Крест из серебра своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Литье серебра

Благородный металл серебро является одним из древнейших металлов, освоенных человечеством. Нахождение в природе в самородном виде, а также невысокая температура плавления- 962 °C дало нашим далеким предкам возможность использовать этот металл в IV -III тысячелетии до н.э.

Серебро

Серебро обладает наилучшей среди металлов электропроводностью и применяется в наиболее ответственных электроприборах и компонентах. Отличная теплопроводность дает возможность применения и в теплотехнике.

Благородный металл в 19-20 веке широко использовался в фотографии.

Бактерицидность серебра

Технология литья серебра

Литье серебра в заводских условиях осуществляется с применением индустриальных технологий, требующих дорогостоящего оборудования, значительных энергозатрат и использования редких и опасных компонентов. Традиционные технологии, проверенные тысячелетиями больше подходят для литья серебра на дому или в мастерской.

Слитки серебра для литья

Слитки серебра для литья

Литье по выплавляемым моделям. Эта технология литья из серебра наиболее доступна для освоения начинающими мастерами. Модель изготавливается из материала, температура плавления которого ниже, чем у заливаемого расплава. Вокруг модели заливается или формуется форма из гипса или песчано-глиняной смеси.

Литье по выплавляемым моделям

Литье по выплавляемым моделям

Наиболее распространенными материалами для выплавляемых моделей являются воск и парафин. Когда расплав заливается в форму, материал модели плавится и вытесняется из формы через специально предусмотренное отверстие. Место модели постепенно занимает серебро. Есть вари ант этого метода, при котором восковая модель выжигается путем нагрева формы до высокой температуры, а серебро для литья заливают в уже пустую форму.

Инструменты для формовки и приспособления для литья по моделям

Для литья изделий из благородного металла в домашних условиях потребуются

На изготовлении формы для литья серебра стоит остановиться чуть подробнее. Сначала из воска путем лепки и вырезания скальпелем мелких деталей создается модель будущего изделия, полностью повторяющая его форму, но имеющая тонкий выступ в виде круглого прутка.

Модель из воска для литья из серебра

Модель из воска для литья из серебра

Это литник, по которому расплавленный металл попадет в форму. Далее в опоку помещается модель и заливается формовочная смесь.

Если используется сухая формовочная смесь, то для формовки применяется метод виброуплотнения. Далее воск модели выжигается, и форма готова к заливке расплава.

Литье по моделям в земляные формы

Литье серебра по моделям в земляные формы

Литье серебра по моделям в земляные формы

Модель для литья в земляные формы делается абсолютно точно повторяющей оригинал, но чуть больше по размеру. Это припуск на усадку и последующую обработку изделия. Модели традиционно делали из дерева, воска и гипса. Сегодня все большую популярность приобретают модели из пластмасс. Пластик хорошо держит форму и легко обрабатывается.

Технология литья по выплавляемым моделям

Оборудование для литья серебра по выплавляемым моделям относительно несложно и доступно для использования на дому. Суть метода заключается в том, что модель, изготовленная из легкоплавкого материала, при контакте с заливаемым жидким металлом плавится и вытесняется из формы по специально предусмотренным отверстиям. Металл занимает пустоту, образовавшуюся на месте модели и точно повторяет ее пространственную форму.

Заливать металл необходимо тонкой струйкой, чтобы дать возможность материалу выплавляемой модели покинуть форму, во избежание образования брызг расплавленного металла.

Литье из серебра в домашних условиях

Для литья серебра в домашних условиях начинающие мастера обычно выбирают следующие технологии

  • моделирование из воска
  • литье в земляные формы
  • нагрев тигля газовой горелкой.

Как отлить из серебра изделие в домашних условиях?

Как отлить из серебра изделие в домашних условиях?

Серебро – это благородный металл, один из самых древних металлов, который был освоен человеком. Серебро, благодаря нахождению в природе в виде самородков и своей невысокой температуре плавления (962 градуса Цельсия), было освоено человеком уже в IV-III тысячелетии до нашей эры. Самое интересное, что из этого металла можно создавать ювелирные украшения даже в домашних условиях.

В этой статье расскажу о базовых знаниях, которые помогут вам создать ювелирное изделие дома.

Вы узнаете про процесс моделирования изделия, литье металла, обработку и ковку, а так же про чернение латуни на примере создания серебряного кольца и некоторых других изделий.

Общие сведения

Определение

Серебро – это пластичный и мягкий металл, который используется для создания украшений, предметов интерьера, зеркал, чеканки монет и в ритуалистике, в конце XIX начале ХХ века серебро активно использовалось в фотографии. Кроме того, серебро имеет высокую бактерицидность, поэтому его активно использовали для очистки и обеззараживания воды. Серебро отличается самой высокой среди металлов электропроводностью, поэтому часто используется как компонент электроприборов и теплотехники.

Технология литья серебра

В заводских условиях для литья серебра используются индустриальные технологии и дорогостоящее оборудование. Это требует дополнительного использования редки и довольно опасных компонентов, а так же значительного количества электроэнергии. Но традиционные технологии, которые известны человечеству уже более нескольких тысячелетий отлично подходят для литья металла в условиях мастерских или дома. Самая распространенная технология – это литье по выплавляемым моделям, литье с помощью специального воска для моделирования, в качестве формы могут выступать глиняно-песчаные смеси или гипс.

Серебро поплыло

Серебро для создания украшений можно купить в банках или в ювелирных магазинах в виде слитка металла. В этом случае будут вы точно будете уверены в его составе и выбранной пробе металла. Можно использовать и старые изделия из серебра – ложки, ювелирные изделия, но в этом случае дополнительно придется провести очистку материала от примесей других металлов, это может быть свинец, медь или что-то еще. Очистку проводят путем плавки металла в тигле с добавлением соды, буры и селитры. Селитра имеет свойство окисления и связывания неблагородных металлов. Бура и сода переводят окисленные и связанные металлы в состояние жидкого шлака, а серебро остается на дне в виде слитка.

Подробности

Литье по выплавляемым моделям

Этот способ литья самый доступный для начинающих. Для него необходимо создать модель из такого материала, температура которого существенно ниже, чем у расплавленного серебра. Вокруг выбранной модели изделия заливается форма из глиняно-песчаной смеси или гипса. В качестве самых простых и распространенных материалов для выплавки моделей используются парафин или воск. Расплавленный металл заливается в форму, материал для моделирования плавиться, что вытесняет лишний металл, который стекает через специально подготовленные отверстия. Другой вариант – восковая модель изделия выжигается при помощи нагрева формы до высокой температуры, а расплавленное серебро заливается уже в пустую форму.

Инструменты и приспособления для формовки и литься серебра по модели.

  • Тигель для очистки и плавки металла,
  • Газовая горелка или муфельная печь,
  • Щипцы из стали,
  • Подставка из огнеупорного материала,
  • Весы,
  • Специальный воск для моделирования,
  • Смеси для формовки и емкости для их разведения,
  • Ножи, скальпели, надфили для обработки и доводки готового изделия,
  • Формы для литья,
  • Молоток, которым разбивается опока,
  • Средства защиты – рукавицы, фартук, очки,
  • Огнетушитель,
  • Дремель – миниатюрная версия бормашины,
  • Ригели, тиски и оправки.

Изготовление формы для литья

Для того, чтобы получить нужную форму для литья изделия, сначала создается модель изделия из воска. Модель лепиться и затем скальпелем вырезаются мелкие детали. Модель должна полностью повторять форму готового изделия, но при этом иметь тонкий выступ в форме круглого прутика, который называется литник. Литник необходимо для того, чтобы расплавленный металл попал точно в форму для заливки. Эта модель помещается в опоку и заливается сверху формовочной смесью. Иногда используется сухая формовочная смесь, тогда формовка проходит методом виброуплотнения. Затем восковая модель выжигается и получается форма для заливки расплавленного металла.

Литье по выплавляемым моделям

Такое литье можно использовать в домашних условиях. Для этого потребуется модель, которая выполнена из легкоплавкого материала, который при контакте с расплавленным серебром плавиться и вытесняется из формы через заранее предусмотренные отверстия. Форму полностью занимает расплавленный металл, повторяя все контуры будущего изделия. В этом случае сам металл необходимо заливать медленно и тонкой струйкой, чтобы дать возможность вытечь расплавному материалу и не допустить брызг металла.

ВАЖНО: лить серебро в домашних условиях небезопасно. Это довольно сложный и пожароопасный процесс. Поэтому мастерская должна быть оборудована огнеупорными подставками и огнетушителями. Не стоит забывать и о собственной безопасности и использовать защитные очки, перчатки и фартук.

В домашних условиях можно лить серебро с использования одной из следующих технология:

  • Моделирование воском,
  • Литье в земляные формы,
  • Использование тигля газовой горелки.

Естественно, что если у вас профессиональное оборудование в виде вибростола, центрифуги и муфельной печи, то ваши изделия станут качественнее на порядок.

Литье кольца из серебра в домашних условиях и подручными средствами

Для создания ювелирного кольца можно попробовать использовать свечной парафин, для этого необходимо расплавить свечу горелкой и собрать парафин в жестяную банку. В таком состоянии он довольно долго остается жидким, а затем еще длительное время сохраняет свою пластичность. Затвердевая, он становиться довольно ломким и рыхлым, если честно, то это не самый удачный вариант для моделирования, но это самый бюджетный и доступный способ попробовать литье дома. Для создания модели кольца можно использовать болт М20 или тот, который приблизительно подходит к вашим пальцам рук. Болт имеет низкую температуру и при погружении в парафин довольно быстро превращает его в твердую субстанцию, которая прилипает к самому болту. Окунуть болт в парафин нужно несколько раз, чтобы увеличить севший слой. Далее следует подождать несколько минут и можно приступать к моделированию скальпелем, убирая лишний материал. Можно дополнительно пройтись сверху паяльником, чтобы сплавить появившиеся границы. Слепленную модель стоит дополнительно еще обработать наждачной бумагой, чтобы сформировать нужную текстуру.

Далее необходимо подготовить основание для фиксации получившейся модели. Самый простой вариант сделать его из пластилина – слепить полусферу, в которую позднее можно поместить литники, туда же будет стекать излишней расплавленный металл. В качестве опоки можно использовать любую металлическую трубу, которую можно найти в виде обрезков в любом сантехническом магазине. Сами литники можно создать из пары гвоздей. Для этого необходимо будет кусачками откусить лишнюю длину и установить их в пластилиновую сферу. Для того, чтобы прикрепить парафиновую модель к только что установленным литникам необходимо сами гвозди нагреть на горелке и затем пристроить к ним парафиновое кольцо. Так они легко войдут внутрь модели изделия. Такое положение конструкции нужно сохранить до момента остывания гвоздей. Далее форму необходимо аккуратно залить гипсом, лучше делать это тонкой струйкой, чтобы избежать формирования пузырей в основе.

После застывания гипса необходимо почистить форму от образовавшегося наплыва и отделить пластилин с литниками. Следующий этап – один из самых ответственных в изготовлении изделия – прокалка формы. Здесь важно сделать плавный нагрев в начале, чтобы начала испаряться вода из гипса и парафин начал плавно расплавляться и вытекать. Для этого можно использовать кровельную или даже бытовую горелку, и даже духовку. Важно разместить форму литниками вниз и поместить в какой-то поддон, чтобы парафин вытекал в отдельную емкость. Заливать металл можно с помощь глины, картошки или какого-то другого плотного и влагосодержащего материала. При наличии можно воспользоваться ручной центрифугой. Внешне она напоминает стакан с четырьмя болтами, которые более надежно фиксируют опоку, цепочки и ручки, сооруженной из ПВХ-трубы и размещенными внутри подшипниками. Эту форму необходимо раскалить до красна и подготовиться к заливке серебра. В процессе плавки металла нелишним будет посыпать расплавленный металл бурой. После расплавления металла необходимо убрать горелку и начать вращательные движения с выбранной емкостью. После пары минут нехитрых действий опоку необходимо поместить в ведро с водой. После чего масса разрушиться и освободить отливку. Остается только обработать получившееся кольцо. Сделать это можно с помощью бормашины, наждачной бумаги или напильников.

После шлифовки лицевую часть кольца можно зачернить, чтобы придать изделию большую рельефность и глубину. Для этого можно использовать серную мазь из аптеки, которую нужно нанести на ту поверхность кольца, которую вы хотите затенить. И нагреть до того момента, пока вся мазь не испариться, образовав сухую матовую поверхность на изделии. После чернения остается еще раз отполировать кольцо каким-то финишным абразивом.

Как сделать копию ювелирного изделия из серебра?

Для этого вам необходимо выбранное изделие подготовить – покрыть слоем вазелина, чтобы защитить уже образовавшуюся патину. Вазелин создаст тонкую пленку жира, которая предупредит прилипание резины в процессе создания модели. Далее необходимо найти подходящий кусок резины, которая поможет в создании копии. Кусок резины должен соответствовать размерам исходного изделия. Понадобиться два одинаковых кусочка, суммарной толщиной порядка 16 мм. На ровность кусочков можно не обращать особого внимания, так как при нагревании резина расширится и заполнит все оставшиеся полости. Изделие помещаем на одну полоску резины, плотно придавливаем и покрываем вторым кусочком.

ВАЖНО: выбирая резину в магазине, крайне важно выбирать ту, температура вулканизации которой составляет 90 градусов.

Далее добиваемся в вулканизаторе температуры в 90 градусов и ожидаем час для того, чтобы резина приобрела необходимые свойства. Она становится похожа на ластик. Далее получившийся резиновый кубик необходимо разрезать на две части. Резать лучше зигзагообразно, чтобы половинки не смещались одна относительно другой. Как только увидите заготовку, то работать нужно с еще большей аккуратностью. Разрезать необходимо четко по краю изделия. Если все сделали правильно, то получаются две формы, которые идеально совмещаются между собой.

Слитки

В получившейся заготовке необходимо сделать каналы, через которые будет выходить воздух, иначе модель из воска получится с пузырями.

Сам воск легко плавится в любой самодельной нагревалке при достижении температуры в 68 градусов. Расплавленный воск необходимо залить в получившуюся форму, для этого можно воспользоваться обычным шприцом. Через минуту воск полностью застынет, и можно будет разобрать форму. Вы получите восковую модель своего изделия.

Для создания формовочной массы можно использовать специальную смесь и воду. Количество смеси и воды зависит от размеров вашей опоки, в качестве которой может выступать кусок металлической трубы. Смесь заливать нужно на вибростоле по самому краю опоки, так вероятность появления пузырей будет минимальной, внутрь опоки необходимо поместить восковую модель вашего изделия. Смесь застывает в течение нескольких часов, после чего ее можно поставить на паровую баню для того, чтобы вытопить воск. Это не обязательный пункт, то если решитесь его потом прокаливать изделие дома, то готовьтесь к тому, что будет очень много дыма и неприятного запаха. Прокалка опок происходит в течение 4-6 часов в муфельной печи при температуре от 100 до 720 градусов.

Далее переходим к самой плавке серебра. После чего помещаем нужное количество металла в опоку и начинаем ее нагревать, периодически присыпая бурой. Затем всю конструкцию отправляем в центробежную машину. После остывания остается только очистить заготовку от опоки и гипса. Часто после этого процесса серебро выглядит грязным, придать ему блеск можно с помощью лимонной кислоты. Достаточно поместить изделие в раствор лимонной кислоты на 10 минут.

Все появившиеся дефекты можно убрать с помощью механической обработку остроконечной насадкой или бормашиной. Дополнительно можно нанести патину с помощью серной мази, как описано выше. Через несколько часов после нанесения можно протереть изделие мягкой тряпочкой.

Вот так просто можно в домашних условиях отлить изделие из серебра.

Как делается нательный крест. Фоторепортаж

Святейший патриарх Алексий II часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря о том, что сегодня настало благоприятное время собирать некогда бездумно разбросанные камни. Действительно, на нашу долю выпала важная задача восстановить забытые и утерянные традиции, которые были привычны для наших прадедов, но искоренились десятилетиями атеистического режима.

По благословению Святейшего, в 2003 году при московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была организована ювелирная мастерская, работники которой поставили своей целью восстановить древнюю культуру ношения нательного крестика.

Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его — бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей — это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.

Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, — раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.

Художественные эскизы

Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий — сначала на бумаге, а затем и в серебре.




Изготовление примы модельером

После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого — это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.



Запекание резиновых форм


Изготовление восковых макетов изделия

Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.


Собирание восковок в «ёлки»

Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».






Изготовление литейных форм

Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки — полые железные цилиндры — и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.




Заливка серебра

Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.

Как паять серебро?

Как паять серебро?

Всем привет! Сегодня немного расскажу как паять серебро оловом своими руками. Такой вопрос часто возникает, когда женская половина просит спаять серебряное кольцо, цепочку или серьги. Для любого радиолюбителя это вызов и повод достать баночки с флюсами.

Когда можно паять серебро?

Серебро является достаточно мягким металлом, поэтому изделия из него часто ломаются. Например, порвавшуюся цепочку, серьги или треснувшее серебряное кольцо просто относят в ювелирную мастерскую. Но при определенных навыках пайки вполне можно починить изделие в домашних условиях.

Как паять серебро?

Украшения из серебра оловом нужно паять очень осторожно, чтобы не испортить их. Серебро имеет свои особенности и работа с ним происходит несколько иначе, чем, например, с привычным для ремонтников оловом.

Инструменты для пайки серебра

Виды припоя для серебра

Крайне важно выбрать подходящий припой для серебра. В качестве припоя нельзя использовать лом серебра, так как припой должен обладать меньшей температурой плавления, чем материал, который предполагается спаять.

Температура плавления серебра составляет +960 градусов по Цельсию.

Для такого тугоплавкого металла необходим особый припой. Как правило, это сплавы серебра с другими металлами. Такие сплавы приближаются к серебру по надежности, прочности и устойчивости паяного соединения к коррозии.

Чем больше процентное содержание серебра, тем более прочным считается припой. В зависимости от изменения доли серебра меняются и температура плавления, плотность, удельное сопротивление.

Как паять серебро?

В связи с этим чаще всего используют ПСР-3, ПСР-10, ПСР-15, ПСР-25 (число означает содержание серебра в процентах). Если необходима особая прочность соединения и высокая защита от коррозии, то можно взять ПСР-72.

Как паять серебро?

В продаже существует порошкообразные припои, а также состоящие из отдельных кусочков размером в 2-3 мм. Иногда встречаются припои, имеющие форму проволоки или листов. В таком случае подготовить куски нужного размера нужно будет самостоятельно с помощью кусачек.

Для качественной пайки необходимо обеспечить в месте соединения удаление окислов с помощью флюса. Проще всего сделать флюс своими руками из порошковой буры (декагидрат тетрабората натрия) и поташа (карбонат натрия). Компоненты следует смешать в равных частях, предварительно растерев кристаллики буры в мелкий порошок.

Также можно использовать более эффективный магазинный флюс ПВ-209, имеющий повышенную активность. Он состоит из борного ангидрида (до 35%), фтористого калия (до 42%) и тетрабората калия (до 23%). Для получения необходимой консистенции данный флюс следует развести водой либо глицерином.

Одним из самых распространенных готовых флюсов считается канифольный. Это вещество представляет собой особую смолу, образующую пленку на месте пайки, которая препятствует контакту с окружающим кислородом.

Флюс для пайки Interflux

Паяльник

При пайке необходимо создать надежное соединение деталей. Если мощность паяльника окажется недостаточной, то образуется холодная пайка и соединение будет не прочнее клея. Как правило, с помощью паяльника можно соединить лишь мелкие детали, используя малое количество серебряного припоя. Пример в следующем видеоролике.

Газовая горелка

Для полноценного расплавления серебряного припоя лучше использовать компактную газовую горелку, имеющую температуру пламени до 1300 градусов Цельсия.

Как паять серебро?

Чаще всего такие горелки заправляют пропаном, но также допускается бутан-пропановая смесь. Для получения более высоких температур используют газовые смеси на основе ацетилена, которые дают пламя с температурой около 2000 градусов Цельсия. Чтобы спаять серебряные изделия, достаточно обычного пропана.

Часто пропан продается в баллончике. На горелке существует специальная система регулировки и наконечник горелки, чтобы пламя подавалось направленно и равномерно. Также регулировать пламя можно при помощи насадок. Для пайки можно установить насадку с плоским носиком.

Способы пайки серебра

Сам процесс пайки серебра мало чем отличается от пайки других металлов, однако существуют некоторые нюансы при работе с паяльником в отличие от газовой горелки.

Пайка серебра паяльником

Не стоит при починке серебряного изделия в домашних условиях использовать оловянно-свинцовый припой (например ПОС-60 ). Такое соединение может оказаться непрочным, поэтому прибегать к этому припою следует лишь в крайнем случае. Тем более свинец быстро окисляется и дает темный матовый цвет.

Как паять серебро?

Приступая к пайке серебра в домашних условиях, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Тщательно очистить поверхности соединяемых деталей из серебра от различных загрязнений и окислов, обезжирить;
  2. Нагреть место соединения так, чтобы температура в точке пайки серебра стала выше температуры плавления припоя;
  3. Подать на место соединения припой вместе с флюсом , удобнее иметь трубчатый серебрянный припой;
  4. Прогреть образовавшийся стык паяльником, добиваясь расплавления припоя и его распределения между серебряными деталями;
  5. Дождаться остывания изделия и полировать место соединения, чтобы не было видно следов пайки.

Пайка газовой горелкой

как паять серебро в домашних условиях

Пайка газовой горелкой с оловом дает более надежное соединение, но требует большего внимания и навыков:

  1. Необходимо зачистить поверхности соединяемых деталей от черноты, загрязнений и окислов;
  2. Нанести на место соединения флюс, который может быть как покупным, так и приготовленным самостоятельно;
  3. Уложить на место спаивания кусочек припоя необходимого размера;
  4. Аккуратно прогревать изделие вокруг места пайки, следя за положением припоя, чтобы не допустить его сдувания пламенем;
  5. Когда припой начнет расплавляться, следует увеличить пламя до тех пор, пока припой не образует равномерный шов с блестящей поверхностью;
  6. После завершения пайки дать остыть и почистить место соединения, чтобы убрать следы флюса . Далее можно заполировать излишки олова.

Прочность паяного соединения

Стоит отметить, что припои из сплавов серебра с медью и цинком достаточно универсальны и могут паять любые металлы. Серебряный припой имеет достоинства в виде высокой прочности, скорости растекания, смачиваемости и устойчивости к коррозии. Паяное соединение с оловом, содержащим серебро получается прочнее свинцового. Недостатком серебряного припоя являются высокая температура плавления и значительная стоимость, поскольку серебро – драгоценный металл.

Прочностные характеристики припоя ПСР-1,4 в сравнении с другими припоями показаны в таблице ниже. Даже содержание серебра 1,4 % в припое заметно повышает временное сопротивление разрыву при сохранении низкой температуры плавления.

Как паять серебро?

Число в названии припоя обозначает процентное содержание серебра в нем. Так, сплавы ПСР-2.5, ПСР-15 и ПСР-25 можно использовать при пайке изделий, которые не испытывают значительных нагрузок на шов. Для получения высокопрочного соединения используют припой ПСР-45, состоящий из 45% серебра, 30% меди и 25% цинка. Он обладает высокой вязкостью, ковкостью и текучестью. Паяное соединение будет обладать устойчивостью к коррозии, растяжениям, вибрации и ударам. Припои ПСР-65 или ПСР-80 обладают еще более высокими прочностными свойствами, однако имеют высокую стоимость.

Надо сказать, что серебряный припой весьма сложно найти в продаже, но его можно сделать самостоятельно. Как сделать серебряный припой самостоятельно и как паять газовой горелкой можно посмотреть в видеоролике.

Куда деть старый крестик: можно ли переплавить, отдать или сдать крестик

Куда деть старый крестик: можно ли переплавить, отдать или сдать крестик

Несмотря на глубокое духовное содержание, православный нательный крест – это всего лишь материальный объект, пусть и пропитанный благодатью Божьей. А это значит, что его можно нечаянно потерять, повредить или испортить иным образом. Бывает, что дизайн символа веры просто перестает нравиться его владельцу.

Православная церковь не обязывает носить единственный крестик всю жизнь и даже призывает не делать трагедии из его потери и поломки. Она же не возражает против замены креста на более удобный или привлекательный для владельца вариант. Но сразу возникает вопрос: что делать со старым нательным крестиком, собственным или доставшимся от кого-либо?

Куда девать старый крестик?

Давайте прикинем варианты, куда можно деть старый нательный крестик. Среди идей рассмотрим следующие:

  • отдать в переплавку,
  • подарить кому-то,
  • отдать в церковь,
  • хранить дома,
  • просто выбросить.

Люди куда-то девают ненужные крестики сообразно своим убеждениям и потребностям, иногда не слишком верным с точки зрения православной церкви.

Согласно суевериям, недоброжелатели могут через крестик навести мощнейшую порчу на нового владельца. Именно поэтому многие опасаются поднимать крестики, найденные на улице. И зря: истинный христианин должен спасти святыню от поругания!

Можно ли переплавить крестик?

Рассмотрим первый вариант: можно ли отдавать освященные кресты в переплавку.

Если вы зададите в церкви вопрос, можно ли переплавить крестик в другой крестик, там ответят положительно. Допустим, крестик сломался или сильно деформировался – тогда батюшка наверняка сам порекомендует сделать из драгоценного металла новый символ веры. Дополнительно он порекомендует обязательно освятить новое изделие в церкви: при переплавке духовная сущность святыни теряется.

А вот если вы возжелали переплавить крестик в другое украшение, могут возникнуть вопросы. Священнослужители старой формации делать этого не рекомендуют. Скорее всего, вам посоветуют отдать крестик в церковь (причем в любом состоянии) либо подарить его нуждающемуся.


Серебряный крестик

Технически переплавить крестик в другое изделие вполне возможно, но нужно учитывать, что ювелиры работают исключительно с золотом или платиной. Они вряд ли возьмутся за переплавку недорогого изделия из серебра, а если вдруг возьмутся, то цена этой работы будет непомерно высока. О неблагородных металлах и говорить не приходится.

Любая переделка нательного крестика вынуждает обращаться в церковь за повторным освящением (благо, обычно это делают бесплатно). Однако мелкий ремонт (например, пайка сломанного ушка) или профессиональная чистка к переделкам не относятся.

Можно ли свой крестик отдать другому человеку?

Здесь ответ однозначен: можно, а иногда и нужно, если другой человек нуждается в божьей защите, но креста не имеет. Это очень благовидный поступок, особенно если он совершается от чистого сердца, по велению души, а не чтобы замолить свои грехи.

Мать или отец могут отдать своему ребенку крестик – это тоже не возбраняется церковным укладом. Если глубоко верующие родители решают отдать крестик сыну или дочери, тем самым они делятся с детьми собственной мудростью и благочестивостью. А если родители не слишком крепки в вере, дети получат просто освященный сосуд, который предстоит наполнить духовным содержанием им самим. Так что вреда от этого тоже не будет.

Детям тоже не возбраняется передавать собственные святыни родителям. Допустим, отцу предстоит сложная операция или престарелая мать страдает от тяжелой формы деменции – разве родители не нуждаются в поддержке детей и Бога?

Среди не слишком просвещенных христиан бытует суеверие: отдать свой крестик другому человеку – это поделиться с ним собственной судьбой, предначертанной изначально. Поэтому многие опасаются носить чужой крестик потому, что через него они якобы принимают все невзгоды и болезни предыдущего владельца.


Детские крестики в каталоге Sunlight

Это дремучий, но весьма живучий забобон. Христианская церковь отрицает существование слепого рока и родовых предначертаний в принципе. Согласно ее принципам, каждый человек творит свою судьбу сам: он волен как грешить, так и вести праведную жизнь, но каждый его поступок будет впоследствии оценен высшим Судией, то есть, Богом.

Наши предки передавали распятия из поколения в поколение и носили их с величайшим почтением. А если люди обменивались нательными крестами, то становились духовными братьями или сестрами и принимали ответственность друг за друга перед Богом и людьми.

Если умирает православный священнослужитель, принадлежащие ему предметы культа раздают другим священникам. Это касается и крестов, как нательного, так и наперсного, то есть, носимого «на персях» (на груди) поверх одеяния во время отправления служб и совершения обрядов. Наследники умершего носят кресты почившего с высочайшим благоволением. Так что носить чужие кресты и принимать в дар символы веры можно и должно.

Можно ли отнести крестик в церковь?

Пожалуй, лучший способ расстаться с ненужным крестиком без поругания святыни – это отдать его в церковь. Многие прихожане жертвуют в храм вполне годные и дорогие кресты из драгоценных металлов. Некоторые приобретают их специально для того, чтобы пожертвовать и попросить милости у какой-нибудь иконы, то есть, соответствующего Святого.

Священнослужители приветствуют подобные дары. Но наиболее искренние и прогрессивные из них говорят, что деньгами и дорогими подношениями благосклонность Божию не купишь и грехи не отмолишь. Бог не продает собственную милость, но дарует ее искренне раскаявшимся людям, вставшим на путь благочестия.

В церковь можно отнести любой крестик, даже самый простой: духовное содержание не зависит от формы и ценности носителя. Если святыня имеет пристойный внешний вид, ее отдадут нуждающемуся. Крестик сломан или деформирован – его с почестями утилизируют в специальной печи.

В церковь можно приносить не только ненужные или сломанные крестики, но и лом драгоценных металлов. Из них впоследствии делают церковную утварь и оклады для икон.



Как хранить ненужные крестики дома?

Крестик не занимает много места, поэтому его вполне можно хранить дома. Православные священнослужители рекомендуют отвести место для «лишних» святынь в Красном углу, рядом с иконами.

Но так как в большинстве наших квартир и домов такие углы отсутствуют, можно ограничиться обычной шкатулкой. Для святынь следует отвести персональное хранилище: соседство с мирскими украшениями не рекомендуется. Позаботьтесь о создании нормальных условий хранения (не на свету, подальше от влаги и не возле батарей) и не забывайте иногда чистить крестик, дабы он пребывал в пристойном состоянии. Одной чистки в год будет вполне достаточно.

Если речь идет о дорогом кресте, передающемся из поколения в поколение, разумно принять меры к его консервации (разумеется, если вы не намерены его носить). Можно отдать святыню в мастерскую, где ее покроют слоем воска или специального лака.

В любой момент хранящийся дома крестик можно «снять с консервации». Независимо от того, как долго его не носили, он сохраняет духовное содержание и в повторном освящении не нуждается.

Крестик не способен накапливать негативную энергию или служить орудием наведения порчи. Однако если вам в руки попал крест неизвестного происхождения, его нужно освятить в церкви и только потом носить.

А если просто выкинуть крестик?

Некоторые люди интересуются, можно ли выкидывать крестики, если они не нужны. Истинному христианину этот вопрос даже не придет в голову: даже простой алюминиевый крестик с отломанным ушком остается символом веры, наполненным высоким духовным содержанием. Поэтому выбрасывать любые освященные крестики – это святотатство.

Некоторые люди рекомендуют «хоронить» ненужные крестики, то есть, с благоговением закапывать их в землю где-то в малолюдных местах, желательно под деревьями. Однако церковь не приветствует такой способ утилизации. Исключение: почивших христиан хоронят с нательными крестами, но в этом случае святыня предается земле вместе с обладателем.

Так что если крестик перестал быть нужным (купили другой, сломался, попал к вам из неизвестного источника, подарили, но вы не хотите его носить), идите в церковь. Там либо примут святыню в дар либо подскажут, как с ней лучше поступить согласно православному канону.

Правда и мифы о нательном кресте

Что означает крест на теле человека? Это символ спасения. Как мы знаем из истории, смерть на кресте в древнем Риме была самой позорной. Такую смерть принимали убийцы, воры, насильники — те люди, которых общество презирало. Была «благородная» смерть — либо через повешение, либо через усечение мечом. Этой казни подвергались, как правило, люди высшего сословия. А людей низшего сословия, которые совершали преступления, распинали на кресте.

Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?


Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.

Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.

Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.

Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.


Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.


Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.


Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.


Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.


Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.


Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.


Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.

Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).


Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.


Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.


Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.

Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.

В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.

Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.

Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.

Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.

Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.

Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.

В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Читайте также: