Мазда 3 мпс крутящий момент

Обновлено: 05.07.2024

Выясняем, как изменился «горячий» хэтчбек Mazda3 MPS

Основной рынок для Мазды 3 MPS — США: треть из 31 100 выпущенных машин первого поколения продана там. Ключ к характеру? Европа — на втором месте: 6300 штук. Японцы рассчитывают произвести больше второго поколения.

Пригород Гамбурга. Сонные немцы разгоняют трёхполосный автобан. Он оживает с каждой минутой, словно ящерица на солнце. Трасса тянется к курортному местечку Тиммендорфер-Штранд. Балтийское побережье, белый песок — и ганзейские пляжные корзины. О чём я?! Справа мелькнул долгожданный знак с диагональными полосами через белый круг — фрикционы в голове замкнулись. Открываю дроссель полностью.

Свист турбонагнетателя, белая стрелка играючи мечет на красное чётное: 120, 160, 180, 200, 220. Вцепляюсь в тонкий кожаный обод руля, коллеги-пассажиры напряжённо следят за раздачей: ну, ну, есть 250? «Есть», — выдыхаю с неприкрытым облегчением, уставившись на бьющийся в конвульсиях капот с воздухозаборником.

Высокоскоростные отрезки шоссе стали главной забавой на презентации новой Мазды 3 MPS. На участках без ограничений по разгону ей всё нипочём, а на улицах Гамбурга да на сельских «змейках», где разъезжаются две легковушки, «-эске» ну никак не проявить себя в полной мере. Повороты в предместьях сплошь закрытые: только закладываешь вираж, а навстречу уже сопит дизельный Passat Variant с седеньким дедулей — глаза по 50 евроцентов. Так борзо, как Mazda может, во втором по величине и значению городе Германии ездить не принято. Здесь никто никуда не спешит. Даже владельцы бесчисленных Porsche 911, стоящих чуть ли не в каждом дворе.

Короткое, быстрое движение рулём — и машина почти без крена мгновенно возвращается на свою полосу. Приятное усилие на баранке изменяется линейно, не сбивая с толку. Под тягой чувствуется помощь доработанного самоблокирующего дифференциала. Запас устойчивости велик: чтобы заставить шины Dunlop визжать, нужно сперва выключить систему стабилизации не на передней панели, а в собственной голове.

Спорт доминирует? Главный инженер проекта Mazda3 MPS Кэнъитиро Саруватари расставил акценты именно так. Дескать, кузов Мазды 3 MPS второго поколения жёстче благодаря увеличенной на 17% доле высокопрочных сталей в конструкции. Снаряжённая масса хэтчбека по сравнению с первой «-эской» уменьшилась на 25 кг. Впрочем, из немногочисленных технологических хитростей на своей шкуре я могу почувствовать разве что усовершенствованную ради увеличения прижимной силы аэродинамику. Ведь на максималке автомобиль теперь прилипает к земле и больше не требует подруливаний. Предшественница на скоростной прямой была капризнее.

Да и модернизированные тормоза как минимум не хуже. Осадить машину с 200 км/ч до 70, чтобы сохранить «структурную целостность» неожиданно перестроившегося в левый ряд Сеатика, — работа на две трети хода педали. Хотелось бы, конечно, чтобы Mazda схватывала раньше. Зато экстренные торможения — без рысканья и нервотрёпки. Правда, в штатных режимах управлять замедлением не столь удобно: резковат переход между свободным и рабочим ходами.

Крепки объятья передних кресел, восхитительно жёстких, будто бы набитых песком. Приборы напоминают сопла идущего на форсаже МиГа. В усилии, с которым фиксируется короткоходный рычаг шестиступенчатой «механики», проступает спортивная сталь. Стабилизаторы стали толще, элементы подвесок укреплены. Но всё это фрагменты статуи Гектора, из которых после отбеливания неизменно складывается девушка с веслом. Физкультурница.

Прострелы по автобанам, атаки на ничего не подозревающих пенсионеров в окрестностях озера Хеммельсдорфер. Череда антисоциальных поступков приводит меня к мысли, что Mazda3 MPS не достигла новых высот в боевых искусствах, а обрела дополнительные преимущества в качестве автомобиля на каждый день. И дело прежде всего в старой доброй «турбочетвёрке» 2.3 DISI.

Она разгоняет хэтчбек до сотни за 6,1 с, и это хорошая зарядка для шеи, особенно после 3500 об/мин. Отдача неизменна — 260 «лошадей» и 380 ньютон-метров. Двигатель, как и раньше, не оставляет попыток сплести из рук водителя косичку, когда тот выходит на обгон под полным дросселем. Но теперь мотора не слышно: «пылесосное» жужжание раздаётся только после 5000 об/мин. Не хватает змеиного шипения выпускной системы, а при разгоне на первых двух передачах менее заметны трансмиссионные удары.

  • Не пугайтесь обилия кнопок на руле: к их расположению привыкаешь за час. Управлять аудиосистемой и климат-контролем удобно.
  • Мотоциклетные приборы оформлены скромно, но отлично читаются. На крохотном дисплее между раструбами спидометра и тахометра примостился индикатор давления наддува. После 3000 об/мин красный столбик стремится достать до потолка.
  • Центральный экран мультимедийного комплекса водителю виден отлично, хоть и отнесён под лобовое стекло. Навигация наглядна и удобна в управлении, но «тормозит».

В сумме — не заводит. Зато салон дарит массу новых приятных ощущений, не имеющих отношения к спорту. Например, удовольствие от возросшего качества. Объёмная центральная консоль с претензией на солидность. Вставки из податливого пластика. Толстые панели дверей, улучшенная шумоизоляция арок и днища. Подвеска? Она осталась крайне жёсткой и не особо энергоёмкой, но работает благороднее, тише.

Наконец, оборудование. К каким инстинктам, , взывают биксеноновые поворотные фары, мультимедийный комплекс с навигацией или музыкальная установка Bose с рассеянными по салону десятью динамиками? Разве животное в вас привлечёт бесключевой доступ? Нет, а вот Homo sapiens охватит сладостная потребительская истома.

И она не улетучится, когда вам скажут, что цена выросла более чем на 150 тысяч рублей. О нет! Ибо немалая цена оправдана. ценой. Посчитайте, во сколько обойдётся укомплектованный Ford Focus ST? Пятидверка с кожаным салоном, выкрашенная в «металлик», стоит свыше 1 220 000 рублей. Притом ST уже пенсионер, он медленнее и оснащён хуже.

О двухсотсильном Гольфе GTI, цены на который начинаются с 1 127 347 рублей, покупатель Мазды даже не вспомнит. А будет с маниакальным упорством выбирать из двух комплектаций «трёшки» — базовой за 1 216 750 рублей и топовой за 1 288 250. Последняя отличается как раз наличием биксенона, навигации и продвинутой «музыки». Предшественник, напомню, стоил от 1 062 000 до 1 101 000 рублей.

Есть у меня подозрение, что MPS останется единственной «трёшкой» второго поколения, которая будет продаваться так же бойко, как раньше. повзрослела, а её потенциальный покупатель остался тем же. Вот и наш дизайнер Борис Ульзибат, несколько лет кряду гоняющий MPS в хвост и в гриву, заглядывается на фотографии нового хэтча. Свежий имидж привлечёт к Мазде и неофитов. Но мне проще представить будущего владельца «трёшки» MPS с калькулятором в руках, чем с секундомером.

Мазда 3 (Mazda 3)

Mazda 3 — компактный автомобиль, производимый Mazda Motor Corporation в Японии. На родине производителя он называется Mazda Axela. Mazda 3 была представлена в 2004 году, как серия, пришедшая на смену Mazda Familia (Mazda 323 или Protege - экспортные названия). В 2009 году было представлено второе поколение Mazda 3. В марте 2011 года на автосалоне в Женеве была показана рестайлинговая версия Mazda 3, а спустя два года, 26 июня 2013 года, в Австралии состоялась официальная презентация нового, третьего поколения модели.

Mazda 3

В Mazda3 гармонично соединены яркий дизайн и практичность.

Что бы вы не выбрали - 4-дверный седан или 5-дверный хэтчбек, Mazda3 предложит вам незаурядную динамику, высочайший уровень безопасности и функциональность, которая незаменима в ежедневных поездках.

Mazda 3

Mazda 3

Mazda 3 MPS

Mazda3 MPS (MPS означает Mazda Performance Series) — спортивная модификация хэтчбэка Mazda3. Представлена в 2006 году. В Северной Америке продается как Mazdaspeed3, в Японии — как Mazdaspeed Axela. Оснащается двигателем MZR 2.3 DISI (Direct Injection Spark Ignition) Turbo объёмом 2.3 литра, мощностью 260 л.с./191 кВт (при 5500 об/мин) и крутящим моментом 380 Н·м (при 3000 об/мин). Такой же двигатель устанавливается на автомобиль Mazda 6 MPS и Mazda CX-7 с МКПП, в дефорсированном варианте устанавливается на Mazda CX-7 с автоматической коробкой передач.

Mazda 3 MPS

Динамика и уникальные качества Mazda3 MPS, определенно, не для робких.

Стремительность, страсть и стиль нашли свое отражение в каждой грани Mazda3 MPS. Этот совершенный 5-дверный хэтчбек, оснащенный 2,3- литровым двигателем с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива мощностью 191 кВт (260 л.с.), обладает изысканным интерьером со спортивными кожаными сиденьями и отличной боковой поддержкой.

Mazda 3 MPS

Вы можете полностью положиться на Mazda3 MPS, так как ее динамические характеристики тщательно сбалансированы. Согласованная работа противобуксовочной системы (TCS), дифференциала повышенного трения (LSD) и системы динамической стабилизации (DSC) позволит вам сохранять контроль над автомобилем, при этом получая удовольствие от вождения.

Mazda 3 MPS: ВООРУЖЕН И ОСОБО ОПАСЕН

Всем подвинуться! Mazda3 MPS прибыл и готов показать, кто самый быстрый в гольф-классе!

Mazda3 MPS – уже второй автомобиль, отмеченный тремя сакральными для религии Zoom-Zoom буквами. Она компактнее и легче, чем предыдущий продукт: Mazda Performance Series. Ее мощь обречена пускать в проворот только два колеса, но ей под силу сделать красный хэтчбек одним из самых быстрых компактных автомобилей с приводом на переднюю ось!

Mazda3 MPS

Глупо было бы взять такой автомобиль на тест, чтобы увязнуть в городских пробках, а не промчать по Кольцевой. И с первых километров Mazda3 MPS моментально стер серьезность с лица водителя, настраивая на безрассудные и бессмысленные поступки… Автомобиль замедляет ход и сближается с движением левой полосы. Стрелка спидометра остановилась над числом… (не будем дразнить сотрудников ГИБДД) и замерла, чтобы вскоре снова взмыть вверх.

Полагаю, лица попутчиков-автомобилистов исказила гримаса недоумения, когда хэтчбек, немного помелькав в зеркале заднего вида, «выстрелил» и в считанные секунды скрылся за изгибом дороги… Правду писали в рекламной брошюре: «MPS заметно превышает ожидания водителей». Причем не только тех, кто в ней находится. Скажем «аригато» (спасибо) двигателю, уже знакомому по «шестой» MPS: 2.3-литровому 260-сильному турбированному агрегату с непосредственным впрыском топлива.

НЕ БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК. Мотор с благородно-длинным названием – MZR 2.3L DISI Turbo – был чертовски хорош на Mazda6 MPS! Он научил седан взрывному ускорению на любой передаче и, вкупе с полным приводом, поставил амбициозного новичка Mazda в один ряд с Subaru Impreza WRX и Lancer Evolution.

«Тройка» MPS ничуть не кажется младшей в семействе: «хот-хэтч» ускоряется до «сотни» всего за 6.1 с, а с 50 до 100 км/ч на третьей передаче – за 4.2 с. Максимальная скорость могла бы перевалить за 250 км/ч, если бы не соображения безопасности…

К 6-ступенчатой КПП претензий нет – она работает безупречно. А железный набалдашник зимой становится ледяным

MZR 2.3L DISI Turbo

Приборы-колодцы интересно смотрятся, а их показатели хорошо читаются. Куда бы установить датчик давления наддува.

Но страшно бывает и на меньшей скорости. Скользкая дорога, низкопрофильная (пусть и шипованная) резина и 260 л. с. на передней оси – зимой системе динамической стабилизации приходится нелегко. Когда шипы полосовали замерзший асфальт, я жалел только о том, что инженеры не решились снабдить «тройку» еще и полным приводом. Когда же покрытие высыхало и оттаивало, мне не хватало только летних шин, которые смогли бы выдержать натиск 2.3-литрового «турбо-зверя».

Выдался не лучший день (точнее, сезон) для знакомства с Mazda3 MPS. На шипованной резине 2.3-литровый турбомотор вмиг пускает ее в занос и заставляет колеса крутиться вхолостую. На скользких участках DSC (система динамической стабилизации) даже на небольших скоростях включается в работу с опозданием, позволяя почувствовать, как машину сносит с траектории, а легкий перебор с «газом» приводит к моментальной пробуксовке. Не стоит забывать об осторожности и слепо полагаться на электронные системы, хотя уверен, что с хорошими летними шинами DSC на «тройке» будет работать так же слаженно, как и на Mazda6 MPS.

ЖЕСТЧЕ, НО ЛУЧШЕ. По сравнению с гражданской версией, Mazda3 MPS обладает гораздо более жестким кузовом, дополнительно усиленным в нескольких зонах. Подвеску перенастроили серьезно: угловая жесткость подвески увеличена на 60%, передний и задний стабилизаторы стали толще на 5 мм каждый (26 мм спереди и 25 мм сзади), а жесткость пружин выросла на 10 Н/мм спереди и 7 Н/мм сзади. Амортизаторы имеют большую демпфирующую способность, что, в сочетании с другими изменениями, практически исключило крены и на порядок улучшило управляемость.

Для полного счастья в кожаном спортивном кресле с отличной боковой и поясничной поддержкой не хватает только электрорегулировок

Mazda3 MPS

«MPS заметно превышает ожидания водителей»

Накрепко фиксирующие пилота спортивные сиденья с вышитыми буквами «MPS» и перфорированные стальные педали – вот и все, что в салоне напоминает о «горячности» хэтчбека.

В остальном же это топ-версия гражданской Mazda3. Тему «горячности» раскрывает начинка, которой добротно нафаршировали внешне сдержанную кузовную оболочку.

Коробку передач взяли от Mazda6 MPS: шестиступенчатая «механика» выгодно отличается коротким ходом рычага и предельно четким характером работы. Передаточные числа отлично подобраны с учетом особенностей турбированного 2.3-литрового мотора, а шестая (повышающая) передача еще и помогает экономить топливо. Несмотря на то, что нам такие глупости в голову не приходили…

Да, в городе подвеска часто напоминает, чем пришлось пожертвовать «мирской» Mazda3, обернувшейся верховным жрецом религии Zoom-Zoom. В Mazda говорят: «Ее основная «догма» – человек снова и снова стремится оказаться за рулем своего любимого автомобиля». Естественно, Mazda.

Чтобы стать единым целым с анатомическим сиденьем, чтобы руки вцепились в толстый кожаный руль, отвлекаясь только на рычаг КПП, а ноги снова затоптали перфорированные педали с акцентом на самую востребованную, правую.

Что такое MPS

Самый мощный когда-либо созданный седан Mazda
Бензиновый 260-сильный двигатель с прямым впрыском и турбонаддувом с системой активного крутящего момента с распределением на все колеса
Экспрессивный внешний дизайн

Mazda6 MPS, флагман линейки Mazda6, и наиболее мощный седан Mazda, начнет производиться в Европе в начале этого года. Это выход на растущий рынок высокомощных седанов. Во время производства Mazda6 MPS, основной целью было создание автомобиля, который выведет концепцию Zoom-Zoom на новый уровень воодушевленного динамизма. И у Mazda это получилось. Наибольшее удовольствие от вождения авто обеспечивается MZR 2.3 DISI* бензиновым двигателем с турбонаддувом, активным крутящим моментом с распределением на все колеса и модернизированным шасси в соответствии с повышением мощности и крутящего момента.

Прямой впрыск и турбонаддув являются основными источниками мощности нового 4-цилиндрового двигателя семейства Mazda MZR. Максимальная мощность автомобиля 191 кВ/260 л.с. при 5,500 тысячах оборотов и максимальный крутящий момент 380 Нм при 3,000 тысячах оборотов. В результате этого Mazda6 MPS разгоняется до 100 км/ч всего за 6,6 секунд и развивает максимальную скорость 240 км/ч, что делает ее одним из самых быстрых седанов на дорогах Европы, с потреблением бензина всего 10.2 л на 100 км. Новая разработка — 6-ступенчатая механическая коробка передач приносит еще больше удовольствия от вождения. Использовать полную мощность двигателя позволяет 3-вальная конструкция с более высоким передаточным числом.

В зависимости от дорожных условий и стиля вождения Mazda6 MPS, используя систему активного крутящего момента с распределением на все колеса, может перераспределить до 50% мощности двигателя на задние колеса. Используя информацию о угле поворота, коэффициенте отклонения от курса, боковой перегрузке и состоянии двигателя, электронная система распределяет мощность двигателя на передние и задние колеса, соответственно каждой конкретной дорожной ситуации. Система использует три различных режима ("Нормальный", "Спортивный", "Стабильный", для скользкой дороги), которые выбираются автоматически контролирующим модулем двигателя, таким образом водитель может сконцентрироваться на дороге.

Продуманное улучшение дизайна откровенно намекает на спортивный характер новой Mazda6 MPS. Mazda аккуратнейшим образом вносила усовершенствования во внешний вид автомобиля, с целью подчеркнуть его сущность. Большой воздухозаборник на капоте, задний бампер с диффузором, спойлер на крышке багажника и интегрированные выхлопные трубы, все это подчеркивает спортивный стиль автомобиля.

Во внутренней отделке автомобиля использованы высококачественные ткани и материалы для усовершенствования атмосферы в салоне. В салоне автомобиля успешно сочетаются спортивная функциональность и изысканный комфорт. Специальные детали интерьера включают спидометр со шкалой до 280 км/ч, кожаный руль с тремя спицами, половинчатые ковшеобразные передние сиденья, кожаную рукоятку коробки переключения передач и алюминиевые педали с резиновым покрытием. Также флагману линейки Mazda6 присущи все изменения привнесенные в Mazda6 фейс-лифт летом 2005 года. Среди них более широкий подлокотники, вертикальные внутренние дверные ручки, титановая выхлопная труба и черная панель аудио системы ("пиано").

Быстрый взгляд на Mazda6 MPS

Выход Mazda на растущий рынок высокомощных седанов
MPS концепт — наиболее радикальное воплощение концепции дизайна Zoom-Zoom на сегодняшний день

Оборудование и функциональность
Кожаная отделка руля и ручки КПП
Кожаные половинчатые ковшеобразные передние сидения
Электропривод регулирования водительского сидения с функцией памяти
Электропривод задних и передних стеклоподъемников
Система DVD навигации включающая систему ТМС (Traffic Message Channel) с цветным дисплеем
Аудиосистема BOSE с CD чейнджером на 6 дисков и 7 аудио колонок

Трансмиссия и двигатель

2,3 — литровый бензиновый двигатель с прямым впрыском и турбонаддувом
Блок цилиндров и головки цилиндров изготовлены с использованием усовершенствованных технологий производства корпорации Mazda (Advanced Precision Mazda Casting process)
260 л.с. что почти на 100 л.с. больше чем в Mazda6 в стандартной комплектации
Максимальная скорость 240 км/ч, разгон с 0 — 100 км/ч за 6,6 секунды
Система распределения активного крутящего момента на все колеса с автоматическим использованием трех режимов (Active Torque Split All-Wheel Drive system)
Антипробуксовочная система задних колес
Спецтюнинг выхлопной системы

Шасси и безопасность

Жесткость кузова усилена на 50% по сравнению с предыдущими моделями
Шасси адаптировано для более спортивного вождения
Усовершенствованная и усиленная подвеска
Установлены дисковые тормоза на все колеса большего диаметра
Система АВS + EBD + Вrake Аssist + TRC (Антипробуксовочная система)
6 подушек безопасности, автоматически складываемая педаль тормоза в случае лобового удара
Ксеноновые фары и противотуманки

2. Мнение автомобильных экспертов

Пика в производстве спортивных автомобилей корпорация Mazda достигла выпустив модели RX-7, RX-8 и выиграв автогонки Le Mans в 1991 году
Mazda 6 MPS-спортивный флагман среди автомобилей среднего размера
Европейское дизайнерское бюро Mazda создало концепткар Mazda 6 MPS для Парижского Моторшоу 2002

Mazda 6 MPS самый мощный седан когда-либо созданный корпорацией Mazda. В создании автомобиля, в июле 2002, активное участие принимали специалисты спортивного тюнингового подразделения Mazdaspeed, используя свой многолетний опыт в создании спортивных автомобилей, уделив особое внимание усовершенствованию шасси.

Корпорация Mazda поддерживает многолетнюю традицию производства спортивных автомобилей, кульминацией этого стало создание 3 поколения заднеприводного автомобиля с роторным двигателем RX-7 и существующей 4-х дверной Mazda RX-8 с роторным двигателем. В 1991 году подразделение Mazdaspeed достигло наибольшего успеха став первым создателем автомобиля с роторным двигателем который выиграл 24-х часовую гонку Le Mans. Mazda стала первым японским автопроизводителем победив на гонке Le Mans, с момента ее основания в 1923. И не забывайте, что Mazda принимала участие в ралли в 80-х и 90-х годах на полноприводных автомобилях с двигателями с турбонаддувом.

Дизайнеры новой Mazda6 MPS, флагмана линейки Mazda6, сознательно избежали соблазн придать седану агрессивный раллийный внешний вид. Они выступили против использования таких деталей кузова как: огромный броский спойлер и воздухозаборник для охлаждения двигателя. Вместо этого был создан внешний дизайн указывающий на наличие мощного двигателя и спортивного шасси обеспечивая уверенность, что Mazda6 MPS в любой ситуации покажет хороший результат.

На Парижском Мотор-Шоу 2002 Mazda представила концепткар Mazda6 MPS обозначив свои намерения войти на рынок престижных спортивных седанов. Автомобиль был создан в европейском исследовательском центре Mazda в Оберурселе (Oberursel), Германия в 2002 и многие характеристики присущие концепткару используются при серийном производстве.

Mazda6 MPS — новый флагман чрезвычайно успешной линейки Mazda6. В Европе уровень продаж Mazda6 превзошел все ожидания. В то время как уровень продаж автомобилей Mazda в Европе в 2001 составлял 165 000 единиц, к 2004 году это количество увеличилось до 265 000 единиц. Львиная доля данного роста принадлежит Mazda6, 100 000 автомобилей этой марки было продано в течении 2003 года — 43% от общего уровня продаж. Mazda6 не теряет своей популярности и остается наиболее продаваемым автомобилем в Европе. В 2005 году остался тем же и составил 5% от общего объема продаж в Европе. На сегодняшний момент более 900 000 автомобилей были произведены на заводах корпорации Mazda Hofu II (Hiroshima) и AAI (Michigan, USA).

Наиболее полное воплощение концепции Zoom-Zoom на сегодняшний день
Уровень продаж седанов высокого класса в Европе увеличился втрое с 2000 года.
Высококлассные модели Audi, BMW, Alfa Romeo GTA являются прямыми конкурентами.
Целевая аудитория мужчины в их "лучшие годы", которые получают удовольствие от вождения динамичных автомобилей.

Mazda6 получила название "MPS" как аббревиатуру от "Mazda Performance Series". Mazda позиционируется на Европейском рынке седанов класса C и D. С 2000 года объем продаж этих автомобилей в Европе увеличился в три раза.

Для Mazda, MPS является наиболее полным воплощением концепции Zoom-Zoom. Динамичный дизайн кузова и экстремально спортивное шасси дает Mazda6 MPS преимущество перед такими конкурентами как Audi A4 V6 3.2 Quattro и BMW 320 iX. Среди 260-и сильных седанов у Mazda6 MPS есть конкуренты с более экстремальным внешним видом такие как: Alfa Romeo GTA и Opel Vectra OPC. Особенно конкурентоспособной Mazda6 MPS делают ее высокое качество, уникальный стиль и привлекательная цена.

Привлекательность автомобиля
Высокий класс автомобиля выражен в его внешнем дизайне
Более агрессивный вид автомобилю придает капот с "power dome"
Задний бампер с диффузором и интегрированными выхлопными трубами

Внешний вид Mazda6 в стандартной комплектации явно выражает принадлежность автомобиля к семейству Mazda. Спортивный дизайн автомобиля создает иллюзию того, что автомобиль едет даже когда он остается неподвижным. Для Mazda6 MPS корпорация тщательно модернизировала стандартный седан Mazda6 с целью гармонично выразить высокий класс автомобиля. Создавая дизайн Mazda6 MPS специалисты старались избежать излишеств.

В результате Mazda6 MPS получила увеличенный воздухозаборник, более динамичный передний бампер с установленными по углам противотуманными фарами в темной оправе и традиционную для Mazda пятиугольную решетку радиатора, все это придает автомобилю более спортивный и уверенный вид. Выпуклые линии идущие от решетки радиатора до передних стоек визуально удлиняют капот. Капот приподнят на 40 мм, что ясно указывает на наличие двигателя с турбонаддувом и расположенного над ним интеркуллера. Форма капота указывает на значительную мощность двигателя под ним.

Боковой обвес предает автомобилю приземистый, агрессивный вид. В колесных арках расположены 15-ти спицевые 18 дюймовые легкосплавные диски (шины 215/45/R18).

Двойная интегрированная выхлопная труба также свидетельствует о мощности автомобиля.
Похожий по стилю на Mazda RX-8 задний обвес MPS и задний небольшой спойлер на багажнике обеспечивают дополнительную устойчивость. "Все эти усовершенствования привели к улучшению коэффициента лобового сопротивления и оптимизировали баланс между передним и задним валом Mazda6 MPS", сказал Цуоши Каджима (Tsuoshi Kojima), Заместитель Менеджера проекта.

Специально для Mazda6 MPS был создан цвет названный Мокрый Серебристый Металик (Moist Silver Metallic). Подобно тому как изменяется погода в течении года меняется цвет кузова автомобиля в зависимости от того под каким углом вы смотрите на него. Не смотря на это Mazda6 MPS представлена в трех различных цветах: красном, черном и титановом.

Тест драйв Mazda 3 –
"Сверхъестественная сила (Mazda 3 MPS 2,3 л)"

“Mazda 3 MPS” – к услугам женщин и особенно ведьм

КТО МОГ заслужить в те времена столь губительную репутацию, которая прямиком вела на костер? Обычно женщины, которым завидовали. Отличавшиеся красотой, умом, богатством или просто веселым характером. “Mazda 3 MPS” отлично подходит на роль колесницы для такой дамы, да и сама вполне подходит на роль подобной “ведьмы”. Изящный силуэт 5-дверного кузова, богатая комплектация, в которой есть все, что вы хотите получить от самой дорогой “трешки”. И никаких внешних излишеств наподобие “горба” или воздухозаборника на капоте, которые сразу выдают, что перед вами не совсем обычный автомобиль. Похоже, “MPS” хочет казаться обычной простушкой. А значит, ей есть что скрывать. Полагаю, авторы средневековых пособий по борьбе с силами тьмы (я их дальше цитирую дословно) нашли бы у этой машины немало общего с настоящей ведьмой.

Спидометр на спортивной версии размечен до 280 км/ч.

На первый взгляд, за исключением красной прострочки руля и чехла рычага коробки передач, интерьеры “MPS” и обычной “трешки” идентичны. Однако здесь имеются свои нюансы.

Я И САМ не заметил, как на одометре “Mazda 3 MPS” появились лишние три сотни километров. Выехав из окрестностей озера Тегернзе, чуть позже обнаружил себя в австрийском Инсбруке, а к полудню моя машина уже толкалась в пробках на центральных улицах Мюнхена. Никакой дьявольщины в этом нет – безлимитные немецкие автобаны способны перенести тебя из одной части Германии в другую за считаные часы. Конечно, если твой автомобиль сможет поддерживать заданный темп. “Mazda 3 MPS” – пожалуй, единственный среди “горячих” хэтчбеков, который не спасует перед мощными “Mercedes-Benz” и BMW в левом ряду автобана. Ведь его максимальная скорость равна 250 км/ч – как раз на этой величине срабатывают ограничители скорости большинства немецких супермашин. Лишь “Porsche”. является исключением. Но их на дороге не так уж много. Зато какое злобнообескураженное выражение появляется на лицах водителей других машин, когда они безуспешно пытаются нагнать нахальный маленький хэтчбек. А тот вихрем мчится по трассе, сгоняя соперников перед собой вправо грозным сиянием заказных ксеноновых фар.

Без огромной выхлопной трубы образ “горячего” хэтчбека потерял бы толику драматизма.

Передние кресла получили выраженную боковую поддержку.

Конечно, что касается комфорта, то на скоростях под 200 км/ч маленькая “Mazda” не идет ни в какое сравнение с доведенными до совершенства немецкими люкс-седанами и купе. В ней шумно, ревет двигатель, подвывает трансмиссия, поет свою заунывную песню налетающий ветер. но тем не менее она едет. И едет очень быстро. Стабильность на высоких скоростях была одной из главных задач при доводке “Mazda 3 MPS”. Под днищем установили новые аэродинамические экраны, а на верх задней двери водрузили солидных размеров спойлер. Благодаря этому “MPS” прилипает к дороге так, словно ее прижимает трехкратная сила земного притяжения. А усиленные тормоза позволяют гасить скорость с такой же легкостью, как будто на спидометре и не было 250 км/ч.

Увеличенный воздухозаборник в бампере обеспечивает лучшее “дыхание” мощного мотора.

НА МОКРОМ асфальте система стабилизации срабатывала постоянно. А как же иначе, когда масса крутящего момента сразу обрушивается на передние ведущие колеса, стоит лишь чуть сильнее прижать педаль газа. Здесь надо действовать поаккуратнее.

Главное – выяснить, на что “MPS” согласна, а что отвергает. Ей не нравятся малые обороты, это понятно. Если опустить форсированный турбодвигатель ниже 2.000 об/мин, он тут же скисает. Но слишком крутить мотор тоже не следует. Шума много, толку мало. Оптимально – держать обороты в средней зоне тахометра, мягко выталкивая машину вперед пиком крутящего момента, который наступает на 3.000 об/мин. Благо что длинноходная педаль газа и 6-ступенчатая коробка передач позволяют самые разнообразные варианты поддержания мотора в тонусе.

Советуем также тест-драйвы конкурирующих машин

Subaru Impreza WRX
(хэтчбек)

Toyota Corolla
(седан 4-дв.)

Volvo V40
(хэтчбек 5-дв.)

А если резко выкручивать двигатель на первой или второй передаче, машина заупрямится и сделает вид, что она вообще не хочет разгоняться. Особенно когда вы идете в повороте или собираетесь менять ряд перед обгоном. Так срабатывает система ограничения тяги, которая, высчитывая степень проскальзывания колес и угол поворота руля, сама решает, насколько можно открыть дроссельную заслонку и дать вырасти давлению турбины. Для 260-сильного переднеприводного автомобиля совсем не лишняя перестраховка. Ведь подобная сила под капотом точно сродни колдовству. Главное – знать, как ею распорядиться.

РЕТРОСПЕКТИВА

Редкая птица

Этот автомобиль производился всего несколько месяцев, и общее количество выпущенных мелкими партиями экземпляров не превысило 5.000. Тем не менее “Mazdaspeed Protege” заняла достойное место среди “заряженных” моделей гольф-класса.

Обычная “Protege” предлагалась американскому потребителю в двух типах кузова – 5дверный “хэтчбек” и 4дверный “седан”, а для спортивной версии оставили лишь последний вариант.

В доводке автомобиля японцам помогали инженеры американской фирмы “Callavay Cars”, широко известной глубоким тюнингом “Chevrolet Corvette”. Благодаря этому сотрудничеству стандартный 2литровый мотор “Mazda” получил турбонагнетатель “Garrett”, который позволил довести отдачу до внушительных на тот момент 170 сил. Механическая коробка передач осталась 5-ступенчатой, зато в приводе передних колес появился самоблокирующийся дифференциал. Заодно американцы помогли улучшить аэродинамику кузова, установив иные бамперы, а также большое антикрыло на крышке багажника.

С учетом существенно улучшившейся динамики автомобиля (до 100 км/ч “Mazdaspeed Protege” разгонялась за 7 с) была полностью пересмотрена ходовая часть. Колеса обрели 17дюймовую размерность. Автомобиль получил более жесткие пружины, амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости, а также тормоза “европейской спецификации”, как гласил официальный пресс-релиз.

Спортивная “Protege” адресовалась в первую очередь молодежи, поэтому представители фирмы особо отмечали, что в список стандартного оснащения входит мощная музыкальная система.

КОНКУРЕНТЫ

“Opel Astra OPC”

Мощность 240 л.с., разгон 0-100 км/ч – 6,4 с, максимальная скорость – 244 км/ч.

Наиболее близкий к “Mazda 3 MPS” соперник. Как по характеристикам, так и по цене (“Opel” слегка дешевле). Приносит наиболее экстремальные ощущения от езды. Предлагает амортизаторы с дистанционной регулировкой жесткости по двум уровням. Впрочем, в любом положении ход остается по-спортивному жестким. В отличие от конкурентов бывает только с 3дверным кузовом.

“Ford Focus ST”

Мощность 225 л.с., разгон 0-100 км/ч – 6,8 с, максимальная скорость – 241 км/ч.

Единственный среди конкурентов, кто имеет 5-цилиндровый турбомотор (остальные модели довольствуются 4-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом). Пафосный внешний вид и салон с дополнительными, но вряд ли необходимыми в повседневной жизни приборами. Среди аналогов “Ford” наиболее доступен по цене. Кузов – 3либо 5-дверный.

“Volkswagen Golf GTI”

Мощность 200 л.с., разгон 0-100 км/ч –7,2 с, максимальная скорость – 235 км/ч.

При своем дебюте в 2004 году впечатлял, но с появлением более молодых конкурентов его 200 л.с. уже не обеспечивают превосходства. В то же время “Golf GTI” является самым дорогим предложением в классе “горячих” переднеприводных хэтчбеков. Запишем эту переплату на счет самого качественного по исполнению и отделке интерьера. Кузов – на три и пять дверей.

Новая Mazda3 MPS против самолёта

Почему люди не летают, как птицы? Этот вопрос беспокоит человечество с тех пор, как кто-то из первобытных навернулся с ветки, влезая на дерево. С тех было множество попыток покорить пятый океан, а первым неудачником, если верить мифам, был грек Икар. Юноша сваял себе крылья из перьев и воска, но лавры Гагарина ему не достались – до орбиты он не добрался, воск растаял, и Икар рухнул в море. Так что лучше покорять небо на чём-то более подходящем. Например, на самолёте.

Сказано – сделано. Я бодро взбираюсь на крыло и легко втискиваюсь в узкую кабину. А дальше – привычные по регулярным трек-дням лямки ремней. Правда, не четырёхточечных, а шести. Сначала – парашют, затем меня плотно притягивают к сиденью. Натягиваю гарнитуру. «Готов?», – вопрошает инструктор, один из членов сборной России по высшему пилотажу. «Всегда готов», – крутится в голове.

Что было дальше, описать сложно, одни эмоции. Бочки, знаменитая петля Нестерова, виражи и абсолютный восторг от перегрузок. Так бы и летал, как мой знаменитый однофамилец. Но, увы, наш полёт ограничен считанными минутами. И спустя положенный срок учебно-тренировочный Як-52 уже садится на поле аэродрома в Дракино.

А летать довелось не только на самолёте. Сначала мы проверяли на прочность вестибулярный аппарат в аэродинамической трубе, где тело держит лишь воздушный поток, генерируемый мощными вентиляторами. Каждый из четырёх «карлсонов» приводится в действие 260-сильным двигателем, а это (вот уж совпадение!) равно отдаче мотора Mazda3 MPS.

С этой машиной мы уже знакомы – не так давно прошёл премьерный тест в Германии. Тогда экзамен у «трёшки» принимали идеальные немецкие автобаны. Но мы-то знаем, что гораздо более серьёзная комиссия ждёт MPS в России. В роли сурового «препода» выступило кривое Симферопольское шоссе. Поэтому обсуждать по новой дизайн и отделку интерьера смысла нет – сконцентрируемся лучше на дороге.

А делать это приходится! Да, конечно, MPS-ка стала чуть более дружелюбной, но если попадаешь в колею, то не стоит терять бдительность. Особенно при быстром разгоне – чуть зазеваешься и отправишься чесать упитанными бортами отбойник или распугаешь соседей по дороге. Но контролировать машину всё равно легче, нежели пытаться сохранить равновесие в аэродинамической трубе, где тренируются профессиональные парашютисты.

Зато «железнодорожные» ассоциации действительно отходят на второй план – на многочисленных стыках Mazda теперь не издаёт «тыдых-тыдых», как вагон на рельсах. Подвеска стала даже немного мягче, чем у прежней MPS. Да и не «пробивает» её на каждой мало-мальски серьёзной колдобине, чем грешило предыдущее поколение. Но до комфортабельности «747-го» Боинга MPS далеко. Несмотря на улучшенную шумоизоляцию, широкие шины сразу дают понять, что дорожные службы не слишком любят свою работу. И за что платить немаленький транспортный налог?

Но дождитесь участка с хорошим асфальтом (иногда попадаются и такие) и нажмите на правую педаль до упора. Когда стрелка тахометра подтягивается к отметке «3», крыльчатка турбокомпрессора раскручивается в полную силу, а индикатор давления наддува начинает зашкаливать. Вот он – момент истины!

Да, взрыв приглушили. Теперь на водителя волна ускорения обрушивается не с такой яростью, как раньше. Но всё равно, я поймал себя на мысли, что намеренно сбрасываю обороты ниже заветной «тройки», чтобы раз за разом наслаждаться моментом, когда у MPS открывается второе дыхание.

Кажется, что машине абсолютно всё равно, какая в этот момент скорость. Главное – своевременно орудовать знакомым по предыдущей MPS рычагом КПП. В результате Mazda легко набирает 200 км/ч, но на высших передачах разгон становится более плавным, ещё сильнее подчёркивая самолётные ощущения. А уж Як-52 до своих взлётных «150» точно уступит красной японской «молнии».

Теперь Mazda3 MPS ещё больше оправдывает репутацию «пожирателя километров» – она стала тише, мягче и немного утихомирилась. И передние сиденья, даром что похожи на прежние, стали удобнее. Но остаётся главный вопрос – как она поведёт себя на треке? Не зря ведь российские владельцы MPS-ок стали всё чаще выбираться на гоночные трассы. И не зря она остаётся одним из самых мощных переднеприводных «хот-хетчей». Так что небольшой ягодкой на торте наших полётов стали вполне земные покатушки на одном из лучших картодромов Московского региона – «Лидере».

После короткой гонки на картах нам разрешили проехать несколько кругов и на MPS. Конечно, эта трасса гораздо лучше подходит для юрких и лёгких 13-сильных «тележек», а 1400-килограммовый хэтчбек здесь больше напоминает слона, который уже долгие годы неизвестно что делает в посудной лавке. Но и этой «пристрелки» хватило, чтобы поближе познакомиться с характером машины.

Главное, что отмечаешь сразу – она так же, как и предшественница, активно «виляет» задней осью, помогая водителю избавиться от непременного сноса передка в крутых поворотах. Конечно, если скорость выше, чем нужно, то Mazda, беспомощно визжа покрышками, уедет «наружу». Но в целом короткое «свидание» прошло у нас со взаимным интересом.

И всё же этого мало – мне не удалось даже перегреть тормоза, а на третьей передаче я ехал не дольше 2 секунд. Куда уж там, если скорости не превышают даже сотни километров в час. Главный вопрос так и остался неразрешённым. Как же заставить японскую «зажигалку» продемонстрировать все свои прелести? Ведь подмосковный автодром в Мячково проснётся от зимней спячки только в апреле.

Но есть ещё один авторитетный судья. Самый авторитетный в мире. Живёт он в Германии, и именно ему достаётся право решающего голоса. Конечно, это Северная петля Нюрбургринга! Туда я в компании с Mazda3 MPS отправлюсь уже на следующей неделе. И легендарный «Зелёный ад» выведет её на чистую воду. Ждите подробностей!

Пакет дополнительного оборудования увеличивает стоимость до 1 274 500 рублей и включает в себя навигационную систему и «музыку» Bose с 10 динамиками.

Двигатели Mazda 3

22 января 2014 года корпорация Japan-Mazda Motor Corporation огласила, что общие продажи автомобилей Mazda 3 достигла 4 миллионов единиц. Что ознаменовало собой своеобразный рекорд, спустя 10 лет после старта производства автомобиля.

Ни одна другая модель Мазда не достигла подобного результата за такой непродолжительный промежуток времени.

Сегодня Мазда 3 является одной из базовых моделей линейки Mazda, проданных более чем в 120 регионах нашей планеты. Количество реализованных автомобилей составляет около 30 процентов годового объема продаж.

В чем коммерческий успех Мазда 3

В некоторых иностранных источниках Мазда 3 ассоциируется как комбинация двух терминов «ускорения» и «совершенство». Конечно, с этим можно спорить, но в чем-то авторы, безусловно, правы.

Mazda 3

В 2003 году на автосалоне в Женеве автомобиль был представлен как новинка 2004 года. MAZDA 3 был разработан для замены Mazda Protégé, и быстро стал фаворитом в компактном классе. Сегодня машина доступна как четырехдверный седан, и пятидверный хэтчбек с ручной или автоматической коробкой передач. Спортивная модификация Mazda 3, ориентированная как модель гольф-класса, продается с 2006 года как Mazda Speed 3 в США и Канаде, Mazda Speed Axela в Азии и Mazda 3 MPS на европейском континенте.

Второе поколение Mazda 3 было представлено в 2008 году с премьерным показом седана на автосалоне в Лос-Анджелесе и хэтчбека в Болонье. В 2012 году автодилеры начали предлагать Mazda 3 с недавно разработанной технологией SkyActiv с более жестким корпусом и новым силовым агрегатом с прямым впрыском топлива.

Нынешнее третье поколение увидело свет в середине 2013. Революционным прорывом новую версию назвать затруднительно, но некоторые новшества стоят внимания. Например, усовершенствованная технология управления G-Vectoring Control от конструкторов Mazda, способна в автоматическом режиме снижать крутящий момент двигателя при совершении маневров и поворотов, что существенно облегчает управление продольными и поперечными векторами тяги. В современном исполнении технология является стандартной опцией для всех моделей.

Силовая установка: этапы развития.

Общий обзор двигателей

На самом деле для отечественного рынка автомобилей линейка двигателей Mazda 3 считается довольно скудной.

Наиболее распространенные три вида бензиновых моторов. Лидером, по распространенности, в этой тройке является самый слабый атмосферник с объемом 1,6 литра MZR Z6, мощностью 105 л.с. Два других это двухлитровые агрегаты серии LF, которые в зависимости от типа коробки выдают 150 и 151 л.с. мощности. За 10,4 секунды автомобиль, оснащенный силовой установкой MZR-DIZI LF5H разгоняется до 100 км/ч. Версия с двигателем MZR LF17 комплектуется автоматической коробкой, она немного медленнее, до сотни разгоняется за 10,6 секунд.

Не зависимо от версии, бензиновые агрегаты двух литрового объема нареканий автолюбителей не вызывают. А вот к динамике Мазда 3, с 1,6 литровым атмосферником, претензии есть – 105 л.с. недостаточно для быстрой езды.

Если вы решитесь подгонять машину, загоняя в пол педаль газа, то расход топлива достигает неприличных 10-11 литров. 2-х литровый мотор может проглотить и больше, но при нормальной езде укладывается в оптимальные 7 литров.

Техническое обслуживание бензиновых агрегатов зачастую сводится к своевременной замене масла и фильтров. ГРМ цепного типа, замене не подлежит, цепь растягивается самопроизвольно как у именитых «немцев» и некоторых французов.

С дизельными версиями все гораздо сложнее. Во-первых, они встречаются достаточно редко, во-вторых, непросты в эксплуатации. Чаще всего на наших дорогах передвигаются Мазда 3 с 1,6 литровым турбодизелем MZR-CD BLA2Y, который выдает мощность 115 л.с. Агрегат оснащается турбонагнетателем с изменяемой геометрией и системой впрыска Common Rail.

При полноценном уходе служит достаточно долго. Но если экономить на качественном масле и заправляться дешевым топливом ремонт влетит в копеечку. Цены на оригинальные детали и качественные аналоги исчисляются десятками тысяч рублей.

Особенности эксплуатации некоторых марок двигателей

MZR Z6

MZR Z6

Этим бензиновым мотором оснащаются автомобили 1 и 2 поколения. Силовая установка представляет собой продвинутое развитие серии двигателей В6D. Главными отличиями от предшественника являются доработанные камеры сгорания, несколько измененные впускные и выпускные каналы. Цепь системы газораспределения не требует замены. Еще одно новшество коснулось изменения фаз газораспределения с помощью системы S-VT, и использование системы регуляции выхлопных газов, т.н. системы EGR, которая используется для вторичного прогона части выхлопных газов через камеру сгорания, с целью снижения вредных выбросов в атмосферу.

На практике, из-за плохого качества топлива система EGR часто становится причиной плавающих оборотов, появления детонации и потерей мощности, поэтому важно следить за корректностью работы клапана EGR и его состоянием.

MZR LF17

 MZR LF17

Двух литровый мотор MZR LF17 разработан японской корпорацией в рамках сотрудничества с компанией Форд. По конструкции представляет собой аналог MZR L8, но с цилиндрами большего диаметра. В отличие от 1,8 литрового собрата ДВС MZR LF17 более мощный, менее громкий, лишенный недостатков плавающих оборотов и имеет такой же расход топлива. Заявленный моторесурс составляет 350 тис. км, но на практике до капремонта мотор может свободно пройти 450, и даже 500 тис. км. Имеет цепной привод ГРМ, что значительно повышает эксплуатационные характеристики.

Для данного двигателя характерны проблемы с сальниками распределительного вала и термостатом, вследствие чего мотор может перегреваться, либо наоборот, не набирать рабочую температуру. Помимо этого, при пробеге 150 тыс. км рекомендуется регулировать зазоры клапанов. Несмотря на ряд недостатков, 2-х литровые агрегаты считаются надежными и практичными.

Новые возможности последнего поколения

Двигатель PE-VPS относятся к первой серии Skyactiv, представленной миру в 2011 году. Имеет приемлемые мощностные показатели 120 л.с., и оснащается всеми современными опциями, в том числе непосредственным впрыском топлива и функцией изменения фаз газораспределения на двух валах.

Skyactiv

Для эффективной работы мотора на степени сжатия 14 применяется облегченная шатунно-поршневая группа и поршня специальной конфигурации, что существенно улучшает процесс сгорания топлива, при этом позволяет избегать детонации.

Некоторые владельцы Мазда 3 с двигателями PE-VPS жалуются на присутствие вибрации машины и чрезмерный шум на холостых оборотах. Эффект пропадает при прогреве двигателя до рабочей температуры. В целом, мотор, сконструированный на базе технологии Скайактив, ведет себя очень резво, и в тоже время экономно, что отмечается в многочисленных положительных отзывах автолюбителей.

Дизельные моторы Мазда 3

На отечественном рынке Мазда 3 с дизельной силовой установкой считается экзотикой. Но эти агрегаты заслуживают внимания.

Дизельный мотор MZ-CD

Дебют дизельного мотора серии MZ-CD состоялся в 2002 году. Он представляет собой дальнейший этап развития двигателей RF. Конструктивно состоит из четырехцилиндрового блока с 16 клапанной головкой и одного распределительного вала. Экономичностью, динамичностью и плавной работой мотор заслужил одобрение пользователей.

В 2005 году агрегат переживает первую модернизацию. Благодаря применению системы питания Common Rail, и более компактному турбокомпрессору конструкторам удалось существенно уменьшить количество вредных атмосферных выбросов, и сократить расход топлива. Мощность агрегата MZR-CD R 2АА, установленного на Мазда 3 второго поколения составляет 150 л.с. с крутящим моментом 400 Нм при 2000 оборотов в минуту. И это неплохие показатели, учитывая небольшой вес и компактные габариты автомобиля.

Потенциальные проблемы и возможные неисправности

После преодоления 200 тысяч км возрастает вероятность необходимости замены турбированного компрессора, клапана рециркуляции отработанных газов. В этот же временной период вероятны серьезные проблемы с компонентами системы смазки. Падает пропускная способность маслозаборника, что приводит к дефициту масла в системе, и форсированному износу ДВС.

Пропускание выхлопных газов через изношенные шайбы форсунок приводит к появлению нагара, что так же не способствует поддержанию необходимых эксплуатационных характеристик.

Достаточно часто встречаются случаи плавающих оборотов и временной потери мощности при разгоне, по причине неадекватной работы клапанов ТНВД. Такие симптомы могут стать предвестником выхода из строя насоса высокого давления.

Владельцам Мазда 3 с дизельной силовой установкой, крайне не рекомендуется экспериментировать с качеством моторного масла и топлива. Впрочем, это касается практически всех двигателей, работающих на дизтопливе.

Советы по выбору комплектации

Основываясь на приведенном анализе, при выборе Mazda 3 рекомендуется учитывать следующие аспекты:

Читайте также: