Как установить предпусковой подогреватель на камаз

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Установка подогревателя 220 v на КамАЗ-55102

Думаю, будет интересно владельцам подобных автомобилей.
Обычно этот КамАЗ зимой не эксплуатировался, но тут понадобился. Ввиду непростой обстановки с финансами руководство порешило купить электрокотёл, а нас озадачило его монтажом. Надо — так надо.
Сначала нужно его перегнать в бокс, поскольку зяблик на улице стоял. Для этого укутываем пологом, закрываем щели подручными средствами.

Аккумуляторы загодя были сняты, унесены в тепло, заряжены. Тащим теплогенератор, устанавливаем справа между крылом и ящиком АКБ, поток направляем в сторону левого переднего колеса. Ждём около 2-х часов.

Монтируем АКБ, заводим, прогреваем. Едем в бокс. Сливаем тосол. Не удивляемся цвету этой жижи.
Снимаем заглушки на блоке цилиндров — справа под 4-м и слева под 5-м. Зачищаем хорошенько от остатков прокладок и герметика. Монтируем штуцеры из комплекта. Процесс очень неудобный. В зимней одежде вдвойне. Штуцеры с фланцами это две детали, что тоже не есть хорошо. Прикручивать их вместе с прокладками та ещё мука. Ну да ничего. Идущий осилит дорогу. )
Дальше начались сюрпризы.
Шланг, который идёт в комплекте проложить без перегибов невозможно. Посему были докуплены 2 колена из металла на 18 мм. В дело пошло одно.
Дальше нужно прикрутить кронштейны — самого подогревателя и поддерживающего для шланга. Всё это крутится на болты поддона двигателя.

С ним намучились — головка на 13 не налезает на болт, слишком мал зазор между планкой кронштейна и болтом. Пришлось орудовать обточенным рожковым на 13.

Тут вообще засада. Болты крепления самого котла нужно вставлять в кронштейн, и только потом прикручивать к поддону. Иначе потом навернуть гайки будет целая проблема.
Нужна головка на 13 с удлинителем. Желательно с мелкой трещоткой.
Дальше затягиваем гайки на котле. Ключи одеваются только под определённым углом, слетают постоянно. Плюс сыплется всякая дрянь… (((

Обратите внимание, пластмассовый корпус электрической части котла вместе с проводами располагается довольно в опасной близости от выпускной трубы. Пока оставили как есть, но задумка такая — либо добавить на котёл самодельный теплоотражающий щит, либо обмотать участок трубы асбестом.
Следующая засада видна во всей красе.

На этот штуцер нужно одеть шланг. И чтобы он не пережался. После недолгих раздумий решили докупить гнутый шланг. С коленом слишком много соединений и обрезков получается. Врезали дополнительно тройник для слива ОЖ. С краном решили не морочиться, запилили колхоз.

На выходе имеем более-менее приемлемую инсталляцию, которая на наш взгляд, более рациональна, нежели описано в мануале.
Испытания состоятся в недалёком будущем, результаты освещу.

Немного в заключение.
Мощность котла — 3 кВт.
Двигатель — обычный КамАЗ-740 (евро 0). По мануалу есть различия в установке для полнолапых КамАЗов.
Хомуты из комплекта какие-то не внушающие доверия. Заменили.
Сетевая вилка имеет разъём. Зачем — неясно. Видимо по задумке конструктора, чтоб никто не смог включить котёл, кроме водителя. Разъём очень хлипкий. Циклов через 20 придёт в негодность. Закрепили временно хомутами, чтоб не выпал.

Сам разъём подвесили на воздушные трубки. Лонжерон не стали портить — сверлить не подлезешь, а варить чревато.


ПЖД-30 устанавливается на автомобили КамАЗ и представляет собой предпусковой жидкостный подогреватель двигателя, который способен беспрепятственно работать при температуре окружающей среды от минус 45°С до плюс 60°С. Таким образом можно упростить задачу владельцам в борьбе с обледенением стекол, промерзанием кабины, облегчения запуска топливной системы машины.

Важно! Установка ПЖД на КамАЗ может не только снизить износ деталей, но и способно повысить моторесурс техники и ее агрегатов в сильный мороз.

Работа предпускового подогревателя



Работа предпускового подогревателя двигателя КамАЗ, который находится под передней поперечиной рамы (Рис.1), заключается в подаче топлива из бачка с топливного насоса подогревателя. Затем поступившее горючее направляется через открытый электромагнитный клапан (1) к форсунке и в определенном объёме впрыскивается во внутреннюю горелку теплообменника (2) подогревателя.

Распространившееся горючее вперемешку с воздухом работающего вентилятора, воспламеняется и начинает сгорать, при этом подогревая охлаждающую жидкость. Далее продукты сгорания по трубке попадают под масляный картер и увеличивают температуру масла.

Горючее в баке подогревателя появляется в процессе работы двигателя (4) из специального бачка (5), если топливо отсутствует, то наполнение возможно при помощи ручного топливоподкачивающего насоса. Необходимо регулярно отслеживать на предмет течи топлива и охладительной жидкости в местах соединения трубок, кранов и прочих узлов.

Предпусковой подогреватель на КамАЗе в момент достижения температуры котла до 85°С, переключается в режим продувки. Включить повторно ПЖД на КамАЗе станет возможным после полного отключения.

Схема работы предпускового нагревателя

Схема работы предпускового нагревателя двигателя выглядит таким образом:


Где: 1 система управления; 2 двигатель постоянного тока; 3 трубка для всасывания; 4 муфта; 5 вентилятор; 6 подшипник; 7 передачи; 8 насос топлива; 9 электромагнитный клапан; 10,11 форсунка с корпусом; 12,13 электрод для зажигания и держатель; 14 пропускной клапан; 15 индикатор подачи пламени; 16 диск; 17,18 трубки отвода и подвода топлива; 19,21,22 теплообменник и его трубки; 20 завихритель; 23 трубка ввода/вывода газов; 24, 25 трубки входа/выхода; 26.27 кронштейны; 28 блок питания; 29 предохранитель; 30, 31 датчики управления устройством.

Система дистанционного управления ПЖД-30 дает возможность управлять работой подогревателя как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при опрокинутой кабине.
Переключатель подогревателя ПЖД-30, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре положения:

  • положение 0 — все выключено;
  • положение I — включен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный топливный клапан и электроискровая свеча;
  • положение II — включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный топливный клапан;
  • положение III — включен электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.



Технические характеристики

На КамАЗе технические особенности устройства предпускового подогревателя двигателя ПЖД-30 заключаются в следующем:

— жидкостного насоса, л/мин

Предпусковой подогреватель двигателя является компактным прибором, достаточно простой в эксплуатации. Он устанавливается непосредственно в контур системы охлаждения мотора, электропитания топливной системы.


Такой прибор изготавливается из нержавеющей стали, поэтому способен выдерживать самые сильные нагрузки, а устойчивые антикоррозийные свойства позволяют использовать любой вид охладительной жидкости.

Установка и ремонт ПЖД

Важно! Монтаж ПЖД лучше проводить на специализированных станциях во избежание выхода из строя систем авто или прибора. Перед началом каждого сезона холодов необходимо проводить технический осмотр оборудования.

Устройство предпускового нагревателя ПЖД-30 запускается в определенном порядке:

  1. Активация выключателя аккумулятора — запустить путем нажатия на кнопку включателя ПЖД.
  2. Открытие крана на топливном баке и наполнение системы горючим в КамАЗе.
  3. Установка ручки в положение III и активация пуска обогрева с учетом уличной температуры.
  4. Перевод ручки в обратное положение I до появления воспламенения горючего (характерный звук).
  5. Автоматическое переключение в режим устойчивого нагрева

Включенный ПЖД имеет стабильный гул в системе. Это означает, что в теплообменнике происходит сгорание топлива и выход отработанных газов через выводную систему без образования дыма и открытого очага пламени.


При возникновении нарушений в работе ПЖД КамАЗа, следует изначально отрегулировать расход топлива редукционным клапаном. Во время изменения и поворота клапана вправо — подача топлива увеличивается, влево — уменьшается. В зависимости от заявленных требований необходимо установить рычаг в оптимальное положение. Рекомендуется отлаживать систему подачи горючего в зависимости от температурных перепадов. Это обеспечит не только более стабильную работу системы подогрева, но и значительно уменьшит затраты на заправку.

Важно! В случае мойки авто или попадания воды в воздушный вентилятор требуется удалить ее путем включения насосного агрегата в положение III на время до 3 минут.

Проверка работоспособности

  1. Проверить наличие незамерзающей жидкости в системе охлаждения мотора
  2. Диагностика герметичности соединительных узлов
  3. Диагностика электронагревателя
  4. Прокачать топливной системы вручную
  5. Запустить ПЖД КамАЗа в действие на 15-20 секунд
  6. Диагностика подтекания топлива, наличия открытого пламени

Предпусковой подогреватель двигателя ПЖД-30 является необходимым прибором не только для комфортного и быстрого запуска двигателя автомобиля, но и для экономии топлива при прогреве кабины и топливной системы, увеличения сроков службы и износа деталей, доступность прибора (изготовление в РФ), демократичная цена.

Устройство и принцип работы предпускового подогревателя двигателя (ПЖД) КамАЗ: как пользоваться, расшифровка ошибок

Подогреватель жидкостный предпусковой

Что такое ПЖД

Предпусковой подогреватель на КамАЗе необходим для разогрева холодного мотора, оснащенного жидкостной системой охлаждения. Также он предотвращает обледенение стекол.

Устройство

Устройство включает в себя следующие элементы:

  • теплообменник;
  • горелка;
  • нагнетатель воздушного потока;
  • свеча накаливания;
  • датчик пламени;
  • термический предохранительный механизм;
  • индикатор температуры;
  • патрубок подводящего и отводящего типа;
  • завихритель пламени и электромагнитный топливный клапан;
  • выхлопной патрубок;
  • топливный насос высокого давления и жгут;
  • стабилизатор и вентилятор;
  • насосный агрегат и кран топливного бачка.

Устройство ПЖД

Технические характеристики предпускового предохранителя двигателя:

Принцип работы

ПЖД подсоединяется к жидкостной системе отопительного устройства и охлаждения транспортного средства. Система должна быть заполнена охлаждающей жидкостью.

Само устройство подогрева не зависит от работающего или неработающего двигателя.

Питание подогревательного устройства происходит за счет автомобиля. Во время включения ПЖД начинается подача топлива от электромагнитного топливного насоса плунжерного типа через втулку свечи накаливания. Топливная жидкость соединяется с воздухом, который подается специальным нагнетателем. Воздушный поток проходит через патрубок. Получившаяся смесь начинает воспламеняться от раскаленной спирали свечи накаливания, после чего свеча отключается.

Схематический принцип работы

Процесс горения поддерживается благодаря непрерывному поступлению топливно-воздушной смеси. Раскаленные газы нагревают стенки теплообменного механизма. Отработанные газы, проходя по трубе, выбрасываются в атмосферу.

ПЖД 15.8106 для КамАЗ 65115

На примере конкретной модели разберем требования безопасности при эксплуатации:

  • Следует понимать, как пользоваться подогревателем, внимательно изучив инструкцию, и помнить: неправильное обращение может привести к пожару.
  • Не используйте отопитель, если система охлаждения не заполнена.
  • Не включайте его без топливной жидкости.
  • Запрещено открывать горелку во время работы.
  • Регулярно прочищайте от грязи патрубки забора воздуха для горения, и идущие через котел подогревателя – для отвода продуктов сгорания топлива.
  • Если на КамАЗ-е планируется проведение электросварочных работ, следует отключить шестиштекерную колодку на блоке управления ПЖД.
  • Отрицательная клемма автономного отопителя должна быть подсоединена к «минусу» АКБ, а не к «массе».
  • В салоне автотранспорта всегда должен быть исправный огнетушитель.
  • После завершения работы всегда выключайте топливный кран.

Особенности работы ПЖД «Теплостар 14ТС-10»:

  1. Может работать в двух режимах: «экономичный» (ЭР) и «предпусковой» (ПР). В первом случае потребляемая мощность снижается и позволяет пройти полный цикл за 8 часов, тогда как время работы на предпусковом режиме сокращается до 3 часов.
  2. Предусмотрена ручная остановка работы системы на любом этапе цикла.
  3. Процесс работы автономного отопителя 14ТС-10 контролирует блок управления.
  4. Температура охлаждающей жидкости «автономки» регулируется в зависимости от выбранной программы работы подогревателя: «полный» (70°C при ПР, 55°C при ЭР), «средний» (70-75°C при ПР, >55°C при ЭР), или «малый» (75-80°C при ПР, 80°C при ЭР).

Как работает автоматическое управление при возникновении нештатных ситуаций:

  • Если 14ТС-10 не запустился, блок управления автоматически произведет повторный запуск. Если вторая попытка окажется неудачной, обогреватель выключится.
  • Если по какой-то причине в процессе работы прекратится горение, отопитель выключится.
  • Если произойдет перегрев (нарушится циркуляция охлаждающей жидкости или образуется воздушная пробка), блок управления отключит подогреватель.
  • При резком спаде или скачке напряжения также происходит выключение.

При аварийном выключении предпускового дизельного подогревателя на пульте управления загорится светодиод, количество миганий которого показывает код неисправности. Расшифровку ошибок и способ их устранения можно найти в инструкции по эксплуатации.

Коды ошибок

Коды ошибок ПДЖ 14ТС:

Мигающий светодиод

Почему не запускается

Если предпусковой подогреватель не работает, то причина этого может быть в следующем:

  1. Не заводится электрический двигатель насосного механизма.
  2. Не воспламеняется топливная жидкость в котле ПЖД.
  3. Предохранитель был выключен.
  4. Неисправность реле электрического мотора или отказ переключателя.
  5. Обрыв цепи, которая соединяет провода между реле и электрическим двигателем.
  6. Неисправность самого двигателя.
  7. Не появляется искра между электродами свечи.
  8. Отказали датчики перегрева и замера температуры.
  9. Отключенное или пониженное напряжение в системе.
  10. Вышли из строя свечи зажигания.
  11. Был поврежден двигатель нагнетателя воздуха.
  12. Отсутствует связь между системами управления.
  13. Было исчерпано количество запусков двигателя.
  14. Перегрев теплообменного оборудования.
  15. Вышел из строя индикатор пламени.
  16. Был поврежден подводящий патрубок.

Как запустить

Инструкция, как запустить предпусковой подогреватель:

Если гул ровный, то все системы работают исправно, а если нет, то необходим ремонт обогрева двигателя.

Если запуск был неудачным, нужно перевести переключатель в положение 0 и через 1 минуту повторить процедуру заново. После 2 неудавшихся попыток рекомендуется осмотреть устройство на наличие повреждений.


ПЖД – это предпусковой подогреватель двигателя жидкостной дизельный. Если говорить об автомобилях Камаз, то на них чаще всего ставят ПЖД-30, но т.к. конструкция камазовских двигателей постоянно совершенствуется и стали ставить на автомобили силовые установки Cummins, требования к мощности предпусковых подогревателей снизились и сейчас уже появились более новые модели, менее мощные и менее энергозатратные, это ПЖД-16-01СТ, ПЖД-14ТС и ПЖД-12Б. Цифры в названии модели указывают на их номинальную тепропроизводительность.

Устройство ПЖД

Любой жидкостный дизельный подогреватель двигателя состоит из следующих элементов (на примере ПЖД-14ТС):


Назначение прибора

В любом КАМАЗе 65115 или другой модификации при температурном режиме ниже -15°С возникает проблема – топливо обретает вязкую структуру. Из-за этого форсунки мотора не способны обеспечить необходимый распыл горючего, а кривошипно-шатунный механизм с большим трудом поддается прокручиванию. Именно поэтому на КАМАЗе одним из наиболее полезных дополнительных аппаратов послужит предпусковой подогреватель.

Аппарат перед заведением двигателя прогреет его до оптимального температурного режима, обеспечивающего стабильный запуск. Что касается марки КАМАЗ, то в данном случае прибор монтируется если температура атмосферного воздуха достигает показателя ниже -15°С. Некоторые модели способны выполнять сразу несколько функций, в том числе и прогрев кабины авто.

Работа предпускового подогревателя



Работа предпускового подогревателя двигателя КамАЗ, который находится под передней поперечиной рамы (Рис.1), заключается в подаче топлива из бачка с топливного насоса подогревателя. Затем поступившее горючее направляется через открытый электромагнитный клапан (1) к форсунке и в определенном объёме впрыскивается во внутреннюю горелку теплообменника (2) подогревателя.

Распространившееся горючее вперемешку с воздухом работающего вентилятора, воспламеняется и начинает сгорать, при этом подогревая охлаждающую жидкость. Далее продукты сгорания по трубке попадают под масляный картер и увеличивают температуру масла.

Горючее в баке подогревателя появляется в процессе работы двигателя (4) из специального бачка (5), если топливо отсутствует, то наполнение возможно при помощи ручного топливоподкачивающего насоса. Необходимо регулярно отслеживать на предмет течи топлива и охладительной жидкости в местах соединения трубок, кранов и прочих узлов.

Предпусковой подогреватель на КамАЗе в момент достижения температуры котла до 85°С, переключается в режим продувки. Включить повторно ПЖД на КамАЗе станет возможным после полного отключения.

Особенности агрегата

Для КАМАЗов применяются жидкостные предпусковые подогреватели автономного типа, которые функционируют на дизельном топливе. Главное преимущество данных вариации в том, что они при минимальном расходе способны обеспечить эффективный прогрев мотора.

Предпусковой подогреватель КамАЗ

Также следует отметить, что аппарат подключается к электрической сети авто, но при этом не потребляет много электроэнергии. Получается, что в процессе применения предпускового подогревателя КАМАЗ аккумулятор работает автономно и не нуждается в сторонних источниках питания.

В более устаревших моделях грузовиков монтируются простые аппараты 4310, 520 серии. Данные вариации имеют простую конструкции и не отличаются сложными схемами установки. Современные агрегаты пользуются большим спросом в новых КАМАЗах, автобусах, спецтехнике и тракторах. Но несмотря на разность функций, принцип работы приборов заключается в стандартных этапах.

ВИДЕО: Предпусковой подогрев холодного двигателя

Коды ошибок и возможные неисправности ПЖД-14ТС

Коды ошибок завязаны на мигании светодиода. По количеству миганий можно определить ошибку:

  1. Перегрев теплообменника или большая разница температур, которые дают датчики температуры и перегрева.
  2. Слишком много пусков двигателя.
  3. Перерывы в горении топлива в камере сгорания ПЖД.
  4. Неисправна свеча зажигания или нагнетатель воздуха.
  5. Неисправен индикатор пламени.
  6. Неисправен один из датчиков температуры или перегрева.
  7. Неисправен топливный насос.
  8. Нет связи между блоком управления и пультом управления.
  9. Неисправность в электропитании.
  10. Время на вентиляцию превышено.

Конструкция и устройство

Конструкция предпускового подогревателя КАМАЗ включает несколько главных узлов:

  • котельное отделение;
  • горелка;
  • помпа;
  • устройство ДУ.

Основным элементом является котельное отделение, которое состоит из 4 прочных цилиндров, образующих теплообменник. Данная деталь включает 2 полости, способствующих беспрепятственному прохождению отработанного газа и циркуляции ОЖ. На внешней части подогревателя двигателя имеется 3 трубки, 2 из них предназначены для отвода или подвода тосола, одна – для вывода отработанного газа.

Устройство предпускового подогревателя

О заглушенную часть котла ударяются отработанные газы, которые за счет данного действия меняют направление и следуют к выходному патрубку. При этом тепловая энергия расходуется для нагрева в поддоне мотора.

С обратной стороны, в открытом конце котельного отделения монтируется горелка, в комплектацию которой входит:

  • свеча зажигания;
  • форсунка;
  • клапан;
  • топливный нагреватель;
  • нагреватель для газа.

Насос считается отдельным узлом, который совмещает три основных помпы – жидкостную, топливную, воздушную. Именно в данной системе заключается отличия от других разновидностей предпусковых подогревателей.

Например, модификация подогревателя ПЖД 30 имеет насосный аппарат, который выполнен в качестве отдельного узла. Такой прибор устанавливается как над котельным отделением, так и в любом наиболее удобном месте. В данном случае устройство соединяется шлангами различного диаметра и длины.

Устройство насосного агрегата

Аппараты 15-8106 и другие подобные аналоги монтируются с краю котла, возле горелки. Этот вариант установки дает возможность исключить необходимость применения длинных шлангов, что приводит к существенному уменьшению размерных параметров всего предпускового подогревателя.

Конструкция котла подогревателя

Устройство ДУ имеет электронный блок, при помощи которого осуществляется настройка режимов функционирования осуществляется на 4 основных положениях. Также данный элемент позволяет настраивать реле, различные предохранители, коммутатор свечи зажигания.

Следует отметить, что современные модификации в конструкции имеют разнообразные контролеры. В первую очередь пользователи отмечают температурный и пламенный датчик. Данные элементы облегчают включение аппарата и дают возможность контролировать полностью его работу.

Схема включения пускового подогревателя двигателя

Это исключает вероятность образования поломок, требующих ремонта. Но по принципу функционирования данные модели подогревателей КАМАЗ не имеют особых отличий.

Схема подключения ПЖД на Камаз


Установка и ремонт ПЖД

Важно! Монтаж ПЖД лучше проводить на специализированных станциях во избежание выхода из строя систем авто или прибора. Перед началом каждого сезона холодов необходимо проводить технический осмотр оборудования.

Устройство предпускового нагревателя ПЖД-30 запускается в определенном порядке:

  1. Активация выключателя аккумулятора — запустить путем нажатия на кнопку включателя ПЖД.
  2. Открытие крана на топливном баке и наполнение системы горючим в КамАЗе.
  3. Установка ручки в положение III и активация пуска обогрева с учетом уличной температуры.
  4. Перевод ручки в обратное положение I до появления воспламенения горючего (характерный звук).
  5. Автоматическое переключение в режим устойчивого нагрева

Включенный ПЖД имеет стабильный гул в системе. Это означает, что в теплообменнике происходит сгорание топлива и выход отработанных газов через выводную систему без образования дыма и открытого очага пламени.


При возникновении нарушений в работе ПЖД КамАЗа, следует изначально отрегулировать расход топлива редукционным клапаном. Во время изменения и поворота клапана вправо — подача топлива увеличивается, влево — уменьшается. В зависимости от заявленных требований необходимо установить рычаг в оптимальное положение. Рекомендуется отлаживать систему подачи горючего в зависимости от температурных перепадов. Это обеспечит не только более стабильную работу системы подогрева, но и значительно уменьшит затраты на заправку.

Важно! В случае мойки авто или попадания воды в воздушный вентилятор требуется удалить ее путем включения насосного агрегата в положение III на время до 3 минут.

Проверка работоспособности

  1. Проверить наличие незамерзающей жидкости в системе охлаждения мотора
  2. Диагностика герметичности соединительных узлов
  3. Диагностика электронагревателя
  4. Прокачать топливной системы вручную
  5. Запустить ПЖД КамАЗа в действие на 15-20 секунд
  6. Диагностика подтекания топлива, наличия открытого пламени

Предпусковой подогреватель двигателя ПЖД-30 является необходимым прибором не только для комфортного и быстрого запуска двигателя автомобиля, но и для экономии топлива при прогреве кабины и топливной системы, увеличения сроков службы и износа деталей, доступность прибора (изготовление в РФ), демократичная цена.

Рекомендации по применению

Залогом длительного эксплуатационного срока любой техники является соблюдение правил применения. В целом следует выделить следующие этапы:

  1. Проверка объема охлаждающей жидкости, горючего в баке, при необходимости смесь подкачивают или доливают.
  2. Регулятор программ направляют на фиксированное положение «Три». Данное действие позволит запустить вентилятор и подогреватель топливной смеси, также включается продувка котельного отделения. В этот момент происходит подготовка порции горючего к поджогу. Временной интервал работы третьей программы полностью зависит от температурного режима атмосферного воздуха: для показателя -20°С потребуется подержать всего 25 сек., -30°С – 35 сек., -50°С – 1,5 мин.

Схема подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя

  1. Переключатель программ переходит в нефиксированный режим «Два». Здесь открывается клапан на входе топливного патрубка и запускается свеча. Горючее предварительно разогревается под сильным давлением в горелке, в этот же момент оно перемешивается с кислородом, образуя топливную смесь, которую свеча при контакте поджигает. Как правило, розжиг осуществляется в первые 15 сек., при достижении данного режима образуется соответствующий шум.
  2. После начала функционирования камеры сгорания запускается «Первая» программа работы и она является фиксированной. Данная задача приводит в нерабочее состояние свечу розжига, в этот момент обогреватель работает в основном режиме. Выработанные газы передают свой температурный режим охлаждающей жидкости, а она уже благодаря циркуляции по подогревателю и мотору обогревает силовой агрегат.
  3. Когда температура предпускового подогревателя КАМАЗ достигнет 70-80°С рычаг нужно будет вернуть на уровень «Три». Данная манипуляция позволит перекрыть клапан на топливном патрубке, при этом не прекращать функционирование вентилятора. В итоге вращающий элемент полностью продует котел от остатков образовавшихся газов.
  4. Спустя 30 сек. нужно включить режим «Ноль», чтобы полностью закончить работу предпускового подогревателя. Завершающим этапом является перекрытие электромагнитного топливного клапана.

Предпусковой обогреватель считается источником высокой опасности. При неправильной эксплуатации или допущении оплошности во время установки именно данный прибор может стать первоочередной причиной возгорания.

В процессе работы подогревателя нужно находиться рядом и следить, чтобы не образовалось каких-либо утечек. В случае обнаружения протечки жидкости аппарат нужно моментально отключить и не использовать до момента решения проблемы.

Система облегчения пуска холодного двигателя КамАЗ 65115

В холодный период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного устройства или предпускового подогревателя . Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице.

Электрофакельное устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 5 до минус 20 °С.

Параметры Без применения ЭФУ С применением ЭФУ С предпусковым подогревателем
Предельная температура надежного пуска, °С, не выше минус 10 минус 22 минус 45
Время подготовки двигателя к принятию нагрузки, мин, не более 8 10 36
Вязкость (сорт) моторного масла, мм/с, (сСт) 4000 6000 зимнее, класс 8 ГОСТ 17479.1-85
Топливо по ГОСТ 305-82 дизельное "З" минус 35 дизельное "З" минус 45 дизельное "А"

Проверка работоспособности ЭФУ

  1. Проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на панели приборов в кабине ( см. рис. Панель приборов ) нажатием кнопки контроля.
  2. Определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной. лампы. Для первого включения ЭФУ оно должно быть:
    - при положительной температуре воздуха - 50..70 с;
    - при отрицательной температуре воздуха — 70—110 с.
    При повторном включении ЭФУ время до загорания контрольной лампы сокращается.
  3. Проверьте наличие факела пламени во впускных трубопроводах на ощупь, по нагреву коллекторов рядом со свечами. При отказе одной из свечей ЭФУ неработоспособно.

Предпусковой подогреватель модели 15.8106

Предпусковой подогреватель модели 15.8106 предназначен для разогрева холодного двигателя и автоматического поддержания теплового состояния двигателя и кабины, независимо от работы дизельного двигателя.

Эксплуатация подогревателя осуществляется при температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 65°С при относительной влажности до 80% при температуре 15°С.

  1. При пользовании подогревателем следует помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности могут послужить причиной пожара.
  2. Использование подогревателя при незаполненной системе охлаждения двигателя категорически запрещается.
  3. Запрещается включение подогревателя без топлива.
  4. Запрещается выключение подогревателя до окончания цикла продувки разрывом цепи электродвигателя вентилятора.
  5. При работающем подогревателе запрещается открывать горелку.
  6. Открывание горелки допускается только после отключения электропитания подогревателя и окончания цикла продувки, о чем свидетельствует остановка электродвигателей насоса и вентилятора. При закрывании горелки необходимо надежно затянуть гайки на откидных болтах.
  7. При частой езде по загрязненным дорогам необходимо регулярно прочищать патрубки поступления воздуха для горения и для выхода отработанных газов. В летнее время систему воздухозабора желательно закрыть.
  8. В местах заправки автомобиля топливом подогреватель должен быть отключен.
  9. При выполнении электросварочных работ на автомобиле необходимо разъединить шестиштекерную колодку на блоке управления подогревателя (для защиты электронного блока управления).
  10. "Минус" электропитания подогревателя должен непосредственно соединяться с минусовой клеммой аккумуляторной батареи, но не через выключатель "массы".
  11. Запрещается эксплуатация подогревателя с неисправностями, вызывающими пожарную опасность.
  12. Автомобиль, оборудованный подогревателем, должен иметь огнетушитель.
  13. Запрещается работа подогревателя в закрытых невентилируемых помещениях.
  14. После окончания работы закрыть топливный кран.

Технические характеристики предпускового подогревателя

Модель 15.8106-01
Теплопроизводительность кВт (ккал/ч) 11,6 (10000)
Топливо дизельное
Расход топлива, кг/ч 1,25
Номинальное напряжение, В 24
Рабочее напряжение, В 20-30
Потребляемая мощность (без насоса), Вт 70
Насос электрический циркуляционный мод.35.3730
Производительность насоса при противодавлении 0,015 МПа, л/час, не менее 1600
Номинальное напряжение, В 24
Потребляемая мощность, Вт, не более 46

Подогреватель устанавливается на передней поперечине рамы и состоит из теплообменника 19 ( рис. Предпусковой подогреватель ) и откидывающейся горелки.

Теплообменник сварной с "рубашкой", внутри которой циркулирует подогреваемая жидкость - теплоноситель. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания с завихрителем 20. На наружной трубе теплообменника приварены патрубки 24, 25 входа и выхода подогреваемой жидкости, патрубок 23 для выхода отработавших газов.

На теплообменнике под кожухом установлены термопредохранитель 29 и датчики температур 30 и 31, которые контролируют температуру жидкости в системе подогревателя и кабины автомобиля.

Датчик 30 контролирует температуру жидкости от (48±5)°С до (70±3)°С, датчик 31 - от (40±3)°С до (30±5)°С (поддерживает тепловой режим в кабине автомобиля).

Термопредохранитель отключает подогреватель при достижении максимально допустимой температуры жидкости в теплообменнике (103±5)°С (при выходе из строя датчика 30, отсутствия воды в системе и т.д.).

Горелка состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 15 и двух электродов зажигания 12. Горелка служит для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима подогреваемой среды.

Вентилятор с пластмассовой крыльчаткой и электродвигателем 2 постоянного тока предназначен для создания потока воздуха.

Топливный насос 8 шестеренный, предназначен для подачи топлива к форсунке под давлением. Привод насоса от электродвигателя 2 через зубчатую передачу 7. Форсунка 11 распыляет подаваемое топливо. Для повышения надежности работы форсунки перед распылителем устанавливается фильтр из спеченной бронзы.

Электромагнитный клапан 9 управляет подачей топлива от топливного насоса к форсунке по команде блока управления в зависимости от режимов работы подогревателя.

Индикатор пламени 15 установлен на диске 16 в непосредственной близости от форсунки и пламени и подает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая его.

Два электрода зажигания 12 расположены перед форсункой и обеспечивают розжиг подогревателя за счет искры между ними, образующейся при подаче высокого напряжения от источника 28 питания.

Горелка закреплена к теплообменнику откидными болтами и обеспечивает доступ к ее элементам при монтаже и обслуживании. Горелка защищена пластмассовым кожухом, на котором закреплен источник 28 высокого напряжения и всасывающий патрубок 3 для забора воздуха.

Установка электродов зажигания осуществляется по шаблону, как показано на рис. Установка электродов зажигания по шаблону .

Циркуляционный насос установлен на передней поперечине и предназначен для прокачивания охлаждающей жидкости через подогреватель.

Схема подключения подогревателя к системе охлаждения двигателя и отопления кабины ( см. рисунок ) позволяет оптимально использовать тепловую энергию подогревателя за счет создания различных контуров циркуляции теплоносителя.

При работе подогревателя топливо насосом подается под давлением форсунке. Излишки топлива от топливного насоса поступают снова в бачок подогревателя. Схема питания топливом подогревателя показана на рисунке.

Работа предпускового подогревателя

Электрическая схема управления подогревателем приведена на одноименном рисунке.

Для регулирования температуры жидкости в системе используется датчик температуры, установленный на теплообменнике.

Для управления работой подогревателя используется электронный таймер.

На лицевой панели таймера расположены:

  • органы управления таймера - кнопки "сброс", "подогрев", "таймер", "минуты", "часы", "индикация”;
  • цифровое табло;
  • индикаторы "подогрев" (зеленый), "таймер" (красный);
  • индикатор "нагрев форсунки" - красная точка в правом нижнем углу цифрового табло.

Порядок работы таймера:

  • таймер предварительно устанавливается в исходное состояние нажатием кнопки "сброс";
  • на цифровом табло таймера устанавливается с помощью кнопок "часы" и "минуты" число, равное интервалу времени (до 23 часов 59 минут), через который таймер должен включить подогреватель. Пуск таймера осуществляется нажатием кнопки "таймер", то есть момент нажатия этой кнопки является началом отсчета установленного интервала времени;
  • после пуска, таймер через установленный на табло интервал времени включит на (90+30) с нагреватель форсунки (для подогрева форсунки), а затем выдаст сигнал на включение подогревателя, время действия этого сигнала составляет (64+10) мин. На этом таймер завершает свой цикл работы, прекращает отсчет времени, на цифровом табло сохраняется значение интервала времени и значение отсчитанного времени. В таймере предусмотрен режим немедленного включения подогревателя (немедленной выдачи сигнала на включение подогревателя), осуществляемый нажатием кнопки "подогрев" - при этом таймер выдает сигнал на включение подогревателя независимо от того, в каком режиме до этого находился. Выключение подогревателя в этом случае осуществляется нажатием кнопки "сброс".
  • "подогрев" - загорается в момент начала работы подогревателя и гаснет при выключении подогревателя;
  • "нагрев форсунки" - загорается на время разогрева форсунки;
  • "таймер" - начинает мигать при нажатии на кнопку "таймер", (то есть в момент пуска таймера): мигание индикатора означает, что таймер ведет отсчет установленного на табло интервала времени. В момент выдачи таймером сигнала на включение подогревателя индикатор перестает мигать - горит постоянно в течение всего времени работы подогревателя. При несрабатывании одного из индикаторов таймера нажать кнопку "сброс". Определить причину отказа.

Работа цифрового табло:

  • при первичном подключении таймера к бортовой сети автомобиля цифровое табло включается на время (10+5) с и гаснет;
  • табло включается при нажатии на кнопку "индикация" и автоматически выключается (гаснет) через (10+5) с после отпускания этой кнопки;
  • кнопка "индикация" одновременно осуществляет также перевод цифрового табло в один из режимов работы: "отсчет" и "интервал" (на лицевой панели нанесена соответствующая маркировка).
    Режим "отсчет" - кнопка "индикация" нажата, на табло высвечивается время, прошедшее с момента пуска таймера.
    Режим "интервал" - кнопка "индикация" отпущена, на табло - установленный интервал времени;
  • установка интервала времени, через который таймер должен включить подогреватель, на цифровом табло производится в следующей последовательности: нажимается кнопка "сброс", с помощью кнопок "часы" и "минуты" (при нажатии на них включается табло, при опускании - выключается) устанавливается интервал времени.
    Нажатием кнопки "сброс" таймер возвращается в исходное состояние из любого режима.

Открыть топливный кран питания подогревателя.

Включение подогревателя производится при помощи таймера (в заранее установленное время или немедленно).

После разогрева форсунки, в случае, если контакты датчика температуры замкнуты (то есть, если температура жидкости ниже заданного предела), включаются электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора и загорается контрольная лампа, встроенная в выключатель. Примерно через 20 с автоматически включается высоковольтный источник напряжения и топливный электромагнитный клапан.

Между электродами появляется искра, топливо воспламеняется, после чего при устойчивом горении по сигналу индикатора пламени отключается высоковольтный источник.

Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет заданного значения, после чего контакты датчика разомкнутся, и топливный электромагнитный клапан обесточивается, подача топлива и горение прекращается.

В течение 150 с оба электродвигателя будут продолжать работать, по истечении этого времени электродвигатель вентилятора отключится, дальше будет работать только электродвигатель циркуляционного насоса, контрольная лампа продолжает гореть. При снижении температуры жидкости ниже заданного предела контакты датчика замкнутся и произойдет розжиг подогревателя, как было показано выше.

В случае, если в момент включения подогревателя контакты температурного датчика разомкнуты (температура жидкости выше заданного предела), включится только электродвигатель насоса и загорится контрольная лампа. Розжиг подогревателя произойдет при снижении температуры жидкости ниже заданного предела (см. выше).

Режим работы (если розжиг не произошел или прекратилось горение):

В случае, если при включении подогревателя либо при замыкании контактов датчиков температуры в процессе регулирования температуры жидкости розжиг не произойдет (например, из-за отсутствия топлива, из-за разомкнутого состояния контактов термопредохранителя (на теплообменнике), через 10 с после включения высоковольтного источника напряжения и клапана они автоматически выключатся, при этом лампа погаснет, а через 150 с выключатся электродвигатели насоса и вентилятора (полное отключение подогревателя).

В случае срыва пламени включается на 10 с высоковольтный источник и если розжиг не произойдет, подогреватель отключается в порядке, изложенном выше.

Для повторного включения подогревателя необходимо выключить его, нажав кнопку "сброс", а затем снова включить нажатием кнопки "подогрев" таймера.

Для выключения подогревателя необходимо нажать на кнопку "сброс" таймера. При этом погаснет контрольная лампа и выключится топливный клапан (горение прекращается), а через 150 с выключатся электродвигатели насоса и вентилятора (полное отключение подогревателя).

Закрыть топливный кран питания подогревателя.

Если температура жидкости превысит 103±5°С, что возможно в случае отказа датчика температуры, разомкнутся контакты термопредохранителя. При этом отключается топливный клапан и горение прекращается.

Необходимо определить и устранить причину дефекта и только после этого и остывания термопредохранителя до температуры примерно плюс 30°С замкнуть его контакты нажатием н кнопку, расположенную на корпусе термопредохранителя, и снова включить подогреватель выключателем.

Если при включенном состоянии контрольная лампа гаснет, то это указывает на неисправность подогревателя.

При включении подогревателя предусмотрены следующие блокировки его включения:

  • напряжение питания в цепи ниже 18 В: загорится контрольная лампа и включаются электродвигатели насоса и вентилятора, --по истечении 10 с лампа погаснет, а через 150 с выключатся электродвигатели (розжига не произойдет);
  • цепь электродвигателя насоса разомкнута: включится электродвигатель вентилятора, контрольная лампа не загорится и через 150 с электродвигатель вентилятора выключится (розжига не произойдет);
  • разомкнуты контакты термопредохранителя (в цепи питания обмотки топливного клапана): включаются электродвигатели и загорится лампа, через 20 с включится высоковольтный источник напряжения, но из-за отсутствия питания клапан не включится и розжиг не произойдет. После 10 с работы отключится высоковольтный источник.
    При пользовании подогревателем следует учитывать, что при принудительном выключении подогревателя или при неудавшемся розжиге контрольная лампа погаснет сразу и превратится горение, однако, выключение электродвигателей насоса и вентилятора произойдет только через 150 с, что обеспечивает охлаждение горелки и завихрителя.

В течение этого времени нельзя пытаться обесточить подогреватель (например, разъединением колодки пучка проводов подогревателя, так как это приведет к возрастанию температуры внутри подогревателя, что может вызвать, в частности, обгорание электропроводов внутри подогревателя, отказ индикатора пламени и коробление завихрителя.

Работа в режиме автоматического поддержания теплового состояния кабины

Для работы в режиме автоматического поддержания теплового состояния кабины необходимо включить выключатель массы, замок зажигания и переключатель электродвигателей отопителя кабины на низкую частоту вращения.

При пользовании подогревателем могут включаться и отключаться электродвигатели штатного отопителя кабины помимо автономного управления штатным клавишным переключателем.

Для управления включением электродвигателей отопителя используется датчик температуры, контакты которого замыкаются при температуре жидкости в системе плюс 40°С.

Указанный датчик установлен на теплообменнике подогревателя, а его контакты включены в цепь терморегулятора со встроенным реле.

Электродвигатели отопителя включаются не сразу при включении подогревателя, а только после замыкания контактов датчика температуры (плюс 40°С) и при включенном выключателе приборов и стартера.

Терморегулятор будет включать и выключать электродвигатели отопителя в зависимости от температуры воздуха в кабине. Работа самого подогревателя не зависит от состояния контактов данного датчика температуры и терморегулятора.

Зил -130

С правой стороны идет подача охлаждающей жидкости в подогреватель через помпу. Помпа крепится с правой стороны двигателя, там есть заглушка, в нее делаем штуцер и устанавливаем помпу для циркуляции охлаждающей жидкости. Самая простая помпа на 24 вольта, есть во всех магазинах.Смотрите фото.

Помпа https://zil-130-431410.ru/

Помпа https://zil-130-431410.ru/

Происходит разогрев и жидкость через верхний патрубок выходит по шлангам в блок двигателя в обе стороны его. Таким образом происходит циркуляция жидкости по кругу блока цилиндров. Смотрите фото.

блок цилиндров левая сторона

блок цилиндров левая сторона

Стоит уголок латунный и к нему подцеплен шланг идущий от ПЖД.

Правая сторона блока двигателя камаз

Правая сторона блока двигателя камаз

Так же стоит уголок в блоке и подцеплен шланг. С помощью помпы происходит циркуляция охлаждающей жидкости. Теперь смотрим как установил пульт управления ПЖД.

Пульт управления ПЖД

Пульт управления ПЖД

Пульт управления устанавливается в кабине автомобиля сверху панели приборов. На нем есть крепления, они крепятся болтами к панели приборов. В интернете есть инструкция, как пользоваться им.От него идет жгут с проводами до ПЖД. От пульта управления есть провода на питание.

Бачек под топливо

Бачек под топливо

Это бачек под омыватель лобового стекла. Я его сделал для топлива ПЖД. Установил в кабине машины, чтобы топливо меньше замерзало зимой. С завода топливный бачек идет железный и ставится снаружи автомобиля. Подачу топлива я сделал из обратки идущей с топливного основного бака. Смотрите фото.

Кран обратки топлива

Кран обратки топлива

Этот кран я закрываю и топливо подается в бачек стоящий в кабине автомобиля. Бак наполняется топливом при работающем двигателе. Так удобно и заливать в бачек не надо. Потом просто открыл кран и обратка пошла в бак.

Выпуск отработавших газов

Выпуск отработавших газов

Выпуск отработавших газов идет под поддон двигателя и греет масло двигателя. Сделал из обычной трубы, просто сварил как мне надо. Подвел к поддону двигателя. На этом все смотрите видео.

Читайте также: