Камаз 5490 аналог мерседес actros 1832

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

КАМАЗ нового поколения: почти все импортное

В создании КАМАЗ ‑ 5490 просто неоценима помощь стратегического партнера — ​концерна Daimler AG, который в 2008 году стал акционером КАМАЗа. Предоставленные немцами 12-литровый дизель ОМ457, кабина Mercedes-Benz Axor и ведущий мост, общий для двухосных тягачей Axor и Actros, позволили быстро и с наименьшими затратами создать конкурентоспособный грузовик, ориентированный на российский рынок.

Камазовский тягач собирают на главном конвейере автозавода, к стволу которого приросла еще одна «ветка», а челнинский Axor, как и Actros и Atego, собирают на другой территории, в технопарке «Мастер», на производственной площадке «Даймлер КАМАЗ Рус».

Двигатели

Рядные «шестерки» Mercedes-Benz OM457 LA объемом 11,97 л, которые нынче устанавливают на седельные тягачи КАМАЗ ‑ 5490, — надежные моторы с заявленным ресурсом в 1 млн км . Собирают их в немецком Мангейме на моторном за воде концерна Daimler AG. Они весьма экономичны, межсервисный пробег достигает 80 тыс. км. Один из недостатков этого изначально автобусного мотора — ​нет отбора мощности для привода вспомогательных редукторов или гидронасосов. Если понадобится таскать самосвальный полуприцеп или использовать еще какое-либо оборудование, придется оснащать коробку передач КОМ (коробкой отбора мощности).

Планировали оснащать КАМАЗ ‑ 5490 и новой перспективной «восьмеркой» КАМАЗ ‑ 750. У этого двигателя новый блок и общие чугунные г оловки для каждого ряда цилиндров. У него и размерность совсем другая: ход поршня планировалось увеличить до 135 мм (а возможно, и до 140 мм!), при неизменном диаметре 120 мм (хотя и его могли увеличить на 5–10 мм), рабочий объем получался около 13 литров. Мощность — ​до 550 л. с. при 1900 об/мин, крутящий момент свыше 2000 Н.м при 1200–1400 об/мин.

Экспериментальные моторы КАМАЗ ‑ 750 нам показывали в НТЦ , двигатели уже проходили стендовые и дорожные испытания . Но применение компонентов Mercedes-Benz на КАМА З ‑ 5490 все — таки оказалось оптимальным — ​с этой машиной Камский автозавод справедливо занял свою нишу на российском рынке тягачей для межрегиональных перевозок .

ГБО с завода

Летом 2017-го тягач КАМАЗ ‑ 5490 сделали газобаллонным . Это была не просто пара выставочных автомобилей , а серия , причем некоторые перевозчики начали массово обновлять свой парк тягачами KAMAЗ ‑ 5490-891-S5 (4 х 2) с газодизельной системой питания .

Как оказалось , новый газобаллонный автомобиль способен успешно конкурировать на российском рынке с газовыми версиями седельных тягачей Scania и Volvo FH, на пор ядок опережая их в объемах поставок перевозчикам. У шведов в России это машины для опытной эксплуатации, для прощупывания рынка, для демонстрации возможностей, а КАМАЗы с ГБО уже берут десятками и даже сотнями, зарабатывают с их помощью деньги.

Для конвертирования дизеля Mercedes-Benz OM457 на метан применили газодизельный цикл, который использовали на КАМАЗах в середине 80-х годов. Применение современной электроники в топливной аппаратуре OM457, в сравнении с механическими ТНВД и вакуумными газовыми редукторами почти 40-летней давности, позволило провести переоборудование дизеля изящно и эффективно. Сейчас на КАМАЗ ‑ 5490-S5 применяют итальянскую газовую аппаратуру фирмы EMER, которая входит в пятерку крупнейших мировых производителей компонентов ГБО. Ее применяют Volvo, Cummins, Caterpillar и другие производители газовых двигателей.

У газобаллонного тягача KAMAЗ ‑ 5490-891-S5 лишь одна настройка мощности — ​ 401 л . с ., 2000 Н . м . Судя по спецификации, газ , плавно замещая солярку , в конечном счете обеспечивает следующее среднее соотношение : 55% дизтопл ива и 45% метана. Если пересчитать, с учетом разницы в цене солярки — ​40–41 руб. за литр и метана — ​16,5–18 руб. за куб, то с этой «дельты» и получается экономия. По утверждению специалистов КАМАЗа, перевозчик экономит 2,5 рубля на каждом километре пробега автопоезда. Если годовой пробег составляет около 200 тыс. км, значит, только на одном автомобиле можно сэкономить около полумиллиона рублей.

Ведущий мост

Другое предсказуемое и оправданное конструкторское решение — ​применение полностью «мерседесовского» ведущего моста, модели Daimler HL6, который ставят на Axor и Actros. Это стопроцентный импорт из Германии. У моста одинарный гипоидный редуктор с числом 3,077, с блокировкой дифференциала. Тормозные механизмы дисковые.

Кабина

Свой магистральный тягач вполне могли бы сделать в Челнах и своими силами. Под тем же индексом 5490 шла работа над совершенно другой машиной: с кабиной, разработанной по заданию ОАО «КАМАЗ» южнокорейской инжиниринговой компанией DMEC, входящей в состав Kia Motors, которая, в свою очередь, с конца 90-х принадлежит Hyundai Corporation. А Hyundai Motor серьезно сотрудничает с Daimler. Были уже готовы опытные образцы всего семейства этих кабин: широкие и узкие, со спальником и дневные, короткие. Очень неплохие получались кабины, только с интерьером было непонятно. Сейчас на КАМАЗ-5490 ставят кабину Mercedes-Benz Axor.

Подробнее о КАМАЗе-5490 четвертого поколения читайте по этой ссылке.

КамАЗ-5490: технические характеристики

КамАЗ-5490: технические характеристики

Камский автомобильный завод – привычный и многолетний лидер всех весомых сегментов отечественного рынка тяжёлых грузовиков. За исключением одного: седельных тягачей для магистральных перевозок. Модель КамАЗ-5490 была разработана для того, чтобы закрепиться и в этом сегменте. Это двухосный седельный тягач, предназначенный для траснпортировки грузов на дальние расстояния в составе 44-тонного автопоезда.

Об истории создания модели

Наши грузоперевозчики широко применяют технику аналогичной конструкции. И это всё автомобили «большой европейской семёрки». Отечественных грузовиков данного класса до 2013 года в серийном производстве не было. Камский автозавод не мог построить конкурентоспособный двухосный магистральник на базе узлов и агрегатов, применяемых в грузовиках классической линейки предприятия. Поэтому там пошли путём создания принципиально новой модели, которой и стал КамАЗ-5490. У него ещё есть отраслевой индекс «на европейский манер: М1840. Буква «М» обозначает семейство грузовика – магистральное, 18 – грузоподъёмность в 18 тонн, а 40 – первые две цифры мощности двигателя (в данном случае – 401 л.с.).

Об истории создания

КамАЗ-5490 рядом с Мерседес Аксор.

Этот автомобиль был создан в сотрудничестве с компанией «Даймлер», по образу и подобию «Мерседес Аксор» предыдущего поколения. Премьерный показ машины состоялся в 2011 году, на выставке «КомТранс». А к октябрю 2013 года плод сотрудничества немецких и российских специалистов был поставлен на конвейер. В 2013 году успели сделать 96 таких серийных машин. В 2014 году – 600. А в 2015 году КамАЗ-5490 вышел на первое место по продажам в сегменте седельных тягачей на рынке России и с тех пор уверенно удерживает первенство. Количество производимых седельников данной модели достигло 2,6 тысяч в год.

Модификации КамАЗ-5490

KамAЗ-5490-68 (T5)

Допоборудование: комплект аэродинамических обтекателей, подогреватель предпусковой «Адверс 14ТС», электронный тахограф, аудиоподготовка (в составе радиоантенны и 2-х динамиков), кондиционер, подогрев сидений, электропривод люка.

Технические характеристики в цифрах

  • Ширина – 2,5 м (по кабине); 2,95 м (по боковым зеркалам); высота – 3,745 м; длина – 6,09 м.
  • Дорожный просвет – 220 мм.
  • Полная грузоподъёмность – 36 т (при буксировке полуприцепа).
  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 10,55 т.
  • Полная масса – 18,6 т.
  • Нагрузка на задний мост – 11,5 т.
  • Нагрузка на переднюю ось – 7,1 т.
  • Полная масса автопоезда – 44 т.
  • Полная масса полуприцепа – 36,1 т.
  • Снаряжённая масса – 7,9 т.
  • Нагрузка на задний мост – 2,6 т.
  • Нагрузка на переднюю ось – 5,3 т.
  • Коробка передач – ZF 16S 2221 с интардером.
  • Подвеска – четырёхточечная пневматическая.
  • Размер обода – 9,0-22,5.
  • Размер шин – 315/60 R22,5.
  • Седельно-сцепное устройство: Orlandi, Jost, SAF-Holland, с 2-мя степенями свободы, литое; с диаметром сцепного шкворня 50,8 мм.
  • Вместимость топливного бака – 2х400 литров.
  • Внешний габаритный радиус поворота – 8,5 метров.
  • Максимальная скорость – не менее 110 км/ч.
  • Угол преодолеваемого подъема – не менее 18% (10°).
  • Электрооборудование: аккумуляторы 2х12 В / 190 А·ч, генератор 28В / 2000 Вт, напряжение – 24 B.
  • Расход дизтоплива – от 33 литров на 100 км.

KамАЗ-5490-87 (S5)

Варианты комплектаций:
КамАЗ-5490-009-87 (S5) – с 12 АКПП без ретардера; КамАЗ-5490-99010-87 (S5)
– с 16 МКПП без ретардера, без бокового ограждения; КамАЗ-5490-014-87 (S5) с –16 МКПП без ретардера, с низкой кабиной на механической подвеске, без бокового ограждения, с проблестковыми маячками, кнопкой аварийного выключения массы, защитой проводки, и топлвного бака (для транпортировки цистерн с горючим).

KамАЗ-5490-87 (S5)

Технические характеристики этих вариантов, отличающиеся от указанных выше

  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 10,655 т / 10,625т / 11,125 т.
  • Полная масса полуприцепа – 36,055 т / 36,025 т / 36,525 т.
  • Снаряжённая масса – 7,87 т / 7,9 т / 7,4 т.
  • Нагрузка на задний мост – 5,35 т / 5,38 т / 5,08 т.
  • Нагрузка на переднюю ось – 2,52 т / 2,52 т / 2,32 т.
  • Коробка передач – автоматическая ZF 12AS2130 / механическая ZF 16S 2220.

Допоборудование: датчик критического износа накладок, датчик нагрузки на ведущий мост, комплект аэродинамических обтекателей, подогреватель предпусковой «Адверс 14ТС», электронный тахограф, магнитола, кондиционер, подогрев сидений, люк с электроприводом.

KамАЗ-5490 Nео

Варианты комплектаций: КамАЗ-5490-022-87 (S5) – с механической коробкой передач ZF 16S2220 ТD; КамАЗ-5490-023-87 (S5) – с автоматической коробкой передач ZF 12AS2130 ТD.
Допоборудование: датчик нагрузки на заднюю ось; кондиционер; автономный отопитель кабины; электронный тахограф; кресло водителя на пневмоподвеске;
держатель запасного колеса слева на раме; предпусковой подогреватель двигателя; дополнительный топливный бак на 400 литров; второе (верхнее) спальное место.

Во II квартале 2017 года КамАЗ вывел на рынок обновлённый вариант модели –седельный тягач КамАЗ-5490 Nео, который получил ряд усовершенствований, с учётом первоначального опыта эксплуатации и пожеланий потребителей. В частности, колёсную базу тягача увеличели на 200 мм (до 3780 мм), для оптимизации распределения нагрузки между осями (немного снизить нагрузку на задний мост и догрузить переднюю ось).

Кстати, проблема неправильного распределения нагрузки по осям в России не новость, и производители пытаются её решить за счёт внесения изменений в конструкцию грузовика. Однако если бы наша нормативная база совпадала с европейскими стандартами, которые предусматривают большую нагрузку на ведущий мост, этого бы не потребовалось.

Но мы по-прежнему идём своим путем, меняя отработанную годами конструкцию машины на новодел. На КамАЗ-5490 Nео реализован контроль нагрузки на ведущий мост: благодаря установке датчика информация выводится на дисплей бортового компьютера. Это позволяет существенно снизить риск штрафов за превышение разрешённых нагрузок на оси.

KамАЗ-5490 Nео

В связи с увеличением нагрузки на переднюю ось, была усилена передняя подвеска – за счёт применения комплекта малолистовых рессор с улучшенными характеристиками грузоподъёмности и укреплённого стабилизатора. Это позволило повысить ресурс передней подвески. Также втулки рессор были заменены на необслуживаемые сайлентблоки, что позволило снизить трудоёмкость и, соответственно, стоимость технического обслуживания.

Съёмную верхнюю часть трёхкомпонетных крыльев задних колес сделали плоской, которую при сцепке с полуприцепом не надо демонтировать. Крылья лучше защищают тягач и полуприцеп от брызг, и при сцепке с полуприцепом нет контакта крыла и полуприцепа. А при передвижении без полуприцепа брызги от колёс не попадают на седельно-сцепное устройство.

В базовом исполнении КамАЗ-5490 NEO оснастили топливным баком объёмом 695 л (справа) и держателем запасного колеса (слева). Для перевозчиков, которые любят заправляться перед дальними рейсами «из своих проверенных источников», тягач можкт быть укомплектован дополнительным топливным баком вместимостью в 400 литров, взамен держателя запасного колеса на раме тягача. Это позволяет увеличить запас дизтоплива до 1095 л.

KамАЗ-5490-87 (S5) NEO (газодизельный)

Автомобиль оснащён газодизельной системой питания. Её главным преимуществом является повышение экономической эффективности использования грузовика. Дизтопливо замещается газом в соотношении 60/40, и это даёт общую экономию в деньгах до 21 процента, или до 500 тысяч рублей в год (при пробеге машины в 200 тысяч километров). Кроме того, данная система питанияспособствует гораздо меньшему загрязнению окружающей среды. Ресурс двигателя повышается: меньше образуется отложений продуктов сгорания на поршневой группе. При отключении подачи газа автомобиль полностью сохраняет свою работоспособность в дизельном режиме – его характеристики не отличаются от обычных дизельных аналогов.

KамАЗ-5490-87 (S5) NEO (газодизельный)

Допоборудование: датчик нагрузки на заднюю ось; кондиционер; автономный отопитель кабины; предпусковой подогреватель двигателя; электронный тахограф; аудиоподготовка; сиденье водителя на пневмоподвеске.

Конструкция рамы и подвески

Рама у данного седельника оригинальная. Она собрана из импортного проката по современной технологии: все кронштейны и траверсы крепят на особенных высокопрочных болтах. Под первой поперечиной монтируется противоподкатный брус, а на левом лонжероне спереди устанавливается массивный интегральный кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор и крепление кабины. На него же ставится и гидроусилитель руля.

Подобные интегральные кронштейны даже в Европе стали применять сравнительно недавно. Данные кронштейны уменьшают перемещение и скручивание лонжеронов в этом месте. Как следствие, улучшается управляемость автомобиля. Рама также технологичная и многофункциональная: на её основе можно соорудить длиннобазный тягач под автопоезд с прицепом, имеющим центральное расположение осей.


В Евросоюзе длина подобных сцепок составляет 18,75 метров, а в Российской Федерации разрешено двадцать метров: с такими габаритами объём грузового отсека вырастает с привычных 86 (93) до 110-ти кубометров. А это значит, что грузовик гораздо быстрее окупится.

Передняя подвеска тягача малолистовая рессорная, а задняя – пневматическая с системой управления ECAS. Ведущий мост установлен на пневмоподвеске, но если на рестайлинговом тягаче КамАЗ-5460 применялась четырехбаллонная схема, то здесь она двухбаллонная, как на «Мерседесе».

Двигатель КамАЗ-5490

Все модификации КамАЗ-5490 оснащаются силовыми агрегатами Mercedes-Benz OM 457LA. Это шестицилиндровый рядный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Их собирают на моторном заводе концерна «Даймлер» в Мангейме. Немецкий турбированный дизель отличается хорошей экономичностью, его заявленный ресурс – 1 000 000 километров, а межсервисный интервал – 80 тысяч километров.

Двигатель КамАЗ-5490

Конструкция OM 457 LA традиционна: турбонаддув, промежуточное охлаждение, распредвал в блоке, мокрые гильзы, головки цилиндров раздельные, четырехклапанные. Топливная аппаратура — PLD. Это индивидуальные для каждого цилиндра, электронно-управляемые мини-ТНВД. Стандарты Евро-5 соблюдаются посредством технологии «БлюТек» (с применением «АдБлю» – раствора мочевины).

  • Рабочий объём – 11,97 литра.
  • Максимальная полезная мощность – 295 кВт (401 л.с.), при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин.
  • Максимальный полезный крутящий момент – 2000 Н.м (214 кгс.м), при частоте вращения коленчатого вала 1100 об/мин.

Трансмиссия. Тормоза

Варианты моделей коробок передач:

Трансмиссия. Тормоза

Главная передача гипоидного типа, имеет передаточное отношение 3,077.
Задний мост – модели Daimler HL6.

Сцепление диафрагменного типа, однодисковое, модель MFZ-430, привод гидравлический с пневмоусилителем.

Тормоза дисковые (передние и задние), с электропневматическим приводом (EBS), с системой курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочной системой (ASR). Это второй в истории Камского автозавода автомобиль с дисковыми тормозами (после КамАЗ-4308).

Кабина КамАЗ-5490

Первому магистральному седельнику Камского автозавода досталась кабина от «Мерседес Аксор», модели, выпускаемой уже с далёкого 2001 года. Однако на фоне привычной КамАЗовской она – словно «гостья из из будущего». С исходной кабиной хорошо поработали камские инженеры и дизайнеры, придав довольно заурядной внешности немецкого грузовика для межрегиональных перевозок более современный вид и солидность полноценного магистрального тягача. Дефлекторы на кабине – не только элемент дизайна: они отводят воздушные потоки от ручек дверей и сохранют их в чистоте. Кабина оборудована механизмом опрокидывания с электрическим приводом.

Противоскользящие ступеньки лестницы имеют подсветку, зеркала заднего вида – обогрев. Зеркала большие и массивные, с контролем всех «слепых зон».
Исходная немецкая кабина крепилась к раме на пружинных стойках, а у КамАЗ-5490 – на четырёхточечной пневмоподвеске, ещё более мягкой и комфортной. Удобные кресла «Грэммер» на пневмоподвеске поставляются из Елабуги, с совместного российско-германского предприятия. Там обосновалось известное немецкое предприятие (Grammer). Детали отделки интерьера импортные, не отличающиеся от «Аксоровских».

Стоимость автомобиля КамАЗ-5490-01

Пространство кабины чётко зонировано на «водительскую» и «пассажирскую». Лаконичная панель приборов выполнена с антибликовым покрытием, датчики расположены максимально удобно. Пластик качественный, его детали точно подогнаны друг к другу. Поскольку это «евротягач», то в нём установлен и европейский тахограф Continental VDO. Неслыханной роскошью для прежних КамАЗов является высокий потолок кабины с обшивкой и подсветкой, люком с сервоприводом и вещевыми полочками над лобовым стеклом. Спальная полка имеет ширину 70см (верхняя, если есть, – 68 см).

Под спальной полкой располагаются объёмные вещевые отсеки. В дверях есть ниши, куда свободно умещаются 1,5 литровые бутылки. Имеются и кармашки для документов, и дополнительные полки, ниши и кармашки, крючки для одежды, лампы индивидуального освещения. Для водителя созданы вполне комфортные условия для работы и отдыха вдали от дома.

Отзывы владельцев и водителей КамАЗ-5490

В первые годы после старта серийного производства модели завод начал вносить изменения в конструкцию грузовика, по результатам отзывов эксплуатационников. Одними из частых таких претензий стало невнятное рулевое управление, частые поломки гидроусилителя, а также повышенный износ шин передней оси. Практически у всех вызывало нарекание и электрооборудование тягача. Сказалось китайское происхождение дешёвой и некачественной проводки. Провода «гниют» и перестают работать распределительные краны на тормоза, на пневмоподушки.

Кабина, по отзывам, очень комфортная. Хотя очень тихой её назвать нельзя – всё-таки и сама кабина, и дизель OM 457 LA – родом из 1990-х годов. Однако можно и разговаривать без крика, и свободно музыку слушать. Места в кабине много, но габариты прочитать легко, и они не кажутся слишком большими или неудобными.

Немецкий мотор в достаточной степени тяговит, автомобиль неплохо ускоряется. Высокая посадка и большие по площади зеркала заднего вида обеспечивают отличную обзорность с места водителя. Усилия на органах управления минимальные. Реальный расход дизтоплива – 34-35 литров на 100 километров пути. При любом весе и скорости.

Отзывы владельцев и водителей КамАЗ-5490

В общем, это уже не классический безнадёжно устаревший КамАЗ, конечно. Но и до уровня современных европейских магистральников он не дотягивает. Используемая кабина создавалась «Даймлером» изначально для другого – для «короткоплечевых», региональных перевозок. Для настоящего «дальнего боя» кабины у европейских магистральных тягачей оснащены ещё лучше. А наш внутрироссийский «дальний бой» по километражу очень часто превосходит любой трансевропейский.

Однако это всё равно современная машина, построенная на узлах и агрегатах ведущих европейских производителей, которая стоит не в разы, но всё же дешевле них. Поэтому бизнес-идея Камского автомобильного завода вполне себя оправдала, грузовик хорошо продаётся, и дальнейшие перспективы на рынке у него есть.

Стоимость автомобиля КамАЗ-5490

Новый седельный тягач КамАЗ-5490 стоит в начале 2019 года от 4 812 000 рублей. На вторичном рынке за подержанный автомобиль данной модели просят от 1 600 000 рублей (2014 года выпуска) до 2 900 000 рублей (2017 года выпуска).

Стоимость автомобиля КамАЗ-5490

Итак, КамАЗ-5490 создавался с одной-единственной, вполне определённой целью – захватить долю рынка седельных тягачей. И эта цель была достигнута.
В числе аналогов данной модели, кроме её «донора» Mercedes-Benz Axor, можно также назвать MAN TGS, Volvo FM, Scania P-series, DAF CF.

Последние публикации

Отличия КАМАЗ-54901 от Mercedes-Benz Actros MP4 (+фото)


Новая кабина КАМАЗ-54901 построена на базе каркаса кабины Mercedes-Benz Actros MP4 последнего поколения, но отличается оригинальным дизайном и оформлением элементов салона.

Естественно, самое первое, что бросается в глаза - "лицо" автомобиля. Передняя часть КАМАЗ-54901 полностью оригинальная - решетка радиатора, фары, оперение кабины. Роднит с немцем разве что рамка лобового стекла да дворники.

КАМАЗ-54901

Mercedes-Benz Actros


Сбоку автомобили похожи гораздо больше, двери на первый взгляд вообще идентичные. У обеих машин двери закрывают верхние ступеньки, защищая их от грязи.

Заглянем в салон. Тут отличий побольше. Сиденья водителя и пассажира - другие.

Архитектура передней панели одинаковая, но ее дизайн и оформление выполнены по разному. Изменены форма, размеры ниш и отсеков над водителем.

КАМАЗ-54901


Mercedes-Benz Actros

Комбинация приборов и рулевое колесо КАМАЗа полностью оригинальные. Также КАМАЗ может похвастаться большим ЖК-экраном на передней панели. Но хромированный кран стояночного тормоза тут заменен обычной пластиковой ручкой черного цвета.

Сохранилась и "этажерка" между передними сиденьями, но и ее дизайн был изменен.

КАМАЗ-54901


Mercedes-Benz Actros


В общем, несмотря на одни корни, автомобили все-таки отличаются множеством деталей, которые не видно с первого взгляда. Наверняка, к моменту выхода КАМАЗа-54901 в серию этих изменений станет еще больше.

Но самое главное отличие - КАМАЗ-54901 должен быть дешевле, чем Mercedes-Actros. Именно от разницы в цене будет зависеть успех новинки на рынке.

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Начнем с того, что это разные машины, хотя у них много схожих агрегатов! Так какие же узлы и агрегаты в КАМАЗе зарубежного производства?

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

В создании КАМАЗ‑5490 просто неоценима помощь стратегического партнера — ​концерна Daimler AG, который в 2008 году стал акционером КАМАЗа. Предоставленные немцами 12-литровый дизель ОМ457, кабина Mercedes-Benz Axor и ведущий мост, общий для двухосных тягачей Axor и Actros, позволили быстро и с наименьшими затратами создать конкурентоспособный грузовик, ориентированный на российский рынок.

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Камазовский тягач собирают на главном конвейере автозавода, к стволу которого приросла еще одна «ветка», а челнинский Axor, как и Actros и Atego, собирают на другой территории, в технопарке «Мастер», на производственной площадке «Даймлер КАМАЗ Рус».

Сборка тягачей 5490 идет на одном конвейере с другими моделями, но кабины приходят с отдельной «ветки». Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Двигатели Mercedes-Benz OM457 везут в Челны из Германии. Теперь это моторы экологического класса Евро-5

Советуем прочитать эти статьи:

Новый Ниссан Х Трейл 2020 фото цена комплектации и цены
Новый Ниссан Х Трейл 2020 фото цена комплектации и цены

Хендай Туссан 2021 новый кузов комплектации и цены фото
Хендай Туссан 2021 новый кузов комплектации и цены фото

Тойота Хайлендер 2020 года новая модель фото цена
Тойота Хайлендер 2020 года новая модель фото цена

Двигатели КамАЗ 5490

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Рядные «шестерки» Mercedes-Benz OM457 LA объемом 11,97 л, которые нынче устанавливают на седельные тягачи КАМАЗ‑5490, — надежные моторы с заявленным ресурсом в 1 млн км. Собирают их в немецком Мангейме на моторном заводе концерна Daimler AG. Они весьма экономичны, межсервисный пробег достигает 80 тыс. км. Один из недостатков этого изначально автобусного мотора — ​нет отбора мощности для привода вспомогательных редукторов или гидронасосов. Если понадобится таскать самосвальный полуприцеп или использовать еще какое-либо оборудование, придется оснащать коробку передач КОМ (коробкой отбора мощности).

ОМ457 обеспечивает автопоезду расход топлива 32–35 л на 100 км

Планировали оснащать КАМАЗ‑5490 и новой перспективной «восьмеркой» КАМАЗ‑750. У этого двигателя новый блок и общие чугунные головки для каждого ряда цилиндров. У него и размерность совсем другая: ход поршня планировалось увеличить до 135 мм (а возможно, и до 140 мм!), при неизменном диаметре 120 мм (хотя и его могли увеличить на 5–10 мм), рабочий объем получался около 13 литров. Мощность — ​до 550 л. с. при 1900 об/мин, крутящий момент свыше 2000 Н.м при 1200– 400 об/мин.

Экспериментальные моторы КАМАЗ‑750 нам показывали в НТЦ, двигатели уже проходили стендовые и дорожные испытания. Но применение компонентов Mercedes-Benz на КАМАЗ‑5490 все—таки оказалось оптимальным — ​с этой машиной Камский автозавод справедливо занял свою нишу на российском рынке тягачей для межрегиональных перевозок.

ГБО с завода на КамАЗ 5490

Летом 2017-го тягач КАМАЗ‑5490 сделали газобаллонным. Это была не просто пара выставочных автомобилей, а серия. Причем некоторые перевозчики начали массово обновлять свой парк тягачами KAMAЗ‑5490-891-S5 (4х2) с газодизельной системой питания.

Как оказалось, новый газобаллонный автомобиль способен успешно конкурировать на российском рынке с газовыми версиями седельных тягачей Scania и Volvo FH, на порядок опережая их в объемах поставок перевозчикам. У шведов в России это машины для опытной эксплуатации, для прощупывания рынка, для демонстрации возможностей, а КАМАЗы с ГБО уже берут десятками и даже сотнями, зарабатывают с их помощью деньги.

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Для конвертирования дизеля Mercedes-Benz OM457 на метан применили газодизельный цикл, который использовали на КАМАЗах в середине 80-х годов. Применение современной электроники в топливной аппаратуре OM457, в сравнении с механическими ТНВД и вакуумными газовыми редукторами почти 40-летней давности, позволило провести переоборудование дизеля изящно и эффективно. Сейчас на КАМАЗ‑5490-S5 применяют итальянскую газовую аппаратуру фирмы EMER, которая входит в пятерку крупнейших мировых производителей компонентов ГБО. Ее применяют Volvo, Cummins, Caterpillar и другие производители газовых двигателей.

Сейчас разработаны газобаллонные тягачи на сжиженном метане. Одна беда — заправок лишь шесть на всю Россию

У газобаллонного тягача KAMAЗ‑5490-891-S5 лишь одна настройка мощности — ​401 л. с., 2000 Н.м.

Судя по спецификации, газ, плавно замещая солярку, в конечном счете обеспечивает следующее среднее соотношение: 55% дизтоплива и 45% метана. Если пересчитать, с учетом разницы в цене солярки — ​40–41 руб. за литр и метана — ​16,5–18 руб. за куб, то с этой «дельты» и получается экономия. По утверждению специалистов КАМАЗа, перевозчик экономит 2,5 рубля на каждом километре пробега автопоезда. Если годовой пробег составляет около 200 тыс. км, значит, только на одном автомобиле можно сэкономить около полумиллиона рублей.

Ведущий мост КамАЗ 5490

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Другое предсказуемое и оправданное конструкторское решение — ​применение полностью «мерседесовского» ведущего моста, модели Daimler HL6, который ставят на Axor и Actros. Это стопроцентный импорт из Германии. У моста одинарный гипоидный редуктор с числом 3,077, с блокировкой дифференциала. Тормозные механизмы дисковые.

Почему новый КамАЗ 5490 все же не Mercedes-Benz Axor?

Ведущий мост Daimler. У него штампосварная балка, тормоза с вентилируемыми дисками, есть блокировка дифференциала.

На седельных тягачах 5490 применяют гипоидные ведущие мосты Daimler

Кабина КамАЗ 5490

Свой магистральный тягач вполне могли бы сделать в Челнах и своими силами. Под тем же индексом 5490 шла работа над совершенно другой машиной: с кабиной, разработанной по заданию ОАО «КАМАЗ» южнокорейской инжиниринговой компанией DMEC, входящей в состав Kia Motors, которая, в свою очередь, с конца 90-х принадлежит Hyundai Corporation. А Hyundai Motor серьезно сотрудничает с Daimler. Были уже готовы опытные образцы всего семейства этих кабин: широкие и узкие, со спальником и дневные, короткие. Очень неплохие получались кабины, только с интерьером было непонятно. Сейчас на КАМАЗ-5490 ставят кабину Mercedes-Benz Axor.

Позвольте, я не узнаю вас в гриме: тест-драйв КамАЗ-5490


Внимание, вопрос: а КамАЗ ли это вообще? Уж больно он на Mercedes Axor похож. Скажем честно: неспроста это. Но умалять заслуги конструкторов из Татарстана тоже не стоит – машина, в общем-то, наша, российская. Посмотрим, что в ней хорошего и куда тут спрятали селектор автоматической коробки передач.

КамАЗ уже не тот…

Ездить на машине, которая прилично выглядит, всегда приятно. И не зря говорят о целесообразности красоты: красивые вещи обычно лучше уродливых. Функциональнее, удобнее – бывает по-разному. Вот и кабина нового КамАЗа-5490 не только вполне привлекательна внешне, но и обладает некоторыми практическими преимуществами перед старыми изделиями завода.

Ступеньки лестницы теперь имеют подсветку, зеркала заднего вида – обогрев. Последние, кстати, выглядят массивными неспроста: они действительно имеют приличную площадь, а главное – возможность контроля слепых зон. Дефлекторы на кабине тоже не только ради удовлетворения эстетических замашек дизайнеров: они отводят воздушные потоки от ручек дверей, сохраняя их в чистоте в любую погоду.

DSC_0013.jpg

КамАЗ-5490 получил довольно хищный взгляд благодаря светодиодным фарам. Такое решение не только должно улучшить видимость в тёмное время суток, но и снизить нагрузку на генератор: потребление тока у этих ламп, как вы могли знать, существенно ниже галогенных. Такой симбиоз полезного с приятным можно искать почти бесконечно, поэтому отметим только солнцезащитный козырёк кабины и боковые обтекатели шасси, которые необходимы для лучшей аэродинамики тягача.

DSC_0012.jpg

Откуда взялось всё это добро на нашем грузовике? Во многом – как раз таки от буржуйского Axor. Но это отнюдь не копия и тем более не подделка: на создание этой кабины, пусть и в чём-то заимствованной у Мерседеса, ушло огромное количество труда и средств. Может, это и правильно: изобретать велосипед не всегда разумно. Тем более – велосипед хороший и дорогой.

Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Сядем на водительское место и посмотрим, так ли этот КамАЗ хорош внутри, как выглядит снаружи.

Всё для водителя

Итак, лезем в кабину. Согласитесь, не самый красивый глагол – «лезем». Но всё так и есть: ступеньки расположены таким образом, чтобы этот процесс стал максимально увлекательным. При этом обе руки должны быть свободными: только с их помощью можно сориентировать себя так, чтобы попасть в дверной проём. Пожалуй, это первый и последний эргономический просчёт. Сев в кресло водителя, я сразу простил КамАЗу неудобный способ проникновения в кабину.

DSC_0060.jpg

Что представляет собой дизайн новой панели грузовика? Попробуем построить такую аналогию, понятную большинству автолюбителей: если панель старого КамАЗа принять условно за панель ВАЗ-2101, то панель нового будет чем-то вроде панели Соляриса. Или Лады Весты. Не сказать что богато, но вполне культурно и в меру «иномарочно». Отсутствие бросающихся в глаза россыпей кнопочек-лампочек я бы объяснил тем, что компоновка и приборов, и органов управления получилась крайне удачной. Всё что надо – прямо под рукой. Но об этом мы поговорим во время поездки, а пока просто осмотримся.

DSC_0032.jpg

Не могу, к сожалению, знать, что скажет позвоночник во время тысячекилометрового пробега, но первые впечатления от посадки по меньшей мере приятные. Мне не пришлось подгонять кресло под свои параметры, хотя возможности для этого предусмотрены широкие.

Пространство кабины чётко зонированное. Водитель и его пассажир (или сменщик) никоим образом не помешают друг другу, да и для их личных вещей найдётся своё место. Ну а как им расположиться на отдыхе? Конкретно в нашем грузовике – почти как царям.

На двери машины есть такая надпись: М1840. Буква «М» обозначает семейство грузовика – магистральное, 18 – грузоподъёмность в 18 тонн, а 40 – первые две цифры мощности двигателя (в нашем случае – 401 л.с.). Сейчас нас интересует пока только буква. В серии магистральных тягачей устанавливается так называемая высокая кабина. В таком исполнении предусмотрены два спальных места весьма приличных размеров: 2,1х0,685 м внизу и 1,865х0,685 м наверху. Каждое место имеет собственное освещение и его даже можно назвать уютным. Впрочем, можно заказать и низкую кабину с одним спальным местом.

DSC_0014.jpg

А теперь посмотрим на «сердце» тягача и прочие его агрегаты.

О глобализации и локализации

Радуйтесь, любители точных цифр, настало ваше время. Итак, мощность двигателя конкретно нашей машины, повторим, 401 л.с. Это дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Максимальный момент составляет 2 000 Нм при 1 100 оборотах. Шестицилиндровый рядный агрегат имеет объём 11,97 литра. А теперь самое главное: модель двигателя – Mercedes-Benz OM 457LA. Да, сердце татарской машины родом из Германии. Впрочем, это ещё не всё.

DSC_0070.jpg

Многие знают (а ещё большее количество даже не догадывается), что коробки передач КамАЗа 14-й и 15-й модели неоднократно вызывали кипение страстей вперемешку с проклятиями. Но уже не первый год на многих машинах устанавливают КПП известной фирмы ZF, правда, опять же немецкой. При этом достаточно активно используют гидротрансформаторные «автоматы», которые уже успели зарекомендовать себя с положительной стороны. Тут следует сделать важную оговорку: производство КПП ZF получило постоянную прописку в Набережных Челнах, то есть она уже, получается, не совсем чужая.

И это ещё не всё

А ну-ка, попробуйте угадать, какой ведущий мост стоит на КамАЗе? Почти угадали: это Daimler HL6. И теперь самый интересный вопрос: плохо это или хорошо?

Конечно, хотелось бы, чтобы под кабиной КамАЗа стоял наш мотор. Но если Мерседес лучше, то почему бы и нет. То же самое относится и к трансмиссии. Но одно преимущество есть точно: эти агрегаты хорошо знакомы за границей, обслужить их можно почти везде. Для магистрального тягача это несомненный плюс.

Второй фактор – это цена. Несмотря на использование импортных агрегатов, стоимость КамАЗа-5490 получилась на 10% ниже, чем у заграничных аналогов. Надёжность же, как думается, от этого не пострадала. Вместе с тем у покупателей этих машин есть хорошая возможность заказать её под себя: выбрать нужную комплектацию (речь идёт о моторах 428 л.с., 401 л.с. или 360 л.с. и автоматической или механической коробке), а также установить любое дополнительное оборудование из довольно обширного списка.

Например, доступны датчики износа накладок, предпусковой подогреватель двигателя, электронный тахограф, аудиосистема, кондиционер, автономный отопитель кабины, подогрев сидений и зеркал, электропривод люка, причём часть этого оборудования есть уже в «базе». Можно оборудовать машину для перевозки опасных грузов – установить проблесковые маячки, защиту топливных баков и всё прочее. И получится дешевле, чем покупать импортный аналог. Насколько всё это прекрасно выйдет, как я уже говорил, мы судить не можем. А вот оценить некоторые другие качества тягача мы способны. Для этого наконец-то сядем за руль.

Про селектор АКПП и потерянную педаль

Для тест-драйва мы специально выбрали машину с «автоматом». Рычаг тут один, он стоит на панели, и это стояночный тормоз. А где же селектор АКПП? Он устроился на подрулевом переключателе, причём режим выбирается поворотом, а не движением рычага. С одной стороны, это хорошо: нечаянно коленкой не включишь чего-то лишнего. Но в целом как-то непривычно.

Рулевая колонка имеет регулировку по наклону, причём диапазон впечатляет. Рабочее место не только удобное, оно какое-то уютное, вылезать отсюда не хочется. Конечно, после нескольких сотен километров впечатления могут и измениться, но пока всё кажется удобным и – не побоюсь этого слова – красивым. Эстетика КамАЗа, конечно, имеет мало общего с таковой в Киа Рио, но она есть.

Показания бортового компьютера читаются легко, а для переключения режимов отображения информации можно пользоваться кнопками на левой стороне руля. Кнопки справа отвечают за круиз-контроль. Несмотря на всё же немалый радиус рулевого колеса, тянуться к ним не приходится, так же как и к левому подрулевому переключателю. Вполне симпатичная панелька управления зеркалами располагается на панели двери. Что ж, запускаем двигатель.

Не сказать что в кабине уж очень тихо – все же OM 457 LA является довольно консервативным мотором, уходящим корнями в 90-е. Но для грузовика весьма приемлемо. Поиграв с педалью газа, сразу убеждаемся, что шум от мотора не должен быть слишком назойливым. Можно и разговаривать без крика, и музыку слушать.

КамАЗ-5490: современный магистральный тягач


По заявлениям руководителей Камского автозавода, КамАЗ-5490 не имеет аналогов в отечественном автомобилестроении. Действительно, автомобиль впитал в себя все лучшие современные разработки, и достаточно быстро завоевал популярность на рынке дальнемагистральных грузовых перевозок.




В салоне устанавливаются удобные кресла с множеством регулировок, также отметим наличие удобного, просторного спального места (некоторые модификации комплектуются двумя спальниками). Вместо привычного вентилятора, в кабине установлен кондиционер (дополнительно автомобиль комплектуется автономным отопителем), приборная панель стала более информативной и эргономичной, рулевая колонка имеет гидроусилитель (ГУР).

Сегодня Камский автозавод предлагает новый КамАЗ-5490 в самой простой комплектации по цене в 3,3 миллиона рублей. На рынке подержанной техники тягач 2015-2017 года предлагают за 2 500 000 – 3 050 000 рублей.


Технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-5490

Габариты тягача и его грузоподъемность

  • Длина: 6 090 миллиметров;
  • Высота грузовика: 3 705 мм (без спойлера), 3 745 мм со спойлером;
  • Ширина: 2 950 миллиметров (с развернутыми зеркалами), без учета зеркал – 2 500 мм;
  • Дорожный просвет (клиренс): 220 мм;
  • Высота седла: 1 100 миллиметров;
  • Масса транспортного средства в снаряженном состоянии: 7 900 килограмм;
  • Максимально допустимая масса буксируемого прицепа: 36 100 килограмм;
  • Общая масса автомобиля: 44 тонны;
  • Максимальная скорость: 100 км/час.


Силовая установка и расход топлива КамАЗ-5490

В стандартной версии КамАЗ-5490 комплектуется отечественным V-образным восьмицилиндровым дизельным мотором КамАЗ-740.75-440. Агрегат оборудован системой турбонаддува с функцией промежуточного охлаждения воздуха. Рабочий объем двигателя составляет 11,76 литра, его номинальная мощность составляет 440 лошадиных сил, при скорости оборотов коленчатого вала в 1 900 об/минуту, максимальный крутящий момент – 2 060 Нм. По экологическим параметрам этот мотор соответствует стандартам Евро 4.

Более дорогие комплектации автомобиля приводятся в движение немецким мотором Daimler OM-457LA, который по экологичности соответствует параметрам Евро 5. Двигатель имеет рабочий объем в 11,97 литров, но при этом отличается высокой мощностью (428 лошадиных сил) и экономичностью. Этот шестицилиндровый четырехтактный мотор оснащен современной топливной системой PLD и технологией турбонаддува с функцией промежуточного охлаждения воздуха. Мотор оснащается очистительным фильтром с поршневым насосом и высококачественным воздушным фильтром Liebherr, а также одноцилиндровым воздушным компрессором WABCO.


Норма потребления топлива зависит от условий эксплуатации, установленного двигателя и технической исправности грузовика. Тягачи оснащенные мотором Daimler OM-457LA потребляют около 33 литров солярки на 100 километром пути. Силовой агрегат КамАЗ-740.75-440 отличается большей прожорливостью и может потреблять до 40 литров дизтоплива. Все модификации автомобиля комплектуются вместительным топливным баком на 800 литров, который обеспечивает большой запас пути без дозаправки.

Совсем недавно появилась газодизельная версия КамАЗ-5490 NEO. В этой модификации часть дизельного топлива (около 40%) замещается газом метан. Общая емкость газовых баллонов, которые располагаются в специальных капсулах – 64 куба.


Трансмиссия, тормоза, электропитание КамАЗ-5490

В зависимости от комплектации, КамАЗ-5490 комплектуется одной из коробок переключения скоростей:

  • ZF 16S 2220. Проверенная 16-ти ступенчатая механическая коробка передач используется на многих самосвалах, седельных тягачах и шасси. Трансмиссия состоит из четырехступенчатого редуктора, делителя передач и демультипликатора. Все передние скорости включаются при помощи синхронизаторов, задние посредством зубчатой муфты.
  • ZF 16S 2221. Особенностью этой механической КПП является то обстоятельство, что включение задней скорости производится не через выключатель нейтрального положения, а через разобщающий клапан. Также коробка оборудована механизмом блокировки от включения нескольких передач, который предотвращает ошибочные включения.
  • ZF 12AS2130. Автоматическая коробка передач с кулачковыми муфтами, оснащенная сухим сцеплением. В конструкции трансмиссии присутствует делитель, демультипликатор и трехступенчатый основной блок. Коробка обеспечивает плавное начало движения и отличную динамику разгона, кроме того, она значительно облегчает труд водителя.

Взаимодействие двигателя и механической коробки передач осуществляется при помощи однодискового диафрагменного сцепления с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.

Электронные и электрические схемы и приборы тягача питаются от двух аккумуляторов, суммарной мощностью в 420 А/часов. Также на автомобиле установлен трехкиловаттный генератор и регулятор напряжения.


Тормоза и подвеска КамАЗ-5490

КамАЗ-5490 – один из немногих автомобилей Камского завода, оснащенный эффективными дисковыми тормозами, с электропневматическим приводом. Также порадует водителей наличие датчика состояния тормозных колодок, установленного в кабине.

Автомобиль оборудован целым рядом современных систем безопасности:

  • EBS: так называемая электронная педаль, которая не имеет физического контакта с тормозной системой автомобиля. Вместо этого она посылает сигнал в электронный блок управления, который распределяет тормозное усилие по колесам;
  • ESP: активная система безопасности, которая помогает избежать заноса автомобиля при торможении;
  • ASR: антипробуксовочная система, которая предотвращает потерю сцепления колес с дорогой и снижает нагрузки на трансмиссию;

Передняя подвеска автомобиля выполнена на двух полуэллиптических рессорах, работающих совместно с амортизаторами. Для обеспечения безопасности при поворотах и кренах грузовика здесь установлен стабилизатор поперечной устойчивости. Задняя подвеска пневматическая, с системой управления ECAS.

Подробные технические характеристики седельного тягача КамАЗ-5490 можно найти на сайте производителя:


Диагностика неисправностей на седельном тягаче КамАЗ-5490

Коды ошибок КАМАЗ 5490 | Система управления электрооборудования от блока CBCU3-E
Код ошибки SPN Код ошибки FMI Расшифровка ошибки
7001 5 Обрыв в цепи левого переднего указателя габаритов
7002 5 Обрыв в цепи правого переднего указателя габаритов
7003 5 Обрыв в цепи левого переднего указателя поворота
7004 5 Обрыв в цепи правого переднего указателя поворота
7005 5 Обрыв в цепи лефой передней ПТФ
7006 5 Обрыв в цепи правой передней ПТФ
7007 5 Обрыв в цепи левой фары дальнего света
7008 5 Обрыв в цепи правой фары дальнего света
7009 5 Обрыв в цепи левой фары ближнего света
7010 5 Обрыв в цепи правой фары ближнего света
7011 5 Обры в цепи левого ДХО
7012 5 Обрыв в цепи правого ДХО
7013-7020 Резерв

КамАЗ-5490: видео обзор на youtube

КамАЗ-5490 после пробега в полмиллиона километров:

Тест-драйв нового КамАЗ-5490 с автоматической коробкой (два спальника):

Газодизельный КамАЗ-5490 НЕО – особенности эксплуатации:

Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей о тягаче КамАЗ-5490

Владислав Спепанков, 39 лет, Ленинградская область:

Работаю на КамАЗ-5490 третий месяц, получил его новым с нулевым пробегом. Машина, без сомнения, на порядок лучше и комфортнее других Камазовских тягачей. Достаточно удобная кабина, качественная импортная начинка. А вот сборка, как всегда хромает. Мало того, что весь салон пришлось перекрутить, так уже через месяц лопнула трубка расширительного бачка, хорошо на датчик вовремя среагировал.

Читайте также: