Мазурка волга схема танца поучиться

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

ЭЛЕМЕНТЫ МАЗУРКИ

Часто его называют «ординарный шаг». Движение мужское.

Исходное положение: III позиция, правая нога впереди. На «и» (затакт) легкий подскок на левой ноге, правая с вытянутым подъемом почти над полом выводится вперед в IV позицию. Тяжесть корпуса на левой ноге.

На «раз» и «два» glissй правой ногой. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу. Левая нога приподнимается с пола. (Колено слегка согнуто, подъем вытянут, пятка левой ноги повернута к полу. )

На «три» прыжок на правой ноге, левая энергично выводится вперед через I в IV позицию.

На «и» (затакт) легкий прыжок на правой ноге.

Прыжок должен точно приходиться на затакт и на третью четверть каждого такта.

Pas couru (легкий бег) (музыкальный размер 3 /4)

Исполняется преимущественно женщинами, но в парной мазурке может также исполняться и мужчинами.

Мужчины, исполняя pas couru, делают акцент на третью четверть.

Исходное положение: III позиция, правая нога впереди.

На «и» правая нога выводится вперед в IV позицию.

На «раз» правая нога опускается на пол и на нее переносится тяжесть корпуса.

На «два» левая нога плавно скользит вперед, в IV позицию. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

На «три» правая нога скользяще подводится к левой ноге в I позицию, как бы сталкивая ее, левая поднимается в IV низкую переднюю воздушную позицию, подготовляясь к следующему шагу.

Второй вид pas couru

Движение делается так же, как было описано выше, но на третью четверть такта правая нога через I позицию делает шаг вперед.

Pas boiteux (хромой шаг) (музыкальный размер 3 /4)

Это па могут исполнять как кавалеры, так и дамы, но у мужчин оно встречается чаще. Припадание мужчин на левую ногу и создает впечатление хромоты.

На «раз» подскок на правой ноге, левая с вытянутым подъемом выводится в IV позицию вперед.

На «два» левая нога делает шаг вперед, тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

На «три» правая нога делает шаг вперед.

Это движение может повторяться подряд несколько раз с одной и той же ноги. Оно делается вперед, но может исполняться в той же последовательности и назад.

Pas boiteux en tournant, или tour sur place (поворот на месте)

Исполняется в бальной мазурке в паре. Служит часто заключительным поворотом после одной из фигур.

Закрытый поворот

Танцующие стоят лицом друг к другу. Левое плечо кавалера находится против левого плеча дамы. Левая вытянутая рука дамы в правой руке кавалера, присогнутой в локте. Руки подняты на уровень плеч. Левая рука кавалера лежит на талии дамы. Голова слегка наклонена к правому плечу. Танцующие исполняют pas boiteux с правой ноги с поворотом влево. Каждый полуповорот занимает один такт.

1-й такт. На «раз» легкий подскок на левой ноге, одновременно правая нога выводится в IV позицию вперед, колено слегка согнуто.

На «два» правая становится на пол, принимая всю тяжесть корпуса.

На «три» левая нога приставляется к правой.

2-й такт. Повторение первого такта, продолжая поворот влево.

Примечание. При закрытом повороте левая рука дамы может лежать на правом плече кавалера, правая рука кавалера в этом случае отведена в сторону на уровень плеча.

Открытый поворот

Танцующие стоят в паре. Левая рука дамы в левой руке кавалера впереди его корпуса. Правая рука держит платье. Правая рука кавалера лежит на талии дамы. Лица обращены друг к другу. Корпус

слегка отклонен от кавалера. Дама начинает движение с правой ноги, как в закрытом повороте, у кавалера движение левой ногой назад. Партнеры движутся влево.

1-й такт. На «раз» кавалер делает легкий подскок на правой ноге, одновременно левая с вытянутым подъемом, слегка согнутая в колене, заносится назад в IV позицию.

На «два» левая нога ставится на пол.

На «три» правая нога приставляется к левой ноге назад.

2-й такт. Полное повторение первого такта.

В открытом повороте, так же как и в закрытом, каждый полуповорот занимает один такт.

Coup de talon (голубец)

Мужское па, которое чередуется с другими движениями мазурки. При выполнении coup de talon носок не отрывается от пола.

Исходное положение: ноги в I позиции.

На «раз» маленький подскок на правой ноге, одновременно удар правого каблука об левый каблук. Левая нога отлетает во II позицию, не снимая носка с пола.




На «два» шаг левой ногой во II позицию. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

На «три» правая нога скользяще подтягивается к левой ноге в I позицию.

Мужское па. Имеет большое сходство с pas boiteux, но если в pas boiteux на третью четверть нога, шагая вперед, делает проходящее движение, то в pas coupй одна нога «сталкивает» другую, как бы «режет» ее, отчего шаг имеет еще и второе название: «режущий шаг».

Движение исполняется всегда только с одной ноги.

Исходное положение: III позиция. Правая нога впереди.

На «раз» подскок на левой ноге, одновременно правая нога выносится вперед, в IV позицию. Подъем вытянут.

На «два» правая нога продолжает скольжение (glissй) вперед. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу. Левая снимается с пола, сгибая колено.

На «три» левая нога толкает правую ногу сильным движением через III позицию сзади, которая выносится вперед в IV позицию.

В бальную мазурку хорошо танцующие женщины часто включают движение pas chassй. Оно может украсить танец, но при исполнении требует акцента на первую четверть такта.

Мазурка Людвига Петровского

Схема танца.

mp-1

Вступление 1 (48 тактов):

Такты 1-8 Grand Promenade
Такты 9-12. Кавалеры: Balancé*
Такты 13-16. Дамы: Balancé

Вариант: Такты 9-16. Все: Balancé, второй раз кавалеры притоптывают

Такты 17-24. Grand Rond на Coup de talon вправо
Такты 25-28. Кавалеры: Balancé
Такты 29-32. Дамы: Balancé

Вариант: Такты 25-32 Все: Balancé, второй раз кавалеры притоптывают

Такты 33-40. Grand Rond на Coup de talon влево
Такты 41-48. Tour sur Place

«находясь в приличном положении в 3-й позиции, начать правою ногою, поставить ее противуположно во 2-й позиции, приставить левою вперед к 3-й, причем естественно и голова склоняться должна в левую сторону и смотреть на танцующих на левой стороне; таким же образом начинать другой шаг левою ногою и смотреть в правую сторону;»

но это предлагаемая Петровским вариация не соответствует реальной практике, где использовались другие шаги с продвижением в центр и назад.

Вступление 2 (32 такта):
Такты 1-16 Grand Chaîne до своих партнеров.
Такты 17-18 По кругу по часовой стрелке со своим партнером два Pas de Basque.
Такты 19-32 Tour sur Place

Вариант на 16 тактов:
Такты 1-8. Demi Grand Chaîne до своих партнеров.
Такты 9-10. По кругу по часовой стрелке со своим партнером два Pas de Basque.
Такты 11-16. Tour sur Place

1 часть. Traversé les dames (256 тактов)

Такты 1-16. Promenade по кругу до ІІ пары и Tour sur Place.
mp-2

К1 оставляет Д1 между К2 и Д2 и продолжает с Д2:
mp-3

Такты 17-32. Promenade до ІІІ пары и Tour sur Place.
К1 оставляет Д2 между К3 и Д3 и продолжает с Д3.

Такты 33-48. Promenade до ІV пары и Tour sur Place.
К1 оставляет Д3 между К4 и Д4 и продолжает с Д4.

Такты 49-64. Promenade к месту І пары; Tour sur Place, К1 и Д4 занимают место І.
mp-4

Вариант Л. Петровского:
Все кавалеры исполняют первый променад на на Pas de Basque
Второй на Coup de talon
Третий на связке 2 Pas de Basque + 3 легких бегущих шага + Pas de Basque
Четвертый (до своих мест) на связке: 3 Coup de talon + пируэт

Автор не видит негатива в том, что кавалеры будут повторять один за другим одинаковые связки. Напротив, в таком случае они смогут соревноваться в правильности и красоте исполнения шагов.
Однако следует отметить, что в построенной последовательности каждая из дам все время будет танцевать одним и тем же шагом, не переменяя его от начала и до конца фигуры, что является безусловным минусом таких построений.

Такты 65-256. Фигуру повторяют К2, К3, К4. Таким образом, дамы возвращаются на свое место.

Такты 1-32. Вступление 2

2 часть. Passé et Chaîne (256 тактов)

Такты 1-4. Promenade ко ІІ паре
Вариант Петровского:
К1: Pas Glissé
Д1: Pas Boiteux

mp-5

Такты 5-8. Tour sur Place, останавливаясь vis-à-vis с парой ІІ

Вариант: Promenade исполняется на 8 тактов и Tour sur place также на 8 тактов.

Такты 21-24. Tour sur Place,
Пара І: останавливаясь vis-à-vis с парой ІІІ
Пара ІІ: на свое место

Такты 25-56. Повтор тактов 9-24 с парами ІІІ и IV.

Такты 57-60. Пара І Promenade по кругу до своего места на Pas de Basque (Д1 начинает с левой ноги) + 2 Coup de talon + Pas de Basque

Такты 61-64. Tour sur Place

Вариант: Promenade исполняется на 8 тактов и Tour sur place также на 8 тактов.

Такты 65-256. Фигуру повторяют пары ІІ, ІІІ, IV.

Окончание (80 тактов):
Вступление 2
Вступление 1

Вальс-мазурка

Вальс-мазурка - классический бальный танец, основанный на движениях двух различных по характеру танцев: динамичной, веселой Мазурки и спокойного, плавного Вальса.

Танец создан в 30-ые годы ХХ века (1932-1934 г.).

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 14-16 лет.

Музыка:

Музыкальный размер 3/4.

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Композиция состоит из двух частей и занимает 32 такта музыкального сопровождения.

Первая часть танца (Мазурка) исполняется в умеренно-быстром темпе.

Вторая часть (Вальс) - в медленном темпе.

Описание танца будет приведено позднее.

Литература

  1. "Бальный танец". Методическое пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов и преподавателей кружков бальных танцев. Резникова З.П. Изд. Госкультпросветиздат, М., 1953 г.
  2. "Бальные танцы. Sarikojumu dejas". Ласман Мильда. Изд. Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
  3. "Новые бальные танцы". Сборник. Составитель Л.Г. Степанова. Изд. Советская Россия, М., 1969 г.
  4. "Разрешите пригласить". Сборник современных танцев. Вып. 2. Общая редакция и составление В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1977 г.
  5. "Современный бальный танец". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. Изд. Просвещение, М., 1978 г.
  6. "Приглашаем танцевать". Сборник популярных бальных танцев. Составление о общая редакция В. Кудрякова. Изд. Советский композитор, М., 1982 г.
  7. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам. Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.

Видео к танцу "Вальс-мазурка"

Композиция танца представлена на двух видеозаписях.

Первая запись выполнена в 2008 г. в Школе бального танца ДК им. Ленсовета, руководитель Смолкина Ф.П. Танец исполняет демонстрационная пара Школы бальных танцев - неоднократные победители Конкурсов по отечественным бальным танцам.

Вторая запись выполнена в 2016 г. на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

Танцы, в которые дамы и господа танцевали на дореволюционных балах

Очень часто в фильмах, снимая балы, показывают откровенную лажу - перепутаны как сами танцы и их эпохи, так и танцевальные движения в них. Разберёмся - кто что и когда танцевал на балах?

Развитие балов и танцев в них

В петровские времена основными движениями в танце были поклоны у мужчин и реверансы у женщин (которые позже легли в основу полонеза ), либо исполняли англез – действо, в котором кавалеры пытались ухаживать за дамами. Балы начинались с медленного, непростого и продолжительного танца – менуэта , а затем, желая весело развлечься, присутствующие на балу исполняли задорный гросфатер .

При Екатерине II бал стал открываться торжественным польским танцем – полонезом , успешно заменившим менуэт .

С наступлением XIX в. балы стали проводиться по определённой схеме и по заранее подготовленному сценарию с точным перечнем исполняемых танцев. Иногда полонез танцевали в самом конце бала, в этом случае бал открывался вальсом , т.к. он был вторым по исполнению танцем. После вальса наставала череда задорных танцев: польки , кадрили , мазурки . Иногда, помимо этих обязательных танцев, могли танцевать «мелкие» танцы – венгерку , краковяк , падекатр , падепатинер , падеспань , гавот . Их место, как правило, было между вальсом и кадрилью или между кадрилью и мазуркой. Часто балы завершал котильон .

1. Полонез

Открывал балы в Российской империи в конце XVIII - XIX вв. Танец музыкального размера 3/4 из Польши XV в. Он же стал первым танцем, какому научился Пётр I в Немецкой слободе. Обязательным условием полонеза было участие в нём всех присутствующих на балу. Это было своеобразное шествие по залу, в котором кавалеры выбирали и приглашали дам.

2. Англез

Альтернативное начало бала в Российской империи в конце XVIII - XIX вв. Это - комплекс танцев Европы XVII — XIX вв. (францез, хорнайп, контрданс и др.), происходивших главным образом из Англии. Характерной чертой является расположение пар друг против друга, а не друг за другом. Исполняется то в 2/4, то в 3/8 такта.

3. Менуэт

История танца менуэт. В России он появился в царствование Петра Великого, и исполнялся на балах вплоть до 1830-х гг.

Непросто танцевать менуэт - старинный народный французский грациозный танец, названный вследствие мелких шажков на низких полупальцах, па меню. Такт - 3/4.

4. "Зажигательный" гросфатер

Танец XVII в., который считали в XVIII в. зажигательным. Предусматривал хаотичное передвижение по залу (иногда по коридорам и саду) с выполнением разных движений. Немецкий танец название получил от упоминания «дедушки» в припеве. Обычно гросфатер состоял из 2-х частей — медленной, в музыкальном размере 3/4, и быстрой, в размере 2/4. В Россию гросфатер привёз из-за границы и ввёл при своем дворе Пётр Великий.

5. Вальс

Впервые вальс стал популярен в Вене в 1780-х гг.

Вальсов существует 2 - венский (именно его чаще всего на балах и танцевали). Вот. как в фильме "Маскарад" - вальс с георгиевским кавалером.

Классический вальс намного сложнее, и требует большего профессионализма. Здесь вальс из фильма "Война и мир" 2016 г.

6. Полька

На видео - одна пара, но можно представить себе коллективное исполнение всеми участниками бала. Это - быстрый, живой, энергичный, центральноевропейский танец. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX в. в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

7. Кадриль

Реконструкция русской кадрили. Кадриль делилась на 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю. Между ними были небольшие перерывы, чтобы танцующие могли отдохнуть - танец весьма энергозатратный. Характерной чертой кадрили было выполнение парами разных фигур и переходов.

Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец французского происхождения. Танец является разновидностью контрданса; возник в конце XVIII в. и был весьма популярен до конца XIX в. в Европе и России. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп - живой.

8. Мазурка

После кадрили наступала кульминация бала, и это было время одного из самых важных на балу танцев – мазурки. Очень сложный в исполнении танец, особенно мужские партии. На мазурку кавалеры приглашали дам заранее, потому к моменту её начала все пары уже были сформированы. А после танца партнёры провожали дам на ужин, ухаживали за ними и проводили его за беседой друг с другом.

Польский народный танец, название которого произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых он впервые появился. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп - быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на 2-ю, а иногда и на 3-ю долю такта. В XVII в. мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев, в XIX в. распространилась как бальный танец в странах Европы.

После ужина этими же парами танцевали завершающий бал танец – котильон.

9. Котильон

Это был весёлый и непринужденный танец, в котором пары могли вдоволь подурачиться и подшутить друг над другом. Во время исполнения танцев между партнерами велись непринуждённые разговоры, однако кавалер должен был быть на чеку: он не должен был случайно наступить на подол платья, допустить падение или столкновение. После танца он обязан был проводить даму до того места, куда она попросит. Котильон - бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В дальнейшем это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу, появился из слияния 4-х танцев: в 1820-х гг. в Германии котильоном называлась игра в фанты, с танцами, в конце бала (кадриль, между фигурами которой вставляются мазурка, вальс, полька).

10. Венгерка

К балу - схемы танцев

Исходное положение:
Кавалер стоит спиной к центру круга, дама лицом. Руки в позиции "лодочка".

1 такт – Одиночное балансэ против линии танца.
1 такт - Раскрытие по линии танца: правая рука дамы и левая кавалера размыкаются; партнеры разворачиваются лицом по линии танца, вальсовый шаг по линии танца с внешних ног (правая у дамы, левая у кавалера).
1 такт - Променад по линии танца в открытой позиции.
1 такт - Закрытие в лодочку на вальсовом шаге.
4 такта - Повторение предыдущих четырех тактов, в конце становясь в закрытую вальсовую позицию.

1 такт - Шаг-глиссад по линии танца.
1 такт - Половина вальсового поворота.
1 такт - Шаг-глиссад по линии танца.
1 такт - Вторая половина вальсового поворота.
4 такта - Повторение предыдущих четырех тактов.

Вальс-экосез
схема
Исходная позиция: дамы - лицом в круг, кавалеры - спиной в круг (лодочка).
Схема танца:
Такт 1-3. 3 глиссада по ходу танца (кавалер с левой ноги, дама с правой)
Такт 4. подъем-опускание на носочках.(в большинстве описаний - "топ-топ")
Такт 5-6. 2 глиссада против хода танца (кавалер с правой ноги, дама с левой).
Такт 7-8. 2 шага в центр круга - кавалер с левой ноги, затем с правой, спиной, дама с правой ноги, затем с левой, лицом.
Такт 9-10. 2 шага из круга - кавалер с правой, затем с левой ноги, лицом, дама с левой ноги, затем с правой, спиной.
Так 11-12. Соло-поворот дамы под левой рукой кавалера на месте, затем встаём в вальсовую позицию.
Такт 13-16. 2 полных вальсовых поворота по линии танца
Далее танец повторяется сначала.

Здесь, правда, с топаньем. Но наглядно) Также здесь вариант с прогрессией, у нас схема без прогрессии.

Вальс-ринка
схема
Исходное положение:
Открытая пара, лицом по линии танца, руки перекрещены.

Схема танца:
(24 такта)

1 часть - 8 тактов
Такты 1-2 - 2 скользящих шага с правой ноги в правую диагональ
Такты 3-4 - 2 скользящих шага с левой ноги в левую диагональ
Такт 5 - 1 скользящий шаг с правой ноги в правую диагональ
Такт 6 - 1 скользящий шаг с левой ноги в левую диагональ
Такты 7-8 - разворот лицом друг к другу и поклон.
Вариант тактов 7-8 - повтор тактов 5-6

2 часть - 16 тактов
Такты 1-4 - 2 алеманда (проход дамы под правой рукой кавалера со сменой мест на 180. На первый такт дама поворачивает спиной к кавалеру, на второй - приходит на его место. Кавалер за 2 такта приходит на место дамы.) со сменой мест
Такты 5-8 - 2 шага-глиссе по линии танца и 2 – против. Руки в положении «лодочка». По завершении - встать в вальсовую позицию, Кавалер - спиной по л.т.
Такты 9-14 - вальс trois temps
Такты 15-16 - прогрессия
Вариант тактов 9-16 - вальс trois temps, без прогрессии

Вальс-мазурка
схема
Шаги дамы:
Правой ногой носком по полу скользящий шаг вправо ("1"),
левая нога ставится на носок впереди вскрест с вырастанием на правой ноге ("2"),
маленький шаг правой ногой на носок вправо("3"),
левая нога ставится на носок сзади вскрест ("4"),
правая нога выносится на левой без переноса веса("5"),
носок левой ноги приставляется к пятке правой без переноса веса("6").
(это одна „дорожка“)
Шаги кавалера:
Левой ногой носком по полу скользящий шаг влево („1“)
правая нога ставится на носок сзади вскрест с вырастанием на левой ноге („2“)
маленький шаг левой ногой на носок вправо („3“)
правая нога ставится на носок впереди вскрест („4“)
левая нога выносится на носок во вторую позицию без переноса веса („5“)
носок левой ноги приставляется к пятке правой без переноса веса („1“)
Шаг-подскок
Для дамы:
Скользящий шаг правой ногой во вторую позицию (1),
Левая нога выбивает правую, носок правой ноги - вытянут (2),
Подскок на левой ноге, правая подтягивается к левой, ударяя о голень (3)
Для кавалера - зеркально
Схема танца
Две дорожки по линии танца: 4 такта.
Два правых вальсовых поворота. 4 такта.
Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта,
Первая половина правого вальсового поворота. 1 такт.
Три мазурочных шага-подскока по линии танца. 3 такта.
Вторая половина правого вальсового поворота. 1 такт

По схеме - ТОЛЬКО первая часть танца.

Па-де-грас
схема
Исходное положение:
Ноги в 3-ей позиции, правая впереди.
Дама находится на пол корпуса впереди партнера и на пол корпуса справа от него.
Правая рука партнера держит левую руку дамы. Левая рука партнёра либо мягко отведена в сторону, либо сжата в кулак за спиной.
Правая рука дамы мягко отведена в сторону.
Пары в танце расположены по кругу друг за другом.
затакт Plie (небольшое приседание)
1.Шаг правой ногой в правую сторону (во вторую позицию), вес переноситься на правую ногу.
2.Левая нога приставляется к правой сзади, в третью позицию, небольшое plie.
3.повторение 1-го такта.
4.Левая нога подносится к правой (в первую позицию), а затем плавно выноситься вперед и ставиться на носок в четвертую позицию (т. н. позировка). Вес на правой ноге.
5 – 8. Зеркальное повторение 1 – 4 тактов (с левой ноги)
9 – 11.Шаги вперед (правой, левой, правой)
12. Позировка левой ногой.
14 – 16. Повторение 9 – 12 тактов, начиная с левой ноги. На 16-й такт при позировке танцующие отпускают руки и поворачиваются лицом друг к другу
17 – 20. Повторение 1 – 4 тактов, танцующие оказываются лицом к лицу с партнерами из следующей пары.
21 – 24. Повторении 5 – 8 тактов, танцующие возвращаются к своим партнерам
25 – 32. Танцующие берутся за руки и делают один полный круг на шагах как в 9 – 16 тактах. На последний такт разворачиваются лицом по линии танца.
Вариант с прогрессией:
На последние 4 такта (29 – 32) партнеры расцепляют руки и дамы уходят к следующему кавалеру, с которым танцуют следующее проведение. Этот вариант предполагает изначальное положение пар не колонной, а по кругу.

Шапелуаз
схема
Исходное положение: пары расположенные по кругу.
1-8 С внешних ног (кавалеры с левой, дамы с правой) идут вперед 4 шага на четвертом шаге поворачиваются на 180 градусов через центр. Продолжают идти по линии танца (спиной вперед) еще 4 шага. Кавалер с дамой держат друг друга за руку.
9-16 4 шага вперед (против линии танца) с внутренних ног (кавалеры с левой, дамы с правой), на 4 шаге поворот на 180 градусов через центр. Еще 4 шага спиной вперед против линии танца. Кавалер с дамой по-прежнему держат друг друга за руку.
17-20 Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.
21-24 Кавалер делает три шага вправо перехватывая даму из правой руки в левую. Дама делает пол оборота сдвигаясь влево и проходя перед кавалером так, что бы в итоге поменяться с ним местами. В конце этого движения кавалер с дамой стоят лицом по линии танца, кавалер справа от дамы и держит в своей левой руке ее правую руку.
25-28 Кавалер с дамой, держась за руку, делают небольшой прыжок друг к другу и друг от друга.
29-32 Переход к следующему партнеру. Кавалер поворачивает даму под рукой по часовой стрелке, отправляя ее к следующему кавалеру против линии танца, после чего берет правой рукой за левую руку даму, находившуюся перед ним по линии танца. Таким образом все возвращаются в исходную позицию с новым партнером.

Мазурка в пять па
схема
Схема - к ролику, где танцует одна пара. Насколько я понимаю, последовательность выполнения элементов можно импровизировать:)
1-4 Променад.
5-8 Обводка дамы.
9-12 Променад.
13-16 Кавалер на колено, обводка дамы.
17-20 Променад.
21-24 Па-де-буре, голубцы.
25-28 Променад.
29-32 Па-де-буре, голубцы.
33-36 Ключи вправо-влево.
27-40 Оборот по чс в закрытой позиции.
41-44 Ключи влево-вправо.
45-48 Оборот против чс в закрытой позиции.
49-52 Боковое балансэ 2 раза.
53-56 Променад па курю.
57-60 Боковое балансэ 2 раза.
61-64 Оборот в открытой позиции (К идет спиной назад, Д лицом против чс).

Пояснения и замечания от Тиндэ - на первом видео на поклоны отвели первый променад и обвод дамы.
На втором - дама слишком сильно СКАЧЕТ, так делать не надо.

Мазурка волга схема танца поучиться

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
РГКП Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева

«Утверждаю»
Заместитель директора по УМ
АХУ им. А. Селезнева
_______________Канапьянова Г. М.
«____»_____________2018 г.

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

Тема: Польский академический танец «Мазурка», теория и методика преподавания

Преподаватель: Байтембетова С. К.
Концертмейстер: Макарова О. Б.

г. Алматы
Тема открытого урока: Польский академический танец «Мазурка»: теория и методика преподавания

Цель урока:
Показ основных позиции и положении рук, ног.
Показ танцевальных этюдов народно-сценического танца с основными позициями польского академического танца «Мазурка».
Изучение методики и правил исполнения «Мазурки» учащимися 4 г. о.

Задачи урока:
1. Изучить и освоить движения польского академического танца.
2. Работа над манерой и характером исполнения Мазурки.
3. Развить координацию, танцевальность учащихся.

Структура открытого урока:
1. Теоритическая часть урока
1.1 Краткая история возникновения танца
1.2 Исполнение танца Мазурка
1.3 Изучение основных движений польского академического танца
2. Практическая часть урока

Аннотация
Народно-сценический танец является одним из основных предметов в хореографическом образовании при подготовке учащихся квалификации «Артист балета». Программа по народно-сценическому танцу рассчитана на пять лет. Освоение этого предмета в хореографических училищах начинается с четвертого года обучения.

1. Теоретическая часть урока
1.1 Краткая история возникновения танца

Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.
Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.

Что такое мазурка?В основу мазурки легли сразу три польских танца: мазур, куявяк и оберек. В более быстром темпе мазурка тяготеет к обереку, в более медленном – к куявяку. Музыкальный размер танца трехдольный – 3/4, 3/8, 6/8, темп – живой, быстрый.
Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.
Виды мазурки
Народные польские танцы мазур, куявяк и оберек можно считать и отдельными танцами, и разновидностями мазурки.
Оберек
Быстрый, темпераментный танец, с акцентированной третьей долей каждого второго такта.
Куявяк
Более медленный танец, вальсового характера, с лиричной, проникновенной мелодией. Это танец-мечта, танец-воспоминание.
Мазур
В мазуре наиболее ярко проявляются народные черты польского танца: характер, настроение, движения, фигуры.
Особенности мазурки
Мелодия танца часто носит синкопированный характер. Акцент, в отличие от вальса, часто делается на вторую, и даже третью, долю такта. Ритмическая группа может состоять из двух восьмых и двух четвертных в такте при размере 3/4, которые чередуются с тремя четвертными.
Обычно мазурки имеют двухчастную форму, сохраняя ритмический рисунок, характерный для народных танцев. Мазурке свойственна пунктирность, акцентировка, прихотливая ритмическая и мелодическая структура. Части танца часто имеют контрастный характер, напряженную драматургию.
Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа.

1.2 Исполнение танца Мазурка

Польские народные танцы полонез, краковяк и мазурка получили широкое распространение в оперных и балетных спектаклях. В программу народно-сценического танца включено изучение мазурки. Ввиду технической сложности ее элементов изучение начинается с первого года обучения и продолжается на протяжении всего курса.
Истоки сценической мазурки идут от народного танца «мазур». Перенесенный на сцену театра, «мазур», естественно, несколько изменился в характере исполнения ряда элементов, приобрел более скользящие движения ног, менее резкие приседания и удары стоп, корпус стал более подтянут, строже в сохранении принятого положения. При всем этом сценическая мазурка сохранила красоту, благородство, силу – черты, свойственные исполнению народного «мазура».
Задача педагога при изучении мазурки – добиться от учащихся максимально длинного скольжения на основном ходе мазурки, четкой и точной передачи манеры и характера исполнения, предельной легкости, стремительности в движениях, законченности положений и позиций рук. Гордая осанка, отклоненный от партнера корпус, легкость и грациозность – черты, присущие женскому исполнению мазурки. Мужественность, элегантность, динамичность в сочетании со строгой манерой и темпераментом характерны для мужского исполнения.
Музыкальный размер - 3/4.

1.3 Изучение основных движений польского академического танца

1. Основные позиции и положения ног
Положения ног, встречающиеся в польском академическом танце, различны. Основными являются следующие: I и II прямые, I, III, IV и V свободные, I закрытая и V открытая позиции ног народно-сценического танца.

2. Основные позиции и положения рук
В польском академическом танце используются все позиции рук народно-сценического танца, кроме 6-й, подготовительное и два основных положения, а также различные сочетания из этих позиции и положений.
Характерное положение кисти в польском сценическом танце: кисть открыта, пальцы свободно собраны и открыты.
Наиболее характерные положения рук:
а) Одна рука, согнутая в локте, поднята перед собой на уровне диафрагмы, свободная кисть слегка согнута в запястье и повернута ладонью вниз. Другая рука – в 4-й позиции.
б) Одна рука, округлая в локте, открыта перед собой чуть ниже уровня плеча; ладонь слегка повернута вверх. Другая рука – в 4-й позиции.
в) Одна рука, округлая в локте, опущена вдоль корпуса; большой, указательный и средний пальцы поддерживают юбку. Другая рука – в 4-й позиции.

3. В мазурке встречается специфичное движение, котороеназывается «волнообразное» движение руки
Из подготовительного положения одна рука с небольшого замаха от локтя в сторону поднимается в 1-ю позицию. Ладонь слегка повернута вниз, кисть свободна, пальцы собраны. Продолжая движение, рука от предплечья слегка поднимается кистью вверх и волнообразным движением, как бы описывая по горизонтали половину восьмерки, открывается в сторону. Затем кисть слегка поворачивается в запястье ладонью вниз и одновременно с поднятием руки во 2-ое положение выполняет короткий взмах. Кисть руки после взмаха открыта, пальцы свободно собраны, ладонь слегка повернута вверх. Локоть находится на уровне уха. При выполнении этого движения необходимо следить за тем, чтобы кисть руки проходила не выше уровня плеча, а локоть не опускался. Другая рука – в 4-й позиции.
Голова в начале движения слегка наклоняется в сторону руки, находящейся в 4-й позиции. Взгляд, направленный на кисть работающей руки, сопровождает открывание руки в сторону. Одновременно с взмахом кисти голова через легкий наклон поворачивается в противоположную от руки сторону и поднимается.

4. «Ключ» - удар каблуками
Движение занимает 1 такт.
Исходная позиция ног – I прямая. Руки – в 5-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.
а) Одинарный
Первая четверть.
Первая восьмая – стопы обеих ног с опорой на подушечки скользящим движением по полу разводятся каблуками в стороны в 1-ю закрытую позицию.
Вторая восьмая – пауза.
Вторая четверть – пауза.
Третья четверть – пауза.
Первая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю позицию.
Вторая восьмая – пауза.
б) Двойной
Первая четверть.
Первая восьмая – каблуки разводятся в 1-ю закрытую позицию.
Вторая восьмая – пауза.
Вторая четверть.
Первая восьмая – пауза.
Вторая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с коротким ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию, и сразу же скользящим движением по полу каблуки слегка разводятся в стороны.
Третья четверть.
Первая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с коротким ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию.
Вторая восьмая – пауза.
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении «ключа» ноги в коленях были свободны.

5. «Заключение» - усложненный ключ
Движение занимает 1 такт.
Исходная позиция ног – 1 свободная. Руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке зала.
а) Одинарное
Затакт (четвертая четверть последнего такта музыкального вступления) – вытянутая правая нога резко открывается в сторону в открытом положении на 35⁰ по направлению ко 2-й точке.
Первая четверть – правая нога сгибается в колене в открытом положении и резко проводится носком вытянутой стопы к носку левой, не соприкасаясь с ним. Корпус от талии слегка наклоняется влево. Голова поворачивается влево и слегка наклоняется; взгляд направлен на каблук правой ноги.
Вторая четверть – правая нога слегка отводится на носке назад и поворачиваясь в закрытое положение, опускается на всю стопу; нога в колене смягченное. Одновременно стопа левой ноги скользящим движением по полу поворачивается каблуком наружу. Обе ноги образуют 1-ю закрытую позицию. Корпус выпрямляется. Голова, сохраняя наклон, переводится по направлению к 1-й точке.
Третья четверть – скользя по полу, стопы с ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию. Колени вытянуты. Голова поднимается.
«Заключение» изучают в начальном этапе без руки. По освоению движения можно добавить руки: волнообразные, с окончанием во второе положение. Корпус и голова могут быть повернуты к работающей руке. Также можно голову отвернуть от работающей руки. Другая рука в 4-й позиции. «Ключ» - можно использовать 5-ю позицию в руках.

7. «Голубец»
Движение занимает 1 такт.
Исходная позиция ног – 1-я прямая, руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.
Движение выполняется с продвижением в сторону.
Затакт (третья четверть последнего такта музыкального вступления) – одновременно с небольшим полуприседанием на левой ноге правая, вытянутая в колене, скользит в прямом положении по полу в сторону на носок. Корпус отклоняется налево. Голова через наклон вниз поворачивается по направлению ко 2-й точке зала.
Первая четверть.
Первая восьмая – левая нога вытягивается в колене, быстро подводится по полу к правой, касающейся носком вытянутой стопы пола, и подбивает ее по 1-й прямой позиции. В момент подбивания стопы обеих ног вытянуты.
Вторая восьмая – левая нога опускается на всю стопу в прямом положении в полуприседание; правая скользит в прямом положении в сторону на носок. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.
Вторая и третья четверти – пауза.
После изучения этого движения с паузой можно выполнить два «голубец» подряд с приведением опорной ноги в 1-ю прямую позицию с притопом.
Руки могут быть в положении алленже и в 5-й позиции.

9. Основной ход мазурки – «pas gala»
На первом году обучения это движение делается в чистом виде, не добавляется в танцевальный этюд.
Движение занимает 1 такт.
Исходная позиция ног – 3 свободная. Руки – в 4-й позиции. Ноги и корпус направлены ко 2-й точке, голова – к 1-й.
Движение выполняется с продвижением вперед.
Затакт – небольшой скачок на левой ноге. Правая со свободным коленом и вытянутой стопой отделяется от пола впереди левой по 5 свободной позиции (су-су).
Первая четверть.
Первая и вторая восьмые – правая нога в свободном положении носком вытянутой стопы делает длинное скольжение вперед по полу, заканчивающееся полуприседанием на всей стопе в свободном положении. Центр тяжести быстро переносится на правую ногу. Корпус от талии слегка подается вперед. Голова, сохраняя поворот к 1-й точке, слегка наклоняется вправо; подбородок приподнят. Одновременно левая нога, слегка сгибаясь в колене (атитюд), с вытянутой стопой поднимается сзади в открытом положении на 45⁰.
Вторая четверть – сохраняя уровень полуприседания, правая нога с упором на подушечку стопы проскальзывает в свободном положении вперед. Левая нога сохраняет прежнее положение.
Третья четверть.
Первая восьмая – правая нога слегка вытягивается в колене. Левая, сохраняя присогнутое колено, подводится к правой и через 1-ю свободную позицию к 5-й свободной позиции.
Вторая восьмая – одновременно с небольшим скачком на правой ноге стопа левой вытягивается и отделяется от пола впереди правой по 3 свободной позиции; колено свободно.Это положение является «затактом» для движения с другой ноги.
При выполнении этого движения положение корпуса и головы не меняется.
По освоении движения руки могут находиться в 5-й позиции или одна рука открыта вперед, другая – в 4-й позиции.

2. Практическая часть урока:

1. Поклон в польском академическом характере.

2. Этюд №1 – положения ног, положения рук, волнообразное движение руки.

3. Этюд №2 – «ключ» одинарный, двойной и «заключение» усложненный ключ.

4. Этюд №3 – pas de bourree, «голубец», pas balance.

5. Этюд №4 – комбинация ронд-де-жамб-партер

6. Этюд №5 – pas gala.

7. Этюд №6 – танцевальный этюд «Польский академический танец «Мазурка», повторение всех пройденных, изученных движений.

8. Поклон в польском академическом характере.

Список использованной литературы:

1. А. Лопухов, А. Ширяева, А. Бочаров «Основы характерного танца» - Л., 1939
2. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Е. Фарманянц «Народно-сценический танец. Ч1» - М., 1976
3. Н. Тарасов «Теория и методика преподавания народно-сценического танца» - СПб., 1996
4. И. Генслер «Методика преподавания характерного танца» - СПб., 2011
5. А. Блатова «Программа по народно-характерному танцу» - Л., 1966

Бал в русской усадьбе

И.П. Исполняется по кругу. Танец состоит из двух частей – полонеза и мазурки. Перед полонезом всегда исполняется музыкальное вступление на четыре такта. Размер 4/4.
Краткая, примерная схема танца.
Вступление - поклон, подача руки на полонез.
Первая часть «полонез»
1 – 4 такты Променад по линии танца – 3 основных шага. За четвёртый такт Д вправо поворачивается за два шага, третий – приставить на 180 (правым плечом к центру), К влево поворачивается за два шага, третий – приставить, на 360 (правым плечом к Д). Руки складываются предплечьями перед собой «рука на руку», обе ладони кладутся сверху, рядом с локтем. Ноги в 3 позиции, пр. н. спереди.
5 – 8 такты Скользящий шаг друг к другу пр. н. (на 1 – 2 шаг, на 3 приставление л. н.). Скользящий шаг обратно. До-за-до, в конце Д поворачивается лицом по линии танца и вкладывает свою л. р. в поданную пр. р. К.

9 – 12 такты Шаг полонеза вперёд, с разворотом через партнёра на 180 и подачей других рук шаг полонеза назад (против линии танца), с разворотом через партнёра на 180 и подачей К пр. р., Д л. р. шаг полонеза по линии танца вперёд. За четвёртый такт Д вправо поворачивается за два шага, третий – приставить, на 180 (правым плечом к центру), К влево поворачивается за два шага, третий – приставить, на 360 (правым плечом к Д).
13 такты Д и К делают шаг на л. н. друг от друга (пр. н. не приставляется), поднимают руки немного выше левого плеча и делают хлопок в ладоши. В Петербурге на первый счёт, в Москве на третий.
14 такт Перенос веса на пр. н., при этом К подаёт пр. р. Д, а Д подаёт в ответ пр. р. К. На третий счёт левая нога подставляется у К вперёд в 3 п., а у Д назад. Внешние руки отведены от корпуса.
15 – 16 такты За два шага полонеза пара делает полный круг до положения Д лицом, К спиной к центру. Руки переводятся в позицию «лодочка».
Вторая часть «мазурка»
1 – 2 такты Два голубца (Д – прыжок на л. н. с отведением во вторую воздушную позицию и одновременным соединением в воздухе двух ног, с последующим приземлением на л. н. (пр. н. остаётся во второй воздушной позиции), шаг на пр. н., приставление л.н. в третью позицию назад) боком по линии танца. В конце, Д и К отпускают соответственно пр., л. р. и разворачиваются лицом по линии танца.
3 – 7 такты К танцует «пагаля», Д «пакюрю».
8 такт Шаг, приставить. Ноги в 3 позиции. К обнимает Д за талию пр. р., левые руки соединены, пр. р. Д поддерживает платье, или отведена во 2 низкую позицию. Корпус немного откинут партнёра, Д и К смотрят друг на друга.
9 -11 такты Открытый поворот (на «падебуате» прыжок делается на первый счёт).
12 такт Д продолжает движение, К делает вместо «падебуате» три шага, и при этом пр. р. берёт л. р. Д, сгибая локоть, подносит её руку к своему правому плечу. Повернувшись к Д левым плечом, свою л. р. кладёт на талию Д. Корпус немного откинут вправо, взгляд друг на друга.
13 – 16 такы Закрытый поворот (так же на «падебуате»). На последнем такте Д и К встают в позицию «лодочка».
Мазурочная часть повторяется ещё раз. Только в конце, вместо позиции «лодочка» К и Д делают польский ключ.

Мазурка волга схема танца поучиться

Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой огромной популярности, как у вальса. Но были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке свои «знаки».

Для мазурки характерен острый, причудливый ритмический рисунок, часто с акцентом на второй доле и «раздробленной» первой четвертью. Иногда она «дробится» пунктирным ритмом, иногда восьмыми, иногда триолью. Вот несколько разных примеров:

Обычно, когда народные танцы становятся бальными и расходятся по разным странам, они теряют свою «национальность». Мазурка, наоборот, и в бальном варианте сохранила польский национальный колорит. Это заметно и в своеобразном «изломанном» ритме, и в необычных мелодических скачках на неустойчивые ступени, и в острой, «пряной» гармонии с многочисленными отклонениями от основного лада. В мазурке Александра Александровича Алябьева хорошо слышны эти своеобразные польские черты. Очень выразительно звучит неожиданный си-бемоль в соль мажоре, гармонизованный уменьшённым септаккордом.

Пример 139
А.А.Алябьев. МАЗУРКА

Алябьев был старшим современником Пушкина и Глинки. У Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная, лирическая миниатюра. Не танец, а настроение. Оригинально проявляется в этой Мазурке ладовое своеобразие. Начинается она как будто в фа мажоре и лишь в конце первого периода приходит в основную тональность. В зыбкой гармонии «мерцают» мажор и минор. Глинка не использует в аккомпанементе характерную формулу, он словно «разбрасывает» отдельные «пятна»-аккорды. Часто эти «пятна» попадают на слабую долю, образуя характерные для мазурки синкопы.

Пример 140
М.И.Глинка. МАЗУРКА ля минор

Даже по этим двум отрывкам видно, насколько разнообразен жанр мазурки и по образному содержанию, и по характеру музыки. Наиболее полно всё богатство этого жанра представлено в мазурках Шопена.

Мазурки Шопена

В годы учения в Варшавской консерватории Шопен часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с народными танцами. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и ударных инструментов.

В первом эпизоде (Б) сохраняется острый ритм мазурки, но мелодия движется плавно, без скачков; преобладает штрих legato. Музыка приобретает более нежный, лирический характер.

После этого эпизода снова звучит рефрен (А).

В конце внезапным forte возвращается блестящая «бальная» музыка рефрена.

Начинается этот раздел с «далёкого» pianissimo, но постепенно праздник «приближается» веселье доходит до fortissimo, и тут наступает драматический перелом, возвращается реприза первого раздела (мазурка написана в трёхчастной форме АБА).

В самом конце повторяются четыре такта вступления. Вся мазурка заключена в них, как в «рамку».

Читайте также: