Муфта включения блокировки камаз

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Включение блокировки межколёсного дифференциала КамАЗ-5490.

Дифференциал необходимо блокировать, когда имеется разность в величинах сил сцепления колес, между которыми он установлен.

Блокировку следует включать непосредственно перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия, скользкая грязная дорога).

Внимание!

  • Включение и выключение блокировки выполнять при выключенном сцеплении и только после полной остановки автомобиля.
  • Для автомобилей, укомплектованных автоматической коробкой передач, включение и выключение блокировки производить только после остановки автомобиля и при положении «Нейтраль» в коробке передач.
  • В момент пробуксовки одного из колес включение блокировки не разрешается. В этом случае включение блокировки производить только после остановки автомобиля.
  • При заблокированном дифференциале нужно двигаться прямолинейно со скоростью не более 10 км/ч без остановок, не допуская буксования колес.
  • Блокировка должна быть отключена сразу при выезде на твердую сухую дорогу, так как движение с включенной блокировкой может привести к поломке деталей главной передачи.
  • Движение с включенной блокировкой по твердой дороге категорически запрещается!

Переключатель блокировки межколёсного дифференциала.

Включение блокировки межколёсного дифференциала КамАЗ-5490.

Управление блокировкой межколесного дифференциала электропневматическое, осуществляется переключателем, расположенным на панели приборов (см. рис. Переключатель блокировки межколёсного дифференциала).

Включение межколесной блокировки.

Повернуть переключатель в положение . Загорится контрольная лампа включения межколесной блокировки в комбинации приборов.

Выключение межколесной блокировки.

Повернуть переключатель в положение . Контрольная лампа включения межколесной блокировки гаснет.

КАМАЗ 6х6 + манипулятор

Из четырёх колёс тележки, крутятся три, во время ВКЛ всех блокировок.
Соответственно МОД само собой работает, и он включился!
Потому как МКБ запитано после МОДа. Включил кран на ВКЛ МОД, пошёл воздух до эл клапана, от которого ВКЛ МКБ. Потом уже щелкаешь клавишу на МКБ.
Все это я пальчиками прошёл, когда был снят кузов, и откручивал шланчики МКБ на чулках, чтоб убедиться в работе системы! Готовился так сказать.
Вопрос был такой, регулируется ли момент ВКЛ МКБ, не посредственно на чулке. Мурат сказал что, да надо снять бабышку на чулке и смотреть. Пока не дошли руки, а так я понял, что смотреть.

Единственное, думаю надо узнать тонкости, а то накручу, и МКБ не будет отключаться на этом мосту! Вот сам процесс регулировки меня интересует. Надож убедиться что прально все крутнул!
Или тупо за крутить один-2 обр и все.

Из четырёх колёс тележки, крутятся три, во время ВКЛ всех блокировок.
Соответственно МОД само собой работает, и он включился!
Потому как МКБ запитано после МОДа. Включил кран на ВКЛ МОД, пошёл воздух до эл клапана, от которого ВКЛ МКБ. Потом уже щелкаешь клавишу на МКБ.
Все это я пальчиками прошёл, когда был снят кузов, и откручивал шланчики МКБ на чулках, чтоб убедиться в работе системы! Готовился так сказать.
Вопрос был такой, регулируется ли момент ВКЛ МКБ, не посредственно на чулке. Мурат сказал что, да надо снять бабышку на чулке и смотреть. Пока не дошли руки, а так я понял, что смотреть.

Единственное, думаю надо узнать тонкости, а то накручу, и МКБ не будет отключаться на этом мосту! Вот сам процесс регулировки меня интересует. Надож убедиться что прально все крутнул!
Или тупо за крутить один-2 обр и все.

Из четырёх колёс тележки, крутятся три, во время ВКЛ всех блокировок.
Соответственно МОД само собой работает, и он включился!
Потому как МКБ запитано после МОДа. Включил кран на ВКЛ МОД, пошёл воздух до эл клапана, от которого ВКЛ МКБ. Потом уже щелкаешь клавишу на МКБ.
Все это я пальчиками прошёл, когда был снят кузов, и откручивал шланчики МКБ на чулках, чтоб убедиться в работе системы! Готовился так сказать.
Вопрос был такой, регулируется ли момент ВКЛ МКБ, не посредственно на чулке. Мурат сказал что, да надо снять бабышку на чулке и смотреть. Пока не дошли руки, а так я понял, что смотреть.

Единственное, думаю надо узнать тонкости, а то накручу, и МКБ не будет отключаться на этом мосту! Вот сам процесс регулировки меня интересует. Надож убедиться что прально все крутнул!
Или тупо за крутить один-2 обр и все.

2 вариант
- снять крышку механизма блокировки;
- вынуть поршень 5 со стержнем 8;
- на стержне 8 отвернуть гайку 7 и изменить имеющуюся длину А поршня со стержнем на величину равную 90 мм. Вставить поршень со стержнем в опорный фланец 2 картера моста так, чтобы торцевая поверхность стержня соприкоснулась с элементами вилки блокировки 1;
- установить контрольный болт 3 в специальное приспособление 4, так, чтобы торцевая поверхность болта находилась в одной плоскости с внутренней плоскостью приспособления (заподлицо);
- установить специальное приспособление 4 с контрольным болтом 3 на опорный фланец 2, и затянув на 2-х противоположных болтах 6;
- замерить размер X1;
- затянуть контрольный болт 3 до упора поршня 5. При этом необходимо создать условия для того, чтобы при затяжке контрольного болта 3 дифференциал, проворачиваясь относительно полуосей, заблокировался;
- замерить расстояние Х2. Если разница размеров X1 и X2 меньше, чем 11 мм, то изменить размер А на величину равную: В = 11 - (X1 - Х2), мм;
- законтрить гайкой 7 поршень 5 на стрежне 8;
- установить поршень со стержнем в опорный фланец 2 картера моста;
- затянуть равномерно болты крепления крышки и диафрагмы. При этом усилие затяжки должно обеспечивать герметичность без чрезмерного спрессовывания бортов диафрагмы;
- проверить ход муфты блокировки при подаче воздуха на диафрагме.

Принудительная блокировка дифференциала. Устройство и работа межосевого дифференциала с принудительной блокировкой автомобиля КамАЗ.

Принудительная блокировка дифференциала производится, как правило, с помощью кулачковой муфты, обеспечивающей жесткое соединение корпуса дифференциала и одной из полуосей.

Замыкание (размыкание) кулачковой муфты производится с помощью механического, электрического, гидравлического или пневматического привода.

Механический привод объединяет рычаг и тросы или систему рычагов. Блокировка дифференциала производится водителем путем перемещения рычага в определенное положение на неподвижном автомобиле.

Гидравлический привод блокировки дифференциала включает главный и рабочий цилиндры.

Исполнительным элементом пневматического привода является пневмоцилиндр (пневмокамера).

В электрическом приводе для замыкания муфты используется электродвигатель. Включение блокировки дифференциала (инициация привода) производится путем нажатия соответствующей кнопки на панели приборов.

Жесткая принудительная блокировка применяется для преодоления автомобилем труднопроходимых участков. Следует учесть, что автомобиль с заблокированным дифференциалом на извилистой дороге расходует больше топлива и у него происходит интенсивный износ шин. Как только взаимный поворот колес на общей оси с заблокированным дифференциалом будет больше, чем это допускает упругая деформация шин, произойдет буксование колес, продолжающееся до тех пор, пока какое-либо колесо на неровности не оторвется от дороги. Это говорит о том, что водитель не должен забывать выключать блокировку дифференциала после преодоления тяжелого участка. В ряде конструкций предусмотрена его автоматическая разблокировка или ограничение возможности включения блокировки по скорости.

В автомобиле КамАЗ для равномерного распределения крутящего момента между ведущими мостами в трансмиссию автомобиля введен симметричный межосевой дифференциал.


Рисунок 1 Главная передача среднего моста автомобиля КамАЗ

1 - ведомая коническая шестерня; 2 - картер главной передачи; 3 - ведущая цилиндрическая шестерня; 4 и 44 - регулировочные шайбы; 5 и 29 - регулировочные прокладки; 6 - стакан подшипников; 7 и 33 - прокладки крышки; 8 - крышка стакана; 9 - опорная шайба; 10 - гайка подшипника; 11, 12 и 14 - конические роликоподшипники; 13 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 15 - опорная шайба сателлита; 16 - сателлит; 17 - бронзовая втулка сателлита; 18 - полуосевая шестерня; 19 - опорная шайба полуосевой шестерни; 20 - крестовина; 21 - чашка дифференциала; 22 - болт крепления чашек дифференциала; 23 - ведомая цилиндрическая шестерня; 24 - цилиндрический роликоподшипник; 25 и 26 - заливные пробки; 27 - картер межосевого дифференциала; 28 - стакан переднего конического роликоподшипника; 30 ведущая коническая шестерня; 31 - задний вал; 32 - шарикоподшипник; 34 - крышка подшипника; 35 - сальник; 36 - маслоотражатель; 37 - фланец; 38 - гайка крепления фланца; 39 - шайба; 40 - крышка подшипника дифференциала; 41 - стопор гайки; 42 - задний конический подшипник; 43 - распорная втулка; 45 – передний

Межосевой дифференциал с механизмом блокировки собран в отдельном картере 27 (рис.1), прикрепленном болтами к фланцу стакана 28 подшипников ведущей конической шестерни, и состоит (рис.2) из передней 8 и задней 23 чашек, внутри которых установлены конические шестерни 25 и 22 приводов соответственно заднего и среднего мостов. Чашки обрабаты­вают совместно, поэтому при сборке их нужно ставить так, чтобы совпадали места клеймения комплекта, выбитые на торце отверстия под шип крестовины. Конические шестерни дифференциала находятся в зацеплении с четырьмя сателлитами 9, сидящими на шипах крестовины 24. В чашках и конических шестернях имеются отверстия для подвода смазки к рабочим поверхностям шестерен. Под торцы конических шестерен и сателлитов подложены опорные шайбы 7 и 10. Чашки дифференциала соединены между собой болтами.

Задний вал 31 (рис. 1) и хвостовик ведущей конической шестерни 30 соединены с коническими шестернями межосевого дифференциала шлицевыми соединениями. Задний вал 31 свободно установлен внутри хвостовика ведущей конической шестерни 30 и вращается в двух шарикоподшипниках 32.


Рисунок 2 - Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ.




1 - гайка крепления фланца; 2 - шайба; 3 - фланец; 4 - сальник; 5 - болт; 6 - картер межосевого дифференциала; 7 - опорная шайба полуосевой шестерни; 8 - передняя чашка межосевого дифференциала; 9 - сателлит с бронзовой втулкой; 10 - опорная шайба сателлита; 11 - заглушка; 12 - выключатель; 13 - установочный винт; 14 - заливная пробка; 15 - прокладка; 16 - механизм блокировки дифференциала; 17 - вилка муфты; 18 - стопорное кольцо; 19 - внутренняя зубчатая муфта; 20 - муфта блокировки; 21 - сливная пробка; 22 - коническая шестерня привода среднего моста: 23 - задняя чашка дифференциала; 24 - крестовина; 25 - коническая шестерня привода заднего моста; 26 - самостопорящийся болт крепления чашек дифференциала; 27 - опорная шайба конической шестерни; 28 - прокладка крышки; 29 - шарикоподшипник; 30 - крышка подшипника.

Наружная обойма (рис.2) переднего подшипника 29 запрессована в выточку картера межосевого дифференциала, а во внутренней обойме установлен хвостовик передней чашки 8 дифференциала, внутри которой размещены коническая шестерня 25 и передний торец заднего вала.

Задний шарикоподшипник (рис.1) 32 расположен в выточке картера главной передачи среднего моста.


На шлицах хвостовика передней чашки дифференциала и заднего вала имеются фланцы для крепления карданных валов 37. От грязи и пыли шарикоподшипники защищены крышками 34 с прокладками и сальниками 35.

Рисунок 3 - Механизм включения блокировки.

1 - болт; 2 - крышка корпуса; 3 - диафрагма; 4 - стопорное кольцо; 5 - крышка стакана; 6 - стакан штока; 7 - возвратная пружина; 8 - нажимная пружина; 9 - корпус механизма; 10 - шток.

Механизм блокировки межосевого дифференциала состоит из (рис.2) механизма включения блокировки 16, зубчатых муфт 19 и 20, штока с вилкой 17, диафрагменной камеры 3 (рис.3) и крана управления (находиться в кабине).

Зубчатая муфта (рис.2) 19 находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом конической шестерни 22.

При повороте ручки крана управления блокировкой межосевого дифференциала, воздух из пневматической системы по трубопроводам поступает в диафрагменную камеру. Диафрагма (рис.3) 3, передвигаясь, сжимает нажимную пружину 5, которая перемещает шток 10 с вилкой и муфту блокировки. Муфта 20, соединяясь шлицами с зубчатым венцом задней чашки дифференциала, блокирует межосевой дифференциал.

Раздаточная коробка

Раздаточные коробки устанавливаются на полноприводные автомобили КАМАЗ предназначенные для движения по дорогам общего пользования и по бездорожью.

Назначение раздаточной коробки - распределение в определённой пропорции потока мощности от двигателя между ведущими осями автомобиля: к среднему и заднему ведущим мостам, к переднему ведущему мосту.

Раздаточная коробка предусматривает два режима движения автомобиля: по бездорожью, в раздаточной коробке включается низшая передача, и по дорогам общего пользования, в раздаточной коробке включается высшая передача.

При движении по скользким дорогам, для предотвращения буксования колес, в раздаточной коробке предусмотрена блокировка дифференциала приводов переднего и задних ведущих мостов.

Техническая характеристика раздаточной коробки

Обозначение базовой модели

Масса базовой модели, кг

Максимально допустимый входной момент на первичном валу, Н.м (кгс.м)

Передаточное число первой (низшей) передачи

Передаточное число второй (высшей) передачи

планетарный с цилиндрическими колесами несимметричный, распределяет поток мощности в пропорции: на задние мосты - 66,7%, на передний мост -33,3%

планетарный с цилиндрическими колесами несимметричный, распределяет поток мощности в пропорции: на задние мосты - 66,7%, на передний мост -33,3%

Возможный отбор мощности:

- с верхнего люка раздаточной коробки

- с заднего торца, от КОМ привода лебедки

Управление переключением передач

Дистанционное, с пневматическим приводом трехпозиционным кулачковым пневмокраном

Дистанционное, с пневматическим приводом трехпозиционным кулачковым пневмокраном

Управление механизмом блокировки дифференциалом

Дистанционное, с пневматическим приводом двухпозиционным пневмокраном

Дистанционное, с пневматическим приводом двухпозиционным пневмокраном

Управление включением коробкой отбора мощности привода лебедки

Электропневматическое, электрическим переключателем электропневмоклапаном

Электропневматическое, электрическим переключателем электропневмоклапаном

комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерни низшей передачи на промежуточном валу смазываются дополнительно из лотка на картере

комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерни низшей передачи на промежуточном валу смазываются дополнительно из лотка на картере

Установка раздаточной коробки

Раздаточная коробка установлена сзади коробки передач на раме автомобиля (рис. 3-69). Для крепления картер раздаточной коробки с правой и левой стороны имеет обработанные выступы (лапы) с отверстиями под болты 10. Левое крепление состоит из прикрепленного к раме кронштейна 9 подвески, на котором крепятся два комплекта деталей подвески. Комплект состоит из двух резиновых армированных подушек 12, распорной втулки 17, длиной 44 мм, шайба плоская 13, двух плоских шайб 11, стянутых вместе с лапой раздаточной коробки болтом 10 и самоконтрящейся гайкой 14.

С правой стороны аналогичные детали подвески и крепления установлены на продольную балку 8. Балка в свою очередь опирается на два кронштейна 1, детали крепления балки к кронштейнам 1 (сечение А-А) с каждой стороны имеет набор деталей: две плоские шайбы 11, две резиновые подушки 12, шайба плоская 13, распорная втулка 16 длиной 46 мм, болт 15 длиной 80 мм, самоконтрящаяся гайка 14. Кронштейны 1 прикреплены тремя болтами к поперечине. Болты собраны с соответствующими самоконтрящимися гайками 2 и 3.


Рис. 3-69. Установка раздаточной коробки: 1 - кронштейн подвески; 2, 3 - гайки крепления; 4, 5, 10,15 - болты; 6 - проушины; 7 - раздаточная коробка; 8 - продольная балка; 9 - кронштейн; 11 - шайба; 12 - подушка; 13 - проставочное кольцо; 14 - самоконтрящаяся гайка; 16, 17 - распорная втулка.

Снятие раздаточной коробки с автомобиля

Снять с автомобиля настил платформы, отсоединить карданные валы: основной, привода среднего ведущего моста, привода переднего ведущего моста.

Подъемным механизмом зацепить раздаточную коробку за проушины 6 (рис. 3-69) и натянуть тросы, отвернуть четыре самоконтрящиеся гайки 14, опустить раздаточную коробку вниз, на тележку, обращая внимание на сохранность деталей подвески.

Можно снять раздаточную коробку вместе с продольной балкой 8, для чего отвернуть гайки крепления 15 к двум кронштейнам 1. Снять болты, затем качнуть раздаточную коробку вперед или назад, вывести продольную балку из подвесных кронштейнов и опустить раздаточную коробку.

Установку раздаточной коробки на автомобиль производить в обратной последовательности, соблюдая моменты затяжки гаек.

Техническое описание раздаточной коробки.

Раздаточная коробка состоит из картера 39 (рис. 3-70) и крышки картера 40, имеющих вертикальный разъем, в которых смонтированы: первичный вал 58 в сборе с шестерней и подшипниками; промежуточный вал 24 в сборе с шестернями низшей и высшей передачи и коническими подшипниками; дифференциал 38 раздаточной коробки в сборе с деталями цилиндрического планетарного механизма, ведомыми шестернями высшей и низшей передачи; картер 46 привода переднего моста с деталями привода спидометра, механизмом блокировки дифференциала, валом привода переднего моста; коробка 19 отбора мощности привода лебедки с механизмом управления; механизм 11 (рис. 3-71) включения низшей передачи; механизм 12 включения высшей передачи; механизм блокировки, предотвращающий включение двух передач одновременно.

Картер и крышка картера отлиты из серого чугуна, обработаны совместно и скреплены по периметру болтами. Между ними установлена уплотнительная паронитовая прокладка 9 (рис. 3-70).

Взаимное расположение картера и крышки картера фиксируется двумя штифтами, отверстия под которые получены при совместной обработке.

После обработки картер и крышка картера маркируются одним порядковым номером и применяются совместно. Разукомплектовка их не допускается.

Вверху картера имеется люк, закрытый крышкой 12 с уплотнительной прокладкой 13, в крышку ввернут клапан 10 (рис. 3-71), предотвращающий повышение давления в полости раздаточной коробки. Клапан герметизирует полость картера от внешней среды, что позволяет автомобилю преодолевать водные преграды. На шпильках крепления крышки закреплены две проушины 11 (рис. 3-70) для транспортировки раздаточной коробки.

На верхний люк может быть установлена коробка отбора мощности. Привод отбора -от специальной шестерни, приваренной к шестерне первичного вала. Максимально допустимый отбор от верхнего люка - 44кВт (60 л.с.). Отбор мощности возможен как на стоянке, так и при движении автомобиля.

С левой стороны картера выполнено заливное и оно же контрольное отверстие, закрытое пробкой 1 (рис. 3-71). В нижней части крышки картера сливное отверстие закрыто пробкой 41 (рис. 3-70) с магнитом.

Первичный вал 58 (рис. 3-70) раздаточной коробки установлен в верхней расточке картера с крышкой, опирается на два роликовых конических подшипника 8 и 10, воспринимающих радиальные силы от зацепления шестерен и осевое усилие от косозубого зацепления шестерен. Передний подшипник установлен в крышку 1 и в крышку 40 картера. Крышка переднего подшипника с уплотнительными прокладками прикреплена к крышке картера болтами 3. В крышку вставлена манжета 33, она имеет наклонную насечку на рабочей кромке, препятствующую вытеканию смазки. Пакет деталей: подшипник 8, фланец 59 стянуты гай кой 57, момент затяжки 295-345 Н.м (30-35 кгс.м), гайка законтрена кернением пояска в паз первичного вала. Фланец 59 на торцевой поверхности имеет зубья для соединения с аналогичной поверхностью карданного вала.


Рис. 3-70. Коробка раздаточная: 1 - крышка переднего подшипника; 3, 17, 25, 45, 53 - болт; 4, 18, 26, 44, 52 - шайба; 9, 13, 16, 20, 42 - прокладка уплотнительная; 11 - проушины; 12 - крышка; 15 - муфта включения КОМ; 19 - коробка отбора мощности привода лебедки; 21, 37, 54 - прокладки регулировочные;22,50 - подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 8,10, 27, 47, - подшипник роликовый конический; 23, 51 - крышка; 24 - вал промежуточный в сборе; 30 - фланец ведущий заднего моста; 31 - шайба опорная подшипника вала привода заднего моста; 32 - шайба маслоотгонная; 33 - манжета; 34 - крышка заднего подшипника вторая; 35 - подшипник; 36 - крышка заднего подшипника; 38 - дифференциал в сборе; 39 - картер; 40 - крышка картера; 41 - пробка сливная; 46 - картер привода переднего моста в сборе; 49 - датчик включения блокировки дифференциала; 57 - гайка; 58 - вал первичный в сборе; 59 - фланец; 60 - гайка крепления фланца.


Рис. 3-71. Коробка раздаточная, вид спереди: 1 - пробка контрольная; 2 - прокладка; 3 - болт; 4 - гайка;5 - датчик привода спидометра; 6 - штифт; 7 - шпилька; 8 - гайка; 9 - шайба стопорная; 10 - клапан; 11 - механизм включения низшей передачи; 12 - механизм включения высшей передачи.

Межколесный дифференциал автомобиля КамАЗ-43114

В управляемых мостах автомобилей КамАЗ применяется неблокируемый дифференциал.

Корпус межколесного дифференциала(рисунок 9.21) состоит из двух половин – чашек 6, 11, скрепленных болтами с ведомой цилиндрической шестерней 7 главной передачи болтами. В плоскости разъема корпуса зажата крестовина 8, на шипах которой свободно установлены и могут вращаться четыре конических сателлита 10. Каждый сателлит 10 находится в зацеплении с двумя коническими полуосевыми шестернями 5, установленными ступицами в корпусе дифференциала. Последние внутренними шлицами соединены со шлицевыми концами полуосей, свободно проходящих через отверстия в корпусе дифференциала.


1 – муфта чашки дифференциала; 2 – стопорное кольцо; 3 – конический подшипник;

4 – опорная шайба; 5 – полуосевая шестерня; 6 – левая чашка дифференциала; 7 – ведомая цилиндрическая шестерня; 8 – крестовина; 9 – опорная шайба сателлита; 10 – сателлит;

11 – правая чашка дифференциала

Рисунок 9.21 - Межколесный дифференциал среднего и заднего мостов

В чашках расточены отверстия для установки крестовины и полуосевых шестерен. Левая чашка дифференциала 6 имеет удлиненную часть, на которой выполнены шлицы. На шлицах устанавливается муфта 1 с торцевыми зубьями, зафиксированная на чашке от осевых перемещений стопорным кольцом 2.

Сателлиты на бронзовых втулках установлены на крестовине. Для предотвращения износа поверхности чашек дифференциала торцами сателлитов и уменьшения трения между ними установлены опорные стальные шайбы 9.

Торцовые поверхности сателлитов 10 и их шайб 9 сферические, что обеспечивает центрирование сателлитов и их правильное зацепление с полуосевыми шестернями.

В неуправляемых ведущих мостах автомобилей семейства КамАЗ применяется принудительная блокировка межколесных дифференциалов.

Механизм блокировки межколесного дифференциала (рисунок 9.22) устанавливается в задней части балки моста. Он предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам. Механизм блокировки состоит из корпуса 1 с крышкой 2, мембраны 3, поршня 4 со стержнем 7, штока 10, вилки 14 с хомутом 11, сухарями и возвратной пружиной 9, муфты блокировки 12 и привода управления.


1 – корпус механизма блокировки; 2 – крышка; 3 - мембрана; 4 – поршень; 5 – выключатель; 6 – гайка регулировочная; 7 – стержень механизма блокировки; 8 – полуось; 9 – пружина;

10 – шток; 11 – хомут; 12 – муфта блокировки; 13 – муфта чашки дифференциала; 14 – вилка блокировки

Рисунок 9.22 - Механизм блокировки межколесного дифференциала

Корпус механизма блокировки 1 стальной, приварен к балке моста. Корпус имеет две расточки. В передней расточке установлен поршень 4 со стержнем 7 механизма блокировки. Для обеспечения передачи усилия от пневматического привода на поршень в корпусе установлена резиновая мембрана 3. Корпус механизма блокировки закрыт стальной крышкой 2, в которую вварена гайка с конической резьбой для подсоединения к пневматическому приводу блокировки и установлен выключатель контрольной лампы. Стержень 7 механизма блокировки соединен с вилкой блокировки 14. Вилка 14 представляет собой двуплечий V-образный рычаг, ось вращения которого установлена на штоке 10 механизма блокировки, расположенном во второй расточке корпуса 1. На оси вилки 14 установлена возвратная пружина 9, упирающаяся одним концом в балку моста, а вторым в вилку блокировки.

На концах вилки 14 блокировки просверлены отверстия, в которых установлены сухари. Сухари входят в канавку муфты блокировки 12 и соединяют вилку блокировки с хомутом 11, охватывающим муфту блокировки 12 с верхней части.

В муфте блокировки 12 имеется внутреннее шлицевое отверстие, предназначенное для установки и перемещения муфты по шлицам полуоси 8. Для обеспечения блокировки на муфте 12 имеются торцевые зубья.

Привод управления блокировкой межколесного дифференциала электропневматический. Подача воздуха в пневмокамеру механизма включения осуществляется от электропневмоклапана, закрепленного на левом лонжероне рамы. Включение электропневмоклапана осуществляется клавишным выключателем, установленным справа от щитка панели приборов.

О включении блокировки сигнализирует лампочка в блоке сигнализаторов на панели приборов.

Конструктивные особенности раздатки грузовых машин КАМАЗ 43118

В КАМАЗе 43118 коробка имеет двухступенчатую конструкцию, оснащена электропневматическим блокиратором.

Устройство раздаточной коробки КАМАЗ включает в себя следующие элементы:

  • Ведущий вал.
  • Межосевой дифференциал с блокиратором.
  • Приводные валы мостов переднего и заднего.
  • Зубчатые передачи.
  • Понижающая передача.
  • Литой металлический корпус (картер), заполненный смазочным составом.



Схема раздатки КамАЗ 43118
Раздаточная коробка КАМАЗа 43118 установлена позади коробки передач, одной стороной на лонжероне рамы автомобиля и второй стороной — на балке, расположенной между поперечинами.

Блокировка дифференциала осуществляется с помощью пневматической системы, привод управления которой находится в кабине водителя.

Трехходовой кран управления имеет три положения — нейтральное, первая и вторая передача. Картер в верхней части имеет монтажный люк, через который устанавливается коробка отбора мощности.

Заливка масла производится через специальное отверстие, в обычном состоянии закрытое пробкой. На шлицы выходного вала присоединяется лебедка.

Устройство

В создании автомобиля КамАЗ принимали участие и московские конструкторы. На момент создания автомобиля был разработан и внедрен передовой принцип при взаимодействии ведущих мостов. Имеется в виду привод постоянный, который имеет четыре карданных вала.

При этом трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, которая поддерживается электрической и пневматической блокировкой. Существуют несколько модификаций, которые имеют некоторые отличия, но они являются несущественными. На автомобиле КамАЗ 4310, 43118 установлен двигатель КАМАЗ-740.10, который имеет мощности в 210 -220 л.с.

Базовая версия автомобиля КамАЗ 4310 характеризуется более короткой платформой с объемным тентом и задним бортом, который откидывается. В кузове предусмотрены ряд сидений на 30 человек, которые могут трансформироваться, то есть являются откидными. Годы выпуска – 1983-1990г.

Основные принципы работы раздаточной коробки в автомобиле КАМАЗ

Раздаточная коробка КАМАЗ 43118 осуществляет прем на ведущий вал вращательного движения, передачу мощности на распределяющую коробку, в которой установлен межосевой дифференциал (МО). Существует три типа МО:

  • Фрикционная муфта.
  • Вязкостная муфта (вискомуфта).
  • Самоблокирующийся дифференциал модели Torsen. Конструктивно представляет собой червячную передачу, вращающий момент передается за счет силы трения.

Фрикционная муфта в КАМАЗе 43118. Представляет собой набор дисков, плотность сцепления которых между собой определяется условиями вращения. Проскальзывание какой-либо оси вызывает сжатие дисков и блокировку муфты, в результате которой мощность получает ось с наибольшей степенью сцепления с грунтом.

Фрикционная муфта

Вязкостная муфта в КАМАЗе 43118. Набор перфорированных дисков, помещенных в силиконовую массу. Половина из них соединяется с корпусом, другая — со ступицей. Проскальзывание одной из осей вызывает блокировку и связывает ступицу и корпус муфты.


Из всех видов МО наибольшей популярностью пользуется вязкостная муфта, она проста и надежна в эксплуатации.

Электросхема световой оповестительной сигнализации

Эта система управляет задними стопами и указателями поворотов. Она служит для оповещения других участников движения о маневрах, которые совершает грузовик. Общая схема этой системы представлена на рисунке ниже:

система управляет задними стопами и указателями поворотов

Цифрами на схеме обозначены:

  1. фонарь левый;
  2. фонарь правый;
  3. реле указателей поворота и аварийной сигнализации;
  4. предохранитель ПР 119 (6 А);
  5. переключатель света;
  6. предохранитель 13.3722 (7,5 А);
  7. предохранитель ПР 310 (10 А);
  8. выключатель аварийной световой сигнализации;
  9. указатель поворота правый
  10. указатель поворота левый;
  11. фонарь задний левый
  12. фонарь задний правый;
  13. выключатель сигналов торможения;
  14. выключатель электромагнитного клапана прицепа;
  15. реле сигналов торможения;
  16. сигнал звуковой (зуммер);
  17. 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов;
  1. выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
  2. реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы;
  3. выключатель света заднего хода;
  4. фонарь заднего хода;
  5. розетка прицепа 24 В;
  6. выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала;
  7. 27, 28 — блоки сигнализаторов;
  1. выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра;

I. к выключателю приборов и стартера;

II. к указателю температуры охлаждающей жидкости;

III. к тахометру;

IV. к спидометру.

В эту схему входят следующие подсистемы:

  • Система аварийной световой сигнализации;
  • Указателей торможения (стопов);
  • Указателей поворота
  • Контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа;
  • Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
  • Стояночной тормозной системы;
  • Падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов;
  • Блоки контрольных ламп,

Кроме этого в систему входят разнообразные переключатели и реле.

Краткие пояснения к схеме. Под цифрой 8 скрывается всем хорошо известная «аварийка». То есть этот выключатель включает сразу все указатели поворотов.

Сами поворотники, в штатном режиме, включаются комбинированным переключателем света, помеченным на схеме цифрой 5. Их прерывистое свечение обеспечивает специальное реле (3).

Саму работу указателей поворотов водитель наблюдает благодаря сигнальным лампам (26), при этом машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.

Сигнал о торможении на стопы поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него идёт через промежуточное реле (15), а потом уже на лампы стопов. Обращаю ваше внимание на то, что цепь стопов включена через амперметр, и не связана выключателем приборов и стартера. Это сделано для того, чтобы стопы загорались даже тогда, когда зажигание выключено.

Необходимо знать, что сигнализация торможения включается даже тогда, когда включается стояночный тормоз — ручник. За включение стопов, при включении ручника, отвечает датчик, помеченный на схеме цифрой 20. При включении стояночного тормоза стопы горят прерывистым светом. Такую работу обеспечивает реле-прерыватель (21).

Признаки нарушения работы механизмов

Ремонт раздаточной коробки КАМАЗа необходим в случае обнаружения следующих неисправностей:



Как предотвратить неисправность раздаточной коробки КамАЗа

  • Посторонние шумы, стук, прочие звуки, свидетельствующие о нарушении штатного режима работы.
  • Самопроизвольное выключение передач, происходящее вследствие износа шестерней, муфт, вилок переключения.
  • Сложности при включении передач, заедания, несрабатывание механизма включения блокировки.
  • Механические повреждения корпуса или элементов крепежа.

Перечисленные неисправности характерны для всех разновидностей раздаточных коробок автомобилей КАМАЗ. Основными причинами возникновения неисправностей являются:

  • Поломка зубьев шестерней.
  • Износ подшипников.
  • Нарушение герметичности диафрагм пневматических камер.
  • Появление заусенцев на шлицах, погнутость ползунов.
  • Износ соединений, в частности — нарушения прочности установки муфт.

Чаще всего неисправности проявляют себя в процессе эксплуатации, несколько реже они обнаруживаются при проведении регламентных или ремонтных работ, технического обслуживания автомобиля. Визуальный осмотр может позволить лишь обнаружение трещин или ослабления крепежных элементов, все внутренние изъяны проявляются во время непосредственного функционирования механизма.

Электросхема световой оповестительной сигнализации

Эта система управляет задними стопами и указателями поворотов. Она служит для оповещения других участников движения о маневрах, которые совершает грузовик. Общая схема этой системы представлена на рисунке ниже:

Цифрами на схеме обозначены:

  1. фонарь левый;
  2. фонарь правый;
  3. реле указателей поворота и аварийной сигнализации;
  4. предохранитель ПР 119 (6 А);
  5. переключатель света;
  6. предохранитель 13.3722 (7,5 А);
  7. предохранитель ПР 310 (10 А);
  8. выключатель аварийной световой сигнализации;
  9. указатель поворота правый
  10. указатель поворота левый;
  11. фонарь задний левый
  12. фонарь задний правый;
  13. выключатель сигналов торможения;
  14. выключатель электромагнитного клапана прицепа;
  15. реле сигналов торможения;
  16. сигнал звуковой (зуммер);
  17. 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов;
  1. выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы;
  2. реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы;
  3. выключатель света заднего хода;
  4. фонарь заднего хода;
  5. розетка прицепа 24 В;
  6. выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала;
  7. 27, 28 — блоки сигнализаторов;
  1. выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра;

I. к выключателю приборов и стартера;

II. к указателю температуры охлаждающей жидкости;

III. к тахометру;

IV. к спидометру.

В эту схему входят следующие подсистемы:

  • Система аварийной световой сигнализации;
  • Указателей торможения (стопов);
  • Указателей поворота
  • Контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и прицепа;
  • Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
  • Стояночной тормозной системы;
  • Падения давления воздуха в контурах пневмопривода тормозных механизмов;
  • Блоки контрольных ламп,

Кроме этого в систему входят разнообразные переключатели и реле.

Краткие пояснения к схеме. Под цифрой 8 скрывается всем хорошо известная «аварийка». То есть этот выключатель включает сразу все указатели поворотов.

Сами поворотники, в штатном режиме, включаются комбинированным переключателем света, помеченным на схеме цифрой 5. Их прерывистое свечение обеспечивает специальное реле (3).

Саму работу указателей поворотов водитель наблюдает благодаря сигнальным лампам (26), при этом машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.

Сигнал о торможении на стопы поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него идёт через промежуточное реле (15), а потом уже на лампы стопов. Обращаю ваше внимание на то, что цепь стопов включена через амперметр, и не связана выключателем приборов и стартера. Это сделано для того, чтобы стопы загорались даже тогда, когда зажигание выключено.

Необходимо знать, что сигнализация торможения включается даже тогда, когда включается стояночный тормоз — ручник. За включение стопов, при включении ручника, отвечает датчик, помеченный на схеме цифрой 20. При включении стояночного тормоза стопы горят прерывистым светом. Такую работу обеспечивает реле-прерыватель (21).

Как осуществляется ремонт раздаточной коробки автомобиля КАМАЗ 43118

Для ремонта необходимо, прежде всего, снять раздаточную коробку.

Внимание! Перед началом работ необходимо слить масло, отвернув пробку слива.

  • Демонтировать щиты на полу платформы.
  • Отсоединить основной карданный вал.
  • Разъединить карданные валы переднего, промежуточного моста, коробки отъема мощности.
  • Отключить спидометр, провода контрольного освещения, провод массы.
  • Отсоединить шланги пневматики — дифференциала, отбора мощности, повышающей и понижающей передач.
  • Используя специальные проушины, зацепить раздаточную коробку за тросы подъемника и натянуть их.
  • Отвинтить самоконтрящиеся гайки (4 шт.), используя подъемник, аккуратно опустить раздатку на передвижное устройство (тележку) и отбуксировать на место ремонта.

Устраняются обнаруженные неисправности. Заменяются сработавшиеся шестерни, выпрямляются погнутые ползуны, зашлифовываются заусенцы, производится подгонка и настройка всех движущихся деталей. При необходимости и возможности, вышедшие из строя элементы заменяются на новые. Все работы необходимо производить в соответствии с техническими требованиями, инструкциями и нормами безопасности.

Последовательность действий при сборе раздаточной коробки в модели КАМАЗ 43118

Сборка раздаточной коробки производится в порядке, обратном демонтажным работам.

Раздаточная коробка на КАМАЗ 43118

  • РК на тележке подкатывается под место установки и с помощью подъемного устройства поднимается на необходимую высоту.
  • Отверстия на коробке и опорной конструкции совмещаются, вставляются болты и навинчиваются самоконтрящиеся гайки.
  • Присоединяются шланги пневматики.
  • Подключается провод массы.
  • Подключаются провода контрольного освещения.
  • Присоединяется штекер спидометра.
  • Присоединяются карданные валы: лебедка, промежуточный мост, основной карданный вал, передний мост.

Важно! При установке карданных валов следует выдерживать нужные величины моментов затяжки гаек, определенные инструкцией пользователя. Для работы использовать динамометрические ключи.

По окончании установки коробки производится заливка масла в корпус через специальное отверстие в верхней части картера. Уровень масла должен соответствовать положению нижней контрольной пробки.

Видео по теме: КАМАЗ-43118 — обзор (интерьер, экстерьер, двигатель)

Публикации по теме

Обзор модели и технические характеристики самосвала Камаз 43118


Обзор модели и технические характеристики самосвала Камаз 43118

Коробка передач ЯМЗ 236


Особенности устройства коробки передач ЯМЗ-236

Правила расчета норм расхода топлива на КамАЗ


Правила расчета норм расхода топлива на КамАЗ

Межколесный дифференциал автомобиля КамАЗ-43114

В управляемых мостах автомобилей КамАЗ применяется неблокируемый дифференциал.

Корпус межколесного дифференциала(рисунок 9.21) состоит из двух половин – чашек 6, 11, скрепленных болтами с ведомой цилиндрической шестерней 7 главной передачи болтами. В плоскости разъема корпуса зажата крестовина 8, на шипах которой свободно установлены и могут вращаться четыре конических сателлита 10. Каждый сателлит 10 находится в зацеплении с двумя коническими полуосевыми шестернями 5, установленными ступицами в корпусе дифференциала. Последние внутренними шлицами соединены со шлицевыми концами полуосей, свободно проходящих через отверстия в корпусе дифференциала.


1 – муфта чашки дифференциала; 2 – стопорное кольцо; 3 – конический подшипник;

4 – опорная шайба; 5 – полуосевая шестерня; 6 – левая чашка дифференциала; 7 – ведомая цилиндрическая шестерня; 8 – крестовина; 9 – опорная шайба сателлита; 10 – сателлит;

11 – правая чашка дифференциала

Рисунок 9.21 - Межколесный дифференциал среднего и заднего мостов

В чашках расточены отверстия для установки крестовины и полуосевых шестерен. Левая чашка дифференциала 6 имеет удлиненную часть, на которой выполнены шлицы. На шлицах устанавливается муфта 1 с торцевыми зубьями, зафиксированная на чашке от осевых перемещений стопорным кольцом 2.

Сателлиты на бронзовых втулках установлены на крестовине. Для предотвращения износа поверхности чашек дифференциала торцами сателлитов и уменьшения трения между ними установлены опорные стальные шайбы 9.

Торцовые поверхности сателлитов 10 и их шайб 9 сферические, что обеспечивает центрирование сателлитов и их правильное зацепление с полуосевыми шестернями.

В неуправляемых ведущих мостах автомобилей семейства КамАЗ применяется принудительная блокировка межколесных дифференциалов.

Механизм блокировки межколесного дифференциала (рисунок 9.22) устанавливается в задней части балки моста. Он предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам. Механизм блокировки состоит из корпуса 1 с крышкой 2, мембраны 3, поршня 4 со стержнем 7, штока 10, вилки 14 с хомутом 11, сухарями и возвратной пружиной 9, муфты блокировки 12 и привода управления.


1 – корпус механизма блокировки; 2 – крышка; 3 - мембрана; 4 – поршень; 5 – выключатель; 6 – гайка регулировочная; 7 – стержень механизма блокировки; 8 – полуось; 9 – пружина;

10 – шток; 11 – хомут; 12 – муфта блокировки; 13 – муфта чашки дифференциала; 14 – вилка блокировки

Рисунок 9.22 - Механизм блокировки межколесного дифференциала

Корпус механизма блокировки 1 стальной, приварен к балке моста. Корпус имеет две расточки. В передней расточке установлен поршень 4 со стержнем 7 механизма блокировки. Для обеспечения передачи усилия от пневматического привода на поршень в корпусе установлена резиновая мембрана 3. Корпус механизма блокировки закрыт стальной крышкой 2, в которую вварена гайка с конической резьбой для подсоединения к пневматическому приводу блокировки и установлен выключатель контрольной лампы. Стержень 7 механизма блокировки соединен с вилкой блокировки 14. Вилка 14 представляет собой двуплечий V-образный рычаг, ось вращения которого установлена на штоке 10 механизма блокировки, расположенном во второй расточке корпуса 1. На оси вилки 14 установлена возвратная пружина 9, упирающаяся одним концом в балку моста, а вторым в вилку блокировки.

На концах вилки 14 блокировки просверлены отверстия, в которых установлены сухари. Сухари входят в канавку муфты блокировки 12 и соединяют вилку блокировки с хомутом 11, охватывающим муфту блокировки 12 с верхней части.

В муфте блокировки 12 имеется внутреннее шлицевое отверстие, предназначенное для установки и перемещения муфты по шлицам полуоси 8. Для обеспечения блокировки на муфте 12 имеются торцевые зубья.

Привод управления блокировкой межколесного дифференциала электропневматический. Подача воздуха в пневмокамеру механизма включения осуществляется от электропневмоклапана, закрепленного на левом лонжероне рамы. Включение электропневмоклапана осуществляется клавишным выключателем, установленным справа от щитка панели приборов.

О включении блокировки сигнализирует лампочка в блоке сигнализаторов на панели приборов.

Муфта включения блокировки камаз

Основным элементом схемы электрического привода муфты вентилятора автомобилей КамАЗ является электромагнит YC -1 (см. схему) на который постоянно подается положительный потенциал 24 В. Включение электромагнита, происходит после подключения «массы» через реле К23. Привод вентилятора имеет три режима работы:

  1. Принудительное включение.
  2. Автоматический режим. Включение происходит после срабатывания датчика температуры В 18.
  3. Отключение электропривода.

Управляется привод клавишей на панели в кабине. Клавиша S 51 имеет три положения. При включении режима принудительной работы вентилятора срабатывает реле К 23, которое управляет «массой» электромагнита муфты. Обратите внимание, что такая схема будет работать, если только и у реле, и у клавиши включения соединение черного провода с корпусом кабины в порядке.

Когда клавиша установлена в положение «2» включением электромагнита вентилятора управляет датчик температуры В 18, который также включает реле К 23 и подключает «массу» привода. Надо сказать, что называть включатель В 18 датчиком не совсем правильно, потому что это включатель, который срабатывает при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры. На корпус включателя наносится соответствующая маркировка со значением температуры срабатывания. Проверить его легко, надо лишь установить клавишу во второе положение, убедиться, что один из подключаемых проводов имеет контакт с кузовом и соединить оба провода между собой. Если система в порядке, вы услышите характерный щелчок срабатывания электромагнита.

В третьем положении контакты реле К 24 размыкаются и муфта привода вентилятора отключена. Обратите внимание, что на схеме контакты одного реле нормально разомкнуты, а второго – замкнуты.

Надо сказать, что трехрежимная схема управления муфтой вентилятора использовалась на автомобилях семейства КамАЗ класса евро 2 и 3. На последних моделях класса евро 4 можно встретить простейшую схему без реле, когда электромагнитом управляет только датчик температуры. Поэтому при достижении определенного значения температуры охлаждающей жидкости вентилятор будет работать постоянно. Отключить его можно, только подняв кабину и убрав один из разъемов с датчика. Имейте это ввиду, потому что при преодолении водной преграды, пластиковый вентилятор может разлететься на куски от удара по воде. Мало того, разбитый вентилятор может также «покалечить» и радиатор, такие случаи уже были. Будьте внимательны и удачи Вам!

Читайте также: