Масло шел из газа

Обновлено: 30.06.2024

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Концерн Шелл же в течение нескольких десятков лет создает продукт, пока что недоступный конкурентам – моторное мало из газа – по специальной технологии, разработанной инженерами-технологами компании. Переводя природный газ в жидкое состояние, они смогли получить чистейшее базовое масло, имеющее высокие качественны характеристики.

Моторное масло из газа (GTL)

Моторное масло из газа

Сегодня на автомобильном рынке можно встретить огромное количество видов моторных масел, различающихся и по качеству, и по методу производства, и по цене. Очень дорого стоит смазка, изготовленная методом органического синтеза и отличающаяся высоким качеством. Минеральные масла производятся из очищенных, прошедших переработку нефтепродуктов. Стоимость такого продукта намного меньше, но качество уступает синтетическим продуктам. Несколько лет назад фирма Shell Lubric NTS Marketing смогла создать моторное масло из газа – новейший смазочный материал, сразу привлекший внимание.

Технологический процесс изготовления смазки из газа

Чтобы создать такое масло, необходимо иметь дорогостоящую аппаратуру, позволяющую провести сложнейший химический процесс. В качестве сырья для изготовления используется:

  • Метан;
  • Кислород.

Надо сказать, что метан был выбран не случайно. В его составе отсутствуют вредные примеси, встречающиеся в больших количествах в других нефтепродуктах. В какой последовательности проходят технологические операции:

  • Необходимое количество газов подается в установку.
  • Начинается процесс газификации поступивших веществ. В результате происходит создание нового синтез-газа.
  • Затем, полученное вещество отправляется в реактор, где оно перемешивается со специальными катализаторами. Они дают начало синтезу жидких углеводородов.
  • После выхода продукции из реактора, новое вещество оставляют отстаиваться на несколько часов, выдерживая температуру окружающей атмосферы. Она изменяет структуру вещества. Из очень жидкого оно становится воскообразным.

Завершающей операцией становится гидрокрекинг. Другими словами, происходит расщепление длинных углеродных цепочек на мелкие. Именно от этого процесса в дальнейшем зависит качество смазывающего материала.

Какие преимущества характерны для смазки из газа

Структура моторного масла из природного газа никогда не меняется. В результате двигатель может нормально работать при любой температуре. Ему не страшна жара или большой мороз. Такое качество оценили водители гоночных автомобилей, на которых установлены мощные двигатели.

Процесс получения газового автомасла стоит не очень дорого, поэтому можно легко открыть оптовое производство.

Благодаря технологии Shell PurePlus значительно экономится топливо, примерно на 2-3%.

В состав входят самые разные присадки, придающие продукту свойства синтетической смазки. Очень качественной считается синтетика Helix Ultra, изготовленная на базе технологического процесса Shell PurePlus.

Смазка отличается великолепными свойствами. Она надежно защищает все детали двигательной системы, особенно трущиеся поверхности, от преждевременного износа. В результате увеличивается срок работы двигателя и, соответственно, отодвигается необходимость капитального ремонта.

Стоимость такого масла обычно не превышает цены на аналогичные виды синтетических смазывающих жидкостей. Однако его характеристики намного выше. Двигатель, работающий на нем, всегда остается чистым, даже после пробега 2000 км. В моторе можно обнаружить только следы от сгоревшего топлива.

Уже сейчас становится понятно, насколько сильно масло из газа Helix Ultra отличается своими характеристиками от обыкновенных смазывающих продуктов. Его применение делают работу двигателя стабильной и плавной. Состав увеличивает мощность движка, а в выхлопе не обнаруживается вредных веществ. Можно сказать, что моторное масло из газа не загрязняет окружающую атмосферу.

Сегодня только компания «Шелл» остается единственным изготовителем масла на основе газа. Возможно, очень скоро таким производством займутся и мировые нефтяные компании.

Моторное масло из природного газа

В 1970 году компания «Shell» произвела небывалый прорыв в производстве топлива и смазок. Имея мощную для того времени научную базу, концерн впервые в мире смог преобразовать газообразное вещество в жидкость. И вот уже полвека никто не может повторить подобное. Оставаясь монополистами в данной области, ученые пошли дальше и на основе своих открытий выпустили масло моторное из газа, которое по всем своим характеристикам превосходит аналоги из нефтепродуктов.

Что представляет собой моторное масло из газа

В шестидесятые годы двадцатого века, занимаясь нефтяными скважинами, компания впервые для себя открыла месторождение природного газа. Заняться исследованием нового сырья ученых заставило не только любопытство. В это время в мире свирепствовал нефтяной кризис, и дальновидные руководители концерна решили вложить немалые деньги в разработку проекта, в надежде на будущую перспективу.

Осознав, что природные ресурсы не бесконечны, человечество стало искать им замену. На помощь минеральным маслам пришли синтетические. Качество такого искусственного масла бывает в разы выше природного. Но из-за сложности производства цена таких смазок тоже может подняться в несколько раз.

Лаборант в лаборатории

Масло, изготовленное из природного газа, имеет все положительные свойства минеральных смазок. А при добавлении запатентованных фирмой активных присадок становится синтетическим, со всеми вытекающими последствиями для общей характеристики. Соединение двух разных по природе факторов имеет свои плюсы и минусы. Причем положительная сторона перевешивает отрицательную во много раз. Это подтверждает моторная смазка Helix Ultra.

Двигатели автомобилей, использующих это масло, меньше подвержены износу и остаются чистыми намного дольше своих собратьев, эксплуатирующих даже лучшие сорта синтетических смазок. К тому же расход топлива становится меньше.

Завод

Технология производства масла

В отличии от сырья из нефти, у метана отсутствуют примеси. Поэтому он лучше всего подходит для переработки. Название Gas – TO – Liquid дословно переводится, как «газ в жидкость». А аббревиатура «GTL» стала логотипом линейки масел, созданных по этой технологии.

GTL Project

Первоначально метан превращают в новый синтез газ. Для этого его окисляют (воздействуют кислородом) в специальной установке, откуда он направляется для дальнейшей обработки в специальный реактор, но уже в виде «маленьких молекул» угарного газа и водорода. В реакторе при взаимодействии с катализатором и происходит синтез жидких углеводородов.

Важно! Это действие называется процессом синтеза Фишера — Тропша и открыто оно еще сто лет назад. Но на данный момент только компания Shell имеет такое сверхдорогостоящее оборудование для промышленного производства по этому методу.

Затем полученная жидкость вытекает из реактора, охлаждается по пути естественным образом и загустевает до состояния парафина. По сути это и есть базовое масло, имеющее длинную молекулярную цепочку. Такой синтез назвали технологией «Shell Pure Plus». Помимо получения базового продукта, главной целью всего процесса является достижение максимально возможного качества. От этого напрямую зависит кондиция всех конечных изделий.

GTL

На самой финальной стадии происходит гидрокрекинг – разделение длинных цепочек углеводорода на небольшие части. Такие гидрокрекинговые цепочки содержат в себе: искомое GTL масло, дизельное топливо, керосин, бензин и моющие средства. Присутствует даже сырье, из которого производят пластик и косметику.

Преимущества GTL масла

Партнерами концерна «Shell» являются такие монстры автомобилестроения, как Ferrari и Maserati. Эти компании давно и целиком перешли на использование GTL масла. Причем не только для гоночных болидов, но и для машин повседневного использования. Этот факт только доказывает превосходство данного масла над другими смазками. Отзывы экспертов этих компаний подтверждают, что продукт:

  • является экологически чистым;
  • имеет природную основу с синтетическими свойствами;
  • способствует экономии топлива;
  • надежно защищает двигатель;
  • доступен по цене (успешно конкурирует с самыми лучшими синтетическими смазками).

Природное сырье, усиленное искусственными присадками, при сгорании не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Великолепные свойства конечного продукта усиливают защиту от трения, продлевая жизнь мотору автомобиля. Масло позволяет экономить 2-3% топлива, увеличивая мощность двигателя своим составом. Причем мотор остается чистым, даже если машина проехала более 2000 км.

Двигатель

Дорогостоящим является только оборудование для изготовления GTL масла. Само производство относительно недорогое. Как следствие, при отличном качестве цена рыночного товара не выше, чем у конкурентов.

Интервалы замены

По словам руководителя лаборатории компании Shell, частая замена масла только улучшит общее состояние мотора, и он не узнает, что такое износ или отложения. Под словом «часто» подразумевалось расстояние в 5000 км. Автобаны Европы позволяют без проблем для двигателя проехать до 30 000 км. А вот по российским дорогам рекомендуется замена масла после каждых 15 000 км.

Уже сейчас ясно, что за такими смазками будущее: экологически чистый выхлоп при сгорании в совокупности с правильно организованным производством. Недалеко то время, когда все городские свалки будут оборудованы многопрофильными комбинатами. Ведь при переработке мусора нетрудно добывать метан. А кислород можно брать прямо из воздуха.

Shell Helix Ultra ECT C3 5W-30: чистейшее моторное масло из природного газа

Всемирно известная нефтяная компания Шелл была создана в 1907 году. С тех пор она является лидером по добыче и переработке нефти. Ассортимент компании насчитывает большое количество различных масел. Но особого внимания заслуживает Shell Helix Ultra ECT C3 вязкостью 5W-30. У Британо– Нидерландской компании заводы расположены по всему миру, что дает неоспоримые преимущества, связанные с логистикой. Так же собственная добыча нефти и газа позволяет контролировать процесс изготовления масел от начала и до конца, следить за качеством и постоянно совершенствовать его.

  • 1 Описание
  • 2 Область применения
  • 3 Технические характеристики
  • 4 Допуски, одобрения и спецификации
  • 5 Форма выпуска
  • 6 Как расшифровывается 5W-30
  • 7 Преимущества и недостатки
  • 8 Как отличить подделку
  • 9 Отзывы
  • 10 Итог

Описание

Моторное масло изготовлено по полностью синтетической технологии PurePlus, запатентованной самой компанией. По данной технологии продукт изготавливается не из нефти, как делают большинство компаний – производителей моторных масел, а из природного газа. Это дает низкую испаряемость, устойчивую молекулярную структуру, более чистую базу. Данные параметры способствуют эксплуатации при больших интервалах замены, нежели на маслах, изготовленных по традиционной технологии – из нефти. Так же у автомасла очень хорошие низкотемпературные свойства. Благодаря этому облегчается запуск двигателя в холодные времена года. Еще одной технологией, используемой в масле, является ActiveCleansing. Она призвана эффективно очищать двигатель от отложений, вызванных продуктами сгорания топлива. Так же особенностью смазки, является его благоприятное воздействие на системы нейтрализации выхлопа. Это достигается путем меньшего содержания в масле золы, серы и фосфора. Благодаря низкой вязкости, достигается экономия топлива до 1,7%.

Область применения

Моторная жидкость может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, турбированных и атмосферных. С выхлопными системами, оборудованными каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Из-за своих низкотемпературных свойств, может эксплуатироваться как в холодом, так и в жарком климате. Рекомендуется заливка в большинство моделей Mercedes-Benz, Volkswagen, включая последние модели Tiguan, Touareg, Passat, Golf, Polo Sedan, BMW x1, x3, x5, x6, 3, 5 и 7 серии, Opel Astra H, Astra J, Opel Corsa, Chevrolet Cruze с двигателями 1,6 и 1,8, Aveo предыдущего и последнего кузова.

Технические характеристики

Масляный состав обладает следующими техническими характеристиками

Показатель Значение
Кинематическая вязкость при 40℃ по методу ASTM D445 69,02 мм²/с
Кинематическая вязкость при 100℃ по методу ASTM D445 12,11 мм²/с
Температура вспышки по методу ASTM D92 238℃
Температура застывания по методу ASTM D97 -45℃
Индекс вязкости по методу ASTM D2270 174

Допуски, одобрения и спецификации

Автомасло имеет допуски:

Форма выпуска

У Шелл Хеликс Ультра достаточно широкий выбор фасовки. Начиная от литровых канистр, используемых для доливки, заканчивая 209 литровыми бочками, используемыми в организациях с большим парком автомобилей. Популярные фасовки и артикулы указаны ниже:

Объем Артикул
1 л. 550040578 (производство Россия)
4 л. 550040577 (производство Россия)
55 л. 550042823 (производство Россия)
209 л. 550042848 (производство Россия), металлическая бочка

Как расшифровывается 5W-30

Вязкость масла обозначается по спецификации SAE. Делятся они на летние, зимние и всесезонные. Летние масла, как уже понятно из названия, эксплуатируются летом. Зимой они будут рано застывать, и запуск двигателя не будет возможен. Зимние масла допускают эксплуатацию в холодное время года. Смазка будет иметь хорошую прокручиваемость двигателя при низких температурах, что обеспечит уверенный запуск мотора. Но летом данные масла не будут обеспечивать стабильной смазки деталей двигателя. Всесезонные масла допускают эксплуатацию, как зимой, так и летом, что значительно облегчает эксплуатацию автомобиля. Ведь нет необходимости менять смазку в зависимости от сезона.

Зимняя вязкость обозначаются буквой W. Например, 0W, 5W. Чем меньше первая цифра, тем ниже у масла температура застывания. Летние масла обозначаются цифрой. К примеру, SAE 30, SAE 40. Чем больше данный показатель, тем более толстая масляная пленка образуется при высоких температурах. Летний показатель стоит подбирать строго по рекомендации производителя, так как в данном параметре производитель учитывает конструктивные особенности двигателя, такие как производительность масляного насоса, пропускная способность масляных каналов, зазоры и так далее. Всесезонные масла обозначаются обоими параметрами, включая в себя зимний показатель и летний. Примеры обозначений 0W40, 5W30.

У данного состава температурный диапазон составляет от -35 до 30 градусов Цельсия.

Преимущества и недостатки

К преимуществам продукта обязательно стоит отнести его базу, изготовленную на основе газа, более чистую и стабильную, по отношению к маслам, сделанным из нефти. Это передовые технологии, которые позволяют перейти на новый уровень изготовления масел. Данными технологиями обладают единицы производителей. Можно уверенно утверждать, что масла на основе газа еще долго не появится у других нефтяных гигантов. Так же к преимуществам можно отнести большой список допусков и одобрений, который можно встретить далеко не у всех производителей. Это говорит о высоких характеристиках масла, обеспечивающих максимальную защиту и чистоту двигателя.

Как отличить подделку

Так как компания занимает лидирующие позиции по продажам смазочных материалов на территории Российской Федерации, подделки в магазинах встречаются довольно часто. К основным отличительным сторонам подделки стоит отнести следующие факторы:

  • Пластик, из которого изготовлена канистра. На подделке он будет более тонким. Возможно, местами прозрачным.
  • Страна производства. Так как завод в России работает уже достаточно давно, все канистры должны быть нашего производства. Если встретили надпись о том, что оно изготовлено в Европе, это повод насторожиться.
  • Голограмма на крышке. Сейчас все канистры, произведенные в России, комплектуются голограммой. По ней можно узнать оригинальность продукта. Для этого нужно отклеить верхнюю часть наклейки, под ней будет QR код. С помощью мобильного телефона его отсканировать и перейти по ссылке. Откроется сайт с проверкой оригинальности по коду и будет выдан результат с количеством проверок данного кода. Так же можно ввести на сайте компании код, который находится под наклейкой вручную.
  • Низкая цена. Если цена значительно ниже, чем в других магазинах, это должно насторожить. Допускается разброс цен в диапазоне 5-10% максимум.

Отзывы

Максим, Honda Accord

Использую масло вот уже несколько лет. С переходом на него двигатель стал работать лучше, расход топлива сократился. Масло дорогое, но я готов переплатить за качество.

Сам я в маслах не силен, поэтому воспользовался советом знакомого механика. И не прогадал. В морозы завожусь без проблем, в нормальные температуры на работу движка тоже не жалуюсь. Расход на угар отсутствует, доливать не приходится.

Денис, Hyundai Solaris

С самой покупки автомобиля использую только этот продукт. Меняю его каждые 10000 км. Заводился до -30, при более низких температурах не пробовал. Есть негативные отзывы, но там люди попадали на контрафакт. Сам же я покупаю только у официальных представителей, чтобы не нарваться на подделку.

Масла Shell Helix Ultra являются одними из самых современных. У них превосходные характеристики, большой список допусков, высокотехнологичные основы. К преимуществам можно также отнести хорошую защиту от подделок, что значительно уменьшает вероятность стать жертвой злоумышленников.

Масло из газа: что это такое и стоит ли брать?

Нет, я не ошибся, масло из газа! Как такое вообще возможно? Как может быть, что моторное масло делается не из нефти, а из газа? Он же жидкий! И не вредно ли это для двигателя? Давайте разбираться.

Первые разработки в данной области начали проводиться еще в 70-х годах прошлого столетия, когда начинались так популярные сейчас проекты по защите окружающей среды. Тогда ученые подсчитали, что если мировое производство продолжит потреблять энергоресурсы по нарастающей, то уже к середине следующего столетия мир останется без углеводородов. Надо было искать альтернативные пути, и масло из природного газа - один из них.

Весь процесс производства довольно сложен и описать его в деталях я, конечно же, не смогу, да это и не нужно. Достаточно лишь понимать, что газ при помощи химических катализаторов переходит в жидкое состояние. После этого к жидкости добавляются различные присадки, и - вуаля - масло готово!

Ученые говорят, что это прорыв в науке и технике: за таким видом масел будущее. Можете считать меня ретроградом, но лично я думаю, что масло должно быть либо из нефти, либо полностью синтетическим. Сырая нефть содержит в себе множество фракций, так что минеральное или полусинтетическое масло обеспечивает хорошие смазывающие свойства для двигателя. Полностью синтетика создается уже абсолютно из других материалов, "заточенных" именно под смазывание деталей двигателя.

В случае же с газом не совсем понятно, к чему такая забота об окружающей среде? Ведь на производство масла идет не так уж и много нефти: на производство различных видов топлива в разы больше. А масло "синтетика" вообще не имеет отношения к нефти. Думаю, что масло из газа - это ловкий маркетинговых ход, которых позволяет привлечь новых покупателей. Газ намного дешевле, чем нефть, а продают такое масло подчас дороже неплохой "синтетики". Поэтому считаю, что целесообразности в его покупке сейчас нет никакой.

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

«Это новаторская технология, и говорить о ней можно много. Но резюмировать я могу коротко: это невероятно! И то, о чем мы хотим вам рассказать, является настоящим прорывом в области производства моторных масел», — так эмоционально начал представление нового продукта вице-президент Shell Lubric NTS Marketing Эндрю Хепхер. Заинтриговал Эндрю…

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Пилотная установка GTL Технологического центра в Амстердаме

ОТ ИДЕИ ДО ОСНОВЫ

С точки зрения массового потребителя, моторные масла делятся на хорошие и плохие. Любая дорогая «синтетика» — это хорошо. А внутри линейки находящегося на слуху бренда — все масло масляное. Притом что инженеры-разработчики подобных продуктов готовы часами рассказывать о нюансах процессов. И специалисты Технологического центра концерна Шелл, находящегося в Амстердаме (всего концерн имеет 6 подобных центров), исключением не являются. А что касаетсясамой работы, то ежегодно концерн Шелл инвестирует в научно-технические разработки более $1 млрд. Столь высокие инвестиции — вещь во многом вынужденная. Считается, что к середине текущего века спрос на энергоносители вырастет вдвое. А чем больше будет использовано энергоносителей, тем больше будет выбросов в атмосферу. Поэтому в концерне Шелл взят курс на использование новых, более чистых источников энергии. Так, в поисках тех самых источников, более пристальное внимание было обращено на природный газ. И это не сиюминутное изменение вектора. Еще в 1970-х годах в концерне Шелл начались работынад технологией Gas-To-Liquid («газ в жидкость»), сокращенно GTL. Это было реакцией производителей на нефтяной кризис на Ближнем Востоке. Но тогда, на лабораторном уровне, удавалось производить лишь несколько граммов базового масла в день. Десять лет спустя была построена пилотная установка и оптимизирован процесс превращения природного газа в жидкие углеводороды с использованием катализаторов. Реальность коммерческого использования этой революционной технологии была доказана в 1990-х, когда в Малайзии была запущена первая промышленная установка концерна, работающая по технологии GTL. А в 2012 году в Катаре введен в строй крупнейший завод Pearl GTL. Сегодня концерн Шелл выводит на рынок новую линейку полностью синтетических моторных масел, но речь в амстердамском Технологическом центре шла не столько о готовом продукте, сколько о базовом масле, произведенном по уникальной технологии Shell PurePlus. Технология действительно уникальная: буквально каждый шаг разработки был запатентован, и на выходе готового продукта в концерне Шелл насчитали более 3500 патентов только по этой теме. А что касается столь пристального внимания к базовым маслам, то в этом нет ничего удивительного — в формуле современных высококачественных масел 90 % составляет именно «база».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Если вы услышите сигнал тревоги, следуйте моим указаниям», — технолог лабораторной установки, работающей по процессу GTL, начал с инструктажа по технике безопасности. Вообще, вопросам безопасности в Технологическом центре уделяется особое внимание. А затем был урок химии, преподанный в столь популярной форме, что так и хотелось спросить: а почему конкуренты не додумались до подобного процесса? Правда, тут же вспомнилась и 40-летняя история разработок концерна Шелл… Что же касается самого принципа процесса GTL, то все начинается с подачи в установку природного газа метана и кислорода (преимущество газовых ингредиентов состоит и в том, что в метане нет примесей, характерных для сырой нефти), после чего происходит этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Затем синтез-газ поступает в реактор, где при посредстве катализатора происходит синтезирование жидких углеводородов (процесс синтеза Фишера — Тропша). На выходе из реактора жидкость при температуре окружающей среды превращается в воскообразную массу, имеющую длинную молекулярную цепочку. Следующим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг, в результате которого та самая длинная цепь углеводородов делится на более короткие цепочки, представляющие собой разные фракции: собственно базовое масло, дизель, керосин и т. п. Побочными продуктами производства могут быть и моющие средства, и «исходники» для производства пластика, и материалы для косметической промышленности… Преимущество подобного процесса еще и в том, что здесь можно избирательно, на молекулярном уровне, определять качественный состав продукта. «Качество базового масла является ключом и к качеству конечного продукта, — говорит Селда Гюнсел, возглавляющая отдел технологий. — Базовое масло, произведенное по нашей технологии Shell PurePlus, обладает высокими качествами из-за химического состава, созданного на молекулярном уровне. Оно очень стабильно как при крайне высоких, так и при очень низких температурах, отличается низкой летучестью. Добавив к нему наши запатентованные активные присадки, мы получили полностью синтетическое моторное масло Helix Ultra, изготовленное с использованием технологии Shell PurePlus, обладающее прекрасными качествами по защите от износа и очистке самых мощных на сегодняшний день двигателей. Есть и еще одна причина, по которой мы столь тщательно работаем над качеством масел: чем выше их свойства, тем большей экономии топлива мы можем добиться. С нашей линейкой Helix Ultra с технологией Shell PurePlus мы рассчитываем снизить этот показатель на 3 %. Скажете, немного? Но если учесть, сколько автомобилей ездит по нашим дорогам, цифры будут впечатляющими».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

НА ГРАНИ

Говоря о «самых мощных на сегодняшний день двигателях», Селда Гюнсел не погрешила против истины: еще в 1930-х годах началось сотрудничество концерна Шелл и Энцо Феррари, а когда в 1947 году с производственной линии фабрики в Маранелло сошли первые Ferrari, в их двигателях было масло Shell. И сегодня связи Шелл и Ferrari неразрывны, включая совместную работу в «Формуле-1». Посещение Технологического центра в Амстердаме проходило накануне Гран-при Испании, поэтому вопросы, задаваемые Марку Уэкаму, возглавляющему отдел, занимающийся разработкой «спортивных» масел, в большей степени были посвящены «королевским гонкам». Смысл своей работы в «Формуле-1» Марк сформулировал кратко: «Достичь победы, соблюдая все правила и технические требования». Что же касается разработки масел для двигателей, работающих на грани возможностей, то здесь особых трудностей для своего отдела Марк Уэкам не видит: «Мы были на сто процентов готовы к работе в условиях новых технических требований 2014 года. Турбированные моторы? У нас накоплен большой опыт по работе с такими двигателями. Высокие обороты? Еще в прошлом году двигатели «раскручивались» до 18 000 об/мин, а сейчас они достигают порядка 12 500… Действительно, производители моторов нередко ставят перед нами новые задачи, но мы с этим справляемся, так как всегда стараемся работать на опережение, прогнозировать тенденции. Более трудной задачей я считаю работу в условиях инноваций мощных двигателей дорожных автомобилей Ferrari и Maserati, еще одного партнера концерна Шелл. Здесь надо учитывать, что владельцы этих машин используют их не только на гоночных треках, но и для повседневной езды. И масло должно сохранять свои характеристики отнюдь не для 300 километров дистанции гонок «Формулы-1». Главное в том, что масло и для обычных машин, и для болидов «Формулы-1» не должно иметь компромиссов».

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

НА ПРОМЫШЛЕННОМ УРОВНЕ

В своем выступлении Селда Гюнсел много говорила о новых тенденциях в разработке масел, но закончила его фразой: «Одного новаторства недостаточно — нужно вывести разработки на коммерческий рынок. И практическое применение разработанного нами продукта является важнейшим компонентом». Подтверждением этих слов Селды является завод Pearl GTL, построенный два года назад в Катаре, промышленная установка GTL которого может производить в год 1 млн тонн базового масла. Это значит, что в год можно заменить масло в 250 млн двигателей. Снабжается завод природным газом из второго по величине месторождения, находящегося в 40 км от Катара, а восемь кислородных установок (самые крупные в мире) получают кислород из воздуха со степенью очистки 99,5 %. Вообще, рассказывая о заводе в Катаре, сотрудники концерна Шелл любят оперировать цифрами. Площадь, которую занимает завод, — 1,5 км х 1,5 км, а в заключительной стадии строительства там работало более 50 000 рабочих из 50 стран. Количества стали, использованной при строительстве, хватило бы для постройки десяти Эйфелевых башен, бетона было использовано в два раза больше, чем ушло на строительство самой высокой в мире башни в Дубаи… Но это уже так, к слову.

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Почему моторное масло из природного газа лучше, чем из нефти

Сразу скажем, что для портала «АвтоВзгляд» знакомство с таким производством не стало экстраординарным событием – мы не раз бывали на иностранных и отечественных предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе и на зарубежных заводах Shell. Так что сравнить есть с чем. Однако впечатления от посещения завода в Торжке оказались куда более запоминающимися, чем мы ожидали.


Так, например, здесь для приготовления масел используется установка последнего поколения, работающая по принципу «смешивание в потоке» (технология SМB). В смесительной установке данного типа происходит одновременная подача в трубу всех необходимых компонентов с определенной скоростью, что обеспечивает их смешение в нужной пропорции, причем с высокой точностью. Скорость смешивания (компаундирования) на установке, работающей по технологии SМB, составляет около 60 000 в час. Это в несколько раз больше, чем при работе традиционной смесительной установки, где перемешивание осуществляется лопастями. В Торжке, впрочем, есть и такое смесительное оборудование, но даже в нем используются не обычные, а особые лопасти, созданные на основе уникальных запатентованных разработок.


Оригинальные технические решения применены и в цехе розлива и фасовки готовых масел. Одна из главных особенностей процесса – автоматический манифольд. Это своего рода трубопроводный коммутатор, перераспределяющий потоки того или иного вида продукции, поступающей из емкостей-хранилищ, на линии розлива. Здесь тоже есть свой нюанс: чтобы разные продукты не смешивались в каналах манифольда, каждый трубопровод после отгрузки нужного количества масла обязательно подвергают пневмоочистке с помощью полимерно-резиновых пыжей (так называемых пигов). Понятно, что техническая реализация любой из этих операций весьма сложна и трудоемка. Поэтому все процессы производства автоматизированы и управляются из диспетчерской – в полном соответствии с самыми современными промышленными стандартами.


Но, как говорится, инновации – инновациями, а контроль качества продукции никто не отменял. Этот процесс в компании возведен в абсолют, причем значительная доля контролирующих операций отводится заводской лаборатории Shell. Ее специалисты отслеживают все этапы производства, начиная от анализа присадок и базовых масел, и заканчивая контролем качества готового продукта. Полученные в лаборатории данные тестов моментально поступают в единые корпоративные базы электронных систем GSAP и Lubcel, которые проверяют корректность представленных результатов и их соответствие требуемым параметрам. Такой двойной контроль гарантирует, что масла, произведенные на заводе в Торжке, по своему качеству ничем не отличаются от аналогичных продуктов, выпущенных на любом другом заводе бренда.


Отвечая на вопросы журналистов, директор комплекса Константин Рубин рассказал, что после выхода на полную мощность, завод будет выпускать широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В продажу они поступают под марками Helix и Rimula (масла для легкового и коммерческих транспорта соответственно), Tellus, Spirax и Omala (индустриальные смазки).


Инновационные технологии лежат и в основе производства новой линейки синтетических моторных масел Shell Helix Ultra, созданных на основе технологии PurePlus. Напомним, что эти масла с технологией PurePlus делают из природного газа, а не из нефти. Благодаря процессу газожидкостной конверсии получается кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти. Дело в том, что «база» на основе природного газа состоит из молекул с прочными молекулярными связями, более устойчивыми к воздействию жестких условий эксплуатации. В итоге обеспечивается легкий запуск двигателя даже при экстремально низких температурах, устойчивость к воздействию высоких температур, а также способность удалять отложения, образовавшиеся в системе смазки при использовании обычных моторных масел. Более того, сочетание технологий Shell PurePlus и Active Cleansing в линейке масел Shell Helix Ultra обеспечивает высокий уровень чистоты двигателя.


Очевидно, что выпуская столь высокотехнологичные масла, Shell была просто обязана внедрить и новые способы их защиты от подделок, что представители компании наглядно продемонстрировали порталу «АвтоВзгляд». Это уникальные защитные голограммы нового поколения. Каждая из них состоит из нескольких слоев и обеспечивает многоуровневую защиту, включая расположенные на одном из слоев QR-код (его можно сканировать смартфоном), а также 16-значный код, который предназначен для проверки подлинности продукции на фирменном сайте. Таким образом, потребитель получает полную информацию о приобретаемом продукте и может убедиться в том, что он купил именно оригинальную продукцию. На заводе в Торжке защитные голограммы наносятся с марта этого года, правда, пока только на бочки объемом 209 л, но, как заверил нас руководитель предприятия, совсем скоро подобные голографические наклейки появятся и на пластиковых канистрах масел Shell.

Масло из газа: как получить, и зачем оно нужно

«Это новаторская технология, и говорить о ней можно много. Но резюмировать я могу коротко: это невероятно! И то, о чем мы хотим вам рассказать, является настоящим прорывом в области производства моторных масел», — так эмоционально начал представление нового продукта вице-президент Shell Lubric NTS Marketing Эндрю Хепхер. Заинтриговал Эндрю…

Пилотная установка GTL Технологического центра в Амстердаме

ОТ ИДЕИ ДО ОСНОВЫ

С точки зрения массового потребителя, моторные масла делятся на хорошие и плохие. Любая дорогая «синтетика» — это хорошо. А внутри линейки находящегося на слуху бренда — все масло масляное. Притом что инженеры-разработчики подобных продуктов готовы часами рассказывать о нюансах процессов. И специалисты Технологического центра концерна Шелл, находящегося в Амстердаме (всего концерн имеет 6 подобных центров), исключением не являются. А что касаетсясамой работы, то ежегодно концерн Шелл инвестирует в научно-технические разработки более $1 млрд. Столь высокие инвестиции — вещь во многом вынужденная. Считается, что к середине текущего века спрос на энергоносители вырастет вдвое. А чем больше будет использовано энергоносителей, тем больше будет выбросов в атмосферу. Поэтому в концерне Шелл взят курс на использование новых, более чистых источников энергии. Так, в поисках тех самых источников, более пристальное внимание было обращено на природный газ. И это не сиюминутное изменение вектора. Еще в 1970-х годах в концерне Шелл начались работынад технологией Gas-To-Liquid («газ в жидкость»), сокращенно GTL. Это было реакцией производителей на нефтяной кризис на Ближнем Востоке. Но тогда, на лабораторном уровне, удавалось производить лишь несколько граммов базового масла в день. Десять лет спустя была построена пилотная установка и оптимизирован процесс превращения природного газа в жидкие углеводороды с использованием катализаторов. Реальность коммерческого использования этой революционной технологии была доказана в 1990-х, когда в Малайзии была запущена первая промышленная установка концерна, работающая по технологии GTL. А в 2012 году в Катаре введен в строй крупнейший завод Pearl GTL. Сегодня концерн Шелл выводит на рынок новую линейку полностью синтетических моторных масел, но речь в амстердамском Технологическом центре шла не столько о готовом продукте, сколько о базовом масле, произведенном по уникальной технологии Shell PurePlus. Технология действительно уникальная: буквально каждый шаг разработки был запатентован, и на выходе готового продукта в концерне Шелл насчитали более 3500 патентов только по этой теме. А что касается столь пристального внимания к базовым маслам, то в этом нет ничего удивительного — в формуле современных высококачественных масел 90 % составляет именно «база».

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

«Если вы услышите сигнал тревоги, следуйте моим указаниям», — технолог лабораторной установки, работающей по процессу GTL, начал с инструктажа по технике безопасности. Вообще, вопросам безопасности в Технологическом центре уделяется особое внимание. А затем был урок химии, преподанный в столь популярной форме, что так и хотелось спросить: а почему конкуренты не додумались до подобного процесса? Правда, тут же вспомнилась и 40-летняя история разработок концерна Шелл… Что же касается самого принципа процесса GTL, то все начинается с подачи в установку природного газа метана и кислорода (преимущество газовых ингредиентов состоит и в том, что в метане нет примесей, характерных для сырой нефти), после чего происходит этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Затем синтез-газ поступает в реактор, где при посредстве катализатора происходит синтезирование жидких углеводородов (процесс синтеза Фишера — Тропша). На выходе из реактора жидкость при температуре окружающей среды превращается в воскообразную массу, имеющую длинную молекулярную цепочку. Следующим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг, в результате которого та самая длинная цепь углеводородов делится на более короткие цепочки, представляющие собой разные фракции: собственно базовое масло, дизель, керосин и т. п. Побочными продуктами производства могут быть и моющие средства, и «исходники» для производства пластика, и материалы для косметической промышленности… Преимущество подобного процесса еще и в том, что здесь можно избирательно, на молекулярном уровне, определять качественный состав продукта. «Качество базового масла является ключом и к качеству конечного продукта, — говорит Селда Гюнсел, возглавляющая отдел технологий. — Базовое масло, произведенное по нашей технологии Shell PurePlus, обладает высокими качествами из-за химического состава, созданного на молекулярном уровне. Оно очень стабильно как при крайне высоких, так и при очень низких температурах, отличается низкой летучестью. Добавив к нему наши запатентованные активные присадки, мы получили полностью синтетическое моторное масло Helix Ultra, изготовленное с использованием технологии Shell PurePlus, обладающее прекрасными качествами по защите от износа и очистке самых мощных на сегодняшний день двигателей. Есть и еще одна причина, по которой мы столь тщательно работаем над качеством масел: чем выше их свойства, тем большей экономии топлива мы можем добиться. С нашей линейкой Helix Ultra с технологией Shell PurePlus мы рассчитываем снизить этот показатель на 3 %. Скажете, немного? Но если учесть, сколько автомобилей ездит по нашим дорогам, цифры будут впечатляющими».

НА ГРАНИ

Говоря о «самых мощных на сегодняшний день двигателях», Селда Гюнсел не погрешила против истины: еще в 1930-х годах началось сотрудничество концерна Шелл и Энцо Феррари, а когда в 1947 году с производственной линии фабрики в Маранелло сошли первые Ferrari, в их двигателях было масло Shell. И сегодня связи Шелл и Ferrari неразрывны, включая совместную работу в «Формуле-1». Посещение Технологического центра в Амстердаме проходило накануне Гран-при Испании, поэтому вопросы, задаваемые Марку Уэкаму, возглавляющему отдел, занимающийся разработкой «спортивных» масел, в большей степени были посвящены «королевским гонкам». Смысл своей работы в «Формуле-1» Марк сформулировал кратко: «Достичь победы, соблюдая все правила и технические требования». Что же касается разработки масел для двигателей, работающих на грани возможностей, то здесь особых трудностей для своего отдела Марк Уэкам не видит: «Мы были на сто процентов готовы к работе в условиях новых технических требований 2014 года. Турбированные моторы? У нас накоплен большой опыт по работе с такими двигателями. Высокие обороты? Еще в прошлом году двигатели «раскручивались» до 18 000 об/мин, а сейчас они достигают порядка 12 500… Действительно, производители моторов нередко ставят перед нами новые задачи, но мы с этим справляемся, так как всегда стараемся работать на опережение, прогнозировать тенденции. Более трудной задачей я считаю работу в условиях инноваций мощных двигателей дорожных автомобилей Ferrari и Maserati, еще одного партнера концерна Шелл. Здесь надо учитывать, что владельцы этих машин используют их не только на гоночных треках, но и для повседневной езды. И масло должно сохранять свои характеристики отнюдь не для 300 километров дистанции гонок «Формулы-1». Главное в том, что масло и для обычных машин, и для болидов «Формулы-1» не должно иметь компромиссов».

НА ПРОМЫШЛЕННОМ УРОВНЕ

В своем выступлении Селда Гюнсел много говорила о новых тенденциях в разработке масел, но закончила его фразой: «Одного новаторства недостаточно — нужно вывести разработки на коммерческий рынок. И практическое применение разработанного нами продукта является важнейшим компонентом». Подтверждением этих слов Селды является завод Pearl GTL, построенный два года назад в Катаре, промышленная установка GTL которого может производить в год 1 млн тонн базового масла. Это значит, что в год можно заменить масло в 250 млн двигателей. Снабжается завод природным газом из второго по величине месторождения, находящегося в 40 км от Катара, а восемь кислородных установок (самые крупные в мире) получают кислород из воздуха со степенью очистки 99,5 %. Вообще, рассказывая о заводе в Катаре, сотрудники концерна Шелл любят оперировать цифрами. Площадь, которую занимает завод, — 1,5 км х 1,5 км, а в заключительной стадии строительства там работало более 50 000 рабочих из 50 стран. Количества стали, использованной при строительстве, хватило бы для постройки десяти Эйфелевых башен, бетона было использовано в два раза больше, чем ушло на строительство самой высокой в мире башни в Дубаи… Но это уже так, к слову.

Моторное масло из газа или технология Shell Pure Plus

Моторное масло из газа

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Про технологию производства

прозрачное как вода

готовый продукт, загуститель и присадки

готовый продукт, загуститель и присадки

Вы можете задать справедливый вопрос – а зачем вообще придумывать велосипед, делать масло из газа? Ведь остальные производители делают из нефти и вроде бы все у них хорошо?

Справедливый вопрос – причин такого, не побоюсь этого слова, «технического скачка», несколько.

Во-первых, газ добывается не в Германии или еще где-то в Европе, а получают его в Катаре, возить газ от туда в Европу очень дорого и экономически не обосновано. А вот производство базового масла и жидких топлив на мощностях крупнейшего завода (Pearl GTL), построенного «Шелл»в Катаре, вполне себя окупает.

Во-вторых, базовое масло получается очень чистым (чище чем у конкурентов которые базируются на нефти), в момент нашей экскурсии по лаборатории, была произнесена такая фраза, что если его очистить еще немного (буквально два цикла), то его можно будет применять чуть ли не в косметике! Я уже молчу про двигатели автомобилей.

Получение готового продукта

Вот мы и подошли к получению готового моторного масла (я имею в виду с присадками). В исследовательском центре есть свой собственный мини-завод по производству масел. Здесь производят масла (в ограниченных объемах) для премиальных брендов, таких как Ferrari, а также для болидов «Формулы 1». Смешивание происходит в очень точных пропорциях: в базовое масло (то прозрачное что на фотографиях сверху), добавляются секретные присадки (нам даже их снимать запрещали, когда мы проходили через склады). Пропорция примерно – 3 части масла и 1 часть присадок (на фото две баночки с присадками, но реально из каждой берется по половине).

пропорция

В итоге получается всем нам знакомое слегка коричневатое масло. Поэтому прозрачность масла теряется (все дело в присадках, которые окрашены)! Вот небольшое видео, в котором я разложил пропорцию.

ответственный сотрудник

В базовое масло из бочек добавляется строго определенное количество присадки, причем они закреплены на специальных электронных весах.

весы

добавляем

льется присадка

контролируется подача

В нашем случае нужно было добавить 36 килограмм на цистерну. В общем, словами не расскажешь, смотрим ролик, там более понятно!

Далее идет банальный процесс упаковки масла в канистры, аналогично такое масло маркируется Shell Pure Plus. Таким образом, пройдя длинную цепочку от газа до базового состава, а затем добавления присадок, упаковка, Shell Helix Ultra попадает в наши с вами двигатели.

Про интервал и замену

Но все же меня интересовали такие аспекты как интервал замены! Чем же все же лучше масло, созданное по технологии Shell Pure Plus и возможно ли на нем ездить более 15 000 километров?

Вопросы руководителю

Что хочется отметить в заключении про эту технологию, ребята ведь реально сейчас у других производителей даже близко нет таких разработок! Можно сказать, что компания сделала шаг вперед, оставив позади своих основных конкурентов.

На этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ, скоро выложу статьи из автомобильного музея Гамбурга, очень познавательно.

наша группа

(13 голосов, средний: 4,54 из 5)

Читайте также: