Как разобрать иж 5

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Дедушкина одностволка ИЖ 5

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

ИЖ 5

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

ИЖ 5

Описание

ИЖ-5 является результатом модификации американского ружья Айвера-Джонсона. Использование гражданского оружия в качестве образца для подражания позволило обойтись без массивного затвора, который обязательно остается в конструкции после переделки военного нарезного оружия в охотничье гладкоствольное. Использование массивного затвора в обусловлено высоким давлением, образующимся при стрельбе боевого нарезного оружия. Охотничьи гладкоствольные патроны создают значительно меньшее давление, что позволяет уменьшить вес оружия. Другими преимуществами американской системы являются эжектор стреляной гильзы, надежная и удобная система запирания канала ствола, высокая точность и кучность, относительная простота конструкции и высокая надежность оружия в целом. Из-за совокупности характеристик система Айвера-Джонсона копировалась и модифицировалась не только в Советском Союзе, но и во всем мире. По слухам, грамотные охотники в СССР дали переделке американской модели саркастическое название «Ижевск-Джонсон» из-за сильного сходства ударно-спускового механизма и полной идентичности системы запирания ствола.

Конструкция

ИЖ 5 – одноствольное ружье с внешним курком и стволом переломного типа. Ложа пистолетной формы с прикладом и стальным затыльником, выполнялась из березы. Имеются ременные антабки для удобства ношения.

УСМ ИЖ 5

Неполная разборка производится путем снятия цевья и отделения ствола от колодки путем. Цевье снимается вертикально вниз. В ранних версиях ствол отнимался целиком, в послевоенное время конструкция усовершенствовалась добавлением фиксирующей защелки, соединяющей цевье и ствол. Запирание производится совмещением рычага с рамкой и паза крюка, расположенного под стволом. В ударно-спусковом механизме используются возвратные боек и курок, изготавливаемые отдельно. При нажатии на спусковой крючок курок освобождается и ударяет по бойку под воздействием 160 мм боевой пружины, что приводит к удару по капсюлю и его воспламенению. Возврат бойка в исходное положение происходит сразу после выстрела под давлением пружины. Она крепится болтом к колодке. Поздние модификации имеют крышку с габаритами около 50х20 мм, которая закрывает задний колодочный обрез. В этой же крышке размещалась ось курка. Прицельные приспособления ограничены прорезью для целика в колодке.

Отреставрированный ИЖ 5

Характеристики

Достоинства и недостатки

  • Точность и кучность;
  • Надежность конструкции.

Большая длина ствола обеспечивает высокую точность при стрельбе как пулей, так дробью и картечью. Благодаря простоте конструкции ружье обладает высокой надежностью и прочностью, а уход за ним не вызывает проблем.

  • Однозарядная конструкция;
  • Малый калибр;
  • Шатание ствола.

К недостаткам можно отнести отсутствие второго ствола и небольшой калибр. Одноствольная однозарядная конструкция заставляет перезаряжать оружие после каждого выстрела, тогда как второй ствол или магазинная система заряжания позволяет произвести два или несколько выстрелов с минимальным промежутком между ними. Малый калибр ограничивает спектр применения из-за небольшой мощности и дальнобойности, если сравнивать с 12 калибром. Спустя 200-400 выстрелов обычно появляется шат ствола, но избавиться от него не слишком сложно.

Дедушкин Иж 5

Также к недостаткам на сегодняшний день можно отнести сложность приобретения образца в хорошем состоянии. Минимальный «возраст» ружья – 70 лет, большинство много лет хранится без консервации или надлежащего ухода. Но при определенном везении можно найти образец, который хранился с соблюдением необходимых условий в отличном состоянии не только ствола с коробкой, но и ложи и ударно-спускового механизма. Самыми редкими являются ружья с длиной ствола 740 мм 24 калибра. В сети есть упоминания об отдельных образцах со стволом длиной 785мм.

После приобретения и регистрации ружья обязательно необходимо провести полную проверку и обслуживание. Многолетнее хранение без ухода может привести к разрыву ствола после первого выстрела.

Аналоги

Современным потомком ИЖ-5 можно считать ИЖ-18. Выпускается Ижевским оружейным заводом в калибрах от 12 до 32 под пластиковую гильзу в 70мм. Модернизированные версии ИЖ-18М и ИЖ-18ЕМ имеют патронник длиной в 76мм.

Заключение

Несмотря на то, что производство было прекращено еще в 1949 году, ИЖ-5 все еще пользуется популярностью среди охотников и ценителей старых образцов оружия. Охотничье ружье ИЖ-5 с патронником 28, 26 или 24 калибров может использоваться для обучения новичков. Модель ружья 20 калибра нередко выбирается женщинами. Это обусловлено низким весом ружья и слабой отдачей.

Оружие подобной системы до сих пор активно используется в Соединенных Штатах Америки. Широкий спектр доступных охотничьих образцов обеспечен мягким оружейным законодательством и второй поправкой к конституции. Множество современных винтовок и дробовиков, казалось бы, должно вытеснить систему возрастом в 120 лет… Но спрос на легкие ружья с высокой точностью и кучностью позволяет американским заводам поддерживать серийное производство подобных систем.

Мои ружья. ИЖ-5.

Моё увлечение охотой было принято родителями в штыки. Отец потомственный крестьянин – «ружьё и весло плохое ремесло», мать – потомственная горожанка приходила в ужас от мысли, что её ребёнок один и ночью в лесу, где волки и медведи. Все это создавало для меня большие трудности в занятии охотой. Часто мои планы не совпадали с планами родителя в выполнении семейных обязанностей. Помнится, что родитель затеял резать откормленного борова, когда легла свежая пороша, и я со своими товарищами планировал погонять зайцев, где мне отводилась роль гончей. Естественно я проигнорировал приказ родителя остаться дома, и исполнять роль подсобника в важном семейном мероприятии. Когда вечером я заявился домой, то меня от экзекуции спасло то, что отец к этому времени хорошо принял на грудь, и его попытка дать мне «леща», потерпела фиаско. После этого он оставил попытки наказать не путёвого сына и мирно за почивал.

Отсутствие своего ружья сильно напрягало. Играть роль оруженосца, собаки и обслуживающего персонала, в одном лице, мне вскоре надоело. Но кто очень хочет тому фортуна сопутствует. В один прекрасный момент я встретил отца моей одноклассницы. Он часто закладывал за воротник, и в таком состоянии снисходил до разговора с нами мальчишками. При разговоре про охоту и ружьях он неожиданно заявил, что на чердаке его бани валяется старое ружьё, и он готов отдать его мне. Не веря своему счастью, я предложил ему тут же выполнить своё обещание, и стал обладателем ржавого металлолома отдалёно напоминающего ружьё.

Оборудовав на чердаке дома мастерскую, я стал усердно очищать керосином ствол и все остальные металлические части. На стволе вскоре проявилось клеймо ижевского завода, марка ИЖ-5 и калибр – 16. Много позже я узнал, что ИЖ-5 это копия американской системы «Инвер-Джонсон». Год выпуска, как я сейчас помню где то конец двадцатых годов. Особенность этого ружья был ключ замка как у современных двустволок. Массивный курок закрывал прицельную прорезь на колодке и не давал прицелиться, без его взведения. Советская власть начала выпускать эти ружья, чтобы утолить голод в охотничьем оружии страны. Деревянные части ружья были так же в неприглядном состоянии, которые тоже подверглись зачистке наждачной бумагой и покрытию доступной мне краской - ядовито зелёного цвета. Механизм ружья действовал исправно, но кончик бойка был сломан и не мог разбить капсюль. Ни чего не оставалось, как выточить боёк самому. Мне теперь и самому не верится, что пятнадцатилетний пацан, имея гвоздь и трёхгранный напильник, без тисков и других приспособлений смог выточить и установить, необходимую довольно сложную и трудоёмкую деталь.

В боеприпасах я недостатка не испытывал, так как отец, работая в лесном хозяйстве, имел одностволку ИЖК. Когда он перешёл на работу в «контору», то ружьё продал, а из оставшихся припасов спрятал в подполе только порох, всё остальное хранилось открыто. Порох он закопал в герметичной банке из под халвы. Когда в отчем доме меняли фундамент, эту банку я случайно обнаружил и естественно перепрятал. Помогло и то, что отец и сам не помнил, где он закопал эту банку. Приятной неожиданностью было обнаружение в этой банке полтора метра бикфордова шнура, который остался со времён, когда отец был «Ответственным лицом при проведении взрывных работ, на весеннем сплаве заготовленных леспромхозом плотов, на реке Киря». Этот огнепроводный шнур, в последствии, доставил мне много возможностей для моей забавы в качестве пиротехника - любителя.

Когда мой ИЖ-5 был приведён в работоспособное состояние, стал вопрос, как испытать ружьё. Показаться с ружьём на глаза родителей – нечего было и думать. Оставалось только в рабочее время родителей, но для этого необходимо было «откосить» от школы. Был использован многократно проверенный прием. Жалобы на головную боль, тут же приводили к постановке градусника. Температуры нет, но рядом горячая печка. Главное было не переборщить и не нагнать на градуснике больше чем 37,3. Мать, пощупав лоб и не доверчиво покачав головой, всё же выносила вердикт – сегодня отсидеться дома. Родители на работу, а я в лес, благо он был через дорогу.

Огневые испытания ружья показал равномерность осыпи дроби и приличную резкость, но выявился неприятный дефект. Патронник ружья был или раздут или отшустован. Латунную гильзу раздувало, и на третьем выстреле гильза лопалась вдоль. От прорыва пороховых газов в ушах долго звенело, а на щеке оставалась копоть пороховых газов дымного пороха. Охотился я в основном по белке, благо это совсем рядом от дома, используя соседского кобеля по кличке Пират. Пират был привезен с Северного Урала из местных отродий лаек. Эта уникальная собака досталась хозяевам, которые совершенно не интересовались охотой. Но пёс был истинным охотником. Увидев человека с ружьем, он сразу брал над ним шефство, и впереди него заскакивал в лес. Не успел человек с ружьём осмотреться, как пёс уже облаивал белку. Он был настоящий профессор по белке и кунице, у которых не было ни одного шанса уйти от преследования. За свою жизнь я больше не встречал такой мастеровитой собаки. С возрастом я понял, что только из собаки, которая как и хозяин влюблена в охоту, может вырасти хороший помощник, даже при минимальных её способностях. Мои старшие товарищи по охоте, не обременённые учебой в школе, использовали кобеля с утра и по полной. Отстреляв десяток белок, они скармливали кобелю ободранные тушки. И когда я возвращался из школы, Пират был раздувшийся как барабан с хвостами белок, торчащими из пасти. Положение обязывает, и он сопровождал меня до леса, а там разворачивался и исчезал, по-английски не прощаясь.

Иж Планета 5. Разборка, дефектовка двигателя.

При внешнем осмотре и нескольких пробных поездках, Было выявлено две основные проблемы:
1. Вылетает первая передача при включении, а так же при переходе на пониженную с любой передачи, происходит недовключение.
2. Ощутимый поперечный люфт правого подшипника КВ.

После вскрытия картера сцепления, я обнаружил первые следы присутствия человека! Все шайбы, которые находятся в этом картере были напрочь перепутаны местами. Даже здоровенная шайба, которая должна стоять за пружиной кикстартера, находилась под корзиной сцепления! Там же находились и пружинные шайбы приводной звезды.
После увиденного меня удивило то что он еще при этом ездил, но это как оказалось было только начало!
После вскрытия коробки передач, и там обнаружились следы "ковыряния" предыдущим хозяином. Он не смог правильно собрать коробку, ему что то мешало, и он не мог понять что он делает не так. А мешали ему оси вилок переключения передач. Они фиксируются торцом металлической пластины, которая находится за барабаном сцепления. На осях есть паз, куда должна входить эта пластина. Но эти заморочки для слабаков, подумал он, и подрезал штоки болгаркой. После этого, наверняка довольный проделанной работе, собрал все назад. На этом его вмешательство в двигатель закончилось. Он действительно не обманул и не половинел блок.

Цилиндр не точили, поршень первой номинальной группы. Возможно я бы решился на расточку, если бы был уверен в качестве сегодняшних запчастей. Думаю он еще походит. Коленвал имеет не значительный, но все же люфт в НГШ. Двухрядную цепь под замену, вал кикстартера, ну и еще по мелочи.
Проблема возникла с подшипниками коленвала: 2505КМУ. Эти подшипники выпускаются в Саратове и Ростове. Из за своей ограниченной применяемости они выпускаются малыми партиями, и просят за них от 500 до 1000 р/шт. Еще есть вероятность, что при установке нового подшипника биение не исчезнет. Решил заменить на 3205. Это шариковый двухрядный. Он немного шире, но с небольшими доработками должен влезть. Стоймость — 300 р/шт.

И последняя проблема — просажено отверстие в левой крышке картера. Подшипник туда вставляется рукой. Здесь буду думать. Возможно придется цинковать подшипники.
Все отмыто и будет подготовлено под покраску.

Вместе с мотоциклом достались родные спец ключи, не хватает только отвертки, но я знаю у кого она есть ;)

Внешнекурковая советская одностволка ИЖ-5


Предназначалось ружье ИЖ-5 для профессиональных охотников-промысловиков, хотя и повсеместно использовалась любителями. Полное название ИЖ-5 звучит так: одноствольное курковое центрального боя охотничье-промысловое ружье. Производитель так же предполагал, что ружье отлично подойдет и для спортивной стрельбы.

Одноствольное ружье ИЖ-5 с внешним курком и стволом переломного типа, является результатом модификации американского ружья Айвера-Джонсона.

Историческая справка

Во второй половине XIX века в Ижевске специально нанятые мастера изучали системы охотничьих ружей со всего мира. Так появился Ижевский оружейный завод. К 1902 году предприятие уже предлагало множество различных систем и калибров винтовок, карабинов и ружей. Русская армия размещала единичные заказы для награждения руководящего состава ценными моделями с художественными и памятными гравировками.

Внешний вид

После Гражданской войны производство гладкоствольного оружия практически не велось. Охотники пользовались старыми образцами либо оставались без возможности добычи птицы. В то время охота велась не для развлечения, а для пропитания или заработка. В 1924 году для удовлетворения спроса охотничьих промысловых артелей Ижевский оружейный завод выпускает ИЖ-5 на основе американской системы Айвера-Джонсона. Для ускорения стрельбы предпринимались попытки создания двустволок и добавления магазинной системы заряжания, но из-за сложности конструкции, увеличения веса и низкой популярности многозарядных и двуствольных образцов среди охотников ИЖ-5 далее производился исключительно одноствольным.

Модель ИЖ-5 фактически первая с 1920-х годов серийная одностволка Ижевского завода, ее освоение началось еще в 1924 году. Начало массового выпуска относится к июню 1927 года, а изготавливали ее с перерывами вплоть до 1950-х годов.

Расположением курка в середине колодки она существенно отличается от ординарных казнозарядных одностволок с традиционным курком на боковой пластине. В обиходе такое размещение в колодке курка нередко называют серединным.

В конструкции одностволки ИЖ-5 просматривается давняя однозарядная курковка Champion с крупной удлиненной колодкой, выпускаемая фирмой Iver Johnson’s Arms & Cycle Works.

В начале XX столетия она предлагалась многими торговыми компаниями Российской империи — например, в Москве А.А. Биткова, в Санкт-Петербурге И.И. Чижова, в Таллинне Р. Пассупа.

Вертикалка

Но она не единственная курковая одностволка с такой колодкой на нашем рынке, назовем аналогичную курковку и фирмы Hopkins & Allen, которая ввозилась к нам в 1910-е годы. Наша одностволка ИЖ-5 оснащена крупной колодкой такой же формы, но более обтекаемой.

Соответственно конструкции однозарядная курковка ИЖ-5 оказалась сравнительно тяжелой охотничьей однозарядкой.

Основная задача при ее создании заключалась в достижении хороших показателей боя дробью одним выстрелом, что обеспечивали массивный ствол и крупная колодка. Вот почему, собственно, и просматривается сходство с аналогичной моделью Iver Johnson Champion.

Одностволка выпускалась в калибрах от 16 до 28. В период с 1932 по 1941 годы Тульским оружейным заводом изготавливались версии 16 и 20 калибра. В те же интервалы серийное производство было организовано на Златоустовском оружейном заводе. Великая Отечественная война внесла свои коррективы и в период с 1941 по 1945 В 1949 году во всей стране выпуск одноствольных охотничьих ружей ИЖ-5 был прекращен. После войны ИЖ-5 производился только в Ижевске, а в 1949 производство было свернуто навсегда. В сети встречаются образцы с клеймами якобы конца 50х годов, но из-за плохого состояния металла уверенно прочитать цифры и сказать, что это именно 5, а не 3, невозможно.

Ружье охотничье гладкоствольное ИЖ-5 выпускалось на Ижевском оружейном комбинате, в цехах сталеплавильного завода (1924-1941 и 1945-1948 годы), и в Туле (1932-1941 годы).

Конструктивные особенности ИЖ-5

Технология модели ИЖ-5 неплохо проработана, в ее механизмах всего 16 деталей, не считая ствола, колодки и цевья. На солидной, удлиненной в задней части колодке нет плоских подушек, в привычном смысле этого термина, ствол помещается между ее массивными передними боковинами. В итоге колодка получилась надежной, но и тяжелой.

Тем не менее выглядит одностволка ИЖ-5 пропорционально, хотя и представляет собой образец валового, по терминологии того времени, производства. Ложа с шейкой полупистолетной формы изготовлена из древесины березы, реже — бука.

Одностволка

Ствол модели ИЖ-5 оснащен двумя подствольными крюками, чем отличается от последующих ижевских одностволок. Опирается он на поперечную шарнирную ось передним подствольным крюком и запирается в колодке клином, который входит в паз в заднем подствольном крюке.

В паспорте курковки ИЖ-5 этот клин сохранил старинное название ладыжка, сродни слову лодыжка.

Боевая пружина спиральная цилиндрическая, курок «с отбоем», короткий верхний рычаг запирания установлен сверху на колодке за курком. Цевье пружинное, так называемое «отрывное». Прицельные устройства ординарные: мушка на дульной части ствола и продольный паз на колодке в качестве целика.

Маркировка модели ИЖ-5 менялась по мере развития технологии: так, в 1930-е годы необходимые сведения наносили сверху на казенную часть ствола, в том числе калибр, год выпуска, длину патронника. Причем название завода отмечено в сокращенном виде «Ижев. Зав.».

В тот период аналогичная система обозначений применялась на всех ижевских ружьях. Позже, во второй половине 1940-х годов, маркировку одностволки ИЖ-5 изменили, основные данные перенесли на подствольные крюки. Год выпуска, например «1948», отмечен клеймом под обозначением калибра и длины патронника. Проставлялось также клеймо испытаний, а серийный номер пробивался на левой стороне подствольного крюка.

Старинное ружье

ИЖ-5 – одноствольное ружье с внешним курком и стволом переломного типа. Ложа пистолетной формы с прикладом и стальным затыльником, выполнялась из березы. Имеются ременные антабки для удобства ношения.

Неполная разборка производится путем снятия цевья и отделения ствола от колодки путем. Цевье снимается вертикально вниз. В ранних версиях ствол отнимался целиком, в послевоенное время конструкция усовершенствовалась добавлением фиксирующей защелки, соединяющей цевье и ствол. Запирание производится совмещением рычага с рамкой и паза крюка, расположенного под стволом.

В ударно-спусковом механизме используются возвратные боек и курок, изготавливаемые отдельно. При нажатии на спусковой крючок курок освобождается и ударяет по бойку под воздействием 160 мм боевой пружины, что приводит к удару по капсюлю и его воспламенению. Возврат бойка в исходное положение происходит сразу после выстрела под давлением пружины. Она крепится болтом к колодке. Поздние модификации имеют крышку с габаритами около 50х20 мм, которая закрывает задний колодочный обрез. В этой же крышке размещалась ось курка. Прицельные приспособления ограничены прорезью для целика в колодке.

Технические характеристики

В техническом паспорте охотничья одностволка прописана, как внешнекурковое ружье. ТТХ ИЖ-5 выглядят следующим образом:

  • Длина ствола может колебаться в пределах 680-760 мм., однако имеются неподтвержденные данные о наличии ствола в 800 мм.
  • Вес оружия тем больший, чем длиннее ствол и находится в пределах 2,5-3 кг.
  • Калибр 16-28.
  • Кучность 4%.
  • Используются патроны с бумажной гильзой.
  • Для произведения выстрела необходимо приложить силу в 3 кг.

Кучность, хотя и указывалась 40%, при проверке зарядом с дробью №3 и дымным порохом, часто приближалась к 47%

Разборка

Для ствола цилиндрической сверловки 16-калиберной курковки использовалась сталь «50а». В конце был напор – дульное сужение. Номинальное значение калибра не всегда соответствовало фактическому, поэтому многие охотники, не полагаясь на указанные параметры, делали замеры сами.

Достоинства и недостатки ИЖ-5

  • точность и кучность;
  • надежность конструкции.

Большая длина ствола обеспечивает высокую точность при стрельбе как пулей, так дробью и картечью. Благодаря простоте конструкции ружье обладает высокой надежностью и прочностью, а уход за ним не вызывает проблем.

  • однозарядная конструкция;
  • малый калибр;
  • шатание ствола.

К недостаткам можно отнести отсутствие второго ствола и небольшой калибр. Одноствольная однозарядная конструкция заставляет перезаряжать оружие после каждого выстрела, тогда как второй ствол или магазинная система заряжания позволяет произвести два или несколько выстрелов с минимальным промежутком между ними. Малый калибр ограничивает спектр применения из-за небольшой мощности и дальнобойности, если сравнивать с 12 калибром. Спустя 200-400 выстрелов обычно появляется шат ствола, но избавиться от него не слишком сложно.

Одностволка и патроны к ней

Также к недостаткам на сегодняшний день можно отнести сложность приобретения образца в хорошем состоянии. Минимальный «возраст» ружья – 70 лет, большинство много лет хранится без консервации или надлежащего ухода. Но при определенном везении можно найти образец, который хранился с соблюдением необходимых условий в отличном состоянии не только ствола с коробкой, но и ложи и ударно-спускового механизма.

Самыми редкими являются ружья с длиной ствола 740 мм 24 калибра. В сети есть упоминания об отдельных образцах со стволом длиной 785мм.

После приобретения и регистрации ружья обязательно необходимо провести полную проверку и обслуживание. Многолетнее хранение без ухода может привести к разрыву ствола после первого выстрела.

Аналоги

На смену рассматриваемому ружью пришло несколько модификаций. Сейчас выпускается однозарядка ИЖ-18, которая изготавливается во всех стандартных калибрах (от 12 до 32). Ствол не оборудован прицельной планкой, длина патронника составляет 70 сантиметров. Ствол и цевье – съемного типа. Ружье охотничье гладкоствольное промысловое ИЖ-18 оснащено ложей из бука, березы или ореха и пистолетной, либо прямой шейкой. Оно легко разбирается на три части.

Старинное ружье ИЖ-5

Ружье ИЖ-5, в отличие от современной модификации, не оснащалось специальным отпирающим рычагом. Он служит для быстрого открывания затвора и размещается снизу под колодкой, за предохранительной скобой. При его поднятии синхронно переводится в боевой режим курок и отпирается ствол. В усовершенствованной модели ИЖ-18Е при этом еще активируется эжектор. Если произойдет осечка, спусковой крючок можно взвести повторно без открывания карабина, переместив рычаг сверху вниз.

Несмотря на то, что производство было прекращено еще в 1950 году, ИЖ-5 все еще пользуется популярностью среди охотников и ценителей старых образцов оружия.

Охотничье ружье ИЖ-5 с патронником 28, 26 или 24 калибров может использоваться для обучения новичков. Модель ружья 20 калибра нередко выбирается женщинами, что обусловлено низким весом ружья и слабой отдачей.

Оружие подобной системы до сих пор активно используется в Соединенных Штатах Америки. Широкий спектр доступных охотничьих образцов обеспечен мягким оружейным законодательством и второй поправкой к конституции. Множество современных винтовок и дробовиков, казалось бы, должно вытеснить систему возрастом в 120 лет, но спрос на легкие ружья с высокой точностью и кучностью позволяет американским заводам поддерживать серийное производство подобных систем.

Подскажите по Иж ?5

На выходных показали мне ружье.
То, что оно очень старое, сомнений нет 😊
Прочитать на нем удалось "Иж ?5" и ИЖЕВЗАВ.
Какого года оно может быть?

Ну, в 20-х годах вот такое клеймо Ижзавода было не редкостью

Года у сожалению на ружбайке не указано.
В поиске по этой модели ничего нет.

А что вы про него хотите узнать?
Достаточно распространённая советская курковая одностволка, была. То что доводилось пользовать мне была 20 к., в очень хорошем состоянии, бой был замечательный. Вот сдесь посмотрите http://guns.allzip.org/topic/60/27.html

ИЖ-5.
С 1924 г. в г. Ижевске стали изготавливать гладкоствольные одноствольные ружья ИЖ-5 с внешним курком и откидывающимся стволом. Эти ружья производились до 1941 г. В связи с Великой Отечественной войной их выпуск был прекращен и возобновился в 1945 г. В 1948 г. ружья этой системы были сняты с производства. С 1932 по 1941 г. эта же модель (16-го и 20-го калибров) крупными партиями производилась на Тульском оружейном заводе.

Ружье ИЖ-5 очень близко по устройству к американской одностволке системы Ивер-Джонсон. Иногда ружье ИЖ-5 называли "Ижевск-Джонсон". Одностволки таких систем не имеют длинных и тяжелых затворов, которые неизбежны в системах, переделанных из боевого магазинного оружия, так как затворы такого оружия рассчитаны на давления в 4-5 раз выше, чем развивают охотничьи патроны.

В настоящее время в США фирма "Харрингтон и Ричардсон" продает одноствольные однозарядные ружья, похожие на старые Ивер-Джонсоны, 12-го, 16-го, 20-го и 410-го (10,4 мм) калибров с длиной ствола до 813 мм и весом до 3 кг, а 10-го калибра - с длиной ствола до 914 мм и весом до 4,5 кг.

При разборке ружья ИЖ-5 ствол отделяется от колодки традиционно, после снятия цевья. Ружья довоенного выпуска имели пружинный фиксатор на цевье, то есть цевье просто отрывалось от ствола. Впоследствии на цевье была поставлена защелка для крепления к стволу. Запирающий механизм состоял из верхнего рычага и рамки, заходящей в паз заднего подствольного крюка.

Ударно-спусковой механизм располагался в колодке и имел наружный возвратный курок. Боек был также возвратный, изготовлялся отдельно от курка. Боевая пружина цилиндрическая, колодка массивная, длинная (до 160 мм), на левой стороне колодки у более поздних выпусков имеется выдвигающаяся (при разборке ружья) в сторону заднего обреза колодки крышке длиной до 50 мм и шириной около 18 мм. Края щитка колодки возвышаются над казенной частью ствола, в колодке сделана прорезь для целика.

Ружье пользовалось большим спросом, было надежно в эксплуатации, обладало хорошим боем пулей и картечью. ИЖ-5 широко использовалось промысловыми охотниками. За рубежом, как уже говорилось, сохранился выпуск подобного ружья, несмотря на огромный ассортимент более совершенного оружия для охоты, так как длинный и массивный ствол - залог точного боя на дальние расстояния пулей - положительно сказывается на бое дробью и картечью.
А. Соколов
"Охота и охотничье хозяйство N07 - 1991 г."(с)

У меня есть ИЖ-5 1931года, год выпуска выбит только на ложе под стальным затыльником,еще сбоку на левой стороне ложи стоит клеймо"герб РСФСР".Если ложа не родная,то время выпуска можно только предположить.Если цевье "отрывное" выпущено в период 1924-41 годы,если с защелкой то в период 1945-48 годы.Если нет крышки на левой стороне коробки,то из первых лет выпуска,если с крышкой то в 1930-е годы и позже.

Спасибо всем!
На выходных попрошу еще посмотреть.
Просто стало интересно какого года такой раритет.

Сборка и разборка двигателя ИЖ Планета 5

Пошаговая инструкция о том, как проводится разборка и сборка двигателя ИЖ Планета 5.

Отечественные мотоциклы марки ИЖ, несмотря на свой возраст, все еще популярны в различных уголках нашей страны. Этот простой и неприхотливый транспорт пользуется особой популярностью у жителей сельской местности. Не каждый импортный мотоцикл сможет завестись в +40 или -30, работать на любом бензине, а в модификации с коляской превращается в универсальный транспорт охотника или рыбака. Увы, есть у этих мотоциклов и весомый недостаток – низкий ресурс двигателей. Редко какой ИЖ сможет проработать несколько сезонов и при этом не «застучать». Именно поэтому ниже, вы найдете пошаговую инструкцию о том, как проводится разборка и сборка двигателя ИЖ Планета 5.

Разборка двигателя

Ремонт двигателя ИЖ Планета можно полностью выполнить своими руками, благо простая конструкция это позволяет. Основной постулат такой работы – следовать установленному порядку разборки и сборки. Следуя представленной ниже схеме можно добраться до всех элементов двигателя, чтобы провести их ревизию или замену. Полностью разбирать мотор имеет смысл, если необходимо добраться до коленчатого вала или левого сальника. Поломка последнего приводит к снижению ходовых характеристик, дымлению из-за наличия большого количества масла внутри кривошипной камеры.

Схема разборки двигателя ИЖ Планета 5 фото

Схема двигателя Иж Планета 5 фото

Пошаговая схема разборки:

  1. Откручиваем свечу, гайки с верхней части цилиндра. Убираем цилиндр с поршнем.
  2. Сливаем оставшееся в двигателе масло и снимаем мотор с рамы (крепления в передней и задней части) предварительно отключив и пронумеровав все провода.
  3. Откручиваем левую крышку и по максимуму снимаем коробку передач и другие доступные элементы.
  4. Из под правой крышки убираем генератор, звезду главной передачи и сальник коленчатого вала.
  5. Убираем все доступные детали, относящиеся к коробке передач.
  6. Справа находим винты, стягивающие части картера. Отвинчиваем их вместе с гайками двух болтов.
  7. Подходящим, по диаметру прутком выталкиваем установочные втулки так, чтобы они частично оставались в пазах.
  8. Легкими ударами киянки постукиваем вдоль всей плоскости соприкосновения частей картера. Если части не отходят друг от друга или отходят частично, попробуйте вставить в паз монтажную лопатку и без особого усилия постучать по ней.

Важно! Прикладывать чрезмерное усилие или ковырять половинки картера острыми предметами – запрещено! В противном случае можно повредить хрупкий алюминий.

Разборка двигателя завершена, теперь можно провести ремонт двигателя ИЖ Планета 5.

Запомните! Если вы проводите данную процедуру впервые, то организуйте рабочее место и аккуратно складывайте все снятые детали, записывая наиболее сложные для вас моменты разборки.

Двигатель Иж Планета 5 в разборе фото

Сборка двигателя иж планета 5

Процесс сборки двигателя происходит в обратном порядке, с обязательным условием – соблюдением всех технологических особенностей процесса. При восстановлении мотора не забывайте, что это точный механизм и от того, насколько тщательно вы подошли к подгону и установке всех деталей, будут зависеть его основные характеристики.

  • Все демонтированные запчасти и элементы двигателя отмываются растворителем и проводится ревизия. Если были обнаружены серьезные сколы, задиры или другие дефекты, то эти запчасти заменяются. Если повредило левую половину картера или правую, то их заменяют попарно.
  • Стыковочные плоскости отчищаются от следов герметика или прокладок.
  • Элементы узла переключения передач полируется до блестящей поверхности.
  • Левый сальник наполняем пластичной смазкой и монтируем на место с кольцом подшипника, следом фигурную шайбу.
  • Ставим стопорное кольцо, после проверки точности установки переходим к следующим действиям.
  • Следом монтируем ролики коренных подшипников и смазываем их.
  • Надеваем коленчатый вал, на него ставим смазанный пластичной смазкой шариковый подшипник.
  • Ставим дистанционные шайбы и следом за ними - стопорное кольцо.
  • Смотрим, насколько просто вращается коленчатый вал, предварительно смазав его моторным маслом.

Если сборка на данном этапе не вызывает нареканий, следующие действия соответствуют обратному порядку сборки двигателя. Учтите, что необходимо приобрести полный комплект новых прокладок, и дополнительно смазать соединительные плоскости термостойким герметиком.

Как разобрать иж 5

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • История
  • Отменить



Итак, Иж-5, калибр 16х70, однозарядное внешнекурковое ружье, год выпуска -1931, выпускались официально с 27 по 32гг хотя фактически выпускали их до начала 50х. Это- самая ранняя модель, цевье- "отрывное" без защелки. На ружье минимум маркировок.
На колодке- название модели "Иж №5", ниже сокращение Ижев.зав

На стволе на патроннике- опять таки Ижев.зав, год выпуска 1931 и длина гильзы 70мм

УСМ прикрыт накладной доской. Отпирание православным рычагом сверху. При взеденном курке ствол не отпереть.
Запирание происходит клином в подствольный крюк, который частично виден на фото.

Цевья, как я уже упоминал, без защелок, просто отрываешь его и все тут)

Разбирается классически, на 3 (на самом деле две- цевье можно обратно на ствол прицепить) части. Ремешок, я так подозреваю, с какой-то холщевой сумки оторван.

Ствол довольно длинный, особенно по меркам 16к- 790мм, 32". Видимо, создавался в первую очередь под дымарь (хотя допускает стрельбу нитропорохами).

Общая длина оружия тоже внушительная, почти 120см

К тому же, весьма увесистое, конкретно этот экземпляр не взвешивали, но в сети пишут, что весит около 2,9кг, что для одностволки прилично. Но с другой стороны- делает выстрел комфортней.
Прицельные весьма примитивные- целик типа прорезь в колодке

и мушка типа пипка на стволе.

Ружик в состоянии "ранен но не убит"- воронение слезло, дульный срез покоцан, в стволе сыпок. Но жить и стрелять будет. Пока в недрах фирмы идут размышления- себе забрать или продать? Курковочка имеет очень приятный баланс, удобно открывается ствол. К минусам я бы отнес очень уж длинный ствол (к тому же- цилиндр с слабеньким напором, сужение 0.1мм) и большой вес. Но это решаемо, ага ;)
В общем- будь я хоть чуть-чуть охотником- наверно купил бы себе. А так- ну фиг знает. Да раритет, да в состоянии живом и все по родне, но 16к- что я с ним делать буду?
Хотя можно обмазаться латунью, дымарем и самокрутом, да.

Реставрация Иж Планеты 5, как это было.


Привет читатель, перед тем как начнешь читать это, рекомендую запастись не одной чашкой чая, и большим количеством печенюшек, ибо статья, как по-моему мнению входит в группу "унылая" т.к писать много, и хотелось бы ничего не упустить, чтобы в дальнейшем, человек прочитавший это не сделал ошибок, которые сделал я. И так начнем. Писать про все это в описание я не стал, ибо писать много, да и нет смысла, под описание это не попадает, а вот в отдельную статейку само-то, и так, как и писалось ранее, мотоцикл был "оживлен" после долгого 5-летнего простоя, как сейчас помню, была плохая погода, шел дождь, в общем была ранняя весна, вспомнили мы с другом о нем, и что-то стало интересно, правда ли, что наш мотопром на столько плох, как о нем говорят, что мотоциклы не надежные, мол, сколько ездишь, столько под ним и лежишь. Однако ближе к сути, мотоцикл завелся почти сразу, нужно было сделать элементарные вещи, налить свежего бензина, продуть свечку, проверить зажигание и электрику в целом, ибо срок простоя не мал, и произойти могло все что угодно, да и встал он на этот простой не просто так, об этом я тоже знал. Но как не странно, мотоцикл завелся сразу, без проблем и нареканий, работал мягко, и пах, пах по истине нашем запахом двухтактного двигателя, я думаю все, кто жил в деревне или районе знает, как пахнет наша Планета или Юпитер, которые проезжают мимо, это запах, уносящий куда-то в детство что ли, однако вернемся к теме. Мотоцикл завели, проехался я буквально километра 2 и он встал, катушка нагрелась, и сгорела в итоге, пришлось катить, примерно неделю-две маялся я с ним, катал к механикам, и просто знающим людям, но никто не мог понять в чем дело, но нашелся человек, который все же СМОГ. Проблема была в проводах на генераторе, они были перепутаны по фазам, кто знает устройство генератора на "Совках", поймет о чем я. Из-за этого и горели катушки зажигания (в народе бабины), а так же нередко и свечи. Далее шел сезон, весь сезон без единой поломки или единого нарекания, мотоцикл каждый день все больше и больше удивлял меня, и полностью

все стереотипы и мифы о нем. За этот сезон я сделал для себя нужные выводы, выводы в первую очередь о людях, которые "хают" наш мотопром, то ли не ездили, то ли эксплуатировали бог знает на чем и как. За сезон мотоцикл подарил мне массу эмоций, ярких красок, впечатлений и воспоминаний. За что я был ему очень благодарен, и однажды сидя на лестнице дома, осенью, когда все остальные кони уже стояли на консервации я задумался о реставрации, ибо делать что-то зимой надо, а не покатаешь ведь, снегохода на тот момент не было, а к мотоциклам тянуло, прошлый проект по мопедке был уже готов, а работы там осталось всего ничего, на 3 месяца точно не тянуло, и я сказал себе: Все, ты, друг, следующим будешь. Надо же как то отплатить в конце концов двухколесному другу за его признательность:) И тут начинается сама суть. Мотоцикл был поставлен на пни, ибо подката тоже не было, а разбирать надо было, в ход шло все, что было под рукой. Морозными зимними вечерами откручивал я с товарищами гаечки, да болты, все ближе и ближе приближаясь к стадии "Разобран полностью". Мотоцикл был разобран до рамы, остался только руль, но его я в последствии трогать не стал, объясню почему позже. Но шло время, и мороз в -30 градусов не давал мне возможности работать, и тут я сошел с ума в край, я решил затащить всю эту массу запчастей, болтов, гаек, в дом :) Так и сделал, долго потом будет еще вспоминать меня кот, за доставленные ему неудобства :) Однако продолжим. Мотоцикл был разобран, и все к чему я хотел добраться, было уже "на руках". (Ниже фото как он выглядел на тот момент)



Такие дела, не двигателя, не колес, ничего :) Все как мне и надо было, только все это находилось дома, и было чуть-чуть чище чем здесь (Успел тогда подключить мойку и помыть с пеной). Начал я с двигателя, он нареканий у меня не вызывал, работал отлично, ничего не стучало, да он и не успел бы, пробег был в 5000 км, что для Планет "Тьфу, да и ладно". Замене подлежали только вышедшие из строя резинки, сальники, пыльники, и т.п. То, что работало нормально я не менял, ибо сторонник того, что если что-то нормально работает, то трогать смысла не имеет. Именно по двигателю были заменены:

1) Сальник, с правой стороны двигателя, который установлен за ведущей звездой, а так же сальник штока сцепления.

2)Звезда, с 14 зубьев, была заменена на 19 звезду, ибо ездить хотелось чуть-чуть побыстрее.

3)Из-за большой звезды, пришлось менять и цепь, поставил цепь подлиннее.

4)Было заменено коробочное масло, с так хвалимого "Автола" на Motul Transoil expert, по-моему так называется.



5)Замене подлежала и свеча зажигания, все строго по мануалу, поставил NGK, аналог нашей СССРовской свечки, точную модель не помню, но она была как аналог в книжонке по эксплуатации.

6)Был заменен колпачок зажигания, на СССРовский, с хранения, где достал, секрет но если будет интересно, спрашивайте :)

7)Катушка тоже была заменена.

8) Кулачки зажигания.

По-моему все, если что еще вспомню, впишу обязательно.

Это с двигателем, а у меня еще оставался целая рама и облицовка, с которой так же надо было "бороться". Начал я с рамы, вернее с ее осмотра, мне больно не хотелось лезть в рулевую колонку, а раму без ее снятия не покрасишь, в итоге с ней я ничего делать не стал, да она и в состоянии то идеальном, нигде не гнутая, не лопнутая, а по краске я делал так, брал аэрозольную краску и подбирал, затем подкрашивал, вышло не плохо, не идеально, но и не плохо. В итоге в будущем все же снял передние перья, то бишь амортизаторы (вилку, хоть и называть передние перья вилкой не есть правильно). С ними я долго не решался ничего делать, ибо поговаривали о болезни их сальников, они любили течь, но я поборол страх и начал сливать старое масло, ну как масло, какую-то "левую" жидкость, а чего вы хотели, мотоциклу не много не мало 26 лет, а масло в них Я УВЕРЕН никто конечно же не менял :) Такая вот ЖИИИЖА была у меня в перьях.

В перья я заливал масло как указано, опять же, в книжонке, масло для автоматических коробок передач, а именно залил Тойотовское. Ибо другого не было, но масло очень даже хорошее. Вообще довольно странно конечно, в перья масло для автоматических коробок. Но на то он и "Совок", этим наши мотоциклы и отличались от других, других масел на то время не было, а лить же что-то надо было, вот и лили то, что было подходящим:).

Далее пошла в ход проводка, был очень сильно плохой пульт с правой стороны, который отвечал за стоп двигателя, а так же переключателя света с "ВКЛ" на "ВЫКЛ". Его я тоже заменил, но не на китайский, на родной, новый советский пульт, где взял, опять же подскажу если будет интересно:).
Так же была разобрана приборка, там не работала секция указателей поворотов, лампочка перегорела, поменял. Далее в ход пошли провода, которые у Планет и Юпитеров видно как гирлянду, все было тщательно обмотано в единую цепочку черной изолентой, и спрятано от глаз смотрителя, долго я решал как, и куда ее спрятать, но в итоге смог принять решение. По проводке все, осталось облицовка, и дефектовка отдельных частей, типо заднего маятника, задних амортизаторов и т.п. По дефектовке все просто, были смазаны все тросы, все испорченные были поменяны, смазывал силиконовой смазкой, все по мануалу. Была смазана цепь, дорожной смазкой для цепи фирмы MOTUL, она там оказалась в самый раз. Так же были куплены новые чехлы цепи, нашего производства, качество на 4+, но не знаю как поведут себя далее, пока что довольно не плохо. Были затянуты все болты, гайки, везде строго соблюдены "Болт, шайба, гравер, гайка", смазывал каждое резьбовое соединение, сил и времени не жалел, ибо к таким делам подхожу действительно хлопотно. Далее у нас пойдет самое вкусное. Облицовка. Бак, обтекатели, передние чехлы перьев, все, что было на виду у смотрителя было тщательно подготовлено к покраске, 3 слоя грунта, 3-4 слоя краски, 2-3 слоя лака, краски сил и времени так же не жалел. С цветом определился сразу, красный, но не пытался попасть в заводской, ибо в каталоге нашел ближе по душе, его и выбрал, код краски не скажу, он там огромный, запомнить не смог, увы. Далее были докуплены литые диски, одно из самого дорогого удовольствия для таких мотоциклов, один советский Б/У диск обошелся мне примерно 3-4 тысячи рублей, да-да вот такие на них расценки, а ведь есть товарищи которые за китайские по 7-10 за одно колесо заряжают, ужас. Купил три колеса, нашел с трудом, из разных уголков России, зачем 3? Ответ прост, боковой прицеп, но о нем позже, на этом этапе я о нем совсем забыл. Позже, позже. Один из дисков был с дефектом, у него были подразбиты посадочные места подшипников, пришлось точить втулку и устанавливать подшипник чуть глубже, так получилось дешево и сердито, этот диск в последствии был установлен на боковой прицеп, но на этом его история не оканчивается, нервов он мне еще потрепал, но об этом тоже позже.Во всех дисках кстати были поменяны подшипники, а подшипники были наполнены новой эластичной смазкой, как в мануале.
Диски были разных оттенков, но почему то народу нравится красить их именно в белый, то ли "РАССИНГОВЫЙ" цвет то ли мода такая. ) Вот так они выглядели изначально.

Они были самым трепетным в покраске делом, ибо задумка была не простая, в конце статьи увидите сами:) Но на что только не пойдешь, ради красоты и пищи для глаз :)))

Далее уже приближаемся к завершению моих повествований, и то, описать все у меня просто не хватит времени, мелочей море, да и подзабыл я уже о всем, но самое главное я опишу. Далее у меня пошел поиск, поиск ништяков, которые выпускались с мотоциклами комплектации "Люкс", именно так они назывались, литье я уже нашел, остались различные мелочи, например крышка горловины в хроме, пневмоперья и дисковой тормоз, КСТАТИ, знающие люди спросят, почему нет пневмоперьев? Отвечаю. Пневмоперья довольно дорогое во-первых удовольствие, а во-вторых для меня не нужное, ибо мои перья работают очень, очень даже мягко, у многих там просто или нет масла, или оно уже так задубело от годов, что просто не дает нормально функционировать амортизаторам, меняйте, и будет вам счастье. Так вот, пневмоперья стоят к тому же кучу денег, около 14000 тысяч рублей, стоит ли? Зачем? Оставил родную. Если нет пневмоперьев, нет и дискового тормоза, да он мне и не нужен, ибо вся гидравлика стоит 5000 рублей, диск 2500 рублей, привод без троса спидометра 1600 рублей, в сумме с мелочами тоже около 10000 рублей, дорого, и не стоит того, подумал я, оставил родные душе барабанные тормоза, не тот это мотоцикл, который нуждается в дисковом тормозе. Продолжим. Все ништяки были закуплены, остался глушитель, он у меня был слегка помят, но не забит, и работал отлично, но все же я решил его заменить, за родной, советский глушитель просили не так уж много, 3500 тысячи рублей, а желание и любопытство помацать новые советские запчасти меня сжирали, и я сделал заказ. Труба пришла, и была готова к сборке, я не могу передать клавиатурой то, что видел я, новые советские запчасти, это как игрушки под елкой в детстве, очень запоминающиеся, особенно в наше время вещи. Далее, идем далее. Далее была установка покрашенных деталей мотоцикла, дуги, крышки бордачков, сами бордачки, и так далее. Весь хром был тоже отполирован в зеркало.




Это далеко не все детали, все замучаюсь загружать, но поверьте, это ощущение свежевыкрашенных деталей, не с чем не перепутаешь!:) Далее установка, установка всего, деталей облицовки, глушителя, крыльев, и конечно же двигателя. И тут начинается история, и одна моя ошибка. Двигатель я отдал в полировку, полностью до зеркала, полировка очень трепетное дело, нуждающиеся во времени и терпении, в итоге получилось вот так:


Не идеально? Согласен, дома еще доделывал, но фото забыл сделать. Но ошибка была вот в чем, ЗАПОМНИТЕ, если кто-то будет полировать алюминиевый двигатель, покрывайте его жаростойким лаком, или на край любым лаком, иначе после первой же мойки, алюминий начнет вступать в реакцию, окислятся, после чего станет опять таким же простым на вид, я долго кривил лицо, когда первый раз помыл мотоцикл. Не совершайте моих ошибок. Далее была сборка всего, что снимал, заняло примерно неделю, зато без торопливости :) Эх, вроде бы все рассказал, по поводу бокового прицепа будет отдельная статья, ибо он ее заслуживает. Спасибо всем, кто уделил внимание этой статейке, надеюсь это было для вас интересным и полезным, задавайте свои вопросы, буду рад помочь;) Фото мотоцикла каким он был, и каким стал, конечно же, прилагаются, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!:)))













Это далеко не все фотографии, и не все перечисленные работы, но перечислить все, не реально, ибо запомнить все я не могу, а фотографии в основном хранятся на телефоне, а перекидывать их довольно геморно, через некоторое время выложу еще. Еще раз, всем спасибо.

Читайте также: