Как утеплить ларгус своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Особенности утеплителей капота для Лады Ларгус

Довольно часто утепление капота Лады Ларгус вызывает неоднозначные мнения у её владельцев. Некоторые считают это пустой тратой времени и денег, другие же, наоборот, уверены, что качественная теплоизоляция приносит огромную пользу. Ведь быстрый запуск мотора и, соответственно, тёплый салон — это две самые приятные вещи, позволяющие беспроблемно передвигаться в зимний период.

Утепление подкапотного пространства

Автовладельцы хотят добиться качественной тепло- и шумоизоляции одновременно

Основные правила теплоизоляции

  1. Все необходимые расчёты проводятся исходя из конкретного вида утеплителя и модификации транспортного средства.
  2. Укладка утеплителя происходит при температуре воздуха выше +20 °C.
  3. Перед проведением укладки выбранного материала внутреннее подкапотное пространство очищается от пыли и грязи. В случае наличия ржавчины, его следует обработать так, если бы предстояла покраска.
  4. Перед непосредственной установкой утеплителя сначала готовится шаблон из бумаги, который накладывается на него с целью проверки точности будущего отреза.
  5. Следует проявить максимум внимания и аккуратности, поскольку снять теплоизоляционный материал без повреждений в случае ошибки не получится.

Виды теплоизоляционных материалов

Процедура теплоизоляции начинается с похода в специализированный магазин, где покупатель подбирает утеплитель капота для Лады Ларгус, точнее, материал для него. Кроме того, там можно приобрести и вспомогательные элементы, помогающие его зафиксировать — так называемые клипсы.

Утепленный капот Лады Ларгус

Войлок

Самым простым вариантом считается, безусловно, войлок, который стоит недорого и, несмотря на свой неэффектный внешний вид, изнашивается очень медленно. Однако его основным недостатком является то, что сегодня его купить практически нереально.

Полипропилен с фольгой

Он реализуется везде под торговым названием «Изолон». Стоит отметить, что этот материал не подвержен деформации даже при температуре -150 °C. Именно поэтому он легко адаптируется под выполнение поставленной задачи теплоизоляции внутреннего пространства автомобиля.

Пенополиэтилен

Такой утеплитель капота Ларгуса представляет собой самоклеящуюся плёнку с тремя слоями — клеевым, пенополиэтиленовым и ПВХ. Он не имеет фольги, поэтому задержкой тепла здесь «занимается» последний слой. Хотя многие автовладельцы указывают на то, что пенополиэтилен, скорее, поглощает звук, чем задерживает тепло.

СПЛЭН

Этот весьма распространённый материал считается универсальным, потому что в нём сочетаются функции утеплителя и шумоизолятора. Пористая структура и слой фольги сохраняет тепло, а дополнительные элементы — избавляют салон от посторонних звуков.

Материал для утепления капота

Технология утепления

  1. Вырезается выкройка под материал для утеплителя. Здесь можно воспользоваться не востребованным после ремонтных работ рулоном обоев.
  2. Посредством клипс кусок бумаги прикрепляется к подкапотному пространству и по его контуру подготавливается шаблон нужных размеров. Также параллельно фиксируются выступы под рёбра.
  3. Выкройка накладывается на заранее подготовленные куски теплоизоляционного материала. Чаще всего их несколько: от двух до трёх.
  4. Все вырезанные части склеиваются в одно целое.
  5. В готовом изделии делаются проколы для клипс, которые должны обязательно совпадать со всеми подкапотными отверстиями. Этими деталями фиксируется утеплитель, после чего лишнее отрезается ножом.

Вывод

Только должным образом утеплённый капот транспортного средства, в частности, Лады Ларгус, предоставит возможность комфортного передвижения. И это даже несмотря на самую холодную и морозную погоду, которая каждый год «балует» российских автовладельцев.

Особенности зимней эксплуатации

езда на ларгусе зимой


Холодное время года в России длится долго и предъявляет повышенные требования как к автомобилю, так и к его владельцу. В зоне риска оказывается ряд силовых узлов и, конечно, кузов, лакокрасочному покрытию и заводской антикоррозионной обработке которого предстоит пережить перепады температур плюс дорожную химию. А водителю необходимо дополнительное внимание обратить на безопасность вождения, этот сезон ошибок не прощает.

Примечание: данная статья применима к любой марке автомобиля

Пара трения «шина - асфальт» разрабатывалась специально под максимальное сцепление с поверхностью, по сути - была выведена искусственно, дабы обеспечить наилучший контакт колес с дорогой. А вот зимой асфальт запросто может быть покрыт снегом или льдом, а то и тем и другим одновременно. Коммунальные службы в крупных городах, разумеется, существуют, однако после резкого перепада температур (вчера дождь - сегодня мороз) или обильного снегопада они просто физически не в состоянии моментально очистить даже крупные городские артерии, не говоря уже о второстепенных дорогах. И подобные явления происходят чуть ли не каждую неделю, а то и каждый день. Как себя обезопасить?

Мировая шинная индустрия думает и о потребителе, и об уровне продаж, однако именно с зимней резиной даже у фаворитов рынка возникают определенные проблемы, и главная из них та, что, в каких именно условиях придется работать покрышке, ясно не до конца. Это могут быть чистый лёд или чистый асфальт, мокрый асфальт со льдом, укатанный снег, неукатанный снег и т.д. и т.п. Летней однозначности искусственного покрытия -асфальта более нет, так что приходится выкручиваться. Одинакового коэффициента сцепления добиться на всех видах зимней дороги даже самым продвинутым шинникам невозможно, посему и водителю необходимо быть начеку, несмотря на самые престижные и дорогие зимние покрышки.

Сейчас можно выбрать любую резину любого производителя - дефицита не существует, достаточно знать размерность, грузоподъемность и, конечно, количество купюр, которые вы готовы под это дело потратить. Вот тут и возникает масса вопросов. Особенно много проблем создает недобросовестная реклама, не отражающая истинного положения вещей. Есть ряд очевидных параметров, по которым зимняя покрышка должна отличаться от летней: крупные самоочищающиеся шашки протектора, наличие ламелей, мягкий состав для лучшего контакта и температурный коэффициент применения (резина не должна дубеть на морозе). Есть один момент, неизменно вызывающий ожесточённые споры как пользователей, так и шинников: «А нужны ли зимней резине шипы?» Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно - очень соблазнительно купить зимние покрышки без шипов: по ряду потребительских качеств они, безусловно, лучше, особенно по уровню комфорта и шума. Многие производители «липучек»» заявляют также о снижении тормозного пути на чистом асфальте но сравнению с шипами и даже. о замечательных качествах своих нешипованных покрышек на голом льду. Вот тут и кроется засада. Чистый лед - это такая субстанция, которой все равно, что в данный момент на ней находится: летняя резина, зимняя «липучка» или ваш любимый Timberland с толстой рифленой подошвой - достойного контакта не ждите. Верхний слой льда от трения превращается в воду, и
все, что не зацепилось механически, обречено на скольжение. Потому-то спортсмены зимой и не используют «липучку», им для ледяного кольца подавай шипы от 4 до 7 миллиметров. Гражданская резина, конечно, уступает боевой спортивной, тут шипы прячутся заподлицо, однако и ей есть чем зацепиться в пиковом случае. Возникает закономерный вопрос: а этот пиковый случай вообще настанет, если вы передвигаетесь в автомобиле по крупному городу, где трассы перманентно чистят? Может, нет, а может, и да. Возможно, вы будете десять лет ездить и радоваться жизни на «липучке», а возможно, уже завтра, попытавшись притормозить на светофоре, въедете в зад «семере» BMW. Лучше, конечно, перестраховаться, но вместе с некоторой толикой уверенности от шипов вы получите цоканье на низких скоростях и гул на высоких, причем тонально он будет меняться при смене темпа, и слегка непривычное поведение машины на чистом асфальте.

Ну и нельзя забывать про самый главный минус шипованных шин - канцерогенные вещества, которые выделяются в результате разрушающего воздействия шипов на асфальт. Фактически каждое колесо с шипами - это несколько десятков циркулярных пил, причем чем автомобиль мощнее, тем больше вреда для дорожного покрытия и окружающей среды. Уже подсчитано, что у всех транспортных средств класса Евро-4 и выше основным источником загрязнения являются именно шины, а не двигатель, но это касается обычной резины, от шипованной вред в десятки раз больше. Именно поэтому почти во всех цивилизованных странах, даже северных, шипы запрещены, вместо них нешипованная зимняя резина или всесезонная с допуском для зимней эксплуатации (таких моделей в последнее время появляется все больше) плюс в багажном отсеке - цепи на колеса для наиболее тяжелых условий, без них к заснеженным зимним дорогам даже приближаться запрещено. Пора бы и нам уже перенимать европейский опыт.

Систему обогрева зимой недооценить невозможно. По большому счету дело не столько в комфорте, сколько в безопасности. Если печка не работает, лучше вообще оставить машину в покое и отправляться по своим делам пешком, ну или открыть все окна, даже если снаружи трескучий мороз. Радостям вождения это не поспособствует, однако, если окна закрыть, стекла изнутри сначала запотеют, а потом и вовсе покроются непрозрачной коркой льда.

Причин плохого обдува или недостаточной температуры подаваемого воздуха может быть множество. Начинать, естественно, нужно от простого к сложному. Воздушная пробка - весьма распространенный случай, особенно если вы недавно меняли антифриз и не проследили за процессом. Ликвидировать ее получится довольно быстро, достаточно найти наклонную плоскость и загнать на нее автомобиль, если сами не сможете - сервисмены помогут, но проконтролировать процесс изгнания воздушного пузыря из системы лишним не будет.

За теплое время года автомобиль наверняка нахватался тополиного пуха, грязи из луж, осенних листьев, и вся эта масса может как затруднить всасывание воздуха на входе, так и забить сам радиатор печки. Сначала, конечно, смотрим, не забит ли воздуховод, но если нет. в большинстве автомобилей долезть до печки будет непросто.


У самых беспечных могут быть проблемы с постоянно открытым термостатом, на которые водитель летом внимания не обращал, а зря - температурный режим для ДВС крайне важен. Но зимой, особенно на скорости, даже бензиновый мотор может полностью остыть, и взять тепло печке будет просто неоткуда. Недурно также проверить электрический вентилятор - все ли скорости доступны - скоро они понадобятся. Обычно достаточно послушать сам вентилятор и оценить воздушный напор из воздуховодов при смене режимов. Рукава воздуховодов иногда могут соскочить. в общем, причин холода в салоне существует множество, в том числе и экзотических, лучше, конечно, привлечь к диагностике специалиста, если вы с таковым знакомы.

Ну и при желании можно время от времени, а лучше после каждой поездки, открывать двери автомобиля, выравнивая наружную и внутреннюю температуры и одновременно выгоняя лишнюю влагу. Нескольких минут вполне достаточно. У данного деяния есть существенный плюс - выйдя поутру или после работы к автомобилю, вы не обнаружите привычной наледи снаружи на стеклах, ну или она не будет столь толстой и монолитной - меньше скрести.

О дополнительной антикоррозионной обработке сказано немало слов, как хороших, так и не очень. Если говорить о «фирменном»» дилерском антикоре, это будет как раз второй случай. Обычно у подобных организаций нет ни специалистов, ни соответствующего оборудования, и работы производятся по привычной схеме тяп-ляп, с выставлением астрономической суммы клиенту. Однако есть и специальные центры дополнительной антикоррозионной обработки, располагающие всем необходимым. Как правило, подобные организации создаются на основе определенного бренда, выпускающего соответствующие составы, и используют только его. Центры, занимающиеся антикором профессионально, имеют все необходимое - новые, продвинутые смеси для покрытия, технологическую карту точек обработки скрытых полостей для каждой модели - в общем, все, что нужно. Единственным тонким моментом в данном сложном деле является то, что проконтролировать правильность и полноценность обработки или очень сложно, или невозможно вообще. А ведь человеческий фактор никто не отменял. Но в целом, если не нарушены правила и обработка кузова произведена но совести, это дело полезное, без всяких сомнений. Особенно если вспомнить, что бюджетные автомобили иногда сходят с конвейера уже с очагами коррозии, как правило, в точках сварки. Сохранить кузов - значит сохранить свои инвестиции, ведь именно кузов - самая дорогая часть автомобиля.

О новых технологиях покраски тончайшими слоями, причем водорастворимыми эмульсиями, гарантирующими защиту окружающей среды, сказано уже немало, и с этим ничего не поделаешь. Однако сколы и трещины эмали от температурных перепадов желательно вовремя обрабатывать, а позже подкрашивать, не доводя до вспучивания краски и дырок в металле. Желательно перед наступлением холодов провести ревизию по кузову, поскольку именно зимой коррозия покажет себя во всей красе, так что весной делать это, возможно, будет уже поздно.

О моторном масле информации было предостаточно, так что останавливаться на этом аспекте смысла, казалось бы, нет, если бы не одно но. Буквально недавно одна из компаний, занимающихся производством комплектующих для ДВС, заявила о том, что современные даунсайзинговые двигатели, перегруженные по показателям среднего эффективного давления, да еще и заправленные маловязкими «экологическими» маслами, в режиме холостого хода подвержены сильному износу, поскольку при низких оборотах масляный насос не создает необходимого давления, поэтому самые нагруженные пары трения - коренные и шатунные шейки коленвала с соответствующими вкладышами - работают не в режиме гидродинамического подшипника, а банально на трение. Так что прогревать подобные моторы на холостых оборотах смерти подобно. К классическим ДВС требования прежние - недолгий прогрев и дальнейшая эксплуатация, главное, приобретая масло к зиме, не перепутать циферки до и после «W». Именно первое число или цифра должны быть минимальными, поскольку определяют саму возможность холодного пуска при низких температурах.

Антифриз в автомобиле с исправной системой охлаждения - субстанция незаметная, поэтому автолюбители, особенно когда истек срок заводской гарантии, частенько о ней забывают, а зря. Расширительный бачок обычно покрывается изнутри продуктами распада охлаждающей жидкости, становится непрозрачным, и визуально обнаружить, сколько там на самом деле жидкости, представляется невозможным. Не исключено, что её там нет
совсем, да и в радиаторе осталась половина, что заставляет вентилятор охлаждения работать непрерывно. Случаи бывают разные - возможно, летом подтекали патрубки, менялся термостат и, уповая на теплое время года, взамен вылившегося антифриза доливалась вода, возможно, вы об этом даже не знаете, поскольку ремонт производился в автосервисе. Так что уровень и состав проконтролировать не вредно. Вспомните, когда вы меняли охлаждающую жидкость последний раз. А у нее ведь есть свой срок службы. Не приведи господь, если антифриз сильно разбавлен водой, в трескучие морозы лед вполне может повредить даже блок цилиндров, не говоря уже обо всем остальном. Контроль - основа безопасности, поэтому, если вы вдруг надумаете менять охлаждающую жидкость, проверьте се тип в руководстве по эксплуатации и ориентируйтесь лишь на него. Цвет продукта в данном случае не имеет значения, поскольку каждый производитель рабочих жидкостей для автомобиля окрашивает их разными химическими составами, руководствуясь, видимо, собственными понятиями о прекрасном, единого стандарта но цветам нет.

И напоследок совершенно очевидная рекомендация - проверка аккумулятора. Все всё знают, однако именно в холода штатная батарея пройдет жесткие испытания своей работоспособности. А если не пройдет - придется идти пешком. При отрицательных температурах даже современные аккумуляторы здорово теряют ёмкость, так что, постояв ночь на морозе, машина может банально не завестись, если батарея недозаряжена или её срок службы (обычно четыре-пять лет) уже подошел к концу. Из вышеизложенного плавно вытекает еще один сопутствующий момент - система зажигания. Ныне уже нет частично исправных систем, она либо исправна, либо нет, поскольку Motronic предполагает единый модуль впрыска и зажигания, и для такой схемы неприятность зимой могут доставить лишь свечи, а уж причин для их плохой работы предостаточно: обгоревшие от долгой и плодотворной работы электроды (увеличенный зазор), добавки в топливе, отложившиеся на электродах и пускающие искру мимо, переобогащенная смесь, масло в камере сгорания. Если летом с пуском мотора затруднений не было, то зимой они запросто могут появиться, поскольку аккумулятор, частично потерявший ёмкость на морозе, может и не выдать искру нужной мощности. Поэтому проверка свечей также не повредит.

И последнее. Сейчас появились аккумуляторные батареи нового типа - AGM и гелевые. По местам крепления вроде подходят любому автомобилю, но напряжению в бортовой сети тоже, но обещают характеристики, превосходящие аналогичные у обычных батарей в несколько раз. Заманчиво, особенно на зиму. Правда, и цена отличается тоже существенно, но если очень хочется. и тут надо отдавать себе отчет, что, если в руководстве к вашему авто не прописаны подобные аккумуляторы, ставить их на машину не имеет смысла» поскольку в стандартной сети эти дорогущие батареи попросту быстро умрут от перепадов напряжения, под них нужна другая бортовая сеть, и это стоит помнить, как и то, что продавцу в магазине выгодно продать именно дорогой товар, а не дешевый.

В общем, зима проблем автомобилистам подкидывает каждый год, и по мере развития техники их не становится больше, просто некоторые становятся менее актуальными, но появляются новые. Например, с появлением антифризов отпала необходимость каждый вечер сливать воду из системы охлаждения и утром заливать ее заново, также в сильные морозы теперь не надо снимать и относить в теплое помещение батареи. Но при этом современные как дизельные, так и бензиновые турбомоторы в городских условиях не прогреваются без дополнительных систем. (В. Кузьменко, Автокомпоненты)

Причины и особенности использования утеплителя капота для Лада Ларгус

Утеплитель для капота устанавливается на большинство современных автомобилей. Зачем это и что делать, если у вас его нет, мы поговорим в нашей статье.

Зачем используется утеплитель?

Причины и особенности использования утеплителя капота для Лада Ларгус

  • Шумоизоляция;
  • Холодный запуск двигателя.

Первая причина заключается в том, что когда вы установите утеплитель для капота, то шумы от работы двигателя будут меньше попадать наружу и в салон, а соответственно это повысит ваш комфорт во время передвижения.

Утеплитель своими руками

Утеплитель капота

Если вы решили поставить на Ладу Ларгус эту деталь, то вы столкнетесь перед выбором: приобрести уже готовое изделие или сделать его самостоятельно. Стоимость его небольшая и в продаже можно найти вариант конкретно под вашу марку и модель автомобиля. Однако можно сэкономить и сделать все самостоятельно, причем это не займет много времени и усилий.

Утеплитель для капота лучше всего делать из войлока, ведь этот материал обладает отличными теплоизоляционными характеристиками. К тому же он будет служить шумоизоляцией. Однако на сегодняшний день найти его непросто и дорого, поэтому можно использовать альтернативу. Например, это может быть пенополипропилен с фольгой. Зимой он будет сохранять тепло в моторном отсеке, и упрощать работу двигателя при запуске.

Итак, после того как материал будет куплен, переходим непосредственно к работе. Для этого делаем пометки в виде контура капота на листе изоляционного материала и вырезаем его. Для крепления на капот лучше всего использовать клипсы из пластика, ведь их конструкция предполагает легкий демонтаж при необходимости. Например, летом нужен усиленное охлаждение и утеплитель можно будет снять с Ларгус.

Lada Largus термоизоляция грузового отсека под классификацию FNA

Утепление кузова сэндвич панелями, температурный режим 0. +10С

Лада Ларгус изотермический фургон

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Для боковых дверей мы разработали изотермические накладки, надежно теплоизолирующие кузов. Накладки не ложатся на заводской уплотнитель двери, но при этом закрывают поверхность полностью. Утеплитель накладки пенополиуретан.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Сокращение объема кузова минимальное, покрытие пола алюминиевое

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Накладки задних дверей, так же особой сложной формы, позволяющей защитить двери от проникновения тепла. Правая дверь оснащена центральным нащельником перекрывающим центральный уплотнитель при закрытии.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Объем фургона немного сокращают колесные арки выступающие внутрь кузова, однако учитывая сочетание грузоподъемности и общего объема, Лада Ларгус является одним из самых выгодных предложений на рынке малых изотермических фургонов.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Для доступа к болтам задних амортизационных стоек, в теплоизоляции колесных арок сделаны специальные лючки. Поэтому при обслуживании автомобиля проблем не возникает.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Как можно видеть в полу сделан вырез для болта запасного колеса. На правой двери имеется специальный нижний выступ прикрывающий при закрытии этот болт. Соответственно утечек холода в этом месте не будет.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Наличие распашных задних и боковой дверей, делают этот фургон крайне удобным при городской развозке.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Как писалось ранее, при закрытии дверей не утепленных мест не остается, а центральный уплотнитель прикрыт специальным нащельником.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Проем боковой двери оснащен вторым контуром уплотнения исключающим утечки холода.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

На фургон установлен холодильный агрегат Zanotti

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Пульт управления рефрижератором

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, установка рефрижератора

Готовые рефрижераторы LADA LARGUS

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Лада Ларгус изотермический фургон

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Для боковых дверей мы разработали изотермические накладки, надежно теплоизолирующие кузов. Накладки не ложатся на заводской уплотнитель двери, но при этом закрывают поверхность полностью. Утеплитель накладки пенополиуретан.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Сокращение объема кузова минимальное, покрытие пола абразивное, наливное.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Накладки задних дверей, так же особой сложной формы, позволяющей защитить двери от проникновения тепла. Правая дверь оснащена центральным нащельником перекрывающим центральный уплотнитель при закрытии.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Объем фургона сокращают колесные арки выступающие внутрь кузова, однако учитывая сочетание грузоподъемности и общего объема, Лада Ларгус является одним из самых выгодных предложений на рынке малых изотермических фургонов.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Для доступа к болтам задних амортизационных стоек, в теплоизоляции колесных арок сделаны специальные лючки. Поэтому при обслуживании автомобиля проблем не возникает.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Как можно видеть в полу сделан вырез для болта запасного колеса. На правой двери имеется специальный нижний выступ прикрывающий при закрытии этот болт. Соответственно утечек холода в этом месте не будет.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Наличие распашных задних и двух боковых дверей, делают этот фургон крайне удобным при городской развозке.

Фургон изотермический, утепленный Лада Ларгус, подготовлен под установку рефрижератора

Как писалось ранее, при закрытии дверей не утепленных мест практически не остается, а центральный уплотнитель прикрыт специальным нащельником.

Утепление радиатора лада ларгус своими руками

Сезон серьезных морозов известен автомобилистам не только по Новому году и Рождеству, но и по наличию определенных проблем, связанных с эксплуатацией личного транспорта. Здесь важно не только вовремя подготовить комплект зимней резины и аккумулятор, но и принять меры для организации оптимального температурного режима силовой установки. Использование авторадиатора – один из способов добиться таких условий, причем, доступный как в плане подготовки, так и реализации.

Смысл: можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой и для чего это делать?

  • Ограждение сот препятствует потокам холодного воздуха, который не позволяет нагреться охлаждающей жидкости до рабочей температуры.
  • На непродолжительной стоянке мотор будет немного дольше остывать.
  • При запуске двигатель быстрее нагревается.

Немного теории

На машинах, где нет ЭБУ, а функции охлаждения производятся механически благодаря ременной передаче и вентилятору. Такая система чрезвычайно зависима от оборотов силового агрегата. На практике такое охлаждение не всегда эффективно летом, а в зимнее время мешает мотору прогреться при атмосферных температурах ниже -25°C.


В подобных случаях вопроса, можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой, практически не возникает. Дело в том, что при такой температуре даже с выключенным вентилятором нагреть ОЖ крайне сложно, не говоря уже о движении с набегающими потоками холодного воздуха. Поэтому шоферы стареньких авто предпочитают прикрыть радиаторную решетку картонкой.
На более современных авто присутствует вискомуфта, регулирующая работу вентилятора. Такая система весьма эффективна на всех температурных режимах. В зимний период вентилятор практически не включается. Но здесь важно учитывать среднюю температуру в вашем регионе. Если она часто опускается ниже -20°C, то картонка не помешает и в современной машине. В паре с утеплением двигателя такая мера поможет быстро привести авто в рабочее состояние.

Легенды и мифы

Справедливости ради, нужно отметить, что в среде автолюбителей зимняя модернизация системы охлаждения является чуть ли не универсальной панацеей. Некоторые из мифов довольно популярны:

  • Возможность снизить расход горючего на 25% при помощи утеплителей – маркетинговый ход производителей утеплительной продукции. В действительности экономия, конечно, есть, но ее процент завышен, потому что это происходит за счет быстрого прогрева двигателя в зимний период.
  • Теплоизоляция радиатора значительно облегчит утренний запуск силового агрегата в лютый мороз. Это мнение справедливо, когда машина, отстояв 2-3 часа и сохранив часть тепла, заведется проще и быстрее. Другое дело, если авто простояло всю ночь на морозе, в таком случае влияние наличия утеплителя на запуск минимально.

Теплозащита: чем закрыть радиатор охлаждения автомобиля на зиму и фото реализованных проектов

Как уже упоминалось, определенная часть автовладельцев абсолютно не парится и ставят перед радиаторными сотами обычную картонку, вырезанную по определенному размеру. Метод прост и практически не требует никаких вложений – достаточно надежно закрепить деталь тюнинга. Но, такая картина возможна по причине банального незнания других вариантов, поэтому есть смысл рассмотреть их подробнее.

Заводские комплекты

Автовладельцы, знающие ответ на вопрос, можно ли закрывать радиатор охлаждения автомобиля зимой, советуют заглянуть в магазины автозапчастей. Здесь встречаются готовые комплекты для подготовки авто к холодам, состоящие из утеплителей мотора и радиаторных сот. Несомненное преимущество такого варианта выражается в следующих пунктах:

  1. Нет необходимости искать материал для изделий.
  2. Не нужно делать выкройку и подгонять утеплитель.
  3. Комплекты выпускаются под определенную модель.



Стоимость комплектов стартует от 3 000 рублей. В него входят утеплители для мотора и радиатора. В случае, когда двигатель утеплять не нужно, то можно приобрести только заслонку на радиатор. Их стоимость находится в пределах 500-700 рублей, хотя цена на некоторые фирменные образцы (например, Tammers) доходит до 3 500 рублей. На нижнюю часть бампера выпускаются щитки из пластика.
Большая часть недорогих комплектов имеют низкие теплоизоляционные характеристики, поэтому некоторые автомобилисты стараются самостоятельно сделать эффективные аналоги. И, нужно признать, делают это небезуспешно.

Рукодельные изделия



Уже упоминалось, что самый элементарный способ защитить радиатор от потоков холодного ветра – поставить простую картонку. Но настоящие эстеты, конечно, возмутятся от такого предложения. Одни примутся искать заводские изделия, а у кого руки из правильного места, те сделают себе эксклюзивный вариант самостоятельно. Опытные автолюбители делятся опытом и чем закрыть на зиму радиатор своего автомобиля на фото, где показаны способы реализации. Сложность исполнения каждый определяет себе сам:

  • Самое простое решение реализуется при помощи фольгированного полипропилена, который вырезается по форме радиаторной решетки и крепится кабельными хомутами. Использовать войлочный материал нежелательно, так как он впитывает горюче-смазочные вещества и склонен к воспламенению.
  • Более сложный способ включает дополнительное изготовление чехла из дермантина или искусственной кожи. Трудность реализации компенсируется высокой декоративной составляющей, которая может стать изюминкой декора машины.

Радиаторные решетки с горизонтальными ребрами хорошо закрываются при помощи утеплителя для труб. Чаще всего достаточно всего две двухметровые трубки диаметром 34 и 52 мм. Такой комплект обойдется в сумму всего 150-200 рублей.


Утеплитель необходимо порезать на куски определенной длины и сделать поперечные прорези в местах, где находятся усилительные перемычки решетки. Конструкция вставляется в распор между ребрами, и при необходимости крепится хомутами. Использование такого варианта теплоизоляции оправдано при температуре ниже -15°C, поскольку такие трубки имеют внушительную толщину, что может привести к перегреву охлаждающей жидкости.

Наконец, руки дошли до утепления решетки радиатора. Хотя, три зимы без этого отлично проездила.
Понадобился фольгированный изолон и хомуты. Немного терпения и сноровки…и всё получилось. Правда, долговечно ли это — покажет время))))
Сделала из газет шаблоны/вырезала изолон по размерам/потом самое кропотливое — закрепляла на сотах решетки.
Может, есть более простой вариант этого действа… В Шниве просто картон просовывал изнутри. Здесь не получается. Нет места ))))

П.С. При -12 явно перебор с таким утеплением. Надо было зазоры оставлять . Думаю открыть среднюю решетку.Салон прогрелся намного быстрее, но потом как-то запах в салон пошел. Гретых агрегатов. Но перегрева не было. Думаю, сниму немного, чтобы было отверстие для обдува)))) Перестаралась))))

Утепление кузова сэндвич панелями, температурный режим 0. +10С

Лада Ларгус изотермический фургон


Для боковых дверей мы разработали изотермические накладки, надежно теплоизолирующие кузов. Накладки не ложатся на заводской уплотнитель двери, но при этом закрывают поверхность полностью. Утеплитель накладки пенополиуретан.


Сокращение объема кузова минимальное, покрытие пола абразивное, наливное.


Накладки задних дверей, так же особой сложной формы, позволяющей защитить двери от проникновения тепла. Правая дверь оснащена центральным нащельником перекрывающим центральный уплотнитель при закрытии.


Объем фургона сокращают колесные арки выступающие внутрь кузова, однако учитывая сочетание грузоподъемности и общего объема, Лада Ларгус является одним из самых выгодных предложений на рынке малых изотермических фургонов.


Для доступа к болтам задних амортизационных стоек, в теплоизоляции колесных арок сделаны специальные лючки. Поэтому при обслуживании автомобиля проблем не возникает.


Как можно видеть в полу сделан вырез для болта запасного колеса. На правой двери имеется специальный нижний выступ прикрывающий при закрытии этот болт. Соответственно утечек холода в этом месте не будет.


Наличие распашных задних и двух боковых дверей, делают этот фургон крайне удобным при городской развозке.


Как писалось ранее, при закрытии дверей не утепленных мест практически не остается, а центральный уплотнитель прикрыт специальным нащельником.

Лада ларгус установка дополнительной печки

Лада Largus Larik077 › Бортжурнал › Печка сссссука…

Всем привет!
Как вы думаете, когда может на_бнуться печка в авто? Конечно же когда настали очень холодные дни за зиму.
Вообще ничего не предвещало неприятностей. С утра нужно было отвезти людей в соседний город.

Проснулся, поставил на автозапуск, спокойно собрался, вышел, сажусь в машину и … Тачка прогрета, кроме салона, поворачиваю переключатель печки, ноль реакции во всех положениях. На улице дубак, особо ничего не предпримешь. Дотянулся до фишки, Попробовал пошевелить ее, ничего не изменилось.

До выезда 10 минут, позвонил людям, объяснил ситуацию, сказали искать другое авто не вариант, поедем как есть. Ладно ехать недалеко, 50 км.
В итоге стекла изнутри моментально стали замерзать.

Когда в авто залезло 7 человек, видимость стала совсем херовая. Спасало только то что двигатель уже был прогрет и по центру стекла внизу не замерзало небольшое пространство. Через него и приходилось смотреть.

Доехали норм, не считая того, что все задубели. Было воскресенье конечно же, когда ещё это могло случиться). Пришлось искать электриков, которые работают в такой день. Их оказалось немного. По телефону все как один спрашивали пробег, после этого однозначно говорили, что помер мотор отопителя печки… Цены по замене озвучивались от 1200 до 4000р. Своего гаража нет, чтобы заехать и глянуть, да и не электрик я. В итоге записался к самому адекватному ценнику в 1200р.

К тому времени вышло солнце и хотя бы стекла снаружи растаяли.
Пока электрик доделывал машину до меня, я объехал пару магазинов, мотор отопителя от 3500 Лузар, 7400 ЛШ (оригинал со слов продавца), до 21900р у ОД (позвонил чисто ради интереса). Взял Лузар и сразу обговорил возможность возврата, в случае если не пригодится.

Дождался своей очереди, загнали машину, проверяем мотор отопителя, все отлично, работает… Ладно проверил до того как снял. Начал смотреть дальше, оказалось проблема все таки в фишке… Пропала масса, плюс есть, минуса нет… Было озвучено, что чтобы найти причину, надо снимать панель, разбор/сбор панели 4 косаря и по времени около 4-5 часов.
Конечно же я не согласился, в итоге нашли временное решение, кинул соплю.
Надеюсь временное не превратится в постоянное, и до тепла докатаюсь. Проездил несколько дней, пока все норм.
Мотор отопителя вернул благополучно.

Хоть и подвёл меня этот засранец, но чистым он все таки должен выглядеть как можно чаще)
Заехал на самообслужку, тщательно помыл,

Утепление радиатора лада ларгус своими руками

Обзор зимних накладок для решетки радиатора Лада Ларгус

Один из популярных аксессуаров, который устанавливается исключительно в зимний период является пластиковая заглушка для решетки радиатора (аналог «картонки»). Установка осуществляется в штатную решетку за счёт специальных фиксаторов. Рассмотрим, какие готовые решения уже есть для Lada Largus, а какие находятся в разработке.

Назначение глухих заглушек радиатора:

  • защищают радиатор от встречного холодного воздуха (особенно на трассе), что ускоряет прогрев двигателя и увеличивает эффективность отопителя.
  • Защита радиатора от грязи и соли на зимних дорогах

Опрос АвтоВАЗа

АвтоВАЗ постоянно работает над улучшением качества продукции и старается учитывать все пожелания и замечания клиентов. С этой целью в официальной группе LADA в ВК появился опрос. В компании интересуются: «приобрели бы Вы быстросъемные экраны радиаторной решетки, применяемые в зимний период, на свой LADA Largus?». Опрос найдете в конце статьи.

Не исключено, что после проведения опроса подобный аксессуар появится в продаже.

Оригинальные аксессуары

В настоящее время среди оригинальных аксессуаров Lada Largus есть только похожие экраны решетки радиатора:

  • Рамка защиты радиатора (предназначена для защиты радиатора автомобиля от попадания посторонних предметов). Стоимость 1 504 рубля.
  • Накладка на решетку радиатора из нержавеющей стали диаметром 10мм (состоит из двух частей: верх и низ). Цена комплекта около 10 000 рублей




Неоригинальные аксессуары

Утеплить моторный отсек можно при помощи накладок, которые предлагают сторонние производители:

  • Защита решетки радиатора Strelka (состоит из двух частей: верх и низ). Стоимость комплекта около 1200 рублей.
  • Заглушки решетки радиатора ЩИТ (состоит из двух частей: верх и низ). Цена комплекта около 900 рублей.
  • Заглушка решетки радиатора Барьер (только нижняя часть). Стоимость 450 рублей (без покраски).




Кстати, а вы знаете, что защиту радиатора на Лада Ларгус можно установить самостоятельно?

Напомним, АвтоВАЗ уже не первый раз интересуется мнением автолюбителей. Ранее проводились опросы на темы:

Утепление радиатора лада ларгус своими руками

Чтоб не мерзнуть зимой под -50 и не угробить машину надо правильно утеплятся
1. надо закатать перед чтоб ни одной щели не было. Картонку перед радиатором не обязательно надо ставить, тк перед и так закрыт. Наоборот надо убрать, что при срабатывании вентилятора не мешал потоку воздуха

2. Накрыть двигатель автоодеялом или войлоком. Я использовал войлок, тк достался по халяве)))

3. Натянуть низ брезентом, чтоб двигатель не продувало с низу и не мерз вакуумный усилитель тормоза…

4. Поставить второе лобовое стекло и боковые.

5. Убрать забор воздуха двигателя с наружи, тк при заборе холодного воздуха есть риск обмерзания сапуна. А при замерших сапунах масло будет выдавливать через сальники, прокладки, шуп те со всех щелей. И сделать забор воздуха из подкапотного пространства.

Закрыть решётку радиатора на зиму Лада Ларгус,зимняя заглушка решетки радиатора Лада Ларгус Кросс

Делаем шумоизоляцию (утепляем) двери Ларгуса

Тишина воцарится в Лада Ларгус и будет усиливаться с каждым слоем, который клеим на обнаженный кузов

Зимняя заглушка радиатора для автомобиля Лада Ларгус и Лада Ларгус Кросс

Холодно ли в Ларгусе зимой?

Утеплитель капота лада Ларгус , Рено Логан

Подготовка машины к зиме Лада Ларгус(щедрый)

Лада Ларгус Утеплитель радиатора оригинальный

Техничка для СПЕЦА из Ларгуса. Делаем САМИ.

Причина плохой работы печки на Рено Логан, Сандеро, Дастер, Ларгус

Наконец, руки дошли до утепления решетки радиатора. Хотя, три зимы без этого отлично проездила.
Понадобился фольгированный изолон и хомуты. Немного терпения и сноровки…и всё получилось. Правда, долговечно ли это — покажет время))))
Сделала из газет шаблоны/вырезала изолон по размерам/потом самое кропотливое — закрепляла на сотах решетки.
Может, есть более простой вариант этого действа… В Шниве просто картон просовывал изнутри. Здесь не получается. Нет места ))))

П.С. При -12 явно перебор с таким утеплением. Надо было зазоры оставлять . Думаю открыть среднюю решетку.Салон прогрелся намного быстрее, но потом как-то запах в салон пошел. Гретых агрегатов. Но перегрева не было. Думаю, сниму немного, чтобы было отверстие для обдува)))) Перестаралась))))

Утепление радиатора лада ларгус своими руками

Сезон серьезных морозов известен автомобилистам не только по Новому году и Рождеству, но и по наличию определенных проблем, связанных с эксплуатацией личного транспорта. Здесь важно не только вовремя подготовить комплект зимней резины и аккумулятор, но и принять меры для организации оптимального температурного режима силовой установки. Использование авторадиатора – один из способов добиться таких условий, причем, доступный как в плане подготовки, так и реализации.

Смысл: можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой и для чего это делать?

  • Ограждение сот препятствует потокам холодного воздуха, который не позволяет нагреться охлаждающей жидкости до рабочей температуры.
  • На непродолжительной стоянке мотор будет немного дольше остывать.
  • При запуске двигатель быстрее нагревается.

Немного теории

На машинах, где нет ЭБУ, а функции охлаждения производятся механически благодаря ременной передаче и вентилятору. Такая система чрезвычайно зависима от оборотов силового агрегата. На практике такое охлаждение не всегда эффективно летом, а в зимнее время мешает мотору прогреться при атмосферных температурах ниже -25°C.


В подобных случаях вопроса, можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой, практически не возникает. Дело в том, что при такой температуре даже с выключенным вентилятором нагреть ОЖ крайне сложно, не говоря уже о движении с набегающими потоками холодного воздуха. Поэтому шоферы стареньких авто предпочитают прикрыть радиаторную решетку картонкой.
На более современных авто присутствует вискомуфта, регулирующая работу вентилятора. Такая система весьма эффективна на всех температурных режимах. В зимний период вентилятор практически не включается. Но здесь важно учитывать среднюю температуру в вашем регионе. Если она часто опускается ниже -20°C, то картонка не помешает и в современной машине. В паре с утеплением двигателя такая мера поможет быстро привести авто в рабочее состояние.

Легенды и мифы

Справедливости ради, нужно отметить, что в среде автолюбителей зимняя модернизация системы охлаждения является чуть ли не универсальной панацеей. Некоторые из мифов довольно популярны:

  • Возможность снизить расход горючего на 25% при помощи утеплителей – маркетинговый ход производителей утеплительной продукции. В действительности экономия, конечно, есть, но ее процент завышен, потому что это происходит за счет быстрого прогрева двигателя в зимний период.
  • Теплоизоляция радиатора значительно облегчит утренний запуск силового агрегата в лютый мороз. Это мнение справедливо, когда машина, отстояв 2-3 часа и сохранив часть тепла, заведется проще и быстрее. Другое дело, если авто простояло всю ночь на морозе, в таком случае влияние наличия утеплителя на запуск минимально.

Теплозащита: чем закрыть радиатор охлаждения автомобиля на зиму и фото реализованных проектов

Как уже упоминалось, определенная часть автовладельцев абсолютно не парится и ставят перед радиаторными сотами обычную картонку, вырезанную по определенному размеру. Метод прост и практически не требует никаких вложений – достаточно надежно закрепить деталь тюнинга. Но, такая картина возможна по причине банального незнания других вариантов, поэтому есть смысл рассмотреть их подробнее.

Заводские комплекты

Автовладельцы, знающие ответ на вопрос, можно ли закрывать радиатор охлаждения автомобиля зимой, советуют заглянуть в магазины автозапчастей. Здесь встречаются готовые комплекты для подготовки авто к холодам, состоящие из утеплителей мотора и радиаторных сот. Несомненное преимущество такого варианта выражается в следующих пунктах:

  1. Нет необходимости искать материал для изделий.
  2. Не нужно делать выкройку и подгонять утеплитель.
  3. Комплекты выпускаются под определенную модель.



Стоимость комплектов стартует от 3 000 рублей. В него входят утеплители для мотора и радиатора. В случае, когда двигатель утеплять не нужно, то можно приобрести только заслонку на радиатор. Их стоимость находится в пределах 500-700 рублей, хотя цена на некоторые фирменные образцы (например, Tammers) доходит до 3 500 рублей. На нижнюю часть бампера выпускаются щитки из пластика.
Большая часть недорогих комплектов имеют низкие теплоизоляционные характеристики, поэтому некоторые автомобилисты стараются самостоятельно сделать эффективные аналоги. И, нужно признать, делают это небезуспешно.

Рукодельные изделия



Уже упоминалось, что самый элементарный способ защитить радиатор от потоков холодного ветра – поставить простую картонку. Но настоящие эстеты, конечно, возмутятся от такого предложения. Одни примутся искать заводские изделия, а у кого руки из правильного места, те сделают себе эксклюзивный вариант самостоятельно. Опытные автолюбители делятся опытом и чем закрыть на зиму радиатор своего автомобиля на фото, где показаны способы реализации. Сложность исполнения каждый определяет себе сам:

  • Самое простое решение реализуется при помощи фольгированного полипропилена, который вырезается по форме радиаторной решетки и крепится кабельными хомутами. Использовать войлочный материал нежелательно, так как он впитывает горюче-смазочные вещества и склонен к воспламенению.
  • Более сложный способ включает дополнительное изготовление чехла из дермантина или искусственной кожи. Трудность реализации компенсируется высокой декоративной составляющей, которая может стать изюминкой декора машины.

Радиаторные решетки с горизонтальными ребрами хорошо закрываются при помощи утеплителя для труб. Чаще всего достаточно всего две двухметровые трубки диаметром 34 и 52 мм. Такой комплект обойдется в сумму всего 150-200 рублей.


Утеплитель необходимо порезать на куски определенной длины и сделать поперечные прорези в местах, где находятся усилительные перемычки решетки. Конструкция вставляется в распор между ребрами, и при необходимости крепится хомутами. Использование такого варианта теплоизоляции оправдано при температуре ниже -15°C, поскольку такие трубки имеют внушительную толщину, что может привести к перегреву охлаждающей жидкости.

Наконец, руки дошли до утепления решетки радиатора. Хотя, три зимы без этого отлично проездила.
Понадобился фольгированный изолон и хомуты. Немного терпения и сноровки…и всё получилось. Правда, долговечно ли это — покажет время))))
Сделала из газет шаблоны/вырезала изолон по размерам/потом самое кропотливое — закрепляла на сотах решетки.
Может, есть более простой вариант этого действа… В Шниве просто картон просовывал изнутри. Здесь не получается. Нет места ))))

П.С. При -12 явно перебор с таким утеплением. Надо было зазоры оставлять . Думаю открыть среднюю решетку.Салон прогрелся намного быстрее, но потом как-то запах в салон пошел. Гретых агрегатов. Но перегрева не было. Думаю, сниму немного, чтобы было отверстие для обдува)))) Перестаралась))))

Утепление кузова сэндвич панелями, температурный режим 0. +10С

Лада Ларгус изотермический фургон


Для боковых дверей мы разработали изотермические накладки, надежно теплоизолирующие кузов. Накладки не ложатся на заводской уплотнитель двери, но при этом закрывают поверхность полностью. Утеплитель накладки пенополиуретан.


Сокращение объема кузова минимальное, покрытие пола абразивное, наливное.


Накладки задних дверей, так же особой сложной формы, позволяющей защитить двери от проникновения тепла. Правая дверь оснащена центральным нащельником перекрывающим центральный уплотнитель при закрытии.


Объем фургона сокращают колесные арки выступающие внутрь кузова, однако учитывая сочетание грузоподъемности и общего объема, Лада Ларгус является одним из самых выгодных предложений на рынке малых изотермических фургонов.


Для доступа к болтам задних амортизационных стоек, в теплоизоляции колесных арок сделаны специальные лючки. Поэтому при обслуживании автомобиля проблем не возникает.


Как можно видеть в полу сделан вырез для болта запасного колеса. На правой двери имеется специальный нижний выступ прикрывающий при закрытии этот болт. Соответственно утечек холода в этом месте не будет.


Наличие распашных задних и двух боковых дверей, делают этот фургон крайне удобным при городской развозке.


Как писалось ранее, при закрытии дверей не утепленных мест практически не остается, а центральный уплотнитель прикрыт специальным нащельником.

Причины и особенности использования утеплителя капота для Лада Ларгус

Утеплитель для капота устанавливается на большинство современных автомобилей. Зачем это и что делать, если у вас его нет, мы поговорим в нашей статье.

Зачем используется утеплитель?


Утеплитель для капота — это очень важная вещь, которая помогает вам использовать автомобиль Ларгус с комфортом и без проблем. Установить этот элемент необходимо по таким причинам:

  • Шумоизоляция;
  • Холодный запуск двигателя.

Первая причина заключается в том, что когда вы установите утеплитель для капота, то шумы от работы двигателя будут меньше попадать наружу и в салон, а соответственно это повысит ваш комфорт во время передвижения.

Но это не самое основное. Большое количество людей сталкиваются с тем, что зимой запустить двигатель сложно, а на дизельных авто иногда невозможно, ведь топливо может просто-напросто замерзнуть. Для этого приходится создавать такие условия, чтобы мотор находился относительно в тепле. Для Ларгуса проблема решается просто — установкой утеплителя на капот. Также можно использовать специальное одеяло, которое просто укладывается поверх двигателя. Кстати, меньшее время прогрева означает экономию топлива, а это еще один аргумент «за». Как правило, этого достаточно для обычных климатических условий без серьезных морозов.

Утеплитель своими руками


Если вы решили поставить на Ладу Ларгус эту деталь, то вы столкнетесь перед выбором: приобрести уже готовое изделие или сделать его самостоятельно. Стоимость его небольшая и в продаже можно найти вариант конкретно под вашу марку и модель автомобиля. Однако можно сэкономить и сделать все самостоятельно, причем это не займет много времени и усилий.

Утеплитель для капота лучше всего делать из войлока, ведь этот материал обладает отличными теплоизоляционными характеристиками. К тому же он будет служить шумоизоляцией. Однако на сегодняшний день найти его непросто и дорого, поэтому можно использовать альтернативу. Например, это может быть пенополипропилен с фольгой. Зимой он будет сохранять тепло в моторном отсеке, и упрощать работу двигателя при запуске.

Итак, после того как материал будет куплен, переходим непосредственно к работе. Для этого делаем пометки в виде контура капота на листе изоляционного материала и вырезаем его. Для крепления на капот лучше всего использовать клипсы из пластика, ведь их конструкция предполагает легкий демонтаж при необходимости. Например, летом нужен усиленное охлаждение и утеплитель можно будет снять с Ларгус.

Читайте также: