Москвич 2140 или 412 что лучше

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Москвич 2140 или 412 что лучше


Отредактированный patriot (10:02 10/08/2007)

цитата:
Насколько я знаю М2140 можно нафаршировать так, что хрен догонишь.

Ошибка! Скорость свободного падения одинакова для всех москвичей!

цитата:
Насколько я знаю М2140 можно нафаршировать так, что хрен догонишь.

БУ-ГА-ГА.
А по теме так лучше действительно найти что-то из ВАЗовской классики!

" Отличный и непритязательный танк. Комфорта (за исключением посадки) и опций никаких. Шумный ужасно. Шумоизоляцией удается добиться одного: орать начинаешь не на 80, а на 120 км/ч. Пластмасса убогая и до сих пор ПАХНЕТ. Ремонтировать его можно самому, но к логике его создателей надо привыкнуть. В противном случае - станок для матюгов. Детали действительно качественные: найти очень трудно, но если удается, то лет на 20 их ресурса хватает. Ни в какое сравнение по удобству и комфорту с ВАЗами той эпохи, ни тем более с иномарками не идет. Проигрывает по всем статьям.

Из достоинств: Двигатель очень приличный: и тяговитый, и не капризный. Знай, за маслицем следи, да не перегревай. Коробка вполне приемлемая. К длинному ходу кулисы надо просто привыкнуть. Тормоза раздельные, без нареканий. Сцепление - это отдельная тема. Мало того, что рабочим цилинром можно при аварии разжиться у комбайнеров, так еще и практически без выжимного километров 600 можно в городском ритме проехать. Правда, снимать корзину - занятие не для слабонервных. Проходимость - выше всяких похвал. Из легковушек, пожалуй, только ГАЗ 21 покруче будет. По каким буеракам только не ползал. Первую воткнул и потихоньку вперевалочку с креном до 30 градусов, бывало, пиликаешь себе, да еще на привязи кого-нибудь страхуешь. Грузоподъемность тоже приличная. До тонны картошки умудрялся на нем везти (естественно, очистив салон от кресел и сидений). В его квадратности, между прочим, есть доля изящества. Эти машины не просто так по деревням и селам растащили. До сих пор люди, которые на земле трудятся, холят и лелеют наших "уродцев", как выражаются некоторые.

Как вариант запасного автомобиля - дешево и сердито. Не спешите избавляться, как от хлама, приведите в порядок и оставьте для внуков. Скоро "Космич" раритетом станет. Всем удачи. Дмитрий."

Во как написано. машине просто нужен хороший хозяин!

А теперь несколько слов о Москвиче-412

"Машина явно не для зимы. Краска родная не без дефектов, сразу лезет корозия, да и для зимы она не приспособлена, обогрева зад. стекла и зеркал нет, при -10 моя уже не заводиться наверное полусинтетика могла бы в этом помочь, пока не прогреется никуда толком не едет (короче не инжектор), да и печка слабовата. В городе машина тоже слабовата, где ее 75 л.с. не понятно. Может все дело в древнем карбюраторе к-126. Со светофора всегда последним, либо явно машину насиловать приходиться, короче тяжело. А вот по трассе это уже нормальная тачка. 110 моя идет без напряга в "крейсерском" режиме. Шумновато конечно, но музыкой все лечится. И самый большой плюс это посадка за рулем и сидения. Нет никаких регулировок, но боже какое оно удобное. В жигулях сидения гораздо хуже. Места везде всем хватает, голова как в 9-ке в крышу не упирается, багажник нормальный у меня даже с подсветкой, на крышу можно поставить человеческий багажник и возить на нем такое (!), подвеска сзади рессоры у меня 9 листов усиленные от каблука. Жестковата чуть, но можно загрузить по весу столько, что жигуль пополам переломиться. Что всегда меня поражало, что идет груженый Москвич также или даже лучше чем пустой. Подвеска сразу мягче, движек прет также. Короче иногда посещает мысль о езде с баластом. В общем машина - мечта дачника.

Ее глобальный недостаток это тормоза. У меня одноконтурные, то есть протекает одна манжетка (из 8) и ты уже потенциальный ДТП-шник. Везде барабаны, а потому эффективность торможения на скорости оставляет желать лучшего. Если б не ремни, и была торпеда железная как раньше, то можно смело 0 ставить. Кстати у меня травмобезопасный руль от 2140 - хоть что-то.

Да, машина за все время ни разу не подводила- то есть из точки А в точку Б, я всегда приезжал. Иногда что-то ломалось, но это либо мелочи, либо колеса все равно крутятся а мотор жужжит. Но ремонта машина требует частенько, но это можно понять, лет то сколько.

В заключение машина стоит своих денег и я никогда не жалел что ее приобрел. У старшего поколения машина вызывает трепетно ностальгические чувства формами своего кузова.

Помогите выбрать, АЗЛК 2140 или ИЖ 412 (2125)?

Камрады, прошу вашего совета и помощи.
В чем принципиальная разница между озвученными машинами?
Передние тормоза у обоиз дисковые?
Моторы вроде 1,5 и там и там?
Надежность одинаковая примерно?
Удобство вождения?
Рулевое управление, рессоры одинаковы?

Отличаются они только кузовами и салонами, так что ли?

Есть несколько интересных 2140 в городе, например вот один, а вот второй, и вот третий.

Каждое утро навстречу мне ездит 2140 с барнаульскими номерами, что показательно — доехал и каждый день на ходу.

Советуйте, делитесь мнениями и рекомендациями — что выбрать?
Спасибо!

ИЖ 2125 1989, 67 л. с. — покупка машины

Машины в продаже


ИЖ 2125 Комби, 1987


ИЖ 2125 Комби, 1991


ИЖ 2125 Комби, 1988


ИЖ 2125 Комби, 1988

Комментарии 17

Иж был качественнее АЗЛК. Но лично мне больше нравился АЗЛК. В семье был 2140, затем Иж 412. (Новый из автосалона). Завод Иж был построен позже, технологии были современнее и французские прессы использовались в производстве. С Иж 412 проблем не было пока не продали. А 2140 доставлял хлопот.(1 раз выехали из СТО в 88м году и через 300 км на трассе полетела шаровая.) Но 2140 покупали с рук, поэтому объективно не скажу что лучше или хуже. Для того времени были хорошие автомобили. Более универсальнее ВАЗа 2101 (село, город)Но с приходом моделей 2103 Москвич конечно уже не дотягивал

У ИЖей медные тормозные трубки — не гниют (у АЗЛК алюминиевые)

Так же у ижей хуже провода и схема странная.

Как владелец АЗЛК и ижа, и ездивший до этого на разных 2140, не могу не написать. По начинке примерно одинаковые, но — у азлк в разы выше качество всего, от сборки до покраски. Плюс шумоизоляция и салон из более качественных материалов. Но главное, конечно, кузов. У ижей отвратительная покраска. А ведь кузов — это главное, т.к. его делать — самое сложное и дорогое.
.

Разбирал и иж и азлк. Эксплуатирую иж-комби. По запчастям на ИЖи легче найти. Но качество сборки АЗЛК до середины 80-х мне понравилось больше: шумоизоляция, ручник по другому сделан, фиксаторы дверей. Новая оптика 2140 — дорогая редкость. 2140 на вид самому больше нравится — красив, но имея опыт с москвичами порекомендую поздний ИЖ, а лучше комби, он как то неприхотливее и с запчастями на них легче, кузов крепче

На ижевском заводе качество штамповки и сборки было выше — стояло забугорное оборудование. на АЗЛК более устаревшее. потому раньше иж ценился больше. если ИЖ позний как на первом фото, то там и с проводкой уже интересно — 12 предохранителей, аварийка человеческая и реле поворотов и блок управления стеклоочистителем с паузой… вобщем был у меня ранний иж, а теперь поздний и всё что я хотел в старый вколхозить тут уже есть. только подрулевые от позднего 2140 поставил и руль от славуты. руль от славуты потому что задолбался с москвичевскими рулями — часто спицы от середины отламываются. по всем остальным характеристикам машины одинаковы. сидения тоже все одинаковые и зависят от года выпуска. больше всего мне нравятся от поздних 2140 и SL 300 км без остановки и никакого дискомфорта. на поздних ижах точже хороши, но регулировка положения спинки на 2140 мне больше нравится. иж комби ещё хорош тем что кузов у него крепкий — между передними и задними лонжеронами вставки, образующий сплошной лонжерон через весь кузов. правда на ижах нет подогрева на заднем стекле, но при желании от 2140 ставится.
вобщем мой выбор — поздний иж или 21251 — поздний комбик. ещё 2140SL нравится салоном.

У 2140 приятней звук закрытия капота и дверей. А руль больше нравится у 412 го. Так же верхний термостат у 412 наш выбор.

у моего тестя на 412-м тоже звук закрытия помягче. Все из за того что дверь потяжелее, походу виброизоляция потолще. А так закрываются у всех четко в два щелчка. Термостат +

Судя по фото — третий лучше всего сохранился. Я бы его взял.

я имея комбика скажу, хотел бы под восстановление такой: Москвич 408

Проездив 16 лет на Ижах — я за Иж. 412-е, Комби, Ода — были беспроблемными (имея руки из правильных мест) машинами.

Здравствуй! Я конечно не эксперт, но свое мнение могу высказать)))

Оба АЗЛК и ИЖ вполне надежные не прихотливые автомобили. Скорость, прожорливость и комфорт в принципе одно и тоже. Но!
АЗЛК — 2140 есть рестайлинг 412-го, — поэтому более элегантней, посовременнее. Сборка вроде бы получше в 40-го в плане зазоров, подгонки деталей, пластиковая решетка радиатора, вентиляция салона и т.д…- но 412-й — более крепкий.
Приходилось эксплуатировать и тот и другой, могу сделать выводы свои.

-В ИЖа покрепче метал более стойкий к коррозии, да и так более крепкий.
-Сиденья намного больше нравятся в ИЖ — 412, более комфортнее и поудобнее.
-раньше торпеда нравилась у 40-го, а теперь у 412-го. У многих стекла приборов на 40-м мутные и портят вид.
— в торпеде 412 го удобней поставить муз проигрыватель в штатное место и удобней пользоваться соответственно.

фары найти проще новые на 412-го, по моим наблюдениям.

Ответы на вопросы:
-Передние тормоза у всех более поздних — дисковые.
-Моторы 1,5 в основном у всех, но в более ранних есть и поменьше!
-Надежность в принципе одинакова, но склоняюсь больше к ИЖ. Так как ИЖ — это и оружейный завод, а значит и проверок контроля к качества был не только у оружия, а и у автомобилей — где то я об этом читал! (возможно в "За рулем")
— Удобство вождения спорный вопрос. Руль удобней в 40-м, а сиденья в 412-го, посадка та же, переключалки и кнопки нравятся у 412-го. Главный минус, пожалуй, окна с форточками — без них удобней и веселее — выбирай без них.
— рулевое и рессоры те же. В АЗЛК руль запирается. По слухам слышал что в АЗЛКа послабее рессоры, хотя я не верю (сомневаюсь что рессоры на разных заводах катали)
— В принципе отличаются кузовами и салоном.

Еще некоторые заметки:
— в АЗЛК-2140 часто замечал что крышку багажника палкой подпирают, пружины не надежные (у самих такая проблемка была), зато 412 не встречал с такой проблемой.
— торпеды потресканные и перекошенные тоже больше встречал у 2140.
— продавленное сиденья в 40-х

ИТОГ:
когда себе искал москвич то искал в первую очередь ИЖ-412, а попался КОМБИ — хотя сейчас совсем и не жалею)))
из твоих фоток больше нравится красный))
А так главное что бы посвежее был, а какой — дело вкуса!

Плюс под всем. Если говорить за 412-028 и 2140, то разница ещё вот в чем: в 412 нет обогрева заднего стекла, в 2140 может быть, в 412 спинка дивана плоская, в 2140 с заходом на арки, на поздних 412 могут быть передние сиденья от Оды, на 412 после 86-87 года предохранители в салоне, а ранних под капотом, у 2140 есть шумоизоляция капота, у 412 нет. Стоит отметить, что капот позднего Комби и 412 существенно слабее чем у 2140. Двигатели одинаковы, но у 412 верхний термостат, а 2140 нижний(можно переделать). У 2140 в багажнике пружины(как уже писали), а у 412 торсионы, но из-за них может деформироваться крышка багажника, вплоть до затекания дождевой воды. У 2140 один фонарь заднего хода, у 412 два. У 2140 лонжероны без средней части, а у 412 могут быть как на Комби, по всей длине кузова. Если не возить объёмные грузы, то ИМХО лучше 412-028. Желательно 1986 — 1994 года.

По крышке — подмечал такое на некоторых машинах.
Я уже на ИЖики стал смотреть, хотя изначально хотел именно Комби, сейчас уже подумал, что багажник Комби не так уж и вместителен ( по сравнению даже с моим Пикассо), да и возить объемы мне не нужно, а больше таскать прицеп.
По остальным различиям не критично, а по годам смотрю поздние 80-х и ранние 90-х годов, в них интереснее сиденья по форме и подголовники. Хотя, пишут, металл и сборка сопливее.

Здравствуй! Я конечно не эксперт, но свое мнение могу высказать)))

Оба АЗЛК и ИЖ вполне надежные не прихотливые автомобили. Скорость, прожорливость и комфорт в принципе одно и тоже. Но!
АЗЛК — 2140 есть рестайлинг 412-го, — поэтому более элегантней, посовременнее. Сборка вроде бы получше в 40-го в плане зазоров, подгонки деталей, пластиковая решетка радиатора, вентиляция салона и т.д…- но 412-й — более крепкий.
Приходилось эксплуатировать и тот и другой, могу сделать выводы свои.

-В ИЖа покрепче метал более стойкий к коррозии, да и так более крепкий.
-Сиденья намного больше нравятся в ИЖ — 412, более комфортнее и поудобнее.
-раньше торпеда нравилась у 40-го, а теперь у 412-го. У многих стекла приборов на 40-м мутные и портят вид.
— в торпеде 412 го удобней поставить муз проигрыватель в штатное место и удобней пользоваться соответственно.

фары найти проще новые на 412-го, по моим наблюдениям.

Ответы на вопросы:
-Передние тормоза у всех более поздних — дисковые.
-Моторы 1,5 в основном у всех, но в более ранних есть и поменьше!
-Надежность в принципе одинакова, но склоняюсь больше к ИЖ. Так как ИЖ — это и оружейный завод, а значит и проверок контроля к качества был не только у оружия, а и у автомобилей — где то я об этом читал! (возможно в "За рулем")
— Удобство вождения спорный вопрос. Руль удобней в 40-м, а сиденья в 412-го, посадка та же, переключалки и кнопки нравятся у 412-го. Главный минус, пожалуй, окна с форточками — без них удобней и веселее — выбирай без них.
— рулевое и рессоры те же. В АЗЛК руль запирается. По слухам слышал что в АЗЛКа послабее рессоры, хотя я не верю (сомневаюсь что рессоры на разных заводах катали)
— В принципе отличаются кузовами и салоном.

Еще некоторые заметки:
— в АЗЛК-2140 часто замечал что крышку багажника палкой подпирают, пружины не надежные (у самих такая проблемка была), зато 412 не встречал с такой проблемой.
— торпеды потресканные и перекошенные тоже больше встречал у 2140.
— продавленное сиденья в 40-х

ИТОГ:
когда себе искал москвич то искал в первую очередь ИЖ-412, а попался КОМБИ — хотя сейчас совсем и не жалею)))
из твоих фоток больше нравится красный))
А так главное что бы посвежее был, а какой — дело вкуса!

Большое спасибо за столь обстоятельный рассказ, очень поможет мне с выбором. Я тоже склонялся больше к ИЖу, но на рынке их не так много в нормальном состоянии, точнее — единицы. На фото, как уже выяснилось, может быть всё, что угодно, а в реалии — "подкрашенные губки".
Сегодня позвоню по нескольким телефонам, поеду посмотреть машины вблизи и АЗЛК и 412-е.
Комби есть несколько штук, но далеко — в других регионах, а кататься на смотрины недешево.
"Будем искать", как говаривал Семен Семеныч.

Особенности эксплуатации автомобиля Москвич 412/2140

Москвич 412/2140 – это культовый народный автомобиль, который выпускался с 1967 по 1997 год. «Москвич» проектировался для советских дорог, большая часть которых была не в самом лучшем состоянии. 412 и 2140 модели были логическим продолжением прогрессивного седана 408, разница между ними была лишь в переработке дизайна и в двигателе. Я расскажу свою историю владения АЗЛК 2140, и об особенностях эксплуатации.

История
Мое приобретение
Особенности эксплуатации
Двигатель

На московском автомобиле установлен не менее известный своей надежностью двигатель УЗАМ 412, объемом 1.5 литра. Агрегат славится тем, что он «всеядный» и тяговитый. К сожалению, рассказы о том, что этот автомобиль можно заправлять чем угодно, и он будет ездить, приводят к быстрому выходу из строя агрегата. Рекомендуется заливать полусинтетическое масло 10w40, которое предназначено для эксплуатации в умеренном климате. Перед тем, как менять масло, лучше сменить сальники коленвала и проверить, что бы ни откуда не было течи. Двигатель хоть и разработки 60-х годов и не имеет «наворотов», но так же нуждается в качественной смазке.

Распространенная проблема двигателя – перегрев. Это обусловлено тем, что раньше в систему охлаждения заливали воду, и радиатор и водяных каналы блока цилиндров забиты. Так же, иногда перегрев может возникать от неработающего термостата, либо от большого зазора между крыльчаткой помпы между блоком. Данная проблема лечится полной прочисткой системы охлаждения, включая промывку системы отопления. В систему охлаждения нужно заливать тосол зеленого либо синего цвета с маркировкой G-11.

Система питания

Часто выходит из строя бензонасос, так как его шток находится в самом горячем месте ГБЦ, в результате чего шток расширяется и перестает качать давление. Если система охлаждения исправна, то проблем с насосом не возникнет, если же его сменить на образец фирмы «Пекар».

Карбюратор с завода стоит фирмы ДААЗ, и неплохо работает на данном моторе. Частый выход из строя иглы поплавковой камеры приводит к тому, что мотор начинает переливать, поэтому рекомендуется установить карбюратор «Солекс» для двигателя 1500.

Зажигание
Трансмиссия

Как известно, коробка передач в «Москвиче» слабая и часто ломается. Виной тому некачественные запчасти, неподходящее масло и неправильная эксплуатация. КПП имеет сложную конструкцию кулисы, поэтому рычаг разбалтывается и включить передачу становится трудно. Чтобы избежать данной ситуации, нужно приобрести ремкомплект кулисы и отдать этот образец токарю, что бы запчасти были из латуни. Что касается масла, то заливать нужно полусинтетическое, и сменить два сальника. Большинство владельцев, что бы не сталкиваться с проблемами стандартной коробки передач, на Москвич устанавливают КПП классического ВАЗа.

Сцепление в Москвиче позволяет держать момент выше заводских значений, но слабым местом является графитовый выжимной подшипник, который нужно сменить на шариковый.

Ходовая часть
Электрооборудование
Кузов

Москвич – это уникальный автомобиль, в том плане, что сумма, которая вкладывается в него, в несколько раз превышает саму стоимость машины. Если же своевременно ремонтировать и обслуживать авто, то, не смотря на свой солидный возраст, он будет долго бороздить по просторам наших дорог.

412 против 2140

перемещено в история и политика

Я думаю, многие из нас родились в СССР и помнят время, когда этих автомобилей было много. Сейчас вопрос имеет сугубо историческую окраску, в моей памяти сохранилось, что лучшим москвичом был 403.

Итак, какие всё-таки преимущества были у той или другой модели. Кто-нибудь помнит?

407 рулил. У нас был,классная тачка.
Неубиваемая. Хотя по нынешним меркам 45 лошадок и максималка в 120 - не катят 😊

Вот симпатичный полноприводник:
Москвич 410


Универсал тоже такой был.

жопа у барсика, конкретно опель олимпия, только в ручке крышки багажника на месте фонаря подветки номера у опиля кнопка открывания багажника, а так дико похожа только уже-))))))))))

я такой даже не видел никогда 😊
БМП прямо 😊

412 vs 2140. Гм. Тот же икс, только в левой руке.
У 412 ижевского тормозная арматура своя Медные трубки с одинарной развальцовкой, резьба М12х1,25, у 2140 унифицирована с ВАЗом - стальные трубки с бочковидной развальцовкой, резьба М10х1. Печка у последних ижевских 412-х получше будет. Задний мост по колее у 2140, по слухам, на 1 см меньше, и, опять же, по слухам, на 2140 лонжероны составные по длине а на 412 цельные. Остальное все одинаково. Ну и дизайн салона и внешний, понятно, цуть-цуть разные.
Да. Отличается немного кинематика привода ручника и подключение гидравлики в сцеплении.
про электросхему не скажу, но, думаю, отличия несущественные.

Отечественного гражданского автопрома никогда не было, не и не будет

У Москвичей, 412, 2140, 2141, было очень неплохо спроектировано рабочее место водителя,
сидеть европейцу было удобно, в отличие от ФИАТа для толстож..го коротконогого существа.
Я в 2106 иначе как в позе орла залезть за руль не мог.

Сейчас самым удобным водительским местом (среди отечественных) считаю у УАЗ-31519 и 3160.

Да, сидеть удобно было.

Копейка лучше всего. Только это не москвич. Или да?

Да и салон тесноват.

Это так,но у меня о нем все равно самые теплые воспоминания.

А я не говорил, что это плохо. 😛
Сейчас смотрю - самые современские начинают снова такие узкие делать. 😊

Что говорит о начале глобального похудения..

давно пора
развелось жиртрестов

412 на экспорт делали, а 2140 куда.

2140 тоже. В ГДР, например. Сам видел )

До 60% продукции МЗМА/АЗЛК в разные годы шло на экспорт в 70 стран мира. (всего в мире около 140 стран)

С 1947 по 1956 М-400/М-401 было выпущено 247439 штук, из них 19809 поставлено на экспорт.

Автомобиль модели М-402 (всего их было выпущено 94080 штук, в том числе 18019 поставлено на экспорт).

Автомобиль модели М-407 (всего их было выпущено 359980 штук, каждый третий из которых - 120903 - был поставлен на экспорт

Переходная модель М-403 (всего за 1963-1965 годы было произведено 133523 автомобиля этой моделей, 50612 из которых было поставлено на экспорт

1973-1974. На эти годы приходится пик экспортных поставок "Москвичей", достигавших свыше 2/3 от общего объема их выпуска, перешагнувшего в 1969 году стотысячный рубеж.

"Москвичи" поставлялись более чем в 70 стран мира, включая развитые капиталистические.

Свой двухмиллионный автомобиль завод произвел в августе 1974 года, а уже в декабре 1977 года отправил на экспорт миллионный "Москвич" (с начала своих экспортных поставок в 1948 году).

2140 в начале 80х 20.000 машин шло на экспорт.

Потому что там нету kad-а. 😊
И, к сожалению, Москвич - это уже история 😞

А что Кад? так спорщик профессионал - подвид Всеволода.

Alex_F

А что Кад? так спорщик профессионал - подвид Всеволода.

На него слово "Москвич" действует как красная тряпка на быка.

Зануда
До 60% продукции МЗМА/АЗЛК в разные годы шло на экспорт в 70 стран мира. (всего в мире около 140 стран)

"Москвичи" поставлялись более чем в 70 стран мира, включая развитые капиталистические.

Гм. Таки, хорошо бы было ОТДЕЛЬНО выделить поставки в страны "соцлагеря".

Москвич даже в США есть.

По поводу поставок по странам - будем искать.

Соцлагерь был не велик:
Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Монголия, Вьетнам, то есть 9 из 70.

Зануда
Москвич даже в США есть.

По поводу поставок по странам - будем искать.

Соцлагерь был не велик:
Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Монголия, Вьетнам, то есть 9 из 70.

Машины нашего детства — ретротест Москвича-2140

Вообще-то, я всегда больше любил 412‑й, хотя прекрасно осознавал, что Москвич‑2140 совершеннее. Но раньше «сороковой» казался каким-то обруб­ленным, утратившим легкость и стремительность очень удачного предыдущего кузова. Но теперь и Москвич‑2140 кажется вполне гармоничным и уж точно симпатичным и родным. Дело, конечно, не в нем, а во мне. Он-то всё такой же, как в год своего рождения — 1976‑й.

Годовой отчет

Главные достижения советской семьи 1970‑х: пусть не очень большая, но отдельная квартира, садовый домик на шести сотках, по старой памяти наивно называемый громким именем «дача», личный автомобиль и, конечно, гараж к нему, кирпичный или хотя бы металлический. Ведь осознавать, что машина, на которую долго копили, занимали и которую берегут, словно семейную реликвию, доступна всем ветрам и злоумышленникам, - очень тяжело!

Как ни иронизируй над советским тезисом о «неуклонном росте благосостояния советского народа», оно действительно росло. Правда, не у всех. Объем производства легковых автомобилей в СССР был заметно ниже спроса. Скажем, в 1976‑м, когда АЗЛК запустил в серию Москвич‑2140, общий выпуск всех заводов страны едва превысил 1,2 миллиона машин. И это на 260 миллионов граждан СССР! А ведь в те годы Союз отправлял немало легковых автомобилей на экспорт — и дефицит лишь усиливался.

Семьдесят шестой год для СССР был богат событиями. В феврале прошел ХХV съезд КПСС с привычным уже бесконечным отчетным докладом генерального секретаря, звучащим из всех радиоприемников и телевизоров целый день, а потом еще очень долго повторявшимся в отрывках. В том же году обменяли «хулигана» — диссидента Владимира Буковского — на Луиса Корвалана, лидера чилийских коммунистов. В 1976‑м учредили медаль за строительство Байкало-Амурской магистрали. Грандиозная стройка БАМ была как раз в самом разгаре.

Теперь остается лишь удивляться, как за один год можно было снять столько хороших фильмов, навсегда оставшихся в истории кино. Тут и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, и «Восхождение» Ларисы Шепитько, и «Ключ без права передачи» Динары Асановой… К слову, кино у нас всегда получалось лучше, чем автомобили.

Тем не менее для советского автопрома и автолюбителей 1976 год тоже — знаковый. ВАЗ обрадовал покупателей «шестеркой» — самой мощной, богато отделанной и посему престижной тольяттинской машиной, а АЗЛК наконец-то запустил в производство долгожданный Москвич‑2140.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Москвич‑2140 выпускали с 1976 по 1988 год. Оснащали двигателем 1.5 (75 л.с.), а часть машин — дефорсированным 68‑сильным мотором, рассчитанным на 76‑й бензин. Коробка передач четырехступенчатая.

Основные модификации: универсал Москвич‑2137, фургон Москвич‑2734 (с 1976 по 1978 год изготовили всего 4085 экземпляров), Москвич‑21403 — с ручным управлением для инвалидов, Москвич‑21406 — так называемый сельский, с 68‑сильным мотором, передними барабанными тормозами, защитой поддона двигателя и иными шинами, а также Москвич‑2140 SL с иной отделкой экстерьера и салона.

Параллельно делали версии с двигателем Москвича‑408: седан Москвич‑2138, универсал Москвич‑2136, фургон Москвич‑2733.

Последний классик

Купить Москвич или Жигули? Такой выбор перед многими советскими гражданами не стоял — брали то, что доставалось после многолетней очереди, правом попасть в которую наделяло руководство и парткомы предприятий. Но, справедливости ради, если выбор всё же был, предпочтение обычно отдавали Жигулям. Они ведь чуть просторнее, «жигулевская» печка греет прекрасно даже в самые сильные морозы. А еще — отменная по тем временам динамика, хорошие тормоза, удобное и четкое переключение передач. А главное — Жигули слыли более надежными.

Но и у Москвича были поклонники, пусть и менее многочисленные. Достоинства? Надежный двигатель, не страдающий, в отличие от вазовских, болезнями распредвала и маслосъемных колпачков, к тому же легко обслуживаемый и ремонтопригодный. Никакой расточки цилиндров и ремонтных размеров поршней при капитальном ремонте (машины-то тогда эксплуатировали годами — иногда три поколения одной семьи)! Заменил гильзы, поставил новые поршни — и поехал. При правильной, умелой регулировке зажигания и карбюратора 75‑сильный москвичовский мотор обеспечивал неплохую динамику, не хуже, чем у Жигулей (по крайней мере, с полуторалитровым мотором). Правда, работа двигателя Москвича улучшилась именно с появлением Жигулей. Московские машины вместо пресловутого ленинградского 126‑го карбюратора тоже получили куда более совершенный и надежный ДААЗ, «в девичестве» — Weber.

Слабое место Москвича — коробка передач с тяговым управлением, доставшимся машине еще со времен подрулевого переключателя передач. Ход рычага и четкость фиксации на фоне Жигулей были посредственными даже при своевременной замене втулок многочисленных соединений привода. Да и надежность омской коробки оказалась откровенно низкой.

Зато ходимость элементов подвески не хуже, чем у Жигулей. Управляемость? Задняя рессорная подвеска, конечно, архаична, но в быстрых поворотах Москвич не переставляет «попу», как делали Жигули, особенно с изношенными втулками тяг задней подвески.

А уж как удобно сидеть! Я и сейчас удивляюсь, насколько хороша посадка в старом Москвиче. Сиденье по сравнению с современными креслами, конечно, простенькое, но вполне приемлемое. Особенно в сочетании с удачным, продуманным расположением педалей. Ноги водителя ложатся на них легко, без неестественного «жигулевского» изгиба.

К модели 2140 автомобильный завод имени Ленинского Комсомола шел почти десять лет. Бесспорно удачный кузов Москвича‑408 и «четыреста двенадцатый» мотор немного вскружили конструкторам голову. Довольно долго на заводе пытались создать похожую машину, увеличивая 412‑й в размерах, робко меняя отделку, пробуя новую коробку передач, которая так и не стала серийной (не по вине завода), а также форсированные двигатели. По-настоящему новый автомобиль так и не создали. И лишь в 1976‑м появился просто глубоко модернизированный Москвич‑2140. Изменения по сравнению с 412‑м были значительными: передние дисковые тормоза Girling, система охлаждения с новым термостатом (конечно, «жигулевским») и без архаичных жалюзи, совсем новый салон. Только всё это очень запоздало.

Для СССР такой автомобиль был вполне приемлем, но экспортные позиции Москвичи практически растеряли. Модель 2140 продавалась за рубежом, мягко говоря, вяло. Даже появившаяся через несколько лет люксовая версия 2140 SL большого интереса у зарубежных покупателей не вызвала. В общем, последний московский «классик» — Москвич с задним приводом воспринимался неоднозначно. Но сейчас я смотрю на него совсем другими глазами.

Личное дело

Решительно не хочется вылезать из-за руля! На незагруженном загородном шоссе даже превышаю разрешенную скорость и стараюсь не сильно сбрасывать ее в поворотах, чтобы не ударить в грязь лицом перед водителями нарядных современных машин. Конечно, четкость рулевого управления вызывает иронию, но при определенном опыте приноравливаешься к нему довольно быстро. Как и к ходу рычага коробки передач. Нет, не дождетесь — мы с Москвичом не станем помехой юным автомобильным дарованиям на узком петляющем шоссе!

Мальчишество, конечно, но для этого, наверное, и садятся в автомобили юности. Вместо кондиционера — летний ветерок из открытого окна, хрипы маленького штатного приемничка добавляют джазовые нотки в песню старого, но вполне здорового и бодрого 75‑сильного мотора.

С момента дебюта Москвича‑2140 прошло больше сорокá лет, а наша система ценностей не изменилась: собственная квартира, дача, автомобиль. Конечно, все эти блага стали другими. Однако старое кино по-прежнему смотрят, пусть и не на огромных экранах многозальных кинотеатров, а в более интимной обстановке.

По-моему, повидавший виды, но сохранивший приличное здоровье (причем без реставрации) Москвич‑2140 — той же, что и эти фильмы, породы. Несовременный? Не спорю. Ездить на нем сейчас каждый день, особенно в большом городе, неудобно. Но все-таки есть в этом «сороковом» нечто, вызывающее теплые чувства, легкую грусть при расставании и желание видеть его таким же бодрым еще много лет. Я по отношению к Москвичу необъективен? Конечно! Но не вижу в этом ничего плохого.

СПЕЦУЧАСТОК

Москвич‑2140 не добился столь громких успехов в международных соревнованиях, как его предшественник Москвич‑412. Тем не менее в ралли «сороковые» с 1,6‑литровыми моторами мощностью 130–148 л.с. (такая версия была официально омологирована) все-таки показывали неплохие результаты. Экипаж В. Филимонов — М. Девель в 1984 году на ралли Saturnus в Югославии пришел седьмым в абсолютном зачете. Годом позже в Финляндии, на Ралли тысячи озер, тот же экипаж, став лучшим среди советских, занял 26‑е место в «абсолюте» и третье место в своем классе. Для гонщиков на Москвичах это оказалось высшим достижением, не превзойденным в дальнейшем.

Москвич или Жигули. Выбор, продиктованный личным опытом

Долгое время в среде автолюбителей нашей необъятной страны шли бурные дискуссии на тему – какой из автомобилей лучше, АЗЛК или ВАЗ. Сравнивали множество параметров, гаражные споры шли порой, до хрипоты, каждая из сторон имела свои, весомые доводы.


Любопытно, что дискуссии эти можно было встретить и в более позднее время, когда появился интернет с первыми автофорумами, а большинство бывших владельцев отечественных легковушек сменили их на более современные и удобные иномарки. Но за руль садилось новое поколение людей, в качестве первой машины выбиравших что по проще, дешевле, это и дало толчок новым обсуждениям.

Поскольку мне довелось ездить и на «Москвиче» и на «Жигулях» то плюсы и минусы обеих машин прочувствовал на себе, вот решил поделиться своими познаниями.


Был у меня «Москвич-2140», зеленого цвета, купленный в свое время за три сотни американских денег. Машина была выпущена в 1978 году, когда на АЗЛК еще не расшифровывали как «Автомобиль, заранее лишенный качества». Мотор обычный, 1.5 литра, уфимский, правда, предыдущий владелец немного усовершенствовал систему охлаждения, установив электровентилятор, за что ему спасибо, и не стал убирать жалюзи, за что ему тоже спасибо, зимой меня эти жалюзи перед радиатором выручали. В остальном машина была в заводской комплектации, ну кроме радио, вместо которого была CD магнитола.


Жигули представлены были «тройкой» 1975 года, которую я купил буквально в состоянии металлолома, по сути, ради двигателя, но впоследствии отремонтировал (не реставрировал, а именно отремонтировал) и ездил на ней. Двигатель конкретно на этой машине был объемом 1.6 литра, всё остальное, тоже можно сказать, обычное, коробка 4- ступенчатая, редуктор родной, с передаточным числом 4.1.


Итак, имеем однотипные автомобили с небольшим разбегом по году выпуска. Поначалу был «Москвич», на который я пересел со своей самой первой машины – «Таврии». После переднеприводной было немного непривычно, но вскоре привык. «Москвич» мне особенно нравился своей мягкой подвеской. Сзади ведь рессоры. Некоторые «гонщики» говорят, что «Москвич» плохо управляем на поворотах на скорости. Может это и так, но я перед поворотами притормаживаю, да и вообще к гонщикам не отношусь.

Больших отличий в управляемости между 2103 и 2140 я не заметил, зато могу отметить лучшую проходимость «Москвича» по не лучшим дорогам.

Вся передняя подвеска московской машины сделана на отдельном, съемном подрамнике, который крепится к лонжеронам.


Передняя подвеска "Москвич" (слева) и "Жигули" (справа)

У«Жигулей» верхний рычаг крепится к усилителю брызговика, в него же упирается и стакан амортизатора, попадание в серьёзную выбоину более чревато для ВАЗа, но и за рулем 2140 нельзя забывать о том, как низко расположен корпус масляного фильтра. Его можно легко разбить при неосторожной езде по бездорожью.

Эргономика места водителя. Здесь «Москвич» не оставляет вазовской «тройке» с её классической посадкой «в раскорячку» ни единого шанса.


Конечно, и 2140 далек от идеала и той же «восьмерки», и даже «Таврии», но спустя 150 километров поездки на нем у меня спина не болела, на «тройке» же она давала о себе знать уже спустя 50-70 км.


Немного улучшила ситуацию замена сидений, но всё равно, по ощущениям, стоковый «Москвич» всё равно выигрывал. Зато у «тройки» был тахометр, полезный прибор. И фонари освещения салона на стойках кузова, а не на передней панели. Непонятно, чем руководствовались на МЗМА устанавливая фонари там, где они совершенно не нужны. Но зато была центральная консоль в штатной комплектации и накладка на тоннель, да и руль приятнее.

Выключатели «крутилки» может и не столь практичны, как утилитарные клавишные, но что-то есть в них такое, тёплое, ламповое и приятное.

Многие жалуются на отопитель в «Москвичах», но у меня нареканий на него не было, в салоне было тепло, может просто мне повезло, не знаю.


О мягкой москвичевской подвеске я уже говорил выше. Пытаясь добиться аналогичной плавности езды я заказал самые мягкие пружины, которые только нашел на классику, поставил хорошие масляные амортизаторы, и… всё равно вспоминал свой «Москвич». Более мягкой из советских машин, на которых довелось поездить, была только «Волга». К тому же рессоры прочнее будут, чем тяги вазовской классики, но это фактор важный для тех, кто часто возит тяжести.


О том, насколько больше мешков картошки можно перевезти в московском седане, в отличие от тольяттинского, сказано много и без меня, скажу только, что максимум груза, что я возил и там и там, было 200-250 кг. Обе машины справлялись достойно, только «тройка» заметно приседала.

Мало кто знает о таком любопытном моменте, как двух режима работы задних фонарей у 2140. Если габариты выключены (днем), то стопы светили ярко, а вот при включенных габаритах (ночной режим) уже в пол накала, что бы не слепить яркими «стопами» тех, кто едет сзади. С задними указателями поворота была та же история. Обычно эта система мало у кого работала, но сам факт того, что конструкторы заботились об окружающих участниках дорожного движения, говорит уже о многом.


Коробка передач. У «Жигулей» рычаг КПП идет напрямую к механизму, в коробку, передачи включаются четко даже на уставших образцах. У Москвича же от рычага идут тяги к механизму переключения скоростей. Со временем в них появляется люфт, как и в самом механизме, ну а конструкция КПП своими корнями уходит в далёкое прошлое, аж к «дедушке» 407-й модели.

На моей машине проблем с переключением передач не было, а если бы агрегат износился, я бы ставил КПП от вазовской классики или от Фиата. Кстати, таким методом можно добавить «Москвичу» и 5-ю скорость, которой ни в одной из классических машин московского завода не было в принципе.

Тормозная система у обеих машин двухконтурная, с вакуумным усилителем и дисковыми тормозами спереди.


Тормозная система 2140

Несмотря на то, что у 2140 на переднем суппорте аж 4 тормозных цилиндра находятся, и на него, в целях повышения безопасности, подведен еще и задний контур, эффективнее тормоза, по моим ощущениям, были у 2103. А вот двигатель тяговитей у «Москвича», хоть и в разгонной динамике он «ноль шестому» уступает.


Тормозная система 2103

Кстати, у обеих машин, перед тем как я начал на них ездить, была полностью перебрана тормозная система, с заменой дисков, барабанов, суппортов и цилиндров со шлангами. И установлено электронное зажигание.

Доступность запчастей. У нас, в глубинке, и на «Жигули», и на «Москвичи» запчастей всё еще хватает, как новых так и б/у.


Кстати, любопытный момент. На московские машины можно даже сейчас найти новые запчасти советских времен, со старых, так сказать, запасов. На вазовскую классику я таких не встречал. Это говорит о том, что во времена дефицита запчастей, на московские машины «достать» их было проще, и даже оставить про запас.


Дизайн. Вот здесь я даже затрудняюсь что-то определенное сказать. Мне и «Москвич» нравится своей самобытностью, плавными линиями кузова, своими особенными фишечками, и «Тройка» своими четырьмя фарами, большими задними фонарями…


Резюмируя, какую бы из этих двух машин выбрал я сегодня? Однозначно могу сказать «Москвич». И спина моя этот выбор одобряет, да и сама машина уже перешла в разряд редких, привлекающих внимание. Хотя, и «троек» уже мало, в отличие от 2106, а тех, что сохранились в оригинальном виде – и вовсе, единицы.

«Жигули» против «Москвича»: чья классика лучше?

«Жигули» отправили на покой в канун 2006 года. В памяти народной ВАЗ — 2106, несмотря на «криминальное» прозвище «шаха» из блатного жаргона, остался символом советского достатка, высокого статуса, лебединой песней тольяттинской классики. И правда — одно время «шестерка» стоила дороже, чем куда более сложная технически «Нива». «Москвич» же молва опрокинула на имиджевое дно и чуть ли не предала анафеме. Дескать, кондовый 2140 только для деревни и разбитых проселочных дорог годился. Даже улучшенная версия «Люкс» вазовским машинам вроде как не ровня была. Финальным гвоздем в крышку гроба стала обидная расшифровка АЗЛК: «автомобиль, заранее лишенный качества». Неужели «Москвич» так плох?

Узник сырого подземелья и самоход из Якутии

Общего в советских седанах хватает. Оба появились в 1976 году как результат глубокой модернизации более ранних моделей. Имели схожие габариты, массу и заднеприводную компоновку с продольным расположением двигателя. А еще навсегда вошли в летопись своих заводов. 2140 для АЗЛК, а «шестерка» для ВАЗа стали трех- и четырехмиллиоными автомобилями. И к вопросу о престиже. К примеру, аварийная световая сигнализация и полноценный электрообогрев заднего стекла на «Москвиче» появились раньше. Не говоря уже о краске «металлик». Блестящие цвета с романтичными названиями «Снежная королева», «Страдивари» или «Аллигатор» вазовским, да и вообще советским, машинам тех лет не снились.

Хотя судьбы героев этого теста стали словно отражением народных стереотипов. О «шестерке» нынешний владелец Александр мечтал с детства. Незакрытый гештальт остался с той поры, когда в семье трудилась вазовская «трешка», а дефицитная и дорогая 2106 была родителям не по карману. Казалось бы, что сложного найти сейчас тольяттинскую классику? Но «живых» машин советского выпуска почти не осталось. Чуть не сгинула в подземелье и эта белоснежная красавица. В свое время ее притащил из Германии армейский офицер, но что-то у него с «шестеркой» не задалось — автомобиль с детским пробегом 30 тысяч километров поставили гнить в сырой гараж. Когда Александр приехал в Коломну на осмотр, обнаружил заросшее плесенью нечто. Загаженный салон идеально подходил для выращивания картошки. Она бы там вскоре и сама проросла, но коллекционер разглядел сквозь грязь редкое экспортное исполнение «шестерки» с контрастным черным велюровым салоном, хромированными молдингами по кромкам колесных арок, шильдиками на задних крыльях. Так ВАЗ — 21061 1986 года выпуска отправился на реставрацию. Потребовалось полностью заменить истлевшую электрику, перекрасить кузов и поколдовать над агрегатами.

Если за желанные «Жигули» пришлось отдать 40 тысяч рублей, то «Москвич» достался Александру случайно и за спасибо. Убитый временем 2140 имел шансы стать садовой клумбой, хотя сходил с конвейера совсем с другой перспективой. Судя по заводским табличкам на кузове, седан 1980 года выпуска страстного цвета «Пицунда» тоже предназначался для экспорта, однако вместо заграницы загремел в. Якутию. В славном городе Алдан машину приобрели в семью некогда репрессированного москвича. В сохранившемся техпаспорте есть отметки даже о покупке покрышек (кто забыл, шины тогда тоже приходилось «доставать»). Отработав в крае вечной мерзлоты, «Москвич» отправился в столичный регион. Своим ходом. И даже доехал, но по месту новой прописки со временем оказался ненужным и почти погиб. 15 лет машина стояла на приколе мятая, с разбитыми стеклами. В итоге ее хотели просто выбросить. Так к реставраторам попал 2140, на 95% состоящий из оригинальных деталей. Сохранились даже якутские черные номера старого образца. Разве что боковое зеркало временно поставили жигулевское, родное пока найти не удалось.

Физкультура вместо кофе

Перед стартом — подзабытый ритуал: проверка уровня масла, тосола, натяжения ремней. Затем вонзаешь в замок слева под рулем тонкое жало будто игрушечного ключа зажигания, вытягиваешь «подсос» — оба движка тихо зашелестели чуть ли не с полоборота. А вот дальше милая ностальгия превращается в утомительную работу. Сонно вырулить из двора, потягивая утренний кофе, на таких машинах не выйдет. Полочки есть, а вот подстаканники тогда считали излишеством. Кроме того, на месте руль провернуть трудно, червячный рулевой механизм становится податливым только с началом движения — требуется навык. И усилие на «баранках» все равно недетское. Хотя 2140 в этом плане дружелюбнее, даже несмотря на меньший диаметр обода. Но что толку, если физкультурой приходится заниматься на жаре. Когда за окном пекло, хиленький обдув и открытые форточки не спасают. Кондиционера, разумеется, нет. Так и варишься в собственном соку, рубашку хоть выжимай.

Коробка с угрозой уничтожения

В это время суток Ленинский проспект кажется почти пустым, но лет 35-40 назад так выглядела самая лютая московская «пробка». Поэтому передвигаться на советской классике в современном трафике сложновато. Салонное зеркало маленькое, боковое — всего одно, слева, да и то непанорамное. При перестроениях вертишь головой, как летчик-истребитель в ожидании заходящего со стороны солнца вражеского самолета. Ведь современные автомобили проворнее наших старичков, появляются словно из ниоткуда. В обеих машинах выручают лишь тонюсенькие, как спички, стойки кузова: пассивная безопасность на ретро-уровне, зато обзорность аквариумная.

И тут бы отдать победу в городском зачете «Москвичу» за тяговитый уфимский 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 (75 л.с.). На первых двух передачах при старте с места 2140 уделывает «шестерку» с «трешечным» движком (1,5 л, 72 л.с.) и более длинной трансмиссией. Поэтому встраиваться в поток на московском седане проще. Но его подвела как раз коробка передач, а точнее — привод переключения: отвратительная избирательность и огромные ходы. Поначалу с трудом удавалось нащупать третью ступень. Пробовал и с двойным выжимом сцепления включать, и после четвертой. А оказалось, надо отводить рычаг чуть ли не к правой двери. Но боязно, ведь где-то там притаилась и задняя передача, у которой нет страховки от случайного включения. Чуть ошибся — «Сталинград» в коробке.

Теперь понятно, почему на гоночные «Москвичи» зачастую ставили жигулевскую механику. Вот это четкий агрегат! Рычаг здесь тоже неуклюже-длинный, однако ступени втыкаются с первого раза безошибочно, поисковые перемещения минимальные и даже задняя врубается по-человечески — от себя до упора и назад. При этом есть страховка: рычаг надо слегка утопить вниз.

За рулем в «Москвиче», пассажиром — в «Жигулях»

На трассе 2106 вырывается вперед — «Жигули» резвее набирают ход и катят заметно легче. «Москвичу» приходится напрягаться, чтобы держать тот же темп. Он ощущается толстячком, у которого к тому же закисли подшипники, и мотор с трудом проворачивает колеса, хотя весят седаны одинаково — около тонны. На «одышку» 2140 намекнула и разница в расходе топлива. На мерном отрезке маршрута с грунтовками и легким офф-роудом ВАЗ — 2106 кушал по 9,7 л/100 км, а «Москвич» требовал на каждые 100 км на пару литров 92-го бензина больше. Впрочем, не исключено, что агрегатам 2140 действительно надо прикататься. Александр выезжает на нем реже, чем на «шестерке», настройка машины еще не завершена. Об этом говорит и характерная детонация уфимского мотора под нагрузкой.

Другое дело, быстрее 100-110 км/ч на любой классике ехать неуютно. Коробки же четырехступенчатые, а на такой скорости двигатели тревожным ревом уже просят пятую. К примеру, тахометр «шестерки» показывал аж 4000 оборотов — куда больше?

На «Москвиче» водителя могут приструнить и пассажиры, поскольку 2140 сильнее болтает на кочках и глубже кренит в поворотах. А еще «Жигули» сзади ощутимо просторнее, прежде всего в плечах. Здесь также чуть больше места для коленей, и задницы, пардон, потеют меньше — черный велюр нагревается, но лучше «дышит». В спинке даже откидной подлокотник спрятан — роскошь по советским меркам. «Шестерка» вообще машина с претензией. Передняя панель украшена пленкой под дерево, на руле и дверных картах узоры затейливые. Приборная доска, словно поршевский «парад планет» из циферблатов, есть тахометр и часы. Тотально пластиковый салон «Москвича» на этом фоне прост и скучен.

Что интересно, водитель пафосного ВАЗ — 2106 утомляется быстрее. Потому что с эргономикой беда. Огромный руль с тонюсеньким ободом смещен вправо, равно как педальный узел. И колонка закреплена так, что сидишь враскоряку со скрюченной спиной. Впрочем, через эту пыточную камеру прошли все, кому довелось ездить на тольяттинской классике — подробно расписывать мучения не будем. А вот «Москвич» удивил. На АЗЛК правильно посчитали, что покупатель, терпеливо отстоявший годы в очереди на покупку автомобиля, тоже человек. Поэтому «баранка» в 2140 не перекрывает приборы, кресло при тех же двух регулировках (продольной и наклона спинки) лучше распределяет нагрузки, а органы управления расположены так, что через сотню-другую километров не возникает потребности выйти и размяться.

Когда не было кроссоверов

Музей Михаила Красинца в качестве финальной точки мы выбрали в том числе за подъездной путь. Асфальта там нет, только полевые дороги и размытые ливнями уклоны. 2140 поначалу карабкаться по ним отказался: прямо на съезде с трассы стрелка указателя температуры рванула к 110 градусами. Перегрев? Оказалось, тряска прикончила разъем датчика температуры мотора. Восстановили отломившийся провод быстро, и, к слову, это была единственная поломка за всю поездку. И зря «Москвич» волновался. По пересеченной местности оба седана прошли легко. Ведь раньше к плохим дорогам машины не адаптировали, а для них создавали изначально. Поэтому по геометрии ВАЗ и АЗЛК покруче иных современных кроссоверов. К примеру, под моторным отсеком и картером заднего моста у советской классики по 18 см. И все же по рельефу 2140 с короткой коробкой двигался чуть увереннее «Жигулей»: плавно, аккуратно, на второй передаче. «Шестерка» же порой просила перейти на первую.

Как видите, «Москвич» оказался совсем не так плох, как о нем принято думать. И здесь бы сказать, что победила дружба, но вмешался неожиданный фактор. «Шестерку» советского периода люди воспринимают обычными «Жигулями» — ухоженные и что с того? А на давно исчезнувший с дорог 2140 оборачиваются, фотографируют, ведь для многих современников эта машина — символ лихой молодости, которую уже не вернуть. Это показало и народное голосование в нашем Инстаграме — «Москвич» выиграл с солидным преимуществом. Но в погоне за вау-эффектом помните: содержать и тем более восстанавливать 2140 сложнее. Если запчасти еще можно найти на том же знаменитом авторынке в Южном порту, то годную кузовщину подобрать все труднее. Как и выудить из картотеки воспоминаний давние фрагменты. Поэтому давайте ценить советскую классику хотя бы за то, что управлять машиной многие из нас учились, сидя на отцовских коленях в этих самых «Москвичах» и «Жигулях».

Читайте также: