Маркировка ваз 21 23

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Что зашифровано в названиях моторов ВАЗ

В мире не существует единой и общепринятой маркировки двигателей внутреннего сгорания. Дело в том, что каждый производитель обозначает выпускаемые моторы так, как посчитает нужным. Чаще всего обозначения представлены в виде набора букв и цифр. Силовые агрегаты, которые производятся на Волжском автомобильном заводе, имеют в названии только цифры. К примеру, ВАЗ-11182 или ВАЗ-21129. Многие знакомы с данными обозначениями, но почти никто не знает, что в них шифруется полезная информация.

26c4c1256f610e1fa39bd4f2b0df9ac0_w650.jpg

Автомобиль Lada Niva оснащался силовыми агрегатами ВАЗ-2121, ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-2123

Классические двигатели ВАЗ. В 1970 году началось производство первого автомобиля Волжского автомобильного завода – ВАЗ-2101. Тогда инженеры Советского Союза решили не задумываться над названиями моторов и обозначали их так же, как и модели автомобилей. Поэтому самый первый двигатель, произведённый на предприятии, получил название ВАЗ-2101. В итоге вся последующая линейка оснащалась двигателями с индексом от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2106. Автомобиль Lada Niva оснащался силовыми агрегатами ВАЗ-2121, ВАЗ-21213, ВАЗ-21214, ВАЗ-2123.

К классическим двигателям можно также отнести силовые установки 8 и 10 семейства. Сюда можно приписать моторы ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-2110, ВАЗ-2111 и т.д. В этих двух семействах представлено намного больше двигателей, чем перечислено. В обозначениях есть пятая цифра, которая указывает на порядковый номер модификации.

388de9fd410cf0f83f9ab3c13fdf6c85_w650.jpg

Двигатель ВАЗ-2105

У некоторых возникает вопрос – что тогда означают цифры 11 и 21 в обозначениях моделей ВАЗ и их двигателей? В 1966 году в СССР разработали новый стандарт классификации и системы обозначения автомобильного подвижного состава. В данном документе были указаны требования. Если автомобиль относился к классу легковых, то первой цифрой в его названии должна была быть цифра, которая обозначает рабочий объем мотора. Поэтому цифрой 1 обозначались легковые транспортные средства с двигателями объемом до 1,2 литра. Цифру 2 присваивали автомобилям с моторами от 1,2 до 1,8 литра. Цифра 3 применялась к двигателям объемом от 1,8 до 3,5 литра. Вторая цифра отвечала за класс транспортного средства. Поэтому легковые автомобили обозначались цифрой 1.

К примеру, название автомобиля ВАЗ-2106 говорило о том, что это шестая модель в производстве Волжского автомобильного завода, которая оснащается моторами объемом от 1,2 до 1,8 литра. Название двигателя ВАЗ-2106 указывало на то, что впервые данный мотор был установлен именно на эту модель. Данная классификация автомобилей и подобная маркировка двигателей сохранились на долгие годы. Но с недавних пор требования поменялись.

e302685774e662b2f05e5c2568960bdb_w650.jpg

Двигатель ВАЗ-2121

Современные моторы. К современным двигателям Волжского автомобильного завода можно отнести ВАЗ-11182, ВАЗ-11183, ВАЗ-11186 и т.д. Может показаться, что названия современных силовых агрегатов ничем не отличаются от классических. Однако, теперь первые две цифры в обозначении указывают на номер цеха, где проводится сборка. Все современные моторы собираются только в цехах № 11 и № 21. Третья цифра является простым разделителем, которые не носит никакого значения. Сейчас в качестве такого разделителя предусматривается просто цифра 1. Четвёртая цифра говорит о количестве клапанов. К примеру, 1 и 8 указывают на восьмиклапанный мотор. Цифры 2, 7 и 9 обозначают шестнадцатиклапанный двигатель. Пятая цифра представляет собой порядковый номер модификации той или иной серии моторов. Чем она больше, тем новее силовой агрегат.

Итог. На Волжском автомобильном заводе всем двигателям присваивают обозначения. Это не просто набор цифр, а кодовая зашифровка полезной информации. По одному коду можно узнать количество клапанов и модель мотора.

2105, 2141, 31029. Как расшифровать индексы отечественных автомобилей?


Восемь цифр в названии автомобиля ГАЗ-31105-551 — это номер телефона или цена? Раньше так шутили некоторые посетители автомобильных выставок. На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.

Впервые единую систему обозначения автомобилей, выпускаемых советскими заводами, ввели в 1945 году. Она была довольно простой: имя машины состояло из аббревиатуры названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА/АЗЛК, УАЗ, ЛиАЗ и так далее) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.

Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99 (ГАЗ-14, ГАЗ-66), Московском заводу малолитражных автомобилей — дали индексы 400-449 (Москвич-412), ЗАЗу и ЛуАЗу — 965-974 (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967). Иначе говоря, понять по названию модели что-то кроме места производства было невозможно.

В 1966 году в Советском Союзе начал действовать стандарт ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава». Отныне индексы содержали гораздо больше информации.

Шильдик автомобиля АЗЛК-2141 «Москвич»

Шильдик автомобиля АЗЛК-2141 «Москвич»

В общем случае они четырёхзначные, причём начинать их расшифровывать логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка — автобус. Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковых автомобилей он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков — по полной массе машины, а для автобусов — по длине кузова.

Расшифровка первого знака в автомобильных индексах
Цифра Легковые автомобили:
рабочий объём двигателя, л
Грузовые автомобили:
полная масса, тонн
Автобусы:
длина, м
1 до 1,2 до 1,2
2 1,2–1,8 1,2–2 до 5,0
3 1,8–3,5 2–8 6,0–7,5
4 более 3,5 8–14 8,0–9,5
5 14–20 10,5–12,0
6 20–40 более 18,0
7 более 40
Расшифровка второго знака в автомобильных индексах
Цифра Тип транспортного средства
1 легковой автомобиль
2 автобус
3 грузовой автомобиль общего назначения
4 седельный тягач
5 самосвал
6 цистерна
7 фургон
8
9 специальный автомобиль

Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, ко второму — большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый — представительские седаны и лимузины ЗИЛ.

ЛиАЗ-6213 — автобус (вторая цифра 2) длиной более 18 метров (первая цифра 6)

ЛиАЗ-6213 — автобус (вторая цифра 2) длиной более 18 метров (первая цифра 6)

Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.

И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24). Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта. Взять, например, «Бычок» ЗИЛ-5301. Конечно, в арсенале завода были тяжёлые модели, но компактный грузовик со своей максимально допустимой массой в 6950 кг на пятый класс ну никак не тянул. Что интересно, прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М. Ну а откуда взялась эта пятёрка, мы теперь, наверное, уже не узнаем. Видимо, поставили по привычке с прошлых моделей.

Прототип «Бычка» с «правильным» индексом 3301

Прототип «Бычка» с «правильным» индексом 3301

АвтоВАЗ давно не ставит цифровые индексы на «Лады» для российского рынка, но экспортные версии некоторых моделей получают старомодные четырёхзначные обозначения. На фото — шильдик «Лады Калины Кросс» для Германии

АвтоВАЗ давно не ставит цифровые индексы на «Лады» для российского рынка, но экспортные версии некоторых моделей получают старомодные четырёхзначные обозначения. На фото — шильдик «Лады Калины Кросс» для Германии

Сейчас мы можем наблюдать закат эпохи той самой отраслевой нормали: новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у «Весты» это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.

Маркировка ваз 21 23

Размеры блока цилиндров ВАЗ: 2103, 2106, 21213, 21214, 2123, 2130.

Блок цилиндров 2103.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ-2103, 21043, 21053, 21061, 2107.

Какой размер поршневых колец на ваз 2103:

размер поршневых колец на ваз 2103

Блок цилиндров 2106.

Сколько весит блок двигателя ваз 2106? - Вес - 39,200 кг.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ 2106, 21067, 21074, 2121 «Нива».

Блок цилиндров 21213.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ 21213, 21073, 21214.

Блок цилиндров 21214.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ 21214, 21073, 21213.

Блок цилиндров 2123.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ 2123.

Блок цилиндров 2130.

Применяемость - на двигателях: ВАЗ 2130.

Все вышеперечисленные блоки применяются на двигателях, которые относятся к линейке моторов «классической» конструкции.

Все эти блоки цилиндров объединяет одинаковые размеры:

- расстояние между осями смежных цилиндров, которое составляет 95,00 мм;

- диаметр постели для опор коленчатого вала.

В таблице приведены основные размеры блоков цилиндров ВАЗ. (размеры ремонта блока)

* - сняты с производства на ОАО "АВТОВАЗ"

рис.Высота блока цилиндров 2103,2106,21214,2123,2130.

Dc - Диаметр цилиндра блока ВАЗ;

H - Расстояние между верхней плоскостью блока и осью коленчатого вала (высота блока ВАЗ);

Lc - Расстояние между осями соседних цилиндров блока (межцилиндровое расстояние);

d - Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши).

По результатам окончательной обработки поверхности цилиндров, в зависимости от размеров диаметра, присваивается размерный класс цилиндра. Для цилиндров определены пять размерных групп, которые обозначаются буквами: A, B, C, D, E . Класс цилиндра наносится на поверхность блока, напротив каждого цилиндра. Для каждого номинального диаметра цилиндра, приняты свои размерные классы.

ВАЗ 21213, ВАЗ 21214, ВАЗ 2123, ВАЗ 2130.

Цилиндру с определенным классом, подбирается поршень соответсвующего класса.

Контроль диаметра и износ поверхности цилиндров осуществляется с помощью прибора - нутромера.

Замеры производятся на уровне нескольких поясов, во взаимно перпендикулярных направлениях. В верхней части цилиндра, на расстоянии не более 5 мм от верхней плоскости блока, находится зона где износ отсутствует и размер соответствует номинальному диаметру цилиндра. Если на одном из других контрольных участков цилиндра, будут выявленны отклонения размера на величину превышающую 0,15 мм от номинального, то необходимо произвести расточку цилиндров блока с последующей их хонинговкой до ближайшего ремонтного размера. В зависимости от условий эксплуатации двигателя и соблюдения технических требований, необходимость в расточке цилиндров может возникнуть после 120 - 250 тыс. км. пробега автомобиля.

Для увеличения сроков эксплуатации блоков, определены два ремонтных размера для каждого из номинальных диаметров цилиндра. Каждый ремонтный размер отличается от предыдущего размера на 0,4 мм. В таблице представленны ремонтные размеры цилиндров блока, их промежуточные размеры под расточку и хонинговку.

Ремонтным размерам цилиндров подбираются ремонтные размеры поршней соответствующего класса. В итоге, добиваются величины зазора в 0,05-0,07 мм между цилиндром и поршнем.

Почему ВАЗ – 2101, а КАМАЗ – 740? Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат


Недавно мы рассказывали о порядке присвоения числовых номеров советским автомобилям, впервые ведённом в ноябре 1943 года. Позже Минавтопром перешёл на четырёхзначную систему нумерации, где основные четыре цифры дополнялись вспомогательными. Для «рядового пользователя» сочетания типа ВАЗ-21013, КАМАЗ-53215 или ПАЗ-32053 сложны и непонятны, но для специалистов и любителей техники эти сочетания цифр служили в своём роде паспортом автомобиля. В печати всегда объяснялось, что такие индексы узаконены Отраслевой нормалью, введённой в действие в 1966 году. Но, как и следовало предполагать, этот документ разработали несколькими годами раньше: архивные исследования поведали нам, кто, когда и почему придумал обозначать такими «шифрами» советские автомобили.

Как мы заметили в прошлый раз, систему простых числовых индексов моделей типа «Москвич-408», ГАЗ-69 или ЗИЛ-130 в 1943 году разработала группа конструкторов под руководством начальника Отдела технической документации ГАЗа Самуила Абрамовича Челова. За всеми заводами были закреплены числовые диапазоны: за ГАЗом – двухзначный, за остальными предприятиями – трёхзначный. ЗИСу полагались числа от 100 до 199, МЗМА – от 400 до 449 и т.д. И вот спустя 20 лет, летом 1964 года, тот же самый инженер Челов предложил полностью изменить систему нумерации автомобилей. Новый вариант рассматривали на заседании коллегии Комитета по автотракторному машиностроению при Совете министров СССР (так тогда назывался аналог Министерства) 11 сентября того же 1964 года.


Понятную таблицу расшифровки системы индексов поместил журнал «За рулём» в 1974 году через 10 лет после её разработки

За два десятилетия изменилось и место жительства, и место работы автора системы нумерации. Самуил Абрамович теперь представлял не Горьковский автозавод, а Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры ЦНИИТА, тоже подчинённый Минавтопрому. Каким образом Челов перебрался из Горького в Ленинград? Оказывается, к 60-м годам заводское бюро технической документации выросло до межотраслевого сектора. Его передали с ГАЗа в НАМИ, но не в Москву в головной институт, а в Ленинградский филиал НАМИ, которым и был ЦНИИТА. Таким странным образом инженер, разработавший систему автомобильных обозначений, и его «контора» оказались в учреждении, занимавшемся узкой автомобильной специальностью, системами питания двигателей – карбюраторами, топливными насосами, дизельной аппаратурой и даже новейшими тогда системами впрыска бензина.


ВАЗ-2101 – первый и самый памятный из новых индексов

Свой доклад по новой системе нумерации Челов начинает с объяснения, что созданная им же самим прежняя система за прошедшие 20 лет исчерпала свои возможности. «Главный недостаток действующей системы нумерации моделей автомобилей заключается в том, что их двух- и трёхзначные цифровые индексы являются лишь числами заводов-изготовителей и не дают никакого представления о классе и эксплуатационном назначении автомобиля». Более того, привязка индекса к заводу уже утратила актуальность, поскольку многие модели были переданы с тех предприятий, где они изначально встали на конвейер другим заводам. Тот же ГАЗ-69 выпускали не в Горьком, а в Ульяновске, ЗИЛ-158 не в Москве, а в Ликино-Дулёво, и дальше, как полагал Челов, число таких примеров будет расти.

Но появилась и другая причина, по которой старая система нумерации больше не годилась. Челов подчеркнул, что из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций, выделенные ранее диапазоны трёхзначных номеров к настоящему времени оказались почти полностью исчерпанными». Вступление Самуил Абрамович завершает: «Таким образом, переход на четырёхзначную систему обозначения изделий является неотложной задачей дня».


Часто и старые модели переименовывали по новой системе. Был УАЗ-452В, стал УАЗ-2206.

В начале 60-х Челов предложил не просто перейти от трёх разрядов к четырём. Первые два знака индекса теперь должны были прямо указывать на технические параметры – класс автомобиля и его тип (легковой, грузовой, автобус). Перечисление достоинств предлагаемой системы занимает целую страницу машинописного текста. Выделим главное: «чёткую классификацию изделий и их модификаций», «смысловое значение индекса изделия, указывающее на его эксплуатационное назначение». При этом озвучивается долговечность системы, её направленность на возможность учёта с помощью вычислительной техники и механизацию управленческого труда. А ещё, что важно для плановой экономики, на контроль за технической политикой в автомобильной промышленности.


«Ижмаш» не подчинялся Минавтопрому, но НАМИ давал ему обычные индексы автомобильного министерства. Например, ИЖ-2125.

В индексе изделия, по мнению Челова, должны отражаться его класс, вид и тип. При определении класса для грузовиков предлагалось взять в качестве основы такой технический параметр, как полная масса автомобиля, поскольку при любом развитии конструкции в будущем именно она будет определять типоразмеры всех агрегатов данной машины. Для легковых машин главным параметром Самуил Абрамович назвал литраж двигателя. Именно по этим показателям Отраслевая нормаль, принятая в 1966-м, определяла первую цифру индекса. Все машины на том заседании в сентябре 1964-го Челов поделил на семь классов. 1 – до 1,2 тонны для грузовых, до 1,2 литра для легковых, 2 – от 1,2 до 2 тонн или 1,2-2 литра, З – от 2 до 8 тонн и от 2 до 4 литров, 4 – от 8 до 12 тонн и свыше 4 литров, 5 – уже только тяжёлые грузовики полным весом 14-20 тонн, 6 – большегрузы массой 20-40 тонн, 7 –самые большие машины, весящие больше 40 тонн. О базовом параметре для автобуса в 1964 году ещё не говорится, позднее им станет габаритная длина кузова. И это логичнее, чем, например, число мест в салоне, поскольку салон одного и того же автобуса можно скомпоновать по-разному, установив нужное количество сидений.


Высший класс для легкового автомобиля – четвёртый. Например, ЗИЛ-41044. Начиная с пятёрки – только коммерческий транспорт.

В то время все существовавшие заводы ещё можно было расставить так, что каждому доставалось «своё» число. Единица обозначала ЗАЗ, двойка – МЗМА, тройка – ГАЗ, четвёрка – ЗИЛ, пятёрка – МАЗ, шестёрка – КрАЗ и МоАЗ, семёрка – БелАЗ. Вторая цифра, по предложению Челова, должна была указывать на эксплуатационное назначение машины. 1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – бортовые грузовики, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – автоцистерны, 7 – фургоны, 9 – специальный транспорт, а восьмёрку почему-то оставили в качестве резерва. Третья и четвёртая цифры индекса обозначали модель конкретного автомобиля. Самуил Абрамович был уверен, что 99 чисел хватит на долгие годы. Пятая цифра указывала модификацию автомобиля. Вообще, Челов считал, что перегружать индекс лишними цифрами не следует.

На деле один автомобиль порой попадал в разные классы. Шасси 5 класса КАМАЗ-53215, но самосвал 4 класса КАМАЗ-45143.

Кроме системы индексации автомобилей он придумал систему цифровых обозначений любых узлов, агрегатов и деталей и успешно внедрил её ещё в стандарте 1943 года. Любая деталь носила семизначный индекс. Первые две цифры – группа деталей, третья и четвёртая – подгруппа, три оставшихся – номер конкретной детали. Такую систему новая индексация благополучно унаследовала от старой. С помощью принятого в 1943 году обозначения групп и подгрупп было легко сделать специальные индексы изделий смежных производств, например, топливной аппаратуры и электрооборудования, ведь первые три цифры уже указывали на тип деталей и узлов.

Маркировка ваз 21 23

Все легковые автомобили, так же, как и любые другие транспортные средства, подвергаются обязательной маркировке, которая наносится специально в таких местах, чтобы любой желающий мог без труда найти ее. Но, пожалуй, не каждый автовладелец сможет сказать, что же кроется за этими "загадочными" буквенно-цифровыми кодами. Давайте попробуем расшифровать их на примере автомобилей "ВАЗ".

Заводская табличка

На все автомобили "ВАЗ" устанавливается заводская табличка с нанесенной маркировкой. Эта маркировка различна для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, и для автомобилей на экспорт (рис. 1 и 2). Условно табличку можно разделить на два поля: в рамке и за рамкой. На поле 1 (в рамке) содержатся следующие данные. На первой строчке указано наименование предприятия-изготовителя.

Вторая строчка была введена только в 1999 году. На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на внутренний рынок (рис. 1), изображен знак соответствия российским требованиям и номер Одобрения типа (РОСС - Россия, RU - код России, MT02 - код органа по сертификации, E***** - номер Одобрения типа). На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на экспорт (рис. 2), указан номер сертификата отипования ЕЭС. Одним из самых важных элементов заводской таблички является комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, которая называется идентификационным номером автомобиля (или по-другому - VIN-кодом (от англ. Vehicle Identification Number).

Идентификационный номер (рис. 3) состоит из 17 знаков и расшифровывается таким образом. Первые три буквы идентификационного номера (а) называются международным идентификационным кодом изготовителя и присваиваются Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Буквы и цифры, используемые на первых двух знаках идентификационного номера, закрепляются за каждой страной и контролируются международным агентством - Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое работает под руководством Международной организации по стандартизации (ISO). Первая буква обозначает географическую зону (например, X - Европа), вторая - страну (T - Россия), а третья - завод-изготовитель (A- ВАЗ). Под обозначение модели или модификации автомобиля отведено 6 знаков (b). Последующие восемь знаков (с) называются порядковым производственным номером (или по-другому - номером шасси) и имеют следующую расшифровку. Первый знак (d) обозначает год выпуска автомобиля (табл. 1).
Табл. 1.
Шифр модельного года выпуска

ГодКод года ГодКод года ГодКод года ГодКод года
197111981B 1991M20011
197221982C 1992N20022
197331983D 1993P20033
197441984E 1994R20044
197551985F 1995S20055
197661986G 1996T20066
197771987H 1997V20077
197881988J 1998W20088
197991989K 1999X20099
1980A1990L 2000Y2010A
Буквенный шифр модельного года выпуска меняется 1 июля предыдущего года. То есть, если, например, автомобиль изготовлен в декабре 1999 года, то он уже имеет шифр Y (который соответствует 2000 году). Второй знак порядкового производственного номера (e) обозначает страну (или завод) сборки автомобиля (табл. 2).

Табл. 2.

Условное обозначение Страна (завод)
0-6 ВАЗ
7 “РосЛада” (г.Сызрань)
9 Финляндия

Помимо идентификационного номера (VIN-кода) в рамке заводской таблички указывается:
1 - индекс модели двигателя, например, "двигатель 2105" и т.д. (только для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка);
2 - допустимая полная масса автомобиля;
3 - допустимая полная масса автомобиля с прицепом (если разрешена эксплуатация данного автомобиля с прицепом);
4 - допустимая полная масса на переднюю ось автомобиля;
5 - допустимая полная масса на заднюю ось автомобиля. На поле 2 таблички (за рамкой) указываются:
- номер для запчастей (прогрессивный номер выхода автомобиля с конвейера);
- номер вариантного исполнения автомобиля (двузначный шифр);
- номер комплектации автомобиля (трехзначный шифр).
Номер для запчастей является порядковым номером автомобиля, сходящего с конвейера. Он служит для учета количества выпускаемых машин и для облегчения поиска данных по автомобилю в случае необходимости.
Примеры вариантного исполнения для впрысковых версий представлены в таблице 3.

Табл. 3.
Вариантные исполнения

Модель Код Вариантное исполнение
21083 20 с контроллером Январь-4
2108 21 с контроллером Январь-4
2108 22 с контроллером GM
21083 23 с контроллером GM
21083 24 впрыск Bosch - Саратов
21099 04 панель приборов 2114
21093 05 панель приборов 2114
21099 23 впрыск Bosch - Саратов и панель приборов 2114
21093 25 впрыск Bosch - Саратов и панель приборов 2114
Номер комплектации автомобиля составляет отклонение от основной цены автомобиля, оговоренной составом производственной комплектации (табл. 4).
Табл. 4.
Комплектации автомобилей (на 2002 информация устарела. Более полную информацию смотрите в разделе Комплектации)
Шифр Комплектация
010 базовая
011-015 базовая на период освоения
110-199 экспортная (левый руль)
610-699 экспортная (правый руль)
710-799 внутрипроизводственная “люкс”
810-899 внутрипроизводственная “норма”
Кроме перечисленных выше, в табличках для автомобилей, предназначенных на экспорт (рис. 2), указываются:
- на поле 1 таблички - код страны и номер разрешения на эксплуатацию (проставляется страной-импортером автомобилей);
- на поле 2 таблички - индекс модели двигателя.

Технические требования
Существуют определенные технические требования к маркировке заводской таблички. Они, как правило, предназначены для узкого круга специалистов, но некоторые из них будут полезны и рядовым потребителям.
Модель или модификация автомобиля, тип двигателя и остальные надписи нанесены на заводской табличке фотоспособом.
Номер для запчастей, год выпуска, номер шасси, а также номер вариантного исполнения и номер комплектации автомобиля выбивается в табличке нумератором. Так как во всех нумераторах шрифт наборный, то возможны некоторые смещения цифр относительно друг друга как по горизонтали, так и по вертикали (в пределах ГОСТа). Кроме того, может иметь место и различная глубина насечки (в пределах ГОСТа).
В идентификационных номерах применяются буквы латинского алфавита (за исключением I, O, Q) и арабские цифры.
Заводская табличка размером 87x63 мм крепится самонарезающимися винтами или заклепками рядом с маркировкой кузова (см. далее).
Идентификационные номера, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки. При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.

Маркировка кузова
Маркировка кузова содержит идентификационный номер (VIN-код), полностью совпадающий с идентификационным номером заводской таблички. Он заключен между двумя звездочками. Расстояние между звездочками и крайними цифрами или буквами, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркирования кузова модели автомобиля ВАЗ-2108:
*XTA210800J0314484*
Идентификационный номер кузова должен наноситься на неотъемлемую часть моторного отсека под капотом (табл. 5).

Маркировка двигателя
Маркировка двигателей содержит следующие элементы:
- товарный знак или сокращенное наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение индекса модели;
- порядковый производственный номер. В качестве индекса модели применяется сокращенное обозначение модели двигателя.
Индекс модели и порядковый производственный номер двигателя могут быть нанесены в одну или две строчки. При нанесении маркировки в две строчки ни индекс модели, ни порядковый производственный номер не допускается делить переносом.
Порядковый производственный номер двигателя должен быть заключен между двумя разделителями,
например, звездочками (только для двигателей, начиная с семейства автомобилей ВАЗ-2108 и последующих моделей). Расстояние между крайними цифрами и разделителем с каждой стороны должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркировки двигателей:
1) модель 21011 с порядковым производственным номером 4135586:
в две строчки - 21011
4135586;
2) модель 21081 с порядковым производственным номером 7812301:
в одну строчку - 21081 *7812301*;
в две строчки - 21081
*7812301*;
3) модель 11113 с порядковым производственным номером 2301:
в одну строчку - 11113 *0002301*;
в две строчки - 11113
*0002301*.
Допускается в маркировке двигателя после порядкового производственного номера за звездочкой указывать год выпуска двигателя.
Место маркировки - в удобном для прочтения месте на установленном в автомобиле двигателе.

Что означает "21" в ВАЗ 2101, 2102, ..03, ..04, ..05, ..06-. 09, ВАЗ 2110 и т. д.?

В СССР действовала Единая Отраслевая Нормаль ОН 025270-66 от 1966 года, устанавливающая деление автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя и сухой массы, а так же — соответствующую номенклатуру обозначений моделей, единую для всех автозаводов страны.

Особо малый, I группа — рабочий объём до 849, масса до 649 (ЗАЗ-965, "Ока")
Особо малый, II группа — 850…1099, 650…799 (ЗАЗ-968)
Малый, I группа — 1100…1299, 800…899 (ВАЗ-2101)
Малый, II группа — 1300…1499, 900…1049 (ВАЗ-2103)
Малый, III группа — 1500…1799, 1050…1149 (ВАЗ-2106)
Средний, I группа — 1800…2449, 1150…1299 («Победа» )
Средний, II группа — 2500…3499, 1300…1499 («Волга» )
Большой, I группа — 3500…4999, 1500…1899 («ЗиМ» )
Большой, II группа — 5000 и более, 1900 и более (Чайка)
Высший — не регламентируется (легковые модели ЗиЛ)
В соответствии с Нормалью, класс и тип автомобиля входят в его обозначение модели вида:

автомобиль производства Горьковского автозавода (ГАЗ) ;
среднего класса (3);
легковой (1);
9-я модификация модели 02;
комплектация № 51.
Не все модели советского времени соответствовали этой системе. Скажем, ГАЗ-31013 (малосерийная версия «Волги» ГАЗ-3102 с двигателем V8) по рабочему объёму (5,53 л. ) попадала в большой класс, а по массе — в средний. Но большинство моделей всё же вписывались в типажи, установленные этой номенклатурой.

В настоящее время данная система продолжает использоваться в российской автомобильной промышленности, а также применяется для определения типа автомобиля с целями налогообложения. При этом, опять же, возникает проблема с автомобилями, по рабочему объёму попадающими в один класс, а по массе — в другой.

Однако, большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования. Например, ВАЗ-2110 и его модификации продвигались на рынке как LADA 110, и то только потому, что «десятка» уже достаточно хорошо известное название. Более новые модели, такие, как LADA Kalina и LADA Priora, уже более известны под буквенными обозначениями, а их цифровые обозначения по Нормали (соответственно ВАЗ-1118 и ВАЗ-2170 для базовых седанов) применяются преимущественно во внутризаводской документации. Кроме того, присвоение цифровых индексов моделям и модификациям происходит в последнее время практически бессистемно.

Как расшифровывается ВАЗ, ГАЗ и другие автомобили СССР. Полный перечень.

Все мы знаем, что в Советском Союзе была развитая автомобильная промышленность, выпускавшая множество видов автомобильной техники под разными марками. В настоящее время уже редко где встретишь данную продукцию СССР. Поэтому современная молодежь не знает, например, чем отличаются и как расшифровываются ВАЗ 21011 и ГАЗ 3102. На самом деле, заводов, выпускающих автомобили под разными марками, было достаточно много. Поэтому в этой статье мы не ограничимся лишь ответом на вопрос о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ. Расскажем краткую историю каждого из них.

Как расшифровывается ВАЗ

ВАЗ - это Волжский автомобильный завод. Первые машины стали выпускаться в 1970 году в г. Тольятти. Всю технологию производства, включая оснащение оборудованием, а также обучение персонала руководство Советского Союза приобрело у итальянского автогиганта FIAT. Завод специализировался на легковых автомашинах.

1972 Lada 2103 ваз

Как расшифровывается ГАЗ

Наверное, вы заметили, что последние две буквы ВАЗ расшифровываются как автомобильный завод, а первая буква связана с местностью. Такая формула расшифровки применима почти ко всем советским маркам авто. ГАЗ – Горьковский автозавод, основанный в 1932 году в городе Горький, ныне Нижний Новгород. Базовые технологии были куплены в США у автоконцерна FORD, но впоследствии советские конструкторы вооружились своими технологиями, вытеснив иностранные. Завод выпускал не только легковушки, но также грузовой транспорт и даже автобусы.

GAZ Volga M-24

Как расшифровывается КамАЗ

Камский автомобильный завод (КАМАЗ) построили в 1969 году в городе Набережные Челны. А «Камский» - потому что стоит завод на берегу реки Кама. Самый крупнейший в СССР завод по производству грузовых автомобилей и тягачей.

Kamaz 5350 medium truck

Как расшифровывается ЗИЛ

Завод ЗИЛ основали в 1916 году в Москве, расшифровывается как Завод имени Лихачева. Он прошел нелегкий путь, прежде чем стать одним из крупнейших в СССР. Уже через год после основания прогремела революция, и его изъяли в собственность государства. Несколько лет завод занимался починкой грузовых транспортных средств, а также выполнял задания для танковой промышленности. Во время руководства страной Сталиным завод переименовали в честь Сталина, и продукция выпускалась под маркой ЗИС. Наиболее широко производство развернулось с 1957 года после коренной реконструкции.

ZiL-131 Model

Теперь вы знаете не только о том, как расшифровывается ВАЗ и ГАЗ, но и немного об истории советского автопрома. Далее вы найдете полный список всех заводов СССР, а их целых 20, и это не считая заводов по производству мотоциклов, троллейбусов, трамваев, тракторов!

Автомобильные коды регионов России

Коды ГИБДД регионов России на 2021 год. Таблица, список, поиск по регионам.

Cтандарт номерных знаков транспортных средств РФ действует с 01.01.1994. По состоянию на 2021 год ГИБДД выделено 146 кодов для 86 территориальных единиц РФ (включая территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Управлением режимных объектов МВД).

Поиск по региону

Чаще всего ищут:

  • Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 277*, 299*, 777, 797, 799.
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790.
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198.
  • Республика Крым — 82.
  • Севастополь — 92.

* Автомобильные номера с кодами регионов 277, 299 — ограниченной серии (читайте ниже пояснения к вводу автомобильных номеров).

Таблица кодов

Регионы в таблице отсортированы по номеру и разбиты для удобства на блоки по первой цифре. В скобках после названия региона указаны года, в которые выдавались автомобильные номера с соответствующим кодом региона. Для таких регионов введены новые коды, которые перечислены в конце списка с указанием года ввода в действие. Регионы без указания в скобках используют только один код, который актуален по настоящее время. Для быстрого получения всех кодов отдельного региона рекомендуем воспользоваться формой поиска или обратиться к списку регионов с несколькими кодами, расположенному ниже под таблицей.


  • 01—09 — Республика Адыгея — Республика Башкортостан (1993–2006 гг.) — Республика Бурятия — Республика Алтай — Республика Дагестан — Республика Ингушетия — Кабардино-Балкарская Республика — Республика Калмыкия — Карачаево-Черкесская Республика

  • 10—19 — Республика Карелия — Республика Коми — Республика Марий Эл — Республика Мордовия — Республика Саха (Якутия) — Республика Северная Осетия-Алания — Республика Татарстан (1993–2006 гг.) — Республика Тыва — Удмуртская Республика — Республика Хакасия

  • 20—29 — Чеченская Республика (1993–2000 гг.) — Чувашская Республика — Алтайский край (1993–2019 гг.) — Краснодарский край (1993–2005 гг.) — Красноярский край (1993–2009 гг.) — Приморский край (1993–2005 гг.) — Ставропольский край — Хабаровский край — Амурская область — Архангельская область

  • 30—39 — Астраханская область — Белгородская область — Брянская область — Владимирская область — Волгоградская область (1993–2012 гг.) — Вологодская область — Воронежская область — Ивановская область — Иркутская область — Калининградская область

  • 40—49 — Калужская область — Камчатский край — Кемеровская область (1993–2011 гг.) — Кировская область — Костромская область — Курганская область — Курская область — Ленинградская область (1993–2019 гг.) — Липецкая область — Магаданская область

  • 50—59 — Московская область (1993–2001 гг.) — Мурманская область — Нижегородская область (1993–2009 гг.) — Новгородская область — Новосибирская область (1993–2010 гг.) — Омская область — Оренбургская область (с 1993 года) — Орловская область — Пензенская область — Пермский край (1993–2010 гг.)

  • 60—69 — Псковская область — Ростовская область (1993–2007 гг.) — Рязанская область — Самарская область (1993–2007 гг.) — Саратовская область — Сахалинская область — Свердловская область (1993–2006 гг.) — Смоленская область — Тамбовская область — Тверская область

  • 70—79 — Томская область — Тульская область — Тюменская область (с 1993 года) — Ульяновская область — Челябинская область (1993–2007 гг.) — Забайкальский край — Ярославская область — Москва (1993–1998 гг.) — Санкт-Петербург (1993–2004 гг.) — Еврейская автономная область

  • 80—89 — Забайкальский край — Пермский край (1993–2005 гг.) — Республика Крым (с 2014 года) — Ненецкий автономный округ — Красноярский край — Иркутская область — Ханты-Мансийский автономный округ (1993–2012 гг.) — Чукотский автономный округ — Красноярский край — Ямало-Ненецкий автономный округ

  • 90—99 — Московская область (2001–2006 гг.) — Калининградская область — Севастополь (с 2014 года) — Краснодарский край (2005–2011 гг.) — Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России — Чеченская Республика (с 2000 года) — Свердловская область (2006–2013 гг.) — Москва (2002–2005 гг.) — Санкт-Петербург (2004–2010 гг.) — Москва (1998–2002 гг.)

  • 100—199 — Республика Башкортостан (2006–2019 гг.) — Республика Мордовия — Республика Татарстан (с 2006 года) — Чувашская Республика — Алтайский край (с 2019 года) — Краснодарский край (2011–2019 гг.) — Красноярский край (с 2009 года) — Приморский край (с 2005 года) — Ставропольский край — Волгоградская область (с 2012 года) — Воронежская область — Иркутская область — Кемеровская область (с 2011 года) — Ленинградская область (с 2019 года) — Московская область (2006–2009 гг.) — Нижегородская область (с 2009 года) — Новосибирская область (с 2010 года) — Оренбургская область (с 2020 года) — Пермский край (с 2010 года) — Ростовская область (с 2007 года) — Самарская область (с 2007 года) — Саратовская область — Тюменская область (с 2020 года) — Ульяновская область — Челябинская область (с 2007 года) — Москва (2005–2007 гг.) — Санкт-Петербург (с 2010 года) — Ханты-Мансийский автономный округ (с 2012 года) — Московская область (2009–2013 гг.) — Краснодарский край (с 2019 года) — Свердловская область (с 2013 года) — Москва (2010–2013 гг.) — Санкт-Петербург (с 2018 года) — Москва (2007–2010 гг.)

  • 200—299 — Москва — Москва

  • 700—799 — Республика Башкортостан (с 2019 года) — Республика Татарстан (с 2017 года) — Приморский край — Московская область (2013–2020 гг.) — Ростовская область (с 2019 года) — Самарская область — Челябинская область (с 2020 года) — Москва (2013–2017 гг.) — Московская область (с 2020 года) — Москва (с 2020 года) — Москва (2017–2020 гг.)

Старые и новые коды

На 2021 год выделяется 38 старых кодов, выдача автомобильных номеров с которыми не производится либо будет прекращена в ближайшем будущем: 02, 16, 20, 22, 23, 24, 25, 34, 42, 47, 50, 52, 54, 59, 61, 63, 66, 74, 77, 78, 81, 86, 90, 93, 96, 97, 98, 99, 102, 123, 150, 177, 190, 197, 199, 750, 777, 799. Взамен старых кодов используются 29 новых. Список новых кодов с указанием года ввода в действие:

  • 2000 г. — 95 (Чеченская Республика)
  • 2005 г. — 125 (Приморский край)
  • 2006 г. — 116 (Республика Татарстан)
  • 2007 г. — 161 (Ростовская область), 163 (Самарская область), 174 (Челябинская область)
  • 2009 г. — 124 (Красноярский край), 152 (Нижегородская область)
  • 2010 г. — 154 (Новосибирская область), 159 (Пермский край), 178 (Санкт-Петербург)
  • 2011 г. — 142 (Кемеровская область)
  • 2012 г. — 134 (Волгоградская область), 186 (Ханты-Мансийский автономный округ)
  • 2013 г. — 196 (Свердловская область)
  • 2014 г. — 82 (Республика Крым), 92 (Севастополь)
  • 2017 г. — 716 (Республика Татарстан)
  • 2018 г. — 198 (Санкт-Петербург)
  • 2019 г. — 761 (Ростовская область), 122 (Алтайский край), 193 (Краснодарский край), 147 (Ленинградская область), 702 (Республика Башкортостан)
  • 2020 г. — 790 (Московская область), 797 (Москва), 774 (Челябинская область), 156 (Оренбургская область), 172 (Тюменская область).

Регионы с несколькими кодами

  • Алтайский край — 22, 122
  • Волгоградская область — 34, 134
  • Кемеровская область — 42, 142
  • Краснодарский край — 23, 93, 123, 193
  • Красноярский край — 24, 124
  • Ленинградская область — 47, 147
  • Москва — 77, 97, 99, 177, 197, 199, 777, 797, 799
  • Московская область — 50, 90, 150, 190, 750, 790
  • Нижегородская область — 52, 152
  • Новосибирская область — 54, 154
  • Оренбургская область — 56, 156
  • Пермский край — 59, 81, 159
  • Приморский край — 25, 125
  • Республика Башкортостан — 02, 102, 702
  • Республика Татарстан — 16, 116, 716
  • Ростовская область — 61, 161, 761
  • Самарская область — 63, 163
  • Санкт-Петербург — 78, 98, 178, 198
  • Свердловская область — 66, 96, 196
  • Тюменская область — 72, 172
  • Ханты-Мансийский автономный округ — 86, 186
  • Челябинская область — 74, 174, 774
  • Чеченская Республика — 20, 95

На 2021 год всего субъектов РФ с несколькими автомобильными кодами 23. Больше всего кодов у Москвы и Московской области.

Пояснения и комментарии

Согласно Приказу МВД от 26 июня 2013 года № 478 в 2013 году введены трехзначные коды с первой цифрой 7 (777, 779, 799 и др.). Вместо ожидаемой 2 используется цифра 7, так как а) 2 не вписывается в отведенное под код региона пространство на регистрационном знаке, б) 7 лучше распознается камерами фиксации правонарушений. Однако ограниченная серия номеров с кодами 277 и 299 все же выдавалась.

Согласно Приказу МВД от 5 января 2000 года № 5 в 2000 году все автомобильные номера Чеченской республики были заменены: вместо кода 20 стал использоваться код 95. Номера с кодом 20 больше на дорогах не встретить. Такая мера связана с противодействием ситуации по скоплению криминальных автомобилей на тот момент.

В связи с объединением и переименованием регионов по некоторым кодам произошли изменения:

  1. У Пермского края три кода: 59, 81, 159. Код 81 выбивается из логики. Это связано с тем, что 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий Автономный округ (код 81) и Пермская область (код 59) были объединены в Пермский край. Соответственно, код 81 перешёл к Пермскому краю.
  2. В 2014 году в Крыму до введения кодов 82 и 92 выдавались регистрационные номера с кодами 23, 123 (коды Краснодарского края) и 777 (код Москвы).
  3. Код 88 до 2007 года имел Эвенкийский АО, с 2007 года — Красноярский край.
  4. Код 75 до 1 марта 2008 года имела Читинская область, с 1 марта 2008 года — Забайкальский край.

Согласно Приказу МВД от 7 августа 2013 года № 605 при перепродаже автомобиля разрешается оставлять старые номера. Замена на новые номера может быть осуществлена по желанию нового владельца. Таким образом, привязка кода на автомобильном номере к региону проживания/прописки собственника перестает быть актуальной.

Новый формат

С 1 января 2019 года согласно Приказу Росстандарта N 555-cт утверждается новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» взамен старого ГОСТ Р 50577-93. Вводятся новые 10 типов номерных знаков для транспортных средств в зависимости от вида и категории транспортного средства: мотоциклы, квадрациклы, машины с креплениями под «квадратные» номера, спортивные, ретроавтомобили.

В Правительстве обсуждается вопрос изменения формата автомобильных номеров. Планируется отказаться от номеров регионов и увеличить комбинацию из цифр и букв. Привязка к номеру региона в настоящее время потеряла актуальность, так как регион прописки собственника транспортного средства и регион регистрации транспортного средства могут не совпадать — автомобилистам разрешается сохранять старые номера при покупке подержанного автомобиля. Увеличение комбинации из букв и цифр позволит избежать дефицита вариантов для регионов с большим числом машин и сделает номера более близкими к европейскому формату. Кроме того, обсуждается возможность установки в номера электронных чипов для удалённого считывания регистрационных данных транспортного средства.

Также рассматривается идея от рабочей группы НТИ «Автонет» о введении в России номеров зеленого цвета для электромобилей.

Информация об автомобильных кодах регионов сформирована на основе опубликованных данных ГИБДД. Дата актуализации данных: 15.09.2020.

Читайте также: