Как установить массу на автомобиль ваз 2107

Обновлено: 02.07.2024

Где находятся массы у классики .

Т.к. вы не трастовый пользователь. Как стать трастовым.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Рекомендации и инструкции по установке выключателя массы аккумулятора на автомобиле

Выключатели массы АКБ получили достаточно широкое распространение ещё около 40 лет назад. Их устанавливали на советские и импортные автомобили.

Выключатель массы АКБ

Перед выключателем стояло 2 основные задачи. Это организация довольно простой, но эффективной противоугонной системы, а также защита от утечки тока во время стоянки транспортного средства.

В настоящее время задачи, стоящие перед такими устройствами, не поменялись. При этом многие автомобилисты продолжают интересоваться возможностью установки.

Что это такое

Для начала следует разобраться с сутью выключателей массы для аккумуляторных батарей и понять, что это такое.

Выключатель позволяет отключить питание бортовой сети, не скидывая клеммы с аккумуляторной батареи.

Выбирая себе размыкатель, стоит подумать над тем, какие именно функции девайс будет выполнять на машине. Если вы хотите минимизировать потери тока аккумуляторной батареи, тогда достаточно взять простейший прибор либо сделать его своими руками. Это не сложно. Если это будет часть противоугонного комплекса, рекомендуется подобрать готовое решение от проверенного производителя.

Можно выделить 3 главные задачи, которые выполняет выключатель (он же размыкатель):

  • отключает питание бортовой сети, когда машина находится длительное время на стоянке;
  • если под капотом стоит пара АКБ, одну из батарей (в основном резервную) можно отключить;
  • играет роль простого противоугонного оборудования.

Интересно, что сейчас автоугонщики, вооружённые высокотехнологичным оборудованием, начали забывать и разучились взламывать машины, на которых стоит самый простой размыкатель. Некоторые злоумышленникам может даже в голову не прийти, что на машине стоит подобная система.

Что же касается защиты от утечек тока, то эта проблема широко распространена на современных авто. Они наполнены разной электрикой и потребителями. Останавливая машину, ток продолжает и батареи перетекать к ним. Сюда можно отнести сигнализацию, мультимедийную систему, автомагнитолу, и многое другое. Это уже зависит от конкретной комплектации автомобиля.

Нормой по утечке считается 60-80 мА. Некоторые говорят, что и при утечках около 150-200 мА ничего страшного не произойдёт.

Но представьте, что за 24 часа таким образом можно терять по 5 Ач, за 10 дней уже будет 50 Ач. А у многих батарей такие рабочие параметры.

Оставляя машину на длительную стоянку, на 1-2 недели, если не разомкнуть массу АКБ, есть высокий риск того, что при попытке запустить двигатель или просто открыть машину ничего не получится.

Выключатель массы поможет решить такую проблему.

Выключатель массы аккумуляторной батареи

Разновидности

Существует несколько вариантов используемых выключателей массы.

  • тиристорными;
  • ручными;
  • дистанционными электромеханическими (на основе реле).

Ручные девайсы в основном используются на грузовиках и спецтехнике. Такие системы могут работать в условиях больших токов, составляющих до 1000 А. Их же успешно применяют и на легковых авто.

Самыми удобными размыкателями считаются те, которые располагаются на аккумуляторных клеммах и предназначаются специально для легковых машин. Дистанционный тип размыкателя можно ставить на грузовики и легковые модели. Управление осуществляется из салона, используя специальную потайную кнопку.

Ещё для легковых машин неплохо подходят мощные тиристоры на 160-320 А. Управление также бывает скрытым. Но не всегда тиристоры выдерживают большие токи при запуске ДВС.

Делаем своими руками

Чтобы отключить массу от автомобильного аккумулятора, можно поступить предельно просто, подняв капот и открутив соответствующие клеммы. Но если в салоне будет находиться кнопка, через которую осуществляется отключение, с ней работать намного удобнее. Подобное решение можно сделать своими руками.

Выключатель массы своими руками

Если не планируется использовать заводской выключатель, можно сделать его своими руками. Вполне подойдёт простая схема, в которой отсутствуют механические контакты. Это повышает надёжность конструкции. Плюс такая система станет прекрасным дополнением к вашей охранной системе, если такая предусмотрена.

Для сборки размыкателя потребуется кнопка типа S1, которая будет установлена в салоне, диод и тринистор.

Тринистром называют тиристор, который имеет 3 электрических вывода. Это управляющий электрод, катод и анод.

  • Тринистор будет применяться в роли электрореле, срабатывание которого происходит при появлении импульса на управляющем электроде.
  • В скрытом месте, которое выбирает сам автомобилист, устанавливается кнопка управления. При замыкании контактов на кнопке будет возникать импульс.
  • Поступая на тринистор, импульс способствует отпиранию, сопротивление резко меняется в сторону уменьшения, по сети проходит ток высокого напряжения.
  • Тринистор позволяет току проходить только в направлении от аккумулятора до бортовой электросети.
  • Чтобы АКБ могла подзаряжаться от генератора, параллельно с тринистром подключается диод.
  • Крепление детали осуществляется с использованием уголка на основе дюрали.
  • На одной полке делаются отверстия для крепления полупроводников.
  • На второй нужно просверлить отверстия под крепежный элемент, который будет использоваться для крепления устройства к кузову.
  • В качестве проводки применяется монтажный многожильный провод.

Объединив всё в единую схему, при нажатии на кнопку, спрятанную в салоне, можно будет размыкать массу, тем самым перекрывать ток от АКБ к потребителям.

Процесс установки

Разобравшись с тем, как отключить массу автомобильного аккумулятора, следует обсудить вопрос монтажа системы.

Есть несколько последовательных шагов, позволяющих разобраться с тем, как установить систему, которая отключает массу, на свой аккумулятор.

Подобранный для сборки и установки своими руками выключатель батареи автомобиля монтируется по такому алгоритму:

  • С выводом катода тринистора соединяется накидная клемма от АКБ. Конструкция собирается и помещается в соответствующий корпус из металла.
  • Управляющий провод протягивается в салон от подкапотного пространства.
  • Чтобы поставить систему и не сверлить в кузове дополнительные отверстия, часто используют держатели от тормозных трубок. Достаточно удалить дно, чтобы получить отверстие для протяжки проводов.
  • Тумблер или кнопку, благодаря которой клемма будет размыкаться, устанавливается на рулевую колонку. Либо выбирайте другое подходящее вам место.
  • Затем к одному выводу тиристора подключается провод, идущий на массу, а с другим соединяется управляющий провод.

Если планируется использовать выключатель в качестве дополнительного противоугонного средства, выбирайте диод высокой мощности.

Монтаж выключателя массы на плюс

Возьмите омметр, чтобы сделать замеры внутреннего сопротивления диода в его открытом состоянии. Следите за тем, чтобы напряжение не опускалось ниже 0,5-0,6 В. В противном случае аккумулятор не сможет заряжаться.

В итоге АКБ при необходимости размыкается, не требуется открывать капот и скидывать массу. Простая установка кнопки и пары элементов обеспечат быстрое и удобное выключение.

О чём ещё важно знать

Если вы решились на установку подобной схемы, предварительно стоит учесть несколько важных моментов.

  • При наличии в автомобиле устройств и приборов, требующих настройки, в случае отключения массы их потребуется периодически восстанавливать. Обычно это касается настройки времени, даты и пр.
  • Размыкание массы не приводит к обнулению одометра, не сбивает настройки ЭБУ, поэтому на этот счёт переживать не стоит.
  • Если у вашей сигнализации имеется автономная сирена, в случае размыкания массы она может срабатывать.
  • При отсутствии у сигнализации автономного источника питания, отключение АКБ приводит к автоматической деактивации охранной системы. Она просто не будет работать.
  • На транспортных средствах с инжекторным типом двигателя в случае размыкания массы отключается и питание контроллера. Это ведёт к удалению всей накопившейся информации.
  • Периодически следует проверять состояние контактов и делать замеры сопротивления. Их лучше смазать литолом, а также обновлять смазку.
  • Некоторые специалисты сходятся во мнении, что для машин после 2000 года выпуска выключатель лучше не использовать. Если он случайно сработает, когда зажигание включено, иммобилайзер может отвязаться. Автомобилист потеряет возможность доступа к собственной машине. Чтобы восстановить работу, требуется помощь специалистов и внушительная сумма денег.
  • Отключение массы приводит к потере ранее внесённых настроек в мультимедийную систему.

Всё это прямо указывает на то, что выключатель массы нужен не всем и не всегда. А если им и пользоваться, то только при острой необходимости.

Подумайте внимательно над целесообразностью и необходимостью использования размыкателя массы автомобильной аккумуляторной батареи. Порой есть смысл сделать устройство своими руками. Но большинство придерживаются мнения, что тут лучше задействовать заводские решения и привлечь опытных автоэлектриков. Выбор за вами.

Как Установить Выключатель Массы На Ваз 2107

Из-за недавних событий я решил на всякий случай поставить дополнительный провод "массы" от клеммы аккумулятора до двигателя. Он не трогал старика. он был установлен в недоступном месте, покрытом грязью и маслом, и он не хотел убирать.

Я решил подобрать штифт впускного коллектора. место чистое и на вид. Другой конец. дополнительное отверстие в клемме аккумулятора.

Я также приобрел пару клемм для крепления болтов к коллектору и батарее.

Как Установить Выключатель Массы На Ваз 2107

Я обрезал кабель с небольшим запасом, зачистил концы, сжал их в клеммах и спаял с паяльником. Затем он сжимается с термоусадкой для дополнительной защиты от коррозии, и это выглядит лучше).

Осталось только закрепить концы на шпильках и клеммах и хорошо их затянуть, я не забыла поставить шайбу с коронкой для надежного крепления.

Я также планирую установить тот же кабель "массы" к кузову автомобиля.

  • Подробнее об этом автомобиле:
  • журнал
  • поломка
  • Я упал в яму на шоссе, я думал, что он проскользнул, но через. 218 000 км
  • Начало истории:. 218 000 км

Правильно, массы никогда не бывает много)).

Плюс, конечно, это не будет лишним, но отбросьте второе.

Спасибо, примите к сведению критику

Спасибо за ваш добрый ответ, и я хотел бы отметить, что, к сожалению, вы один из немногих на этом ресурсе, который достоин моих слов.

Только много буковых деревьев)

на холоде будет лучше начать, у меня около 5 доп. масса прикручена прямо к стартеру

И теперь вы можете начать думать, нужно вам это или нет.

Однако в этом случае, если в цепи транспортного средства произойдет короткое замыкание, вы узнаете об этом либо во время пожара (pah3), либо через мощную искру массового выключателя. Тебе это нужно?

И использование массового выключателя в качестве противоугонного устройства. Ну, я уже написал все об этом тебе

Что такое заземление батареи?

Что такое аккумуляторный выключатель массы (VMA)? Это устройство позволяет отключить питание на плате, не снимая клеммы с аккумулятора. При выборе устройства следует учитывать цель, для которой оно будет использоваться. Если защитить электрооборудование машины, то это будет самая простая модель. Если для использования в противоугонной системе, то лучше выбрать более совершенное устройство. Эксперты говорят, что VMA больше подходит для безопасности, чем для защиты от краж (автор видео. Роман Романов).

Видео: Как Установить Выключатель Массы На Ваз 2107

Руководство по производству

Для самостоятельного изготовления существует простая схема VMA без механических контактов для обеспечения ее надежности. Дополнительным преимуществом данной конструкции является возможность использования устройства в качестве противоугонного устройства. Устройство содержит два проводника: диод и тринистор.

Просто схема VMA

На этом устройстве тринистор используется в качестве электронного реле, которое срабатывает, как только на управляющем электроде появляются импульсы. В секретном месте внутри автомобиля установлен S1, когда контакты замкнуты, возникает необходимый импульс. Когда импульс поступает в тринистор, он разблокируется, сопротивление резко падает, и ток высокого напряжения протекает через сеть.

Благодаря тринистору ток течет только от аккумулятора к сети.

Чтобы иметь возможность заряжать аккумулятор от генератора параллельно с тринистором, подключен диод. Детали прикреплены к углу дюралюминия. На одной полке просверлены отверстия и прикреплены полупроводники, а на второй полке просверлены отверстия для крепления материала, с помощью которого устройство будет прикреплено к кузову автомобиля. В проводке используется многожильный монтажный провод.

Аккумуляторный кабель к интерьеру

Установка устройства состоит из последовательности шагов:

  1. Клемма аккумулятора подключена к выходу тринисторного катода. Собранная конструкция размещается в металлическом корпусе.
  2. Провод управления должен быть вытянут из моторного отсека внутрь.
  3. Чтобы предотвратить ненужные отверстия в корпусе, можно использовать держатель тормозной трубки. Для этого снимаем дно и получаем отверстие, через которое мы протягиваем провод.
  4. Установить тумблер на рулевой колонке. Для этого открутите колпачковые винты, просверлите отверстие в колонке соответствующего диаметра и вставьте тумблер.
  5. Затем подключите заземляющий провод к одной из клемм и подключите измерительный провод к другой.

Если устройство используется в качестве противоугонного устройства, рекомендуется использовать более мощный диод. Потому что на его охлаждение влияет скрытая установка в моторном отсеке. Необходимо измерить внутреннее сопротивление диода омметром, когда он находится в разомкнутом состоянии. Напряжение не должно падать более чем на 0,5-0,6 В, в противном случае процесс зарядки аккумулятора будет прерван.

Новый завод VMA

Советы по предупреждению

При установке переключателя веса аккумулятора необходимо учитывать следующие моменты:

  • если в машине есть какие-либо устройства или устройства, требующие регулировки, такие как бортовой компьютер или электронный тахометр с часами, необходимо восстановить настройку и сбросить часы;
  • если система безопасности оборудована автономной сиреной, она начнет сигнализировать, когда масса выключена;
  • если сигнализация не обеспечивает автономного питания при выключении массы, она находится в режиме ожидания;
  • на автомобилях с инжектором следует помнить, что отключенный VMA влечет за собой отключение питания контроллера. Это стирает всю информацию, которая накапливалась на нем.

По указанным выше причинам используйте аварийный выключатель только в чрезвычайных ситуациях.

Со временем контактное сопротивление из-за коррозии значительно увеличивается. Для пускового тока это имеет большое значение. Поэтому рекомендуется смазывать контакты проводки литолом или специальным вазелином. В профилактических целях следует периодически проверять контакты и наносить новую смазку. Электронный массовый выключатель может быть хорошим противоугонным средством для автомобиля, так как выключатель может быть размещен в секретном месте, и будет трудно обнаружить кражу.

Видео «Установка автономных массовых выключателей на автомобиль»

Это видео демонстрирует, как самостоятельно установить VMA на VAZ (автор видео-метода дедушки).

Как правильно установить выключатель массы на автомобиль?

Выключатель массы АКБ

Выключатель массы аккумулятора

Перед выключателем стояло 2 основные задачи. Это организация довольно простой, но эффективной противоугонной системы, а также защита от утечки тока во время стоянки транспортного средства.

В настоящее время задачи, стоящие перед такими устройствами, не поменялись. При этом многие автомобилисты продолжают интересоваться возможностью установки.

Что это такое

Для начала следует разобраться с сутью выключателей массы для аккумуляторных батарей и понять, что это такое.

Выключатель позволяет отключить питание бортовой сети, не скидывая клеммы с аккумуляторной батареи.

Выбирая себе размыкатель, стоит подумать над тем, какие именно функции девайс будет выполнять на машине. Если вы хотите минимизировать потери тока аккумуляторной батареи, тогда достаточно взять простейший прибор либо сделать его своими руками. Это не сложно. Если это будет часть противоугонного комплекса, рекомендуется подобрать готовое решение от проверенного производителя.

Можно выделить 3 главные задачи, которые выполняет выключатель (он же размыкатель):

  • отключает питание бортовой сети, когда машина находится длительное время на стоянке;
  • если под капотом стоит пара АКБ, одну из батарей (в основном резервную) можно отключить;
  • играет роль простого противоугонного оборудования.

Интересно, что сейчас автоугонщики, вооружённые высокотехнологичным оборудованием, начали забывать и разучились взламывать машины, на которых стоит самый простой размыкатель. Некоторые злоумышленникам может даже в голову не прийти, что на машине стоит подобная система.

Что же касается защиты от утечек тока, то эта проблема широко распространена на современных авто. Они наполнены разной электрикой и потребителями. Останавливая машину, ток продолжает и батареи перетекать к ним. Сюда можно отнести сигнализацию, мультимедийную систему, автомагнитолу, и многое другое. Это уже зависит от конкретной комплектации автомобиля.

Нормой по утечке считается 60-80 мА. Некоторые говорят, что и при утечках около 150-200 мА ничего страшного не произойдёт.

Но представьте, что за 24 часа таким образом можно терять по 5 Ач, за 10 дней уже будет 50 Ач. А у многих батарей такие рабочие параметры.

Оставляя машину на длительную стоянку, на 1-2 недели, если не разомкнуть массу АКБ, есть высокий риск того, что при попытке запустить двигатель или просто открыть машину ничего не получится.

Выключатель массы поможет решить такую проблему.

Выключатель массы аккумуляторной батареи









Видео

В этом видео умелые руки опытных водителей делают своими руками кнопку дистанционного отключения массы автомобиля.

Советы и рекомендации, как выбрать массу для автомобиля.

В этом видео показывается выбор места, способ установки и подключения кнопки от автомобиля Камаз на машину Мерседес.

А это для тех, кто хочет полностью делать своими руками.

Способов создать выключатель массы несколько. Кто покупал кнопки массы или делал сам, пишите в комментариях.

Автор публикации

не в сети 4 часа



Разновидности

Существует несколько вариантов используемых выключателей массы.

  • тиристорными;
  • ручными;
  • дистанционными электромеханическими (на основе реле).

Ручные девайсы в основном используются на грузовиках и спецтехнике. Такие системы могут работать в условиях больших токов, составляющих до 1000 А. Их же успешно применяют и на легковых авто.

Самыми удобными размыкателями считаются те, которые располагаются на аккумуляторных клеммах и предназначаются специально для легковых машин. Дистанционный тип размыкателя можно ставить на грузовики и легковые модели. Управление осуществляется из салона, используя специальную потайную кнопку.

Ещё для легковых машин неплохо подходят мощные тиристоры на 160-320 А. Управление также бывает скрытым. Но не всегда тиристоры выдерживают большие токи при запуске ДВС.



Типы и конструкция выключателей массы

В настоящее время существует два принципиально разных типа дистанционных выключателей массы:

  • Электромагнитные выключатели;
  • Электронные (тиристорные) выключатели.

Электронные выключатели построены на основе тиристоров, они получили популярность у владельцев отечественных легковых автомобилей ВАЗ, «Нива» и других. Такие выключатели рассчитаны на небольшие токи, поэтому для грузовиков не подходят, на тяжелом транспорте применяются электромагнитные выключатели, о которых пойдет речь далее.

Основу выключателя массы составляет корпус (обычно цилиндрический), в котором находится три узла:

  • Электромагнит с якорем и штоком — находится в верхней части. Обычно якорь объединен с кнопкой, закрытой герметичным резиновым колпачком. Сбоку на корпусе выключателя предусмотрены две клеммы для подачи тока на обмотку;
  • Фиксатор (механизм передачи усилия от якоря на контактное устройство) — располагается в средней части, он обеспечивает передачу усилия от якоря на контактное устройство и фиксацию контактов в замкнутом положении (такой же механизм используется в обычных кнопках с фиксацией);
  • Контактное устройство — располагается в нижней части выключателя, состоит из контактного диска, установленного на фиксаторе, и двух силовых клемм (резьбовых с гайками).

Функционирует включатель массы следующим образом. При кратковременной подаче тока на обмотку электромагнита происходит втягивание его якоря, а связанный с ним шток через фиксатор приводит в движение контактное устройство — контактный диск соединяет клеммы и АКБ подключается к массе. При этом фиксатор устанавливается в данном положении и обеспечивает постоянный прижим диска к контактам. После подключения аккумулятора к массе подача тока на электромагнит больше не нужна, так как контактное устройство удерживается фиксатором.

Для отключения АКБ от массы нужно еще раз подать ток на обмотку электромагнита, якорь вновь втянется и штоком надавит на фиксатор — в этом случае фиксатор переключится и поднимет контактный диск. В результате произойдет отключение АКБ от массы.

Управлять включателем можно и вручную. Для этого на нем предусмотрена кнопка, которая непосредственно связана с якорем электромагнита. При нажатии на кнопку якорь входит в обмотку электромагнита и происходят все описанные выше процессы.


Делаем своими руками

Чтобы отключить массу от автомобильного аккумулятора, можно поступить предельно просто, подняв капот и открутив соответствующие клеммы. Но если в салоне будет находиться кнопка, через которую осуществляется отключение, с ней работать намного удобнее. Подобное решение можно сделать своими руками.

Выключатель массы своими руками

Если не планируется использовать заводской выключатель, можно сделать его своими руками. Вполне подойдёт простая схема, в которой отсутствуют механические контакты. Это повышает надёжность конструкции. Плюс такая система станет прекрасным дополнением к вашей охранной системе, если такая предусмотрена.

Для сборки размыкателя потребуется кнопка типа S1, которая будет установлена в салоне, диод и тринистор.

Тринистром называют тиристор, который имеет 3 электрических вывода. Это управляющий электрод, катод и анод.

  • Тринистор будет применяться в роли электрореле, срабатывание которого происходит при появлении импульса на управляющем электроде.
  • В скрытом месте, которое выбирает сам автомобилист, устанавливается кнопка управления. При замыкании контактов на кнопке будет возникать импульс.
  • Поступая на тринистор, импульс способствует отпиранию, сопротивление резко меняется в сторону уменьшения, по сети проходит ток высокого напряжения.
  • Тринистор позволяет току проходить только в направлении от аккумулятора до бортовой электросети.
  • Чтобы АКБ могла подзаряжаться от генератора, параллельно с тринистром подключается диод.
  • Крепление детали осуществляется с использованием уголка на основе дюрали.
  • На одной полке делаются отверстия для крепления полупроводников.
  • На второй нужно просверлить отверстия под крепежный элемент, который будет использоваться для крепления устройства к кузову.
  • В качестве проводки применяется монтажный многожильный провод.

Объединив всё в единую схему, при нажатии на кнопку, спрятанную в салоне, можно будет размыкать массу, тем самым перекрывать ток от АКБ к потребителям.

Назначение дистанционного выключателя массы

Во время стоянки автомобиля его аккумуляторная батарея постепенно теряет заряд. Причина этого явления проста — в автомобиле всегда присутствуют неотключаемые потребители тока, из которых больше всего мощности потребляют сигнализация, часы, магнитола и другие. И если после кратковременной стоянки (даже в течение двух-трех дней) АКБ способна дать энергию для работы стартера, то через неделю-другую батарея может разрядиться «в ноль». Поэтому при длительной стоянке аккумуляторную батарею рекомендуется отключать от бортовой сети — для этого служит специальный дистанционный выключатель (или, наоборот, включатель) «массы».

Дистанционный включатель массы — электромеханическое либо электронное коммутирующее устройство, предназначенное для отключения АКБ от всех потребителей бортовой электрической сети автомобиля. Данный выключатель, как понятно из его названия, управляется дистанционно с помощью кнопки в кабине.

Процесс установки

Разобравшись с тем, как отключить массу автомобильного аккумулятора, следует обсудить вопрос монтажа системы.

Есть несколько последовательных шагов, позволяющих разобраться с тем, как установить систему, которая отключает массу, на свой аккумулятор.

Подобранный для сборки и установки своими руками выключатель батареи автомобиля монтируется по такому алгоритму:

  • С выводом катода тринистора соединяется накидная клемма от АКБ. Конструкция собирается и помещается в соответствующий корпус из металла.
  • Управляющий провод протягивается в салон от подкапотного пространства.
  • Чтобы поставить систему и не сверлить в кузове дополнительные отверстия, часто используют держатели от тормозных трубок. Достаточно удалить дно, чтобы получить отверстие для протяжки проводов.
  • Тумблер или кнопку, благодаря которой клемма будет размыкаться, устанавливается на рулевую колонку. Либо выбирайте другое подходящее вам место.
  • Затем к одному выводу тиристора подключается провод, идущий на массу, а с другим соединяется управляющий провод.

Если планируется использовать выключатель в качестве дополнительного противоугонного средства, выбирайте диод высокой мощности.

Монтаж выключателя массы на плюс

Возьмите омметр, чтобы сделать замеры внутреннего сопротивления диода в его открытом состоянии. Следите за тем, чтобы напряжение не опускалось ниже 0,5-0,6 В. В противном случае аккумулятор не сможет заряжаться.

В итоге АКБ при необходимости размыкается, не требуется открывать капот и скидывать массу. Простая установка кнопки и пары элементов обеспечат быстрое и удобное выключение.


кз
кз-4
кз-лампы

кз-3

Как подключить выключатель массы


О пользе выключателя массы опытным водителям рассказывать не приходится. Данное приспособление защищает аккумуляторную батарею от разряда при длительных стоянках, а также при правильной установке выступает в роли простейшей противоугонной системы.

Разобраться, как правильно поставить выключатель массы не сложно. Но если вы не особенно сильны в электрических схемах, лучше предоставить эту работу профессионалам или получить у них предварительную консультацию.

Как установить выключатель массы аккумулятора на автомобиль?

Выключатель массы монтируется рядом с аккумулятором или непосредственно на него и выполняет функцию по предотвращению утечки электрического заряда от батареи. Если же на выключателе имеется еще и предохранитель, электросистема авто обесточивается не полностью. В таком случае запитанными остаются сирена сигнализации, центральный замок, бортовой компьютер и магнитола. Но если за работу возьмется злоумышленник, у него, скорее всего попытка завести двигатель окончится неудачей, ведь от пускового тока стартера выходит из строя предохранитель и система автомобиля обесточивается.

Поэтому, если вы уже начали искать, как поставить выключатель массы, стоит обратиться в специализированный магазин, где можно найти несколько подходящих вариантов. Простейшим является клемма со встроенным выключателем. Но здесь важно, чтобы он выдерживал нагрузку, исходящую от вашего АКБ. В противном случае может случиться поломка или даже возгорание.

Если же вы определились с моделью выключателя массы, как установить его лучше всего расскажут специалисты. Для этого следует отсоединить клемму от «массы» и положительного вывода батареи. Следующим шагом станет отключение клеммы от провода. Только сохраните ее, на случай, если в дальнейшем потребность в выключателе массы отпадет.

Проверьте состояние аккумуляторной батареи, уровень электролита, проведите его техническое обслуживание. Выключатель массы следует подключить к «минусовой» клемме аккумулятора и надежно его закрепить. К положительной клемме также подсоедините провод электросети.

Провод массы к выключателю подключается в соответствии с инструкцией из комплекта поставки. Выключите устройство и попытайтесь запустить двигатель. Если все работает исправно, после выключения зажигания включите выключатель массы. Если вы смогли, как нужно подключить дистанционный выключатель массы, все системы автомобиля окажутся запитанными при повороте ключа, но попытка запуска двигателя приведет к перегоранию предохранителя.

Как подключить выключатель массы на автомобиле с современной электросистемой?

Во многих новых моделях незапланированное отключение аккумуляторной батареи может привести не только к обнулению компьютера, магнитолы и часов, но и оказать негативное влияние на качество запуска двигателя. Поэтому, если вы не владеете в совершенстве наукой электротехники, лучше отдать данную работу на откуп специалистам или заказать доработку у дилера.

Про массы ч.1. Семейство 2104-07 "классика" со старыми контроллерами. Масса ЭСУД берется с болта притягивающего кронштейн крепления модуля зажигания к блоку двигателя

В очередной раз много букв и информации.
настоящее.

В Поехали время, подавляющее большинство автомобилей кузов используют автомобиля (а/м) в качестве общего провода большинства для потребителей электроэнергии. Кузов поэтому массой называется (mass, foreground, ground) автомобиля. В если случае какое либо из соединений с массой ненадежным становится, начинаются чудеса. Простейший тому перемигивание — пример всех ламп в заднем фонаре. указатель Включаем поворота, а он начинает перемигиваться со стоп-или сигналом светом заднего хода. При нужном на этом потребителе напряжение в два-три отличается раза от необходимых 12-14 вольт, а на ненужном (не включенном) появляется наоборот вполне достаточное напряжение для работы его. Это с лампочками. А если такое Электронной в начнется Системе Управления Двигателя (ЭСУД)? двигатель Тогда может начать самопроизвольно менять своей режим работы — от набора больших оборотов до Попробую. заглохания описать места, в которых наиболее потеря вероятна надежного соединения с массой, и глюки, при появляющиеся этом. Начну, пожалуй, с Аккумуляторной АКБ (Батареи). В современных а/м ВАЗ от минусовой клеммы отходит АКБ двойной провод. Толстая его примерно, часть с мизинец толщиной, соединяет минус двигатель и АКБ. При ненадежном контакте этого возможны провода ухудшение заряда АКБ, снижение вращения частоты стартера при пуске, а так же системе в проблемы ЭСУД, т.к. минус на нее идет с шпилек, со двигателя, на которых висел распределитель зажигания у первую а/м. В карбюраторных очередь следует проверить надежность обеих затягивания гаек, между которыми крепится провода наконечник к двигателю. Сначала ослабляем наружную затягиваем, гайку гайку под наконечником, а затем затягиваем обратно наружную.

Тонкий провод, соединяющий АКБ минус и кузов автомобиля — главное соединение всех для потребителей электроэнергии в автомобиле, а в карбюраторных еще модификациях и для двигателя. Проверять следует как затяжку болта М6 непосредственно на клемме АКБ, гайки и так М8 на кузове. Место расположения на кузове марки от зависит а/м.

Точки заземления ЭСУД

Семейство масса-9 и 13-15 1,5L 2108 ЭСУД берется с двигателя, с двух крепящих М6, болтов заглушку с правой стороны головки карбюраторных. У блока а/м там крепился распределитель зажигания. 2113 а/м Семейство-15 1,5 и 1,6L с контроллерами нового поколения Бош 7.9.7 Январь или 7.2, соединение ЭСУД с массой находится на шпильке приварной, крепящей металлический каркас центральной панели консоли приборов, к тоннелю пола, через планку металлическую с двумя боковыми ушками слева и Внутри (справа центральной консоли, примерно под сожалению). К пепельницей, как показала практика, под отсутствует планкой корончатая шайба. Из-за этого, учитывая то, сама что шпилька прокрашена в процессе изготовления а/м, и затянута не практически соответствующей гайкой, со временем появляется напряжений дрейф в каналах АЦП датчиков ДТОЖ, ДМРВ и ДПДЗ при включении электровентилятора радиатора. В имеем результате скачок оборотов двигателя при вентилятора включении. Таким образом, в этом случае критичен весьма и плохой электрический контакт между минусом и кузовом АКБ.
Семейство 2110-12, 1,5L. Масса берется ЭСУД с двух болтов М6, расположенных на левой головки стороне блока.

Семейство 21114, 21124 1,6L, с нового контроллерами поколения Бош 7.9.7 или Январь 7.2. В уже головке один болт М6. С него берется только масса на все четыре катушки зажигания, а ЭСУД на масса берется в салоне, с приварной шпильки на крепления кронштейне ЭСУД, за левым экраном центральной свою. В консоли очередь на кронштейн масса подается шпильку через, приваренную к моторному щиту посредине. этой на Гайка шпильке, как правило, не затянута. недостаточном При контакте в этих соединениях возможен напряжений дрейф в каналах АЦП датчиков ДТОЖ, ДМРВ, ДПДЗ при включении электровентилятора радиатора. В имеем результате скачок оборотов двигателя при вентилятора включении.
Семейство Нива с котроллером Bosch MP 7.0. ЭСУД масса берется с двигателя, с болтов крепящих месте, на заглушку распределителя зажигания — трамблера, рядом с зажигания модулем.
Семейство Нива с котроллером Bosch М 7.9.7. ЭСУД Масса берется, что стало уже для характерным нового поколения контроллеров с кузова а/м. В конкретном данном случае непосредственно со шпилек его Однако. крепления лично мне такой способ не понравился очень из за того, что обжатая на конце клемма провода имеет много большую толщину, нужно чем для того, что бы корончатая равномерно шайба прижималась к кузову автомобиля вокруг Поэтому. шпильки я шайбу оставил на месте между контроллером и кузовом, а вот клемму переставил непосредственно гайку под крепления контроллера.

На Нивах 21214 берется масса с 2-х сторон блока. Далее оба входят провода в общий жгут и идут к разъему Перед. ЭБУ разъемом есть скрутки для коричневого каждого провода где масса распределяется остальных для датчиков и самого ЭБУ.

Семейство Нива Шеви с контроллером Bosch MP 7.0. Масса ЭСУД блока с берется двигателя, со шпилек М8, находящихся в его левой нижней части, под модулем зажигания. На над фото ним видны шпильки крепления МЗ (он Семейство).

снят 2104-07 "классика" со старыми контроллерами. ЭСУД Масса берется с болта притягивающего кронштейн модуля крепления зажигания к блоку двигателя.

Семейство 11183 ВАЗ "Калина". Масса ЭСУД находится с стороны правой двигателя, на кронштейне крепления впускного Точки.

коллектора заземления электрооборудования (торпедных жгутов)
У 2108 семейств-9 и 2113-15 единственное место соединения жгута торпедного, заднего жгута и схемы блока реле монтажного и предохранителей находится на усилителе крепления вала рулевого, под комбинацией приборов. При контакте ненадежном в этом соединении возможны отклонения указателя стрелок температуры и уровня топлива при габаритного включении освещения, указателей поворота, звукового омывателя, сигнала ветрового стекла, стеклоочистителя и др. потребителей. ленивых Для "типа диагностов" в семействе 2113-15 кинуть возможно "соплю" от массы прикуривателя на металлическую внутри конструкцию центральной консоли панели приборов — "проводом", бороды с сечением не меньшим чем идет к только. Но прикуривателю в том случае, если установлена панель заводская приборов. Определить это можно по крепления наличию указанной металлической конструкции к тоннелю фирменному, "пола" креплению контроллера ЭСУД, — с использованием переходника пластикового межу контроллером и металлической конструкцией и диагностическим закрепленным разъемом в штатном месте за декоративной под заглушкой пепельницей. Для добросовестных диагностов: надежно обязательно затянуть штатный болт, сняв приборов комбинацию. У этого же семейства есть еще соединение одно с массой, у электродвигателя отопителя. Оно под находится панелью приборов, на левой стороне отопителя корпуса.

У семейства 2110-12 1,5L и 21114, 21124 1,6L другому по-все. Там таких соединений больше. соединение Первое с массой а/м находится внутри панели слева, приборов сверху относительно монтажного блока предохранителей и реле, под шумоизоляцией. На а/м первых лет провода выпуска массы к приварной шпильке подходили шумоизоляции поверх, а потом чья-то светлая голова прятать придумала провода под нее. Так доступ что к шпильке весьма неудобен и возможен помощью с только ключа трубки или удлиненной При на 10. головки недостаточном соединении в этом месте включении при головного света фар или стеклоподъемников электродвигателей может включиться стеклоочиститель с омывателем, система сработать центрального запирания дверей.
Второе находится соединение на приварной шпильке, на центральной консоли приборов панели, с левой стороны, над левым консоли экраном, под гайкой М6. Но даже если гайка эта затянута как следует, а проблема переходим, то осталась к самой главной для всей приборов панели точке массы, заземляющей весь каркас металлический панели. Это приварная шпилька с Она М6. резьбой находится на нижней, внутренней (салонной) моторного стороне щита, посередине. Гайкой, завинченной на шпильку эту, крепится также кронштейн, закрепляющий часть, переднюю левого экрана консоли, который диагносты некоторые и электрики безжалостно убирают из-за того, нередки что случаи повреждения об этот кронштейн ЭСУД жгута или системы центрального запирания. правило Как, гайка затянута весьма и весьма При. посредственно недостаточном контакте в этом и предыдущем при соединении включении габаритного освещения, головного фар света и электромотора вентилятора радиатора возможны стрелок отклонения указателя температуры и уровня топлива.

И в заключение. Уж нашли Вы коли место с плохим контактом, не поленитесь друг отделить от друга все соединения, выявить или подгоревшие окислившиеся места и тщательнейшим образом выровнять и зачистить все контактирующие поверхности перед сборкой окончательной.
На этом все, спасибо за внимание. следует Продолжение.

Схема ВАЗ-2107


Автомобиль ВАЗ-2107 выпускался с 1982 по 2014 год. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или телефон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием каждого элемента — для распечатки на принтере.

В «семёрках», как и в большинстве современных машин, применена однопроводная схема подачи электричества к электрооборудованию. Другой вывод потребителя всегда соединяется с «массой» машины, к которой подключена отрицательная клемма аккумуляторной батареи. Такое решение позволяет не только упростить конструкцию бортовой сети, но и замедлить коррозию.

Схема ВАЗ-2107: первый вариант

Схема ВАЗ-2107

Схема ВАЗ-2107

Электросхема в полный размер:

Схема ВАЗ-2107

Схема электрическая ВАЗ-2107 карбюратор

Схема ВАЗ-2107

Схема ВАЗ-2107

Схема ВАЗ-2107

Схема ВАЗ-2107

Схема электрическая ВАЗ-2107 инжектор

В схему инжекторного ВАЗ 2107 включены ЭБУ, электрический бензонасос, форсунки и датчики системы управления.

Схема ВАЗ-2107

Схема соединений монтажного блока

Схема ВАЗ-2107

Р1 — реле включения обогрева заднего стекла; Р2 — реле включения очистителей и омывателя фар; Р3 — реле включения звуковых сигналов; Р4 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; Р5 — реле включения дальнего света фар; Р6 — реле включения ближнего света фар; А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока. Наружная цифра с буквой «Ш» в обозначении штекера — номер колодки, а внутренняя цифра — условный номер штекера.

Схемы отдельных блоков семёрки

Система энергоснабжения

Схема ВАЗ-2107

Система пуска силовой установки

Схема ВАЗ-2107

1 — стартер; 2 — реле; 3 — замок зажигания; 4 — аккумулятор

Система зажигания

Схема ВАЗ-2107

1 — генератор; 2 — замок зажигания; 3 — распределитель; 4 — прерыватель; 5 — свечи; 6 — катушка; 7 — аккумулятор

Система бесконтактного зажигания

Схема ВАЗ-2107

Схема ВАЗ-2107

Наружное и внутреннее освещение

Схема ВАЗ-2107

Стеклоочистители и омыватели

Схема ВАЗ-2107

1 — электродвигатели стеклоочистителя; 2 — электродвигатель омывателя; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания; 5 — выключатель омывателя

Вентилятор охлаждения

Схема ВАЗ-2107

1 — электродвигатель вентилятора; 2 — датчик; 3 — монтажный блок; 4 — реле зажигания; 5 — замок зажигания.

Провода подключения электроприборов

Тип подключения Сечение, мм 2 Цвет изоляции
Минусовая клемма АКБ – «масса» автомобиля (кузов, двигатель) 16 Чёрный
Плюсовой вывод стартера — аккумулятор 16 Красный
Положительный контакт генератора — плюс АКБ 6 Чёрный
Генератор — разъем чёрного цвета 6 Чёрный
Клемма на генераторе «30» – колодка МБ белого цвета 4 Розовый
Разъем стартера «50» – реле его запуска 4 Красный
Реле пуска стартера — чёрный разъем 4 Коричневый
Реле включения зажигания — разъем чёрного цвета 4 Голубой
Вывод замка зажигания «50» – голубой разъем 4 Красный
Разъем замка зажигания «30» – зелёный разъем 4 Розовый
Штекер правой фары – «масса» 2,5 Чёрный
Штекер левой фары — голубой разъем 2,5 Зелёный, серый
Вывод генератора «15» – разъем жёлтого цвета 2,5 Оранжевый
Разъем правой фары – «масса» 2,5 Чёрный
Разъем левой фары — белый разъем 2,5 Зелёный
Электровентилятор радиатора – «масса» 2,5 Чёрный
Вентилятор радиатора — красный разъем 2,5 Голубой
Вывод замка зажигания «30/1» – реле включения зажигания 2,5 Коричневый
Контакт замка зажигания «15» – одноконтактный разъем 2,5 Голубой
Правая фара — разъем чёрного цвета 2,5 Серый
Разъем замка зажигания «INT» – чёрный разъем 2,5 Чёрный
Шестиконтактная колодка подрулевого переключателя – «масса» 2,5 Чёрный
Двухконтактная колодка подрулевого выключателя — лампа подсветки бардачка 1,5 Чёрный
Лампа подсветки бардачка — прикуриватель 1,5 Чёрный
Прикуриватель — голубой разъем блока 1,5 Голубой, красный
Обогреватель заднего стекла — разъем белого цвета 1,5 Серый

Схема электропроводки автомобиля

Схема ВАЗ-2107

1 – мотор привода вентилятора радиатора; 2 – блок реле и предохранителей (монтажный блок); датчик холостого хода; 4 – блок управления двигателем; 5 – потенциометр; 6 – комплект свечей зажигания; 7 – блок управления зажиганием; 8 – электронный датчик коленвала; 9 – электрический топливный насос; 10 – тахометр 2107; 11 – лампа контроля исправности электронных систем; 12 – реле управления системы зажигания; 13 – датчик значения скорости; 14 – диагностический разъем; 15 – комплект форсунок; 16 – электроклапан адсорбера; 17, 18, 19 – блок предохранителей, защищающих цепи системы впрыска; 21 – электронное реле управления топливным насосом; 22 – электронное реле управления системой подогрева впускной трубы; 23 – система подогрева впускной трубы; 24 – плавкий предохранитель, защищающий цепь подогревателя; 25 – электронный датчик уровня кислорода; 26 – датчик контроля температуры системы охлаждения; 27 – электронный датчик воздушной заслонки; 28 – температурный датчик воздуха; 29 – датчик контроля давления.

Схема предохранителей и реле 2107

Схема ВАЗ-2107

На более новых “семерках” установлен блок с 17 предохранителями и 6 реле. Предохранители ВАЗ 2107 на “новом” блоке защищают такие электроцепи и приборы:

Схема ВАЗ-2107

  1. Лампы заднего ходы, вентилятор отопителя, контрольная лампа и реле обогревателя заднего стекла, двигатель заднего дворника и заднего насоса омывателя.
  2. Электромотор передних дворников.
  3. Резервное гнездо.
  4. Резервное гнездо.
  5. Питание электрообогрева заднего стекла.
  6. Часы, прикуриватель, питание розетки “переноски”.
  7. Сигнал и вентилятор радиатора.
  8. Лампы указателя поворотов в режиме “аварийки”.
  9. “Противотуманки” и реле, регулирующее напряжение бортовой сети.
  10. Лампы панели приборов.
  11. Лампы стоп-сигнала.
  12. Правая фара дальнего света.
  13. Левая фара дальнего света, контрольная лампа дальнего света.
  14. Габаритные огни (задний правый, передний левый), освещение номера и подкапотного пространства.
  15. Габаритные огни (задний левый, передний правый), лампы освещения “бардачка” и прикуривателя.
  16. Ближний свет (правая лампа).
  17. Ближний свет (левая лампа).

Реле блока выполняют такие функции:

  1. Реле обогрева заднего стекла.
  2. Реле очистителя и омывателя фар.
  3. Реле сигнала.
  4. Реле электровентилятора системы охлаждения.
  5. Реле дальнего света.
  6. Реле ближнего света.

Блок предохранителей ВАЗ 2107 (инжектор) не отличается от блока на карбюраторной “семерке”. Инжекторные модели просто оборудованы дополнительным блоком реле и предохранителей, устанавливаемым в салоне под “бардачком”. Блок включает три реле — “главное”, реле бензонасоса и реле вентилятора.

Модификации авто ВАЗ-2107

ВАЗ-2107-20. Тот же ВАЗ-2107, но с инжекторным двигателем ВАЗ-2104 объемом 1.5 литров соответствующий экологическому стандарту Euro-2.

ВАЗ-2107-71. Автомобиль для Китайского рынка оснащался двигателем ВАЗ-21034, объемом 1,4 литра и мощностью 66 лошадиных сил, специально заточенный под бензин А-76. Поршни были взяты с ВАЗ-2108.

ВАЗ-21073. Экспортная модификация для европейского рынка, на которую устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,7 литра и мощностью 84 лошадиных сил. Двигатель данного автомобиля обладал каталитическим нейтрализатором, который удовлетворял требованиям о защите окружающей среды.

ВАЗ-21074-20. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-21067-10 объемом 1,6 литра, который соответствует экологическому стандарту Euro-2

ВАЗ-21074-30. Как и предыдущая модель, но с двигателем ВАЗ-21067-20, который соответствует экологическому стандарту Euro-3

ВАЗ-210740. Модификация 2010 года выпуска, оснащенная инжекторным двигателем ВАЗ-21067 с катализатором. Объем двигателя 1,6 литра, мощность 72,7 лошадиных сил.

ВАЗ-21076. Экспортная модификация с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103.

ВАЗ-21077. Экспортная модификация с правым рулем для рынка Великобритании. На автомобиль устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-2105, объемом 1,3 литра.

ВАЗ-21078. Еще одна экспортная модификация для Великобритании, но с карбюраторным двигателем ВАЗ-2106, объемом 1,6 литра

ВАЗ-121079. Модификация разработанная специально для нужд МВД и КГБ, оснащалась мощным, роторно-поршневым двигателем ВАЗ-413, объемом 1,3 литра и мощностью 140 лошадиных сил.

Читайте также: