовались, но собирали их с каждой новой моделью всё хуже и хуже.

Охотничье ружье "Белка" (ИЖ-56): описание и характеристики

Деятельность охотников-промышленников Сибири и Дальнего Востока еще в годы царской России приносила государству большой доход. С приходом советской власти казна страны в условиях еще не налаженной в те годы торговли нефтью пополнялась добытой пушниной, которая использовалась в качестве валюты. Со временем промышленники были переименованы в охотников-промысловиков. При этом специфика их деятельности осталась неизменной и предусматривала необходимость применения во время охоты боеприпасов двух типов. Промысловики вынуждены были носить с собой в походе одновременно и дробовики, и винтовки. Желая облегчить их труд, советская оружейная промышленность разработала новую комбинированную модель, которая вошла в историю как охотничье ружье «Белка».

белка ружье

История

В годы Великой Отечественной оружейная промышленность сосредоточила все свои силы на выполнении исключительно военных заказов. Рабочие и оружейные инженеры за это время накопили большой опыт. Вскоре после Победы количество заказов для советской армии значительно сократилось. Теперь у оружейников появилась возможность уделять больше внимания и нуждам гражданских, а именно охотников-промысловиков, которые при добыче пушного зверя были вынуждены по-прежнему пользоваться одновременно дробовиком и «мелкашкой». Поскольку каждый раз брать с собой два ружья было очень непрактично, от советских оружейников требовалось разработать новую комбинированную модель охотничьего стрелкового оружия, которая, помимо удобства, должна была отличаться еще и дешевизной.

ружье белка 3

Работы начались в середине 50-х годов. Планировалось создать новое пуледробовое оружие с вертикально спаренными стволами. Вскоре советские оружейные инженеры сделали охотникам-промысловикам настоящий подарок - комбинированное ружье «Белка».

Описание модели

ИЖ-56 («Белка») – это один из вариантов бокфлинтов, двуствольных ружей, в которых стволы расположены в вертикальной плоскости. Для их соединения друг с другом не используется спайка. Дульная и казенная части обоих стволов оснащены муфтами, с помощью которых и выполняется соединение. Верхний ствол является гладким, он рассчитан на 32 калибр. Ружья «Белка» также выпускаются с верхними стволами 28 калибра. Нижний ствол предназначен для стрельбы пулей.

Ствольные коробки и устройства запирающих механизмов в ИЖ-56 во многом напоминают стрелковые модели Казанского. Однако, в отличие от остальных «вертикалок» и ружей с горизонтально расположенными стволами, модель ИЖ-56 оснащена не двумя ударно-спусковыми механизмами, а одним. Это конструкторское нововведение было предпринято специально для того, чтобы упростить систему оружия и удешевить производство.

комбинированное ружье белка

Характеристики ружья «Белка»

  • Страна-производитель – СССР.
  • Модель является комбинированным ружьем куркового типа.
  • Название ружья - «Белка».
  • Калибр верхнего ствола – 5,6 мм.
  • Длина – 65 см.
  • Калибр нижнего ствола в ружье «Белка» - 28 или 32 мм.
  • Вес – 3 кг.

Разработки

При изготовлении стволов для ИЖ-56 разработчиками использовалась сталь марки 50А. Она обладала текучестью не менее 50 и прочностью 75 кг/м кв. Для того чтобы стволы по всей своей длине не теряли высокие показатели данной стали, они изготавливались путем высверливания с дальнейшей термической обработкой.

В стрелковом оружии Казанского для соединения с латунью применялась пайка. В ружьях ИЖ-56, оснащенных закаленными стволами, подобная технология была невозможна. Поэтому стволы крепились к муфтам, антабке и стойке цевья прессовой посадкой. Кроме того, стволы оснащались гладкими штифтами, которые предохраняли от возможных смещений при посадке. В 1956 году на оружейном заводе изготавливались верхние стволы калибра 32 мм с использованием цилиндрической сверловки с напором, обладающие дульным сужением «Парадокс». Благодаря этому типу сужений ружья ИЖ-56 при испытаниях показали высокие результаты при стрельбе пулей. Однако использование ненарезного ствола показало обратный эффект. Было замечено, что с расстояния 35 метров в мишень диаметром 75 см попадал не весь дробовый заряд, а лишь 35%. Ненарезные стволы тех же ИЖ-56, не оснащенные сужениями «Парадокс», при тестировании давали лучший результат: в цель 75 см попадало 45% дроби. Это стимулировало конструкторов к созданию нового дульного сужения, который бы не влиял на кучность дробового заряда.

Особенности устройства ствола

Дробовый ствол, благодаря термической обработке, отличался повышенной прочностью и сниженной толщиной стенок. Кроме того, разработчикам удалось уменьшить вес ствола и самого ружья.

Нарезные стволы ИЖ-56 предназначались для стрельбы боеприпасами бокового огня калибра 5,6 мм. Выбор этих патронов объясняется тем, что в те годы они производились большими партиями и использовались как малокалиберными винтовками, изготовленными на Тульском заводе, так и пистолетами марки "Марголин". Каждый владелец этих пистолетов или ИЖ-56 без труда мог приобрести необходимое ему количество патронов. Кроме того, в 1956 году было налажено серийное изготовление нарезных вставных стволиков длиной 18 см под патрон калибра 5,6 мм. При тестировании данных изделий были получены хорошие результаты. В связи с этим экспертной комиссией было установлено, что вставные стволики могут быть эффективно использованы для охоты на мелкого пушного зверя.

Элементы оружейной системы

Механизм ИЖ-56 состоит из следующих частей:

  • Курка.
  • Спуска.
  • Переключателя.
  • Поворотного рычага (осуществляет запирание стволов).
  • Ствольной коробки.
  • Ударно-спускового механизма.

 ружье белка 32 калибра

Как работает ружье?

ИЖ-56 имеют только по одному курку и спуску. Ствольная коробка содержит специальный вертикальный паз, в котором располагается переключатель курка. Действует он под воздействием промежуточной тяги, которую включает кнопка, расположенная в хвостовой части ствольной коробки. Запирание ее в крайнем положении выполняет штифт-фиксатор. Для того чтобы кнопку переместить, стрелку необходимо сначала нажать на штифт.

ружье иж 56 белка

В переднем положении кнопки курок взаимодействует с верхним бойком, а в заднем – с нижним. Данная кнопка, кроме переключения курка, еще воздействует на поворотный целик – регулирует его положение. Чтобы у владельца ИЖ-56 была возможность самостоятельно выполнить пристрелку, оружейные конструкторы решили установить целик на специальном основании, приспособленном к поперечному перемещению. Для этого оружие оснащено специальным пазом. Местом же самого механизма, отвечающего за перемещение целика, стала внутренняя часть ствольной коробки.

охотничье ружье белка

Как зарядить модель?

Для приготовления ИЖ-56 к стрельбе не нужно прилагать особых усилий. Чтобы зарядить оружие, следует выполнить следующие действия:

  • Нажать снизу на спусковой рычаг.
  • Надавить на стволы сверху. Упор рекомендуется делать посредине.
  • После того как карабин раскрылся, в него можно вставлять боеприпасы.
  • Нажать обратно на рычаг и плавно закрыть ружье.
  • Взвести курок.

Ружье ИЖ-56 «Белка» 28 калибра: первый вариант

Второй вариант

Охотничье ружье «Белка» ИЖ-56-2 по своей конструкции практически ничем не отличается от предыдущего варианта. Разница между этими ружьями состоит лишь в том, что вместо цилиндрической трубки ИЖ-56-2 был оснащен штампованным кожухом. Кроме того, ненарезной ствол, рассчитанный на 32 калибр, удалось уменьшить на 75 мм. За счет этого данная модель весит немного больше трех килограмм.

Третий вариант

Ружье «Белка»-3 (третья модель ИЖ-56) отличается от предыдущих тем, что ствол с нарезами калибра 22 LR в ней был установлен сверху над гладким. По убеждению оружейников, данное конструкторское изменение должно положительно отразиться на точности стрельбы пулей.

характеристика ружья белка

Кроме того, ружье «Белка» ИЖ-56-3 еще оснастили оптическим прицелом ПВС-1 кратностью 2,5. Устанавливался он на съемный кронштейн. Наличием прямых лож винтовочной формы, изготовленных из бука или березы, отличаются все три варианта.

История названия

Первые два варианта охотничьего стрелкового оружия значились под заводским названием Иж-56. После того как данные образцы успешно прошли тестирования и были одобрены специалистами, оружие начали производить серийно и поставлять на прилавки. Среди охотников-промысловиков данное стрелковое оружие еще называли «Белкой». Со временем название прочно закрепилось за данной моделью. Если где-либо упоминается просто «Белка» или «ИЖ-56», то можно быть уверенным, что речь идет об одном и том же оружии.

Нюансы

  • Оружейными конструкторами было замечено, что во время откидывания стволов у многих «переломок» деформировались их стенки. Особенно часто это происходило в тех случаях, когда при их соединении не применялась пайка. Эти деформации были вызваны тем, что во время откидывания стволов происходило трение между шарниром цевья и подвижными частями ружья, поглощающее всю энергию. С целью предотвратить деформирование стенок стволов оружейные конструкторы оснастили ствольные коробки ИЖ-56 специальными ограничителями в виде упоров. В результате при откидывании стволов удалось уменьшить нагрузку на шарнир цевья и стойку шарнира.
  • В отличие от других «переломок», в ИЖ-56 снять цевье с шарниром можно, выполняя поступательные движения вверх открытыми стволами.
  • Ствольная муфта в открытом положении оснащается дополнительными упорами. При закрытии цевья данные упоры охватывают переднюю цилиндрическую поверхность в шарнире, благодаря чему устраняется качка стволов.
  • В отличие от других бокфлинтов, оснащенных дополнительными цапфами для вращения стволов, в ИЖ-56 конструкцию удалось упростить. Стволы вращаются теперь лишь вокруг одного болта шарнира.
  • Если ружье заряжено и его стволы заперты, курок устанавливается на предохранительный взвод. Этим исключаются любые его взаимодействия с бойками и переключателем, благодаря чему случайные выстрелы из ИЖ-56 полностью исключены.
  • Система оружия была приспособлена для автоматической установки курка на предохранительный взвод. Благодаря этому, владелец ружья был защищен от случайных выстрелов даже в тех ситуациях, когда оружие с уже взведенным курком вдруг падало на землю, или курок случайно срывался с боевого взвода. Если ружье ИЖ-56 до конца остается не запертым (рычаг не вошел окончательно в паз), то курок не взводится. При взведенном курке ружье не открывается. Сам курок на предохранительном взводе устанавливается за счет автоматики отбоя. Для того чтобы выполнить открытие ружья, владелец должен переместить запирающий рычаг вверх до предела.
  • Защелка для цевья в ИЖ-56 такая же, как и в ИЖ-54 и ИЖ-К. Однако для «Белки» конструкторы позаимствовали 40% запчастей от других моделей стрелкового оружия, предварительно испытав их на прочность. Использование технологии подобных деталей существенно облегчало работу оружейным конструкторам при необходимости ремонтировать или заменять детали в ИЖ-56.
  • Используя переключатель, стрелок настраивает нужный ему ствол ружья. Судя по отзывам многих владельцев ИЖ-56, селектор огня, который является переключателем, часто ассоциируется с предохранителем. Но как свидетельствуют опытные охотники, к данному нюансу вскоре можно приспособиться.

Значение изобретения

С появлением в продаже ружья ИЖ-56 «Белка» охотники-промысловики избавились от необходимости каждый раз брать с собой две единицы стрелкового оружия. Чтобы добыть зайца, утку или лисицу, теперь не обязательно было тащить с собой дробовик, достаточно использовать лишь оснащенный боеприпасом с дробью ненарезной ствол ружья «Белка» 28 калибра. Рябчика, глухаря, тетерева и мелкого пушного зверя легко было добыть при помощи данной модели. Многих начинающих охотников интересует, какому калибру следует отдать предпочтение? Опытные стрелки рекомендуют использовать ружья «Белка» 28 калибра. Также идеально подойдет и 32-й. Для охоты на более крупного зверя предусмотрен нарезной ствол. Пуля, выпущенная из ружья «Белка» Иж-56, по отзывам охотников, легко поражала и более крупных зверей. У промысловиков появилась возможность с одним стрелковым оружием охотиться как на дичь, так и на кабанов, лосей и оленей.

Впечатления пользователей

Как утверждают владельцы ИЖ-56, данные ружья характеризируются слишком грубым дробовым спуском, что отрицательно сказывается на кучности боя. Процедура извлечения уже отстрелянных боеприпасов осуществляется достаточно просто. Трудности с извлечением возникают лишь в сильные морозы. При стрельбе пулей, по отзывам охотников, совершенно не ощущается никакой отдачи, зато она очень ощутима при стрельбе дробовым зарядом.

ружье белка 28 калибра

Заключение

Желая повысить кучность боя, советские конструкторы экспериментировали с тремя вариантами ИЖ-56 «Белка»: меняли местами стволы, оснащали ружья оптическими прицелами. Дальше этого работы не продвигались. Однако был накоплен большой опыт, который удалось воплотить уже в другой комбинированной модели – ИЖ-15. Сама же «Белка» ИЖ-56 долгое время успешно применялась охотниками-промысловиками как основной инструмент для добычи пушного зверя.

Мотоцикл Иж 56


Мотоцикл Иж 56 представляет собой дорожный агрегат среднего класса. Его предназначение состоит в поездке по дорогам с самым различным покрытием. Ездить можно как одному, так и с пассажиром. Производителем этого мотоцикла является Ижевский машиностроительный завод.

Прежде чем перейти к обзору и техническим характеристикам мотоцикла, стоит пройти краткий экскурс его истории.

История Иж-56

Мотоцикл Иж 56 поступил в продажу в далеком 1956 году. Через какое-то время после его выхода завод-производитель представил опытную партию. В то время Иж 56 значительно выделялся на фоне остальной продукции производителя. Например, его штампованная рама являлась трубчатой. Для того чтобы оградить владельца мотоцикла от пыли и грязи при езде, колеса обладали глубокими щитками. Седло мотоцикла состояло из губчатой резины с чехлом.

Мотоцикл Иж 56

Существовало две версии мотоцикла Иж 56:

Агрегат был оснащен инструментальными ящиками. Прибор для очистки воздуха и карбюратор были закрытыми кожухами. Кожухи, совмещенные с ящиками для инструментов, придавали байку эффектную внешность. Колесам с прямыми спицами добавили взаимозаменяемость. Исходящая из КПП к заднему колесу цепь защищена специальным герметическим кожухом.

Мотоцикл Иж 56 оказался на 20% производительнее прошлой модели – мотоцикла Иж 49, а производительность мотора увеличилась до 13 лошадиных сил. За весь период выпуска было произведено 677,428 единиц мотоцикла. Среди них (130,000 единиц) были мотоциклы, которые имели боковой прицеп.

Производство байков Иж-56 закончилось в 1962 году. Их преемником стала следующая модель – Иж Планета. Стоит отметить, что производство Иж Планета основано именно на Иж-56. На сегодняшний день байки Иж 56 представляют большой интерес для реставраторов, поскольку они являются частью истории развития отечественного мотопрома.

Поскольку предшественником Иж 56 является Иж 49, Иж 56 можно также охарактеризовать как улучшенная версия Иж 49. До того, как Иж 49 не растерял остатки популярности, Иж 56 и Иж 49 выпускали одновременно.

Как уже известно, мотоцикл Иж 56 выпускали до 1962 года, поэтому ему повезло успеть стать миллионным аппаратом, изготовленным Ижевским машиностроительным заводом. Инженеров, которые работали над созданием этого мотоцикла, вознаградили медалями за высокий уровень качества и безопасности устройства.

В свое время Иж 56 пользовался большой популярностью. По этой причине он стал основой для множества разных модификаций, которые производятся до сих пор.

Иж 56 - технические характеристики

Обзор и конструкция мотоциклов Иж 56

Как уже было сказано, мотоциклы Иж 56 являются аппаратами дорожного типа, принадлежащие к среднему классу. Это дает возможность ездить на нем им как по городским дорогам, так и по сельскому бездорожью. Благодаря хорошей грузоподъемности и способности к езде при любых дорожных условиях Иж 56 отлично подходят для езды при тяжелых погодных условиях.

В устройстве одноцилиндрового двигателя есть воздушное охлаждение с петлевой рекуррентной продувкой. Процесс смешивания воздуха и топлива происходит в карбюраторе. Как известно, зажигание каждого мотора осуществляется искрой в их цилиндрах. Мотор Иж 56 не стал исключением.

В устройстве Иж 56 имеются цилиндры, изготовленные из сплава алюминия, а также монтажный прессованный коленчатый вал. И то, и то отсутствовало у прошлых моделей. В задней части мотоцикла установлена коробка переключения передач. Привод запускается при помощи цепи.

Если вдруг у мотоцикла Иж 56 случилась какая-нибудь серьезная поломка, то не стоит переживать по поводу замены деталей, так как их очень легко достать на рынках или же в интернете. Новые детали несложно достать из-за сходства конструкции Иж 56 с последними моделями. А поскольку конструкция Иж 56 имеет сходство с конструкциями последних моделей мотоциклов, то, следовательно, их детали подойдут и для Иж 56.

Самое главное отличие устройства Иж 56 от предыдущих моделей – это жесткая основа. Более старые модели обладали пластичными вставками, которые часто ломались. А вот в конструкции Иж 56 появилась новейшая рама трубчатого типа. Благодаря этому нововведению повысилась устойчивость устройства.

Несмотря на то, что зажигание Иж 56 достаточно легкое, оно все равно может доставить проблемы. По этой причине водители мотоцикла предпочитают менять катушку и ключ зажигания на варианты с других мотоциклов. К примеру, получится прекрасная замена цепи, представляющей проблему, если воспользоваться запчастями от Минска.

Среди нововведений в устройстве Иж 56 имеется центробежный легковесный фильтр. Воздух в нем двигается по спирали. Несмотря на то, что этот фильтр не был полностью защищен от грязи, уровень его надежности был намного выше, нежели чем у сетчатого.

Как можно заметить, в общих чертах устройство Иж 56 не представляет собой ничего сложного, в нем нет каких-либо сложных компонентов. Это можно объяснить массовым серийным производством мотоциклов. Основная идея модели Иж 56 заключалась в том, чтобы повысить уровень безопасности и пригодности к ремонту с помощью небольшого числа сборных единиц.

На сегодняшний день владельцев рабочего Иж 56 осталось очень мало. Но, несмотря на это, этот аппарат совершенно точно нельзя отнести к части музейной техники. В настоящее время в фонде МПМ имеется только один экземпляр Иж 56.

Мотоцикл Иж 56 - обзор и технические характеристики

Технические характеристики

Использование Иж 56 не представляло большой сложности, поэтому не было нужды досконально знать их устройство.

1. Размер аппарата – 2115x780x1025;

2. Вес – 160 килограмм;

3. Двигатель – одноцилиндровый;

4. Объем двигателя – 350 кубических сантиметров;

5. Производительность – 13 лошадиных сил;

6. Система охлаждения – воздушная;

7. Коробка переключения передач – 4 ступени;

8. Сцепление – многодисковое, в масле;

9. Тормоза – колодочные;

10. Максимальная скорость – 110 километров в час;

11. Объем топливного бака – 14 литров;

12. Расход – 5 литров на 100 километров.

В разделе Иж 56 – технические характеристики можно увидеть, что для своего времени он обладал хорошими показателями.

Видеообзор мотоцикла ИЖ 56

Технические характеристики мотоцикла ИЖ 56

  • 800px-Мотоцикл_ИЖ-56
  • oleg_r_1
  • 20131202-084239_3

Выпущенный в 1956-ом году, ИЖ 56 является улучшенной моделью ИЖ 49. Первое время оба мотоцикла выпускались совместно, пока предыдущая модель не перестала пользоваться популярностью. Выпуск продолжался до 62-го года. Именно этому агрегату выпала честь стать миллионным мотоциклом, выпущенным заводом. Более того, инженеров, создавших этот аппарат наградили медалями за качество и надежность конструкции, получившей хорошие отзывы от владельцев. ИЖ 56, мотоцикл, ставший основой для создания «Планеты», был выпущен в количестве почти 700 000 экземпляров. Такая популярность послужила началом различных модификаций, которые производятся уже более 50 лет.

Трубчатая рама и большие щиты на колесах, предотвращавшие попадание грязи на водителя, сильно отличали байк от его предшественников. Впервые рабочие элементы были закрыты кожухами во избежание засорения оборудования. В зависимости от конструкции можно было выбрать седло со сдвоенным сидением или сплошное для двух пассажиров.

Приятный внешний вид дополнялся хорошими показателями мощности. Он прибавил почти пятую часть возможностей ранних моделей.

ИЖ 56 – это дорожный агрегат среднего типа. На нем можно передвигаться как по городским улицам, так и по сельскому бездорожью. За 6 лет выпуска он стал незаменимым для рабочего класса. Хорошая грузоподъемность и проходимость сделали агрегат отличным помощником при передвижении в сложных климатических условиях.

Технические показатели

ИЖ 56, мотоцикл, технические характеристики которого представлены ниже, был прост в эксплуатации и не требовал особых знаний технической части агрегата.

Габариты2115х780х1025 мм
Вес160 кг
ДвигательОдноцилиндровый
Объем мотора350 см.куб.
Мощность13 л.с.
Система охлажденияВоздушная
КПП4 ступени
СцеплениеМногодисковое, в масле
ТормозаКолодочные
Максимальная скорость110 км/ч
Объем топливного бака14 литров
Расход5 литров на 100 километров

Как видите, ИЖ 56, характеристика которого отличается приличными показателями, особенно для советского времени, является очень экономичным и быстрым мотоциклом.

Конструкция

У одноцилиндрового мотора имеется воздушное охлаждение с петлевой возвратной продувкой. Смесь горючего и воздуха осуществляется в карбюраторе. Возгорание, как и у всех двигателей, создается искрой в цилиндре мотора. В отличие от предшественников ИЖ 56 получил цилиндры из сплава алюминия и сборный прессованный коленвал. КПП расположена в задней части байка, а привод осуществляется цепью.

В случае возникновения поломки достать новые запчасти ИЖ 56 не составит труда. Они легкодоступны на рынках и в интернете. Особенно, если учесть схожесть с более новыми моделями. Их детали подходят для старого аппарата.
Основное отличие от прежних версий – это жесткий каркас. У предыдущих моделей были мягкие вставки, нередко подвергавшиеся поломке. 56-ая модель была оборудована новой рамой трубчатого типа. Такое нововведение позволило значительно увеличить прочность конструкции.

Зажигание ИЖ 56 довольно простое, однако доставляет множество хлопот. Владельцы часто заменяют катушку и ключ зажигания на версии от других мотоциклов. Например, используя детали от Минска, можно сделать отличную замену проблемной цепи.

Был установлен центробежный воздушный фильтр. Он действует по принципу инерционного масляного фильтра без жидкости. Движение воздуха в нем осуществляется по спирали. Полноценной защиты от грязи он не обеспечивал, однако был гораздо надежнее сетчатого.

В целом конструкция ИЖ 56 не содержит сложных элементов и технологических решений. Это обусловлено массовым серийным производством. Замысел заключался в улучшении надежности и ремонтопригодности мотоцикла за счет малого количества сборных единиц.

На данный момент сложно встретить обладателя рабочего ИЖ 56. Однако такие агрегаты не относятся к музейной исторической технике. Более того, им не уделяется достаточного внимания при показе отечественных легендарных мотоциклов. В фонде МПМ находится лишь один экземпляр этой модели.

motoizh.ru


Данная статья не является исчерпывающе полным описанием мотоцикла. Скорее, это первая попытка начать разговор о модельном ряде. Именно поэтому я начал не с первого и не последнего ИЖа. Хотя, ИЖ-56 стоит того, чтобы о нем написать.

Надо признать, что созданный в 1951 году ИЖ-49 был довольно странной и необычной машиной. Причем не только для советского мотопрома, но и вообще для мирового мотостроения. Наряду с прогрессивными, по сравнению с ИЖ-350, чертами (передняя телескопическая вилка, задний маятник), у него оставалось немало недостатков - малый ход задней подвески, неудачная посадка пассажира, низкая жесткость рамы. Двигатель тоже был не слишком мощным для своей кубатуры, даже для того времени. Все это было устранено и улучшено в следующей модели - ИЖ-56.
Основное чем отличался новый мотоцикл от своего предшественника - это рама. В самом деле, разборную раму ИЖ-49 нельзя признать удачной. Хотя подобный принцип применяется сейчас очень широко, но при том уровне техники и технологии раму делали не из литых легкосплавных элементов, а из стальных труб. Причем у ИЖ-49 часть рамы была выполнена из труб малого диаметра, что не могло не сказываться на ее жесткости. ИЖ-56 же приобрел одинарную закрытую неразборную раму, сваренную из стальных труб. Для того чтобы посмотреть на нее, достаточно бросить взгляд на юбой из современных ИЖей - с тех пор рама фактически не изменилась. Что это - отсутствие развития или столь удачное решение? Скорее всего, и то, и другое. Прочности рамы хватало для всех последующих моделей, исключая разве что ИЖ-ПС, но он - исключение во всем.
Изменилась и задняя подвеска. Маятник стал не спрятанным в хитросплетениях рамы, а ясно видным. Применение других амортизаторов позволило значительно увеличить ход заднего колеса. Совместно с жесткой рамой это позволило увеличить максимальную скорость до 100 км/час без опасности для водителя. Впрочем, согласно ПДД она все равно ограничивалась 90 км/час. Да и сейчас ограничивается той же самой цифрой. После этого все нелепости воспринимаются как должное. Но вернемся к ходовой части мотоцикла. Передняя вилка осталась телескопической, хорошо зарекомендовавшей себя на ИЖ-49. Но переднее крыло стало более глубоким, что, несомненно, улучшило защиту мотоцикла и водителя от грязи. А ее в те времена было с избытком. Колеса остались прежними, 19-дюймовыми со штампованным стальным тормозным барабаном. Впрочем, они ставились и на последующие модели, вплоть до третьих "Юпитеров" и "Планет". Да и потом многие ставили 19 дюймов для лучшей проходимости.
Изменилась посадка водителя и пассажира. Мотоцикл шел в продажу в двух вариантах - со сдвоенным и с раздельными сёдлами (так сказано в заводской инструкции). Вариант с одним сиденьем широко известен - он стал применяться дальше на всех ИЖах. Более интересен вариант с раздельными сиденьями. Сиденье водителя (в заводской книжке - ездока) было копией предыдущей модели - резиновая "лягушка", ничего особенного. А вот сиденье пассажира представляло из себя как бы заднюю половинку сплошного сиденья, этакую подушечку. Не скажу, что оно удобнее "лягушки", однако оно делало посадку пассажира ниже, чем на ИЖ-49. Отсюда и лучшая управляемость при движении с пассажиром. "Мотоцикл ИЖ-56 представляет из себя машину среднего литража, предназначенную для дорожной езды в одиночку или с пассажиром на заднем седле" - это опять-таки из мануала. Сравните с ИЖ-49, где движение с пассажиром допускалось только при хорошей дороге!
Изображение

С ходовой вроде бы как разобрались. Теперь перейдем к двигателю. Он изменился весьма незначительно. С электрикой разберемся позже, рассмотрим характеристики. Мощность двигателя составляла 13 л.с. при степени сжатия 6,5-6,8 - под 66-й бензин. Диаметр и ход поршня - 72*85, но не это главное. В отличие от своего предшественника, у 56-го был алюминиевый цилиндр. Мне много приходилось слышать про "неубиваемость" чугунных цилиндров и недолговечность гильзованных. Понятно, что это бред, ведь единственная их особенность, которую можно считать недостатком - они быстрее нагреваются без обдува, чем более массивные чугунные. Хотя и быстрее остывают. Однако подобные заблуждения живучи. Так что применение алюминиевого цилиндра было несомненным шагом вперед. Использовалась двухструйная петлевая продувка - два перепускные канала и два выпускных окна. Нельзя сказать, что она была лучшей даже и в то время, но все-таки. Карбюратор К28Д, вполне приличный, а вот воздухофильтр - центробежный. Он чем-то напоминает масляный инерционный, только без масла, и движение всасываемого воздуха было спиральное. Конечно, от мелкой пыли он не защищал, но все-таки не сетчатый!
Глушители отличались от предшественника и были очень похожи на применяемые позже. Никаких рыбьих хвостов, две штампованные трубы. Вообще, в ИЖ-56 чувствуется "технологическая" направленность конструкции. Нет интересных, но сложных технических решений, все просто, но технологично. Это и понятно, поскольку мотоцикл должен был быть действительно серийным и массовым. Как результат - уменьшилось количество сборочных единиц, повысилась надежность.
Изображение

Коробка передач почти современная. Почти - потому что оставалось ручное переключение передач. Оно не было вынесено на бак, как на ИЖ-49 и ИЖ-350, а было реализовано в виде вертикального рычага справа на двигателе, соосно ножному рычагу. По правде говоря, необходимости в нем не было. На поздних выпусках мотоциклов его и не ставили, хотя установочное место было. Коробка передач работала довольно четко и надежно. Без значительных изменений она оставалась и в последующих моделях одноцилиндровых ижевских мотоциклов. Моторная цепь и сцепление - опять же, как и на более поздних мотоциклах. Вообще, конструкция двигательного агрегата получилась на редкость удачной. Дальнейшей модернизации подвергался потом только цилиндр - использовались более современные типы продувок, увеличивалась степень сжатия - но в целом конструкция не изменялась вплоть до "Планеты-5". Не могу сказать, хорошо это или плохо, но об удачности конструкции ИЖ-56 это говорит однозначно.
Однако отдельная песня - электрика этого мотоцикла. Поразительно, но факт: вся электрическая часть использовалась на последующих моделях мотоциклов без каких-либо изменений! Разве что "двойное" зажигание на "Юпитерах". И я не могу сказать что-либо плохое об электрике этих мотоциклов. Архаичная сейчас, 6-вольтовая система электроснабжения тогда была стандартной. Генератор постоянного тока, контактное реле-регулятор и аккумулятор вместе работали вполне надежно. Причем, если аккумулятор приходилось подзаряжать, а у генератора менять щетки и чистить коллектор, то реле-регулятор работало безотказно. И до сих пор работает на большом количестве мотоциклов. Надежность генератора потрясающая - они до сих пор работают! Сравните с давно умершими магнитами генераторов "Восходов". О качестве же освещения говорить не приходится - батарейная система позволяла получать ровный свет фары независимо от оборотов двигателя. К примеру, на 6-вольтовых "эмках" - ничего похожего на свет! Однако мощности 45-ваттного генератора хватало только для этого мотоцикла. Применение его на "Юпитерах" с их повышенным потреблением электроэнергии на зажигание было не совсем удачным. Можно считать минусом применение на мотоцикле дефицитных по тем временам аккумуляторов. Однако к чести 56-го можно заметить, что он легко заводился "с толкача".
Изображение

Мотоцикл выпускался в нескольких модификациях. Часть мотоциклов выпускалась с боковым прицепом (коляской). Экспортный вариант отличался в основном окраской и лучшим качеством изготовления и сборки. Несколько отличались приборы, к примеру – спидометр. Всего за годы выпуска этих мотоциклов (1955-1962) было выпущено 677428 штук.
Без сомнения, это был эпохальный мотоцикл. Сейчас мало кто скажет, чем отличались, например, "Планета" и "Планета-2". Отличие же ИЖ-56 от предыдущих моделей налицо. И самое главное - это был действительно серийный мотоцикл. Он не отличился интересным внешним видом. В самом деле, вариант со сплошным сиденьем от последующих моделей можно было отличить разве что по рычагу ручного переключения передач. Ощущение такое, как будто дизайнеров к нему даже не подпустили. Но зато с технической стороны это был отличнейший мотоцикл. Обратите внимание на каталоги деталей более поздних ИЖей - там очень часто встречаются "ИЖ-56 сб. ". Надежный, удобный, выносливый и неприхотливый мотоцикл. Они в большинстве своем даже и не умерли! Я знаю несколько мотоциклов, которые просто устарели. Просто их никто никогда не регистрировал, а документы куда-то утерялись. Стоят себе в сараях и ждут своего часа. Может быть, он уже пришел и пора их реставрировать?

Ружье ИЖ-56 "Белка"

По задумке конструкторов ружье предназначено для охоты на различную дичь или мелкого и среднего зверя, и необходимости вести стрельбу с непривычной дистанции.

История создания

Еще во времена царской России охотники-промышленники Сибири и Дальнего Востока поняли, насколько большой может оказаться добыча, если использовать подходящее оружие. Однако таскать с собой одновременно нарезной карабин и гладкоствольное ружье оказалось не лучшим решением, ведь охотник попросту уставал после нескольких часов передвижения по лесу. С приходом советской власти Россия стала разрабатывать модели оружия, которые раньше существовали разве что в размышлениях фантастов.

Создание ружья ИЖ-56 началось в середине 50-х годов прошлого столетия. В качестве основы для новой модели была взята конструкция ИЖК, а ударно-спусковой механизм перешел от безотказного ИЖ-17.

История создания

Общее описание ИЖ-56

Ружье ИЖ-56 представлено одной из версий бокфлинтов с вертикальным расположением ствольной пары, для соединения которой пайка не используется. Дуло и казенник каждого оснащаются соединительными муфтами.

Особенности конструкции ИЖ-56

Для производства ствольной части изделия ИЖ-56 создатели применили сталь 50А. Чтобы качества стального сплава сохранялись по длине нарезных стволов, в качестве метода изготовления конструктором было выбрано высверливание и последующая за этим обработка воздействием высоких температур.

Особенности конструкции

В варианте ружья Казанского соединение с латунным сплавом производилось с помощью пайки, а в ИЖ-56, имеющих закаленные стволы, применение данного технологического способа не представлялось возможным. По этой причине ствольная часть фиксировалась к муфте, антабке и стойке цевья с помощью прессовой посадки. Дополнительно соединение пайкой было заменено штифтами, предотвращающими вероятные сдвиги при посадке.

C 1956 года для изготовления верхнего гладкого ствола пуле-дробового ружья Белка ИЖ-56 использовали 32 калибр сверловки цилиндрического типа с напором и сужением дула, что помогло на испытательных стрельбах выдать прекрасные показатели по пулевой стрельбе. Применение не нарезных элементов дало малоутешительные результаты – с тридцати пяти метров в цель попадало не более сорока процентов заряженной в гильзу дроби.

Не нарезной ствольный канал ИЖ-56, не имеющий сужения, во время испытаний дал отличный показатель – цели достигало более сорока процентов заряда. Это дало стимул мастерам к разработке нового гладкого дробового ствола.

Конструктивно ИЖ-56 имеет основные элементы:

  • курок;
  • спуск;
  • переключатель;
  • поворотный рычаг запирания каналов;
  • ствольная коробка;
  • УСМ.

ИЖ-56 имеет основные элементы

Чтобы подготовить ружье к применению, значительных усилий не потребуется. Для зарядки ИЖ-56 следует осуществить определенные действия:

  • нажимается рычаг спуска, расположенный снизу;
  • выполняется надавливание на стволы, при этом упорное место рекомендуется выбирать в середине;
  • раскрыв комбинашку, разрешается вставлять заряды;
  • снова нажимается рычаг, ружье закрывается плавным движением;
  • взводится курок.

Технические характеристики

  • тип ружья – переломка;
  • калибр стволов, мм – 5.6 (верхний), 28 либо 32 (нижний);
  • длина стволов, мм – 650;
  • расположение стволов – вертикальное, бокфлинт;
  • вес ружья, кг – 2.9 – 3.15 (зависит от наличия оптического прицела);
  • использование стволов определяется с помощью переключателя;
  • усилие спуска, кг – 2.0 – 3.5;
  • прицел – обычный 2.5-кратный ПВС-1, легкосъемный;
  • материал для изготовления приклада и цевья – береза.

Технические характеристики

Муфта ствола, находясь в открытом положении, оснащена дополнительными упорами. Когда цевье находится в закрытом состоянии, этими упорами охватывается передняя цилиндрическая поверхность шарнира, что исключает качку стволов. По сравнению с остальными бокфлинтами, оснащенными добавочными цапфами для вращения стволов, конструкцию механизмов ружья ИЖ-56 удалось упростить. Теперь вращение стволов осуществляется вокруг одного шарнирного болта. Когда ружье заряжено, а стволы заперты, выполняется установка курка на предохранительный взвод. Данным решением полностью исключены любые взаимные действия с переключателем и бойками, что гарантирует отсутствие возможности случайного выстрела.

Система ружья была устроена таким образом, чтобы взвод курка на предохранитель происходил автоматически. Безопасность системы позволяла защитить владельца ружья от непроизвольного выстрела даже в те моменты, когда ружье, находящееся на боевом взводе, падало на землю, или происходил срыв взведенного курка.

Применение деталей, изготовленных по данным технологиям, позволило значительно облегчить труд конструкторов, если возникала надобность в ремонте ружья или замене его отдельных элементов.

Применение деталей

С помощью переключателя производилась настройка нужного для стрельбы ствола. Как следует из отзывов владельцев, селектор огня, являющийся переключателем, зачастую сравнивается с предохранителем, однако к такой особенности вскоре многие приспосабливаются. Проще говоря, положение кнопки переключателя определяет, какой ствол будет задействован для стрельбы.

Чтобы открыть ружье, следует задействовать рычаг, находящийся за спусковой скобой. Для закрытия Белки используется рычаг запирания.

Стрельба

Ведение огня по мишеням выявило интересную логику. Небольшие по размерам цели уверенно поражаются только с малого целика на дистанции двадцати пяти метров. Если расстояние увеличить в два раза, то мишень полностью поместится в прицельной прорези.

Если рассматривать стрельбу из стволов с нарезкой обобщенно, следует учесть, что стрелять по рябчику или белке придется с расстояния, не превышающего тридцати метров. В этом случае оптика не понадобится. Воспользоваться ею придется, если дистанция до цели составляет около шестидесяти метров. Кстати, оптику разрешается заменять коллиматорным прицелом.

Стрельба

Заряжание ружья и извлечение отстрелянных гильз осуществляется просто. Определенные неудобства вызывает небольшой патрон, манипулировать которым зимой достаточно сложно.

Стреляя из нарезного ствола, охотник практически не ощущает отдачу, а вот дробовый ствол ведет себя достаточно ощутимо. Кроме того, пули от разных изготовителей дают различные результаты. Поэтому пристрелку ружья рекомендуется выполнять под определенные патроны, предназначенные для калибра 28 миллиметров.

Модификации

Разборка и сборка ИЖ-56

Для полной разборки ИЖ-56, после отделения стволов, необходимо:

  • снять затыльник ложи, вывернуть соединительный винт и отделить ложу от колодки;
  • извлечь толкатель с боевой пружиной ударно-спускового механизма, для чего поставить курок на боевой взвод и в появившееся отверстие в толкателе вставить шпильку диаметром 1-1,5 мм, после этого спустить курок и отделить толкатель с пружиной, чтобы вынуть курок и спусковой крючок, следует выбить выколоткой их оси;
  • если необходимо разобрать механизм переключения, то следует вначале извлечь штифт тяги переключателя, вынуть тягу и переключатель, дальнейшая разборка не требует особых пояснений.

Разборка

Сборку производить в обратном порядке. Разбирать кнопку переключателя, рычаги запора и целик не следует.

Достоинства и недостатки

Особенности оружия

Особенности оружия

В этом случае важна квалификация мастеров, чтобы отремонтированное ружье сохранило фирменные черты и не выглядело блестящей поделкой.

Читайте также: