Как выхлопные газы влияют на озоновый слой

Обновлено: 02.07.2024

Антарктида тает снизу. Чем нам грозит разрушение озонового слоя и магнитного поля?

Доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник экологического факультета московского государственного Университета имени Михаила Васильевича Ломоносова – Владимир Сывороткин рассказал о том, почему глобальное потепление – это миф. На самом деле именно аномальная жара и разрушенный озоновый слой являются истинной причиной климатических изменений на планете.

Но нам говорят про углекислый газ, антропогенный фактор, метан, что коров нужно вешать или резать, так как они влияют на потепление. Но в 1985 году, 22 марта была подписана Венская конвенция по охране озонового слоя. Разрушение озонового слоя было названо второй по важности проблемой экологии Земли.

Однако, к сожалению, внимание к озоновому слою это так и не привлекло, учёные по прежнему обходят эту тему стороной. Они даже поддерживают мнение, что озоновый слой разрушается по причине газов фрионов, о которых нам говорили раньше. Но как быть с тем, что они были изъяты из обихода ещё 25-30 лет назад практически полностью?

В рамках Монреальского протокола, который регулирует производства и потребление около 100 химических соединений, эти вещества изъяты из обихода. Но, тем не менее, озоновый слой продолжает разрушаться и степень этого разрушения неуклонно наростает.

Обратите внимание на 3 карты, показывающие степень его разрушения:

Здесь мы видим, что среднемесячная потеря озона составляет 35%

В 2016 году, через 4 года, эта потеря составляет уже 40%:

В двадцатом году, в марте, эта потеря равняется уже 50%:

Чем грозит разрушение озонового слоя?

Как минимум, увеличением так называемых фотогенных заболеваний, общее снижение иммунитета, возникновение различных мутаций и осложнений у детей, а как максимум – уничтожением всего живого на планете.

Ситуация усугубляется и тем, что магнитное поле Земли усиливается и ослабевает, из-за чего оно перестаёт быть непроницаемой защитой для галактических лучей протонов.

Но, к сожалению, учёные нам врут, говоря, что озоновый слой разрушается из-за выделения водорода из-под Земли. "Это якобы портит озоновый слой, но мы ничего не можем сделать, кроме как исследовать и прогнозировать, мы даже не знаем, где находятся самые уязвимые места".

Ложь об озоновом слое, к сожалению, породила вторую ложь об решающей роли в этих процессах антропогенного фактора.

В ансамбле газов, которые обладают парниковым эффектом главную роль играют пары воды, грубо говоря 80%, а остальные 10% – малые газовые составляющие: газы фреоны, озон, метан и еще 10% углекислый газ о котором сейчас все говорят.

Грубо говоря, общий вклад антропогенного углекислого газа в парниковый эффект нашей планеты составляет не более 1%.

Антарктида тает снизу

В центре Антарктиды ничего не тает сверху, наоборот - она тает снизу! И это зафиксировано учеными. Дело в том, что снизу идет тепловой поток, который усиливается теми же выбросами горючего газа водорода. В подлёдных тоннелях течёт вода, которая разливается вокруг Антарктиды.

В 2020 году было замечено самое сильное разрушение озонового слоя и в этот момент птицы тысячами гибли и сыпались прямо на дороги, рыба выбрасывалась на берег.

Почему это происходит? В каждом из этих случае придумывают какую-то свою теорию - рыба испугалась фейерверка, а птицы обклевались "пьяных ягод". Но это массовые явления и их нужно рассматривать в контексте всеобщей картины.

Изменения происходят в ядре Земли

Об этом мало говорят, потому то на СО2 можно заработать гораздо больше.

В 2021 году учёные обсерватории Лхаса обнаружили мощное космическое излучение сверхвысоких энергий. Такие мощные сверхвыбросы радиации возможны, когда две нейтронные звезды сталкиваются друг с другом, взрываются сверхновые, либо планеты поглощают чёрные дыры.

Это излучение разрушает озоновый слой и способно спровоцировать возникновение кислотных дождей, которые могут в кратчайшие сроки уничтожить все живое на Земле.

Происходит это потому, что магнитное поле Солнца, которое защищает нас от опасных космических лучей сейчас находится в минимуме своей активности. Именно в тот момент, когда из недр космоса к нам летит смертельная радиация – защита Солнца минимальна.

Это сопровождается увеличением вулканизма, землетрясений и других экстремальных погодных аномалий. Но самое страшное то, что мы рискуем потерять кислород и воду, ведь именно атмосфера удерживает условия для жизни на Земле.

Ещё одной угрозой является то, что магнитное поле Земли - наш защитный купол от космических угроз - начало трещать по швам. Бразильская магнитная аномалия - энергетическая пробоина увеличилась до беспрецедентной величины. Она уже достигает 6500 км и продолжает увеличиваться.

Неужели эта информация не заслуживает первых страниц по всех мировых изданиях? Неужели мы ничего не предпримем? Как долго ещё просуществует наша планета - год, два, три?

Ещё больше шокирующей информации смотрите в международной онлайн-конференции Глобальный Кризис. Это уже касается каждого | Международная онлайн-конференция 24.07.2021

Двуликий озон: опасен или полезен?

Слово «озон» у среднестатистического человека ассоциируется одновременно с апокалипсисом, бассейном и офисным принтером. В Международный день охраны озонового слоя MedAboutMe разбирается, что же это за вещество такое и стоит ли его опасаться.

Молекула озона О3 состоит из трех атомов кислорода. При комфортных для нас температуре и давлении озон представляет собой газ, причем очень нестойкий. Он постоянно стремится стать обычным двухатомным кислородом — О2, то есть избавиться от одного атома. Как только ему это удается, вместо одного озона получается одна молекула привычного нам О2 и один свободный атом кислорода — крайне агрессивный и ищущий, «куда приткнуться», то есть, что бы такое окислить. Именно поэтому озон как окислитель по силе уступает только фтору. Ничто другое больше не может с ним сравниться по разрушительной способности окислять все подряд. Поэтому он входит в категорию веществ первого класса опасности, то есть исключительно опасен для обычного человека.

С потрясающей окислительной способностью озона связаны как его вред для нас, так и его польза.

Озоновый слой в стратосфере и здоровье человека

На планетарном уровне озон представляет собой жизненно важное соединение для всего человечества. Именно озон образует защитную оболочку вокруг Земли, которая предохраняет наши слабые тела от воздействия жесткого ультрафиолетового излучения.

Озоновый слой находится в стратосфере — это примерно 15-30 км от поверхности планеты. Если бы не озон, жизнь вообще не смогла бы зародиться на нашей планете.

Озон в стратосфере представляет собой результат реакций, происходящих под действием солнечных лучей. Он и так является нестойким веществом, но масштабы его разрушения усиливаются под воздействием атомарного хлора и брома. Эти элементы являются составной частью фреонов (хлофторуглеродов, ХФУ), содержащихся в охлаждающей системе холодильников или в аэрозольных баллончиках, например.

Беспокойство ученых по поводу озонового слоя объяснимо. Чем тоньше этот слой, тем больше опасных для человека УФ-лучей достигает Земли. А масштабы развития промышленности на планете таковы, что человечество со своими выбросами ХФУ уже является вполне себе действующим фактором.

Врачи подчеркивают, что разрушение озонового слоя в стратосфере повышает число случаев рака кожи у людей (меланомы), катаракты, а также негативно воздействует на иммунную систему.

Озон на уровне носа

В тропосфере — самом нижнем слое атмосферы нашей планеты — тоже есть озон. Он, также как и в стратосфере, образуется в воздухе под действием солнечных лучей из углеводородов, оксидов азота и т. п. Именно эти соединения входят в состав выхлопных газов автомобилей и разнообразных промышленных выбросов. Озон, таким образом, становится одним из основных компонентов смога — неизменного спутника крупных городов. Наиболее высокие концентрации озона в смоге наблюдаются в жаркие месяцы года.

Врачи рекомендуют не выходить на улицу в обеденное время и сразу после него, когда концентрация озона в воздухе достигает максимума. Самое безопасное время для горожанина — утро или вечер, после того, как уровень озона снизится.

Так, известно, что озон разрушительно действует на дыхательную систему, снижает функцию легких и повышает риск развития астматического приступа. В июне этого года китайские ученые опубликовали результаты исследования, в котором доказали, что озон опасен и для сердечно-сосудистой системы. По их данным, озон повышает активность тромбоцитов и приводит к увеличению артериального давления. Интересно, что озон более опасен для людей, ведущих сидячий образ жизни. Те, кто ввел в свою жизнь регулярные физические нагрузки, намного меньше страдают от его негативных эффектов.

Американские ученые в июне 2017 года обнародовали данные о том, что озон значительно повышает риск развития аутизма у людей из группы повышенного генетического риска. Это значит, что озон сам по себе — довольно слабый фактор риска заболевания аутизмом. Но если речь идет о детях с некоторыми генетическими аномалиями, то именно озон может стать «последней соломинкой» и запустить процесс развития патологии.

Уменьшить пагубное действие озона на организм можно при помощи антиоксидантов, которые содержатся, например, в таких продуктах, как черника, голубика, бобовые и др. И, конечно, следует отказаться от курения, которое усугубляет разрушительное действие озона на организм.

Австрийские исследователи несколько лет назад доказали, что на фоне повышенного уровня озона в воздухе увеличивается содержание белка в пыльцевых зернах. В результате концентрация потенциальных аллергенов в пыльце повышается — она становится более опасной для аллергиков. Ученые считают, что именно озон, а точнее, промышленные выбросы, из которых он образуется, могут оказаться виновником роста заболеваемости аллергией в последние годы.

Наконец, исследование врачей из штата Пенсильвания, данные которого были опубликованы в 2015 году, показало, что озон в воздухе в такой же концентрации, как в крупных городах, влияет на количество готовых к оплодотворению яйцеклеток и снижает уровень прогестерона в период овуляции у мышей. Возможно, что высокая концентрация озона в воздухе является одним из факторов риска развития бесплодия.

Осторожно: озонаторы воздуха и ксероксы

Когда от озона в воздухе в составе смога невозможно избавиться — это особенность городской жизни. Но сегодня популярностью пользуются устройства-озонаторы, для очистки воздуха. Производство озона в таких устройствах является побочным эффектом работы аппарата.

С одной стороны, озон действительно уничтожает любые виды микроорганизмов. Но с другой, озон столь же опасен и для человека. В 2006 году ученые из Калифорнийского университета рассчитали, что установка озонатора в небольшой непроветриваемой комнате приводит к опасному для здоровья людей росту концентрации озона в воздухе. Наиболее несовершенные устройства выделяют столько же озона, как ксерокс в процессе непрерывной работы, вплоть до показателей концентрации озона при сильном смоге.

Концентрация озона в воздухе крупных копировальных центров почти в 20 раз выше, чем в обычной комнате.

Интересно, что в зависимости от материалов отделки помещения, озон разрушается с разной скоростью. Так, с коврами, тканями, резиновыми покрытиями озон контактирует быстрее, а значит, присутствует в воздухе недолго. Если же помещение отделано керамикой, ПВХ и пластиком, то опасная концентрация озона в воздухе будет держаться дольше.

Озонотерапия: недоказанная польза

Врачи уже более 100 лет используют так называемый медицинский озон — смесь озона и кислорода. Концентрация озона при этом составляет 0,2-80 мг в 1 л обычного кислорода.

Насчет эффективности процедуры озонотерапии медики так пока и не пришли к единому мнению. Многие врачи считают, что она оказывает эффект на уровне плацебо, но в то же время процедура входит в список услуг многих крупных клиник и пользуется популярностью у населения. По крайней мере, все доказательства эффективности озонотерапии относятся к наблюдательным исследованиям, но практически нет данных, которые подтверждали бы положительное действие на организм в ходе экспериментов.

Как действует озон при озонотерапии? За счет своей окислительной способности озон оказывает местный повреждающий эффект, активизируя процессы липолиза и т. п. Кроме того, организм реагирует на окислительный стресс, развивающийся под действием озона и запускает антиоксидантные и обменные процессы, приводит к усилению микроциркуляции в тканях и «подхлестывает» иммунную систему.

Применение озона в лечебных и косметологических целях понижает свертываемость крови, а это значит, что нельзя проводить озонотерапию на фоне приема антикоагулянтов, например, аспирина. Также не рекомендуется лечиться озоном в период месячных.

В 2009 году американские врачи продемонстрировали, что озонотерапия может оказывать обезболивающее действие при грыжах межпозвонковых дисков за счет уменьшения объема выступающего хряща. Более подробно описать механизм действия озона исследователи затрудняются, но считают, что озонотерапию можно использовать для пациентов с грыжами дисков. А в 2015 году американские ортопеды заявили, что инъекции озона в коленный сустав уменьшают воспаление и боли при артрите. Почему это происходит — ученые тоже пока точно объяснить не могут.

Озонирование: идеальная очистка

Благодаря тому, что озон один из самых сильных окислителей, он является отличным средством избавиться от любых вредных микроорганизмов — например, в воде бассейна. Обработка озоном губительна для всего живого — бактерий, вирусов, грибков, простейших и т. п. При этом природа еще не научилась вырабатывать резистентность к нему.

Что характерно, при обработке озоном удаляются различные запахи и вкусы, при этом сам озон не придает воде никаких специфических ароматов или привкусов. Кислотность воды также при обработке не меняется. Озон, в отличие от многих других дезинфицирующих веществ, не остается после очистки — он полностью превращается в кислород О2.

Главным минусом озонирования является дороговизна аппаратуры. Но выгоды столь велики, что озонирование становится нормой для современных бассейнов, уверенно вытесняя хлорирование воды с его повышенным риском аллергий, дерматитов и неприятным запахом.

Выводы Не стоит лишний раз контактировать с озоном без особой на то необходимости, благо его медицинская польза до сих пор в полной мере не доказана. Озоновый слой еще пока достаточно велик, чтобы защищать нас от УФ-облучения. Так что принципиального повода для паники нет. Но живя в мегаполисе, следует помнить об озоне в воздухе. В дни, когда на город опускается смог, не стоит торопиться подвергаться его воздействию.

Как выхлопные газы самолетов влияют на климат

Самолеты выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа и водяного пара, оксиды азота и сажу. Воздействие этих компонентов на окружающую среду зависит от высоты полета.

Конденсационный след самолета

Конденсационный след самолета

То, что самолеты своими выхлопными газами загрязняют окружающую среду, совершенно очевидно и не вызывает никаких сомнений. Да, собственно, любая хозяйственная деятельность человека наносит ущерб природе и способствует изменению климата. Вопрос лишь в том, сколь велик вклад того или иного ее вида в этот общий процесс.

Так вот, по мнению профессора Ульриха Шумана (Ulrich Schumann), директора Института физики атмосферы Немецкого аэрокосмического центра, на долю авиации приходится примерно 3 процента всего антропогенного парникового эффекта. Надо сказать, что далеко не все эксперты согласны с такой оценкой. Что вполне естественно, потому что эта цифра носит очень приблизительный, отчасти даже умозрительный характер. Ведь выхлопные газы самолетов содержат и двуокись углерода, и водяной пар, и оксиды азота, и мелкодисперсную сажу. Все эти компоненты оказывают на окружающую среду и на климат планеты отнюдь не однозначное, а иногда и разнонаправленное воздействие.

Углекислый газ распределяется равномерно

Профессор Ульрих Шуман

Профессор Ульрих Шуман

Дело в том, что авиационное топливо - керосин - представляет собой сложную смесь углеводородов. Углерод составляет в ней 86 процентов, водород - 14 процентов. При горении углерод соединяется с кислородом воздуха, так что сжигание каждого килограмма авиационного керосина пополняет атмосферу 3,15 килограммами углекислого газа. "Поскольку же углекислый газ - вещество весьма стабильное, он равномерно распределяется вокруг всего земного шара", - говорит профессор Шуман.

Кроме того, СО2 легко мигрирует и в вертикальном направлении, поэтому образовался ли он вблизи поверхности Земли или же на высоте 10-11 тысяч метров, где пролегают большинство коридоров гражданской авиации, не играет никакой роли. Поэтому несложно подсчитать, что примерно 2,2 процента всего антропогенного углекислого газа выбрасывают в атмосферу самолеты. На долю автомобильного транспорта приходится около 14 процентов, другие виды транспорта - морской, железнодорожный и прочие - производят в сумме 3,8 процента.

Воздействие конденсационного следа зависит от высоты

Гораздо сложнее оценить роль выбрасываемого авиацией водяного пара. То есть количественная оценка особого труда не составляет: известно, что при сжигании одного килограмма керосина образуется 1,23 килограмма водяного пара. А вот с качественной оценкой дело обстоит сложнее. При попадании горячих и влажных выхлопных газов в холодную окружающую среду пар конденсируется, образуя мельчайшие капельки воды, а на больших высотах, где температура забортного воздуха достигает 30-40-50 градусов ниже нуля, - мельчайшие льдинки. Эти капельки и льдинки порой хорошо видны с земли - в виде так называемого конденсационного следа, тянущегося за самолетом. Какое воздействие этот след оказывает на атмосферу, зависит от высоты полета.

"Тропосфера - это нижний, очень турбулентный слой атмосферы, в котором формируется погода, - поясняет профессор Шуман. - Над ней расположена тропопауза, слой, в котором с ростом высоты температура уже не снижается, а еще выше - стратосфера, для которой характерна высокая стабильность слоев, почти не перемешивающихся между собой".

Исследовательский самолет Немецкого аэрокосмического центра

Исследовательский самолет Немецкого аэрокосмического центра

Водяной пар и нагревает, и охлаждает

В стратосфере с ее крайне низким содержанием влаги - менее 0,01 промилле - льдинки конденсационного следа быстро испаряются. А вот в тропосфере, где воздушные массы могут быть до предела насыщены влагой, поведение конденсационного следа зависит от множества погодных факторов, говорит профессор Шуман: "Если влажность воздуха высока, кристаллики льда вбирают в себя дополнительно воду, растут, и из конденсационных следов могут сформироваться перистые облака. Они способствуют дальнейшей конденсации влаги из воздуха, в результате плотность и водность облаков увеличиваются".

Такое развитие событий наблюдается в 10-20 процентах случаев. "Иными словами, воздушный транспорт реально усиливает облачность на нашей планете", - подчеркивает ученый. Правда, тут уместен вопрос: хорошо это для климата или плохо? С одной стороны, облака отражают часть коротковолнового солнечного излучения обратно в космос. "Упрощенно можно сказать так: конденсационные следы отбрасывают на землю тень, а в тени прохладнее, чем на солнцепеке", - поясняет профессор Шуман. С другой стороны, кристаллики льда в таких облаках поглощают длинноволновое инфракрасное излучение, а затем направляют часть этого тепла на землю. Налицо два разнонаправленных эффекта, и какой из них превалирует, специалисты точно сказать не могут, хотя большинство экспертов склонны полагать, что нагрев все же несколько сильнее охлаждения.

Вся правда о самолётах

ВСЯ ПРАВДА О САМОЛЁТАХ

Экология

Экологические организации также не спешат афишировать информацию о токсичности самолетов, так как их сотрудники регулярно путешествуют этим видом транспорта по всему миру.

Даже в Парижском соглашении о климате нет ни слова о перелетах и вреде, наносимым самолетами!

Итак, факты:

1: Самолёты — лидеры по выбросам СО2

Топливо самолётов — керосин. Углерод составляет в нём 86 процентов. При сжигании каждого килограмма авиационного керосина в атмосферу попадает от 2.5 до 3,15 килограмма CO2.

Вот вам реальные примеры:

а) Рейс Хельсинки — Лондон авиакомпании SAS, выполненный на самолете Avro RJ85 (небольшой четырехдвигательный реактивный самолет с максимальной вместимостью 112 пассажиров) пролетает 1850 км и сжигает около 7000 литров авиационного топлива.

Количество выбросов углекислого газа составляет 17,5 тонн.

б) Рейс Москва — Санкт-Петербург авиакомпании S7, выполненный на самолете Airbus A320 (двухдвигательный авиалайнер с максимальной вместимостью 164 пассажира) пролетает 750 км и сжигает около 2700 литров авиационного топлива. Количество выбросов углекислого газа составляет около 7 тонн. 7 тонн выбросов с одного самолета за один рейс. Представьте себе масштабы загрязнений только по этому популярному маршруту, частота рейсов по которому может достигать двух-трех рейсов в час.

И это только при учёте минимального количества выбросов!

2: Самолёты выбрасывают в атмосферу водяной пар.

Помимо углерода, при сжигании одного килограмма керосина образуется 1,23 килограмма горячего водяного пара.

При попадании в атмосферу, он образует мельчайшие льдинки, которые хорошо видны с земли — в виде так называемого конденсационного следа, тянущегося за самолетом. Эти льдинки — кристаллики вбирают в себя дополнительно воду, растут, формируя облака.

Кристаллики льда в таких облаках поглощают длинноволновое инфракрасное излучение, а затем направляют часть этого тепла на землю, осуществляя свой вклад в изменение климата.

3: Самолёты разрушают озоновый слой.

Во время работы двигателей самолетов происходит такое явление как эмиссия оксидов азота — следствие высокой температуры в зоне горения топлива, т. е. азот в воздухе входит в реакцию с кислородом, в результате которого образуются оксиды азота (NO, NO2).

Коридоры высоты, на которых летает гражданская авиация, расположены в диапазоне высоты до 12 км, на которой оксиды азота вызывают активное образование озона.

Этот так называемый тропосферный озон усиливает парниковый эффект — так же, как углекислый газ или водяной пар.

К тому же повышенное содержание озона в воздухе негативно отражается на здоровье.

4. Самолёты выбрасывают в атмосферу сажу.

Диаметр сажевых частиц в выхлопных газах самолетов составляет от 5 до 100 нанометров. Сажевые частицы могут годами пребывать в воздухе во взвешенном состоянии, способствуя формированию облаков.

Кроме того, эти так называемые ультрадисперсные частицы, которые во много тысяч раз меньше толщины человеческого волоса, способны навредить человеческому здоровью. Концентрация этих веществ способствует развитию у людей болезни дыхательной системы, сердца, сосудов и пр.

5. Частые полёты на самолёте губят здоровье.

На высоте 10 километров, (на которой в основном летают пассажирские лайнеры) содержание кислорода в воздухе становится критически низким. Это серьезная нагрузка на сердце даже для молодых и здоровых людей. Крайне негативно перелет влияет на состоянии вен.

Во время полёта в группе риска оказываются люди с варикозным расширением вен или те, у кого хоть раз в жизни диагностировали тромбофлебит, тромбообразование и т. д.

Взлет и посадка во время полета вызывают разность давления, между давлением воздуха в среднем ухе и давлением воздуха в окружающей среде. Это состояние известно как баротравма уха. Профессиональной патологией всех «летунов» считается постепенное снижение остроты слуха.

Влажность воздуха в салоне самолета обычно не превышает 10-20% (при норме — 50-60%). Это негативно влияет на работу дыхательных путей, вызывает обезвоживание.

Во время полета самолет поднимается в верхние слои атмосферы, которая служит естественным щитом от воздействия космической радиации. А чем меньше защитный слой — тем выше уровень радиации.

Исследования показывают, что стюардессы в два раза чаще страдают от рака груди и от меланомы по сравнению с остальными женщинами. Среди возможных причин — воздействие ионизирующего космического излучения. Если замерить уровень радиации в самолете, вы обнаружите, что она превышает установленную норму почти в десять раз (при норме 0.20 мкЗв/час показатели на борту доходят до 3.00 мкЗв/час и более. ).

Онкологические заболевания провоцирует и «джетлаг» (десинхроз) — синдром, вызванный сменой часовых поясов и нарушением биоритмов. Его симптомы — усталость, головная боль, тошнота и общий дискомфорт.

Физиологи считают, что при пересечении 3 часовых поясов организму для восстановления нужно около 4 дней при пересечении 6 часовых поясов — 6 дней, при пересечении 12 часовых поясов — около 9 дней.

Таким образом, влияние самолётов на здоровье человека и количество загрязнений от самолетов гражданской авиации по всему миру не поддается точному вычислению, однако масштабы бедствия представить себе не трудно.

Эксперты давно сошлись во мнении, что наиболее экологически чистым видом транспорта в настоящее время во всем мире являются железные дороги.

Однако, в то время как во всём мире альтернативу самолётам составляют скоростные железные дороги, пассажирам в России делать выбор, каким транспортом пользоваться, не представляется возможным.

Скоростных железных дорог в РФ практически нет. Пара рейсов «сапсанов» близ Москвы — единственное «достижение» за долгие годы.
Отсталая ж/д инфраструктура, с устаревшими поездами. Чтобы преодолеть расстояние в 9288 км и доехать от Москвы до Владивостока требуется почти 7 дней!

Кроме того, цена билетов в купе-вагон сомнительного качества стоит намного выше, чем билет на самолет аналогичного направления!


Для сравнения, в том же огромном Китае, расстояние от Пекина до Гуанчжоу можно пересечь по скоростной железной дороге, протяженность которой составляет 2298 километров всего за 8 часов! (учитывая, что поезд двигается со средней скоростью в 300 километров в час, и совершает 35 остановок).

Если бы в России развивали высокоскоростные железные дороги, мы бы уже сейчас могли пользоваться относительно экологически чистым транспортом и доезжать от Москвы до Владивостока всего за 32 часа, включая остановки.

Навязывая людям самолёты как средство передвижения, правящая верхушка не только разрушает экологию, но и лишает их права на выбор в отношении собственного здоровья и личной свободы.

Автомобили и озоновый слой. Как уменьшить негативное воздействие


Автомобили стали незаменимы в нашей жизни, но помимо того, что это более или менее комфортный способ перемещения людей и грузов, они являются еще и основным источником вредных выбросов. Техника негативно воздействует в первую очередь на озоновый слой земли, главная функция которого – защита всего живого на Земле от вредного влияния ультрафиолетового излучения Солнца.

По мнению многих исследователей, образование озоновых дыр, то есть мест, в которых слой озона наиболее тонкий, вызвано влиянием попадающих на эти высоты антропогенных загрязнений, наиболее вредными из которых являются оксиды и фторуглеводороды (фреоны). Оксиды содержатся в выхлопных газах сверхзвуковых самолетов, автомобилей, а также в выбросах промышленных предприятий.

Автомобильный парк является практически основным источником загрязнения окружающей среды: машины производят до 70% загрязняющих выбросов в атмосферу, что может превышать показатель в 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ – оксид и диоксид углерода (СО и СО2), углеводороды, оксиды азота (NOx), твердые частицы, соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.

Забота об окружающей среде в последнее время перестала быть пустым звуком, а воплотилась во вполне реальные действия, которые предпринимают как владельцы авто, так и целые государства.

Регулирование на уровне государств


На глобальном уровне приняты международные стандарты, регулирующие качество топлива (чем чище сжигаемые углеводороды, тем меньше вредных веществ попадают в атмосферу) и показатели выбросов самих автомобилей. Так, в Европе с 2009 года запрещено производство транспортных средств с экостандартом ниже «Евро-5». В России 12 октября 2005 года правительством был утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», но переход на стандарт Евро-4 для производимых и ввозимых автомобилей состоялся лишь 1 января 2013 года. Такой же стандарт для топлива будет введён в 2014 году. Транспортные средства, не соответствующие принятым нормам, обычно подвергаются повышенному налогообложению, и владельцу становится очень невыгодно продолжать эксплуатировать машину с выхлопом, содержащим большое количество вредных веществ.

Что могут сделать города

Одним из важнейших факторов снижения выбросов является оптимизация дорожного движения. У стоящего в пробке автомобиля двигатель работает в самом плохом для себя режиме холостого хода, при котором расходуется больше всего топлива, а правильное и равномерное распределение потоков может снизить уровень загрязнения воздуха в разы. Власти некоторых городов идут на непопулярные у населения меры – ограничение въезда в центр города, введение платных парковок, увеличение пешеходных зон. При высокой транспортной загрузке даже хорошая организация движения не всегда спасает от заторов, поэтому муниципалитеты поддерживают использование малолитражных машин, гибридов и электромобилей.

Возможности каждого автовладельца

Количество выхлопных газов напрямую связано с расходом топлива, а за этим параметром может следить и сам владелец машины. Уменьшая этот показатель, водитель заботится и об окружающей среде, и о своём бюджете. Обратить внимание на расход бензина или дизеля можно ещё на стадии выбора автомобиля. Конечно, приятно осознавать, что под капотом есть большой «табун» лошадей, но на практике он будет нужен крайне редко. Зато мощный двигатель потребляет больше топлива и, соответственно, производит больше выбросов.


Помимо ежедневной заботы о снижении расхода топлива, ответственным автовладельцам нужно помнить о таких вещах, как утилизация автокомпонентов, из которых самыми вредными для природы являются аккумуляторы и шины. Например, сдавая старый аккумулятор в специальных пунктах, автовладелец не только проявляет заботу об окружающей среде, но и может получить материальную компенсацию в виде скидки на покупку новой батареи.

Озоновый слой, причины и последствия его разрушения, кислотные дожди, токсичные туманы


Природа – это состояние баланса. Антропогенный фактор нарушает круговорот веществ, что воздействует на планету. Один из примеров это озоновый слой. Человечество постоянно разрушает его полетами в космос, при этом вещество дополнительно подвергается распаду в нижних слоях атмосферы из-за фреонов и выбросов легкой промышленности. Это грозит списком проблем:

  • усиление радиационных лучей;
  • ухудшение параметров частоты воздуха;
  • изменение характеристик грунта;
  • кислотные дожди;
  • токсичные туманы.

Вместе эти факторы грозят разрушить экологию Земли.

Озоновый слой

Озоновый слой находится в атмосфере между 15 и 40 км. Несмотря на разброс в высотах, толщина оболочки измеряется в нескольких миллиметрах. Наиболее толстый слой над полюсами. Наименьшая концентрация на экваторе. Озоновый слой задерживает львиную долю ультрафиолетового излучения. В среднем оболочка уменьшает количество ультрафиолета в 6,5 тысяч раз.

Возникновение озона

Образование озона

Под действием солнечного света молекула озона распадается на молекулу и атом кислорода, таким образом, происходит поглощение опасного излучения. В присутствии третьего атома кислорода эти частицы вновь объединяются в молекулу озона. Процесс бесконечен, но может быть нарушен человеком.

Причины разрушения озонового слоя

Первые разговоры о разрушении озонового слоя были начаты в 1960–х годах. Причиной послужило уменьшение концентрации озона на 40 процентов над одной из британских арктических станций. Тогда же начались исследования причин, из-за которых это разрушение стало вообще возможным.

Авиаперевозки. Самолеты в небесах давным-давно стали нормой, но так сложилось, что именно они в процессе полета нарушают озоновый слой. Нет, машины не пробивают своими кабинами «озоновые дыры», но самолетное топливо (авиационные бензины и керосины) в процессе сгорания образуют из озона CO2. В условиях поверхности Земли углекислый газ образуется как результат горения топлива в кислородной среде. На высоте в несколько десятков километров воздух более разряжен. Вместе с кислородом в процессе горения участвует и озон.

Турбина самолета

Углерод ведет к нарушению цепочки преобразования ультрафиолета озоном. Солнечный свет подменяется атомом углерода. Получившийся в результате СО2 опускается к поверхности Земли, а в озоновом слое уменьшается концентрация образующего вещества. В 60-е годы, когда полеты еще не были столь доступны, эта проблема еще могла решаться сама собой. Но сегодня рядовой человек летает несколько раз за год, а для крупного бизнесмена или политика нормой является совершить несколько перелетов за неделю. Отказаться от столь удобного средства передвижения просто невозможно.


При этом они содержат все те же хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой. К счастью, именно этот вопрос был закрыт одним из первых. Еще в 1970 годах на монреальской конференции было принято решение найти замену хлорфторуглероду(ХФУ). Был использован пропан-бутилен, который по качественным свойствам ничем не отличался от ХФУ.

Лесные пожары. Образованный хлорный метил (CH3Cl) с восходящими потоками нагретого воздуха во время масштабных пожаров способен достигать верхней части тропосферы и входить в реакции с озоном.

Холодильные установки. В основе любого холодильного оборудования лежит фреон, который используется в качестве хладагента.


  1. неправильная утилизация;
  2. нарушение эксплуатации;
  3. некачественная сборка.

Как фреоны воздействуют на озоновый слой?

Они разлагаются в верхних слоях атмосферы и продуктом разложения служит атомарный хлор, который ведет к нарушению цепочки преобразования ультрафиолетовых лучей озоном.

Участие хлора в разрушении озона

Озон распадается не на молекулу и атом кислорода, пригодные для дальнейшей реакции, а на оксид хлора и кислород. После этого в оксиде хлора свободные атомы кислорода, которых вокруг витает достаточное количество, заменяют хлор. В итоге после реакции образуется две молекулы кислорода и атом хлора, который продолжает разрушение озона раз за разом. Один атом способен уничтожить около 100 тысяч молекул озона.

Хлорный цикл разрушения озона.

Обычная химическая реакция поглощает огромные количества бесценного в стратосфере вещества.

Последствия разрушения, озоновые дыры

Результатом разрушения озонового слоя являются так называемые озоновые дыры. Это не в прямом смысле отверстие в оболочке – просто место, где концентрация озона сильно снижена. Самое страшное, что такие явления являются блуждающими и механизм их возникновения непонятен.


6 сентября 2000г. Глобальная спектральная карта озона

Над Австралией регулярно в летнее время возникает озоновая дыра, которая сопровождается вспышками раковых заболеваний. Но раковые заболевания это далеко не весь список негативных эффектов:

  • Из-за увеличения количества солнечных лучей на листьях растений и деревьев станут возникать ожоги, растительность не сможет больше компенсировать поступление CO2. Это значительно увеличит скорость развития парникового эффекта.
  • Верхние слои почвы начнут высыхать, а значит в новых условиях станет невозможным земледелие, которое является основной возможностью человечества к пропитанию.
  • Значительно увеличится радиационный фон планеты, а значит в разы увеличится риск заболеть лучевой болезнью.

В совокупности все эти факторы способны уничтожить не только человечество, но и Землю в целом.

Кислотные дожди

Кислотные дожди вызывают примерно те же выбросы парниковых газов, что способствуют развитию озоновых дыр.

Схема возникновения кислотных дождей

Хлорфторуглероды, распадаясь оставляют углерод, который соединяясь с водой образует угольную кислоту, хотя она оказывает лишь малую долю влияния на образование кислотных дождей. Основную роль играют выбросы азота и серы. Они образуются в результате сжигания топлива. Сера в качестве загрязнения присутствует примерно в 70 процентах топлива, угля и нефти, сжигаемой на планете. Азот и сера, соединяясь с кислородом в атмосфере образуют сначала оксиды, а потом соединяясь уже с водой кислоты, которые и выпадают в осадок в виде дождя.

Чем это грозит человечеству? Изменением условий существования. Баланс необходим и в окружающих веществах. Вся природа заточена под существование в нейтральной среде и рост кислотности дождевой воды приведет к изменению состава грунта, а значит изменению всего биологического сообщества Земли. Конкретно для человека это означает изменение условий земледелия. Все многовековые труды по разработке методик севооборота пойдут прахом, и мы снова вернемся к подсечно-огневому методу. И это при положительном развитии событий, поскольку кислотные дожди обжигают не привыкшие к ним листья, и неизвестно сколько еще литров отравленной воды вынесет то или иное растение.

Земля после кислотных дождей

Иммунитет человека тоже не в восторге от такого изменения состава дождя. Только в России из-за таких осадков почти вдвое увеличилось количество заболевающих астмой. А это новый рост промышленности, только связанный уже с медикаментами.

Токсичные туманы

Еще один результат постоянного загрязнения атмосферы — это токсические туманы или смог. Впервые появившийся в Лондоне 20 века смог содержал большое количество взвешенных частиц угля, сажи и серы. За 5 дней значительно увеличилось количество смертей от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Нужно отметить, что состав загрязнений стал куда более изощренным.

Токсичный туман в лондоне

В Китае в результате индустриализации в относительно короткие сроки, смог стал достаточно частым явлением. Над Пекином вообще каждое лето держится туман из выбросов, который сопровождается ухудшение качества воды. Все это привело к росту популярности процедуры кесарева сечения. Из-за нарушения обмена веществ в организме женщины центральной части страны вынуждены вынашивать ребенка до 12 месяцев в ожидании естественных родов.

Правительство Китая борется за чистоту города, много заводов покинули столицу, но когда это скажется на экологической ситуации непонятно.

Заключение

В итоге, проблему выбросов веществ в атмосферу и нарушение цикла круговорота веществ в природе нельзя рассматривать только как парниковый эффект или озоновые дыры.

Парниковый эффект и разрушение озонового слоя

Ситуацию нужно оценивать комплексно и решаться специалистами со всего мира. Отдельное воздействие озоновых дыр или кислотных дождей человечество еще могло бы пережить, но комплекс глобальных проблем экологии и разрушения озонового слоя приведет к гибели всей планеты. Нет такого завода, который выбрасывал бы только одно загрязняющее вещество. На любом производстве в атмосферу выбрасывается целый комплекс загрязняющих веществ, выбрасывающих целый комплекс веществ, которые ведут за собой такой же обширный комплекс последствий. Поэтому и проблему нужно затрагивать на всех уровнях: от бытового до международного.

Озоновый слой и его влияние на мир

Спасибо тебе за то, что ты перешел на эту статью, для меня это важно, ведь я вложил сюда свой труд. Это достаточно важная тема на сегодняшний день, потому что это один из аспектов экологии, который может повлиять на нашу жизнь. Пожалуйста обращай внимание на ссылки, с помощью них ты лучше вникнешь в эту тему, конечно же если она тебе интересна. Приятного чтения!

Что же такое озоновый слой?

Это воздушный слой земли состоящий из особых форм кислорода, поглащяющий ультрафиолетовые лучи, расположен он очень неравномерно. Из-за сильного действия ультрафиолетового излучения солнца, молекулы кислорода из которых состоит воздушная оболочка земли, присоединила к себе третий атом кислорода, так получается озон, большое количество озона в атмосфере это огромный плюс для нас.

Существует два «вида» озона. «Полезный» озон часто бывает после дождя и грозовых ливней, когда частицы озона проникают в нижние слои атмосферы. Он придаёт атмосфере свежесть. «Вредный» озон крайне опасен для живых организмов на земле. Вредный озон появился под воздействием человека. Выхлопные газы и промышленные выбросы попадают под действие лучей солнечного света вступают в фото-химическую реакцию, в результате образуется приземный озон, такой озон встречается в крупных городах. Этот газ неблагоприятно сказывается на здоровье человека и растений. Если бы озонового слоя не было, все живое на Земле попросту сгорело.

В 1985 году в первые была обнаружена озоновая дыра, диаметром свыше 1000 км над Антарктидой группу и британских учёных каждый август, тогда ученные поняли, что хлор разрушает озон. Фреоны, содержащие хлор бром, массово применяются в холодильниках, кондиционерах и в многочисленных аэрозольных баллончиках губительно влияет на озоновый слой, выборсы хлора осуществляющие миллионами людей каждый день, разрушают озоновый слой.

Последствия озоновых дыр

Ослабление озонового слоя усиливает поток ультрафиолетовой солнечной радиации, проникающей в океанские воды, что ведет к увеличению смертности среди морских животных и растений.

Восстановление озонового слоя

Несмотря на то, что населением были установлены мены согласно ограничению выбросов хлор- также бромсодержащих фреонов, путём перехода в другие вещества, к примеру фторсодержащие фреоны, процедура возобновления озонового покрова заберет несколько десятков лет. В целом, это обуславливается большим размером ранее существующих в атмосфере фреонов, которые обладают периодом существования от 10 до 100 лет. Согласно сведениям ученого Сьюзан Соломон, с 2000 до 2015 года озоновая дыра над Антарктидой уменьшилась приблизительно в территорию Индии. Согласно сведениям NASA, в 2000 г. среднегодовая область озоновой дыры над Антарктидой составляла 24,8 млн кв. километров, в 2015 году — 25,6 млн кв. километров, в 2019 — 9,3 миллионов кв. километров.

Нарушение озонового слоя как глобальная экологическая проблема

Озоновый слой — часть атмосферы, которая защищает нашу планету и ее обитателей от вредного влияния ультрафиолета, исходящего от Солнца. В районах с пониженным содержанием озона наблюдается рост кожных заболеваний и снижение способности растений осуществлять процесс фотосинтеза. Нарушение озонового слоя как глобальная экологическая проблема уже давно беспокоит ученых. Рассмотрим, чем оно вызвано, каковы его последствия.

Истощение защитной оболочки

Озоновый слой расположен на высоте 30 км от поверхности Земли. Он выполняет защитную функцию и поглощает излишнее ультрафиолетовое излучение, за счет чего обитатели планеты получают дозированную его порцию, безопасную для здоровья.

В конце 60-х ученые обнаружили, что выбросы ракет и самолетов, продукты сгорания негативно влияют на озоновый слой и частично его разрушают. Затем были обнаружены озоновые дыры — в областях отмечалось резкое снижение концентрации защитного вещества. Их появление сопровождалось вспышками рака кожи у людей, проживающих в этих регионах.

озоновый слой из космоса

Озоновые дыры способны менять место расположения. Самая большая по площади дыра впервые была обнаружена в Антарктиде, затем их наблюдали над Канадой, Якутией, Гренландией.

За последние 25 лет количество озона в атмосфере уменьшилось примерно на 5%.

Причины нарушения целостности

На сегодняшний день ученые до конца не установили причины, вызывающие разрушение озонового слоя. Существует гипотезы на тему того, что озон уничтожают фреоны и окиси азота — они образуются в результате деятельности человека.

Выделяют три основных версии негативного влияния антропогенного характера:

  • хлорфторуглероды — возникают при производстве и эксплуатации бытовой техники, продуктов химической промышленности и косметики;
  • выброс газов реактивных двигателей ракет и самолетов;
  • вырубка лесов и лесные пожары;
  • полеты на большой высоте — 25 км.

дезодорант

Существует версия о естественной природе образования озоновых дыр. К ним относятся:

  1. Полярная ночь — защитный слой Земли разрушается под воздействием холода. Особенно он уязвим в периоды, когда температурные значения опускаются до низких показателей, солнце не появляется на протяжении долгого времени.
  2. Полярные вихри — вызывают химические реакции в стратосфере, которые уничтожают озоновый слой.
  3. Перламутровые облака — конденсационные образования, возникающие в нижних слоях стратосферы. Оказывают такой же эффект, как и полярные вихри.

При наличии естественных причин разрушения озонового слоя гораздо больший вред ему наносят антропогенные факторы.

Фреон

Жизнь человека немыслима без холодильников, кондиционеров, огнетушителей. Косметические компании регулярно выпускают средства для тела и волос в аэрозольных баллончиках. Объединяет эти вещи одна составляющая — фреон.

Это насыщенный углеводород с содержанием фтора, производная метана и этана. Его используют в быту и промышленности — охлаждающие вещества в кондиционерах и холодильниках, краска в баллончиках.

Фреоны нетоксичны, но способны легко перемещаться под воздействием воздушных потоков. Таким образом, они попадают в стратосферу, где происходит их распад под воздействием ультрафиолета. Вещества, выделяемые в процессе распада, вступают в химические реакции, в результате чего начинается снижение концентрации озона.

Хлорфторуглероды считают главной причиной разрушения озонового слоя. На их распад уходит от 20 до 120 лет. Эти вещества не возвращаются на землю с кислотными дождями — они задерживаются в атмосфере и стабильно уничтожают озон.

В 1987 году несколько стран подписали Монреальский протокол. Его основная тема — запрет веществ, которые разрушают озон. В протоколе прописан их перечень. Он ограничивает производство и потребление озоноразрушающих веществ. В данный момент на многих предприятиях используются хладореагенты нового поколения, практически не влияющие на целостность озона.

Влияние авиатранспорта

Выхлопные газы воздушного транспорта вносят определенный вклад в образование озоновых дыр. Оксиды азота, которые образовываются при сгорании топлива, вступают в реакцию с озоном в стратосфере, разрушая его.

Негативное влияние на защитную оболочку планеты оказывает запуск реактивных ракетных установок. Во время запуска космического корабля в атмосфере возникает проем диаметром до 2000 км. Исчезает он только через полтора часа. В этот период нарушается целостность озонового слоя. Наиболее опасны запуски многоразовых систем, таких как Шаттл.

последствия разрушения озонового слоя

По примерным расчетам ученых, запуск 125 аналогичных ракет одновременно способен полностью разрушить озоновую оболочку. Похожее влияние на защитный слой оказывает стратосферная авиация — сверхзвуковые самолеты Они выбрасывают большое количество оксидов азота и серной кислоты. Эти вещества уничтожают озон.

Способы решения проблемы

Разрушение озонового слоя рассматривается как глобальная экологическая проблема. С момента подписания Монреальского протокола стали приниматься первые шаги по сохранению целостности защитной оболочки планеты.

Первый пункт — запрет на выброс фреонов.

Затем была утверждена Венская конвенция. Ее положения предусматривают охрану озонового слоя и предотвращение его разрушения. В них входят следующие моменты:

  • совместные исследования стран на тему того, что вызывает негативные изменения в озоновом слое;
  • регулярный контроль его состояния;
  • создание технологий, способных снизить ущерб, причиняемый озоновой оболочке;
  • строгий контроль деятельности, которая вызывает появление дыр;
  • обмен знаниями и технологиями.

Согласно протоколу, страны обязаны снизить производство фторхлоруглеродов или вовсе отказаться от него.

Серьезной проблемой стала замена фреона в холодильных установках. Разработки требовали огромных денежных вливаний, в связи с чем возник фреоновый кризис. Со временем ученые выявили вещества, которые можно безопасно использовать вместо фреона.

молнии

Существуют и другие способы, которые позволят снизить негативное влияние на защитный экран:

  • замена транспортного топлива на экологически чистые и безопасные варианты;
  • использование альтернативных источников энергии;
  • помощь природе в естественном восстановлении озона — минимизация вырубок лесов и активные посадки деревьев;
  • ручная подпитка — распыление искусственно созданного озона на специальных фабриках в верхних слоях атмосферы.

Многие кардинальные пути решения проблемы сталкиваются с препятствием в виде огромных затрат на их осуществление. Большинство разработанных и протестированных проектов откладывается на потом по причине нехватки средств.

Разрушение озонового слоя — серьезная проблема. Озоновые дыры приводят к повышению активности солнечной радиации, что негативно влияет на обитателей планеты — людей, животных, растения и микроорганизмы. При снижении концентрации озона даже на 1% резко вырастет количество заболевших раком кожи. По этой причине ученые принимают меры по сохранению целостности озоновой оболочки и разрабатывают механизмы, безопасные для экологии.

Читайте также: