Камаз афганец отличие от обычного

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Сленг дальнобоев

А
АЗЛИК — АЗЛК-2141 (может, и другие, но)
АКВАРИУМ – RENAULT Magnum
АКУЛА – BMW 80-х гг. выпуска с характерным скосом облицовки радиатора АКУЛА – мерседес
АЛКАШ — хитроумное приспособление для не замерзания стёкол в кабине в зимнее время, потребляет спирту стакан раз в неделю. (запчасть камазОвая…стАрокамазОвая)
АМЕРИКАНЕЦ, АМЕРИКОС – грузовик производства США
АНГЛИЧАНКА – европейское АТС с правым рулем
АРБУЗТРАНС-сильно перегруженные овощами КамАЗы, традиционно с номером 05rus
АФГАНЕЦ = КАМАЗ 6Х6 на обычных колесах, с двускатной ошиновкой задних колес

Б
БАБОМОБИЛЬ — автомобиль с женщиной за рулём
БАБОЧКА – фургон с подъемными боковыми стенками
БАГАЖНИК — салон маршрутки
БАЛАЛАЕЧНИК — автостопщик с гитарой
БАЛАЛАЙКА – магнитофон
БАНАН — запаска на иномарках, она, как правило, меньше нормальных колес и диск окрашен в желтый цвет
БАРАНКА – руль
БАРЖА, КАРАБЛЬ – «ВОЛГА» кроме ГАЗ-21
БАШМАК – колодка под колесо
БЭХА, БУМЕР, БИМЕР, БОМБА – BMW
БЕШЕНАЯ ТАБУРЕТКА — скутер
БЕШЕЫЙ СПЕРМОТОЗОИД — газель с кузовом (в.т.ч. тентованная)
БОБИК – УАЗ 469
БОРОДА, БОРОДАЧ — DAF95XF, прозвано за характерной формы радиатор
БОЧКА – AUDI 80
БОЧКА — цистерна
БОЧОНОК (НА ТОНКИХ НОЖКАХ) — ВАЗ 2110
БРЕЛОК ОТ КАМАЗА — Ока Ваз 1111
БУДКА – жесткий крытый кузов
БУРАТИНОТРАНС (встречено в Ленобласти) — лесовозы.
БУТЕРБРОД, ГАМБУРГЕР – последовательное столкновение нескольких машин
БУТЕРБРОДЫ — перегонщики, везущие в кузове одной перегоняемой машины другую
БУХАНКА – УАЗ-микроавтобус

В
ВАЛЯ – Вольво
ВЕДРО С БОЛТАМИ – старая машина, гремящая при движении
ВЕРЕВКА, ЛЯМКА – буксировочный трос
ВЕРТОЛЁТ — то же самое, что и "ПЕРЕВЁРТЫШ". (машина, побывавшая в аварии с приземлением на крышу).
ВЕСЛО — ручка, предназначенная для открывания окна
ВКЛЮЧИТЬ ПЕРЕДОК – подключить передний мост
ВОЗДУХАН — воздушный фильтр
ВОНЯЛКА – освежитель воздуха типа «елочка»
ВОРОВАЙКА — это лесовозы, которые незаконно возят лес, особенно в тайге
ВОРОВАЙКА (встречно на ДВ) японский пяти (и далее со всеми остановками) тонник с кран-балкой.
ВОЯКИ — военные мосты (с дополнительными редукторами и повышенным клиренсом)
ВЫКИДЫШ КАМАЗА — Ока
ВЫХЛОП – запах перегара изо рта
ВЫШИВАТЬ – движение с постоянным перестроением из ряда в ряд по многополосной дороге
Г
ГАЗ ДО ПЛЯХИ — газовать, утапливая педаль газа до пола.
ГАЙЦЫ – сотрудники ГИБДД
ГАЛСТУК – жесткая буксировочная сцепка
ГЕЛИК — Гелендваген, мерседесовский джип
ГИДРАЧ — гидроусилитель руля
ГИТАРА . переключатель ближнего-дальнего света под рулевой колонкой
ГЛОБИК – VOLVO Globetrotter
ГЛУШАК — глушитель
ГОВНА — тяжёлое бездорожье
ГОВНОМЕС — реальный внедорожник
ГОЛОВАСТИК — седельный тягач без прицепа
ГОЛОВАСТИК – старый пятисотый МАЗ
ГОЛОДНЫЙ ГЛАЗ- лампочка топливного индикатора
ГОПолет — ВАЗ 2101
ГОРБАТЫЙ – КамАЗ самосвал с задним вывалом
ГОРШОК – цилиндр двигателя
ГОРШОК – цилиндр двигателя, он же "КОТЁЛ".
ГЮНТЕР — УАЗ Hunter

Д
ДАЕРЫ, ДОЕРЫ — гаишники
ДАИЛЬНИК- работник ДПС (от бел. ДАI).
ДВИГЛО — двигатель
ДЕРНУТЬ – завести машину с помощью троса и другой машины
ДЖАГЕР — так на Урале называют славную машинку "Запорожец"
ДИСКО — Ленд Ровер Дискавери
ДЛИННОМЕР – автопоезд
ДОГНАТЬ – врезаться во впередиидущую или стоящую машину
ДОЗВОЛ — разрешение на пересечение границы
ДОЛГОЖИТЕЛЬ — то же что и лихач
ДРОВА — пассажиры городских автобусов
ДЫШАТЬ НА СТАКАН, ДУТЬ В ТРУБКУ – тест на алкоголь
ДЯТЕЛ — водитель, нарушающий правила в ущерб другим, создающий аварийную ситуацию

Е
ЕВРИК, ЕВРОСУПЕР, БУЛЬБОТРОТТЕР, «ТОСКА ПО VOLVO» — МАЗ 5-го поколения

Ж
ЖЕЛТОРОТИК – магистральный тягач КамАЗ с характерной желтой кабиной
ЖЕНИТЬ – смешивать разные сорта бензина
ЖЕЧЬ РЕЗИНУ – трогаться с места на высокой передаче с пробуксовкой
ЖИП – джип
ЖУЧКА – ВАЗ-классика

З
ЗАВЕСТИ С ТОЛКАЧА – завести машину с помощью физической силы людей
ЗАПОРШИВЕЦ, ЗАПОР, ЗАПОРШ – ЗАЗ
ЗЕЛЁНАЯ МИЛЯ — платная дорога в Беларуси. Употр. также в значении терминала платной дороги.
ЗОМБИ — автовозки 10й трассы (употреблялось в адрес гемовских Scania с питерскими номерами, которые, по словам очевидцев, крайне редко спят и, как следствие, бьются).
ЗУБИЛО – ВАЗ 2108, 2109

И
ИДТИ В КАНАЛЕ — двигаться по маршруту
ИНОПОМОЙКА – иномарка
ИНТЕР – INTERNATIONAL
ИХНЕМАРКА — иномарка

Если вы не нашли слово, вот еще массив слов:

BACK IN USSR – принудительное возвращение нашего водителя из-за границы за нарушение закона (техн. неисправность, водка, просроченная виза и т.п.)
АКВАРИУМ – Renault Magnum.
Американец — любой американский тягач
АРБУЗ-ТРАНС- сильно перегруженные овощами КамАЗы, традиционно с номерами 05rus.
Астронавт — патрульный самолёт/вертолёт
БАБОЧКА – фургон с подъемными боковыми стенками.
БАТОН — шина, используемая на односкатных колесах размером, как правило, 385/65 R 22,5.
БЕДУИН — легковой автомобиль с грузом на крыше.
Беременный роликовый конёк — Volkswagen Beetle
Берлога — полицейский участок
Бойскауты — полиция штата
БОМЖПАКЕТ — супы быстрого приготовления типа “Лапша-Доширак” (“язва-с-первой-ложки”)
Ботаники — дачники (пятница, вечер)
БОТАНИКИ – легковые автомобили, забивающие дороги в начале и в конце выходных в дачный сезон.
БОЧКА – грузовик или прицеп с цистерной или контейнером-танком.
Бригадир — медленно едущий впереди, например перегруженный Камаз;
БУДКА – жесткий крытый кузов.
БУРАТИНО-ТРАНС – лесовозы.
ВЕДРО НА КРЫШЕ — спутниковая связь.
ВЕДРО С БОЛТАМИ – старая машина.
Вести ямы для столбов — топливо для парусника
Взрослый медведь — полицейский, подчинённый полиции штата
Взять джекпот — быть остановленным полицией (мигалки похожи на иллюминацию игровых автоматов)
ВОДОПОЙ — источник питьевой воды у дороги (типа: поворот на Выдропужск или горка у В. Волочка). Обочина у ВОДОПОЯ обычно забита как попало припаркованными грузовиками.
ВОЗДУХАН — воздушный фильтр.
ВОНЯЛКА – освежитель воздуха типа елочка.
ВРЕМЯНКА — старая-старая SISU.
Выкидыш — Ока
ВЫХЛОП – запах перегара изо рта.
ГАЗИРОВАТЬ — бесполезно газовать там, где нужно пробовать внатяг.
ГЛОБИК – Volvo с высокой кабиной (Globetrotter).
Глухонемой — автопоезд без связи
ГЛУХОНЕМОЙ – грузовик, не оборудованный рацией.
Говядина-гриль — сбитая корова (на радиаторе)
ГОЛИМЫЙ КОНТРАБАС — груз совсем не тот, что в документах.
ГОЛОВА (БАШКА) – седельный тягач без полуприцепа.
ГОЛОВАСТИК – МАЗ 500.
ГОРШОК – цилиндр двигателя.
ГРУШИ – соединительные головки ПЕРЕКИДОК.
ДИРИЖЁР – регулировщик.
Дискотека — полицейская машина с включённой мигалкой
ДОЗВОЛ — разрешение на поездку в другую страну, выдаваемое министерством транспорта этой страны.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – после въезда на российскую территорию водитель должен подготовить кучу документов для таможенного оформления. Со стороны корпеющий над бумагами в кабине дальнобойщик действительно похож на школьника.
Дорожная пицца — раздавленное животное
ДРОВА (“У кого есть дровишки”) — топливо или талоны на него.
ДУТИК – пограничный магазин Duty Free.
ЁЛОЧКА – накопительная площадка у таможни или в местах погрузки.
ЖИДКИЙ ХЛЕБ (“Чтобы сало растопить”) — водка в разговорах по рации в Финляндии.
ЗАКРЫТЬ КАЛИТКУ — когда во время плотного движения необходимо перестроиться, что в нашей стране с нашим воспитанием сделать тяжело, идущий следом дальнобойщик выезжает на соседнюю полосу, позволяя тебе начать обгон.
ЗАМЕС – партия грузовиков, периодически запускаемая на площадку для таможенного оформления. Вася, я в этот замес не попал, дождись меня!
ИНТЕР – International.
Интер — Интернэшнл, бескапотный американский тягач (иногда любой американский бескапотник);
Искать дырки в веках — засыпать
как обстановочка от пункта А до пункта Б”-если хочется узнать, как обстоит дело с дорогой
КАКТУС — Мерседес-Бенц Актрос.
КАМЕНЕЦ — двигатель Cammins.
КАПУТ – международное слово, означающее неисправность. Например, “Акку капут” — аккумуляторы cдохли.
КЕПКА – Volvo с низкой кабиной с козырьком и обтекателем.
КЕША – Kenworth.
КОЛБАСИТ (Что-то меня колбасит) – я устал и хочу спать, пора на стоянку.
Колейка — затруднение движения, еще не переросшее в пробку. Часто бывает за бригадиром
КОЛЕЙКА – священное слово, обозначающее очередь на границе, на погрузке, иногда — пробку. Нарушение порядка в КОЛЕЙКЕ карается физической расправой.
Конвой — несколько грузовиков, идущих подряд
КОНДЁР – кондиционер.
Кормить медведя — платить штраф
КОРОЕДЫ – лесовозы.
КОСОРЫЛАЯ – Volvo FM/FH последней серии.
КОЧЕРГА — рычаг переключения передач.
Крокодил — кусок резины с протектором (напоминает крокодилову кожу)
Крокодильи кишки — мелкие куски шины
КУРЯТНИК – надстройка кабины, оборудованная спальным местом.
ЛЕНИВЕЦ – поддерживающий мост.
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ – автомобиль, едущий в тёмное время суток без габаритных огней.
Либерал в лимузине — лимузин
ЛОПАТА — подъемная аппарель для загрузки-разгрузки фургона.
ЛЮДОЕД – International 9700/9800
МАЗУРИК – МАЗ.
Маленькие — легковушки
Мандовошки — легковушки (это когда достанут)
Маня — Манн;
МАШИНКА – патрульный автомобиль ДПС.
МАШКА (ТЁЩА) — кувалда.
Медведь — полицейский
Медведь с ушами — полицейский, слушающий СВ радио
Медведь с фотокамерой — полиция с радаром
Медведь-бобёр — правильно, женщина-полицейский
Медвежата — помощники шерифа
МЕРИН – Mercedes.
мешок — тентованный полуприцеп;
МЕШОК (ЧУЛОК) – тентованный грузовик или прицеп.
МИКРОБЫ – микроавтобусы и грузовики размером меньше Бычка.
Муравьед — грузовик Kenworth T600 с характерным вытянутым капотом
МЫШКА – симпатичная девушка.
Мясной фургон — машина скорой помощи
МЯСОРУБКА – ручной стеклоподъемник.
НА КОРОТКОМ ПОВОДКЕ – когда два грузовика идут с минимальной дистанцией между собой.
НАКРЫТЬ ПОЛЯНУ – приготовить еду, накрыть стол. Столом может быть топливный бак, палетница, торпедо, спальник и т .д.
НАЧАЛЬНИК КОЛОННЫ (БРИГАДИР) – тихоходное транспортное средство, управляемое водителем без совести и мозгов, за которым на узкой дороге скапливается транспорт и наблюдается нервозная обстановка.
НЕЙТРАЛКА – дорога между крайними пограничными постами соседних стран.
НЕСВЕЖИЙ СВЕТОФОР – ситуация, когда два или более автопоезда на приличной скорости приближаются к перекрёстку, и не известно, успеют ли все пройти под давно горящий зеленый. Чтобы избежать резкого торможения или проезда под красный, идущий первым предупреждает: ”Вася, а светофор-то несвежий!”
НЫРНУТЬ В ЛУНКУ – на таможне подойти после ожидания очереди к окну для оформления документов.
Обочинка — любое препятствие или помеха на обочине, тем не менее представляющее опасность — пешеход (часто нетрезвый), велосипедист, раком припаркованный автомобиль и т.д.;
ОВЕЧКА – Iveco.
ОГНЕННАЯ ВОДА – то же, что и ЖИДКИЙ ХЛЕБ.
ОДНОГЛАЗЫЙ – машина с одной исправной фарой.
ОКНО (ИДТИ ПО ОКНУ) – прохождение таможенного оформления на границе на льготных для грузовладельца условиях.
Офис на колёсах — машина, водитель которой разговаривает по сотовому и т. п.
ПАЛКА – шлагбаум.
ПАНИКЁР — водитель-пессимист, сеющий панику в эфире, преувеличивающий негативные явления на дороге: голoлёд
, большая КОЛЕЙКА и т.п. Чтобы узнать истинное положение дел на трассе, желательно пообщаться с тремя-четырьмя дальнобойщиками.
ПАПИРЕН – документы.
ПАРАШЮТ – тормозной кран, действующий только на прицеп.
ПАРОВОЗ – автопоезд с одним или двумя прицепами, общей длиной 24 метра.
ПАРОВОЗИК – автопоезд с прицепом (но не с полуприцепом).
ПАСТУХ – водитель, дающий глупые советы по рации насчёт того, как себя вести на дороге или в КОЛЕЙКЕ.
Передвижной нефтезавод — танкер с безнином
ПЕРЕКИДКА – соединительные шланги или кабели, идущие с тягача на прицеп или с полуприцепа на прицеп.
ПЕТУШКИ – обязательное в России обозначение автопоезда (три огонька на кабине).
ПЛЕМЯННИК – прицеп за полуприцепом.
ПО КОРОБКЕ – тронуться с места.
ПОВАРЁШКА — близкая подруга дальнобойщика, работающая в сфере общественного питания.
ПОВИСНУТЬ (ШЛИФОВАТЬ, МЫЛИТЬ, СУШИТЬ) – не въехать в подъём из-за скользкого покрытия. Не стронуться с места.
Буксовать.
ПОДСНЕЖНИК — водитель легковой, выезжающий на дороги только в теплое (бесснежное) время года.
ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — большое скопление грузовиков на границе/СВХ/погрузке/разгрузке.
ПОЛОВИК — брызговик, который сзади при загруженной фуре волочится по земле.
ПОНИ – Scania-Griffin, Volvo-FM.
ПОПАСТЬ ПОД АВТОБУС – подъехать на пограничный паспортный контроль вместе с туристическим автобусом и стоять в очереди с пассажирами.
ПОПУГАЙ – короткая кабина с надстройкой с откидывающейся полкой.
ПОСАДИТЬ – оказаться перед идущим в подъём автопоездом, тем самым заставив его сбросить газ.
ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА – КамАЗ.
ПРЕДАТЕЛЬ – оранжевый маячок на крыше негабарита.
ПРИКУРИТЬ – завести машину от чужого аккумулятора.
ПРИЛИПНУТЬ — поломаться с невозможностью ехать дальше. Сильно задержаться на погрузке/разгрузке/СВХ/границе.
ПРОДВИЖКА – этим словом можно будить водителя, даже когда он спит дома (правда, может и обидеться). Периодически возникающие движения в КОЛЕЙКЕ. В конце КОЛЕЙКИ продвижки редкие и длинные, до нескольких км. Ближе к цели – частые и короткие. Можно разработать целую теорию ПРОДВИЖЕК. Во всяком случае анекдоты про них уже есть.
ПРОЛЕТЕТЬ СО СВИСТОМ – быстро пройти проблемный участок трассы или города.
ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – рентгеновская установка для просветки автотранспорта.
ПРЫЩИКИ – боковые повторители поворотов.
РАЗБИТЬ ДОРОГУ – в процессе движения разбить колёсами лёд на дороге.
РАЗОЙТИСЬ ПО ПЕЩЕРАМ (ПО НОРАМ) – пойти в свою кабину после совместного с другими водителями ужина.
раскладушка (иногда) — автовоз.
РАСПАШОНКА – прицеп–шторник или прицеп с боковыми воротами.
РЕГИСТРЫ – государственные номера.
РЕКС — неприветливый охранник (на базе, терминале, заправке и т. п.)
Рентген — полицейский радар
РЕФ – рефрижераторный кузов, прицеп или контейнер.
РОГА – габаритные огни на резиновых кронштейнах на задних нижних углах кузова/прицепа.
Сибирасты – это те самые Си-Би-радисты, в сокращении. Машина, оборудованная Си-Би-радиостанцией, называется " осибиленная "
СИДЕТЬ НА ПОДСОСЕ – жить в грузовике на СВХ или на стоянке за счёт соседа (газ, вода, еда), когда всё своё уже кончилось.
Скамейка — Скания
СКВОРЕЧНИК – короткая кабина с надстройкой со входом на верхнюю полку через люк.
Скейтборд — грузовик-платформа
СКЕЛЕТ – пустой полуприцеп для перевозки морских контейнеров.
Сколько свечек жжёшь? — сколько тебе лет?
СЛОЖИТЬСЯ – аварийная ситуация, при которой прицеп движется не в том направлении, что тягач.
СОБАКА – стальной короб с замком для защиты пломбы на контейнере или фургоне. Спасибо, братишка — стандартное выражение благодарности СРАБОТАТЬ ВМЕСТЕ – выйти в эфир одновременно с другим водителем, из-за чего все остальные в эфире слышат лишь шум.
СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА – равномерно неровное дорожное покрытие.
СТОПАРЬ – стоп-сигнал.
СТРАУС — Iveco Stralis.
СТУКАЧ – прибор, определяющий расход топлива.
Сундук — контейнеровоз
СУНДУК – морской контейнер.
СУПЕР – МАЗ 3,4-го поколений.
Супер-цыплята — грузовики компании Yellow Freight System
ТАБУРЕТКА – погрузчик, имеющий с фронта форму буквы “П” и пропускающий СУНДУК и тягач со СКЕЛЕТОМ между колес.
Термос — автоцистерна с химикалиями
ТЕРМОС – термоизолированный кузов.
ТЕРРОРИСТЫ – дорожники.
Террористы — дорожные рабочие;
ТИГРЯТНИК(КЛЕТКА) – стоянка для арестованных машин.
ТИСКИ — тормоза (Я по тискам, а она летит…)
ТИСНУТЬ – нажать на педаль тормоза.
ТОПНУТЬ – нажать на педаль газа.
ТРОИТ – не работает цилиндр двигателя.
ТРЮМО – подсвеченная изнутри надпись над лобовым стеклом кабины.
ТЯНУТЬ КОНТРАБАС — перевозить контрабандный груз.
Укус медведя — штраф
УЛЫБКА — Renault Premium.
УПАСТЬ – съехать в кювет, перевернуться.
УПАСТЬ В ЛЮЛЬКУ – лечь спать.
ФРЕД – Freightliner.
Фред — Фрэйтлайнер, капотный американский тягач (иногда любой американский капотник);
ХВОСТ (ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ) – прицеп (полуприцеп, прицеп-ПЛЕМЯННИК).
ХМУРЫЙ ФЕДОР – Scania 4-ой серии Top-Line с козырьком.
ХОЛОДИЛЬНИК – рефрижераторный кузов.
ЦЫПЛЯТА (РЫЖИКИ) – оранжевые КАКТУСЫ одной большой фирмы, перевозящие бананы.
Чехлы для сидений — пассажиры, чаже — симпатичные пассажирки
ЧИСТАЯ ДОРОЖКА (Подскажи дорожку) – ответ на запрос о наличии ДПС, гололёда и о других неприятностях на дороге.
ВСЁ ЧИСТО – дорога без проблем.
ШАЙБА – бумажный диск тахографа.
ШАЙТАН-АРБА – Камаз с прицепом или без, везущий овощи-фрукты летом-осенью в направлении с юга на север. Из-за перегруза становится НАЧАЛЬНИКОМ КОЛОННЫ и доводит до исступления остальных участников движения.
ШАХМАТИСТ – часто перестраивающийся из ряда в ряд. ШВЕДСКИЙ МАЗ – Volvo серии F. Прозван так за простоту конструкции и отсутствие лишней электроники.
ЭФАШКА – Volvo серии FH.
ЭФКА – Volvo серии F.
ЮБКА (ФАРТУК) — спойлер под передним бампером.
ЯЙЦА ШНАЙДЕРА — оранжевые бочки с песком, расставляемые как заграждения при дорожных работах (Шнайдер — компания, грузовики которой оранжевого цвета).
ЯЩЕРИЦА — дорожная проститутка

Тактический трехосник. История рождения КамАЗ-4310

Тактический трехосник. История рождения КамАЗ-4310


Опытный КамАЗ-4310. Источник: autowp.ru

Завод на пустом месте

В 60-е годы в Советском Союзе появилась потребность в грузовых автомобилях, способных брать на борт до 8 тонн груза и столько же буксировать в прицепе. Минский автомобильный завод уже не в полной мере справлялся с этой задачей, да и выпускал преимущественно машины грузоподъемностью более 10 тонн. Немало сил и ресурсов у минчан забирали профильные проекты для Министерства обороны.

В качестве варианта рассматривали возможность загрузки ЗИЛа производством тяжелых грузовиков, но предприятия едва хватало на выпуск линейки 5-тонных 130/131. Решено было не расширять и модернизировать существующее производство, а создавать его на новом месте. При этом стремились максимально локализовать производство компонентов грузовика на одном заводе.

Во многом это было следствием стратегического планирования времен холодной войны. Еще с Великой Отечественной войны помнили, как срывалось производство танков и другой техники из-за перебоев с поставками от смежников. Поэтому со сборочным конвейером решено было строить еще и моторный завод.

В 1969 году в Набережных Челнах заложили первый камень в фундамент нового мегазавода, который со временем получил имя «Камский автомобильный». Для своего времени это был крупнейший в мире завод грузовых автомобилей полного цикла производства. КамАЗ должен был практически на 100 % собирать машины из собственных комплектующих.

Это была уникальная и малопонятная для капитализма особенность предприятия. Молодежь со всего Союза принимала участие в возведении предприятия, а в разработку главного продукта – грузовика, были вовлечено немало конструкторских бюро.

Главным создателем основной модели для конвейера был назначен флагман советского автомобилестроения - Московский завод имени И. А. Лихачева. Ярославский моторный завод в ходе работ создал не менее двадцати вариантов силового агрегата, состоящего из дизельного мотора, сцепления и коробки переключения передач. Одесский автосборочный завод отвечал за разработку полуприцепов для магистральных тягачей КамАЗ, а Минский автомобильный разрабатывал для фактических конкурентов самосвальную установку. Головное КБ по прицепам из Балашова Саратовской области занималось своей профильной работой - прицепами.

Старт разработки грузовика дали синхронно с начала строительства завода – в 1969 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров о «Строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности» вышло еще в 1967 года и в нем не было и слова о площадке в Татарской АССР. Первоначально выбирали между Казахстаном и Украиной, но в итоге выбор пал на Набережные Челны. Мега-завод предполагали назвать «Батыр», то есть «Богатырь» по-татарски.



Фотография, которая говорит сама за себя. Источник: kama24.ru

К сожалению, создать современный автомобильный завод своими силами не могли – уже тогда сказывалось отставание отечественного станкостроения и промышленного строительства. Аналогичная проблема была с Волжским и Ижевским автомобильными заводами. В первом случае на помощь пришли итальянца из FIAT, а во втором - французы из Renault и японские подрядчики. Стоит помнить, что Ижевский автомобильный был подведомственен Миноборонпрому, и это создавало особые сложности в работе с капиталистами из-за рубежа.

Первоначально в СССР не планировали разрабатывать грузовик с чистого листа и до самого начала 70-х годов искали партнера на западе. Напомним, что на ЗИЛе в это время уже вовсю шла разработка модели для строящегося завода. Очевидно, в случае успеха переговорщиков, наработки просто положили бы на полку, либо (в самом оптимистичном варианте) поставили на конвейер вместо ЗИЛ-130.

Одними из первых состоялись переговоры с Daimler-Benz AG. Немцам предлагали контракт на лицензионное производство грузовиков и постройку производственной базы в Набережных Челнах. Но боссов из Daimler-Benz не устроили финансовые условия и потери от продажи советских грузовиков третьим странам. В Штутгарте хотели контролировать все экспортные поставки лицензионных машин из Набережных Челнов, но это, в свою очередь, не устраивало советское руководство. История немцам вернула своё – современный КамАЗ во многом базируется на немецких технологиях и частично принадлежит Daimler-Benz.

К 1970 году в портфеле потенциальных партнеров КамАЗа был еще и Ford Motor Co. Даже сам Генри Форд-второй успел побывать в СССР и восхититься масштабами строительства. Но в этот раз сделку сорвали уже военные США, опасавшиеся появления у Советского Союза тактического военного грузовика, который новый завод будет выпускать десятками тысяч в год.

Не позволили Пентагон и ЦРУ заключить СССР сделку с американской Mack Truck Inc. Причина была аналогичная – не позволить Советам получить современные технологии двойного назначения. В Лэнгли, кстати, очень тщательно следили за постройкой завода в Набережных Челнах и просчитывали потенциальные возможности предприятия.

В издании «Грузовик Пресс» можно встретить слова президента Никсона, основанные на очевидном заблуждении ЦРУ:

В общем, продавать лицензию на производство грузовика американцы не соглашались, а вот на поставку производственного оборудования добро дали.



КамАЗ-4310 в классическом виде. Источник: autowp.ru

По самым правдоподобным расчетам (настоящих чисел мы, скорее всего, не узнаем), Советскому Союзу Камский автозавод обошелся в 4,7 миллиарда рублей. Немалая часть этих денег (около 430 млн долларов) ушла в США на оплату промышленного оборудования: заклепочные линии для рам, зуборезные станки, литейное производство и многое другое.

Когда в 1982 году вошла в строй вторая линия завода, на нужды Министерства обороны СССР уходило до 30 % годовой продукции, то есть около 45 тыс. машин. И самым харизматичным из них стал КамАЗ-4310, впервые вышедший (назло ЦРУ) из ворот завода 28 марта 1981 года.

Машина из Москвы

Когда ЗИЛ в 1969 году получил задание оперативно разработать машину для Камского завода, в КБ уже вовсю строили концепцию аналогичного грузовика для собственного конвейера. Машина носила имя ЗИЛ-170, и все наработки по ней фактически отдали в КамАЗ. Начальник зиловского КБ большегрузных машин В. А. Вязьмин писал по этому поводу:

Главным конструктором адаптированного для КамАЗа проекта грузовой машина был назначен инженер ЗИЛа, доктор технических наук А. М. Кригер. В общей сложности, на ЗИЛе разрабатывали целую линейку грузовиков, из который наибольший интерес для военных имели полноприводные машины. Это были бортовые автомобили-тягачи с колесной формулой 6х6 для работы в составе автопоездов: КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КамАЗ-43102, КамАЗ-43103, КамАЗ-43104, также – полноприводные седельные тягачи (6x6) для работы в составе автопоездов КАМАЗ-4410.









Испытания на маршруте Москва - Чита - Иркутск - Москва. Источник: ru.cars.photo

Получившим «под ключ» машины из Москвы камазовцам требовалось только организовать производство на новом предприятии. С 1972 по 1976 год проходили заводские испытания первых восьми грузовиков КамАЗ-4310 в различных исполнениях. С апреля 1976 по март 1977 года четыре вездехода подвергались межведомственным приемочным испытаниям. Это был непростой пробег по грунтовым дорогам по маршруту Москва − Ашхабад – Москва, за время которого машины прошли более 37 тысяч километров. Были испытания холодом в окрестностях Читы – температура порой падала до минус 42 градусов.





Испытания холодом и зноем. Источник: ru.cars.photo

Испытатели высоко оценили новые вездеходы. В пробеге прототипы сопровождали несколько ЗИЛ-131 и Урал-375, с которым невольно сравнивали камские машины. По рассказам очевидцев, водители после трудового дня выпрыгивали из кабин ЗИЛов и Уралов выжатыми как лимоны, что серьезно контрастировало с бодрым состоянием водителей экспериментальных КамАЗов.

Подрессоренная кабина была просторная, достаточно герметичная, а сиденья были с амортизацией. В ходе испытаний вездеходов выявились недостатки моторов ЯМЗ-740, которые в Ярославе оперативно устранили. К примеру, на крутом подъеме картерное масло могло попадать в воздухозаборник. Также пришлось заменить конструкционную сталь балки переднего моста – на одной из машин она лопнула при переезде через бархан. В Средней Азии ненадежными показали себя вездеходные шины. Испытатели рассказывают, что поменяли шесть комплектов на четырех КамАЗах и из-за этого пришлось вызвать летучку из Москвы с запасными шинами. Научно-исследовательский институт шинной промышленности по итогам пробега внес необходимые изменения, и «обувь» для военного грузовика стала соответствовать его назначению.

РУССКИЕ «ГАНТРАКИ»: ОТ АФГАНА ДО ЧЕЧНИ

За время интернационального похода Советской армии в Афганистан наши войска потеряли 11369 транспортные автомашины. Сколько водителей сложили свои головы на горно-пустынных путях-дорогах, официальные данные умалчивают. Можно только предположить, что речь идет о нескольких сотнях жизней. Потери были бы еще значительнее, если наши бойцы не проявляли смекалку, стали защищаться фрагментами уничтоженной легкой бронетехники, навешивали на двери бронежилеты. Свою лепту в сохранение личного состава внесла и отечественная промышленность.



Были разработаны «латы» для «Уралов», их вес составлял около 184 килограммов. Они обеспечивали 55 процентную площадь перекрытия зон уязвимости. На кабине грузовика устанавливались наружная броневая защита и броневые жалюзи на ветровом стекле.

На внутренних поверхностях панелей и дверей монтировались бронеэкраны в кабине «КамАЗа-4310». Под ветровые стекла крепятся листы с прорезями. Размер смотрового окошка регулируется сменными бронепластинами. Относительная площадь перекрытия зон уязвимости – 70 процентов. Масса защиты кабины 285 кг, переднего борта грузовой платформы – 235 кг.

Броневая защита автомобилей предохраняет от пуль калибра 7,62 мм и осколков массой до 2,0 г.

Бронировке подвергались также и автомобили «УАЗ-3151». Правда, здесь в отличие от обычной стали, использовалась авиационная броня. Внешне машина не отличалась от обычного образца. В кузове устанавливался силовой каркас обеспечивавший монтаж брони. На полу закреплялись противоосколочные экраны из алюминиевого сплава. Применялась подложка специальной высокомодульной ткани для локализации вторичных осколков. Стекла заменялись пулестойкими.

Все вышеперечисленные усовершенствования успешно обкатывались в Афганистане, так как несмотря на атаки душманов, объем грузоперевозок не уменьшался, а увеличивался.

Как мне рассказывали участники боевых действий в Афганистане в составе автоколонн можно было видеть грузовики «Урал» и «КамАЗ» в кузовах, которых устанавливались боевые отделения подбитых бронетранспортеров с башенными установками пулеметов КПВТ и ПКТ. Кроме этого именно в Афганистане впервые стали применять грузовики с установками ЗУ-23-2. «ЗУшки» монтировались даже в такие транспортники как «ЗИЛ-130», а так же на автомобили «Урал-375», «Урал-4320», «ЗИЛ-131», «ГАЗ-66», «КамАЗ-5320» и «КамАЗ-4310».



«КамАЗ» с установленной в кузове 23-мм зенитной установкой ЗУ-23,
применявшийся нашими войсками в Афганистане

В журнале «Солдат Удачи» номер 4 за 1996 год в статье «Погонщики за караванами» Геннадия Должикова описывались действия 370-го отряда спецназначения 22-отдельной бригады. Бойцы применяли «Урал-4320» с 14,5 пулеметом Владимирова, или ЗУ-23-2. Иногда в кузове монтировался автоматический миномет «Василек». Борта машин завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине. Кроме этого спецназ использовал трофейные «Тойоты». Их так же вооружали в основном трофейными же ДШК, а так же 12,7-мм пулеметами «Утес», 30-мм автоматическими гранатометами АГС-17. Борта завешивали бронежилетами. В экипаж такой «тачанки спецназа», как правило, входило 6 человек: два разведчика (они же гранатометчики), вооруженные штатными РПГ-22 или РПО «Шмель», расчет пулемета – 2 разведчика, водитель и командир, обеспеченный радиосвязью. Во время вылазок отряд состоял из трех «Тойот» и одного или двух «Уралов».

Войны на постсоветском пространстве

Когда перестройка перешла в перестрелку «гантраки» стали, применятся на всем постсоветском пространстве. Например, в Таджикистане бойцы Народного фронта на так называемом Курган-тюбинском фронте использовали «бронеавтомобили» «МАЗ-503» и «КамАЗ-5511». На первом был установлен 14,5-мм пулемет, на втором 23-мм авиационная пушка. Как мне рассказывали таджики, со временем число бронекамазов стало достигать почти десятка.

Кстати российские пограничники так же приспосабливали для не свойственных функций транспортные автомашины. На улицах Душанбе можно было увидеть «ЗИЛ-130» в кузове, которых были установлены ящики с песком и пулеметы ПКМ.

В приднестровском конфликте противоборствующие стороны применяли самосвалы с установками «Алазань», самодельные броневики на базе «КрАЗ-256», а так же «КамАЗы» с «ЗУшками».

Во время армяно-азербаджанского противостояния так же появились импровизированные броневики, вооруженные разнообразным стрелковым оружием и противоградовым ракетами «Алазань». Внутренние войска начали применять «ЗИЛ-131» с ЗУ-23-2.

Похожая техника встречалась в Абхазии. Причем на территории всесоюзной здравницы грузовики оснащенные крупнокалиберными пулеметами и скорострельными пушками работали не только по наземным целям, но и по объектам на море.

Чечня

«Наведение конституционного порядка» и конттерорестическая операция снова реанимировал грузовики с «вечными» ЗУ-23-2. Причем если во внутренних войсках такие машины были еще до Чечни, в армии они появились уже после начала первой войны. Широко такая техника применялась и во вторую кампанию. Причем встречались достаточно редкие экземпляры. В начале ноября 1999 года автор на авиабазе Моздока видел «древний» «ЗИЛ-157» с «ЗУшкой».

Машина была в дивном серо-черном камуфляже, который встречался, как правило во внутренних войсках. Но, по всей видимости, она принадлежала военным железнодорожникам. Вместе с «ЗИЛом» был «ГАЗ-66». В кузове «Шишиги» стоял пулемет ДШК с бронещитком. К сожалению, мне не удалось запечатлеть сие чудо. Некто из пресс-центра грудью заслонил эти два необыкновенных и, наверное «очень секретных» образца военной техники.

На дорогах Чечни сейчас можно встретить самопально усиленные «Уралы». В начале ХХI войсковые умельцы пытаются защитить свои жизни при помощи различных подручных средств. В ход идет все- бревна, мешки с песком, трубы, куски брони и д.р. В гораздо меньших количествах встречаются автомобили с промышленно изготовленными «латами». Сообщалось, что для милицейских подразделений из Нижнего Тагила Уралвагонзавод забронировал несколько автомашин.

Русские гантраки в основном применяютя во внутренних войсках, а также во всевозможных ОМОНах и СОБРах.

Альтернатива

Наша промышленность же на многочисленных выставках демонстрирует удачные образцы защищенной автомобильной техники. Например, в конце февраля 2000 года автору удалось побывать на автовыстовке в подмосковных Броницах, там можно было увидеть несколько интересных машин, например «Урал-4320.10». Грузовик с разработанной в НИИ-21 бронезащитой способной противостоять пулям калибра 7,62, а также трехграммовым осколкам. Вес такой защиты 1970 кг. Как мне рассказали сотрудники НИИ, в создании этого комплекта учитывался опыт афганской войны и многочисленных локальных войн.

Источники:

Фото Олега Еремина и российских СМИ (см. ниже)

Использованы материалы журналов: «Солдат Удачи», «Братишка», «Танкомастер». А так же газет «Красная звезда» и «Столица С». Воспоминания участников боевых действий и личные впечатления.

«Людей кидают в молотилки»: как и почему сотни тысяч афганцев бегут из страны

Контрабандист рассказал, как из Афганистана вывозят беженцев, которые в итоге становятся нелегальными мигрантами.

Daily Mail пишет, что, по данным ООН, в Афганистане с начала года свои дома покинули 400 000 человек, причём 300 000 из них сделали это, начиная с мая, из-за наступления «Талибана»*. Многие из этих людей ещё находятся внутри страны, но так как исламисты стремительно наступают почти во всех регионах, захватывая столицы провинций, огромное количество беженцев стремится покинуть Афганистан.

16-летний беженец Адул Таваб потерял своего дядю Саранву Надира в результате жестокого нападения талибов* на его деревню. Молодой человек рассказал, что жителей, подозреваемых в работе с правительством, исламисты подвергли пыткам и казнили. Некоторых боевики обезглавили и посадили их головы на колья, других бросили в молотилку для пшеницы. Дядю Адула, который работал судьёй, застрелили, а затем волочили тело убитого, обмотав его колючей проволокой.

Именно из-за кошмара, который приносят с собой талибы*, жители и бегут из своих домов. Так как радикальное движение контролирует большинство официальных пунктов пересечения границы, беженцам приходится проникать в соседние страны незаконно.

Один из контрабандистов, команда которого обеспечивает переезд из Афганистана до Тегерана, рассказал, что раньше они отправляли около 50 человек в сутки, теперь число увеличилось до 100-150.

«Многие из них говорят, что их конечный пункт назначения — не Иран. У многих в голове планы на Европу», — сообщил контрабандист.

Один мигрант, который разговаривал с журналистами перед отъездом в Иран, сказал, что его конечным пунктом назначения является Италия. Другой афганец поведал, что поедет куда угодно, но признался, что больше всего хочет в Великобританию и при возможности направится именно туда.

Контрабандист объяснил, как он и его команда доставляют беженцев из Афганистана в Тегеран.

«Мы сажаем в каждый пикап от 20 до 25 человек и едем через пустыню к границе с Пакистаном. После границы меняем машины и передаём людей нашим пакистанским коллегам. Они переправляют афганцев к границе с Ираном», — пояснил контрабандист.

Прибыв в пункт назначения, мигранты высаживаются из машин и три часа идут через глубокую канаву, которую иранцы вырыли, чтобы обозначить границу. Оказавшись в Иране, нелегалы вновь садятся в подготовленную контрабандистами машину и едут в город Керман, где для них есть тайные гостевые дома. И уже оттуда их перевозят в Тегеран.

«В столице Ирана тоже есть гостевой дом, где мы держим беженцев, пока они нам не заплатят. После того, как их родственники присылают нам деньги, мы их отпускаем», — пояснил контрабандист.

По его словам, стоимость такого переезда составляет от 3 до 3,5 миллиона иранских томанов (130 долларов или около 9500 рублей) на человека. Путь, в зависимости от ситуации на дороге, занимает 3-5 дней.

В Тегеране афганцы могут связаться с другими контрабандистами, которые готовы доставить их оттуда в Ван на востоке Турции. Но в этой стране настроения по поводу мигрантов становятся всё более враждебными для беженцев. Так, на границе возле Вана возводят бетонную стену, которая будет иметь высоту 3 метра и растянется на 64 километра.

«Настоящая проблема нашей страны — это поток беженцев. Теперь мы оказались в плену афганского наводнения», — заявил он.

Ранее боевики захватили административные центры более десяти из 34 провинций Афганистана, в их числе крупные города Зарандж, Пули-Хумри, Газни, Кандагар, а также Кундуз. Американская разведка сообщает, что в течение месяца исламисты могут блокировать столицу страны Кабул, а через три месяца — взять его.

Камазы 6х4 в Афганистане

В фотографиях из Афганистана очень много камазов с приводами только на задние оси. Почему снабжение ОКСВ выполнялось значительным числом автомобилей(а камазов там было очень много) не полноприводных и с уменьшенной проходимостью? Это позволял плотный грунт Афганистана? Или промышленность СССР в те годы не могла насытить армию полноприводными грузовиками в массовом количестве(заднеприводные дешевле и экономичнее, как ни крути)? Или там производилась массовая обкатка грузовиков, которые ещё выпускались только в заднеприводом варианте?
Фотографии:


Такие машины использовались для переброски грузов по асфальтированным дорогам в составе больших колонн, так что полный привод на фиг не нужен был.

У нас в бригаде из колёсной техники были только ГАЗ-66 и Урал-375(бензин). Потом подсунули Уралы с дизелями от Камазов. У нас они не прижились, задыхались на подъёмах и серпантинах. И мёрзли по зиме сильно. А зимы у нас были лютые.

При нас дороги ещё были.

Даже как-то странно слышать такую постановку вопроса.
Вот, ролики посмотрите:

Там документальные съемки, в последнем только немного нарезки из худ. фильма.

Сами увидете, какие были основные транспортные магистрали и какую технику имело смысл на них использовать.

Заметьте, что объем перевозок автотранспортом был колоссален.
В Афганистане ни железных дорог, ни водных путей, авиацией много не перебросишь.
А поинтересуйтесь, сколько одних гражданских объектов мы там построили за время присутствия - уйму цементных заводов, электростанций, школы, больницы, жилье и т.д. И вся прочая братская помощь. А еще снабжение всей группировки, строительство аэродромов. Еще переброска топлива, даже после прокладки трубопроводов для перекачки диз. топлива и авиационного керосина (нитки труб видны в кадрах вдоль дорог).
И все это автотранспортом.
Поэтому для таких перевозок лучше подходили обычные транспортные машины, в т.ч. "шаланды", позволявшие взять больше груза. Колонны обязательно разбавлялись и полноприводной техникой, на случай преодоления сложных участков.

Кстати, в воспоминаниях начальника автослужбы афганской правительственной армии (нашего, советского военнослужащего) читал, что он боролся против использования "УРАЛов" в афганской армии. Мол, "идет УРАЛ по твердой дороге, греется, а КамАЗ позволяет взять больше груза".

И чего странного в этом вопросе?

Отец Михаил

И чего странного в этом вопросе?

Михаил Владимирович, не понял реплику 😊
Для меня странной показалась постановка вопроса ТС по поводу использования неполноприводных КамАЗов.
Вроде того что спросить, почему вообще в Советской Армии наряду с машинами повышенной проходимости применялись и обычные грузовики.
Или Вы не об этом?

Еще, раз уж разговор зашел.
Меня немного удивило в Ваших воспоминаниях, что 375-й УРАЛ запомнился как более предпочтительный для горных условий. КамАЗовский дизель, конечно, дохнет в гору (во всяком случае, хуже, чем ЯМЗ-236, -238 что последнее время ставят). Но ЗИЛовский движок явно слабее. Мне после 375-го казалось, что 4320-й прямо полетел.
И мерзли - в смысле плохо заводились на холодную?

Видимо ТС полагал, что по сформировавшемуся у нас в СССР и РФ стереотипу - в Красной Армии всё ПОЛНОПРИВОДНОЕ.
А с этими НЕПОЛНО-приводными автомобилями иногда представлялись весьма забавные картинки - При подъёме по серпантину (особенно зимой и в гололёд)водители привязывали толстой проволокой к бамперам толстые брёвна. Когда впередидущий начинал буксовать и юзить на подъёме(или переставал тянуть двигатель), задний с разгону впиливался бревном-бампером ему в корму и выталкивал переднего наверх. Иногда собирались паровозики до 10 машин. Виртуозы были. Но самые умные(без иронии) начальники колон "смешивали" машины в колонне. Всегда между камазами ставили БТР-ы, гусеничные БМД или БМП и естественно Уралы с Шишигами. Они всегда могли и прикрыть колонну в случае налёта, и вытолкать передние Камазы и взять на буксир задних.

Заводились дизели в мороз очень плохо. По многим причинам. Пока топливо из Союза попадало к "потребителю", оно проходило тмногосоткилометровый путь, где оно переливалось в грязные цистерны, бодяжилось и воровалось в дороге и т.д. Соответственно - минус 7 и привет, всю ночь машины не глушатся, и молодые под камазами с факелами позают, топливные баки, фильтры и всё что можно ими греют.
Двигатели на Камазах "сырые" и неадаптированые для горных услвий были, плюс к этому СОЛДАТЫ-водители и соответствующее обслуживание и отношение к машине. Основная причина - не готовый для определённых условий работы двигатель. Но в общем и целом - это не одна какая то причина, а системная проблема.
Урал и Шишига и БТР таких хлопот не доставляли. Просто они были более доведённые в силу более долгого срока постановки на вооружение и эксплуатации в различных климатических зонах.

Где то я читал, что на БТР-70 ставили дизельные двигатели. Вот только о опыте подобного действа отчёта нигде не нашёл.

Летняя да разбавленная соляра - это да. Понятно.
Тем более в армии.
С бензиновой техникой на порядок проще.

А чем это ЯМЗ-236 крайне оригинален?

На какой-то выставке я подходил на стенд "Муромтепловоз", какой-то вопрос у меня был к ним. И они мне дали печатные буклеты, среди них был про модернизацию техники. И БРДМ-2, и БТР-70 и -60 и еще что-то. Вроде да, ставят дизеля, не помню какие. У меня этот буклет должен валяться, но сразу не найти.

Мутант какой то получается. С 80-м дела не имел, ничего не могу сказать, но подозреваю, что ПРИЦИПИАЛЬНЫХ отличий (кроме наверное боковых десантных люков) нет. Может в вооружении ещё быть разница.

Отец Михаил

Мутант какой то получается. С 80-м дела не имел, ничего не могу сказать, но подозреваю, что ПРИЦИПИАЛЬНЫХ отличий (кроме наверное боковых десантных люков) нет. Может в вооружении ещё быть разница.

Вот, в инете нашел.
Модификацию ЯМЗ-236 ставят и на БТР-60 и -70:

схема модернизации бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70 заключается прежде всего в замене двух бензиновых двигателей общей мощностью 180 л.с. (2 по 90 л.с.) на один дизельный силовой агрегат производства ярославского ОАО «Автодизель». Это двигатель ЯМЗ-236Д аналогичной мощности 180 л.с., но с большим крутящим моментом.
Напомним, что силовая установка серийных БТР-60 и БТР-70 содержит два бензиновых двигателя, каждый из которых приводит во вращение колеса двух осей автомобиля независимо от другого, в то время как на плаву их крутящие моменты объединяются в редукторе привода водомета. А кинематическая схема трансмиссии модернизированных БТР содержит лишь один дизельный двигатель, приводящий во вращение колеса всех четырех осей, и дополнительную раздаточную коробку, распределяющую крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками и осуществляющую привод водомета.
При установке нового дизельного двигателя пришлось решать проблемы с размещением его в корпусе БТР. Силовой агрегат ЯМЗ-236 имеет больший габарит по высоте, чем штатные силовые установки БТР. Для обеспечения монтажа нового силового агрегата была изменена съемная крыша над двигателем. Модернизированная крыша оборудована крышками и приводами воздухопритока, заимствованными с БТР-80. Она выполнена из броневых листов с углами наклона, соответствующими общим обводам корпуса БТР.
Для уменьшения переделок корпуса, моторной перегородки и сохранения объема обитаемого отделения было принято решение провести доработку корпуса водомета, которая позволяет разместить силовой агрегат без принципиальных изменений компоновки моторного отделения.
На модернизированных БТР установлена дополнительная раздаточная коробка (ДРК), которая перераспределяет крутящий момент двигателя между двумя штатными раздаточными коробками машины, и, таким образом, трансмиссия базового автомобиля сохраняется в первоначальном виде. В самой ДРК крутящий момент двигателя поступает на дифференциал, а с него на два соосных вала, которые передают момент на ведущие мосты. С одного из валов ДРК крутящий момент передается на карданный вал привода водомета. Дифференциал ДРК имеет принудительную блокировку. Конструкция ДРК основана на шестернях ОАО «КамАЗ», благодаря чему ее конструкция максимально унифицирована с действующим производством.
Трансмиссия модернизированного БТР построена по агрегатному принципу. Силовой агрегат (двигатель, сцепление, КПП) и агрегат охлаждения (радиатор и центробежный вентилятор) размещены на единой раме и монтируются в силовое отделение в сборе. ДРК устанавливается в корпус на своей подвеске и соединяется с выходным валом коробки передач промежуточным карданным валом. Такое построение трансмиссии позволило максимально сократить доработку корпуса и изменения в компоновке моторного отделения, а кроме того, облегчить замену силового блока и отдельных его элементов при эксплуатации.
Модернизация БТР-70 проводится по аналогичной схеме, что и БТР-60. Разница заключается лишь в приводе водометного движителя, так как в трансмиссии БТР-60 применен одновинтовой водомет, а в трансмиссии БТР-70 - двухвинтовой.

тима

схема модернизации бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70 заключается прежде всего в замене двух бензиновых двигателей общей мощностью 180 л.с. (2 по 90 л.с.) на один дизельный силовой агрегат

Вот это и смущает. По сути, вся прелесть двухдвигательной модели заключается в ЖИВУЧЕСТИ боевой машины. Часто у семидисяток на минах вырывало колёса. Но видел случае, когда у машины вырывало 2(. ) колеса с одной стороны и машина оставалась находу. Не резвом, но СВОЁМХОДУ. А с однодвигательной схемой такой трюк не пройдёт.

Отец Михаил

Вот это и смущает. По сути, вся прелесть двухдвигательной модели заключается в ЖИВУЧЕСТИ боевой машины. Часто у семидисяток на минах вырывало колёса. Но видел случае, когда у машины вырывало 2(. ) колеса с одной стороны и машина оставалась находу. Не резвом, но СВОЁМХОДУ. А с однодвигательной схемой такой трюк не пройдёт.

Конечно, двухдвигательная схема надежнее.
Правда, всегда морока синхронизировать их работу.
Но и однодвигательные БТР-80 вполне себе сохраняли подвижность при подрывах и потере колес. Вот если моторный отсек зацепит.

Про БТР-70 с дизелем, еще вот нашел, что и Украина свой вариант модернизации предлагает: http://morozov.com.ua/rus/body/btr70.php?menu=def2.php

Да, наши извинения топикстартеру за отклонение от темы.
Простите великодушно 😊

Читайте также: