Какой лад использовал глинка в опере руслан и людмила для характеристики злого волшебника черномора

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Как называется звукоряд, который впервые применил М. И Глинка, почему?

Всё (не абсолютно всё, конечно, а только то, о чём мы сегодня будем говорить) началось с того, что на одном из вечеров В.А. Жуковского А.С. Пушкин сказал, что в своей поэме «Руслан и Людмила» он бы многое переделал. В 1837 году уже после смерти А.С. Пушкина, когда М.И. Глинка начал работать над созданием сказочной оперы, он вспоминал:

По этой причине, когда Глинка приступил к работе над оперой, у него даже не было готового либретто. Глинка прекрасно понимал, что определённая душевная настроенность любого музыкально-драматиче­ ского произведения, его эмоционально-образно­ е содержание в первую очередь зависит от лада, как одного из средств музыкальной выразительности.

Ещё Аристотель в своей «Политике» отмечал, что интонации каждого лада соответствуют определенному характеру или эмоциональному настрою. Звучание дорийского лада считалось «мужественным» и уравновешенным и в этом отношении нередко противопоставлялось фригийскому как восторженному, экстатическому.

Вообще, древним грекам вполне хватало шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Был ещё особый, не имеющий определённого ладового наклонения генетически связанный с так называемым гипофригийским, локрийский лад. В средневековой европейской музыке переняли названия греческих ладов и тоже особо «не парились». Всех всё устраивало. Ладов было достаточно. Семь основных ладов можно было построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда. Основными в развитии европейской музыки последних столетий стали такие ладовые системы, как мажор и минор. При этом, минор был не один: кроме натурального были ещё гармонический и мелодический.

Я уже не говорю об условно диатонических ладах, таких, как: дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад), дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма). Думаю, пора остановиться. Там столько всего, что сам «лукавый ногу сломит» (оцените то, как я изящно «преподнёс» фразеологизм, и не чрт-хнулся). Я, как наказывали в старину, не стал вслух упоминать слово «Трёч» (читайте наоборот) для того, чтобы этот «нечистый меня не попутал». Ведь, если он меня «попутает», сказки Вам рассказывать будет некому. В смысле, о сказочной опере и её ладах.

Некоторые могут спросить: «Почему я говорю о каких-то ладах, когда вопрос стоит о звукоряде?» Чтобы это понять, нужно просто вспомнить, что традиционно термин «лад» трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд, объединённый центральным тоном или созвучием. Вот мы и подошли к сути нашего вопроса:

Вначале хочется понять (по-хорошему): ну что же Вам, Михаил Иванович, не хватало? Этих ладов «развелось» так много, что пальцев не хватит, чтобы сосчитать! Уверен, что большинство композиторов с радостью «ухватилось» бы за какие-нибудь существующие лады и с упоением принялось их использовать при «описании» природы, героев, да мало ли что можно сотворить с таким большим арсеналом. Но нет! Глинка был не из таких. Когда он начал «работать» с Черномором, он понял, что старые лады абсолютно не годятся для его концепции «бородатого карлика» и нужно искать что-то новое.


А из ладовых систем нового времени большое значение имели увеличенный и уменьшенный лады, введенные в употребление в XIX веке.

В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук –повторение тоники:

Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

Проще говоря (чтобы глубоко не влезать в теорию музыки), при написании можно заменить, к примеру, ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль. потому что эти различные по написанию звуки совпадают по высоте. На фортепиано и других хроматических инструментах они звучат одинаково, хотя, в контексте гармонической тональности имеют разные (функциональные, «музыкально-логическ­ ие») значения. С помощью энгармонизма можно осуществлять быстрые модуляции.

Впервые в мировой музыкальной практике этот лад и применил М. Глинка для характеристики образа Черномора в опере «Руслан и Людмила». Отсюда и название: Гамма Черномора.

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад: А. С. Даргомыжский А. П. Бородин H. A Римский-Корсаков, К. Дебюсси и другие русские и зарубежные композиторы.

Этот звукоряд ещё называется целотонным (целотоновым) ладом, потому что его ступени образуют последовательность целых тонов (расстояния между соседними ступенями составляют целый тон):


Звукоряд, который впервые применил М. И Глинка в опере «Руслан и Людмила» это – Гамма Черномора (он же целотоновый и увеличенный лад).

Дай Вам БОГ, чтобы Вы слышали Гамму Черномора во всём её инфернальном блеске только в театре, наслаждаясь фантастической оперой «Руслан и Людмила». А в душе всегда звучала чарующая музыка любви и оставалось место для чуда и сказки!

Опера «Руслан и Людмила» (1842)

Ее премьера состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября). После народно-исторической трагедии композитор обратился к сказке, поэтично пересказанной в юношеской поэме А.С. Пушкина (1820 [1] ).

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.

Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в него некоторые изменения. Так, например, у Пушкина временами проявляется легкая юношеская ирония по отношению к своим героям, у Глинки этого нет. Наделив положительных героев глубокими характерами, он придал им большую этическую значимость.

Обращение к Пушкину еще сильнее подчеркнуло светлое, гармоничное начало, присущее творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ли не самое «мажорное» произведение во всей оперной классике, посвященное идее торжества любви, победы богатырской силы над темными силами зла.

Либретто Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки [2] .

Жанр, особенности эпической драматургии

Пушкинская поэма в интерпретации Глинки отличается эпическим тоном, она как бы «распета на былинный лад» (Асафьев). Композитор назвал свое сочинение «большой волшебной оперой». По жанру это народная сказочно-эпическая опера [3].

Новый жанр определил особенности драматургии «Руслана». Для нее характерны:

  • неспешное развертывание событий, свойственное русским былинам;
  • большая роль «случайности» в развитии сюжета [4] ;
  • замена острого интонационного конфликта (имевшего место в «Жизни за царя») контрастом. Враждебные силы здесь не столько сталкиваются, сколько контрастно сопоставляются. Самые напряженые и драматические моменты остаются «за кадром» (например, битва Руслана с Черномором);
  • размеренное эпическое повествование складывается в чередование больших контрастных картин:
    • 1-е действие – экспозиция образов главных героев (интродукция: свадебный пир Руслана и Людмилы в княжеских палатах Светозара) и завязка сюжета (похищение Людмилы). Далее следует ряд отдельных картин – эпизодов сказочных приключений героев.
    • 2-е действие: 1-я картина: встреча Руслана с волшебником Финном, его рассказ о любви к волшебнице Наине;
    • 2-я картина: встреча Фарлафа с Наиной, которая обещает помочь ему найти Людмилу;
    • 3-я картина: встреча Руслана с Головой, поединок, рассказ Головы, получение Русланом меча, которым можно сразить Черномора;
    • 3-е действие: волшебный замок Наины, в который попадает вначале Ратмир, а затем Руслан. От волшебных чар Наины их спасает Финн;
    • 4-е действие: Людмила тоскует в волшебных садах Черномора. Появляется Черномор. Руслан звуком сигнального рога вызывает Черномора на битву и побеждает, отрубив его бороду, в которой спрятана волшебная сила. Руслан находит Людмилу, но не может разбудить ее.
    • 5-е действие: 1-я картина: рабы Черномора сообщают Ратмиру об исчезновении Людмилы и о том, что Руслан отправился спасать ее. Финн передает Ратмиру волшебный перстень, который должен разбудить Людмилу.
    • 2-я картина: княжеские палаты Светозара. Фарлаф приносит похищенную им Людмилу, но разбудить ее никто не может. Появляется Руслан и пробуждает ее с помощью перстня, переданного ему Ратмиром. Народ прославляет жениха и невесту.

    Вместе с тем эпос «Руслана и Людмилы» сказочный. А всякая сказка соотносится с сакральным мифом как его снижение. Вот почему своих «антигероев», которые противостоят светлым персонажам, Глинка не лишает пушкинского юмора. Они, скорее, комичны, чем ужасны. «Черноморское» и волшебное в «Руслане и Людмиле», конечно, враждебно, но как бы понарошку, по-сказочному.

    В музыкальном отношении положительны» и отрицательные персонажи в «Руслане и Людмиле» разграничены. Первых характеризует вокальная музыка, вторых – инструментальная. Черномор вообще не поет, он немой персонаж, а Наина поет на одной-двух нотах сухой скороговоркой. Важным средством обрисовки фантастических героев является гармония – целотонная «гамма Черномора», элементы уменьшенного лада (например, уменьшенное трезвучие в характеристике Наины), острые диссонансы. Изысканность глинкинской фантастики сближает «Руслана» с «Обероном» Вебера и «Волшебной флейтой» Моцарта.

    В характеристике положительных героев господствует народно-песенный тематизм. Композитор воссоздает наиболее яркие особенности русской народной песни, ее мелодику, гармонию, ритмику, не прибегая к прямому цитированию. Особенно широко представлены древнейшие пласты музыкального фольклора – обрядовые песни (свадебные, величальные), былины, плачи и причеты (в хорах 5-го действия, отчасти в партии Людмилы в плену у Черномора), интонации эпических песен в партии Руслана.

    Контрастно сопоставляются в «Руслане и Людмиле» не только реальность и фантастика, но и Русь с Востоком. В восточных сценах композитор использует подлинные народные мелодии, бытующие в разных регионах Кавказа и Ближнего Востока – арабские, персидские, грузинские. Таким образом, «Восток» Глинки – это собирательное понятие, без точных национальных координат. Богатейшая фантазия композитора сотворила целый мир красочных, изысканных, необычных по звучанию музыкальных образов – то темпераментных и энергичных, то созерцательных, томных, упоительных. Эти находки позднее легли в основу оригинальной сферы русской музыки – «русского Востока».

    Оркестр. Увертюра

    Оркестровое мастерство – одна из отличительных особенностей «Руслана и Людмилы». Некоторых героев постоянно сопровождают определенные тембры (поэтому они называются лейттембрами): образ Руслана связан с тембром кларнета, Людмилы – с легкими пассажами флейты или со скрипкой, Гориславы – с «экзотическим» тембром фагота. Ратмира сопровождает тембр английского рожка, Наину – «колючее» звучание деревянных духовых, играющих стаккато.

    Экспозицией важнейших тем оперы и концентрированным выражением ее идеи является увертюра, написанная после завершения оперы. Форма сонатная, построенная на сопоставлении противоборствующих образов: светлое, положительное начало сосредоточено в экспозиции, репризе и заключительной части коды; разработка и начальный раздел коды посвящены образам злой фантастики.

    Начало увертюры (вступительный раздел, главная партия и начало связующей) целиком взяты из финала пятого действия. Богатырские образы проявляются уже в теме вступления – могучих аккордах плагального соотношения (Т-S-Т). Сам композитор сравнил их с мощным ударом кулака.

    Главная тема стремительна и оптимистична, «летит на всех парусах» (выражение Глинки). Она основана на гексахордовой попевке («глинкинский гексахорд»).

    В связующей партии впервые появляется фрагмент целотонной гаммы (гаммы Черномора). В основе побочной партии – лирическая тема любви Руслана («О, Людмила, Лель сулил мне радость» из его арии). В разработке вновь возникает образ Черномора – в «аккордах оцепенения», которые звучат в сцене похищения Людмилы. В коде у тромбонов дважды проходит полная целотонная гамма («гамма Черномора»), но после нее возвращаются интонации главной партии и вступления, воплощая идею торжества добра над злом.

    Первое действие

    Первое действие открывается монументальной хоровой сценой. Это интродукция, музыка которой создает ощущение древности. Главной фигурой интродукции является певец-сказитель Баян, известный по старинным сказаниям – образ-символ, воплощающий народную мудрость [5] .

    По форме интродукция представляет собой рондообразную композицию. Рефреном служит запев Баяна «Дела давно минувших дней», развивающийся у хора и солистов (на основной попевке – глинкинском гексахорде), а эпизодами – две песни сказителя. Хоры интродукции написаны в старинном жанре величальных свадебных песен.

    В первой песне Баяна (тенор) – «Оденется с зарею» (с.23) – звучит предсказание будущих драматических событий оперы (о том, что «рок грозит жениху гибелью»). Характер былинного сказа подчеркивают аккорды arpeggiato арфы и фортепиано. Они имитируют игру на гуслях, которой традиционно сопровождалось исполнение былин. Народный колорит создается и ладовыми средствами (используется фригийский и натуральный минор). Также типично для русской народной песни поэтическое сопоставление образов природы и человека (цветок любви и жених, буря и рок).

    Вторая песня Баяна – «Есть пустынный край» (с.32) – вносит в праздничную атмосферу элемент лирического раздумья. Она посвящена памяти Пушкина («но недолог срок на земле певцу») [6] .

    Характеры главных героев раскрываются в развернутых ариях-портретах. Людмила (сопрано) является воплощением женственности, красоты и любви. Это идеальный возвышенный образ – архетип чистоты, искренности и верности. Ее первая характеристика дана в каватине из 1-го действия. Это огромная сцена с участием хора. Сначала, согласно свадебному обряду, Людмила прощается с отчим домом – «Грустно мне, родитель дорогой» (с.50). Музыка проникнута светлой грустью. Как и в партии Антониды, здесь сочетаются распевность русской народной песни, интонации городского романса и сложное виртуозное пение. Виртуозность вокальной партии акцентирует юную жизнерадостность Людмилы.

    Реплики хора, утешающего Людмилу и прославляющего Леля [7] – «Не тужи, дитя родимое» (с.53) – звучат мягко, ласково на 5/4.

    Затем героиня обращается к неудачливым претендентам на ее руку – Фарлафу и Ратмиру. С каждым из них она говорит по-разному: с Фарлафом – шутливо («Не гневись, знатный гость» в ритме польки, с.56), к Ратмиру обращается, имитируя восточные интонации ( «Под роскошным небом юга» с. 57 – хроматизмы, гармонический мажор).

    В целом, в каватине создается образ юной и по-детски беспечной княжны. Кульминация свадебного обряда 1-го действия – хор «Лель таинственный, упоительный» (с. 77), в котором возникает атмосфера древнего языческого действа. Впечатление архаики создается унисонным исполнением мелодии в пятидольном метре, с повторением звуков в октавном удвоении, диковатыми выкриками «Ой, Дидо!». Повторение мелодии без изменений образует форму «глинкинских вариаций» (варьируются фактура и оркестровка).

    Хор резко прерывается – начинается сцена похищения Людмилы. Вторжение враждебной фантастической силы меняет строй музыки: грозно звучит целотонная гамма (симметричный лад воспринимается здесь как нечто бесстрастно-холодное, враждебное).

    Все присутствующие при похищении охвачены оцепенением, которое изображено музыкальными средствами. На протянутый тон (ми-бемоль, энгармонически заменяемый ре-диезом) нанизываются доминантсептаккорды к различным тональностям, имеющие этот звук в своем составе. Они остаются без разрешения, «повисают в воздухе», создавая впечатление нереальности происходящих событий. На этом фоне звучит квартет 4-х низких голосов «Какое чудное мгновенье». Его участники – три витязя (Руслан, Ратмир и Фарлаф) и Светозар – поют канон, словно в полусне, повторяя одну и ту же фразу в медленном темпе.

    Второе действие

    Центр 1-й картины второго действия – баллада Финна, где звучит цитата финской народной песни (в форме, сочетающей рондо с вариациями). В предпоследнем куплете, где Финн описывает Наину как «старушку дряхлую, седую», звучат аккорды стаккато деревянных духовых, которые станут лейтмотивом Наины.

    Сцена Фарлафа и Наины (2-я картина второго действия) – комическая. Фарлаф боится Наины («Страшная старушка зачем идет сюда» и т. п.). В Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» используется типичный для итальянской комической оперы буффа прием скороговорки в басовой партии; здесь он изображает характер Фарлафа, труса и лентяя. Герой захлебывается от радости, что ему удастся найти Людмилу без усилий, при помощи Наины.

    3-я картина второго действия посвящена Руслану (баритон). В этом образе отразились представления о патриотизме и доблести былинных и сказочных богатырей, которые в народном сознании всегда олицетворяли защитников и спасателей земли русской.

    В портретной арии Руслана три раздела. Первые два – медленные, минорные: «О поле, поле» (с.154) и «Времен от вечной темноты» (с.156). Вокальная партия в характере распевного речитатива передает раздумья о бренности всего земного. Начальная интонация 1-го раздела – движение по глинкинскому гексахорду (как в главной теме увертюры и начальной фразе Баяна).

    3-й раздел – «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» (с.159) – основной, раскрывающий героическую суть образа. Он написан в сонатной форме без разработки. Главная тема маршеобразная, энергичная, она родственна всем темам с глинкинским гексахордом. Тема побочной партии – «О, Людмила» (с. 160) – лирическая (она выступает в роли побочной и в увертюре к опере). Картина завершается сценой Руслана с Головой. Партия Головы исполняется мужским хором, поющим в унисон.

    Третье действие

    Третье действие можно охарактеризовать как восточное. Оно происходит в волшебном замке Наины, которая завлекает Руслана и Ратмира в свое царство неги.

    Мягкий, вкрадчивый хор волшебных дев Наины (Персидский хор, с.179) основан на подлинной мелодии восточной песни, написан в форме глинкинских вариаций (на неизменную мелодию).

    Появляется Горислава – возлюбленная Ратмира, которая отважилась вызволять его из замка Наины. Ее портрет дан в каватине (страстные романсовые интонации). Ария Ратмира, как и ария Руслана, состоит из контрастных разделов – медленного речитативного и быстрого «Чудный сон живой любви». Это – очень быстрый вальс.

    Итак, Ратмир увлекается волшебными девами и отвергает Гориславу, – зато появляющемуся в финале Руслану она очень нравится («Этот грустный взор, страстью распаленный, голос, звук речей, стройные движенья тревожат сердце мне… И Людмилы милый образ тускнеет, исчезает…»). К счастью, вовремя появляется Финн – он разрушает чары Наины и ее волшебный замок превращается в лес. Руслан снова готов спасать Людмилу.

    Четвертое действие

    Четвертое действие открывается сценой Людмилы в садах Черномора. Ее ария «Ах ты, доля-долюшка» (с.262) звучит как задушевная русская лирическая песня. Для мелодии характерны «никнущие» окончания фраз, аккомпанемент «гитарный». Ария является частью большой рондообразной сцены, в которой чередуются сольные и хоровые эпизоды. Это небольшие хоры водяных и волшебных дев, которые звучат очень беззаботно, что создает контраст с состоянием Людмилы. Людмила тоже вскоре берет себя в руки: очень гордо, почти героически звучит музыка последнего раздела «Безумный волшебник! Я дочь Светозара».

    Музыкальным портретом Черномора является условно-варварский марш, несколько напоминающий моцартовских янычар. Музыка этого марша характеризует злого волшебника, одновременно грозного и комичного (без своей бороды карлик абсолютно бессилен). В образе бородатого и немого властелина ярче всего воплотилось сочетание иронии и гротеска, характерное для «антигероев» «Руслана и Людмилы».

    Марш Черномора написан в двойной 3-частной форме (трио и реприза повторяются). Тональность определить трудно (постоянно звучат увеличенные трезвучия, полученные из целотнной гаммы Черномора). В начальной теме (с.279) два элемента. 1-й элемент исполняется грозно, t utti в унисон, ff, с акцентами на сильную долю. 2-й элемент – отрывистые, подпрыгивающие аккорды. В средней части – трио (с.280) – нежно звучащие в высоком регистре колокольчики, pizz icato струнных олицетворяют иллюзорность сказочного мира, которым правит этот.

    За маршем следуют восточные танцы. Это так называемый характерный балет, составленный из различных по национальному колориту народных танцев. За плавным и томным турецким танцем следует подвижный и мужественный арабский танец, а затем огненная, вихревая лезгинка. В лезгинке использованы две подлинные закавказские мелодии, которые Глинка узнал от художника И. К. Айвазовского, услышавшего их в Крыму. Лезгинка прерывается сигнальным призывом Руслана (соло трубы за сценой) и переходит в хор рабов, наблюдающих за небесным поединком витязя и Черномора.

    Пятое действие

    Пятое действие происходит в древнем Киеве. Киевляне оплакивают княжну. Выделяются два хора: « «Ах ты, свет Людмила» » (с. 349) – горестный, близкий народным причитаниям, своеобразное русское lamento . Усиливает выразительность каноническая имитация солирующей скрипки. Второй хор – «Не проснется птичка утром» (с.354) – лирический, мягкий, в духе бытового романса.

    Чудесное пробуждение Людмилы вызывает всеобщее ликование. Основная тема финала ( prestissimo ) – это главная партия в увертюре к опере.

    В финале-апофеозе звучит ликующий хор народа «Слава великим богам» на материале увертюры.

    [1] В 1828 году вышло второе издание, со знаменитым прологом «У лукоморья дуб зеленый…».

    [2] При участии Н. Маркевича, Н. Кукольника, М. Гедеонова.

    [3] Позднее к этому жанру обращался Римский-Корсаков («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»).

    [4] если бы Финн не спас Руслана из замка Наины, а потом не передал бы для него волшебный перстень, вряд ли бы все завершилось счастливой развязкой.

    [5] Пушкин взял это имя из «Слова о полку Игореве».

    [6] Задумав оперу при жизни Пушкина, Глинка приступил к работе над ней уже после трагической гибели поэта.

    Какой лад использовал глинка в опере руслан и людмила для характеристики злого волшебника черномора

    Опера написана в 1842 году.
    Глинка писал её 5 лет.
    В 1837 году Глинка начал работу над оперой.
    Либретто писали:Валерьян Широков,Константин Бахтурин и Нестер Кукольник.
    Музыка начала создаваться до написания либретто.Многое в либретто написал сам Глинка.

    Сюжет-сказка А.С.Пушкина.
    Это первое обращение к Пушкину в русской музыке.
    Жанр этой оперы - сказочно-эпическая опера.
    Преобладают эпические черты.Множество хоровых сцен,медленное развитие действия,сказочный сюжет.
    Одна общая идея-победа добра над злом.

    У этой оперы много общего с "Иваном Сусаниным" :патриотизм,мужество главного героя,сходство Людмилы и Антониды.
    Также возникает сопоставление двух миров:реального и фантастического.
    Причём фантастический,не значит плохой.

    Трактовка сюжета отличается от Пушкина,у него больше иронии.У Глинки иронии нет,кроме Черномора.
    Основная идея опер-борьба добра и зла и победа добра.
    Таким образом эта опера-притча.
    Эпические черты здесь выявились наиболее ярко.
    Опера большая по масштабам,в ней 5 действий,но структура номерная.
    Очень мало действия,медленное развитие.Где-то оно даже отсутствует.

    1 Действие
    №1 Действие открывается интродукцией.Она начинается с небольшого вступления,это своего рода эпиграф к опере.
    В начале поёт Баян и хор.Основная попевка(не знаю что это за слово.------.) вступления будет встречаться во многих темах оперы.
    В оркестре звучат арфа и фо-но,как подражание гуслям.Это создаёт эпический оттенок.Ему отвечает хор.Они просят его воспеть Руслана и Людмилу.Затем идёт первая песня Баяна,в ней,в иносказательной форме предсказывается будущее развитие событий.
    в оркестре вновь арфа и фо-но(арпеджио)Очень красивая мелодия.Она написана в куплетной форме.Затем появляются витязи:Ратмир.Фарлав и Руслан,а также Светозар.
    Витязи понимают о чём говорит Баян.затем вновь появляется тема песни Баяна,он восхваляет Перуна.После этого хор благодарит судьбу.

    Быстрый темп,размер 6/8
    Затем тост Ратмира,он основан на интонациях вступления.После этого хор.Славление князя,вновь на теме вступления.Размер 6/4
    После этого,вторая песня Баяна,она посвящена памяти Пушкину.Написана на стихотворение "Певец"
    Это очень не обычно для оперы.
    Трёхчастная форма,основана на жанре элегии.Очень красивая мелодия.
    Затем снова славление князя.
    Трёхчастная форма.Интонации свадебных песен и колокольного звона.
    В середине возникает фугато(небольшая фуга),минорный колорит,предвосхищается будущее вторжение.Затем снова хор и утверждение интонации интродукии.

    Затем обращение к Руслану,музыка та же что и в обращении к Фарлафу.
    Затем небольшой хор.Обращение к Лелю.

    №3.Финал(1 действия)
    В начале небольшое торжественное оркестровое вступление.В нём чувствуются западные традиции.
    Потом Руслан клянётся в верности к Людмиле.Людмила прощается с отцом.
    После этого небольшой ансамбль в котором поют женихи Людмилы,сама Людмила и Светозар.
    У всех разные интонации.
    Используются характерные для каждого персонажа интонации.
    Фарлав-скороговорка.
    Руслан-длинные ноты
    Ратмир-храматизмы
    Они сожалеют что им не удалось завоевать Людмилу.
    Далее языческий хор.Обращение к Лелю,размер 5/4,повторение одного и того же поворота,краткие попевки,переменный лад.
    Форма-куплетно-вариационная
    В оркестре различные звуко-изобразительные эффекты.
    Неожиданно удар молнии.Это показано с помощью высоких деревянно духовых,плюс акценты медных духовых.
    Происходит вторжение,в оркестре тремоло.Новая шелестящая тема у деревянных духовых.(целотонная гамма)
    Все в состоянии лёгкого замешательства.
    Тянется звук ми бемоль.Сопоставляются два далёких Д7
    Затем знаменитый канонизации "какое чудное мгновенье",всё это время тянется ми бемоль(органный пункт)
    Поют Руслан,Ратмир,Фарлав и Светозар.
    Все завороженны,не понимают что происходит.
    Первым понимает что происходит Руслан.В оркестре уменьшённый водный.
    Быстрый темп,шестнадцатые,тремоло,пунктиры.
    Далее небольшой хор.Все жалеют себя.Светозар обещает помочь и отдать Людмилу в жены тому,кто сможет её освободить.Крупные длительности,непрерывные восьмые.Состояние тревоги и паники.

    №7 сцена и рондо фарлафа:
    принцип контраста между номерами(финн и руслан- добро,наина и фарлаф-зло).появление наины и фарлафа,он мелочный,трусливый,тщеславный.это своего рода шарж.поет его буффоный бас-принцип несоответствия на разных уровнях.в оркестре дрожащие аккорды стаккато-фарлаф боится.он часто повторяет одну и ту же интонацию.основа партии-скороговорка.много репетиций.
    появляется наина.у нее 2 темы:
    1ая- изломанные интонации,ув 35,акцент на 2ую долю.
    2ая- неустойчивые аккорды с фаршлагами у деревянных духовых.акцент на 2 долю.
    фарлаф очень боится.повторяет одну и ту же хроматическую интонацию.
    во время речи Наины-тремолло,диссонирующие аккорды.сама речь-говорок на одной ноте.
    затем рондо Фарлафа-на скороговорке.форма рондо,для того,что бы показать,что Фарлаф возвращается к мысли о славе.
    Рондо-форма,основанная на чередовании рефрена и эпизодов.
    быстрый темп,скороговорка,стаккато,карикатура. слова-воинственные,музыка-комическая.

    №8:ария Руслана.
    еще один контраст между Русланом и Фарлафом.сложная форма,3 раздела.
    1-оркестровое вступление+речетатив,полифонические приемы,имитации,неторопливость. в основе темы-интонации интродукции.

    Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"

    Увертюра к "Руслану и Людмиле" стала одной из вершин симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после завершения всего произведения, строится на темах оперы и передаёт её главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, полная силы, по словам Глинки, "летит на всех парусах". Вся увертюра развёртывается на одном дыхании, без перемены темпа, без чётко обозначенных цезур между разделами. Она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность.

    Увертюра написана в тональности ре мажор, звучащей празднично и приподнято. Вступление начинается с решительных могучих аккордов оркестра: они подобны, по выражению композитора, богатырским ударам кулака. Ярко национальный характер звучания первых тактов достигается благодаря плагальным оборотам (тоника - субдоминанта - тоника), типичным для русской музыки. Главная партия (взятая, как и тема вступления, из финала оперы), динамичная и неудержимая, также воплощает богатырский героический образ.

    Певучая и исполненная радостного чувства побочная партия появляется в фа мажоре (в репризе прозвучит в ля мажоре). Она построена на теме любви из арии Руслана во втором действии и поручена виолончелям.

    В разработке характер обеих тем меняется; внезапные контрасты динамики, регистров, тембров, повторяющиеся "аккорды оцепенения" делают музыку таинственной и тревожной. Однако силы добра и любви побеждают: когда после "бурлящей" радостью репризы у тромбонов возникает призрак Черномора (целотонная гамма), то он быстро исчезает под напором жизнерадостных богатырских сил. "Силы света" в целом преобладают в ликующей увертюре "Руслана". Её мажорные, победно-торжествующие темы лишь временно омрачаются набегающей тенью колдовских чар. Стремительная и лёгкая, сверкающая всеми красками глинкинского оркестра, эта "богатырская симфония" предвещает победу доброго начала.

    Образы добра и зла в опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила"

    Изобразительный ряд урока: В.М.Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами».

    • Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:
    • – Речитатив и ария Руслана из II действия;
    • – Марш Черномора
    • Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского

    1. Вступительная беседа

    Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:

    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом…

    Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?

    Дети: Пушкину.

    Учитель: Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.

    Учитель: Какими качествами нужно обладать, чтобы победить зло и несправедливость?

    Дети: Мужеством, бесстрашием.

    Учитель: Можно ли передать эти качества в музыке?

    Дети: Да.

    Учитель: Какая на ваш взгляд должна быть эта музыка?

    Дети: Маршевая, энергичная, решительная.

    2. Речитатив и ария Руслана

    Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?

    Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»

    Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

    Дети: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу.

    Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.

    – Какие качества ещё важны для героя?

    (Слушают «О поле, кто тебя усеял…»)

    Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?

    Дети: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.

    Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.

    (Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»)

    Дети: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.

    Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?

    Дети: Музыка помогает понять настроение Руслана, его чувства.

    Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.

    (Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки)

    Учитель: Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.

    3. Марш Черномора

    Учитель: Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

    Дети: Черномор

    Учитель:

    Коварный, злобный Черномор,
    Семейства нашего позор,
    Рожденный карлой, с бородою.
    . Умен, как бес, и зол ужасно.
    Притом же, знай, к моей беде,
    В его чудесной бороде
    Таится сила роковая.

    – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
    – Попробуйте составить музыкальный портрет Черномора, опираясь на эту характеристику.

    Дети: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.

    Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
    – Определите какой жанр он для этого выбирает?

    Слушают Марш Черномора

    Дети: Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша.

    Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку.

    – Удобно вам было маршировать?

    Дети: Нет, было неудобно; мешали резкие акценты, и хотелось, как бы прихрамывать.

    Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?

    Дети: По звучанию колокольчиков.

    Исполнение марша с бубнами и треугольниками.

    Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».

    4. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»

    5. Задание на дом

    – Подумайте на досуге, может ли музыка сделать человека добрее? До свиданья.

    Подчеркните правильный вариант ответа на следующие вопросы : а) Какой лад использовал Глинка в опере "Руслан и Людмила" для характеристики злого волшебника Черномора?

    Подчеркните правильный вариант ответа на следующие вопросы : а) Какой лад использовал Глинка в опере "Руслан и Людмила" для характеристики злого волшебника Черномора?

    Б) Какое второе название имеет уменьшенный лад, который состоит из чередующихся тонов и полутонов?

    "Морская гамма" Римского - Корсакова.

    2)Морская гамма" Римского - Корсакова.

    Хроматическая гамма ми мажор?

    Хроматическая гамма ми мажор.

    Если можно с рисунком.

    Сколько тонов в минорном трезвучие и в мажорном ?

    Сколько тонов в минорном трезвучие и в мажорном ?

    Напишите плиз хроматическую гамму Ми мажор(E - dur)?

    Напишите плиз хроматическую гамму Ми мажор(E - dur).

    Напиши названия четырёх опер Н?

    Напиши названия четырёх опер Н.

    Римского - Корсакова, начинающихся с буквы С.

    Про что опера Римского Корсаковой садко?

    Про что опера Римского Корсаковой садко.

    Какая ступень в ладу отвечает за мажорное или минорное наклонение Помоги плиз?

    Какая ступень в ладу отвечает за мажорное или минорное наклонение Помоги плиз!

    Все оперы Римского - Корсакова?

    Все оперы Римского - Корсакова.

    Какое отношение было у Римского - Корсакова к опере "Снегурочка"?

    Какое отношение было у Римского - Корсакова к опере "Снегурочка"?

    Глинка опера Руслан и Людмила ?

    Глинка опера Руслан и Людмила .

    А)Баян в)Ратмир б)Светозавр г)Боромир.

    Иван сусанин и руслан и людмила ?

    Иван сусанин и руслан и людмила .

    Своё отношение к опере .

    Вопрос Подчеркните правильный вариант ответа на следующие вопросы : а) Какой лад использовал Глинка в опере "Руслан и Людмила" для характеристики злого волшебника Черномора?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Музыка и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

    РАХМАНИНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через г..

    Скрипичныйсмычок Имеет размеры : 1 / 16, 1 / 8, 1 / 4, 1 / 2, 3 / 4, 4 / 4 4 / 4— 55 - 65 г. , длина около 730мм, центр тяжести

    18см от колодки. Альтовыйсмычок 4 / 4— 68 - 74 г. , длина и центр тяжести те же, что и у скрипичного смычка. Виолонче..

    ВЫЙДЕТ ЖЕ СЛОВО ДУХОВНОСТЬ.

    Ритму танца всегда придавалось особое значение, приписывая некий мистический смысл. Еще в древности была установлена взаимосвязь между ритмами явлений природы и сменой условий жизни. Ритм – основа первоматерии и его нарушение ведет к нарушению поря..

    1)Гром - барабан, морские волны - арфа, виолончель, пение соловья - флейта. 2)Молчащую природу возможно озвучить в произведениях искусства : литературе, кинофильмах, музыке, театральном искусстве, изобразительном искусстве и многих других проявления..

    Ничего не делая, да на 5? ) думаю, одной удачи тебе не хватит, так что лучше подготовиться.

    Сейчас симфонии пишут редкие композиторы, либо старое поколение (Тищенко, Слонимский(30 штук уже)), либо бездари - традиционалисты всякие, считающие себя великими. У симфонии нет будущего, потому что она перестала быть доминантным жанром (как и опер..

    МЕЦЕАТ, ПОМОГАВШИЙ А. СКРЯБИНУ - М. БЕЛЯЕВ.

    Духовные традиции– это сложившиеся исторически формы взаимоотношений людей, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемые силой общественного мнения. Традиции возникли со времени образования человеческого общества в процессе его трудовой и ..

    Урок 25 - 27. М. Глинка Опера «Руслан и Людмила».

    В русской музыке первые оперы появились в конце 18 века, когда был открыт общедоступный Российский театр. Подлинного расцвета оперный жанр достиг в творчестве М.И. Глинки. От его двух знаменитых опер – народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (1836г.) и сказочной оперы «Руслан и Людмила» (1842г.) берут начало две линии в оперном творчестве русских композиторов – народно-историческая и сказочно-эпическая.

    Опера «Руслан и Людмила» написана по одноименной сказке А.С. Пушкина. Композитор по-своему истолковал поэму, придав ей эпический размах, подчеркнув богатырское начало в её образах. Глинку привлекла русская сказка. Древняя киевская Русь, храбрые витязи, злые и добрые волшебники, чудесные приключения героев воодушевляли фантазию композитора.

    Чародеи, богатыри, всяческие чудеса были обязательной принадлежностью многочисленных русских опер начала XIX века, за что их и называли «волшебными». Так же назвал свою оперу и Глинка. Но, конечно, опера «Руслан и Людмила» стоит неизмеримо выше других опер тех времен

    В опере пять действий – словно пять величественных древних фресок. Развитие событий течёт неторопливо. Но музыка полна огня и красочной фантазии.

    Содержание оперы.

    1 действие – картина свадебного пира в Киевской Руси (интродукция оперы). Показ главных героев: певца-сказителя Баяна, князя Светозара, его дочери Людмилы, её жениха Руслана и его соперников – Ратмира и Фарлафа. Завершается действие сценой похищения Людмилы.

    2 действие – погружает слушателя в сказочно-фантастический мир. Здесь показаны добрый волшебник Финн и злая волшебница Наина. Финн оказывает помощь Руслану – дарит ему волшебный меч, а Наина обещает помочь в поисках Людмилы Фарлафу.

    3 действие – происходит в волшебном замке Наины. Девы-прислужницы своим пением завлекают в замок усталых путников. Их чары околдовывают Ратмира, а затем – Руслана.

    4 действие – в сказочных садах Черномора, похитившего Людмилу. После сольных характеристик названных героев пленники Черномора исполняют разные восточные танцы. В конце действия появляется Руслан, вступает в бой с Черномором, который успевает погрузить Людмилу в волшебный сон. Руслан побеждает в поединке, отрезав бороду Черномору волшебным мечом, но разбудить Людмилу он не может.

    5 действие – снова в хоромах Святозара в Киеве. Народ оплакивает спящую княжну. Руслан волшебным перстнем оживляет Людмилу. Могучий хор народа венчает оперу.

    Музыкальные номера оперы.

    · Увертюра – написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Темы вступления и Главной партии – это темы народного ликования – стремительно летящие по звукам мажорной гаммы. Другая тема – побочная – это тема любви Руслана и Людмилы. Это певучая русская кантилена. С этими темами увертюры происходят волшебные превращения в разработке – среднем разделе формы. Фрагменты тем звучат таинственно и сумрачно. В последнем разделе (коде) появляется ещё одна тема – тема злого волшебника Черномора. Она звучит необычно – в виде гаммы по целым тонам («гаммы Черномора») у низких тромбонов. В своей опере М. И. Глинка впервые применил уникальный прием – «гамму Черномора» – целотонную гамму. Автор специально придумал такой оригинальный звукоряд, чтобы подчеркнуть образ Черномора. Позднее этим приемом пользовались Даргомыжский, Римский-Корсаков, Бородин. Завершается увертюра ликующими, праздничными аккордами.

    Характеристики главных героев оперы даны в сольных номерах: песнях (Баяна), ариях (Руслана, Людмилы), каватинах (Людмилы), балладах (Финна), рондо (Фарлафа).

    Опера «Руслан и Людмила» – это опера нового типа. Своим содержанием она тесно смыкается с русским эпосом (былины сказки, предания). Сказка лежит в ее основе. Начало оперы – картина пира в гриднице великого киевского князя – напоминает характерный былинный зачин:

    Во стольном городе во Киеве,

    У великого князя у Владимира

    А и было пирование-почестен пир…

    Придавая в своей опере первостепенное значение элементам былинно-героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца-сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи:

    Но вдруг раздался глас приятный

    И звонкий гуслей беглый звук;

    Все смолкли, слушают Баяна:

    И славит сладостный певец

    Людмилу-прелесть и Руслана,

    И Лелем свитый им венец.

    В опере Глинки Баян – не только «сладостный певец», прославляющий новобрачных. По своему значению он близок тому прославленному Баяну, которому посвящены начальные строки «Слова о полку Игореве…». Он – «вещий» поэт, олицетворение исторической памяти народа и его вековой мудрости.

    · Песни Баяна - открывают Интродукцию оперы. Они величавы, неторопливы. Напоминают былинные напевы. В песнях-сказах глинкинского Баяна первое слово – к народу и о народе:

    Дела давно минувших дней,

    Преданья старины глубокой!

    Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна:

    Про славу Русския земли

    Бряцайте, струны золотые, -

    Как наши деды удалые

    На Царьград войною шли.

    Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравица.

    · Каватина Людмилы «Не гневись, знатный гость…»

    У княжны Людмилы лёгкий и весёлый нрав. Она грациозна и приветлива. На её свадьбе не может быть угрюмых лиц. Красавица с ласковыми словами утешения обращается к своим отвергнутым женихам, Фарлафу и Ратмиру. Такие отважные рыцари, как они, достойны самых прелестных девушек, и в будущем их ждёт счастливая любовь и слава. Именно в этом убеждает Людмила своих обиженных поклонников. Но сердце самой Людмилы навеки принадлежит Руслану. Богатырь покорил юную девушку своим мужеством, храбростью, силой чувства, непоколебимой верностью и добротой.

    Храбрым витязем представлен Руслан. Освобождая Людмилу из заточения, он проявляет себя героем: смело идет навстречу опасностям, вступает в поединок с злым Черномором. Но в этом героическом образе Глинка раскрывает и другие черты. Это можно увидеть хотя бы на примере его арии из 3-й картины II действия. Руслан в глубоком раздумье на поле боя. Пустынная равнина навевает на него мрачные мысли. Может быть, и ему суждено сложить свою голову в бою с Черномором?… Но Руслан недолго предается мрачным мыслям.

    · «Ария Руслана» - героическая, богатырская. Состоит из контрастных разделов: медленное речитативное вступление «О, поле, поле», за ним следует медленный лирический раздел арии, посвящённый размышлениям героя о грядущей своей судьбе («Времён от вечной темноты, быть может нет и мне спасенья»); затем звучит героическое allegro («Дай, Перун, булатный меч мне по руке»). В последнем разделе – сонатная форма без разработки, редкая для вокальной музыки. Основная часть арии полна энергии, боевого порыва, решительности.

    · Другой важный эпизод этой части арии связан с мыслью о Людмиле. Руслан уверен в своей победе над Черномором, в том, что вновь обретет счастье со своей любимой. Музыка здесь полна нежного чувства. 2-я тема этого раздела (побочная партия) – лирическая тема любви Руслана и Людмилы из увертюры. Руслан верит в свою победу над силами зла:

    О, Людмила, Лель сулил мне радость.
    Сердце верит, что пройдет ненастье.

    Ария Руслана насыщена разнообразными переживаниями. Глинкой создан живой и богатый человеческий образ. Средствами музыки здесь нарисован выразительный портрет.

    · Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

    А что же Фарлаф? Не отличающийся смелостью и благородством, хвастливый горе-жених спрятался во рву. Его испугало приближение какой-то дряхлой старушонки. Но страхи напрасны. Старуха - а это волшебница Наина - быстро уговаривает героя переждать опасные времена. Пусть Руслан сам вызволит из плена прекрасную княжну, а потом уж Наина поможет Фарлафу вырвать драгоценную добычу из рук богатыря.

    Фарлаф заранее торжествует. О таком он и мечтать не мог. Без усилий завоевать себе славу освободителя княжны, оттеснить ненавистного Руслана, ничем не рискуя.

    · «Ария Людмилы» из 4-го действия «Ах ты, доля, долюшка» - написана в жанре романса-элегии. «Поющий» голос скрипки дополняет характеристику героини. Форма арии – трёхчастна:

    1 тема – близка русской протяжной лирической песне, её мелодия распевна.

    2 тема – решительна, горда, героиня полна стремления бороться за свою любовь.

    Безумный волшебник!
    Я дочь Светозара,
    Я Киева гордость!
    Не чары волшебства
    Девичье сердце
    Навек покорили,
    Но витязя очи
    Зажгли мою душу..


    · «Марш Черномора» – центральный эпизод 4-го действия. Этот персонаж не имеет в опере вокальной характеристики, только оркестровую. Тема Черномора – властная и «неуклюжая», звучит у медных духовых инструментов. В теме слышны интонации окриков грозного владыки, мелодия не лишена торжественности. Но вдруг марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-высоком регистре у флейт и кларнетов (стаккато). Это и есть реальный облик героя.

    Ансамблевые сцены оперы.

    Один из самых ярких ансамблей оперы – сцена похищения Людмилы. Счастливая невеста и не подозревает о том, какие тяжкие испытания предстоит вынести и ей, и жениху. Коварный и могущественный волшебник, злой карлик Черномор воспылал к Людмиле страстью. Чародей и маг безраздельно повелевает силами природы, одурманивает людей. Он может летать по воздуху, преодолевая огромные расстояния. Вся сила маленького карлика кроется в его длинной бороде. Черномор задумал похитить Людмилу и перенести её в свой дворец. В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

    Гром грянул, свет блеснул в тумане,
    Лампада гаснет, дым бежит,
    Кругом всё смерклось, всё дрожит,

    И замерла душа в Руслане.

    Когда все очнулись от странного оцепенения, то обнаружили, что прекрасная юная княжна бесследно исчезла. Горем охвачен отец, в отчаянии Руслан, в растерянности и все гости. Князь Светозар принимает решение: союз Людмилы и Руслана расторгнуть, так как жених не уберёг невесту. Тот, кто найдет Людмилу и вернёт её отцу, тот и женится на ней.

    В погоню за коварным похитителем Людмилы снаряжается и Руслан, и Фарлаф, и Ратмир. Фарлаф и Ратмир не могут скрыть своей радости - в их душе вновь поселилась надежда отнять Людмилу и у похитителя, и у Руслана. Соперничество между женихами вспыхнуло с новой силой.

    Хоровые сцены оперы.

    Персидский хор их 3-го действия исполняют девы-прислужницы в замке Наины. Наина, стремясь помешать Руслану и Финну, пускает в ход все свои чары. Она заманивает соперника Руслана, хазарского князя Ратмира в колдовской замок, где обитают волшебные девы. Чудесным пением девы зазывают к себе и отважного Руслана:

    Ложится в поле мрак ночной,
    От волн поднялся ветер хладный;
    Уж поздно, путник молодой!
    Укройся в терем наш отрадный!

    Усталые путники очарованы красотой юных дев. Кажется, они готовы остаться в этом замке навеки, забыв о бедняжке Людмиле. Неужели чары Наины одержали верх над могуществом Финна, который обещал Руслану свою поддержку? Неужели Финн забыл о своём обещании? Но нет, злу несдобровать. Появление в чудесном замке доброго волшебника Финна разрушает чары Наины. Богатыри очнулись от дурмана. Ратмир возвращается в объятия Гориславы, девушки, которую он когда-то любил и покинул. Теперь-то он оценил её верность и силу чувств. Руслан же продолжает поиск Черномора. Он отомстит своему обидчику и освободит Людмилу.

    · Основа хора – персидская народная песня. Она звучит в виде остинатных вариаций на неизменную мелодию сопрано. Восточный напев завораживает магическими повторами и сплетениями ритмических узоров. Каждый куплет песни имеет новый оркестровый и гармонический наряд.

    Продолжают линию восточных образов в опере восточные танцы из 4-го действия: турецкий танец (уже нам известный), арабский танец и лезгинка. Они выстроены по принципу нарастания темпа. Все танцы отличаются красочной оркестровкой.

    Мощный эпический образКиевской Руси помогают создать хоровые сцены в интродукции, финале 1-го и 5-го действий (картины свадебного пира) и в 5-ом действии (хоры-плачи по спящей Людмиле).

    · Хор – плач «Ах, ты свет, Людмила» наполнен печальными интонациями вздоха, нисходящими мотивами, типичными для плача, народ оплакивает спящую Людмилу (никто не знает – сон это или смерть).

    Ряд деятелей русской культуры сразу признал оперу гениальной. Здесь выделяется оценка, данная Одоевским. «О, верьте мне! – писал он, обращаясь к современникам, - она ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется »…

    Т е м а 9.М у з ы к а л ь н о -театральный жанр. Жанр балета.

    Читайте также: