Не все мы умрем но все изменимся вдруг во мгновение ока

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

К вопросу о вечных муках

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными. » (1 Кор. 15:51-52). «Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе» (Свт. Феофан Затворник).

Итак, согласно учению Церкви, при Втором Пришествии Христа произойдет всеобщее воскресение мертвых и каждый будет судим по делам его, или так сказать – в том состоянии духа, в котором предстанут на Суд уже не изменятся люди, но праведные укрепятся в праведности и более не падут, нечестивые – уже не смогут стать праведными.

При этом и воскресшие и не знавшие смерти обретут преображенные тела, избавленные от заразы первородного повреждения. Согласно прп. Максиму Исповеднику, к последствиям такой заразы (порчи) относятся: тленность, смертность и страстность, которые в физическом смысле понимаются как подверженность старению, разлучению тела и души, страдательность, ощущение боли.

Осужденные пойдут в муку: «тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Разумеется, страдать будет не только душа, но и тело, о чем говорят многие Отцы, и это логично: человек есть душа и тело, которые воссоединятся в конце времен, следовательно страдать будет весь человек, а не только его душа.

Не понятно другое: как может страдать, переносить мучения преображенное тело и как может сохранять божественную славу (ибо Адам, потому и облекся в «кожаные ризы», что пал) и во славе нетления отдано на поругание бесам? Если же тела грешников вновь обретут падшую природу, то для чего преображались, и как могут существовать вечно для огня, если будут тленными?

Впрочем, приведенный парадокс – не более чем один среди прочих в ряду эсхатологических вопросов, и хотя «говорю вам тайну. », не означает «открываю. », быть может имеет вполне простое и убедительное решение.

Или: как возможно человеку в Царствии Небесном не иметь сокрушения о том, что другие люди, и в частности его сродники, будучи осужденными, пребывают в аду, страдают и мучениям этим не будет конца? Прп. Симеон Новый Богослов: «Знаю я и такого, который так сильно желал спасения братии своих, что много раз с теплыми слезами умолял Бога, чтоб или и они спасены были, или и он вместе с ними предан был мукам». Меж тем абсурдно считать, что в Царствии Небесном возможны какие либо духовно-нравственные терзания, абсурдно считать и то, что спасенные теряют память или становятся бесчувственными эгоистами.

Однако, куда более принципиальным и как показывает история Церкви не разрешимым до сего дня остается главный вопрос эсхатологического ряда: как Бог, который есть Любовь, мог дать бытие тем, о которых заранее знал, что они отвергнут Бога, пусть даже в свободной воле, но отвергнут и тем обрекут себя на вечные муки? Духовная слепота, своего рода глупость сродни неразумности младенца, привязанность к греховным наслаждениям – причина такого выбора, ибо сам себе ни кто не враг, ни кто не желает мучений себе и даже отрекаясь от Бога, человек тем самым изъявляет желание пребывать во грехе, следствием которого является мука, но не верным будет утверждать, что при этом таковой человек и сами мучения желает себе.

Как всеблагой Господь не отнял от материнского чрева тех о ком знал, что изберут злое и совершенно погубят себя, но сели бы предстали Ему до того как осквернятся беззакониями, то спаслись бы?

Божественная любовь вовсе не исключает предание человека страданиям, но не иначе как ради пользы ему, для вразумления, предупреждения и недопущения большего греха, чем уже совершённый, примера другим людям в стойкости и верности Богу страдающего человека. Однако в случае нескончаемости мук имеем страдания лишенные смысла, как если бы Любовь Божья по отношению к грешникам была бы местью, причем в силу нескончаемости этой мести – бесконечно более жестокой, чем все злодеяния, когда либо совершенные человеком. Прп. Исаак Сирин: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге. »; «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».

В святоотеческой литературе разрешение этого вопроса либо игнорировалось отцами, либо высказывалось предположение о возможном спасении всех. В любом случае, и не без промысла Божьего так сложилось, что говорить о едином мнении Церкви на этот счет не приходится.

Как известно, впервые, развернутое учение о всеобщем восстановлении сформулировал христианский апологет 2-3 века Климент Александрийский, который допускал конечность адских мук, возможность покаяния грешников и даже падших ангелов, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для них. Ученик Климента, Ориген более детально развил это учение, однако в русле окровенено чуждых христианству представлений о мироздании, как то идеях о предсущесвовании и переселении душ, бесконечно-цикличном развитии истории, апокатастасисе как восстановлении бестелесной формы существования людей (якобы изначально бывшей) и т.п. Оригеновские взгляды были осуждены Церковью, и следует заметить, что при этом не были осуждены, впрочем и не одобрены (как бы оставляя вопрос открытым) воззрения свт. Григория Нисского, так же осуждавшего заблуждения Оригена, но идею о возможности всеобщего спасения в том числе и дьявола поддерживал. Более того, Шестой Вселенский Собор включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов», а Седьмой Вселенский Собор назвал святителя «отцом отцов».

И все же 9-й анафематизм (из десяти) приписываемых Пятому Вселенскому Собору видится предельно ясным: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема».

Казалось бы в вопрос о вечных муках закрыт и все же не отрицая авторитет и безошибочность постановлений главного земного вероучителя, отметим несколько аспектов поставленной им «точки».

Во-первых, следует отметить, что постановлений Пятого Вселенского Собора не сохранилось. До наших дней дошли тексты послания против Оригена архиепископу Мине, предположительно составленного императором Юстинианом, в заключительной части которого изложены десять упомянутых анафематствований. Они то и были приняты Собором, только не Вселенским, а Поместным Константинопольским Собором 543 года по определению не обладающим вселенской полнотой. Кроме того, очень важно отметить то обстоятельство, что Собор 543 года, не был включен в число поместных Соборов, за которыми Церковь признала вселенское достоинство, коих одиннадцать из великого множества. Тем самым Вселенская Церковь высказала свое отношение к нему: не отрицаем, но и не утверждаем.

10 правил Собора произвольно включили в собрания деяний V Вселенского Собора, но в 17 веке были обнаружены еще 15 анафематизмов, имеющих явную параллель с десятью адресованных Мине. Их так же внесли в собрания актов Соборов. При этом следует отметить, что они не содержат утверждения десяти анафематизмов Поместного Собора 543 года и не касаются вопросов всеобщего спасения людей.

Во-вторых, обратим внимание, что в постановлении Собора говорится о вечности наказания демонов столь же определенно, сколько и о вечности наказания людей. И тогда зададим вопрос несколько иначе: возможно ли спасение на Страшном Суде тех, кто был осужден на суде частном, или же участь грешников по смерти неизменна? И здесь мы видим, что однозначного ответа у Церкви на это нет. При этом Церковь молится не только о живущих, но и об усопших. Зачем же молиться если ни чего уже изменить нельзя: спасенные спаслись, погибшие погибли? Кроме того, Церковь имеет не одно предание о том, как по молитвам живущих посмертная участь грешников менялась: прощения сподобился иконоборец император Феофил и даже молитва о судьбе одного из самых последовательных гонителей христиан императора Траяна, по смерти богоборца была услышана, о чем извещено свт. Григорию Двоеслову. Вероятно, души умерших подобным образом откликаются на молитву живущих и соединяются с ней, как души младенцев по молитвам родителей своих.

Свт. Марк Эффеский полемизируя с латинянами, опровергал спасительную силу чистилища, что безусловно, является еретическим учением, но уверенно писал о помощи молитв усопшим и возможном избавлении от страданий находящихся ныне в аду: «…если грехи их [умерших] были более тяжкими и связующими на более длительный срок, то и они содержатся в аду, но не для того, чтобы навсегда находиться в огне и мучении, а – как бы в тюрьме и заключении под стражу. Всем таковым, мы утверждаем, помогают совершаемые за них молитвы и литургии, при содействии сему Божественной благостыни и человеколюбия, которое одни согрешения, сделанные по человеческой немощи, сразу же презрит и отпустит, как говорит Дионисий Великий в «Размышлениях о тайне священноусопших»; а другие грехи после известного времени праведными судами или также разрешает и прощает, и то – совершенно, или облегчает ответственность за них до конечного того Суда».

В Страстную субботу возглашает Церковь: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим. ». Свт. Григорий Богослов пишет: «Может быть, они [грешники] будут там [в аду] крещены огнем - этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». Ещё: «во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во втором пришествии], который совершенно упразднит его» (прп. Ефрем Сирин). В свою очередь и прп. Исаак Сирин явным образом указывая на конечность адских мук, благоразумно остерегает при этом людей проявить беспечность в том, чтобы в расчете на искупление греха за гробом, безудержно наслаждались грехом до времени: «Остережемся в душах наших… и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней». Преподобному вторит свт. Иоанн Златоуст: «Он [Господь] самую геенну уготовал для того, чтобы страх наказания и нестерпимая тяжесть мучений побуждали нас к Царствию. Для того Он и. угрожает геенною, чтобы, мы не испытали геенны, но получили Царствие». Так же следует учесть, что и спасение может быть различным: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3: 13-15).

Совершеннейшим образом явствует из всего перечисленного, что Собор, справедливо отвергая учение о конечности адских мук, говорит о неизменности состояния тех тварей, что на и Страшном Суде не изменят своему греховному выбору. И в этом действительно не приходится сомневаться. Разумеется не будет второго, третьего. пятого Страшного Суда. Не потому что Бог ожесточится и не пожелает дать еще один шанс падшим, а потому что не будет уже ни чего уже сверх того, что смогло бы переменить выбор человека в дальнейшем.

Однако, в том то и видится благой смысл Страшного Суда, чтобы дать возможность спастись тем, кто был осужден на суде частном, а не в том чтобы подобно кассационной инстанции, впрочем, при неизменном «составе» суда, еще раз оправдать оправданных и осудить осужденных: «Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была» (свт. Феофан Затворник).

Некоторые, избрав порочный образ жизни, говорят «это мой выбор». Но избравший место на раскаленной сковороде только тогда вправе говорить о полноценном выборе, когда усидит на ней хотя бы минуту. А то не боимся ни Бога ни дьявола, потому, что не знаем не Того ни другого, как бы шутя и вальяжно рассуждаем на тему вечных мук как о чём то малозначимом толи не существующем вовсе.

Полагаю не разумным будет не делать ни какого различия между выбором человека в земной жизни и выбором того же самого человека, но уже с учетом его посмертного опыта. Даже здесь, на земле, иной раз выбирая зло, и выбирая его сознательно, в свободной воле, но не имея полноты его «вкуса», проходим те или испытания и нередко меняемся, как бы другими глазами взираем на то что сотворили еще вчера и в отвращаемся от того что прежде принимали, и делаем это в свободной воле, осознанием ошибки, а не принуждением мукой. Правда не принуждает, но способствует освобождению человека. Так и в аду душа человека не принуждается к любви, но осознаёт её ценность и пагубность греха. Прп. Исаак Сирин: «…геенское мучение есть раскаяние». А раскаяние – начало спасения.

Вот, еще пылает ненавистью к брату человек и готов растерзать его, но убив и видя окровавленное тело, теперь уже с ненавистью взирает на убийство, и тут же кается, потому что увидел грех как он есть и его последствия. Словно спала пелена с его глаз, открылось явно, то что было не явно, словно скрыто было как за запотевшее стекло. По смерти не будет этих «стекол», все откроется человеку, исчезнут сомнения, мнения и недопонимания, не будет искаженного восприятия действительности, ибо Высший Суд только тогда верховенствует, когда подсудимым осознана действительность такой, какая она есть на самом деле. Не будет уже национальных, исторических, религиозных предрассудков. Будет Истина открыта, так что даже знание упразднится (1 Кор. 13: 8) и тогда воскреснув, вместе с телом обретет человек и утраченную волю, которую теряет душа при разлучении с плотью, и в свободной воле и в полноте познания добра и зла, насколько возможно получить его за гробом и в миг всеобщего Воскресения, сделает человек свой последний выбор. Впрочем, воля, определяющая выбор, вероятнее всего станет неизменной в самый момент воскресения, но одновременно с покаянием кающихся.

Нет человека, который бы полностью утратил доброе в себе, и что оно без какого бы то ни было проявления и в покаянии в частности? Разумно полагать, что зачаток доброго способно иначе раскрыться тогда, когда соприкоснется с абсолютным Добром. Верно и то, что добро само по себе не спасает, более того – и покаяние тоже. Но оно дает возможность Богу спасти нас. Покаяние же возможно по причине сохранения добра в человеке. Сколько же нужно добра, чтобы обрести спасение? Нет учения о том. Бог ведает. И что есть покаяние? Какова его спасительная мера? Кто либо из Отцов знает? Ни кто! Понимая это не ложно, Сисой Великий сказал ученикам своим перед самой смертью: «не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию своему».

Обратим внимание и на то обстоятельство, что едва ли кто из живущих когда либо на земле достиг абсолютного бесстрастия и в том состоянии представился Богу. Если и были таковые, то единицы. Во всяком случае к ним не относился благоразумный разбойник, первым вошедшим в рай, но не уничтоживший в себе страсти. Рай как обиталище душ разлученных с телом, или состояние праведников до дня всеобщего воскресения – еще не Новый Иерусалим (Откр. 21), еще не Царствие Небесное о котором говорим как о тайне будущего века, еще не полнота блаженства. И совершенно очевидно, что ни какая скверна не сможет войти в это Царствие. Отсюда, полагаю, что ни только ад станет пожирателем всякой неправды в человеке, но и рай и Страшный Суд тоже. Спасение – всегда раскаянье. Если же на Страшном Суде (не говорю «за гробом») нет покаяния, то его нет и тем праведникам, которые хотя и принесли покаяние на смертном одре, но только в меру познания своих злодеяний, а как быть с тем, что откроется праведнику в полноте познания добра и зла, когда и все доброе, что сотворил он, достойное стыда представится, а злое в глазах его умножится? Отсюда следует, если на Страшном Суде нет покаяния, то нет и спасения ни кому.

Сколько же спасется? Десять, двадцать, тридцать. все? Пудовый замок на ум и уста свои повесим. Не знаем. Знаем только, что суд себе творим предвосхищая Суд Божий, и если не осознаем свою пагубность и не отвратимся от греховного, будем страдать вечно, если же раскаемся, а раскаянье не есть нечто внешнее, но – суть изменение человека, то спасемся.

Но, возвращаясь к началу разговора, разве не имеем в Писании слов Христа, просто и казалось бы однозначно возвещавшего что не все спасутся: «тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41)? Имеем это в Писании и слова Христа – истина. Еще говорил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

Ужели не спаслись Авраам, Давид, Иоанн Креститель. И Сама Богородица которой Ангел, прежде прихода в мир Спасителя, сказал: «. не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30) не крестилась. Ужели, все погибли, или слова Христа ложны? Не погибли и не ложны. Но не знаем мы все пути Господни, которыми крестится человек и приобщается святым Телу и Крови Христовым. Нам дан только чин Крещения, и чин Евхаристии, но это не значит, что нет других путей причастия безмерному Телу Христа, нет рождения от воды и духа кроме как эти известным нам способом. Так, святые Отцы говорят о крещении кровью, слезами, посмертной благодатью. Свт. Григорий Богослов, как уже упоминалось выше, допускал крещение огнем в аду грешников, очевидно не с тем чтобы после крещения преданы были они вечному огню, но предполагая их возможное помилование на последнем Судилище.

Страшные слова Христа: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Сам Бог говорит нечестивым людям, что они погибнут. Что можно к этому добавить? Пожалуй, разве что другие страшные слова, донесенные Богом через Иону: «. еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4).

Помыслим же себе, что мы и есть те самые ниневитяне, живущие в отпущенные Богом 40 дней, с той лишь разницей, что о дне и часе том (Мф. 24:36) не ведаем, а им, страшная дата была открыта. Помыслим с той лишь разницей, что им, по завершению отпущенных дней, обещал Господь разрушение города и гибель всех живущих в городе, а мы имеем слова о смерти вечной. Что же мы видим? Разрушена была Ниневия? Погибли ниневитяне? Нет. Но возопили: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:9). Покаялись от млада до старого «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Ужели не знал Господь, что Ниневия разрушена на будет. Знал, потому и сказал «будет разрушена» что не желал разрушения, потому и спаслись ниневитяне, что поверили пророку, а поверив оделись во вретища. Покуда есть надежда на спасение Бог не приговор выносит людям, но лишь то, что полезно нам говорит. И если бы сказал ниневитянам: «спасетесь все», погибли все до единого.

Откуда же нам ныне знать, сколько людей покается в конце времен, когда будет явлена Слава Божья так как ни одному пророку и не одному народу и не одному праведнику до ныне? И если поверили ушам своим ниневитяне, как не поверим глазам и не внемлем последней проповеди спасения?

Толкование на 1 Коринфянам 15:51

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 15:51 / 1Кор 15:51

Григорий Нисский (331/5−

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе. Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами вскоре во мгновении ока наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Сол. 4:17).

Источник: Об устроении человека.

Иоанн Златоуст (

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Окончив увещание касательно жизни, далее он по своему всегдашнему обыкновению, соединяя один предмет с другим, переходит опять к учению о воскресении тел и говорит: «говорю вам тайну» (1 Кор. 15:51) .

О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить (апостол), и оказывает им великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных. Что же это такое?

«Не все мы умрем, но все изменимся». Смысл слов его следующий: «не все мы умрем, но все изменимся», даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными.

Источник: Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам.

Феофан Затворник (1815−1894)

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

Се тайну вам глаголю. «О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить Апостол, и оказывает слушателям великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных» (святой Златоуст). «Тайною называется, что не всем объявлено, но вверено одним друзьям». Посему Апостол утешает коринфян.

«Что же это такое: вси бо не успнем, вси же изменимся? — Смысл слов его следующий: не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» (святой Златоуст). «Ибо не только скончавшиеся восстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление» (Феодорит).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

То-есть: мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земли живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными; их тела, не подвергаясь смерти, изменятся из тленных в нетленныя, какия будут иметь и воскресшие из мертвых.

Переименовывая смерть успением и сном, богомудрые Мужи, без сомнения, хотели внушить своим последователям, что христианин должен смотреть на смерть не якоже и прочии, неимущии упования, что смерть не есть решительное отрицание жизни и погибель личности и бытия, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силою жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую безсмертную жизнь в день всеобщаго воскресения. Таким образом, если мы внимательны: то произнося слово: успение, мы напоминаем себе учение о безсмертии души и утверждаем себя в надежде воскресения и тела.

Источник: Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Ефрем Сирин (

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, — говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Максим Исповедник (580−662)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Поскольку в одних списках Апостола содержатся [слова] все мы уснем, но не все изменимся, а в других — не все мы уснем, но все изменимся, то я прошу объяснить, какое из чтений следует считать верным, и что эти [слова] означают?

Поскольку оба [чтения] содержатся уже в древних списках, то я полагаю, что, следуя и тому и другому чтению, понимающий текст согласно благочестию не отдалится от апостольской цели. Слова все мы уснем, но не все изменимся следует понимать так: мы все подвергнемся сну смерти, но не все получим взамен славу и дерзновение. В другом [месте] тот же апостол утверждает это яснее, говоря: только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор. 5:3). А слова не все мы уснем, но все изменимся следует воспринимать так: не все мы уснем сном длительным, так чтобы была необходимость в погребении и распаде, [ведущем] к тлению, но те, кто будут жить в то [время], перенесут краткую смерть, и долго спать им будет не нужно, ибо тотчас же произойдет воскресение, [и тогда] все изменятся, то есть облекутся нетлением.

Однако существует и другое созерцательное толкование этого [места]: не все мы уснем, то есть достигнем упокоения и бездействия грехов, и не все усыпим наши страсти, согласно [сказанному]: я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5:2). Ведь написавший Песни Божественной любви имеет в виду, что тот, кто стал совершенно бездейственным по отношению ко всему чувственному и умственному, — тот бодрствует одним лишь сердцем, наслаждаясь одним лишь созерцанием Бога. Слова же все изменимся указывают на всеобщее изменение [в состояние] нетления.

Источник: Вопросы и затруднения.

Августин (354−430)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тогда между плотью и духом будет такое согласие — подчиненную плоть, не испытывающую никакой нужды, оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы, ибо нам не придется терпеть ни внешних, ни внутренних врагов.

Феофилакт Болгарский (

Говорю вам тайну

Опять возвращается к учению о воскресении и говорит, что намерен сказать им нечто страшное и сокровенное. Сим же оказывает и большое к ним уважение, коль скоро сообщает им тайны.

Не все мы умрем, но все изменимся

Хотя, говорит, не все умрут, однако изменятся все, то есть и те, которые не умрут, облекутся в нетление. Итак, когда будешь умирать, не бойся того, что не воскреснешь. Ибо вот, я говорю тебе, что некоторые не умрут, и одного этого им недостаточно для оного воскресения, если они не изменятся, и таким образом не перейдут в бессмертие из той смертности тел, какую они имеют. Посему как для них не полезно не умирать, так для нас не вредно умирать. Ибо и для них изменение служит смертью, потому что в них умирает тление, изменяющееся в нетление.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Феодорит Кирский (386/93−

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Источник: Толкования на послания апостола Павла.

Магн Аврелий Кассиодор

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Сияние святых относится к тому моменту, когда при воскресении они воссияют подобно ангелам Божиим, когда, очистившись и воссияв, очами сердца смогут лицезреть величие. Они не могут взирать на этот свет, пока не изменятся к лучшему, — по словам апостола: «Мы все воскреснем, но не все изменимся».

…Кто не изменится в этом мире, не сможет измениться и в мире грядущем.

Источник: Толкование Псалмов (Пс. 54 и Пс. 109).

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 51−52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Тайну. Апостолу сделалось известно то, что он говорит далее, по особому откровению от Бога (ср. 1 Сол. 4:15). — При последней трубе. Никакая труба не может пробудить мертвых. Поэтому здесь это выражение может означать только особое всемогущее веление Божие, в силу которого мертвые должны воскреснуть, а живые — измениться по телу. Самый образ заимствован от тех сигналов, какие подавали еврейские священники, когда евреям, странствовавшим в пустыне, приходилось подниматься в путь или же собираться на праздник к скинии (Чис. 10:2−10). Из того, что труба названа последнею, можно выводить заключение, что еще ранее будут иметь место другие повеления Божии, которые будут иметь значение для мира духов. — Ибо вострубит, т. е. труба вострубит. Опять это — образное выражение, указывающее на одновременность воскресения мертвых и изменения живых. — Мы, т. е. все верующие, которые доживут до второго пришествия. Апостол не знал, доживет ли он сам до этого срока (ср. ст. 30 и 31; 6:14; Флп. 1:20 и 2:17) и, ввиду присущего ему упования на близкое пришествие Господне, скорее мог причислять себя к тем, кто доживет до этого времени.

Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 15:51

Тогда между плотью и духом будет такое согласие - подчиненную плоть, не испытывающую никакой нужды, оживлять будет дух, так что внутри нас уже не будет никакой борьбы, ибо нам не придется терпеть ни внешних, ни внутренних врагов.

Блж. Феодорит Кирский

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Блж. Феофилакт Болгарский

Говорю вам тайну

Опять возвращается к учению о воскресении и говорит, что намерен сказать им нечто страшное и сокровенное. Сим же оказывает и большое к ним уважение, коль скоро сообщает им тайны.

Не все мы умрем, но все изменимся

Хотя, говорит, не все умрут, однако изменятся все, то есть и те, которые не умрут, облекутся в нетление. Итак, когда будешь умирать, не бойся того, что не воскреснешь. Ибо вот, я говорю тебе, что некоторые не умрут, и одного этого им недостаточно для оного воскресения, если они не изменятся, и таким образом не перейдут в бессмертие из той смертности тел, какую они имеют. Посему как для них не полезно не умирать, так для нас не вредно умирать. Ибо и для них изменение служит смертью, потому что в них умирает тление, изменяющееся в нетление.

Лопухин А.П.

Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Тайну. Апостолу сделалось известно то, что он говорит далее, по особому откровению от Бога (ср. 1Сол. 4:15 ) . - При последней трубе. Никакая труба не может пробудить мертвых. Поэтому здесь это выражение может означать только особое всемогущее веление Божие, в силу которого мертвые должны воскреснуть, а живые - измениться по телу. Самый образ заимствован от тех сигналов, какие подавали еврейские священники, когда евреям, странствовавшим в пустыне, приходилось подниматься в путь или же собираться на праздник к скинии ( Чис. 10:2-10 ) . Из того, что труба названа последнею, можно выводить заключение, что еще ранее будут иметь место другие повеления Божии, которые будут иметь значение для мира духов. - Ибо вострубит, т. е. труба вострубит. Опять это - образное выражение, указывающее на одновременность воскресения мертвых и изменения живых. - Мы, т. е. все верующие, которые доживут до второго пришествия. Апостол не знал, доживет ли он сам до этого срока (ср. ст. 30 и 31 ; 6:14 ; Флп. 1:20 и 2:17 ) и, ввиду присущего ему упования на близкое пришествие Господне, скорее мог причислять себя к тем, кто доживет до этого времени.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Кор. 15:1

Магн Аврелий Кассиодор

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Тайной называется то, что не всем объявлено, но вверено только друзьям.

Сияние святых относится к тому моменту, когда при воскресении они воссияют подобно ангелам Божиим, когда, очистившись и воссияв, очами сердца смогут лицезреть величие. Они не могут взирать на этот свет, пока не изменятся к лучшему, - по словам апостола: «Мы все воскреснем, но не все изменимся».

…Кто не изменится в этом мире, не сможет измениться и в мире грядущем.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, - говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.

Прп. Максим Исповедник

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Поскольку в одних списках Апостола содержатся [слова] все мы уснем, но не все изменимся, а в других — не все мы уснем, но все изменимся, то я прошу объяснить, какое из чтений следует считать верным, и что эти [слова] означают?

Поскольку оба [чтения] содержатся уже в древних списках, то я полагаю, что, следуя и тому и другому чтению, понимающий текст согласно благочестию не отдалится от апостольской цели. Слова все мы уснем, но не все изменимся следует понимать так: мы все подвергнемся сну смерти, но не все получим взамен славу и дерзновение. В другом [месте] тот же апостол утверждает это яснее, говоря: только бы нам и одетым не оказаться нагими ( 2Кор. 5:3 ) . А слова не все мы уснем, но все изменимся следует воспринимать так: не все мы уснем сном длительным, так чтобы была необходимость в погребении и распаде, [ведущем] к тлению, но те, кто будут жить в то [время], перенесут краткую смерть, и долго спать им будет не нужно, ибо тотчас же произойдет воскресение, [и тогда] все изменятся, то есть облекутся нетлением.

Однако существует и другое созерцательное толкование этого [места]: не все мы уснем, то есть достигнем упокоения и бездействия грехов, и не все усыпим наши страсти, согласно [сказанному]: я сплю, а сердце мое бодрствует ( Песн. 5:2 ) . Ведь написавший Песни Божественной любви имеет в виду, что тот, кто стал совершенно бездейственным по отношению ко всему чувственному и умственному, — тот бодрствует одним лишь сердцем, наслаждаясь одним лишь созерцанием Бога. Слова же все изменимся указывают на всеобщее изменение [в состояние] нетления.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся

Божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе. Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами вскоре во мгновении ока наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем ( 1Сол. 4:17 ) .

Свт. Иоанн Златоуст

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Окончив увещание касательно жизни, далее он по своему всегдашнему обыкновению, соединяя один предмет с другим, переходит опять к учению о воскресении тел и говорит: «говорю вам тайну» ( 1Кор. 15:51 ) .

О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить (апостол), и оказывает им великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных. Что же это такое?

«Не все мы умрем, но все изменимся». Смысл слов его следующий: «не все мы умрем, но все изменимся», даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными.

Свт. Феофан Затворник

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

Се тайну вам глаголю. «О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить Апостол, и оказывает слушателям великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных» (святой Златоуст). «Тайною называется, что не всем объявлено, но вверено одним друзьям». Посему Апостол утешает коринфян.

«Что же это такое: вси бо не успнем, вси же изменимся? – Смысл слов его следующий: не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, ибо и они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся этого, как будто не воскреснешь; есть, несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» (святой Златоуст). «Ибо не только скончавшиеся восстанут нетленными, но и остающиеся еще в живых облекутся в нетление» (Феодорит).

Свт. Филарет (Дроздов)

Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

То-есть: мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земли живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными; их тела, не подвергаясь смерти, изменятся из тленных в нетленныя, какия будут иметь и воскресшие из мертвых.

Переименовывая смерть успением и сном, богомудрые Мужи, без сомнения, хотели внушить своим последователям, что христианин должен смотреть на смерть не якоже и прочии, неимущии упования, что смерть не есть решительное отрицание жизни и погибель личности и бытия, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силою жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую безсмертную жизнь в день всеобщаго воскресения. Таким образом, если мы внимательны: то произнося слово: успение, мы напоминаем себе учение о безсмертии души и утверждаем себя в надежде воскресения и тела.

Смерть, где твоё жало? Эта строка из песни Бориса Гребенщикова Горный хрусталь (Кунсткамера, 1998) - цитата из первого послания апостола Павла к коринфянам

Песню «Горный хрусталь» можно услышать на концертах «Аквариума», даже до настоящего времени, сравнительно часто. И записанных версий у трека тоже наберётся, пожалуй, добрая дюжина. Что неудивительно, если учесть судьбу песни. «Горный хрусталь» был написан примерно в 1984 году и впоследствии нередко исполнялся на различных площадках. Студийная запись велась для альбома «Пески Петербурга», но в итоге песня туда не вошла.

Образный ряд «Горного хрусталя» вписывается в мифологию БГ середины 80-х: камни, «книги, понятные мне», ветер (кстати, северный, как в «Аделаиде»), солнце, луна. Но вот появляется необычный образ: «смерть, где твоё жало?». Смерть жалит, как пчела? Внимательные слушатели почувствуют подвох и окажутся правы: здесь скрыта цитата из Нового Завета.

В первом послании к Коринфянам апостол Павел, помимо многих других тем, подробно говорит о воскресении мертвых, которое вытекает из Воскресения Христова. Предлагая коринфским христианам образ воскресения, апостол и употребил аллегорию жала смерти. Предлагаю прочесть данный отрывок целиком для понимания контекста:

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, из которого Борис Гребенщиков позаимствовал фразу: Смерть, где твоё жало?

«Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. XV, 51–57).

Итак, по апостолу Павлу, смерть существует только для греха, христиан же, призванных Христом к святости, ожидает бессмертие и воскресение, когда вострубит последняя труба. Параллельно Павел полемизирует с иудеями, говоря, что закон Моисеев был дан в своё время, чтобы не допустить ещё большего греха, но после проповеди и Воскресения Христа закон упразднён, ему на смену пришла Божественная благодать (сравните «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI век).

Для нас же в контексте «Аквариума» важно, что Гребенщиков всегда активно использовал библейские, в основном – новозаветные образы. Из числа уже проведённых нами разборов можно вспомнить следующие аллюзии и отсылки:

Что Библия говорит об аде и бессмерти души.

Удивительно, но сегодня ещё есть люди, которые отрицают существование ада, как место вечного мучения грешников, и отрицают бессмертие души в целом. Но давайте посмотрим, что Писание говорит по этому вопросу? Начнём пожалуй с того, для кого предназначен ад:

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его :

Евангелие от Матфея 25 глава

Ад изначально предназначен сатане и его ангелам (демонам, бесам), в котором огонь вечный для вечного наказания. Люди не должны попадать туда, но тем ни менее, ад для тех, кто отвергает Бога. Либо человек с Богом в раю, либо без Бога в аду. Нет «золотой середины». Далее Писание говорит, почему люди там будут вечно страдать, потому что они получат новое, бессмертное тело:

51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными , а мы изменимся.

53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление , и смертному сему облечься в бессмертие.

1-е послание Коринфянам 15 глава

Что грешники, что праведники получат одинаковое нетленное (бессмертное) тело, только праведники будут жить в раю с Богом, а грешники в аду с диаволом.

9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою,

10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;

11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Откровение Иоанна 14 глава

Писание однозначно говорит, что покоя в аду не будет ни днём, ни ночью.

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,

44 где червь их не умирает и огонь не угасает.

45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,

46 где червь их не умирает и огонь не угасает.

47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,

48 где червь их не умирает и огонь не угасает.

49 Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится.

Евангелие от Марка 9 глава


12 И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

13 Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Откровение Иоанна 20 глава

5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6 Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью,

7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,

8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,

9 которые п одвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,

2-е послание Фессалоникийцам 1 глава

Так же очень познавательной является притча о богаче и Лазаре:

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках , он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём ».

25 Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Евангелие от Луки 16 глава

Ад, это место вечного мучения грешников и оттуда нет выхода. У людей есть шанс покаяться, чтобы избежать это страшное место, но используют его или нет, решают сами. Бог не хочет, чтобы люди туда попадали, но Он также не может силой кого-либо привести к Себе. Если человек сам отвергает Бога, говорит, что «я в Него не верю» или «я верю, но у меня вера в душе и нет времени на церковь и библию», то тем самым он сам себе закрывает двери в Божью обитель.

Со смертью, существование грешника не прекращается. Он лишь ожидает суда, который произойдёт в конце времён:

1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Даниил 12 глава

13 Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая.

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Так почему некоторые люди считают, что душа смертна и перестаёт существовать? Некоторые ссылаются на это:

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Бытие 3 глава

19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!

20 Все идёт в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.

Екклесиаст 3 глава

И как по мне, это странные аргументы, потому что в данных стихах речь идёт о теле человеческом, которое смертно. Но тело человеческое, не равно человек. Наше «я» - это наша душа, а она не может возвратиться в землю или превратиться в прах, потому что взята не оттуда.
Более того, если почитать дальше, то Екклесиаст говорит вообще странные вещи:

22 Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

Екклесиаст 3 глава

Это слова человека, явно не знающего Господа. «Живи сейчас, бери от жизни всё» - если перевести на современный язык. Ведь что говорит Господь о подобных людях?

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

20 Но Бог сказал ему: « безумный ! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Евангелие от Луки 12 глава

Отсюда и странные рассуждения Екклесиаста о том, что жизнь надо проводить в суете и в делах:

7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим.

8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

Екклесиаст 9 глава

От того он и говорит странные слова о существование жизни после смерти:

5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Екклесиаст 9 глава

Но что говорит Давид, помазанник Божий?

6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий.

7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.

8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя.

38 псалом – Псалтирь

8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.

9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

10 Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

61 псалом – Псалтирь

Далее в притчах сказано:

7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:

8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,

9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

Притчи 30 глава

Если Екклесиаст говорит о насыщении, то Давид и Агул (в притчи) говорят об обратном, говорят, что суета губит.

Так же, Господь весь новый завет говорит о том, что жизнь человека продолжается после его физической смерти и знания, и чувства у него остаются. Праведники получают награду, а грешники наказание.

Так же, Моисей и Илия являются хорошим примером того, что жизнь после физической смерти продолжается:

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

Евангелие от Матфея 17 глава

Другой известный пример, это разговор Саула с духом Самуила:

И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни через пророков, ни во сне, потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.
16 И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?

Читайте также: