Камазы которые мы не видели

Обновлено: 16.05.2024

Не только грузовик и гоночная машина: топ-10 самых необычных КамАЗов за 45 лет

16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода в Набережных Челнах сошёл первый серийный КамАЗ. С тех пор автомобили активно продаются не только внутри страны, но и далеко за её пределами.

<p>Фото © ТАСС / Логвинов Евгений</p>

Фото © ТАСС / Логвинов Евгений

Большинство людей считают КамАЗ именем нарицательным и называют этим словом любой грузовик вообще. Но на самом деле автомобиль, производимый в Набережных Челнах, — это нечто большее, чем просто машина. Дизайн и характеристики некоторых модификаций российских грузовиков вообще на грани фантастики — уже 45 лет эти машины могут ездить там, где дорог нет в принципе.

КамАЗ-54112М — один из первых грузовиков компании, представленный в середине 90-х. Особенность машины заключалась в массивном жилом модуле с кондиционером, где могли с комфортом разместиться два человека. Внутри была даже небольшая полутораметровая кухня, где можно было приготовить полноценный ужин.

Фото © Drive2.ru

КамАЗ-54225 — один из европейских вариантов бескапотного российского грузовика. Вокруг этой машины в 1989 году развернулся настоящий шпионский детектив: опытный прототип решили отвезти на берлинский автосалон, но во время транспортировки внезапно лопнули крепления — и кабина грузовика была повреждена. На выставке эту машину так и не показали.

Фото © Mpark.pro

"Ёкарный бабай, жми!" Если после прочтения этой фразы у вас в голове заиграла музыка из сериала "Дальнобойщики", то вы наверняка знаете, что там снимался КамАЗ-54115. Правда, не обычная его версия, а исполнение "Макси" со специальным обтекателем на крыше кабины. Кстати, актёры Владислав Галкин и Владимир Гостюхин ездили на автодром и специально учились водить фуру с прицепом, хотя к моменту начала съёмок у Гостюхина (Иваныча) права на большегруз так и не появились.

КамАЗ-4326-9 — один из самых узнаваемых в мире. Это одна из главных гоночных машин заводской команды "КамАЗ-Мастер" и неоднократный победитель ралли "Париж — Дакар". Главные особенности — форсированный двигатель Liebherr D9508 мощностью 920 лошадиных сил, гидропневматическая подвеска и специальные фильтры, которые не дают песку и грязи попасть в двигатель.

Ещё одна гоночная машина была собрана на заводе с использованием базы КамАЗ-4326 и немецкой кабины Daimler Zetros. Машина получилась яркой, выразительной, а главное — мощной. Под капотом спрятали турбодизель объёмом 12,5 литра, мощностью 980 лошадиных сил и тягой в 4000Нм при 1500 об/мин.

Фото © Rostec.ru

КамАЗ в спецверсии от финской фирмы Ajokki — один из самых узнаваемых автомобилей в стране. Каждый, кто гулял по Москве, хотя бы раз в жизни видел эти машины. Десятилитровый дизель на 210 лошадиных сил и просторный кунг пользовались большой популярностью у телеканалов. Шасси от автомобиля КамАЗ-53213 отправляли в Финляндию, где на него "навешивали" просторный металлический корпус. Из пары таких машин можно было собрать студию в любой точке России.

Фото © Drive2.ru

Ну и куда же без военных? Для них КамАЗ всегда готовил особенные машины. Взять хотя бы всемирно известный КамАЗ-63698 "Тайфун". Огромная бронированная машина может спасти экипаж от подрыва на фугасах и защитить от обстрела из крупнокалиберного оружия. Военные закупают шести- и восьмиколёсные грузовики.

Фото © Wikipedia

КамАЗ-63969, в отличие от своих гражданских собратьев, не такая известная машина. По непонятным причинам в серию пошла машина с классическим остеклением кабины, а "Носорог" (так машину прозвали на испытаниях) остался лишь в музее предприятия как опытный образец. При этом его бронирование не хуже, чем у серийного "Тайфуна", а на крыше можно установить дистанционно управляемый пулемёт.

Фото © Roe.ru

Другая гордость завода — электробусы. Их много в Москве, и скоро эти машины могут заменить троллейбусы в крупных городах. Запас хода — 70 километров. Электробус вмещает 85 пассажиров и оснащён 33 сиденьями.

Фото © ТАСС / Зотов Алексей

Фото © ТАСС / Зотов Алексей

КамАЗ-6355 "Арктика" — самый брутальный гражданский грузовик. Это четырёхосный автомобиль повышенной проходимости, разработанный челнинским заводом совместно с МГТУ им. Баумана. Грузовик "Арктика" получил рядный шестицилиндровый турбодизель нового поколения мощностью 500 лошадиных сил АКПП. Главное визуальное отличие машины — сверхширокие шины, которые позволяют автомобилю ехать по нестабильным грунтам, болотам и спокойно двигаться при температуре до минус 70 градусов.

Фото © Postmodernism.livejournal.com

Фото © Drive2.ru

В истории завода было немало интересных машин. Они выполняли разные задачи. Некоторые из них прижились и стали популярны, некоторые, как "Бархан", оказались на обочине истории. Не исключено, что о замороженных проектах через несколько лет могут вспомнить снова.

«Катаси»: грузовик из 90-х, о котором знают не многие

Глядя на данный автомобиль, кажется, что перед глазами стоит "КАМАЗ". Однако, это далеко не "КАМАЗ", данный грузовик называется "Катаси". Мало кто о нем знает, так как его производство существовало не долгое время в 90-е годы.

«Катаси»: грузовик из 90-х, о котором знают не многие

В 1993-м году, завод в Набережных челнах начал постепенно угасать. В это время предприятие посетили представители "Tatra SIPOX" - словатский машиностроительный завод. Словаки также испытывали увядание производства во время распада Чехословакии, и "Tatra" был не исключением. Многие предприятия стали заграничными. Терялся рынок сбыта. И чтобы остаться на плаву, словаки придумали проект, объединяющий российское и словатское производство грузовиков. Продукцией данного союза должен был стать гибрид КАМАЗ с узлами, производящимися словаками.

Этот союз стал называться "Katasi". Первые самосвалы "Катаси" стали появляться в свет в 1994-м году. Здесь были объединены узлы Татры и КАМАЗа. От КАМАЗа достался двигатель, кабина и коробка передач. Трансмиссия была за словаками. Внешне этот гибрид практически не отличался от всем известного КАМАЗа. При этом, сильно отличалось кое что другое. А именно стоимость автомобиля на отечественном рынке, которая оказалась довольно завышенной.

«Катаси»: грузовик из 90-х, о котором знают не многие 3

Куда делся "Катаси" и почему его уже давно нет в продаже? Автомобиль не испытывал на себе негативную реакцию водителей. Машина была вполне сносной. Однако экономика тех годов попросту убила производство данных автомобилей, которые были на четверть дешевле "Татры" и на половину дороже КАМАЗа. При этом, качество грузовика не было столь хорошим, чтобы его можно было экспортировать в Европу.
Была попытка расширить ассортимент "Катаси" путем выпуска различных видов самосвалов, бетоносмесителей, лесовозов. Однако она была тщетна. Отечественные покупатели решили отдать предпочтение более дешевым КАМАЗам.

«Катаси»: грузовик из 90-х, о котором знают не многие 4

Однако не все автомобили умерли еще в 90-х. Некоторые из них нашли своих хозяев. Один из "Катаси" находится в распоряжении частного лица в Татарстане. Еще несколько экземпляров разбросаны по России и Словакии, где находятся в собственности различных частных фирм. Владельцы данных грузовиков отзываются о них очень тепло. Действительно, это тот же КАМАЗ, только с другим названием. Функционируют эти машины до сих пор. При этом, их качество более менее годится для России. Однако себестоимость производства и цена на рынке оказались выше, чем у других представителей грузовой техники. Именно поэтому, производство проиграло из-за обычной экономики.

Итог. Собственно, не каждый уважающий себя предприниматель станет отдавать за такое же качество в два раза больше. Этого не учитывали производители. И какая ценовая политика действовала у них, этого никто никогда не узнает. Однако стоит отметить, что именно эта политика и погубила "Катаси", разрушив все перспективы получения места на рынке автомобильной продукции.

Неизвестные и редкие КамАЗы

КАМАЗ-Э6410
Экспериментальный трехосный грузовик повышенной проходимости, созданный для поиска и применения новых идей и конструкций. Машина оснащалась пневмоподвеской всех осей, односкатными шинами. Было создано два варианта машины, внешне отличавшихся кабинами и резиной (шоссейный и внедорожный).

КамАЗ-6350 "Мустанг"
Четырехосная модификация модели 5350 колесной формулы 8х8. По большинству узлов эти автомобили унифицированы между собой

КамАЗ-4355
Грузовик имеет колесную формулу 6х6 и весит 20,9 тонны. Двигателем КамАЗ-4355 служит 260-сильный мотор, отвечающий экологическому стандарту Евро-2.
Грузовик уже успел принять участие в нескольких отечественных автосалонах и выставках.

КамАЗ-55118
ллонная модификация КамАЗ-5511.

КамАЗ-НефАЗ-42111
Вахтовый автобус модели 42111, выпускаемый заводом НефАЗ на шасси КамАЗ-4310

КАМАЗ 65201
Современный, мощный, способный перевозить большие объемы грузов и в то же время маневренный самосвал КАМАЗ-65201 имеет отличные перспективы применения в строительстве, в угледобывающей отрасли, горно-обогатительной промышленности.

Метки: редкие авто, камаз, необычные машины

Комментарии 22







одни уродцы… вот последний желтый ничего смотриться, если его мыть раз в 2 дня.

да нет кабина от сису ставилась на пробу на магистральные грузовики!жаль в серию не пошли!салон весь с электронной начинкой

АААААААА КАМАЗики ). 5415м до сих пор бегает… только кузов цельнометаллический… да вообще он так сказать "мутант", кабина, пластик — дафовские, мосты — немецкие… Э6410 — посчупать не удалось… КамАЗ-6350 "Мустанг" — почти серия… клепаются малой партией для военных. КамАЗ-4355 — это вообще нет слов… наше жопорукое, вернее жопомозговое, руководство, как всегда хотело без вложений создать новую модель, в итоге получили на длинной раме камазовскую кабину с приколхоженной стеклопластиковой мордой, которую один человек не в состоянии даже открыть. КамАЗ-55118 — удачные попытки симбиоза газа и дизеля, вылилось в создание чисто газового двигателя КАМАЗ-820. КАМАЗ 65201 — тоже почти серия, проходит сертификацию по узлам, вроде на фото гоноверский экземпляр. А пластик сейчас везде он… рестайлинг )

На верхних фотках кабины и бампера ДАФ ну и что тут нашего? Капотник это вопще жесть кому он нужен. Читал про капотник в авто ревю и смеялся это завод типа хотел новую модель смастерить. Газоболонных у нас в начале 90х было много только бортовых. Водилы говорили что по тяге лучше чем просто на соляре. Самосвал на нижней это для выставки, так для самосвала все эти пласмаски не нужны.

Забыли камаз ajokki, тоже вестма редкая штука! Выпускался с 1983 по 1993 года

Отвечу на все 3 поста.Просрали мы СВОЙ автопром.За труды спасибо, интересно.

Ну да все привыкли к говну и нормальные отвергали

Впечатлили магистральные Камазы с новой кабиной — просторные, высокие, с отличным обзором)

Жаль только что никому они оказались не нужны, как и в случае с МАЗ-5445 :(

Впечатлили магистральные Камазы с новой кабиной — просторные, высокие, с отличным обзором)

5 необычных КамА3ов, которые больше, чем просто грузовики

Мало найдется в мире людей, которые не слышали о грузовиках марки КамАЗ. Они заслужили славу проверенных временем грузовиков и используются в самых разных сферах. Но есть еще несколько интересных моделей, которые видели только специалисты. Подробнее о них – далее в обзоре.

1. КамАЗ «Бархан»

На базе армейского КамАЗ «Мустанг» в 2006 году был спроектирован новый автомобиль «Бархан». Издалека машина выглядит как огромный внедорожник, но стоит подойти поближе, и впечатление кардинально меняется. «Бархан» вмещает до 12 человек, весит 7 тонн и при этом обладает впечатляющей проходимостью.

2. КамАЗ-Ajokki

Официально этот автомобиль называется КамАЗ-Ajokki. Он представляет собой специальный кузов, изготовленный финской фирмой Ajokki, и установленный на ходовую часть КамАЗа. Столько сложная машина выполняла непростую задачу: она служила передвижной телевизионной станцией. В автомобиле размещались места для звукорежиссера, видеорежиссера и инженера. Все оборудование работает автономно благодаря дизель-генератору, который был на борту. Немало этих машин, выпущенных в 1980-х годах, до сих пор используются по прямому назначению.

3. КамАЗ-5315М/5415М

Еще в конце 1980-х в инженеры КамАЗа понимали, что дизайн автомобиля сильно устарел. Уже тогда в Набережных Челнах было разработано несколько проектов по модернизации кабины. Один из автомобилей опытный КамАЗ-5415М 1988 года получил кабину DAF, колеса европейского типа, задний мост RABA. А модель КамАЗ-5315М была оборудована финской кабиной Sisu и подъемным задним мостом-«ленивцем».

4. КамАЗ «Тайфун»

Опытные образцы военного грузовика КамАЗ-63968 «Тайфун» появились в 2011 году и теперь поставляются в вооруженные силы России. Полноприводный автомобиль разработан для перевозки 16 солдат. Машина бронирована керамическими панелями, а также специальными стеклами. Они защищают экипаж от бронебойных пуль калибра 14,5 мм и взрыва фугасов прямо под днищем и колесами автомобиля.

Благодаря мощному 450-сильному дизельному двигателю 21-тонный «Тайфун» развивает максимальную скорость до 105 км/ч. Главная же «фишка» машины – независимая гидропневматическая подвеска.

5. Раллийный КамАЗ

Раллийный грузовик-чемпион КамАЗ-4326 VK. | Фото: truck-auto.info.

Любители грузового автоспорта не могут обойти обойти вниманием знаменитые гонки «Дакар» и «Шелковый путь». Много раз в них побеждали наши КамАЗы, которые из года в год поражают и специалистов, и конкурентов. Эти машины строятся небольшими сериями и действительно поражают своими характеристиками.

А совсем недавно был представлен интересный проект концептуального КамАЗа. Он пока не построен в металле, но уже вызвал горячие споры.

7 малоизвестных фактов о КамАЗе в день рождения компании 16:30, 16 февраля 2021 Версия для печати

45 лет назад, в 12 часов 05 минут 16 февраля 1976 года конвейер Камского автозавода покинул первый грузовик новой марки КамАЗ.

Не секрет, что бортовой КамАЗ-5320, ставший первенцем марки «КамАЗ», — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.


С того времени большегрузы из Набережных Челнов, по большому счёту, изменились не сильно. Взять, например, кабину, которая была эталоном комфорта для советских водителей, а нынешнему поколению дальнобойщиков кажется узкой и тесной. А ведь грузовики КамАЗ имели несколько шансов, чтобы стать совсем другими! Вот несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт № 1. В Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»


В 1970 году, когда «КамАЗ» только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало. выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний. Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт № 2. Советский КамАЗ и голландский DAF могли породниться


В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт № 3. На помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры


В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинская поделка на маломощном (и не самом надёжном) камазовском шасси.

Факт № 4. В Финляндии было решение, как улучшить КамАЗ


В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными. Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт № 5. «КамАЗ» планировал выпускать «русский Hummer»


Факт № 6. На КамАЗ хотели ставить кабины MAN


В 2008 году «КамАЗ» начал испытывать машину. с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили. китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт № 7. У КамАЗа есть собственная современная кабина


На флагманские модели марки ставится узкая кабина от первого поколения Mercedes-Benz Axor 20-летней давности. Но ее производство наладили, только когда «КамАЗ» продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ОАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали. собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Вот только заводское руководство посчитало, что наладить выпуск старой мерседесовской кабины будет проще и дешевле, чем осваивать производство своей.

Копируя у китайцев: КАМАЗ засветил свой «Компас» – убийцу «Газелей»

«До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — прокомментировали на КАМАЗе загадочную разработку, которую продемонстрировали российскому премьеру Михаилу Мишустину. За рулем готового грузовика под кодовым именем «Компас» уже успел посидеть и президент Татарстана Рустам Минниханов. О том, как выглядит новинка внутри и снаружи, почему за основу, вероятно, взяли китайский образец и сможет ли челнинский автогигант потеснить на малотоннажном рынке конкурентов, — в материале «БИЗНЕС Online».

«КАМАЗ» впервые показал новый грузовичок «Компас»

На минувшей неделе КАМАЗ внезапно показал свой новый легкий грузовик «Компас». Транспортное средство впервые представили во время визита на предприятие премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Возможно, о неофициальной презентации никто бы и не узнал (официального показа до сих пор не было), если бы не снимки, которые распространила пресс-служба президента Татарстана. На кадрах видно синий грузовичок с не характерным для «КАМАЗов» внешним видом и надписью «Компас» на правой двери.

Судя по кадрам, автомобиль осмотрел президент Татарстана Рустам Минниханов. Глава республики посидел в кабине грузовика, оценил посадку и удобство салона. Пока непонятно, на ходу новый автомобиль или нет. Как уточнила в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, Минниханов не ездил на «Компасе» — только сел за руль. «Была выставлена линейка продукции, он просто осмотрел салон», — пояснила Галимова.

В пресс-службе КАМАЗа воздержались от подробных комментариев. «До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — отметил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, пояснив при этом, что автомобиль сам по себе полностью готов.

Кабина новинки — от «китайца» JAC

Автоэксперты называют новинку КАМАЗа конкурентом «Газели-NN» и «Валдая-NEXT». Над проектом работает научно-технический центр предприятия и специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета. Последних, напомним, также привлекли к разработке камазовского электромобиля «Кама-1».

Судя по опубликованным кадрам, версия, согласно которой «Компасы» получат кабину от грузовиков JAC, находит подтверждение. Внешне кабины челнинского малотоннажника и «китайца» очень похожи, практически идентичные зеркала заднего вида. Различия лишь в форме передних ходовых огней, решетки радиатора и бампера. При этом есть версия, что и кабина JAC N-Series не оригинальная, якобы по каркасу она унифицирована с кабиной японского Isuzu N-Series.

«Откуда вообще взялся JAC, если у КАМАЗа нет опыта сотрудничества с ним и пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести „общий знакомый“ — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КАМАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что „Компас“ будут оснащать моторами Cummins российского производства», — объяснял Drom.ru.

Производство легких коммерческих грузовиков можно будет запустить на заводе «Камминз-Кама», где после постепенного перехода на кабины пятого поколения освободятся мощности по сварке и окраске, рассказывал журналистам в конце 2019 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Он указывал, что машины планируется оснастить новыми кабинами, которые проектирует завод. Вероятно, за полтора года ситуация изменилась.

Снимок салона также подтверждает неофициальную информацию — по архитектуре интерьер «Компаса» напоминает JAC Shuailing W образца 2013 года. Кабина рассчитана на троих, спальник не предусмотрен. Особых изысков внутри нет: салон челнинского грузовика утилитарный.

«Малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс»

По неподтвержденным данным, премьера «Компасов» состоится до конца 2021-го, а в следующем году модель поступит в продажу. По информации редактора рубрики «грузовики и автобусы» журнала «Авторевю» Федора Лапшина, уже в этом году начнутся продажи «Компаса» в тяжелых версиях. «Это „Компас-9“ и „Компас-12“ с полной массой, соответственно, 9 и 12 тонн. Это еще не конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“, а более тяжелые грузовики. И Мишустину, по нашей информации, показали как раз „Компас-9“. Его грузоподъемность — около 5,5 тонны. А это тяжелее „Валдая“. Последний — трехтонка, — рассказал Лапшин. — По моей информации, уже осенью этого года на выставке „Комтранс“ будет объявлено о начале продаж двух версий этих автомобилей. Легкие — конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“ — должны появиться в 2022 году. Все, процесс уже пошел, автомобили готовы».

«Начнется ли производство малотоннажников КАМАЗа в 2022 году? Я считаю этот прогноз оптимистичным. Но надо быть оптимистами, слишком много пессимистов вокруг развелось. Технически-то здесь ничего невозможного нет. Ну малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс. Я считаю, нормально, очень может быть», — поделился своим мнением автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин.

По словам экспертов, вопрос того, почему КАМАЗ взял за основу кабину китайских грузовичков, объясняется весьма просто — все дело в дешевизне. Но это и не плохо, и не хорошо, такое происходит повсеместно, тем более что создание грузовика — в целом сама по себе утилитарная задача. «Если они заимствовали кабину JAC, я не вижу в этом ничего страшного. Компания JAC известна в мире, в том числе по грузовому транспорту. Поэтому нельзя говорить, что будут какие-то проблемы с техникой, это неправильно. Такие известные китайские бренды с достаточно хорошей стороны себя зарекомендовали на рынке грузовых перевозок», — отметил заместитель главного редактора радио «Автодор» Сергей Смирнов.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что новинка КАМАЗа вполне сможет занять свое достойное место на рынке. Все зависит от того, насколько качественная будет сборка, комплектующие. Ну и ценовая политика.

«Сможет ли КАМАЗ составить конкуренцию „Газелям“? Тяжело ему будет. Почему во все времена люди брали „Газели“, если сравнивать с теми же Ford, допустим? Потому что цена на „Газель“ была дешевле. Но самое главное, после того как она сгнивала и рассыпалась на куски, успевала отбить свою цену. Владелец гонял ее в хвост и в гриву, а потом просто выкидывал и покупал новую. То есть „Газель“, если можно так выразиться, была такой одноразовой вещью, — отметил Колодочкин. — И это тенденция сегодняшнего дня — никто не хочет делать Mercedes–миллионники. Mercedes должен отходить свои 100–150 тысяч километров, и все. То же самое и здесь. Поэтому все будет определяться ценой, и первые продажи покажут, насколько это было оправданным решением. Или нужно покупать китайское и вообще плюнуть на свой автопром…»

Гонщик «КАМАЗа» наехал на зрителя на «Дакаре» и не помог. Это правда: инцидент засняли

В Перу уже пять дней бушует самый суровый автомарафон в истории человечества под названием «Дакар». Трасса вновь оказалась беспощадной к участникам, и соревнование покинули уже больше 60 заявившихся. Одним из них оказался и экипаж Андрея Каргинова — причем его «КАМАЗ» сняли совсем не из-за фатальной поломки, а решением судей. Все из-за неприятного инцидента на пятом этапе рейда: на 279-м километре спецучастка российский гонщик въезжал на сложный песчаный подъем, на котором своевольно за пределами разрешенной зоны расположились пять зрителей. Когда машина Каргинова подобралась вплотную, люди бросились подальше от траектории техники, но 60-летний мужчина из ЮАР споткнулся в вязком песке и неловко свалился под колеса. В результате «КАМАЗ» проехал по ноге мужчины задним колесом и продолжил движение. Гонщик не замедлился, не остановился и никак не помог пострадавшему.

Благо неподалеку от спецучастка находилась разрешенная зрительская зона: другие посетители рейда вызвали медицинскую бригаду, и южноафриканца с переломом бедренной кости по воздуху доставили в больницу Арекипы — города, принимавшего финиш этапа.

После возвращения экипажей на бивуак инцидент рассмотрели спортивные комиссары, выписавшие пилоту команды «КАМАЗ-мастер» дисквалифицикацию. Специально уточним: не за само происшествие, а за неоказание помощи пострадавшему.

О ситуации через официальный канал на ютубе рассказал руководитель гоночного проекта завода Владимир Чагин.

«Как вы знаете, на трассе находится много зрителей, особенно на сложных и трудных участках дороги. И они располагаются хаотично разными группами. [Каргинов] заезжал на один из подъемов, и на его траектории находилась группа зрителей из пяти человек. Четверо отбежали в сторону, но один споткнулся в вязком песке, и его нога попала под заднее колесо грузовика. Конечно, Андрей этого не видел, потому что это был подъем – через лобовое стекло видно только небо и верхнюю часть горы. О случившемся он узнал только по прибытию на бивуак. К нашему удивлению организаторы приняли очень жесткое решение дисквалифицировать экипаж. Опротестовать его мы не можем – в лучшем случае только после завершения ралли. Мы вынуждены принять это решение и продолжить выступать тремя экипажами», – рассказал Чагин.

Также официальный сайт команды выразил сожаление о случившемся и выразил готовность «оказать всяческое содействие в лечении пострадавшего, если это будет необходимо». Там же наказание Каргинова названо чрезвычайно жестким — да и сам пилот ужасно расстроился.

Тем не менее, хоть множество человек в официальном фэйбуке «Дакара» и поддержали именно «КАМАЗ», обвинив в происшествии пострадавшего южноафриканца, необходимо пояснить причины дисквалификации.

Во-первых, в самом наезде на человека Каргинова никто не обвинял: зрители в самом деле на свой страх и риск вышли на запрещенный участок, специально рассчитанный для движения участников марафона. Однако в случаях проезда мимо отбежавшей с траектории толпы на «Дакаре» традицинно принято хотя бы притормозить, выглянуть из кабины и убедиться, что со зрителями все в порядке и никому помощь не нужна.

Далее, «КАМАЗ» упирает на плохую видимость: Каргинов якобы ехал в подъем и не мог видеть толпу из пяти человек у себя на пути. Но на официальном канале команды есть ролик с другой записью из кабины грузовика, преодолевающего равнины и подъемы примерно схожей крутости. По ним можно сделать определенный вывод: видимость из кабины не настолько отвратительна, как заявил Чагин, и гонщик как минимум должен был увидеть наличие людей в непосредственной близости от машины.

Подтверждает предположение и официальный сайт «КАМАЗ-мастер»: судя по официальному комментарию, «пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей». Следовательно, он их все-таки увидел и вполне имел возможность притормозить и убедиться, что все в порядке.

Вот этот ракурс вполне доказывает справедливость предположения.


Более того, Каргинову даже не потребовалось бы отвлекаться самостоятельно: в кабине помимо него находились штурман и механик — один из них точно мог бы посмотреть хотя бы в зеркала заднего вида.

Но так ли уж важны были эти виртуальные две минуты для третьего экипажа «КАМАЗа»? Перед пятым этапом до дисквалификации Андрей занимал второе место в общем зачете, проигрывая Эдуарду Николаеву пять минут и выигрывая у Дмитрия Сотникова 3,5 минуты. Отрыв же от четвертого места, на котором следовал Мартин Мацик, составлял 23 минуты, а пятый Жерар де Рой отстал и вовсе на 1,5 часа — следовательно, никаких логичных оснований не перестраховаться с состоянием зрителей не было даже с чисто спортивной точки зрения. Так что по-человечески исключение экипажа Каргинова из протокола вполне можно понять, даже если к подобным мерам на «Дакаре» предпочитают не прибегать.

«КАМАЗ» же и с тремя машинами по-прежнему имеет реальные шансы выиграть рейд – даже с дублем (пятым в истории гонки по Южной Америке).

Автопробег грузовиков КАМАЗ 1978 год. - Передача машин от завода ЗИЛ КАМАЗУ

Автопробег грузовиков КАМАЗ 1978 год.
Передача машин от завода ЗИЛ заводу КАМАЗ.
Можно сказать в продолжение темы ЯП , нашел интересный альбом там же. Я его разглядывал, с большим интересом, надеюсь и вам, будет тоже интересно.
Фотографии очень старые и сканер не самый лучший, прошу за качество сильно не ругать.


Выдержка из АННОТАЦИИ.
На опытно-конструкторскую работу по созданию грузовых автомобилей-тягачей семейства КамАЗ-4310.

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 ноября 1967 года за №1084 и приказа министра автомобильной промышленности №109 Московским автомобильным заводом им И.А.Лихачева выполнена работа по проектированию, изготовлению и испытаниям опытных образцов автомобилей-тягачей семейства КАМАЗ-4310.

Опытно-конструкторские работы выполнялись в соответствии техническим заданиям, утвержденных министром автомобильной промышленности протоколом № Т3 025 035-68 и в сроки, установленные планом ОКР МинАвтоПрома в период 1969-1978.

Целью работы являлось создание на базе основного семейства трехосных (типа 6Х4) дизельных автомобилей КАМАЗ-5320 полноприводных автомобилей грузоподъемностью 5 Тонн (типа 6Х6), предназначенных для перевозки грузов, людей, монтажа спец.техники, буксировки прицепов и полуприцепов по всем видам дорог и местности.

Главные задачи при проектировании автомобилей состояли в получении наибольшей эффективности при эксплуатации в заданных условиях, высокой надежности и долговечности.

Для наиболее полного удовлетворяем требований основных потребителей было разработано семейство автомобилей в составе 6 модификаций с силовыми агрегатами ЯМЗ-740 мощностью 210 л.с. при 2600 Об/Мин с максимальным крутящим моментом 65 КГМ.М при 1400-1650 Об/Мин.
1. КАМАЗ _4310 (Базовая модель, имеющая грузовую платформу с задним откидным бортом и кабину без спального места)
2. КАМАЗ_43101 (Платформа с тремя откидными бортами, без спального места)
3. КАМАЗ_43102 (Платформа с тремя откидными бортами и кабина со спальным местом)
4. КАМАЗ_43103 (Платформа с задним откидным бортом и кабина со спальным местом)
5. КАМАЗ_43104 (Шасси без платформы и кабина без спального места)
6. КАМАЗ_4410 (Седельный тягач с кабиной со спальным местом)

Автомобили-тягачи семейства КАМАЗ -4310 конструктивно отработаны для массового производства. Конструкторская документация подготовлена для передачи КАМАЗУ.
Главный конструктор: А.М. Кригер
Зам.Главного конструктора-начальник КЭИР: В.И. Говоров
Нач.Бюро испытаний большегрузных полноприводных автомобилей: Н.Е.Каледин

Синяя армада: как «Камаз» стал единственным русским суперкаром


В автомобильном мире до сих пор не придумано лучшего способа проверки новых технологий и обкатки конструкторских решений, чем автоспорт. Из ралли, «Формулы-1» и кузовных чемпионатов под капоты гражданских автомобилей пришли компрессоры и турбины, непосредственный впрыск и системы рекуперации энергии, оттуда же рядовым водителям достались бесчисленные электронные ассистенты. Но если для производителей легковых машин наличие гоночных команд естественно и понятно, то в мире грузового транспорта все не так очевидно.

«Камазу» повезло — он подхватил автоспортивный «вирус» от своего волжского собрата «Автоваза». Переведенный из Тольятти в Набережные Челны решением министра на должность директора автосборночного завода Михаил Годзинской организовал там секцию ледовых гонок по аналогии с тольяттинской. Она стала очень популярной, и из нее вскоре выросло ежегодное ледовое ралли «Интер-директор» на легковых автомобилях — по сути тимбилдинг для директоров автомобильных заводов СССР и их иностранных партнеров.

На ралли приезжали, как сегодня сказали бы, топ-менеджеры со всей страны, а также поставщики деталей из Европы. Об уровне челнинских любителей автоспорта говорит тот факт, что, когда на заводе открылась еще и секция багги, пять ее членов вскоре вошли в сборную страны, а когда в Москве по аналогии с «Интер-директором» было организовано летнее ралли «Директор», его первым победителем стал руководитель Научно-технического центра «Камаза» Семен Якубов, будущий руководитель команды «Камаз-Мастер» и штурман экипажа Владимира Чагина.

В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар»
В январе 2018 года команда «Камаз-Мастер» одержала свою 15-ю победу в зачете грузовых автомобилей ралли «Дакар» / DR

«Грузовой спорт тогда уже существовал, и у нас на заводе была команда по кроссу, — вспоминает Якубов, — но после того как один из членов ЦК выступил в газете с критикой, мол, грузовики должны возить грузы, а не гоняться друг за другом, это направление прикрыли, и потом эти грузовики долго стояли в углу двора автосборочного завода. Потом была попытка соревнования в кольцевых гонках. Раскрашенные грузовики, девушки в купальниках — все побуждало к участию, и мы подготовили два автомобиля, но выше пятого места подняться не могли. Знаете, наша автомобильная промышленность не была лучшей в мире. Я понимаю, что не открыл для вас Америку, но мы это на себе почувствовали: двигатели наши были слабые, про электронику мы еще не слышали, у всех инжекторы, а у нас — карбюраторы, дисковые тормоза даже на легковые машины не ставили. Соревноваться было тяжело. И хотя мы завоевывали призы, но только зрительских сим­патий, все видели, как мы боролись. Мы проходили повороты в заносе, обходя соперников, но на прямых все равно отставали. И тут я узнал про «Дакар».

Увы, сразу попасть на гонку­ легенду не удалось. На «Дакаре» 1988 года произошла трагедия: уникальный грузовик DAF Turbo Twin с двумя моторами, каждый из которых управлял отдельной осью, попал в аварию, в которой погиб штурман. Тот DAF по ходу гонки раз­ гонялся до 200 км/ч и легко обгонял и грузовики, и легковые машины, но трагедия заставила организаторов ввести ограничения: в классе гру­ зовиков теперь могли участвовать только серийные модели. Так что первые международные старты раллийных «Камазов­-4310» состоялись на ралли «Ельч» и ралли «Обжектив Сюд», на каждом из них советские грузовики заняли второе и третье места. В 1990 году с определенными ограничениями разрешили участие грузовиков в «Дакаре».

«Камаз-Мастер» 4326

Классические суперкары способны поражать только на идеальных дорогах, но российский суперкар от «Синей армады» готов лететь не разбирая дороги. Пустыни и скалы, болота и снежные поля — все это для него естественная среда обитания. Вот какие технологии обеспечивают грузовику «Камаз-Мастер» превосходство на любом покрытии.

Двигатель

16-литровый V8 Liebherr D9508, мощностью 950 л. с. с крутящим моментом 4500 Нм. Первое время боевые машины использовали 305-сильные 11-литровые V8 «Камаз-7403», но в пожаре, уничтожившем завод двигателей, погибли и проходившие там подготовку боевые дакаровские агрегаты, поэтому команде пришлось временно перейти на 14-литровые 520-сильные Cummins N14-500E, после чего началась почти 20-летняя эпоха моторов Ярославского и Тутаевского моторных заводов — ЯМЗ и ТМЗ 7Э846/7/8, объемом 18 л, мощностью 850 л. с. и с крутящим моментом 2700 Нм (модификации этих двигателей можно встретить на карьерных самосвалах «Белаз», речных буксирах и локомотивах). Тяжелые и прожорливые, но неубиваемые и всеядные, они легко справлялись с любым топливом и были заменены только после введения на «Дакаре» ограничения на объем. На смену им пришли 13-литровый Cummins ISZ-13 и 16-литровый Liebherr D9508, мощностью 920 и 980 л. с. соответственно. Моторы «Камаз-Мастер» закупает серийные, после чего форсирует и перестраивает моторы в своем Научно-техническом центре. О масштабе доработок гово- рит тот факт, что после них мощность возрастает примерно в два раза.

Масса

10,2 тонны. Для сравнения: первый грузовик весил 10,5 тонны, а был в истории команды и 12-тонный монстр. Чтобы сделать машину легче, идут на всевозможные хитрости — например, обрезают болты, которыми крепятся колеса. Минимально разрешенная по регламенту масса — 8,5 тонны.

Кабина

Замена кабины по ходу гонки запрещена, при этом менять двигатель, оси, трансмиссию и другие ключевые детали можно. На стадии проектировки грузовика размер и расположение кабины зависит от выбранного двигателя. В ближайшее время место немецкого мотора займет камазовский, который сейчас проходит последние испытания.

Радиатор

Январь в Южной Америке более жаркий, чем в Африке. Поэтому система охлаждения была переделана, ведь от температуры масла зависит скорость машины.

Как появился КамАЗ (Много ФОТО)


Сейчас мало кто помнит о том, что этот автомобиль создавали и испытывали сотрудники ЗИЛа: прототип назывался ЗИЛ-170, а двигатель для него готовил Ярославский моторный завод. Опытный образец был готов еще в 1968 году!

16 февраля 1976 года, с конвейера только что построенного Камского автозавода сошел первый грузовик марки КамАЗ. На его борту было написано: «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».



Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание 10 модификаций большегрузных авто с колесной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 т и шести полноприводных.


Разработав семейство автомобилей ЗИЛ-133, запуск которого в производство по разным причинам откладывался, КЭО "ЗИЛ" в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2), аналогичных по классу ЗИЛ-133.

В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов, выбор главного конструктора по грузовым автомобилям ЗиЛа Анатолия Маврикиевича Кригера пал на американский «International» серии 220.

International COF-220 (1962-1966).




Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что Кригер уже был знаком с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150.


Бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной; мощный дизельный двигатель; пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления; 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую; многоконтурная пневматическая тормозная система; блокируемый межосевой дифференцал; рулевое управление с гидроусилителем; возможность работы в составе автопоезда — качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.

В версии ЗиЛа кабина приобрела немного другие, более прямоугольные формы и изящный передок, с такой привычной нам решеткой воздухозаборника в правой части.
ЗиЛ-175


ЗиЛ-170 на ВДНХ 1969 год.


Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич—Рыбинск.


За четверть века дизайн и конструкция машин почти не изменились.


Но ЗиЛ-170 никогда не строился серийно на родном заводе.

К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики. Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах. В директивах XXIV съезда КПСС говорилось: «Требуется создать комплекс автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах…»

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению (близость железной дороги и прочие факторы) подошёл как место для будущего автозавода. Кроме того, организация "Камгэсэнергострой" справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.


Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков.

Прототип грузовика КамАЗ-5320 (ЗиЛ-170) с кабиной со спальным местом на испытаниях.


"КамАЗ" заводской сборки на испытаниях.


После строительства на новый Камский автомобильный завод и была передана документация на новый грузовик, знакомый нам как КамАЗ.


В мае 1974 года на КамАЗе в экспериментальном цехе управления главного конструктора был собран первый двигатель, а конвеерное производство собственными силами, но еще по временной технологии, началось в декабре 1975 года. Первые 5 грузовиков КамАЗ-5320 сошли с главного сборочного конвейера, работавшего еще только в пуско–наладочном режиме, 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии были украшены лозунгом «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».


Пока коллектив КамАЗа продолжал сборку автомобилей на главном конвейере в наладочном режиме из деталей, полученных в процессе пуско-наладки технологического оборудования, правительство утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки. 29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. К концу 1976 года было выпущено 5000 автомобилей, в числе которых были КамАЗ-5320, его модификации и cедельный тягач КамАЗ-5410. Производство шасси для самосвала КамАЗ-5511 началось в 1977 году. Все эти модели имели схожую конструкцию и во многом были унифицированы.

Модельный ряд КамАЗ:

крупнотоннажные 5410, 5411, 5415, 5425, 5320, 5321, 5360, 5510, 5511, 4310, 4311, 6511

Читайте также: