Камаз 43114 отличие от 43118

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

КамАЗ-43114 – вездеход с турбонаддувом

Грузовики «КамАЗ» производства завода из Набережных Челнов в дополнительных представлениях не нуждаются. В каком-то смысле они стали одним из символов советского, да и российского грузового автопрома. Впервые появившись в 70-е годы, КамАЗы стали самыми современными и передовыми советскими грузовыми автомобилями.

В 90-е годы они уже воспринимались скорее как консервативные (если не устаревшие), но завод выстоял именно с их помощью. Именно в это трудное время начался выпуск полноприводных грузовиков семейства «КамАЗ-43114», заменившего модель «4310». Эти машины также предназначались, в первую очередь, для армии.

История создания и конструкция

Конвейер Камского автозавода торжественно запустили в 1976 году, а в 1981 года с него начали сходить полноприводные грузовики военного назначения – КамАЗ-4310. Они прошли «крещение огнём» в Афганистане и нашли применение в народном хозяйстве. Опыт эксплуатации семейства «4310» позволил уже в 1991 году подготовить улучшенную модификацию грузовика с колёсной формулой 6х6 – КамАЗ-43114.

Камаз 43114 военный

Однако последовавший развал Советского Союза, нехватка средств, наконец – пожар на заводе двигателей КамАЗа – не позволили немедленно запустить новую машину в серию. На конвейере этот автомобиль появился только в 1996 году.

Бортовой полноприводный грузовик КамАЗ-43114 принципиальных отличий от машин семейства «4310» не имеет. В основе конструкции лежит стальная рама, кабина установлена над двигателем, привод постоянный на все 6 колёс.

Номинальная мощность при этом выросла до 240 сил, а контрольный расход топлива на 100 км возрос незначительно – с 31 до 31,5 литров. Горючее поступает из двух топливных баков, ёмкостью в 170 и 125 литров.

Пятиступенчатая коробка передач с делителем осталась прежней, не изменились и её передаточные числа. Пятая передача в зависимости от положения делителя, может быть прямой или повышающей. Изменения коснулись также колёс – увеличились диаметр и профиль шин. Колёса при этом продолжали комплектоваться системой изменения давления.

Отличается «43114» и кабиной – она, как и прежде, могла оснащаться спальным местом, но теперь у неё была и крыша увеличенной высоты.

Количество посадочных мест не изменяли – в кабине машины установлены водительское кресло с подрессориванием и 2 пассажирских сиденья. Штатная грузовая платформа с металлическими бортами имеет длину в 4,8 метра и позволяет разместить до 6 т груза. Список дополнительного оборудования невелик – помимо упомянутого спального места опционально на машину можно было установить лебёдку.

Модификации

Помимо базовой модели «43114» для военных нужд, в производство запустили и КамАЗ-43115, приспособленный для работ в народном хозяйстве. Он отличается грузовой платформой большей длины (5,2 метра) и рассчитан на перевозку 7 т груза. Кроме другого кузова, у «43115» изменены передаточные числа в главной передаче.

43114

Разработаны были не только традиционные для челнинского завода трёхосные грузовики, но и унифицированный с ними КамАЗ-4326 с колёсной формулой 4х4. Он рассчитан на перевозку 3,2 т груза.

Широкое распространение нашли не только бортовые грузовики, но и «голое» шасси, выпускавшееся под маркой КамАЗ-43114-15.

На него могли устанавливаться надстройки различного назначения – от пожарных автоцистерн АЦ-5-40 до КУНГов для первозки подразделений ОМОН. Самым мощным и тяжёлым вариантом стал КамАЗ-43118 с 260-сильным двигателем, увеличенной базой и расширенной колеёй, способный перевозить 10 т груза.

Эксплуатация и производство

К тому времени, как КамАЗ-43114 пошёл в серию, на российских дорогах широко эксплуатировались подержанные импортные грузовики. Но это на дорогах, а Министерство Обороны не собиралось отказываться от отечественных машин. Так что модернизированные грузовики вскоре стали поступать в армейские части, а шасси КамАЗ-43114-15, обеспечивающее высокую проходимость, стало базой для пожарных машин и различной спецтехники, работающей, например, на Крайнем Севере. Например, буровых установок и вахтовых автобусов.

43114 военный

Грузовик во время производства продолжал совершенствоваться, пусть и невысокими темпами. Кабина получила осовремененную облицовку и светотехнику европейского стандарта – с фарами в бампере. Двигатель стал соответствовать экологическим нормам «Евро-2». Запас хода увеличился за счёт установки топливных баков объёмом по 210 литров каждый.

Появилась возможность установки форсированного до 260 л.с. двигателя.

Семейство сняли с производства в 2012 году – его сменили машины серии «Мустанг». На конвейере остался только «особо тяжёлый» «43118».

Тактико-технические характеристики

ТТХКамАЗ-43114КамАЗ-5350
Полная масса, т15,316
Грузоподъёмность, т66
Распределение нагрузки по осям, т4,9/105,2/10
Мощность двигателя, л.с.240260
Максимальная скорость, км/ч90100
Запас хода, км9301000

Трёхосный «Мустанг» превзошёл своего предка практически по всем эксплуатационным качествам.

43114 кунг

При большей мощности двигателя он не только стал быстрее – контрольный расход горючего даже снизился до 27 литров на 100 км. Новые мосты и специально разработанные шины позволили увеличить проходимость – например, глубина преодолеваемого брода увеличилась с 1,5 до 1,75м.

Грузовые автомобили семейства КамАЗ-43114 выпускались сравнительно недолго – чуть больше 10 лет, и своевременно уступили место более современным «Мустангам».

Видео

КАМАЗ 43114: технические характеристики

КамАЗ 43114 – российский 3-осный грузовик с колесной формулой 6х6 и полным приводом, который относится к тяжелому классу и отличается повышенной проходимостью.

Благодаря своим техническим характеристикам шасси КамАЗ 43114 пользуется огромной популярностью и повышенным спросом в самых различных отраслях, к примеру, в вооруженных силах и нефтегазодобывающей промышленности. Это обусловлено тем, что конструкция автомобиля позволяет устанавливать разнообразные надстройки, вроде фургонов, гидроподъёмников, цистерн и т. д.

История модели

Рассматриваемая модель транспортного средства была создана на Камском автомобильном заводе в 1991-м году. Для этого были разработаны совершенно новые конструктивные решения, а также использованы некоторые элементы машин КамАЗ 43101, доказавших свою надежность в полевых условиях Афганистана. В итоге у новинки появилась резина с широким профилем и усовершенствованный силовой агрегат.

Несмотря на улучшенные технические характеристики грузоподъемности, модель КамАЗ 43114 долго не запускался в серийное производство. Причин для этого было несколько.

  1. Развалился Советский Союз.
  2. В стране начался экономический кризис.

КАМАЗ 43114 91-ого года выпуска

И все же в 1996-м первые военные модели КамАЗ 43114 с улучшенными техническими характеристиками сошли с конвейера. Через некоторое время также были представлены гражданские экземпляры грузовика, которые отличались наличием спального места и более длинной кабиной. Все эти модификации были созданы на одном шасси КамАЗ 43114, а потому их эксплуатационные характеристики практически идентичны.

Характеристики КамАЗ 43114 делают этот автомобиль актуальным и востребованным (в своем классе) по сей день. Несмотря на то, что модификации этого грузовика больше не выпускаются, вторичный рынок предлагает подобные автомобили в рабочем состоянии и в приемлемой ценовой категории.

Модификации авто

Все разновидности рассматриваемой модели грузовика, которые выпускались Камским автозаводом, исполнялись на одной платформе 6х6, где межосевое расстояние равно 334 и 132 см, а свес передней части машины -142 см. Также каждая модификация получала дизель КамАЗ-740.31-240.

Экземпляры, которые предназначались для нужд армии РФ, являлись бортовыми тентованными грузовыми ТС (КамАЗ 43114-15) или же машинами, предназначенными для монтажа спецоборудования.

Шасси КАМАЗ 43114

Гражданские КамАЗы этой серии также имели 2 исполнения. Самым простым был бортовой грузовой автомобиль. Второй вариант предполагал широкую область применения, а потому на это шасси можно было установить гидроподъемник, цистерну, кран и прочее необходимое оснащение.

Отличным примером для этого случая может служить вахтовый автобус на шасси КамАЗ 43114, сохранивший все технические характеристики грузовика. Отметим, что бортовая и универсальная вариация отличались длиной 7,73 против 7,63 метра, соответственно.

Устройство КамАЗ 43114

Рассматриваемое авто – это типичный представитель грузовых транспортных средств Камского автопроизводителя, который, ко всему прочему, обладает отличной проходимостью по бездорожью.

На борту грузовика имеется огромное количество штатных систем, обеспечивающих простоту и безопасность его эксплуатации. Используемые материалы не снижают тоннаж транспортного средства, зато позволяют повысить запас его прочности, а откидной борт облегчает процедуру погрузки/разгрузки.

Бортовой КамАЗ 43114

На территории Российской Федерации оборудовано большое количество фирменных сервис-центров, специализирующихся на техобслуживании машин этого бренда, поэтому с ТО и сервисом КамАЗов серьезных проблем нет в принципе.

Грузоподъемность

Двигатель

Параметры дизеля следующие.

  • Объем - 10,85 л.
  • Мощность – 176 кВт / 240 л. с.
  • Частота вращения – 2200 об/мин.
  • Крутящий момент – 912 Нм.
  • Степень сжатия – 16,5.
  • Диаметр цилиндра – 120 миллиметров.

Двигатель КамАЗ-740.31-240 - фото

Имея такой движок, КамАЗ 43114 демонстрирует весьма умеренный расход топлива. Так, на прохождение 100 километров пути без груза автомобиль тратит порядка 30,5 литров ДТ. С грузом он проходит тот же путь, сжигая 33,2 или 37,3 литра дизельного топлива летом и зимой, соответственно.

Заправочные емкости КамАЗ 43114 подразумевают 2 бака для горючего. Их объем может быть 2х210 или 170+125 л. Такое оснащение позволяет грузовику проходить почти тысячу километров без дозаправки.

Размеры

Все КамАЗ 43114 изготовлены на одной платформе, колесная база которой составляет 334 сантиметра. Однако габаритные размеры разных версий имеют некоторые отличия. Так, габариты бортового грузовика (в сантиметрах):

  • длина – 773,0;
  • высота – 337,5;
  • ширина – 267,0;
  • дорожный просвет – 36,0;
  • внешний радиус поворота – 1130.

Габаритные размеры КАМАЗ 43114

Для грузовой платформы:

  • длина – 489,2;
  • ширина – 247,0;
  • высота бортов – 73,0;
  • погрузочная высота – 153,5.

Длина универсальной модификации на 10 сантиметров меньше.

Трансмиссия и тормоза

В автомобиле КамАЗ 43114 используется 10-ступенчатая КПП механического типа с сухим 2-дисковым фрикционным сцеплением и блокировкой дифференциала. Управление МКПП выполняется механически и дистанционно.

Помимо этого грузовик оснащается 2-ступенчатой раздаточной коробкой и рессорной подвеской.

Тормоза автомобиля представлены пневматической системой барабанного типа, где диаметр барабанов равен 400 мм. За электрическое обеспечение отвечает пара аккумуляторных батарей и генератор на 28 В.

Кабина и электрооборудование

Грузовик имеет комфортную кабину, в которой размещены три сиденья и «спальник». Также кабина оснащена гидроподъемником и ДЗК. Фары головного света авто имеют защиту в виде буфера. Также имеются боковые габариты, корректор главных осветительных приборов и сигнализация о поломках, выведенная на центральную консоль.

Салон в кабине КАМАЗ 43114

Цена КамАЗ 43114

В силу того, что производство модели прекращено, купить новый грузовик практически не реально. Но вторичном рынке можно отыскать КамАЗ 43114 в хорошем состоянии. В этом случае его стоимость будет определяться не только состоянием, но также комплектацией и пробегом. В настоящее время цена на автомобиль с пробегом в рабочем состоянии находится в районе 1,5 миллиона рублей.

КамАЗ-4310: к эпохе «Мустангов»



Последняя, самая глубокая модернизации платформы 4310 КамАЗ-5350 «Мустанг-М». Источник: gruzovikpress.ru

Автомобиль многоцелевого назначения

В предыдущих частях рассказа про рождение и развитие КамАЗ-4310 эксплуатацию тактического грузовика в Советской Армии мы обошли стороной. Между тем 4310 и его модификации получили широкое распространение в вооруженных силах, хотя и заметно уступали исконно военному Урал-4320.

Помимо бортовых КамАЗов и артиллерийских тягачей (орудия до 7 тонн), в армии работали седельные тягачи 4410 для буксировки 15-тонных полуприцепов. С самого момента появления военного грузовика из Набережных Челнов для него разработали герметизированный кузов-фургон К-4310. Фургон представлял собой модернизированную удлиненную версию ураловского аналога К-4320. Кузов имел полезную нагрузку около 5 800 кг и собственный вес в 1 520 кг.



Внедорожный КамАЗ с кунгом от Урала-4320. Источник: auto.ru

Большое распространение платформа КамАЗ-4310 получила в войсках связи. Первой стала мобильная цифровая станция тропосферной радиорелейной связи Р-417 «Багет-1», разработанная в начале 1980-х годов. Для работы в условиях пересеченной и горной местности позже была создана станция Р-423-1 «Бриг-1», также получившая в качестве мобильной платформы шасси из Набережных Челнов.

КамАЗ-4310 возил на себе и комплексы постановки шумовых помех СПН-4, автоматизированные станции помех Р-934Б, позволяющие обнаруживать и подавлять авиационные средства радиосвязи. С 1986 года на грузовики монтировались антенная установка 35Н6 и аппаратная часть маловысотной радиолокационной станции «Каста-2Е1». Станция, размещенная на двух КамАЗах, позволяла обнаруживать авиасредства в воздухе на дальности до 105 км и использовалась в войсках ПВО, береговой и пограничной охраны.

В интересах тыла

Для нужд военных ремонтников КамАЗ-4310 (и позже более мощный 43101) стал мобильной платформой для мастерских ПАРМ-1АМ, ПАРМ-3А/3М и ПРМ СГ, сварочных агрегатов МС-ДА и ремонтных станций войск связи АТО-З.



Армейская цистерна АЦ-7-4310 с перекачивающей системой. Источник: vk.com

Относительно длинная платформа военного грузовика и грузоподъемность в 5 тонн отлично подходили для размещения автоцистерн различного назначения.

Не будем отдельно загружать читателей громоздкой аббревиатурой. Отметим лишь, что на платформе 4310 строили топливомаслозаправщики с 5,5-кубовой цистерной для дизтоплива (бензина, керосина) и 300-литровый бак для масла. В армии работает до настоящего времени и более простая машина с 7-кубовой цистерной исключительно для моторного топлива. Для войск РХБЗ КамАЗ-4310 строился с многоцелевой авторазливочной станцией АРС-14К для решения широкого спектра задач – дегазации, дезинфекции и деактивации техники, зданий и местности. Дымовые завесы должна была ставить в войсках машина ТДА-2К, способная маскировать объекты протяженностью до 1 км.



Одна из последних вариаций военного эвакуатора МТП-А2 на форуме Армия-2017. Источник: dishmodels.ru

Машина технической помощи легкого класса МТП-А2 была разработана в 21 НИИИ в конце 1980-х годов. Но в серию эвакуатор на базе КамАЗа-4310 пошел только в начале 1990-х годов. Поврежденную технику МТП-А2 могла перевозить в полупогруженном состоянии. Аналогичной (только на базе Урал-4320) стал эвакуатор МТП-А2.1. То есть в армии в настоящее время служат две одинаковые узкоспециализированные машины техпомощи на разных платформах.

Боевые качества

Боевое крещение КамАЗы получили в горах Афганистана. При этом в конфликте участвовали не только полноприводные грузовики, но и вполне гражданские машины 53-й серии.

КамАЗы заслуженно стали популярными и любимыми машинами среди водителей. В первую очередь высокой оценки удостоилась удобная кабина со спальным местом. Такой роскоши в армии ранее не знали – рабочие места Уралов и ЗиЛов были и теснее, и проще. Немногочисленные проблемы возникали со сложными в эксплуатации дизелями КамАЗ-740, досаждающими протечками охлаждающей жидкости и моторного масла.

Также в Афганистане проявилась слабая противоминная стойкость грузовиков бескапотной компоновки.



Источник: pavl23.ru

Уже после войны в российской армии в конце 90-х годов провели сравнительные испытания КамАЗ-4310 и Урала-4320 на подрыв противотанковой миной. В кабины посадили подобия манекенов. И взорвали под передним левым колесом мину с 6,5 кг взрывчатки. В случае с 4310 это было фатальным для водителя. Части манекена после подрыва оказались в воронке, колесная ниша разворочена, а осколки изрешетили крышу кабины. В видеоотчете с испытаний можно услышать следующий жутковатый тезис:

С вездеходом из Миасса на аналогичных испытаниях случился конфуз. На мину грузовик отправили на второй передаче с зафиксированным рулем, но детонатор сработал только последним колесом левого борта. Колесо взрывом сорвало со ступицы, но Урал-4320 смог в дальнейшем продолжить движением своим ходом.

Это позволило провести еще один краш-тест (crash test). Только теперь грузовик с манекеном тянули на тросе. В этот раз все сработало штатно. И после подрыва мины у манекена даже нога на педали акселератора осталась. Фактически, пассажиру и водителю капотного грузовика грозили только легкие контузии и незначительные травмы.

Бескапотная компоновка КамАЗа (связанная прежде всего с его унификацией с гражданскими машинами) заметно ослабила и защиту от фронтального обстрела.

Пули, попадающие ниже линии ветрового стекла, свободно проникали в кабину и поражали экипаж.

Урал-4320 в определенной мере этого недостатка был лишен.

Однако обе кабины с самого момента разработки имели главный недостаток – невозможность интегрированного бронирования.

Навешивать локальную броню приходилось на панели кабины. Что увеличивало итоговую массу и не отличалось особой эффективностью.

Вечные конкуренты на песке

И еще одна история сравнения конкурентов из Миасса и Набережных Челнов.

Шесть лет назад в МГТУ «МАМИ» провели испытания опорной проходимости трех вездеходов – КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43114 (6х6) и Урал-4320-31 (6х6). Для чистоты эксперимента все грузовики обули в одинаковые шины Кама-1260. Все машины испытывались на сухом сыпучем песке (влажность 6% и глубина залегания до 3 м).
И двухосный 4-тонный КамАЗ ожидаемо выступил не самым лучшим образом. Несмотря на самую высокую удельную мощность – 20,3 л. с. на тонну. КамАЗ-4350 обладал максимальной удельной загруженностью шин – 7,7 т/м 3 .

Проблемой трехосного 6-тонного КамАЗа оказалась перегруженная передняя ось, на которую приходится до 35% массы машины с полной загрузкой. Это и стало причиной последнего третьего места во всех испытаниях.



КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

У капотного Урала (аналогичной грузоподъемности) на передние колеса приходилось около 31% массы. Казалось бы, не самое кардинальное различие. Но это (в том числе) позволило вездеходу из Миасса победить во всех испытаниях. И поддерживать на песке наибольшую скорость движения – 30 км/ч.

Двухосный КамАЗ на сыпучем песке не разгонялся больше 27,5 км/ч. А 43114 вообще смог выжать только 26,9 км/ч.

Превзошел Урал своих конкурентов и в тягово-сцепных свойствах, то есть тяге на крюке.

В поисках совершенства испытатели провели целую серию экспериментов с различным давлением в шинах. Ожидаемо оказалось, что чем ниже давление (в разумных пределах, разумеется), тем выше тяга на крюке.

Урал-4320-31 в данной дисциплине с небольшим перевесом победил вездеходы из Набережных Челнов. Тяга на крюке у Урала была выше, чем у двухосного вездехода на 1,8%, а чем у трехосного – на 3,6%.

«Мустанг» на заказ

Все сравнения с Уралами и боевой опыт играли не на пользу вездеходам КамАЗ.

И со временем Министерство обороны перевело эти машины из тактического войскового звена в оперативное. В роли тактического грузовика остался только Урал-4320 и его модификации.

В конце 1980-х военные сформулировали требования к новым боевым КамАЗам. В соответствии с ними в армии ждали двух-, трех- и четырехосные вездеходы с независимой подвеской, гидромеханической трансмиссией, более мощными моторами и с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,75 метра. (Ранее было 1,5 метров.)

При этом новые машины должны были держать среднюю скорость на пересеченной местности не менее 40 км/ч, что для классического 4310 было недостижимо.

Опытно-конструкторские работы получили шифр «Мустанг». Разрабатывать гидромеханику принялись совместно с НАМИ.

Но с распадом Советского Союза тему закрыли.



КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru

ПП-91 на шасси КамАЗ 43118. Источник: autowp.ru

Не забывали в Набережным Челнах и модернизации исконной машины 4310.

В конце 1980-х (параллельно с работами над «Мустангами») приступили к конструированию условно второго поколения военных внедорожников.

К середине 1990-х в российской армии появился 240-сильный КамАЗ-43114 грузоподъемностью 6 тонн и тяжелый 10-тонный КамаАЗ-43118 с 260-сильным дизелем 7403. На последнюю модель устанавливали (помимо прочего) секции нового понтонного парка ПП-91. У грузовика удлинили на 353 мм колесную базу. Немного расшили колею и установили 10-ступенчатую КПП.

Получился этакий бескапотный гигант, занявший частично нишу импортных к тому времени КрАЗов. Подвергли доработке и седельный тягач, получивший обновленный индекс 44118.

На серии второго поколения заводчане впервые попытались установить локальное бронирование кабины.

Кстати, за счет герметизации оборудования грузовиков, в Набережных Челнах все-таки удалось достичь требуемой глубины преодолеваемого брода в 1,75 метра.



КамАЗ-43114. Источник: autowp.ru

Тема «Мустангов» тянулась с 1989 года по 1998 год. Столь длительный срок объяснялся и тяжелым финансовым состоянием завода, и случившимся пожаром в моторном цеху, на устранения последствий которого потребовалось в начале 1990-х годов 150 млн долларов.

Серийные «Мустанги» представляли собой унифицированное семейство внедорожных грузовиков, в которое вошли 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). Грузоподъемность КамАЗов, была соответственно 4, 6 и 10 тонн. Мощность варьировалась от 240 до 360 л. с.

Таким образом, в российской армии появилось сразу две ветки военных внедорожных КамАЗов – классические потомки модели 4310 и новые из семейства «Мустанг».

В дальнейшей истории гамма машин только расширялась. Заводчане предлагали армии бронированные версии. И даже экстремальные 730-сильные вездеходы.

Камаз 43114 отличие от 43118

Новый вездеход Камаз-43118: обзор и отзывы владельцев

Вообще, внедорожники от КАМАЗ всегда были объектом легенд и баек. Первую модель Камаз-43101 вообще можно назвать культовой – хоть она по проходимости и уступала «Уралу», да и на войне при подрыве на мине от водителя оставались только уши и пряжка от ремня, все-таки, ее водители очень любили. К примеру, если была необходимость, максимальная скорость пустого Камаз-43101 могла достигать аж 120 км/ч. Грузовик жрал солярку литрами, но зато был более или менее комфортным и ремонтировался элементарно. Чего же ждать от новой модели Камаз-43118?

Отзывы: не понравилась кабина

И, какой, простите, дурак, вздумал на внедорожный грузовик, который работает по лесам и болтам, лепить пластиковые бамперы? Быть может, новая кабина Камаз-43118 смотрится и красивей, однако, отзывы владельцев и водителей кипят негодованием: пластиковый бампер приходится все время запаивать, при работе в лесу, когда под машину, иной раз, нужно бревно подставить, бампер вообще не пригоден. Да, быть может, он спасет несколько жизней и более безопасен при авариях. Но для российских условий кабина с таким бампером – идиотизм. В прошлой модели Камаз-43114 бампер был железным, зачем было портить эволюцию?



Внутри кабина стала чуть посимпатичнее, обновилась панель приборов, кнопки стали более приятными. Ткань на сиденьях жесткая, что хорошо – ее легко очищать. А вот громоздкий пластик на дверях остался прежним. Но да ничего – машинка создана для труда, для грязной работы, поэтому здесь главное практичность, а не комфорт. В принципе, у этого автомобиля все равно конкурентов немного даже среди западных аналогов, это вам не тихий ужас Камаз-5490, на разработку которого просто выбросили деньги.

Стоит ли покупать? Или лучше взять старую модель 43101 или 43114?

Главное отличие нового Камаз-43118 от моделей 43114 и 43101 – увеличенная на 4 тонны грузоподъемность. Понятно, что вряд ли в него будут нагружать больше, чем в прежние модели, однако, повышенная грузоподъемность свидетельствует о более прочной подвеске и раме. Второй главный плюс – это объем топливного бака. Вспомнить кошмар, который был у 43101 – двух баков по 125 литров не хватало катастрофически. Модель 43114 немного доработали, установив 170-литровые баки.

Но и этого было мало. Ведь Камаз-внедорожник, когда едет по песку или грязи расходует до 50 литров топлива. У новой модели 43118 два бака по 210+350 литров, что уже вполне нормально для работы. Так что новую модель однозначно покупать стоит – для работы она выгоднее.

Какой расход топлива?

Производители громко заявили о снижении расхода топлива на 10%. В принципе, это маловероятно, учитывая, что на машину стали ставить 300-сильный мотор КАМАЗ-740.55-300, да еще и снаряженная масса выросла почти на тонну. Реальный расход топлива Камаз-43118 составляет от 33 до 38 литров при движении по твердой дороге. Ну, а по тяжелому бездорожью, да еще при нагрузке, расход горючего – за 40.

Что может?

В принципе, новый Камаз-43118 можно купить не только для работы в роли сортиментовоза или гидроманипулятора. Для заработков очень привлекателен Камаз-43118 самосвал – у него здоровенный кузов, объемом 18,5 кубов. Правда, по отзывам водителей, из-за длинной базы модель чуть потеряла в проходимости.

Но вот, кто использует машину как на бездорожье, так и в городе, будет очень доволен.

И, конечно, очень привлекательно автодом на шасси Камаз-43118. Мощный двигатель и хороший запас хода – машина позволит пустить в такую экспедицию, которую вряд ли выдержит другой автомобиль. Кстати, ресурс вездехода значительно увеличен, авто стал меньше ломаться по пустякам.

КамАЗ-43118: технические характеристики

КамАЗ-43118 – грузовой автомобиль повышенной проходимости (колёсная формула 6х6) с бортовой платформой или универсальным шасси, серийно выпускаемый Камским автомобильным заводом в Набережных Челнах с 1995 года. В 2011-2016 гг. эта модель была второй по продаваемости среди всех машин завода, после КамАЗ-65115. А по итогам 2017-го года КамАЗ-43118 стал самым продаваемым грузовиком на территории Российской Федерации. Это не просто грузовик, а многофункциональная универсальная платформа повышенной проходимости как для перевозки грузов и людей, так и для установки разнообразных видов специального оборудования.

Об истории и предназначении данной модели

Прямым предшественником и базой для создания КамАЗ-43118 послужил полноприводной КамАЗ-4310, который разрабатывался ещё конструкторами Завода имени Лихачёва, на заре основания Камского автозавода. Всесторонне модернизированный в 1989-м году, КамАЗ-4310 и выступил основой для новой трёхосной модели 6х6.

Начало было положено в 1992 году, когда по заказу правительства на КамАЗе начали разработку новой модели трёхосного грузовика повышенной проходимости для силовых структур. До серийного производства новая модель была доведена к 1995 году. С самых первых лет массового производства он стал востребованным не только в Минобороны, МВД и МЧС, но и во многих отраслях народного хозяйства – везде, где требуется внушительная грузоподъёмность и исключительная проходимость.


В 2010 году КамАЗ-43118, вслед за другими моделями Камского автозавода, был подвержен рестайлингу, который изменил его комплектацию и внешний вид. Модель стала оснащаться новой, гораздо более современной кабиной. КамАЗ-43118 получил обтекаемый литой бампер, окрашенный в цвет кабины, видоизменённые зеркала заднего вида, интегрированные боковые обтекатели и совершенно другую радиаторную решетку.

Коснулись изменения и оптики машины фары, указатели поворота, габариты объединили в единый блок. Ветровое стекло кабины стало цельным, а не разделённым на две половины. Заметно улучшилось качество материалов отделки салона. За счёт конструктивных доработок моторесурс КамАЗов-43118 был увеличен до 700 тысяч км, а интервал между плановыми ТО возрос до 30 тысяч км. Модернизированный дизельный двигатель получил электронную систему впрыска «Коммон Рейл» и был сертифицирован на соответствие стандарту «Евро-4».


На шасси автомобиля устанавливают вахтовые автобусы и автоцистерны, сортиментовозы и буровые установки, автокраны и тягачи. Независимо от типа исполнения, КамАЗ-43118 уверенно и надёжно работает при любых погодных, климатических и дорожных условиях.

Особенности конструкции КамАЗ-43118

Грузоподъёмность автомобиля составляет 11 тонн (в новой версии, изначально она определялась производителем на уровне 10-ти тонн). КамАЗ-43118 оснастили системой автоматического регулирования давления в шинах. На данной модели давление в шинах на всех осях поддерживается равное, и это исключает те неудобства, что порой досаждают при эксплуатации полноприводных грузовиков. С помощью авторегулировки можно снизить давление при преодолении труднопроходимых участков местности, и произвести изменение данного параметра, не выходя из кабины.


Шины КамАЗ-43118 новой версии имеют типоразмер 425/85R21 и индексацию «J», которая подразумевает допуск по скорости в 100 км/час. Другой особенностью конструкции современной версии КамАЗ-43118 является гидроподъёмник кабины, без которого откидывание высокой кабины являлось бы весьма проблематичным делом.

Стабильно высокие качества проходимости КамАЗ-43118 обеспечиваются не только колёсной формулой 6х6 с установленными межколёсными и межосными дифференциалами, колёсами из многослойной резины, системой автоматической подкачки шин, но и мощным дизельным двигателем.

В качестве дополнительного оборудования, грузовики КамАЗ-43118 могут оснащаться лебёдкой, КОМом для привода агрегатов спецнадстроек, тягово-сцепным устройством (ТСУ).

Двигатель

Грузовик комплектуется восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем КамАЗ-740 с системой турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. В 1995-2009 годах это был силовой агрегат модели КамАЗ-740.30-260 (Евро-2). А с 2010 года на автомобиль устанавливается мотор КамАЗ-740.662-300 (Евро-4). Некоторое (незначительное) количество машин было выпущено с импортными дизелями компании «Камминз», китайского производства.


Двигатель КамАЗ-740.662-300, с системой электронного впрыска «Common Rail», имеет рабочий объём 11,76 литров. Его максимальная полезная мощность составляет 221 кВт, или 300 лошадиных сил. Максимальный полезный крутящий момент равен 1275 Н.м, или 130 кг·см, при частоте вращения коленвала 1900 об/мин. Диаметр цилиндра составляет 120 мм, ход поршня равен 130 мм. Степень сжатия – 17.

Сцепление и коробка передач

Сцепление используется диафрагменное, однодисковое, с гидравлическим приводом – пневмоусилителем. В обновлённой версии грузовика используется сцепление той же системы, но производства компании ZF&SACHS, модели MFZ-430.

Коробка передач после модернизации на КамАЗ-43118 также стала «ЗиэФовской, модели ZF-9S1310. Это механическая девятиступенчатая КПП. Импортной её можно назвать только отчасти: в последние годы на КамАЗе налажено собственное производство коробок передач «ZF» по лицензии. На грузовиках более ранних годов выпуска установлена собственная КамАЗовская коробка передач, десяти ступенчатая (5 скоростей с понижающим рядом).


Раздаточная коробка на КамАЗ-43118 – механическая, двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом и пневматическим управлением. Передаточные числа равны: 1,692 – главная передача (низшая) и 0,917 – вторая передача (высшая). Передаточное отношение главной передачи – 5,94 или 6,53.

Тормоза, колёса, электрооборудование

Тормозная система снабжена пневматическим приводом. Диаметр тормозного барабана составляет 400 мм. Ширина тормозных накладок равна 140 мм. Суммарная площадь тормозных накладок составляет 6300 см2. Предусмотрена и запасная тормозная система, в качестве страховочной на случай отказа системы основной. Она управляется аналогично стояночному тормозу.

За счёт задействования запасной тормозной системы водитель может притормаживать на скользкой дороге, перемещая ручку приблизительно на треть хода вверх. При дальнейшем подъёме подключаются остальные тормоза автопоезда.

Вспомогательная тормозная система включается специальной кнопкой. Она помогает спокойно преодолевать длительные спуски в составе автопоезда. Рассчитана вспомогательная система на функционирование без переключения скоростей (на одной передаче, действующей в момент ее работы). Механизм также позволяет уменьшить риск перегрева тормозных механизмов.


Колёса грузовика – дисковые. Размер обода составляет 12,2-20,9 (310-533). Шины – пневматические, с регулированием давления.

Напряжение элетросети бортовой электросети составляет 24 В. Аккумуляторов установлено два, типа «СТ-190» В/А·ч, на 12 В / 190 А·ч. Генератор – на 28 В / 2000 Вт.

Технические характеристики в цифрах


Кабина КамАЗ-43118

Автомобиль комплектуется расположенной над двигателем кабиной, в том числе и с высокой крышей, и с полноценным спальным местом. В ходе проведённого в 2010 году рестайлинга комфортабельность кабины была существенно повышена.

В данное время на любую версию данного автомобиля устанавливается мягкое водительское сиденье с пневматической подвеской и механическими регулировками. В качестве дополнительных опции для кабины КамАЗ-43118 предлагаются подогрев сидений и кондиционер.


Тем не менее, как подтверждают многочисленные отзывы, шумоизоляция новой кабины оставляет желать много лучшего. Во время работы в ней стоит постоянный гул.

Отзывы о грузовике КамАЗ-43118

Большинство владельцев и водителей отзываются о КамАЗ-43118 как о надёжном и неприхотливом автомобиле, который свою стоимость оправдывает сполна. Двигатель мощный, достаточно экономичный двигатель, скорость держит хорошо, на трассе вполне устойчив. По цене автомобиль значительно дешевле иностранных аналогов, хотя всё же стоит немало.

По проходимости с грузовиком мало кто из «одноклассников» может сравниться. Даже в загруженном состоянии он легко и уверенно преодолевает любое, даже самое серьёзное бездорожье. Грузоподъёмность также на высоте. Усиленная рама и прочные мосты делают его исключительно стойким к перегрузам. Маневренность для такой габаритной машины очень высокая, – отмечает владелец КамАЗ-43118 с манипулятором.

Ряд владельцев с негодованием отзываются о качестве сборки машины. К примеру: «Может, это просто мне попался такой неудачный экземпляр, но за полтора года эксплуатации и 65 тысяч км пробега уже успел заменить: карданный вал переднего моста, сцепление, перебрал коробку передач, несколько раз залазил в двигатель. Сборка отвратительная. »

Однако другой водитель за три года работы на сортиментовозе КамАЗ-43118, который возил лес по очень труднодоступным местам, отмечает, что за всё это время серьёзных поломок не было – только «так, по мелочи».


Но абсолютно все указывают на то, что хотя в целом новая кабина удобная, и по всем параметрам она гораздо прогрессивнее старой, в ней при движении стоит сильный шум – гул, – несколько часов за рулём, и наступает утомление.

Ещё одно нововведение, которое подверглось нещадной критике водителей, – это пластиковый бампер новой кабины. «Что за умник придумал на внедорожный грузовик, который работает по лесам и болотам, лепить пластиковые бамперы? Его приходится все время запаивать! При работе в лесу, когда под машину, иной раз, нужно бревно подставить, этот бампер вообще не пригоден. Да, быть может, он более безопасен при авариях. Но для российских условий кабина с таким бампером – идиотизм. В прошлой модели Камаз-43114 бампер был железным, зачем было портить эволюцию?» И т.п.

Внутри рестайлинговая кабина КамАЗ-43118 стала выглядеть гораздо современнее. Обновилась панель приборов, сиденья обтянуты жёсткой, легко очищающейся тканью. Но дешёвый и громоздкий пластик на обшивке дверей остался тем же. Однако эта машина предназначена для грязной работы в сложных условиях и армейской службы, поэтому в ней на первом месте – практичность, а не комфорт. В принципе, у КамАЗ-43118 всё равно найдётся немного конкурентов немного, даже среди западных аналогов, сто́ящих гораздо дороже.

Стоимость грузовика КамАЗ-43118

Цена на новый КамАЗ-43118 начинается с отметки 3 300 000 рублей (бортовой). КамАЗ-43118 с каким-либо спецоборудованием на шасси (краны и крано-манипуляторные установки, сортиментовозы, вахтовые автобусы и т.д.) стоят от 4 500 000 рублей и выше. На вторичном рынке данная модель предлагается по ценам от 1 250 000 рублей, в зависимости от года выпуска и конкретного технического состояния.

КамАЗ-43118: технические характеристики и отзывы

КамАЗ-43118 - это полноприводный автомобиль, предназначенный для перевозки грузов, людей и специального оборудования (в зависимости от конкретных задач). По сути, является многоцелевой машиной-вездеходом высокой проходимости, преодолевающей самое суровое бездорожье. Относительно небольшая стоимость, хорошая грузоподъёмность и высокие внедорожные качества позволили задействовать эту машину во многих сферах народного хозяйства, а также в армии и спасательных службах.

Основные особенности

КамАЗ-43118 - это, как утверждается в отзывах водителей, проверенная временем надёжная и неприхотливая машина. Шасси автомобиля предусматривает установку широкого спектра навесного оборудования. По сравнению с распространёнными моделями 43114 и 43101 он отличается более высокой грузоподъёмностью, что обусловлено усиленной конструкцией рамы и подвески. Данная модель является внедорожной, поэтому её оснастили топливными баками повышенной ёмкости, так как преодоление бездорожья всегда связано с высоким расходом горючего.

По цене КамАЗ-43118 обходится значительно дешевле, чем аналогичные отечественные и зарубежные тягачи, к тому же приспособлен для монтажа большого числа специальных устройств. Снаряжённая масса тягача составляет около десяти с половиной тонн.

Концепция грузового автомобиля для перевозок по бездорожью была разработана в 1992 году. Машина создана по схеме 6x6. В первую очередь свою заинтересованность в проекте выразили военные и спасатели. Именно поэтому в итоге получился не просто грузовик, а многофункциональное шасси КамАЗ-43118. Технические характеристики платформы удовлетворяют таким параметрам, как простота обслуживания, возможность ремонта в полевых условиях и высокая проходимость.

камаз 43118

Устройство и модификации

Основой для данной модели послужил военный тягач КамАЗ-4310, который модернизировали в 1989 году. Серийно производить новую машину начали в 1995-м, в производстве она находится и в наши дни.

Нестандартным техническим решением, примененным при создании этого автомобиля стало то, что кузов вплотную примыкает к кабине. Сама кабина тоже претерпела изменения, её оснастили гидроподъёмником. Многие водители спецтехники предпочитают КамАЗ-42118. Технические характеристики машины вполне вписываются в реалии российского бездорожья, по словам тех, кто когда-либо водил этот автомобиль.

Получилось так, что почти без изменения колёсной базы кузов стал длиннее, чем у предшествующих поколений КамАЗов, в связи с чем запасное колесо перенесли под раму грузовика.

В 2010 году модель претерпела очередной рестайлинг. Машина 2015 года выпуска продаётся за 4 375 000 рублей.

камаз 43118 схема

Двигатель и трансмиссия

Автомобиль КамАЗ-43118 оснащается разными видами двигателей. Первый - это 300-сильный мотор Камского автозавода, соответствующий стандартам Евро-3, а второй - двигатель 740.30-260 от того же производителя мощностью 260 л.с. Оба мотора дизельные, имеют турбонаддув с охлаждением воздуха на впуске. Расход дизельного горючего у наиболее мощной модификации составляет 38 л на 100 км. Максимальная скорость машины зависит от модификации, у некоторых версий достигает 102 км/ч. Для полноприводной грузовой машины повышенной проходимости это хороший результат.

К моторам прилагаются также два вида коробок передач: ZF на 9 скоростей и 10-ступенчатой от КамАЗа. Обе коробки механические.

камаз 43118 технические характеристики

Ходовая часть

Шасси полноприводное, с колёсной формулой 6x6. Шины размерностью 425/85 R21 были специально созданы для данной модели КамАЗ, их отличает высокая устойчивость к нагрузкам: каждое колесо способно выдержать 4 тонны. Колёса грузовика дисковые. Давление шин регулируется автоматически. Главная передача включает в себя картер и вал с подшипниками. Ведущий вал главной передачи проходной, к нему через фланцы присоединяются карданные валы. Шестерни главной передачи, как отмечается в отзывах, служат до полного износа, и в процессе эксплуатации главную передачу не разбирают.

Дифференциалы трёх мостов КамАЗ-43118 имеют симметричную форму. Их наличие помогает грузовику преодолевать даже суровое сибирское бездорожье, где КамАЗы работают в качестве лесовозов. Именно в Сибири как нигде ценятся их внедорожные качества, которые компенсируют огромный уровень потребления горючего. В каких только сложных ситуациях ни бывали водители лесовозов! Для них каждая ежедневная поездка гораздо тяжелее тех трофи-рейдов, которые устраиваются фанатами внедорожников.

Достоинства и недостатки

Хорошими чертами данного автомобиля являются проходимость, грузоподъёмность, а также простота и универсальность конструкции. Лесовозы, пожарные цистерны, автокраны… КамАЗ работает в любом месте и в любом качестве. Коробка передач ZF считается одной из самых надёжных на грузовом транспорте. Она улучшает динамические характеристики машины на 10% и обладает более длительным периодом службы, чем коробка российской разработки.

Однако и у неё есть ряд недостатков. Как отмечают водители, привод коробки скоростей при длительной эксплуатации начинает подбрасывать сюрпризы, допуская ошибки в переключении ступеней.

Кроме того, система подкачки шин не всегда показывает верное давление, ведь в движении оно изменяется, а показания установленного в кабине манометра остаются на том же уровне.

автомобиль камаз 43118

Обслуживание

Комплектация автомобиля КамАЗ-43118 может быть дополнена противоугонной системой, которая затрудняет злоумышленнику доступ к рулевой колонке, а также выключает стартер. Противоугоннное устройство разблокируется специальным ключом.

Перед началом движения необходимо проверять уровень масла в картере мотора, уровень охлаждающей жидкости, наличие топлива в баках, состояние колёс и привода рулевого управления. В первую 1000 километров пробега на новом грузовике не рекомендуется подвергать его экстремальным нагрузкам.

Это основные правила эксплуатации КамАЗ-43118. Характеристики машины гласят, что двигатель грузовика работает на горючем стандарта ГОСТ 305-82. Движение следует начинать только после снижения давления в тормозной системе и прогрева двигателя.

шасси камаз 43118

Управление тормозами

Стояночный тормоз включается установкой в нужное положение ручки управления стояночным и запасным тормозами КамАЗ-43118. Схема тормозной системы есть в руководстве по эксплуатации.

Запасная тормозная система предусмотрена на случай выхода из строя основной. На автопоезде КамАЗ она управляется постепенным перемещением ручки стояночного тормоза. Таким образом, на скользкой дороге можно подтормаживать прицепом, перемещая ручку вверх на треть хода. Поднимая рукоятку выше, водитель задействует все тормоза автопоезда.

Машина имеет также вспомогательную тормозную систему, которая включается отдельной кнопкой. Она помогает преодолевать затяжные спуски при управлении автопоездом КамАЗ-43118. Технические характеристики вспомогательной системы тормозов рассчитаны только на работу без переключения передач, то есть только на одной ступени, которая включена в данный момент. Это сделано во избежание перегрева тормозных механизмов.

камаз 43118 характеристики

Эксплуатация в зимний период

КамАЗ-43118 можно использовать и зимой благодаря его запасу прочности и ходовым качествам. Для облегчения запуска мотора машина имеет специальное электрофакельное устройство. Также возможно использование предпускового нагревателя.

Для того чтобы задействовать нагреватель, нужно выполнить пять действий, учитывая, что данное устройство имеет собственную топливную систему с ручной подкачкой.

В общее техническое обслуживание как в тёплое, так и в холодное время года входят контроль, диагностика, крепёжные, смазочные работы, связанные с регулировкой отдельных узлов и агрегатов машины.

Читайте также: