Можно ли ходить по волге сейчас

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

2021г. Новые Правила для лодочников. О самом важном

Касается и тех, чьи лодки не подлежат регистрации. Приказ подписан, новые Правила пользования маломерными судами вступают в силу в 2021 году. Уточнение: Маломерным судном - считается судно, длина которого не превышает 20 метров. Пассажировместимость не превышает 12 человек.

Суда (лодки) не подлежащие регистрации - так же считаются маломерными судами. И их судоводитель - так же обязан подчиняться Правилам. На вёслах ли, или под небольшим мотором в 5 л.с. - так же, как и все, могут быть оштрафованы за те же нарушения. Отличие одно - не надо регистрировать и получать удостоверение судоводителя. Это было и раньше. В новых правилах, просто - более чётко сформулировано.

Здесь, только некоторые (важные) изменения и уточнения. Ознакомиться с полным текстом новых правил - можно по ссылке, в конце статьи.

Каких то глобальных изменений в новых правилах нет. Но то, что есть - советую запомнить. Коротко - о самых важных изменениях:

2. Спасжилеты. Точнее "Индивидуальные спасательные средства" (далее ИСС ) (пункт 10, 11 новых правил) во время плавания должны быть надеты, если вы катаетесь на гидроцикле, либо на буксируемых "ватрушках, бананах, лыжах, вейках".

3. Якорь и швартовые приспособления. По новым правилам, если у вашего судна отсутствует якорь или сломана последняя оставшаяся швартовая утка - вам запрещена эксплуатация судна (неисправность, запрещающая эксплуатацию судна).

И ещё раз (ОЧЕНЬ ВАЖНО!) - Правила плавания для маломерных судов должны соблюдать все судоводители, на всех маломерных судах. Не зависимо от того - подлежит ли судно регистрации. Не зависимо от того - есть ли у них удостоверение судоводителя. Даже если сплавляетесь по реке на одноместной гребнушке - обязаны соблюдать правила! Как и обещал - ссылка на Приказ МЧС РФ от 06.07.2020 № 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ . Ссылка на статью "Какие лодки не подлежат регистрации" .

Если статья полезна, жмите 👍 внизу. Пишите в комментариях - обсудим. На видео ниже - комментарии руководителя ГИМС по новым Правилам.

Штрафы на воде для маломерных судов 2021

Навигация 2021 Штрафы для маломерных судов и их владельцев

В прошлом году был принят Федеральный закон 217-фз от 27.07.19 о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Были существенно увеличены штрафы и наказания , в том числе связанные с маломерными судами.
Поскольку близится открытие навигации на всех водоемах страны, то полезно будет напомнить о том, что и как будет наказываться. Например, если раньше лишение прав на управление маломерным судном следовало только за управление судном в нетрезвом виде, то сейчас увы, перечень расширился существенно. Но, пожалуй сделаем обзор по порядку, комментируя, как может применяться та или иная статья.
Статья 11.7. Нарушение правил плавания
Для нас, водителей маломерных судов, актуальна вторая часть этой статьи.

влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.


Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

И еще один момент, который не расшифрован в КоАПе, присутствует только в общей фразе третьей части статьи:

9. Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:

а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;

в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

г) наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе;

д) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

е) отсутствие, неисправность или несоответствие отличительных огней установленным требованиям

За отсутствие спасжилета на пассажире (или на любом, человеке включая владельца лодки) при нахождении на воде , штраф от 300 до 500 рублей. При этом сам КоАП не говорит напрямую, что жилет должен быть надет и застегнут, он говорит лишь о наказании за нарушение правил безопасности. В Ленобласти практически повсеместно штрафуют за не надетый жилет, даже если он есть в лодке. Конечно можно спорить с инспектором, что напрямую норма не установлена, но практика показывает , что как раз это одна из норм, которую не стоит оспаривать ради собственного же спокойствия и безопасности.

Можно ли ходить по волге сейчас

Публикуем условия и цены

Желающих прокатиться по Волге в жару хоть отбавляй

Фото: Алексей Ногинский

Вариант первый — коммерческие рейсы «Самарского речного пассажирского предприятия»

Прогулки по Волге организует в Самаре ООО «Самарское речное пассажирское предприятие».

Судя по расписанию, теплоходы должны отправляться в рейс ежедневно в 12:15, 14:15, 16:15, 18:15, 20:15. Однако желающих принять участие в прогулке просят уточнять информацию по телефонам.

Теплоходы «Москва» — самые популярные на прогулочных маршрутах

Фото: Алексей Ногинский

Билеты на прогулку можно купить и около причала

Фото: Алексей Ногинский

Стоимость билета для взрослых — 400 рублей; для детей от 5 до 10 лет — 200 рублей. Для детей до (при предъявлении свидетельства о рождении) прогулка будет бесплатной. Не придется раскошеливаться молодоженам (в день торжества или следующий при условии предъявлении паспортов, свидетельства о браке) и именинникам (в день торжества или следующий при условии предъявления паспорта).

Желающим прокатиться на теплоходе по Волге не стоит забывать про существующий COVID-режим — на борту необходимо носить маски и стараться соблюдать дистанцию в полтора метра от других пассажиров. Всем отдыхающим перед посадкой будут измерять температуру. Если она превысит показатель 37,2 о С, то на борт попасть не получится.

С теплохода открываются прекрасные виды

Фото: Алексей Ногинский

Второй вариант — через туроператора

Прогулки по Волге организует и компания «Спутник-Гермес». Рейс «Сердцу милая Самара» длится около двух часов. Прогулочные теплоходы «Спутник», «Гермес» и «Вояж» (класс «Москва», вместимость — ) идут от речного вокзала до улицы Советской Армии — Барбошиной Поляны. Всю прогулку на судах транслируются экскурсии в записи, где звучит информация обо всех знаковых местах города, которые теплоход будет проезжать.

Стоимость прогулки — . За детей до (не включительно) сопровождающим взрослым надо будет заплатить сервисного сбора. Пенсионерам скидка 10%. Такая же скидка существует и для детей с 5 до . Расписание также нужно уточнять и бронировать места заранее.

Большинство прогулок по Волге начинаются от речного вокзала

Фото: Алексей Ногинский

Для романтиков предлагается прогулка с говорящим названием. «Романтический вояж» длится два с половиной часа, теплоход едет также вдоль Волги. Такой вояж организуют преимущественно вечером. Цена на одного человека — . В стоимость входит прогулка на теплоходе класса «Москва», живая музыка саксофона и легкое музыкальное сопровождение. Бронирование столика считается уже дополнительной услугой и оплачивается отдельно.

Прогулки по Волге — для всех возрастов

Фото: Алексей Ногинский

Для тех, кого уже не манит чинная прогулка вдоль Самары по Волге, возможно будет более интересной экскурсия «Волжские острова». За три часа пассажиры теплохода проедут по следующим островам: Рождественский, Голодный, Зелененький, Серный и другие. Стоимость тура — с человека, детям до — .

Во всех вариантах прогулок отдыхающим не стоит забывать про маски и перчатки. На рейс следует прибыть заранее. Посадка начинается за до отплытия судна.

P.S. Насладиться в Самаре можно не только волжскими просторами. Та же компания «Спутник-Гермес» организует прогулку «Пять мостов Самарки». Она длится три с половиной часа. С Речного вокзала суда отправляются по реке Самаре через Автодорожный, Фрунзенский, Железнодорожный, Южный, Кировский мосты. Стоимость такого обзора — для взрослых и детей старше пяти лет, 350 — для детей до пяти лет. Расписание нужно также уточнять. Экскурсия состоится только при наборе группы от .

Ходить по Волге пока опасно


По словам начальника Поисково-спасательной службы Самарской области Олега МОЦАРЯ, толщина льда на Волге в районе Самары и у левого берега составляет около 7 сантиметров. На правой стороне реки она составляет 10-15 сантиметров, а в фарватере – 3-5 сантиметров.

- Минимальная толщина чистого льда, безопасного для перехода единичных пешеходов, должна быть не менее 7 сантиметров, - пояснил Моцарь. – Однако нужно учитывать, что на середине Волги лёд всегда тоньше, поскольку там наиболее сильное течение. Сейчас выходить на него опасно.

Но любителей зимней рыбалки это не останавливает. Только на прошлой неделе спасатели эвакуировали 14 рыбаков с отколовшейся льдины в районе Тольятти. Со спасенными была проведена профилактическая беседа, а сотрудники службы рыбоохраны составили на них протоколы за браконьерство. Теперь каждому из них придется заплатить штраф в размере 1 тысячи рублей.

По словам главного государственного инспектора по маломерным судам МЧС России по Самарской области Марка БОРЗЕНКО, муниципальные власти могут устанавливать запрет на пешеходные переправы по льду рек в опасных местах и привлекать за его нарушение к административной ответственности.

Переправа вне закона

Ещё одна проблема - переправа между Самарой и селом Рождествено. Ежегодно она осуществляется судами на воздушной подушке. В этом году на лёд планируется запустить около 15 таких судов. Стоимость проезда на них составляет 40 рублей.

Но сейчас между Самарой и Рождествено курсируют лишь единичные суда, причем во главе с самыми отчаянными и смелыми капитанами. Причина – неудачный ледостав.

- Волга оказалась сильно заторошена, то есть на ней образовалось много наползающих друг на друга обломков льда с острыми краями, - пояснил главный спасатель губернии. – Сейчас перевозчики ждут, пока лёд укрепится, чтобы с помощью бензопил выровнять заторошенные места. В противном случае они могут просто порвать воздушную подушку.

Недостаток судов для переправы значительно осложнил жизнь жителей села Рождествено. Чтобы добраться до Самары, где многие работают, им приходится ждать транспорт по нескольку часов на морозе. В катера, что всё-таки добираются до села, помещаются не все желающие. Тут на «помощь» приходят пронырливые предприниматели, предлагающие свои услуги по переправе через Волгу за тысячу рублей. И это цена только за один катер, в который пускают не более 8 человек.

Однако урегулировать данный вопрос и наказать частников за завышение цен не представляется возможным. Оказывается, само понятие «ледовая переправа» законодательно никак не закреплено, его просто нет.

- Ледовую переправу через Волгу осуществляет частное транспортное предприятие, - пояснил Марк Борзенко. – Мы будем стараться как-то узаконить ледовую переправу. По этому вопросу уже ведутся переговоры с областным министерством транспорта.

МНЕНИЕ

Олег Моцарь, начальник Поисково-спасательной службы Самарской области:

- Нужно наказывать таких «смельчаков», безнаказанность влечёт еще большее желание нарушать установленные правила. Ведь на их спасение тратятся деньги налогоплательщиков. Если им недорога жизнь, то, возможно, кошелек дороже.

Круизы -2021. Как изменился отдых на теплоходах

Середина лета – время подумать об отдыхе. Правда, поездки в последнее время становятся все более проблематичными, но сотрудники турфирм продолжают работать над тем, чтобы в путешествия можно было отправляться, как и раньше. Сегодня поговорим о том, как обстоят дела со столь любимыми многими астраханцами (и не только) речными круизами.

Любители круизного отдыха уже знают главное отличие этого лета от прошлогоднего: тогда теплоходы отправились в рейсы лишь в июле, а в этом году, как и в предыдущие сезоны, в мае. Так что для кого-то круиз – уже воспоминание. Особенность этого лета еще и в том, что, как сообщили в турфирмах, для некоторых туристов круиз-20 превратился в круиз-21. В связи с переносом маршрутов из-за прошлогодних проблем.


Направления круизов остались прежними. Это Москва, Казань, Самара, Пермь. Теплоходы турфирмы «Гама» традиционно продолжают в течение лета курсировать Астрахань-Москва-Астрахань. Можно, впрочем, «прикупить» только половину круиза (обходится дешевле), а домой из Москвы вернуться другим транспортом. И даже, как сообщили в турфирме, можно выбрать другой город, поближе, ту же Самару или Нижний Новгород, до которого хотелось бы доехать – при условии наличия свободных кают. Но так как общее направление движения теплохода не меняется, поэтому обратно придется возвращаться самостоятельно.

С теплоходными маршрутами других турфирм дела обстоят не так прямолинейно (хотя сами теплоходы могут быть комфортабельнее). Можно доехать до Казани или Нижнего – и в этой же каюте вернуться обратно. Но, как это и было в прошлые годы, чаще всего такие круизы для астраханцев начинаются и заканчиваются в Волгограде. Поскольку до Астрахани теплоходы могут не дойти. Причин много, наш город отстоит далеко от прочих, добираться более суток, по берегам – полупустынные ландшафты, да и река неглубокая. В общем, турработники с учетом пожеланий туристов не часто включают наш город в круизы. Так что волжскими «воротами» Астрахани становится Волгоград.


В связи с изменившимися условиями закрыта для теплоходов только Ивановская область (Плес). Впрочем, есть турфирма, для которой и это не помеха, поскольку имеет свои причалы. В других областях предположительно (на начало июля) ограничения вводить не собираются. Но, если вдруг да закроют, к примеру, Кострому, то на круизеров это особенно не повлияет: теплоход просто пройдет мимо. Стоянку в этом городе могут заменить другой дополнительно стоянкой, в том числе и «зеленой».
Теперь об ограничениях для туристов. Как заверили в турфирмах, ПЦР-тест не требуется для посадки. Но нужны, конечно, маски, перчатки. Сотрудники круизных компаний, команды теплоходов прошли вакцинацию. На теплоходах производится антиковидная обработка, для туристов - дезинфекция рук, измерение температуры. Отсутствуют завтраки по принципу «шведского стола». В ресторанах - фиксированная рассадка. Осторожные могут больше времени проводить в своей каюте. Кстати, у теплоходов нового поколения отсутствует прогулочная палуба, приоритет — отдельные балконы в каждой каюте. И вообще проживание комфортабельнее.


На экскурсиях маски у экскурсантов в автобусе обязательны. На улице – как положено в городах. Сибиряки удивляются, что есть астраханцы, которые не носят масок в помещениях (магазинах). А в прошлом году ростовчане, наоборот, дивились что большинство носят. В целом, пожалуй, все зависит от людей, которые не должны бы, казалось, доставлять другим беспокойства в эти сложные времена. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

В целом, по наблюдениям Марины Варютиной, руководителя агентства экскурсий «Астрречтур» (проработавшей на приеме круизных маршрутов три десятка лет), туристов стало меньше, чем в позапрошлом году, но больше, чем в прошлом. Тогда и ситуация была тревожной, теперь как-то все больше под контролем, есть определенный опыт. Хочется людям отдыхать на Волге. И если в 2020 году теплоходы шли как-то группами, порой по 3-4 в день, то теперь движутся равномерно, один за другим (как бы соблюдая социальную дистанцию).

Правда, похоже, что в июле-августе желающих поубавится: кэшбэка не будет до сентября. Круизы ведь относятся не к самым дешевым маршрутам, так что важны всяческие преференции. И стоимость их неуклонно повышается из года в год. В настоящее время это в среднем порядка пяти тысяч рублей в день. Дороже, конечно, одноместные каюты. Так, 13-дневное путешествие может обойтись тысяч в 85. Как сообщили в турфирме «Стрелец», в разное время туристам продолжают предоставлять разного вида скидки. Оптимальный вариант - позаботиться обо всем заблаговременно, с осени. Ну а если не получилось, внимательно следить за скидками впоследствии.
Речные круизы для многих астраханцев являются приоритетным видом отдыха десятилетиями. Смена обстановки, новые впечатления, водное течение, уносящее тревоги и заботы. Это вполне возможно.

Волжский круизный бизнес сел на мель: пассажиров теплоходов возвращают автобусами

Сегодня сразу в нескольких турагентствах «БИЗНЕС Online» сообщили о катастрофической ситуации в сфере круизного бизнеса в Волжском бассейне. Из-за небывало низкого уровня воды крупным теплоходам все лето заказан путь в Москву и Санкт-Петербург. Даже трехпалубным судам 10 августа запретили подниматься выше Нижнего Новгорода — в результате их приходится заменять автобусными турами, но на эту замену не согласны более трети клиентов. По мнению участников рынка, проблема Верхневолжского участка в районе Городца известна со времен СССР, но власти не хотят заниматься ее решением. Эксперты-гидрологи полагают, что причина обмеления Волги — засуха, и отмечают, что уровень воды может подняться быстро: достаточно пары дождливых дней.

ПОРТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИ РАЗУ НЕ ПРИНЯЛ ЧЕТЫРЕХПАЛУБНЫЕ СУДА

Бизнес компаний, занимающихся круизным бизнесом на Волге, оказался на грани катастрофы. В этом сезоне, как оказалось, крупные теплоходы ни разу не преодолевали отмелей в районе Городца (близ Нижнего Новгорода). Крупным четырехпалубным круизным лайнерам с их низкой осадкой невозможно дойти ни до Москвы, ни до Санкт-Петербурга. Порт Нижнего Новгорода этим летом такие суда с трехметровой осадкой не принимал вовсе.

Так мало воды на Верхней Волге не было никогда, рассказали речники Первому каналу. Из-за малоснежной зимы паводок был минимальным, Рыбинское и Горьковское водохранилища не набрали расчетных запасов для полноценной навигации. Еще более осложнило ситуацию жаркое лето и отсутствие дождей. 30 км ниже Городецкого гидроузла стали настоящим бутылочным горлышком для больших теплоходов. Трехпалубникам пройти было можно, но расхождение судов, маневрирование на судовом ходу заставляло капитанов понервничать.

В результате бизнес круизных компаний оказался под угрозой — им приходится отменять десятки рейсов, менять маршруты теплоходов. Убытки несет и грузовой флот — сухогрузы и баржи по нескольку дней вынуждены были стоять у шлюзовых ворот. Чтобы дать судам возможность пройти по фарватеру, каскад верхневолжских водохранилищ перешел на специальный режим работы: вода копилась несколько дней, затем ее спускали, пропуская теплоходы.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель казанского офиса компании «Инфофлот» Ирина Ермолко , крупные теплоходы не ходят по Волге с начала навигации — и разрешенная осадка судна все уменьшается, дойдя на сегодняшний день до 2,1 метра. Трехпалубные суда с их осадкой около 2,5 м еще несколько дней назад могли ходить раз в четыре дня, когда для них открывали шлюзы. Теперь и этот «ручеек» высох: с 10 августа их навигация в районе Городца закрыта, уровень воды в Волге поддерживают на гарантированном уровне. Ходить судам можно каждый день, но далеко не всем.

«На сегодня по Нижегородскому узлу принят режим со средними сбросными расходами 800 - 840 кубометров в секунду, но с гарантированной отметкой нижнего бьефа гидроузла, — рассказал в эфире «Вестей» Александр Баринов, руководитель Верхневолжского бассейнового управления федерального агентства водных ресурсов. — Это дает возможность речникам пропускать суда с осадкой 2 метра».

НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ ВСЕ ПОКА СПОКОЙНО

Такая ситуация пока сложилась только в Верхневолжском бассейне. На Средней Волге уровень воды удерживается на проектных отметках — около 52,5 м по Куйбышевскому водохранилищу, сообщили «БИЗНЕС Online» в Средневолжском бассейновом водном управлении. Уровень воды сегодня, по данным управления гидрометцентра РТ, — 52,46 метра. Судя по графику колебания уровня, 5 августа он опускался ниже 52,4 метра. В прошлом году в эти дни уровень водохранилища был около 52,5 м и концу августа опустился практически до 52,3 метра. Сложнее ситуация в Саратовском водохранилище, где уровень долгое время держится ниже проектной отметки в 48 м на целых 20 см, отметили в Средневолжском управлении.

Насколько быстро может колебаться уровень Волги? Как пояснила «БИЗНЕС Online» завлаборатории гидрологии Института проблем экологии и недропользования академии наук РТ Асия Горшкова , проблема низкого уровня воды связана с засушливым летом и недостаточностью запасов воды после зимы. Однако буквально два дня хороших дождей могут изменить ситуацию — мелкие притоки поднимутся быстро, затем поднимется уровень Волги. Но таких дождей пока не прогнозируется.

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ОПЕРАТОРАМ КРУПНЫХ СУДОВ

По словам участников рынка, наибольшие сложности испытывает компания «Водоходъ». У этого оператора речных круизов, согласно сведениям на сайте компании, в управлении находятся 23 четырехпалубных теплохода. В их числе — 6 крупнейших речных лайнеров проекта 92-016 (например, «Георгий Жуков», «Мстислав Ростропович», «Семен Буденный» и другие), 8 теплоходов проекта 301 (такие как «Нижний Новгород», «Николай Чернышевский»), 6 судов проекта 302 («Русь», «Ленин»), 2 теплохода типа Q-040 («Александр Пушкин», «Максим Горький») и 1 судно самого комфортабельного в СССР проекта Q-056 («Лев Толстой»).

В самой компании, однако, журналистам «БИЗНЕС Online» не смогли оперативно рассказать о складывающейся ситуации, доступен лишь телефон горячей линии для клиентов. Однако на сайте компании можно проследить ряд новостей по замене маршрутов и по снятию круизов теплоходов, в том числе в связи с ситуацией у Городецкого шлюза.

«ОТ ПУТЕВОК ОТКАЗАЛИСЬ 30 - 40 ПРОЦЕНТОВ ПАССАЖИРОВ»

Как чувствует себя круизный бизнес этим летом? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.

Ирина Ермолко — руководитель казанского офиса компании «Инфофлот»:

— С начала навигации не ходят четырехпалубные теплоходы по Волге, с 10 августа запретили трехпалубные теплоходы. Приходится все рейсы менять, пересаживать туристов на другие теплоходы, организовывать другие рейсы для трех наших судов.

У нас на трехпалубных теплоходах были запланированы рейсы до Костромы и Ярославля. Изменили маршрут — теплоход пойдет до Нижнего Новгорода, а потом пойдет в Елабугу. Естественно, туристы, которые не хотят ехать вниз по Волге, забирают деньги. От путевок отказались до 30 - 40 процентов клиентов.

Более того, у нас два теплохода успели уйти вверх по Волге и теперь не могут спуститься обратно к Казани. Они ушли с пассажирами, людей из Нижнего Новгорода привезли на автобусах в Казань, тут все нормально. Но у этих судов были и другие рейсы! Поскольку сейчас нет возможности спустить их обратно, мы будем думать, что же делать 20 - 25 августа. Мы либо изменим маршрут, либо предложим экскурсию до Ярославля и Костромы на автобусах. Стоимость путевки не меняется, экскурсии на автобусах будут за счет судовладельца.

Вячеслав Самолин — генеральный директор ТК «Волжские путешествия»:

— Навигация затруднена для тех, у кого теплоходы имеют низкую осадку. Это четырехпалубные теплоходы. Нашу компанию пока это не коснулось, у нас маленький теплоход с осадкой в полтора метра, и он проходит везде, кроме Оки. Мы даже успели дважды на Оку сходить в начале навигации.

Везет, говорите? Ну нельзя же, чтобы всю жизнь не везло. В последние годы много не везло.

Вообще, эта проблема на Волге не кончится никогда. По крайней мере до тех пор, пока не будет мимо Городецкого шлюза сделан обводной канал. Этот канал должен соединить Верхнюю и Среднюю Волгу. Городецкий шлюз более 40 лет не справляется с этой задачей. Еще в Советском Союзе существовала эта проблема, и есть проект этого обводного канала. Просто наша власть не хочет этим заниматься.

Евгения Казакова — заместитель генерального директора по туризму ЗАО «Адмирал»:

— Около Городца, выше Нижнего Новгорода, имеется гидроэлектростанция Волжская. Для того чтобы прошел теплоход, ему нужно выйти на другой уровень реки — подняться, если идет вверх по Волге, или спуститься, если идет вниз по Волге. Вот этот процесс не могут пройти теплоходы с низкой осадкой. Четырехпалубные теплоходы вообще не ходят, трехпалубные ходили выборочно.

Туроператоры вынуждены предлагать замену маршрутов. Например, из Казани в Санкт-Петербург на четырехпалубном теплоходе пройти нельзя, соответственно, туроператоры вынуждены были поменять маршруты. Самые «проблемные» маршруты — вверх по Волге, выше Нижнего Новгорода. Из Самары, Казани, Саратова и Волгограда попасть в Москву, Санкт-Петербург на четырехпалубных теплоходах в этом году невозможно.

Такая ситуация на Волге складывается на моей памяти впервые. Мало было снега, много ветров — в результате такое обмеление. Это касается не только Волги, но и Оки. В Оке вообще очень мало воды с самой весны. На Оке у нас тоже есть туры, например, маршрут до Рязани тоже был ограничен. У нас теплоход «Борис Полевой» небольшой осадки, порядка 1,7 метра, и то мы не смогли дойти до Рязани. Пришлось корректировать маршрут. Дошли по Оке до Мурома, а потом повернули и по Волге сделали маршрут до Ярославля. Туристов мы предупредили заранее, в принципе, претензий не было.

Прохлада за штраф

Пловцов в запретных местах обещают вылавливать в ходе регулярных рейдов и штрафовать на суммы от 500 до 1000 рублей.

В перечень запрещенных, кроме непригодных заилившихся прудов, попали и любимые горожанами берега малых рек, озера и зеленые острова на Волге, куда люди приходили окунуться не только будними вечерами и в воскресный полдень, но и "ставились" надолго целыми семьями.

Самара, пожалуй, единственный город на Волге, где "заВолга", то есть правый берег реки, - не просто география, а давно устоявшееся летнее палаточное поселение со своим бытом и традициями. Эдакое спасение от душного мегаполиса. В эти красивейшие места, а все они территориально принадлежат муниципалитету, едут туристы и со всей страны.

"Я 50 лет езжу на остров Зелененький, на который 70 лет ездили мои родители. А теперь нельзя?" - недоумевает один из пользователей "Фейсбука". И следом в спор с местной властью вступает другой: "Говорят, что эти территории небезопасны для горожан, их не подготавливали для отдыха самарцев? А кто должен был готовить? Да те же власти. Но это значит, что делать что-то нужно, а зачем? Запретить! И дело с концом".

В мэрии поясняют, что запреты введены по требованию МЧС и исключительно ради безопасности людей, поскольку на неорганизованных пляжах не проводится проверка дна, регулярный анализ качества воды, нет постов спасателей.

По словам руководителя управления гражданской защиты администрации Самары Игоря Дахно, чаще всего люди гибнут и получают травмы из-за несоблюдения правил поведения на воде, купания в состоянии алкогольного опьянения, и такое чаще всего происходит именно в необорудованных местах.

"Да и альтернатива для комфортного летнего отдыха у самарцев есть - восемь прекрасно оборудованных пляжей в городской черте, - недоумевают в мэрии. - Одного только чистого песка сюда завезли 17,5 тонны и массу различного оборудования".

Но "заволжские" своих палаток пока снимать не собираются, уповая на то, что до каждого острова и протоки проверяющие все равно не дойдут. Да и решение такое, считают отдыхающие, чиновники приняли, чтобы прикрыть себя в случае какого-нибудь ЧП.

«Природная катастрофа»: почему в Волге в огромном количестве гибнет рыба

Неделю назад в социальных сетях появилось много новостей о мертвых рыбах на берегу Волги. Комментаторы пытаются разобраться в вопросе самостоятельно: «Много дохлой рыбы плывёт по Волге в эти дни, траванули похоже опять», «Сегодня мальки, завтра человеки, всё по плану», «Из-за водорослей, лето очень жаркое». Аналогичная ситуация была в 2010 году, но до настоящего времени государственные ведомства не смогли подробно ответить на вопрос обеспокоенных жителей города. Какие могут быть причины массовой гибели водных жителей, как это происходит – разбираемся вместе с экспертами в нашем материале.

Замор рыбы, так называется массовая гибель, происходит по нескольким причинам. Перечислим наиболее распространенные:

  • Кислородное голодание рыбы. В жаркую погоду водоросли размножаются активнее. Для большинства водных жителей процесс безобиден, водоросли вырабатывают необходимый для них кислород. После недельного 40-градусного пекла процесс выработки заменяется поглощением, водоросли «цветут», погибают и разлагаются. Рыба массово умирает от удушья, поскольку разложение так же использует большое количество кислорода. Жертвами замора наиболее часто становятся окунь, плотва, щука, лещ, верховка и язь.
  • Сброс вредных веществ. В Самарской области большое количество заводов расположено на берегу Волги или впадающих в нее рек. Эта причина является наиболее частым упоминанием в комментариях. Самыми вредными сбросами считаются стоки навоза, удобрений, фосфора, азота, фенола, формальдегида, перекиси водорода.
  • «Красный прилив». О влиянии кислородной недостаточности мы уже писали выше. Во время «красного прилива» массовая гибель рыб происходит не только из-за нехватки «воздуха», но и из-за вредных веществ, выделяемых умирающими водорослями, и сапропелевых осадков. Последние возникают при большом количестве отмерших клеток фитопланктона. Вещество проходит процесс разложения, используется большое количество кислорода. В результате появляется сероводород, который становится главной причиной массовой гибели рыб.

На официальном сайте Россия.Самара кандидат биологических наук, заместитель директора по науке института экологии Волжского бассейна РАН заявил, что причиной замора действительно является кислородное голодание. Июнь в Самарской области выдался жаркий, что повлияло на водных жителей.


Жители области не спешат соглашаться с учёным. Самарцы уверены – основной причиной является сброс вредных веществ. На завышенную концентрацию сероводорода и других химических ядов часто жалуются жители Новокуйбышевска, 116 км, Сухой Самарки и областной столицы. Подтвердить или опровергнуть информацию о влиянии химикатов могут специальные пробы, но проводить их пока никто не торопится.

Гадать о причинах массового замора можно долго, факт остается фактом – рыба гибнет. Мы обратились за комментарием ситуации к органам власти и выслушали мнение опытного рыбака.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области:

"В министерство поступили многочисленные обращения граждан о фактах замора рыбы в р. Волга в границах г.о. Самара. Указанные обращения в соответствии с надзорными полномочиями были направлены для анализа ситуации и принятия мер в адрес Средневолжского территориального управления Росрыболовства и Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод на территории Самарской области по гидрохимическим показателям (физические свойства и химический состав: соединения азота, серы, фосфора, тяжелых металлов, химического потребления кислорода и др.) осуществляется ФГБУ «Приволжское УГМС», в том числе, на 3-х водохранилищах – Куйбышевском, Саратовском, Ветлянском.

По итогам мониторинга за летний период 2021 года были отмечены превышения максимальных многолетних значений температуры.

Температура воды Куйбышевского водохранилища составляла 22,9 – 25,8º С (в районе г.о. Тольятти 25,6º С, что на 4,8ºС выше нормы), в Саратовском водохранилище 21,7 – 25,4ºС (в районе г.о. Самара 21,7ºС, что на 3ºС выше нормы).

Исследование причин замора рыбы осуществляет Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Предположительно, причиной гибели рыбы во всех случаях послужили природные явления, в том числе, низкое содержание растворенного в воде кислорода.

Кроме того, дополнительно сообщаем, что в настоящее время ФГБУ «Приволжское УГМС» осуществляет дополнительный забор и анализ воды из реки Волга на предмет наличия химического воздействия".

Владимир Начинов, рыболов-спортсмен, блогер:

"Я думаю многие, так же как и я, обеспокоены массовой гибелью рыбы в реке Волга. По моему мнению, есть несколько причин этой проблемы:

Всевозможные сбросы в реки.

Активное развитие сине-зелёных водорослей. Думаю, всем известно что, чем выше температура, тем активнее размножаются микроорганизмы и, соответственно, больше потребляют кислорода. Из-за жары и безветрия вода плохо обогащается кислородом, так же возможен термоклин. Возможно, причина именно в этом, а может и в сбросах, как думают многие".

Остается дождаться результатов забора и анализа воды из Волги, чтобы убедиться – причиной массового замора рыбы является именно июньский зной.

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке Как пройти всю столицу по воде и что для этого нужно

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке

Москву называют портом пяти морей, потому что отсюда действительно можно попасть в любую точку планеты водным путем: дойти до Волги, Черного моря, а дальше — Средиземка. Но это в теории, а на практике все гораздо сложнее. В рамках регаты The Village рассказываем о том, как устроена столичная акватория и какие правила мешают горожанам полноценно пользоваться рекой. Для этого мы пообщались с яхтсменом и инструктором школы «Сила ветра» Юрием Трошиным и архитектором Юрием Григоряном.

Москва-река должна принадлежать горожанам

Юрий Григорян

архитектор, сооснователь бюро «Меганом» и преподаватель МАРХИ, автор проекта развития прибрежных территорий Москвы-реки «Порты будущего»

Проект всей реки — это долгосрочное мероприятие, оно реализуется по частям. Скоро должны сделать Шелепихинскую набережную — там можно будет посмотреть первые результаты. Но идея «Портов будущего» не только в благоустройстве. Люди хотели бы находиться в акцентированных местах на реке и у реки, проводить там время. И мы хотели объединить все инициативы, которые есть вокруг этой идеи.

Идеальная Москва-река, на мой взгляд, должна быть в фокусе города и горожан. Характерный пример — это общественные пространства. Когда-то не было такого термина, до 2010 года ими никто не занимался. А сейчас только ленивый об этом не разговаривает, и за этим следует масса физических изменений — город открывает парки, пешеходные улицы. Но для начала нужно объяснить людям, что это важная вещь, а за этим уже следуют физические изменения. Сначала дискуссия, а потом уже работа.

Так возник проект «Друзья Москвы-реки»: он про то, что река может объединить городские сообщества. Под сообществами я имею в виду и судовладельцев, и жителей районов у реки, и вообще всех горожан. Можно поддерживать идею очистки реки, создания праздников и сообществ.


На каких лодках можно передвигаться по Москве-реке?

Юрий Трошин

В целом в центральную часть города заходят только те суда, которые по размерам проходят через шлюзы и под мостами. Грузовое транзитное судоходство в Москве плохо развито из-за этих ограничений. Грузовые суда приходят из Волги по каналам Москвы только в один порт — на севере в районе Водного стадиона. На Речной вокзал приходят пассажирские теплоходы и оттуда же стартуют на разные экскурсии до Углича, Ярославля, Астрахани и так далее.

Зато на маломерных судах можно передвигаться спокойно и по Москве-реке, и по Яузе. Правда, с оговоркой. В центре нельзя ходить под парусом или на веслах. А в Строгинской пойме, где проходит Регата The Village, наоборот, нельзя использовать двигатель внутреннего сгорания, так как это зона массового отдыха москвичей. Исключения делаются только для спасательных судов.

Можно ли пройти на лодке через Москву?

В теории можно дойти на парусной лодке под мотором до центра города. Но на практике мешают мосты: из-за мачты яхта почти нигде не проходит. У маленьких парусных яхт Platu 25, на которых катаются на регате The Village в Строгине и на Пироговском водохранилище, мачта 11 метров. Поэтому из Ореховой бухты можно пройти максимум до Строгина — до первых шлюзов, а дальше мосты. Единственный выход — выбрать модели, где мачта складывается. Бывают и такие.

Иногда в центре можно увидеть парусные яхты — например, на каких-то мероприятиях. Такие яхты, как правило, привозят на трейлерах и спускают на воду уже на месте. А еще сейчас в Москве проводят много детских регат, например, на Останкинском пруду ВДНХ: детские яхты привозят на прицепе автомобиля по несколько штук, собирают на месте и переносят на руках. Так что для совсем маленьких яхт проблем нет.

Где в Москве можно встать на причал?

Почти нигде. Причал — это одна из самых больших проблем на воде в Москве. На реке довольно много причалов, но вставать там можно не всем категориям судов, только пассажирским (речные трамваи, пароходы) или грузовым. Частная лодка на реке не считается пассажирским судном и не может приставать к общественным причалам. Более того, нельзя причаливать к благоустроенным участкам набережной. По сути, можно вставать только там, где «дикая» река. Например, сразу после шлюзов в Строгине есть небольшой дикий участок, а дальше уже пойма. Также в центре города нельзя вставать на якорь: почти везде по дну проложены коммуникации.

Как выглядят водные границы Москвы?

В Московской области есть огромное количество искусственных водоемов и каналов. Уровень воды в центре города и системе каналов Москвы-реки, Оки, Волги регулируют шлюзы. Также судоходный шлюз обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой, если у них есть разница в уровнях воды.

В Москве шлюзы находятся на севере и на юге: в Хорошеве, недалеко от Строгина, и рядом с Капотней. Между этими шлюзами (то есть в центре города) действуют ограничения: нельзя идти под парусом и на веслах, нельзя останавливаться на благоустроенных территориях — это, например, набережные, парки, практически вся набережная Москвы-реки благоустроена.


Как преодолеть шлюзы?

В центр Москвы можно попасть только через шлюзы, и это длительная процедура, которая сопряжена с бюрократией: сначала нужно заключить договор с «Каналом Москвы» на проход судна. Этот договор заключается на год, а делается за несколько дней: в процессе проверяются все документы на лодку — официальная регистрация транспортного средства, права владельца. После уже можно по предварительной договоренности проходить шлюзы: с работниками шлюза нужно связываться по рации. Подходишь, запрашиваешь возможность пройти, тебе отвечают, могут ли пропустить, и в определенный момент запускают. Может быть очередь на несколько часов из судов — в зависимости от размера шлюза лодки проходят по одной или несколько.

В Москве со шлюзами сложнее, чем где бы то ни было в России. Например, на Волге могут проходить одновременно несколько грузовых судов и вместе с ними запускают несколько маленьких яхт. На маленьких московских шлюзах запускают по одной-две лодки. Кроме того, шлюзы за пределами Москвы пройти намного проще: ты просто подъезжаешь, связываешься с работниками шлюза — и тебя пропускают. В Москве каждый раз нужен договор.

Какие правила движения действуют на реке?

Самое главное — знать правила расхождения судов: каким образом нужно действовать, если ты повстречал на своем пути судно, другой катер или яхту. Базовые знания дают на курсах получения лицензии на маломерное судно.

Глобально на реке действует правостороннее движение, но есть и локальные условия — вроде коммуникаций на дне реки. Еще есть навигационные правила, которые определяют, каким образом нужно проходить тот или иной участок реки — как читать навигационные знаки на пути. Для столицы существует документ, который называется «Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации». В нем очень четко описано в правилах, как нужно двигаться, когда проходишь каждый поворот Москвы-реки.

Как проверяют водителей маломерных судов?

На воде есть своя полиция — ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). Она проверяет, есть ли права необходимой категории, в порядке ли документы на яхту, есть ли разрешение и правильно ли яхта эксплуатируется. Они периодически подходят к катерам и лодкам, которые курсируют в Москве и области.

Еще в Москве часто перекрывают движение по воде на время проведения крупных городских мероприятий — для безопасности. На время проведения чемпионата мира по футболу, например, перекрывали части реки около стадионов — в Тушине в районе Хорошево, около «Лужников».

Где заправляют яхты?

Как хорошо развиты яхтинг и парусная культура в Москве?

Спортсмены развиваются и растут и в Петербурге, и во Владивостоке, на Черноморском побережье и по всей России, но массовый яхтинг развит больше в Москве. В столице очень много людей, которые время от времени ходят под парусом — обычно на несколько часов по выходным. В Питере в целом тоже, но там рядом граница — и иногда уже проще поехать в Прибалтику заниматься яхтингом, там удобнее и лучше инфраструктура.

Можно ли назвать яхтинг спортом в черте города?

Да. И ему можно учиться с пяти-шести лет. В Москве очень много детских школ — при каждом яхт-клубе. Тренировки проходят на небольших лодках в зависимости от возраста ребенка. Дети пяти-шести лет начинают обычно с «Оптимиста» — маленькой лодки с одним парусом. Дальше по мере взросления они пересаживаются на более скоростные яхты. Дети выезжают с тренером на какие-то регаты и соревнования — областные, чемпионаты страны и международные. Лучшие ученики уже могут быть замечены государственной школой олимпийского резерва и идут туда. Почему именно в Москве много школ? Потому что много людей, которым это интересно, и с достатком, который позволяет тратить средства на своих детей. Но в целом парусный спорт не привязан к региону, спортсмены тренируются там, где есть возможность. Материальная часть у спортсмена — яхта и инвентарь — очень мобильная, он все перевозит с собой.


к регате The Village

Гонки, прогулки на яхтах и вечеринки в Строгинской пойме — идеальный летний отдых по воскресеньям

Что такое яхт-клуб и зачем он нужен?

Для парусных судов в Москве есть огромное количество яхт-клубов — территорий на воде, где можно заниматься парусным спортом и прогулками. Это база на побережье, где есть пирсы для яхт, инфраструктура, места для хранения инвентаря и хранения лодок, помещения для тренеров. В Москве несколько водохранилищ, где яхт-клубы встречаются буквально через каждый километр. В одном яхт-клубе могут размещаться несколько парусных школ для взрослых и детей. The Village организовал регату в Строгине из-за удобной транспортной доступности: от станции метро «Щукинская» до базы можно добраться за 20 минут пешком или за десять минут на трамвае.

Как проходит тренировка на воде?

Тренировки «Силы ветра» — и в Строгине на регате The Village, и в Орешке — проходят в несколько этапов: сначала небольшой инструктаж по безопасности на берегу, чтобы не было травм. После инструктажа лодка отходит, и мы объясняем, как она устроена — как называются паруса, как ими управлять. Дальше уже в течение тренировки каждый из пяти человек (на лодке Platu 25) пробует на каждой позиции — кто-то рулевой, кто-то шкотовый, кто-то отвечает за один парус, кто-то за другой, а есть еще третий парус для попутных курсов — спинакер. Каждый человек меняется ролями, чтобы понять, что ему больше интересно и как все происходит на яхте.

Когда человеку становится интересно, ему буквально через две-три тренировки надоедает просто так ходить по водоему, поэтому мы проводим любительские соревнования — вроде той же регаты.

Как устроены любительские регаты?

Есть команды-участники, которые занимаются уже несколько лет, а есть и новички. Новички выходят с тренером, он подсказывает какие-то основные вещи, дает советы, но сам не управляет яхтой руками. Опытные команды могут ходить сами и уже развиваться, отрабатывать слабые места и готовиться к гонкам.

Гонка проходит обычно в несколько этапов. Чтобы победить, надо выступать стабильно в течение всего сезона. Выигрыш зависит в том числе от погоды и везения, но в большей степени — от мастерства и навыков команды. Это как любой спорт — чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя стабильности, тем лучше результат.

Как начать и зачем «идти в парус»?

«Войти в парус» очень легко — тренировки стоят около 2 500 рублей за 2,5 часа — это вполне доступно. Вы приходите в место, где школа проводит тренировки, вас присоединяют к команде, дают инструктора. Яхтинг вполне может быть досугом на выходные и даже в будние дни. Выбраться в выходной на парусную тренировку стоит хотя бы потому, что это своя, очень особая эстетика и ни с чем не сравнимые ощущения — чувство полета, когда двигаешься бесшумно только под силой ветра.

Фотографии: обложка, 2 — Дарья Трофимова, 1, 3 — Полина Рукавичкина

Читайте также: