Какие суда ходят по волге

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Судоходство на Волге

Судоходство на Волге существовало с древнейших времён. Волжский торговый путь возник в VIII веке.

При Иване Грозном, после завоевания Казани и Астрахани, открылось сквозное движение по реке до её устья с выходом к Каспийскому морю как самоходных вёсельных и парусных судов, так и движимых бурлаками [1] .

Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х — начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Так же существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский.

Сохранились и технические характеристики этих судов: один пароход был длиною 15, 7 метра, шириной 4, 2 метра, высота борта 2, 1 метра при паровой машине мощностью 6 лошадиных сил; другой параход был длиной 30, 6 метра, шириной 6, 9 метра с высотой борта 2, 6 метра при мощности парового двигателя 36 лошадиных сил. Экипаж обоих судов составлял 21 человека.

Поэт-декабрист Фёдор Глинка так описал впечатления, которые произвели на прибрежных жителей первые паровые суда на Каме и Волге:

«Появление этого стимбота было ужасно любопытно. Вообразите себе великолепную каюту, богатую отделку и все, чем украшаются суда… Сверх того каждый вечер стимбот ярко освещен был множеством кенкетов; на нем играла прелестная музыка, по временам палили из пушек… И вся эта европейская роскошь, как некое волшебное явление, плавала по уединенным водам Азии… по реке Каме в Волгу и далеко вверх по оной, нередко против волнения и бури… Прибрежные жители, послышав, что их лесное эхо повторяет звуки им неведомые, толпами бежали дивиться необыкновенному явлению, о котором ничего не слыхали, даже и в баснословных преданных отдаленных предков своих…» [2]

Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов [3] . В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года.

Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказ и Меркурiй», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом [4] .

В 1918 году суда частных пароходств национализированы. В СССР на Волге и в Волжско-Камском бассейне начали действовать несколько крупных пароходств, осуществляющие массовые грузовые и пассажирские (в т.ч. регулярные дальнего следования, пригородные, туристические) перевозки. С созданием единой глубоководной транспортной системы с каналами Волго-Дон, Волго-Балт, Беломорканал, судоходство из Волжско-Камского бассейна получило выходы в другие речные, озерные и морские водные системы, а волжские города стали "портами пяти морей".

В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях [5] .

В середине XX века на Волге появился скоростной пассажирский флот, а при создании водохранилищ были сооружены крупнейшие в Европе и прочие волжские и камские речные порты и шлюзы в каскаде ГЭС, и, благодаря подъему уровня в Волжско-Камском бассейне, возникли судоремонтные и судоотстойные затоны, и судоходство по Волге и особенно по её притокам получило прочие новые возможности. В то же время, на широких многокилометровых водохранилищах (напр., на Рыбинском, Куйбышевском) в ненастную погоду образуются волны высотой до 1,5 метров, препятствующие хождению небольших судов, а также вынудившие соорудить искусственные волноломы в акватории ряда волжских портов (напр, Казанского).

В настоящее время (согласно перечню внутренних водных путей, утверждённых Правительством России в 2002 году) Волга считается судоходной от Ржева; к внутренним водным путям России относят участок от Ржева до пристани Колхозник (589 км), от пристани Колхозник до пристани Бертюль в пос. Красные Баррикады (2604 км), а также 40-километровый участок в дельте Волги [6] .

chronograph

Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плав. средства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.



Немного из истории судоходства на Волге:
Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Некоторые владельцы присваивали пароходам свои фамилии - «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». В Нижнем Новгороде были пароходы с названиями «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств были национализированы. В советское время действовали разные государственные пароходства, долгое время использовались суда дореволюционной постройки. Многие пароходы были переименованы. В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

01. Косовые на Волге

02. Переправа через Волгу, №35

03. Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре

04. Самара, вид на Волгу, №60

05. Затон в Самаре

06. Волга, пароход "Межень" №16 (год постройки - 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.

07. Волга, пароход "Межень"

08. Волга, пароход "Миссисипи"

09. Волжская №8 дноочистительная машина "Грязнуха"

10. Волга, у пристани общества "Кавказ и Меркурий"

11. Волга, пароход общества "Самолёт" "Князь Владимир святой"

12. Волга, группа пассажиров на пароходе

13. Волга, пассажирский пароход общества К и М ("Кавказ и Меркурий") №30

14. Виды Волги, отход парохода

15. Волга, пароход "Пётр Великий", №5

16. Волга, буксирный пароход, №13

19. Волга, мимо Жигулей, №67

20. Волга, "в горах"

21. Баржи на Волге

22. Волга, пароход "Гончаров" общества "Самолёт"

23. Караван на Волге, №20

24. Волга, нагрузка баржей, №27

25. Самара, берег близ дачи Аннаева

26. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов"

27. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов", №62

28. Волга, пароход "Александр II", фотограф А.П. Васильев в Самаре

29. Волга, пароход "Геннадий Ратков Рожнов" общества "Самолёт"

30. Волга, пароход "Александр" общества "Русь"

31. Самара, пароход "Нижегородец", №66

32. Волга, пароход общества "Самолёт", №17

33. Волга, пароход "Пушкин", фотограф А.П. Васильев в Самаре

34. Пароход "Царевич"

35. Пароход "Император Николай II"

36. Волга, пароход общества К и М

37. Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий"

38. Волга, пароход "Цесаревич Николай", №2

39. Волга, пароход "Пётр Великий" №9

40. Буксирный пароход "Самара"

41. Волга, пароход "Дворянка"

42. Пароход "Парижская коммуна", а слева буксир "Беднота"

43. Пароход "Кремль"

44. Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год

45. Пароход "Василий Лебедев-Кумач"

46. Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы

47. Волга, пароход "К.С. Станиславский", фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973)

48. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

49. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

50. Волга, пароходы "Павел Бажов" и "Вера Фигнер" у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

Судоходство на Волге

Человек плавает по Волге с того самого момента, как впервые поселился на берегах великой русской реки. Сначала люди ходили по ней на плотах, после стали строить лодки и судёнышки покрупнее. А потом человек сделал великое географическое открытие: оказалось, что по Волге можно плыть тысячи вёрст без остановки, при этом попасть в совершенно неведомые восточные земли! Так тысячи лет назад родилось волжское судоходство.

На вёслах и под парусом

Лодку для плавания по рекам, озёрам и морям люди использовали ещё в каменном веке, так что это транспортное средство существует на нашей планете столько же, сколько и само человечество. Скорее всего, на лодке, выдолбленной из дерева, особенно в обильных водой местностях, люди начали передвигаться даже раньше, чем ездить по суше верхом на лошадях, верблюдах, ослах и других животных.
Изобретение паруса значительно увеличило возможности судоходства. Теперь путешественники при движении могли надеяться не только на течение реки, не только на мускульную силу человека, сидящего на вёслах, но также использовать даровую энергию попутного ветра. Историки считают, что ещё в IX-X веках древние русичи на своих вёртких ладьях под парусом ходили вниз по Волге на сотни и даже тысячи километров. Из-под Пскова, Новгорода и Твери по системе волоков и малых речушек они попадали на Валдайские озера. Оттуда вниз по реке шли в Хазарскую, а затем и в Булгарскую земли и далее добирались до Ногайской орды и Гирканского (Каспийского) моря.

Конец бурлацкого промысла

Пароходные общества

Примерно в то же время в волжских городах стали возникать и пароходные общества, занимавшиеся перевозкой уже не грузов, а пассажиров. Название самого первого из них оригинальностью не отличалось — владельцы дали ему имя «По Волге». Чуть позже к нему присоединились пароходные общества «Самолёт», «Кавказ и Меркурий», «Русь», «Дружина», «Надежда» и некоторые другие.
При этом судовладельцы договорились между собой, чтобы каждая компания имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. Например, пароходная компания «По Волге» имела суда, названные «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня», а также «Император». Потом у него появились «Князь» и «Княгиня», «Боярин» и «Боярыня». А когда пришли времена революционных потрясений 1905 года, пароходное общество вполне в ногу со временем назвало два судна «Гражданин» и «Гражданка».
Пароходное общество «Кавказ и Меркурий» также имело в составе своего флота несколько судов, названных в честь монарших особ. Однако другие их пароходы носили имена выдающихся русских полководцев — например, «Пётр Багратион», «Фельдмаршал Суворов», «Михаил Скобелев», «Иван Зарубин» и «Константин Кауфман». Пароход «Николай Новосельский» был назван по имени и фамилии создателя и первого владельца компании «Кавказ и Меркурий». Другие же свои суда фирма поименовала в честь исторических личностей и православных святых.
Имена русских писателей и поэтов придумали давать своим судам в пароходной компании «Самолёт» — «Александр Пушкин», «Василий Жуковский», «Иван Тургенев», «Александр Грибоедов» «Николай Некрасов», «Михаил Салтыков-Щедрин». В какой-то степени по их пути пошло и пароходное общество «Русь». Но, без сомнения, меньше всех размышляли владельцы пароходного общества «Братья Каменские»: они попросту присвоили каждому судну либо собственные имена, либо имена своих жён, сыновей, дочерей. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Александр», «Алексей», «Марианна», «Григорий» и тому подобные.

Годы советские

После октябрьских событий 1917 года суда всех частных компаний в Советской России оказались национализированы. В годы Гражданской войны стране было не до развития своего речного флота, и потому крупные государственные пароходства на Волге и в Волжско-Камском бассейне стали создавать лишь с 1923 года, после образования СССР. А дальнейшее расширение грузовых и пассажирских перевозок стало возможным только в 1930-х годах, с началом создания единой глубоководной транспортной системы Европейской части страны.
В январе 1923 года было образовано Волжское государственное речное пароходство (оно же — Волжское госпароходство, или ВГРП, а затем Волжское управление речного транспорта — ВУРТ). Район его деятельности охватывал всю Волгу и её притоки. Пароходство состояло из трёх управлений флотами (пассажирский, буксиро-сухогрузный и нефтеналивной) и пяти речных: Камского, Вельского, Вятского, Окского и Астраханского.
В апреле 1948 года прежняя структура была преобразована в Волжское грузопассажирское пароходство (ВГ-ПРП). Его флот пополнился как вновь построенными судами, так и пароходами, перешедшими в его собственность из дореволюционных национализированных компаний. А в декабре 1954 года на Волге было создано крупнейшее речное транспортное предприятие СССР — Волжское объединённое речное пароходство (ВОРП) с центром управления в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород).

Водные лестницы

В 1950-е годы совершенно новым технологическим процессом в волжском судоходстве стало шлюзование судов, то есть преодоление ими «водных лестниц». Так, после открытия в 1952 году трассы Волго-Донского канала для полного пути из Волги в Дон суда стали проходить систему из 13 шлюзов, поднимаясь при этом по водным «ступенькам» на высоту 44 метра. Такова разница между уровнями вод Волги и Дона. До этого речники были знакомы только с системой шлюзов на канале «Москва-Волга», по которому из волжан, правда, ходили немногие. А после завершения строительства в 1958 году Куйбышевской ГЭС для преодоления её плотины «водная лестница» стала поднимать суда уже на высоту 58 метров. В последующие годы на Волге был построен целый каскад ГЭС, на каждой из которых действует система шлюзов для преодоления разницы в уровнях водохранилищ.
В конце 80-х годов XX века пассажирские перевозки ВОРП достигли 50 млн. Пассажиров в год. В начале 1990-х флот этого пароходства насчитывал около 80 одних только пассажирских судов, в том числе 24 четырехпалубных лайнера повышенной комфортабельности, и ещё более 150 судов на подводных крыльях.
В настоящее время вверх по Волге в основном доставляют нефть, нефтепродукты, соль, гравий, уголь, хлеб, цемент, металл, овощи, рыбу и другие товары. Вниз — лес, пиломатериалы, минерально-строительные, промышленные грузы. Вниз по Каме идут уголь, лес, пиломатериалы, серный колчедан, металлы, химические грузы, минерально-строительные материалы, нефть и нефтепродукты. Вверх — соль, овощи, промышленные и продовольственные товары.

Журнал: Тайны 20-го века №39, сентябрь 2019 года
Рубрика: Тени прошлого
Автор: Валерий Ерофеев

Какие суда ходят по волге


Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» - они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств национализированы. В советское время на Средней Волге было создано 2 крупнейших государственных пароходства - ВОРП (Волжское Объединенное Речное пароходство) с центром в г. Горький и «Волготанкер» с центром в г. Куйбышев. Первое время (до 1930-х годов), а в отдельных случаях (до 1970-х годов) этими (и другими государственными) транспортными организациями использовались суда дореволюционной постройки. Так, например, сразу после национализации общества «Кавказ и Меркурий» в 1918 г., один из его теплоходов «Бородино» был спешно переименован в «Товарищ Раскольников». В 1939 г. он стал называться «Товарищ Микоян», но в 1948 г. получил старое название «Бородино». В 1954-1955 гг. теплоход серьезно модернизировали, после чего он плавал до 1976 г., когда был списан и поставлен на прикол у стенки Казанского речного порта.

В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плавсредства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.

Косовые на Волге.


Переправа через Волгу.


Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре.


Самара, вид на Волгу.



Волга, пароход "Межень" №16 (год постройки - 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.


Волга, пароход "Межень".


Волга, пароход "Миссисипи".


Волжская №8 дноочистительная машина "Грязнуха".


Волга, у пристани общества "Кавказ и Меркурий".


Волга, пароход общества "Самолёт" "Князь Владимир святой".


Волга, группа пассажиров на пароходе.


Волга, пассажирский пароход общества К и М ("Кавказ и Меркурий").


Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий".


Волга, пароход "Цесаревич Николай".


Волга, пароход "Пётр Великий".


Буксирный пароход "Самара".


Волга, пароход "Дворянка".


Пароход "Парижская коммуна", слева буксир "Беднота".



Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год.


Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год.


Пароход "Василий Лебедев-Кумач".


Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы.


Волга, пароход "К.С. Станиславский", фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973).


Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы.


Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы.


Волга, пароходы "Павел Бажов" и "Вера Фигнер" у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

Рейтинг лучших теплоходов для речных круизов

Четырехпалубный комфортабельный теплоход проекта 301, построенный в Германии.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Александр Радищев» проекта 301, построен в Германии.

4 звезды

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Лев Толстой» — теплоход проекта Q-056, построен в Австрии.

Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 301м (последнее судно 3-й серии), построенный в Германии.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» — теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

4 звезды

Четырёхпалубный теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

5 звезд

Комфортабельный четырехпалубный теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

5 звезд

Речной круизный трёхпалубный теплоход проекта 588 «Родина», построен на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в Висмаре, ГДР.

4 звезды

Комфортабельный трехпалубный теплоход 588 проекта, построенный в Германии.

Трехпалубный комфортабельный теплоход 588 проекта, построенный в Германии и оснащенный современной навигационной техникой.

Трехпалубный теплоход проекта 588, построенный на судоверфях Германии.

Комфортабельный модернизированный теплоход проекта 588 улучшенный, построен в Германии.

Речное круизное судно 588 проекта, построенное в Германии.

Трехпалубный модернизированный теплоход проекта 588, построенный в Германии.

Комфортабельное судно, построенное в Германии.

Четырёхпалубный теплоход проект-588 МА, построен в Германии. Модернизирован с 3-х до 4-х палуб.

4 звезды

Пассажирский четырёхпалубный теплоход-пансионат «Хирург Разумовский» построен на судоверфи Mathias Thesen Werft Wismar», г.Висмар, Германия.

4 звезды

Теплоход «Русь Великая» относится к универсальному типу «река — море», его класс — М-ПР 2.5. Он оснащен по последнему слову техники.

4 звезды

Трехпалубный теплоход «Афанасий Никитин» проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.

Трехпалубный теплоход «Иван Кулибин» проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.

Уютный трехпалубный теплоход «Капитан Пушкарёв» (проект 26-37). Единственное в России судно, реконструированное в 1998 году в Чехии по специальному проекту.

Пассажирский трёхпалубный теплоход-пансионат «Валерий Чкалов» (проект 26-37м) построен на судоверфи «Narodny Podnik Skoda» (Slovenske Lodenice Komarno) г. Комарно,Словакия.

5 звезд

Трехпалубный теплоход проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.


★★★

комфортабельный трехпалубный теплоход проекта 26 — 37, построенный в Чехии и прошедший полную модернизацию.

11 комментариев

Были в круизе на Теплоходе Герцен, если коротко, то корабль гавно, а команда сплошные хамы. Мы бы вообще поставили им кол или ноль.

Тоже в Казань плавали на нём в 2015 году. Действительно говно. Особенно встречали нас при входе на на него. Грубые очень менеджеры. Весь теплоход трясется сильно, думал развалится по дороге. Да всё там хреново.

Спасибо теплоходу Алексей Толстой, за замечательный отдых, всё было на высшем уровне и обслуживание, и развлекательные программы, экскурсии, очень нам понравилось и полюбился ваш теплоход, теперь тока на Толстом и плаваем.

Круизы по Волге

Круизы по Волге: выбор онлайн, цены и расписание 2021 г. Большой выбор круизов по Волге со скидками, а также круизные пакеты с авиа и трансферами представлены в данном разделе сайта компании Круизный Дом.

Речные круизы по Волге являются самыми популярными из всех круизных путешествий по рекам России. Во время тура по Волге на теплоходе можно посетить самые разные, большие и малые российские города. Круизы по Волге дают замечательную возможность посетить их в одном круизе, в условиях комфортного пребывания на современном теплоходе с системой питания «полный пансион».

Речные круизы по Волге – это прекрасная возможность приобщиться к культуре и жизненному укладу малых и больших народов нашей страны, отведать разные блюда национальной кухни. Круиз по Волге интересен еще и тем, что самая главная река России – Волга, настолько протяженная и имеет много притоков и выходов в другие реки, что за одно круизное путешествие можно посетить сразу несколько климатических зон – лесную, степную и даже полупустынную, совершить вояж по различным российским областям – Московской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Волгоградской, Ульяновской и Астраханской, а также республикам Татарстан, Чувашия, Марий Эл. Круиз на теплоходе по Волге охватывают непохожие друг на друга города , такие как Москва, Кострома, Городец, Чебоксары, Ульяновск, Тольятти, Волгоград, Астрахань.

Большим спросом среди туристов пользуются круизы по Волге, стартующие из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Казани, Ярославля. На сайте компании Круизный Дом возможно подобрать любой круиз по Верхней, Средней и Нижней Волге, выбрать для путешествия любой теплоход от класса стандарт до класса люкс.

Поиск по выходу круизов из портов Волги

Круизы по Волге

Круизы из Камбоджи, Китая и Лаоса

Круизы из Индии

Круизы из Мьянмы и Бирмы

Круизы из Вьетнама

Порты Волги

Нижний Новгород, Россия

Нижний Новгород, Россия

Очень велико и разнообразно количество теплоходов различных классов, осуществляющих круизы по Волге, их сотни. Подавляющее большинство крупных российских круизных компаний осуществляют свои круизы именно по Волге. Их маршруты проходят практически через все российские области и регионы. Во время речного путешествия на теплоходе по Волге можно не только испытать удовольствие, наслаждаясь природными красотами и пейзажами волжских берегов, но посетить ряд красивейших городов нашей страны, таких как Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань и многие другие.

Туроператор Круизный Дом на своем сайте предлагает круизы по Волге с расписанием и ценами. Здесь же можно ознакомиться с характеристиками теплоходов и легко подобрать для себя оптимальный круиз. Например, есть возможность найти тур по Волге из Саратова или другого города со специальными тарифами. Речные туры по Волге примечательны еще и тем, что теплоходы могут заходить в порты, куда наземным путем добираться гораздо дольше и дороже. В любом случае, посещение большого количества городов по реке намного выгоднее экономически, чем тот же маршрут на туристическом автобусе или ином виде транспорта. К тому же, зачастую, круизные компании устраивают сезонные скидки на речные туры, а также спецпредложения. В итоге, купить круиз по Волге можно значительно дешевле.

Так как речные круизы по Волге могут быть как короткими, так и достаточно продолжительными, охватывающими, помимо Волги еще несколько рек, количество и разнообразие городов в маршруте делает круиз необычайно интересным, ведь каждый город неповторим и обладает своими особенностями. Например, по Волге в Плес в речные круизы отправляются очень много туристов, так как Плес – это очень живописный город с исконно русским духом и огромным количеством музеев. А в городе Мышкин находится единственный в мире музей мыши, которая является символом города.

Когда поехать в тур по Волге на теплоходе

Зимой речная навигация по рекам России не осуществляется. Наиболее удачным периодом для круиза по Волге является период с апреля по октябрь. Для круизов по Центральной России предпочтительно взять наиболее жаркие месяцы. В это время климат располагает как для купания в реках, так и для посещения местных туристических объектов. С этой точки зрения, летний круиз по Волге является предпочтительным. Кроме того, именно летом круизные компании предлагают самый большой выбор туров на любой вкус и бюджет. Для южных регионов наиболее комфортным является вояж в октябре. Для этого времени одним из наиболее востребованных маршрутов считается круиз по Волге в Астрахань. К тому же цены на круиз по волге в этот период ниже, чем летом, что делает путешествие выгодным для бюджета.

Теплоходные туры по Волге предполагают «Зеленые стоянки». Теплоход совершает остановку за городской чертой, и туристы, сойдя на берег могут провести время устроив шашлыки, прогуляться по лесу, полежать на пляже, искупаться в реке или просто совершить прогулку вдоль берега, вдыхая удивительный речной воздух, который, к слову, очень полезен для здоровья.

Какие круизные теплоходы ходят по Волге

Теплоходы практически всех крупных российских круизных компаний осуществляют речные круизы по Волге из городов, расположенных на ней. Главным критерием при выборе теплохода той или иной компании является его цена и уровень обслуживания. Города-порты, куда заходят теплоходы, как правило, одинаковы для всех круизных компаний. Самые крупные из них – Мостурфлот, Инфофлот и Водоходъ. Они предлагают круизы по Волге из Москвы, с посещением Мышкина, Углича, Калязина, круизы по Волге из Нижнего Новгорода, с заходом в Городец, Козьмодемьянск и Макарьев, а также круизы по Волге из Твери. Другие круизные компании, такие как Ортодокс, Гама, Русич и ВолгаWolga также организуют теплоходные туры по Волге.

На сайте компании Круизный Дом вы можете найти и забронировать любой из всех наиболее популярных вариантов туров по Волге, включая круизы по Волге из Саратова, круизы по Волге из Казани и многих других. Также есть возможность приобрести не только круиз, но и оформить полный круизный пакет с трансфером, авиаперелетом и экскурсиями. Это гораздо выгоднее и дешевле до 15%, по сравнению с выбором только одной круизной услуги. Все теплоходы, независимо от класса предоставляют все необходимое для комфортного и увлекательного пребывания на борту. Это трехразовое питание, обзорные экскурсии, развлекательные мероприятия на теплоходе. Мы рекомендуем, для полноты впечатлений, выбирать наиболее комфортабельные круизные суда с высоким уровнем обслуживания, такие как теплоход Княжна Виктория, Александр Грин, Михаил Шолохов, Принцесса Анабелла, Михаил Булгаков.

Самые интересные порты, посещаемые в круизах по Волге

Казань

Казань – несомненно один из красивейших городов нашей страны. Здесь расположена одна из крупнейших в Европе мечеть Кул-Шариф, которая является настоящим чудом архитектуры и поражает своей красотой. Круизы из Москвы в Казань или из другого порта очень популярны среди круизов по Волге. В Казанском кремле прекрасно сохранились древние памятники, в их числе и Башня Сююмбике. Столица Татарстана великолепна. Здесь сосредоточено много светских и религиозных сооружений, музеев, кафе и ресторанов, а отдельного упоминания заслуживают «поющие фонтаны», которыми так приятно наслаждаться в вечернее время. В круизе по Волге из Казани открывается завораживающий вид на набережную города.

Нижний Новгород

Город является важнейшим культурным и промышленным центром России, кроме того это и один из крупнейших центров речного туризма, поэтому круизы по Волге из Нижнего Новгорода очень распространены. Также к традиционным маршрутам относится круиз из Москвы в Нижний новгород и обратное направление. Нижний Новгород может похвастать и важными культурно-историческими объектами, среди которых Нижегородский кремль и знаменитая Нижегородская ярмарка. В городе функционирует огромное количество музеев и несколько театров.

Самара

Круизы по Волге из Самары являются очень востребованным направлением. Порт города является крупнейшим во всем Среднем Поволжье. Кроме этого, Самара обладает самой протяженной набережной Волги и в этом же городе расположен самый высокий железнодорожный вокзал во всей Европе, как и площадь Куйбышева, которая также является крупнейшей в Европе. Архитектура города представлена всеми возможными архитектурными стилями.

Углич

Уютный маленький городок Углич не зря входит в маршрут «Золотого кольца России». Здесь расположено огромное количество всевозможных достопримечательностей, главным из которых является Спасо-Преображенский собор. В городе также работает уникальный в своем роде музей мифов и суеверий.

Ярославль

Один из старейших русских городов Ярославль в наши дни входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторические постройки очень удачно сочетаются с окружающей средой, делая город очень зеленым и колоритным. А набережная Ярославля по праву считается самой впечатляющей из всех русских городов. Круизы по волге из Ярославля познакомят туристов с такими городами как Плес, Кострома и другие.

Кострома

Кострома также является старинным городом. Это колыбель династии Романовых. Здесь расположено много примечательных музеев. Один из них – «Костромская слобода», расположен прямо под открытым небом. Круизы по Волге из Костромы, как правило, предполагают посещение Ярославля и Плеса.

Волгоград

Астрахань

Город воплощает собой крупнейший культурный и промышленный центр Прикаспия и Нижнего Поволжья. Благодаря своему географическому положению, в городе насчитывается огромное количество мостов. Этим Астрахань напоминает Санкт-Петербург. В городе расположено несколько музеев и театров, а также большое количество памятников архитектуры. Круиз по Волге из Астрахани или тур в Астрахань рекомендуется осуществлять в октябре. Это наиболее благоприятный с точки зрения климата период для путешествия.

Самые знаменитые суда, ходившие по Волге. Инфографика

Более 200 лет назад, в 1816 году, по Волжским плёсам у Царицына прошел первый пароход. С тех пор матушку-Волгу бороздило много разных судов. Среди них были и самые настоящие «знаменитости», получившие роли в фильмах таких мэтров как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай. Биографии самых известных судов «АиФ-НП» рассказал историк-архивист, знаток истории волжского судоходства Виктор Коваль.

Суда, курсировавшие по Волге. Инфографика

Молитва против парохода

В 1816-1817 годах на Каме под руководством талантливого русского инженера Петра Соболевского были построены первые пароходы. Они имели деревянные корпуса и слабый двигатель, не способный бороться с сильным течением.

Жители деревень, привыкшие к неторопливым расшивам и баркам с бурлаками, суеверно называли первые пароходы «чертова расшива». На Волге даже служили молебны, чтобы избавить от «дьявольских машин» реку.


Первой компанией, которая обеспечила регулярное судоходство от Твери до Астрахани, стало товарищество «Самолет», основанное в середине 1853 года. Затем возникло пароходство «Кавказ и Меркурий», «По Волге», а уже в начале ХХ века - пароходное общество «Русь», одна из главных контор которого располагалась в Царицыне. К 1914 году на Волге насчитывалось около 50 крупных пассажирских судов. На них состоятельные волжане не только путешествовали по воде, но и отдыхали, отмечали праздники, заключали деловые сделки.

Звёзды экрана

Сразу два судна, которые не раз довелось видеть жителям приволжских городов, стали героями кинофильмов.

Пассажирский скоростной пароход «Спартак», до революции носивший название «Великая княжна Татьяна Николаевна», заполучил роль в картине «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Фильм сняли в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Там он предстает перед зрителями как теплоход «Ласточка», на котором развернулись кульминационные сцены картины: в главную героиню Ларису на борту стреляет жених. Именно на «Спартаке» звучит фраза, ставшая крылатой: «Так не доставайся же ты никому!»

«Спартак» успел не только «сделать актерскую карьеру», но и «послужить». Во время гражданской войны на нем был плавштаб Волжской флотилии, а во время Великой Отечественной судно превратилось в плавучий госпиталь.

В начале XXI века «Спартак» был продан и отбуксирован под Ростов, где позже сгорел. О приобретении в коллекцию «Спартака» некоторое время хлопотал перед Речфлотом России один из крупнейших музеев флота Великобритании.

Роль в кино прославила и настоящую «Ласточку» - буксирный и пассажирский пароход. В 1959 году это судно сняли в фильме Леонида Гайдая «Трижды Воскресший» под именем «Орленок». По сюжету картины главные герои спасают от забвения старый буксирный пароход.

«Ласточка» участвовала в Гражданской войне и Сталинградской битве. За время последней судно доставило в город 18 тысяч бойцов Красной Армии, эвакуировало за Волгу 14 тысяч человек, втом числе раненых. За проявленное мужество члены команды и капитан Василий Крайнов отмечены наградами. Слова о пароходе можно найти в воспоминаниях выживших родителей и детей. Они писали: «Милая «Ласточка», ты спасла нам жизнь».

История теплохода закончилась в 1973 году - его утилизировали в Волгоградском затоне.

Строитель ГЭС и «предводитель» нефтяных караванов

Буксирный пароход «Степан Разин», до революции «Редедя, Князь Косогский», под командованием капитана Николая Чадаева стал флагманом вождения большегрузных караванов. Так, в 1935 году он проводил вверх по Волге составы из нефтеналивных барж с грузом в 34 тысячи тонн, а затем и более 40 тысяч тонн. «Степан Разин» был одним из самых мощных судов своего времени - его двигатель имел 1000 лошадиных сил.


В 1958 году пароход списали, после чего старый колесник некоторое время служил неподвижным пародателем. Сейчас судно порезано на металл.

«Саратовский ледокол», транспортный паром для железнодорожных составов, сейчас лежит на дне недалеко от автомоста в Саратове. Возможность подъёма и реставрации судна в качестве технического музейного экспоната обсуждается годами, но пока он остается погруженным в воду.

Эта машина с мощностью 1400 лошадиных сил - первое ледоколькное судно на Волге. Долгие годы оно работало на проводке железнодорожного парома. Участвовало в Великой Отечественной войне, а также помогало строить Волжскую ГЭС, речную инфраструктуру Сталинграда и Саратова.

Крушение лайнера

Речной лайнер «Александр Суворов» - одно из самых молодых известных волжских судов. Он был построен на чехословацкой верфи в Комарно в 1981 году. Несмотря на свой небольшой возраст, успел потерпеть крушение. 5 июня 1983 года в Ульяновске в результате навигационной ошибки «Александр Суворов» зашел под несудоходный пролет моста и столкнулся с его конструкциями. Надстройка вместе с рубкой и кинозалом оказались срезанными. Четырёхпалубное судно брало на борт 307 пассажиров. В аварии погибло около 175 человек.


Тем не менее, судно еще в строю. Теплоход был восстановлен и сейчас в навигацию курсирует по рекам европейской России.

«Параход Чкалова» и плавучая гостиница

Пассажирский пароход «Память Азина», до революции известный как «Великий князь Александр Михайлович», в наши дни тоже можно встретить на воде, правда, уже в другом качестве. Сейчас судно стоит в Будапеште и используется как плавучая гостиница.

Теплоход был построен в 1903 году и модернизирован в 1950-х. Своё последнее название получил в честь героя Гражданской войны Владимира Азина. Работал на регулярных рейсах от Горького до Астрахани до начала 1980-х годов. Долгие годы капитаном судна являлся Валентин Мелешкин - потомственный волгарь. Историю судна можно увидеть в короткометражном фильме «Старый пароход».

Грузо-пассажирский пароход «Михаил Калинин» тоже првратили в базу отдыха. Но только после славных военных моментов биографии. А до этого на пароходе работал Валерий Чкалов - будущий знаменитый летчик трудился в машинном отделении «Калинина» кочегаром.

Во время Сталинградской битвы пароход доставлял в Сталинград грузы и эвакуировал раненых. Однажды под немецким обстрелом вывез почти 1000 человек. В июне 1948 года во время шторма на Волге команда «Михаила Калинина» не пришла на помощь тонущему у берега Сталинграда буксирному пароходу «Пожарский», побоявшись непогоды. В катастрофе погиб 91 человек. В послевоенном Сталинграде «Калинин» возил пассажиров до 1970-х годов, после чего стал использоваться в качестве базы отдыха рядом с Саратовом.

В начале 1990-х пароход порезали на металлолом. Под водой, по некоторым данным, до сих пор осталась часть корпуса.

Отважный катер и сгоревший «Сталин»

Пассажирский пароход «Иосиф Сталин», или по-старому «Графиня», брал на судно до 350 человек. В августе 1942 года во время эвакуации раненых из Сталинграда находящийся под командованием капитана Ивана Рачкова «Иосиф Сталин» попал под лобовой обстрел артиллерии немцев. В результате возникнувшего пожара погибло много пассажиров и членов экипажа, а само судно село на мель близ Тракторного завода.

По одной из легенд, сейчас корпус корабля лежит на дне Волгоградского водохранилища - примерно в 15 км от плотины ГЭС.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

Пожарный катер «Гаситель», до революции «Царев», несмотря на свои скромные для судна габариты - 35 метров в длину, в годы Великой Отечественной войны спас многие жизни. Во время Сталинградской битвы судно совершило под береговым обстрелом десятки рейсов, участвовало в спасательных, пожарных операциях. Судно закончило карьеру в аванпорту Волжской ГЭС, после чего в 1966 году было списано. В 1970-е годы по иницативе ветеранов речного флота началось восстановление катера. В 1977 году «Гаситель» был установлен в качестве памятника у речного вокзала в Волгограде.

По одному из проектов «Гаситель» должен был стать не памятником, а вновь самоходным судном учебной базы «Малой волжской детской флотилии», но идея так и не была реализована.

Читайте также: