Мне подумалось что если подняться на гору можно увидеть волгу схема

Обновлено: 16.05.2024

Мне подумалось что если подняться на гору можно увидеть волгу схема

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
С крыши капала вода () и унылый звук её падения стран­но сливался со стуком часов.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?
1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то
особенного.
2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.
3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ
на берегу оживился.
4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

АЗ. Какое предложение содержит придаточное условное?
1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?
2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицер­ский чин.
3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.
4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари вы­ходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зе­лени появляются солнечные подпалины.
1)1,3
2)2,3
3)1,2
4)1,2,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.
2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.
3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.
4) С юридической точки зрения колхозник не имевший паспорта был привязан к колхозу так же как когда-то кре­постной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно? 1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.
2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви­деть Волгу.
3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного наро­ду музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)В начале XX века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский получил мировую известность энцик­лопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохи­мии, биохимии, радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (З) Новаторство идей, кото­рые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологи­ческой катастрофы.

В1. Найдите в предложении 1 средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложе­ние 2.

ВЗ. Найдите в предложении 3 слово, к которому относится уточняющее придаточное. Определите морфологическую при­надлежность этого слова.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии 3.

С1. Напишите, в чём вы видите заслуги В.И. Вернадского, объясните, как вы понимаете выражение «революция в есте­ствознании».

Знаки препинания на стыке двух союзов в СПП

1. Выяснилось что когда садились в машину свертка у нее уже не было.

2. Мы представляли себе что если враг будет биться до конца то на его полную ликвидацию уйдет не один день.

3. Филипп почувствовал что когда вновь придется идти в атаку то он уже ничем не будет отличаться от других.

4. Он заявил что если я не откажусь от своего решения то он предупредит об этом моих родителей.

5. Лесник сказал что если мы не хотим заблудиться то должны запомнить некоторые приметы.

6. Я стал уверять что если она только доверится мне я не пожалею жизни чтобы освободить ее от тирании родителей…

7. Продуктов у нас достаточно но если хотите сладкого купите что-нибудь.

8. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких недель он все равно был бы неуловим.

9. Мне подумалось что если подняться на ту гору то можно увидеть Волгу.

Упражнение 32. Отметьте номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправьте их.

1. Мне всегда хотелось жить у моря и, чтобы осуществить наконец эту мечту, я купил дом на берегу.

2. Он сел на лошадь, чтобы следовать за мной, но так, как я опередил его на пять часов, ему невозможно было догнать меня.

3. В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему, так что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает оставляя меня.

4. Мы рассчитали, что, если поедем по тропе, то выйдем на реку Найну, к корейцам, а если пойдем прямо, то придем на берег моря.

5. Бобров бесцельно бродил между опустевших заводских зданий и, как это случается иногда при особенно сильных душевных потрясениях, говорил сам с собою вслух.

6. Маслова чувствовала, что, когда он говорил при ней, его речь была обращена к ней и что он говорил для нее, стараясь выражаться как можно понятнее.

Методические материалы по русскому языку

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Плотники-дятлы понастроили в дуплах удобные домики () и в них охотно поселились скворцы.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?

1) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич.

2) Когда начинался лов, на судне было много работы.

3) После того как прошла гроза, стало легче и приятнее дышать.

4) Я опустил в реку ладонь, чтобы узнать направление те­чения.

АЗ. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Представляешь, что могло случиться?!

2) Остаётся только сожалеть, что подлинник «Слова о полку Игореве» безвозвратно утрачен.

3) До сих пор вспоминаю дни, что мы провели на берегу

4) Столько искренности и силы было в её голосе, что зал слушал с замиранием сердца.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову (1) и мысли пришли в обычный порядок (2) я понял (3) что гнаться за погибшим счастием бес­полезно и безрассудно.

препинания не расставлены.)

1) Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха представшая через историю героя и сюжет то это произведение является романом.

2) Сначала Печорин глазами которого читатель изучает княжну не отличает Мери от других светских девушек.

3) Где некогда всё было пусто голо теперь младая роща раз-

4) Если в результате удара молнии начался пожар на даче

бизнесмена и его имущество сгорело преступления не будет.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены

1) Река, что берёт начало в горах далее теряется в пустыне.

2) Брюса почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.

3) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт целый день.
4) Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию,

услышать которую мне никак не удавалось.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)Мирискусники заняли резко критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя несвойственную искусству функцию, нанесли огромный вред русской живописи. (2)Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности, что оно не должно зави­сеть от политических и социальных влияний.

В1. Напишите вид придаточного, входящего в предложе­ние 1.

В2. Найдите в предложении 1 слово, к которому относится придаточное. Напишите морфологическую принадлежность этого слова.

ВЗ. Найдите в предложении 2 средства связи, при помощи которых придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этих средств связи.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии 2.

С1. Согласны ли вы с точкой зрения участников творческо­го общества «Мир искусства», сформулированной во втором предложении текста? Обоснуйте своё мнение.

«Союзные сложные предложения»

Вариант 2

А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С крыши капала вода () и унылый звук её падения стран­но сливался со стуком часов.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то

2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.

3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ

на берегу оживился.

4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

АЗ. Какое предложение содержит придаточное условное?

1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?

2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицер­ский чин.

3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари вы­ходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зе­лени появляются солнечные подпалины.

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.

2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.

3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.

4) С юридической точки зрения колхозник не имевший паспорта был привязан к колхозу так же как когда-то кре­постной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно? 1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.

2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви­деть Волгу.

3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного наро­ду музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.

(1)В начале XX века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский

получил мировую известность энцик­лопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохи­мии, биохимии, радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (З) Новаторство идей, кото­рые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологи­ческой катастрофы.

В1. Найдите в предложении 1 средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложе­ние 2.

ВЗ. Найдите в предложении 3 слово, к которому относится уточняющее придаточное. Определите морфологическую при­надлежность этого слова.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии 3.

С1. Напишите, в чём вы видите заслуги В.И. Вернадского, объясните, как вы понимаете выражение «революция в есте­ствознании».

Синтаксис. Сложные предложения с разными видами связи. Виды придаточных предложений

Цели: показать связь синтаксиса и пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи; разобрать соответствующие задания тестов ЕГЭ.

I. Проверка домашнего задания

II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису

III. Разбор заданий тестов ЕГЭ

Наиболее трудными заданиями представляются те, которые требуют знания пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи. Главное при выполнении таких заданий - разобраться в строении предложения, найти логические связи между его членами.

2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Задания, аналогичные предыдущим, сформулированы одинаково, но касаются более трудных случаев: сложных предложений с разными видами связи. Дело облегчается тем, что места предполагаемых запятых указаны.

Грамматические основы: Выходило несколько дверей, мы сбивали, я услышал, кто-то говорил. Итак, здесь четыре предложения. Их границы определим по цепочке вопросов. Выходило (куда?) - в коридор, граница первого предложения обозначена цифрой (1). Союз и соединяет это предложение с третьим сочинительной связью: В коридор выходило несколько дверей, и я услышал. - запятая необходима. Услышал (когда?) - пока мы сбивали; сбивали (что?) - снег, сбивали (с чего? откуда?) - с валенок. Следовательно, границы второго предложения обозначены цифрами (2) и (3), запятые необходимы. Четвертое предложение присоединяется к третьему подчинительным союзом как: Я услышал (что?) как кто-то говорил по телефону - придаточное изъяснительное. Значит, запятая на месте цифры (4) нужна.

Теперь выбираем правильный ответ среди предложенных в задании: он находится под цифрой 3:

В коридор выходило несколько дверей, и, пока мы сбивали снег с валенок, я услышал, как кто-то говорил вполголоса.

Грамматические основы: Не бывает пусто, он кажется пустым, ты виноват, не замечаешь. Итак, здесь тоже четыре предложения. Их границы определим по цепочке вопросов. Не бывает пусто (где?) в лесу, (когда?) никогда; граница первого предложения обозначена цифрой (1). Союз и соединяет это предложение с третьим сочинительной связью, запятая нужна. Виноват (в каком случае? при каком условии?) если он кажется тебе пустым. Значит, 2-я и 3-я запятые тоже ограничивают предложение - придаточное условное. Виноват (в чем?) что не замечаешь жизни вокруг себя. Запятая на месте цифры (4) тоже нужна, она отграничивает придаточное изъяснительное. Итак, правильный ответ под цифрой 3:

В лесу никогда не бывает пусто, и, если он кажется тебе пустым, ты сам виноват, что не замечаешь жизни вокруг себя.

Приведем подобные примеры:

Когда дверь была закрыта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.

Главное предложение - Арина Петровна приступила к делу. От него задаем вопросы: приступила (когда?) когда дверь была закрыта на ключ. К делу (какому?) по поводу которого был созван семейный совет.

Каждый, кто изучал географию, знает, что земной шар на три четверти покрыт водой.

Главное предложение - каждый знает. От него задаем вопросы: каждый (кто именно?) кто изучал географию; знает (что?) что земной шар на три четверти покрыт водой.

Остановимся на нескольких трудных случаях.

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днем.

Главных предложений здесь два, они равноправны, соединены сочинительной связью: было уже светло и с улицы доносился шум. (Первое предложение безличное, второе - двусоставное). Запятая перед союзом и между предложениями в данном случае не нужна, так как к ним обоим относится первое придаточное: было светло и шум доносился (когда?) Когда Каштанка проснулась. Второе придаточное зависит только от второй части сложносочиненного предложения: шум (какой?) какой бывает только днем. Это придаточное определительное, средство связи - союзное слово какой (подразумевается - шум), которое является подлежащим.

Мне подумалось, что, если подняться на ту гору, можно увидеть Волгу.

Главное предложение безличное: мне подумалось. От него задаем вопросы: подумалось (что?) что можно увидеть Волгу (тоже безличное предложение). Увидеть (при каком условии?) если подняться на ту гору (и еще одно безличное предложение). Разобравшись в структуре предложения, правильно определив его границы, мы легко расставим знаки препинания. Заметим, что оно аналогично предложению 2-го задания.

Внимание! Если в это предложение добавить одно маленькое слово - частицу то, положение изменится:

Мне подумалось, что если подняться на ту гору, то можно увидеть Волгу.

В этом случае рядом стоящие союзы не разделяются запятой. В самом деле, попробуйте теперь вычленить второе предложение: что то можно увидеть Волгу? - абсурд.

В рассмотренном нами предложении 2-го задания будет то же самое (запятая между союзами и и если выпадает, когда появляется частица то):

В лесу никогда не бывает пусто, и если он кажется тебе пустым, то ты сам виноват, что не замечаешь жизни вокруг себя.

Среди заданий под литерой «В» есть такое, которое требует знания видов придаточных предложений и умения определять эти виды.

Итоговый тест за 9 класс.

Укажите сложноподчинённое предложение, в котором место придаточного нельзя изменить.

  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
  • Оживлённое гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах мёда привлекает пчёл.
  • В Москве, куда Есенин приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка.
  • Сколько ни предупреждают людей об опасности, некоторые продолжают перебегать дорогу на красный свет.
Вопрос 3

Укажите сложноподчинённое предложение, в котором простые предложения связаны с союзным словом.

  • Софья слишком поздно поняла, что обманулась в Молчалине.
  • Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
  • Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер.
  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
Вопрос 4

Укажите предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом.

  • Старая керосиновая лампа, которая нещадно коптила, всё же давала какой-то свет.
  • Письма, которые Толстой писал Некрасову, Тургеневу, Дружинину, являются живым памятником эпохи.
  • Туманные полосы, в которых тонули пашни, начали понемногу алеть.
  • Чехов пристально следит за массовым сознанием и стремится понять сдвиги, которые происходят в обществе.
Вопрос 5

Укажите предложение, которое содержит придаточное изъяснительное.

  • Подумайте, зачем в замке сооружались такие мощные стены.
  • Они встретились, чтобы расстаться.
  • Тропинка, что вела к морю, была крутой и узкой.
  • Доспехи, что надевались на рыцаря, весили около двадцати пяти килограммов.
Вопрос 6

Укажите предложение, в котором надо поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка в глазах людей читаю я страницы злобы и порока.
  • Крокодил чтобы его не заметили прикинулся неподвижным бревном.
  • Подобно тому как Земля вращается вокруг Солнца притягиваемая силой гравитации электрон вращается вокруг ядра.
  • Африканские цихлиды если за ними плохо ухаживать долго в аквариуме не проживут.
Вопрос 7

Укажите предложение, место придаточного в котором нельзя изменить.

  • Несмотря на то что пьесу "Безотцовщина" не приняли к постановке, для Чехова открылся путь в журналы и газеты.
  • Когда вышел первый сборник "Радуница", критика встретила стихотворения Есенина доброжелательно.
  • Изучать биографию М.Ю. Лермонтова необходимо, чтобы глубже понять его творчество.
  • Особенное впечатление на юного Блока производило имение Шахматово, где семья проводила лето.
Вопрос 8

Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены непарвильно.

  • Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
  • Мне подумалось, что если подняться на гору, можно увидеть Волгу.
  • Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господствующей культуры.
  • А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, в учёный комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Вопрос 9

Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.

  • В небе происходят фантастические события: звёзды играют в жмурки, летают колдуны, ведьмы, черти.
  • Будет день - будет и пища.
  • Наступил вечер: надлежало возвратиться домой, и цветы были брошены в Москву-реку.
  • Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
Вопрос 10

Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Николай старается идти рядом с ним (1) но (2) так как он путается между деревьями и спотыкается (3) то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.

  • 1
  • 1, 2
  • 1, 2, 3
  • 1, 3
Вопрос 11

Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.

  • Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь, всё та же гладь, и степь, и пусто и мертво.
  • Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жадрина.
  • Я замечал, и многие старые воины подтверждали моё замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться.
  • Когда в жизни случается неприятность, нужно только объяснить себе её причину - и на душе станет легче.
Вопрос 12

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общенациональное, или национальное, государство - это исторически поздняя форма централизованного государства. (2)Поздней её делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в ХV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. (3)Национальное государство создаётся за счёт централизации земель, где проживает одна нация. (4)В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. (5)Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. (6)СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более ста наций, которые объединялись названием "советский народ".

Выпишите из предложения 2 союзное слово.

Вопрос 13

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общенациональное, или национальное, государство - это исторически поздняя форма централизованного государства. (2)Поздней её делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в ХV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. (3)Национальное государство создаётся за счёт централизации земель, где проживает одна нация. (4)В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. (5)Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. (6)СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более ста наций, которые объединялись названием "советский народ".

Определите вид придаточного, входящего в предложение 3.

Вопрос 14

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общенациональное, или национальное, государство - это исторически поздняя форма централизованного государства. (2)Поздней её делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в ХV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. (3)Национальное государство создаётся за счёт централизации земель, где проживает одна нация. (4)В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. (5)Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. (6)СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более ста наций, которые объединялись названием "советский народ".

Найдите в тексте сложносочинённое предложение. Запишите номер этого предложения.

Вопрос 15

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общенациональное, или национальное, государство - это исторически поздняя форма централизованного государства. (2)Поздней её делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в ХV веке, а своей зрелой формы капитализм достиг в XIX веке. (3)Национальное государство создаётся за счёт централизации земель, где проживает одна нация. (4)В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. (5)Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. (6)СССР никогда не был однонациональным государством, поскольку на его территории проживали более ста наций, которые объединялись названием "советский народ".

Найдите в тексте предложение с различными видами связи. Запишите номер этого предложения и определите виды связи, которыми соединены в нём простые предложения.

Тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс

Тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий (6 задания части А, 4 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Плотники-дятлы понастроили в дуплах удобные домики () и в них охотно поселились скворцы.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекатель­ная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич.
2) Когда начинался лов, на судне было много работы.
3) После того как прошла гроза, стало легче и приятнее дышать.
4) Я опустил в реку ладонь, чтобы узнать направление течения.

А3. Какое предложение содержит придаточное определительное?

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою го­рящую голову (1) и мысли пришли в обычный порядок (2) я понял (3) что гнаться за погибшим счастием бес­полезно и безрассудно.

1) 1, 2
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 1, 2, 3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Река, что берёт начало в горах далее теряется в пустыне.
2) Брюса почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу.
3) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт целый день.
4) Наконец-то по радио передали мою любимую мелодию, услышать которую мне никак не удавалось.

Прочитайте текст и выполните задания B1-B4 и C1.

B1. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (1).

В2. Найдите в предложении (1) слово, к которому относится придаточное. Напишите морфологическую принадлежность этого слова.

В3. Найдите в предложении (2) средства связи, при помощи которых придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этих средств связи.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии (2).

Вариант 2

A1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С крыши капала вода () и унылый звук её падения стран­но сливался со стуком часов.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А2. В каком сложноподчинённом предложении место прида­точного нельзя изменить?

1) Просыпаюсь и брожу возле моря, будто ожидаю чего-то особенного.
2) Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик с осени устраивал из молодых пушистых пихт большую загородку.
3) В то время как теплоход причаливал к пристани, народ на берегу оживился.
4) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

А3. Какое предложение содержит придаточное условное?

1) Вы не помните, когда проходила первая Олимпиада?
2) Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин.
3) Я не люблю, когда мне лезут в душу.
4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Очень хорош храм на Нерли летом (1) когда косари вы­ходят на пойму (2) когда замолкают кукушки (3) и на зе­лени появляются солнечные подпалины.

1) 1, 3
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 2 ,3

А5. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Перед нами стоял огромный сосновый лес западная часть которого освещалась заходящим солнцем.
2) В столице каждый живёт для себя и стремится казаться не тем что он есть а гораздо крупнее.
3) Душа Онегина ждала других отношений чем те на которых держалось общество.
4) С юридической точки зрения колхозник не имевший пас­порта был привязан к колхозу так же как когда-то кре­постной к земле своего хозяина.

А6. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня.
2) Мне подумалось, что если подняться на гору, можно уви­деть Волгу.
3) Многим покажется странным, что ещё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного наро­ду музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.
4) Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы, победить которых очень и очень нелегко.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4 и C1.

(1)В начале ХХ века выдающийся русский учёный В.И. Вернадский получил мировую известность энцик­лопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых научных направлений в геохи­мии, биохимии, радиологии. (2)Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии, что свидетельствует о научной дальновидности учёного и масштабах его личности. (3)Новаторство идей, кото­рые высказаны Вернадским, в полной мере осознаётся только теперь, когда мир очутился на пороге экологи­ческой катастрофы.

B1. Найдите в предложении (1) средство связи, при помощи которого придаточное предложение прикрепляется к главному. Напишите морфологическую принадлежность этого средства связи.

В2. Напишите вид придаточного, входящего в предложение (2).

В3. Найдите в предложении (3) слово, к которому относится придаточное времени. Определите морфологическую принад­лежность этого слова.

В4. Определите вид подчинения придаточных в предложе­нии (3).

C1. Каковы заслуги В.И. Вернадского?

Ответ на тест по русскому языку Союзные сложные предложения 9 класс
Вариант 1
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
А5-4
А6-1
В1. изъяснительное
В2. деепричастие
В3. союзы
В4. однородное
Вариант 2
А1-2
А2-4
А3-4
А4-3
А5-1
А6-2
В1. (союзное слово) относительное местоимение
В2. присоединительное
В3. теперь (наречие)
В4. параллельное

Программа элективного курса 11 класс 70 часов

(3) прятались крупные и сочные ягоды (4) и собирал их в ведерко.

1)1,4 2)1,3 3)2,4 4)1,2,3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Берег (1) в виду (2) которого мы шли (3) зарылся в туманах.

1)1,2 2)2,3 3)1,2,3 4)1,3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

У каждого есть своя звездочка (1) на свет (2) которой (3) он широко открытыми

глазами смотрит в минуты духовного напряжения.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный про­фессор (3)

вряд ли могли предполагать такой исход.

1)1,2 2)1,3 3)2 4)1,2,3

Это задание проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.

Остановимся на более трудных случаях: СП с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Разберем несколько предложений:

1) В коридор выходило несколько дверей, и, пока мы сбивали снег с вале­нок, я услышал, как кто-то говорил вполголоса.

Начнем с грамматических основ: Выходило несколько дверей, мы сбива­ли, я услышал, кто-то говорил . Итак, здесь четыре предложения. Их грани­цы определим по цепочке вопросов. Выходило (куда?) -в коридор. Союз и соединяет это предложение с третьим сочинительной связью: В коридор выходило несколько дверей, и я услышал - запятая необходима. Услышал (когда?) - пока мы сбивали; сбивали (что?) - снег, сбивали (откуда?) - с валенок. Мы нашли границы второго предложения, обозначаем их запяты­ми. Четвертое предложение присоединяется к третьему подчинительным союзом как: Я услышал (что?) как кто-то говорил по телефону - прида­точное изъяснительное, запятая нужна.

2) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днем.

Главных предложений здесь два, они равноправны, соединены сочини­тельной связью: было уже светло и с улицы доносился шум . (Первое пред­ложение односоставное безличное, второе - двусоставное). Запятая перед союзом и между предложениями в данном случае не нужна, так как к ним обоим относится первое придаточное: было светло и шум доносился (ко­гда?) - Когда Каштанка проснулась . Второе придаточное зависит только от второй части сложносочиненного предложения: шум (какой?) - какой быва­ет только днем. Это придаточное определительное, средство связи - союз­ное слово какой (подразумевается - шум), которое является подлежащим.

Вызывают затруднения случаи постановки знаков препинания на стыке двух союзов:

1) Мне подумалось, что, если подняться на ту гору, можно увидеть Волгу.

Главное предложение безличное: Мне подумалось . От него задаем во­просы: подумалось (что?) - что можно увидеть Волгу (тоже безличное предложение). Увидеть (при каком условии?) - если подняться на ту гору (и еще одно безличное предложение). Подчинение последовательное. Разо­бравшись в структуре предложения, правильно определив его границы, мы легко расставим знаки препинания. Заметим, что в этом предложении ря­дом стоят два подчинительных союза.

Внимание! Если в это предложение добавить одно маленькое слово -частицу то, положение изменится:

Мне подумалось, что если подняться на ту гору, то можно увидеть Волгу. В этом случае рядом стоящие союзы не разделяются запятой. В са­мом деле, попробуйте теперь вычленить второе предложение: что то можно увидеть Волгу! - абсурд.

2) Андрей Иванович хорошо к вам относится, но, если его рассердить, он может легко перемениться. В этом предложении рядом стоят сочини­тельный (но) и подчинительный (если) союзы. Придаточное (если его рас­сердить) относится ко второму главному предложению. Добавим частицу то: Андрей Иванович хорошо к вам относится, но если его рассердить, то он может легко перемениться. Запятая между сочинительным и подчини­тельным союзами исчезает.

То же самое произойдет, если в предложении появляется сочинительный союз но: По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно. Нет союза но, второе главное предложение легко вычленя­ется (и было уже темно), запятая между сочинительным (и) и подчинитель­ным (хотя) союзами ставится. По небу слоились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно. Есть союз но, запятая между сочинительным (и) и подчинительным (хотя) союзами не ставится.

Эти задания скорее всего вызовут у вас трудности. Не отчаивайтесь, вспомнить, как ставить знаки препинания в предложениях с разными видами связи, вам поможет пособие:

Голуб И.Б. Русский язык. Экспресс-курс. Повторение. — М.: «Экзамен», 2007.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

Предложении должны стоять запятые?

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет

руку в окно (5) то с кустов посыплется роса.

1)1,3 2)1,5 3) 1,2,4 4) 1,2,4,5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Он вспоминал (I) как фашисты напали на них внезапно (2) и (3) как они

оказались в окружении (4) и (5) как отряду (6) все же удалось пробить­ся к своим.

1)1,2,4,6 2)1,2,3,4,5 3)1,2,4 4)1,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Разве нет забытых стран на свете (1) разве плана его не одобрил сам учитель

географии (2) и (3) если была его одна ошибка в выборе товари­щей (4) то ведь от

этого не исчезают забытые страны.

1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)1,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Повинуясь первому невольному чувству (1) Люся не удивилась (2) она давно уже

поняла (3) что не сама выбирала (4) куда ей идти (5) и (6) что её направляет (7)

какая-то живущая в этих местах (8) и исповедующая её сегодня посторонняя

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Она ужасно мучилась (1) стонала (2) и (3) как только боль начинала утихать (4)

она старалась уверить Григория Александровича (5) что ей луч­ше (6)

уговаривала его идти спать (7) целовала его руку и не выпускала её из своих.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Будь вы сто раз джентльменом и тайным советником (1) но (2) если у вас есть

дочь (3) го вы ничем не гарантированы от того мещанства (4) которое часто

вносят в ваш дом сватовство и свадьба.

1)1,3 2)1,4 3)1,3,4 , 4)1,2,3,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Когда-то Бунин сказал (1) что (2) если бы он был очень богат (3) то не стал бы

жить на одном месте (4) а путешествовал бы по всему земному шару.

1)1,2,3,4 2)1,4 3)1,3,4 4)1,2,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Наконец доплелись мы до какой-то деревушки (1) где (2) если все складывалось

благополучно (3) надобно было переменить лошадей (4) для заготовления (5)

которых ехал впереди кучер.

1)1,3,4 2)1,3,5 3)1,2,3,4 4)1,2,3,4,5

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, он вспомнил всё и поду­мал (1)

что (2) если самые талантливые люди во всем городе так бездарны (3) то (4)

каков же должен быть город.

1)1,2 2)1,2,4 3)1,3 4)1,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Люди не могут утешаться (1) когда их обманут враги или изменят им друзья (2)

но (3) когда они обманывают сами себя (4) то они бывают норой довольны.

1)1,4 2)1,2,3,4 3)1,2,4 4)1,2

Задание А28 проверяет умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, а именно – умение заменять придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом.

Вспомнить, когда придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя (или можно) заменить причастным оборотом, поможет соответствующий раз­дел в пособиях:

Белякова В.И. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика. — М.: «Экзамен», 2007;

Козлова Т.Н. Русский язык. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ. — М.: «Экзамен», 2007.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Мальчик, который привык к постоянным обидам, душой, одна­ко, не озлобился.

2) Совсем скоро тебе предстоит самостоятельно выбрать путь, по которому ты

будешь идти всю жизнь.

3) Капли слепого дождя, что сверкают на солнце, похожи на круп­ные слёзы.

4) Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.

2.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Каждый из учеников, кто желал бы участвовать в соревнованиях, может это

сделать, оформив заявку прямо сейчас.

2) По дорожкам осеннего парка стайками перекатывались листья, которые как бы

нехотя подгонял тихий ветерок.

3) Мальчик растерянно остановился посреди опустевшего двора: все ребята, с

которыми он гулял, разъехались на каникулы.

4) Высокие оценки за изложение получили из класса лишь двое учеников, кто

написал работу без ошибок.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Воспитывай в себе бережное отношение к людям, к природе, которая нас

2) Человек, который умеет уважительно относиться к другим, ста­новится красивым,

3) Через мгновение конверт, который был уже изрядно перепач­канным и засаленным,

оказался в руках у молодого человека.

4) На дорожке сидел и грозно чирикал маленький воробей, у кото­рого было

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Два дня спустя после этого посещения Кирила Петрович, кото­рый уже обдумал как

следует лестное предложение своего гостя, отправился с дочерью к князю

2) С нескрываемой гордостью князь продемонстрировал потряса­ющую галерею

картин, что были куплены и собраны им в чужих краях.

3) Князь Верейский обратил внимание своих гостей на чудесный вид, который

открывался из окон гостиной.

4) Вместе с гостями он прогуливался по аллеям парка, в котором только недавно

были установлены привезённые из-за границы скульптуры.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Дорога, по которой несколько минут назад прошёлся бойкий ливень, была покрыта

непроходимой в летнюю пору грязью.

2) Внезапно душный жар сменился влажным холодом, который наполнил грудь мою

3) Странный звук, который доносился снизу, вывел меня из этого состояния.

4) Темно-синие вершины гор, что были изрыты морщинами, по­крыты слоями снега,

рисовались на бледном небосводе.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и

черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для

получения гибридных сортов -это лишь часть легендарной истории, героем

которой является этот нежный цветок.

2) Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который

расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов.

3) Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась

величайшим грехом, а заслуживающее уважения дос­тоинство.

4) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя

окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Одной из составляющих природы является атмосфера, которая состоит в основном

2) Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в

саду каждого уважающего себя коллекционера.

3) Каменистое дно проросло пышными подушками зеленого мха, который мягко

пружинит под ногами.

4) Внизу синел неподвижный пруд, окруженный бледно-зелены­ми ракитами, которые

темно отражались на его поверхности.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Икебана - это вид искусства, созданный нацией, которая века­ми воспитывала в

себе умение обращаться к природе как к сокро­вищнице прекрасного.

2) Около дороги виднелась тропинка, которая вилась между темно-зеленой, уже

больше чем на четверть поднявшейся рожью.

3) Не было ни малейшего ветерка, который бы относил поднимав­шуюся по дороге

4) Неживой природой называют окружающий нас мир, объекты ко­торого не могут, в

отличие от объектов живой природы, воспро­изводить себе подобных.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

1) Именно японцы создали хайку - крайнюю форму сжатости в литературе, которая

схватывает и выражает в художественном об­разе интуицию и эмоцию момента.

2) Гоголь создает гротескный образ человека, для которого вне пе­реписывания бумаг

ничего не существовало.

3) С гор на гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая заглушить

немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную

4) Мы идем в течение получаса по пестротканой дорожке, которая желтеет

лимонными листьями берез.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя

заменить обособленным определением, вы­раженным причастным оборотом?

На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который закрыл горизонты и задымил мачты.

2) Человек - одно звено в бесконечной цепи жизней, которая тя­нется через него из

глубины прошедшего к бесконечному буду­щему.

3) Россия — страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся

в ее глухих недрах.

4) Японский характер можно сравнить с деревцем, над которым долго трудился

Читайте также: