Краз 255 с экскаваторной установкой

Обновлено: 05.07.2024

Экскаватор Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 технические характеристики

Разработка новой модели экскаватора ЭОВ-4421 на базе КрАЗ-255Б для нужд армии началась в конце 70-х годов. На тот момент в производстве находилась версия Э-305, которая оснащалась полностью механическим приводом. Из-за этого она имела невысокую производительность и полное отсутствие резервов для модернизации.

ЭОВ-4421

Основным предназначением КрАЗ ЭОВ-4421 было проведение различных земляных работ при строительстве оборонительных сооружений и позиций для войск и пунктов командования и управления. Кроме того, рабочая стрела машины может использоваться для перемещения грузов весом не более 3000 кг. Максимальная высота проведения работ не превышает 4,5 метра.

Выпуск машин стартовал на специализированном предприятии «Красный экскаватор» (г. Киев) в самом конце 70-х годов и продолжался около 20 лет. На основе базовой модели имелась усовершенствованная модификация 4421А. После распада СССР производство этой машины продолжалось еще несколько лет под индексом «Атек-4421А».

Общее описание техники

Экскаватор на базе КрАЗа разрабатывался для работы в условиях труднопроходимой местности. Стране требовалось множество землеройных машин, которые могли бы эксплуатироваться на масштабных стройках, разворачивавшихся в отдаленных районах. Конструкция экскаватора одновременно проста и надежна. Для экскаваторщика была сделана кабина, рассчитанная на 3 посадочных места. Каркас кабины изготавливался из деревянного бруса и обшивался листовым железом. Впоследствии кабина была заменена на цельнометаллическую с утеплителем и внутренней отделкой.

Характеристики самых распространенных экскаваторов КрАЗ-255Б и 260

«Сердцем» машины является V-образный дизельный восьмицилиндровый двигатель. Каждый цилиндр оснащен 2 клапанами. Для работы в условиях Крайнего Севера и Сибири автомобиль имеет предпусковой подогреватель двигателя. Для движения по труднопроходимой местности экскаватор оборудован мощной лебедкой.

Сцепление дисковое КрАЗ-255

Сцепление у машины дисковое. Шестерни редуктора находятся в постоянном зацеплении. Коробка передач пятиступенчатая, оборудованная синхронизаторами. 5 карданных валов обеспечивают передачу крутящего момента на каждое колесо шасси. Все мосты являются ведущими, что обеспечивает отличную проходимость техники по бездорожью и вечной мерзлоте.

Землеройное оборудование КрАЗ-255

Землеройное оборудование работает на гидравлике. Все узлы и механизмы сделаны с большим запасом прочности. Случаи поломок крайне редки, происходят они из-за естественного износа или нарушения правил эксплуатации. В транспортном положении стрела жестко закрепляется на переднем бампере.

Принцип действия

Основным рабочим элементом ЭОВ-4421 выступает ковш, имеющий обратную схему. Для экскаватора доступен только один вариант ковша с предельной вместимостью 650 литров. Из-за такой схемы работа выполняется по непривычной процедуре – сверху вниз. Все приводы стрелы и ковша выполняются от гидравлических цилиндров и единой магистрали высокого давления. Привод насоса системы выполняется от дополнительного дизеля, который напрямую соединен с рабочим валом насоса. Радиус действия неподвижного шасси составляет всего 7,3 метра.

КрАЗ ЭОВ-4421

Большим минусом машины является невозможность установки стандартного прямого ковша. Из-за этого резервов повышения производительности ЭОВ-4421 нет. Однако экскаватор продолжает широко использоваться на многих работах из-за своей великолепной проходимости и экономичности работы.

Базовое шасси

На автомобиле установлен восьмицилиндровый ярославский дизель модели 238, который развивает мощность до 240 сил. В состав трансмиссии входят пятискоростная основная коробка передач и двухскоростная раздаточная коробка. Из-за большого числа агрегатов в трансмиссии и больших колес расход топлива не падает ниже 40 литров на сотню км. Запас топлива хранится в двух баках цилиндрической формы и составляет 330 литров.

При движении к месту работ экскаватор может разгоняться до скорости 70 км/час и преодолевать ямы и траншеи шириной не более метра. Это является вполне приемлемым показателем для крупногабаритной и тяжелой (вес около 20 тонн) машины. Кабина установки не отличается от оснащения грузовика и предназначена для водителя и пары пассажиров.

Войсковой экскаватор ЭОВ-4421

В отличие от громоздких гусеничных машин гидравлический экскаватор ЭОВ-4421 или экскаватор ЕК-18 Твэкс безупречно работают при отрывке котлованов сложной конфигурации. Его радиус разворота составляет 13,5 метра, что обеспечивает достаточную маневренность. Увеличенный до 33,5 см клиренс повысил проходимость по бездорожью. В производстве комплектующих узлов экскаватора использованы сплавы и стали высших категорий пробы.

Наряду с ними применен ряд новшеств, придавших агрегату ряд преимуществ:

  • отдельные кабины водителя и экскаваторщика обеспечили комфорт, высокую обзорность и пылезащиту;
  • рациональное расположение приборов контроля и органов управления, дополнительных предметов первой необходимости помогло уменьшить время рабочих операций;
  • продуманная система фиксации обеспечила высокую устойчивость экскаватора на критических углах уклона;
  • надежность элементов конструкции рабочих органов увеличило гарантийный срок эксплуатации;
  • простота конструкторского решения дала возможность легко проводить плановое техническое обслуживание, а доступность комплектующих деталей проводить ремонт в кратчайшие сроки.

Использование ЭОВ-4421

На базе тяжелых автомобилей КрАЗ экскаватор ЭОВ-4421 успешно работает при разработке сыпучих, скальных или мерзлых грунтов. В таких условиях также работает гидравлический экскаватор ЭО-4321. Его устойчивость на почвах различных категорий обеспечивается надежными гидравлическими аутригерами, управляемыми дистанционно. Маневрирование и перемещение агрегата производится без выхода экскаваторщика из кабины.

Экскаватор комплектуется прочной обратной лопатой и ковшом, емкостью 0,65 куб.м.

Благодаря высокой точности управления гидроприводом ковша и возможности его принудительного заглубления, достигается эффективная разработка трудных грунтов, удается окопать и удалить крупные посторонние предметы и камни. Рукоять агрегата оборудуется креплениями для установки крюка, что позволяет использовать его в качестве автомобильного крана, способного поднять или переместить груз массой до 3 тонн.

Техническая характеристика спецтехники

У мобильного гидравлического экскаватора ЭОВ-4421 технические характеристики рабочего органа определяются мощностью автономного двигателя СМД-14 в 75 л.с, который размещается на единой поворотной платформе и обеспечивает:

  • работу гидронасосов для создания рабочего давления, обеспечивающего глубину копания обратной лопатой до 3,25 м;
  • производительность экскаватора при отрывке котлована 60-70 куб.м/час, а рытье траншеи 50-60 куб.м/час;
  • наибольший радиус копания 7,34 м, а высоту выгрузки поднимаемого грунта 4,5 метра;
  • вылет стрелы с грузом в 3 тонны при использовании крюка 3 метра;
  • непрерывную работу агрегата с запасом топлива в течение 10-12 часов.

Дополнительное оборудование

На поворотной платформе размещался дополнительный четырехцилиндровый дизель модели СМД-14, который развивал до 75 сил. От этого агрегата приводилась гидравлическая система экскаватора ЭОВ-4421. Для питания двигателя имелся отдельный бак, который обеспечивал автономную работу установки до 12 часов. Этот результат достижим только при правильной регулировке аппаратуры подачи горючего в цилиндры. Нормативный расход солярки при работе под нагрузкой не должен превышать 5 литров в час.

Экскаватор ЭОВ-4421

Двигатель позволяет выполнять быстрый полный разворот платформы экскаватора и прокапывать до 90 метров стандартной траншеи за час. При отрытии котлованов опытный оператор за час может достать до 100 кубов грунта.

Экскаватор Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 технические характеристики

индустрия » Спецтехника » Экскаваторы » Кохановский ЭЗ

Экскаватор Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 является колесным экскаватором, изготовленным на Кохановском экскаваторном заводе на базе КРАЗ-255Б.

ЭЗ ЭОВ 4421 технические характеристики:

  • Эксплуатационная масса 20000 кг.
  • Габаритные ширина/высота/длина — 2770 мм/4200 мм/9400 мм.
  • Двигатель рабочего оборудования: тип — дизельный;
  • модель СМД-14;
  • мощность 55,16 кВт или 75 л. с.;
  • запас хода по дизтопливу 10-12 ч.
  • Характеристики базовой машины:
      тип двигателя — дизельный;
    • модель двигателя ЯМЗ-238;
    • мощность двигателя 176,52 кВт или 240 л. с.;
    • транспортная скорость хода 70 км/ч;
    • угол подъем/крена в транспортном положении — 30 градусов/15 градусов;
    • емкость бака дизтоплива 330 л;
    • преодолеваемый брод 1000 мм;
    • запас хода по дизтопливу 500 км.
      отрывка котлованов 60-70 м3/ч;
    • отрывка траншей 50-60 м3/ч.

    Экскаватор Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 технические характеристики рабочего оборудования:

    • вместительность ковша 0,65 м3;
    • глубина копания 3250 мм при ширине дна 2500 мм и 2000 мм при ширине дна 4000 мм;
    • радиус копания 7340 мм;
    • высота выгрузки 4500 мм;
    • вес поднимаемого груза, используя оборудование в качестве автокрана 3000 кг с вылетом стрелы 3000 мм;
    • высота подъема крюка 4500 мм;
    • вылет крюка 3000 мм-5160 мм.

    Экскаватор колесный Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 используется при выполнении землеройных работ с грунтами I-IV категорий, сыпучими материалами, скальными породами, мерзлыми грунтами. Данный экскаватор не является универсальным, так как обратная лопата не меняется на прямую лопату, в результате чего грунт погружается в ковш лишь при движении сверху вниз.

    Давление гидравлической системы создается от гидравлических насосов, которые приводятся в действие благодаря автономному двигателю СМД-14, размещенному на поворотной платформе. Кроме экскаваторного ковша данной техникой может использоваться крюк, который позволяет эксплуатировать ее как автокран.

    Экскаватор колесный Кохановский ЭЗ ЭОВ 4421 обладает следующими преимуществами:

    КрАЗ-255Б — легенда о «Лаптежнике»

    Этот грузовик по праву считается одним из лучших советских тяжелых внедорожников. Он же — один из символов Кременчугского автомобильного завода и одно из самых массовых его изделий. Речь о знаменитом «Лаптежнике» КрАЗ-255Б.

    Почти двадцать лет прошло с того момента, как КрАЗ-255Б был снят с производства. Но довольно большое количество этих грузовиков до сих пор в эксплуатации.

    Необходимость замены довольно удачной для своего времени, но постепенно перестающей отвечать ряду требований модели КрАЗ-214Б назрела уже к середине 1960-х гг. К 1967 г. к серийному выпуску нового тяжелого полноприводного трехосного КрАЗа все было готово. Какие же изменения были внесены в конструкцию?

    Самым заметным внешним отличием стали лишь новые широкопрофильные шины. Однако большинство изменений было скрыто внутри. На смену двухтактному шестицилиндровому рядному дизелю пришел V-образный четырехтактный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238. Новый мотор был мощнее и экономичнее.

    Вот лишь некоторые данные — максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/час, а расход топлива упал со 120 до 70 л/100 км. Кроме этого, при сравнительно одинаковой снаряженной массе грузоподъемность КрАЗ-255Б была увеличена на полтонны.

    Возросли и параметры проходимости. Главную роль здесь сыграли те самые «лапти», давшие грузовику прозвище, — широкопрофильные шины переменного давления модели ВИ-3 размерностью 1300х530–533. Именно благодаря специфическому внешнему виду этих шин внедорожник КрАЗ-255Б и вошел в историю под именем «Лаптежник».

    Но на одной лишь ширине резины и рисунке протектора «колесные инновации» не закончились. На 255-й модели впервые в истории автомобилей КрАЗ была применена централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая с рабочего места водителя. При необходимости, например, при движении по снегу и другим слабонесущим грунтам, водитель мог в течение нескольких минут снизить давление в шинах — с 3,8 до 1,0 атм. При снижении давления шины на опорную поверхность пятно контакта увеличивалось почти на 70%. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось, а проходимость автомобиля увеличивалась. Собственно, в этом и есть смысл системы централизованного регулирования давления.

    Спустя 12 лет после начала серийного производства на «Лаптежнике» будет внедрена и двухконтурная тормозная система.

    Формирование семейства

    Первый «собрат» у бортового грузовика появился в тот же год начала серийного производства. Речь о седельном тягаче КрАЗ-255В. При максимальной нагрузке на седло 8 т тягач мог буксировать полуприцепы полной массой до 26 т. Прежде всего, это трейлеры для перевозки гусеничной техники. Однако большое количество седельных тягачей КрАЗ уходило в войска, где они буксировали полуприцепы со специальным оборудованием, а также ракетным вооружением.

    «Трио Лаптежников» окончательно сформировалось в мае 1969 г., когда с конвейера стал сходить лесовоз КрАЗ-255Л. На тот момент КрАЗ-255 был единственным полноприводным автомобилем Кременчугского автозавода, предназначенным исключительно для народного хозяйства. В составе с прицепом-роспуском ТМЗ‑803 производства Тавдинского машзавода лесовоз КрАЗ‑255Л мог перевозить до 40 м куб. леса-кругляка. В незагруженном состоянии прицеп-роспуск перевозился в сложенном состоянии непосредственно на тягаче.

    В 1969 г. была создана еще одна любопытная модификация — северное исполнение, которому присвоили индекс КрАЗ-255БС. В серию эта машина не пошла, но одна из ее черт перешла на все последующие «Лаптежники». Речь здесь ни о чем ином, как о специальных надставках передних крыльев, в которых были спрятаны фары головного света. Надставки имели простую коробчатую форму, а на заводе их прозвали «скворечниками».

    Почему «скворечниками»? Своими пустыми глазницами без оптики эти ящички и в самом деле напоминали «птичьи домики». Сегодня именно образ «Лаптежника» со «скворечниками» является каноническим. Самые первые КрАЗы-255Б с фарами и решеткой радиатора в стиле 214-й модели уже почти никто не помнит. А ведь если бы не экспериментальная северная версия, вполне возможно, что внешность не только «Лаптежников», но и всех КрАЗов 1970-х–1980-х гг. не получила бы одного из самых своих характерных элементов.

    После «скворечников» на крыльях были установлены габаритные указатели в виде пружинного штыря с черным пластмассовым шариком на конце. Их называли «усами». При габаритах «Лаптежника» они помогали при маневрировании. После того, как на КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В и КрАЗ-255Л стали устанавливать два широких прямоугольных зеркала заднего вида, классический образ «Лаптежника» был окончательно сформирован.

    Армейская служба

    Не секрет, что «Лаптежник» создавался, прежде всего, для нужд Министерства обороны. Как это ни странно, но систем вооружений на шасси КрАЗ-255Б Советская Армия, можно сказать, не устанавливала. Зато «Лаптежник» стал, пожалуй, главным базовым грузовиком инженерных войск.

    Каждая военная инженерная спецмашина, созданная на шасси КрАЗ-255Б, заслуживает отдельного рассказа. Опыт их применения был накоплен немалый. Один только понтонно-мостовой парк ПМП и его более поздний вариант ПМП-М чего стоят! В свое время эта система была лучшей в мире в своем классе. Этот парк состоял на вооружении стран участниц Варшавского договора. Но не только их! Понтонно-мостовой парк ПМП покупали даже «проклятые капиталисты». До сих пор ПМП служит, например, в вооруженных силах Финляндии. Не менее удачными инженерными спецмашинами были тяжелый механизированный мост ТММ, общевойсковой экскаватор ЭОВ-4421.

    Также на базе «Лаптежника» были созданы топливозаправщики и уникальная аэродромная установка проверки гидросистем сверхтяжелых транспортных самолетов. Силы противовоздушной обороны использовали радиолокационные дальномеры, смонтированные на шасси КрАЗ-255Б. Седельные тягачи КрАЗ-255В трудились в ракетных войсках стратегического назначения, буксировали полуприцепы с ракетами ПВО.

    Армии братских Советскому Союзу стран пошли еще дальше и строили на основе КрАЗ-255Б суррогатные бронетранспортеры. Так поступала, например, Ангола. В Республике Куба на шасси КрАЗ-255 создали самоходную артиллерийскую гаубицу с оригинальной бронированной кабиной. Северная Корея удлиняла раму «Лаптежникам» и на эту базу устанавливала пусковую установку зенитно-ракетного комплекса «Печора-2».

    Иностранная карьера

    Отдельного рассказа заслуживает не только военная, но и зарубежная карьера «Лаптежника». Именно интересу со стороны зарубежных заказчиков в конце 1960-х КрАЗ-255Б обязан появившимся «разнообразием» цветовой палитры.

    Дело в том, что поначалу серийный (выставочные не в счет) «Лаптежник» мог быть любого цвета, при условии, что этот цвет — защитный хаки. Но усилия В/О «Автоэкспорт» по продвижению грузовика на рынки «жарких» стран не прошли даром. Южный заказчик требовал соответствующий пустынный песочный колер. В итоге «Автоэкспорт» закупил где-то за границей большое количество песочной краски и с тех пор, начиная с модификаций КрАЗ‑255БЭ/БТ, все «Лаптежники» в экспортно-тропическом исполнении стали краситься в песочный цвет.

    Официально «Лаптежники» поставлялись на рынки более 50 государств всех континентов, за исключением Австралии и Антарктиды. Много этих вездеходов в зарубежных странах на ходу и сегодня. Особенно их присутствие ощущается в Польше и Германии. После списания с военной службы немало этих автомобилей попало в частные руки. В Польше очень много этих грузовиков было переоборудовано в эвакуаторы, а в Германии построили немало фан-траков, которые участвуют в автошоу, возят туристов в горах и даже используются в качестве флагманских автомобилей свадебных кортежей.

    Характеристики самых распространенных экскаваторов КрАЗ-255Б и 260: разбираем вместе


    На Украине есть небольшой и малоизвестный в СНГ город Кременчуг. Между тем именно там в период с 1965 по 1994 годы на заводе КрАЗ выпускались одни из самых мощных седельных тягачей Советского Союза. В свое время завод КрАз был бесспорным лидером по части технической эстетики, надежности и функциональности. Он обслуживал потребности армии и сельского хозяйства. На модель КрАЗ-255 припадает 25% всего, что выпустил Кременчугский завод за этот период. Весь модельный ряд КрАЗ.

    История модельного ряда

    КрАЗ 255 вполне мог стать отражением Советствого Союза. Такой же большой, мощный, и прочный как танк, для которого не существует преград. В первую очередь производство ориентировалось на использование техники в случае боевых действий.

    Кроме того, в те времена страна активно осваивала земли крайнего Севера. Государство нуждалось в технике, которая позволила бы в условиях полнейшего бездорожья, переправлять большие грузы из разработок карьеров на станции приема – быстро, четко и наверняка. Именно поэтому Кременчугский автозавод получил задание от партийного совета разработать транспорт, который бы удовлетворял потребности промышленности Севера.

    Так инженеры начали свою работу, а в конце 70х годов, (1967) свет увидел КрАЗ-255, который после ряда испытаний был признан автомобилем идеальным для транспортировки грузов на Севере.

    За вклад в развитие страны конструкторский центр завода бывшей УССР получили высокие государственные награды.

    Затем происходили изменения по оптимизации расхода топлива, мощности и других технических показателей. До тех пор пока в начале 90х годов прошлого века КрАЗ-255 не был снят с производства, в связи с отсоединением УССР от России. На смену ему пришли другие модели. А сейчас КрАЗ-255 можно только перекупить с рук у тех, кто еще пользуется данной техникой.


    Разновидности модели

    Базовым стал КрАЗ-260, который изготавливался заводом с 1981 г.

    На его основе была разработана модель 260А, оснащенная дизельным двигателем ЯМЗ-238Н. Для нее не предусматривались центробежные бензиновые помпы и добавочный резервуар для топлива.

    грузовой автомобиль КрАЗ-260 В

    Седельный тягач 260В оснащен специфическим сцепным элементом, который характеризуется более короткой длиной в конце рамы.

    Такую модификацию можно использовать для полуприцепа с полным весом:

    • на дороге – до 28 т,
    • без покрытия – до 23 т.

    Отдельной конструкцией представлено удлиненное шасси КрАЗ-260Г.

    Производитель разработал и изготовил также опытный вариант седельного тягача, предназначенного для активного автопоезда. Его назвали КрАЗ-260Д, но выпущен он был лишь в количестве двух экземпляров.

    Кроме этого, по примеру устройства КрАЗ-255Л1 был выпущен опытный лесовоз. Это был КрАЗ-260Л, но его сменил серийный экземпляр 6437, который выделялся изменениями в ходовой части.

    Общая информация о конструкции и ее свойствах

    КрАЗ-260 характеризуется капотной компоновкой.

    Платформа для транспортировки грузов укомплектована дугами, тентом и откидными скамейками. Она выполнена из прочного металла и оснащена открывающимся бортом сзади.

    Полный привод помогает улучшению проходимости. Кроме того, этому же способствуют система регулировки давления в шинах, короткие свесы и односкатная ошиновка.

    Запуск двигателя облегчается наличием предпускового подогрева. Это особенно важно при работе в условиях пониженных температур. Выпускная система не оснащается глушителем, и энергия отработанных газов используется турбиной нагнетателя.

    Модель наделена 3 баками (2 основных, 1 вспомогательный). Рулевой механизм, оснащенный гидроусилителем, делает управление тяжелой машиной более простым.

    Тормоз, характеризующийся барабанным строением, работает на всех колесах и оснащен раздельным пневматическим приводом. Рессорная подвеска снабжена гидротелескопическими амортизаторами.

    При использовании стояночного тормоза срабатывают пружинные энергоаккумуляторы, при этом устройство воздействует и на тележку. Вспомогательный тормоз двигателя оснащен пневмоприводом.

    Лебедка расположена под грузовой платформой. Она создана для самовытаскивания машины. Длина ее троса составляет 55 м при тяговом усилии в 12 000 кгс.

    кабина грузового автомобиля КрАЗ-260

    Кабина выполнена из цельного листа металла и вмещает трех человек. Она оснащена системой отопления и вентиляцией.

    Для удобного положения водителя можно отрегулировать сиденье по высоте. Кроме того, можно управлять расстоянием до руля и углом наклона.

    Сиденье водителя характеризуется подрессоренной конструкцией и оснащено гидравлическим амортизатором. Фара на крыше машины выполняет функцию искателя. В комплектацию входит радио.

    Радиус разворота у рассматриваемой модели составляет 13 м. Возможная максимальная глубина форсируемого брода 1,2 м. Колесная формула 6х6.

    В базовой комплектации на машину устанавливаются шины ВИД201, которые отличаются видоизмененным профилем.

    Возможность использования разных кузовов значительно расширяет сферу применения машины КрАЗ-260.

    Модель хорошо справляется с поставленными задачами. КрАЗ-260 был снят с производства в 1993 году.

    Его заменила улучшенная, более совершенная машина. Но до сих пор модели КрАЗ-260 с отличными техническими характеристиками успешно осуществляют возложенные на них функции.

    В следующем видео-обзоре узнаем, какие модели автомобилей завода используются в качестве машин специального назначения:

    Варианты и модификации

    Войсковой одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421

    Войсковой гидравлический одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ при оборудовании позиций войск и пунктов управления. Экскаватор состоит из базовой машины — автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б, экскаваторного оборудования, размещенного на поворотной платформе, и обвязочной рамы с четырьмя выносными гидравлическими опорами. Основными частями экскаваторного оборудования являются; силовая установка, гидравлический привод, рабочее оборудование.

    Файлы: 1 файл

    войсковой одноковшовый экскаватор Э-.doc

    НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

    И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

    НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

    Войсковой гидравлический одноковшовый экскаватор ЭОВ-4421 предназначен для механизации земляных и погрузочно-разгрузочных работ при оборудовании позиций войск и пунктов управления.

    Рис. 1. Общий вид экскаватора

    Экскаватор (рис. 1) состоит из базовой машины — автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-255Б, экскаваторного оборудования, размещенного на поворотной платформе, и обвязочной рамы с четырьмя выносными гидравлическими опорами.

    Основными частями экскаваторного оборудования являются; силовая установка, гидравлический привод, рабочее оборудование.

    Силовая установка расположена на поворотной платформе экскаватора. Она состоит из четырехтактного четырехцилиндрового дизеля жидкостного охлаждения с вихревой камерой сгорания и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и запуска.

    Система питания топливом состоит из топливного насоса с регулятором, подкачивающей помпы с насосом подкачки топлива, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака, контрольных приборов.

    Система питания воздухом предназначена для очистки воздуха от пыли, подачи его в цилиндр и включает воздухоочиститель и впускной коллектор.

    Система смазки дизеля комбинированная, состоит из масляного насоса, центрифуги, масляного радиатора, контрольных приборов и трубопроводов.

    Система охлаждения дизеля имеет закрытую циркуляцию жидкости и включает центробежный водяной насос с вентилятором и радиатором, термостат и контрольно-измерительные приборы.

    Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуре окружающего воздуха предусмотрен электрофакельный предпусковой подогреватель.

    Подробное описание устройства двигателя СМД-14, а также указания по его эксплуатации и регулировкам приведены в техническом описании и инструкции по эксплуатации «Дизель СМД-14 и его модификации».

    Все движения рабочего оборудования экскаватора и выносных опор осуществляются с помощью гидравлического привода, основными элементами которого являются:

    аксиально-поршневой двухсекционный насос регулируемой производительности марки 223.20.02;

    гидрораспределительная аппаратура с системой предохранительных и перепускных клапанов;

    исполнительные агрегаты, включающие высоко-моментный гидромотор механизма поворота платформы, гидроцилиндры рабочего оборудования и выносные опоры;

    гидравлические фильтры, вмонтированные в бак рабочей жидкости;

    соединительные трубопроводы, рукава высокого давления, поворотные соединения и другие вспомогательные элементы.

    Обвязочная рама с четырьмя выносными опорами разгружает ходовую часть автомобиля и повышает устойчивость экскаватора при работе экскаваторным оборудованием.

    Обвязочная рама крепится к продольным балкам шасси автомобиля при помощи стяжных хомутов.

    Связь между обвязочной рамой и поворотной платформой осуществляется с помощью роликового опорно-поворотного устройства.

    Подвод рабочей жидкости от поворотной платформы к гидроцилиндрам выносных опор производится через центральный коллектор.

    К передней части платформы шарнирно крепится рабочее оборудование экскаватора (рис. 2), состоящее из стрелы 8, рукояти 5, ковша 2 обратной лопаты и их гидроцилиндров 4, 6, 7. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на рукояти ковша установлена крюковая подвеска 3.

    При транспортных переездах экскаватора рабочее оборудование устанавливается ковшом на переднюю стойку1, а поворотная платформа фиксируется от поворачивания стопорным устройством.

    Армейские машины механизации земляных работ. Ч1

    Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.
    "Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год

    Начнем для пробы с самого привычного - одноковшовых экскаваторов.


    Экскаваторы в русской армии были впервые применены во время Первой Мировой Войны. Надо сказать, что ВЕСЬ парк российских экскаваторов тогда насчитывал всего 340 машин, большая часть их была иностранного производства. А войсках их насчитывалось не более 13 единиц. Естественно, заметного влияния на ход боевых дейтвий они не оказали.

    Первым одноковшовым экскаватором на вооружении инженерных войск РККА стал М-1-ДВ "Комсомолец"

    В первой половине 30-х гг. на московском заводе "Машиностроитель" начался серийный выпуск универсального неполноповоротного гусеничного экскаватора "Комсомолец" с ковшом емкостью 0,35 м3. В процессе модернизации на экскаваторе стали применять напорный механизм к оборудованию прямой лопаты и такие машины получили индекс МI-ДВ-0,35 (или М-1-ДВ), где МI обозначает: модель 1-я, ДВ - тип силовой установки (двигатель внутреннего сгорания); 0,35 - емкость применяемых ковшей в м3. Данные машины относятся к одним из первых отечественных моделей экскаваторов малой мощности, получившие самое широкое распространение в народном хозяйстве.
    Экскаваторы предназначены для производства работ в легких и средних грунтах и имеют 10 видов сменного рабочего оборудования. При оснащении крановой стрелой длиной 10 м обладали грузоподъемностью до 2 т.
    В качестве силовой установки на экскаваторах использован трактор СТЗ-15/30 или ХТЗ. Трактор установлен на раму почти целиком и без изменений, со всем вспомогательным облорудованием, включая коробку скоростей и полуоси. Карбюраторный керосиновый двигатель мощностью 32 л.с. запускается на бензине.
    Так как привод механизмов осуществляется от трактора, экскаваторы имеют такую особенность, как скорости передвижения вперед и назад: 3-и вперед (1,3, 1, 6 и 2,9 км/ч) и одну назад (1,6 км/ч).
    Экскаваторы имеют гусеничный ход многоопорного типа; привод гусениц - цепной; тормоза - ленточные. Угол поворота ковша - 270°. Все механизмы экскаваторов приводятся в движение от главного трансмиссионного вала. Проектная конструктивная производительность - до 30 м3/час; вес экскаваторов: 12,0 т - "Комсомолец" и 13,4 т - МI-ДВ-0,35.

    В 1940 г. выпуск этих экскаваторов был прекращен.

    Машина получилась по тем временам весьма надежная и относительно простая - в армии всегда ценили эти качества. Однако она не отвечала требованиям по транспортной скорости и производительности. Взамен на вооружение были поставлены два экскаватора ПГ-0,35 и Д-0,35 с производительностью до 50 м3/час.

    С 1937 г. (по другим источникам - с 1940 г.) на московском заводе "Машиностроитель" начался серийный выпуск универсальных экскаваторов ПГ-0,35 с ковшом емкостью 0,35 м3 собственной конструкции, оснащавшийся только прямой лопатой, так как остальные виды рабочего оборудования находились в стадии разработки (всего - 10 видов). При оснащении 12 м крановой стрелой обладает максимальной грузоподъемностью 1,6 т.
    В качестве силовой установки экскаватора служит карбюраторный керосиновый двигатель типа 1-МА мощностью 52 л.с. Конструкция гусеничного хода - рамная, многоопорного типа. Привод гусениц цепной. Все механизмы экскаватора получают движение от одного трансмиссионного вала.
    Экскаватор имеет 2 скорости передвижения: 1,49 и 3,75 км/ч; вес с оборудованием лопаты - 11,6; кузов экскаватора - металлический.

    Вот с такими экскаваторами РККА и вступила в Великую Отечественную Войну. Точных данных об их количестве в войсках, до и после мобилизации, я не нашел. На фото времен войны они мелькают очень редко. Надо думать, экскаваторов было по современным меркам не особенно много, а в ходе войны заводы выпускали совсем иную продукцию.

    После войны был принят на вооружение Э-505 с производительностью до 100 м3/ч.
    А в 1950-м в войска пришел пневмоколесный Э-255

    В первой половине 1949 г. отделом экскаваторов и кранов ВНИИ «Стройдормаш» были спроектирован первый в стране экскаватор на пневмоколесном ходу. В 1950 г. Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов отрасли, рекомендовала его к серийному производству с доработкой ряда узлов.
    Экскаватор Э-255 с ковшом объемом 0,25 м3 являлся первым серийным экскаватором на пневмоколесном ходу. Известные модификации: Э-255-1 и Э-255А. С 1956 г. стал выпускаться с ковшом объемом 0,35 м3 под маркой Э-353.
    Обе модели экскаваторов, кроме основных видов сменного рабочего оборудования для земляных работ, могли работать крановым оборудованием с решетчатыми стрелами различной длины грузоподъемностью до 5 т.
    Экскаваторы имеют смешанное рычажно-гидравлическое управление.
    Большой диапазон скоростей (от 1,5 до 14,1 км/ч у Э-255 и до 18 км/ч - у Э-353) позволял экскаваторам успешно передвигаться по любым дорогам.
    Выпускались на Ленинградском экскаваторном заводе.

    Имея приличную производительность и транспортную скорость, 255-й (и 353-й) не устраивал военных одним - отрывал очень неглубокие котлованы. Всего до 2,6 м. Поэтому он был модернизирован и с 1957 года применялся под маркой Э-302

    С 1957 г. на Ленинградском и Калининском экскаваторных заводах начат выпуск экскаваторов на пневмоколесном ходу Э-302. Его поворотная платформа и рабочее оборудование полностью унифицированны с экскаваторами Э-303 (гусеничный ход) и Э-304 (удлиненно-уширенный гусеничный ход). В отличие от выпускавшихся ранее экскаваторов Э-255, Э-258, Э-301 и Э-353, силовая установка расположена вдоль, а не поперек оси кузова, что улучшает условия его обслуживания и работы машиниста.
    На экскаватор устанавливался дизель Д-35 мощностью 37 л.с. Основным видом рабочего оборудования являются полностью унифицированные прямая и обратная лопаты с ковшом емкостью 0,3 м3. Основная система управления - пневматическая, для вспомогательных операций - рычажная, а для поворота колес - безнасосная гидравлическая. При необходимости, к заднему ведущему мосту может быть подключен передний мост, притом, рукоятка включения моста находилась на раме экскаватора.
    В процессе работ по улучшению характеристик экскаватора, дизель Д-35 был заменен на Д-38М мощностью 40 л.с.; кабина управления перенесена на левую сторону, по ходу, сторону и тд., что в дальнейшем нашло отражение в индексе - он сменился на Э-302А.
    С 1967 г. Калининским экскаваторным заводом на базе экскаватора Э-302А начат выпуск экскаватора Э-302Б улучшенной конструкции. На его базе создан экскаватор Э-302БС предназначенный для работ в условиях низких температур. Основной особенностью стало увеличение емкости основного ковша до 0,4 м3, применение гидравлического управления рабочими органами и гидроусилитель рулевого управления со следящей системой, применение дизеля Д-65 ЛС мощностью 50 л.с. А на экскаваторе Э-302БС, помимо этого, рычажное управление стрелоподъемной лебедки и стопором стрелы заменено пневматическим; для ответственных узлов применены высокопрочные стали, а чугунные - заменены на стальные; двигатель снабжен предпусковым подогревателем, электростартером; установлены дополнительные масловлагоотделитель и осушитель и т.п.

    В 1959 году 302-й был в очередной раз модернизирован и ему был присвоен индекс Э-305. Он отличался от своего предшественника тем, что его рабочее оборудование монтировалось на шасси автомобиля ЯАЗ-214. Маневренность и транспортная скорость массового армейского экскаватора возросла более чем значительно.

    Войсковой экскаватор Э-305 предназначен для отрывки котлованов и траншей при выполнении земляных работ по фортификационному оборудованию позиций, районов сосредоточения войск, командных пунктов.
    Привод рабочего органа - ковша тросо-блочный. Редукторы лебедок приводятся в действие автономным дизельным двигателем ЮМЗ мощностью 35 квт, размещенным на поворотной платформе. Экскаватор универсальный. Ковш может устанавливаться как прямой или обратный. Объем ковша 0.4 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.4 м.(обратный ковш), наибольшая высота копания 6.4м. (прямой ковш). Производительность при отрывке котлованов 30-35 куб.м в час, при отрывке траншеи 30-40 куб.м. в час.
    Аутригеров экскаватор не имеет, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.
    Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподьемностью 4 тонны.
    Базовая машина автомобиль Краз-255БВ с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Транспортная скорость до 71 км. в час. Угол подъема 30 градусов. угол наклона 15 градусов. Общая масса машины 17.5 тонн.
    Машины выпуска до 1970 года имели базовой машиной автомобиль Краз-214 с двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-206 мощностью 200 л.с. Транспортная скорость до 50 км в час.

    Мнение Ю.Г. Веремеева:

    "Управление рабочим оборудованием пневмо-механическое. Для копания приходилось пользоваться одновременно двумя педалями и тремя ручками, причем педали были настолько тугие, что при весе 70 кг. мне буквально надо было стоять на них. Для опускания стрелы или рукояти надо было нажать соответствующую педаль, а для подъема педаль и нужную ручку, причем педаль нажать на пол-секунды раньше, чем тронуть ручку. Если учесть, что для совершения цикла копания надо было одновременно опускать рукоять и поднимать стрелу, потом наоборот, затем обе в одном направлении и затем. а для поворота платформы рук уже не хватало, то работа экскаваторщика напоминала пляску умалишенного. После первых получаса обучения работе в кабине экскаваторщика я был мокрым от пота, и увидев, сколько я выкопал за это время, пришел к выводу, что лопатой я бы сделал больше и устал бы гораздо меньше. А впереди через месяц был еще экзамен, который я сдал, но сохранил на всю жизнь отвращение к этой машине. Особенно после того, как после занятий мы, курсанты военного училища тратили долгие часы на распутывание клубков из запутанных тросов под язвительными замечаниями инструкторов старшин- сверхсрочников вроде : "Это вам не сопромат, здесь головой надо думать, а руками работать. Дурная голова рукам покоя не дает. Руки у вас из . растут".

    В середине семидесятых годов Э-305 был заменен экскаватором ЭОВ-4421, более производительным, легким в управлении. Однако много Э-305 и их гражданского варианта Э-302 (на самоходном шасси) и по сей день работает в "народном хозяйстве". При всех их отрицательных качествах положительной стороной является большая живучесть, высокая прочность конструкции, простота ремонта.

    В настоящее время основным ЭОВ является именно 4421-й

    Привод рабочего органа - обратного ковша гидравлический. Давление в системе гидравлики создается от гидронасосов, приводимых в действие автономным дизельным двигателем ЮМЗ мощностью 56 квт, размещенным на поворотной платформе. Экскаватор не универсальный. Ковш обратного типа на ковш прямого типа не переоборудуется, вследствие чего набор грунта в ковш производится только при движении его сверху вниз. Объем ковша 0.65 куб. м. Наибольшая глубина копания 3.25 м. Поизводительность при отрывке котлованов 60-70 куб.м в час, при отрывке траншеи 50-60 куб.м. в час.

    Подъем и опускание аутригеров производится гидравликой без выхода экскаваторщика из кабины, благодаря чему при наличии двух членов экипажа (водителя и экскаваторщика) машина может периодически перемещаться. Это удобно при отрывке траншей. Впрочем, обычная привычка армии экономить на численности экипажей инженерных машин привела к тому, что по штату машиной управляет один человек водитель-экскаваторщик.
    Рукоять экскаватора оборудована крюком, что позволяет использовать машину и как автокран грузоподьемностью 3.5 тонны.
    Гидравлический привод оборудования обеспечивает экскаваторщику возможность очень точно управлять ковшом, заглублять ковш в грунт принудительно, что очень важно при разработке мерзлых грунтов, обкапывании и удалении крупных камней и т.п.
    Базовая машина автомобиль Краз-255В с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Транспортная скорость до 71 км. в час. Угол подъема 30 градусов. угол наклона 15 градусов. Общая масса машины 20 тонн.

    Существует вариант на базе КРАЗ-260. Индекс ЭОВ-4422

    До развала СССР в войска поступило сравнительно мало 4422-х (по некоторым данным вообще не поступило). В современной Российской Армии они если и есть, то в совсем уж малом количестве. В серьезных количествах имеются в украинской армии. В 2008 году я мельком видел один такой на видео разгромленной (или брошеной . ) грузинской войсковой колонны.

    Таким образом, основным экскаватором Российской Армии является ЭОВ-4421. В незначительных количествах эксплуатируются Э-305 (на хранении их также мало - большая часть тросо-блочных машин была списана).

    Последнее время на вооружение начал поступать уже абсолютно новый экскаватор ЭОВ-3521.
    База, как вы видите, уже УРАЛ.

    КрАЗ-255

    КрАЗ-255 – популярный советский грузовой автомобиль-вездеход с колесной формулой шесть на шесть, получивший прозвища «лапоть», «луноход» и «лапотник». Его выпуск стартовал в 1967-ом году на Кременчугском автомобильном заводе. С производства модель была снята в 1993-ом году.

    Основой для создания КрАЗа-255 послужил КрАЗ-214. От него автомобилю досталась общая компоновка.

    В 1969-ом году модель приобрела обновленный дизайн передней светотехники. Поворотники и фары установили в металлические прямоугольные короба. Ранее фары располагались отдельно от поворотников.

    КрАЗ-255 был по-настоящему знаковым автомобилем для всего рынка советских грузовиков. Модель стала символом Кременчугского автозавода и одной из наиболее массовых модификаций техники 1970-1980-х годов.

    Тягач использовался для перевозки личного состава и грузов по бездорожью и дорогам и был лидером в рейтинге надежности и технической эстетики. В период, когда народнохозяйственным объектам и армии был необходим трехосный грузовик с высокой проходимостью, способный передвигаться по дорогам І и ІІ типа, создание КрАЗа-255 было необходимо. Повышенную проходимость модели обеспечили одноколесная ошиновка, постоянный полный привод, функция регулировки компрессии в шинах и небольшие свесы.

    Видео

    Техника прошла много испытаний и работала в экстремальных условиях, но подводила очень редко. Количество выпущенных моделей КрАЗ-255 составляло 25% от общего количества производимых на заводе. Небольшая стоимость, отличная проходимость, ремонтопригодность и неприхотливость обеспечили высокую популярность автомобиля в Африканских и Азиатских государствах. До 85% грузовиков Кременчугский завод экспортировал.

    Модификации

    Существовали несколько модификаций грузовика КрАЗ-255:

    Технические характеристики

    КрАЗ 255

    Передняя и задняя колея у автомобиля составляет 2160 мм. При массе в 11950 кг модель имеет грузоподъемность в 7500 кг. КрАЗ-255 способен развивать скорость в 71 км/час.

    Расход Топлива КрАЗ 255

    На 100 км пути тягачу требуется около 40 литров топлива. Благодаря двум объемным бакам (по 165 литров) запас хода автомобиля составляет 750 км.

    Двигатель

    Параметры силовой установки «ЯМЗ-238»:

    Устройство

    Внешне КрАЗ-255 выглядит довольно беспритязательным. Деревянная кабина, рассчитанная на три места, оббита стальной обшивкой и расположена за двигателем. Приборная панель максимально упрощена и имеет небольшое количество примитивных индикаторов и механизмов. В 1969-ом году облик грузовика несколько изменился. Передняя часть получила новую систему освещения, монтируемую в единый корпус прямоугольной формы. Также в кабине появились стеклоомыватели, обновленное кресло с пружинистой подвеской, комплексом дополнительных настроек и гидроамортизатором, обогреватель панорамного стекла, съемное спальное ложе и отопительная система. Водительское сиденье стало подрессоренным и получило регулировку по росту и массе.

    Кузов КрАЗа-255 выполнен в виде грузового металлического помоста с решетчатым бортом, открывающимся в задней части, арками, боковыми откидными сиденьями и тентом.










    Удобства управления тягачом добавляют рычаги КПП, осевого дифференциала, лебёдочного механизма и ручного тормоза, установленные в кабине.

    Простоте эксплуатации и удобству управления автомобиля в процессе конструирования было уделено особое внимание. Изначально тягач комплектовался пневматическим усилителем руля, на смену которому вскоре пришла гидравлика. Для рулевого устройства характерно передаточное соотношение в 23,6.

    Преимущества КрАЗа-255 заключаются не только в комфортном салоне. Дорожная формула шесть на шесть предусматривает наличие сразу трех ведущих мостов, что делает модель сверхпроходимой.

    Грузовик получил передовую для того периода трансмиссию «ЯМЗ-236Н» с 2-дисковым сухим фрикционным сцеплением. 2-ступенчатая механическая раздаточная коробка была оснащена межосевым дифференциалом для задней и средней оси.

    Карданная передача КрАЗа-255 включает 5 карданов открытого типа и промежуточную стойку. Каждый мост предназначен для конкретных узлов и является ведущим.

    Обновленная передняя подвеска оснащена парой телескопических 2-сторонних гидроамортизаторов и осевых полуэллиптических рессор. Задняя подвеска расположена на 6-ти реактивных металлических штангах и 2-х осевых полуэллиптических рессорах.

    КрАЗ-255 оборудуется барабанными тормозами с 2-контурной пневматической передачей. Разжимание происходит через кулачковое устройство. Стояночный тормоз представляет собой барабанно-трансмиссионное устройство с механической передачей.

    Необыкновенно продолжительная жизнь автомобиля обусловлена высоким качеством деталей и удачной конструкцией. Выпуск КрАЗа-255 был приостановлен по личным побуждениям Кременчугского завода в 1993-ом году. При этом заказов на модель в тот момент было довольно много.

    Цена нового и б/у КрАЗа 255

    Новый автомобиль КрАЗ-255 купить не удастся, поскольку модель снята с производства. Варианты 1990-1993-го годов обойдутся в 600-700 тысяч рублей.
    Арендовать КрАЗ-255 довольно тяжело. При этом стоимость аренды составляет 1000-1100 рублей за час.

    Аналоги

    Аналогами автомобиля КрАЗ-255 считаются грузовые модели Урал-4320, Урал-375Д и ЗИЛ-131.

    Читайте также: