Маркировка лодочных винтов suzuki

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Подобрать винт к лодочному мотору

Существует множество программ, формул, диаграмм для расчета параметров гребного винта. Но нужно ли, вам, знать все это? Конечно, если вы будете участвовать в гонках, или вам принципиально нужно обогнать (сделать) соседа, или вы браконьер и нужно быстро уходить от погони, то ДА.
Но мы постараемся объяснить простым, понятным языком, как это сделать проще.
Начнем с главного — работа лодочного мотора (подвесного или стационарного) во многом зависит от правильного подбора гребного винта. От этого зависит экономичность (расход топлива), скорость, быстрый выход на глиссирование, перевозка тяжелых грузов и многое другое.

Для каждой лодки или катера есть свой оптимальный винт. Но в случае использования ее или его для рыбалки, для прогулок, для буксировки воднолыжников — вам потребуется несколько винтов.

Совет от «Море лодок» — всегда имейте при себе запасной винт с комплектом крепежа к нему, т. к. на воде может случиться всякое (ни в коем разе мы вам не желаем этого), а имея запас, вы всегда можете оперативно заменить винт.

Теперь все по порядку — производители (оригинальные и неоригинальные), виды (разновидности) и материал винтов, маркировка и самое главное — подбор.

Производители (оригинальные и неоригинальные винты)

Тут формула проста «оригинальный винт = цена», т. е. цены на оригинал дороже.
Производством гребных винтов занимаются все производители моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты.
На российском рынке много производителей винтов, но самые распространенные это Solas и Michigan.

Компания Michigan производит винты уже более 100 лет. И является крупнейшим и одним из самых авторитетных производителей. В основном они занимаются производством точных копий оригинальных винтов всех производителей моторов. Но у них есть и свои собственные разработки, которые, так или иначе, улучшают характеристики мотора.

Компания Solas делает гребные винты, которые можно приспособить для любых моторов. Стремление удешевить производство. Все винты Solas — это их собственная разработка. Мы бы назвали Solas — универсальные гребные винты для лодочных моторов.

Виды (разновидности) и материал винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они (разновидности) различны:

  • шаг (расстояние, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметр (окружность, описываема наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • количество лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материал (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкция ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкция ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.





Маркировка


Обычно наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры. Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 4232-100-18, то расшифровка пишется на упаковке. Не на все моторы винты идут в базовой комплектации. У Suzuki — на все, кроме самых мощных. У Tohatsu — на все. У Yamaha — на все, кроме самых мощных. У Mercury и Honda — до 40–50 сил на все, потом в комплектацию не входят.

11¼×15-G — такую маркировку наносит на свой винт Yamaha. Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число — шаг винта. Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например: 13×19 3RH, или 3×10–3/8×11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R — правое вращение.

Подбор

Мы постараемся объяснить это все по-простому, чтобы вы поняли.

Первый и самый простой способ подбора винта — это сравнение двух-трех-четырех винтов с разными шагами и диаметром. Поочередно устанавливая их на один и тот же двигатель (при этом мотор должен работать примерно на 5000 оборотах в минуту при полностью открытой дроссельной заслонке), определяя, какой винт будет эффективнее при большой загрузке судна, а какой обеспечит высокую скорость. Этот способ отличный, но есть одно НО, где взять столько винтов для пробы. Продавцы винтов не дадут их просто так.


Для второго способа нужно: катер (лодка), лодочный мотор с винтом, и тахометр.
Необходимо определить основные параметры винта для лодочного мотора. Ими являются диаметр самого винта и его шаг. От этих параметров, учитывая мощность двигателя, зависит максимальная скорость лодки. Расстояние в дюймах, преодолеваемое винтом за один оборот, есть шаг винта лодочного мотора, он и будет главным. После того, как вы пройдете обкатку, нужно дать полный газ и посмотреть показания тахометра. Посмотрите в инструкции к лодочному мотору (они там указаны точно), какие максимальные обороты он может развить на «полном газу», при открытой заслонке дросселя.
Обороты для ПЛМ Suzuki — max 6000–6300.
Для Tohatsu, Mercury, Yamaha, Honda — max 5000–5500.
А теперь смотрим, не докручивает или перекручивает ваш мотор.
Дальше методом подбора шага или диаметра подбираем подходящий винт.

Не докручивает — убавляем шаг винта.
Перекручивает — прибавляем шаг винта.
Шаг винта — 200 оборотов.
Диаметр 1 дюйм — 500 оборотов.
Диаметр 0,5 дюймов — 250 оборотов.

Помните: при выборе винта к ПЛМ придерживайтесь определенного правила. Винты с большим шагом используйте для быстроходных легких лодок, а с меньшим шагом — для тихоходных и тяжелых. Изменение шага винта лодочного мотора является единственным способом согласовать винт с двигателем и с лодкой.

Алюминиевые винты идеальны для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.

Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.

Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.

Не допускайте продолжительной работы вашего мотора на оборотах, которые превышают рекомендуемые. Это может привести к поломке лодочного мотора.

Искренне ваш,
коллектив «Море лодок»

Обзор гребных винтов для лодочного мотора Сузуки

Подавляющему множеству читателей ясно, что гребной винт является одной из самых важных частей моторной лодки любого производителя. Из изложенного можно сделать своеобразный вывод, что он должен стоить своих денег и быть наивысшего качества.

Многие специалисты, связавшие жизнь со сферой увлечения рыбалкой и просто вольным отдыхом на морских или же речных просторах, очень кропотливо, месяцами, а иногда и годами, выбирают гребной винт для своей моторной лодки.

Гребной винт для лодочного мотора Сузуки

Происходит это потому, что от формы винтовой конструкции, а именно обтекаемости, поперечного сечения и длины зависит многое, начиная от банального коэффициента полезного действия двигателя, заканчивая скоростью, получаемую через вращение в морской глади.

По велению судьбы под все вышеописанные аспекты подходят гребные винты от множества компаний, так как в наше время к такому кропотливому труду относятся с трепетом и аккуратностью. Объясняется все это элементарно, практически любое изделие или механизм, выпущенный под знаменами любой корпорации, является высочайшей пробы и может служить в годами, если не десятилетиями, но, к сожалению, на практике встречаются и недобросовестные производителя, коих меньшее количество.

Для чего нужно подбирать гребной винт

Достаточно большому количеству людей известно то, что на разнообразных видах подвесочных моторах отсутствует какие-либо зачатки передач скоростей, поэтому весь мотор в целом на постоянной основе держит определенную им мощность.

Этот факт объясняет такое явление, как долгосрочный выбор винта для своего мотора, так как он должен обладать целым рядом точечных характеристик, которые должны подходить сугубо под вашу модель двигателя.

Ведь от выбора зависит множество полноценных аспектов, таких как:

  • минимальное прозябание оборотов мотора, дабы выдавало максимальную мощность без ненужного сопротивления;
  • также от выбора невольно зависит и определение своей цели для этой лодки, а именно либо скорость (небольшое количество лопастей и средний шаг), либо грузоподъёмность и плавность хода (повышенное количество лопастей и длинный шаг).

Основные виды

На всем мировом рынке целый букет разнообразных организаций, выпускающих винты самого разного типажа и качества сборки, но все они делятся на три основополагающих типа, которые используются во всевозможных компаниях с некоторой последовательность.

Выглядят данные три типа таким образом:

  • На первом месте расположились винты, у которых выхлоп находится на середине, где находится ось, проще говоря, весь выброс использованного горючего производится сугубо через ступицу. В целом такого рода аппарат состоит исключительно из пологой ступицы, закрепленными поверх нее полостей. После того как горючая смесь была выработана и переведена в чистую энергию, то оставшийся углеродный газ уходит через выхлопную систему к отверстию в ступице, при достижении происходит освобождение во внешнюю среду, которая служит своеобразным холодильником.
  • Далее идут винтовые конструкции, в которых выхлопная система устроена таким образом, что после отработки некоторой части горючего, углекислый газ выходит наружу с помощью отверстия, находящегося поверх оси винта.
  • Последним наиболее распространенным видом являются винты с выхлопной системой, нацеленной на выход отработанного газа с помощью двух отверстий, находящихся выше и ниже оси. Данный вариант обеспечивает полноценную вентиляцию, что позволяет винтам иметь спокойный и плавный ход. Плюс ко всему, чаще всего при выборе такого типа вы получаете достаточно быстрый старт за счет умеренной вентиляции.

Как производится расчет гребного винта

При покупке, а если быть точней, то при выборе подходящего винта нужно тщательно осмотреть каждый, который подходит вам по характеристикам, но тут встает достаточно важный вопрос, как определить эти самые «подходящие характеристики»?

В таких случаях есть два пути к нахождению заветного числа. Сегодня будут описаны оба варианта и каждый читатель найдет себе свой.

Первый вариант

Одним из первых способов служит банальное применение какой-либо программы выбранной вами, на данный момент существует изрядное множество, но за точность каждой отвечать нельзя.

Для того чтобы алгоритм в специализированной программе произвел расчеты, нужно ввести основополагающие данные непосредственно о двигателе, после сего действа начнется подсчет. Абсолютно ничего сложного все на уровне первого класса.

Второй вариант

Для второго нужно иметь знания математического базиса, дабы произвести относительно элементарное исчисление на основе уже имеющихся данных (такой подход называется эмпирическим).

А именно:

  • общая длина вашего судна;
  • примерные значение килеватости и водоизмещения, настоятельно рекомендуется тщательно проверить символику на моторе, возможно, там будут выбиты усредненные значения;
  • полноценная мощность, которая может быть дана двигателем в спокойном режиме, проще говоря, максимальная скорость судна в штиль;
  • и множество другой информации.

Все изложенное выше может пригодиться при вычислении с особой точностью, но нам, отдаленным людям, от такого рода темы будет тяжело найти все необходимые данные, именно поэтому используется упрощенная система, служащая для того, чтобы измерять основополагающие параметры с более-менее приемлемой точностью.

Какие значения понадобятся:

  • Значение переменной скорости, которую вы бы хотели иметь. Естественно, стоит отталкиваться от повседневных реалий и вашей возможности.
  • Максимальное количество оборотов, производимое двигателем за определенную единицу времени.
  • Отношение редуктора под средством передачи, чаще всего размещается внутри полости двигателя в специально отведенной табличке.

Н = 750 * Скорость / Число оборотов

Особенности

У данного производителя, как и у его конкурентов, есть исключительно свои особенности, сложившиеся за все время существование корпорации. Главной особенностью компании Сузуки является высочайшее качество конечного продукта, а также долговечность (примерный, усредненный срок службы предметов, выпущенных под знаменами данной компании варьируется от 5 до 10 лет).

Обзор гребных винтов

Сузуки 15

Для данного двигателя наилучшим вариантом будет винт компании конкурента, а если быть точней, то гребной винт Ямаха, рассчитанный на 10-25 лошадиных силы с пятью лопастями и шагом винта равным 8. Такой винт обеспечит достаточно плавный ход и достаточную скорость.

Сузуки 9,9

Сузуки 30

Так как модель данной вариации скоростного диапазона находится на достаточно большой категории, то следует рассматривать винты высокого качества, а также плавности, так как такие моторы рассчитаны на 25-30 л.с. Одним из самых уместных вариантов будет винт Ямаха, который поддерживает до 50 л.с. с шагом в 12 единиц.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Выбор гребного винта – это актуальный вопрос для всех людей, использующих моторные плавательные средства. Без него невозможна полноценная и максимальная реализация возможностей двигателя, поскольку на лодках он не имеет возможности переключения передач.

Использование правильно подобранного устройства позволяет получить следующие преимущества:

  1. Уменьшение расхода топлива.
  2. Понижение шумового фона.
  3. Улучшение производительности двигателя.
  4. Возможность достижения большей скорости или повышения показателей грузоподъемности.
  5. Уменьшение сопротивления воды во время движения лодки.

Гребной винт

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

Гребной винт

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.

Маркировка

На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.

Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:

Гребной винт

Делаем расчеты

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  1. Размеры и вес плавательного средства.
  2. Особенности формы днища моторной лодки.
  3. Объем воды, который вытесняется лодкой.
  4. Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  5. Рабочие показатели двигателя.
  6. Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  1. Передаточное отношение редуктора, которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  2. Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  3. Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  1. Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  2. При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.

Гребной винт

Правила выбора

Критерии выбора

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

  1. Число лопастей будет оказывать влияние в первую очередь на ходовые качества. Рекомендуется выбирать трехлопастные модели, варианты с 2 или 5 лопастями фактически не используются. Устройства, оснащенные 4 лопастями, применяются при наличии необходимости тяги. Их задействование является целесообразным при нужде в повышенной грузоподъемности, если особенности редуктора не позволяют увеличить винтовой диаметр.
  2. Форма лопастей также должна быть подобрана правильно, здесь в первую очередь учитывается, что модели с увеличенной кривизной ускоряют кавитацию. К тому же передние кромки не должны быть слишком острыми, это негативно сказывается на рабочих параметрах.
  3. Особое внимание необходимо уделить и материалу гребного винта. Наиболее надежными, прочными и долговечными считаются модели, изготовленные из нержавеющей стали нового поколения. Однако для лодок, оснащенных двигателями с малой мощностью, особенно при их использовании в пресных водоемах, подойдет и устройства, изготовленные из алюминиево-кремниевых или алюминиево-магниевых металлических сплавов.

Гребной винт

Как определить подходит ли винт

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

  1. При минимальных нагрузках двигатель показывает количество оборотов, заявленное производителем; при максимальных нагрузках не наблюдается серьезного сопротивления движения, имеется возможность выйти на глиссирование. Это свидетельствует об универсальность гребного винта, он был подобран правильно.
  2. Ни при каких нагрузках двигатель не выдает заявленное количество оборотов, возникают проблемы при выходе на глиссирование. Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что был выбран винт со слишком большим показателем шага.
  3. Возникают перекруты: мотор совершает слишком большое количество оборотов, превышая показатели, установленные производителем; при этом скорость лодки далека от максимального предела. Это свидетельствует, что требуется винт с более высоким показателем шага.
  4. Правильно подобранный грузовой винт позволит без особых проблем выходить на глиссирование даже при полной загрузке плавательного средства, небольшая потеря скорости в данной ситуации является нормальным явлением.
  5. Максимальные показатели оборотов двигателя и скорости лодки достигаются только при незначительной загрузке плавательного средства и нахождении гидроподъема в верхнем положении, подобные ситуации наблюдаются при установке скоростных винтов.

Гребной винт

Защита для гребного винта

Правила эксплуатации

Даже самые прочные и надежные гребные винты отличаются повышенной уязвимостью, это наиболее хрупкая часть лодки. Ниже приведен список правил, соблюдение которые повышает безопасность и положительно сказывается на эксплуатационном сроке устройства:

  1. Реверс разрешено включать только при полной уверенности, что гребному винту хватает глубины. Лучше не рисковать лишний раз и несколько раз оттолкнуться от мелководья при помощи весел.
  2. Необходимо следить за состоянием лопастей, поскольку любые деформации, неровности и выбоины мешают полноценному функционированию винта и способны вывести его из строя.
  3. При прохождении судна возле наиболее проблемных участков водоема, которыми являются мелководья и разнообразные подводные препятствия, нужно не забывать пользоваться гидроподъемом.
  4. Постоянно нужно следить, чтобы гребной винт даже кратковременно не соприкасался с поверхностью дна – это является основным условием для обеспечения длительной службы.

Блиц-советы

Подводя итоги, можно привести следующие советы, касающиеся гребных винтов и их использования:

выбор винта для suzuki df 4-6 (Просматривает: 1)

РИБЫ ФОРТИС! Подробнее.

Подскажите никто не пробовал на suzuki df6 ставить винты других производителей? очень нужно подобрать грузовой винт, в оригинале грузовых нет((( с более широкими лопастями и меньшим шагом.

в оригинале 6-7 шаг толку мало(((

enoble
SergSVR
enoble

ВСЕ ЯСНО ЖАЛЬ((( заказал сегодня оригинал(но в качестве запасного) с шагом 6, на 6-ке у меня стоит с шагом 7, завтра привезут, удачно попал везде стоят 5т я нашел за 3300. Но может кто нибудь все таки пробовал другие винты. буду очень благодарен за ответ.

у сузы 6-й 6 лошадок при 5250 оборотах, а если добиться подбором винта все 5750 оборотов можно выжать и поболее лошадок.

при моей загрузке мне надо где то 8 нормальных лошадок(на что денег не хватает) чтоб хотя бы на 24-км.час выйти

SergSVR

Лодочку сменить на подлиннее, полегче и с меньшим килем - тогда может и вытащит. Хотя бы на 17-21 км/ч.
Именно из этих соображений я меняю Стингрея-320 на Викинга-340LS.

А просто "лошади" сравнивать нельзя, в отрыве от объёма движка и, соответственно, крутящего момента.
Я как-то уже приводил пример: у ЗИЛ-130 и у Киа Спектра мощность одинаковая - 140 л.с. Прицепите к Спектре зиловский прицеп и почувствуйте разницу в крутящем моменте

enoble

Лодочку сменить на подлиннее, полегче и с меньшим килем - тогда может и вытащит. Хотя бы на 17-21 км/ч.
Именно из этих соображений я меняю Стингрея-320 на Викинга-340LS.

А просто "лошади" сравнивать нельзя, в отрыве от объёма движка и, соответственно, крутящего момента.
Я как-то уже приводил пример: у ЗИЛ-130 и у Киа Спектра мощность одинаковая - 140 л.с. Прицепите к Спектре зиловский прицеп и почувствуйте разницу в крутящем моменте

а чем большой киль хуже? я считал что нормальный киль наоборот способствует быстрому выходу на глис.

а четырех-лопостными винтами не пробовали сильный эффект? хотя на сузу такого наверно не найти(

если взять и сравнить винты ветера и сузы, то сузовский винт почти как у ветера скоростной, а если поставить как у ветерка грузовой с широкими лопастями и маленьким шагом? эффект будет наверно хороший

Выбор гребного винта

Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор - насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?

Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:

  1. Для чего нужно подбирать гребной винт?
  2. Разновидности гребных винтов.
  3. Маркировка винтов.
  4. Расчет гребного винта.
  5. Выбор оптимального винта.
  6. Рубрика «вопрос – ответ»

Для чего нужно подбирать гребной винт?

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом - изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).
  • экономии топлива;
  • увеличению ресурса мотора;
  • снижению шумности двигателя.

Разновидности гребных винтов

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» - количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97". Округляем до 21".

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

  • Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.
  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.

Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

Вопрос - ответ

Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.

-Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?

-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.

-Сколько лопастей лучше – 3 или 4?

-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.

Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.

-Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?

-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.

Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.

Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1" меньше, чем алюминиевый.

-При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.

-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.

-Как продлить срок службы винта?

-Основная рекомендация - избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.

-Обязательно ли использовать оригинальный винт?

-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.

К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.

Как выбрать гребной винт для лодочного мотора?

Винт для лодочного мотора

Производитель комплектует продукцию по средним показателям, но на практике приходится корректировать некоторые параметры. Иногда детали выходят из строя, тогда нужно приобретать новые.

Необходимо понимать, что такое шаг винта на лодочном моторе, диаметр лопастей и как эти значения влияют на производительность двигателя, скорость движения, экономию топлива.

Что такое гребной винт в лодочном моторе?

Движение становится возможным, когда вращательный момент двигателя передает потенциальную энергию лопастям, которые создают тягу, опираясь на воду. Гребной винт передает усилие, возникающее при работе корпусу мотора, закрепленного на конструкции лодки.

Чем больше количество воды за единицу времени будут перемещать лопасти, тем мощнее будет движение. Габариты и форма гребного винта должны соответствовать поставленным задачам и возможностями силового агрегата.

Неправильно подобранный он может приводить как к снижению КПД, так и к рискам преждевременного выхода из строя двигателя.

Технические характеристики

Обращать внимание при выборе винта нужно на следующие показатели:

  • Диметр винта. Измеряется он по краям противолежащих лопастей если это четырехлопастной винт, а когда их три, то умножение на два значения от центра до дальней точки;
  • Шаг винта. Фактически это угол расположения лопасти относительно оси вращения. Шагом называют расстояние, которое преодолеет винт за один полный оборот. При этом не учитывается момент проскальзывания. Достигнуть паспортного значения можно это только в твердой среде. Практические показатели в воде ниже теоретических;
  • Количество лопастей. Их может быть 2, 3, 4 и более. Двухлопастные используются крайне редко. Слишком много побочных эффектов возникает в процессе эксплуатации, поэтому применяют их толь ко для специальных целей. Самые популярные сегодня трехлопастные винты. Оптимальной сочетание геометрических особенностей для решения большинства задач. Винт с четырьмя лопастями и более имеет некоторое нюансы и применятся чаще на судах с большим водоизмещением и мощными моторами;
  • Дисковое отношение. Значение показывает площадь поверхности лопастей в сравнении с аналогичным показателем диаметра. Измеряют спрямленные контуры. Конструкции винтов могут быть выполнены с перекрытием одной лопасти другой, поэтому значение дискового отношения может быть больше 1. Существуют модели с показателем 1, 5. Это означает что площадь лопастей превышает площадь диаметра на 50%. Практическое применение винтов на большинстве частных водно-моторных средств получили изделия с отношением 0,6 – 1, 2. Значения больше единицы актуальны для мощных моторов, способных приводить в движение большие массы воды за единицу времени, и соответственно развивать большую скорость.

Аббревиатура на имеет единого стандарта. Встречаются обозначения, где первой цифрой указывается количество лопастей. Потом следует диаметр. Затем идет значение шага винта и направление вращения. Например, 3х10х15R. Означает это, что винт трехлопастной, диаметром 10 дюймов с шагом 15, правого вращения. Часто торговая маркировка бывает иной.

Отметим! Первым указывается диаметр, а количество лопастей прописывают в конце. Уточнить все значения нужно в спецификации детали, которая имеется в сопроводительных документах, на упаковке изделия.





Что такое шаг винта на лодочном моторе?

Одной из важнейших характеристик водно-моторного средства является соотношение мощности силового агрегата и скорости передвижения. Ключевым фактором, влияющим на этот показатель, становится шаг винта, то есть его продвижение за один полный оборот. Практические результаты ниже теоритических в следствии подвижности воды и слипания.

Увеличивать шаг винта для достижения скорости невозможно бесконечно. Возрастает нагрузка на двигатель, происходит снижение количество оборотов, в среднем на 200 — 300 на каждую единицу. Например, поставив вместо 11 винт 13 тахометр покажет значение 5 000 – 5 200 при штанных 5 600 об/мин.

При выборе важным становится мощность. Если при винте 11 двигатель склонен к «перекруту», то есть при полностью открытой заслонке частота была предельной или превышала номинальное значение, то при смене на 13-й диаметр мотор стал работать ровнее на максимальных нагрузках, значит замена была оправдана. Измерения проводят при пустой лодке и с максимальной нагрузкой.

Отметим! Винт можно менять для достижения различных целей. Так оборудовав лодку для скоростного передвижения, можно существенно снизить ее эффективность при необходимости перевозки грузов. В идеале, нужно иметь несколько винтов с разным шагом, чтобы оптимально использовать водно-моторное средство для тех или иных целей.

Расшифровка маркировки гребного винта.


В последние годы все большая часть россиян выбирает активные способы проведения отдыха. Традиционными формами активного отдыха в России традиционно считаются охота и рыбалка. Существуют еще и экстремальные способы отдохнуть на природе такие, как сплав по рекам, а также альпинизм.

Но большинство городских жителей все-таки тяготеют к рыбалке. Маститые и опытные рыбаки никогда даже в мыслях не пытаются сравнивать рыбалку и с берега и рыбалку с помощью лодки. Стабильное увеличение доходов значительной части россиян в последнее время привело к тому, что стали, стремительно расти продажи малых плавсредств, моторных лодок и малоразмерных яхт.

Открытие и внедрение в массовое производство новых композитных материалов в 60-70 годах прошлого столетия привело к тому, что стоимость яхт снизилась в 2,5-3 раза. За последние 30-40 лет такие малые суда стали по карману значительному количеству европейцев и россиян с доходами выше среднего.

Сегодня даже застройщики при проектировании загородных коттеджных поселков, расположенных вблизи рек или озер, стремятся в инфраструктуру включить постройку лодочных причалов и стоянок. Парусные яхты это удел настоящих профессионалов, поэтому большинство потребителей стараются приобрести яхты, укомплектованные мощные и экономичными двигателями. Потребительские предпочтения в этом рыночном сегменте у россиян принадлежат моторам японского производства всемирно известных компаний Хонда, Ямаха и Судзуки.

Стоимость моторов Хонды в среднем на 10-15% меньше стоимости своих основных конкурентов на российском рынке за исключением китайских лодочных моторов. Оборудование марки Хонда с момента основания компании отличали высокие показатели КПД и недорогое техническое обслуживание.

Чаще всего в подвесных моторах для лодок и яхт выходит из строя гребной винт. Основной причиной для этого являются повреждения механического характера его лопастей. Это могут, главным образом, камни и крупные бревна.

Ремонтировать гребной винт бессмысленно, так как даже восстановленный винт значительно снизит динамические показатели мотора. Наиболее оптимальным вариантом будет приобретение
нового гребного винта. Для того, что бы потратить собственные средства с максимальной рациональностью следует знать не только основные технические характеристики гребных винтов, но и маркировку, в которой зашифрованы основные функциональные возможности купленного винта.
Если у вас обыкновенная надувная лодка, то для эксплуатации на речной или озерной рыбалке достаточно будет двигателя мощностью от 2 до 5 лошадок. Компания Хонда маркирует в технической документации такие агрегаты BF2 и BF5, где цифры, стоящие после латинских букв обозначают мощность мотора.

Если гребной винт такого двигателя пришел в негодность, то покупая новый технологический узел для мотора следует знать, что гребные винты для таких силовых агрегатов маркируются обычно следующим образом: 9 1/4х8 (3-х ал. R).

В этой записи, больше напоминающей алгебраическую формулу, зашифрованы основные технические и конструкционные характеристики гребного винта.

Цифра 9 ¼ означает величину диаметра винта, измеряемую в дюймах, английской меры длины, равной 2,5 см в дюйме.

Цифра 8 обозначает длину шага, расстояния между лопастями. Опять же в дюймах.

Далее по строке аббревиатура «3-х» указывает на количество лопастей в конструкции винта. Основные модификации гребных винтов в своей конструкции имеют 3 или 4 лопасти. 4 лопастной винт мощнее, и как следствие, на 20% в среднем дороже 3 лопастного гребного винта.

Далее в маркировке гребных винтов для моторов покупателю следует обратить внимание на сокращение «ал», означающего, что лопасти винта изготовлены из алюминия. Такой винт в среднем на 10% легче своего стального собрата.

Если лопасти изготовлены из стали, то производитель в маркировке указывает сокращенной надписью «ст». На изготовление лопастей идет нержавеющая сталь.

Латинские буквы R или L расскажут потенциальному покупателю о направлении вращения лопастей. R-правое вращение, L-левое.

Точно такой же алгоритм расшифровки маркирования гребного винта применяют и для винтов, которыми комплектуются двигатели большей мощности, 8 и 10 л.с.

Иногда маркировка винта представляется в таком виде: 3х13.25х17R.

Расшифровывается все по аналогии: 3 лопасти, 13.25 дюйма диаметр, 17 дюймов шаг, правое вращение.

То есть в маркировке главное выделить две основные цифры: диаметр и шаг винта. Затем найти число лопастей, направление вращения и материал винта.

Вот еще один пример маркировки винта Power-Tech

OFX4R17P-CLY200, где

  • OFX — тип лопастей, т.е. в данном случае винт серии High Performance Offshore с лопастями способствующими подъему носовой части корпуса лодки из воды, для моторов Е класса (150 -300 л.с.).
  • 4 – Количество лопастей, т.е. в данном случае это 4-х лопастной винт.
  • R – Направление вращения винта, в данном случае правое R. Буква L, соответственно, будет обозначать левое вращение винта).
  • 17 – шаг винта
  • P – тип обработки поверхности винта (P – полированный, S — матовый). В данном случае винт полированный.
  • CLY200 — Тип втулки ступицы для установки на мотор, т.е. в данном случае буквы CL обозначают сокращенно втулку Cushion Lok для применения на моторах Yamaha V6 (см. таблицу подбора втулок).

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора?

Поиск нового винта может быть продиктован желанием изменить характеристики водно-моторного средства, либо необходимостью покупки в следствии поломки.

Для оптимального выбора необходимо знать:

  • Характеристики мотора, его мощность, количество оборотов;
  • Особенности конструкции лодки;
  • Целевое назначение водно-моторного средства;
  • Материал изготовления;
  • Особенности посадочного места винта, диаметр, количество шлицов.

Как ловить больше рыбы?

Каждый ярый рыбак несомненно имеет свои секреты успешной рыбалки. Я и сам за время осознанного рыболовства нашел не мало способов, как улучшить клев. Делюсь своим ТОПом:

  1. Активатор клева. Стимулирует сильный аппетит у рыбы, привлекая ее даже в холодной воде. Всему виной феромоны, входящие в его состав. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
  2. Правильный подбор снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти на страницах моего сайта.
  3. Приманки на основе феромонов.

Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.
Рекомендуется найти данные о штатном винте, который устанавливает производитель на имеющийся мотор. В описании характеристик имеются указания на какой тип лодки рассчитан двигатель, ее водоизмещение, осадку, массу.

Важна конструкция и материал изготовления водно-моторного средства. Если мотор мощностью 30-60 л.с. установлен на надувной лодке рассчитанной да двух человек, то в данном случае имеется запас мощности, который вычисляют по формуле 25 кг на одну лошадиную силу.

Можно увеличивать шаг винта. Такой же двигатель на катере для 5-х человек будет нуждаться в бережном отношении и для долгой безаварийной работе потребуется винт с более низким показателем шага.

Отметим! Для достижения скорости будет недостаточно увеличивать шаг. Здесь необходимо менять двигатель на более мощную модель. Считается, что при 80% загрузке лодки мотор должен выходить на паспортные значения оборотов.

Материалы изготовления гребного винта

Кроме технических характеристик, геометрии, количества лопастей, винты могут изготовляться из различных материалов:

  • Пластик. Самый дешевый вариант, но это не значит, что этот выбор плох. Для моторов малой мощности пластиковый винт выглядит оптимальным решением. Он пластичен, долговечен, способен выдерживать ударную нагрузку без повреждений. Не подойдет для мощных оборотистых двигателей. При сильной нагрузке начинает деформироваться, менять геометрию, что приводит к снижению скорости, увеличению расхода топлива;
  • Алюминий. Винты выполняются из сплавов с добавлением металлов, улучшающих показатели изделия. Алюминий при этом становится не таким пластичным, как чистое вещество. Металл приобретает твердость и вместе с тем хрупкость. При поломке можно обнаружить сколы с зернистой, кристаллической структурой. Невысокая цена при хороших эксплуатационных характеристиках делает этот винт очень популярным среди владельцев водно-моторных средств;
  • Сталь. Чаще это нержавеющий сплав. Винт прочен, надежен. Рассчитан на предельные нагрузки. Отличный выбор для скоростной лодки. Форма лопастей и тщательная обработка поверхности для уменьшения коэффициента трения делают его характеристики недостижимыми в конкуренции с изделиями из других материалов. Цена высокая, но и технические параметры, долговечность также превышают аналогичные значения у винтовиз пластика и алюминия;
  • Карбон. Изделий из этого материала пока не так много на рынке, но популярность их растет. Прочные винты из карбона имеют практически такие же характеристики, как металл, но они существенно легче. Стоимость сравнима с высококачественными изделиями из нержавеющей стали.

Выбирать винты на лодку следует с учетом особенностей эксплуатации. Для прогулочного катера достаточной мощности подойдут изделия из нержавеющей стали.

Отметим! Рыбацкая лодка, особенно если использоваться она будет в водоемах с большим количеством растительности, может оборудоваться винтами из пластика и алюминия. Это практично и недорого.

Разновидности винтов

Конструкция зависит от материала изготовления. Лопасти стальных винтов тоньше. В процессе эксплуатации они не деформируется, не меняют геометрию.

Алюминиевые винты напротив, подвержены внешнему воздействию. Даже значительно большая толщина лопастей не уберегает их от временных изменений, деформаций при физической нагрузке.

При установке винта следует позаботиться о безопасности мотора. Если пластиковые и алюминиевые изделия могут разрушится при ударе, не нанося ущерба двигателю, то аналоги из нержавеющей стали могут привести к серьезным последствиям.

Выходом из ситуации может быть установка защитной втулки. При серьезной ударной нагрузке она станет преградой для критического воздействия на мотор.

Выбор по количеству лопастей важен в каждом конкретном случае. Больше, не значит лучше. Увеличенная площадь поверхности лопастей может привести к негативным последствиям. При высоких оборотах возможны нежелательные вибрации, излишняя нагрузка на двигатель.

Оптимальным считается четырехлопастной винт для судна под значительной нагрузкой. Не желательно его использовать при планируем передвижении в режиме глиссирования. Лучше в этом случае применить конструкцию с тремя лопастями.

Примечание! С выбором винта не стоит торопиться. Следует оценить возможности лодки, ее конструкцию и характеристики. Исходя из этих данный нужно рассчитать оптимальную модель для решения конкретной задачи. Если предполагается использовать водно-моторное средство в различных целях, то стоит иметь несколько винтов с различным шагом для их достижения.

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.

Читайте также: