Маз экскурсия на завод самостоятельно

Обновлено: 06.07.2024

«Могучий род автомобилей» (производственная экскурсия на ОАО «Минский автомобильный завод»)


Попав на территорию ОАО «Минский автомобильный завод», Вы поначалу будете ошеломлены масштабами. Ибо окажетесь вдруг в городе, находящемся в ещё одном городе. Этакий принцип матрёшки срабатывает на предприятиях-гигантах. Но куда сильнее ошеломит Вас информация историческая — из «родословной» могучих автомобилей.

Дополнительно

Производственную экскурсию на МАЗ возможно организовать из всех районных и областных городов Республики Беларусь.

Стоимость экскурсии на МАЗ уточняйте у сотрудников Бюро путешествий и экскурсий унитарного предприятия «Беларустурист» в Ваших регионах.

Чтобы сделать путешествие наиболее ярким и насыщенным, сотрудники Бюро путешествий и экскурсий унитарного предприятия «Беларустурист» в Вашем регионе помогут совместить производственную экскурсию с посещением достопримечательностей и памятных мест Минска и Минщины и организуют содержательные обзорные экскурсии.

Дополнительная информация

Программа тура по дням

Сбор группы. Встреча и знакомство с экскурсоводом. Отправление на ОАО «МАЗ».

Выходит, что 6 поколений создал МАЗ, и все — разные, оригинальные, модельные (хоть и «включены» в серии-«семьи»). И все до одного упоминаются в экскурсе по заводу. А это значит, что Вы сможете их увидеть. Ведь основная часть заводской коллекции красуется на постаментах перед заводоуправлением или в макетах, на стендах, на фото автомобильных семейств. В общем, подходи, смотри, узнавай!

В музее завода и доселе «обитают» маленькие макеты-конструкции МАЗов-великанов. Как в детском мультике, они всерьёз играют роли представителей могучего автомобильного «рода», от которого пошла линия исполинских БелАЗов и двоюродных их братьев - КАМазов. Да и многих ещё «родственников» МАЗа. Но и теперь по-прежнему автомобили различных модификаций возникают, словно картина, из… рамы. Да-да, вначале на конвейере появляется обычная рама, и на нее поочередно «нанизываются» нужные детали.

И пока мы с Вами будем ходить по цехам, слушать историю первого, 70-летнего уже, грузовика, рабочие спокойно успеют собрать автомобиль следующий. Примыкающий к поколению следующему. Так, без устали, под маркой «МАЗ» с конвейера сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного оборудования, те же любимые нами автобусы. Всего более 500 моделей и модификаций.

Так воплощаются в жизнь смелые новаторские идеи и дизайнерские решения сплоченного коллектива профессионалов. Чтобы не остановилась, а стала богаче и ярче «родословная» могучих автомобилей, с которыми Вы познакомитесь на территории МАЗа — территории традиции, успеха, совершенствования.

Экскурсия на завод МАЗ

Мало кто знает, что большинство известных ныне предприятий так или иначе начали свое производство с разработанных Минским Автомобильным Заводом моделей автомобилей. Тот же БелАЗ был придуман на МАЗе, а некоторые удивятся, что первый КамАЗ тоже был связан с Минском, хоть и разрабатывался как ЗиЛ.

Сегодня в меню экскурсия на сборочный конвейер МАЗ. Я там оказался в рамках посещения пресс-конференции и проводов команды МАЗ-СПОРТавто на Дакар 2016 [Подробности] >>>

На самом деле на заводе происходит полный комплекс всех работ, начиная сталеплавильней, но мне удалось посетить только основной сборочный конвейер грузовых автомобилей.

В конце вас ждет небольшое видео всего процесса происходящего на конвейере.

На конвейер поставляется пустая рама. Одновременно собираются разные модификации грузовиков. Каждая рама получает отведенные ей комплектующие.

На автомобили МАЗ ставятся несколько моделей двигателей. Самые распространенные моторы Ярославского МотоЗавода. Кстати, угадайте, насколько близки когда-то были ЯМЗ и МАЗ?

Я обожаю железяки и когда смотрю, как на новый каркас ставят весь обвес, хочется самому покрутить гайки. Никакой грязи и ржавчины, только кайф новых деталей.

Постепенно автомобиль обрастает внешними и внутренними деталями. Здесь уже стоит радиатор и интеркулер. Кроме них уже установлен бампер нового "безопасного" стандарта.

По заказу могут устанавливаться и старые "железные" бамперы и даже доисторические с круглой оптикой – они используются военными и разными лесовозами и т.п. Комплектуются такие модели, как правило, кабиной военного образца с двойным лобовым стеклом.

Это не оружие из Mad Max, это устройство для закручивания колесных гаек. Смотрится зло, звучит тоже зло, но одним движением прикручивает колесо с нужным моментом.

После установки кабины почти уже автомобиль проходит много постов, где подключаются системы. Механикам приходится здорово попрыгать и думаю, что вечером они явно не страдают желанием пойти в спортзал сбросить жир.

Здесь же происходит и первая в жизни нового автомобиля заправка.

И, как вы поняли, тут же происходит первый пуск двигателя и его настройка. Вытяжки есть в достаточном количестве, но в теплую погоду шланги вытяжки никто не надевает. Вентиляция помещения такая, что дым мгновенно исчезает и даже запаха не остается.

И вот в конце конвейера уже новенький тягач МАЗ. Новая кабина реально хорошо смотрится. Красивая европейская машина.

А вот такие "Халки" старой модификации служат на заводе тягачами, которые таскают из цеха готовые автомобили на жесткой сцепке.

Нашел и свою страсть – полноприводной МАЗ. Отличная заготовка для домика на колесах.

Нашел аксессуар сборщиков. Как видите, тут работают настоящие энтузиасты автомобилестроения.

Жалко, что не получилось подробнее рассмотреть вот эту новинку. Здесь самая новая модель МАЗа с самой новой кабиной, которая сделает грузовик еще более европейским.

Под капотом новичка мерседесовский дизель. С ним автомобиль может поставляться на рынки с самыми жесткими экологическими требованиями.

После проверки всех систем автомобили вытаскивают на улицу и готовят к передаче логистам.

На улице автомобили долго не задерживаются. Иначе бы небольшую площадку заставили за один день от и до. Конвейер работает очень быстро и фактически, за время экскурсии был собран один целый автомобиль.

После этого мы отправились в музей МАЗа. Про историю одного автомобиля расскажу чуть позже. А пока вот такая инсталляция, с фотогалереей всей истории МАЗа от самых первых фото сборочного завода, до последних кадров.

Работники музея рассказывали, что приходившие в гости ветераны находили себя или своих друзей на фотографиях и очень долго стояли рассматривали, как менялся завод.

В общем, после посещения завода осталось ощущение, что СССР жив… по-крайней мере в одной отдельной стране, научившейся жить в эпохе социалистического капитализма.

Надеюсь, что это моя не последняя экскурсия на МАЗ. Там есть что еще посмотреть…

И конечно маленькое видео с завода:

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

Правильное официальное название этого учреждения — «Музей истории трудовой славы МАЗ». Он был образован 6 ноября 1947 года и первоначально представлял собой довольно скромное хранилище грамот, фотографий, сувениров: история Минского автозавода тогда только начиналась!

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1948 год. Первое поколение: МАЗ-205 на майской демонстрации в Минске.

На протяжении десятилетий фонд музея пополнялся личными вещами, подарками, памятными сувенирами, документами и артефактами. Постепенно формировался фотоархив, отражающий наиболее значимые вехи трудовой летописи: переход на новые модели, выпуск юбилейных грузовиков, передачу товарных партий заказчикам, участие в автопробегах и выставках.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
1951 год. МАЗ-205 на строительстве Цимлянского гидроузла. Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
1950‑е. Погрузка шасси МАЗ-200 на железнодорожные платформы. Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
1950‑е. Самосвалы МАЗ-205 на строительстве Волго-Донского канала. Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
1950 год. Собран первый опытный 25‑тонный самосвал МАЗ-525.

В канун 50‑летнего юбилея (август 1994‑го) музей уже базировался на третьем этаже здания заводоуправления и оставался небольшим. При этом основное хранилище занимали некрупные предметы, а собственно техника МАЗ в натуральную величину находилась на территории. Полувековой юбилей завода стал хорошим поводом для реставрации автомобилей, часть из которых заняли места на отдельных подиумах перед центральным входом в административный корпус. В числе этих машин — самосвалы МАЗ-205 и МАЗ-6501V6, магистральный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка» и компактный автобус МАЗ-241.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

31 декабря 1965 года. С конвейера сходит последний МАЗ-205.

В 2011 году заводчане произвели капитальный ремонт музейного помещения площадью 400 м 2 . После реконструкции сотрудники разместили здесь более 20 тысяч экспонатов. Летопись гордости белорусского автопрома получила новое оформление и наполнение.

ПРИЗВАНИЕ — ЗАВЕДУЮЩАЯ

Заведующая музеем МАЗ Марина Севастьянович трудится здесь с 1987 года, а на заводе она уже 40 лет. За это время Марина Михайловна не только внимательно изучила все архивы, но и приложила немало сил для пополнения фонда, и привлекла к процессу сотрудников предприятия.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1965 год. Трехосный тягач МАЗ-515 (6х4).

Ежегодно музей проводит около 200 экскурсий, и это — не считая одиночных и семейных посещений, которых в несколько раз больше. А здесь есть что посмотреть! Например, одно только Управление главного конструктора (УГК) передало больше десятка раритетных предметов времен социалистического реализма.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1970 год. Погрузка модернизированного бортового грузовика МАЗ-500А.

Среди идеально оформленных экспонатов много стендовых моделей грузовиков всех поколений, с первого по пятое. Есть и макетные модели автобусов — как опытных, так и серийных. Кроме МАЗов в музее нашлось место предметам, иллюстрирующим исторические связи с Минским заводом колёсных тягачей (МЗКТ), Могилёвским автозаводом (МоАЗ), Белорусским автозаводом (БелАЗ). Все они входят в единую структуру под названием холдинг «БелАвтоМАЗ»!

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1974 год. Автопробег в честь 30‑летия МАЗа.

То, что не расскажут буклеты, поведает специалист: он знает немало памятных моментов из истории МАЗа. И речь не только о технике, но, прежде всего, — о людях: руководителях, специалистах, простых рабочих.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1983 год. На заводе проводится Ленинский субботник.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ

О том, что завод — орденоносец, вспоминаешь не только при взгляде на фасад административного корпуса, но и на знамя МАЗ в музее. Оно расположено на самом видном месте. На красном полотнище закреплены два Ордена Ленина (1966 г., 1977 г.) и орден Октябрьской Революции (1971 г.). Достойный наградной комплект!

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

1980‑е. Магистральные МАЗы у Дома правительства Белоруссии.

Помещение музея разделено на несколько небольших залов, по периметру которых расположены стенды. На полках и стеллажах аккуратно разложено множество наград, личных вещей заводчан, ценных подарков и сувениров, по которым прослеживается наглядная летопись предприятия. Есть так называемые экспонаты вспомогательного хранения: исторические документы, фотографии, негативы, дипломы.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
1988 год. Магистральный автопоезд МАЗ-2000 «Перестройка». Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта
14 апреля 1989 года. Изготовлен миллионный МАЗ. Им стал тягач модели 64221.

Чёрно-белые снимки разного формата, качества, разных лет, и все — с запечатлённой историей. Фиксируется и сегодняшний день, но в цифре. Вообще, впечатление от посещения музея МАЗ очень хорошее: знакомство с коллекцией создаёт позитивный настрой и оживляет страницы истории, начатой в 1944‑м. Даже фотоотчёт с заводских субботников сегодня воспринимается иначе. В советские времена МАЗ тоже грешил пристрастием «провести и отрапортовать». Зато благодаря такой традиции сохранилось немало уникальных кадров из прошлого. Вот, например, фотография, сделанная 31 декабря 1965 года. На ней запечатлён момент, когда с конвейера сходит последний самосвал семейства МАЗ-205. Или другой момент: 7 апреля 1982 года во время субботника собран 500‑тысячный МАЗ-500! А вот ещё одна знаменательная дата: 14 апреля 1989 года на конвейере изготовлен миллионный грузовик МАЗ! Праздник в музейном понимании — это и события, связанные с появлением новых моделей, и не только серийных. Взять хотя бы концептуальный грузовик модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он наделал много шума не только в Белоруссии, но и за рубежом. Автомобиль не только стал звездой Парижского автосалона, но и получил официальный титул «лучшего концепткара 1988 года». Смелая, оригинальная конструкция запомнилась всем, а фото «грузовика будущего» попали на обложки транспортных изданий и первые страницы газет.

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

Подшивка многотиражной газеты «Автозаводец».

В фотоархиве музея Минского автозавода много событийных снимков, но большинство из них так или иначе связаны с грузовыми автомобилями. География фотосъёмки охватывает не только СССР и РФ, но и дальнее зарубежье, включая Афганистан, Вьетнам и другие страны. Есть хроника подготовки к автопробегам и эпизоды ходовых испытаний, отгрузка на территории завода и передача клиентам. Отдельная тема — участие в отраслевых и специализированных выставках вроде «Автопром-84», посвящённой 60‑летию автомобильной промышленности Советского Союза. Есть даже фотографии с ВДНХ БССР, которая закрыта уже несколько лет.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

Отдельный раздел посвящён успехам в социальной сфере и спорте.

Легендарный МАЗ-2000 «Перестройка» сохранился в единственном варианте (на постаменте), он отреставрирован с заимствованием донорских деталей. А на фотографиях есть все три версии, которые не раз перекрашивали и гоняли по различным отечественным и зарубежным выставкам. Теперь снимки этих трёх версий «Перестройки» (и особенно — двух утраченных) представляют особую ценность.

Музей МАЗ: уникальная история белорусского автогиганта

Макетные образцы продукции БелАвтоМАЗ.

В музейном архиве много снимков заводского конвейера, митингов и собраний. И практически везде есть техника. Работники хранят фотографии и слайды подвижного состава разных лет. Качество не всегда идеальное, но главное — история сохранена. Вместе с фотографиями людей и техники встречаются заводские буклеты и проспекты по разным моделям, преимущественно серийным. И что особенно приятно — в подборке исторических снимков немало фотографий МоАЗа и жодинского БелАЗа. Приятно отметить, что энтузиасты сохранили и фотолетопись юбилеев. Самый значимый в этом списке датирован августом 1994‑го, когда белорусская столица поздравляла МАЗ с полувековым юбилеем. К 50‑летию была приурочена выставка техники, на которой был показан и МАЗ-2000 «Перестройка» с многообещающей надписью «Испытания»… Но Советский Союз прекратил свое существование, и проект приказал долго жить. Однако минчане продолжили творить, создавая новые шедевры для нужд гражданского хозяйства, военного ведомства, Министерства внутренних дел и МЧС. И не только для Белоруссии, но также для России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

5 лучших экскурсий в Минске: отзывы, цены, советы

Минск покоряет туристов гостеприимством, домашней кухней, удивительными достопримечательностями. Будьте уверены: столица Беларуси займет особое место в вашем сердце. Расскажем, на каких экскурсиях в Минске стоит побывать каждому туристу. Поделимся личным опытом, дадим полезные советы. Мы перебрали десятки вариантов и остановились на 5 проверенных турах.

Обзорный тур по Минску: пешком или на автобусе

Обзорную экскурсию по Минску брали и мы, когда приехали сюда впервые, и наши родители, которые вернулись в город уже в шестой раз. Наш восторг оказался равноценным. Мы влюблялись в Минск на 2-часовой прогулке с гидом. Родители ездили на автобусе и любовались дорогими сердцу местами. На каждой экскурсии гиды рассказали, что посмотреть в Минске самостоятельно после тура, куда идти за драниками, где покупать белорусский шоколад.

Город нас покорил! Минск, словно зеркало, отражает годы жизни страны. В Сети часто пишут, что столица Беларуси – серая «совковая» цитадель. Даже обидно. Минск – это история, которая таится в каждом здании, выглядывает из дворов, отзывается на любой улице. Советские постройки органично вписываются в архитектуру современного европейского города. Троицкое предместье переносит туристов в XVIII век. Остров Скорби напоминает о событиях, которые заставляют сердце сжиматься.

Мы сделали неправильно: сначала пошли на самостоятельную прогулку, а на следующий день заказали экскурсию. Не повторяйте наших ошибок. Почитать описание пешеходного тура и отзывы туристов можно по этой ссылке , а автобусного – вот здесь .

Посмотрите наше видео о Минске – вы поймете, почему мы влюбились в столицу Беларуси и советуем каждому здесь побывать.

Экскурсия на завод БелАЗ

БелАЗ начинал как сборочный цех 25-тонных МАЗов. С каждым годом он повышал планку. За 60 лет завод собрал больше 145 тысяч грузовиков. А самая маленькая машина, которую тут ласково прозвали «малышом», весит 30 тонн. В активе БелАЗа десятки международных наград. А белорусские гиганты дважды включены в Книгу рекордов Гиннесса и поставляются в 72 страны.

Белорусский автомобильный завод расположен в 40 км от Минска. Он занимает территорию 260 футбольных полей. По полигону регулярно пробегают автобусы, перевозящие рабочих из точки в точку. Экскурсия на БелАЗ состоит из 2 частей: посещение музея и тур по выставочному полигону.

Сначала туристы рассматривают в музее фотографии, документы, образцы добытых материалов. Гид советует задержаться чуть дольше возле макетов техники, выпускаемой БелАЗом; позже вы увидите этих «зверюг» на полигоне. И даже прокатитесь на них, если захотите. Только на БелАЗе можно посмотреть, как собирают самый большой в мире карьерный самосвал. Он способен перевозить до 450 тонн грузов. Машина с трудом помещается в кадр – даже колеса выше человеческого роста!

На эту экскурсию в Минске хорошо поехать в новогодние праздники или осенью, когда на улице прохладно или дождливо. Почитать подробное описание и отзывы туристов можно по этой ссылке .

Замки Мир и Несвиж

В 130 км от белорусской столицы расположены средневековые замки, взятые под охрану ЮНЕСКО. Несвиж похож на зарисовку из книги о рыцарях, а Мирский замок – на иллюстрацию к волшебной сказке. Экскурсия из Минска занимает полдня, но не утомляет – впечатлений столько, что туристы на усталость не жалуются.

Несвиж повидал суровые войны и веселые балы, разрушительные пожары и пышные королевские приемы, даже успел побывать санаторием. В XVI веке в крепость попадали только по разборному мосту. Позже шведы растащили замок по кусочкам. Следом пришли Радзивиллы и превратили Несвиж в роскошный дворец. Позже замок пережил еще 2 войны, неоднозначные решения советского руководства и 3 реконструкции.

В замке Мир гид рассказывает местные легенды, будоражащие воображение. А в это время туристы мимоходом поглядывают на 25-метровые башни – словно ждут, что на них вот-вот появится средневековый рыцарь. На этом чудеса не заканчиваются. Под Мирским замком расположена сложная система туннелей, которая превосходит по площади наземную часть. Не исключено, что красно-белые башни крепости вы уже видели: в поселке снято больше десятка исторических картин.

На экскурсию из Минска в Несвиж и Мир можно поехать на майские праздники и летом, когда цветут роскошные сады. Или ближе к Новому году – легкий снежок и серость делают замки очаровательно мистическими. Почитать полное описание можно по ссылкам: групповой автобусный – здесь , индивидуальный на авто – здесь .

Поездка в Хатынь

Из Хатыни никто не возвращается прежним. Мемориальный комплекс – символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной. Война забрала каждого третьего жителя страны. Немцы сожгли Хатынь 22 марта 1943 года вместе со всеми 149 жителями. Нацисты уничтожили десятки таких деревень.

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь 50 га. В центре гордо возвышается шестиметровая скульптура «Непокоренный человек» с убитым ребенком на руках. Бывшая улица деревни выложена плитами цвета пепла. В местах, где стояли дома, установлено 26 обелисков в виде печных труб, опаленных огнем. В Хатыни туристы говорят вполголоса, сами того не замечая. Здесь невозможно иначе. Сердце сжимает боль, подступающие слезы жгут глаза, из горла не уходит комок.

Стоит ли ехать на экскурсию в Хатынь из Минска? Надо ли добровольно погружаться в пучину трагедии? Ответ – да. Годы войны уходят все дальше в прошлое. Мемориальный комплекс учит не забывать о прошлом и ценить настоящее.

Чтобы почитать описание экскурсии и отзывы туристов, перейдите по этой ссылке .

Брестская крепость и Беловежская пуща

Брест покоряет с первого взгляда, поэтому мы даже остались в нем пожить. Часами гуляли по городу, дважды ездили в Брестскую крепость, отдыхали в Беловежской пуще. Если вы приехали в Беларусь на 1-2 недели, вы вряд ли успеете повторить наше приключение. А вот съездить на экскурсию из Минска, чтобы осмотреть главные достопримечательности Брестской области, можно запросто.

В Беловежской пуще живут зубры, олени, волки и другие дикие звери. На территории парка растут уникальные деревья, а воздух такой чистый, что хочется надышаться им на год вперед. Подробный отзыв о нашей поездке в Пущу можно почитать здесь .

Брестская крепость рассказывает о героях, которые в полном окружении больше месяца держали оборону. На экскурсии вы убедитесь, что немцы проиграли войну не случайно. Посмотрите наше видео о Брестской крепости.

Если бы нас попросили посоветовать только одну выездную экскурсию в Минске, мы бы отправили туристов в Брест. Почитать описание тура и отзывы можно по этой ссылке .

Надеемся, эти советы помогут вам спланировать идеальный отпуск в Беларуси. Желаем влюбиться в Минск, чтобы возвращаться в него снова и снова!

Кругом пятьсот. История про Минский автозавод, которому 75

Кругом пятьсот — это из Высоцкого, ну, вспоминайте: «Мы оба знали про маршрут, что этот МАЗ на стройках ждут. А наше дело: сел, поехал — ночь, полночь». Так все и было: минские грузовики действительно ждали на стройках одной шестой части суши и даже больше. Лобастые пятисотые МАЗы казались вечными, колеся по дорогам нашего детства. Сегодня заводу — 75. Думали ли тогда, в пропитанном войной 44-м, что в этих цехах под Минском рождается белорусское автомобилестроение? Рассказываем историю столичного автозавода на страницах Onliner.

75 лет. История Минского автомобильного завода

Как в Минске собирали Ford со Studebaker

30-е годы прошлого века. По всей стране объявлена индустриализация, газеты пестрят лозунгами, призывающими к трудовым подвигам. Столицы союзных республик получают новый облик передовых советских городов: Минск, к примеру, завершает строительство Дома правительства.


В это время в 7 км от города, в районе деревни Красное Урочище, стоит танковая часть Красной Армии. Офицерский состав расквартирован, солдаты живут в недавно отстроенных казармах. Буквально через дорогу расположены танковые мастерские.

1941-й, начинается война с Германией. Советская армия отступает, и вся Беларусь оказывается под оккупацией. Опустевшие танковые ангары и казармы занимают войска неприятеля. Вермахт будет обслуживать здесь свою технику. Вроде бы даже привозили оборудование Mercedes-Benz для сборки автомобилей с газогенераторными двигателями. Правда это или нет — кто теперь разберет, документов не нашли.

В 44-м Минск освободили, город, как и вся республика, лежал в руинах.



Фронт откатывался на запад, армию нужно было обеспечивать техникой. Между тем, перед войной, в СССР было три автомобильных завода, которые выпускали грузовики: в Москве, Горьком (сегодня — Нижний Новгород) и Ярославле. Мощностей не хватало. Вопрос решается в духе военного времени: 9 августа Государственный комитет обороны принимает постановление — организовать в освобожденном Минске автосборочный завод. Это приказ. Выполнять его отправляются в том числе партизаны, сохранились даже справки партизанского движения с соответствующими распоряжениями. Люди вспоминали свои довоенные профессии, заново учились строить, а не воевать.


Здания, где располагались казармы, отводятся под создание автомеханического техникума с общежитием, в танковых ангарах начинают собирать грузовые автомобили. Это американские Ford, Chevrolet, Studebaker, Mack — машинокомплекты попадали в Союз из Америки по ленд-лизу. Одна часть грузовиков сразу же отправляется на фронт, другая — на нужды народного хозяйства. До октября 1946 года было собрано 18 146 американских автомобилей. С этого, по сути, и началась история Минского автозавода.

Двухсотые — первое поколение МАЗов

— Говорят, еще в 1943 году, после победы на Волге, Сталин поручил разработать автомобиль, которому предстояло стать основой грузового автопарка всей страны в послевоенное время — не все же на американских машинах ездить, — рассказывает заведующая Музеем истории трудовой славы ОАО «МАЗ» Марина Севастьянович. — И такой автомобиль был создан на Ярославском автозаводе — ЯАЗ-200. В 45-м, после парада Победы, прошел показ этой техники. Сталину машина понравилась, было отдано распоряжение о серийном производстве.


Таким образом окончательно решилась судьба автомобильного завода в Минске, ведь нужны были производственные мощности, а здесь уже имелась техническая база. Не хватало специалистов, не хватало опыта. Тогда из Ярославля прислали главного конструктора, из Москвы приехал главный инженер, с Урала прибыл главный технолог — так это решалось в большой стране. И на Минском автозаводе стали выпускать собственные автомобили — МАЗ-205.


Поначалу это была копия ЯАЗ-200, но предприятие развивалось, а модель совершенствовалась, вносились некоторые изменения.

— На Минском автозаводе сделали свою кабину, карданный вал, мосты — все это производили уже здесь. Так что это не было простой сборкой машинокомплектов. В 1949 году резко увеличился объем производства — на предприятии ввели в строй первый конвейер (до этого машины собирали на стапелях), — отмечает заведующая музеем.

У грузовика Ярославского автозавода на решетке радиатора был медведь. У белорусского МАЗа — зубр. Поколение двухсотых выпускалось до 1965 года.






— 31 декабря 1965 года с конвейера торжественно сошел последний МАЗ-205. Потом, правда, выпустили еще 13 штук вдогонку, — смеется Марина Севастьянович.

Но время этих капотников уходило, так как инженеры белорусского предприятия подготовили к серийному выпуску совершенно новое поколение грузовиков — МАЗ-500.


Пятисотый, лобастый, свой

Знаменитый лобастый пятисотый — собственная разработка Минского автозавода, поколение, выпускавшееся до начала 80-х.

— Многие узлы и детали этой машины были запатентованы. То же расположение кабины над двигателем было настоящим прорывом во всей индустрии, — говорит заместитель главного конструктора Николай Лакотко.


Конвейер работал в три смены. Пятисотый был адаптирован под любые типы кузова: самосвалы, бортовые грузовики, лесовозы, бетономешалки. Тогда же появился и седельный тягач. Ходят слухи, что сам Косыгин увидел «пятисотку» и дал добро — «Делайте».

— У каждой машины своя специфика. Тягач — это всегда флагман. Там повышенное внимание к комфорту водителя, в приоритете скорость, экономия топлива, аэродинамика. Это острие инженерной мысли. Вместе с тем тяжелая техника вроде самосвалов — сложнее. Другая платформа, надрамник, гидравлика, даже специфика мостов — все для большей мощности, грузоподъемности, — добавляет Николай Лакотко.




Новый МАЗ-500, о котором пел Высоцкий, отправлялся на всесоюзные стройки: с его помощью возводили БАМ, строили Красноярскую ГЭС. Минские грузовики отправляли в Польшу, Болгарию, Румынию, Чехословакию, а также в другие уголки земли, на стройки коммунизма: на Кубу, в Судан, Китай.


И еще об искусстве. В 1971 году в свет выходит кинолента «Мировой парень».

— Мы тогда не воспринимали это так, но это была отличная реклама для МАЗа, — вспоминает Марина Севастьянович. — И в те времена говорили: тем, кто работает на МАЗах, завидует каждый водитель Советского Союза.


Здесь корни БелАЗа и МЗКТ

Масштабные стройки огромной страны требовали от техники невозможного. И инженеры претворяли, казалось, немыслимые задумки в жизнь. Было создано конструкторское бюро, а еще в 1950 году начали серийный выпуск 25-тонных самосвалов с индексом МАЗ-525. Туда, к слову, устанавливали танковые двигатели — такая мощь требовалась для транспортировки тяжеленных грузов. Чуть позднее появился МАЗ-530 — машина грузоподъемностью 40 тонн с колесной формулой 6×4. Мир ахнул, и Минский автозавод увез с выставки в Брюсселе Гран-при (1958 год). Говорят, были овации.








И вот в те годы принимается решение «отпочковать» производство тяжелых самосвалов, создать для этой цели еще одно предприятие — в Жодино. Да, именно так появился БелАЗ. А Могилевскому автозаводу передали производство разработанных на МАЗе одноосных тягачей.

Или вот еще история. Холодная война, гонка вооружений. Для армии, как известно, никогда и ничего не жалели, и тут понадобились колесные тягачи для артиллерии. Поговаривают, что сам маршал Жуков поставил вопрос ребром. Минским инженерам доводят задачу, в головном здании завода отводится целый этаж, вход куда разрешен только по особым пропускам. Конструкторы там занимались проектированием техники для военных нужд. Такая техника выпускалась Минским автозаводом вплоть до 1991 года, когда было решено выделить подразделение в самостоятельное предприятие — Минский завод колесных тягачей.



А в конце 60-х в СССР создавался еще один промышленный гигант — Камский автозавод. И специалистов туда направляли — да, из Минска. История повторилась, только теперь уже белорусские инженеры и конструкторы ехали налаживать производство на новом предприятии.

Третье поколение. Открытие Европы

Третье, совершенно новое поколение белорусских грузовиков появилось в 1981 году — МАЗ-5432. И здесь уже четко выделяется нацеленность на междугородние и международные перевозки. В кабине оборудуются два спальных места, сама она теперь подрессорена, условия для водителей становятся более комфортными, появляется даже бортовой компьютер. Кстати, белорусские автопоезда первыми в СССР прошли испытания по безопасности в Международном центре института ЮТАК в Париже.


Любопытно, что примерно в эти годы Минский автозавод начинает сотрудничество с западными автоконцернами. И дело вот в чем. Традиционно на минские грузовики ставились двигатели Ярославского автозавода, который сузил свою специализацию именно до производства силовых агрегатов и коробок передач. Но Советский Союз стремился увеличить товарооборот с другими странами, появляется предприятие «Совтрансавто», которое и ведает логистикой таких перевозок. Нужны автопоезда, причем такие, которые, во-первых, будут отвечать международным требованиям и которые, во-вторых, будет проще обслуживать в случае необходимости за границей.


Минский автозавод адаптирует свои новые грузовики сначала под двигатели MAN, а затем под агрегаты Mercedes, заводя тесные контакты с этими компаниями. Белорусские машины стали отвечать требованиям экологических стандартов Евро-2 и Евро-3, действующих на тот момент. Путь в Европу был открыт.

И это решение себя оправдало. Сегодня Минский автозавод выделяется среди конкурентов тем, что готов предложить продукцию с двигателями различных производителей, в зависимости от рынка сбыта.

— Например, мы продаем грузовики в Судан или Алжир — в этом регионе хорошо знают MAN. Нет проблем, мы поставим двигатели MAN. Нужна техника в Венесуэлу? Там сильные позиции у Mercedes, оснастим машины агрегатами этого производителя. Бразилия — Cummins. Мы в состоянии удовлетворять такой спрос. Для компании это огромный плюс. Освоена огромная номенклатура, разработана техническая база для того, чтобы подготовить грузовики для работы с различными двигателями. Унифицировать продукцию — это всегда сложнее, чем создать новую машину. Но это то, что нужно потребителю. И у МАЗа это есть, — отмечает Николай Лакотко.


Кстати, с Mercedes Минский автозавод сотрудничает уже более 20 лет. С немецкой компанией ZF, производящей шасси и коробки передач, — 30 лет. Самый очевидный результат такого сотрудничества — автобусы МАЗ, при производстве которых используются комплектующие этих известных во всем мире компаний.

— Мы стремимся к импортозамещению, но есть наименования товаров, которые рациональнее заказывать у крупнейших производителей, так как налаживание самостоятельного выпуска выльется в огромные затраты и приведет к серьезному увеличению цены на конечный продукт, — объяснил заместитель главного конструктора.

Распад Союза. Новая реальность

Конец 80-х был очень успешным периодом для завода. В 1987 году с конвейера предприятия каждые 5 минут сходил новый грузовик. В 1989-м была выпущена юбилейная, миллионная машина — седельный тягач 6442.


Завод работал над знаменитым МАЗ-2000 «Перестройка» — проектом, как теперь отмечают многие, опередившим свое время. Не было ни достаточной инфраструктуры, ни достаточного спроса на такой футуризм.


Но история огромной страны подходила к концу, перелистывалась страница школьного учебника. Третье поколение грузовиков МАЗ стало последним, выпущенным на заводе в советскую эпоху.

После распада СССР предприятие оказывается в затруднительном положении. Старые связи хоть и не были утрачены, но спрос на грузовую технику явно упал. Нужно было искать новые решения, и завод берется за выпуск автобусов, подписав в 1992 году договор с немецкой компанией Neoplan. Мы уже рассказывали подробно о том, как появились белорусские автобусы.

От «Коммунарки» до «БелАЗа»: выбираем производственную экскурсию

Еще не так давно, говоря о производственном туризме в Беларуси, можно было подразумевать всего несколько предприятий, готовых приоткрыть перед посетителями тайны создания своей продукции. Такие гиганты производства, как «Аливария», «Крыніца», «БелАЗ» и «Коммунарка» были очень закрытыми и ссылались на вопросы санитарии. С тех пор многое изменилось, но и сейчас еще промышленный туризм в глазах простого белоруса, готового даже заплатить деньги, чтоб посмотреть на производство любимого шоколада или пива, выглядит достаточно своеобразно. Чтоб попасть на большинство экскурсий, нужно договариваться сильно заранее, на многие не пускают с детьми, а некоторые, наоборот, рассчитаны только на школьников, хотя могли бы быть интересны и взрослым. Иногда вам даже придется напрямую отправлять директору предприятия факс или получать справки в поликлинике. Тем не менее, прогресс в этой сфере налицо: как минимум, у белорусского туриста теперь есть большой выбор, куда сходить, а туристические компании предлагают десяток экскурсий на производство. Кто и какие предлагает и как туда попасть – в нашей подборке.

ЕДА И НАПИТКИ

Пивзавод «Аливария»

колесо-ароматов-sm.jpg

Пожалуй, самый популярный представитель белорусского промышленного туризма – завод «Аливария». На стандартной экскурсии под названием «Исторический маршрут» вам расскажут и покажут, как делают пенное в историческом здании со 150-летней историей. За 14 рублей вы увидите основные цеха, узнаете о производстве и продегустируете два вида пива. Записаться на экскурсию можно здесь .

Для групп от 15 человек у завода специальное предложение – серия экскурсий «Акадэмія піва». «АКАДЭМІЯ ПІВА. ГІД ПА СТЫЛЯХ» знакомит с разными стилями пива и позволяет продегустировать 8 сортов. «АКАДЭМІЯ ПІВА. ГІД ПА ВОДАРАХ» познакомит с ароматами, которые возникают при производстве качественного пива. Предусмотрена дегустация 3 сортов пива, в том числе и слепая дегустация. Курс для настоящих пивоваров – «АКАДЭМІЯ ПІВА. КУРС ПІВАВАРЭННЯ» – не оставит равнодушными тех, кто давно мечтал заняться пивоварением. Бонус – вам дадут продегустировать 2 вида пива.

Все экскурсии «Акадэміі» стоят по 16 рублей. Из минусов – нельзя попасть на производство, все проходит в выставочном зале. Чтобы записаться, нужно не меньше чем за неделю написать на адрес museum@alivaria.by. Кстати, студенты белорусских вузов могут отнимать по 2 рубля от цены каждой из экскурсий, только не забудьте студенческий. Да, и если вам меньше 18, ни на одну из экскурсий вас не допустят даже с родителями.

Адрес: Минск, ул. Киселева, 30

Пивзавод «Крыніца»

Чуть менее раскручены экскурсии на завод «Крыніца»: здание, конечно, не такое старинное, но содержание экскурсии примерно такое же, как и на «Историческом маршруте» у «Аливарии». Платите некруглую сумму 6 рублей 60 копеек – и вам предлагают посетить варочный цех и цех розлива, продегустировать некоторые сорта пива, а в качестве бонуса рассказывают, как отличить качественное пиво и как его правильно пить, чтоб вкус и аромат полностью раскрылись. Зарегистрироваться на экскурсию можно здесь , но не позднее чем за 3 дня до посещения. Для проведения экскурсии должно собраться не менее 8 человек, поэтому вас определят в группу. И, как и в случае с предыдущей пивоварней, вам должно быть 18 и больше, даже если вы клятвенно пообещаете ничего не дегустировать.

Адрес: Минск, ул. Радиальная, 52

«Лидский пивзавод»

Если с минскими пивоварнями «не срослось», как вариант есть еще лидская. Здесь, как и на других экскурсиях, вас поводят по заводу, покажут варочный цех и расскажут, как правильно дегустировать пиво. В общем, программа стандартная, зато удивляет система цен: они колеблются от 6 до 34 рублей и зависят от количества посетителей, продолжительности экскурсии и (странный вопрос!) желания дегустировать пиво. Регистрироваться нужно минимум за 5 дней, а сориентироваться в ценах можно по ссылке . К слову, всех болеющих отправят восвояси – на производстве строгий санитарный контроль. И правило 18 лет здесь тоже действует.

Адрес: Лида, ул. Мицкевича, 32



Адрес: Минский р-н, Сеницкий с/с, д. Колядичи, 147/2

«Молочный мир»

Адрес: г. Гродно ул. Гаспадарчая, 28

слод.jpg

Если домашнее печенье вечно разваливается – вам к профессионалам. Правда, придется найти еще немало таких же любителей печенья – экскурсии проводятся минимум для 20 человек. Зато, пока вы занимаетесь кондитерской ароматерапией, вам расскажут, как замешивать и фасовать тесто и в чем секрет ароматного печенья. И, конечно же, можно будет поесть вкусностей. Стоимость билета – 12,90. Заявку нужно отправлять на электронную почту, подробнее – здесь , Почитать подробнее о том, что будет на экскурсии, можно на нашем сайте .

Адрес: Минск, ул. Радиальная, 54/2

«Туровский молочный комбинат»

туров.jpg

Туровские рикотты и моцареллы в красивых упаковках видели все хозяйки, а любители побаловать себя домашними суши особенно оценили кремчиз. Как правильно сочетать эти продукты, расскажут на экскурсии, а заодно дадут продегустировать то, что руки не дошли купить (правда, тоже не бесплатно – за 3 рубля 90 копеек). Для экскурсий специально организована смотровая галерея с большими окнами, выходящими на производство. Необходимые контакты здесь . Среди услуг указан обед – нам пояснили, что он все-таки платный, как и дегустация. Зато смотреть на все можно бесплатно.

Адрес: Житковичский район, г. Туров, ул. Ленинская, 154

Минский хлебозавод

Адрес: Минск, ул. Гурского, 19

produkt.by.jpg

Раньше предприятие было достаточно закрытым для посетителей, но не так давно сюда стали пускать школьников. Но квест – не хуже, чем у «Кока-колы»: заявку нужно отправлять на электронную почту гендиректору, оплатить счет-фактуру, с собой не забыть квитанцию об оплате и паспорт, а детям еще нужно получить справку из школьного медкабинета. Для предварительного бронирования помимо этого нужно согласовать дату по телефону, подать заявку и внести предоплату. Если вы морально готовы – заполняйте бумаги: их можно скачать здесь. Стоимость экскурсии – 15 рублей, зато обещают дегустацию и подарки детям.

Адрес: Минск, ул. Аранская, 18

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На заводе «Зорка» вам покажут полный цикл создания «ювелирки» со всеми тонкостями. Экскурсия занимает около часа, в конце обязательно посещение фирменного магазина, где изделия продают по цене изготовителя. На заводе заверили, что возможность купить украшения по такой цене существует только при посещении экскурсии. Но просто так попасть на экскурсию нельзя – только через турфирму, поэтому цена будет зависеть от нее. «Но мы находимся в свободной экономической зоне, – пояснили на заводе, – и по юридическим правилам не можем брать денег за экскурсию, поэтому ценник у турфирм должен быть адекватным – дорожные расходы, может, какие-то еще, но не за вход». Также учитывайте, что на предприятие не пускают лиц младше 18 лет.

Адрес: Минская обл., Минский р-н, Новодворский с/с, 71/1

Увидеть весь цикл производства изделий из стекла можно на заводе «Нёман»: посмотреть, как мастера выдувают стекло, а заодно посетить стекольный музей. Билет стоит 10 рублей, детям до 16 лет – 8 рублей. За подробной информацией обращаться по телефону 8 (154) 56 13 19. В подарок обещают дать такую вазу.



Адрес: Лидский р-н, г. Березовка, ул. Корзюка, 8

На сайте БелАЗ найти информацию об экскурсии сложно, зато в поиске выскакивают всевозможные предложения для туристов. Самая ожидаемая часть экскурсии – после посещения музея: можно посмотреть на огромные самосвалы и увидеть гиннессовского рекордсмена весом в 450 тонн! Чтобы узнать актуальные цены, звоним в «БелАЗ» и выясняем, что посещение в частном порядке стоит 10 рублей за взрослого, 5 за ребенка. В составе больших сборных экскурсий – 8 рублей взрослый билет, 4 – детский. Также за 91 рубль 20 копеек можно покататься на самосвале 10 минут. Учитывайте, что на предприятие не пустят ребенка, если ему меньше 7 лет.

милый.jpg

Лайфхак: в День машиностроителя (это последние выходные сентября) музей проводит день открытых дверей – можно погулять по заводу бесплатно, правда, без экскурсии, и покататься на самосвале в этот день тоже не разрешат.

Адрес: г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 4

816928c127fb62c3464ffc0431b3a576.jpg

На знаменитом МТЗ можно увидеть модель первого трактора, выпущенного заводом, заглянуть в цеха и узнать об истории предприятия. Детей пускают только с 12 лет и в сопровождении взрослых. Экскурсия стоит 9 рублей, детям вдвое дешевле. Дополнительно за 35 рублей можно весело поколесить по территории завода, за 9 рублей – принять участие в сборке трактора и получить сертификат, это подтверждающий, а за 1 рубль 70 копеек вас пропустят в музей МТЗ. Подробнее здесь .

Адрес: Минск ул. Долгобродская, 29

На предприятии можно посмотреть, как делаются детские игрушки в производственном и сборочном цехах. Экскурсии проводятся только для детских организованных групп, самостоятельно прийти и посмотреть не получится. Зато детишек готовы встретить в любой будний день и показать все бесплатно. Также можно посетить торговый центр рядом и купить то, что понравилось на предприятии. Контакты здесь, можно обратиться к секретарю.

Адрес: г. Кобрин, ул. Советская 141

За часовую экскурсию по «Атланту» вам покажут выставочный зал, где представлены еще первые модели, и отведут в основные цеха. Попасть на завод сложно, но возможно. «Мы проводим экскурсии для организованных групп, – пояснили на «Атланте», – рассматриваем запросы из учебных заведений, с которыми сотрудничаем, либо от туристических компаний после заключения договора. Цена может быть разной, поскольку условия договорные». Да, и на предприятие не возьмут ребенка младше 12 лет.

Адрес: Минск, пр. Победителей, 61

«Слуцкие пояса»

слуц.jpg

Приезжайте в Слуцк – и на фабрике вам покажут оригинал и копию знаменитых слуцких поясов, а также процесс создания изделий. Для взрослых это будет стоить 4 рубля, школьникам – 2 рубля. Услуги экскурсовода оплачиваются отдельно и стоят 12 рублей. Все съемки тоже платные – 2 рубля – зато количество кадров не ограничено. Экскурсии проводятся каждый день, кроме понедельника и воскресенья.

Лайфхак: чтобы увидеть, как ткут слуцкий пояс, нужно приезжать в будний день. По субботам только рассказывают об оборудовании.

Адрес: г. Слуцк, ул.М. Богдановича, 8

«Смиловичская валяльно-войлочная фабрика»

Felt_boots_www.pixanews-3-680x400.jpg

Самому повалять валенки на фабрике не получится, а вот посмотреть, как это делают другие, можно, причем даже бесплатно. Как и везде, есть несколько нюансов: детей младше 18 лет не пустят, а попасть на экскурсию можно только группой 5-10 человек и больше. Договориться и согласовать время можно по телефону – например, набрав этот номер: 80171420636, а можно даже заказать обратный звонок на сайте с милым названием valenki.by . А еще при фабрике есть магазин, где можно купить всю продукцию.

Адрес: Минская область, Червенский р-н, Смиловичи, Республиканская ул., 47

«Белхудожкерамика»

На предприятии можно не только узнать, как делается керамика, но и попробовать что-то создать самому. Экскурсии недорогие – от 4,50 до 7 рублей в зависимости от желания слушать экскурсовода и что-то лепить (подробнее здесь ). А для тех, кто любит творить вместе со второй половинкой, предприятие предлагает специальную программу .

Адрес: Минская область, Молодечненский р-н, городской посёлок Радошковичи, Советская ул., 12

Читайте также: