Карина среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с увеличением абсолютной высоты

Обновлено: 06.07.2024

28 вопрос ОГЭ география

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 7 января 2011 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Маша: "Температура воздуха понижается с увеличением высоты местности."

2) Даша: "Температура воздуха повышается при движении с запада на восток."

3) Гриша: "Зимой продолжительность дня увеличивается при движении с востока на запад."

4) Пётр: "Зимой продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север."

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Саша: Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая амплитуда температур.

2) Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки.

3) Иван: Чем ближе к Атлантике, тем теплее в июле.

4) Петр: Чем дальше на северо-запад, тем теплее в январе.

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 5 февраля 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Света: "При движении с юга на север увеличивается продолжительность дня."

2) Маша: "Температура воздуха понижается при движении с запада на восток."

3) Наташа: "При движении с востока на запад уменьшается высота Солнца над горизонтом."

4) Пётр: "При движении с севера на юг увеличивается высота Солнца над горизонтом."

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних наблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Валерия: "Чем выше расположен пункт, тем меньше в нём среднегодовое количество атмосферных осадков".

2) Анна: "Среднее количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток".

3) Герман: "При движении из Европейской части России в Азиатскую зима становится холоднее".

4) Мария: "Чем ниже расположен пункт, тем теплее там зимой".

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, стали участниками единого образовательного проекта. Результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках своих городов, они обмениваются. 21 марта в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом, зафиксировали температуру воздуха и высоту снежного покрова. Результаты этих наблюдений приведены в таблице.

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Температура воздуха падает с высотой.

2) Высота снежного покрова зависит от абсолютной высоты местности.

3) Высота Солнца над горизонтом изменяется в зависимости от географической широты местности.

4) Температура воздуха изменяется в течение суток.

Школьники при подготовке реферата по географии Китая нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и другие климатические показатели, полученные на метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Метеостанции расположены на одной широте. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Даниил: "Чем ближе к Тихому океану расположен пункт, тем июль там более тёплый".

2) Анастасия: "Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с уменьшением абсолютной высоты пункта".

3) Сергей: "Чем западнее расположен пункт, тем январь там более холодный".

4) Вера: "В июле количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток".

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, стали участниками единого образовательного проекта. Результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках своих городов, они обмениваются. Результаты этих наблюдений приведены в таблице.

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

Выполни задание, используя знания, необходимые в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой

Географии- ческие координаты

Высота над уровнем моря, м

Температура воздуха в июле, o C

Температура воздуха в январе, o C

64 о с.ш.
100 о в.д.

31 о с.ш.
100 о в.д.

16 о с.ш.
100 о в.д.

Учащиеся проанализировали все найденные данные с целью обнаружить закономерность в изменении температуры воздуха. У всех учащихся выводы получились разные. Чей вывод верный?

1) Оксана. На экваторе температура воздуха в течение года всегда самая высокая.

2) Ксения. В июле чем ближе к экватору, тем температура воздуха выше.

3) Вадим. Чем выше над уровнем моря, тем температура воздуха ниже.

4) Андрей. На экваторе разница между летними и зимними температурами наименьшая.

Прочтите текст и ответьте на вопрос:

Учащиеся разных городов России, 21 марта, в полдень по солнечному времени (во всех городах действует московское время), определили высоту Солнца над горизонтом и температуру воздуха. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Координаты пункта наблюдения

Высота Солнца над горизонтом

Температу-ра воздуха, ºС

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

1) Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-запада на юго-восток.

2) Высота Солнца изменяется в зависимости от географической широты местности

3) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения

4) Температура воздуха изменяется в течение суток.

Прочтите текст и ответьте на вопрос:

Для доклада о климатообразующих факторах школьники нашли в Интернете данные четырех метеостанций Венесуэлы, расположенных примерно на одной широте. Эти данные представлены в следующей таблице.

Высота над уровнем моря, м

Средняя темпе­ратура воздуха, o C

Среднегодовое количество осадков, мм

10 о с.ш. 71 о з.д.

10 о с.ш. 69 о з.д.

10 о с.ш. 66 о з.д.

10 о с.ш. 64 о з.д.

Учащиеся проанализировали все найденные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Карина: «Среднегодовое количество осадков постепенно увеличивается с увеличением абсолютной высоты пункта»;

2) Катя: «Постепенное увеличение среднегодового количества атмосферных осадков связано с движением на запад»;

3) Павел: «Средняя температура воздуха постепенно снижается при движении на запад»;

4) Леонид: «Средняя температура воздуха постепенно понижается при подъеме вверх».

Прочтите текст и ответьте на вопрос:

Школьники делали доклад о климатообразующих факторах. Они нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Они взяли данные четырех пунктов наблюдений, расположенных в Мексике. Эти данные представлены в следующей таблице.

Атмосферные осадки

Атмосферными осадками называется влага, выпавшая на поверхность из атмосферы в виде дождя, мороси, крупы, снега, града. Осадки выпадают из облаков, но не каждое облако дает осадки. Формирование осадков из облака идет за счет укрупнения капель до размеров, способных преодолеть восходящие токи и сопротивление воздуха. Укрупнение капель идет за счет слияния капель, испарения влаги с поверхности капель (кристаллов) и конденсации водяного пара на других.

Формы осадков:

  1. дождь – имеет капли размером от 0,5 до 7 мм (в среднем 1,5 мм );
  2. морось – состоит из маленьких капель размером до 0,5 мм ;
  3. снег – состоит из шестигранных кристаллов льда, образовавшихся в процессе сублимации;
  4. снежная крупа – округлые ядрышки диаметром 1 мм и более, наблюдается при температурах близких к нулю. Крупинки легко сжимаются пальцами;
  5. ледяная крупа – ядрышки крупы имеют обледеневшую поверхность, их трудно раздавить пальцами, при падении на землю они подскакивают;
  6. град – крупные кусочки льда округлой формы размерами от горошины до 5- 8 см в диаметре. Вес градин в отдельных случаях превышает 300 г , иногда может достигать нескольких килограмм. Град выпадает из кучево-дождевых облаков.

Виды осадков:

  1. Обложные осадки – равномерные, длительные по продолжительности, выпадают из слоисто-дождевых облаков;
  2. Ливневые осадки – характеризуются быстрым изменением интенсивности и непродолжительностью. Они выпадают из кучево-дождевых облаков в виде дождя, нередко с градом.
  3. Моросящие осадки – в виде мороси выпадают из слоистых и слоисто-кучевых облаков.

gko

Распределение годовых сумм осадков (мм) (по С.Г. Любушкинй и др.)

(линии на карте, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков за определенный период времени (например, за год), называются изогиетами)

Суточный ход осадков совпадает с суточным ходом облачности. Выделяются два типа суточного хода осадков – континентальный и морской (береговой). Континентальный тип имеет два максимума (в утренние часы и после полудня) и два минимума (ночью и перед полуднем). Морской тип – один максимум (ночью) и один минимум (днем).

Годовой ход осадков различен на разных широтах и даже в пределах одной зоны. Он зависит от количества тепла, термического режима, циркуляции воздуха, удаленности от побережий, характера рельефа.

Наиболее обильны осадки в экваториальных широтах, где годовое их количество (ГКО) превосходит 1000- 2000 мм . На экваториальных островах Тихого океана выпадает 4000- 5000 мм , а на подветренных склонах тропических островов до 10 000 мм . Причиной обильных осадков являются мощные восходящие токи очень влажного воздуха. К северу и югу от экваториальных широт количество осадков уменьшается, достигая минимума на 25-35º, где среднегодовое значение не превышает 500 мм и уменьшается во внутриконтинентальных районах до 100 мм и менее. В умеренных широтах количество осадков несколько увеличивается ( 800 мм ). В высоких широтах ГКО незначительно.

ОГЭ задание 3
тренажёр по географии (9 класс)

Хромова Наталья Александровна

ЗАПОМНИ! При движении с запада на восток климат становится более континентальным – осадков меньше, зима холоднее. Чем дальше на север: летом – день длиннее, зимой – ночь, за Полярным кругом (66, 5 * с.ш.) – полярный день и полярная ночь. При движении с севера на юг (в РФ) угол падения солнечных лучей увеличивается – увеличивается и кол-во солнечной радиации (в любое время года). 3. На Дальнем Востоке климат муссонный и морской.

Расположите перечисленные регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наименее плодородны. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Республика Карелия 2) Ямало-Ненецкий АО 3) Ставропольский край Ответ: 213

Важным показателем комфортность природных условий для жизни людей является продолжительность полярной ночи (дня). Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени продолжительности полярной ночи в них, начиная с города с наименьшей продолжительностью полярной ночи или с города, в котором полярной ночи не бывает. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Мурманск 2) Воркута 3) Салехард Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории, начиная с региона с наибольшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Сочи 2) Ставрополь 3) Нижний Новгород Ответ: 132

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с региона с наибольшим коэффициентом увлажнения. 1) Мурманская область 2) Республика Калмыкия 3) Иркутская область Ответ: 132

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Якутск 2) Пермь 3) Ростов-на-Дону Ответ: 123

Комфортность климатических условий для жизни людей во многом определяется степенью континентальности климата. Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени континентальности климата в них, начиная с города с наименее континентальным климатом. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Абакан 2) Тюмень 3) Казань Ответ: 321

Важным показателем комфортность природных условий для жизни людей является продолжительность полярной ночи (дня). Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени продолжительности полярной ночи в них, начиная с города с наименьшей продолжительностью полярной ночи или с города, в котором полярной ночи не бывает. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Анадырь 2) Салехард 3) Норильск Ответ: 123

Расположите перечисленные ниже города России в порядке увеличения среднегодового количества выпадающих на их территории атмосферных осадков, начиная с города с наименьшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Южно-Сахалинск 2) Нижний Новгород 3) Астрахань Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Челябинск 2) Якутск 3) Калининград Ответ: 213

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Иркутск 2) Казань 3) Калининград Ответ: 123

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Мурманск 2) Чита 3) Смоленск Ответ: 231 У берегов Мурманска теплое течение

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке увеличения средней продолжительности безморозного периода на их территории, начиная с региона с наименьшей продолжительностью безморозного периода. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Краснодарский край 2) Республика Татарстан 3) Ненецкий АО Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Норильск 2) Мурманск 3) Калининград Ответ: 123

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с региона с наибольшим коэффициентом увлажнения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Хабаровский край 2) Республика Татарстан 3) Республика Калмыкия Ответ: 123

Расположите перечисленные ниже города России в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков, выпадающих в них, начиная с города с наименьшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Калининград 2) Москва 3) Элиста Ответ: 321

Важным показателем комфортность природных условий для жизни людей является продолжительность полярной ночи (дня). Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени продолжительности полярной ночи в них, начиная с города с наименьшей продолжительностью полярной ночи или с города, в котором полярной ночи не бывает. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ханты-Мансийск 2) Нарьян-Мар 3) Мурманск Ответ: 123

Расположите перечисленные ниже города России в порядке повышения средней многолетней температуры воздуха самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой воздуха. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Якутск 2) Екатеринбург 3) Москва Ответ: 123

Расположите перечисленные регионы России по степени увеличения абсолютной высоты наивысшей отметки их территории, начиная с региона, имеющего самую низкую отметку высоты. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Кабардино-Балкарская Республика 2) Забайкальский край 3) Астраханская область Ответ: 321

Расположите перечисленные регионы России по степени увеличения абсолютной высоты наивысшей отметки их территории, начиная с региона, имеющего самую низкую отметку высоты. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Алтайский край 2) Ямало-Ненецкий АО 3) Республика Татарстан Ответ: 231

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке увеличения среднего количества суммарной солнечной радиации, поступающей на 1 м 2 горизонтальной поверхности их территории в январе, начиная с региона с наименьшим количеством суммарной солнечной радиации в январе. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ленинградская область 2) Нижегородская область 3) Ставропольский край Ответ: 123 При движении с севера на юг становится теплее (увеличивается кол-во солнечной радиации)

Важным показателем комфортность природных условий для жизни людей является продолжительность полярной ночи (дня). Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени продолжительности полярной ночи в них, начиная с города с наименьшей продолжительностью полярной ночи или с города, в котором полярной ночи не бывает. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Воркута 2) Мурманск 3) Сыктывкар Ответ: 312

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке уменьшения среднегодового количества атмосферных осадков на их территории, начиная с региона с наибольшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Камчатский край 2) Смоленская область 3) Республика Калмыкия Ответ: 123

Комфортность климатических условий для жизни людей во многом определяется степенью континентальности климата. Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени континентальности климата в них, начиная с города с наименее континентальным климатом. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ульяновск 2) Томск 3) Кызыл Ответ: 123

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с региона с наибольшим коэффициентом увлажнения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Сахалинская область 2) Курская область 3) Волгоградская область Ответ: 123

Комфортность климатических условий для жизни людей во многом определяется степенью континентальности климата. Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени континентальности климата в них, начиная с города с наименее континентальным климатом. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Смоленск 2) Якутск 3) Челябинск Ответ: 132

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке увеличения средней продолжительности безморозного периода на их территории, начиная с региона с наименьшей продолжительностью безморозного периода. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ростовская область 2) Пермский край 3) Мурманская область Ответ: 231

Комфортность климатических условий для жизни людей во многом определяется степенью континентальности климата. Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени континентальности климата в них, начиная с города с наименее континентальным климатом. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Чита 2) Омск 3) Петрозаводск Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже регионы России по степени увеличения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с региона с самым низким коэффициентом увлажнения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Мурманская область 2) Московская область 3) Ставропольский край Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже регионы России по степени увеличения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наименее плодородны. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ставропольский край 2) Ярославская область 3) Магаданская область Ответ: 321

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наиболее плодородны. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Республика Коми 2) Московская область 3) Ростовская область Ответ: 321

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения абсолютной высоты наивысшей отметки их территории, начиная с региона, имеющего наибольшую отметку высоты. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Карачаево-Черкесская Республика 2) Ханты-Мансийский округ 3) Свердловская область Ответ: 132

Расположите перечисленные ниже города России в порядке увеличения среднегодового количества атмосферных осадков, выпадающих в них, начиная с города с наименьшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Южно-Сахалинск 2) Астрахань 3) Смоленск Ответ: 231

Расположите перечисленные ниже регионы России в порядке увеличения средней продолжительности сохранения ледового покрова на реках, начиная с региона с наименьшей средней продолжительностью сохранения ледового покрова на реках. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Красноярский край 2) Республика Башкортостан 3) Волгоградская область Ответ: 321

Расположите перечисленные регионы России по степени увеличения абсолютной высоты наивысшей отметки их территории, начиная с региона, имеющего самую низкую отметку высоты. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Алтайский край 2) Астраханская область 3) Республика Башкортостан Ответ: 231

Расположите перечисленные ниже города России в порядке увеличения среднегодового количества выпадающих на их территории атмосферных осадков, начиная с города с наименьшим количеством осадков. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Сочи 2) Воронеж 3) Элиста Ответ: 321

Расположите перечисленные ниже регионы России по степени увеличения коэффициента увлажнения на их территории, начиная с региона с самым низким коэффициентом увлажнения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Ямало-Ненецкий АО 2) Тамбовская область 3) Республика Калмыкия Ответ: 321

Расположите перечисленные регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона, почвы которого наиболее плодородны. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1) Краснодарский край 2) Ханты-Мансийский автономный округ –Югра 3) Владимирская область Ответ: 132

Презентация, доклад Материалы к заданиям№ 28 и 29 ОГЭ география

Презентация Материалы к заданиям№ 28 и 29 ОГЭ география, предмет презентации: География. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Материалы к заданиям № 28, 29.

Материалы к заданиям № 28, 29.

Учащиеся проанализировали найденные данные с целью обнаружить закономерность в изменении температуры воздуха. У всех учащихся выводы получились разные. Чей вывод верный?
1)Григорий: "Чем ближе к экватору, тем меньше разница температур воздуха между январём и июлем".
2)Дмитрий: "Чем выше над уровнем моря, тем температура воздуха ниже".
3)Ольга: "Летом, чем ближе к экватору, тем теплее".
4)Анастасия: "На экваторе в течение года всегда самая высокая температура воздуха".

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г.

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными, полученными на местных метеостанциях 22 января 2013 г. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

1) Михаил: «Среднесуточная температура воздуха понижается при движении с запада на восток».
2) Иван: «Чем меньше продолжительность дня, тем ниже среднесуточная температура воздуха».
3) Пётр: «Продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север».
4) Елена: «Высота Солнца над горизонтом уменьшается при движении с запада на восток».

В каком из перечисленных городов 1 мая продолжительность светового дня будет наибольшей?1) Воронеж2) Рязань3) Уфа4) Вологда

В каком из перечисленных городов 1 мая продолжительность
светового дня будет наибольшей?

1) Воронеж
2) Рязань
3) Уфа
4) Вологда

1) Клара: «Для всех пунктов характерен летний максимум атмосферных осадков».2) Александр: «Среднегодовое количество атмосферных осадков уменьшается при

1) Клара: «Для всех пунктов характерен летний максимум атмосферных осадков».
2) Александр: «Среднегодовое количество атмосферных осадков уменьшается при движении с запада на восток, в центр Евразии».
3) Вероника: «Чем ближе к Атлантическому океану расположен пункт, тем лето более жаркое».
4) Михаил: «Летом количество атмосферных осадков зависит от температуры воздуха – чем выше температура, тем больше осадков выпадает».

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений.

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные.
1)Маша: "Чем дальше на юго-восток, тем меньше среднегодовое количество осадков."
2)Фёдор: "Чем дальше на юго-восток, тем ниже средние температуры воздуха в январе."
3)Саша: "Чем выше расположен пункт, тем больше в нём выпадает атмосферных осадков."
4)Яна: "Чем севернее, тем холоднее в январе."

1)Владимир: "Чем ниже расположена метеостанция, тем температура воздуха на ее территории ниже".
2)Даниил: "На экваторе температура воздуха и летом, и зимой самая высокая".
3)Элеонора: "Зимой температура воздуха уменьшается при движении от экватора к полюсам".
4)Диана: "В июле, если двигаться от экватора к Северному полюсу, температура воздуха постепенно понижается".

В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?1)

В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
1) Воронеж
2) Саратов
3) Орск
4) Астана

Школьники делали доклад о климатообразующих факторах. Они нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в Венесуэле

Школьники делали доклад о климатообразующих факторах. Они нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в Венесуэле в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице

1) Карина: «Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается с увеличением абсолютной высоты пункта».
2) Екатерина: «Увеличение среднегодового количества атмосферных осадков связано с движением с востока на запад».
3) Павел: «Средняя температура воздуха июня постепенно понижается при движении с востока на запад».
4) Леонид: «Средняя температура воздуха января постепенно понижается с увеличением абсолютной высоты пункта».

На какой из перечисленных метеостанций 21 марта Солнце раньше всего по времени Гринвичского меридиана поднимается над горизонтом?1)

На какой из перечисленных метеостанций 21 марта Солнце раньше всего по времени Гринвичского меридиана поднимается над горизонтом?
1) А
2) В
3) С
4) D

Школьники нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и других климатических показателях, полученные

Школьники нашли в Интернете данные о средних температурах воздуха в июле и январе и других климатических показателях, полученные на разных метеостанциях, расположенных в Австралии на одном меридиане, но на разных широтах, в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

1) Наталья: "Чем ниже расположен пункт, тем больше годовая амплитуда температур."
2) Виктор: "Чем ближе к экватору расположен пункт наблюдения, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков."
3) Артур: "Чем теплее июль, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков.4) Софья: "Чем ближе к экватору, тем средняя температура воздуха в январе выше."

Вариант 12

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий: 8 заданий с выбором варианта ответа из четырёхов предложенных, 19 заданий с записью последовательности цифр или слова (словосочетания) и 3 задания (12,28,29) с развернутым ответом . На выполнение работы по географии отводится 2,5 часа (150 минут).

Какая из перечисленных пустынь находится в Южной Америке?

Вставьте название государства на место пропуска.

Одним из приграничных субъектов РФ является Мурманская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с двумя государствами. Запишите название того государства, с которым Россия имеет наименьшую по протяженности сухопутную границу. _______________.

Запишите перечисленные регионы России в порядке увеличения максимальной абсолютной высоты их территории, начиная с региона с наименьшей максимальной абсолютной высотой. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

1) Мурманская область

2) Кабардино-Балкарская Республика

Заповедник «Кивач» расположен на территории

1) Воронежской области

2) Алтайского края

3) Республики Карелия

4) Камчатского края

Задания 5 и 6 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды

Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

Вариант 12

Определите по карте погоды, в каком из перечисленных городов, показанных на карте, вероятно существенное потепление?

Вариант 12

Определите, какой город имеет географические координаты 48° с.ш. 107° в.д.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Вариант 12

Задания 9-12 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты

Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до точки № 2. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Вариант 12

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки № 2 до школы. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ____ градуса.


На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенного на основе фрагмента топографической карты местности по линии А—В учащимися. Какой из профилей построен верно?

1) Вариант 12

2) Вариант 12

3) Вариант 12

4) Вариант 12

Вариант 12

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.


Средняя солёность вод Атлантического океана в тропических и субтропических широтах составляет 37,25%о. Определите, сколько грамм солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.

Сухие ветры — суховеи — образуются в результате трансформации воздушных масс арктического происхождения или выноса воздуха с районов пустынь. При суховеях температура всегда выше 25 °С (иногда превышает 35—40 °С) и относительная влажность ниже 30%, скорость ветра от 5 до 20 м/с или более. Для каких двух из перечисленных регионов России характерны суховеи?

1) Оренбургская область

2) Смоленская область

3) Республика Коми

4) Республика Карелия

5) Ставропольский край

Какие две из перечисленных причины являются причинами обезлесения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные причины обезлесения?

1) выжигание джунглей для освобождения земли под посевные поля

2) глобальное изменение климата

3) снижение почвенного плодородия

4) хозяйственная деятельность человека

5) уничтожение озонового слоя атмосферы

Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведённого ниже текста

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Антон: «Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток».

2) Петр: «Континентальность климата уменьшается в направлении с юга на север».

3) Ольга: «Температура воздуха в июле увеличивается при движении с севера на юг».

4) Анна: «Температура воздуха в январе увеличивается при движении с севера на юг».

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях.

Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Вариант 12

В каком из перечисленных пунктов наблюдения 22 декабря продолжительность светового дня меньше?

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях.

Собранные ими данные представлены в следующей таблице.


Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.



Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Республика Бурятия

2) Мурманская область

3) Калининградская область

Запишите цифры в правильной последовательности.

Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

Б) Побывав в нашем регионе можно увидеть святыню многих азиатских народов, храм девственной дикой природы, место силы, одно из 15 глубочайших озёр планеты с кристально чистой водой — Телецкое озеро.

1) Владимирская область

2) Ленинградская область

3) Республика Алтай

4) Республика Дагестан

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В каких двух из приведённых высказываний содержится информация об иммиграции? Запишите цифры, под которыми указаны эти высказывания.

1) После 1905 года был разрешен выезд из России на «заработки», после чего поток трудовых мигрантов увеличился.

2) В период 1948–1990 годов из СССР также выехало около полумиллиона граждан, в число которых входили и высылаемые из страны диссиденты.

3) После распада СССР значительное число русскоязычного населения Ближнего зарубежья переселилось в Россию.

4) После открытия «железного занавеса» в конце ХХ века Россию покинуло значительное число людей.

5) Из Литвы переехало 23 522 человека в ЕС за период с 2014 по 2016 гг..

Задания 22 и 23 выполняются с использованием статистических данных

В каком году из показанных на графике смертность населения в России была наименьшей?

Ответ запишите в виде числа.

Ответ: __________ г.

Общие показатели рождаемости и смертности

Вариант 12

Общие показатели рождаемости и смертности

Вариант 12

Определите величину естественного прироста населения России в 2000 г. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: _____ тыс. человек

Общие показатели рождаемости и смертности

Вариант 12

В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

2) Рязанская область

3) Республика Башкортостан

4) Камчатский край

5) Хабаровский край

Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения.

Запишите получившуюся последовательность цифр.

В каких двух из перечисленных городов России работают крупные ГЭС?

4) Набережные Челны

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.

Задания 27-29 выполняются с использованием приведённого ниже текста

В какой стране произошло наводнение? Запишите в ответ название этой страны.

Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой произошло наводнение?

Объясните, что являлось главной причиной такого резкого подъёма воды в реке Чао Прая?

Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена на юге Европейской части России. Особенностью её- ЭГП является выход к морю. Рельеф преимущественно равнинный — большая часть территории расположена в пределах низменности. На территории области имеются крупные месторождения природного газа и поваренной соли.

Среднее годовое количество атмосферных осадков (мм)


С помощью карты сравните среднегодовое количество атмосферных осадков в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите эти точки в порядке увеличения количества осадков, выпадающих в них.

Среднее годовое количество атмосферных осадков (мм)


73 Начало формы В каком из перечисленных высказываний содержится информация о климате территории? 1) До конца текущей недели в Красноярском крае сохранятся сильные морозы. 2) Лето в Якутске жаркое, а зима, напротив, очень морозная, малоснежная. 3) В ближайшие дни атлантический циклон принесёт потепление и атмосферные осадки в Уральский регион. 4) Прошедшие на этой неделе в Москве снегопады стали одними из самых сильных за эту зиму. Конец формы
74 Начало формы В каком из перечисленных высказываний содержится информация о климате территории? 1) В конце недели в Иркутской области температура ночью будет понижаться до –51С°. 2) Вчера в Москве день был жаркий и безоблачный, но ночью опустился туман и выпала роса. 3) Летом муссоны приносят большое количество атмосферных осадков на территорию страны. 4) Изменение температуры воздуха на побережье завтра будет сопровождаться изменением направления ветра и выпадением атмосферных осадков. Конец формы

75 Начало формы Проанализируйте климатограмму и определите, для какого из перечисленных городов характерен климат, характеристики которого отражены в климатограмме.
1) Магадан 2) Смоленск 3) Чита 4) Волгоград Конец формы

75 Начало формы

Определите, какое атмосферное давление будет наблюдаться на вершине горы высотой 700 метров, если у её подножья его значение составляет 760 мм рт. столба и известно, что давление изменяется на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Повышенное атмосферное давление характерно для погодных условий территорий, находящихся под влиянием

1) циклонов

2) антициклонов

3) холодных атмосферных фронтов

4) тёплых атмосферных фронтов

77Начало формы Устойчивая малооблачная погода характерна для территорий, находящихся под влиянием 1) холодных атмосферных фронтов 2) тёплых атмосферных фронтов 3) циклонов 4) антициклонов Конец формы

В каком из обозначенных на рисунке буквами пунктов будет выпадать наименьшее количество атмосферных осадков?


1) А 2) В 3) С 4) D

Приведите пример климатического пояса, в пределах которого в течение года сменяются два типа воздушных масс.

Начало формы
80 Установите соответствие между климатическим поясом и природной зоной, образующейся в его пределах. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

81 Начало формы

Приведите пример климатического пояса, в пределах которого круглый год господствуют воздушные массы одного и того же типа.

Начало формы
82Установите соответствие между климатическим поясом и природной зоной, образующейся в его пределах. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

85 Начало формы

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Итоговые задания после §41

Стратосфера — это слой атмосферы, лежащий над тропосферой до высоты 55 км. В стратосфере воздух более разреженный, чем в тропосфере. В ней почти не образуется облаков, так как очень мало водяного пара. Температура воздуха здесь растет с высотой и у верхней границы близка к 0°С.

Выше стратосферы выделяется еще несколько атмосферных слоев, которые постепенно переходят в безвоздушное пространство. Воздух здесь сильно разрежен. Велико влияние космического излучения. Именно в верхних слоях атмосферы наблюдается полярное сияние.

2. Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна?

Жизнь на Земле без атмосферы была бы невозможна. Атмосфера обеспечивает живые организмы кислородом и влагой, защищает Землю от космического излучения и метеоритов. Атмосфера препятствует сильному перегреву и охлаждению поверхности

5. С какой целью вычисляют среднюю годовую температуру воздуха?

Значение средней годовой температуры отражает температурный режим территории. Помогает сравнивать температуры разных территорий. Среднегодовая температура дает возможность отследить температурные изменения на Земле в течение заданного периода.

6. Как температура воздуха зависит от географической широты?

Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. На области вокруг полюсов за год приходится в 10 раз меньше тепла, чем на области близ экватора. Из-за слабого нагревания поверхности меньше нагревается и атмосфера, что ведет к понижению температуры воздуха. Средняя годовая температура близ экватора +25-26°С. В самых же холодных местах Земли — в Антарктиде, в Гренландии, на севере Евразии она ниже — -10°С.

7. Почему, чем дальше от экватора расположены горы, тем меньше высота образования их ледников?

Высота образования ледников зависит от температуры. Чем ниже температура воздуха в течение года на территории, тем ниже будет снеговая линия. Температура воздуха понижается в направлении от экватора к полюсам. Поэтому, чем дальше горы от экватора, тем ниже с гор будут спускаться ледники.

8. Какие по форме облака вы видели в небе? Используя наблюдения и рисунок 92, изобразите в тетради схему распространения облаков на разных высотах.

Облака по форме бывают перистыми, в виде сплошной пелены, гряд, массивов с плоским основанием.

9. Используя рисунок 117, расскажите об условиях образования облаков, из которых выпадают интенсивные осадки.

Интенсивные осадки выпадают из слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков. Кучевые облака образуются в результате охлаждения воздуха при восходящем движении при сильно развитой термической или динамической конвекции. В них образуются грозы, выпадают ливневые осадки. Слоисто-дождевые облака вызывают выпадение обложных осадков (дождя или снега). Образуются вследствие охлаждения воздуха при его восходящем движении вдоль наклонной фронтальной поверхности вблизи линии фронта.

10. Используя данные таблицы, постройте в тетради диаграмму распределения по месяцам атмосферных осадков в Москве. Подсчитайте их годовую сумму.

Среднемесячное количество осадков в Москве

Постройте в тетради диаграмму распределения по месяцам атмосферных осадков в Москве «Среднемесячное количество осадков в Москве»

11. От каких причин зависит атмосферное давление?

Атмосферное давление зависит от температуры воздуха и широты местности.

12. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

Давление воздуха измеряют специальным прибором — барометром.

13. Где атмосферное давление будет выше – на уровне моря, в глубине шахты или на вершине горы?

Атмосферное давление будет выше в глубине шахты.

14. Почему образуются ветры?

Причина ветра — различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.

15. По каким показателям муссоны отличаются от бризов?

Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.

16. Ветры каких направлений преобладают в вашей местности? Как влияют они на погоду зимой и летом?

На европейской части России преобладает западный перенос воздушных масс. Влияние Атлантического океана особенно велико летом. Преобладающее направление ветров – западное и северо-западное. Зимой западный перенос сохраняется. Могут проникать арктические воздушные массы с северными и северо-восточными ветрами.

17. Как человек использует ветер?

Человек издавна использовал силу ветра, строя ветряные мельницы и парусные суда. Ветер — экологически чистый источник получения энергии, поэтому сейчас с его помощью производят электроэнергию.

18. Что называется погодой? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?

Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте. В прогнозах погоды сообщают о температуре днем и ночью, осадках, атмосферном давлении.

19. Почему погода разнообразна и изменчива?

Главная причина изменения погоды — изменение температуры воздуха. Она влияет на все элементы погоды. Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление. С увеличением влажности воздуха возрастает облачность, а с изменением давления связано появление или исчезновение ветра. Таким образом, все элементы погоды тесно связаны между собой.

22. Что такое климат? Чем он отличается от погоды? Какие показатели используют для описания климата?

Климат территории — это характерный для нее многолетний режим погоды. В отличие от погоды, климат более устойчив и постоянен. Можно сказать, что погода меняется, а климат остается одним и тем же в течение многих десятилетий. Климат местности характеризуют с помощью средних многолетних показателей – температуры, осадков. Однако реальные показатели погоды могут сильно отличаться от средних многолетних величин. Поэтому климат на климатических картах характеризуют не только средними значениями показателей, но и приводят сведения о самых высоких и самых низких температурах, самом большом и самом маленьком количестве осадков за все время наблюдений.

23. В каком климатическом поясе находится ваша местность? Используя рисунок 133 и свои наблюдения, охарактеризуйте основные климатические показатели своей местности.

Основная часть территории России находится в умеренном климатическом поясе. Для умеренного пояса европейской части страны характерна мягкая зима с оттепелями, теплое лето и достаточное количество осадков.

24. Как вы понимаете выражение: «Нужен как воздух»? Как вы думаете, почему что-то значимое сравнивают именно с воздухом?

Выражение «нужен как воздух» используют в отношении жизненно важных вещей. Воздух – обязательное условие жизни всех живых организмов на Земле. Поэтому что-то значимое сравнивают именно с воздухом.

25. Назовите атмосферные явления, приносящие ущерб человеку и его хозяйству?

Ущерб человеку и его хозяйству приносят грозы, ливни, ураганные ветры, заморозки и засухи.

26. Почему атмосфера нуждается в охране? Узнайте, какие меры принимаются в вашей местности для охраны воздуха от загрязнения.

От состояния атмосферы зависит здоровье людей. С загрязнением атмосферного воздуха связаны такие опасные явления как смог и кислотные дожди. Таким образом, атмосфера нуждается в охране. В городах для охраны воздуха от загрязнений на промышленных предприятиях устанавливают очистные сооружения, высаживаются защитные зеленые полосы.

Читайте также: