Лад с повышенной 4 ступенью

Обновлено: 05.07.2024

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Лад с повышенной 4 ступенью

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

.
UPD: С появлением Salierius V4.32 (141) сама идея пополняемого списка ладов стала неактуальной, т.к. навигация при помощи программы удобнее навигации по списку. И программа позволяет экспортировать список ладов в файл.

Обновление от 28.12.2014 г. Исправлены мелкие ошибки. Общее количество ладов: 2049.

475 кБ (Яндекс.Диск)

Данный список является итогом почти четырёхлетней работы по изучению, поиску и классификации 12-TET ладов 1 . В качестве источников информации о структурах и названиях ладов использовалось как огромное количество академической литературы, так и неакадемические источники (информация с различных сайтов или из музыкального программного обеспечения).

Названия многих ладов получены описанием преобразований, проведённых над другими ладами, например: "Лад Шостаковича без 5 ступени" или "Ультра локрийский с добавлением большой септимы".

Для каждого лада указана структура в виде hex-кода 2 и предлагаемое название. Лады сгруппированы по количеству ступеней и семействам 3 .
Все приведённые лады включены в последнюю версию программы Salierius (118).

В последней версии списка общее количество ладов достигло 2049. Это является теоретическим пределом для 12-TET ладов октавной периодичности: 2049=2 11 +1, где 2 11 – количество всех возможных комбинаций из 11 звуков, не являющихся тоникой, плюс ещё один дополнительный лад, представляющий собой вырожденный случай: лад не содержащий звуков вообще, так называемая «Гамма Джона Кейджа».

В дальнейшем список ладов будет уточняться и пополняться новыми названиями, ведь большинство ладов имеют по несколько названий.

1) Здесь лад понимается в узком смысле, как структура звукоряда, построенного от некоего основного звука (тоники). В такой формулировке натуральный ионийский неотличим от натурального мажора, а эолийский от минора. Подразумевается, что структура звукоряда повторяется на каждой октаве.

2) hex-код – краткое обозначение структуры лада в виде шестнадцатиричного числа. Например, для Натурального ионийского: AD5. В двоичном виде: 101011010101. Это шаблон, выбирая по которому звуки из хроматического 12-TET звукоряда, получаем структуру соответствующего лада. Самая первая единица обозначает тонику.

3) Семейство ладов – набор ладов отличающихся друг от друга циклическим сдвигом структуры.

Типичный фрагмент списка:
--- Семиступенные лады:
--- Семейство Натурального мажора:
AD5 Натуральный мажор (Натуральный ионийский, Древнегреческий лидийский)
B56 Натуральный дорийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)дорийский, Древнегреческий фригийский)
D5A Натуральный фригийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)фригийский, Древнегреческий дорийский)
AB5 Натуральный лидийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)лидийский, Древнегреческий гиполидийский)
AD6 Натуральный миксолидийский (Средневековый/церковный/григорианский (гипо)миксолидийский, Древнегреч. гипофригийский)
B5A Натуральный минор (Натуральный эолийский, Древнегреческий гиподорийский)
D6A Натуральный локрийский (Древнегреческий миксолидийский, Фригийский с уменьшенной квинтой)

--- Семейство Мелодического мажора и минора:
ADA Мелодический мажор (Эолийский с повышенной 3 ступенью, Миксолидийский с пониженной 6; Hindu scale)
B6A Эолийский с уменьшенной квинтой (Локрийский с повышенной 2 ступенью, Half diminished scale)
DAA Супер локрийский (Лад Равеля; Локрийский с пониженной 4 ступенью, Pomeroy scale)
B55 Мелодический минор (Ионийский с пониженной 3 ступенью)
D56 Дорийский с пониженной 2 ступенью (Фригийский с повышенной 6, Яванский лад)
AAD Лидийский увеличенный (Лидийский с увеличенной квинтой)
AB6 Лидийский доминантный (Лид. с пон. 7 ст., Миксолид. с пов. 4, Гамма Бартока, Overtone scale, Acoustic scale, Подгалянский лад)

--- Семейство Гармонического мажора:
AD9 Гармонический мажор
B66 Семинотный блюзовый лад (Дорийский с уменьшенной квинтой, Локрийский с повышенными 2 и 6 ступенями)
D9A Супер фригийский (Фригийский с пониженной 4 ступенью)
B35 Лидийский с пониженной 3 ступенью (Мелодический минор с повышенной 4 ступенью)
CD6 Миксолидийский с пониженной 2 ступенью (Цыганский лад)
9AD Лидийский с повышенными 2 и 5 ступенями
D6C Локрийский с пониженной 7 ступенью

Ещё раз напомню, что все лады поддерживаются последней версией программы Salierius (118)

Лады народной музыки. Как их использовать.


Лидийский лад - это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций.

Ионийский лад


Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.

В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором.

Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии.

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад - это переход из мажора в минор и обратно.

Миксолидийский лад


В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал "Друзья" в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад.

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад


Дорийский лад - это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило. Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма "Аватар". Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу. За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.

Эолийский лад


Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать больше композиции в минорном звучании. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием. Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад


У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными. Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется.

Локрийский лад


В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности.

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации.





Евгений (Wednesday, 29 November 2017 19:06)

Спасибо за труды, очень информативно!

Роман (Monday, 18 December 2017 10:28)

Большое спасибо, хорошая шпаргалка!

Корюн (Saturday, 13 January 2018 15:12)

Спасибо большо за проделанную работу!) Вы несете большую пользу в мир!)

Ильдар (Wednesday, 17 January 2018 12:16)

Очень полезно, продолжайте, выкладывайте. Полезная и понятная подача.

Ыгр (Saturday, 17 February 2018 11:24)

Иван (Friday, 20 April 2018 18:41)

Спасибо (Friday, 18 May 2018 22:29)

хтонический крэм (Saturday, 19 May 2018 09:34)

Саша (Friday, 15 June 2018 18:46)

Андрей (Thursday, 28 June 2018 18:30)

Сергей (Wednesday, 08 August 2018 15:50)

Максим (Thursday, 23 August 2018 11:18)

Спасибо большое.мне очень помогают ваши уроки

Человек который все пересмотрел (Tuesday, 04 September 2018 07:58)

Это же не все лады.
Но все равно помогли)

Алекс (Thursday, 24 January 2019 14:52)

Молодец, интуитивно понятно объясняешь, + очень правильно визуализацию делаешь, ну и подача в целом хорошо сделана. Умница.

Анастасия (Thursday, 04 April 2019 09:26)

Большое спасибо, очень помогли.

Дмитрий (Friday, 14 June 2019 18:11)

Обожаю чередование минорной пентатоники и дорийкого ладов)))

Николай г. Днепр (Friday, 02 August 2019 11:28)

У Вас талант учителя . После просмотра и шпаргалки уже не нужны. Так всё интересно и просто. Огромное спасибо.

Augusta (Thursday, 08 August 2019 07:55)

Спасибо за ваш труд!
Продолжайте в том же духе :)

Алекс (Saturday, 17 August 2019)

Ионийский лад это просто мажорная гамма. А он не ионическим называется?

Антон (Monday, 02 September 2019 15:47)

Статья ни о чем. Всем все понятно, да? Ну а как применять будете? И какая тоника лидийского С мажора, С?
Информация о ладах народной музыки есть в любом учебнике по сольфеджио. Всем интересно знпть как использовать. А на этот счет у многих каша в голове, в том числе у автора статьи, раз боится суть вопроса раскрыть.

Oleg Kuizer (Sunday, 22 September 2019 11:56)

ты молодец, спасибо за всё

Олег (Wednesday, 04 December 2019 00:10)

Антон, каша у тебя в голове потому, что ты после написанного автором и прочитанного тобой способен задать такой вопрос: "И какая тоника лидийского С мажора, С?" Тебе же объяснили, что если хочешь из ионийского (не ионического, кстати), или условно из натурального мажора например, с тоникой С , сделать лидийский лад с тоникой С, нужно в натуральном мажоре повысить на полтона 4 ступень. Или ты не выучил ещё, что такое ступени в музыке? Так иди учи, двоечник, а не плачь, обидели тебя. 4 ступень от С будет Фа, повысь на полтона будет Фа диез. Вот и играй Фа диез вместо Фа и будет тебе счастье в виде лидийского мажора. Этот принцип верен для любой тоники. Возьмём тонику Ре ионийский (условно, натуральный мажор, хотя это не совсем одно и тоже, если гармонизировать натуральный мажор и ионийский лад, то в аккорде ионийского лада должна присутствовать большая септима (1,3б,5,7б), которая в аккорде натурального мажора отсутствует, так как это будет трезвучие (1,3б,5). Так вот, повышаем на полтона 4-ю ступень от Ре (это нота Соль) и получим Соль диез. Получаем в итоге лидийский лад с тоникой Ре. И так далее по тональностям. Автор тебе эту теорию не стал объяснять, так как речь шла о применении ладов , т.е. как они звучат и соответственно как их применять в связи с этим. А для этого ты уже теорию построения ладов должен знать. Иди учи уроки.

Александр (Thursday, 05 December 2019 11:43)

А вот обычный До-мажор с двумя полутонами между "ми -фа" и "си-до" это какой лад?

Александр (Thursday, 05 December 2019 12:34)

Понял. Мажорный лад - это ионийский лад. Не прочел объяснение к каждому ладу в примерах

Ирина (Monday, 09 December 2019 10:43)

Скажите, пожалуйста, можно ли смешивать между собой лады? Или это не желательно?

Risha Manis (Monday, 09 December 2019 11:31)

Ирина, добавила новое видео в текст, как раз про смешивание ладов.

Александр (Wednesday, 18 December 2019 19:01)

класс!
дважды посмотрел и записал

Родион (Friday, 24 April 2020 23:20)

Спасибо за видео, это лучшее, что я нашел по ладам! Мне очень хотелось услышать как они используются в известной музыке.

Иван (Monday, 04 May 2020 16:26)

Все лады это мажорная гамма или лад от одной из ступеней этого лада. Соответственно между ступенями меняется интервал, тон или полутон. Пример: лад С(до мажор) сыгранный от D(ре)будет нат. минором с повышенной 6ой ступенью, но по сути это до мажор. Вся проблема в том как мыслить на огромных джазовых скоростях в импровизации при постоянных модуляциях, отклонениях, и заменах. И тут два пути, либо обыгрывать каждый аккорд, все равно находясь в ладу, либо уметь мгновенно анализировать гармонию на уровне подсознания.

Алексей (Thursday, 02 July 2020 15:26)

Здравствуйте, с мелодической последовательностью все понятно, а как реализовать краску того или иного лада в гармонической последовательности? Просто к любому трезвучию в тональности добавить доп. ступень?

Елена (Friday, 25 September 2020 02:07)

Исправьте, пожалуйста, композитора. Оперу "Руслан и Людмила" написал Глинка, а не Римский-Корсаков.

Георгий (Tuesday, 27 April 2021 09:56)

Играл в школьном оркестре, пятнадцать лет в ресторанах, на свадьбах в ДК двадцать лет клавишником. Пианистом себя назвать не могу квалификация не позволяет. Основная работа медицина, не давала возможность изучать теорию музыки. Сейчас появилось время и с жадностью изучаю ноты гаммы , теорию музыки. Заполняю пробел. Впечатление такое ,что раньше смотрел черно белый телевизор ,а только теперь появляются цветное изображение. Кичиться своей гениальностью в музыке это как минимум дурной тон или плохое воспитание. Изучать теорию музыки надо . Отличие маляра от художника также заметно, как и каменщика от архитектора, дизайнера от портного. Ваши шпаргалки очень доходчиво объясняют различие между ладами в музыке. Хорошо о описаны психические ощущения, которые вызывают разные лады. Продолжайте в том же духе, развивайтесь.

lenamarkova

Нас пугали этими страшными словами в ДМШ. Первую часть (заумную) объяснили, а вторую (простую) - нет. А это бы сильно упростило нам жизнь.
Так что рассказываю обе.

Часть первая. Заумная.
1. Ионийский лад - это натуральный мажор.
2. Дорийский лад - натуральный минор с повышенной шестой ступенью, которая называется дорийской секстой.
3. Фригийский лад - натуральный минор с пониженной второй ступенью, которая называется фригийской секундой.
4. Лидийский лад - натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, которая называется лидийской квартой.
5. Миксолидийский лад - натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, которая называется миксолидийской септимой.
6. Эолийский лад - это натуральный минор.
7. Локрийский лад - получается из натурального минора с пониженными второй (фригийская секунда, см. выше) и пятой (локрийская квинта) ступенями.

Звучит жутко, правда? Оказывается, услышать эти лады очень просто.

Часть вторая. Понятная.
Если мы будем нажимать по порядку белые клавиши фортепиано от ноты до, то получим натуральный мажор, он же - ионийский лад (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Теперь то же самое от ноты ре (ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре) - вот вам и дорийский лад.
И так далее:
от ми - фригийский,
от фа - лидийский,
от соль - миксолидийский,
от ля - эолийский,
от си - локрийский.

Каждый из этих ладов имеет самостоятельное значение, и не является производным от ступеней мажора.
И, да, каждый из этих ладов можно построить от любой ноты, но соотношение тонов и полутонов будет такое же, как в вышеприведенных примерах.

  • 1

Ответ на предыдущие комментарии: все это нужно, когда занимаешься настоящим Искусством. Теория бесполезна без практики, а практика - трудна и непонятна без теории, которая обьясняет закономерности и упрощает работу, делая видение картины яснее, четче и системнее.

Сейчас столкнулся с этим второй раз, делая 100% гармонические миксы Trance (которые делают единицы на планете), только на этот раз - с минорным аккордом с пониженной седьмой ступенью.

Alex Wright - Temptation
Это минорный трек в тональности Ля минор (Am) с пониженной седьмой ступенью (Дорийский лад), по сути это ноты обычного Соль мажор (G). А если бы это был Ля МАЖОР (с пониженной седьмой ступенью, то тогда по сути это были бы ноты обычного Ре мажор (D).

Damian Wasse - Crossroads
Ля мажор с пониженной седьмой ступенью (Миксолидийский лад), по сути это ноты обычного Ре мажор, но главной нотой, тоникой, первой ступенью здесь выступает нота Ля, поэтому это не обычный ля мажор и не обычный ре мажор, а Ля мажор с пониженной седьмой ступенью.

Andre Visior & Kay Stone - Something For Your Mind (Giuseppe Ottaviani Remix Edit)
Это Ми минор (Em) с пониженной седьмой ступенью (Дорийский лад), в нем используются ноты Ре мажор.

Lunar 3 - Zonda
Обычный Ми мажор, в нем используются ноты Ми мажор.

Filo & Peri feat. Eric Lumiere - Anthem (Nic Chagall Remix Edit)
Начало трека в Ми мажор с пониженной седьмой ступенью (Миксолидийский лад)

Понимая все это, теперь легко и просто "гулять" между минорными и мажорными тональностями без угрозы для слуха, делая приятные и, главное, незаметные гармонические переходы (хотя моя философия - делать микс строго в 1 тональности, но бывают миксы, где перебираются все 12 обычных мажорных или минорных тональностей по гармоническому кругу)

Спасибо за пост, а то читал другие обьяснения, не понял, хотя с основами нот немного знаком

Диатонические лады и их применение в русской музыке. Мажорные и минорные гаммы

Лад – одно из первостепенных понятий в русской музыке, которое имеет сразу несколько значений. Рассмотрим подробнее.

Чаще всего под словом имеют в виду мажорный или минорный лад. Кроме того, так называют звукоряды. Это тоже музыкальное понятие. Так именуют череду последовательных звуков, которые расположены по высоте и следуют друг за другом вверх или вниз. Каждая клавиша в отдельности именуется ступенью.

Лады в сольфеджио.

Диатонические лады

Диатоника – система интервалов, которая состоит из семи ступеней. Все звуки в ней могут следовать по чистым квинтам. Она в состоянии составлять различные лады в зависимости от нахождения устоев в звукоряде. Это специфическое понятие. Устой – это субъективное название, устойчивая ступень, к которой тяготеет неустойчивая.

Диатонические лады раньше называли церковными или народными. Они состоят из семи ступеней. По своему строению очень похожи на натуральный мажор или минор. Поэтому их также принято называть натуральными.

Но стоит учитывать следующее. Диатонический лад самостоятелен и не зависит от натурального мажора или минора. Разница между ними заключается в том, что тоникой становится другая, не 1-я ступень.

Применяются диатонические лады в сольфеджио (дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха). Это улучшает интонирование и помогает прочувствовать и запомнить особенности каждого звукоряда.

виды диатонических ладов

Существуют такие лады:

  1. Ионийский. Натуральный мажор. Назван в честь племени ионийцев в Древней Греции. Относится к группе мажорного наклонения, также как лидийский и миксолидийский.
  2. Фригийский. Минор с пониженной 2-й ступенью. Происходит из исторического региона Фригия.
  3. Эолийский. Натуральный минор. Эолийцы – главное древнегреческое племя. Ранее этот звукоряд именовался гиподорийский.
  4. Лидийский. Мажор с повышенным 4-м звуком. Был наречен так в честь территории под названием Лидия, которая находилась рядом с Древней Грецией. Музыковеды называют его самым светлым из диатонических звукорядов.
  5. Дорийский лад. Минор с повышенной 4-й ступенью. Широко применялся в средневековье и античности. Название происходит от древнегреческого племени. Дорийский лад имеет минорное наклонение, как и эолийский и фригийский.
  6. Миксолидийский. Мажор с пониженным 7-м звуком. Название произошло от лидийского лада с приставкой, которая переводится «смешение». В древнегреческой системе он именовался гиполидийский (а еще гипофригийский).
  7. Локрийский. Натуральный минор, в котором понижены 2-я и 5-я ступени.

Диатонические лады в музыке

Семиступенчатые звукоряды обладают разнообразной окраской звучания и чрезвычайно популярны в народной музыке. Композиторы в своем творчестве применяют их для создания народного колорита и достижения конкретного стиля выразительности, который отличает диатонические лады от минора и мажора. Например, в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, а также в операх М. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».

Русские композиторы.

«Песня цыганки» П. Чайковского ярко иллюстрирует гармонические окраски фригийского минора.

Диатонические лады минорного наклонения помогли создать множество прекрасных образцов русской музыки. Обработки народных песен, хоровые многоголосия, напевы присутствуют в шедеврах мировой классики, произведениях величайших русских композиторов: М. Глинки, А. Бородина, А. Даргомыжского, С. Танеева и множества других. Разумеется, успех произведений не напрямую зависит от использования диатонических ладов. Лишь искусное умение композитора применить основы ладового интонирования и органично «вплести» их в музыку делает ее уникальной.

Диатоника в русских музыкальных произведениях сложна и многогранна, основана на бесконечной перемене ладов и глубинной связи с прошлым.

Гаммы

Это череда последовательных звуков, которые идут вверх или вниз в пределах одной или двух октав.

Октава – промежуток между двумя клавишами с одинаковым названием (например, от "ре" – до "ре"), который охватывает 8 звуков.

Мажорные и минорные гаммы.

Все гаммы делятся на две группы: мажорные и минорные.

Мажор

Рассмотрим это понятие подробнее. Мажорные гаммы строятся по следующему принципу:

  • два тона;
  • полутон;
  • три тона;
  • полутон.

Гармонический - мажорный звукоряд, в котором понижается 6-я ступень. Для удобства стоит пояснить в виде интервалов:

  • тон;
  • тон;
  • полутон;
  • тон;
  • полутон;
  • полтора тона;
  • полутон.

Мелодический - в нем 6-я и 7-я ступень понижены. Когда гамма идет вверх, данные звуки понижаются, а в обратном направлении происходит отмена, и гамма звучит в своем натуральном виде.

Самой легкой для игры на фортепиано по праву считается гамма до мажор (C dur), так как она не содержит знаков при ключе и состоит только из белых клавиш (в натуральном виде).

Минор

Состоит из последовательной очередности:

  • тон;
  • полутон;
  • два тон;
  • полутон;
  • два тона.

Гармонический - повышается 7-я ступень.

Мелодический - повышаются 6-я и 7-я ступени. В нем первые 4 ноты звучат в миноре, а следующие 4 – в мажоре.

К элементарной минорной гамме для игры на фортепиано относится ля минор (A moll).

Стоит учитывать следующее. Существуют хроматические гаммы, которые состоят только из полутонов.

Не забываем и следующее. Минорные и мажорные гаммы, в свою очередь, бывают двух видов:

  1. Диезные. Это те тональности, которые при ключе имеют диез – символ, который требует повышения звука на полутон.
  2. Бемольные. Гаммы, которые имеют ключевой знак бемоль – символ, подразумевающий понижение звука на полутон.

Лады в русской музыке.

Рассмотрим, зачем это нужно. Мажорные и минорные гаммы применяются для развития техники пианиста, улучшения координации рук и беглости пальцев. Используются в качестве упражнений, разминки перед игрой. При постоянной практике они повышают выносливость мышц.

С такой же целью играют расходящиеся гаммы: после восхождения руки расходятся, а затем вновь соединяются и вместе следуют вниз. Это усложняет упражнение и продлевает его.

О ладах (часть 1)

В средние века и Ренессанс эти 7 ладов были почти равноправны, а последние 400 лет в массовой музыке рулят мажор и минор, а остальные 5 диатоник встречаются заметно реже.

Материал ориентирован на тех, кто хорошо знаком с мажором и минором и, возможно, слыхал слова типа «лидийский лад», но пока толком не разбирался, что это такое.

Грубо говоря, мажор — это гамма, которая получается, если сыграть на пианино в порядке возрастания ноты от До до следующего До (C D E F G A B C), по белым клавишам. Интервалы в ней такие: ТТПТТТП (т=«тон», п=«полутон»). Откуда взялась именно такая последовательность — отдельная долгая история (Пифагор, натуральные числа, квинтовый круг, и т. д.). Начнём ТТПТТТП с другой ноты — получим другой мажор, разумеется. Вот песня в мажоре, для примера.

Вот как это всё выглядит в нотах и на гитарном грифе:

Натуральный минор (про остальные миноры в другой раз) получается, если сыграть белые клавиши от Ля до Ля (A B C D E F G A). Интервалы получаются ТПТТПТТ. Вот песня в натуральном миноре.

Мажор так же известен как «ионийский лад», а минор — как «эолийский» (вообще, все семь ладов имеют названия древнегреческого происхождения, хотя получили они их в эпоху Ренессанса).

Остальные пять диатоник получаются точно так же, но от других нот. Сначала расскажу о двух «мажорных», а потом о трёх «минорных».

Где обычно встречается:
У инструментальных гитаристов — и у Вая и у Сатриани можно найти много песен в нём.
В киномузыке — опять же из-за оттенка загадочности и сказочности.
Кроме того лидийский лад полностью совпадает с одним из индийских народных ладов. В общем-то, если поимпровизировать в лидийском ладу поверх соответствующего мажорного аккорда, можно заметить, что звучит очень «по индийски».

Jon Gomm — Passionflower — в интро типичные лидийские запилы. Дальше смещение в параллельный натуральный минор.

Steve Vai — The Riddle. Басист играет Ми ВСЮ песню, а Стив играет в основном в Ми лидийском ладу. Самая первая нота, которую играет Стив — как раз и есть повышенная четвёртая ступень.

Devin Townsend дико любит лидийский лад, например вот.

Миксолидийский лад

Получается, если сыграть белые клавиши от Соль до Соль — G A B C D E F G. Опять транспонируем в до и получаем: C D E F G A Bb C. Значит, миксолидийский лад отличается от обычного мажора только пониженной «минорной» седьмой ступенью.

Кстати, в обучении музтеории на английском языке есть большой плюс. В русском «большой» и «мажорный» — это два разных слова, а в английском одно — «major». То же самое с малым/минорным. Плюс интервалы называются не по латыни, как у нас («терция, кварта»), а по английски же — third, fourth («третья, четвёртая»). Соответственно, у нас расстояние от первой ступени до третьей в миноре — это «малая терция». А в английском это, если дословно, «минорная третья» (minor third). Из-за этого темы, связанные с интервалами, ладами и аккордами, легче укладываются в голове, если читаешь англоязычные материалы. Например, «минорный септаккорд легко узнать по minor third и minor seventh».

Поэтому чуть выше я назвал седьмую ступень в миксолидийском ладу «минорной» — она отстоит от тоники на малую септиму (minor seventh!) вместо большой (major seventh), как обычно в мажоре. То есть, миксолидийский лад можно воспринимать в том числе и как мажор, у которого седьмая (опять же seventh!) ступень взята из одноименного минора.

Где обычно встречается:
Всяческая «американщина»: рок, кантри, блюз. Берём гитару и играем аккорды A, G, D, A — Вот оно! Вообще, если в песне встречается тонический мажорный аккорд плюс мажор на тон ниже — это верный признак миксолидийского звучания.

The Beatles — Tomorrow Never Knows. Здесь всего два аккорда — C и Bb/C и чисто миксолидийская мелодия.

The Rembrandts - I'll Be There For You (тема из сериала Друзья). Уже во вступлении мы слышим эту самую пониженную седьмую. Далее песня постоянно перемещается от миксолидийского лада к обычному мажору и обратно.

Где обычно встречается: Британская и кельтская народная музыка, фанк, рок.
Вообще дорийский лад — это очень по фанку (опять берём гитару и перкуссивно играем Am7 и D9). Верный признак дорийского лада — минорный тонический аккорд и мажорная субдоминанта.

Вообще, я очень рекомендую как-нибудь взять и построить трезвучия от всех семи ступеней во всех семи ладах. Тогда вы лучше их поймёте и овладеете ещё одним способом их узнавания. Я проделаю это с дорийским ладом, а дальше вы уж сами.

1. Аккорд 1-й ступени состоит из 1, 3 и 5 ступеней: Ля, До, Ми (ля-минор).
2. Аккорд 2-й ступени состоит их 2, 4 и 6 ступеней (ну и так далее). Си, Ре, Фа-диез (Си-минор). В натуральном миноре было бы Си, Ре, Фа (си уменьшенный).
3. До, Ми, Соль (до мажор).
4. Ре, Фа-диез, Ля (ре мажор). В натуральном миноре был бы Ре минор. По этому аккорду чаще всего и узнаются дорийские мотивы. Слышим минор с мажорной субдоминантой — ага, вот оно!
5. Ми, Соль, Си (ми минор).
6. Фа-диез, Ля, До (фа-диез уменьшенный). В натуральном миноре тут был бы Фа-мажор.
7. Соль, Си, Ре (соль-мажор)

Примеры:
Scarborough Fair, древнеанглийская баллада.

Ocarina of Time. Короткая мелодия в древнеанглийском стиле. Звучит очень по средневековому. Отметим, что здесь, как и в Scarborough Fair, повышенная «дорийская» шестая ступень появляется всего в одном месте.

Pink Floyd — Breathe (куплет). И вообще, эти два аккорда (i-IV) на альбоме The Dark Side of the Moon есть в нескольких песнях (а может, и во всех, не помню).

Chic — le freak. Классический фанковый пример.

Shocking Blue — Venus (куплет). В мелодии нет «дорийской шестой», но она есть в аккордах. Попробуйте сыграть Em Am вместо Em A и ощущите разницу между натуральным минором и дорийским.

Кино «Пачка Сигарет». Внезапно чистейший дорийский лад.

Nickelback — How You Remind Me. В припеве типичная дорийская аккордовая прогрессия с мажорной субдоминантой (i-III-VII-IV), а в мелодии есть та самая повышенная шестая ступень.

Играем от Ми до Ми — E F G A B C D E. Транспонируем в Ля и получаем A Bb C D E F G A. Итак, фригийский лад отличается от натурального минора только пониженной второй ступенью

Где обычно встречается: Металл! Пониженная вторая — это по металлу :)

И наконец, последний лад, тоже «минорный», но есть нюанс.

Играем от Си до Си — B C D E F G A B. Транспонируем в Ля: A Bb C D Eb F G A. Локрийский лад отличается от натурального минора пониженными второй и пятой ступенями.

Где встречается: Используется он ОЧЕНЬ редко, гораздо реже, чем все предыдущие. И на это есть причины. Это единственный из этих 7 ладов, у которого тоническое трезвучие не является ни мажором ни минором (из-за пониженной пятой ступени получается уменьшенное трезвучие). Поэтому он очень неустойчивый. Если всё-таки хотите поиграть в локрийском, попробуйте, например, не пробегать всю гамму снизу вверх, а погуляйте от тоники вверх до 4-й ступени и вниз до 5-й. А фоном включите не тонический аккорд (он будет только сбивать и дико стремиться к разрешению), а просто тонику.
Примеры:
Не нашёл ни одного. Википедия говорит, что басовая партия из «Army of Me» Bjork в локрийском ладу, но я слышу там только натуральный минор (и немного фригийского в вокале куплета).

На гитарных форумах часто можно встретить вещи типа «если играть ноты до-мажорной гаммы под Ре-минор, то я в Дорийском ладу, под Соль-мажор — в миксолидийском, и так далее. ».
Это неправильный ход мыслей.
Во-первых, как и всегда в музыке, всё зависит от контекста. Если я играю ноты до-мажорной гаммы под аккорды C-Am-Dm-G, то это не значит, что «в первом такте я играю в До ионийском ладу, во втором в Ля эолийском» и так далее. Такая формулировка неоправданно усложняет происходящее и в корне неверно отражает то, что творится с гармонией. Получается, что каждый аккорд у нас — это тоника, а с каждой сменой аккорда происходит смена тональности и лада. Это неправда: мы просто играем в до мажоре под прогрессию I-vi-iv-V.
Во-вторых, даже если играть, например, в Соль миксолидийском ладу, неправильно называть это всё «до-мажорная гамма под соль-мажорный аккорд». Да, здесь все те же ноты, что и в до-мажоре, но ведь лад — это не только набор нот. Это ещё и определённый центр притяжения (тоника) и определённые соотношения между ступенями. Поэтому Соль миксолидийский лад полезнее мыслить не как «до-мажор начиная с пятой ступени», а как «соль-мажор с пониженной седьмой ступенью».

Жду уточнений, вопросов и хороших музыкальных примеров, которые я мог упустить.

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре

Обычно лады изучают в следующем стандартном порядке - Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

На гитаре же есть прямой смысл изучать в другом порядке - Лидийский, Ионийский (Мажор), Миксолидийский, Дорийский, Эолийский (Минор), Фригийский и Локрийский.

Вначале учим аппликатуру Лидийского лада с повышенной 4-й ступенью (базовый бокс), где красный - тоника данного лада; черный - ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах, синий - добавленная к предыдущему ладу нота для образования данного лада -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

Понижаем 4-ю ступень Лидийского - и получаем Ионийский лад (или Натуральный Мажор) -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

Понижаем 7-ю ступень Ионийского лада, получая Миксолидийский лад -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

Закончили с ладами мажорного наклонения.

Переходим к минорному.

Понижая 3-ю ступень Миксолидийского, получаем Дорийский лад -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

После понижения 6-й ступени Дорийского, выходит Эолийский лад (или Натуральный Минор) -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

Понижая 2-ю ступень Эолийского, получаем Фригийский лад -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

И, наконец, после понижения 5-й ступени Фригийского лада, получаем Локрийский лад -

Быстрое и лёгкое освоение всех 7-и ладов на гитаре Гитара, Обучение, Музыка, Копипаста, Длиннопост

Упражнения на тренировку ладов (после проработки каждого лада от ноты G):

1. Проиграть три мажорных лада (Лидийский, Ионийский, Миксолидийский) от одной тоники. Повторить упражнение во всех двенадцати тональностях.

2. Проиграть четыре лада, основанных на миноре (Дорийский, Эолийский, Фригийский, Локрийский) от одной тоники. Повторить упражнение во всех двенадцати тональностях.

3. Проиграть все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторить упражнение во всех двенадцати тональностях.

4. Включить минус в мажорной тональности (к примеру, в тональности G) и играть соло, переходя от Лидийского лада к Ионийскому и Миксолидийскому.

5. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд. Проделать то же самое под минус в тональности Аm. На этот раз чередовать Дорийский, Эолийский, Фригийский и Локрийский лады.

6. Повторить упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Попробовать поиграть под минус из двух аккордов (например, G-C или Am-Dm) и проработать все семь ладов на их фоне.

7. Придумать свои упражнения. =)

Дубликаты не найдены


Лига музыкантов

1.4K пост 3.9K подписчиков

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.

прочитал 2 предложения и дальше не осилил! а если человек еще и не знает этих терминов, то какое нах быстрое и легкое?!

играю на гитаре много лет, закончил музшколу по классу фортепьяно, до которого 4 года мучил скрипку (или она меня. споры идут до сих пор)

Нуу. Да, думаю это не для самых нубов (которые совсем не знают терминов) - им ладов не надо, достаточно 3-4 простых аккорда и несколько видов гитарного боя. =)

Задача же поста не теорию с начала разжевать - а очень интересный способ изучения ладов для пикабушников-гитаристов обозначить (впрочем, на клавишах и прочем наверняка он тоже сработает, если переосмыслить). =)

Ноль три пять, ноль три шесть-пять, ноль три пять три ноль.

Да этож диппёрпл.

Во, сразу видно профессионала. А ТС - дилетант-самоучка.

Ну упс, звыняй, командир.

Я как-то почти не завис на Дип Пёрпл и прочих Металликах - даже не подбирал.

Просто быстро на Doom Metal подвис (когда услышал On Thorns I Lay, Orama

Paradise Lost (старый - это важно), Tiamat, Crematory, Therion и прочие страшные слова.

Смоке Он Зе Вотер.

До меня тоже уже дошло. Когда наконец сыграл. =)

Ну, лучше поздно, чем никогда. )))

P.S> Не забываем, что за игру этого вступления (как и "Лестницы в Небо") в нормальных музыкальных магазинах сразу дают канделябром по мордасам. ;)

Хьюстон, у нас проблемы?

Чо знал - рассказал. Если ты не въехал - значит ты ничего не шаришь в гитарах. Эту мантру любой моряк с киндеров знает.

А туда же, миксоблядийский. Тьфу.

Щито поделать, мы люди тёмные - в трюмах шлюзах консерваториях не обучались, токмо малость в музыкалке когда-то давно (и то немного).

Иллюстрация к комментарию

Вот, значить, тебе задачка. Понять, что это было. Для получения 1лвл гитараста.

Разрешите приступить к пониманию?

Попробуй, если такой крутой, как пишешь.

А вообще, вся эта дичайшая заумь способна только отпугнуть человека, возжелавшего стать музыкантом. Как на той картинке с девочкой: "Ионийский", "Дорийский". Ну нахер, буду говнарем.
Музыкой надо заниматься только если не можешь ей не заниматься. Если талант есть - играть будешь. А там и теория подтянется до нужного уровня.

Ну. Кагбе наверно да. Мне вот это надо - подумал, что и людям пригодится.

Понятно, что не только лишь всем - многие и говнарями решат остаться (и в этом вобщем-то нет ничего особо плохого - "каждому своё"). =)

Научился играть на гитаре с дворовыми друзьями в подъезде. Учились играть на одной "полуживой" гитаре. Через месяц я уже играл и пел. Знал, что такое "средняя", " нижняя", "верхняя", "звездочка на первом ладу" и "сопля" (или звездочка на 3-ем ладу). По этим аккордам можно было сыграть кучу песен, кстати песенник был у каждого (переписывали ночами). Самая лучшая методика учения игры на гитаре ))

А потом узнал про систему CAGED и понял, что жизнь прожита зря? =)))

Тоже аккорды записывал. Где-то даже тетрадочка до сих пор пылится.

Кичились наверняка друг перед другом, "кто больше знает и заковыристей" (у нас такое бывало). =)

А на самом деле достаточно было теоретическую Базу изучить построения аккордов и, собственно, саму математику грифа - и выводить любой аккорд "на лету" вместо зазубривания (но откуда ж они - и в то нелёгкое время у нас? Это щаз Интернеты, учись - не хочу, было б желание).

Но это следующий "Левел-Ап", с вдумчивым мучением музтеории - до него доживают не только лишь все. =)

Самое печальное, что я тогда играл на убогой "Трембите" с аццким расстоянием на 12-м ладу, которая напрочь отвратила от нормального изучения гитары.

Мдя. Продолжая тему - вернулся к гитаре только вот, в хорошем возрасте, купив нормальную электрогитару, ламповый преамп и распробовав это всё.

Ща на нормальную акустику коплю (ну, скорее, середнячок из электроакустики - обязательно с вырезом, типа Takamine какой-нибудь баксов за 200-250). =)

Вот у кого осталась большая тяга к гитаре, а я вот после студенчества, общаги и армии на гитаре стал играть реже - сейчас играю и пою только по праздникам и то когда попросят или душа захочет.

Ответ на пост «Мама, купи мне гитару!»

Мне же, на недавний день рождени подарили цифровое фортепиано и я учусь играть на нем (мечтал когда-то) и, наконец-то, учу ноты.
Не закрывайте детям дорогу в ту область, в которой им хочется развиваться. Даже если и забросит, он попробовал.
Ну а для меня это вообще стало работой.

Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.

Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие. Гитара, Испанская гитара, Уроки гитары, Музыка, Акустическая гитара, Игра на гитаре, Обучение, Музыканты, Музыкальные инструменты

Гитара очень популярна в наше время. Из всех музыкальных инструментов на любительском уровне люди стремятся научиться играть именно на ней. Она удобна для перемещений, достаточно легкая, звук гитары тихий, (по сравнению с аккордеоном, к примеру) подходит для музицирования в коммунальных домах, при этом тембр инструмента очень приятный. Используется гитара как для аккомпанемента голосу, так и как солирующий инструмент. Когда слушаешь исполнение песни или пьесы в кругу друзей, возникает иллюзия, что играть на гитаре - это просто и удобно. И многие хотят так же, приобретают гитару, записываются на уроки или пытаются разобраться самостоятельно.

При таком поверхностном подходе, скорее всего, интерес к игре на гитаре постепенно угаснет. Гитара - это достаточно сложный музыкальный инструмент. Бытует мнение, что в чем-то он даже сложнее скрипки, так как на скрипке играют смычком, а на гитаре необходимо развивать моторику правой руки, на скрипке удобнее тянуть звук, а на гитаре после щипка он достаточно быстро затухает.

Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.

Следующая проблема, с которой лично я сталкиваюсь в процессе преподавательской деятельности, - это плохое представление учениками (в том числе и взрослыми), что именно они хотят, и что для этого нужно уметь. Есть, конечно, те, кто осознает необходимость комплексного подхода: приобретение не только навыков игры, но и изучение теории, нот, сольфеджио. Здесь, естественно, будет прогресс.

Но есть люди, которые тупо хотят сыграть какую-нибудь песню. И, дай бог, чтобы они смогли проинтонировать саму мелодию голосом корректно! А бывает, что не могут, и это нормально, потому что нужно развивать слух, ставить голос, этому тоже учат, но это все занимает время! Аккомпанемент к песне выучить можно, толком не понимая, что ты играешь, но важно знать, что аккомпанемент играется в своем ритме, а у мелодии - абсолютно другой, и мелодическая интонация отличается от аккордов. Нужно суметь запеть в той же тональности, в которой играешь, и это сложно для координации! Особенно, если никогда этим не занимался. Да, есть люди, у которых от природы абсолютный слух, хорошее чувство ритма и с координацией все в порядке. Таким покажешь - и они повторят. И все довольны. Но что делать другим? Все возможно, если адекватно оцениваешь свои способности и четко представляешь, с какими сложностями, возможно, придется столкнуться. Но это точно не сверхпросто, быстро и за 3 урока)

Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.

И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.

В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!

Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.

Читайте также: