Компания тесла работает в убыток

Обновлено: 05.07.2024

Tesla впервые вышла на безубыточность именно за счёт выпуска электромобилей

Компания Tesla уже восьмой квартал подряд завершает без убытков, но до этого её успехи обеспечивались продажей экологических квот или ростом курсовой стоимости биткоина. Минувший квартал впервые в истории компании ознаменовал уход от убытков за счёт выпуска и продаж электромобилей. Совокупная выручка за год почти удвоилась, за квартал было выпущено более 200 тысяч машин.

Источник изображения: Tesla

Источник изображения: Tesla

Как отмечается в отчётности Tesla, минувший квартал характеризовался ещё одним рекордом — впервые чистая прибыль компании превысила отметку в $1 млрд. Если разобраться, из суммы в $1,1 млрд около $354 млн формировали поступления от торговли экологическими квотами, а вот оставшиеся средства были получены от реализации электромобилей и систем стационарного хранения электроэнергии и её генерации. Операции с криптовалютой принесли Tesla убытки в размере $23 млн. Негативное влияние на прибыль также оказывали дефицит полупроводниковых компонентов и задержка с выводом на рынок обновлённых Model S и Model X.

В минувшем квартале Tesla выпустила 2340 электромобилей Model S и Model X, из них отгружены были 1890 экземпляров. Количество выпущенных электромобилей Model 3 и Model Y достигло 204 081 штуки, отгрузить удалось немногим менее двухсот тысяч экземпляров. Руководство компании отметило, что операционная прибыль увеличилась преимущественно за счёт роста объёмов производства и снижения себестоимости. Средняя цена реализации за год снизилась на 2 %, поскольку более доступные Model Y и Model 3 увеличили свою долю в ассортименте электромобилей марки.

Американские предприятия Tesla в значительной мере работали на удовлетворение внутреннего спроса, поэтому китайская площадка стала главным источником поставок электромобилей Tesla на экспорт. Компания не теряет надежды выпустить первые кроссоверы Model Y на новых предприятиях в Берлине и Техасе до конца текущего года. При этом производство тяговых батарей типа 4680 на опытной линии в Калифорнии пока ещё подвергается отладке, из-за чего выпуск грузовиков Tesla Semi придётся отложить до следующего года.

Напомним, что немецкая версия кроссовера Tesla Model Y должна использовать именно батареи типа 4680, и если её выпуск будет налажен в ограниченных количествах в этом году, то первые партии будут полагаться на импортируемые из США батареи. Собственно, грузовик Tesla Semi вынужден задержаться с рыночным дебютом именно ради снабжения батареями типа 4680 легковых моделей марки. По срокам выхода пикапа Cybertruck внятных пояснений сделано не было, но на конвейер в Остине он встанет после локальной версии Tesla Model Y. Пикап с футуристичным дизайном тоже будет использовать батареи типа 4680.

Компании осталось усовершенствовать примерно 10 % технологических операций, необходимых для серийного производства батарей типа 4680, а пока успешными признаны испытания на устойчивость блока батарей к удару при столкновении. Компания сконструировала и испытала монолитную фронтальную часть блока батарей, которая станет частью силовой структуры кузова будущих электромобилей.

Почему Tesla терпит убытки?


Статья о компании Tesla Motors — история развития и успеха, причины неудач. Роль Илона Маска в развитии бренда. В конце статьи — видео интересных фактов о Тесла Моторс. Статья о компании Tesla Motors — история развития и успеха, причины неудач. Роль Илона Маска в развитии бренда. В конце статьи — видео интересных фактов о Тесла Моторс.

Почему Tesla терпит убытки?

В 2016 году основной новостью в автомобильном мире был затяжной кризис у компании Tesla, которая больше года подряд терпела убытки. Потом один успешный квартал — и снова потери размером в 620 миллионов долларов.

В чем же секрет мировой популярности и столь же феноменальной убыточности новаторской компании?

Под покровительством ученого


Двух инженеров и полных противоположностей – Марка Тарпеннинга и Мартина Эберхарда – познакомил общий друг. Они вместе играли в музыкальной группе, предоставляли консалтинговые услуги и разрабатывали различные бизнес-идеи, каковой, например, стала компания по выпуску электронных книг.

После развода Эберхард решил порадовать себя новым спортивным автомобилем, но все они поглощали более 8 литров за сотню, что вынудило инженера задуматься об электромобиле. Углубившись в изучение вопроса, он наткнулся на компанию AC Propulsion, в чьем владении был экспериментальный маленький электрокар Tzero. Когда инженер сел за руль, и крошка дала ускорение, сравнимое в Lamborghini, он понял, что это далеко не игрушка — такие машины имеют право на существование.

Марк Тарпеннинг в свою очередь пытался понять, почему столь перспективное направление производства еще не реализовано крупными автопроизводителями. Они видели основную проблему в слаборазвитой отрасли по выпуску аккумуляторов, причем основной акцент делался именно на свинцово-кислотные батареи. Тогда как литий-ионные батареи ежегодно становятся эффективнее на 7%, дешевле в изготовлении и имеют намного больший потенциал. Благодаря им электрические двигатели не только обеспечат внушительный крутящий момент при выжимании газа, но и с помощью рекуперативного торможения позволят батарее подпитываться энергией.

В процессе продумывания бизнес-плана, подсчета необходимых средств, презентаций на разнообразных мероприятиях партнерам стало понятно, что создать автомобиль с нуля им не удастся. Выбор инженеров пал на компактный Lotus Elise британского производства, который был достаточно легким для установки на него аккумулятора. Теперь оставалось найти инвестора.

Еще в 2001 году Мартин Эберхард на конференции Марсианского общества познакомился с бизнесменом, инженером и изобретателем Илоном Маском.

После двухчасовой презентации молодой человек не без доли скептицизма, но согласился вложить 7,5 миллионов долларов в новую компанию и вошел в ее правление.


Первый родстер новоиспеченного автопроизводителя рождался в муках. Эберхард и Тарпеннинг были полны идей, но совершенно не владели знаниями по их осуществлению. Оказалось, что переделать кузов Elise под технические задумки Tesla настолько же сложно, как просто создать новую модель. Наброски будущего автомобиля, сделанные рукой Эберхарда, были настолько нелепыми, что руководство Lotus боялось опозорить свой бренд договором с сумасшедшими изобретателями.

Помог Эберхарду его друг, промышленный дизайнер Билл Моггридж, который облачил идею в конкретные привлекательные формы. И в рождественские праздники все члены правления Tesla за исключением Илона Маска, который как раз стал отцом двойни, собрались в доме Эберхарда и путем голосования выбрали дизайн будущего автомобильного образца.

На презентацию родстера в июне 2006 года в Санта-Монике было приглашено огромное количество гостей, в том числе и звезд Голливуда во главе с действующим губернатором Арнольдом Шварценеггером. Эберхард, в отличие от смущенного, никому на тот момент не известного Илона Маска блистал на сцене, расписывая достоинства нового автомобиля, а за интервью с ним боролись десятки телеканалов.

Уже через 2 недели после презентации у компании было свыше сотни заказов на электромобили, а сам родстер получил награду Global Green 2006 Product Design Award из рук Михаила Горбачева.

Первые трудности

Почему Tesla терпит убытки?

С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.

Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.

Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.

Эпоха Маска


С 2009 года руководство компанией на правах основного инвестора, вложившего 55 миллионов долларов, принял на Илон Маск. Одним из первых его решений стал отзыв 75% реализованных экземпляров родстера. Владельцы жаловались на ненадежность конструкции, даже «звездный» обладатель электрокара Джордж Клуни не один час провел на обочине из-за поломок.

В том же году американское правительство, активно поддерживающее экологическое направление, выделило ссуду на 465 миллионов долларов для развития Tesla. Это вливание потребители обязаны благодарить за выход седана S с улучшенной трансмиссией и более качественной сборкой.

Маск принципиально изменил стратегию развития, переориентировав производство на массовые продажи. Для этого автомобиль должен был стать максимально бюджетным, экологичным и надежным. Таким образом, необходимо было снизить стоимость с сотни тысяч долларов до тридцати.

Особенности Tesla


Разные производители пытались использовать различные батареи для опытных образцов электромобилей. Отличительной чертой моделей Tesla стали гальванические элементы питания, в которых тысячи литий-ионных батарей образуют единую зарядную систему. Подобные аппараты применяются в бытовой технике, ноутбуках и планшетах, но для автомобилей компания удешевила процесс производства, одновременно снизив вес получаемого изделия.

Несмотря на распространенное мнение об опасности такого рода аккумулятора, многочисленные тесты и годы использования на автомобилях Tesla показывают надежную защиту от вспучивания, перегревания, воспламенения за счет грамотной терморегуляции. А для удобства водителя и не в ущерб элегантности внешнего вида автомобиля весь блок батарей находится под полом машины, что также разительно отличает модели Tesla от аналогичных электромобилей.

Не менее уникальна история и с созданием двигателя. Инженеры компании, чтя память Николы Теслы, взяли за основу разработку самого ученого. Классический мотор, имеющий жидкое охлаждение, работает от переменного 3-фазного 4-полосного тока. Компактный агрегат легче и практичнее традиционного двигателя внутреннего сгорания, а также дает возможность исключить из конструкции трансмиссию ради прямого привода. Именно с этой силовой установкой электромобили получили наибольшую популярность и смогли развивать скорость до 208 км/ч.

И, наконец, ратуя не только за чистоту, но и за безопасность, конструкторы постарались максимально обезопасить будущих владельцев автомобиля. Корпус электрокара сделан из ударопрочной стали, а водителя и его пассажиров защищают целых 8 подушек безопасности.

Избыточный спрос рождает убытки


На фоне этой задержки, новостью о которой быстро разнеслась с помощью СМИ, цена акций сразу подешевела на 3%. Беспокоят инвесторов компании и такие нюансы, как крайне малое количество официальных сервисов для электромобилей. Тогда как Volkswagen со дня на день должны выпустить аналог Tesla, который уже обещает быть в разы дешевле и обеспечить потенциальных потребителей должной инфраструктурой.

Кроме того, компания оповестила сотрудников о сокращении, которое затронет от 400 до 700 человек из работающих сейчас 33 тысяч. Руководство таким образом планирует бороться с недостаточной эффективностью текущего производства и «оптимизировать» без разбора и рабочих, и инженеров. Все, попавшие под сокращение, сотрудники получат щедрые бонусы, а их места сразу планируется заполнить более перспективными.

Параллельно Илон Маск ведет переговоры с японскими корпорациями по возведению гигантского завода по производству автомобильных аккумуляторов, которыми можно в полной мере обеспечить весь объем производства Tesla. Однако пока проект находится на стадии планирования, так как подобная идея потребует слишком глобальных финансовых вливаний для соответствующего уровня роста.

Следует отдать должное основателям компании Tesla – они являются революционерами в своей области, решившими воплотить мечту многих автопроизводителей в реальность. К сожалению, они сами не понимали, с какими проблемами и расходами столкнутся. Современный мир абсолютно не готов к электрическому транспорту, а потому, прежде чем разрабатывать машину и технологии для нее, следует в первую очередь продумать вопрос производства, эксплуатации и утилизации аккумуляторных батарей.

Эффективность Илона Маска сейчас возведена в ранг легенды, а его эффективность подтверждается одним лишь тем фактом, что при баснословном состоянии он лично утверждает все расходы дороже 10 тысяч долларов. Похоже, что он мечтает о том, чтобы его заводы заполнили роботы, максимально продуктивные, способные контролировать процесс выпуска электрокара от начала и до конца. К сожалению, при таком подходе все его самые инновационные идеи так никогда и не станут бюджетными и доходными.

Видео интересных фактов о компании Tesla Motors:

Маленький грязный секрет Tesla: её чистая прибыль получена не от продажи автомобилей

Нью-Йорк (CNN Business) Tesla получила свою первую годовую чистую прибыль в 2020 году - но не от продаж своим клиентам.

Одиннадцать штатов требуют, чтобы автопроизводители продавали к 2025 году определенный процент автомобилей с нулевым уровнем выбросов. Если они не способны достичь поставленных целей, автопроизводители должны покупать регуляторные кредиты у другого автопроизводителя, который соответствует этим требованиям, например Tesla, которая продает исключительно электромобили.

Для Tesla это прибыльный бизнес: за последние пять лет он принёс компании 3,3 миллиарда долларов, почти половина из которых получена в 2020 году. Доход от продажи регуляторных кредитов в размере 1,6 миллиарда долларов, полученный в прошлом году, намного превзошёл чистую прибыль Tesla в размере 721 миллиона долларов, что означает, что в противном случае Tesla в 2020 году понесла бы чистый убыток.

«Эти парни теряют деньги, продавая автомобили. Они зарабатывают деньги, продавая кредиты. И кредиты уходят», - сказал Гордон Джонсон из GLJ Research и один из крупнейших "медведей" по отношению к акциям Tesla (TSLA).

Высшее руководство Tesla признает, что компания не может рассчитывать на продолжение этого источника денежных средств в будущем.

«Это всегда область, которую нам чрезвычайно сложно прогнозировать», - сказал главный финансовый директор Tesla Захари Киркхорн. «В долгосрочной перспективе продажа регуляторных кредитов не будет существенной частью бизнеса, и мы не планируем бизнес на основе этого. Возможно, что в течение нескольких дополнительных кварталов доход от продажи кредитов продолжит быть значительным. Также возможно, что это не так».

К 11-ти штатам, которые требуют, чтобы определенный процент автомобилей был с нулевым уровнем выбросов, или чтобы автопроизводители покупали кредиты у такой компании, как Tesla, которая превысила целевой показатель, являются Калифорния, Колорадо, Коннектикут, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Орегон, Род-Айленд и Вермонт.

Tesla также сообщает о других показателях рентабельности, как и многие другие компании. И по этим показателям прибыль достаточно велика, чтобы не зависеть от продажи кредитов, чтобы оказаться в плюсе.

Компания сообщила о скорректированной чистой прибыли за 2020 год в размере 2,5 миллиарда долларов, за исключением таких статей, как компенсации менеджменту основанные на акциях в размере 1,7 миллиарда долларов. Её валовая прибыль от производства автомобилей, которая сравнивает общую выручку от автомобильного бизнеса с расходами, непосредственно связанными со сборкой автомобилей, составила 5,4 миллиарда долларов, даже без учета выручки от продаж регулирующих кредитов. А её свободный денежный поток в размере 2,8 миллиарда долларов вырос на 158% по сравнению с годом ранее, что является значительным изменением по сравнению с 2018 годом, когда Tesla сжигала наличные и находилась под угрозой их исчерпания.

Сторонники компании говорят, что эти меры показывают, что Tesla наконец-то зарабатывает деньги после многих лет потерь по большинству из этих мер. Эта прибыльность - одна из причин, по которой акции компании показали значительный рост на протяжении более года.

Но споры между скептиками и приверженцами компании о том, действительно ли Tesla прибыльна, превратились в «священную войну», как считает Джин Мюнстер, управляющий партнер Loup Ventures и ведущий технический аналитик.

«Они обсуждают две разные вещи. Они никогда не придут к согласию», - сказал он. Мюнстер считает, что критики слишком много внимания уделяют тому, как кредиты по-прежнему превышают чистую прибыль. Он утверждает, что валовая прибыль от производства автомобилей без учета продаж регуляторных кредитов является лучшим барометром финансового успеха компании.

«Это опережающий индикатор» этого показателя прибыли Tesla, - сказал он. «Нет никаких шансов, что General Motors и Volkswagen зарабатывают на этом деньги на своих электромобилях».

Будущее Tesla

Высокие показатели акций Tesla - рост на 743% в 2020 году - делают её одной из самых дорогих американских компаний в мире. Тем не менее, 500 000 автомобилей, проданных компанией в 2020 году, составили незначительную часть от более чем 70-ти миллионов автомобилей, которые, по оценкам, были проданы по всему миру.

Акции Tesla сейчас стоят примерно столько же, сколько акции 12-ти крупнейших автопроизводителей, которые продают более 90% автомобилей по всему миру.

Что есть у Tesla, чего нет у других автопроизводителей, так это быстрый рост: на прошлой неделе она прогнозировала ежегодный рост продаж на 50% в ближайшие годы, и ожидает, что в 2021 году этот показатель будет даже лучше, в то время как другие автопроизводители испытывают трудности с достижением уровней продаж, показанных перед пандемией.

Вся отрасль движется к полностью электрическому будущему, как для соответствия более жестким экологическим нормам во всем мире, так и для удовлетворения растущего интереса к электромобилям, отчасти потому, что они требуют меньше труда, меньше деталей и дешевле в производстве, чем традиционные автомобили с бензиновым двигателем.

«Большинство людей могут согласиться с тем, что будущее за электромобилями», - сказал Мюнстер. «Я думаю, что это верное предположение».

Хотя Tesla является ведущим производителем электромобилей, она сталкивается с растущей конкуренцией, поскольку практически каждый автопроизводитель выпускает свои собственные электромобили или планирует это сделать. Volkswagen обогнал Tesla по продажам электромобилей в большинстве стран Европы. На прошлой неделе General Motors заявила, что надеется полностью перейти на автомобили без выбросов к 2035 году.

«Конкуренция сделает автомобили Tesla пренебрежимо неважными, - сказал Джонсон из GLJ 'Resarch. «Мы не считаем это устойчивой бизнес-моделью».

Другие аналитики утверждают, что цена акций Tesla оправдана, учитывая, как она может получить выгоду от перехода на электромобили.

«Они не останутся на уровне 80-90% рынка электромобилей, но они могут продолжать расти даже при гораздо меньшей доле рынка», - сказал Дэниел Айвз, технологический аналитик Wedbush Securities. «Мы ожидаем производства больше 3–4 млн автомобилей ежегодно в 2025–2026 годах, при этом 40% этого роста будет приходиться на Китай. Мы полагаем, что теперь они находятся на траектории, которая позволит им даже без регуляторных кредитов оставаться прибыльными».

В чем секрет убыточности Tesla

Компания получила первую прибыль — почти 22 млн долларов. После публикации отчета акции компании выросли, но их цена оказалась гораздо ниже апрельского максимума. В чем причина, сможет ли Илон Маск вернуть доверие инвесторов?


Фото: Lucas Jackson/Reuters -->

Tesla Motors впервые оказалась в плюсе: ее чистая прибыль за III квартал составила почти 22 млн долларов. В компании выразили уверенность в том, что в IV квартале ей также удастся зафиксировать чистую прибыль. После публикации отчетности стоимость акций Tesla выросла на 5,5% до 213 долларов. Тем не менее эта цена почти на 20% ниже максимума, который был зафиксирован в апреле этого года.

Скептики все время обвиняют Tesla в том, что при своей инновационности она убыточна, и вот, наконец, вопреки ожиданиям аналитиков, прибыльный квартал. У Tesla много сложностей: например, этим летом Маск решил уговорить акционеров купить компанию SolarCity, которую основали его двоюродные братья. Предприятие быстро стало главным установщиком солнечных панелей в Америке, но все равно приносит убытки. О других факторах, которые настораживают инвесторов, рассказывает финансовый консультант eТоrо Михаил Мащенко:

Михаил Мащенко финансовый консультант eТоrо «У инвесторов много сомнений, например, что очень мало официальных сервисов, в которых можно починить машину, конкуренты — тот же самый Volkswagen, который в ближайшее время предоставит аналог Tesla, но в разы дешевле, и проблемная SolarCity, по сути, дочерняя компания Tesla, с которой сейчас Илон Маск будет разбираться. Отчет Tesla за предыдущий квартал был неплохой, и многие играли на понижение, потому что считали, что это даст возможность Илону Маску говорить о какой-то дополнительной эмиссии акций, привлечении дополнительного капитала, чтобы финансировать убытки SolarCity. Но недавно он заявил, что этим заниматься не будет, и инвесторы стали благоприятнее относиться ко всей этой ситуации».

Компания Tesla — революционер: она воплощает инновационную идею в жизнь. Это красиво, но затратно. По сути, эта компания — венчур, поскольку ей необходимо значительное инвестирование капитала в расширение мощностей для производства аккумуляторов. Именно этим вопросом Маск и занимается, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

alt="Александр Душкин" />
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Он пытается делать совместное предприятие вместе с японскими партнерами, чтобы построить свой мегазавод для производства аккумуляторов, которые впоследствии как раз и будут являться основой для производства большого объема электромобилей. Но все это пока только планы, несмотря на то, что он постепенно к ним движется. Ему необходимы постоянные серьезные вливания в бизнес, он не генерирует достаточного потока для того, чтобы самостоятельно поддержать свой уровень роста. Поэтому перспектива компании Tesla серьезно связана со стоимостью акций. Чем выше стоимость акций Tesla, тем больше у него шансов, что он сможет сделать свой огромный завод, потому что при высокой цене на акции ему легко проводить допэмиссии».

Про эффективность Маска ходят легенды. Если верить биографии предпринимателя, в рамках своего миллиардного космического бизнеса он лично дает разрешение на все покупки дороже 10 тысяч долларов. Видимо, в борьбе за эффективность Маск одержим еще одной идеей — создать роботов, которые сделают процесс создания электромобилей автоматическим от начала до конца. Риск в том, что эти инновации могут так и не перейти в разряд доступных и прибыльных.

О компании Tesla и ее убытках

Короче, если не углубляться в экономику и простыми словами, есть две основные стратегии развития:

Представьте что у вас компания, которая дает машины в прокат. Вот вы купили 1 Мерседес стоимостью в 3 миллиона и даете его аренду. Пусть каждая машина будет генерить чистой прибылью 100 тыс руб в месяц.
Теперь смотрите, есть 2 компании: А и Б.

Компания А каждый месяц выводит 80% своей прибыли себе на красивую жизнь, а 20% откладывает. Через 150 месяцев компания А увеличит парк своих авто на 1 машину. И так и будет примерным бизнесменом, у которого есть стабильный доход. Можно купить его акции!

А есть компания Б, которая работает по другому:
— тут нужно добавить факт, что в США хорошая практика покупать компании и их интеллектуальные собственности. И многие готовят свои компании под продажу гигантам. То есть к примеру, вы собрали статистику сервисов Москвы, где какими машинами занимаются и пр. С большой долей вероятности к вам придет Гугл.Карты и купит у вас эту информацию (читай компанию)

Допустим берем срез через 5 лет.
Компания А — стабильная, ген директор богат и купил себе клевый дом. В парке у них около 2 автомобилей, прибыль 200 тыс и норм

А компания Б не примерная компания, у них нет прибыли. Но, в компании 15 машин. И капитализация компании (то есть сколько стоит компания на рынке) = 15*3 ляма, что 45 лямов и не мало. И они решают показать прибыль первый раз. 1,5 ляма против 200 тыс.

Компания Б — это Tesla и куча других компаний. Да, они закрывают квартал с убытками, но вы видели последнюю новость? Капитализация Tesla составила 52 миллиарда долларов. То есть с одной стороны прибыли нет и все кричат об этом, а то что у них в собственности:

— офис в Кремниевой Долине
— завод по сборке в США
— завод по сборке в Голландии
— Гигафабрика для батарей ( размер ее как 50 заводов)
— сеть электростанций по всему миру

На это никто не смотрит. Убыточная компания, не думаю? Ребята все свои деньги тратят в развитие. И не пузырь это вовсе.

P.S. Знаете почему говорят, что мы сидим на нефтяной игле? Потому что около 50% нашего ВВП — это доход от нефтянных компаний. Я думаю, Газпром среди них занимает 1-2 место и это порядка 15-20% дает именно он.
Понимаете к чему я?
Погуглите, капитализация Газпрома 57 миллиардов долларов. Ну короче считайте, стоимость Tesla это 1/7 примерно стоимости нашего ВВП. Как то так, убыточная компания.

Tesla Model S 2013, двигатель электрический, 500 л. с., задний привод — наблюдение

Машины в продаже


Tesla Model S, 2016


Tesla Model X, 2019
Лада 2101, 1982


Toyota Probox, 2018

Комментарии 15

Именно потому я верю в эту компанию. Мы ведём речь про авто, но у них еще куча всего и Илон проговорился об мыслях объединении всех подразделений.

Зачем сидеть на нефтяной игле — никто ведь не заставляет.
Можно, как Вашингтон — сесть на сланцевую иглу, построить сотню танкеров — и продавать сжиженный газ по всему миру. А ещё есть сланцевая нефть.

Статья — о коммерческой компании TESLA, сегмент — автомобильный рынок. При чём здесь газодобывающая отрасль (Газпром), или чей-то ВВП?
ВВП — это характеристика экономики государства. А государства существуют не для выпуска акций, или получения прибыли. У них другие функции, другое назначение.

Это как сравнивать кочан капусты и деревянный стул, потому что они твёрдые.
Стул и капуста — это по сути разные вещи.
Капусту выращивают чтобы кушать. Стул делают, чтобы на нём сидеть.
Как можно сказать, что капуста — лучше стула?
Нет, это в принципе возможно — но нужно придумать критерии для сравнения.
Например — и на капусте, и на стуле — можно сидеть. Но на стуле сидеть удобнее. Вывод — стул лучше, потому что на нём удобнее сидеть?
А вдруг от сидения на капусте есть лечебный эффект?
Кто вылечится от геморроя — конечно скажет, что капуста лучше.
А кто-то сядет на капусту (по совету исцелившегося от геморроя) — упадёт и сломает руку.
И так можно спорить до бесконечности.

Рыночная капитализация — свидетельствует лишь о вере акционеров в счастливое будущее. И оно возможно, но…
История с капитализацией Cynk Technology Corp в 2014 году — рост цены акций за 2 месяца в 360 раз. Пустышка без активов и прибыли внезапно стала стоить миллиарды долларов — и в какой-то момент (но вполне ожидаемо) рухнула.
Можно вспомнить ENRON. Фальсификация бухгалтерской отчётности, кто-то внутри компании всегда чем-то обижен и готов дать показания. Крах. Но до этого — 15 лет успешной работы, десятки тысяч сотрудников по всему миру. ENRON называли — "самая инновационная компания США" — ничего не напоминает?
Реальную стоимость коммерческой компании оценить объективно — просто невозможно. Потому что не существует объективных инструментов оценки.

Авторынок меняется революционными технологиями и сервисами — автоматизированное управление, каршеринг, UBER-изация.
Отдельные города и целые страны развивают только общественный транспорт.
Нарастает региональный разрыв уровня жизни. Какие-то рынки уже сейчас просто недоступны для электромобилей — там просто нет инфраструктуры. Даже в США станции подзарядки TESLA строила за своё счёт.
Нет смысла говорить о продаже своих технологий в другие страны и захвате рынков — TESLA на это неспособна, это региональная компания.
В регионах с традиционной электро-генерацией (сжиганием угля и газа) — использование электромобилей бессмысленно и вредно. Электромобиль, чья основная задача — экономия денег владельца, и защита экологии — эффективен только тогда, когда и электро-генерация для него — экологически чистая. Солнечная, ветряная, энергия приливов.
Иначе (как показывает эксплуатация электромобилей в Китае и в США) — просто увеличивается сжигание угля, нефти, газа, ухудшается экология, рост нагрузки на электросети приводит к повышению аварийности.
Атомные электростанции в США не позволит строить напуганная Фукусимой общественность. Остаётся выдумывание биотоплива.
Изготовление и утилизация страшных аккумуляторов электромобилей — это отдельная песня. Там и до экологической катастрофы недалеко. Чудовищный взрыв 2015 года в Китае — наглядный пример возможных последствий.
Через 20 лет в развитых странах личный транспорт будет чем-то вроде экзотики.

Вывод: только государственная поддержка TESLA и применение инновационных (не передовых) технологий дают надежду инвесторам на успешную продажу компании крупному игроку на рынке IT.

"Электромобиль, чья основная задача — экономия денег владельца" — тут ошибка

Зачем сидеть на нефтяной игле — никто ведь не заставляет.
Можно, как Вашингтон — сесть на сланцевую иглу, построить сотню танкеров — и продавать сжиженный газ по всему миру. А ещё есть сланцевая нефть.

Статья — о коммерческой компании TESLA, сегмент — автомобильный рынок. При чём здесь газодобывающая отрасль (Газпром), или чей-то ВВП?
ВВП — это характеристика экономики государства. А государства существуют не для выпуска акций, или получения прибыли. У них другие функции, другое назначение.

Это как сравнивать кочан капусты и деревянный стул, потому что они твёрдые.
Стул и капуста — это по сути разные вещи.
Капусту выращивают чтобы кушать. Стул делают, чтобы на нём сидеть.
Как можно сказать, что капуста — лучше стула?
Нет, это в принципе возможно — но нужно придумать критерии для сравнения.
Например — и на капусте, и на стуле — можно сидеть. Но на стуле сидеть удобнее. Вывод — стул лучше, потому что на нём удобнее сидеть?
А вдруг от сидения на капусте есть лечебный эффект?
Кто вылечится от геморроя — конечно скажет, что капуста лучше.
А кто-то сядет на капусту (по совету исцелившегося от геморроя) — упадёт и сломает руку.
И так можно спорить до бесконечности.

Рыночная капитализация — свидетельствует лишь о вере акционеров в счастливое будущее. И оно возможно, но…
История с капитализацией Cynk Technology Corp в 2014 году — рост цены акций за 2 месяца в 360 раз. Пустышка без активов и прибыли внезапно стала стоить миллиарды долларов — и в какой-то момент (но вполне ожидаемо) рухнула.
Можно вспомнить ENRON. Фальсификация бухгалтерской отчётности, кто-то внутри компании всегда чем-то обижен и готов дать показания. Крах. Но до этого — 15 лет успешной работы, десятки тысяч сотрудников по всему миру. ENRON называли — "самая инновационная компания США" — ничего не напоминает?
Реальную стоимость коммерческой компании оценить объективно — просто невозможно. Потому что не существует объективных инструментов оценки.

Авторынок меняется революционными технологиями и сервисами — автоматизированное управление, каршеринг, UBER-изация.
Отдельные города и целые страны развивают только общественный транспорт.
Нарастает региональный разрыв уровня жизни. Какие-то рынки уже сейчас просто недоступны для электромобилей — там просто нет инфраструктуры. Даже в США станции подзарядки TESLA строила за своё счёт.
Нет смысла говорить о продаже своих технологий в другие страны и захвате рынков — TESLA на это неспособна, это региональная компания.
В регионах с традиционной электро-генерацией (сжиганием угля и газа) — использование электромобилей бессмысленно и вредно. Электромобиль, чья основная задача — экономия денег владельца, и защита экологии — эффективен только тогда, когда и электро-генерация для него — экологически чистая. Солнечная, ветряная, энергия приливов.
Иначе (как показывает эксплуатация электромобилей в Китае и в США) — просто увеличивается сжигание угля, нефти, газа, ухудшается экология, рост нагрузки на электросети приводит к повышению аварийности.
Атомные электростанции в США не позволит строить напуганная Фукусимой общественность. Остаётся выдумывание биотоплива.
Изготовление и утилизация страшных аккумуляторов электромобилей — это отдельная песня. Там и до экологической катастрофы недалеко. Чудовищный взрыв 2015 года в Китае — наглядный пример возможных последствий.
Через 20 лет в развитых странах личный транспорт будет чем-то вроде экзотики.

Вывод: только государственная поддержка TESLA и применение инновационных (не передовых) технологий дают надежду инвесторам на успешную продажу компании крупному игроку на рынке IT.

Вы знаете про два тарифа ? Ночью электричество буквально некуда девать. Да и экологичность одного дизельного агрегата на
100 000 лс. намного выше чем у ста тысяч по одной лошади.

На чем на самом деле зарабатывает Tesla

А знали ли вы, что только в 2020 году Tesla показала по-настоящему хороший финансовый результат? Понятно, что снижение убытков уже было достижением для молодого бренда, но именно по итогам прошлого года в графе ”чистая прибыль” компания получила положительное значение. Это сильно повлияло на стоимость акций самой Tesla и расположение духа ее инвесторов и акционеров. Вот только есть тут небольшой подвох, о котором многие даже не догадываются. Все мы думаем, что компания зарабатывает на продаже автомобилей, а также на запасных частях, сервисе и аксессуарах. Это относится к любому автопроизводителю и составляет основу их бизнеса. Безусловно, эти доходы оказывают сильное влияние на финансовый результат, но есть и еще кое-что, что скрыто от неподготовленного взгляда, но делает компанию Илона Маска по-настоящему богатой.


Tesla сильна и перспективна, но в 2020 году ее сила была не в автомобилях.

Экологическое законодательство

В 11 штатах CША действует закон, согласно которому автопроизводители должны продавать определенный процент автомобилей с нулевым уровнем выбросов к 2025 году (уже сейчас требования постепенно ужесточаются). Естественно, не все могут (или не хотят) этого сделать. Если автомобили не будут соответствовать требованиям, никто не будет закрывать компанию или запрещать их использование, но производителям придется пройти через одну довольно интересную процедуру.

Им придется покупать условные баллы у других автопроизводителей, которые соответствует этим требованиям. Например, у Tesla, которая продает исключительно электромобили, а они по определению не имеют никаких выбросов.


Сколько заработала Tesla в 2020 году

Мы об этом не задумываемся, но учитывая масштабы автомобильного рынка, получение таких выплат превращается в прибыльный бизнес. За последние пять лет Tesla получила 3,3 миллиарда долларов на таких отчислениях. Только в прошлом году размер выплат составил 1,6 миллиарда долларов.

Если сравнить сумму отчислений, которые Tesla получила в прошлом году, можно понять, что продажа автомобилей в ее бизнесе имела далеко не самую прибыльную роль. На основной деятельности компания получила 721 миллион долларов чистой прибыли против 1,6 миллиарда долларов выплат от других компаний. Если бы таких выплат не было, компания продолжила бы работать в убыток.


Не забываем о перспективных разработках Tesla, которые принесут ей еще больше денег.

Топ-менеджеры Tesla признают, что компания не может рассчитывать на стабильность этого источника денежных средств.

Сколько денег у Tesla

Даже если Tesla полностью перестанет получать выплаты за экологические баллы, у нее, скорее всего, все равно все будет хорошо. Связано это с ростом ее доходов от основной деятельности, увеличением стоимости акций и другими факторами. Например, ее свободный денежный поток в размере 2,8 миллиарда долларов вырос на 158% по сравнению с годом ранее. В 2018 году с этим показателем вообще все было очень печально, и компания была на грани того, чтобы вообще оказаться без денег. Но сейчас все изменилось.


Многие хотят купить Tesla, но пока не везде можно ей пользоваться.

Стоимость акций компании обычно отражает настроения инвесторов и их ожидания. Эти ожидания должны на чем-то основываться. В данном случае рост акций компании показывает, что у нее есть перспективы и не только Илон Маск своей харизматичный фигурой подогревает интерес к компании.

Джин Мюнстер, управляющий Loup Ventures и ведущий технический аналитик, считает, что споры между теми, кто фанатично предан Tesla, и теми, кто относится к ней скептически, давно превратились в ”священную войну”.

Мюнстер считает, что критики слишком много внимания уделяют тому, как экологические баллы по-прежнему превышают чистую прибыль компании. Он утверждает, что валовая прибыль в автомобилестроении, а не условные баллы, является лучшим мерилом финансового успеха компании.

Что будет с Tesla

Акции Tesla сейчас стоят примерно столько же, сколько у 12 крупнейших автопроизводителей, которые продают более 90% автомобилей по всему миру. При этом именно Tesla продолжает дорожать. Эксперты и аналитики ожидают, что 2021 год окажется для компании еще более удачным, а рост стоимости акций продолжится и дальше.


Пусть Tesla и затягивает с запуском некоторых моделей, но это только подогревает интерес к ней.

Вся отрасль движется к полностью электрическому будущему. На фоне этого компания, которая уже сейчас продвинулась дальше остальных, просто не может не вызывать интереса инвесторов. Тем более пока она идет по своему пути без серьезных ошибок, а Илон Маск своей непосредственностью и силой личности только подстегивает интерес к бренду.

Электромобили требуют меньше труда, меньше деталей, они дешевле в производстве, чем традиционные автомобили с бензиновым двигателем. Они дешевле в обслуживании и эксплуатации, но при этом дают куда более положительный пользовательский опыт. Все это и складывается в картинку светлого будущего электромобилей.

Технологии дешевеют, а чем больше машин ты производишь, тем дешевле тебе обходится каждая из них. Именно поэтому со временем, даже при сохранении стоимости, Tesla будет постепенно зарабатывать все больше и больше. А неповоротливые автогиганты, которым намного сложнее притормозить свои конвейеры и перестроиться на новые электрические рельсы, еще долго будут догонять. В этом отношении у Tesla и других начинающих с чистого листа компаний намного проще сразу сделать то, что нужно.

Tesla в 2017 году: убыток 2,2 млрд долларов

8 февраля вышел пресс-релиз «Теслы» по итогам 2017 года. Компания увеличила выручку на 68%, показала рекордный убыток 2,2 млрд долларов, а цены на акцию за 12 месяцев выросли на 28%.

Пора раскрыть секрет фондового рынка: когда спрос превышает предложение, цена растет; когда спрос уменьшается, цена падает. При этом компания может нести колоссальные убытки — если люди в нее верят, акции будут стоить дорого.

Кажется, в «Теслу» верят.

Продажи выросли, но расходы тоже

За год «Тесла» увеличила выручку с продаж на 67% — до 11,7 млрд долларов. В 2016 году компания выручила 7 млрд. Больше всего выросли продажи батарей для хранения энергии — на 1000%. Руководство планирует утроить выручку в сегменте генерации и хранения энергии.

Но расходы на производство автомобилей и батарей в сумме выросли на 75%. Сейчас непонятно, насколько хуже «Тесла» стала продавать. Рассчитаем валовую маржу — отношение валовой прибыли к выручке, показывающее, сколько денег остается у компании от продаж после вычета расходов. Собираем данные.

Переносим данные в таблицу.

Валовая маржа «Теслы»

Показатель 2016 2017
Валовая прибыль 1 599 млн $ 2 222 млн $
Выручка 7 000 млн $ 11 758 млн $
Валовая маржа 22,8% 18,9%

Выросли операционные расходы

«Тесла» тратит на общие и административные расходы 2,4 млрд — в статью входят затраты на зарплаты. В январе 2018 года «Тесла» объявила: Илон Маск будет получать вознаграждение только при увеличении рыночной капитализации.

В 2017 году «Тесла» получила операционный убыток 1,6 млрд — на 145% больше, чем в 2016 году. Илон Маск заявил, что в 2018 году «Тесла» получит квартальную операционную прибыль.

Денег от депозитов клиентов стало больше

«Тесла» поставляет покупателям электромобили с задержкой. У компании возникают обязательства перед покупателями — депозиты клиентов. Показатель неоднозначный: с одной стороны, больше депозит — больше покупателей, с другой — у «Теслы» возникает больше обязательств, с которыми она не справляется.

«Тесла» перенесла поставки стандартной Model 3 на конец 2018 года. Это несет в себе угрозу для «Теслы»: покупатели, внесшие предварительный депозит, могут лишиться 7,5 тысячи долларов налогового вычета за покупку автомобиля с низким уровнем выбросов. В ноябре 2018 года на рынке США могут появиться модели Kia Niro EV и Hyundai Kona за аналогичную цену. Покупатели могут отказаться от предварительной заявки, поэтому следите за статьей customer deposits.

Ушел президент по глобальным продажам

В августе 2017 года «Тесла» предложила бонус 700 тысяч долларов президенту по глобальным продажам Джону Макнейлу, если он достигнет показателя по продажам. В среду на телефонной конференции объявили, что Джон покинул компанию и его обязательства перейдут Илону Маску.

По слухам, Джон помог «Тесле» реализовать устаревшие запасы шести тысяч единиц для Model S и Model X во втором полугодии 2017 года.

Результаты «Теслы» за 2017 год

Показатель Сумма, млн $
Выручка 11 758
Прибыль до налогов −2209
Чистая прибыль −2240
Проценты уплаченные −471
Проценты полученные 19
Денежные средства и их эквиваленты 3367
Обязательства 23 022
Капитал 4237
Амортизация 1636
Капитализация 52 980

Я буду использовать следующие мультипликаторы.

P/E — отношение рыночной капитализации к прибыли. Другими словами, количество лет, за которое компания окупится при покупке. Формула расчета: капитализация / прибыль.

P/BV — отношение рыночной капитализации к пассиву, где пассив равен разнице между всеми активами и всеми долгами. Формула расчета: капитализация / пассив.

P/S — отношение рыночной капитализации к выручке. Формула расчета: капитализация / выручка.

EV — справедливая стоимость компании с учетом ее долгов и денежных средств. Формула расчета: капитализация + долги − денежные средства.

EBITDA — доходы до налогообложения и амортизации. Отвечает на вопрос, сколько компания генерирует прибыли в своей повседневной работе, то есть насколько она операционно эффективна. Формула расчета: прибыль до налогов + амортизация + процентный расход − процентный доход.

EV/EBITDA — аналог P/E , однако отражает более объективную картину. Формула расчета: EV / EBITDA .

Долг/ EBITDA — отражает количество лет, необходимое компании, чтобы погасить весь свой долг. Формула расчета: общий долг / EBITDA .

ROE — доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. Считается в процентах. Прибыль компании делим на ее собственные активы и умножаем на 100%.

Почему Tesla увеличивает убытки, но все равно нравится людям

Последние квартальные отчеты Тesla вызывают у многих вопрос: точно ли нормальная компания может так работать? За 14 лет Тesla ни одного квартала не была прибыльной, а в последнее время ее убытки растут ежеквартально. Маск в письме рынку пообещал, что компания выйдет в прибыль со второго квартала 2018 года, но в недавнем общении с аналитиками он отказался отвечать на вопросы о финансовой ситуации, называя их "скучными".

Срывы сроков в производстве традиционны для Тesla. Теперь к ним добавился ворох технических и организационных проблем. Завод Gigafactory по производству литиевых аккумуляторов — его запустили на два года позже заявленных сроков — до сих пор не может выйти на запланированные объемы. Сборочный завод во Фримонте не достиг требуемых объемов выпуска дешевой массовой машины Tesla Model 3. В последний год компания регулярно становилась фигурантом скандалов: аварии на производстве, переработки и тяжелые условия труда, использование в качестве рабочей силы незаконных мигрантов, бунты сотрудников и менеджмента. Был даже случай сексуальных домогательств на рабочем месте, который быстро замяли — ни государственные органы, ни феминистические организации не стали развивать тему.

Электромобили: Запад — за, Азия — против

В отрасли электромобилей не все гладко. В западном мире технология рассматривается как основная надежда на экологичный транспорт будущего. Правительства давят на автопроизводителей, заставляя их вводить гибриды и электромобили в свои модельные линейки. Причем электромобили, выходящие на рынок, составят Тesla серьезную конкуренцию. Зато в Азии подсчитали, сколько вредных выбросов СО 2 пойдет в атмосферу при производстве электричества для автомобилей Tesla. Оказалось, не так уж и мало, — и у компании стали отбирать "зеленые" субсидии.

Почему Тesla все равно нравится

Тesla выглядит как типичный стартап со всеми характерными особенностями: упор на пиар вместо продукта, охота за деньгами инвесторов, а не покупателей, маниакальное завоевание доли рынка вместо достижения рентабельности. Все, чтобы предъявить долю рынка инвесторам и пообещать конвертировать пользователей в прибыль. У стартапа умопомрачительно хороший пиар. А внимание публики реально превращается в деньги от инвесторов.

Про Маска говорят, что он "торгует воздухом", продает сопричастность к прогрессу, хотя его продукты технологически несовершенны. В этих рассуждениях есть здравое зерно, потому что не может компания с такими проблемами как в производстве, так и в финансах иметь такую же капитализацию, как крупнейшие автопроизводители со столетней историей. Но также из этих рассуждений следует вывод о скором крахе "империи Илона Маска", что противоречит реальности.

Есть особенность, которая выделяет проекты Илона Маска среди других представителей "экономики стартапов", пусть даже и крупных.

Его проекты не только предлагают новые технологии, инновации или продукты. Они в первую очередь являются рекламой социальных тенденций, выгодных правительствам западных стран. Тesla стала символом экологически чистого транспорта. SpaceX вернула США возможность летать в космос (и упорно называет себя лидером в этой области). Проекты с литиевыми батареями (настенная батарея для дома, которую так и не смогли сделать, или недавний проект с огромной батареей в Австралии) должны решить главную проблему возобновляемых источников энергии, а именно: нестабильность генерации. Hyperloop представляет новое поколение транспортных систем.

Конечный заказчик этих проектов — государство, а цель — не производство конкретного продукта, а популяризация нужной идеи. И создание рынка со спросом, который смогут удовлетворять различные продавцы. В дело вступает другая экономика, которая может вообще не предусматривать прибыльности. И неважно, если в финале его продукт окажется не настолько привлекательным, как изначально планировалось.

Беспилотники и закон

Google занимается проектом с начала двухтысячных, тестовые автомобили с автопилотом проехали миллиард миль, но компания боится доверять им управление без человека-контролера. Многие автопроизводители имеют готовые алгоритмы автопилотов, но опять же боятся массово выпускать их на рынок, не в последнюю очередь из-за правовых вопросов в связи с авариями, повлекшими смерть или ущерб здоровью.

Маск обходит сложности с помощью простой оговорки: "Автопилот Tesla не является автопилотом" (не шучу, у них так и написано), запускает опцию автопилота (еще и платную!) и фактически открывает тестирование на премиальных пользователях автомобилей Tesla. Этот автопилот уже привел к нескольким смертельным ДТП, когда гибли водители, один раз Tesla сбила человека. Каждый раз начинается дискуссия в духе: "никто бы не увидел трактор поперек шоссе на фоне яркого неба" (первая авария) или "никто бы не увернулся от тетки с велосипедом!" (когда автомобиль Tesla сбил женщину). Возможно, это так, но мягкое отношение к компании государственных надзорных органов США, которые в других случаях очень внимательно оценивают безопасность, вызывает вопросы.

Что нового покажет Тesla

Поэтому будет ли Тesla когда-нибудь прибыльной, не так уж важно. Она будет на плаву, пока необходимо сохранять актуальность темы электромобилей или в этой сфере не появится более удачный с точки зрения пиара технологий западный проект. Причем китайцы могут достигать любых успехов в деле электротранспорта, они займут массовые ниши, но локомотивом стать не смогут.

Так что не стоит волноваться за финансовые результаты Тesla. Ее руководитель еще долго будет радовать нас удивительными заявлениями, а компания… компании еще надо собрать хотя бы то количество Model 3, на которое они собрали предзаказы и взяли деньги. А через два года Маск обещал запустить в производство новую модель Y. Как он это сделает, если все производственные мощности уже забиты? Значит, нам будет на что посмотреть.

Читайте также: