Натяжитель цепи ваз 2101 ремонт

Обновлено: 05.07.2024

Натяжка цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2101 своими руками


В работе механизма газораспределения большую роль играет цепь ГРМ. Со временем она растягивается и требует натяжения, так как от этого зависит качественная работа двигателя. Поэтому нужно знать, когда следует проверять натяжку, и как натянуть цепь на ВАЗ 2101. Этой теме посвящена статья и видео, в котором демонстрируется процесс проверки и натяжки цепного привода.

Когда необходима натяжка?

Натяжка цепи требуется в следующих случаях:

  • после ремонта двигателя;
  • после замены изделия;
  • при растягивании после длительной эксплуатации.

В первых двух случаях ясно, что проверка натяжения необходимо, так как цепь снималась или проводилась замена. Кроме этого, следует также проверять, чтобы совпадали установочные метки. Эти метки находятся на коленвале и распредвале. Определить необходимость натяжки можно по звукам работающего двигателя. Если натяжка слабая, то при его работе слышатся посторонние шумы в том месте, где находится цепной привод. При этом быстрее изнашиваются детали ГРМ. Поэтому проверяя натяжение, необходимо обратить внимание, в каком состоянии успокоитель и башмак.

Башмак натяжного устройства

При слабом натяжении звенья могут перескочить на несколько зубьев, тогда нарушится фаза газораспределения. Машина в этом случае может заглохнуть, не заводиться, будут плавать обороты. Для проверки можно использовать плоскую отвертку. Ее нужно вставить и, используя в качестве рычага, надавливать на цепь. Она не должна прогибаться и быть натянута как стрела. Не стоит слишком давить на привод, хотя деталь металлическая, она подвержена деформации.

В нижнем видео рассматривается автомобиль ВАЗ 2101, в котором при работе двигателя слышится цокот. Детально показывается, как проверить состояние успокоителя, башмака, а также как осуществить натяжение.

Пошаговая инструкция

Прежде чем начинать ремонт неисправностей, проверьте, чтобы все составляющие ГРМ не имели механических дефектов. Для этого нужно снять защитную крышку привода и произвести визуальный осмотр деталей: звездочек, успокоителя, натяжителя и башмака. Если найдены дефекты, следует выполнить замену этих комплектующих.

Инструменты

Перед тем, как начинать работы, нужно приготовить необходимые инструменты:

  • ключи на «13» и «38»;
  • плоскую отвертку;
  • плоскогубцы.

Для проведения работ автомобиль следует установить на удобную площадку и подставить под колеса опоры, чтобы он не покатился. Рычаг переключения скоростей нужно установить в нейтральное положение.

Подкапотное пространство ВАЗ 2101

Этапы

  1. Сначала необходимо найти натяжное устройство, оно находится под патрубками около помпы. Ключом на «13» нужно отпустить натяжитель. Как только цепь ослабнет, должен отщелкнуться башмак.
  2. Далее следует взять ключ на «38» и набросить его на гайку шкива коленчатого вала. Затем необходимо прокрутить коленвал на пару оборотов по направлению движения часовой стрелки.
  3. Проворачивать вал следует до тех пор, пока метки на звездочке распредвала и на корпусе подшипников распределительного вала не совпадут. При этом пружина, находящаяся внутри натяжного устройства, действующая на башмак, автоматически выполнит необходимую натяжку.
  4. С помощью отвертки желательно дополнительно проверить натяжение. Если все в норме, то возвращаемся к натяжителю и ключом затягиваем его головку.

После подтягивания цепного привода, следует завести двигатель и проверить его работу. Он должен работать без посторонних шумов. Если после натяжения шумы остались, то причина может быть в успокоителе. Тогда необходимо проверить его исправность, при необходимости выполнить замену. Может не получиться натянуть цепной привод с первого раза, поэтому эту процедуру придется провести несколько раз.

Во время проведения процедуры необходимо следить за совпадением меток, чтобы не сбилась фаза газораспределения.

Видео «Натяжение цепи ГРМ на классике»

В этом видео демонстрируется, как натянуть цепь в классическом ВАЗе.

Ремонт натяжителя цепи ВАЗ 2101

Ремонт натяжителя цепи ВАЗ 2101

В каком случае нужно производить временный ремонт натяжителя цепи 2101? Многие владельцы классики (ВАЗ 2101 - 2103) часто сталкиваются с таким неприятным явлением, как невыносимый шум цепи привода распределительного вала. Цепь, к сожалению, после определенного пробега вытягивается за счет износа ее внутренних втулок: увеличивается шаг цепи с вытекающими отсюда отрицательными последствиями. На практике эти «отрицательные последствия» приводят к шуму цепи, обрыву успокоителя, а в худшем случае к облому успокоительного пальца и даже выходу из строя вала вспомогательных агрегатов. Поэтому контролировать состояние цепи очень важное дело. Однако, как быть если цепь слегка износилась, немножко шумит, а новую по разным причинам приобрести невозможно.

Ремонт натяжителя цепи ВАЗ 2101

Суть ремонта заключается в том, чтобы компенсировать слабое натяжение цепи путем удлинения натяжителя цепи. По своей конструкции последний за счет подвижности своего штока регулирует натяжение автоматически, но приходит момент когда пружина штока уже не взаимодействует с ним и цепь остается «безхозной», то есть автоматически уже не регулируется. На помощь может придти удлинитель натяжителя цепи, который под силу изготовить токарю-универсалу со 2 разрядом. Чертеж удлинителя прилагается.

Единственно на что нужно обратить внимание так это на то, что деталь нужно изготавливать из инструментальной стали, к которой относится марка Ст 35 - Ст 45. По сути из этой стали прокатывают шестигранники для изготовления болтов и гаек.

Ремонт натяжителя цепи ВАЗ 2101

Вообще-то, визуально износ втулок цепи как и ее растяжение определить весьма сложно. На практике износ цепи определяется следующим образом: берут цепь плашмя в руку, зажав в руке 100 мм цепи, и смотрят прогиб. У новой цепи он будет равен 7 - 10 мм, а если прогиб достигает 20 мм то цепь, вероятно, откаталась с двигателем не менее 200 000 км.

Цепной привод ГРМ ВАЗ 2101: неисправности, ремонт, регулировка

Цепной привод ГРМ на ВАЗовской «классике» хоть и считается надёжным, но и он по мере эксплуатации автомобиля нуждается в ремонте и замене элементов. О необходимости ремонта свидетельствуют характерные признаки, а работу можно провести своими руками без посещения автосервиса.

ГРМ с цепным приводом на ВАЗ 2101

На «копейке», как всех остальных моделях «классики», стоит цепной привод ГРМ. Механизм состоит из двухрядной металлической цепи и дополнительных элементов, обеспечивающих её натяжение и предотвращающих колебания. От целостности и исправности каждой детали механизма напрямую зависит слаженная работа мотора. Цепной привод соединяет коленчатый и распределительный вал и обеспечивает их синхронную работу. При вращении валов в движение приводятся поршни в цилиндрах двигателя, а также своевременно открываются и закрываются клапаны в головке блока цилиндров (ГБЦ).

Цепной привод ГРМ

Успокоитель

Успокоитель выполняет функцию гашения колебаний цепи. Без него цепь может перескочить или слететь со звёздочек механизма газораспределения. При поломках успокоителя привод может попросту оборваться. Такая неприятность возможна при больших оборотах мотора. При обрыве цепи повреждаются поршни и клапаны, что требует дорогого ремонта. Поэтому за состоянием успокоителя нужно следить и своевременно выполнять его замену. Деталь представляет собой прочную металлическую пластину, на которой есть специальные отверстия для крепежа.

Напротив успокоителя располагается башмак, который также отвечает за успокоение и натяжку цепи. Он изготовлен из специального полимерного материала, который наделяет деталь высокой износостойкостью.

Башмак натяжителя

Натяжитель

Устройство натяжения цепного привода «копейки» предотвращает ослабление цепи при работе мотора. Элемент бывает нескольких видов:

  • автоматический;
  • механический;
  • гидравлический.

Автоматические натяжители начали выпускать недавно, но в отношении этой детали уже можно отметить плюсы и минусы. Основным положительным моментом является отсутствие необходимости производить периодическую регулировку, т. е. привод постоянно находится в натяжении. Из минусов отмечают довольно быстрый выход из строя и высокую стоимость детали. К тому же, исходя из отзывов автолюбителей, автонатяжитель не очень хорошо натягивает цепь.

Работа гидравлических устройств основана на подаче масла под давлением от системы смазки мотора. При такой конструкции водителю нет надобности беспокоиться о периодической подтяжке цепи. Однако со временем деталь может давать сбои, которые проявляются в виде подклинивания механизма.

На ВАЗовской «классике» используется натяжитель механического типа. Деталь имеет существенный недостаток: со временем она засоряется мелкими частичками, плунжер подклинивает и устройство теряет способность производить натяжку.

Механический натяжитель цепи

Одним из ключевых элементов цепного привода ГРМ является сама цепь, изготовленная из металла и имеющая определённое количество звеньев: на ВАЗ 2101 их 114. По сравнению с ремённым приводом цепь более надёжна и имеет больший срок эксплуатации.

Цепь ГРМ

В зависимости от качества цепи и условий эксплуатации автомобиля её замена производится раз в 60–100 тыс. км. Бывают случаи, что деталь выхаживает и 200 тыс. км, но рисковать вряд ли стоит, потому что поломка цепи обернётся гораздо более дорогостоящим ремонтом, чем её своевременная замена.

Цепь подтягивают раз в 10 тыс. км даже при отсутствии признаков, свидетельствующих о провисании.

Определение неисправности цепного механизма

Привод ГРМ, оснащённый цепью, конструктивно расположен внутри двигателя. Чтобы определить состояние деталей этого механизма, необходимо частично разобрать мотор. О том, что с цепью либо элементами привода возникли неполадки, свидетельствуют характерные признаки.

Цепь шумит

Цепь может иметь разные виды шума:

  • шум под нагрузкой;
  • стук на прогретом двигателе;
  • посторонние звуки на холодную;
  • постоянный шум с металлическим характером.

Если мотор начал издавать звуки, нехарактерные для его нормальной работы, необходимо как можно раньше выяснить, какие проблемы возникли с цепным приводом, и устранить их. Если этого не сделать, износ элементов газораспределительного привода будет увеличиваться, что может стать причиной дорогостоящего ремонта.

Видео: стук цепи в двигателе ВАЗ «классика»

Комплектующие привода ГРМ могут преждевременно выйти из строя по следующим причинам:

  • применение масла, не предусмотренного автозаводом, либо его несвоевременная замена;
  • использование некачественных деталей;
  • низкое давление смазки в моторе;
  • несоблюдение регламента по ТО двигателя;
  • низкое качество ремонта.

Часто цепь шумит из-за растяжения либо неполадок с натяжителем. Попытки натянуть её оказываются бесполезными, а работа мотора по звуку напоминает дизель. Звук чаще всего проявляется на холодном моторе при работе на холостых оборотах.

Износ цепи ГРМ

Перескочила цепь

При больших пробегах транспортного средства цепь ГРМ растягивается. В результате она может попросту перескочить на другие зубья шестерён распредвала или коленвала. Возникновение этой проблемы возможно при повреждении деталей привода ГРМ. При перескоке цепи хотя бы на один зуб зажигание сильно смещается и работа двигателя становится неустойчивой (чихает, стреляет и т. п.). Для устранения неполадки потребуется проверить целостность деталей, а при выявлении повреждений произвести ремонт.

Ремонт цепи ГРМ ВАЗ 2101

На «Жигулях» первой модели цепной привод ГРМ состоит из нескольких элементов, от состояния которых зависит работа всего механизма в целом. Если какая-либо из этих деталей вышла из строя, ремонт нужно провести безотлагательно. Рассмотрим пошаговые действия по замене составных частей привода ГРМ на «копейке».

Замена успокоителя

Прежде чем приступить к выполнению ремонта, нужно позаботиться о подготовке соответствующих инструментов и материалов. Понадобятся:

  • отвёртки;
  • набор ключей;
  • новый успокоитель цепи;
  • крючок из проволоки.

После подготовки всего необходимого приступаем к ремонту в таком порядке:

    Открутив крепёж, снимаем короб воздушного фильтра.

Корпус воздушного фильтра

Крепление троса подсоса

Демонтаж рычага

Крепление крышки клапанов

Фиксатор натяжителя

Удержание башмака

Удержание успокоителя

Крепление успокоителя

Вращение распредвала

Замена натяжителя

Устройство натяжения цепи на «классике» располагается в ГБЦ ниже патрубка системы охлаждения над помпой. Для замены детали используют те же инструменты, что и для ремонтных работ с успокоителем, но дополнительно понадобится ключ для проворачивания коленчатого вала. Действия сводятся к следующим шагам:

    Ключом на 10 мм выкручиваем крепёж натяжителя к ГБЦ.

Крепление натяжителя

Демонтаж натяжителя

Ослабление фиксатора

Проверка натяжителя

Затяжка гайки

Замена башмака

Башмак меняется теми же инструментами, что и при работе с успокоителем. Ремонт проводят следующим образом:

    Снимаем защитную пластину поддона мотора.

Защита поддона

Гайка натяжения ремня

Гайка шкива коленвала

Поддон картера

Крепёж крышки ГРМ

Снятие крышки ГРМ

Демонтаж башмака

Замена цепи

Цепь на «копейке» меняется такими инструментами:

  • молоток;
  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажная лопатка;
  • кусок проволоки;
  • ключ для проворачивания коленчатого вала.

После подготовки приступаем к разборке:

  1. Повторяем шаги по замене успокоителя до п.6 и башмака до п.8 включительно.
  2. Вращаем коленвал до совмещения метки на звезде распредвала с выступом на его корпусе. Риска, нанесённая на коленчатом валу, должна установиться напротив метки на крышке ГРМ.

Метки ГРМ

Разгибание стопорной шайбы

Болт шестерни распредвала

Стопорная пластина

Отворачивание болта крепления звёздочки

Демонтаж звёздочки

Совмещение меток

Монтаж цепного привода осуществляют в таком порядке:

    Надеваем цепь на звезду коленвала и на шестерёнку вспомогательных устройств.

Предварительная установка цепи

Вкручивание болта крепления шестерни

Крючок из проволоки

Поднятие цепи

Ограничивающий палец

Видео: как поменять цепь на «классике»

Установка цепи по меткам

Необходимость в установке меток механизма газораспределения может возникнуть в процессе ремонта либо при сильном растяжении цепи. При несовпадении меток стабильная работа мотора нарушается из-за сдвига фаз. В этом случае требуется корректировка. Работу проводят следующими инструментами:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.

Инструменты для работы

Процедуру выполняем согласно следующей инструкции:

  1. Демонтируем коробку воздушного фильтра и клапанную крышку с уплотнителем, открутив крепёж.
  2. Ослабляем фиксатор натяжителя, упираем отвёрткой в башмак и зажимаем гайку.
  3. Ключом на 38 мм или заводной ручкой проворачиваем коленвал, пока не совпадут метки на его шкиве и крышке ГРМ, при этом метка на звёздочке распредвала должна расположиться напротив выступа, отлитого на корпусе.
  4. При несовпадении какой-либо из меток включаем четвёртую скорость и разгибаем стопорную шайбу на звёздочке распредвала.
  5. Выкручиваем болт, демонтируем шестерню.
  6. Снимаем цепь со звёздочки и выставляем нужное положение (п.3). После установки меток осуществляем обратную сборку.

Проворачивание коленвала

Видео: как выставить метки ГРМ на классических «Жигулях»

Регулировка натяжения цепи

Необходимость в подтяжке цепи может понадобиться при разных ситуациях:

  • ремонт мотора;
  • замена цепного привода;
  • растяжение цепи.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • ключи на 13 и 38 мм;
  • плоская отвёртка;
  • плоскогубцы.

Натяжение цепи состоит из нескольких шагов:

  1. Машину устанавливаем на ровную поверхность, включаем нейтраль, подставив под колёса упоры.
  2. Отворачиваем фиксатор натяжителя цепи, при этом будет слышен характерный щелчок.
  3. Ключом на 38 мм вращаем коленвал, совершая несколько оборотов.
  4. Вращение прекращаем при максимальном усилии и затягиваем гайку натяжителя.

Если крышка клапанов снята, определить натяжение цепи можно уперев в неё отвёрткой. Если цепь натянута нормально, то она будет жёсткой.

Проверка натяжения цепи

Видео: натяжение цепи ГРМ на ВАЗ 2101

При появлении неполадок с приводом газораспределения на ВАЗ 2101 с поиском и устранением причины затягивать не стоит. Только так можно предотвратить более серьёзные проблемы. Чтобы выполнить ремонт цепного привода ГРМ, необязательно быть автомехаником со стажем. Достаточно подготовить необходимый инструмент и материалы, после чего следовать пошаговым инструкциям.

Замена натяжителя цепи ГРМ на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Замена натяжителя цепи ГРМ на ВАЗ

Примечание!
Для замены натяжителя запаситесь: Основным набором гаечных ключей, и если у вас есть то можно будет ещё воспользоваться накидным ключом «на 13»!

Вопрос?
Какой фирмы натяжитель цепи вы будете устанавливать на свой автомобиль и почему вы его выбрали? (Ответ пишите в комментариях)

Когда нужно менять натяжитель цепи ГРМ?
Он подлежит замене если:

  • Автомобиль начал работать не устойчиво, или же если появились различные звуки в области где расположена цепь ГРМ.

Примечание!
Если хотите знать какие звуки будет издавать двигатель при неисправном натяжители цепи, то в таком случае запустите в самом конце видео-ролик и посмотрите его начало, и вы всё поймете!

  • А так же натяжитель нужно заменить, если он перестал фиксировать цепь в натянутом состоянии из-за того что он деформировался.

Примечание!
Так же можно попробовать отрегулировать цепь ГРМ! (О том как отрегулировать цепь ГРМ, см. в статье «Регулировка цепи ГРМ на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107»)

Как заменить натяжитель цепи ГРМ на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Снятие:
1) Для начала отверните две гайки, которые крепят натяжитель цепи к двигателю.

Отворачивание гайки крепления натяжителя цепи

2) После чего снимите натяжитель цепи с двигателя автомобиля.

Снятие натяжителя цепи

Примечание!
Между натяжителем цепи и двигателем располагается уплотнительная прокладка, снимайте ее аккуратно, не повредите ее! (О том как выглядит уплотнительная прокладка, см. в самом низу статьи, в рубрике « Для новичков! »)

Установка:
1) Для начала зарядите новый натяжитель цепи. (О том как зарядить натяжитель цепи, см. в статье «Как зарядить натяжитель цепи на ВАЗ?»)

2) Затем установите его на место, в обратном порядке снятию.

3) Теперь проверните коленчатый вал по часовой стрелке, для того что бы натянуть цепь «ГРМ». (О том как провернуть коленвал, см. в статье «Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ», в пунктах «1-2»)

Примечание!
В статье на которую дана ссылка в пункте «3», перейдя по ней там нужно будет ещё выставить метки, но если вы заменяете лишь натяжитель цепи то никакие метки вам выставлять не нужно, всего лишь проверните коленвал на «1-1.5» оборота и всё!

4) После того как вы завершите проворачивать коленвал, немного ослабьте колпачковую гайку, для того что бы разрядить натяжитель разрядился.

Отворачивание колпачковой гайки натяжителя цепи

Примечание!
Когда натяжитель цепи разрядится, вы услышите щелчок и только после этого закрутите гайку натяжителя цепи обратно!

Важно!
1) В случае деформации уплотнительной прокладки которая стоит между двигателем автомобиля и натяжителем, замените ее на новую! (Если вы не понимаете о какой уплотнительной прокладки идёт речь, то в таком случае смотрите рубрику: «Для новичков!»)

Для новичков!
Вопрос: Как выглядит уплотнительная прокладка натяжителя цепи?
Примечание: Уплотнительная прокладка располагается между натяжителем цепи и двигателем!
Ответ:

Регулировка клапанов, замена натяжителя цепи ВАЗ 21011 и кое что еще

, хотя со старыми ездили и никогда проблем не было.По ходу, когда я натягивал ручник гайкой, планка ручника сместилась ближе к полуоси, и по этому болты о нее задевали, когда я нажимал на тормоз.Новый РТЦ уже пошел ржаветь…

Далее приступил к замене натяжителя,т.к. был шелест, боялся, что цепь вытянулась…Ранее писал, что старый-новый натяжитель заклинил, так вот, я его расклинил, проверил, смазал, вроде норм.Он прост как палка, так что должен работать.Надел на него втулку около 1.5 см(чуть меньше, потом сточил)

, на случай вытянутой цепи, сделал это так, что в заряженном положении натяжитель со втулкой примерно такой же, как и обычный в выстрелившем состоянии(чтоб зазря цепь не перетягивать).

Еще через пару дней отрегулировал клапана, ушло на это около 6 часов(да-да :D, делал не спеша, все по 10 раз перепроверяя и уточняя в интернете).Снял кастрюлю, трос подсоса, клапанную.

Сначала отрегулировал, температура распреда была около 25 градусов, потом упала до 10, пока я регулировал…в итоге плюнул, пошел домой.

Чел в интернете посоветовал делать полностью на остывшем моторе, пофигу какая температура.На след. день пришел, щупом потыкал, а он не влазит…было 6-7 градусов, отрегулировал еще раз по 0.15 щупу, щуп входил с легким закусыванием и чуть большим закусыванием на выходе

, надел крышку клапанов с помощью такой -то матери(иначе никак).Крышку одевайте с 4ого цилиндра, в раскачку с небольшим усилием, смотрим, чтоб не мешала тормозная трубка и провода(мне провода вообще никак не мешали), проверяем как прокладка легла к крышке, не закусило ее нигде, а еще лучше, прокладку приклеить или привязать тонкой медной проволкой к клапанной крышке.</b>СМОТРИМ, ЧТОБ НЕ ПОВРЕДИЛИ РЕЗЬБУ

НА ШПИЛЬКАХ ПРИ СЪЕМЕ КРЫШКИ И ЕЕ НАДЕВАНИИ!Мне пришлось взять гайку, высверлить 6 сверлом в ней резьбу

, и просто надеть на испорченную шпильку, и сверху дожать гайкой.
У меня три клапанные крышки, и у всех такой изгиб передней части

,это норма?!
Завел, стук есть, но это или распред\постель\пром вал.Клапана через деревяшку прослушал, все равномерно работают, без лязга.Машина стала четче отзываться на педаль газа, тише работать, пропал шелест на 2000 оборотах, вообщем одни плюсы.Не без Минусов конечно…проехал около 3 км, и смотрю температура пошла вверх, за 90, чуть-чуть.Да быть не может!Останавливаюсь, смотрю, вся передняя крышка в масле…заглушил, долил масла, вытер все, затянул ключом гайку заодно еще раз по всем прошелся.Проехал еще 5 км, вроде ничего не убегает больше.Это хорошо, что я индикаторы поставил от тройки, а то по своему родному указателю бы подумал, что он врет.А мог бы и клина словить…Не спешите, перепроверяйте затяжку гаек., крутите по схеме

,и не сорвите резьбу, он там хлипкая.
Ну и на последок, кожаный салон(

Как натягивается цепь на двигателе ваз 2101


Примечание! Для регулировки вам понадобятся следующие инструменты: во-первых пригодится накидной ключ, а во-вторых вам понадобится специальный ключ для прокручивания болта коленчатого вала. (Если специального ключа у вас нет, то в таком случае можно воспользоваться помощью головки «на 36»)

Когда нужно регулировать цепь на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107? 1) Если цепь ослабла и болтается. 2) Если при резком нажатие на педаль газа а так же при ее сбрасывание происходит дребезжание в двигателе.

ГРМ с цепным приводом на ВАЗ 2101

На «копейке», как всех остальных моделях «классики», стоит цепной привод ГРМ. Механизм состоит из двухрядной металлической цепи и дополнительных элементов, обеспечивающих её натяжение и предотвращающих колебания. От целостности и исправности каждой детали механизма напрямую зависит слаженная работа мотора. Цепной привод соединяет коленчатый и распределительный вал и обеспечивает их синхронную работу. При вращении валов в движение приводятся поршни в цилиндрах двигателя, а также своевременно открываются и закрываются клапаны в головке блока цилиндров (ГБЦ).


Успокоитель

Успокоитель выполняет функцию гашения колебаний цепи. Без него цепь может перескочить или слететь со звёздочек механизма газораспределения. При поломках успокоителя привод может попросту оборваться. Такая неприятность возможна при больших оборотах мотора. При обрыве цепи повреждаются поршни и клапаны, что требует дорогого ремонта. Поэтому за состоянием успокоителя нужно следить и своевременно выполнять его замену. Деталь представляет собой прочную металлическую пластину, на которой есть специальные отверстия для крепежа.

Напротив успокоителя располагается башмак, который также отвечает за успокоение и натяжку цепи. Он изготовлен из специального полимерного материала, который наделяет деталь высокой износостойкостью.


Натяжитель

Устройство натяжения цепного привода «копейки» предотвращает ослабление цепи при работе мотора. Элемент бывает нескольких видов:

  • автоматический;
  • механический;
  • гидравлический.

Автоматические натяжители начали выпускать недавно, но в отношении этой детали уже можно отметить плюсы и минусы. Основным положительным моментом является отсутствие необходимости производить периодическую регулировку, т. е. привод постоянно находится в натяжении. Из минусов отмечают довольно быстрый выход из строя и высокую стоимость детали. К тому же, исходя из отзывов автолюбителей, автонатяжитель не очень хорошо натягивает цепь.

Неисправности ГРМ

Любой механизм со временем имеет свойство изнашиваться, в ГРМ могут возникать различные неисправности:

  • растягиваться цепь;
  • обрываться ременный или цепной привод;
  • изнашиваться зубья шестерен (звездочек);
  • стачиваться кулачки РВ;
  • изнашиваться опорные шейки;
  • выходить из строя натяжитель цепи;
  • клинить натяжной ролик ременной передачи.

В некоторых случаях ломаются сами РВ, поломка может происходить по причине заклинивания вала в постели головки блока. Также РВ подлежит замене, если из-за него появляется моторный стук, или движок работает с перебоями.

Определение неисправности цепного механизма

Привод ГРМ, оснащённый цепью, конструктивно расположен внутри двигателя. Чтобы определить состояние деталей этого механизма, необходимо частично разобрать мотор. О том, что с цепью либо элементами привода возникли неполадки, свидетельствуют характерные признаки.

Цепь шумит

Цепь может иметь разные виды шума:

  • шум под нагрузкой;
  • стук на прогретом двигателе;
  • посторонние звуки на холодную;
  • постоянный шум с металлическим характером.

Если мотор начал издавать звуки, нехарактерные для его нормальной работы, необходимо как можно раньше выяснить, какие проблемы возникли с цепным приводом, и устранить их. Если этого не сделать, износ элементов газораспределительного привода будет увеличиваться, что может стать причиной дорогостоящего ремонта.

Видео: стук цепи в двигателе ВАЗ «классика»

Комплектующие привода ГРМ могут преждевременно выйти из строя по следующим причинам:

  • применение масла, не предусмотренного автозаводом, либо его несвоевременная замена;
  • использование некачественных деталей;
  • низкое давление смазки в моторе;
  • несоблюдение регламента по ТО двигателя;
  • низкое качество ремонта.

Ремонт цепи ГРМ ВАЗ 2101

На «Жигулях» первой модели цепной привод ГРМ состоит из нескольких элементов, от состояния которых зависит работа всего механизма в целом. Если какая-либо из этих деталей вышла из строя, ремонт нужно провести безотлагательно. Рассмотрим пошаговые действия по замене составных частей привода ГРМ на «копейке».

Замена успокоителя

Прежде чем приступить к выполнению ремонта, нужно позаботиться о подготовке соответствующих инструментов и материалов. Понадобятся:

  • отвёртки;
  • набор ключей;
  • новый успокоитель цепи;
  • крючок из проволоки.

После подготовки всего необходимого приступаем к ремонту в таком порядке:

    Открутив крепёж, снимаем короб воздушного фильтра.

Замена натяжителя

Устройство натяжения цепи на «классике» располагается в ГБЦ ниже патрубка системы охлаждения над помпой. Для замены детали используют те же инструменты, что и для ремонтных работ с успокоителем, но дополнительно понадобится ключ для проворачивания коленчатого вала. Действия сводятся к следующим шагам:

    Ключом на 10 мм выкручиваем крепёж натяжителя к ГБЦ.

Замена башмака

Башмак меняется теми же инструментами, что и при работе с успокоителем. Ремонт проводят следующим образом:

    Снимаем защитную пластину поддона мотора.

Замена цепи

Цепь на «копейке» меняется такими инструментами:

  • молоток;
  • отвёртки;
  • гаечные ключи;
  • монтажная лопатка;
  • кусок проволоки;
  • ключ для проворачивания коленчатого вала.

После подготовки приступаем к разборке:

  1. Повторяем шаги по замене успокоителя до п.6 и башмака до п.8 включительно.
  2. Вращаем коленвал до совмещения метки на звезде распредвала с выступом на его корпусе. Риска, нанесённая на коленчатом валу, должна установиться напротив метки на крышке ГРМ.

Монтаж цепного привода осуществляют в таком порядке:

    Надеваем цепь на звезду коленвала и на шестерёнку вспомогательных устройств.
Видео: как поменять цепь на «классике»

Замена вала ВАЗ 2110 (16 клапанов)

  • снимаем пластмассовый кожух ремня ГРМ;
  • демонтируем клапанную крышку – отсоединяем от нее кронштейн троса газа, вентиляционный патрубок;
  • устанавливаем метки;
  • ослабляем и откручиваем болт распредшестерни, крепления натяжного ролика, снимаем шестерню, а ремень отводим в сторону;
  • демонтируем заднюю крышку;
  • откручиваем гайки двух крышек, которые держат вал (4 на одной и 5 на другой), снимаем крышки;
  • вынимаем старую и ставим на место новую деталь кулачками первого цилиндра вверх – необходимо также поменять и сальник;
  • убеждаемся, что метки не сместились, закрепляем на свои места распредвальные крышки;
  • устанавливаем шестерню, ставим на место и натягиваем ремень ГРМ, еще раз проверяем совмещение меток;
  • ставим заднюю крышку р/в, и в данном случае также потребуется регулировка клапанов – она производится подбором регулировочных шайб по толщине;
  • устанавливаем клапанную крышку – ее прокладку тоже следует заменить.

Установка цепи по меткам

Необходимость в установке меток механизма газораспределения может возникнуть в процессе ремонта либо при сильном растяжении цепи. При несовпадении меток стабильная работа мотора нарушается из-за сдвига фаз. В этом случае требуется корректировка. Работу проводят следующими инструментами:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.


Процедуру выполняем согласно следующей инструкции:

  1. Демонтируем коробку воздушного фильтра и клапанную крышку с уплотнителем, открутив крепёж.
  2. Ослабляем фиксатор натяжителя, упираем отвёрткой в башмак и зажимаем гайку.
  3. Ключом на 38 мм или заводной ручкой проворачиваем коленвал, пока не совпадут метки на его шкиве и крышке ГРМ, при этом метка на звёздочке распредвала должна расположиться напротив выступа, отлитого на корпусе.
  4. При несовпадении какой-либо из меток включаем четвёртую скорость и разгибаем стопорную шайбу на звёздочке распредвала.
  5. Выкручиваем болт, демонтируем шестерню.
  6. Снимаем цепь со звёздочки и выставляем нужное положение (п.3). После установки меток осуществляем обратную сборку.


Видео: как выставить метки ГРМ на классических «Жигулях»

Также ознакомьтесь

  1. Открутить гайку на «36», прикрепляющую шкив коленвала. Специальным ключом застопорить шкив, открутить его. Если спецключа нет, нужно включить пятую передачу, выжать педаль тормоза, открутить ее с помощью ключа.
  1. Снять шкив. Открутить 6 болтов и 3 гайки ключом на «10», потом еще 3 болта крышки привода распредвала, убрать крышку.
  1. Открутить 2 гайки, крепящие натяжитель цепи, снять его.

На фотографиях показан автоматический натяжитель.

  1. Ослабить болт, которым крепится звездочка распредвала, после чего можно ее снимать. Положение для центровки стоит запомнить, а лучше пометить.

На фотографии можно увидеть итог.

  • Предохранитель, позволяющий избежать перескакивания цепи.
  • Крепление башмака натяжителя цепи газораспределительного механизма.
  • Звездочка коленвала.
  1. Ключом на «10» отсоединить предохранитель, крепление натяжителя, а также болт, которым крепится звездочка привода вспомогательных агрегатов.
  1. Снять звездочки и старую цепь ГРМ. Должны совпасть шпонка коленвала и литье на блоке цилиндров.
  1. Установить на привод новые звездочки, коленчатый вал и вспомогательные агрегаты. Поставить на место тщательно смазанную новую цепь.
  1. Чтоб цепь не упала вниз, нужно подложить под нее какой-нибудь инструмент.
  2. Звездочка устанавливается в цепь так, чтоб нисходящая ветвь цепи оказалась натянутой, а все ее метки совпадали. Далее нужно повернуть распредвал справа налево и вернуться обратно за коленвал. Благодаря этим действиям натягивается цепь, и можно проверить правильность установки меток. Если метки не совпадают, нужно перекинуть цепь на зуб, а затем повторить процедуру.
  3. Вернуть на место натяжитель, активировать его. Затянуть все крепежные болты, закрепить их. Провернуть на 2 оборота коленвал, убедиться, что метки совпадают, а клапаны и поршни не сталкиваются.
  4. Смазать герметиком прокладку крышки коленчатого вала, установить ее на место.
  5. Поставить шкив, удостовериться, что совпадают метки, затянуть его.
  6. Открутить гайку трамблера на «13», достать сам трамблер, повернуть бегунок к контакту 4-го цилиндра.
  7. Вернуть на место трамблер.

В качестве завершения процедуры по установке новой цепи газораспределительного механизма ВАЗ 2106 обязательно выставить зажигание.

Выполнить сборку в обратном порядке, залить антифриз.

На этом можно считать замену цепи ГРМ на ВАЗ 2106 завершенной.

Регулировка натяжения цепи

Необходимость в подтяжке цепи может понадобиться при разных ситуациях:

  • ремонт мотора;
  • замена цепного привода;
  • растяжение цепи.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • ключи на 13 и 38 мм;
  • плоская отвёртка;
  • плоскогубцы.

Натяжение цепи состоит из нескольких шагов:

  1. Машину устанавливаем на ровную поверхность, включаем нейтраль, подставив под колёса упоры.
  2. Отворачиваем фиксатор натяжителя цепи, при этом будет слышен характерный щелчок.
  3. Ключом на 38 мм вращаем коленвал, совершая несколько оборотов.
  4. Вращение прекращаем при максимальном усилии и затягиваем гайку натяжителя.

Если крышка клапанов снята, определить натяжение цепи можно уперев в неё отвёрткой. Если цепь натянута нормально, то она будет жёсткой.


Цена замены

Примечание! Для установки фаз газораспределения, вам необходимо будет запастись: Отвёрткой, а так же тремя гаечными ключами «на 8» «на 10» и ««на 13», а так же нужно обязательно запастись специальным ключом для проворачивания шкива коленвала! (Если специального ключа у вас нет,тогда вместо него можно использовать головку «на 36»)

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

На ВАЗ 2101 для передачи крутящего момента от коленвала распредвалу и синхронизации их работы установлен цепной привод ГРМ. Хотя он считается надежным со временем элементы изнашиваются, появляются характерные признаки, по которым можно сделать вывод, что детали нужно менять. Провести ремонт цепи ГРМ на ВАЗ 2101 можно собственноручно, руководствуясь рекомендациями специалистов.

Конструкция цепного привода

Основное назначение устройства – синхронизация работы двух валов: коленчатого и распределительного. Благодаря их вращению двигаются поршни в цилиндрах, происходит открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Если нарушается синхронность, клапана встречаются с поршнями, что приводит к повреждению деталей. От состояния каждого элемента, которые входят в конструкцию привода ГРМ, зависит качественное выполнение функций, возложенных на механизм.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Конструкция цепного приводного механизма состоит из:

  • Двурядной цепи. Они изготавливается из металлических,
    соединенных между собой звеньев. На «копейке» устанавливается цепь, имеющая 114
    звеньев. Цепь по сравнению с ременной передачей более надежна и долговечна.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Натяжителя. Его задачей является поддержание
    цепи во время работы мотора в необходимом натяжении. Он может быть
    автоматический, гидравлический и механический. Первый вид не требует
    постоянного натяжения, так как это выполняет автомат. Минусом устройств
    является большая стоимость и небольшой срок службы. Работа гидравлических механизмов
    основана на подаче под давлением смазочного вещества из системы смазки. При
    недостатке смазывающей жидкости, механизм может подклинивать. На классических
    моделях ВАЗа устанавливаются механические натяжители, требующие постоянной
    регулировки. Недостатком устройств является засорение остатками износа, что
    является причиной подклинивания плунжера, устройство не выполняет своих функций
    по натяжке.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Успокоителя.
    Служит, чтобы погасить колебания
    цепи, не допуская ее соскакивания с шестерен ГРМ. Если устройство выйдет из
    строя, привод может оборваться. Это возможно при высоких оборотах двигателя.
    Успокоитель – это металлическая пластина с отверстиями для крепежных болтов.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Башмака натяжителя. Он находится напротив успокоителя и служит также для натяжения и успокоения цепи. Для его изготовления используется специальный полимер, благодаря которому изделием имеет высокую прочность и износостойкость.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Симптомы неполадок в цепном механизме

Для проверки технического состояния деталей привода ГРМ,
придется частично разобрать двигатель, так как механизм находится внутри. Неполадки,
которые появились с деталями устройства можно определить по характерным
признакам.

Слышится шум от цепи в виде стуков, металлического скрежета,
посторонних звуков при работе двигателя. Необходимо выяснить причину
возникновения этих шумов и устранить их. Если на это не обращать внимания,
увеличивается износ комплектующих, что приведет к дорогому ремонту или обрыву
цепи.

Причиной шума цепи часто является натяжитель. Он не
натягивает как положено цепь, при работе силового агрегата появляются звуки,
напоминающие работающий дизель. Появляются такие звуки в основном при работе на
холостых оборотах.

На износ деталей привода оказывает влияние следующие
факторы:

  • некачественно выполненный ремонт;
  • недостаточное давление моторного масла;
  • нарушение регламента проведения технического
    обслуживания;
  • использование деталей низкого качества.

Во время эксплуатации транспортного средства газораспределительная цепь изнашивается и растягивается.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Растянутая цепь может перескочить через несколько зубьев на
звездочках одного из валов. Если это происходит, зажигание сбивается, силовая
установка начинает работать неустойчиво. Необходимо проверить детали и заменить
поврежденные.

Инструкция по ремонту цепного механизма ГРМ «копейки»

Цепной привод газораспределительного механизма на ВАЗ 2101
состоит из ряда комплектующих, от исправности которых зависит, насколько
эффективно устройство будет выполнять свои функции. Поэтому необходимо
проверять каждую деталь и ремонтировать либо заменять на новую.

Для выполнения ремонтных работ необходимо приготовить:

  • набор отверток;
  • комплект ключей и головок;
  • крюк из металлической проволоки;
  • новые детали.

Меняем успокоитель

Замена осуществляется поэтапно:

  • Выкручиваем крепежные элементы и демонтируем короб воздушного фильтрующего элемента.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Откручиваем крепежные элементы и убираем трос, который управляет воздушной заслонкой карбюратора.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Далее снимаем рычаг с тягой, находящийся на крышке клапанов.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Выкручиваем крепеж и снимаем крышку ГБЦ.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Ослабляем крепежную гайку натяжителя.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Чтобы ослабить цепь, с помощью длиной отвертки надавливаем на башмак и отжимаем его.
  • Держим башмак и подтягиваем крепежную гайку натяжителя.
  • Вынимаем успокоитель, захватив его металлическим крючком за ушко.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Выкручиваем два крепежных винта успокоителя.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Прокручиваем шестеренку распределительного вала по движению часовой стрелки, ослабляем цепь и демонтируем успокоитель.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Устанавливаем новый успокоитель и возвращаем на посадочные места снятые детали.

Меняем натяжитель

Он находится над водяным насосом. Меняем его по алгоритму:

  • Выкручиваем болты крепления натяжителя к ГБЦ и извлекаем, не забывая снять прокладку.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Зажимаем изделие в тиски, откручиваем фиксатор.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Осматриваем цанговый зажим. Лапки не должны иметь повреждений. При их наличии устанавливаем новый натяжитель.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • При установке новой детали в ГБЦ, сначала нужно максимально погрузить плунжер натяжителя и завернуть гайку.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Затем вставляем натяжитель на прежнее место и закручиваем крепеж.

Меняем башмак

Процедура замены представляет собой последовательность
шагов:

  • Снимаем защиту с двигателя.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Ослабляем гайку натяжения ремня подвесного оборудования и демонтируем ремень.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Откручиваем крепеж и снимаем вентилятор радиатора охлаждения.
  • Специальным ключом срываем гайку крепления шкива и выкручиваем ее полностью.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Демонтируем шкив.
  • Откручиваем крепеж спереди поддона.
  • Выкручиваем крепежные элементы и убираем крышку ГРМ.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Откручиваем фиксирующий болт и вынимаем башмак.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Башмак для замены монтируем на штатное место и возвращаем снятые. На заключительном этапе необходимо отрегулировать натяжение цепи.

Меняем цепь

Сначала осуществляем разборку, чтобы демонтировать цепь:

  • Повторяем действия, которые выполняли при замене успокоителя и башмака до их демонтажа.
  • Вращаем коленчатый вал до совпадения меток на крышке ГРМ с меткой на валу.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Необходимо также совместить метки на шестеренке распределительного вала с выпуклостью на корпусе.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • На стопоре шестеренки распредвала, отгибаем с помощью отвертки края.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Включаем четвертую скорость и ставим авто на стояночный тормоз.
  • Ослабляем крепежный болт звезды распределительного вала.
  • Отгибаем края стопора, расположенного на крепежном болте шкива вспомогательного оборудования.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Выкрутив болт крепления, снимаем звездочку подвесного оборудования.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Полностью отворачиваем ограничительный палец.
  • Откручиваем крепеж шестерни распредвала и снимаем ее, приподняв цепь.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Глубоко опускаем цепь и снимаем ее со всех шкивов.
  • Далее проверяем совпадение меток коленчатого вала и блока цилиндров.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Далее проводим установку новой цепи, соблюдая такую
последовательность шагов:

  • Накидываем новую цепь на шкив коленвала.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Затем надеваем ее на шестеренку подвесного оборудования.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Затем шестерню с надетой цепью надеваем на вал привода и слегка закручиваем крепежный болт.
  • Цепляем цепь на крюк и поднимаем ее до шестерни распредвала.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Накидываем цепь на шестеренку распределительного вала, а затем устанавливаем ее на вал ГБЦ.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • Контролируем соответствие меток и степень натяжения цепи. При необходимости выполняем регулировку.
  • Наживляем крепежный болт шестеренки распредвала.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

  • На следующем этапе устанавливаем на посадочные места демонтированные комплектующие.
  • Включаем нейтралку и крутим коленвал в сторону его вращения. Контролируем совпадение меток.
  • Затягиваем гайку, фиксирующая натяжитель.
  • Включаем скорость и закручиваем до конца все крепежные болты на шестеренках.
  • Оставшиеся элементы монтируем в обратном демонтажу порядке.

При эксплуатации автомобиля ВАЗ 2101 нужно проверять состояние привода ГРМ и менять изношенные или поврежденные детали. Также следует контролировать натяжение цепи ГРМ.

Читайте также: