Лад характерным признаком которого является интервал малой терции между 1 и 3 ступенями

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Минорный лад

Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Тональность

Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.

Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений — слоговой или буквенной — пользуются при этом: до мажор(C-dur), ля минор(a-moll).

Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных — со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной).

Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада — и мажор, и минор — развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д. Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени — главным и единственно точным признаком того или иного лада.

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению "начинки", следует исследовать саму поверхность пирожного: лад - взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински - dur);
  • минор (по латински - moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад - это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

Ступени до мажор

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех - нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом - нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма - цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Гамма до мажор

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

  • До - I;
  • Ре - II;
  • Ми - III;
  • Фа - IV;
  • Соль - V;
  • Ля - VI;
  • Си - VII;
  • До - I.

Слева расположены названия нот, а справа - те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада - I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна "правая рука" или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым - соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень - тоника (сокращенно по лат. "T");
  • IV ступень - субдоминанта (S);
  • V ступень - доминанта (D).


Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника - главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль - фундамент и база.

Субдоминанта служит некой "дверью", с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта - преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие - аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его "основанием" будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Все трезвучия гаммы

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада - показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Главное трезвучие до мажора

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные - I, IV, V;
  • Производные - II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

    устойчивые - I, III, V;

Построение на клавиатуре

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка - Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые - II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

до мажор

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Лад характерным признаком которого является интервал малой терции между 1 и 3 ступенями



Этот тренажер даст возможность потренироваться в построении увеличенных и уменьшенных интервалов

Интервалы в натуральном мажоре и миноре (диатонические интервалы)

На ступенях натурального мажора интервалы располагаются следующим образом:


Натуральный мажор содержит 5 больших и 2 малые секунды. Малые секунды расположены на III и VII ступенях. Большие терции расположены на главных ступенях мажора. На остальных ступенях малые терции. На IV ступени мажора расположена увеличенная кварта. На VII ступени – ее обращение уменьшенная квинта. На остальных ступенях – чистые кварты и квинты.

Используя формулу обращения интервалов, можно установить, что если на I , IV и V ступенях располагаются большие терции, то их обращения - малые сексты располагаются соответственно на III , VI и VII ступенях. На остальных ступенях ( I , II , IV , V ) располагаются большие сексты.

Большие септимы расположены на I и IV ступенях. На всех остальных ступенях находятся малые септимы.

На ступенях натурального минора интервалы располагаются следующим образом:


Приведенная таблица показывает, что малые секунды расположены на II и V ступенях, на остальных находятся большие секунды. На главных ступенях расположены малые терции. Еще одна малая терция находится на II ступени. Следовательно, на III , VI и VII ступенях расположены большие терции.

Увеличенная кварта передвинулась на VI ступень, на всех остальных - чистые кварты. Уменьшенная квинта расположена на II ступени, на всех остальных – чистые квинты.

Используя обращение интервалов, можно установить, что большие септимы находятся на III и VI ступенях. Большие сексты – на III , IV , VI и VII ступенях, малые – на I , II и V .

Задание 5.3

1. Определите тональности, которым может принадлежать интервал. Разрешить интервал в каждой тональности

 2. Определите натуральный мажор и минор, которым могут принадлежать данные тритоны. Разрешите их:


3. В тональности Es - dur расшифруйте интервалы и оформите в виде двухголосия на одном нотоносце


4. Постройте от данного звука интервал, определите тональности, которым он может принадлежать, и разрешите его:

Билет№1 Метры и размеры простые сложные смешанные и переменные Доля

Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные.

Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются сильные и слабые доли. Их чередование называется метром (от греч. «мера»). На тяжелой (сильной) доле метра образуется метрический акцент . Он возникает под воздействием разнообразных элементов музыкального языка: ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, динамических, тембровых.

Конкретизирует метр — размер . Он указывает не только на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли, и таким образом, определяет единицу счета времени. Обозначается размер двумя цифрами, из которых верхняя указывает на количество долей в такте, а нижняя — на длительность каждой доли.

Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми . Они бывают 2-х и 3-х дольными.

Слияние 2-х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В сложном размере столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Наиболее сильным является метрический акцент первого (из составляющих) такта. Метрические акценты последующих тактов называются относительно сильными. Сложные размеры бывают 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольными:

Размер 4/4 нередко обозначался С . Сложные размеры по сравнению с простыми выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы. В сложных размерах счет возможно вести не по долям, а по простым тактам или иными словами, по метрическим акцентам тактов, входящих в состав сложного размера. Тогда 4-х и 6-тидольный размеры можно уподобить 2-хдольным, так как они состоят из 2-х простых тактов; 9-тидольный – 3-хдольному; 12-тидольный – 4-хдольному. Иногда размер такта: содержащего четыре четверти, обозначался знаком С (а11а – алля бреве), указывающие, что каждая доля охватывает две четверти и, следовательно, такт исполняется на 2/2.

Определить структуру такта со смешанным размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе. Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением смешанного размера указывается его внутренняя структура:

Сб. Сольфеджио III

Р
азмер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным . Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляют два размера:

Сб. Сольфеджио III,

Чаще встречается непериодическое чередование размеров, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте постоянно при его смене:

Сб. Сольфеджио III,

№169, стр.67, 171, стр.68

Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией .

Билет№2 Группировка длительностей в тактах простых, сложных и смешанных метров и размеров. Группировка в вокальной музыке.

Образование ритмических групп внутри такта называются группировкой длительностей. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и дает возможность легко определить ритмическую структуру музыкального отрывка.

Группировка в инструментальной музыке

Согласно нормативной группировке в такте должно быть столько групп, сколько долей указано в размере. При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отдалены друг от друга.

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые.

В случае мелкого ритмического дробления основная группа может быть разделена на подгруппы:

Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка.

Паузы группируются на тех же основаниях, что и ноты.

В сложных размерах ноты могут группироваться не только по долям, но и по простым тактам. При этом должна быть видна воображаемая граница между простыми тактами.

В смешанных размерах группировка должна подчеркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, то есть каждая группа по сумме длительностей будет равняться данному простому такту, входящему в состав смешанного. Внутри простых тактов группировка делается на общих основаниях.

Группировка в вокальной музыке

В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Соотношение мелодии и слогов текста может быть различным. Если на слог текста приходится один звук, то эта нота не группируется с другими нотами, а записывается отдельно. Такое соотношение текста и музыки ближе к разговорной речи и декламации. Когда одному слогу соответствует несколько звуков (слог распевается), тогда ноты распева группируются в группы по общим правилам и объединяются общей лигой (ее не следует смешивать с лигой, указывающей на связность исполнения).

В вокализах , где распевание производится на один гласный звук, длительности группируются в соответствии с правилами группировки в инструментальной музыке.

Билет№3 Темп. Основные темповые обозначения. Дирижерские схемы простых, сложных и смешанных метров и размеров.

Темпом называется скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей.

В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения. Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются обычно итальянскими терминами.

Интервалы натурального мажора и натурального минора

Ступени натурального мажора и минора образуют только диатонические интервалы.

От каждой ступени можно построить приму, секунду, терцию и т.д.

В натуральных мажоре и миноре образуются одинаковые интервалы и количество их совпадает. В миноре все одинаковые с мажором интервалы расположены на две ступени выше, нежели в мажоре.

Интервалы гармонического мажора и гармонического минора.

Характерные интервалы

Благодаря понижению VI ступени в гармоническом мажоре и повышению VII ступени в гармоническом миноре образование интервалов в этих ладах отличается от интервалов натуральных мажора и минора. Во-первых, в них возникают интервалы, не встречающиеся в натуральных видах. Это хроматические интервалы или, как их принять называть, характерные интервалы. Они называются так потому, что свойственны только гармоническим видам мажора и минора. Характерных интервалов всего четыре: ув.2, ум.7, ув.5, ум.4. Как уже было сказано, в мажоре они вызваны понижением VI ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от VI ступени

ум.4 от III ступени

В миноре – повышением VII ступени:

ув.2 от VI ступени

ум. 7 от VII ступени

ув.5 от III ступен

ум.4 от VII ступени

ув.4 от VI ступени

ум.5 от II ступени

ув.4 от IV ступени

ум.5 от VII ступени

Каждый интервал, образованный ступенями того или иного лада, кроме своего акустического звучания, то есть консонирующего или диссонирующего, приобретает еще иную окраску, зависящую от того, какими ступенями, устойчивыми или неустойчивыми, он образован. Иными словами, выясняется его ладовое положение.

Рассматривая интервалы с этой точки зрения, их подразделяют на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми будут те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми звуками. Любой же консонирующий интервал, если он образован неустойчивыми звуками или одним устойчивым, а другим неустойчивым звуком, всегда будет являться интервалом неустойчивым.

Любой диссонирующий интервал, в каком бы положении он ни находился в ладу, всегда будет неустойчив.

Разрешением диссонирующего интервала называется переход его в консонирующий интервал, а разрешением неустойчивого интервала – переход его в устойчивый интервал. Не следует смешивать эти два случая, так как разрешение диссонирующего интервала может произойти в консонанс независимо от того, устойчив этот консонанс или нет, а разрешение неустойчивого интервала произойдет лишь при переходе его в устойчивый интервал.

Изучать разрешение диссонирующих и неустойчивых интервалов следует на основе лада, так как их практическое применение в музыке и разрешение основывается на принципе тяготение неустойчивых звуков. Поэтому, при разрешении того или иного интервала, необходимо определять тональность, чтобы знать, с какой точки зрения он будет рассматриваться.

Принцип разрешения характерных интервалов такой же, как и неустойчивых звуков, а именно: при наличии двух неустойчивых звуков, оба они переходят в устойчивые по тяготению (ув.2 и ум.7); при наличии одного устойчивого, последний остается на месте, а неустойчивый разрешается по тяготению (ум.4 и ув.5).

1. Какие интервалы образуются ступенями натурального мажора и натурального минора?

2. Как называются интервалы, образующиеся от понижения VI ступени в мажоре и VII ступени в миноре, которые не встречаются в натуральных видах мажора и минора?

3. Сколько всего характерных интервалов? Перечислить их, указав, от каких ступеней они строятся в гармоническом мажоре и гармоническом миноре?

4. Сколько ув.4 и ум.5 в гармоническом мажоре? гармоническом миноре?

5. Объясните разницу между понятиями: диссонирующий интервал и неустойчивый интервал.

6. Как разрешается тритон?

7. Как разрешаются характерные интервалы?

Тема 7. Аккорды: трезвучие, септаккорд

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены по терциям или могут быть расположены по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции входят в образование трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками образуется ч.5.

2. Минорное или малое трезвучие состоит из м.3 и б.3 между крайними звуками образуется ч.5.

3. Увеличенное трезвучие состоит из двух б.3, между крайними звуками образуется ув.5.

4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух м.3, между крайними звуками образуется ум.5.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие интервалы (ув.5 и ум.5).

Из этого следует, что мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное – диссонирующими.

Когда звуки аккорда расположены по терциям, то такое положение его называется основным.

Каждый звук аккорда имеет свое название. Эти названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении аккорда от нижнего звука к последующим. Основной, или нижний, звук трезвучия называется примой, второй, или средний – терцией, третий, или верхний – квинтой.

Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом, что нижним звуком его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия называется обращением.

Трезвучие имеет два обращения: первое обращение – секстаккорд, оно получается от переноса примы на октаву вверх, второе обращение – квартсекстаккорд, оно получается от переноса примы и терции на октаву вверх. В секстаккорде нижним звуком становиться терция, а в квартсекстаккорде нижним звуком становиться квинта.

Секстаккорд обозначается цифрой шесть, так как для этого аккорда характерна секста, образовавшаяся от нижнего звука к перенесенной наверх приме. Квартсекстаккорд обозначается цифрами четыре-шесть (6/4) по интервалам, образовавшимся от нижнего звука к приме и терции.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий:

мажорный секстаккорд м.3 + ч.4

минорный секстаккорд б.3 + ч.4

мажорный квартсекстаккорд ч.4 + б.3

минорный квартсекстаккорд ч.4 + м.3

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из них мажорные: I, IV и V ступеней. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название.

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени – субдоминантовым,

трезвучие V ступени – доминантовым.

Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для мажорного лада. Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции.

Благодаря этому они называются главными трезвучиями и образуются так же, как и главные ступени, T, S, D.

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются, как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, привносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада.

Соединением аккорда называется последовательность их при плавном движении голосов. Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом.

Лад характерным признаком которого является интервал малой терции между 1 и 3 ступенями

Интервалом будет являться любое сочетание двух нот на гитаре.

Попробуйте поиграть на гитаре различные сочетания двух звуков и вы заметите разницу в звучании между ними: некоторые звучат весело, некоторые грустно, некоторые странно, а некоторые и вовсе режут слух.

Так вот, по впечатлению, производимому на слух, интервалы делятся на два типа:

Вот эта схема поможет вам визуализировать звукоряд:

Визуализация звукоряда

Подробно звукоряды мы будем изучать в следующих уроках. Сейчас нам важно понять, что любая разница между ступенями также выражается в интервалах.

Еще раз прочитайте названия интервалов. Ничего не напоминают?
Например, слово 'кварта' напоминает 'квартет'. А квартет всегда состоит из 4-х человек, а интервал кварта всегда охватывает 4 ступени. Аналогичные ассоциации можете провести сами (терция — трио — 3, квинта — квинтет — 5, …).

Теперь разберемся с сокращениями интервалов (б.3, м.6, ув.4, …). За ними стоят так называемые качественные характеристики интервалов, которые вносят уточнения в количественные значения интервалов. Это такие слова, как:

  • малый (сокращается как 'м.': м.2, м.3, м.6, м.7)
  • большой (сокращается как 'б.': б.2, б.3, б.6, б.7)
  • увеличенный (сокращается как 'ув.': ув.4)
  • уменьшенный (сокращается как 'ум.': ум.5)
  • чистый (сокращается как 'ч.': ч.1, ч.4, ч.5, ч.8)

Бывает малой и большой. Обе разновидности являются диссонирующими интервалами. Просто послушайте их и все поймете :)

Малая секунда (м.2) связывает две соседние ноты на грифе, разница между которыми, как мы помним, равняется одному полутону.

Большая секунда (б.2) связывает две ноты, разница между которыми составляет целый тон (через лад).

Также бывает малой и большой. Оба варианта являются консонирующими интервалами и звучат куда приятней секунды. А еще терция нам очень важна т.к. именно через терцию протекает разница между мажором и минором. (подробно - в третьем уроке).

Малая терция (м.3) объединяет два звука с разницей в 1.5 тона (через два лада). Является второй нотой минорного трезвучия и задает звучанию 'минорность' (грусть, печаль).

На самом деле есть три разновидности кварты: чистая, увеличенная и уменьшенная. С практической точки зрения нам интересна только чистая кварта и обычно именно ее имеют ввиду, когда говорят 'кварта'.

Чистая кварта (ч.4) является консонирующим интервалом, но обратите внимание на разницу с терцией: кварта звучит более резко, но вместе с тем менее конкретно и требует разрешения в другой аккорд.

Тритон — это сильный диссонирующий интервал, который также можно интерпретировать как увеличенную кварту (ув.4) или уменьшенную квинту (ум.5). Свое название тритон получил из-за того, что охватывает ноты, расстояние между которыми равняется трем целым тонам.

За свое резкое и неустойчивое звучание в Средние века тритон считался дьявольским интервалом и долгое время был запрещен. Вы легко поймете причину, когда услышите его.

Как мы уже знаем, квинта бывает чистой (ч.5) и уменьшенной (ум.5, тритон). Так же, как и с квартой, под квинтой обычно понимают ее 'чистую' разновидность. Разница между нотам в квинте составляет 5 ступеней. Это консонирующий интервал.

Квинта — наверное, самый главный интервал в рок музыке. Она образует собой так называемый паверкорд (power chord) — разновидность аккорда, которая повсеместно используется во всех разновидностях рок-музыки. Паверкорд обычно исполняется с эффектом дисторшна (искажения), обладает мощным звучание и большой универсальностью: им можно заменить практически любой аккорд с чистой квинтой в составе (а это подавляющее большинство аккордов).

Лад характерным признаком которого является интервал малой терции между 1 и 3 ступенями

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции


В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).

Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.


Итак у нас есть цепь из 7 квинт. За тонику можно принять любой из 7 звуков.
Получаем 7 натуральных семизвучных ладов (если в звукоряде выбрать тонику - получим лад). Даю их в порядке убывания мажорности(от лидийского).

Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику

Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.

Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).


В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).

C мажор
C мажор C фригийский
C фригийский

Звукоряд пентатоники

Звукоряд пентатоники

Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:

Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):


К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:

Звукоряды параллельных ладов

Звукоряды параллельных ладов

На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.

Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:

Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:

Ещё 3 новых интервала

Ещё 3 новых интервала

Разберемся как образуются названия нот и интервалов.

Названия нот и интервалов

Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.

Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

А теперь разберёмся, что такое гамма.

Гамма - это схема для музыкального инструмента с делениями, позволяющая получить последовательность звуков определенной частоты. Гаммы используют как для построения звукорядов ладов так и для околомузыкальных целей(музыканты "гоняют" разнообразные гаммы на инструментах для тренировки мышечной памяти и мышц рук). Ступень гаммы — порядковый номер звука(обозначают римскими). Схема отражает последовательность интервалов гаммы от предыдущей ступени до следующей. Основной интервал гаммы — тон, на инструменте с двенадцатиступенным делением октавы занимает 2 полутона.
Так выглядит мажорная гамма на фортепиано:

Мажорная гамма от до

Мажорная гамма от до

Уточнение разницы в понятиях

Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:

Звукоряд гаммы до мажор

Звукоряд гаммы до мажор

Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.

Читайте также: