Как работает завод фольксваген в словакии

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Промышленно-экономическое чудо Словакии. Как маленькая страна стала мировым лидером автопрома

Многие убеждены, что переход от плановой к рыночной экономике неминуемо тянет на дно всю промышленность страны и губительно сказывается на функционировании заводов. Только вот история развалов социалистических образований говорит об обратном. Территория современной Словакии в прошлом веке не имела мощного промышленного потенциала и могла похвастаться типичным для социалистической страны набором предприятий: здесь делали подшипники, гидравлическое оборудование, грузовые авто, военную технику и т. п. Но после избавления от коммунистических оков и разделения Чехословакии на два суверенных государства Словакия за пару десятков лет умудрилась стать мировым лидером в легковой автомобильной промышленности. В 2019 году в этой центральноевропейской стране было выпущено 1,1 млн машин. Территория Словакии составляет лишь четверть от белорусской. И ведь у страны даже нет собственного автомобильного бренда. Давайте посмотрим, как это промышленно-экономическое чудо стало возможным.

«Дрндичка Майера»

В 1913 году словацкий кузнец Михал Майер построил автомобиль, который в народе прозвали «Дрндичка Майера». Словом drndička в Словакии обозначают звуки, которые издает машина во время движения. У нас бы назвали «Бибикой». Сказать, что в этом году началась история словацкого автопрома, нельзя, но именно «Дрндичка» считается первым легковым автомобилем, собранным на территории страны. У него не было фар, зато была интересная легенда появления на свет.


В 1909-м князь Болгарии Фердинанд Кобург (он же Фердинанд I), владевший имением в Словакии, проезжал на своем Mercedes возле деревни Псиаре и его машина сломалась. Личный шофер Фердинанда не смог привести немецкую технику в рабочее состояние, и по легенде починить Mercedes смог местный кузнец Михал Майер. Князь поблагодарил мужчину и спросил, как он может рассчитаться? Михал попросил документацию на машину и через несколько месяцев получил желаемое по почте. В 1910 году он принялся за конструирование копии Mercedes и через три года завершил ее. Машина много раз дорабатывалась и эксплуатировалась до 1952-го, а потом отправилась на свалку. К сожалению, тогда никто не понимал ценности экземпляра, и музейным экспонатом «Дрндичке» стать было не суждено. Узнать, насколько легенда правдива, сейчас почти невозможно.

Социалистическая Чехословакия

В послевоенной социалистической Чехословакии с автопромом был полный порядок. Здесь выпускали легковые автомобили, грузовики, трамваи, автобусы и мотоциклы. Бренды Skoda, Tatra, Avia, Jawa и ČZ в представлении не нуждаются — техника этих компаний широко использовалась как в странах социалистического блока, так и в самом СССР. Но территория нынешней Словакии к производству автомобилей и мотоциклов имеет лишь косвенное отношение. Все заводы по сборке машин находились в Чешской Республике. Долгие годы Словакии отводилась максимум роль поставщика каких-нибудь компонентов, что, к слову, позволило развиться в стране нескольким крупным сталелитейным предприятиям.


В самом начале периода «нормализации» Чехословакии на территории нынешней Словакии начали строить полноценные автомобильные заводы. Так, в 1969 году правящая Коммунистическая партия финансировала строительство Братиславского автозавода (БАЗ). Работа шла в партнерстве с Alfa Romeo, и планировалось, что на БАЗе будут выпускать недорогие копии итальянских машин (ничего не напоминает?). В итоге что-то не срослось, и итало-словацкий альянс слепил лишь один глиняный макет. Но завод уже был построен, и здесь на помощь пришла компания Skoda Auto — на БАЗе наладили производство седана BAZ 731 и универсала BAZ 732. Обе бюджетные модели были полностью разработаны инженерами Skoda. Чтобы загрузить мощности новенького предприятия, здесь еще стали выпускать грузовики.


Долгое время БАЗ был убыточным предприятием, создавая лишь видимость эффективной работы и отсылая в партию отчеты о выполнении планов. На самом деле склады завода частенько были забиты недособранными автомобилями из-за перебоев с поставками запчастей с головного завода Skoda в Чешской Республике. В 1982 году в Словакии собирали модель Skoda Garde, и были моменты, когда на складах попросту не хватало места для машин, нуждающихся в недостающих элементах. Завод кое-как проработал вплоть до выхода Чехословакии из социалистического блока.

Как БАЗ превратился в Volkswagen Slovakia

После перехода Чехословакии на капиталистические рельсы и ее распада на две страны, многие предрекали кризис промышленной отрасли Словакии. Сталелитейные заводы и так переживали не лучшие свои годы, а тут еще и угроза расторжения договоров с поочередно закрывающимися предприятиями Чехии, где все перевернулось с «плановых ног» на «рыночную голову».


Братиславский автозавод, впрочем, был в надежных руках — еще в 1991 году контрольный пакет акций этого предприятия купил немецкий концерн Volkswagen, руководство которого видело огромную перспективу в новых предприятиях, находящихся на территории стран с дешевой рабочей силой. В итоге VAG приобрел 80% акций БАЗа и продолжил выпускать здесь модели Skoda. В этом же 1991 году немцы начали процесс приватизации чешского производителя и в итоге полностью поглотили его в 2000-м.



Словацким работягам доверяли сборку не только народных автомобилей для широких масс. В 2002 году, после серьезной модернизации конвейерной линии, на Volkswagen Slovakia стали выпускать Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne первого поколения. Чуть позже завод освоил выпуск Audi Q7. Сегодня в Братиславе производят Audi Q7, Audi Q8, Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Volkswagen Up, Seat Mii, Skoda Citigo. Площадь всех цехов Volkswagen Slovakia составляет 1,78 млн квадратных метров. Это один из крупнейших автомобильных заводов Европы.


PSA построил завод в чистом поле

Насмотревшись на успехи Volkswagen, свою долю словацкого автомобильного пирога захотел получить и французский концерн Peugeot Citroen. Летом 2003 года руководство PSA прибыло в Словакию, чтобы выбрать место, где будет построен новый завод. В итоге 200 гектаров земли были куплены рядом с городом Трнава. Место выбрали не случайно — здесь было много потенциальных поставщиков для автомобильного предприятия. Они остались еще со времен существования Трнавского автозавода (ТАЗ), выпускавшего грузовики для внутреннего рынка Чехословакии.


На строительство завода концерн PSA потратил без малого 600 млн евро, еще 100 млн евро докинуло правительство Словакии. И весной 2006 года с новенького конвейера сошел первый автомобиль — Peugeot 207. С мая по декабрь того же года на свет появилось 52 тыс. Peugeot словацкой сборки. В 2007-м здесь произвели на свет 177 тыс. машин. За 8 лет этот показатель удвоился. Позже на предприятии наладили выпуск Citroen Cactus.


В настоящее время на заводе PSA в Словакии работает 4 тыс. человек. Еще около 20 тыс. трудятся у локальных поставщиков компонентов. В 2015 году средняя зарплата работника предприятия составляла 1,3 тыс. евро. Сотрудники, получавшие на руки меньше 850 евро в месяц, имели обязательную 13-ю зарплату. Конвейер в Трнаве до сих пор является самым новым заводом PSA на территории Европы.

Один из самых гибких заводов в мире

В середине 2000-х в Европе был настоящий бум на модели гольф-класса. Кроссоверы тогда еще не вошли в моду, и казалось, что в ЕС зарабатывать деньги автопроизводителю проще всего на хетчбэках сегмента С. Для конкуренции с Volkswagen Golf и Opel Astra корейская компания Kia решила вывести на рынок свою первую «чисто европейскую» модель — Kia Ceed. Автомобиль разрабатывался европейцами в Европе для Европы. Само собой, выпускать его тоже нужно было на территории ЕС. Собственного завода у Kia в данном регионе не было, и идеальным местом для его строительства оказалась Словакия. Так появилось автопредприятие в Жилине.


Крупный завод начал свою работу весной 2007 года. Корейцы инвестировали сюда 1 млрд евро. Как и в случае с PSA, конвейер строили буквально посреди чистого поля. Изначально здесь собирали только Kia Ceed. Позже к нему присоединились Kia Venga и Kia Sportage. Предприятие способно выпускать 300 тыс. машин в год.


Корейцы учитывали изменчивость моды в автомобильном мире, поэтому еще на этапе проектирования завода они сделали его максимально гибким. Предприятие Kia в Жилине — это единственный в мире завод, который может производить до восьми различных моделей автомобилей на одной линии без переналадки оборудования. Причем речь идет о полноценной сборке со всеми этапами производства.


Jaguar Land Rover Slovakia

Совсем недавно — в 2018 году — в городе Нитра начал работу новый завод Jaguar Land Rover. Индийский концерн Tata Motors вложил в строительство предприятия 1,4 млрд евро. На этом заводе выпускают Land Rover Discovery и Land Rover Defender. Несмотря на высокую долю автоматизации, только на одной сборочной линии здесь трудится почти полторы тысячи человек. Каждый из них прошел обучение в специальной школе JLR за счет работодателя. Мощность предприятия — 150 тыс. машин в год.


За 2019 год автомобильные заводы Словакии произвели на свет 1,1 млн легковых автомобилей. Для страны с населением 5,4 млн человек это выдающийся результат. По количеству выпускаемых машин на душу населения Словакия занимает первое место в мире, уверенно опережая Германию, США и Японию. Почти 98% выпускаемых в стране автомобилей идут на экспорт, принося дивиденды не только международным концернам, но и экономике страны.

И если изначально концерны инвестировали в Словакию из-за дешевой рабочей силы и удачного географического расположения, то сегодня страна уже может похвастаться высококвалифицированными кадрами. Словаки, никогда не имевшие мощного национального автомобильного бренда, научились выпускать качественные современные машины, и сегодня за работников автомобильных заводов здесь идет настоящая война. На словацкие предприятия приглашают специалистов из Венгрии, Украины и Австрии.

Всего за три десятка лет Словакия превратилась из производителя машин уровня советских «Жигулей» в мощнейший промышленный кластер, поставляющий автомобили самых разных сегментов во все уголки планеты. Это прямое доказательство того, что не существует никаких «проклятых мест» или «кривых рук», которые так часто фигурируют в анекдотах про «АвтоВАЗ». Единственное, что может ограничивать промышленный потенциал как конкретного завода, так и целой страны, — это неэффективный менеджмент.

Как работает завод фольксваген в словакии



Лого Volkswagen на капоте фото

Гиганты немецкого автопрома, в том числе Volkswagen и Mercedes – Benz, частично возобновят производство почти сразу после официального смягчения общегосударственного карантина. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на сотрудников компании.

Напомним, концерны свернули свою деятельность ещё в конце марта — тогда руководство компаний заявляло, что ситуация продлится около четырёх недель.

На самом деле часть заводов группы Volkswagen AG уже начали работу, но в урезанном формате — всего в одну смену. Так, 6 апреля открылись предприятия в Брауншвайге и Касселе, а с 14 апреля — в Зальцгиттере, Кемнице, Ганновере и на территории соседней Польши. Там собирают автомобили для основного бренда компании (всего их 12).

20 апреля откроется завод в Цвиккау, а 27 – го — в Вольфсбурге и Эмдене. В этот же временной промежуток будет расширено производство в уже работающих немецких филиалах.

Параллельно будут открываться и заводы в других странах. Первым вне Германии будет запущено словенское представительство: 20 апреля откроется завод в Братиславе. 27 апреля к процессу присоединятся филиалы в России, Испании, Португалии и США, а в мае — в Южной Африке, Аргентине, Бразилии и Мексике.

Но, конечно, не обойдётся без нюансов. Как рассказал Ральф Брандштеттер, главный операционный директор бренда Volkswagen, во всех странах пришлось адаптировать производственные процессы к новым условиям. В частности, рабочих теперь обяжут держаться на расстоянии 1,5 метра. Также будет временно изменён график рабочих смен и обеденных перерывов таким образом, чтобы люди чаще выходили из замкнутого пространства. Кроме того, администрация внесла изменения во взаимодействия работников в цепочке поставок VW. В общей сложности список карантинных нововведений включает около сотни пунктов.

«Таким образом мы максимально снижаем риск заражения на предприятиях», — объясняет председатель совета директоров компании Бернд Остерло. За основу такой модели рабочего времени немецкое руководство автоконцерна переняло опыт китайских коллег. Там находятся 33 завода Volkswagen, 32 из них уже начали работу. Ни на одном из них не выявлено случаев заражения коронавирусом среди работников.

О возобновлении работы сообщила также компания Daimler. На следующей неделе группа планирует постепенно открывать немецкие заводы по производству деталей. В приоритете — филиалы в Берлине, Гамбурге и Унтертюркхайме. Тем более что действующая точка в Берлине стратегически необходима компании: там изготавливают системы управления двигателями для автомобилей, продаваемых в Китае. Поначалу будут работать в одну смену, а по мере улучшения эпидемической обстановки производство расширят.

Выяснил, где и в каких условиях Volkswagen собирает машины для российского рынка.

Всем привет, друзья. Меня зовут Дмитрий и я рад видеть вас на моём канале в Яндекс Дзен. В сегодняшней статье я расскажу вам о том, где и в каких условиях производят автомобили немецкой марки Volkswagen для российского рынка.

На данный момент модельный ряд Volkswagen в России состоит из восьми автомобилей. Причём прямо сейчас к покупке доступны только пять моделей - Polo, Jetta, Passat, Tiguan и Touareg. А оставшиеся три - Golf, Taos и Teramont должны поступить в продажу в ближайшее время. Давайте разбираться из каких стран в Россию везут автомобили VW. Поехали!

Начнём с себя, то есть с России. В нашей стране на данный момент производят две популярных модели Volkswagen - лифтбек Polo и кроссовер Tiguan. Polo и Tiguan производят в Калуге на заводе Volkswagen. Производство включает в себя сварку, покраску и сборку.

Ещё одна модель Volkswagen, которую будут собирать в России, это новый кроссовер Taos. Он является собратом Skoda Karoq. Собирать его будут не в Калуге, а на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Старт продаж Volkswagen Taos в России намечен на лето 2021 года.

Если вы хотите приобрести себе автомобиль Volkswagen настоящей немецкой сборки, то вам придётся выбирать только среди двух моделей. В Россию из Германии сейчас поставляют Volkswagen Passat и в ближайшее время также будут импортировать Volkswagen Golf .

Производят Volkswagen Passat в Германии на заводе VW в городе Эмден. А вот VW Golf производят на центральном заводе Volkswagen в городе Вольфсбург. В этом же городе расположена и всемирная штаб-квартира компании.

Флагманскую модель немецкой компании, среднеразмерный кроссовер Volkswagen Touareg , для российского рынка производят на заводе в Словакии.

Производство кроссовера Volkswagen Touareg осуществляют на заводе Volkswagen в городе Братислава. Кроме Touareg, в Словакии собирают ещё Volkswagen up!, но эта модель не продаётся на нашем рынке.

Когда-то седаны Volkswagen Jetta собирали на заводе в Калуге. Но эти замечательные времена прошли и теперь автомобили последнего поколения едут к нам с мексиканского завода Volkswagen в Пуэбле.

На американских рынках Jetta продаётся только с мотором 1,4 TSI. В России же она доступна ещё и с мотором 1,6 MPI. Чтобы россиянам был доступен атмосферный мотор, компании Volkswagen пришлось серьёзно заморочиться с логистикой. Моторы 1,6 MPI производят в Калуге, отправляют их в Мексику, там их устанавливают на автомобили и только после этого собранные машины отправляют в Россию.

Volkswagen уже скоро возобновит работу своих заводов

Немецкая марка решила возобновить работу заводов со следующей недели в Братиславе и Цвиккау. Через 2 недели запустят производство на российском, американском, испанском, португальском и германском заводах. Остальные заводы начнут работать в мае.


Представители Volkswagen сообщили, что приняли все необходимые меры для предотвращения распространения коронавируса, а помещения на заводах переоборудовали таким образом, чтобы люди могли работать в полуметре друг от друга. Напомним, что заводы Фольксваген в Калуге и Нижнем Новгороде прекратили работать в конце марта из-за недостатка запчастей.

В стране царит нерабочий период, однако некоторые отечественные автозаводы тоже возобновляют работу. С начала этой недели заработали предприятия УАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ и Автотор.


Галерея фотографий


SKODA ADVENTURE EXPERIENCE уже стала доброй традицией марки. Это уникальный проект, позволяющий вновь погрузиться в мир SKODA или открыть для себя его заново. В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране и мире, основной офлайн формат будет дополнен в формате онлайн, чтобы вы чувствовали себя максимально безопасно и комфортно.

Уникальное приключение SKODA ADVENTURE EXPERIENCE начинается уже этой осенью. Оставляйте заявку – и поехали!

5 аргументов в пользу Вашего будущего SKODA KAROQ от Автомир Богемия Балашиха

SKODA AUTO Россия объявляет старт приема заказов на городской кроссовер KAROQ с турбомотором 1.4 TSI (150 л.с.), который теперь работает в паре с новой 7-ступенчатой DSG. Стоимость новинки начинается от 1 793 000 рублей. Кроме того, модель также доступна к заказу в версии с атмосферным двигателем 1.6 MPI (110 л.с.) в сочетании с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией. Стоимость этого предложения начинается от 1 640 000 рублей.

Ферстаппен выиграл три гонки подряд. В «Формуле-1» появится новый чемпион?

В июле клиенты марки SKODA могут воспользоваться специальными условиями на приобретение нового автомобиля с выгодой до 117 000 рублей

Забастовка на заводе Фольксваген в Словакии обнажила раскол внутри Евросоюза


Во многих отношениях Словакия является образцовым примером интеграции восточноевропейской страны в Евросоюз. Однако забастовка, которая началась на заводе Volkswagen в Братиславе, может многое рассказать о том, насколько разобщенной Европа выглядит, если смотреть на нее с ее восточного края. Жителям Восточной Европы часто кажется, что их страны превратились в колонии Западной Европы, и это чувство может оказаться более серьезной угрозой для единства Евросоюза, чем Брекзит.

В отличие от большинства своих соседей Словакия почти безболезненно перешла на евро вопреки прогнозам многих экспертов. С 2010 по 2016 год производительность ее экономики в постоянных ценах росла в среднем на 2,9% в год. Такой впечатляющий рост стал возможным благодаря тому, что Словакия довольно быстро приобрела в Евросоюзе статус центра сборки автомобилей.

В 2005 году Словакия выпускала примерно 200 тысяч автомобилей в год. В последние два года число выпускаемых автомобилей превышало миллион. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, которая в среду, 21 июня, опубликовала подробный доклад о состоянии экономики Словакии, на этот сектор приходится 40% объема промышленного производства, треть экспорта (который отправляется в основном в другие страны Евросоюза) и только 4% добавленной стоимости: Словакия глубоко интегрирована в обширные и ультрабыстрые производственные цепочки европейской индустрии автомобилестроения.

На западе страны, где находится большая часть заводов, уровень безработицы составляет менее 5%, и рабочие чувствуют необходимость бороться за свои права. Они сравнивают себя с рабочими, выполняющими такую же работу в Западной Европе, и даже с рабочими более богатого востока страны, и у них создается впечатление, что к ним относятся несправедливо. Зорослав Смолинский (Zoroslav Smolinsky), глава профсоюзного комитета на заводе Volkswagen в Братиславе, недавно написал в своей статье, что, хотя рабочие этих заводов получают приличные деньги по меркам Словакии, их зарплаты не идут ни в какое сравнение с зарплатами на центральном заводе Volkswagen в Вольфбурге, Германия, и это несправедливо. И действительно, средняя зарплата на заводе в Вольфсбурге примерно в 2,5 раза выше средней зарплаты на заводе в Братиславе. (Стоит отметить, расходы жителей Вольфсбурга тоже выше расходов жителей Братиславе, однако об этом обычно никто не упоминает.)

Словацкие рабочие автомобильных заводов собирают не только относительно дешевые автомобили Up!, но и ультрадорогие модели, такие как Porsche Cayenne и Bentley Bentayaga. Именно дорогие автомобили обеспечивают рост прибыли компании Volkswagen, и именно такие автомобили рабочие Братиславы отказались собирать, когда во вторник, 20 июня, они вышли на забастовку, отвергнув предложение руководства о повышении зарплаты на 4,5% (они настаивают на 16%).

И это не обычная акция рабочих промышленного предприятия. Популистский лидер Словакии, премьер-министр Роберт Фицо (Robert Fico), решительно поддержал рабочих. Его характеристика этого конфликта, которую он озвучил во вторник, 20 июня, оказалась еще более резкой, чем характеристика главы профсоюзного комитета Смолинского:

Наши западные друзья не понимают нас, когда мы спрашиваем их, почему рабочий в Братиславе — рабочий предприятия, которое славится высочайшим качеством и производительностью и выпускает самые роскошные автомобили — получает зарплату, которая составляет всего половину или, может быть, две трети зарплаты рабочего той же компании на предприятии в 200 километрах к западу или в любой другой западной стране, где ниже качество продукции и ниже производительность.

В обмен на средства из фондов солидарности менее развитые страны-члены Евросоюза открыли свои рынки для компаний из других стран ЕС. В результате этого соглашения множество немецких компаний сумели очень прилично заработать, пользуясь неограниченным доступом к новым рынкам, новым источникам высококвалифицированного труда, а в случае Венгрии — к самому низкому налогу на прибыль предприятий в Евросоюзе — всего 9%.

Словакия, Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словения вступили в Евросоюз 13 лет назад. Многие утверждают, что им удалось пройти очень длинный путь за довольно короткое время, и им требуется сохранять терпение, чтобы достичь тех стандартов жизни, которые формировались на западе в течение более полувека. Однако их жители уже давно забыли свое коммунистическое прошлое, и сейчас они видят только то, что уровень жизни в их странах гораздо ниже уровня жизни в ключевых членах Евросоюза. Если говорить о доходах, восточноевропейские страны сейчас постепенно догоняют Испанию, но не Германию.

В ответ на это западные европейцы указывают на то, что стоимость рабочей силы в Восточной Европе растет быстрее, чем в Западной, и в этом смысле менее развитые члены Евросоюза стремительно догоняют его лидеров.

Но пока эти аргументы не работают. Поскольку жители Восточной Европы все больше устают от своего положения «бедных родственников», они все чаще делают выбор в пользу популистских партий, выступающих за укрепление национального суверенитета. Такие силы уже пришли к власти в Венгрии и Польше.

В ответ на это ключевые члены — в первую очередь Германия и Франция — все чаще выступают в защиту концепции так называемой «двускоростной» Европы, где некоторые члены интегрируют свои правовые и экономические системы быстрее, чем другие. С точки зрения Западной Европы это имеет определенный смысл, однако такая концепция неприемлема для восточных европейцев. Именно поэтому многие все чаще говорят о том, что Германия пользуется слишком большим влиянием в Восточной Европе, особенно в Польше.

Восточная Европа рискует зайти слишком далеко в своих требованиях. Если компания Volkswagen смирится с тем, что стоимость труда на ее заводе в Братиславе должна совпадать со стоимостью труда на заводах в Германии — а они уже движутся в этом направлении — ей в конце концов станет невыгодно перемещать производство высокодоходных продуктов в Восточную Европу. Восстановление экономик Восточной Европы после падения коммунизма произошло во многом благодаря тем самым корпорациям, которые они сейчас критикуют.

Однако Запад тоже должен разыгрывать свои карты осторожно. Популисты в Восточной Европе, возможно, весьма восприимчивы к критике и экономическим наказаниям. Однако они вряд ли начнут терять свои позиции так быстро, как это произошло с популистами в Западной Европе — если только восточные европейцы не избавятся от своего комплекса колоний или если они не увидят заметные признаки экономической конвергенции. Было бы неблагоразумным давать им больше поводов для бунта. Как показали результаты исследования, проведенного недавно Chatham House, солидарность с более слабыми в экономическом смысле странами является ключевой ценностью Евросоюза: 77% европейской элиты (то есть «лиц, занимающих влиятельные должности») и 50% общественности считают, что более богатые члены Евросоюза должны оказывать финансовую поддержку более бедным странам.

Интеграция была и остается достойной целью. Поэтому правительствам стран Евросоюза не стоит терять ее из виду.

Политика

Братиславский град

Bloomberg, США © AP Photo, Petr David Josek

Забастовка на заводе VW в Словакии обнажила раскол внутри Евросоюза

Восточноевропейские страны считают, что к ним относятся как к колониям, и это является серьезной угрозой для европейского проекта

Во многих отношениях Словакия является образцовым примером интеграции восточноевропейской страны в Евросоюз. Однако забастовка, которая началась на заводе Volkswagen в Братиславе, может многое рассказать о том, насколько разобщенной Европа выглядит, если смотреть на нее с ее восточного края. Жителям Восточной Европы часто кажется, что их страны превратились в колонии Западной Европы, и это чувство может оказаться более серьезной угрозой для единства Евросоюза, чем Брекзит.

В отличие от большинства своих соседей Словакия почти безболезненно перешла на евро вопреки прогнозам многих экспертов. С 2010 по 2016 год производительность ее экономики в постоянных ценах росла в среднем на 2,9% в год. Такой впечатляющий рост стал возможным благодаря тому, что Словакия довольно быстро приобрела в Евросоюзе статус центра сборки автомобилей.

В 2005 году Словакия выпускала примерно 200 тысяч автомобилей в год. В последние два года число выпускаемых автомобилей превышало миллион. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, которая в среду, 21 июня, опубликовала подробный доклад о состоянии экономики Словакии, на этот сектор приходится 40% объема промышленного производства, треть экспорта (который отправляется в основном в другие страны Евросоюза) и только 4% добавленной стоимости: Словакия глубоко интегрирована в обширные и ультрабыстрые производственные цепочки европейской индустрии автомобилестроения.

На западе страны, где находится большая часть заводов, уровень безработицы составляет менее 5%, и рабочие чувствуют необходимость бороться за свои права. Они сравнивают себя с рабочими, выполняющими такую же работу в Западной Европе, и даже с рабочими более богатого востока страны, и у них создается впечатление, что к ним относятся несправедливо. Зорослав Смолинский (Zoroslav Smolinsky), глава профсоюзного комитета на заводе Volkswagen в Братиславе, недавно написал в своей статье, что, хотя рабочие этих заводов получают приличные деньги по меркам Словакии, их зарплаты не идут ни в какое сравнение с зарплатами на центральном заводе Volkswagen в Вольфбурге, Германия, и это несправедливо. И действительно, средняя зарплата на заводе в Вольфсбурге примерно в 2,5 раза выше средней зарплаты на заводе в Братиславе. (Стоит отметить, расходы жителей Вольфсбурга тоже выше расходов жителей Братиславе, однако об этом обычно никто не упоминает.)

Словацкие рабочие автомобильных заводов собирают не только относительно дешевые автомобили Up!, но и ультрадорогие модели, такие как Porsche Cayenne и Bentley Bentayaga. Именно дорогие автомобили обеспечивают рост прибыли компании Volkswagen, и именно такие автомобили рабочие Братиславы отказались собирать, когда во вторник, 20 июня, они вышли на забастовку, отвергнув предложение руководства о повышении зарплаты на 4,5% (они настаивают на 16%).

И это не обычная акция рабочих промышленного предприятия. Популистский лидер Словакии, премьер-министр Роберт Фицо (Robert Fico), решительно поддержал рабочих. Его характеристика этого конфликта, которую он озвучил во вторник, 20 июня, оказалась еще более резкой, чем характеристика главы профсоюзного комитета Смолинского:

Наши западные друзья не понимают нас, когда мы спрашиваем их, почему рабочий в Братиславе — рабочий предприятия, которое славится высочайшим качеством и производительностью и выпускает самые роскошные автомобили — получает зарплату, которая составляет всего половину или, может быть, две трети зарплаты рабочего той же компании на предприятии в 200 километрах к западу или в любой другой западной стране, где ниже качество продукции и ниже производительность.

Контекст

Здание Европейского Парламента в Страсбурге

Столкновение восточных и западных ценностей в Европе

Холодный ветер с запада угрожает Центральной и Восточной Европе

Восточная Европа теряет ориентацию, а Запад – фокусировку

Призыв к Западу поддержать Восточную Европу

В обмен на средства из фондов солидарности менее развитые страны-члены Евросоюза открыли свои рынки для компаний из других стран ЕС. В результате этого соглашения множество немецких компаний сумели очень прилично заработать, пользуясь неограниченным доступом к новым рынкам, новым источникам высококвалифицированного труда, а в случае Венгрии — к самому низкому налогу на прибыль предприятий в Евросоюзе — всего 9%.

Словакия, Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словения вступили в Евросоюз 13 лет назад. Многие утверждают, что им удалось пройти очень длинный путь за довольно короткое время, и им требуется сохранять терпение, чтобы достичь тех стандартов жизни, которые формировались на западе в течение более полувека. Однако их жители уже давно забыли свое коммунистическое прошлое, и сейчас они видят только то, что уровень жизни в их странах гораздо ниже уровня жизни в ключевых членах Евросоюза. Если говорить о доходах, восточноевропейские страны сейчас постепенно догоняют Испанию, но не Германию.

В ответ на это западные европейцы указывают на то, что стоимость рабочей силы в Восточной Европе растет быстрее, чем в Западной, и в этом смысле менее развитые члены Евросоюза стремительно догоняют его лидеров.

Но пока эти аргументы не работают. Поскольку жители Восточной Европы все больше устают от своего положения «бедных родственников», они все чаще делают выбор в пользу популистских партий, выступающих за укрепление национального суверенитета. Такие силы уже пришли к власти в Венгрии и Польше.

В ответ на это ключевые члены — в первую очередь Германия и Франция — все чаще выступают в защиту концепции так называемой «двускоростной» Европы, где некоторые члены интегрируют свои правовые и экономические системы быстрее, чем другие. С точки зрения Западной Европы это имеет определенный смысл, однако такая концепция неприемлема для восточных европейцев. Именно поэтому многие все чаще говорят о том, что Германия пользуется слишком большим влиянием в Восточной Европе, особенно в Польше.

Восточная Европа рискует зайти слишком далеко в своих требованиях. Если компания Volkswagen смирится с тем, что стоимость труда на ее заводе в Братиславе должна совпадать со стоимостью труда на заводах в Германии — а они уже движутся в этом направлении — ей в конце концов станет невыгодно перемещать производство высокодоходных продуктов в Восточную Европу. Восстановление экономик Восточной Европы после падения коммунизма произошло во многом благодаря тем самым корпорациям, которые они сейчас критикуют.

Однако Запад тоже должен разыгрывать свои карты осторожно. Популисты в Восточной Европе, возможно, весьма восприимчивы к критике и экономическим наказаниям. Однако они вряд ли начнут терять свои позиции так быстро, как это произошло с популистами в Западной Европе — если только восточные европейцы не избавятся от своего комплекса колоний или если они не увидят заметные признаки экономической конвергенции. Было бы неблагоразумным давать им больше поводов для бунта. Как показали результаты исследования, проведенного недавно Chatham House, солидарность с более слабыми в экономическом смысле странами является ключевой ценностью Евросоюза: 77% европейской элиты (то есть «лиц, занимающих влиятельные должности») и 50% общественности считают, что более богатые члены Евросоюза должны оказывать финансовую поддержку более бедным странам.

Интеграция была и остается достойной целью. Поэтому правительствам стран Евросоюза не стоит терять ее из виду.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Факты Все заводы концерна Volkswagen

Volkswagen-Wolfsburg_slide.jpg


Основой концерна Volkswagen (он же VAG - Volkswagen Audi Group) является материнская компания Volkswagen со штаб-квартирой в Вольфсбурге (Германия). На данный момент концерн VAG является одним из ведущих мировых и крупнейшим европейским автопроизводителем и имеет в своём арсенале сразу 12 автомобильных марок из 7 европейских стран: Volkswagen, Audi, Seat, ŠKODA, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Ducati, Volkswagen Коммерческие автомобили, Scania и MAN.

Volkswagen-brands.jpg

  • 2018 год - продано 10 834 000 автомобилей;
  • 2017 год - продано 10 741 500 автомобилей;
  • 2016 год - продано 10 297 000 автомобилей;
  • 2015 год - продано 9 930 600 автомобилей;
  • 2014 год - продано 10 137 000 автомобилей;
  • 2013 год - продано 9 731 000 автомобилей.


Всего концерн Volkswagen имеет 123 завода в 20 странах Европы и 11 странах Северной и Южной Америки, Азии и Африки.
Каждый будний день 642 292 сотрудника концерна по всему миру производят около 44 170 автомобилей.
Volkswagen Group продает свои автомобили в 153 странах мира.


Основные заводы концерна VAG, производящие легковые автомобили, двигатели и КПП

  • Жирным шрифтом выделены модели которые поставляются в Россию;
  • Красным цветом выделены модели, которые сняты с производства;
  • Серым цветом выделены модели, которые уже запланированы, но ожидают старта производства.
Опытный
Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше
Опытный
Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше
Опытный

Я там еще полмысли добавил редактированием:
А красным можно было б выделить снимаемые и снятые с производства модели. Beetle, например.

Мысль продолжает бурлить. Марки автомобилей по умолчанию не делать жирным шрифтом. А жирным обозначить те, что идут в Россию. Но это, наверное, чересчур хлопотно.

Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше

Я там еще полмысли добавил редактированием:
А красным можно было б выделить снимаемые и снятые с производства модели. Beetle, например.

Мысль продолжает бурлить. Марки автомобилей по умолчанию не делать жирным шрифтом. А жирным обозначить те, что идут в Россию. Но это, наверное, чересчур хлопотно.

Ну вроде бы получилось. Теперь надо будет потихоньку отредактировать более подробно модельный ряд и попытаться указать даты производства, в том числе и снятых с производства моделей =)

Любые дополнения, замечания и предложения приветствуются!

Опытный
Опытный
Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше
Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше
Опытный

На ГАЗе началось производство Volkswagen Jetta

На ГАЗе началось производство Volkswagen Jetta « "На пятнашке!" – сайт о ВАЗ 2115

Значит, апрель 2013-го.
Поиск по окончанию дал следующее:

Нижегородский седан Volkswagen Jetta снят c производства

autoreview.ru
Mark Icons
DD - Dрифтер в DУше

На ГАЗе началось производство Volkswagen Jetta

На ГАЗе началось производство Volkswagen Jetta « "На пятнашке!" – сайт о ВАЗ 2115

Значит, апрель 2013-го.
Поиск по окончанию дал следующее:

Нижегородский седан Volkswagen Jetta снят c производства

autoreview.ru
Опытный

Не знал, каковы мощности наших заводов VAG. Интересно.

Но беда, что моделей на такие мощности нет. Видимо, если спрос менее 500 шт. в месяц - то экономического смысла локализовывать VAG не видит (Джетту как раз на этом рубеже и сняли с производства). Постановка на конвейер Кароков и, позднее, родственного Тхару частично дозагрузит ГАЗ. Но при, если экономические условия не ухудшатся, этом на спад пойдет Кодиак (из-за новых кроссоверов), а Октавия просядет перед сменой поколений. Так что и к концу 2020 г. из 11000 будет задействовано где-то около 6000. А с Калугой вообще непонятно. У меня появилось предположение, что расширение моторного производства в Калуге будет проходить на мощностях (на площадях) автомобильного.

Aston Martin

Aston Martin продлил остановку производства на двух своих британских заводах до 27 апреля.

BMW

Немецкие заводы BMW в Мюнхене, Дингольфинге, Регенсбурге и Лейпциге могут вновь открыться 4 мая. На данный момент продолжают работу заводы компании по производству комплектующих в Ландсхуте и Вакерсдорфе (Германия).

Производство автомобилей Mini в Оксфорде и Rolls-Royce в Гудвуде (Англия), может возобновиться 4 мая.

Завод Nedcar в Нидерландах, который производит некоторые модели Mini и BMW, приостановил производство.

Daimler

Компания Daimler Mercedes-Benz планирует возобновить выпуск двигателей на предприятиях в Германии 20 апреля, чтобы нарастить запасы для производства автомобилей. В этот же день планируется возобновить производство тяжелых грузовиков и автобусов.

Заводы Mercedes в Зиндельфингене и Бремене (Германия) полагают возобновить производство 28 апреля.

Автомобильный завод Mercedes в Кечкемете (Венгрия), должен вновь открыться 22 апреля.
Завод автопроизводителя в Хамбахе (Франция), планируется перезапустить 20 апреля.

Производство Mercedes GLC на контрактном заводе Валмет в Финляндии приостановлено до 5 мая.

Ferrari

Ferrari продлила приостановку деятельности на своих заводах в Маранелло и Модене (Италия) до 3 мая после того, как итальянское правительство продлило общенациональную изоляцию до этой даты.

Fiat

Возобновление производства Fiat в Италии было отложено до понедельника, 4 мая, после того как правительство продлило общенациональную изоляцию.

Завод Fiat в Тыхы (Польша), приостановил производство самое раннее до 24 апреля, а завод в Крагуеваце (Сербия) закрыт до 20 апреля.

Выпуск продукции на заводе совместного предприятия Fiat Tofas в Турции приостановлен до 20 апреля.

Ford

Ford продлил приостановку производства автомобилей и двигателей на большинстве своих европейских производственных площадок как минимум до 4 мая.

Honda

Honda заявила, что возобновление работы ее завода в Суиндоне (Англия), будет зависеть от рекомендаций правительства и органов здравоохранения, а также от условий рынка и поставок.

Hyundai

Компания Hyundai возобновила выпуск продукции на своем заводе в городе Носовице в Чешской Республике 14 апреля.

Jaguar Land Rover

Компания приостановила выпуск продукции на своих британских заводах и намерена возобновить производство на неделе с 20 апреля. Производство было также остановлено на его заводе в Нитре (Словакия).

KIA

Компания KIA вновь открыла свой завод в Словакии 6 апреля.

Nissan

Производство в Сандерленде (Англия) может возобновиться 27 апреля, сообщает Reuters. Автомобильные и сборочные заводы автопроизводителя в Барселоне остаются закрытыми до дальнейшего уведомления, сообщил Nissan.

PSA Group

Автопроизводитель устанавливает график «постепенного и безопасного возобновления» производственной деятельности, говорится в заявлении PSA. Заводы по производству автомобилей Peugeot, Citroen и DS, а также заводы Opel в Германии и Польше и заводы Vauxhall в Великобритании остаются закрытыми.

Renault

Компания Renault возобновила часть операций в Португалии, сообщает агентство Bloomberg. 13 апреля постепенно начало возобновляться производство в России.

Румынская дочерняя компания Renault, Dacia, возобновит производство комплектующих и штамповочных изделий на ограниченной основе 21 апреля. Полностью все операции, включая сборку, как ожидается, возобновятся 4 мая.

Renault закрыла свои промышленные объекты во Франции «до дальнейшего уведомления».

Suzuki

Suzuki рассчитывает перезапустить свой завод в Эстергоме 27 апреля в односменном режиме.

Toyota

Toyota возобновит производство на своем заводе в Валансьене (Франция) 21 апреля, а с 22 апреля - на своих заводах по производству двигателей в Польше. Заводы в Великобритании и Турции вновь откроются не ранее 4 мая.

TPCA, совместное предприятие Toyota и PSA, продлило свою остановку производства до 4 мая.

Volkswagen Group

Audi будет наращивать производство автомобилей с конца апреля и далее. 14 апреля бренд возобновил производство двигателей на своем заводе в Дьере (Венгрия). Заводы Audi в Неккарзульме (Германия) и Брюсселе (Бельгия) планируют возобновить производство 20 апреля. Завод в Ингольштадте стартует 27 апреля.

Bentley продлила срок закрытия своего завода в Крю (Англия) на три недели. Автопроизводитель заявил, что начнет постепенно возобновлять работу завода 11 мая.

Bugatti приостановила производство на своем заводе в Мольсхайме (Франция) 20 марта и пока информации о том, когда завод вновь заработает, нет.

Porsche оставит закрытыми свои заводы в Штутгарте-Цуффенхаузене и Лейпциге (Германия) до 27 апреля из-за перебоев с поставками.

Seat остановил все производство.

Skoda продлила остановку своих чешских заводов до 27 апреля.

Volkswagen вновь откроет заводы в Цвиккау (Германия) и Братиславе (Словакия) 20 апреля.

Другие заводы бренда в Германии, а также заводы в Португалии, Испании, России и США возобновят производство с 27 апреля, сообщает VW.

Заводы в Южной Африке, Аргентине, Бразилии и Мексике увеличат производство в мае.

Volvo

Volvo возобновит производство автомобилей в Торсланде (Швеция) и Генте (Бельгия) 20 апреля.

Завод по производству силовых установок в шведском городе Сковде также возобновит работу 20 апреля. Автопроизводитель возобновил ограниченное производство на своем заводе кузовных компонентов в Олофстроме (Швеция).

Американский завод Volvo в Южной Каролине должен вновь открыться 11 мая. В прошлом месяце Volvo вновь открыла свои четыре завода в Китае.

В создание этого отчета внесли свой вклад Ник Гиббс, Кристиан Хецнер, Андреа Малан, Дуглас А. Болдук, Bloomberg и Reuters.

Работа Завод volkswagen Словакия

Працівник на автомобільний завод праця за кордоном в Словачину без знання мови

32 000 - 48 000 грн

Полный рабочий день

Разнорабочий на завод Jaguar Land Rover

27 000 - 34 000 грн

Полный рабочий день

Оператор производства Volkswagen (Словакия, оформление ВНЖ)

32 000 - 45 000 грн

Полный рабочий день

работа в Братиславе

подходит для женщин и семейных пар

оплата: от 1000 евро в месяц + бонусы

смены по 8 часов, трехсменный режим (ранняя смена: 06:00 до 14:00, после обедняя смена: 14:00 до 22:00, ночная смена: 22.

Оператор виробництва

33 000 - 46 000 грн

Полный рабочий день

Працівник на автомобільний завод Словаччина (робимо ВНЖ)

32 000 - 48 000 грн

Полный рабочий день

Монтажник на автозавод Volkswagen

32 000 - 45 000 грн

Полный рабочий день

работа в Братиславе

подходит для женщин и семейных пар

оплата: от 1000 евро в месяц + бонусы

смены по 8 часов, трехсменный режим (ранняя смена: 06:00 до 14:00, после обедняя смена: 14:00 до 22:00, ночная смена: 22.

Разнорабочий на производство

32 000 - 45 000 грн

Полный рабочий день

работа в Братиславе

подходит для женщин и семейных пар

оплата: от 1000 евро в месяц + бонусы

смены по 8 часов, трехсменный режим (ранняя смена: 06:00 до 14:00, после обедняя смена: 14:00 до 22:00, ночная смена: 22.

Рабочий на производство без опыта/без знания языка

32 000 - 45 000 грн

Полный рабочий день

работа в Братиславе

подходит для женщин и семейных пар

оплата: от 1000 евро в месяц + бонусы

смены по 8 часов, трехсменный режим (ранняя смена: 06:00 до 14:00, после обедняя смена: 14:00 до 22:00, ночная смена: 22.

Рабочий на заводе Vaillant без опыта/без знания языка

Полный рабочий день

Оператор производства на автомобильный завод в Братиславе

32 120 - 38 100 грн

Полный рабочий день

GETBID Personal s.r.o.

Рабочий на завод Словакия

32 000 - 45 000 грн

Полный рабочий день

работа в Братиславе

подходит для женщин и семейных пар

оплата: от 1000 евро в месяц + бонусы

смены по 8 часов, трехсменный режим (ранняя смена: 06:00 до 14:00, после обедняя смена: 14:00 до 22:00, ночная смена: 22.

VW уточнил инвестиции в завод в Братиславе. Сколько он отдаст Superb с Passat?

Volkswagen Group инвестирует около 500 миллионов евро (13,2 миллиарда крон) в свой завод в Братиславе в объявленное производство нового поколения моделей Škoda Superb и Volkswagen Passat.

Об этом сообщило словацкое подразделение автопроизводителя после того, как перенос производства упомянутых марок в Словакию был подтвержден в пятницу наблюдательным советом Volkswagen. В связи с инвестициями Volkswagen в Словакию будет создано 2000 новых рабочих мест, но производственные мощности завода в Братиславе не увеличатся. Компания Škoda Auto, принадлежащая концерну Volkswagen, теперь производит модель Superb на своем заводе в Квасинах Рихновского района.

Производство Škoda Superb и Volkswagen Passat, которое начнется в Словакии в 2023 году, не потребует расширения завода Volkswagen в Братиславе. Значительную часть этих инвестиций компания направит на модификацию линий покрасочного цеха и на дополнительные технологии.

По словам Грюнберга, Volkswagen инвестирует в Словакию в общей сложности около одного миллиарда евро (26,5 миллиарда крон) в ближайший период. Помимо инвестиций в производство автомобилей Škoda Superb и Volkswagen Passat, компания потратит дополнительные деньги на другие модели.

На производственных линиях завода Volkswagen в Братиславе в настоящее время работают в основном внедорожники, а также небольшие городские автомобили, в том числе электромобили Škoda Citigo. В прошлом году Volkswagen произвел 377 750 автомобилей в Словакии, более двух третей из которых составили внедорожники Audi Q7, Audi Q8, Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne. В октябре этого года завод запустил производство внедорожника Škoda Karoq. С момента своего прихода в Словакию в 1991 году Volkswagen инвестировал в страну более 4,5 миллиардов евро (119 миллиардов крон).

Летом словацкое правительство пообещало поддержать инвестиции Volkswagen, а также строительство арендных квартир в окрестностях Братиславского автомобильного завода.

Слухи о переносе производства автомобилей Superb ходили уже в 2017 и 2018 годах. Тогда Volkswagen Group решила перенести производство автомобилей семейства Passat, к которому также принадлежит Superb, в Квасин в Рихновском районе. Впоследствии поговаривали, что Superb и Passat будут производиться на новом заводе группы в Турции. Однако в конце концов Volkswagen отказался от этих планов.

Читайте также: