Лидийский лад какая ступень меняется

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?

Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.

Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.

Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.

Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.

  • Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
  • Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.

Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.

В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.

Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.

По материалам публикации (англ).

Из комментариев

Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.

  • Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.

У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.

Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.

Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.

Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».

Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.

Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.

Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).

Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.

Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.

Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.

Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.

Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

лидийский лад на гитаре

Лидийский лад – натуральный звукоряд, отличающийся от стандартной гаммы поднятой четвертой ступенью. Он имеет мажорное наклонение и в целом выстраивается именно от этой гаммы. Любой музыкант должен выучить лидийский лад для расширения своего диапазона музыкальных фраз и возможностей для аранжировки композиций. В данной статье мы подробно расскажем про него, его специфику, построение и использование в музыке.

Отличия от обычного мажора

Во-первых, лидийский лад отличается наличием повышенной четвертой ступени, в отличие от обычного мажорного звукоряда. Кроме этого, именно данная гамма считается самой радостной, «сверхмажорной». В то же время, для слушателя она может ощущаться незавершенной из-за особенностей тяготения четвертой ступени. Кроме этого, лидийский лад считается параллельным дорийскому.

лидийский лад

Как построить лидийский лад

Как уже было сказано выше, за основу лидийского лада берется натуральная мажорная гамма. Разберем построение на примере гаммы Фа-мажор :

F – G – A – Bb – C – D – E

F – G – A – B – C – D – E

Аппликатуры лада

Лидийский лад на гитаре выстраивается по той же самой схеме, что и любая мажорная гамма, но с повышенной четвертой ступенью.

Аппликатуры лидийского лада на гитаре

Мы дадим вам пример ее построения от первого лада – в тональности Фа-мажор. Для того чтобы найти лидийскую гамму в любой другой тональности, просто сыграйте тот же самый бокс от нужной вам тоники. Лидийский фа-мажор выглядит так:

Зная принцип построения этой гаммы, вы сможете легко найти на гитаре любой лидийский мажор.


Аккорды от лидийского лада

Аккорды от лидийского лада

Это более классический вариант, в котором мы убираем стандартную субдоминанту и подменяем ее четвертой повышенной. Разберем на примере аккорда Фа-мажор. Его стандартная форма выглядит вот так:

Трезвучие же Flyd будет иметь вот такой вид:

Однако, это не единственный вариант лидийского трезвучия. Некоторые источники предлагают следующую схему:

То есть, вместо субдоминанты мы меняем доминанту на лидийскую ноту. Таким образом, Flyd будет выглядеть вот так:

Музыка лидийского лада


Сам по себе лидийский лад обладает очень возвышенным, радостным звучанием. Его очень любят различные фьюжн и прогрессив-музыканты. Известный гитарист Стив Вай очень часто играет lyd-аккорды. Кроме этого, лидийский лад можно услышать в следующих композициях:

Примеры использования в музыке


Если говорить об использовании аккордов лидийского лада в музыке, то лучше всего они звучат на четвертой ступени, поскольку именно к ней относится характерная «лидийская нота». То есть, в обозначенном примере, самым правильным и удачным будет следующий паттерн:

По аналогии с этим примером можно подобрать и другие паттерны. В данном случае очень важно, чтобы лидийским аккордом был тот, который находится на четвертой ступени гаммы.

Однако еще один способ – это ставить lyd-аккорд не там, где он должен быть. Например:

Это значительно обострит звучание той самой лидийской ноты, и сделает звучание паттерна более насыщенным и характерным.

Кроме этого, лидийский лад можно по-разному комбинировать с другими ладами, например, пентатоникой на гитаре . В данном случае помогут только ваши собственные уши и эксперименты с инструментом.

Музыковедение

«. Лады древнегреческой музыки некоторым образом (!) совпадают с нашей белой клавиатурой. Проще всего запоминать "приблизительное" расположение по белым клавишам:

  • от До - ионийский,
  • от Ре - дорийский (можете его послушать),
  • от Ми - фригийский,
  • от Фа - лидийский,
  • от Соль - миксолидийский,
  • от Ля - эолийский,
  • от Си - гипофригийский или локрийский.

Все "гиполады" - начинающиеся с пятой ступени одноименных. На самом деле всё немножко сложнее.»
(Николай Олегович Иванов)

Дорийский лад [ре минор?]

Дорийский лад диатоничен; простейшим его примером может служить последование белых клавиш на фортепиано от ре до ре. Звукоряд дорийского лада совпадает с натуральным минором, в котором повышена VI ступень. Дорийский лад, наряду с фригийским и эолийским, относится к группе натуральных ладов минорного наклонения.

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор - одна из популярнейших гамм, которая повсеместо используется в самых разных стилях. Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен,что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение. Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако, поскольку недопустимо трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его "математическое" строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т.

    в Музыкальной студии
Лидийский лад [фа мажор?]
Формула лада: Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ. Лидийский является параллельным для дорийского лада

Лидийский лад - является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым - его формула б2+б2+б2. Второй тетраход аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2. Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень.

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию, поскольку находится в сфере двух мажоров - тонического и доминантового.

Звучание лидийского лада очень светлое, но в то же время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную.

В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад. Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.

    в Музыкальной студии
Фригийский лад [ми минор?]

Фригийский лад (фригийский минор) относится к группе ладов минорного наклонения, поскольку между 1 и 3 ступенью находиться малая терция. В сравнении с натуральным миноронм во фригийском понижена 2 ступень. Само название лада происходит от названия минорного тетрахорда начинающегося с малой секунды.

    в Музыкальной студии

Средневековые лады и церковные тоны

(Пока не заполнено)

Литература и периодика по музыковедению

Рецензируемые журналы по музыковедению

Журналы по музыковедению, которые считаются авторитетными при публикации научных статей и ссылок на них в диссертациях.

  • Музыкальная академия * (70840)
  • Музыкальная жизнь * (70551)
  • Музыковедение * (84126)

Также смотрите рецензируемые журналы по искусствоведению и культурологии.

Лидийский лад, Как построить, как использовать, Гармонизация, Аккорды, примеры использования

Приятного вам просмотра

Дубликаты не найдены

Playback on other websites has been disabled by the video owner.

Вы можете посмотреть на youtube

спасибо теперь буду знать!

нет, не можем. то, что можно посмотреть только на ютюбе - рекламируется только на ютюбе.

@moderator, посты с видео, которые сам автор запретил проигрывать на других сайтах - сносятся?

Мамуля жжёт.

Маме моей 71 год. Периодически натыкалась в её маленьком городке на стаи бездомных собак. Ну и что бы защищаться могла от свор этих бездомных собак купил ей струйный газовый баллончик "Шпага".
Сегодня звонИт:
- На рынок пошла вчера.
Цыганка меня под руку поймала :
- Погадаю тебе, бла-бла-бла.
Я ей говорю:
- Женщина, отойдите от меня!

Тут их толпа налетела: и бабы из Будулая в юбках и мелкие, меня крутят, орут что-то и сумку всё пытаются вырвать с кошельком. Ну, я думаю, как есть - собаки! Баллончик этот вытащила из сумки, глаза зажмурила, вздохнулась, ну и их перекрестила струёй из баллона этого два раза!

Ой, ты знаешь, а помогло ведь! Разбежались, ироды! Орали только громко и пахло неприятно потом! Наверное от собак тоже поможет!

Обожаю мою мамулю.

Мудро однако

В Японии тяжело быть женой главы местной администрации.
Всему виной их геологические особенности.

В Японии часто случаются стихийные бедствия. И жители остаются без своих домов. Приходится жить в уцелевших школьных спортзалах, сборно-щитовых домах и т. д.
Бывает, что и в палаточных городках.

По заведенной традиции, в таких случаях глава местной администрации должен с женой временно переселиться в зону бедствия. И должен выбрать самое худшее место (если стоит выбор между мотелем и палаткой, он должен перебраться в палатку). Туда же должен перебраться необходимый минимум чиновников.

И сидит бедолага японаХоким с женой в палатке. В спальном мешке спят. Жена газовый баллон притащит, лапшу варит. Хоким , сидя верхом на перевернутом ведре, совещания с МЧС проводит. А кругом красота: свежий воздух, океан.

И долго ему на ведре сидеть? До тех пор, пока не будет решен вопрос с последним пострадавшим. Сэнсэй покидает палаточный городок последним.

В Японии вопросы пострадавших решаются очень быстро. И дело не в какой-то японской эффективности. Просто в древности кто-то мудро решил: на место бедствия посылать чиновника обязательно вместе с женой.

Потому что сам чиновник, один, может долго в палатке жить: сакэ притащит, начнет шашлыки жарить, подруг подтянет, рыбалку устроит. Устроит себе отпуск на природе. Оттопырится на славу. Это уж как принято (думается, многие бы не отказались неделю-другую пожить в палатке у океана).

А вот жена не даст такого счастья. Она своего мужа с потрохами съест: надоело в палатке торчать, дети ждут, быстрей заканчивай дела, домой надо. И чиновник, вздыхая, быстро решает вопросы.

Очень мудрый человек жил в древности. Он знал, что посылать одного чиновника - бесполезно. Только с женой. Хорошо знал жизнь и людей.

Питер, Питер.

Питер, Питер. Человек-Паук, Мемы, Картинки, Юмор

Питер, Питер. Человек-Паук, Мемы, Картинки, Юмор

Питер, Питер. Человек-Паук, Мемы, Картинки, Юмор

Представители негроидной расы после того как исчезнут белые угнетатели)

Представители негроидной расы после того как исчезнут белые угнетатели)


Общественные бассейны vs яжмамки

Общественные бассейны vs яжмамки

Доберман схватил годовалого ребенка зубами и спас его от смерти

В австралийском городе Атертон, штат Квинсленд, доберман схватил зубами годовалого ребенка и спас его от ядовитой змеи. Об этом сообщает портал Bored Daddy.

Кэтрин Свилличич взяла собаку по кличке Хан из приюта. Она знала, что с ней жестоко обращались прошлые хозяева — когда добермана забрали, у него были переломаны ребра. Австралийка решила, что Хан станет хорошим другом для ее годовалой дочери по имени Шарлотта. Собака и ребенок действительно сразу поладили.

В начале августа Хан начал вести себя странно. Кэтрин почувствовала, что он чем-то обеспокоен, но не могла понять, в чем дело.

Затем она увидела, как пес подбросил девочку, схватил ее за памперс и перебросил через себя.

Женщина испугалась за дочь и поспешила забрать ее у собаки. Тогда она посмотрела вниз и увидела мулгу — смертельно ядовитую змею, которая проползла по тому же месту, где за несколько секунд до этого сидела Шарлотта.

Девочка могла бы погибнуть от укуса змеи, если бы не быстрая реакция Хана. Однако рептилия укусила собаку. Семья срочно отвезла питомца к ветеринару, где ему вкололи противоядие. Пес выжил. После этого случая в семье его считают героем.

"Кунг-Фу" не оценили.

"Кунг-Фу" не оценили.

Ожирение vs бодипозитив

Ожирение vs бодипозитив


Ресничка

Ресничка


Другое дело

Другое дело

Когда первый стоишь на светофоре, но его не видно из салона

Когда первый стоишь на светофоре, но его не видно из салона


К нам хочет вселиться посторонний, отсидевший за убийство, человек

Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?

Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.

старинные музыкальные лады

Кое-что из истории старинных ладов

Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.

Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.

Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.

Что же это за старинные лады такие?

Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:

  • лады мажорного наклонения;
  • лады минорного наклонения.

Лады мажорного наклонения

Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.

Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:

ионийский лад

Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:

лидийский лад

Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:

миксолидийский лад

Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:

старинные церковные лады

Лады минорного наклонения

Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.

Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:

эолийский лад

Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:

дорийский лад

Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:

фригийский лад

Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:

локрийский лад

И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:

старинные церковные лады

Важное правило оформления!

Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).

То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.

Интересная особенность №1

Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:

старинные церковные лады

Любопытно? Возьмите на заметку!

Интересная особенность №2

Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:

натуральные лады

Ухватили? Ещё одна заметка!

Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!

Лидийский лад


Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский является параллельным для дорийского лада

Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу


Характерные интервалы лидийского лада это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV. Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени, отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада

В основных аккордах лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада maj7♯11 или ♯11


Также О. Мессиан упоминал о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет. Поэтому в музыке эпохи барокко иногда встречалось дублирование в ундециму. Такие аккорды, как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке, как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация

В плане импровизации лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации. Он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел ).

Это довольно громоздкая система, которая однако возможно будет интересная для изучения темы ладов и аккордов с необычной стороны.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор. В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания секвенции, которые повторяются много раз. Такой подход использован, например, в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания. Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также, при определённых условиях (инструментовка, гармония), он может создавать этническое звучание.

Лады народной музыки. Как их использовать.


Лидийский лад - это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций.

Ионийский лад


Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.

В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором.

Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии.

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад - это переход из мажора в минор и обратно.

Миксолидийский лад


В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал "Друзья" в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад.

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад


Дорийский лад - это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило. Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма "Аватар". Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу. За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.

Эолийский лад


Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать больше композиции в минорном звучании. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием. Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад


У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными. Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется.

Локрийский лад


В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности.

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации.





Евгений (Wednesday, 29 November 2017 19:06)

Спасибо за труды, очень информативно!

Роман (Monday, 18 December 2017 10:28)

Большое спасибо, хорошая шпаргалка!

Корюн (Saturday, 13 January 2018 15:12)

Спасибо большо за проделанную работу!) Вы несете большую пользу в мир!)

Ильдар (Wednesday, 17 January 2018 12:16)

Очень полезно, продолжайте, выкладывайте. Полезная и понятная подача.

Ыгр (Saturday, 17 February 2018 11:24)

Иван (Friday, 20 April 2018 18:41)

Спасибо (Friday, 18 May 2018 22:29)

хтонический крэм (Saturday, 19 May 2018 09:34)

Саша (Friday, 15 June 2018 18:46)

Андрей (Thursday, 28 June 2018 18:30)

Сергей (Wednesday, 08 August 2018 15:50)

Максим (Thursday, 23 August 2018 11:18)

Спасибо большое.мне очень помогают ваши уроки

Человек который все пересмотрел (Tuesday, 04 September 2018 07:58)

Это же не все лады.
Но все равно помогли)

Алекс (Thursday, 24 January 2019 14:52)

Молодец, интуитивно понятно объясняешь, + очень правильно визуализацию делаешь, ну и подача в целом хорошо сделана. Умница.

Анастасия (Thursday, 04 April 2019 09:26)

Большое спасибо, очень помогли.

Дмитрий (Friday, 14 June 2019 18:11)

Обожаю чередование минорной пентатоники и дорийкого ладов)))

Николай г. Днепр (Friday, 02 August 2019 11:28)

У Вас талант учителя . После просмотра и шпаргалки уже не нужны. Так всё интересно и просто. Огромное спасибо.

Augusta (Thursday, 08 August 2019 07:55)

Спасибо за ваш труд!
Продолжайте в том же духе :)

Алекс (Saturday, 17 August 2019)

Ионийский лад это просто мажорная гамма. А он не ионическим называется?

Антон (Monday, 02 September 2019 15:47)

Статья ни о чем. Всем все понятно, да? Ну а как применять будете? И какая тоника лидийского С мажора, С?
Информация о ладах народной музыки есть в любом учебнике по сольфеджио. Всем интересно знпть как использовать. А на этот счет у многих каша в голове, в том числе у автора статьи, раз боится суть вопроса раскрыть.

Oleg Kuizer (Sunday, 22 September 2019 11:56)

ты молодец, спасибо за всё

Олег (Wednesday, 04 December 2019 00:10)

Антон, каша у тебя в голове потому, что ты после написанного автором и прочитанного тобой способен задать такой вопрос: "И какая тоника лидийского С мажора, С?" Тебе же объяснили, что если хочешь из ионийского (не ионического, кстати), или условно из натурального мажора например, с тоникой С , сделать лидийский лад с тоникой С, нужно в натуральном мажоре повысить на полтона 4 ступень. Или ты не выучил ещё, что такое ступени в музыке? Так иди учи, двоечник, а не плачь, обидели тебя. 4 ступень от С будет Фа, повысь на полтона будет Фа диез. Вот и играй Фа диез вместо Фа и будет тебе счастье в виде лидийского мажора. Этот принцип верен для любой тоники. Возьмём тонику Ре ионийский (условно, натуральный мажор, хотя это не совсем одно и тоже, если гармонизировать натуральный мажор и ионийский лад, то в аккорде ионийского лада должна присутствовать большая септима (1,3б,5,7б), которая в аккорде натурального мажора отсутствует, так как это будет трезвучие (1,3б,5). Так вот, повышаем на полтона 4-ю ступень от Ре (это нота Соль) и получим Соль диез. Получаем в итоге лидийский лад с тоникой Ре. И так далее по тональностям. Автор тебе эту теорию не стал объяснять, так как речь шла о применении ладов , т.е. как они звучат и соответственно как их применять в связи с этим. А для этого ты уже теорию построения ладов должен знать. Иди учи уроки.

Александр (Thursday, 05 December 2019 11:43)

А вот обычный До-мажор с двумя полутонами между "ми -фа" и "си-до" это какой лад?

Александр (Thursday, 05 December 2019 12:34)

Понял. Мажорный лад - это ионийский лад. Не прочел объяснение к каждому ладу в примерах

Ирина (Monday, 09 December 2019 10:43)

Скажите, пожалуйста, можно ли смешивать между собой лады? Или это не желательно?

Risha Manis (Monday, 09 December 2019 11:31)

Ирина, добавила новое видео в текст, как раз про смешивание ладов.

Александр (Wednesday, 18 December 2019 19:01)

класс!
дважды посмотрел и записал

Родион (Friday, 24 April 2020 23:20)

Спасибо за видео, это лучшее, что я нашел по ладам! Мне очень хотелось услышать как они используются в известной музыке.

Иван (Monday, 04 May 2020 16:26)

Все лады это мажорная гамма или лад от одной из ступеней этого лада. Соответственно между ступенями меняется интервал, тон или полутон. Пример: лад С(до мажор) сыгранный от D(ре)будет нат. минором с повышенной 6ой ступенью, но по сути это до мажор. Вся проблема в том как мыслить на огромных джазовых скоростях в импровизации при постоянных модуляциях, отклонениях, и заменах. И тут два пути, либо обыгрывать каждый аккорд, все равно находясь в ладу, либо уметь мгновенно анализировать гармонию на уровне подсознания.

Алексей (Thursday, 02 July 2020 15:26)

Здравствуйте, с мелодической последовательностью все понятно, а как реализовать краску того или иного лада в гармонической последовательности? Просто к любому трезвучию в тональности добавить доп. ступень?

Елена (Friday, 25 September 2020 02:07)

Исправьте, пожалуйста, композитора. Оперу "Руслан и Людмила" написал Глинка, а не Римский-Корсаков.

Георгий (Tuesday, 27 April 2021 09:56)

Играл в школьном оркестре, пятнадцать лет в ресторанах, на свадьбах в ДК двадцать лет клавишником. Пианистом себя назвать не могу квалификация не позволяет. Основная работа медицина, не давала возможность изучать теорию музыки. Сейчас появилось время и с жадностью изучаю ноты гаммы , теорию музыки. Заполняю пробел. Впечатление такое ,что раньше смотрел черно белый телевизор ,а только теперь появляются цветное изображение. Кичиться своей гениальностью в музыке это как минимум дурной тон или плохое воспитание. Изучать теорию музыки надо . Отличие маляра от художника также заметно, как и каменщика от архитектора, дизайнера от портного. Ваши шпаргалки очень доходчиво объясняют различие между ладами в музыке. Хорошо о описаны психические ощущения, которые вызывают разные лады. Продолжайте в том же духе, развивайтесь.

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад - это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B - ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C - дорийский лад;
  3. E F G A B C D - фригийский лад;
  4. F G A B C D E - лидийский лад;
  5. G A B C D E F - миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G - эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A - локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название лада Формула
Ионийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийский б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийский м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийский б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийский б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийский б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийский м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада - мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение - локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Аппликатуры натуральных ладов

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор - лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор - миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор - дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор - фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная "фишка" это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности - парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

Лидийский лад от до, ре, ми, фа, соль, ля и си​

Ответ: Первый, в данной выше последовательности, ионийский лад характеризуется тем, что он мажорный, то есть отстроив интервалы этого лада от конкретной ноты мы получим мажорную гамму одноименной с этой нотой тональности. Ну вот, например возьмем ноту "ре". отстраиваем следующие интервалы тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон - это и будет наш лад, который соответствует гамме ре-мажор:

ионийский лад

Вторым рассмотрим эолийский, его особенность в минорности. Поэтому, применив соответствующую формулу для его построения, мы получим минорную гамму. Формула следующая - тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:

эолийский лад

Отстроив данную последовательность от ноты "си", получится си-минорная гамма или эолийский лад.

Два рассмотренных нами лада (ре-мажор и си-минор) являются параллельными тональностями, все остальные лады похожи на них. Определить, кстати параллельные тональности можно просто запомнив что всегда через малую терцию от минорного аккорда располагается мажорный, причем гаммы каждого из них имеют сходный звуковой состав.

Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью, следовательно строение его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Применим это к ноте "ми" и в полученной гамме найдем трезвучие.

дорийский лад

как мы и говорили получился минорный аккорд ми (не забывайте, что аккорды строятся терциями, то есть ми - от нее терция получится соль, затем от соль терция - будет си, следовательно трезвучие = ми, соль, си).

Следующий на очереди фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью и имеет формулу:полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Его будем отстраивать от ноты фа-диез.

фригийский лад

Построили? теперь, как и в случае с дорийским посмотрим какой аккорд у нас образуется в найденной последовательности. трезвучие его будет фа-диез, ля, до-диез, следовательно аккорд фа-диез минор.

Лидийский является мажорным подобно ионийскому, но отличается от него повышенной четвертой ступенью, следовательно строение у него следующее: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Постройте его от ноты соль.

лидийский лад

Как обычно теперь можно найти трезвучие. первая нота - соль. ля пропускаем, си оставляем. до-диез пропускаем, ре оставляем. трезвучие будет соль, си, ре, что соответствует соль мажору (G).

У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-ой ступени. Применим это для ноты ля. Затем в полученной гамме от ля берём трезвучие. получится ля, до-диез, ми или аккорд A.

миксолидийский лад

Кстати, в данном случае если мы пойдем дальше и построим септаккорд, то есть добавив к нашему трезвучию еще ноту соль, то будет доминантовый септаккорд A7, во всех предыдущих мажорных ладах, сделав так мы бы получили maj (мэйдж).

Ну и, последний лад локрийский, как и предыдущий является особенным по сравнению с другими, если от первой его ноты взять септаккорд. Он минорный и формула его строения полутон-тон-тон-полутон-тон-тон-тон. Чтобы его получить нужно в эолийском ладе понизить 2-ую и 5-ую ступени.

Читайте также: