Камаз с ракетной установкой

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Камаз-7850: технические характеристики

Для перемещения тяжеловесных грузов разработчиками машин КамАЗ предложены многоосные машины модели 7850. Транспортные средства изготовлены по заказу российского Минобороны. Назначение — использования в военных областях.

Модификации транспортного средства

Автомобили представлены КамАЗами:

78504 с 4 осями;

КамАЗ 7850 16х16

Сфера применения

Машины разработаны на камском автозаводе для армейских нужд. В зависимости от модификации транспортное средство:

  • модели 7850 перевозит стратегические ракеты. ТС выполнено как шасси. Кабина поделена напополам. Конструкционные особенности позволяют транспортировать длинные грузы. Грузоподъёмность — 85 т;
  • 78504 есть в 2 вариантах. Седельным тягачом перевозятся полуприцепы массой до 90 т. Балластный тягач используется для перевозки грузов до 75 т. Седельные тягачи используются полуприцепами для погрузки ракет;
  • версии 78509 для передвижения грузов до 50 тонн. ТС с колёсной формулой 12х12. Назначение шасси — установка оборудования.

Агрегат 15Т528 на базе КамАЗ 7850 8х8

Характеристики КамАЗа 7850

Машина повышенной грузоподъёмности с высокими показателями проходимости:

  • модульная сборка. Транспортное средство собирают из готовых модулей. Это отдельные составляющие — кабина, шасси и прочие. Такие конструкционные особенности дают возможность при повреждении одного из частей оперативно сделать замену на новый блок и восстановить работоспособность машины;
  • удлинённая рама. Она вместе с широкими колесами уменьшает давление на грунт, когда транспорт движется. Благодаря этому возможно транспортировать на шасси тяжеловесные грузы;
  • рулевое управление. Колёсные механизмы транспортного средства поворотные. Передние и задние оси поворачиваются в противоположные стороны, что даёт возможность уменьшения минимального радиуса разворота. Платформенное управление производится электроникой. Оператор управляет многотонным транспортным средством без применения особых физических усилий;
  • расположение выхлопной трубы высокое. Глушитель находится сбоку машины на уровне верхнего края колеса. Это техническое решение открывает возможность использовать КамАЗ с целью преодоления водных преград. При прохождении вброд выхлопная труба защищена от попадания воды;
  • мощный бампер, защищённый отсек для мотора. Шасси оборудовано прочной защитой моторного отсека. В соединении с прочным бампером такое решение позволяет использовать машину для передвижения по лесным насаждениям;
  • регулируемый дорожный просвет. Колёса снабжены гидравлическими силовыми цилиндрами. Устройства поднимают колёса, переносят центр тяжести машины;
  • автоподкачка шин. В зависимости от покрытия дороги, оператор вносит изменения в показатели шинного давления. Управление удалённое, из кабины, сохраняя передвижение. Система автоподкачки открывает возможность использовать авто при нарушении целостности баллонов;
  • видеокамеры. Они передают изображение в режиме реального времени на монитор водителю;
  • электротрансмиссия. У каждого колеса есть привод от электрического двигателя. Данная конструкция даёт возможность независимого вращения колёс. Трансмиссия автоматическая, благодаря чему водителю легче управлять транспортным средством;
  • бортовой компьютер в водительской кабине. Его наличие даёт возможность держать под контролем функционирование узлов и механизмов при передвижении транспортного средства, продолжая управлять;
  • прибор ночного видения. Им оборудовано шасси. Такое техническое решение позволяет управлять авто в тёмное время суток, не используя света фар;
  • двигатель приводит в действие трансмиссию электрического типа. Снабжён мощной дизельной силовой установкой. Её с запасом хватит для целевого использования ТС.

КамАЗ 7850 в поле

Конструкторское бюро камского автозавода разработало автомобиль для обеспечения вооружённых сил РФ собственной техникой со значительной грузоподъёмностью. Со времён Советского Союза для транспортировки ракет используется техника производства заводов Белоруссии.

Технические характеристики разработчиками не разглашаются, из чего следует: платформа машины КамАЗ 7850 — разработка камского автозавода, предназначенная для использования в военной области.

Транспортное средство отличается впечатляющими техническими характеристиками. Шасси позволяет транспортировать ракеты, буксировать прицепы, полуприцепы, устанавливать оборудование.

Агрегат 15Т528 на базе КамАЗ 7850 8х8

При разработке модели был принят ряд нововведений, позволяющих использовать спецтехнику на участках с ограничением площади. Есть платформа для транспортировки тяжеловесных грузов. Отличительным техническим моментом машины является ходовая часть из нескольких осей с независимым приводом механизмов колёс.

Армия-2018: Ракетный КамАЗ переехал батьку Лукашенко

Ядерный паритет между РФ и США не может зависеть от капризов лидера Белоруссии

Важным эпизодом закончившегося в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2018» стал динамический показ гигантского специального колесного шасси КамАЗ-7850 (проект «Платформа-О»). Зрелище вышло впечатляющим. Могучий тягач, построенный по формуле 16×16 и грузоподъемностью в 85 тонн только что вальс не танцевал: разворачивался едва ли не на месте и двигался практически боком.

Однако этому зрелищу радовались не везде. Можно не сомневаться — телекартинку с подмосковного полигона с особой печалью смотрели в Белоруссии. Потому что выходило, что Ракетные войска стратегического назначения РФ вот-вот перестанут быть самыми щедрыми клиентами Минского завода колесных тягачей. Потому что КамАЗ-7850 — это полноценная замена знаменитому белорусскому тягачу МЗКТ-79221. И теперь камазовские, а не минские ядерные «сороконожки» станут носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М», «Ярс» и многого другого. А огромные деньги, которых стоит каждая такая машина, останутся в российской, а не в белорусской казне.

Такой вот внезапный вираж «высоких союзнических отношений» наших стран. Но прежде, чем рассказать о новом заметном достижении отечественного ОПК, полезно вспомнить, какие страсти все эти годы на самом высоком уровне кипели вокруг ракетных тягачей из Минска. И для чего вообще мы грохнули такие нешуточные суммы на то, что и без того исправно получали от белорусов.

Оставшаяся на полуострове боевая техника пойдет под нож

Вы не забыли, с чего вдруг в конце 90-х годов прошлого века во времена, когда в министерском кресле на Арбате сидел маршал Игорь Сергеев, Россия лихорадочно принялась разрабатывать стратегический ракетный комплекс «Тополь-М»?

Так сложилось, что до той поры в деле перевооружения собственных РВСН мы сильно зависели от других бывших советских республик. Прежде всего — от Украины. Но она уже тогда на всех дипломатических перекрестках кричала, что собирается в НАТО. И в качестве предоплаты Западу за благосклонность легко могла одним махом остановить модернизацию ядерного щита России.

Сам в прошлом командующий РВСН, маршал Игорь Сергеев эту опасность видел лучше многих. И практически весь скудный оборонный бюджет страны несколько лет направлял лишь на одно — создание до последней заклепки российской стратегической ракеты. Так в 1997 году родился «Тополь-М».

Таким образом, на окончательно обезумевшую вскоре Украину мы могли больше не оглядываться. А то обстоятельство, что ракету нового комплекса перевозил все же не российский, а белорусский тягач МЗКТ-79221, поначалу особых беспокойств не вызывало. Москва и Минск публично всюду заявляли о намерениях вот-вот создать полноценное Союзное государство. С единой валютой, парламентом и с чем-то там еще. А что за счеты между верными союзниками?

Но реальные шаги политиков оказались таковы, что с этим многообещающим проектом как-то сразу не заладилось. Взаимные упреки копились, скрывать их в обеих столицах становилось все трудней. Союз РФ и РБ все больше походил на простую декларацию и демагогическое прикрытие для чиновничьего «распила» щедрых бюджетных средств. В Москве забеспокоились: выходило, что сначала мобильный «Тополь-М», а затем и его развитие — «Ярс» мы построили. Но если вдруг непредсказуемый лидер Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз решит показать свой крутой норов — тогда новые межконтинентальные баллистические ракеты хоть на асфальте выкладывай.

Предложенное российской стороной решение выглядело простым и логичным. Мы попросили Батьку продать нам Минский завод колесных тягачей. Тем более, что едва ли не 90 процентов его продукции и так покупает именно Москва. Причем не менее 70 процентов — в рамках российского госборонзаказа.

На машинах МЗКТ ездят не только наши «Тополя» с «Ярсами». Модельный ряд этого уникального предприятия, созданного еще во времена СССР, нынче необычайно широк. Помимо восьмиосных МЗКТ-79221 там выпускают тягачи и поменьше. В итоге, именно под них оказались спроектированы пусковые установки, антенные посты и кабины управления зенитно-ракетных систем С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф», пусковые установки реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», мобильного берегового противокорабельного комплекса «Бастион», крылатых ракет РК-55, машины берегового артиллерийского комплекса «Берег», транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур». Наконец, на колесном шасси МЗКТ-7930 массой 42 тонны и полезной нагрузкой 19 тонн покоится и знаменитый оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». Поэтому зависимость нашей армии от Минска в ракетных вооружениях оказалась просто критической.

Как показали дальнейшие события, Лукашенко отлично понимал, что в этом вопросе Москва у него на очень жестком и коротком поводке. И решил не продешевить. Цену заломил просто запредельную. По некотором данным — 3 миллиарда долларов. При этом специалисты в Москве утверждали, что за 2 миллиарда «зеленых» подобный завод можно поставить где угодно. Даже в чистом поле.

Да, возможно, поставить бы мы и поставили. Но где взять специалистов? Прежде всего — конструкторскую школу, которую в Минске пестовали более полувека? В общем, об остроту этих проблем Москве можно было зарезаться. Но это только добавляло азарту в торгах нашему стратегическому союзнику. Завод в Минске продавали как картошку на ярмарке.

В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев силу этих «дружеских объятий» прокомментировал так: «С этим МЗКТ веселая история. Они три года продавали этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились… Если не хотят продавать — не надо, мы на КамАЗе наладим производство».

Лукашенко откликнулся буквально тут же: «Очень активно себя в этом направлении ведёт Российская Федерация: „Мы хотим, мы хотим, продайте нам этот завод“. Когда мы начинаем называть цену — они широко открывают глаза. Тогда я говорю: „До свидания“… Завод можно построить, стены недорого стоят, оборудование можно купить, и кредиты дадут те, кто производит оборудование. А вот людей научить работать на этом оборудовании и в этих стенах, создать школу для того, чтобы получать качественный продукт — это даже не годы, а это десятилетия».

Батька тут же лично съездил на МЗКТ и итог подвел уже в его стенах: «Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои „сороконожки“ и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают!».

Вот на таком фоне в 2008 году мы и принялись создавать на Каме собственные супертягачи для ракетных вооружений. Без сомнения, это и вправду оказалось делом почти непосильным. И денег наверняка проект проглотил просто прорву. Потому что задача была сделать тягач для «стратегов» к 2015 году. А справились с ней, выходит, только сейчас.

Опомнились и в концерне «Алмаз-Антей», выпускающем лучшие российские зенитно-ракетные системы. Для своих С-300 и С-400 там в 2016 году купили Брянский автомобильный завод, основного российского производителя большегрузной техники. Тягач БАЗ-6909 с колесной формулой 8×8 выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 на колесном шасси. А в перспективе — и С-500 «Прометей».

Над разработкой собственного шасси для автономных пусковых установок подвижных грунтовых комплексов Ракетных войск стратегического назначения вместе с КамАЗом заработал научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники 3-го ЦНИИ МО РФ. Опытно-конструкторскую работу назвали «Платформа-О».

Что именно предстояло сделать? Об этом — в «Типаже военной автомобильной техники для Вооруженных сил РФ на 2011 — 2020 годы», утвержденным министром обороны РФ в 2012 году. В документе впервые были заявлены такие машины: специальное колесное шасси грузоподъемностью 85 т (КамАЗ-7850), колесная формула 16×16; специальное колесное шасси грузоподъемностью 60 т (КамАЗ-78509), колесная формула 12×12; седельный тягач для полуприцепа массой 90 т (КамАЗ-78504), колесная формула 8×8; балластный тягач для прицепа массой 75 т (самолета на аэродроме — 400 т; КамАЗ-78508), колесная формула 8×8.

С самого начала было выбрано принципиально иное направление конструирования машин, чем в Минске. Без сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов. Вместо них — дизель-электрические приводы с электромоторами, которые встроены в ступицы колеса. Такая схема позволяет колесам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Что сильно повышает проходимость и маневренность тягача.

Другие характеристики нового российского тягача тоже впечатляют. Почти все — выше, чем у белорусов. Скорость — 60 км/ч против 40 км/ч, наибольшая глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, наибольший угол преодолеваемого подъема — 20 градусов против 10 градусов.

Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые патрулируют, как правило, в безлюдных, практически бездорожных и плохо освоенных районах, это очень важно.

Но что теперь будет с уникальным Минским заводом колесных тягачей, нужды в котором у России все меньше и меньше? Что будет с его персоналом, который, как утверждают, насчитывает порядка 4,5 тысяч человек и работает почти исключительно на наш рынок? Спрашивать об этом минчанам следует, очевидно, у своего не в меру хозяйственного Батьки Лукашенко.

Александр Григорьевич, кстати, похоже, уже нашел заводу новый рынок сбыта. Как известно, Украина сейчас вовсю пыжится создать собственный оперативно-тактический комплекс «Гром-2», чтобы с его помощью попытаться обстреливать Москву. Закрытый тентом самоходный макет «Грома-2» в объективы телекамер впервые попал в мае прошлого года. И в мчавшемся по дороге тягаче был немедленно опознан минский МЗКТ-79292 грузоподъемностью 35 тонн. Так что если допустить, что каким-нибудь чудом ОТРК «Гром-2» Киев когда-нибудь все же доведет до ума, — вклад нашего ближайшего союзника в это событие будет если не решающим, то весьма существенным.

Кстати, — вы заметили? — пустопорожних разговоров о Союзном государстве в последнее время все меньше и меньше. И это ни хорошо, ни плохо. Просто — реальность, от которой не убежать ни Москве, ни Минску.

КамАЗ-78504: технические характеристики

КамАЗ-78504: технические характеристики

КамАЗ-78504 – это военный транспортёр / тяжёлый седельный тягач (ТСТ) с колёсной формулой 8х8. Модель была разработана в 2010-х годах, по заказу Минобороны РФ, в качестве альтернативы аналогичной продукции Минского завода колёсных тягачей. В этом грузовике нашли своё применение многие современные и весьма необычные для таких машин научно-технические решения. КамАЗ-78504 был впервые публично продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2017 года.

Тягач КамАЗ-78504 предназначен для буксировки полуприцепов с грузом общей массой от 90 до 165 тонн. Модель предназначена специально для транспортировки стратегических ракет. Машина КамАЗ-7850 (16х16) снабжена к тому же кабиной, разделённой на две части, между которыми можно укладывать и перевозить ракеты повышенной длины. Грузоподъёмность самого шасси транспортного средства составляет 85 тонн.

Одновременно с испытаниями грузовика в 2017 году проводились и испытания полуприцепа, на котором можно транспортировать и подавать в шахты тяжёлые баллистические ракеты стратегического назначения.

Разработка автомобиля КамАЗ-78504 и полуприцепа к нему была проведена в рамках государственного проекта «Платформа-О». Он предусматривает создание целого семейства тяжёлых грузовых машин, которые можно использовать в войсках в качестве тягачей для стратегических ракетных комплексов; для транспортировки крупногабаритной и тяжеловесной военной техники; носителей мобильных общежитий, узлов связи, командных пунктов и штабов.

Испытания седельного тягача КамАЗ-78504 с колёсной формулой 8х8 и полуприцепа к нему производились под городом Волжском (Республике Марий Эл). По их итогам, проект был признан удачным; был подготовлен список доработок, которые нужно сделать по указаниям заказчика (Минобороны).

Главные особенности тягача КамАЗ-78504

Основная особенность тягача данной модели – это то, что он получил все поворотные колёса. Такая способность значительно увеличила маневренность тяжёлой машины, позволила ей перемещаться боком или разворачиваться совсем с небольшим радиусом.

Полуприцеп оснащён системой частичного отбора мощности от силовой установки тягача, благодаря которой реализовали привод и его колёс тоже. При этом полуприцеп с погрузочно-заряжающей установкой оснастили пультом дистанционного управления и возможностью автономного функционирования (для выполнения загрузок и разгрузок носителей). Привод подвижных элементов у полуприцепа – гидравлический, в том числе и привод сцепного устройства с тягачом, и с системой фиксации около ракетной шахты.

Главные особенности тягача КамАЗ-78504

В 2018 году на Международный военно-технический форума «Армия-2018» вывели ещё более впечатляющий тягач из проекта «Платформа-О» – колёсной формулы 16×16. Динамический показ этого гигантского специального колёсного шасси КамАЗ-7850 стал настоящим «гвоздём программы» на форуме. Монументальный тягач грузоподъёмностью в 85 тонн, у которого поворачивались все 16 колёс, разворачивался едва ли не на месте и двигался практически боком, как краб.

Иные отличительные свойства данного автомобиля – это

  • модульная сборка (машина собирается из готовых модулей. Они представляют собой отдельные готовые части. Такая конструкция позволяет в случае повреждения одного из модулей быстро восстановить работоспособность автомобиля);
  • удлинённая рама (длинная рама, в совокупности с широкими колёсами, снижает уровень давления на грунт при движении. Это даёт возможность перевозить на шасси грузы с высокой массой);
  • многоосная ходовая часть;
  • трансмиссия, выполненная по схеме «мотор-ось» с независимым приводом колёсных механизмов;
  • рулевое управление, обеспечивающее поворот передних осей в одну сторону, а задних – в другую (что позволяет выполнять развороты на ограниченных площадках, либо всех колёс в одну сторону: «крабовый ход» – движение боком. Все колёсные механизмы, установленные на машине – поворотные. Передние и задние оси разворачиваются в противоположные стороны. Управление электронное. Водитель управляет многотонной машиной без применения значительных физических усилий);
  • выхлопная труба, расположенная высоко (глушитель размещён сбоку автомобиля, на уровне верхнего края колеса. Данное техническое решение предоставляет возможность использовать КамАЗ-78504 для преодоления водных преград. При преодолении брода вода не заливается в выхлопную трубу);
  • мощный бампер плюс защита моторного отсека (это позволяет использовать тяжёлую машину для передвижения по лесным массивам);
  • возможность регулировки дорожного просвета (колёсные механизмы оборудованы гидравлическими силовыми цилиндрами. Они поднимают колёса и смещают центр тяжести автомобиля. Тягач КамАЗ-78504 сможет продолжать движение при вышедшем из строя колесе, просто подняв его);
  • система автоматической подкачки шин (в зависимости от вида дорожного покрытия, водитель может изменять показатели давления в шинах дистанционно, из кабины, не прекращая движения. Система автоматической подкачки даёт возможность полноценно использовать автомобиль при нарушении целостности баллонов);
  • штатные видеокамеры и прибор ночного видения, которые позволяют передвигаться ночью, не включая включения фары;
  • электрическая трансмиссия (которая даёт возможность избавиться от тяжёлых механических агрегатов трансмиссии, увеличивая тем самым КПД машины и её полезную грузоподъёмность);
  • бортовой компьютер (который обладает способностью обеспечивать дистанционное управление машиной. Он даёт возможность водителю контролировать работу узлов и механизмов при движении машины, не отвлекаясь от управления).

Это будущие прямые конкуренты МЗКТ

Эти новые разработки Камского автомобильного завода демонстрировали, что Ракетные войска стратегического назначения России уже в обозримом будущем могут перестать быть самыми щедрыми клиентами Минского завода колёсных тягачей (ради которых он, собственно, и работает процентов на восемьдесят). Потому что КамАЗ-7850 16х16 из проекта «Платформа-О» является полноценной заменой проверенному годами белорусскому тягачу МЗКТ-79221.

Соответственно – через несколько лет КамАЗовские, а не минские ядерные «сороконожки» могут стать перевозчиками и носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных ракетных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М», «Ярс» и многого другого ценного и крупногабаритного военного оборудования. А гигантские деньги, которые стоит каждый такой грузовик, останутся в российской казне, а не уйдут в белорусскую. Это при условии, что проект «Платформа-О» продолжит своё успешное развитие.

Сам этот КамАЗовский проект стал следствием отказа президента Белоруссии продать России Минский завод колёсных тягачей. Точнее, продать по устраивающей Москву цене.

Это будущие прямые конкуренты МЗКТ

На тягачах производства МЗКТ передвигаются не только стратегические баллистические ракеты «Тополь» и «Ярс». Модельный ряд этого уникального предприятия, построенного в советские времена, – чрезвычайно широкий. Кроме гигантских восьмиосных М3КТ-79221, на заводе выпускается много тягачей и поменьше.

Это привело к тому, что именно под них оказались спроектированными пусковые установки, антенные посты и кабины управления российских зенитно-ракетных комплексов ПВО – С-ЗОО ПС/ПМ и С-4ОО «Триумф»; пусковые установки реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо»; мобильного берегового противокорабельного комплекса «Бастион»; крылатых ракет РК-55, машин берегового артиллерийского комплекса «Берег»; транспортных машин для противоракет 5№Т6 «Амур». На колёсные шасси МЗКТ-7930 массой 42 тонны и полезной нагрузкой 19 тонн монтируется и знаменитый оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». Это немало, поэтому зависимость российской армии от Минска и решено было попробовать ликвидировать.

Денег проект «Платформа-О» проглотил огромное количество. Кстати, концерн «Алмаз-Антей», выпускающий современные российские зенитно-ракетные системы, для своих С-300 и С-400 в 2016 году приобрёл Брянский автомобильный завод, основного отечественного производителя большегрузной техники. Тягач БАЗ-6909 с колесной формулой 8х8 был взят в качестве основного грузового автомобиоя для размещения элементов комплекса С-4ОО на колёсном шасси. А в обозримой перспективе – и зенитно-ракетного комплекса С-5ОО «Прометей».

Над разработкой отечественного шасси для автономных пусковых установок подвижных грунтовых комплексов Ракетных войск стратегического назначения РФ вместе с КамАЗом трудился научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники З-го ЦНИИ М0 РФ.

Машины с электромеханическими трансмиссиями

С самого старта работ нашими специалистами было выбрано совершенно иная концепция конструирования машин, нежели в Минске. Решено было делать грузовики без сцепления, коробки переключения передач и раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов.

Вместо всего этого – дизель-электрические приводы с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Подобной схемой предоставляется возможность колёсам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Данные способности значительно увеличивают показатели проходимости и маневренности тяжёлого тягача.

Интересно, что опыт получился действительно уникальным: никто и нигде в мире счего-либо подобного не делал. А на КамАЗе смогли все проблемы одолеть. Хотя и задержавшись в сроках: не в 2015, как это предполагалось первоначально, а в 2018 году. В результате, продемонстрированному на «Армии-2018» огромному восьмиосному КамАЗу-7850 для быстрого и полного разворота оказалось достаточно площадки размером всего лишь 20 на 20 метров. Он просто переползал по ней, словно гигантский краб.

Машины с электромеханическими трансмиссиями

Другие характеристики нового российского тягача, озвученные его создателями и производителями, тоже оказались лучшими, чем у белорусов. В частности: наибольшая скорость – 60 км/час против 40 км/час, максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, максимальный угол преодолеваемого подъёма – 20 градусов против 10-ти градусов.

Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые работают, естественно, в местах безлюдных, зачастую бездорожных и плохо освоенных, это достаточно немаловажно.

В чём состоят плюсы от применения электромеханических трансмиссий?

КамАЗ недаром сделал ставку на использование такого нетрадиционного технического решения: дизель-электрического привода с электромоторами. В чём смысл подобного подхода?

В первую очередь, это отсутствие сложной трансмиссии: отсутствуют и сцепление, и коробка переключения передач, и раздаточная коробка, а также приводные валы, дифференциалы – всё это серьезно снижает вес шасси.

Кроме того, электродвигатели способны развивать максимальный крутящий момент сразу же после того, как только на них было подано питание.

Также подобная система позволяет всем колёсам шасси вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях.

В чём состоят плюсы от применения электромеханических трансмиссий?

Вид спереди снизу. Нетрадиционные решения позволили отказаться от многочисленных карданов, но одновременно увеличили количество различных кабелей, шлангов, оборудования силовой электроники и гидравлики

Есть возможность использования системы рекуперации энергии торможения.

Упрощается обеспечение активной безопасности движения – всевозможные алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и способны воздействовать на каждое из колёс индивидуально.

Силовая установка

По замыслу Минобороны, тяжёлый тягач должен был развивать скорость не мене 60 км/ч при буксировке неактивного полуприцепа массой в 90 тонн. Это было достигнуто, благодаря использованию в составе дизель-генераторной установки немецкого дизельного мотора Liebherr D9508, форсированного до мощности 605 кВт (822,6 л.с.) и крутящего момента 3850 Нм. Доработка двигателя тягача производилась на основе уже имевшегося опыта создания раллийной версии D9508 мощностью 920 лошадиных сил.

Liebherr D9508 – это восьмицилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 16,2 литров. Диаметр цилиндра – 128 мм, ход поршня – 157 мм. Размеры мотора: 1 692 / 1 112 / 1 350 мм. Сухая масса – 1 600 килограммов.

Дизельный двигатель приводит во вращение 3-х фазный тяговый генератор ВИГ-6ОО мощностью 6ОО кВт. Это продукция Сафоновского электромашиностроительного завода (город Сафроново, Смоленская область).

Все компоненты комплекта тягового электрооборудования для КамАЗ-78504 были поставлены известными производителями, которые имеют серьёзный опыт в своей области.

Силовая установка

Двигатель, вид снизу

Полупроводниковые тяговые инверторы, полупроводниковый преобразователь собственных нужд и кабельная сеть были изготовлены на московском заводе «Аэроэлектромаш». Изготовителем 5-ти фазных вентильно-индукторных ТЭД – тяговых электродвигателей ВИД-60А1 – стал сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртская республика). ООО «Эмтех» (Казань) произвело монтаж и отладку всех компонентов КТЭО (комплекта тягового электрооборудования) в ходе сборки шасси в Набережных Челнах.

Пробеги, сделанные в рамках испытаний, подтвердили, что тяжёлый седельный тягач КамАЗ-78504 соответствует требованиям заказчика. Двигаясь по шоссе с полуприцепом массой 90 т, он развил скорость не 60, а все 70 км/час, и преодолел с тем же полуприцепом подъём крутизной в 18 градусов.

По маневренности КамАЗ-78504 показал себя значительно лучше аналогов, благодаря возможностям вводно-распределительного устройства. Внешний габаритный радиус поворота у этой машины – не более 10,1 м. При этом электродистанционной системой управления и гидроприводами обеспечивается превосходная точность управления, а алгоритмы боевой информационно-управляющей системы работают так, что при увеличении скорости усилие на руле возрастает как в самолёте.

На испытаниях тягач продемонстрировал великолепную для своей массы и габаритов проходимость при движении по грязи или песку (снежной целине). Это достигается за счёт гибкости его электромеханотроники, непрерывно осуществляющей индивидуальную регулировку тяги на каждом колесе, в зависимости от его сцепления с грунтом. Для механической трансмиссии подобное является недостижимым.

На бездорожье, чтобы предотвращать срывы грунта на поверхностях со слабой несущей способностью, тяжёлый тягач КамАЗ-78504 может в автоматическом режиме поддерживать «ползучую» скоростью в 1 км/ч.

В целях улучшения проходимости, существует функция увеличения клиренса до 700 мм и снижение сопротивления движению при поворотах. Благодаря вводно-распределительному устройству, все колёса поворачивающего автомобиля КамАЗ-78504 могут идти по одной колее.

«Родные братья» КамАЗ-78504

Кроме КамАЗ-78504, в проекте «Платформа-О» заявлены такие машины, как: специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 85 тонн, с колёсной формулой 16×16 – КамАЗ-7850; специальное колёсное шасси грузоподъёмностью 60 тонн, с колёсной формулой 12×12 –КамАЗ-78509; седельный тягач для полуприцепа массой 90 тонн (КамАЗ-78504 колёсной формулы 8×8, о котором мы и говорим); балластный тягач колёсной формулы 8×8 для прицепа массой 75 тонн (самолётов на аэродромах – 400 т) – КамАЗ-78508. Итого, в семействе четыре модели.

«Родные братья» КамАЗ-78504

Стойка гидропневмоподвески Ковровского электромеханического завода

Когда прототипы станут реальными тяжёлыми грузовиками в российской армии

В 2019 году сообщалось о приёме на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации первых специальных колёсных шасси, выполненных по программе «Платформа-О». Говорилось о первой партии из пяти разнообразных машин из данного семейства.

В ходе эксплуатации, заказчик – Министерство Обороны РФ – сформулировал дополнительные требования относительно защищённости машины. Выполнение данного требования для схемы «мотор-колесо» оказалось труднореализуемым. Хоть образец и был оснащён кабиной и топливными баками в защищённых вариантах, прочие узлы и агрегаты шасси оказались никак не защищёнными.

Когда прототипы станут реальными тяжёлыми грузовиками в российской армии

Это явственно видно, если рассмотреть установленное внутри рамы шасси оборудование и проложенные там кабели и шланги – при подрыве на мине вполне может случиться замыкание высоковольтного оборудования (напряжение до 900V) и возгорание масла гидравлической системы.

Ещё больше всего проблем возникло с мотор-колёсами: в процессе испытаний на поражение сбоку выяснилось, что после пробития крышек ступиц колёс и попадания поражающих элементов и осколков внутрь мотор-колёса оказывались наглухо заблокированными. Выходом из этого стало принятие решения о применении вместо схемы «мотор-колеса» схемы «мотор-ось».

Россия добилась «ядерной» независимости от Лукашенко

Политика импортозамещения увенчалась промежуточным успехом: российская армия приняла на вооружение многоосное шасси КамАЗ-7850, на которых теперь будут перемещаться ядерные ракеты «Ярс» и «Тополь». До сих пор они ездили только на шасси, изготовленных в Белоруссии, что позволяло Лукашенко шантажировать Россию. Но стоит ли полностью отказываться от белорусской продукции?

Россия приняла на вооружение многоосное шасси КамАЗ-7850, созданное в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О». Разработанный в Набережных Челнах тягач повышенной проходимости с колесной формулой 16х16 будет использоваться в том числе и в качестве пусковой установки для баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс». Раньше для этого применялась белорусская техника.

«После успешного завершения госиспытаний по рекомендации госкомиссии семейство высокомобильных модельных шасси «Платформа-О» принято на снабжение Вооруженных сил РФ», – сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.

Источник уточнил, что в рамках первой партии в Вооруженные силы поступят пять образцов из семейства «Платформы-О», разработанных ПАО «КамАЗ» и изготовленных на площадке АО «Ремдизель», в том числе три машины грузоподъемностью 25, 50 и 85 т с колесными формулами 8х8, 12х12 и 16х16, а также тяжелый седельный и балластный тягачи (8х8) для транспортирования тяжелой техники массой до 165 т и буксирования прицепных систем и самолетов до 400 т.

Как напоминает «РГ», тягач от КамАЗа был впервые показан на форуме «Армия-2018». Машина оснащена электроприводом каждого колеса и имеет режим крабового хода – когда все колеса поворачиваются в одну сторону и гигантский грузовик может ползти в сторону.

Напомним, в августе 2015 года во время очередной размолвки с Москвой, президент Белоруссии Александр Лукашенко возмущался тем, что Россия отказывается не только поставлять вооружение, но даже комплектующие, пытаясь оказать давление на руководителя постсоветской республики.

«Нас пугают, что Россия, мол, изобретет свои «сороконожки» и будет ядерные боеголовки перевозить на своих - и на здоровье!» – цитировал тогда «Регнум» белорусского президента. – Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет – пускай изобретают!»

Прошло три года, и Россия действительно изобрела свою «сороконожку». Прошлым летом министр обороны Сергей Шойгу объявил о завершении госиспытаний тягача «Платформа-О». Вскоре после этого советник гендиректора КамАЗа, руководитель проекта «Платформа-О» Владислав Полонский назвал срок, к которому зависимость стратегических ядерных сил России от продукции из Белоруссии будет ликвидирована, – через 10-12 лет. К этому сроку Вооруженные силы будут оснащены уже только отечественными высокомобильными модульными платформами (ВМП).

Как напомнил Полонский, сейчас в российских войсках используются шасси и тягачи производства Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), на которых смонтировано более 60 образцов вооружений, включая ракетные комплексы «Искандер» и РСЗО «Смерч», береговые комплексы «Бал», «Бастион», «Берег» и «Рубеж», пусковые установки систем ПВО С-300ПМУ-2, С-400 «Триумф». Кроме того, именно белорусские многоосные шасси используют подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс».

«Будет какой-то период времени, когда в российской армии будут существовать одновременно и машины белорусского производства, и наши отечественные. Это принципиально разные машины, в этом будут свои трудности», – подчеркивал Полонский.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков считает, что новое шасси КамАЗ-7850, прежде всего, понадобится вооруженным силам в республиках Донбасса. «На нем базируется известный зенитно-ракетный комплекс Панцирь С-1. Панцирь сейчас востребован во многих странах – заказы плодятся день ото дня, все хотят иметь Панцирь. На базе такого шасси можно создавать бронеавтомобили, поэтому именно оно сейчас имеет повышенный спрос. Полноприводный автомобиль КамАЗ Мустанг – на нем же, только колесная формула 4х4. И грузовик для транспортировки личного состава, это машина повышенной проходимости, колесная формула 8х8», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

«На последней встрече Лукашенко с Путиным оба говорили, что товарооборот будет только увеличиваться, и МАЗы тоже пойдут в достаточном количестве. По многим характеристикам КамАЗ-7850 устраивает наше Минобороны, но это не значит, что минские шасси мы больше не будем закупать и ставить – «у наших шасси свое назначение, у минских – свое».

Леонков считает, что часть шасси от КамАЗа пойдут на производство. Кроме того, Минобороны рассматривает его для транспортно-логистических задач.

Лукашенко понимает, что за поставку тягачей он получает деньги, напомнил Леонков, добавив, что много раз бывал на различных оружейных выставках, где присутствовали в том числе капитаны белорусского ВПК – «они горят желанием, чтобы Россия у них больше закупала». Важно понимать, что у Белоруссии напряженные отношения с Западной Европой, там тоже продукцию белорусских предприятий неохотно берут, подытожил Леонков. При этом решение российских автопроизводителей создать собственный тягач эксперт не считает примером «импортозамещения», поскольку Белоруссия остается для нас союзницей по ОДКБ.

Эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец отмечает: применять политику импортозамещения в отношении белорусских предприятий Россия была вынуждена после бурных ссор с батькой 2015 года. Именно во время тех споров тот и сделал свое заявление о «сороконожках».

«С Лукашенко был торг о том, чтобы Россия выкупила МЗКТ, но президент Белоруссии выставил высокую цену. Речь шла о 2-3 млрд долларов. Тогда российская сторона сказала, что за такие деньги проще свое предприятие построить», – сказал Болкунец газете ВЗГЛЯД.

Эксперт подчеркнул, что белорусский завод по производству шасси для военной техники – не достояние Лукашенко, а «наследие Советского Союза».

«Лукашенко эксплуатирует это наследие, не добавляя новые технологии. Это все наработки 70-80-х годов. Поэтому без российского рынка сбыта белорусскому предприятию будет сложно выживать на рынке. Придется искать покупателей в других регионах мира», – сказал он.

Болкунец напомнил, что в свое время шли разговоры об объединении КамАЗа и МАЗа, однако «белорусская сторона выставила невыгодные для России условия» и теперь оба предприятия развиваются параллельно.

«В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что Белоруссия начнет терять рынок сбыта. КамАЗ не захочет пускать конкурентов со стороны Белоруссии», – предсказал Болкунец.

КамАЗ 7850: Технические характеристики

КамАЗ 7850

Для транспортировки тяжелых грузов конструкторами КамАЗ была разработана линейка многоосных автомобилей КамАЗ 7850. Машины изготовлены по заказу министерства обороны Российской федерации и предназначены для использования в военной сфере.

Модельный ряд

Производитель выпускает автомобиль в трех модификациях:

  • КамАЗ 7850. Имеет 8 осей;
  • КамАЗ 78504. Седельный тягач с 4 осями;
  • КамАЗ 78509. Шестиосный вариант.

7850

Область применения машин

Автомобиль разрабатывается для нужд армии. В зависимости от модификации машина может выполнять следующие виды работ:

  • Модель 7850 предназначена для транспортировки стратегических ракет. Машина выполнена в виде шасси. Имеет кабину разделенную на две части. Такая конструкция позволяет осуществлять перевозку ракет повышенной длины. Грузоподъемность транспортного средства составляет 85 тонн;
  • Версия КамАЗ 78904 технические характеристики, которой отличаются, представлена в двух вариантах. Седельный тягач используется для транспортировки полуприцепов массой до 90 000 килограмм. Балластный тягач используется для транспортировки грузов весом до 75 тонн. Седельные тягачи используются со специализированными полуприцепами осуществляющими погрузку ракет;
  • Модель КамАЗ 78509 технические характеристики, которой позволяют транспортировать грузы весом до 50 000 килограмм. Транспортное средство имеет колесную формулу 12х12. Шасси предназначено для установки на него различного оборудования.

СПРАВКА: Некоторые модели имеют бронированную кабину и защиту моторного отсека. Они защищают оператора и двигатель автомобиля от мелких поражающих элементов.

Технические характеристики КамАЗ 7850

Автомобиль повышенной грузоподъемности КамАЗ 7850 имеет высокие показатели проходимости.

грузоподъемности КамАЗ 7850

Конструкторы Камского автомобильного завода при создании модели воплотили ряд инновационных решений:

Модульная сборка

Автомобиль собирают из готовых модулей. Они представляют собой отдельные части такие как кабина, шасси и т.д. Такая конструкция позволяет в случае повреждения одного из модулей быстро восстановить работоспособность модели. Так же можете прочитать про Схема проводки КамАЗ 5320.

Удлиненная рама

Длинная рама в совокупности с широкими колесами снижает уровень давления на грунт при движении. Это дает возможность перевозить на шасси грузы с высокой массой.

ИНТЕРЕСНО: Конструкторы Камского завода разработали машину с целью обеспечения вооруженных сил Российской Федерации собственной техникой с высокой грузоподъемностью. Со времен СССР для перевозки ракет используется техника Белорусского производства.

Рулевое управление

Все колесные механизмы, установленные на автомобиле – поворотные. Передние и задние оси разворачиваются в противоположные стороны. Благодаря этому снижен минимальный радиус разворота. Управление платформой электронное. Оператор управляет многотонной машиной без применения больших физических усилий.

Высокое расположение выхлопной трубы

Глушитель расположен с боку автомобиля на уровне верхнего края колеса. Такое техническое решение дает возможность использовать КамАЗ для преодоления водных преград. При преодолении брода, вода не попадает в выхлопную трубу.

расположение выхлопной трубы

Мощный бампер и защита моторного отсека

Производитель оборудовал шасси прочной защитой моторного отсека. В совокупности с прочным бампером это позволяет использовать авто для движения по лесному массиву.

Регулируемый дорожный просвет

Колесные механизмы оборудованы гидравлическими силовыми цилиндрами. Они поднимают колеса и смещают центр тяжести авто.

Автоматическая подкачка шин

В зависимости от дорожного покрытия оператор изменяет показатели давления в шинах дистанционно из кабины, не прекращая движение. Система автоматической подкачки дает возможность использовать машину при нарушении целостности баллонов.

ВНИМАНИЕ: ходовая часть шасси оборудована шинами с рисунком повышенной проходимости. Это позволяет использовать технику на пересеченной местности.

Видеокамеры

На автомобиле установлены видеокамеры передающие изображение в режиме реального времени. Изображение передается на монитор расположенный в кабине оператора. Благодаря камерам

Электрическая трансмиссия

Каждое колесо имеет привод от электродвигателя. Такая конструкция позволяет независимо вращаться каждому колесу. Трансмиссия автоматическая, что облегчает водителю управление при движении машины.

Электрическая трансмиссия

Бортовой компьютер

В кабине водителя установлен бортовой компьютер. Наличие в кабине бортового компьютера дает возможность оператору контролировать работу узлов и механизмов при движении машины, не отвлекаясь от управления.

Прибор ночного видения

Конструкторы оборудовали шасси прибором ночного видения. Это позволяет управлять машиной в темное время суток без использования света фар.

Двигатель КамАЗ 7850

КамАЗ 7850 двигатель которого приводит в действие трансмиссию электрического типа, имеет дизельную силовую установку высокой мощности. Ее с запасом хватает для целевого использования транспортного средства.

Технические характеристики модели не разглашаются производителем.

Из вышеперечисленного следует, что платформа КамАЗ 7850 – это разработка Камского автомобильного завода, предназначенная для использования в военной сфере. Машина отличается высокими техническими характеристиками. Шасси создано для перевозки ракет, буксировки прицепов, полуприцепов и установки различного оборудования.

При разработке конструкторами были приняты ряд нововведений, позволяющих использовать технику на участках с ограниченной площадью. Предусмотрена платформа для перевозки грузов высокой массы. Отличием авто является многоосная ходовая часть с независимым приводом колесных механизмов.

Шестнадцатиколёсный монстр: Что может новый ракетный тягач КамАЗ-7850

Транспорт для оборонного комплекса имеет не меньшее значение, чем ракетный щит. Без спецтранспорта невозможно доставить к месту запуска ракеты, перевезти требуемое оборудование и личный персонал. Поэтому тягачи занимают достойное место среди военной техники. Раньше российские военные пользовались представленными в большом ассортименте белорусскими тягачами МЗКТ. Теперь Россия пытается перейти к производству собственных.

Отечественные тягачи КамАЗ

Идея перехода к использованию собственной техники появилась давно, в тот самый момент, как возникла натянутость в отношениях с Белоруссией. Чтобы воплотить идею в жизнь, потребовалось всё начинать буквально с нуля. В России не было собственной базы для производства такой техники, поэтому её осваивали с самого начала. Тендер на производство достался КамАЗу , с тех пор велись активные работы в этом направлении.


Для армейских нужд были разработаны сразу несколько проектов. Самый большой из тягачей – шестнадцатиколёсный КамАЗ-7850, предназначенный для транспортировки баллистических ракет до 85 тонн. Восьмиколёсный седельный тягач КамАЗ-78504 может везти полуприцеп грузоподъёмностью 90 тонн. Двенадцатиколёсный КамАЗ-78509, предназначенный для монтажа оборудования, может везти до 50 тонн.

КамАЗ-7850

Самый большой тягач в этой серии показали широкой общественности на форуме Армия-2018. Российские военные возлагают на него большие надежды, планируя заменить им белорусский тягач МЗКТ-79221, который используется на данный момент. 7850, как и остальные тягачи, построен по модульному принципу на базе Платформы-О. Он имеет целый ряд конструктивных особенностей. Детали конструкции силовой установки и её характеристики не раскрываются, но с некоторыми возможностями тягача общественность ознакомили.


Самое большое его отличие кроется в конструкции шасси. Каждое из 16 колёс имеет собственную ось и приводится в действие отдельно. Любое из них может поворачиваться самостоятельно и крутиться в любую сторону, независимо от остальных. Благодаря этому тягач 7850 может ехать в бок и разворачиваться почти на одном месте.


Подобная конструкция призвана решить проблему с маневренностью, которая при габаритах тягача имеет большое значение. Дополнительно колёса оборудованы системой «Домкрат», способной поднять любое колесо. КамАЗ-7850 сможет продолжить движение, даже если одно из колёс будет повреждено. Разделённую на две части кабину оборудовали мониторами и системой слежения, позволяющей ехать в непогоду.


Тягач КамАЗ-7850 собираются принять на вооружение, но пока не ясно, решены ли все технические проблемы. Они стали очевидны на показе во время Армии-2018, когда его колёса начали крутиться в разнобой.

Автомобили КамАЗ создаются не только для обычных дорог, но и для работы в экстремальных условиях. Одним из них является успешно испытанный КамАЗ-Арктика, предназначенный для эксплуатации в условиях крайнего севера .

Читайте также: