Мфти грант на обучение

Обновлено: 30.06.2024

Система грантов МФТИ: мотивация одаренных


В Московском физико-техническом институте успешно зарекомендовала себя система грантовой поддержки абитуриентов. Физтех — один из первых российских вузов, который начал внедрять этот принцип работы с талантливой молодежью. По словам проректора МФТИ по учебной работе Артёма Воронова, гранты существенно влияют на удержание позиции Физтеха в качестве ведущего технического вуза страны.

«Важнейший принцип Физтеха — отбор талантливых молодых людей. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы у нас учились лучшие, самые мотивированные, интеллектуально одаренные люди. Высокий стандарт МФТИ удастся удержать, если ежегодно мы будем реализовывать хороший набор», — рассказывает Артём Воронов.

Как он отметил, грант выдается безвозмездно, а по результатам собеседования с абитуриентом определяется, на каких условиях он получит поддержку: например, на все четыре года обучения со стипендией, только на первый учебный год без стипендии или на других условиях. Фонд поддержки формируется институтом ежегодно, в том числе с привлечением средств компаний-партнеров МФТИ, и распределяется между Физтех-школами. Они, в свою очередь, имеют возможность предоставлять гранты самостоятельно совместно с компаниями-партнерами. Таким образом, абитуриент каждой программы имеет возможность рассчитывать на грантовую поддержку. Кроме того, на Физтехе есть механизм перевода студентов, самостоятельно оплачивающих свое обучение или обучающихся на средства грантов МФТИ, на бюджетные места.

«Всегда есть небольшое количество ребят, которые сходят с дистанции и освобождают бюджетные места. Как показывает практика, грантовики высоко мотивированы, они часто учатся лучше, чем бюджетники, а значит, имеют полное право перейти на бюджет», — подчеркивает Артём Воронов.

Лидером по предоставлению грантов является Физтех-школа прикладной математики и информатики. Ее абитуриенты получают поддержку из Фонда целевого капитала МФТИ, а также от выпускников и компаний-партнеров. Специальный фонд для развития математики и информатики в МФТИ был создан в 2019 году по инициативе директора ФПМИ Андрея Райгородского и при поддержке выпускников Физтеха. Сейчас размер целевого капитала фонда — 23,7 млн рублей.

«ФПМИ быстро растет и развивается. Наша Физтех-школа исключительно привлекательна для абитуриентов, к нам приходит невероятное количество блестящих ребят, которые поступают без вступительных испытаний. Это победители Всероссийских олимпиад по информатике, математике, физике, астрономии, экономике. В то же время к нам хотят попасть те, кто на всерос не прошел, но имеет при этом огромное количество других олимпиадных и проектных достижений. Такие ребята, разумеется, достойны учиться у нас. Поэтому мы разработали дополнительное положение выдачи грантов, когда таких абитуриентов мы ранжируем между собой и стараемся из них выбрать лучших. Их спонсируют наши выдающиеся выпускники и компании-партнеры. В частности, Ronin Partners, Acronis, 1С, “Сбертех”, ВТБ и многие другие», — рассказывает Андрей Райгородский.

Обладателями грантов могут стать поступающие из числа тех, кто не набрал нужного количества баллов на ЕГЭ, но при этом обладает высоким потенциалом для обучения в МФТИ. Кандидатуры определяются в ходе собеседований, после которых они выносятся на обсуждение компаниям-грантодателям — индустриальным партнерам МФТИ. Часто это компании, основанные выпускниками Физтеха. К примеру, для Физтех-школы биологической и медицинской физики это группа компаний «Протек», компания «ВкусВилл», группа «Химрар» и многие другие. По словам директора ФБМФ Дениса Кузьмина, большинство партнеров активно поддерживают талантливых студентов на протяжении всей учебы. Многих принимают на работу и рассчитывают, что физтехи будут непосредственно участвовать в развитии компании. В этом году Физтех-школа биологической и медицинской физики поддержит восьмерых бакалавров. Сколько грантов получат магистранты, пока неясно: первые вступительные испытания в магистратуру начались 21 июля.

«Мы стараемся соблюдать гармоничный баланс: в равном соотношении мы выполняем заказ государства и обеспечиваем бюджетные контрольные цифры приема, принимаем абитуриентов, готовых оплачивать обучение самостоятельно, и столько же людей, за которых готовы платить индустриальные партнеры. И все это без потери качества образования», — отмечает Денис Кузьмин.

Образовательными грантами также будут обеспечены лучшие 50 магистрантов, поступивших в новую Физтех-школу бизнеса высоких технологий: 20 грантов предоставит МФТИ, а 30 — партнер новой Физтех-школы «Сбер». Набор на магистерскую программу «Создание и развитие высокотехнологичного бизнеса» продлится до 23 августа 2021 года. Программа адресована не только выпускникам бакалавриата МФТИ, но и всем, кто хочет развивать свои управленческие навыки и в будущем заниматься технологическим предпринимательством.

Гранты для талантливых, но невезучих, навигация по вузам, поступление онлайн

До начала учебного года осталось не так много времени. Что нового случилось в образовательной сфере за лето? Чем вузы, колледжи и школы могут порадовать студентов и учеников? Читайте в подборке новостей.

Бесплатное обучение для талантов, не «дотянувшим» по баллам

На вопрос, почему талантливые ребята, отличники в школе, вдруг теряются на ЕГЭ и недобирают необходимое количество баллов, ответил начальник отдела профориентации и работы с талантами Университета ИТМО Н. Пшеничный.

По его мнению, причина кроется в нешаблонном мышлении или склонности к чрезмерным переживаниям на экзамене. В любом случае, способности от человека никуда не уходят, и талантливому абитуриенту нужно дать шанс, несмотря на недобор баллов.

Такой шанс в виде гранта на обучение предоставляют не «дотянувшим» по ЕГЭ четыре ведущих российских вуза:

  • Университет ИТМО;
  • Московский физико-технический институт (МФТИ);
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ);
  • Южный федеральный университет (ЮФУ).

В дальнейшем к программе грантов планируют присоединиться Уральский федеральный университет, НИТУ «МИСиС» и Томский государственный университет.

Чтобы стать участником программы и претендентом на бесплатное обучение, абитуриенту необходимо предоставить проект, участвовать в исследовании или продемонстрировать какое-либо изобретение по выбранной специальности.

В прошлом году гранты на обучение получили 14 человек из 100 заявителей.

Все поступят онлайн

Современный абитуриент тратит на поступление в вуз приблизительно две недели, с учетом поездок (если речь идет о вузе в другом городе или регионе) и очередей. К тому же присутствуют некоторые финансовые расходы на переезд и проживание.

Идея поступления в режиме онлайн была озвучена несколько лет назад, а реализовать ее смогут не ранее, чем в 2024 году. На данный момент идет разработка сервиса для абитуриентов «Поступление в вуз онлайн». На этой площадке возможно будет оформить необходимые для поступления документы, получать информацию о результатах вступительных экзаменов, видеть итоги промежуточных и фактических этапов вступительной кампании, подавать апелляционные жалобы.

Чего ждет работодатель

В результате исследований компания HeadHunter выяснила, какие требования и ожидания предъявляют российские работодатели потенциальным сотрудникам компаний. Эта информация оказалась очень полезной для нынешних студентов, которые через год-два пойдут искать вакансии.

Нанимая сотрудников с высшим образованием, работодатель рассчитывает, что соискатели обладают глубокими знаниями по специализации (73% опрошенных) и навыками программирования (49%). Еще 43% работодателей считают самым важным критерием дисциплинированность сотрудников.

При найме сотрудников на рабочие специальности работодатели, прежде всего, смотрят на дисциплину и добросовестность (56%), наличие теоретических знаний по специальности (55%), готовность соискателя доучиться или переквалифицироваться (37%).

Разработан навигатор по вузам

Приложение называется «Кампус. Пробки», его авторы – сами потенциальные студенты – выпускники школ Санкт-Петербурга. Поэтому делали приложение и для себя тоже.

Приложение в реальном времени отслеживает загруженность аудиторий, коридоров и переходов, общих зон вуза, позволяя студенту выстраивать удобный маршрут. Также в зоне отслеживания «Кампуса» находятся кафе и столовые.

У пользователей есть возможность оставлять полезные комментарии и делиться своим опытом оптимального передвижения по вузу с сокурсниками.

Мфти грант на обучение

МТС оплатит обучение в МФТИ и бизнес-школе «Сколково»

Чтобы выиграть грант, абитуриентам нужно сдать экзамен по программированию от МФТИ, пройти тестирование от бизнес-школы СКОЛКОВО и решить бизнес-кейс от МТС

Чтобы выиграть грант, абитуриентам нужно сдать экзамен по программированию от МФТИ, пройти тестирование от бизнес-школы СКОЛКОВО и решить бизнес-кейс от МТС

МТС совместно с Московским физико-техническим институтом и бизнес-школой «Сколково» открывает набор на обучение по магистерской программе «Цифровые технологии в бизнесе» для бакалавров технических специальностей российских вузов. 20 лучших студентов по итогам онлайн-отбора получат гранты от МТС, покрывающие 100% стоимости обучения на программе.

Двухлетняя магистерская программа сочетает получение технических и управленческих знаний и навыков с прохождением практики в МТС и работой над реальными бизнес-задачами в рамках курсовых и дипломных работ. МТС также предоставит доступ к технологическому стеку компании для реализации студенческих проектов, а эксперты МТС станут менторами для учащихся. По окончании обучения выпускники получат диплом магистра МФТИ по направлению «прикладные математика и физика» и диплом бизнес-школы «Сколково» о дополнительном профессиональном образовании «управление цифровым продуктом».

Подать документы для поступления можно до 16 июля. Абитуриентам программы предстоит сдать экзамен по программированию от МФТИ, пройти тестирование от бизнес-школы «Сколково» и решить бизнес-кейс от МТС. Все вступительные испытания пройдут в онлайн-формате, что в первую очередь упростит процесс поступления для иногородних студентов.

Всем магистрантам на всё время обучения МФТИ бесплатно предоставит общежитие, а МТС предложит попробовать свои силы на оплачиваемой стажировке. Стажировки МТС предполагают гибкий график, который студент может моделировать, исходя из своей занятости на учебе.

Занятия начнутся первого сентября. Подробная информация о программе доступна по ссылке.

— В 2020 году на нашу совместную с МФТИ и «Сколково» магистерскую программу мы получили 1800 заявок студентов, и даже по результатам тщательного отбора конкурс составил 17 человек на место — это один из самых высоких показателей в магистратуре МФТИ и важный для нас индикатор востребованности образования нового формата, которое мы предложили. В этом году мы приняли решение увеличить набор и расширить грантовую программу, чтобы такое обучение стало доступно большему числу талантливых студентов. Сегодня мы видим, что на вес золота на рынке профессионалы, которые умеют управлять созданием цифровых продуктов, понимают техническую составляющую их разработки и в то же время понимают, как создать дополнительную ценность на этапе «упаковки» технологии в продукт. Сочетание академического и бизнес-образования с акцентом на решение прикладных задач поможет ребятам стать такими востребованными многопрофильными специалистами и в перспективе создать что-то по-настоящему инновационное и полезное, — отметил президент МТС Вячеслав Николаев.

Магистры получат общежитие от МФТИ, а МТС предложит оплачиваемые стажировки

МФТИ запустили стипендиальную магистратуру по Аэроинженерии

Захватывающую карьеру и профессиональное развитие получат выпускники магистратуры МФТИ по направлению «Аэроинженерия». В этом году университет запускает программу с отличными условиями: обучение оплачивается грантом, выездные практики, работа в научных группах и ежемесячная стипендия до 80 000 рублей.

студент, дистанционное образование

План обучения и перспективы

Первые два семестра студенты погружаются в математику, фундаментальную физику и инженерию, а также изучают общие дисциплины: английский язык и современную философию. Параллельно с учебой магистранты задействованы в научных группах, которые занимаются практическим задачами компаний-партнеров.

С третьего семестра можно выбирать специализацию: программист, теоретик или инженер конструктор.

  1. Теоретик рассчитывает параметры полета, влияние внешней среды на аппараты, оценивает допустимые перегрузки для людей.
  2. Программист создает прототипы систем управления, моделирует испытания.
  3. Конструктор выполняет практические задачи разработки новых моделей летательных аппаратов.

Преимущества магистратуры «Аэроинженерия»

Сегодня российский рынок столкнулся с тем, что профессионалов, готовых работать в современных компаниях, практически нет, и каждый практик на вес золота. Работодатели готовы платить, но кадров нет. Хотя специалисты востребованы и в российских и международных компаниях.

Подготовленных аэроинженеров ждут в российских и зарубежных компаниях. Например, операторы космического туризма Virgin Galactic и SpaceX. Международные авиастроительные компании Boeing и Airbus. Российские авиакомпании «Аэрофлот» и S7.

Аэроинженерия по праву может считаться одной из самых сложных областей инженерии, поэтому здесь высокие заработные платы.

Кадровый голод — основная причина, по которой МФТИ запускает стипендиальную магистерскую программу в партнерстве с компаниями-партнерами. Когда рынок не может предложить хороших специалистов, самое верное — вырастить их самим.

Лучшие выпускники-аэроинженеры получат предложение о работе сразу после окончания программы. Плюс, у них не будет нужды совмещать магистратуру с подработками.

студент, дистанционное образование

На это есть несколько причин:

  1. Каждому магистранту выплачивается стипендия до 80 000 рублей в месяц.
  2. 2-годичное обучение покрывает грант от компаний-партнеров.
  3. На протяжение всей учебы студенты работают в научных группах, которые занимаются реальными проектами партнеров программы. Принцип «learning-by-doing»
  4. Практики насколько много, что времени на подработки и не останется.

Кого и как примут в магистратуру МФТИ

Всего МФТИ предлагает 10 мест. Их займут кандидаты, которые успешно пройдут вступительные тесты и покажут свои навыки коммуникации на собеседовании.

Основные требования к поступающим следующие:

  • выпускник технического вуза,
  • гражданин РФ,
  • знание английского языка на уровне С1 (подтверждения знания английского сертификатом не требуется, достаточно проявить умение общения в интервью),
  • глубокое понимание аэродинамики,
  • навык программирования на Python.

Подробная информация размещена на сайте программы (ссылка в конце статьи). Там есть описание учебного плана, больше информации о программе и форма для заявки на участие в магистратуре.

Чтобы успеть в списки — подавайте заявку до 21 июля 2021. Как только прием заявок будет завершен — 22 июля — вам нужно будет пройти вступительные испытания в дистанционной форме.

Если вы успешно пройдете этот этап, то с 23 по 27 июля вы отправляете в приёмную комиссию ваши документы.

Режим учебы студентов и трудоустройство

Теоретическое обучение проходит на протяжении всей программы в режиме онлайн: с сентября 2021 по май 2023.

Со второго месяца магистратуры студенты начинают участвовать в практических научных группах с наставником. По плану, каждый семестр организовываются выезды на практические воркшопы, оплачиваемые компанией.

Защита диссертации магистра состоится в июле 2023 года. После успешной защиты — в августе — начнется трудоустройство выпускников.

В процессе отбора будут выбраны кандидаты, мотивированные на будущую работу в компании и прошедшие вступительные испытания лучше остальных. При этом обязательной отработки гранта на обучение и стипендии не предусмотрено. У выпускников будет возможность продолжить работу в компании, в которой проходила стажировка во время учебы.

Популярный вопрос от кандидатов

Сложно ли учиться на направлении аэроинженерии?

Таким вопросом задаются поступающие в магистратуру.

Работать придется много и усердно не только во время магистратуры, но и после. Мы надеемся, что для тех, кто пройдет все этапы отбора, погружение в сферу аэроинженерии станет не просто практическим курсом, а превратится в повседневный образ жизни, полный уникальных открытий и решений.

Если математика, физика, нестандартное мышление не вызывают у вас стресса и глубоко интересны, то как минимум подать заявку вам точно стоит.

Вас ждет путь, где вы ежедневно будете пополняйте ваш интеллектуальный багаж научными знаниями и приобретать soft skills — надпрофессиональные гибкие компетенции, которые помогут в решении задач при совместном творчестве с другими людьми.

Как я поступил в МФТИ

Я родился в обычном российском городе, который находится на расстоянии 5000 километров от Москвы. Я всегда интересовался гаджетами и в конце 10 класса поставил себе цель научиться писать приложения на iPhone, и, конечно же, я очень любил математику. Но любовь к этой науке была немного странной: дальше района на олимпиадах я никогда не проходил

"Но с олимпиадами и другими крутыми штуками, на которые способны только дети-индиго, у тебя что-то не густо, но ты наверно попал в МФТИ по ЕГЭ?", - спросите вы

Ответ неверный, ЕГЭ, можно сказать, я завалил. Мой результат значительно ниже проходного балла (270 баллов в 2014 и 282 балла в 2013). Поэтому историю моего поступления можно считать экстраординарной и нестандартной. Фактически я обучаюсь на коммерческой основе, но мои родители не платят за мою учебу ничего. За меня платит компания (имя которой я разглашать не буду, но скажу лишь, что она занимается разработкой програмного обеспечения для корпораций и предприятий), в которую я устроился на позицию разработчика iOS приложений с частичной занятостью

Я мечтал поступить в МФТИ с 8го класса, но данная мечта стала не выполнима при моем суммарном балле по ЕГЭ. На пробниках я набирал 285+ баллов и был твердо уверен, что покажу такой же результат на настоящем экзамене, но эта уверенность наверно и подвела меня. К слову, я сдавал только русский, математику и информатику. Узнав свои баллы, я подал заявления на прикладную математику и информатику в МАИ, СПБГУ, ИТМО, Плехановку и в МФТИ, заведомо зная, что я не смогу пройти в последний на бюджет

Собеседование

МФТИ отличается от всех ВУЗов наличием личного собеседования с абитуриентом. Деканат каждого факультета лично беседует с каждым абитуриентом. Не то, что собеседование играет важную и ключевую роль в поступлении, на нем лишь могут дать рекомендацию по выбору факультета

К тому времени у меня был интересный проект, о котором я расскажу позже (скажу лишь, что он связан с iPhone, Raspberry Pi и умным домом). И перед поездкой я подумал: "А что я собственно им скажу?". Если скажу, что умею программировать, то придется доказать это. Поэтому, существенно доработав свой проект, я решил съездить на собеседование в МФТИ

Всем, кто сидел в приемной комиссии, в том числе представителю компании, благодаря которому я здесь, понравился мой проект. Декан даже сказал, что они не просто хотят видеть меня в их учебном заведении, а что я просто обязан учиться в МФТИ. Также пердставитель компании сказал, что я могу считаться принятым на работу. Но взглянув на мои баллы по ЕГЭ, деканат сказал, что принять меня с такими баллами будет невозможно и незаконно, поэтому было принято решение подписать контракт на обучение, оплачиваемый компанией

Позже от второкурсников, которые были волонтерами в дни приемной комиссии, я узнал, что мое собеседование было самым интересным и впечатляющим

Спасибо, что дочитали мое вступление. Позже я буду писать подробно о учебе, проекте, людях и работе. Аудитория, я надеюсь на вас. Пишите, что именно необходимо осветит. Обещаю, вам будет очень интересно)

Читаю, что здесь много МФТИ обсуждают. У кого дети проходили собеседование - подскажите, пжл, какого характера вопросы задают? На знание физики и информатики? или почему ты решил выбрать эту специальность? По итогам собеседования в инете пишут, что более проясняется ситуация с поступлением - действительно ли рекомендации или обнадеживают?
Вообщем, что за "фрукт" собеседование на технические специальности? Ответить

У меня абитуриент (студент) 2018 года. Был на собеседовании на 2 факультетах. В первой волне. Без бви, с хорошими на момент начала поступательной компании баллами (по прогнозу прошлого года), 2 сотки + Макс ид + и русский 86(?7) - которые на момент зачисления оказались весьма скромными))

На первое шёл на факультет второго приоритета (пмф). Формат собеседования - чистый трёп на интересные обеим сторонам темы, но у него было, правда, о чем поговорить (пришёл из робототехники), и вышел он оттуда крайне воодушевлённый, под впечатлением, что он и правда интересен собеседовавшим его людям. Там как-то его взяли в оборот «к нам только к нам, это наша тема, подготовимся обучим, мы лучшие прикладники».

Спадали, что берут, сразу на собеседовании. И всем, кому сказали, потом зачислили - хотя это был год скачка на 10 баллов проходного. Но никого не обманули.

Согласие сказали оперативно переложить, нчлиивсп таки к ним.

2 собеседование (на изначально желаемый факультет) было с технической частью, решение задач, но его как то не сильно впечатлило, и прошло не замеченным с эмоциональной точки зрения. Тоже сразу озвучили берут / не берут. В тот год это было окончательное решение, сказали - взяли. Я звонила декану младших курсов, уточняла этот момент - он терпеливо объяснил мне не один раз, что если сказали «берём» - то это зачисление. Ответить

Зачисление за счёт мфти ? Ответить

На собеседовании этого не говорят. Ну если только формам мажор какой то - 270 баллов, но есть публикация (был такой казус 2 года назад).
Грант или общий список - разницы нет. Это забота вуза, и к моменту их «да» на собеседовании они сами ещё не знаю проходной. Ответить

Разница есть, наверное все же. Стипендия платится? А если человек захочет перевестись в другой вуз? То на бюджет не сможет же перевестись? Только на платку? Ответить

Стипендия платися, формально да, это платное обучение. Запрета перевода с платноготна бюджет в другой вуз нет, но нужно смотреть по конкретному вузу.
Ну и в самом МФТИ тем, кто на гранте недоступно кое-что. Матпомощь, например. Только после перевода на бюджет. Автор: Натаiiiа D** Ответить

Cпасибо, что поделились. Значит это не "байки", что собеседование как-то помогает определить шансы. А по предварительным спискам тоже были более менее уверены, что проходите?
Учебой доволен? Ответить

Старший поступал , проходил собеседование. Сначала решал задачу, потом начали задавать вопросы. Очень интересовали достижения в спорте, либо где еще. У сына цветной пояс , занимался единоборствами. Спросили, есть ли подтверждение? С собой естественно не было, не думал что об этом пойдет речь. Но поверили на слово. Но это было несколько лет назад, уже закончил магистратуру в прошлом году Автор: Мариет F Ответить

Дочка проходила собеседование, когда не было еще целевого, разговор шел за жизнь и решала таки она одну физическую задачу. Понравилась, но мы боялись поверить. Дочка ждала целевого, так из приемной комиссии обзвонились, где ее документы. Сразу после собеседования прислали контакты других организаций, которые выдают целевое. Потом звонили, чтобы дочка переоформилась на другую квоту, звонили, чтобы она согласие не забирала, в обшем помогали очень. Благодарна им очень. Мне кажется, что да по собеседованию можно судить берут или нет. Автор: Lenaheart H* Ответить

Собеседование ФПМИ, ФАКТ, ФЭФМ. Решение задач, вопросов по предметам не было. Вопросы: почему в мфти, почему именно наша фтшкола, про приоритетность фтшкол, как видите будущее, свою профессию и проч. Шансы на поступление на бюджет оценивали: высокие, мало шансов, но есть, нет. Никаких разговоров про согласия не было.
Одному ребенку в конце июля пришло приглашение поучаствовать в конкурсе на грант, подал документы, тишина, а вчера звонили из ПК, чтобы подавал согласние, проходит на бюджет( шансы были оценены на собеседовании мало, но есть). Другого пригласили 4-5 июля на обучение по гранту ( шансов на бюджет нет). Автор: Светочкин C.G. ♧* Clair Ответить

Cпасибо родителям, что делитесь информацией - очень полезно! Ответить

Все абитуриенты в обязательном порядке проходят собеседование, даже БВИшники? Ответить

Раньше на собеседовании сидели представители баз/кафедр и решали кто кого к себе возьмет. Ответить

А сейчас тоже? Поступать через 2 года, вуз мечты, мне уж надо вникать в процедурные вопросы. Ответить

на ДОДе говорили,что собеседование не обязательно, но крайне полезно самому ребенку.
Необходимо только тем, кто претендует на обучение за счет средств МФТИ. Без собеседования абитуриента не могут рекомендовать на внебюджет. Ответить

Нет, БВИшникам и даже просто высокобальникам не обязательно. Обязательно полупроводникам и ниже Ответить

У БВИшников собеседование проходило в форме собрания: как рады, что все мы здесь сегодня собрались, что вы к нам, с кем-то то знакомили, отвечали на вопросы Автор: Светочкин C.G. ♧* Clair Ответить

Сын был год назад на собеседовании фопф, давали два листа с задачами - по физике и математике Ответить

Братство Физтеха

Если вы думаете над тем, какой российский вуз дает наиболее фундаментальное образование в областях, связанных с физикой, биоинформатикой, IT и другими дисциплинами, то вас наверняка заинтересует знаменитый Физтех — Московский физико-технический институт, расположенный в Долгопрудном. О том, чем он принципиально отличается от других вузов и какую роль в его становлении сыграл выдающийся отечественный ученый, нобелевский лауреат Петр Капица, читайте в нашем материале, подготовленном совместно с МФТИ.

Сто двадцать пять лет назад в Кронштадте родился физик Петр Леонидович Капица. Он знаменит не только тем, что открыл и объяснил сверхтекучесть жидкого гелия (за что ему была присуждена Нобелевская премия), исследовал сверхсильные магнитные поля и возможности управляемого термоядерного синтеза. Кроме этого, Петр Капица совместно с двумя другими нобелевскими лауреатами — Львом Ландау и Николаем Семеновым, а также академиком Сергеем Христиановичем основал один из сильнейших вузов России — Московский физико-технический институт.


Борис Кустодиев. Портрет профессоров П.Л. Капицы и Н.Н. Семенова, 1921

Капица понимал, что СССР нужны люди, с одной стороны, глубоко погруженные в физическую теорию, а с другой — обладающие инженерными навыками, умеющие проводить эксперименты. Сам Капица 13 лет проработал в Кембриджской лаборатории «отца ядерной физики» Эрнеста Резерфорда, и именно этот опыт позволил будущему нобелевскому лауреату понять, чего не хватает физическому образованию в СССР. Капица решил внедрить новые принципы обучения — сначала на специально созданном факультете МГУ, а потом и в новом институте — в МФТИ.

Датой основания МФТИ считается 25 ноября 1946 года, когда по адресу Институтский переулок, дом 9, в Долгопрудном на базе МГУ был открыт физико-технический факультет. Жесточайший отбор абитуриентов, фундаментальная научная база, индивидуальный подход к каждому студенту и привлечение его к реальной научной работе — вот что с первых дней отличало систему Физтеха.


Лабораторный корпус Физтеха

В 1951 году факультет расформировали, в том числе из-за его повышенной привлекательности в глазах молодых ученых — они стали переходить туда с других факультетов МГУ и даже из других вузов. Через год факультет возродился, но уже в виде независимого института — МФТИ, или Физтеха, каким мы его знаем сегодня.

20 июня 2019 года приемная комиссия МФТИ в очередной раз открыла двери для абитуриентов, желающих учиться в одном из лучших вузов России. Это не преувеличение — Физтех входит в топ-50 двух международных рейтингов по физике (QS и THE), в тройку лучших вузов России по версии Forbes Russia и занимает первое место по уровню зарплат выпускников в сфере IT (Superjob, 2019 год).

Как устроен Физтех

Физтех и сегодня стремится следовать принципами Капицы. По мнению Петра Леонидовича, главная высшая политехническая школа страны должна начинаться с отбора одаренной и склонной к творческой работе молодежи.

Поиск и отбор лучших начинается задолго до выпускных экзаменов: для школьников созданы заочная и вечерняя физико-технические школы, проводятся ежегодные физико-математические олимпиады, преподаватели вуза занимаются отбором и подготовкой российской сборной на международной олимпиаде по физике.

«Учеба в заочной физико-технической школе и участие в олимпиадах сделали мое поступление на Физтех довольно простым».

Константин Новоселов,
выпускник МФТИ 1997 года, лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года

Сегодня в МФТИ могут поступить не только обладатели высоких баллов ЕГЭ, но и призеры и победители олимпиад: Открытой химической олимпиады, Международной олимпиады Phystech.International, собственной олимпиады Физтеха и ряда других. Призеры и победители могут засчитать себе 100 баллов по профильному предмету олимпиады. Победители олимпиады «Физтех» окажутся в верхних строчках конкурсного списка поступающих вне зависимости от баллов, набранных на ЕГЭ.

Что делать тем, кому не хватило баллов?

Объясняет Денис Дмитриев, заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке:

Если абитуриент проявил себя на собеседовании, но ему не хватает баллов на бюджет, то ему могут предложить полностью оплатить обучение за счет гранта. Обычно на грант планируется набор около 20 человек».

Образование в МФТИ состоит из шести Физтех-школ, включающих в себя одиннадцать ранее существовавших факультетов. Абитуриент выбирает одну из Физтех-школ, студенты которых уже со второго-третьего курса всерьез углубляются в практическую работу по будущей специальности. Так реализуется первый базовый принцип Капицы — вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу.


Лазер с импульсами фемтосекундной продолжительности

Всего Физтех-школ шесть (и еще один институт):

Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий — для тех, кому нравится паять, кто знаком с понятиями computer science и hardware и хочет стать успешным разработчиком в одной из топовых мировых компаний (например, Intel).

Физтех-школа аэрокосмических технологий — здесь учатся будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых. Они проектируют самолеты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».

Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики — у выпускников этой школы много задач, от изучения межзвездной плазмы и работы с электроникой до экспериментов с биомолекулами и двумерными материалами. И у них есть на кого ориентироваться — их предшественник Константин Новоселов в 2010 году получил Нобелевскую премию за «передовые опыты с двумерным материалом — графеном». В 1997 году Новоселов закончил факультет физической и квантовой электроники, на базе которого и была создана эта Физтех-школа.

Физтех-школа прикладной математики и информатики — здесь учатся будущие специалисты по вычислительной математике, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами. Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндексом, Acronis, Parallels, РВК.

Физтех-школа биологической и медицинской физики — здесь проходят подготовку специалисты в области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий. Если вы собираетесь стать нейрофизиком, инженером человеческих тканей и разработчиком медицинского оборудования — то вам на ФБМФ.

Физтех-школа физики и исследований имени Ландау — еще одна школа, вырастившая нобелевского лауреата. В 1982 году факультет общей и прикладной физики (нынешнюю школу Ландау) закончил Андрей Гейм, получивший Нобелевскую премию вместе с Новоселовым. Поступить сюда до сих пор непросто: в ЛФИ традиционно самый высокий проходной балл и очередь из победителей олимпиад, в том числе и международных.

Здесь занимаются фундаментальными исследованиями в области физики частиц, в сфере энергетики, физики космоса и климата. Здесь сохранились традиции физиков-теоретиков времен Ландау, а студенты некоторых кафедр до сих пор сдают знаменитый теоретический минимум (подробнее об этом — в нашем материале о Ландау).

Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий — эта школа готовит специалистов, ориентированных на решение задач в области природоподобных технологий на стыке наук. Научной и учебной базой для ИНБИКСТ является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Московский физико-технический институт (госу­дарственный университет)


Московский физико-технический институт (Государственный Университет) стал одним из победителей третьего открытого конкурса Министерства образования и науки РФ на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждений государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации.

Правительственный грант выделен на проект «Применение биортогональной химии в исследовании живых систем» по созданию на базе МФТИ лаборатории под руководством профессора Валерия Фокина, ведущего химика десятилетия.

Валерий Фокин — один из лучших химиков мира, вошедший в список 100 лучших химиков десятилетия по версии Thomson Reuters, профессор Исследовательского Института Скриппса (Калифорния, США), ученик Нобелевского лауреата по химии 2001 года Барри Шарплесса. Индекс Хирша ведущего ученого — 45.

В рамках реализации гранта вновь созданная лаборатория будет заниматься, в том числе, разработкой новых каталитических трансформаций и их применением в фундаментальных исследованиях биомаркеров для диагностики ранних стадий воспалений, онкологических и аутоиммунных заболеваний.

« Новая лаборатория расширит возможности МФТИ и Биофармкластера «Северный» в химико-биологических и медицинских исследованиях и станет взаимодополняющим элементом создающейся исследовательской инфраструктуры МФТИ в области фармацевтики, прикладной медицины и биотехнологии, — прокомментировал Олег Корзинов, директор БиоБизнес-Инкубатора МФТИ. — Уже существующие лаборатории БиоБизнес-Инкубатора — структурного подразделения института — по биоинформатике, клеточным исследованиям, аналитическим исследованиям, высокопроизводительному скринингу будут дополнены мощным и важным научно-исследовательским центром, где будут идти фундаментальные и прикладные исследования в области химии. В ходе проекта студенты и аспиранты получат уникальную возможность для работы на стыке наук (химии, биологии и науки о материалах) в реальных исследованиях».

Лаборатория профессора Фокина — это еще один важный этап в развитии «Центра по разработке инновационных лекарственных средств» в МФТИ, создаваемого под научным руководством лауреата Нобелевской премии по химии профессора Барри Шарплесса (Институт Скриппса, Калифорния, США). В дополнение к реализации конкретных проектов, она будет интегрирована в работу с проектами других исследовательских групп МФТИ, в частности с проектами лаборатории «Наноконструирование мембранно-белковых комплексов для контроля физиологии клетки», занимающейся визуализацией тканей и клеток, а также и сердечной и тканевой инженерией под руководством профессора Агладзе; лабораторией «Перспективных Исследований Мембранных Белков», руководителем которой является выдающийся немецкий ученый Георг Бюлдт (Georg Buldt), и где ведутся исследования механизмов функционирования биомембран и мембранных белков, имеющих ключевое значение для понимания процессов старения организма, развития тяжелых заболеваний и их лечения.

« Фундаментальные и прикладные исследования в МФТИ с момента его создания всегда полностью отражали современные тенденции развития мировой науки, — сказал Николай Кудрявцев, ректор МФТИ. — «Живые системы» — самое передовое и многообещающее направление на сегодняшний день, и поэтому Физтех, оставаясь на переднем крае науки, активно развивает образовательную и научную деятельность в этой области. Сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, привлечение ученых с мировыми именами, такими как профессор Валерий Фокин, и мощная государственная поддержка позволяют сегодня создавать на Физтехе исследовательскую инфраструктуру международного уровня и достигать значимых научных результатов на прорывных направлениях развития науки и технологий. Кроме того, такой подход будет способствовать выполнению важной задачи, которую сегодня ставит перед нами Министерство образования и науки РФ по повышению международной конкурентоспособности российских вузов на глобальном рынке образовательных и исследовательских программ».

Профессор Валерий Валерьевич Фокин Выпускник Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского, Ph. D. Университета Южной Калифорнии (the University of Southern California, США), Associate Professor Department of Chemistry, The Scripps Research Institute. Вошел в список 100 лучших химиков десятилетия (2000–2010) по версии Thomson Reuters. Профессор Фокин является автором более 100 научных публикаций и 18 патентов. Его статьи цитируются тысячами ученых из многих стран мира. C 2012 года Профессор Фокин активно сотрудничает с МФТИ. В течение года он оказывал консультационную поддержку по организации работы в лаборатории «Разработки инновационных лекарственных средств», созданной в БиоБизнес-Инкубаторе МФТИ под руководством Нобелевского лауреата Барри Шарплесса, принимал участие в подготовке и разработке дорожной карты научных исследований Биофармкластера «Северный«, участвовал в создании лабораторий фармацевтической аналитики и биомедицинской инженерии, открытых на базе БиоБизнес-Инкубатора. Кроме того, профессор Фокин возглавляет консорциум МФТИ-Скриппс, по объединению научных исследований и созданию кооперации между лабораториями МФТИ и лабораториями Исследовательского Института Скриппс (Калифорния, США). Во время визитов в МФТИ регулярно проводит семинары и лекции для студентов и сотрудников по «Клик-химии», инновационной фармацевтике, основным мировым трендам и перспективам разработки новых лекарственных средств и т.д. Московский Физико-Технический Институт (Государственный Университет) Московский физико-технический институт является высшим учебным заведением Российской Федерации, осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. Институт обладает богатой историей. Его основателями и сотрудниками были лауреаты Нобелевской премии П.Л.Капица, Н.Н.Семенов, Л.Д.Ландау. Среди выпускников также есть нобелевские лауреаты. Многие профессора МФТИ являются ведущими российскими учеными. Среди них более 80 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. С самого основания в Московском физико-техническом институте используется оригинальная система подготовки специалистов, получившая широкую известность как «система Физтеха», в которой сочетаются и дополняют друг друга фундаментальное образование, инженерные дисциплины, научно-исследовательская работа студентов.

Мфти грант на обучение

К участию в III Международном студенческом турнире естественных наук приглашаются команды, состоящие из 4-5 студентов МФТИ. Задачи турнира будут лежать на границах химии, физики , биологии, инженерных наук. В турнире могут участвовать студенты 1-6 курса, а также выпускники 2012 года.

Компания Intel объявляет очередную задачу конкурса параллельного программирования Accelerate 2012, тесно связанную с биоинформатикой. Приглашаем студентов МФТИ принять участие в этом конкурсе.
подробнее

Объявлен онлайн-конкурс научных проектов Google Science Fair, в котором может принять участие любой человек в возрасте от 13 до 18 лет (включительно) из любой страны. Для участия необходимо зарегистрироваться, получить согласие родителей, создать сайт для своего проекта и представить проект на рассмотрение жюри. Срок подачи заявок - до 1 апреля 2012 года.
Сайт проекта

Московский физико-технический институт (государственный университет) выиграл грант на проведение Всероссийской молодежной научной школы «Биофармкластер как способ интеграции университетской науки и инновационных фармацевтических предприятий». Мероприятие проводится в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
подробнее

30 августа в МФТИ прошел финал конкурса наукоемких студенческих идей, в котором приняли участие команды со всех регионов России. Второе место занял аспирант факультета молекулярной и биологической физики МФТИ Евгений Некрасов с проектом под названием «Производство индуцированных плюрипотентных стволовых клеток человека для науки и фарминдустрии». Он предлагает особую методику получения клеток, которые могут дифференцироваться в любые другие типы клеток. Поздравляем!
подробнее

Российская академия наук, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Министерство образования и науки Российской Федерации, Высшая аттестационная комиссия и Межрегиональный совет по науке и технологиям проводят 11-13 октября 2011 года в г. Миассе Челябинской обл. III Всероссийский конкурс молодых ученых.
подробнее

Очередная конференция-конкурс работ молодых физиков России пройдет 31 января 2011 г. в Колонном зале Физического института им. П.Н. Лебедева РАН. Организаторы: Московское физическое общество и др.
подробнее

В целях создания организационных и экономических условий для раскрытия творческих способностей и воспитания студенческой молодежи, сохранения и восполнения на этой основе интеллектуального потенциала России, стимулирования высших учебных заведений в организации научно-исследовательской работы студентов, дальнейшего развития интеграции науки и образования в 2009 году проводится очередной открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Сайт конкурса

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» приглашает Вас принять участие в конкурсе на соискание Российской молодежной премии в области наноиндустрии. Премия присуждается за разработку и внедрение нового нанотехнологического продукта или освоение его производства.
подробнее

Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию проводят на базе Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) Всероссийский смотр-конкурс научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «ЭВРИКА-2008». К участию приглашаются творческие коллективы студентов и отдельные студенты, обучающиеся в вузах РФ.
подробнее

В рамках III-го инновационного форума Росатома («Инновационный форум -2008»), организованного Государственной корпорацией «РОСАТОМ», ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» и Центром «Атом-инновации» проходит конкурс «Молодые таланты».
подробнее

Научно-инновационный центр (НИЦ) Оздоровительной Корпорации МЕТА объявляет конкурс инноваций на 2008 год. К участию в конкурсе принимаются технологии и проекты, связанные с разработками в области медицины, биотехнологии, нанотехнологий в медицине, производства биотехнологических препаратов, диагностического и лечебного оборудования, профилактики возрастных изменений.
подробнее

Федеральное агентство по науке и инновациям совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ объявляет конкурсы 2008 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых – докторов наук (конкурс - МД-2008) и молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей (конкурс - МК-2008).
подробнее

Проводится открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации. Срок отправки работ для участия во II туре - до 15 декабря 2007 года.
подробнее

Читайте также: