Киев поникнет расплещется волга о каком событии идет речь

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Тестовые задания Первый вариант


а) княгиня Ольга отомстила за смерть князя Игоря:


б) крещение Руси произошло в:


в) автором «Поучения детям» является:

1) Владимир Святой

2) Владимир Мономах

3) Ярослав Мудрый


г) первая междоусобица на Руси возникла:

1) после гибели Святослава

2) после смерти Владимира Святого

3) при Ярославичах и Святополке Изяславиче

4) при правлении Мстислава Владимировича


2. По какому принципу образованы ряды?

а) церковь Богородицы (известная как Десятинная), Софийский собор, Золотые ворота

б) Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог


3. Что является лишним в ряду?

а) зависимое население Киевской Руси: смерды, закупы, холопы, рядовичи

б) договоры Руси с Византией были заключены в: 907 г., 911 г., 944 г., 962г.


4. Определите причины обращения к христианству:

а) ослабление власти киевского князя

б) неудачная попытка реформы язычества

в) трудность установления контактов с христианским миром

г) стремление Владимира Святого породниться с ви­зантийским императором

д) несоответствие языческой религии уровню развития русского общества

е) обострение борьбы между знатью и зависимыми кре­стьянами


5. Вставьте вместо пропусков:

а) Около ____года трое старших Ярославичей вместе с боярами составили письменный свод законов, на­званный «_________».

б) Из Киевской Руси вывозили в другие страны оружие из булата, _____ , _______, челядь, ______.


6. Расположите в хронологической последовательности:

а) первое появление половцев на границах Руси

б) княжение Ольги

в) борьба Ярослава Мудрого со Святополком Окаянным

г) княжеский съезд в Любече

д) княжение Владимира Святого е) поход князя Олега на Византию


7. Установите соответствие:

а) князь Святослав 1) запрещение долгового раб­ства

б) князь Владимир Мономах 2) разгром Хазарского каганата

3) завершение разгрома по­ловцев

4) дунайские походы

5) устранение княжеских усо­биц

6) победа над Волжской Бол­гарией

7) присоединение к Руси пле­мен вятичей и радимичей


8. 0 каком событие идет речь в этом фрагменте стихотво­рения?

. Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынка ждет их на выжженных ножнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник,

бражник и плужник по имени Леха.


9. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив знак плюс или минус:

1. В Киевском государстве господствовало натураль­ное хозяйство.

2. Княгиня Ольга — первая женщина-правительница Руси.

3. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между его сыновьями.

4. Князь Святослав успешно осуществлял оборону гра­ниц Руси от печенегов.

5. На вершине социальной лестницы Киевской Руси на­ходился царь.

6. В Киевской Руси существовал только один торго­вый соляной путь, который шел из Галича в Поднепровье.

7. Крестьянское население Руси по «Русской Правде» оказалось прикреплено к земле.

8. При Владимире I произошло крещение Руси.

9. В период правления Ярослава Мудрого был постро­ен Софийский собор в Киеве.

10. Крупнейшей победой Руси в княжение Ярослава Мудрого был разгром печенегов.

Киев поникнет расплещется волга о каком событии идет речь

Спасибо за участие.


Самосознание носителя любой культуры нередко определяют образы прошлого. Американский лингвист и писатель Пол Рассел в недавнем прошлом убедительно доказал это правило и для гей-культуры. Наверное, со времен английского драматурга и гея XVI в. Кристофера Мерлоу, а может быть и раньше, многие интеллектуальные представители общности искали среди исторических героев образы для подражания и даже составляли списки "лиц гомосексуальной ориентации - секретные метрики хода мировой истории, игнорируемые официальными историками. Люди неформальной сексуальной ориентации сохранили свою сущность в течение многих веков только благодаря тому, что всегда умели распознавать друг друга".
В своей книге Рассел приводит биографии множества гомосексуалов, сыгравших важную роль в истории и культуре Запада. Но что можно сказать о истории России? Нижинский, Феликс Юсупов, Дягилев и, конечно же, Чайковский и Давыдов - значение этих имен известно всем. Но хотелось бы присовокупить к ним еще один образ. Значение его для нашей культуры трудно недооценить, а потому несправедливым кажется то, что некоторые аспекты этой личности утеряны в массовом сознании. Речь идет о святом князе Киевской Руси - Борисе Владимировиче (988 - 1015).
Братья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Крестителя, были первыми и одними из самых любимых святых христианской Руси. Их житие стало началом русской художественной литературы - одним из первых ее произведений, сыгравших огромную роль для массового сознания народа. Образы святых братьев не утратили свое значение и в современной русской культуре, будучи увековечены в историческом романе Бориса Тумасова "Кровью омытые" и прекрасных стихах Бориса Чичибанина ("Ночью черниговской с гор араратских. "):

Киев поникнет, расплещется Волга
глянет Царьград обречено и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Вместе с тем, история яркой и недолгой жизни Бориса дает нам первый в отечественной истории пример нежной привязанности и любви двух мужчин, закончившейся трагическим самопожертвованием и их гибелью.
К сожаленью, и церковь, и историческая наука в основном рассматривали в биографии князя только один эпизод - его безвременную кончину. Причем, если первую интересовало следствие страшного события (как был убит Борис), то вторую - причины (кем был убит Борис). В этой слепой некромании и та, и другая нередко не замечали драматический момент разыгравшейся трагедии. Дружинник Бориса по имени Георгий пытался защитить князя своим телом, несмотря на всю тщетность своих намерений, и был погиб вместе с ним.
Классики исторической мысли хоть немного приоткрывают нам историю отношений этих людей. "Сей юный воин именем Георгий, родом из Венгрии, бел сердечно любим князем своим и в знак его милости носил на шее золотую гривну; корыстолюбивые убийцы не могли ее снять и для того отрубили ему голову", - пишет Николай Михайлович Карамзин.
Сегодня мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть доводов о характере этой дружбы. Может быть, она не носила выраженного эротического подтекста, но это не умаляет значение этих отношений для гей-культуры. В представлениях отдаленного прошлого событие имело значение только по соотнесению с библейским текстом, многие исторические события напрямую отождествлялись с библейскими прообразами. Трагедия безвинно погибших святых братьев уподоблялась легенде о Каине и Авеле. Однако история отношений Бориса и Георгия также удивительно схожа с историей любви Давида и Ионафана, вошедших в книгу Рассела. "На протяжении веков притча о Давиде и Ионафане, как правило, трактуется как история о гомосексуальной любви, и фраза "превыше любви женской" давным-давно стала эвфемизмом любви между мужчинами. Это влияние ощущается не столько благодаря подробностям самой притчи, сколько символизму этой дружбы, которая допускает существование крепкой, эмоциональной интимной связи между мужчинами".

Борис был любимым сыном Владимира, пользовался уважением народа и дружинников. Смелый и доблестный молодой человек, он возглавлял русское воинство и защищал страну от внешних врагов. Он отличался храбростью в битвах и политической мудростью. "Имея взор приятный и веселый", покорял всех любезностью и внешней красотой, "стройной и величественной". Отсутствие на Руси развитой скульптурной школы и презрение церкви ко всему телесному не позволили запечатлеть его внешность в скульптуре, где он вполне мог стать эталоном мужской красоты, совсем как Давид Микеланджело.
После смерти отца, когда многочисленные наследники боролись за престол, Борис легко мог захватить власть, поведя дружину на Киев, но отказался поднимать оружие против братьев. Спокойная жизнь в окружении любимых друзей и прежде всего Георгия скорее всего больше привлекала его сердце. По легенде, дружинники не оправдали его мягкость и отсутствие властолюбия и покинули князя на реке Альте, где стоял его военный лагерь. Что было дальше - неизвестно. Кто из братьев погубил Бориса, была ли битва с оставшимися верными воинами (о чем говорят западные источники) или убийцы действовали тайно (как гласят русские летописи) - ответить на эти вопросы с точностью история не может. 24 июля 1015 года - Борис и Георгий были убиты в княжеском шатре, где князь перед смертью читал псалмы Давида и молился за неразумных братьев, погрузивших страну в новую смуту.

Образы Бориса и Георгия для гей-культуры значимы по двум причинам. Во-первых, эти любящие друг друга воины опровергают навязчивое массовое представление о гомосексуалах, как о людях женоподобных. А во-вторых, что еще более важно, доказывает, что представитель гей-культуры может быть человеком верующим и более того святым. Подлинная христианская любовь в ее истинном понимании далекого прошлого вполне могла быть любовью мужчин. В этой связи не было ничего предосудительного, а самопожертвование Георгия доказывает ее искренность.
Жаль, что об отношениях Бориса и его дружинника известно так мало. То, что приоткрыли нам предание и история - лишь маленький этюд. Но этот этюд вполне может стать началом большой картины. История любви Бориса и Георгия наравне с историей их мученической смерти заслуживает того, чтобы стать материалом для поэзии, драматургии и кинематографа.

В качестве примера последнего утверждения автору хотелось бы привести собственное стихотворение. Конечно, ему далеко до замечательных поэтических строк Бориса Чичибанина, одного из самых ярких поэтов времен хрущевской Оттепели. Но попытка порой все же лучше, чем совсем ничего. Стихотворение ("Сказание") написано в канонах традиционной романтической поэзии, и поэтому в нем использованы некоторые старинные слова, придающие строкам колорит прошлого.

Сказание о Борисе и Георгии

На Альты темном берегу
Возмездьем лютому врагу
Стояла боевая рать,
Чтоб рубежи здесь охранять.
В предгрозовой тиши степей,
Далече от родных полей
Они не ведали тогда -
Иным путем придет гроза.

Тем войском правил князь Борис:
Был сердцем смел, душою чист.
И с твердой верою в Христа
Отвагою была полна
Его дружина. Князь любим
Был на Руси, и друг был с ним,
Известный именем святым -
Георгий.

Позволь, читатель, про него
Мне рассказать. Хотя всего
Порой нам ведать не дано
Мечтам виденье явлено:
Его лицо, и голос, взор,
С которым вел он разговор
С тем, кто всего милее был.

Чудесно-дивный блеск очей
Волшебной силою своей
Пленяли князя. Тонкий лик
Прекрасных черт его горит
Румянцем алым, как звезда,
Что на груди его была
Подарком друга вручена.

Чудесный ангел, и во сне
Не описать того, что мне
Порой так хочется сказать,
Но каждый волен представлять
Его теперь в своих мечтах,
Все милое в одно собрав.

Таков Георгий был тогда,
Как смутная пришла пора
На Русь Святую, и теперь
Здесь все враги, брат брату - зверь.
А что ж Борис? Ему родней
Георгий, а венец князей
Замене счастья не под стать.

"Когда бы чудеса любви
В одно мгновенье явлены
Бы стали, то тогда везде
Князья забыли о вражде.
Одной лишь нежности во власти
Затмить огонь преступной страсти
И жажду славы утолить".

Так думал князь и добавлял:
"Мечом врагов кто покорял,
Тот должен цену жизни знать.
Не лучше ль вместо битвы рвать
Подарки нежные судьбы?
Георгий, мне милее ты!"

"В бою он смел, но волей слаб;
Не ведает, где счастья клад
Наш князь Борис, и не ему
На трон взойти. А посему
Уж скор конец и близок рок -
Беда стучится на порог!" -
Вещал дружинник не один,
И он был прав - рок близок был.

Все так и есть: был близок рок,
Но кто вещал - тем невдомек,
Не только слава в сечи бранной.
И потерять от Бога данной
Мужских сердец двух единенье
Князь не хотел. Простим их рвенье!
Никто не ведал ведь о том.

Минули дни. Пришел тот час,
Хотя неведомо для нас,
Кто то злодейство совершал.
Здесь летописец нам солгал,
А в спорах света истин нет.
Пока не наступил рассвет,
С оружием подошли они.

Мечами порубив шатер,
Они вошли. Так точно вор
В чужой врывается чертог.
"Пришел ваш час и вышел срок", -
Борису молвили они.
Вдруг с громким криком:
"Князь, прости!"
Георгий выступил вперед

И телом князя защитил,
Но сам сражен на месте был.
"Чем провинились мы пред вами?!
Мы братья все, все христиане!" -
Борис с отчаянием спросил,
Спастись не прилагая сил.
Ему внимала тишина,
Ужасна сцена та была.

Бежать от них князь не хотел,
Таков похоже был удел
Того, кто друга потерял.
На тело ангела ронял
Он слезы; с кровию они
Смешались позже и "прости"
В последний прозвучало раз.
За сим пришел и смертный час.

Так завершилась та беда,
И сорвана была звезда
С груди Георгия рукой,
Пресекшей жизни нить чужой.
А головы их немедля с плеч
Отсек тогда же чей-то меч.

Вот во мгновение конец
Пришел теперь для двух сердец;
Не справедлив и не заслужен,
Но року праведник не нужен.
Случалось и не раз порой,
Что счастье сломлено толпой.

Но князь Борис не был забыт,
И каждый верующий скорбит
О тех, кто без вины казнен.
О тех всегда печален Он.
Борис и Глеб - мужи святые,
И их простые до нас дошли.
Ведь так и Он.
За нас страдал, на крест взошел.

Частицу каждый обретает
Его, кто за любовь страдает.
Лишь жаль: Георгий был забыт.
И тишина теперь стоит
Над прахом праведным его;
А было ль то предрешено,
О том никто теперь не знает.

Зато известно о другом:
Тот счастье в мире обретет ином,
Кто на земле его не обретает.
Ведь у небес есть свой закон.

Борис и Глеб: «Легли и ждали, пока убьют»?


В чём смысл подвига святых Бориса и Глеба, которые не сопротивлялись? Об этом размышляет Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.

Смирение… Как трудно горделивому современному человеку примерить это качество на себя. От других-то мы ежедневно требуем смирения, это нам даётся легко. Борис и Глеб спаслись, не преступив Христовых заветов смирения. Не цеплялись за жизнь, молились за нас, растапливали наши сердца. Их образ на иконах известен каждому православному и для каждого важен и дорог. Не сумев до конца понять князей-страстотерпцев, сердцем мы их приняли и полюбили.

Эпическая картина И. Глазунова «Вечная Россия»


Много раз я изучал со студентами и школьниками историю князей Бориса и Глеба – и всегда этот памятник древнерусской литературы вызывал споры.

«Это же бессмысленное смирение! Они потворствовали злу, фактически помогли Святополку утвердиться на престоле. Если Святополк действовал по наущению лукавого – в чём же подвиг святых?»,

— такие восклицания и вопросы звучат в любой аудитории, когда речь заходит о Борисе и Глебе. Нередко припоминают и о толстовстве, об Иване Ильине, говорят о недопустимости непротивления злу насилием.

Словом, почти все согласны с В.В. Путиным и И.С. Глазуновым, почти каждый готов сказать о князьях-страстотерпцах: «Мне это чуждо».


А ведь они были, по известному выражению М.В. Толстого, «первыми прекрасными весенними цветами новопросвещённой Руси», потому что их подвиг для многих людей открыл суть христианства, стал примером (к сожалению, недостижимым) для всех поколений Рюриковичей.

Есть такой анекдот – по-моему, не блещущий остроумием, но, как выяснилось, точный по оценке психологии. «Если попал Дантес, то почему памятник Пушкину?» В таком духе всё чаще рассуждают и об убиенных князьях…

Владимир Крупин сказал: «Все мы, грешные, еще должны дорасти до понимания величайшего подвига первых русских святых Бориса и Глеба? Почему эти смиренные, безвинно погибшие люди после своей мученической кончины являлись святому благоверному Великому князю Александру Невскому перед Невской битвой и битвой на Чудском озере? Почему они приходили помогать Димитрию Донскому на поле Куликовом? Как понять эти факты? Ведь они не исчезли и не растворились как бесплотные духи, они же остались жить в Святой Руси, они же остались помогать нам, строить, созидать и молиться. Если бы это было не так, мы бы не молились им…»

Трудно совместить наши представления о героизме, о победе с образами князей, которые могли бы оказать сопротивление преступнику, могли бы бросить в бой дружину, но избрали долю жертвы и вечную жизнь.

Смирение… Как трудно горделивому современному человеку примерить это качество на себя. От других-то мы ежедневно требуем смирения, это нам даётся легко. Борис и Глеб спаслись, не приступив Христовых заветов смирения. Не цеплялись за жизнь, молились за нас, растапливали наши сердца. Их образ на иконах известен каждому православному и для каждого важен и дорог. Не сумев до конца понять князей-страстотерпцев, сердцем мы их приняли и полюбили.



Смирение не противоречит героике, в подвиге смирения нет категорического отрицания ратных подвигов в любой ситуации… Это лучше всех понимал наш летописец. Борис и Глеб были для него первыми и единственными русскими святыми. Считается, что именно преподобный Нестор был автором канонического «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба».

Таковы его герои, его система ценностей. Юношей он пришёл к преподобному Феодосию, стал послушником, потом постригся в монахи. Нёс послушание летописца. А например, князь Святослав был для монаха-летописца идейным врагом. Он отказался от крещения, был убеждённым язычником, как и его дружина. Летописец мог представить Святослава злодеем на престоле – вроде Ярополка или Святополка. И трагическую гибель князя можно было бы представить как «бесславную». Но нет! Трудно не проникнуться сочувствием к Святославу, который «отмстил неразумным хазарам», благородно предупреждал врага своим «Иду на вы!» и не щадил живота своего в бою. Нестор воспевает его, как Гомер – Аякса.

А молится – Борису и Глебу.


В те годы смирение и милосердие входили в уклад государства, в обычай. Их учитывали даже, когда попирали. Разве может правитель действовать против своей выгоды, против целесообразности? Князь Владимир, «познав истинного Бога», отказывался от привычных замашек, которые в прежние годы приносили ему победы и славу. Многим хорошо известен этот эпизод летописи:


«Живяше же Володимер в страсе Божием. И умножишася зело разбоеве и реша епископи Володимеру: се умножешася разбойницы, почто не казниши их? Он же рече им: боюсь греха. Они же реша ему: ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбойники, но со испытом. Володимер же отверг виры, нача казнити разбойников».

В этом притчевом сюжете князь дважды проявил способность к смирению. Сперва он отменил смертную казнь, показав, что греха он боится больше, чем ослабления собственной власти…

А потом не стал упорствовать в своём максимализме, подчинился увещеваниям епископов! В прежние годы могущественный князь своих решений не отменял.

В древней Руси умели самые сложные, самые далёкие от язычества евангельские заповеди воспринимать как нечто простое и ясное. А ведь Борис и Глеб совершили свой подвиг, когда после Крещения Руси не прошло и тридцати лет. Срок ничтожный! Князья-страстотерпцы были из первого поколения русских людей, которых крестил князь Владимир. Крещение Руси проходило постепенно, город за городом. Борис и Глеб княжили в Ростове и Муроме и мы можем предположить, что для этих городов они стали крестителями.

Вот тут-то и понимаешь истинную суть летописных сведений о крещении Аскольда, о крещении Ольги, о том, что ростки христианства пробивались на Руси задолго до официального Крещения, в котором ключевую роль сыграла политическая воля и мудрость князя Владимира Святославовича.


Не столь важна историческая достоверность сюжета о крещении князя Аскольда – обстоятельства, трактовки, всяческие противоречия… Важна истинность информации, что Русь принимала христианство на протяжении, самое малое, полутора столетий, вникала в него. Притчевый смысл важнее гипотез…

Не случайно так много внимания уделял этой истории митрополит Макарий (Булгаков), выдающийся историк церкви: «Аскольд и Дир после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет.

В такой период под их покровительством она могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии. Но по смерти Аскольда и Дира, которые скончались (в 882 г.), может быть, как мученики за святую веру, в Киеве воцарился язычник Олег».

Логика владыки Макария ясна. Примем на веру, что Аскольд и Дир погибли не без участия князя Олега. Об этом читаем и в несторовой летописи… Из позднейших сюжетов о Святославе, о князе Владимире мы знаем, что вопрос сосуществования язычества и христианства в древнем Киеве порождал вспышки насилия. И предположение, что Аскольд и Дир (очень возможно, что Дир является вымышленной фигурой, но это другой разговор) стали жертвами языческой агрессии не выглядит натяжкой.

У нас немного сведений о них, о духовных предтечах Бориса и Глеба. Но, хотя история убиения Аскольда и Дира дошла до нас в смутном изложении, не будем её забывать.

Почему именно Борис и Глеб стали, говоря современным языком, национальными героями принявшей христианство Руси? Государственная деятельность неотделима от насилия, хотим мы этого или не хотим. В прославлении Бориса и Глеба можно разглядеть покаяние Ярослава и Ярославичей .

Народ очень точно даёт прозвания своим правителям. Ярослав был именно Мудрым. К власти он пришёл через смуту междоусобиц, интриг, расправ, компромиссов и ошибок. В дохристианскую пору жестокая борьба за власть воспринималась как норма. Но молодой Ярослав не мог не понимать, что кровавые распри – это грех.

Можно, конечно, утешать себя тем, что этот грех неизбежен… Утвердившись на престоле, Ярослав принялся строить храмы. Две Софии – киевская и новгородская – это не просто памятники архитектуры, это настоящее чудо, зримое свидетельство о Боге на земле, столь отдалённой от Константинополя и Рима.

Для столь масштабного, невиданного на Руси, да и для Европы уникального строительства в те годы, несомненно, нужна была одержимость. Две Софии при Ярославе Мудром объединили русский народ, спаяли цивилизацию – от Новгорода до Киева. И это – важная часть широкой программы Ярослава по христианизации Руси и укреплению государственности.

В 1037-м году мудрый князь добивается учреждения в Киеве митрополии константинопольского патриархата.

С этого рубежа завершается предыстория и начинается история нынешней Русской Православной Церкви.

Нам неизвестно, удалось ли Ярославу добиться канонизации Бориса и Глеба в Константинополе. Вероятно, на это ушли ещё десятилетия, когда обнаруживались чудеса, когда русские люди вымолили своих первых святых…

Примером стойкости и смирения стали они для князей и для всего народа. Мало кому удавалось побороть в себе соблазны, никто не дотягивался до духовного подвига страстотерпцев. Но образ святых братьев Бориса и Глеба Русь не утрачивала никогда, даже в ХХ веке.

Можно вспомнить стихи Бориса Чичибабина:

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Вышло, так, что мы слишком ожесточились. Не столь демонстративно, как в стародавние языческие времена, но лукаво и непробиваемо. И самим тяжко, но не можем сбросить с плеч гордыню.


А лучше всего ложится на душу сказание о Борисе и Глебе в Кидекше, возле Борисоглебского храма. Бывал там несколько раз – и до мелочей запомнилась погода: и запах снега, и влажная земля под ногами.

Так бывает, когда соприкасаешься с чем-то самым важным. Там понимаешь, как всё это близко от нас – гибель Бориса и Глеба тысячу лет назад.

Нам подчас в пятьдесят лет кажется, что жизнь только начинается, а тысяча лет – это всего лишь двадцать пятидесятилетних жизней. Всего лишь двадцать! Рукой подать. И стоит этот храм на давно обжитой русичами суздальской земле.

Проверочная работа по теме «Русь в IX-XII веках» (6 класс)

1. Выберите правильный ответ:
древнейший летописный свод, ставший основным источником по истории Киевской Руси:
1) «Слово о полку Игореве»
2) «Русская Правда»
3) «Повесть временных лет»
4) «Изборник Святослава»

2. Крещение Руси произошло в:
1) 882 г.
2) 945 г.
3) 980 г.
4) 988 г.

3. Автором «Поучения детям» является:
1) Владимир Святой
2) Владимир Мономах
3) Ярослав Мудрый
4) Мстислав

4. Определите причины обращения к христианству:
а) ослабление власти киевского князя
б) неудачная попытка реформы язычества
в) трудность установления контактов с христианским миром
г) стремление Владимира Святого породниться с византийским императором
д) несоответствие языческой религии уровню развития русского общества
е) обострение борьбы между знатью и зависимыми крестьянами

5. О каком событие идет речь в этом фрагменте стихотворения?
. Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынка ждет их на выжженных ножнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник,
бражник и плужник по имени Леха.

6. Русь приняла христианство из:
1) Рима
2) Польши
3) Византии

7. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:
1) Святославу 2) Олегу 3) Владимиру Мономаху 4) Игорю

8. О ком идет речь?
«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».

9. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси:
1) рекруты
2) рядовичи
3) стрельцы
4) дружина

10. Соотнесите понятия и определения

1. Полюдье
А. Точные размеры дани, введённые княгиней Ольгой.

2. Уроки
Б. Штраф, взимавшийся в Древней Руси за совершённое преступление.

3. Дружина
В. Места сбора дани, введённые княгиней Ольгой.

4. Погосты
Г. Объезд князем и дружиной подвластных племён с целью сбора дани.

5. Виры
Д. Земельное владение, передававшееся по наследству.

6. Волости
Ж. Воинские отряды при древнерусских князьях.

7. Вотчины
З. Территории, подчинённые Киеву и управляющиеся князьями.

8. Закупы
И. Сельские жители, зависимые от князя, в Новгороде и Пскове от городских властей.

9. Смерды
К. Люди, задолжавшие богатым и знатным людям и обязанные отрабатывать долг.

10. Холопы
Л. Народное собрание, решавшие важнейшие для всего города вопросы.

11. Вече
М. Бесправные рабы в древней Руси.

12. Плинфа
Н. Широкий и плоский кирпич, использовавшийся на Руси для строительства зданий.

Тестовые задания


а) княгиня Ольга отомстила за смерть князя Игоря:


б) крещение Руси произошло в:


в) автором «Поучения детям» является:

1) Владимир Святой

2) Владимир Мономах

3) Ярослав Мудрый


г) первая междоусобица на Руси возникла:

1) после гибели Святослава

2) после смерти Владимира Святого

3) при Ярославичах и Святополке Изяславиче

4) при правлении Мстислава Владимировича


2. По какому принципу образованы ряды?

а) церковь Богородицы (известная как Десятинная), Софийский собор, Золотые ворота

б) Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог


3. Что является лишним в ряду?

а) зависимое население Киевской Руси: смерды, закупы, холопы, рядовичи

б) договоры Руси с Византией были заключены в: 907 г., 911 г., 944 г., 962г.


4. Определите причины обращения к христианству:

а) ослабление власти киевского князя

б) неудачная попытка реформы язычества

в) трудность установления контактов с христианским миром

г) стремление Владимира Святого породниться с ви­зантийским императором

д) несоответствие языческой религии уровню развития русского общества

е) обострение борьбы между знатью и зависимыми кре­стьянами


5. Вставьте вместо пропусков:

а) Около ____года трое старших Ярославичей вместе с боярами составили письменный свод законов, на­званный «_________».

б) Из Киевской Руси вывозили в другие страны оружие из булата, _____ , _______, челядь, ______.


6. Расположите в хронологической последовательности:

а) первое появление половцев на границах Руси

б) княжение Ольги

в) борьба Ярослава Мудрого со Святополком Окаянным

г) княжеский съезд в Любече

д) княжение Владимира Святого е) поход князя Олега на Византию


7. Установите соответствие:

а) князь Святослав 1) запрещение долгового раб­ства

б) князь Владимир Мономах 2) разгром Хазарского каганата

3) завершение разгрома по­ловцев

4) дунайские походы

5) устранение княжеских усо­биц

6) победа над Волжской Бол­гарией

7) присоединение к Руси пле­мен вятичей и радимичей


8. 0 каком событие идет речь в этом фрагменте стихотво­рения?

. Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынка ждет их на выжженных ножнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник,

бражник и плужник по имени Леха.


9. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив знак плюс или минус:

1. В Киевском государстве господствовало натураль­ное хозяйство.

2. Княгиня Ольга — первая женщина-правительница Руси.

3. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между его сыновьями.

4. Князь Святослав успешно осуществлял оборону гра­ниц Руси от печенегов.

5. На вершине социальной лестницы Киевской Руси на­ходился царь.

6. В Киевской Руси существовал только один торго­вый соляной путь, который шел из Галича в Поднепровье.

7. Крестьянское население Руси по «Русской Правде» оказалось прикреплено к земле.

8. При Владимире I произошло крещение Руси.

9. В период правления Ярослава Мудрого был постро­ен Софийский собор в Киеве.

10. Крупнейшей победой Руси в княжение Ярослава Мудрого был разгром печенегов.

Тест по истории России Формирование Древнерусского государства для 6 класса

Тест по истории России Формирование Древнерусского государства для 6 класса с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

Вариант 1

А1. В VIII-IX вв. часть восточнославянских племен (в первую очередь поляне) платила дань

1) половцам
2) хазарам
3) гуннам
4) византийцам

А2. Какое событие произошло раньше остальных?

1) смерть Рюрика
2) призвание варягов в Ладогу
3) убийство Аскольда и Дира
4) объединение Новгорода и Киева

А3. Как называлось состоявшее при киевском князе войско?

1) дружина
2) стрельцы
3) полюдье
4) гвардия

А4. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите название одного из пунктов описываемого в отрывке торгового пути.

1) Итиль
2) Булгар
3) Константинополь
4) Багдад

В1. Запишите термин, о котором идет речь.

Последователь религиозных верований, отличавшихся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

1) Воронеж
2) Чернигов
3) Новгород
4) Архангельск
5) Тамбов

В3. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ТЕРМИНЫ

А) воевода
Б) купец
В) старейшина

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) человек, главным занятием которого была торговля
2) руководитель общерусского ополчения, ближайший помощник князя
3) человек, занимающийся мелким производством различных изделий, орудий труда
4) глава рода или соседской общины, выбираемый на вече

2 вариант

А1. Одним из центров восточнославянских союзов племен, возникших еще до Х в., был город

1) Саратов
2) Тверь
3) Ярославль
4) Смоленск

А2. Объединение Киева и Новгорода произошло в

1) 862 г.
2) 879 г.
3) 882 г.
4) 907 г.

1) половцы
2) авары
3) гунны
4) печенеги

А4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите имя князя, о котором в нем говорится.

1) Рюрик
2) Кий
3) Олег
4) Щек

В1. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

В2. Какие географические пункты из перечисленных составляли торговый путь «из варяг в греки»? Найдите в приведенном ниже списке два названия и запишите цифры, под которыми они указаны. ­

1) река Днепр
2) река Днестр
3) озеро Ильмень
4) река Волга
5) озеро Селигер

В3. Установите соответствие между названиями городских центров и союзами племен, центрами которых были эти города: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ГОРОДА

А) Любеч
Б) Киев
В) Чернигов

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН

1) ильменские словены
2) радимичи
3) северяне
4) поляне

Ответы на тест по истории России Формирование Древнерусского государства для 6 класса
1 вариант
А1-2
А2-2
А3-1
А4-3
В1. Язычник
В2. 23
В3. А2 Б1 В4
2 вариант
А1-4
А2-3
А3-4
А4-3
В1. Дань
В2. 13
В3. А2 Б4 В3

Контрольное тестирование 6 класс История России

Контрольное тестирование 6 класс История России

б) крещение Руси произошло в: 1) 882 г. 2) 945 г. 3) 980 г. 4) 988 г.

в) автором «Поучения детям» является:

1) Владимир Святой 2) Владимир Мономах 3) Ярослав Мудрый 4) Мстислав

г) первая междоусобица на Руси возникла:

1) после гибели Святослава 2) после смерти Владимира Святого

3) при Ярославичах и Святополке Изяславиче 4) при правлении Мстислава Владимировича

2. По какому принципу образованы ряды?

а) церковь Богородицы (известная как Десятинная), Софийский собор, Золотые ворота

б) Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог

3. Что является лишним в ряду?

а) зависимое население Киевской Руси: смерды, закупы, холопы, рядовичи

б) договоры Руси с Византией были заключены в: 907 г., 911 г., 944 г., 962г.

4. Определите причины обращения к христианству:

а) ослабление власти киевского князя б) неудачная попытка реформы язычества

в) трудность установления контактов с христианским миром

г) стремление Владимира Святого породниться с византийским императором

д) несоответствие языческой религии уровню развития русского общества

е) обострение борьбы между знатью и зависимыми крестьянами

5. Вставьте вместо пропусков:

а) Около ____года трое старших Ярославичей вместе с боярами составили письменный свод законов, на званный «_________».

б) Из Киевской Руси вывозили в другие страны оружие из булата, _____ , _______, челядь, ______.

6. Расположите в хронологической последовательности:

а) первое появление половцев на границах Руси

б) княжение Ольги

в) борьба Ярослава Мудрого со Святополком Окаянным

г) княжеский съезд в Любече

д) княжение Владимира Святого е) поход князя Олега на Византию

7. Установите соответствие :

а) князь Святослав 1) запрещение долгового рабства

б) князь Владимир Мономах 2) разгром Хазарского каганата

3) завершение разгрома половцев

4) дунайские походы

5) устранение княжеских усобиц

6) победа над Волжской Болгарией

7) присоединение к Руси племен вятичей и радимичей

8. 0 каком событие идет речь в этом фрагменте стихотворения?

. Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынка ждет их на выжженных ножнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник,

бражник и плужник по имени Леха.

9. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив знак плюс или минус:

1. В Киевском государстве господствовало натуральное хозяйство.

2. Княгиня Ольга — первая женщина-правительница Руси.

3. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между его сыновьями.

4. Князь Святослав успешно осуществлял оборону границ Руси от печенегов.

5. На вершине социальной лестницы Киевской Руси находился царь.

6. В Киевской Руси существовал только один торговый соляной путь, который шел из Галича в Поднепровье.

7. Крестьянское население Руси по «Русской Правде» оказалось прикреплено к земле.

8. При Владимире I произошло крещение Руси.

9. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

10. Крупнейшей победой Руси в княжение Ярослава Мудрого был разгром печенегов.

ОЛИМПИАДА ИСТОРИЯ ответы

Задание1. (по 2 балла)
Кто или что лишнее? Объясните, почему.
а)Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
б) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.

Задание 2. «История в лицах» (по 2 балла)
( укажите о каком историческом деятеле идёт речь)

А.Историк Н.И.Костомаров писал об этом человеке : « Женщина в начале 17 века , игравшая такую видную, но позорную роль в жизни нашего государства, была жалким орудием римско – католической пропагандыВ августе 1606 ( её с отцом , братом, дядею послали в Ярославль. Там они прибывали под стражею до июня 1608 года В народной памяти она до сих пор живёт под именем «безбожницы, еретицы» Народ воображает её свирепою разбойницею и колдуньею, которая умела при случае обращаться сорокою»

Б.Племянник первой жены Ивана Грозного.
Двоюродный брат царя Фёдора Ивановича.
Монашеский клобук спас его от смерти, но лишил возможности претендовать на российский трон
При Лжедмитрии I был ростовским митрополитом
При Лжедмитрии II стал патриархом.
С 1611 по 1619 г. находился в польском плену.

Задание3.Укажите, по какому принципу образован ряд
(2 балла)
Никитины, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы

Задание 4. «История в датах» (15 баллов)
Соотнесите между собой события и даты.

А 1. Начало движения под предводительством И. И. Болотникова 1. 1687 г.
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии 2. 1634 г.
3. Окончание Смоленской войны 3. 1606 г.

Б. 1.Окончание крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина. 1. 1687 г.
2.Начало правления Федора Алексеевича 2. 1671 г.
3.Первый Крымский поход В. В. Голицына 3. 1676 г.

В. 1. «Соляной» бунт в Москве 1. 1613 г.
2. Избрание Михаила Романова царем 2. 1649 г.
3. Соборное уложение Алексея Михайловича 3. 1648 г.

Г. 1. «Медный» бунт в Москве 1. 1611 г.
2. Создание первого ополчения 2. 1662 г.
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины 3. 1654 г.

Д. 1.Создание второго ополчения 1. 1612 г.
2.Начало открытой польской интервенции- 2. 1689 г.
3.Конец правления Софьи 3. 1609 г.

Задание 5 (5 баллов)
Что могли наблюдать нижегородцы в конце зимы 1612 года?
Напишите об этих событиях от имени их участника.

1)
Папа Римский.
Избранная рада.

2) Марина Мнишек.
Филарет

3) Династии фабрикантов
4)
А) 1.-3; 2-1; 3.-2.
Б) 1.-2; 2.-3; 3.-1.
В) 1.-3; 2-1; 3-2.
Г) 1.-2; 2.-1; 3.-3.
Д) 1.-1; 2-3; 3-2.
5)организацию Второго ополчения.

Задания 1-10: за каждый правильный ответ присуждается 1 балл
1. Основным внешнеполитическим противником Древней Руси со второй половины XI века стали:
А) хазары;
Б) печенеги;
В) половцы;
Г) аланы.

2. Наиболее распространенные литературные жанры Древней Руси:
А) летопись, житие, слово;
Б) роман, повесть, былина;
В) стансы, поучение, эпиграммы;
Г) моление, ода, сказка.

3. Какой из названных терминов обозначает одну из форм зависимости Руси от Золотой Орды?
А) число;
Б) вира;
В) вервь;
Г) пожилое.

4. Кто из названных пар были современниками:
А) Иван Грозный и Сергий Радонежский;
Б) Иван III и Иван Федоров;
В) Дмитрий Донской и Феофан Грек;
Г) Иван Калита и Иван Пересветов.

5. Имена архитекторов Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового, Марко Руффо связаны со строительством:
А) Московского Кремля;
Б) Троице - Сергиевского монастыря;
В) храма Василия Блаженного;
Г) дворцовых ансамблей Санкт - Петербурга.

6. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия:
А) «Указа о заповедных летах»;
Б) Судебника 1497 г.;
В) Судебника 1550 г.;
Г) «Указа об урочных летах».

7. Укажите сословия, которые имели право владеть землями в XVII в.
А) бояре, крестьяне, казаки;
Б) дворяне, посадское население, черносошные крестьяне;
В) бояре, дворяне, монастыри;
Г) казаки, дворяне, монастыри.

8. Как называлась часть русского города, где жили торговцы и ремесленники?
А) починки;
Б) хутор;
В) посад;
Г) слобода.

9. В Московском государстве поместьем называлось:
А) место постоянного проживания дворянина;
Б) земельное владение, предоставленное на условии службы;
В) земельная собственность служилого человека, передаваемая по наследству;
Г) форма церковной собственности на землю.
Ответ: Б

10. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«. Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
А) Иван III;
Б) Дмитрий Донской;
В) Дмитрий Пожарский;
Г) Юрий Долгорукий.

11. Кто или что является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор).
За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего – 6 баллов
А) Губерния, уезд, стан, волость.
Б) Митрополит Макарий, патриарх Гермоген, дъяк Иван Висковатый, Алексей Адашев, Сильвестр.
В) Коромыслова, Дмитриевская, Ивановская, Арсенальная.
Ответ:
А) губерния, так как она появилась в качестве основной административно-территориальной единицы в России в нач. XVIII в., все остальное относится к XVII в.
Б) патриарх Гермоген, так как он не являлся членом Избранной рады.
В) Арсенальная, так как это башня Московского кремля, а не Нижегородского.

12. Прочтите текст. Напишите, о чем идет речь в этом тексте.
За правильный ответ – 1 балл
«Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли снаряжаются и отправляются в Византию».
Ответ: полюдье

13. На какое конкретное историческое лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина?
За правильный ответ – 2 балла
Казаки от царского гнева, как вы,
У хана защиты не просят,
Казаки в Литву не бегут из Москвы
И сор из избы не выносят.

Ответ: Андрей Курбский, который бежал в Литву, стремясь избежать опалы со стороны Ивана Грозного.
14. Используя все приведенные слова, составьте определения исторических понятий, запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 6 баллов
А) XV в., повинности, люди, натуральные, XVIII в., денежные, посадские, крестьяне, совокупность, нести, период.
Б) Глава, управление, Древний, выборный, городской, Новгород.
В) Высокий, хан, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник.
Ответ:
А) совокупность натуральных и денежных повинностей, которые несли посадские люди и крестьяне в период с XV до XVIII вв. - тягло
Б) выборный глава городского управления Древнего Новгорода - посадник
В) чиновник высокого ранга, представитель ордынского хана в покоренных землях – баскак.

15. С 1534 г. в Русском государстве чеканилась общегосударственные монеты, которые оставались неизменными до конца XVIII в. (менялись только имена царей в надписях). Такими монетами были полушка, деньга, копейка.
Половиной чего была полушка? Сколько полушек было в рубле?
За правильный ответ – 2 балла
Ответ: полушка являлась половиной деньги и составляла четверть копейки. В рубле – 400 полушек.

17. Прочитайте отрывок из летописного источника и ответьте на вопросы.
. И была эта рать очень велика, и пошли они за реку за Пьяну, и пришла к ним весть, что царевич Арапша на Волчьей воде [за Сурой]. Они же оплошали и небрежно шли: доспехи свои положили на телеги, а иные в сумы, а щиты и копья не приготовлены, ездят, одежду свою с плеч спустив, петли расстегнув, потому что было им жарко от бывшего в то время зноя. А в то время. поганые татары, разделившись на 5 полков, внезапно ударили нашу рать в тыл, и кололи и секли без меры. Наши же, не успев ничего сделать, побежали к реке Пьяне, а татары за ними, и тут убили множество бояр.
А) О каком событии идет речь в данном фрагменте? Назовите его участников.
Б) Когда оно произошло?
В) Какое значение имело это событие для развития Нижегородского княжества? Дайте развернутый ответ.
Комментарии:
За указание события, участников события (сражение на р. Пьяне, нижегородская дружина во главе с нижегородским князем Дмитрием Константиновичем, московское войско и татарское войско во главе с царевичем Арапшой) – 2 балла
За правильно названный год события (1377 г.) – 1 балл
В развернутом ответе должны содержаться следующие элементы:
- тяжелое поражение на р. Пьяне положило начало ослаблению Нижегородского княжества, которое уже никогда не восстановило свое былое величие;
- поражение повлияло на политику нижегородских князей Василия, Семена и Бориса, которые от политики борьбы с Ордой перешли к союзу с ней.
За наличие данных элементов – 4 балла
Возможен поощрительный балл за дополнительные сведения.

БЛОК 4
Олимпиадные задания по истории России 7класс.
I вариант.

I. Выберите правильный ответ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НЕ КУРСИВНЫЕ.
1. Что такое норманская теория?
Теория, которая объясняет развитие торговли в Древней Руси наличием водного пути из «варяг в греки».
Теория, которая рассматривает возникновение древнерусского государства как факт привнесения государственности варягами.
Теория, которая опирается на варяжские источники при изучении древнерусской культуры.
2. Что такое двоеверие на Руси?
Наличие в сознании людей элементов христианской и языческой религии.
Наличие в государстве двух официальных идеологических систем.
Наличие в стране двух религиозных центров.
3. Когда могло появиться в русских источниках название Золотая орда?
В период нашествия монголо-татар на Русь.
В период расцвета монгольского государства.
В период упадка державы монголо-татар.
4. Что такое «ордынский выход»?
Приезд русских князей в Орду для получения ярлыка.
Дань, собираемая с русского населения и отправляемая в Орду.
.Подарки ханам от русских князей.
5. Что такое Избранная рада?
Орган самоуправления, который действовал на пограничных с польскими территориях.
Литературное произведение, которое отражало идеальное представление о государственном устройстве.
Группа деятелей, приближенных к Ивану Грозному, которая проводила реформы в середине XVI века.
6. Кто такие путные бояре?
Бояре, ведавшие путями отраслями дворцового великокняжеского хозяйства.
Бояре, сопровождавшие великого князя в боевом пути военных походах.
3. Бояре, выступавшие с напутственной речью молодому царю при венчании на царство.
7. Какие идеи отражены в «Сказании о князьях Владимирских», написанном в начале XVI века?
Правильность выбора князем Владимиром религии из Византийского царства.
Вседозволенность и неограниченность действий царя.
Возвеличивание самодержавия и суверенность власти российских монархов
8. Формирование «единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:
Василий I
Иване Ш
Василии II Темном
Иване IV Грозном
9. Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:
1) удел 2) опричнина 3) земщина 4) посад
10. Самая известная работа Андрея Рублева:
икона Донской Богоматери
иконная картина «Церковь воинствующая»
«Троица»
роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле

II.Соотнесите между собой За каждый правильный ответ 1 балл(19 баллов максимум)

события и даты
А. 1. Вторжение Батыя в Рязанское княжество 1. 1327 г.
Ледовое побоище 2. 1237 г.
Восстание в Твери против Чолхана 3. 1242 г.
Ответ: 1-2; 2-3; 3-1

Б. 1. Захват Батыем Киева 1. 1378г.
Битва Дмитрия Ивановича на реке Воже 2. 1410 г.
Грюнвальдская битва 3. 1240 г.
Ответ: 1-1; 2-3; 3-2

понятие и определение
:
Вече
а) органы центрального управления в Российском государстве, ведавшие определенной сферой государственной жизни

Поместье
б) объезд князем и дружинной подвластных племен с целью сбора дани

Полюдье
в)земельное владение, передаваемое по наследству

Приказ
г)народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни города

Вотчина
д)земельное владение, дававшееся дворянам за службу

ответы: 1-Г; 2 – Д; 3-Б; 4 – А; 5 - В

явления с символами:
а) оккупация территорий, строительство замков;
б) насильственное насаждение католицизма;
в) взимание дани;
г) назначение баскаков;
д) управление завоеванными землями;
е) выдача ярлыка (разрешения на управление);
ж) запрещение родного языка;
з) грабительские набеги.

III. Найдите в тексте все ошибки. За каждую правильно найденную ошибку 2 балла
(8 баллов максимум)
Зимой 1237 г., после разгрома Индии, Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людех, и в конех, и в доспехах». Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось общерусское войско и выступило в поход
Ответ:
События происходят после разгрома Волжской Болгарии, на Индию монгольские войска не ходили.
- Ханом в это время был Батый.
- На совет к рязанскому князю прибыли только князья муромский и пронский, остальные не откликнулись на его просьбы.
- В поход выступили только рязанцы со своим небольшим войском
IV .Определите исторического деятеля, о котором идет речь. (3балла)
1. Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;
в раннем детстве он остался без отца, которого убили политические противники. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
в конце XII века ему удалось объединить многие племена и стать сильным правителем;
он провел ряд реформ, самая известная из которых военная. Он ввел десятичную систему деления войска, причем самое маленькое подразделение десяток, как правило, совпадало с айлой, т. е. семьей;
именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период раз

Читайте также: