Когда вскроют волгу в самаре

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Вскрытие рек ожидается с 26 марта

Вскрытие рек Самарской области ожидается в период с 26 марта по 10 апреля. Информация озвучена на заседании штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей региона.

В начале совещания доклад о сложившейся в регионе гидрометеорологической обстановке сделал руководитель Приволжского УГМС Айдар Мингазов. Он отметил, что осеннее увлажнение почвы на реках региона составило 24-66% от нормы (год назад - 103-123%), в то же время запасы воды в снеге на 10 марта текущего года составили 126-212% от нормы (в прошлом году - 53-153%). Высота снежного покрова на сегодня в среднем по области - 48 см, или 123% от нормы (в прошлом году - 47 см).

"В Самаре высота снежного покрова составляет 65 см, столько же было и в прошлом году", - рассказал Мингазов.

Глубина промерзания почвы в среднем по области составила 33 см, в то же время в прошлом году эта величина равнялась 51 см. На реках области сохраняется режим зимней межени, ледостав, вода на льду. Толщина льда колеблется от 19 до 47 сантиметров.

"В соответствии с выпущенными прогнозами максимальных уровней весеннего половодья ожидается выход воды на пойму и начало подтопления в 12 районах области. Предупреждение составлено по верхней границе прогноза. Следует обратить внимание на подтопление талыми водами пониженных участков местности", - отметил специалист.

На водохранилищах осеннее увлажнение почвы составило 36-83% от нормы (год назад - 84-163%). На 10 марта запасы воды в снежном покрове по всему Волго-Камскому каскаду были 131 мм, или 116% от нормы. По состоянию на 14 марта свободный объем Куйбышевского водохранилища составляет 19,1 куб. км (в прошлом году - только 1,5 куб. км).

Уровень воды у Тольятти - 49,4 м, что ниже значения прошлого года на 3,3 м, у Самары - 28,8 м, что ниже значения прошлого года на 31 сантиметр.

Синоптики прогнозируют, что очищение воды от льда Саратовского водохранилища произойдет во второй декаде апреля, Куйбышевского - в третьей декаде.

О ходе подготовки Жигулевской ГЭС к пропуску весеннего паводка рассказал директор Филиала ПАО "РусГидро" - "Жигулевская ГЭС" Олег Леонов.

"К настоящему времени проведен анализ работы оборудования и сооружений ГЭС в случае форсировки уровня верхнего бьефа и рисков, связанных с зонами затопления территорий в нижнем бьефе, при текущей гидрометеорологической обстановке. Заключены соглашения о взаимодействии по вопросам оперативного представления информации с администрациями городских округов Тольятти и Жигулевск. Определен порядок работы с территориальными органами МЧС", - сообщил он.

Леонов также сообщил об обеспечении необходимого запаса материалов, техники и оборудования для оперативной ликвидации возможных повреждений.

Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Сергей Марков доложил членам штаба, что в целях обеспечения надежного электроснабжения потребителей в период паводка 2019 года сетевыми компаниями, ведущими операционную деятельность на территории региона, сформировано и на 100% оснащено 86 аварийно-ремонтных бригад. Утверждены перечни и графики осмотра электро-сетевых объектов, графики дежурств персонала, организован объезд проблемных территорий. Приведены в готовность средства для откачки воды и резервные источники электроснабжения.

Руководители сетевых энергетических организаций доложили о ходе работ по обеспечению надежного функционирования топливно-энергетического комплекса в период паводка.

"Снега в этом году выпало много, и к паводку нужно готовиться особенно тщательно, чтобы избежать его разрушительных последствий. Должны быть приняты все превентивные меры для предотвращения возникновения нарушений электроснабжения. Следует своевременно провести осмотры электро-сетевых объектов, которые расположены в зоне повышенного риска, расчистку территорий подстанций и подъездных путей к ним, провести инструктажи с персоналом, иметь актуальные схемы резервного электроснабжения потребителей. Если авария все же произошла, необходимо четко взаимодействовать с уполномоченными органами власти для оперативного восстановления нормальной работы объекта", - отметил первый вице-губернатор - председатель регправительства Александр Нефедов.

В Самарской области завершена первая надвижка моста через Волгу

Пролетные строения Волжского моста, в составе Обхода Тольятти, части международного транспортного маршрута «Европа западный Китай» двинулись навстречу друг другу.

Напомним, старт надвижке, на левом берегу, со стороны Тольятти, 29 июня текущего года дал Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

В будущем общая длина мостовой конструкции над Волгой составит 3,7 км. Всего будет 26 опор, 25 пролетных строений. В настоящее время ведутся работы на 22 опорах моста.

На левом берегу полностью выполнено устройство свайного основания 6-ти русловых опор. Забетонирован ростверк опоры номер 24 – это первая опора, которая будет находиться непосредственно в русле реки Волги. На 65 % собрано пролетное строение для надвижки с 25-ой на 24-ю опору, длина которого составит 156 метров.

Как отмечает управляющий проектом Дмитрий Кондаков: «Применяем разные технологии сооружения опор. С левой стороны 13 опор со шпунтовым ограждением и последующей откачкой воды. Ростверк практически стоит на дне. Со стороны Климовки применяется вспомогательное сооружение, так называемый бездонный ящик. Ящик опускается путем больших мощных домкратов, висит в воде, потом откачивается вода. Мы получаем в реке некое корыто, в котором уже по классической технологии, начинаем сооружать ростверк, тело опоры».

Строительство обхода Тольятти и мостового перехода через Волгу включено в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», инициированного Президентом страны Владимиром Путиным и признан лучшим проектом в области государственно-частного партнерства 2020 года.

Правительством Самарской области оказывается всесторонняя помощь в реализации проекта. График работ и вопросы финансирования проекта находятся на постоянном контроле Главы региона.

В масштабах Самарской области обход Тольятти повысит инвестиционную привлекательность особой экономической зоны «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина» и предприятий, расположенных поблизости, что, в свою очередь, станет дополнительным импульсом к развитию экономики региона и России в целом.

«Мы получим новый Чернобыль» Главную русскую реку превратили в ядовитую помойку. Это угрожает всей России


Все знают, что Волга — национальное достояние России, но мало кто сейчас осознает масштабы постигшего ее бедствия. Она погибает, и с точки зрения науки она уже не река. Что убивает Волгу и чем опасна для всех нас эта вялотекущая экологическая катастрофа, «Ленте.ру» рассказал врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН, профессор, доктор биологических наук Сергей Саксонов.

Цветет река Волга

«Лента.ру»: Со строго научной точки зрения, можно ли сейчас считать Волгу рекой? Или она уже представляет собой каскад водохранилищ?

Сергей Саксонов: Вы сами ответили на свой вопрос. Конечно, Волга уже не река, а каскад водохранилищ — вернее, каскад гидротехнических сооружений с непроточным режимом.

По каким гидрологическим критериям различают настоящую реку и каскад водохранилищ?

Каких-либо жестких критериев нет, но если река по всему течению зарегулирована, то ее уже никак нельзя считать полноценной рекой. Русло Волги, как известно, перегорожено плотинами в восьми местах — от Тверской области до Волгоградской.


Остались ли на Волге собственно речные участки? Например, не все жители моего родного Ярославля знают, что на самом деле город стоит уже на берегах не Волги, а Горьковского водохранилища.

На Волге остались лишь небольшие фрагменты риофильных участков, расположенных, как правило, за плотинами водохранилищ. Например, естественное течение сохранилось на небольшом отрезке от Жигулевска до Самары, где в воде еще живут речные организмы. Увы, но как естественный водоем и как реку мы Волгу потеряли.

Некоторые экологи утверждают, что Волга стремительно превращается в болото.

Дело не в этом. Заболачивание берегов волжских водохранилищ — это не главная беда. В любом случае вся их водная поверхность полностью в болото никогда не превратится. Основная проблема в другом: в Волге исчезает естественная биомасса и появляются чужеродные для нее организмы.

Сине-зеленые водоросли, которые при особых условиях размножения дают колоссальную биомассу и приводят к цветению воды. К тому же они агрессивно поглощают кислород, вытесняя из Волги другие живые организмы. Вот где настоящая беда — органическое загрязнение Волги сейчас просто колоссально.

Стучат со дна

Почему сине-зеленые водоросли так активно размножаются?

Их подпитывают неочищенные стоки из канализации, со свалок и удобрения с полей. Воздействие на Волгу сейчас настолько огромное и глубокое, что река просто не успевает самоочищаться. Мы недавно оценили ущерб, который постоянно наносится биологическим ресурсам Волги. По самым скромным подсчетам, у нас получилась сумма в 70 миллионов рублей ежегодно.

Правда ли, что из-за каскадов водохранилищ скорость течения воды в Волге теперь уменьшилась в 10 раз?

Да, так оно и есть. Проточная вода лучше сопротивляется загрязнению. Если раньше, до постройки Волжско-Камского каскада ГЭС, речная вода расстояние от Валдая до Астрахани преодолевала за месяц, то теперь это может тянуться годами.

Я читал, что именно из-за этого на волжском дне образовался многометровый слой ила, где накапливаются вредные вещества.

Заиливание дна — это еще одна серьезная беда водохранилищ на Волге. На многих из них берега не сформированы и должным образом не укреплены, из-за чего там регулярно случаются оползни. В результате органика оседает в донных отложениях, которые до определенного момента их впитывают подобно губке, образуя своеобразный резервуар всех поступающих в Волгу нечистот.

Полигон твердых бытовых отходов «Скоково». Он находится рядом с Ярославлем на реке Норе, впадающей в Волгу выше водозабора питьевой воды. С весны 2018 года, помимо местного мусора, полигон стал принимать отходы из Москвы и Московской области

Но так не может продолжаться бесконечно. Наши недавние исследования Куйбышевского водохранилища показывают, что в нем донные отложения максимально напитались этими вредными веществами и теперь начался процесс вторичного загрязнения волжской воды — только уже от ее дна. Не удивлюсь, если подобная ситуация складывается и на других участках Волжско-Камского каскада ГЭС.

Насколько все это серьезно?

Это все очень серьезно, если учитывать, что в бассейне Волги живут более 60 миллионов человек и сосредоточено около половины всего промышленного и аграрного производства России. Любая экологическая система, особенно искусственная, должна саморегулироваться и со временем сбалансироваться. В биологии это называется сукцессией. Но в наших водохранилищах это невозможно, и сукцессия дальше первой стадии никогда не заходит.

Наследие Сталина

Потому что главная задача волжских водохранилищ — выработка электроэнергии. Этой цели подчинено абсолютно все, а потом мы вдруг удивляемся, почему в Волге рыба погибает и качество питьевой воды снижается.

Как появление водохранилищ повлияло на климат всего Поволжья?

Трудно сказать. Во-первых, сейчас вообще наблюдается глобальное изменение климата. Идет аридизация (иссушение) больших территорий и перераспределение осадков с летнего сезона на зимний. Поэтому тяжело вычленить влияние этого глобального фактора от воздействия водохранилищ на климат Поволжья. Во-вторых, всерьез говорить о таком влиянии нам не позволяют сроки. Ведь климат нужно изучать на протяжении больших временных циклов.

Но, например, о Рыбинском водохранилище говорят, что зимой его поверхность превращается в огромную льдину, которая становится гигантским холодильником для всего Верхнего Поволжья.

Я не уверен, чтобы даже такое большое водохранилище, как Рыбинское, способно сильно изменить климатические условия в своем регионе. Но, опять же, этот вопрос еще слишком мало изучен.

Рыбинское водохранилище стало одним из первых на Волге. До него в 30-х годах XX века возвели Иваньковскую и Угличскую ГЭС. Известно, какими чудовищными издержками и бедствиями все это сопровождалось: были уничтожены десятки населенных пунктов (в том числе древние города), затоплены плодородные прибрежные территории, не говоря уже о том, что при строительстве плотин погибли десятки тысяч заключенных ГУЛАГа.

Да, это была колоссальная трагедия.

Но насколько построенные такой ценой водохранилища оказались полезными и эффективными, если судить об этом с высоты сегодняшнего дня?

Все зависит от конкретной задачи. Конечно, на тот момент сталинская энергетика обеспечила существенный импульс развитию страны и ее промышленности. В краткосрочном плане эти три гидроэлектростанции свои задачи выполнили. Но в долгосрочной перспективе все более очевидными становятся проблемы (в том числе экологические), которые они породили. Поэтому ясно, что с ними что-то надо делать.

Ледоход на Средней Волге в марте. Вскрытие льда реки Волга в Самаре

Ледоход на Средней Волге

Решил сегодня сделать перерыв в статьях, посвящённому нашему большому интервью с Иваном Кунпаном и написать пост, не относящийся к инфобизнесу и заработку в Интернете.

Навёл меня на эту мысль один из комментариев Григория Кондратьева.

Комментарий Григория Кондратьева

Так как бубукой быть не хочется, поэтому немного упомянем о гармонии с природой. Как и ближайшие прошедшие два дня, с утра я бегал вдоль Волги.

Как только очутился на набережной Волги, сразу обратил внимание, что Волга уже не совсем белая.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели, лёд тронулся.

Волга вскрылась ото льда, причём не только по фарватеру, а практически наполовину по ширине. Спустился к берегу, искупался в проруби.

Вода ледяная, как вы понимаете, но на солнце тепло стоять. Пока пар отходит, минуты три совсем нехолодно раздетым.

Реально нехолодно, так что кто боится купаться зимой в Крещение в проруби, то рекомендую весной поробовать. Эффект такой же, но нет озноба, а солнце создаёт радостное состояние.

Сразу прилив бодрости и жизненных сил. Для пополнения внутренних резервуаров энергией самое отличное упражнение.

Так что спасибо уже за это тренингу Владислава Челпаченко «Настрой себя на успех», в результате домашнего задания которого, я чувствую бодрость уже не первый день подряд.

Сегодня к проруби на Волге подходили как по расписанию банного дня (мужского/женского) – сначала мужчины минут десять, затем женщины.

В этой проруби всё вокруг неё закрыто сосенками и картоном, поэтому купается народ без купальников. Самая открытая гармония с природой. )

Кто-то высказался, что завтра уже может проруби и не быть, если ГЭС воду спустит. Это, конечно, не так, лёд толстый у берега и метров 30 до открытой воды.

Я прошёлся почти до открытой воды, хотел видео заснять, но меня бдительные охранники / спасатели не в очень лестной форме предупредили, что так близко от открытой воды гармония с природой неуместна.

Оторвать льдину запросто может и унесёт к Балаково. Поэтому самому заснять не удалось, а за видео с ледоходом на Волге скажем спасибо видеоблогеру vnishinaka.

Я как всегда видео корректирую, укорачиваю и оформляю музыкой по своему вкусу. Внизу посмотрите это волжское видео.

Полдня боролся с рендерингом в Камтазии Студио 8, не тянет компьютер. Поэтому завтра отношу компьютер на диагностику к системному администратору и скорее всего в выходные буду с нового планшета выходить в Интернет и блогосферу.

Ледоход на Волге в Самаре

В Самаре ледоход на реке Волга

Самара, Ледоход, Волга

Вскрывшаяся ото льда Волга даёт мощный заряд позитива. Если бы вы ещё слышали шум воды, проплывающих льдин!

Сразу чувствуется сила реки. Даже множество построенных ГЭС её не сломили.

По словам некоторых моржей, Волга сама вскрылась, так как ледоходы уже лет десять не вскрывают Волгу.

Я считал, что Волга так резко и обширно не могла вскрыться, но бывалые говорили, что сначала были торосы, потом, что называется, понесло.

Пройдясь спортивной ходьбой после окунания в проруби, попросил гуляющих пенсионерок сфотографировать себя на фоне вскрывшейся ото льда Волги.

Хвостов Андрей на Волге в марте

Так вот они преподнесли информацию, что всё-таки прошёлся вдоль набережной небольшой ледокол, чтобы пресечь в целях безопасности попытки хождения с одного берега на другой.

Хотя сами они его и не видели. Помнится 8 марта народ вовсю пересекал здесь Волгу, и даже намёка на весенний ледоход не было.

Одним словом, ото льда Волга вскрылась, а значит, весна пришла в наш дом. И это здорово!

Ледоход на Средней Волге. Видео с камеры на высотном доме

Посмотрите видео с вскрытием льда и ледоходом на Средней Волге в Самаре.

Стрелка на слиянии Волги и Самары и самарские мосты.

Любоваться красотой стрелки Волги можно бесконечно. И как здорово, что здесь не построили ни стадион, ни непонятных матрешек .

В начале июля воды Волги и ее притоков особенно красивы- они лазурного синего цвета. Очень люблю это время!

Вблизи Стрелки когда- то была основана в 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича крепость Самара. Крепость защищала судоходство и охраняла рубежи от набегов кочевников. Строил ее князь Григорий Засекин.
Сейчас на Стрелку мы можем смотреть со Старого моста, который раскинулся через реку Самару (Самарку).
В Самаре насчитывается больше 20 мостов, среди которых речные мосты- самые живописные!

Через реку Самара построено пять мостов- четыре автомобильных (Фрунзенский, Старый мост, Южный и Кировский) и один железнодорожный.

Старый мост через реку Самара идёт от улицы Главной, он впервые появился в 19 веке.
Здесь же находится и улица князя Засекина, которая проходит именно там, где до 18 века находилась первая самарская крепость.
Изначально конструкция Старого моста была наплавной с мощеными каменными дамбами и раздвижными элементами для пропуска проходящих по реке судов. Зимовал мост в разобранном виде на берегу. Этот мост был единственной переправой через Самарку.
Документы сообщают, что «с августа по октябрь 1883 г по этому мосту прошли 148 тысяч пешеходов, верховых - почти пять тысяч, верблюдов 255, лошадей больше девяти тысяч, быков и коров - больше восьми тысяч».
Промышленники и торговцы к Самаре присмотрелись быстро.
В 1883 году в Самаре было основано Товарищество нефтяного производства «Братьев Нобель», которое попросило управу выделить ему участок земли на берегу Волги под баки для керосина и нефти, куда бы смогли подходить баржи, вести перекачку груза в резервуары на берегу.
Интерес к песчаной косе проявили и общества «Мазут», «Восточное», «Братьев Меркульевых».
На Стрелке возникает крупная нефтебаза.
«Товарищество братьев Нобель» строит первые в мире наливные теплоходы — дизельные танкеры «Сармат» и «Вандал».
Флот Нобелей работал практически до середины 20 века.

Ещё мне очень нравится наш железнодорожный мост. Красавец. Все самарцы знают, что когда по нему начинают стучать колёса поезда, то через три минуты ты уже дома.

Все мосты через Самарку впечатляют.
У большинства есть пешеходные дорожки. Но по- настоящему полюбоваться их красотой и узнать о городе с воды можно на речной прогулке по Самарке.

Фестиваль «ВолгаФест» превратил набережную Самары в гигантский арт-объект

В Самаре сегодня тоже за 30, и это прекрасный повод выйти на городскую набережную. За последние дни она изменилась до неузнаваемости благодаря «ВолгаФесту». Здесь появились арт-инсталляции от художников из России и других стран. А еще в программе концерты, танцы, дегустации для литературных гурманов.

Барабанный бой необычного оркестра под крик девушек-чаек сменяет мелодия шарманок. Под их аккомпанемент появляются картонные герои по мотивам романов фантаста Жюля Верна. Конечно же, с подводной лодкой «Наутилус».

Вся Самарская набережная сливается в одно сплошное арт-пространство. Это и называется «ВолгаФест». Праздник солнца, ветра, воды и искусства. Танцы, театральные зарисовки и, конечно же, фантазия художников.

Преграды и барьеры как одна из тем этого фестиваля. «Преодоление границ» — так назвал свою работу берлинский художник Кристиан Аве. Здесь ему отдан на откуп двухсотметровый участок стены у набережной.

«Мы находимся рядом, обмениваемся идеями, то о чем они думают, о чем я думаю. Это про связи. Вот почему это хорошо», — отмечает художник.

Распечатанные работы Кристиана разрываются на куски, склеиваются и разукрашиваются всеми гостями фестиваля. Получается коллективное искусство.

Ну и, конечно, какое современное искусство без тем, что называется, прямо на злобу дня. Например, арт-инсталяция: как символ опасности обычного объятия во время этой пандемии. Но если уж очень хочется, то можно просто просунуть руки в защитные рукава и обняться, порой, даже с незнакомым человеком.

Растущие темпы вакцинации позволяют проводить в Самаре такие фестивали.

«Огромная территория. Здесь больше двух километров, на которой все это распределено. Мы даже вечерние какие-то важные точки делаем параллельно. Всегда параллельно несколько, чтобы народ рассредотачивался», — поясняет руководитель проекта «ВолгаФест» Михаил Савченко.

Ну и какой праздник без гостей?! На фестивале свои площадки представили мастера из Казани, Ульяновска, Нижнего Новгорода и Саратова. Здесь под рассказы о выдающихся писателях варили литературное варенье.

Красочный фестиваль продолжится сегодня. А многие работы художников и арт-объекты можно будет посмотреть на набережной Самары и по окончанию фестиваля. Как, например, сорокатонный нос самого настоящего корабля. Оказалось, что он отлично подходит для проведения лекций и показов кино.

Какая ширина Волги в Самаре

Мост через Волгу в Самаре

Благодаря этому в 1552 году было завоевано Казанское ханство, в 1556 году к Московскому княжеству была присоединена Астрахань, что дало возможность торговать с Персией и Азербайджаном, а также со Средней Азией. Можно сказать, что именно Волга послужила тому, что вокруг нее образовалось многонациональное русское государство.

А также по ее берегам возникло много поселений, в том числе города Свияжск, Самара, Васильсурск и другие. Они возникали на местах стоянок военных отрядов и купеческих караванов, которые останавливались на отдых, когда везли свои товары из города в город.

В те времена на берегах Волги жили самые разные народы: мокша, эсты, черемисы, мордва, весы, чуваши, чудь, татары, меря. Постоянные набеги и войны привели к тому, что народности перемешивались со славянами, финно-угорскими племенами, образуя единый народ руссов. Это общепринятая версия образования нашего государства.

Ширина Волги в Самаре

После завоевания Астрахани и Казани войскам Ивана Грозного был открыт путь во все стороны: в Прибалтику, Сибирь, в Индию и еще дальше. Возможно, из-за этого реку считают великой. Хотя величина любого водного потока измеряется силой его течения, шириной русла и поймы и другими показателями, которые изучают гидрологи.

Причем ширина любой реки не может быть постоянной, потому что на своем протяжении она меняется, потому что проходит разные по рельефу участки суши. Представьте горную реку, которая несется бурным потоком по ущелью или реку равнинную, которая может вольготно раскинуться среди полей и лесов.

Волга вид на реку

Длина Волги – более трех тысяч километров, и на этом пути ей встречаются горы, леса, возвышенности, болота. А также в нее впадают другие реки, подпитывая ее и делая такой полноводной. А искусственно созданные водохранилища намного увеличивают ее ширину.

Как бы там ни было, место слияния этих двух водных потоков – самое широкое на всей протяженности от Валдайской возвышенности до Каспия. Что касается ширины Волги около Самары – она составляет около 40 километров. А начинается все с ручейка шириной в полметра около деревни Волговерховье Осташковского района Тверской области.

Самое широкое и самое узкое место Волги

Как считать эти показатели для реки? Ведь у нее есть не только русло, а еще есть и протоки, и дельта, и водохранилища, которые возникли со временем на ней. Эти цифры впечатляют: в дельте Волга имеет ширину около 200 километров, если не считать весенние разливы.

Волга в своей дельте распадается на 500 протоков, каждый из которых имеет ширину до 40 метров. А по всей своей длине она сильно меняется по размерам:

  • В Ярославской области ее русло достигает 650 метров;
  • Около Рыбинска она уже увеличивается до 1 километра;
  • В месте соединения с Окой она «вырастает» до 2 километров;
  • Верхневолжское водохранилище – более 4 километров;
  • Куйбышевское водохранилище – 56 километров.

Про самое узкое место уже упоминалось – это исток реки на Валдайской возвышенности, где из земли бьют ключи, и Волга начинается с тоненького ручейка, который в жаркое лето даже может пересыхать. Оттуда через болотца и небольшие озера она течет дальше, подпитываясь притоками и превращаясь в могучий водный поток.

Волга вид сверху

А если говорить о самом узком месте на самой реке – это Жигулевские ворота, где Волга протекает между горами Тип-Тяв и Серной на промежутке в 700 метров. Правда после строительства Саратовской ГЭС вода поднялась, и ширина немного увеличилась

Жигулевские ворота – одно из самых красивых мест на самарской земле. Живописная панорама Жигулей, шлюзы ГЭС и широкий водный простор с берегами, поросшими лесами, создают неповторимый вид и дарят незабываемые впечатления тем, кто путешествует по реке от Тольятти до Самары.

Водохранилища на великой русской реке

На ширину любой реки значительно влияют не только природные факторы типа рельефа, но и так называемые антропогенные, вызванные деятельностью человека. Один из таких факторов – гидроэлектростанции и водохранилища, которых на Волге довольно значительное количество.

Пожалуй, Волга - самая богатая на водохранилища река, если судить по количеству. Перечислим их по порядку:

  1. Горьковское, расположенное близ Нижнего Новгорода. Знаменито тем, что на нем случаются шторма с высотой волн до двух метров. Из-за этого нижегородцы называют его морем. Площадь - 1590 км².
  2. Иваньковское, или Московское море. Оно расположено недалеко от города Дубны Московской области. Площадь поверхности - 316 км²
  3. Рыбинское - расположено сразу в трех областях: Ярославской, Тверской и Вологодской. Площадь: 4 580 км². Рядом расположены города Череповец, Весьегонск, впадают в водохранилище реки Согожа, Сить, Шексна, Молога.
  4. Куйбышевское водохранилище или Жигулевское море расположено между городами Жигулевском и Самарой, которая до 1991 года была Куйбышевом. Оно третье в мире по величине, его площадь 6 450 км². В него впадают реки Кама, Свияга, Казанка, Большой Черемшан.
  5. Угличское, которое построили близ городов Кимры и Калязин. По сравнению с другими оно небольшое - площадь поверхности всего 249 км². В него впадают реки Медведица, Нерль, Кашинка.
  6. Саратовское, по названию которого понятно, где оно расположено. Также рядом находятся города Балаково и Сызрань. Площадь - 1 831 км², впадает в него река Самара.
  7. Чебоксарское, расположенное близ города Новочебоксарска, его площадь - 2 190 км², а впадают в него реки Ветлуга и Рутка.
  8. Верхневолжское водохранилище образовано плотиной с перекрываемыми отверстиями для спуска воды в верховьях реки Волги. Его площадь 183 км², впадают реки Жукопа, Руна.
  9. Волгоградское площадью 3 117 км² расположено близ города Камышин Волгоградской области.

Влияние водохранилищ на реку постоянно изучаются гидрологами: они проводят различные исследования, пишут научные доклады и следят за тем, чтобы состояние экологии Волги и прилегающих территорий не нарушалось.

Тем более, что эта водная артерия России ценится не только за то, что она такая широкая и полноводная. На ее берегах расположены заповедные леса, заказники, санатории и дома отдыха, туристические тропы. Про одно из таких мест я написала здесь.

А также подписывайтесь на блог, чтобы прочесть еще много интересного о Самаре и Самарской области, и не только.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждый месяц 1 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Нет комментариев

Оставить комментарий

Делюсь интересной информацией не только на блоге, но и в социальных сетях!

  • Не рекомендую
  • Рекомендую
  • Мои любимые блюда
  • ЗОЖ
  • Заработок в интернете
  • Компьютерная грамотность
  • Про Самару
  • Лайфхаки
  • Развлечения
  • Финстрипы
  • Посчитать символы
  • Транслит переводчик
  • Компоновщик UTM-меток

Подпишитесь на Новые Статьи, чтобы Ничего Не Пропустить

Хотите больше полезного для вашего развития?

  • Здесь только проверенные временем советы
  • Подпишитесь на информацию бесплатно

Автор
Смысл жизни человека - в развитии

nord_ursus

Самара не была бы Самарой без великой реки Волги, на берегу которой она стоит. Весь город расположен на левом берегу Волги, и при этом на правый берег даже нет моста, и находятся там только несколько деревень, базы отдыха, и заливные луга, сменяющиеся лесом. В этот раз немного пройдём по набережной Волги, а потом по самой реке, с которой на город открываются интересные виды. А потом увидим устье реки Самары и место, откуда город исторически берёт своё начало.

К Волге город спускается довольно плавно. В перспективах улиц исторического центра, прямо между старыми домами, то и дело можно видеть великую реку (которая в моём случае была подо льдом и снегом), а за ней — широкие просторы. С оживлённых центральных улиц видна природа — как будто совсем рядом.

2. Роль набережной Волги выполняет улица Максима Горького (в прошлом она так и называлась — Набережная Волги). Вот так на неё спускается улица Ленинградская. Ворота её — сталинский дом и какая-то элитная новостройка.

3. Здесь небольшая площадь, и фонтан с фигурой ладьи с парусами. Надо полагать, летними вечерами набережная очень многолюдна, но гуляющих горожан здесь можно встретить и в мороз. Особенно часто встречаются любители скандинавской ходьбы.

4. А у ограды и спуска к реке стоит необычная скульптура с изображением картины И. Е. Репина "Бурлаки на Волге". Выходит, для создания её задней стороны пришлось применять фантазию.

5. Рядом стоит памятник соловецким юнгам — участникам Великой Отечественной войны. Напоминание о северных Соловках в довольно далёкой от них Самаре.

6. Вид на улицу Некрасовскую. Смешение стилей: чем ближе к Волге, тем больше новоделов в застройке.

7. Снежная набережная замёрзшей Волги. Мартовское солнце уже греет, но в тени около 15 градусов ниже нуля.

8. А тут видны интересные советские дома довоенного времени. Строились они для сотрудников речного пароходства.

9. А это так называемый Дом водников, построенный в 1936 году — впоследствии (и в наше время) управление пароходства "Волготанкер". Красивое здание.

10. Дальше на набережной стоит приземистый речной вокзал (1971 год). Сейчас он используется в основном для речных прогулок и волжских круизных теплоходов, хотя пару лет назад назначали маршрут Самара - Сызрань на скоростном судне. За речным вокзалом — высотка гостиницы "Россия" (1970).

11. А вот эта стела призвана была сразу сообщать сходящим на куйбышевскую пристань об исторической важности города, в который они прибыли.

12. Теперь посмотрим на Волгу. Она очень широкая — до другого берега примерно полтора километра. Правда, естественная её ширина здесь была немного меньше, и частично воду подняло дошедшее досюда Саратовское водохранилище — подпор плотины Саратовской ГЭС в городе Балаково. Вдалеке виднеется Заволга — так здесь принято называть правобережье. На самом деле, другой берег не пустынный: как уже говорилось, там есть несколько населённых пунктов, а летом Заволга становится популярным у самарцев местом отдыха. Однако на фоне урбанистических пейзажей миллионного города правобережье поначалу выглядит как "полное ничего". Только деревца какие-то виднеются.

13. Спускаемся на лёд реки:

Летом через Волгу ходят паромы. Зимой река замерзает, и люди активно ходят пешком и на лыжах. Это даёт хорошую возможность посмотреть на город со стороны реки, не тратясь на речные прогулки (как, в общем-то, и в любом городе).

14. Примерно вот такой у Самары речной фасад. Самое красивое спрятано в глубине центральных улиц (а доминанты вроде кремля, как в Нижнем Новгороде, здесь нет), поэтому тон задают современные высотки. Надо полагать, лет двадцать назад город с этого ракурса выглядел весьма иначе.

Как уже говорилось, Самара, по моим впечатлениям, такой провинциальный миллионник с амбициями мегаполиса. Причём я слышал мнение, что десять лет назад город выглядел очень современно и богато на общероссийском фоне, но сейчас всё наоборот, поскольку большинство других городов заметно прогрессировало, а Самара не сильно изменилась, и теперь внешнее состояние города далеко не выигрышное. Но, впрочем, с Волги городская изнанка почти не видна.

15. Снежно-ледовые просторы и яркое солнце. От такого количества яркого света приходилось сильно щуриться и фотографировать на самых коротких выдержках.

16. А ещё на Волге много торосов. Другой берег обильно изрезан речными протоками, образующими острова. В кадре один из них — остров Поджабный, куда мы с моим другом Валерой дошли во время прогулки по реке.

17. А вон вдалеке человек тоже куда-то идёт. Вешки из шестов и маленьких сосен отмечают ледовые тропы, проложенные по замёрзшей реке.

18. Вдалеке виднеется фантом Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода в городе-спутнике Новокуйбышевске. До него по прямой примерно 14 километров.

19. А у волжского льда очень красивая фактура:

20. Город становится всё дальше. В кадре, кстати, можно увидеть катер на воздушной подушке, который курсирует, видимо, до села Рождествено на другом берегу. Удобная зимняя замена парому — всё-таки пешком идти достаточно долго.

21. Вон вдалеке видна набережная, хорошо виден Дом водников и прилегающие к нему жилые дома. Дальше город повышается, и там можно среди домов различить Вознесенский собор.

22. Вид левее. Живописные густые клубы выпускает Самарская ГРЭС, справа от неё — Жигулёвский пивзавод, а ещё правее виден монумент Славы и здание правительства области. Все эти места я показывал в первой части.

23. Приблизим ещё сильнее. Хорошо просматривается Иверский монастырь и дома рядом с ним. Это всё снято ультразумом с полутора километров.

24. А здесь виден небоскрёб на Вилоновской — высочайшее здание Самары. Слева и поближе — здание Крестьянского поземельного банка (1909), ныне занятное техническим университетом, и вблизи мной не заснятое.

26. А вот шпиль лютеранской кирхи, показанной мной вблизи во второй части:

27. А вон там в Волгу впадает река Самара, давшая когда-то городу название. У стрелки небольшой речной порт, а вдалеке дымят трубы ещё одного нефтезавода — Куйбышевского, который расположен в отдалённом районе Самары.

28. Там же, у устья реки Самары — старая промзона с заброшенным мукомольным заводом. Вблизи я это место покажу в конце поста.

29. Ну а вот так всё это выглядит в общем. Реку мы перешли, и взору открывается панорама города.

30. А мы пришли на заснеженный остров Поджабный, где виднеются какие-то домики.

31. Здесь есть несколько баз отдыха. По официальным данным, вроде, нет на острове постоянного населения, хотя у одного из домов мы видели людей довольно сельского вида, и даже коров с лошадьми. Но в целом зимой здесь полное затишье.

32. Выглядит будто глухая деревня. Отголосков миллионного города с другого берега не слышно. Только скрип снега под ногами.

33. Есть на острове сосновый лес:

34. Базы отдыха на острове складываются в маленький посёлок. Частично он даже застроен барачными домами.

35. Ещё остров запомнился скоплением интересного транспорта. Вот на улице стоит снегоход, а с машины за воротами, похоже, ни разу за зиму снег не счищали.

36. А у ещё одного дома стояло множество тракторов. И на заднем плане виден какой-то катер. Где-то ещё моторные лодки стояли.

37. А вон из печки дым идёт. Кто-то есть здесь и зимой.

38. И снова замёрзшая Волга. Огромный город на другом берегу кажется каким-то миражом, и в его реальность здесь трудно поверить. Наверное, летом, когда на правом берегу многолюдно, это ощущение нарушается.

Теперь вернёмся в город и перенесёмся к стрелке Волги и Самары — в места, откуда и возник в XVI веке град Самара (при этом сейчас это дальний угол исторического центра). Прежде всего, это Хлебная площадь, получившая своё название в XIX столетии из-за проводившейся на ней хлебной ярмарки.

39. На Хлебной площади я был в день поездки в Куйбышевский район (о котором я ещё расскажу), когда в Самаре разыгралась лютая метель, стихшая только через сутки. В кадре общий вид площади, на переднем плане — новодельная Смоленская церковь, на заднем — электромеханический завод. Левее находится трамвайное кольцо и археологический раскоп одной из башен старой крепости.

40. Рядом с Хлебной площадью есть пожарная каланча — современное воссоздание каланчи конца XIX века.

41. На север отходит улица Алексея Толстого (бывшая Казанская). Она, кстати, заканчивается там же, где начинается улица Льва Толстого. Представляю, как часто их путают (особенно иногородние).

42. Будучи уроженцем Самарской губернии, Алексей Толстой часть своей юности прожил в самой Самаре, и учился в реальном училище, которое находилось вот в этом здании.

43. Доходный дом Субботиной. Тоже очень интересное здание, в неоготическом стиле.

Остальные места, показанные ниже, я посетил уже в последний день, в солнечную погоду.

44. По соседству с Хлебной площадью есть реконструкция одной деревянной башни Самарской крепости. Примерно отсюда и начинался город. Основал Самару в 1586 году воевода Григорий Засекин. Это был один из форпостов России на Волге. Спустя четыре года, ниже по течению Волги он же основал Саратов и Царицын (ныне Волгоград).

45. Есть и реконструкция ещё одной башни. На фоне заброшенного завода клапанов.

46. Старый кирпичный дом по соседству. Возможно, уже раннесоветской постройки.

47. И один из его подъездов:

48. Хоть это и историческое начало города, место совершенно не людное. Оно и понятно — в стороне от центра, и жилых домов поблизости не много. В основном здесь старая промзона, частично уже заброшенная; в кадре — старый мукомольный завод, уже показанный мной издалека с Волги. Зато машин здесь много, потому что отсюда начинается один из двух в городе автомобильных мостов через реку Самару, и плотный поток направляется на её левый берег — в Куйбышевский район.

49. Вот и сама река Самара (в обиходе её называют Самарка), давшая городу название. Там, где у города Самары исток, у реки Самары устье — она впадает в Волгу. Справа виден речной порт, дальше Волга, а вдали снова виднеется Новокуйбышевский НПЗ.

50. Взгляд вверх по течению. Здесь строится новый автомобильный мост, который частично разгрузит два других. За ним находится железнодорожный мост (по нему я проезжал при приезде в город), но автомобильный его загораживает.

51. Над рекой возвышается элеватор. Он ныне заброшен и завешан плакатом на тему ЧМ-2018.

52. И в той же стороне хорошо виден блестящий на солнце стеклянный ЖД вокзал.

53. Ну а на левом берегу Самарки — Куйбышевский район. Частный сектор, новостройки, и многое другое. Но туда пойдём в другой раз.

А пока что на этом прервёмся. В следующей части покинем исторический центр и отправимся в северо-восточном направлении — по советским, в том числе и спальным районам Самары, возникшим, когда она носила название Куйбышев.

Строительство моста через Волгу в Самарской области идет ускоренными темпами

Во вторник, 29 июня, в Самарской области началась надвижка пролетных строений моста через Волгу - части международного транспортного маршрута «Европа «Западный Китай». Старт надвижке первых 111 метров дал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

«Я вас поздравляю с этим знаменательным событием, – обратился Глава региона к подрядчикам. – И даю старт надвижке первого пролета моста через Волгу. Поехали!»

Строительство волжского моста имеет огромное значение не только для Самарской области, но и для России в целом, развития международного сотрудничества. Напомним, проект по строительству обхода Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу реализуется под патронатом Президента страны Владимира Путина. В 2018 году на личной встрече с Главой государства, который находился с рабочим визитом в регионе, Губернатору Дмитрию Азарову удалось доказать необходимость прохождения трассы ЕЗК через Самарскую область и заручиться поддержкой Президента. Маршрут был скорректирован, хотя это потребовано внесения изменений в транспортную стратегию Российской Федерации.

«Это важнейший не только для нашей страны, но и межгосударственного сотрудничества объект. Вы знаете, что он находится в фокусе внимания Президента страны Владимира Владимировича Путина. Благодаря его решению в 2018 году во время посещения Самарской области на основании моего обращения о внесении изменений в транспортную стратегию России началось строительство. Это был первый шаг для того, чтобы здесь появился мостовой переход через Волгу, о котором жители Самарской области мечтали десятилетиями. И сейчас мы воплощаем этот проект в жизнь, – подчеркнул Дмитрий Азаров. – Сегодня очень важный день, очень важный этап – старт надвижки первого пролета моста через Волгу. Я всех поздравляю с этим знаменательным событием. Сегодня мы сделали еще один важный шаг к реализации этого проекта».

Сегодня обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу – крупнейший в стране проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Он уже получил высокую оценку Организацией Объединенных Наций и победил в номинации «Лучший ГЧП-проект в сфере автомобильных дорог» национальной премии в сфере инфраструктуры «Росинфра».

«Крупнейший объект в стране сегодня является примером того, как можно реализовывать крупные инфраструктурные проекты на принципах ГЧП. Наш пример берут на вооружение другие регионы, федеральным Правительством он предлагается для тиражирования», – подчеркнул Дмитрий Азаров.

К проекту велико внимание частных инвесторов. 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме при присутствии Президента России и Главы Самарской области было подписано крупное соглашение о совместной реализации проекта между Евразийским банком развития и АО «ДСК «АВТОБАН». Тогда Владимир Путин подчеркнул: «Успешное развитие регионов зависит от современной транспортной инфраструктуры. В этой связи отмечу важность соглашения о строительстве обхода города Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Его реализация позволит модернизировать важный участок международного маршрута Европа-Западный Китай».

Общая стоимость работ оценивается в 121 миллиард рублей. Объем федеральной поддержки с 2019 год по 2023 год составит более 67 миллиардов.

В настоящее время готовность объекта составляет 25%. Уже к концу года прогнозируется 40%-я готовность.

«Работы идут в соответствии с ранее установленным графиком, без сбоев и отклонений. Это не значит, что нет сложностей. Они всегда есть при строительстве, а тем более таких масштабных проектов. Но все эти сложности мы преодолеваем совместно с нашими партнерами по этому проекту. И, уверен, так будет до момента ввода в эксплуатацию, а потом и во время эксплуатации этого объекта – на десятилетия вперед», – отметил Губернатор.

Процесс надвижки будут контролировать не только профессиональные специалисты. Мониторинг состояния надвигаемых металлоконструкций будет идти с помощью специальных датчиков и цифрового оборудования.

«Первый этап надвижки выполняет мостоотряд №1 – нижегородцы. Ребята потрудились и собрали 111,5 метров пролетного строения. Это как раз габариты между опорой №26 и №25, – рассказал Губернатору руководителю КУП «Тольятти» АО «Дороги и Мосты» Дмитрий Кондаков. – Соответственно, мы на сегодняшний день установили домкратную систему, чтобы выполнять надвижку. Вес пролета порядка 1,5 тысяч тонн».

Всего предстоит выполнить надвижку 25 пролетных строений, длина 20 из которых составляет 156 метров. Именно поэтому Волжский мост признан технически сложным и уникальным объектом.

Процесс надвижки будет идти с двух сторон: с левого берега Волги в районе села Подстепки и правого – от деревни Климовка, где процесс установки пролетных строений начнется в августе. Пролеты – металлические, их сборка идет непосредственно на стройплощадках. Там же все конструкции проходят антикоррозийную обработку. Это позволяет сократить сроки производства работ и максимально избежать негативного влияния на окружающую среду, в том числе на акваторию водохранилища.

Всего по проекту предстоит построить дорогу с мостом через Волгу общей протяженностью почти 100 километров, в том числе, длина моста через реку составит 3,7 километров. На этапах строительства автомобильной дороги идут земляные работы: подготовлено более 80% площади, отведенной под трассу, на 50% устроена насыпь земляного полотна. На отдельных участках будущей магистрали приступили к устройству нижних слоев основания, усилению геосинтетической прослойкой дорожных слоев, монтажу водопропускных труб. Продолжается переустройство сетей связи и водоснабжения. На искусственных сооружениях идет пробная и массовая забивка свай.

На объекте работает 1635 специалистов, 398 единицы спецтехники, привлечено 45 плавсредств. Трасса будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением.

«Мы стартовали своевременно и хочу сказать, что 25% уже построено – если говорить в целом и о мостовом переходе, и о дороге. Работы кипят не только над водой, но и на наземной части этой трассы», – отметил Глава региона.

На правом берегу Волги автомобильная дорога соединится с подъездом от М-5 «Урал» к Ульяновску, на левом – с М-5 «Урал». Создание новой четырехполосной автомагистрали позволит в 2 раза сократить время на поездку от Москвы до областной столицы, снизит транспортную нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС, окажет значимое влияние на экономическое развитие Тольятти, обеспечит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность Особой экономической зоны «Тольятти», технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», АВТОВАЗа, а также предприятий, работающих в Самарско-Тольяттинской агломерации.

Завершение строительства новой дороги и открытие движения транспорта запланировано к 2024 году.

Читайте также: